Как сделать интересной автоматизацию звуков

Как сделать интересной автоматизацию звуков

Цель : познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

  1. Вводная беседа.

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

  1. Общие положения.

Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

  1. Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи.

Автоматизация звука в слогах.

Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

Например, при автоматизации звука [С] в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными [а], [ы], [о], [у] сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.

Автоматизация звуков в словах.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.

Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.

Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).

Старайтесь вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подберите по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно и утрированно).

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

Автоматизация звука в предложениях.

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

  1. Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.

Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Объединять картинки в группы можно по-разному. Например, рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету» – неживая, затем «ворону» – птица, потом «корову» – домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

«Слова вокруг нас»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.

Затем усложните игру – вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме: «Назови животных, в названии которых есть звук [Р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком [С]» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежки, стужа, санки).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в садик, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем – родным и знакомым.

Самое полезное для ребенка – ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Пусть занятия принесут малышу радость – от этого во многом зависит результат.

Семинар «Как сделать скучное интересным?» (игровые приемы в автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях)

Ирина Беляева
Семинар «Как сделать скучное интересным?» (игровые приемы в автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях)

Семинар «КАК СДЕЛАТЬ СКУЧНОЕ ИНТЕРЕСНЫМ?»

(игровые приемы в автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т. е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.

Особое значение имеет игра для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Эти дети часто бывают, раздражительны, упрямы, плохо вступают в контакт. Они много плачут и очень быстро утомляются. Работа с такими детьми должна быть организована на более высоком методическом уровне, с учётом психологических особенностей этих детей.

Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес, активизируются процессы восприятия, внимания, памяти, возможность плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной?

Сегодня мы познакомимся с некоторыми приёмами автоматизации поставленных звуков в речь. Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал.

Автоматизация любого звука включает в себя:

автоматизацию изолированного звука

автоматизацию звука в слогах

автоматизацию звука в словах

автоматизацию звука в словосочетаниях

автоматизацию звука в предложениях

автоматизацию звука в связной речи

Условно можно разделить эти приёмы на четыре группы:

• Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;

• Приёмы на основе продуктивной деятельности детей;

• Приёмы с использованием информационно-компьютерных технологий;

• Приёмы, предусматривающие использование различных предметов;

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з – комарик звенит, р-р-р – собака рычит, ш-ш-ш- змея шипит, то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие. (показ карточек)

Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики.

Во-первых, нам могут помочь наши пальцы и пальцы ребёнка.

Я предлагаю следующие упражнения, не требующие специальной подготовки, что немаловажно в нашей работе.

Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики.

«Колечки» («Пальчики здороваются»). Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.

«Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

«Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово.

«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).

«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.

Для упражнений «Колечки», «Крыша», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [л] – «ласковый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом. Ласковый голос, ласковая мама, ласковый котёнок и т. д.

«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

Если ребёнок любит рисовать или лепить, то ему отлично подойдут упражнения из второй группы приёмов. Это самая творческая группа. Автоматизация звука происходит в процессе продуктивной деятельности (когда результат деятельности какой-нибудь продукт – рисунок, аппликация и т. д.). Можно назвать следующие приёмы – рисование палочек, клеточек, кружочков, камешков, цветочков при одновременном произнесении материала. Интереснее будет, если это рисование будет по заданию. Например, нарисуем забор, чтобы коза не зашла в огород. Ребёнок проговаривает слово и рисует палочку – дощечку забора. Рисовать можно чем угодно: мелом, карандашами, красками. Можно рисовать на песке, манке. Лепка шариков из пластилина.

Читайте также:  Презентация: Автоматизация звука (Ль)

Можно раскрашивать трафареты на заданный звук, оречевляя свои действия (дальнейший этап автоматизации) Например: я раскрашиваю красным карандашом красивый паровоз…

Самая большая группа приёмов – упражнения с различными предметами.

Песочные часы – проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок.

Юла (маленький волчок) – проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.

«Ступеньки» Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам

вверх и вниз, правильно повторяя звук. Ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек.

«Пианино» – клавиши могут представлять собой кружки из наждачной бумаги, пуговицы (положительное влияние заключается в том, что при произнесении слогов, слов, движения пальцев по «клавишам» способствуют развитию концентрации зрительного внимания в ходе слежения глазами за пальцами и синхронизации движения пальцев руки и речи, такие упражнения очень важны в практике предупреждения темпо – ритмических нарушений речи.

«Скажи столько же раз». Бросить кубик, посчитать точки сказать заданный звук столько же раз (опора на зрительный анализатор); выбрать одну из перевернутых карточек, посчитать сколько нарисовано кружков (квадратиков, цветочков т. п.) проговорить звук столько же раз; ребенок закрывает глаза, логопед ударяет несколько раз пальцем по ладошке ребенка –ребенок считает и проговаривает звук нужное количество раз (опора на кожно-кинестетический анализатор).

Массажный мяч – проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием.

Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).

Бусинки – собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р].

Прищепки – цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.

Мозаика – собираем несложные узоры. Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение, чтобы заработать деталь.

Мыльные пузыри – вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.

Мяч (лови – бросай) Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому.

