Тематическое планирование в рамках реализации ФГТ

Комплексно тематическое планирование воспитательно образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с фгт

Главная > Тематическое планирование

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Комплексно – тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса

в дошкольном учреждении в соответствии с ФГТ

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9) приказом министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы ДО. ФГТ фиксируют структуру основной общеобразовательной программы, кроме того положения ФГТ являются основой структуры планирования образовательной деятельности. Выделим некоторые из положений:

« Программа должна основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса… »;

далее « Программа должна…предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов …;

далее « Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми . Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра ». В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребёнка дошкольного возраста : кроме игровой, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение (восприятие) художественной литературы.

Рассмотрим, что предполагает комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса .

В настоящее время в массовой практике используются три основных принципа построения образовательного процесса:

Кратко остановимся на каждом из принципов.

На сегодняшний день доминирует учебный принцип (или учебная модель) построения образовательного процесса. Эта модель является наиболее распространённой и традиционной для российского дошкольного образования. В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по ознакомлению с окружающим, математике, развитию речи, и другим «предметам» . Несмотря на включение игровых методов и приёмов, более свободной организации детей сущность учебной модели не изменилась. Организация специальных занятий по «предметам» – не тождественна организации различных видов детской деятельности , а деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях – не является совместной деятельностью взрослого и детей , т. к. главной составляющей занятия является воздействие взрослого на ребёнка , а главной составляющей совместной деятельности является взаимодействие , сотрудничество. Учебная модель организации образовательного процесса не является адекватной для детей дошкольного возраста, что доказывают труды классиков отечественной психологии (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

Таким образом учебная модель построения образовательного процесса противоречит теоретико – методологическим принципам ФГТ.

В предметно – средовом принципе построения образовательного процесса (ярким примером является система М. Монтессори) главной составляющей является дидактический материал, действие с которым, по мнению авторов, автоматически развивает ребёнка, соответственно, взрослому отводится второстепенная роль, опосредованная в зависимости от направленности дидактического материала.

Практика показывает, что в «чистом виде», как доминирующий основной принцип организации образовательного процесса, в современном ДО этот принцип применён быть не может, т. к. не осуществляется освоение социального опыта и культуры, недооценивается значение общения и взаимодействия ребёнка со взрослым для развития всех видов детской деятельности.

Однако предметно – средовой принцип применим к организации самостоятельной деятельности детей . Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно – развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально

Примерами построения образовательного процесса по комплексно – тематическому принципу служат вариативные программы:

программа «Золотой ключик» – где образовательный процесс, строится по сюжетно – событийному принципу;

программа «Сообщество» – где образовательный процесс представляет собой реализацию ряда проектов, каждый проект-это тема, которой объединены все виды детской деятельности.

По комплексно – тематическому принципу построена Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех», где основой организации образовательной деятельности является примерный календарь праздников (событий), тематика которых ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста.

Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод :

– учебный блок в прежнем его понимании не может и не должен присутствовать в практике ДО. – в основе должен лежать комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества , семьи , государства , кроме того, должны вызывать личностный интерес детей , положительное эмоциональное отношение . Принцип комплексно – тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организационных форм, различных видов детской деятельности.

Проведение занятий как основной формы организации образовательного процесса целесообразно в возрасте не ранее 6 лет.

Однако из данных положений вовсе не следует, что процесс обучения отменяется. Обучение является одной из главных составляющих дошкольного образования, наряду с воспитанием и развитием. В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие» не потому, что Министерство образования и науки РФ перешло на позиции «свободного воспитания» – отсутствие термина «занятие» обусловлено главной причиной: не спровоцировать понимание термина «образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности» в качестве той самой учебной деятельности, основной формой которой и являлось в прежней дидактике специально организованное занятие. На вопрос: «Что же, теперь занятия в детском саду отменяются?», авторы разработчики проекта ФГТ отвечают: «Вовсе нет, просто в само понятие «занятие» вкладывается иной смысл – увлекательное , занимательное дело , без отожествления с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса

Анализ требований ФГТ показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Потому что ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой.

Данный принцип начинался в качестве просто тематического, и его история в российском дошкольном образовании также насчитывает не один десяток лет. Например, работа «по организующим моментам» в начале 20-х годов ХХ века – это тоже разновидность тематического принципа. «Обновлению педагогического процесса в детском саду послужило введение планирования всей его деятельности. Главная задача нового планирования – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. В работе «по организующим моментам» главным была постановка цели, которая захватила бы детей на 2-3 недели: подготовиться к празднику, устроить цветник и огород и т.д.».

Однако в 50-80-е годы, данный принцип подвергся жесткой критике со стороны идеологов учебной модели. В качестве недостатков назывались такие моменты как:

поглощение выбранной темой всего образовательного процесса и, как следствие, заслонение ею остальных значимых общественных явлений,

эпизодичность темы в жизни ребенка: после прохождения тема считалась «отработанной», исчерпывающей, к ней больше не возвращались, следовательно она не оставляла глубокого следа в сознании детей.

Современные исследования педагогов, психологов, социологов свидетельствуют о том, что воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей.

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.

Кроме того, темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны вызывать и личностный интерес детей (по крайней мере, большей части группы), обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».

Комплексно-тематический принцип организации воспитательно-образовательного процесса позволяет учесть следующие принципы:
1. Принцип интеграции, тема проходит через все образовательные области, позволяет детям хорошо усваивать материал, накапливать полезную информацию, пополнять багаж знаний.
2. Принцип последовательности;
3. Принцип систематичности;
4. Принцип повторности.

Комплексно-тематический принцип организации воспитательно-образовательного процесса, объединяющий все виды детской деятельности в течение определенного промежутка времени эффективен в достижении поставленных целей. Реализация тематического плана шаг за шагом способствует не только выполнению планируемых результатов освоения детьми основной образовательной программы на данном возрастном периоде, но и реализации программы в целом.
Проектная форма реализации программы предусматривает активное подключение родителей в воспитательно-образовательный процесс, через включение в совместные мероприятия, праздники и подготовку к ним.

Организация образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа может проходить в разных вариантах:

организация разных видов деятельности подчиненных одной теме и на основе интеграции (охватывая все образовательные области).

Авторы разных программ предлагают свои варианты комплексно-тематического планирования.

Так, например, программа «Успех» (под редакцией Н.В.Фединой) предполагает реализацию комплексно-тематического принципа построения Программы на основе примерного календаря праздников, который обеспечивает:

«проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник – это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем или устраиваемый по какому-либо поводу);

технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.);

разнообразие форм подготовки и проведения праздников;

возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном периоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);

выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (органичное включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников);

основу для разработки части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса, так как примерный календарь праздников может быть изменен, уточнен и (или) дополнен содержанием, отражающим: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Праздники как структурные единицы примерного календаря праздников могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса событиями.

