Структура открытого логопедического занятия

структура логопедического занятия
материал на тему

структура логопедического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
struktury_logopedicheskih_zanyatiy.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА.

  1. Оргмомент с элементами психотерапии.
  2. Артикуляционная гимнастика:
  1. общие артикуляционные упражнения;
  2. специальные артикуляционные движения;
  3. упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.
  1. Объявление темы урока.
  2. Постановка звука.
  3. Анализ артикуляции по плану.
  4. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).
  5. Развитие фонематического слуха:
  1. опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
  2. опознание из слогов;
  3. опознание из слов.
  1. Закрепление звука в слогах.
  2. Закрепление в словах.
  3. Закрепление в предложениях.
  4. Домашнее задание.
  5. Итог занятия.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ.

  1. Оргмомент с элементами психотерапии;
  2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука;
  3. Объявление темы занятия;
  4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой);
  5. Анализ артикуляции по плану (алгоритм: губы, зубы, язык, воздушная струя);
  6. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости говорим только на фоне слова);
  7. Связь звука с буквой;
  8. Развитие фонематического слуха;
  9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись;
  10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью;
  11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения;
  12. Закрепление в тексте;
  13. Домашнее задание;
  14. Итог.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКА.

  1. Оргмомент с элементами психотерапии.
  2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука.
  3. Объявления темы занятия.
  4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).
  5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.
  6. Характеристика звуков.
  7. Связь звуков с буквами.
  8. Развитие фонематического слуха.
  9. Дифференциация звуков в слогах.
  10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов.
  11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков.
  12. Дифференциация звука в тексте.
  13. Домашнее задание.
  14. Итог занятия.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Оргмомент.
  2. Нормализация моторики нижней челюсти.
  3. Массаж твёрдого и мягкого нёба.
  4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки.
  5. Массаж лица.
  6. Массаж губы (после хейлопластики).
  7. Мимическая гимнастика.
  8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким.
  9. Дыхательная гимнастика.
  10. Работа над голосом.
  11. Объявление темы.
  12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).
  13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
  14. Домашнее задание.
  15. Итог.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Оргмомент с элементами психотерапии.
  2. Общая моторная зарядка.
  1. Для снятия мышечного напряжения;
  2. Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;
  3. Преодоление двигательных уловок.
  1. Речевая зарядка:
  1. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный;
  2. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;
  3. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.
  1. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).
  2. Работа по закреплению навыков правильной речи:
  1. Сопряжённая фонема;
  2. Отражённая фонема;
  3. Вопросно-ответно форма.
  1. Домашнее задание.
  2. Подведение итогов.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Оргмомент с элементами психотерапии.
  2. Общее расслабление (по мере необходимости).
  3. Развитие общей моторики.
  4. Развитие мелкой моторики.
  5. Массаж лица.
  6. Развитие мимических мышц.
  7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).
  8. Работа над развитием дыхания и голоса (методика Стрельниковой).
  9. Коррекция звукопроизношения.
  10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.
  11. Домашнее задание.
  12. Итог занятия.

Структура индивидуального логопедического занятия

Цель: ознакомление коллег по дошкольному образовательному учреждению (воспитателей) со спецификой работы логопеда по постановке звука и закреплению правильного его произношения.

Оборудование: индивидуальные зеркала по количеству участников, мультимедийная система, картонные медали.

Теоретический материал.

В настоящее время нарушенное звукопроизношение, не являясь серьезной проблемой, всё-таки влечёт за собой проблемы в полноценном общении со сверстниками. В разной мере и в разных случаях это приводит к формированию комплекса неполноценности ребёнка.

Разработкой методики постановки звуков занимались многие логопеды, среди которых Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Н. Ефименкова, М.Ф. Фомичёва и другие. Имеется большое количество литературы, где даны чёткие рекомендации по преодолению нарушенного звукопроизношения у детей и где определена последовательность в работе при автоматизации правильного произношения поставленного звука.

Так, А.И. Богомолова [1] рекомендует проводить постановку звука в следующей последовательности: шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры, если у ребёнка нарушено несколько групп звуков. Т.Б. Филичева [5] советует исправлять недостатки звукопроизношения с учётом появления звуков в онтогенезе: сначала свистящие, затем шипящие, потом сонорные звуки. Авторы советуют не брать для одновременной постановки те звуки, артикуляция которых характеризуется прямо противоположным укладом. Это значит, что, к примеру, звук [р], при артикуляции которого язык поднят вверх, и звук [с], при произнесении которого язык находится внизу ротовой полости, следует исправлять последовательно, а не параллельно. Практикующие логопеды знают, что способ и последовательность постановки звуков так же индивидуальна, как и сами дети, и в каждом конкретном случае работа будет строиться, исходя из возможностей ребёнка.