Песенка ребёнок поёт знакомую песенку, используя вместо слов звуки с отрабатываемым звуком (можно использовать в режимных моментах, например при одевании на прогулку)

Су-джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.

Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

Тихо-громко. Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо. (можно построить из строителя)

«Прошагай по дорожке».

Прошагать по дорожке нужно двумя пальцами: сначала большим и указательным, затем указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем. Шагать по дорожке можно и нужно и левой, и правой рукой, снизу вверх и сверху вниз.

«Проведи слог по звуковой дорожке»

Одна «дорожка» – ровная: идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая «дорожка» ведёт «по кочкам»: слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья «дорожка» ведёт «в гору»: в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче, а «на вершине горы» – очень громко.

Скакалка – на каждый прыжок называем слог.

Сортировка мелких предметов. В большой ёмкости перемешаны различные мелкие предметы. Это могут быть макароны разных сортов, фасоль, разноцветные пуговицы или бусины. Понадобятся и более мелкие ёмкости по количеству сортов предметов. Взрослый даёт задание, например, разложить пуговицы по размеру. Если ребёнок берёт крупную пуговицу, то он проговаривает слог «ра», если мелкую – то «ру», пуговицу среднего размера – «ро». Можно предложить припоминать слова с заданным звуком в начале, середине, конце. Данное упражнение позволяет не только автоматизировать звук в речь, но и прекрасно тренирует мелкую моторику и психические процессы: мышление, внимание, восприятие.

«Альпинист». На верёвке или шнурке (4-6 мм) завязываем 4-8 узелков. Верёвку подвешиваем вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазании по канату) и так двигается дальше. На каждый узелок ребёнок называет заданный звука (слог, слово).

«Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком «Р».

Цель игры: автоматизация звука «Р» в словах.

Для данной игры вам понадобиться шнурок или бельевая веревка. Вы называете ребенку слова со звуком «Р». Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узел.

Данную игру можно усложнить таким образом:

называете не только слова со звуком «Р», но и без него, ребенок на слух должен выделить только слова с заданным звуком

«Развяжи узелки» На верёвке или шнурке (4-6 мм) завязываем 4-8 узелков. Развязывает проговаривая слова.

Для автоматизации звуков отлично подойдёт приём с использованием игрушек. Некоторые из них можно использовать для автоматизации изолированных звуков. Например, как рычит тигр – [р-р-р], как гудит самолёт – [л-л-л]. Можно учить игрушку говорить. В этом случае взрослый и ребёнок проговаривают речевой материал для игрушки.

Для автоматизации звуков (особенно в изолированной позиции) можно использовать различные дорожки и лабиринты. Их можно встретить в детских журналах, в интернете или нарисовать самим. Ребёнку предлагается произносить заданный звук до тех пор, пока он «бежит» по дорожке.

Можно выложить дорожку цветными камешками или ракушками для какого-нибудь героя.

«Волшебные очки» Представь, что у нас есть волшебные очки, когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим, розовым, голубым, жёлтым, в зависимости от автоматизируемого звука). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный забор и др.

«Ромашка». Собрать цветок с картинками на лепестках на заданный звук (серединка)

«Украсим Ёлочку»

«Логопедические улитки» (показ картинок)

Автоматизация с пиктограммами (отрабатывается грамматика и падежные окончания)

«Загадочные картинки» (кто здесь нарисован на заданный звук)

Для развития фонематического слуха полезна игра со «Звукоедом», который похищает звук из слова, а дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла…а – глаза; к…от – крот….Это трудно но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем.

Пройди на лыжах». Ребенок ставит ноги в коробки из под обуви, шагает как на лыжах от одного конца комнаты до другого, проговаривая предложение или чистоговорку.

«Настольно – печатные игры»

Автоматизация звуков с помощью мнемокарт и мнемотаблиц

Комарова Альбомы для автоматизации звуков

На этапе автоматизации в связной и самостоятельной речи большое внимание уделяется составлению рассказов по картине и по серии картин, пересказы и рассказы, пересказы-драматизации, стихи-драматизации (т. е. по ролям, диалоги с пальчиковыми куклами.

Самая современная группа приёмов – это конечно специальные компьютерные игры. Они несомненно заинтересуют ребёнка. (Логопед с помощью экрана и ноутбука демонстрирует игры для автоматизации звуков).

Фантазируйте, придумывайте жесты и движения вместе с детьми, превратите этот процесс в увлекательную игру. Важно не забывать про основную цель занятий – правильное произношение звука, постоянный контроль и исправление. Забавные стихи с движениями – это и речевая зарядка, и физкультминутка во время занятий, и веселая утренняя гимнастика, и просто забавная игра.

В литературе можно найти много скороговорок, потешек, дразнилок, небольших стихов и диалогов, которые можно с успехом использовать. Но не стоит заучивать все подряд, лучше выбрать те, которые понравились ребенку.

Очень важно не переиграть, вовремя остановить игру. Это как прием вкусной пищи – «Лучше НЕДО, чем ПЕРЕ!» – золотое правило игры. Пусть ребенок сохранит живой интерес к игре и острое желание продолжить ее снова.

Многие выше перечисленные приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость.

Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя – логопеда!