Авторы программы «От рождения до школы» (рук. авторского коллектива Н.Е.Веракса) рекомендуют одной теме уделять не менее одной недели. Оптимальный период – 2-3 недели.

В программе для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое следует рассматривать как примерное. Дошкольное образовательное учреждение для ведения регионального и культурного компонентов, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.

Тематика может быть распределена по неделям. Кроме того, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.

При выборе тем и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой («Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». – М.: Линка-Пресс, 2007):

Первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);

Второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

Третий фактор – события, специально «смоделированные» воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое?», «Что с ним делать?», «Как это действует?», «Где это можно встретить?»;

Четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приходящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.

Объективность: объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

Соотносительность: выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса ДОУ;

Результативность: четкое проявление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

Оптимальность: выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат;

Учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональная компетентность педагогов.

Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

В условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может быть единого плана воспитательно-образовательного для всех ДОУ. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом ФГТ, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей.

Тематическое планирование в рамках реализации ФГТ, тема недели «Дары осени»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд», «Физкультура»

Задачи:

Воспитательные:

1. Воспитывать умение работать в подгруппе, координируя свои действия с действиями партнёров; умение договариваться «Социализация» (1)

2. Воспитывать художественный вкус, культуру труда, стремление делать работу аккуратно, до конца, конструктивно правильно, воспитывать самостоятельность, любознательность Художественный труд» (1)

3.Воспитывать бережное отношение к природе, формировать понимание целесообразности и взаимосвязи в природе «Социализация» (2)

4. Воспитать уважение к хлебу и труду земледельцев, выращивающих хлеб — самое главное богатство страны. «Труд» (3)

Развивающие:

1. Развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на листе бумаги, находить альтернативные решения; развивать внимание детей «Познание» (1)

2. Активизировать речь детей: развивать умение составлять рассказ по плану – схеме, по картине, творческое рассказывание, упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных «Коммуникация» (1)

3. Развивать пантомимические навыки: создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. «Чтение художественной литературы» (1)

4. Развивать словарь, обогащая его названиями грибов «Коммуникация» (2)

5. Развивать мелкую моторику руки, формировать графические навыки. «Здоровье» (4)

6. Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопросы, строя предложение из 4-6 слов. Развивать навыки составления рассказа на основе личного опыта, активизировать названия овощей, упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, понимать образный смысл загадок, формировать грамматический строй речи «Коммуникация» (5)

Образовательные:

1. Закрепить в сознании детей обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», названия различных овощей и фруктов. «Познание» (1)

2. Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека: это источник витаминов и жизненной силы, очень вкусный продукт питания «Здоровье» (1)

3. Ознакомить детей со способами заготовки овощей и фруктов: консервирование, соление, маринование, приготовление варенья, компотов, соков «Труд» (1)

Читайте также:  Речь и мышление ребенка с ОВЗ с общим недоразвитием речи

4. Способствовать пониманию детьми смысла сказки, выявить заключённую в ней мораль. Учить домысливать, понимать «написанное между строк» «Чтение художественной литературы» (1)

5. Совершенствовать умения и навыки создания поделок в технике оригами; умение делать чёткие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали, выполнять базовую форму «Двойной треугольник». Обучать выполнению поделок с использованием схемы» «Художественный труд» (1)

6. Познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов: они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом для некоторых насекомых. Рассказать о строении грибов, рассказать, как правильно собирать грибы. «Познание» (2)

7. Закрепить правила первой помощи при отравлении «Здоровье» (2)

8. Закрепить знание цифр первого десятка, порядка следования чисел в натуральном ряду, закрепить навыки сложения и вычитания в пределах 10 с помощью арифметической линейки, упражнять в умении определять положение объекта на листе бумаги с помощью простейшей системы координат, формировать навыки чтения плана, развивать навыки ориентации с помощью простых ориентиров на листе бумаги «Познание» (2) 9. Уточнить представления детей о труде хлеборобов, закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. «Познание» (3)

10. Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщица, комбайнер, рабочие зернотока, пекарь), сельскохозяйственной техники (трактор, комбайн, сеялка, борона). Развивать связную речь детей. «Коммуникация» (3)

11. Закрепить навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10 с помощью арифметической линейки. Познакомить с измерением объёма сыпучих продуктов мерной чашкой. Закреплять знание цифр и порядка следования чисел в натуральном ряду. «Познание» (4)

12. Упражнять в умении делать булочки разной формы из сдобного теста, украсить своё изделие. «Художественное творчество» (4)

13. Закреплять правильное произношение звука «р», уметь выделять его в начале, середине и конце слова, выкладывать схему слова «Коммуникация» (5)

14. Продолжать знакомить детей с натюрмортом, рисовать с натуры разные овощи и фрукты; окружающий их фон, вазы, другие предметы. Подбирать нужные цвета для изображения овощей и фруктов, создавать нужные оттенки путём смешивания красок, развивать навыки рисования с натуры, развивать чувство композиции «Художественное творчество» (5)

Методы и приёмы:

Практические: д/и, д/у, игровые ситуации, игровые упражнения, физминутки, пальчиковая гимнастика, самостоятельная творческая деятельность детей.

Наглядные: алгоритмы, ТСО, наблюдение, рассматривание иллюстраций, презентаций, образец воспитателя

Словесные: загадки, , стихи, рассказ-беседа воспитателя, вопросы-ответы, художественное слово, рассказ по плану, ситуативный разговор, , беседа – рассуждение, объяснение воспитателя, составление рассказа по картине, рассказ воспитателя