При выполнении артикуляционных упражнений и постановки звуков для бОльшего эффекта необходимо «подключать» к процессу руку ребёнка – она имитирует положение органов артикуляции. «Забор» – кисти рук выполняют роль верхней и нижней челюсти, демонстрируя расположение одной челюсти по отношению к другой, «Хоботок» – пальцы руки в щепотке, «Горка» – кисть руки принимает форму горки, «Чашечка» – две ладони соединяются вместе и принимают форму чашечки. При постановке звука [л] имитируем движение языка к зубам при помощи ладони ребёнка и пальцев логопеда, которые выполняют роль зубов ребёнка. При постановке звука [р] имитируем пальцами вибрацию переднего края языка и т.д.

Правильное произношение звуков происходит благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. При нарушенном развитии выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Выполнять артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы закреплять у детей новые правильно вырабатываемые навыки. Лучше её делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. В зависимости от возраста и состояния ребёнка предлагают разное количество упражнений за раз (но не менее 2-3).

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдается, как и в общей педагогике, основной принцип дидактики – от простого к сложному. Соблюдая определенную последовательность, логопед предлагает работу по развитию артикуляционной моторики от легко выполнимых упражнений к более сложным. Утомительные и трудные для многих детей упражнения перестают казаться таковыми, когда логопед превращает занятие в игру.

Чаще всего артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как считается, что в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Тем не менее, иногда в положении стоя удаётся добиться не меньшего эффекта.

В работе очень важен зрительный контроль артикуляционных действий. При этом ребёнок должен хорошо видеть и лицо взрослого, и свое лицо, для обучения, сравнения и правильного выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. В виде исключения ребёнок может смотреться в небольшое, но обязательно квадратное, не круглое (или прямоугольное, а не овальное) зеркало (примерно 9х12 см), при этом взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.

Работа по развитию артикуляционной моторики проводится следующим образом.

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы. Большинство логопедов рассказывают сказку о Весёлом Язычке [2]; эта сказка, имея множество вариаций, – большой помощник поддержания интереса к занятию.
  2. Затем взрослый показывает выполнение упражнения.
  3. Далее упражнение делает ребёнок под счёт взрослого, который контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: за точностью движения, плавностью, темпом выполнения, устойчивостью позы, за плавным переходом от одного движения к другому. Следует помнить, что упражнения выполняются медленно, ни в коем случае не быстро. Большинство упражнений должны отрабатываться на улыбке, при которой обнажены верхние и нижние передние и боковые зубы. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Следующий этап работы – постановка нарушенного звука. Целью данного этапа является выработка правильного звучания изолированного звука.

Для этого объединяются отработанные на предыдущем этапе навыки: положение артикуляционного аппарата, требуемая для образования данного звука сила и направленность воздушной струи, наличие или отсутствие голоса.

В простых случаях, когда «язык просто не понял, где он должен располагаться», применяются или способ постановки звука по подражанию, или постановка звука с механической помощью.

Постановка звука по подражанию подразумевает, что внимание ребёнка фиксируется на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата. При этом используется зрительный контроль (об этом уже упоминалось), слуховой контроль (начальный этап формирования фонематического восприятия), тактильно-вибрационные ощущения (тёплая струя при произнесении звука [ш] или холодная при произнесении звука [с], ощущаемая тыльной стороной ладони, поднесённой ко рту; или вибрация голосовых связок при произнесении звонких звуков, что ощущается тыльной стороной ладони, лежащей на шее).

Другой способ, который применяется достаточно часто – постановка звука с механической помощью. Большинству современных детей недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае в ход идут и традиционные логопедические зонды, и их заменители в виде ручки чайной ложки, ватной палочки, зубной щётки, туго набитой ватой соски-пустышки и даже палец ребёнка.

Логопедам необходимо помнить и поставить в известность родителей, что при постановке звука не следует называть его – так ребёнок будет возвращаться к старому дефектному произношению. Обычно вместо звука используется звукоподражание: если звук [л] отрабатывался с помощью упражнения «Лодочка» (на улыбке закусить широкий передний край языка), то, упражняясь, просим ребёнка «погудеть, как лодочка». И только когда звук поставлен и произносится сразу быстро и чётко без поиска артикуляционной позы, соотносим звукоподражание со звуком: «Ты ведь уже догадался, что мы тренировали произношение звука [л], так? Произнеси ещё раз этот звук».

Именно этот момент и является переходным к следующему этапу – автоматизации уже неизолированного звука, цель которого – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в спонтанной, не «кабинетной».