Список литературы:

1. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Автоматизация звуков у детей. Комплект из четырех альбомов /-М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007

2. Е. А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопедов / -М. : Владос, 2001

3. В. А. Якунина Трудные звуки и буквы Ж и Ш. Библиотека логопеда/-М. ,Издательство «ТЦ СфЕРА», 2014

4. Н. Ю. Костылева Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики/-М., Издательство «ТЦ СфЕРА», 2014

5. Ю. А. Фадеева, Г. А. Пичугина. И. И. Жилина Игры с прищепками: творим и говорим/-М., Издательство «ТЦ СфЕРА», 2014

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на чудный остров» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях «Путешествие.

Игровые упражнения для автоматизации звуков в словах Игровые упражнения для автоматизации звука в словах. Автоматизация звука – это закрепление правильного произношения звука в речи. После постановки.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложениях Занятие проводится на материале лексической темы «Лето. Лес». Задачи: Коррекционно-образовательные: – Закреплять произношение звука [л’].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: – закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: – закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях» Цель: – закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ]; – автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях; – учить.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке.» Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации.

Конспект занятия по автоматизации звука Л в слогах и словах «Поможем дедке вытащить репку» Задачи: 1. Автоматизировать звук Л в слогах и словах. 2. Развивать фонематический слух. 3. Развивать навык звукового анализа слова. 4.

Семинар для воспитателей «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» Цель: применение игровых приемов в образовательном процессе. Задачи: 1. Показать воспитателям значимость использования игровых приемов в.

«Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным»

    Полина Головцына 3 лет назад Просмотров:

1 «Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным»

2 Этапы работы над звукопроизношением 1-й этап подготовительный; 2-й этап постановка звуков; 3-й этап автоматизация: закрепление звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях; 4-й этап дифференциация оппозиционных звуков; 5-й этап автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи.

3 «Поющая веревочка» Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, тесемки разные по фактуре) по нарисованной линии, тянем звук. «Дорожка» На стене прикреплена схема: длинная полоса, короткие полосы, точки. Ребенок передвигает по этим линиям игрушку, символизирующую звук, произносит звук соответственно длительно, коротко или отрывисто.

4 «Пазлы» Ребенок собирает картинку из пазлов (постройку из конструктора). Деталь он может взять только если правильно произнесет звук (слово, словосочетание, предложение). «Говорящий карандаш» Рисуем, обводим разные линии и тянем звук. В этом и других заданиях, требующих рисования, используем прозрачные пластиковые папки.

5 «Упражнение с волчком» Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки. Пока волчок крутится, ребенок произносит отрабатываемый звук. «Шарик» 1 в. Во время произнесения звука дети перекатывают (перекладывают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик (деревянный, пластмассовый, каучуковый, стеклянный, металлический). 2 в. Мячик- ѐжик прижимают к столу указательным пальцем, затем перекатывают к среднему, безымянному, мизинцу. При нажатии называют нужный звук. 3 в. Прокатывают мяч, машинку, пытаясь попасть в ворота, проговаривая звук.

6 «Ступеньки» 1 в. Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук. 2 в. Ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним. «Раз шажок, два шажок» 1 в. Ребенок указательным и средним пальцами шагает по нарисованным кружочкам, цветочкам, листочкам, проговаривая отрывисто нужный звук. 2 в. Пальчики шагают по отверстиям кухонной решетки. 3 в. На пальчики надевают печатки. Ребенок смачивает их в красках и шагает по листу, оставляя следы. На каждый шаг называет звук. 4 в. Ребенок шагает по комнате, называя звук на каждый шаг (также слог, слово).

Читайте также:  Звук (З) - постановка и автоматизация

7 «Скажи столько же раз» 1 в. Бросить кубик, посчитать точки, сказать заданный звук столько же раз (опора на зрительный анализатор). Выбрать одну из перевернутых карточек, посчитать, сколько нарисовано кружков (квадратиков, цветочков т. п.), сказать звук столько же раз. Использовать рисунки в условиях наложения, зашумления. Например, найти только кружочки, посчитать, сказать звук столько же раз. 2 в. Послушай, сколько раз взрослый хлопнет, топнет, ударит в бубен и т. п. и скажи столько же раз нужный звук (опора на слуховой анализатор). 3 в. Ребенок закрывает глаза. Взрослый ударяет несколько раз пальцем по ладошке ребенка. Ребенок считает и проговаривает звук нужное количество раз (опора на кожно-кинестетический анализатор).

8 «Таблицы» Ребенку предлагаются таблицы с разными рисунками (типа корректурных проб). Обводя определенный рисунок, ребенок произносит длительно звук. Можно зачеркивать рисунок, можно просто дотрагиваться пальчиком и произносить звук отрывисто. «Цветные бусинки» (на резинке) На резинке прикреплены цветные бусины. Ребенку нужно щелкать пальчиками только по бусинам определенного цвета, называя нужный звук.

9 «Картинка правильных звуков» Нарисовать или взять готовую раскраску состоящую из мелких элементов. Ребенок может раскрасить один элемент, если правильно произнесет звук. «Разноцветные прищепки» На стене прикреплены шнурки четырех цветов. Ребенок достает из мешочка прищепку, закрепляет ее на веревке соответствующего цвета и произносит звук. Количество вариантов работы с прищепками и цветными шнурками зависит от фантазии взрослого.