Оборудование: наборы картинок с изображением овощей и фруктов, разрезные картинки, на которых изображены овощи и фрукты, серии картинок, на которых изображены стадии роста различных овощей, наборы сюжетных картин для составления рассказа, демонстрационные картины «В саду», На огороде», геометрические фигуры для выкладывания план – карты на магнитной доске; образец корзинки, схема выполнения поделки, цветная бумага для аппликации (1), костюм Лесовичка; картинки: ядовитые и съедобные грибы и ягоды; фишки красного цвета, разноцветные; 2 корзины; алгоритмы первой помощи при отравлении; аудиозапись В. Шаинского «Кузнечик»; план –карта на большом листе бумаги, разрезные картинки с указанием ориентиров движения, наборы цифр от 0-9, арифметические линейки, большая таблица10*5,в которой столбцы пронумерованы цифрами 1-9, строки буквами А,Б,В,Г, небольшие грибы с разноцветными шляпками (2). Хлебные изделия, колоски пшеницы и ржи, иллюстрации о труде хлеборобов, рассказ И. Токмаковой «Кем быть?», листы А4, цветные и простые карандаши, ластики, иллюстрации с изображением сельскохозяйственных машин, репродукции картин Г. Мясоедова «Страдная пора», И. Шишкина «Рожь»(3). Арифметические линейки (для каждого), таблицы математического кроссворда с зашифрованными словами (на каждую подгруппу), листы бумаги в крупную клетку с пронумерованными точками и образцами прописей (для каждого), простые и цветные карандаши (для каждого ребёнка); всё необходимое для приготовления теста: мука в сосуде, сметана в пластиковой банке; соль и сахар в небольших мисках; мерные чашки (100 мл); столовые и чайные ложки, материал для лепки: картинки с изображением изделий их теста, разделочные доски, пластмассовые ножи, тесто, противни, продукты для украшения булочек: изюм, кокосовая стружка… (4). Картинки (овощи, фрукты), муляжи овощей, игрушки– собака, бабушка; круги красного, синего и зелёного цветов для грамоты; кастрюльки. Горшочки, кувшины из картона, на тыльной стороне которых нарисованы овощи и фрукты. Репродукции картин И. Репина «Яблоки», А. Лентунова «Овощи», бумага, акварель, материалы для составления натюрморта: муляжи овощей и фруктов, вазы, кувшины (5).

Ремизова Наталья Юрьевна,
воспитатель

« Тематические проекты – как форма организации в образовательном процессе ДОУ» (проект методического сопровождения реализации ФГТ в МБДОУ Центр развития. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВсеволод Щуплов

Похожие презентации

Презентация на тему: ” « Тематические проекты – как форма организации в образовательном процессе ДОУ» (проект методического сопровождения реализации ФГТ в МБДОУ Центр развития.” — Транскрипт:

1 « Тематические проекты – как форма организации в образовательном процессе ДОУ» (проект методического сопровождения реализации ФГТ в МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад 127) Выполнила : старший воспитатель МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад 127 «Чайка» Стрежнева Ольга Юрьевна.

2 Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно- ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы. Многолетний положительный опыт использования технологии блочно- тематического планирования на базе нашего МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад 127 позволяет отнести её к группе современных технологий обеспечивающих развивающий аспект образовательной системы ДОУ и использовать в качестве эффективного средства разработки основной общеобразовательной программы в формате ФГТ. Программа «Сообщество» позволяет реализовать проектно – деятельностный подход и блочно – тематическое планирование

3 Трансляция опыта использования технологий блочно – тематического планирования, создающая объективные условия для освоение педагогами технологий через ФГТ Личностно – ориентированное взаимодействие педагога с детьми; Полилогическое и диалогическое общения педагога с детьми; Проблемно-поисковые ситуации познавательного, эстетического и этического характера; Сообразная интеграция логического и образного мышления детей, их оптимального, взаимопроникающего развития; Событийность, содеятельность, сотрудничество и прочие СО… субъектов педагогического процесса; Интегрированные занятия, интегрированные образовательные циклы (познавательно-эстетического, художественно-эстетического, эколого-валеологического, физкультурно-логопедического и пр.характера); Блочно-тематическое планирование образовательного процесса ДОУ; Формирование у детей дошкольного возраста целостного образа мира; Природосообразность интеллектуального и творческого развития детей и пр.

4 Ограниченная область знаний, выделяемая на основе наблюдений познавательных потребностей и интересов детей, реализуемая в проектах В рамках технологии блочно- тематического планирования (в отличие от предметно- дифференцированного планирования) организация НОД подчинена принципу тематической интеграции, т.е. задачи обучения, воспитания, формирования и пр. ориентированы на общую цель – разностороннее развитие ребёнка. Реализация образовательных областей приобретает интегрированный характер, обеспечивая приоритетные линии развития детей на материале конкретного содержания области познания – темы.

5 Инициируется детьми Координируется педагогом Реализуется в проектах

6 Моделирование вариативных аспектов деятельности педагога. Структурирование содержания любой образовательной области по принципу темы – предмета познания. Определение максимально возможного и ситуативно-целесообразного объёма работы с детьми в рамках темы познания. Гибкое планирование последовательности вариативных форм работы по освоению любой темы. Разработка частных(узких) тематических проектов, конспектов интегрированного характера Проектное планирование матрица – «паутинка »

7 методического сопровождения реализации ФГТ Цель проекта Ознакомление педагогов МБДОУ с различными аспектами в организации образовательного процесса, принципами построения образовательной деятельности, предусмотренных ФГТ, вопросами планирования образовательной деятельности, обучение проектированию и вариативности. Задачи Обогатить профессиональную компетентность педагогов в области современных технологий реализации ФГТ; Создать условия для развития профессиональных умений в деятельности моделирование, проектирования, тематического планирования; Содействовать становлению ценностного отношения педагогов к профессиональной деятельности;

8 Результат реализации проекта в работе с педагогами Профессиональная компетентность Качественные показатели Методологическая, методическая и проектно – деятельностная готовность Реализация ФГТ на практике Компетенция педагогов в способах Вариативности и интеграции Количественные показатели Число участников, количество технологий, количество созданных педагогических продуктов Количество детей в реализуемых проектах Результаты мониторинга

9 Срок реализации проекта: октябрь 2010 года – декабрь 2013 года. Этапы Организационный (октябрь 2010г. – декабрь 2010г.) Цель: организационно – содержательная база реализации проекта Производственный (декабрь 2010г. – май 2013 г.) Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов – участников проекта в области технологии реализации ФГТ Завершающий (май 2013 г. – декабрь 2013 г.) Цель: Мониторинг результатов реализации проектов и анализ эффективности проектной деятельности команды исполнителей проекта

10 Проекты, реализованные в МБДОУ Образовательная область «Здоровье» Проект «Разговор о правильном питании»

11 Образовательная область «Физическая культура» Совместные спортивные праздники

12 Образовательная область «Здоровье» Оформление семейных альбомов, литературно – творческий проект «Зарядка и простуда»

13 Образовательная область «Труд» Проект «Посадите деревья сегодня, чтобы у будущего поколения было лучшее завтра»

14 Образовательная область «Познание» Экологическая акция «Мы – часть природы и нам ее беречь»

15 Образовательная область «Познание» Экологические тропы

16 Образовательная область «Социализация» Конкурс ледяных скульптур – 2010 – 2011 гг «Зимняя сказка»

17 Образовательная область «Труд» Проект «Заботливые руки»

18 Образовательная область «Социализация» Проект «Сделай мир ярче»

19 Образовательная область «Познание» «Зарничка-2010»

20 Образовательная область «Познание» Проект «Семейный герб»

21 Образовательная область «Познание» Проект «Я познаю мир»

22 Образовательная область «Художественная литература» Встреча с Дзержинской поэтессой Ларисой Васильевой

23 Образовательная область «Художественное творчество» Выставки совместных работ

24 Выставка «Остановись мгновенье»и фотовыставка летних фотографий «Зеркало природы, как зеркало души…2011г.»