Здесь перед логопедами и родителями стоит задача постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения, стихотворения, рассказы и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Разные логопеды предлагают разные способы подбора речевого материала. Иногда в пособиях встречаешь картинки на слова с отрабатываемым звуком вперемешку с разной позицией в слове и несгруппированные слова. Опираясь на практику, можно выделить как пример удачной, на наш взгляд, группировки речевого материала в пособиях В.В. Цвынтарного [7], Т.С. Перегудовой и Г.А. Османовой [4] и др. Слова там представлены отдельными группами для закрепления произношения согласного звука в обратных слогах, в прямых, между гласными и при стечении согласных. Т.С. Перегудова и Г.А. Османова составили своё пособие так, что в каждом отдельном случае указано, какие часто нарушаемые звуки имеются в этих словах или словосочетаниях.

Подбор речевого материала, по М.Ф.Фомичёвой [6], должен подбираться так, чтобы автоматизируемый звук находился в ударном слоге. И, конечно, так, как удобно ребёнку. Если не получается автоматизировать произношение звука в начале слова – пробуйте в конце. Не удаётся при стечении с конкретным согласным – берите другое стечение согласных звуков и т.д.

Опытные логопеды знают, что перед огублёнными гласными звуками [о] и [у] автоматизируемый звук произносится нечётко, смазанно. Значит, только добившись правильного произношения поставленного звука в слогах перед [а], [э], [ы] и [и] можно приступать к работе с гласными [о] и [у].

Этап автоматизации правильного произношения звука приятен тем, что речевого материала здесь много быть не может. Разнообразные игры и многочисленные пособия помогут ребёнку не устать и не почувствовать отторжение от занятий, даже если вы упорно тренируете не поддающийся исправлению звук.

Практический материал.

Отработка подвижности органов артикуляции перед индивидуальным зеркалом по инструкции и показу на примере артикуляционных упражнений «Забор»:

«Трубочка», «Хоботок», «Качели»:

Просмотр видеофильма об успехах воспитанников ДОУ при автоматизации полученных артикуляционных навыков (2 минуты).

Награждение участников семинара самодельными медалями с двусторонними надписями («Ты умница», «Я тобой горжусь», «Ты лучше всех», «Молодчина», «Великолепно» и т.п.):

Литература:

  1. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1979. – 208 с.
  2. Косыгина В.Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет. Карапуз. – 16 с.
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  4. Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь: Картотека для автоматизации звуков [л], [л’]: Логопедам-практикам и заботливым родителям. – СПб.: КАРО, 2008. – 160 с.+8 с. цв. вкл. – (Серия «Популярная логопедия»).
  5. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. — Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. – 80 с.
  6. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989, – 239 с.: ил.
  7. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем / Оформление обложки А. Лурье, Л. Олексеенко. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 64 с.

Структура логопедического занятия

В работе логопеда мы часто показываем занятия: открытое или повседневное. Многие логопеды сталкиваются с вопросом «Какова структура коррекционно-логопедического занятия?»

I. Структура открытого логопедического занятия

Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Здесь предложены некоторые варианты организации занятий с использованием:

ü сказочных сюжетов;

ü элементов фольклора;

ü воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

ü литературных персонажей;

ü известных и придуманных игр;

ü элементов сюжетно-дидактической игры;

ü сюжетных и пейзажных картин;

ü специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей, мозаик, панно;

ü настольно-печатных игр;

ü сюжетов и героев мультфильмов.

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу предложенного сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.

Структура занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

2. Сообщение темы занятия.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

5. Произношение звуков в словах.

7. Работа над произношением.

8. Произношение звука в связной речи.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических занятий.

1. Организационный. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психоречевых функций. Основная задача логопеда – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на тему «Похищение буквы В» начинается с прочтения телеграммы. В другом варианте занятие на основе сюжета «Прогулка в лес» начинается с загадки. Затем следуют релаксационные упражнения, которые помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией. В третьем варианте используется психогимнастика. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Можно использовать элементы психогимностики. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.

Например, в занятии «Три поросенка» сообщение темы звучит так: «Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и изучать звуки Н, НЬ». Другой вариант: детям предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат изучаемые звуки.

Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуется следующие задачи:

Ø уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

Ø показывается «профиль» звука на рисунке;

Ø уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;

Ø находится образное сравнение звука (звук [Р] – рычание тигра);

Ø определяется их место в звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).

4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия.

5. Произношение звуков в словах. На этом этапе занятия решаются следующие задачи:

Ø развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

Ø уточнение и расширение лексического запаса;

Ø овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;

Ø развитие слухового внимания и зрительной памяти;

Ø овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен подбор речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей.

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда и т.д.), способствует развитию логической памяти, а применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова), – развивает звуковое чутье.

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и тоже слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.

6. Физкультурная минутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:

Ø снять усталость и напряжение;

Ø внести эмоциональный заряд;

Ø совершенствовать общую моторику;

Ø выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Формы проведения физминуток разные. Это может быть и подвижная игра, и имитация трудовых действий, и произношение придуманных чистоговорок сопровождается действием и многое другое. Иногда развитие сюжета в физминутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия. Физминутка может проводить и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных.