10 «Живые игрушки» 1 В. Использовать маленькие игрушки, символизирующие разные звуки. На столе или на полу разложить цветочки, листочки, облака, домики и т. п. по всей поверхности. Ребенок берет игрушку, например, машинку, и, передвигая ее от домика к домику произносит звук [Р]. 2 В. На домиках (листочках, цветочках и т.д.) пишем гласные буквы. Ребенок берет игрушку и передвигая ее от домика к домику произносит автоматизируемый звук. Когда он приближает игрушку к домику с буквой, он добавляет гласный звук после автоматизируемого. Получается слог (шшшшшша, шшшшшо и т.д.)

11 Узоры Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово. Су-джок Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал. Пирамидка Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, прого варивая слоговые ряды, слова

12 Часики Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько покажет стрелка на часиках. Бусы Ребенок перебирает крупные бусины, желуди, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал. Счеты Ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колесика.

13 Тихо – громко Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой тихо. Песенка Ребенок поет знакомую песенку, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком.

14 Автоматизация звука [Р] на уровне слогов А Р Ы О У Р

15 Упражнение «Четвѐртый лишний»

16 Упражнение «Посчитай»

17 Упражнение «Подбери слово- предмет» Красивый, ядовитый Спелый, сочный Холодное, вкусное Разноцветные, легкие Маленький, трудолюбивый Праздничный, сладкий

18 Автоматизация звука [р] на уровне чистоговорок Ра-ра-ра вот высокая Ро-ро-ро потерял петух Ру-ру-ру мышка спряталась в Ры-ры-ры у ребят в руках

19 Автоматизация звука [р] в словах со слогом «дра»

20 Помоги Дракоше завести двигатель своей машины: дррррр.

21 Помоги Дракоше доехать на машине до буквы «А» без аварии и назвать слог: «дррра».

22 Игра «Гонки»: соревнуемся с Дракошей, кто дальше проедет на своей машине.

23 Пальчики здороваются»: дра-дра-дра (поочерѐдное соединение пальцев с большим пальцем).

24 Повтори и продолжи: шляпа из драпа драповая шляпа, а пальто из драпа -, юбка из драпа -? Про что можно сказать: драгоценный, драгоценная, драгоценное?

25 Сосчитай до 5 слова: дракон, драчун, драгоценность. Образец: один дракон, два дракона, три дракона, четыре дракона, пять драконов.

26 Измени по образцу: игра с мячом. Взрослый кидает мяч и называет местоимение. Ребенок ловит мяч, повторяет местоимение и продолжает фразу. Я дразню попугая. Ты дразнишь попугая. Он дразнит попугая. Мы дразним попугая. Вы дразните попугая. Они дразнят попугая.

«Игровые приемы автоматизации звуков на индивидуальных занятиях с детьми»

(Из опыта работы)

Речь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию пра­вильного произношения зву­ков. Четкое, верное произно­шение необходимо для уверен­ного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и даль­нейшего обучения. Ошибки в произношении звуков поможет исправить логопед, но к поста­новке звука он приступает тог­да, когда ребенок научится легко, быстро, правильно вос­производить основные движе­ния и положения органов ар­тикуляционного аппарата, не­обходимые для данного звука, четко отличать правильное зву­чание от искаженного на слух. К автоматизации поставленно­го звука следует переходить лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предва­рительной подготовки, без по­иска нужной артикуляции по­ставленный звук.

Педагоги знают, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Откажитесь и от совсем «невкусных» слов «давай заниматься». Замените их на заманчивое «давай поиграем». Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам, увлечениям.

Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент.

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Игра позволит вам сменить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т.д. конечно основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.

Предлагаю несколько игр со звуками.

– Автоматизация звука «Ч» изолированно по пособию М.А. Леоновой, Л.М. Крапивиной «Первые шаги в страну букв и звуков»

Слышен гром издалека,

Тучек в небе нет пока.

Это разгоняя пух,

Поезд мчится: ч- ч -ч!

Далее обыгрываю данную ситуацию с ребенком.

Автоматизация звука в слогах – важный вид работы, заключающийся в многократном повторении за логопедом. К этому процессу я подключила зрительный и тактильный анализаторы. Это дало возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.

– Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно и т.д.

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками. (Еж)

С хозяином дружит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака)

– Помочь зверюшкам – героям загадок добраться к их любимой еде, проводя пальцем по линиям и произнося слоги.

В работе над автоматизацией звука в слогах использую игрушки из киндер-сюрприза. Дети очень любят эти забавные игрушки и стараются произносить звуки правильно.

Так же я использую игры:

– «Солнышко и дождик»,

– «Соберем землянику для белочки» и т.д.

Закрепление знания цвета также включаю в занятия на автоматизацию звука в слогах.

– Скажи столько раз слог СА, сколько красных карандашей.

– Выбери красные фишки и скажи столько же раз слог СО .

Указательным пальцем нажимай на желтые «клавиши» и произноси слог ША.