Новые подходы в планировании образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГТ

Проблемная секция «Комплексный подход к реализации ФГТ в образовательном процессе ДОУ» в рамках Августовской педагогической конференции 2012.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПЛАНИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ.

, методист отдела

методического обеспечения дошкольного образования

МАОУ ДПОС «Ресурсный центр» г. о. Тольятти

Настоящие ФГТ устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. N 655).

На данный момент мы все окончательно поняли, что Основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

А образовательная деятельность в ДОУ должна:

– соответствовать принципу развивающего образования;

– обеспечивать содержание по всем 4 направлениям развития ребенка в равных долях;

– строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей как альтернатива предметному принципу; (Необходимо помочь воспитателям понять – интеграция – это не комплексные занятия, а взаимопроникновение с учетом специфики обр. областей)

строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, которые в образовательном процессе задаются взрослым, а так же в виде: экспериментирования, проектирования, коллекционирования, бесед, наблюдений, экскурсий, решения проблемных ситуаций и др.

– основываться на комплексно-тематическом принципе построения, который может осуществляться через проектную деятельность взрослых и детей (реализацию тематических проектов);

– предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, во взаимодействии с родителями в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Чтобы полноценно и качественно осуществлять весь педагогический процесс, удержать в памяти все то, что нужно провести с детьми в течение недели (месяца), необходимо грамотное планирование.

Термин «план» трактуется как

– способ кратко (или полно) зафиксировать целевые ориентиры, познавательные задачи, программное содержание, последовательность организации и проведения образовательной деятельности с детьми;

– как система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели плановых заданий, определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления программ, работ или отдельных мероприятий.

По результатам анкетирования, изучения и анализа состояния процесса реализации федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре ООП дошкольного образования в МБУ г. о. Тольятти в феврале – марте 2012 года методистами МАОУ ДПОС РЦ были выявлены следующие тенденции. Практические работники МБУ г. о. Тольятти изменили форму написания плана, многие используют комплексно-тематический принцип построения образовательной деятельности через разные модели организации воспитательно-образовательного процесса, но смысловое содержание представленных планов далеко от совершенства. Содержание планов требует доработки в 50% проверяемых ОУ, так как не указаны пути интеграции задач образовательных областей, видов детской деятельности, форм работы с детьми, недостаточно прописан технологический компонент реализации запланированной деятельности. Многие педагоги испытывают затруднения в подборе содержания образовательных областей с учетом возраста дошкольников, текущей темы и реализуемой ООП в ДОУ. Увеличение продолжительности прогулки влечет за собой пересмотр количества и содержания её компонентов (подвижных игр, наблюдений, индивидуальных и коллективных трудовых поручений, исследований и др.), требует иной рациональной организации, что также не имело отражения в планах практических работников на момент проверки. Поэтому считаю необходимым ещё раз напомнить требования и новые подходы к планированию образовательной деятельности в ДОУ.

При составлении плана воспитатель должен учитывать:

• требования конкретной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ,

• основной общеобразовательной программы дошкольного образования,

• содержание и уровень уже усвоенных в ходе предыдущей работы знаний, практических навыков и опыта детей,

• уровень личностной культуры дошкольника,

• реальность событий, перспективу их развития,

При планировании образовательной деятельности педагоги:

содержания образовательной программы дошкольного образования, лицензированной и реализуемой в ДОУ, содержанию основной общеобразовательной программе дошкольного образования, разработанной на основе ФГТ;

условий, в которых реализуется образовательная программа дошкольного образования, требованиям СанПиН 2.4.1.2660 – 10;

2. Корректируют существующую модель планирования (формы и содержание).

Примерный перечень требований к структуре, содержанию планирования

современные нормативные требования (ФГТ, СанПиН,).

• выполнять ФГТ, санитарные правила и нормативы, содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

• план должен быть лаконичным, информационно содержательным, реальным, отражать специфику деятельности ДОУ;

• методически грамотным, корректируемым адекватно меняющейся образовательной ситуации, содержать региональный компонент;

• составляться на основе анализа и учета результатов продвижения (затруднений) детей на предыдущем этапе;

• учитывать возрастные потребности детей, зону их ближайшего развития;

• содержать элементы прогнозирования.

По видам планы делятся на: перспективный и комплексно-тематический.

Перспективный план работы позволяет педагогу удерживать целостность образовательного процесса, основные направления развития ребенка, проектировать развитие собственной профессиональной компетентности и составляется воспитателем на один – три месяца. Точные сроки определяются либо требованиями администрации ДОУ, либо самостоятельным выбором педагога.

В перспективном плане целесообразно выделять следующие разделы:

«Сотрудничество с родителями» целесообразно планировать формы работы с родителями, требующие от воспитателя специальной подготовки к их организации и проведению.

«Индивидуальная работа с детьми» планируется, исходя из реальных проблем, выявленных в результате проведенной диагностики или по фактам конкретных затруднений детей, зафиксированных педагогом на занятиях или других формах организации детской деятельности. Затруднения детей являются объективным основанием при проектировании программы индивидуального сопровождения ребенка, выборе форм индивидуальной работы.

«Содержательная интеграция деятельности со специалистами ДОУ» выделяется при условии наличия в дошкольном учреждении специалистов: музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, иностранному языку, изобразительной деятельности, хореографа, логопеда, тифлопедагога. В разделе планируются совместные мероприятия, определяется их цель, назначаются ответственные за подготовку и проведение.

«Профессиональное саморазвитие» педагоги планируют мероприятия, направленные на повышение уровня собственной профессиональной компетентности. Планируемые формы работы отражают усилия педагога, направленные на развитие конкретных профессиональных компетенций.

Содержание раздела «Организация предметно-развивающего пространства» планируется с учетом тематической направленности занятий, времени года, специфики группы, запросов, возрастных потребностей, индивидуальных интересов детей, зоны их ближайшего развития.

Необходимо выделить слабые стороны перспективного планирования:

• перспективное планирование, в отсутствии календарного (комплексно – тематического) плана, не раскрывает содержания деятельности, методические приемы, не конкретизирует дидактическое обеспечение;

• не всегда позволяет равномерно распределить деятельность по ее видам в течение определенного отрезка времени;

Читайте также:  Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия 'Путешествие Колобка'

• избежать прецедента дополнительной нагрузки на детей или ее необоснованного отсутствия;

• затрудняет осуществление методического контроля над выполнением планируемых мероприятий.