При автоматизации звуков в словах я использую настольные игры с игровым сюжетом, которые позволяют добиться положительного эмоционального фона.

Игровое поле помещено в файл, на поле изображен большой жук. Во время произношения ребенок фломастером рисует кружки на изображении жука, «украшая» его.

Инструкция. Жил-был жук, летал с травки на травку и жужжал свои песенки. Однажды прошел сильный дождь и смыл у жука нарядный костюм, он теперь не может жужжать. Укрась жука так, чтобы он смог жужжать и летать. После каждого слова нарисуй жуку на спине кружочки.

Эффективными приемами работы над звуками на этапе их автоматизации является использование мнемотехники. Мнемотехника – это техника, облегчающая запоминание и увеличение объема памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Основой мнемодорожек послужили известные чистоговорки скороговорки и стихи.

Игра словом в скороговорках тоже становится источником веселья. И потому в своей работе я использую потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки, которые дают положительный результат, т.к. отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры.

Следующим игровым приемом может послужить работа со счетными полочками. Она помогает разнообразить процесс автоматизации звуков, превращает занятие в интересную игру, создавая развивающую среду, способствует двигательной активности, что так необходимо детям с речевой патологией.

Процесс выполнения задания можно разделить на несколько этапов:

1. Сначала логопед разучивает с ребенком стихотворение или потешку с автоматизируемым звуком.

2. Затем ребенку предлагается проиллюстрировать этот текст выкладыванием картинки из счетных палочек по образцу.

3. После этого, когда картинка готова, ребенок вновь самостоятельно рассказывает стихотворение, а также контролирует поставленный звук на протяжении всего текста.

Игра «Веселые картинки»

– Сложи картинку по образцу и выучи стихотворение наизусть.

– Назови кошку разными ласковыми названиями так, чтобы в них был звук «С».

Ест киска суп из миски

Сыта киска, пуста миска.

Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.

И еще один совет: умейте всегда во время остановить игру. Очень важно не переиграть. Это как прием вкусной пищи – «лучше НЕДО, чем ПЕРЕ» – золотое правило игры. Пусть ребенок уйдет от вас с живым интересом к игре и острым желанием продолжить ее завтра.

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Деление слов на слоги»

Тема занятия: Деление слов на слоги.

– закрепление навыка правильного деления слов на слоги на слух;
– упражнение в образовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей;
– совершенствование словарного запаса по теме «Животные»:
– развитие чувства ритма, фонематических представлений;
– воспитание интереса к занятию, безопасного поведения на детской площадке (во дворе).

– карточки с лишней буквой;
– таблица гласных;
– пособие «Федя» — артикуляция гласных;
– наборы для анализа слов;
– пособие «Дворец»;
– предметные картинки- животные;
– картинки и «монеты» — схемы слов к игре «Магазин»;
– игра — лото «Основы безопасности»;
– плакат настроений.

Ход логопедического занятия.

1. Организационный момент.

– Сядет первым тот, кто назовет лишнюю букву на карточке (среди гласных одна согласная или наоборот).

– Ребята, что вы знаете о звуках? (Звуки слышим и произносим.)
– Какими бывают звуки?
– Назовите гласные.
– Какой звук произносит Федя? (Учащиеся определяют по артикуляции гласные и произносят).

3. Основная часть занятия.

– Сегодня мы будем определять количество слогов в словах, а помогать нам будут гласные.

1) Игра «Слово или слог?»

– Угадайте, что буду называть: слово или слог? Если услышите слово, то поднимите длинную полоску, а если услышите слог, то — короткую.

Палка, ко, лак, са, сани, утка, глаза, вил, вилка, пар.

2). Игра «Засели дворец».

– Сейчас мы будем заселять животных. На первом этаже будут жить животные, в названии которых 1 слог, на втором этаже – в названии 2 слога, на третьем — в названии 3 слога. /Учащиеся по очереди выходят к доске, выбирают картинку, определяют количество слогов хлопками/.

Мышка, лось, лягушка, собака, лиса, корова, волк, кот.

3) Физкультминутка с мячом «Кто у кого».

– У коровы — …(теленок, телята).
-У лягушки — …(лягушонок, лягушата).
– У волка — … и т.д.

4) Работа в тетрадях.

– Определить количество гласных в слове, начертить схему, подписать гласные буквы.

– Какое правило о гласных вы знаете? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Учащиеся по очереди выходят к доске.

Куры, курица, ток, мыла, горы, лимоны, вата.

5) Пальчиковая гимнастика.

– Наши пальчики устали, сейчас немного отдохнут.

Здравствуй, солнце золотое! /постукивают большими пальцами/
Здравствуй, небо голубое! /указательными пальцами/
Здравствуй, вольный ветерок! /средними пальцами/
Здравствуй, маленький дубок! /безымянными пальцами/
Мы живем в одном краю – /мизинцами/
Всех я вас приветствую!
(Т. Сикачева)

– А теперь мы представим, что пришли в магазин. У каждого из вас несколько «монет», на которых изображены схемы слов. Вы можете купить только то, что подходит к вашей схеме.

Учащиеся объясняет: «4 слога – ку-ку-ру-за. Я куплю кукурузу».

7) Беседа о безопасном поведении на детской площадке (лото для детей и родителей).

Рассматривание картинки, изображающей безопасную ситуацию.

– Ребята, кого видите на картинке?

Читайте также:  Характеристика воспитателя на ребенка (для обследования в ПМП Консультации)

– Что делают герои?

Затем дети выходят к доске, выбирают маленькие картинки с опасной ситуацией и объясняют, что происходит с героями, почему их поведение может быть опасным, как надо поступать в подобных случаях.

4. Итог занятия логопедического занятия.

– Что учились делать на занятии?

– Какие задания понравились, а какие не понравились?

– Покажи свое настроение на плакате.

Список использованной литературы:

1. Лото для детей и родителей. Основы безопасности /под редакцией к.п.н. Писаренко Н.В./ ООО «ДЦР» Умка».
2. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ Л.П. Савина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.

Кочепасова Галина Владимировна, учитель-логопед,
МБОУ СОШ № 3, город Рассказово, Тамбовская область

Логопедическое занятие по теме “Слоговой анализ и синтез слов”

Презентация к уроку

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;
  • отработать навык выделения гласных звуков из слов;
  • развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;
  • учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;
  • активизировать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое восприятие и навыки запоминания слов;
  • развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;
  • развивать зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать стремление к результату деятельности;
  • воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Здоровьесберегающие:

  • использовать элементы двигательной активности;
  • использовать глазодвигательные упражнения.

Оборудование: Гномы Бим и Бом, предметные картинки на слова различной слоговой структуры, карточки со слогами, пособие “Слоговой поезд”, слайдовая презентация, мультимедийная установка.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед:

Здравствуйте, ребята!
Что придумал гномик нам,
Догадайтесь по слогам?
Сядет тот, кто назовет
В каждом слове первый слог.
призы – при;
ключик – клю;
черепаха – че;
ниточка – ни;
ящерица –я.

На доске выставляем слоги.

Слайд 3.Отработка навыка деления слова на слоги.

II. Постановка цели занятия.

1. Закрепление понятий слог, слово. Отработка навыка деления слова на слоги.

Логопед: Перед нами части слов. Отработка навыка деления слова на слоги.

Кто сложить их все готов?
Без них прожить никак нельзя,
Они как добрые друзья!
Всегда утешат, подбодрят,
Без исключенья всех ребят!

Узнали, что приготовили нам гномики? – Приключения!

Сколько слогов мы сложили? Сколько слогов в слове при-клю-че-ни-я? – 5;

А сколько гласных букв в этом слове? – 5.

Совместно формулируем правило, записываем на доске и в тетради.

Слайд 3. Примеры определения количества слогов.

III. Основная часть.

1. Работа в тетради. Уточнение гласных.

Нет для голоса преград,
Звуки далеко летят,
Гласными мы их зовем,
Свободно тянем и поем.

Гномик придумал секретный шифр, он записывает только гласные буквы из слов.

Слайд 5, 6. Работа по выделению гласных звуков из слов.

2. Определение количества слогов в слове. Активизация словаря.

Логопед:

Мы на поезде поедем,
Всех друзей с собой возьмем.
По вагонам всех рассадим,
Место каждому найдем!

Слайд 7. Отработка навыков определения количества слогов в словах.

Если в названии картинки один слог, посади героя в первый вагон (одно окно), два слога – во второй (два окна).

Лиса, кукушка, жук, слон, цыпленок, щенок, белка.

3. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.

Логопед:

На пути у нас слова,
Сразу их понять нельзя.
Слоги мы перевернем
И у слова смысл найдем.
У меня в руках ки-ру,
Я порядок изменю (меняем карточки со слогами) – руки.
Ка-ут, тух-пе, га-кни, жа-лу, ник-чай, тел-дя.

Слайд 8. Определение последовательности слогов в словах.

Делаем вывод о необходимости соблюдать порядок слогов в слове.

4. Развитие фонематического слуха. Обогащение словарного запаса. Работа над обобщением.

Логопед:

Подскажи словечко.
Каша, катер, ежевика –
Слог ты общий назови-ка.
Повтори слова пока.
Ну, конечно- это “КА”.
Собираем урожай,
С “КА” слова ты начинай!
– Здесь весною было пусто,
Летом выросла . КАПУСТА;
– Собираем мы в лукошко
Очень крупную . КАРТОШКУ;
– Тише, деточка, не плачь,
Я куплю тебе . КАЛАЧ;
– Вот пищит малютка-мышь,
“Растрепался мой”. КАМЫШ.
– Вот зеленый толстячок,
Крупный гладкий . КАБАЧОК;
– Юркнула лягушка в грязь,
А над ней проплыл . КАРАСЬ.

Слайд 9. Картинки: капуста, картошка, калач, камыш, кабачок, карась.

Какие слова не относятся к сбору урожая (не овощи).

5. Физминутка.

а) упражнения для глаз.

Мы тихонечко сидим и за ежиком следим;

Слайд 10. Ёжик бегает по периметру экрана, круговые движения, “восьмерки”.

б) двигательные упражнения. Дифференциация понятий “СЛОГ-СЛОВО”.