Комплексно-тематический план, основным образовательным содержанием которого являются события, позволяющие дошкольнику успешно «ориентироваться в четырех мирах действительности: мире живой и неживой природы, рукотворном мире, мире общественных (социальных отношений), мире собственной внутренней жизнедеятельности» (Концепция дошкольного воспитания).

Комплексно – тематический план может составляться воспитателем при участии специалистов ДОУ, которые на своих занятиях творчески обогащают и дополняют возможности детей, добиваясь при интеграции высоких образовательных эффектов.

При разработке комплексно – тематического плана педагогом выделяются основные «узловые» темы. Темы занятий «многослойны», т. е. они повторяются с определенным усложнением в каждой возрастной группе. Возвращение к теме в иных педагогических условиях, на другом содержании, возрастном уровне развития помогают ребенку успешно освоить информацию, овладеть новыми способами общения и познания окружающего мира, формирует компетентность как особую «практическую умелость, опыт» при решении несложных жизненных ситуаций.

Примерными темами для изучения с детьми могут быть:

• события, описанные в художественных произведениях;

• реальные события, происходящие в жизни детей;

• события, специально смоделированные педагогом;

• тематические мероприятия, проводимые в рамках реализации творческих проектов;

• сезонные явления в природе;

Кроме основного образовательного содержания, зафиксированного в конспектах занятий, сценарных планах, необходимо иметь дополнительное дидактическое сопровождение: тексты художественных произведений, дидактические игры, игры и игровые упражнения, творческие задания для самостоятельной исследовательской деятельности. Дополнительная тематическая информация обеспечивает педагогам свободу выбора содержания с учетом возможностей детей и реальной образовательной ситуации.

Выбор тематического содержания, определение форм работы по его реализации и интеграции осуществляется педагогом на месяц. Основным принципом при подборе содержания являются образовательные области и решение их основных задач.

При планировании образовательного содержания в ходе режимных моментов целесообразно использовать циклограмму, позволяющую педагогу установить «разумный баланс» между видами образовательной деятельности, амплифицировать развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

В рамках методического сопровождения процесса внедрения федеральных государственных требований к структуре ООП дошкольного образования и по результатам изучения положения дел в МБУ г. о. Тольятти методистами МАОУ ДПОС «Ресурсный центр» по обозначенной тематике (планирование образовательной деятельности) были проведены разнообразные городские мероприятия для заместителей заведующих по ВМР и практических работников МБУ г. о. Тольятти.

Проведено 4 мастер-класса по использованию алгоритмов реализации образовательных областей через разные модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по 4 направлениям развития дошкольников. На педагогической панораме был представлен вариант календарно-тематического планирования воспитательно-образовательной работы с детьми старшего возраста по теме «Осень» с использованием содержания всех образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования. Весь методический материал, наработанный творческой группой, в составе из 16 МБУ под научным руководством преподавателей кафедры дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «ТГУ», предложен вам в практическое пользование в качестве учебно-методического пособия «Алгоритм реализации образовательных областей ООП через разные модели организации образовательного процесса» в 4 частях по направлениям развития дошкольников. Пособие вы можете приобрести на данном мероприятии.

Проведён теоретический семинар для практических работников «Планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах ДОУ в соответствии с ФГТ к структуре ООП». Повысили свой профессиональный уровень 23 зам. зав. по ВМР обучившись по программе «Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе в ходе реализации ФГТ к структуре ООП ДО» в объёме 36 часов. В перспективе на следующий учебный год будет продолжена работа в данном направлении.

Календарно – тематическое планирование в рамках реализации Федеральных государственных

Муниципальное образование «Звениговский муниципальный район»

дошкольное Муниципальное образовательное учреждение

Красногорский детский Солнышко «сад»

«Календарно – тематическое планирование в рамках Федеральных

реализации государственных требований»

Выступила: Пахомова С.А.,

МДОУ Красногорский детский сад «2013г»

Планирование образовательного процесса строится с принципа: учетом интеграции образовательных областей;комплексно-принципа тематического построения воспитательно-образовательного процесса.

подход Такой предусматривает объединение комплекса различных специфических видов детских деятельностей вокруг единой «обеспечивает» и темы целостное представление детей об окружающем возможность, мире освоения информации через разные восприятия каналы: зрительный, слуховой, кинестетический. В качестве «тем видов» могут выступать «тематические недели», «реализация», «события проектов», «сезонные явления в природе», «традиции», «праздники» и др.

Примерный цикл тем ( Таблица № 1, № 2) для разрабатывается всех возрастных групп МДОУ на год учебный на основе изучения:

-содержания комплексной и программ парциальных, реализуемых в МДОУ,

–национально-культурных и особенностей природных региона;

-актуальных интересов детей;

-праздников календаря и праздничных дат на текущий год.

Комплексно № 1 Таблица-тематическое перспективное планирование Цикл 2012 в тем-2013 учебном году:

Изучению темы одной уделяется одна- две недели.

детьми Освоение определенного содержания завершается организацией момента кульминационного, итогового события: досуга, праздника, спектакля, выставки, встречи с интересными людьми, экскурсии и др. повышает Это мотивированность детской деятельности; способствует самостоятельности развитию, инициативности, активности дошкольников; обеспечивает психологических снижение нагрузок на детей при усилении эффекта развивающего образовательного процесса.

Тематический принцип образовательного построения процесса позволяет вводить региональные и компоненты культурные, учитывать специфику ДОУ.

На основе тем цикла разрабатываются примерные комплексно-тематические Таблица (планы № 3) .

Перспективное планирование содержания воспитательно-работы образовательной представляет собой взаимосвязанную цепочку детей введения в рассматриваемую тему (явление), ее освоение в непосредственно:процессе образовательной деятельности педагога с детьми;-образовательной совместной деятельности педагога с детьми в режимных самостоятельной;моментах детской деятельности в условиях развивающей среды предметной группы, стимулирующей процессы саморазвития его, ребенка творческие проявления;-взаимодействие с семьями реализации по воспитанников основной общеобразовательной программы дошкольного Таблица.

образования № 3 Примерная структура ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (на день)

Группа_______________ _______ Тема_______________ _______________ _______________ _______________ _______________ _______________ ____

Цель _______________ _______________ _______________ _______________ _______________ _______________ _______________ _______________ ___

мероприятие Итоговое_______________ _______________ _______________ _ Дата проведения итогового мероприятия_______________ ____________

проведение за Ответственный итогового мероприятия_______________ _______________ _______________ _______________ _______________ _______

Образовательный процесс адекватных на строится возрасту формах работы с детьми, развитии максимальном всех специфических детских видов игровой: деятельности, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-продуктивной, исследовательской, музыкально-художественной, чтения.