Логопед:

А теперь мы поиграем,
Слог от слова отличаем.
Слово смысл в себе несет,
Слог в составе лишь идет.

Что длиннее, больше слог или слово? – слово – руки в стороны, слог короткий – руки вперед. Слушайте то, что я скажу. Покажите, слог это или слово.

НО, БЫ, НОС, СА, ИТ, КОТ, СЫР, КРА, ЛИ, ДОМ.

Слайд 11. Иллюстрации к словам.

6. Чтение слов со сложной слоговой структурой.

Отработка навыка слияния слогов. Развитие зрительной координации.

Тренировка слухоречевой памяти.

Логопед: слоги связаны ниточкой дружбы. Прочтите слова, назовите количество слогов.

7. Упражнение в словообразовании и словоизменении. Грамматическая работа.

Преобразование слов путем наращивания слоговой структуры.

Работа в тетради.

Логопед:

Cлоги – маленькие феи,
Превратить слова сумели.

Слон один и слог один, назовите ласково – слоник – 2 слога, если их стало много- слоники – 3 слога. Запишите цепочку в тетрадь, подчеркните гласные буквы, поделите на слоги.

Слайд 15. Слон-слоник-слоники,

Слайд 16. Дом-домик-домики.

Слайд 17. Стол-столик-столики;

8. Работа над связной речью.

Совершенствование навыка определения позиции слога в слове.

Развитие слухоречевой памяти.

Логопед:

Pечь моя текла, как речка,
Но рассыпалось словечко,
По порядку разложи слоги в слове
Раз,два,три.
Если черточка одна,
В слове первой стать должна.

Слайд 18.

  • Мы совершили увлекательную гул про ку.
  • Гномы приготовили для нас дар по ки.
  • Молчун принес волшебный даш ран ка.
  • Весельчак нарисовал для всех ны кар ти.

IV. Подведение итога занятия.

За правильный ответ дети получают наклейку с изображением гномов.

-какое правило помогает определить количество слогов в слове?

– если в слове 1 гласный звук, сколько в слове слогов?

– в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?

– если в слове 2 гласных звука, сколько в слове слогов?

– в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?

– в слове 1 слог, сколько в нем гласных звуков?

Логопед: мы отлично потрудились, надеюсь, вам понравилось наше занятие? Спасибо, до свидания.

Список литературы.

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 – 37 с.,165 с.
  2. Ефименкова Л,Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 – 93-95 с.
  3. Лопухина И.С. Логопедия,упражнения для развития речи. – СПб.:Дельта, 1997. 336 с.

Конспект группового логопедического занятия на тему ‘Деление слов на слоги, составление слов из слогов’ (1 класс)

Конспект группового логопедического занятия

Тема: Деление слов на слоги, составление слов из слогов.

Упражнять в различении слогов и слов.

Дать понятие об открытых и закрытых слогах.

Дать ученикам представление о слогообразующей роли гласного, упражнять в выделении гласного из слов.

Упражнять в словообразовании односложных слов в двусложные суффиксальным способом.

Учить делить двухсложные слова на слоги.

Упражнять в придумывании слов по заданному слогу.

Продолжать учить детей изображать слова графически – схемой.

Обогащать лексику учащихся словами весенней тематики.

Развивать фонематический слух, внимание и слуховое внимание.

Развивать мелкую моторику.

Развивать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: карточки со слогами и шнурочки, карточки со слогами и словами, карточки с предложениями, иллюстрации капели (демонстрационные и раздаточные), символы открытых и закрытых слогов, мяч, тетради, ручки, игра «Соедини одинаковые по форме шарики ниточками», карточки со словами, карточки с предложениями, ножницы, конверты на каждого ученика, цветные карандаши.

У каждого ребёнка – лежат 4 слога: СЛО, ГИ, СЛО, ВА (слоги перемешать).
Логопед предлагает сложить из них слова, соединив их верёвочкой (через дырочки).

– Прочитайте слова! Это будет темой нашего занятия! Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить? (О словах и слогах)

II. Понятие о закрытых и открытых слогах

– Слоги бывают ЗАКРЫТЫМИ и ОТКРЫТЫМИ.
Логопед показывает демонстрационные карточки-символы этих слогов:
Замок и полуоткрытая дверь.
– Когда в конце слога воздух выходит свободно – это ОТКРЫТЫЙ СЛОГ: ПА, РУ, ЛО, ТУ, БЫ.
– А когда в конце слога воздух встречает преграду – это ЗАКРЫТЫЙ СЛОГ: ТЁЛ, КОС, КАР, МЕР, КОШ.
– Какой может быть преграда? (Зубы, губы, язык).

III. Развитие фонематического слуха и слухового внимания (работа с раздаточным материалом: карточками-символами слогов).

– Послушайте слоги и поднимите соответствующий символ: НА, ЛАП, ЗИ, ТУ, МАВ, ПА,КОФ, ЛОД, СТА, КОШ, БО, РАМ, РУ.

V. Составление слова из слогов

Логопед произносит слог КА (показывает карточку-слог).
– Вам понятно, что я произнесла? Почему?

Логопед соединяет 2 слога вместе на доске. Получается слово КАПЕЛЬ. Перевернув карточку, получается картинка этого слова.

Вывод: Сначала я произносила ЧАСТИ слова, поэтому было непонятно. Часть слова называется СЛОГОМ. Когда части соединились, получилось СЛОВО.

VI. Работа со словом. Штриховка

– Как вы понимаете слово КАПЕЛЬ? (Когда снег тает на крышах и на деревьях, превращается в капельки).
– В какое время года бывает КАПЕЛЬ? (Весной)

Апрель, апрель!
На дворе звенит КАПЕЛЬ.
Звонко капают КАПЕЛИ
Возле нашего окна,
Птицы весело запели:
«Чив-чив-чив, пришла весна!»

Штриховка капель цветным синим карандашом на индивидуальных карточках.

VII. Работа с карточками

– Прочитайте то, что написано на карточках, определите, где СЛОГ, а где СЛОВО.

1)ДРО 2)СКИ 3) ШУБ
СНЕГ ГОД ЛУЧ

4)ЛИСТ 5) САД 6)ЦВЕТ
ЖУР ЛЫВ БРО

Физкультминутка «Танец в кругу»

Мы сейчас пойдём направо дружно.
А потом пойдём налево дружно.
В центре круга соберёмся дружно.
И на место все вернёмся дружно.
Мы тихонечко присядем дружно.

Дети берутся за руки, становятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.

И немножечко приляжем дружно.

Дети складывают руки под щекой.

Мы поднимемся тихонько дружно.
И попрыгаем легонько дружно.

Выполнять движения в соответствии с текстом.

И похлопают ладони дружно.

Хлопают в ладоши.

Повернёмся мы направо дружно.

Не начать ли нам сначала дружно?

Дети снова берутся за руки.

Упражнение для глаз (выполняется за столами с индивидуальными карточками – слежение глазами за направлением рисунка с помощью указок).

Рисунок: ваза с весенними цветами – тюльпанами.

VIII. Работа в тетрадях и на доске: графическое изображение слов

– Каждое слово можно разделить на слоги с помощью хлопков.

Логопед показывает, как разделить слово ЖУК(один хлопок) – 1 гласная У.

– Значит, 1 слог. А теперь ласково называем слово ЖУК-ЖУЧОК (2 хлопка) – 2 гласные У,О. Значит, 2слога.

________________________ __________________________
У У О
__________ _________ ________
ЖУК ЖУ- ЧОК

Вывод: сколько гласных, столько и слогов (столько и хлопков).

– Вспомните, какое слово было у вас на карточке? (СНЕГ, ГОД, САД, ЦВЕТ, ЛИСТ, ЛУЧ).

Далее ученики по очереди отхлопывают свои слова.

– Каждый, кто будет выходить к доске, называет своё слово ласково и делит его на слоги с помощью хлопков (СНЕ-ЖОК, ГО-ДИК, СА-ДИК, ЦВЕ-ТОК, ЛИС-ТИК, ЛУ-ЧИК).

IX. Работа с карточками

Игра «Соедини карандашом одинаковые по форме шарики ниточками». Прочитать получившееся слово. Раскрасить шарики цветными карандашами. Вписать эти слова в клеточки. Разделить их чёрточками на слоги:

ЛУ-ЧИ РЕ-КА ТУ-ЧА РО-ЗА ВО-ДА

Физкультминутка с мячом. Игра «Доскажи словечко»

1) ЁЛ …(КА) СКВО-…(РЕЦ) ЦВЕ-…(ТЫ) ТРА-…(ВА) СЛО-…(ВА) ГНЕЗ-…(ДО)
2) РУ-… (ЧЕЙ) ПАЛЬ-…(ТО) КУРТ-…(КА) РУ-… (КА) ЛА-…(ПА) ДЕ-…(ТИ)
3) ВЕС-… (НА) ВЕТ-…(КА) ЗОН-…(ТИК) ШАП-… (КА) ЧЕР-…(ВЯК) КУС-…(ТЫ)

X. Работа в тетрадях: деление предложений на слоги

У каждого ученика – карточка с напечатанными предложениями. Хлопая в ладоши, чёрточками надо разделить предложения на слоги.

Лиза взяла зонтик.
Мама вела Машу.
Вова видел жука.
Птицы пили воду.
Вика рвала цветы.
Весной была капель.

XI. Изготовление игры: работа с ножницами

У каждого ученика на тарелочке лежит по 6 двусложных слов и ножницы. Слова нужно разделить хлопками и разрезать ножницами на части.
– Как называется ЧАСТЬ слова? (СЛОГ)
– Разрежьте слова на слоги!
Слова на карточках: НЕБО, ЛУЧИК, ЛУЖИ, ЛИСТОК, ВЕТЕР, ДОЖДИК.
– Сложите слоги в синие конвертики! Каждый сделал себе игру! Поиграете в классе с друзьями или дома с родителями. Можете добавить новые слова!

– Что нового вы узнали на занятии?
– Что такое СЛОГ?
– Что такое СЛОВО?
– Какое задание вам было интересно выполнять?

В конце занятия ученики берут карточки с капелью (штриховка), карточки с шарами (соединение линиями и раскрашивание) и игры в конвертах, сделанные самими детьми.

Ссылка на основную публикацию