Построение процесса образовательного в соответствии с комплексно-тематическим принципом – более дело сложное, чем работа в режиме учебной привычной модели. Но это даёт возможность работать педагогам в соответствии с современными требованиями, делает процесс образовательный увлекательным, даёт ощущение полноты всех жизни его участников. Переключение на разнообразные деятельности виды помогает удерживать внимание детей, повышает что эффективность занятия, снимает утомляемость и Объединение. перенапряжение различных областей знаний на одном позволяет занятии сэкономить время для игры, самостоятельной, прогулок деятельности дошкольников. Система интегрированного способствует обучения также эффективному взаимодействию всех ДОУ специалистов и их сотрудничеству с родителями, образуя тем детско самым-взрослое сообщество.

ФГТ внесли изменения существенные в структуру планирования образовательной деятельности. принципиальным Основным отличием является замена учебного Специально – «блока организованные занятия», на блоки «Образовательной осуществляемой, деятельности в совместной деятельности взрослых и детей», существенным где признаком совместной деятельности является партнёрства наличие, сотрудничество взрослого и ребёнка.

календарное планирование с учетом ФГТ
календарно-тематическое планирование по теме

Рекомендации для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
kalendarnoe_planirovanie.doc327 КБ

Предварительный просмотр:

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГТ к структуре ООП и условиям ее реализации, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, подготовлен и находится на стадии рассмотрения новый федеральный законопроект «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников.

В соответствии с действующим законодательством ФГТ к структуре ООП устанавливают требования к объему и соотношению частей основной образовательной программы.

Также ФГТ устанавливают и не столь очевидные требования к структурированию ООП дошкольного образования. Эти способы не менее важны и для правильной организации образовательного процесса и представляют собой структуры более глубокого уровня , определенные такими положениями как :

– программа должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей. И не только в рамках НОД , но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой ДОУ;

– предполагать построение образовательного процесса на адекватных формах работы с детьми. Ведущим видом деятельности для детей является – игра.

В нынешних условиях, существенно повышается роль планирования в образовании. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.

Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.

Педагогический процесс- это совокупность различных мероприятий, явлений, направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.

Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день .

Календарный план является обязательным документом.

Существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:

* объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

* выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;

* четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

* выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

* основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

* основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

* на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

* обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

*планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

В ходе реализации плана программные образовательные задачи решаются в процессе совместной деятельности ребенка с взрослым, самостоятельной деятельности детей как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Поэтому так важно составлять гибкий режим для каждой возрастной группы на теплый и холодный периоды времени года и, как возможный вариант, на отдельные тематические дни.

До принятия ФГТ существовала следующая модель организации ВОП

Наиболее распространенная модель организации образовательного

процесса (до введения в действие ФГТ)

Блок совместной деятельности
взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

проведение занятий (в соответствии с расписанием, на которых решались образовательные задачи, сформулированные в комплексных программах по разделам – методикам)

Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментов в рамках совместной деятельности взрослого и детей (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.)

Предметно-развивающую и игровую среду создает педагог (уголки, зоны и др.);

закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятельной деятельности.

Существовали три блока: учебный, который всегда представлялся занятиями по расписанию, по сетке занятий, блок организации режимных моментов, где решались педагогические задачи, наконец, самостоятельная деятельность детей, которая сводилась к организации предметной среды и на которую вообще времени у воспитателя не хватало, потому что образовательные программы настолько были перенасыщены первым блоком, что даже самый великий воспитатель не смог бы выполнить ни одной из комплексных программ, ни одной из задач, которые там сформулированы, в полном объеме.

Такая модель существовала до введения и утверждения приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ). Новая модель организации образовательного процесса, согласно п. 2.4. ФГТ, предусматривает «решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования».

Следовательно, с учетом ФГТ модель образовательного процесса должна предусматривать две составляющие:

  1. совместная деятельность взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и режимные моменты);
  1. самостоятельная деятельность дошкольников.

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.

Разнообразная, гибко меняющаяся предметно-развивающая и игровая среда

Плюс сюда же добавляется Работа с родителями

Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели

  1. Исключение учебного блока (но не процесса обучения!);
  2. Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов;
  3. Изменение содержания понятия “совместная деятельность взрослого и детей” с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
  4. Изменение объема и содержания понятия “непосредственно образовательная деятельность”.

Такая структура образовательного процесса принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет).

«Совместная деятельность взрослого и детей» – деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

  1. общая мотивация;
  2. общая цель;
  3. единое пространство взаимодействия участников;
  4. разделение единого процесса на связанные действия;
  5. взаимодействие между участниками (взаимосвязи, взаимозависимости);
  6. последовательность действий в соответствии с целью;
  7. необходимость в управлении процессом (управленческая деятельность);
  8. наличие единого результата.

«Самостоятельная деятельность детей» –

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды , обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Но тогда мы должны выделить принципы отличия новой модели образовательного процесса ФГТ от старой модели, сказать, что на сегодняшний день не из трех, а из двух частей может состоять образовательный процесс: первое – это непосредственная образовательная деятельность и решение содержания еще в режимных моментах; второе – самостоятельная деятельность детей, где очень большое внимание нужно уделить предметно-средовой модели организации детского пространства. Нужно уходить от жесткого регламентирования уголков, зон, которые часто не меняются в течение всего учебного года, жить под тему, под содержание, проживать через все виды детской деятельности, а значит, предметная среда должна гибко меняться, и об этом надо говорить с педагогическими сотрудниками.

Различия процесса обучения в детском саду,
организованного в виде учебной деятельности
и через организацию детских видов деятельности

Процесс обучения в детском саду

в виде учебной деятельности

через организацию детских видов деятельности

1. Ребенок – объект формирующих педагогических воз действий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком

1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее

2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый “много” говорит)

2. Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого

3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Актив ность детей нужна для достижения этой цели

3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности.
“Ребенок должен быть активен. Но при этом важно, что бы его активность не была беспорядочной, хаотичной, а оформлялась во вполне определенные, присущие до школьнику виды деятельности. общение, игра, предметная деятельность, конструирование, изобразительная деятельность, элементарная трудовая деятельность”¹.
“Сам процесс их выполнения и итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких норм и правил”².
Цель – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности

4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная

4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка

5. Основная форма работы с детьми – занятие

5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т. д.

6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частичном использовании опосредованных методов)

6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)

7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. “Удерживает” детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится “украшать” занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облачить учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь “подлинная цель взросло го – вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний”³

Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности

8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии

8. Допускаются так называемые свободные “вход” и “выход” детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтения и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела

9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в ко тором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей

9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (коррективов) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей. Конспекты могут ис пользоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), от дельных методов и приемов и др., но не как “готовый образец” образовательного процесса

Совместная деятельность детей и взрослых

Организация развивающей среды и самостоятельной деятельности и

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ

Аннотация: Несформированность рече-языковых и коммуникативных навыков у детей ОВЗ обуславливает проблемы освоения детьми основной образовательной программы. Овладение речью как средством общения данных категорий детей возможно только в систематических, специально организованных условиях, при создании специальных обучающих ситуаций, в которых дети овладевают необходимыми умениями и навыкам. У детей ОВЗ с недостатками познавательного и речевого развития вызывает большие сложности усвоение лексико-грамматических категорий. С особыми трудностями сталкиваются дети при словоизменении и словообразовании глаголов.

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ

(с недостатками познавательного и речевого развития)

Усвоение родного языка связано с процессом построения грамматически оформленных предложений. К школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики.

Усвоение глаголов играет важную роль в речевом и умственном развитии ребенка. Сознательное оперирование этой частью речи требует относительно высокого уровня анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Умение выделять действия и обозначать их соответствующим словом влечет за собой более быстрое развитие всех мыслительных операций, способствует появлению и развитию понятийного мышления.

Количественный и качественный анализ употребления глаголов детьми свидетельствует об уровне развития их познавательной деятельности.

Глаголы являются самой динамичной частью речи русского языка и второй по частоте употребления. Русский глагол отличается исключительной сложностью своего содержания, разнообразием грамматических категорий и форм.

В сравнении с остальными частями речи глагол имеет самый богатый набор грамматических категорий: лицо, число, категория времени, вид, наклонение и др. Это в свою очередь обусловливает разветвленную систему грамматических форм глагола.

Формирование системы словоизменения глагола

Работа по формированию системы словоизменения глагола у дошкольников с ОВЗ проводится в следующей последовательности:

1) формирование системы словоизменения на уровне словосочетания;

2) закрепление системы словоизменения на уровне предложения;

3) закрепление системы словоизменения в связной речи.

На I этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола проводится работа по дифференциации глаголов настоящего времени единственного и множественного числа и их согласованию с существительными. Данные формы являются наиболее простыми и появляются раньше других в онтогенезе.

На II этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола проводится работа по дифференциации глаголов настоящего времени по лицам, а также по согласованию глаголов прошедшего времени и существительных в роде. Эти формы появляются в процессе онтогенеза на более поздних этапах и вызывают большие сложности при усвоении их детьми с задержкой психического и речевого развития.

1. Согласование в числе глаголов настоящего времени и существительных.

На начальных этапах логопедической работы закрепляются глагольные формы без чередования звуков основы, с ударными окончаниями, например, стоит — стоят; говорит — говорят; молчит — молчат.

В дальнейшем большое внимание уделяется глагольным формам с чередованием звуков в основе, например, бежит — бегут; печет — пекут; течет — текут и т.д.

С целью уточнения согласования глаголов настоящего времени и существительных в числе в импрессивной речи педагог называет глагол, например, читает — читают, стоят — стоит, лежит — лежат и т.д. Ребенок должен догадаться, идет ли речь: об одном предмете или о нескольких (например, стоит —… (ваза), стоят —… (вазы)).

Примерные виды упражнений для закрепления правильного употребления глаголов в самостоятельной речи

а) ответы на вопросы: «Что делает?», «Что делают?»;

б) составление словосочетаний и предложений по картинкам (Девочка читает. Девочки читают и т.д.);

в) добавление слова (существительного или глагола) в словосочетание или предложение (Бежит …(мальчик). Бегут …(мальчики). Птицы …(летят). Птица …(летит) и т.д.);

г) добавление окончаний глаголов. Логопед называет первый слог глагола, ребенок договаривает слово (Карандаш ле…(жит). Карандаши ле…(жат) и т.д.).

2. Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам

Дифференциация глаголов проводится с учетом появления грамматических форм глаголов в онтогенезе в следующем порядке:

а) формы глаголов 1 и 2 лица единственного числа;

б) формы глаголов 3 лица единственного и множественного числа;

в) формы глаголов 1 и 2 лица множественного числа.

Примерные виды заданий на дифференциацию форм глаголов по лицам

а) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица единственного числа. Речевой материал — слова (говоришь, говорю, думаешь, думаю, смотрю, смотришь, ухаживаю, ухаживаешь, решаю, решаешь, собираю, собираешь, катаю, катаешь и т.д.). Педагог предлагает ребенку внимательно послушать названное им слово и подставить к нему слова я или ты.

б) Дифференциация глаголов 3 лица единственного и множественного числа. Оборудование — картинки с изображением одного или двух мальчиков. Речевой материал — слова (читает, говорят, рисуют, говорит, читают, болеют, пьет, болеет, пьют, рисует и т.д.). Педагог предлагает ребенку внимательно послушать названное им слово (глагол) и отгадать, это слово относится к одному мальчику или к двум мальчикам, а затем поднять нужную картинку.

в) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица множественного числа. Речевой материал — слова (собираем, катаете, лечите, собираете, лечим, думаем, думаете, копаете, копаем и т.д.). Педагог просит ребенка внимательно послушать слово, а затем подставить к нему слово «Мы» или «Вы».

3. Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе

На каждом этапе работа над глагольными формами осуществляется в следующей последовательности:

а) формы мужского рода глаголов прошедшего времени;

б) формы женского рода глаголов прошедшего времени;

в) формы среднего рода глаголов прошедшего времени;

г) дифференциация глагольных форм прошедшего времени.

В логопедической работе большое внимание уделяется формам среднего рода глаголов прошедшего времени, которые вызывают значительные трудности у дошкольников с ОВЗ.

Для закрепления понимания глагольных форм прошедшего времени в импрессивной речи предлагается показать картинки, принести предметы, о которых говорит педагог (Покажи картинку, о которой скажем «упала», «упал», «упало»; Принеси игрушку, которая на столе «лежала», «лежал» и т.д.).

Примерные виды заданий на дифференциацию глагольных форм в экспрессивной речи

а) Добавление существительного или глагола в предложение с опорой на картинки. (Разбилась. Разбился. Разбилось. Разбились. Девочка. Мальчик. Облако и т.д.).

б) Добавление последнего слога слова (глагола). Педагог предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинку и закончить начатое им слово (например, стул упа…; дерево упа…; кукла упа ).

в) Выбор из предложенных картинок тех, которые соответствуют названной глагольной форме, например, лежало — …(дерево, яйцо, яблоко); висело — …(пальто, платье, зеркало); сидел — …(щенок, папа, мальчик); плыла — …(лодка, утка, девочка).

г) Исправление ошибок в окончании глагольной формы. Педагог предлагает внимательно послушать предложение и исправить ошибку (На поляне выросла дерево. Девочка уже вырос. Около дома выросла дуб. Пошла снег. Река замерзло. Озеро замерз. и т.д.).

Формирование словообразования глагола

Методика коррекционно-логопедического воздействия строится с учетом появления форм словообразования в онтогенезе, а также характера и степени трудности различных моделей словообразования для дошкольников.

При формировании словообразования глагола главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.

1. Образование возвратных глаголов

Работа над возвратными глаголами начинается с закрепления их понимания в импрессивной речи.

С этой целью используется игра «Чем отличаются слова?.

Педагог предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и показать на картинках, кто умывает, а кто умывается; кто прячет, а кто прячется (обувает — обувается; купает — купается; качает — качается; вытирает — вытирается и т.д.).

После завершения игры педагог делает вывод, что слова умывается, обувается, купается, прячется, вытирается и т.д. обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

После уточнения понимания возвратных глаголов в импрессивной речи проводится формирование правильного употребления возвратных глаголов в экспрессивной речи. С этой целью предлагается назвать различные действия по картинкам, а затем составить с возвратными глаголами предложения.

2. Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

В работе над глаголами совершенного и несовершенного вида можно выделить два этапа:

I этап — образование глаголов с помощью приставок;

II этап — образование глаголов с помощью суффиксов. Для закрепления понимания данных глаголов предлагается показать картинку, которую называет педагог; выбрать картинку по заданию логопеда.

Примерные виды заданий для закрепления употребления глаголов совершенного и несовершенного вида:

а) Образование глаголов совершенного и несовершенного вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью приставок). Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки. Затем педагог задает вопрос, а ребенок отвечает. Например, Что делает мальчик? — Мальчик пишет. Что сделает мальчик? — Мальчик напишет. и т.д. Примерный речевой материал: пишет — напишет, красит — закрасит; ставит — поставит; несет — принесет; видит — увидит; думает — придумает и т.д.

б) Образование глаголов совершенного и несовершенного вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью суффиксов). Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает. Например: Что делал мальчик? — Мальчик писал. Что сделал мальчик? — Мальчик написал. и т.д.

Примерный речевой материал:

умывается — умылся; одевается — оделся; решает — решил; прыгает — прыгнул и т.д.

3. Образование и дифференциация приставочных глаголов (приставки: в-, вы-, при-, от-, у-, пере-)

Последовательность работы над приставками определяется временем их появления в онтогенезе. Каждая приставка отрабатывается отдельно по плану:

1) усвоение значения приставки (выделение общего элемента в глаголах с одной приставкой и разными корнями (например, влетел, внес, вбежал));

2) сопоставление однокоренных глаголов с различными приставками (например, влетел — вылетел);

3) усвоение соотношения приставки и соответствующего предлога (например, вылетает из клетки [вы—из], влетает в клетку [в—в]);

4) дифференциация приставок с разным значением. С целью уточнения понимания приставок в импрессивной речи рекомендуются задания: показ картинки по заданию логопеда; выполнение действий по заданию логопеда (например, подойди к столу; отойди от стола).

Для закрепления правильного употребления приставочных глаголов в самостоятельной речи используются следующие виды упражнений:

а) Образовать от данных слов однокоренные слова с помощью приставок (с опорой на картинки), например, с помощью приставок в-, вы-, при-, от-, у-, пере- образовать однокоренные слова от глагола нести и т.д.

б) Исправить словосочетание с неправильным приставочным глаголом, например, улетел к клетке; пришла в магазина; выносит через дорогу; переходит из дома; вбегает от дерева и т.д.

в) Составить предложение с приставочным глаголом.

Примерные виды упражнений для закрепления правильного употребления приставочных глаголов в самостоятельной речи.

Примерный лексический материал:

Ходить — переходить, подходить, выходить, заходить, уходить, входить. Лить — наливать, выливать, переливать, доливать, подливать. Писать — записать, написать, надписать, подписать, описать, прописать, вписать, выписать, переписать, списать, приписать. Плыть — переплыть, доплыть, отплыть, подплыть. Шел — вы- шел, ушел, пришел, зашел, дошел, обошел, подошел, перешел. Летать — прилетать, перелетать, влетать, вылетать, улетать. Пилить — отпилить, перепилить, спилить, подпилить.

Фрагменты занятий

а) Педагог демонстрирует два действия — наливать воду и выливать воду. Обращаясь к ребятам, спрашивает: одинаковые или разные действия выполнены?

Передает интонационно звучание приставок на-, вы- в словах наливает — выливает, которые обозначают противоположные действия.

Далее педагог спрашивает: «Что можно наливать и выливать?»

Дети составляют предложения типа: «Таня наливает молоко, кефир, сок. Повар наливает суп, борщ, компот, кисель и т. д. Мама выливает воду».

Аналогично детей знакомят с глаголом поливать, при этом подчеркиваются различные оттенки, передаваемые частью слова: выливать из чего-то (из стакана, банки), наливать куда-то (в стакан, бочку), полить что-то (землю, клумбу, грядку).

Педагог учит ребенка слышать близкие слова и различать на слух их значение в зависимости от приставок.

б) Педагог вызывает к себе одного ребенка — помощника и предлагает ему выполнить ряд действий (например, завязать бант мишке, развязать узел, повязать кукле косынку и т.д.).

Дети внимательно наблюдают за ним и говорят, что он делает, т.е. составляют предложения по демонстрируемому действию.

Затем ребенок садится на место, а педагог, обращаясь к группе, просит вспомнить, какие действия он выполнял.

Выигрывает тот, кто составит больше предложений.

Например: «Вова завязывал узел. Вова развязывал узел. Вова перевязывал палец. Вова связывал ленты. Вова привязывал шар к стулу». И.т.д.

Можно провести игру «Как сказать правильно?».

Педагог называет предложение, употребляя неправильно глагол. Дети должны найти и исправить ошибку.

Например: «Девочка подбежала из дома. — Девочка выбежала из дома».

в) Игра «Скажи наоборот».

Дети встают в круг. Педагог бросает мяч, называет действие с одним оттенком. Ребенок, возвращая мяч, называет действие с противоположным значением: наливает — выливает, входит — выходит, влетает — вылетает, вносит — выносит, закрывает — открывает, приплывает — отплывает, запирает — отпирает, сгибает — разгибает, собирает — разбирает, приклеивает — отклеивает. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов.

Роменская Ирина Михайловна,
учитель-логопед

Ссылка на основную публикацию