Физминутки можно проводить под музыку, связанную с темой занятий.

7. Работа над предложением. Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям.

Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в сочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

Ø установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

Ø актуализация накопленного словаря;

Ø формирование связности и четкости высказываний;

Ø работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;

Ø анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному дидактическому правилу – от простого к сложному. На начальном этапе – это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем, задания усложняются: детям предлагают составлять предложения по набору слов или по опорным словам.

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках-неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом.

Обязательным условием при выборе принципов и приемов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

8. Произношение звука в связной речи. Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи:

Ø развитие воображения и творческой фантазии;

Ø развитие словотворчества;

Ø развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.

Методы основных и попутных задач многообразны. В одних случаях используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны, доступны и многообразны по интонационным характеристиками.

Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувству созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы. Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций.

Если позволяет время, то можно организовать пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитацией движений, разыгрыванием сценок и т.д.), развивающихся по ходу сюжета.

9. Итог занятия. На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка, а реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит – если активно работать, все получится!

Важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в последующий раз?» и т.д. Ответы могут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.

Итог занятия может быть предложен в игровой форме, где предусмотрен сюрприз.

В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 133 ;

Структура открытого логопедического занятия

Автор: Чухилева Виктория Викторовна

Организация: МАДОУ № 102 комбинированного вида «Кадриль»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Я предлагаю некоторые варианты организации занятий с использованием:

  • сказочных сюжетов;
  • элементов фольклора;
  • воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;
  • литературных персонажей;
  • известных и придуманных игр;
  • элементов сюжетно-дидактической игры;
  • сюжетных и пейзажных картин;
  • специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей, мозаик, панно;
  • настольно-печатных игр;
  • сюжетов и героев мультфильмов.

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу предложенного сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.

Структура занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

2. Сообщение темы занятия.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

5. Произношение звуков в словах.

7. Работа над произношением.

8. Произношение звука в связной речи.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических занятий.

  1. Организационный.

Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психоречевых функций. Основная задача логопеда – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на тему «Похищение буквы В» начинается с прочтения телеграммы. В другом варианте занятие на основе сюжета «Прогулка в лес» начинается с загадки. Затем следуют релаксационные упражнения, которые помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией. В третьем варианте используется психогимнастика. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

  1. Сообщение темы занятия.

Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.

Например, в занятии «Три поросенка» сообщение темы звучит так: «Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и изучать звуки Н, НЬ». Другой вариант: детям предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат изучаемые звуки.

Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

  1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

На данном этапе реализуется следующие задачи:

  • уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;
  • показывается «профиль» звука на рисунке;
  • уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;
  • находится образное сравнение звука (звук [Р] – рычание тигра);
  • определяется их место в звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).
  1. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях . Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия.

5. Произношение звуков в словах.

На этом этапе занятия решаются следующие задачи:

  • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • уточнение и расширение лексического запаса;
  • овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;
  • развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  • овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен подбор речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей.

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда и т.д.), способствует развитию логической памяти, а применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова), – развивает звуковое чутье.

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и тоже слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.

6. Физкультурная минутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки:

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику;
  • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Формы проведения физминуток разные. Это может быть и подвижная игра, и имитация трудовых действий, и произношение придуманных чистоговорок сопровождается действием и многое другое. Иногда развитие сюжета в физминутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия. Физминутка может проводить и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных; под музыку, связанную с темой занятий.

7. Работа над предложением.

Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям.

Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в сочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

  • установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
  • актуализация накопленного словаря;
  • формирование связности и четкости высказываний;
  • работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;
  • анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному дидактическому правилу – от простого к сложному. На начальном этапе – это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем, задания усложняются: детям предлагают составлять предложения по набору слов или по опорным словам.

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках-неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом.

Обязательным условием при выборе принципов и приемов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

8. Произношение звука в связной речи.

Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи:

  • развитие воображения и творческой фантазии;
  • развитие словотворчества;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.

Методы основных и попутных задач многообразны. В одних случаях используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны, доступны и многообразны по интонационным характеристиками.

Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувству созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы. Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций.

Если позволяет время, то можно организовать пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитацией движений, разыгрыванием сценок и т.д.), развивающихся по ходу сюжета.

9. Итог занятия. На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка, а реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит – если активно работать, все получится!

Важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в последующий раз?» и т.д. Ответы могут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.

Итог занятия может быть предложен в игровой форме, где предусмотрен сюрприз.

В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом

Литература

  1. Валявко С.М., Белая К.Ю. Ежедневник логопеда детского сада. – М., 2001
  2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2002
  3. Игры с правилами в детском саду. – М.: ГУПИ МП РСФСР, 1962
  4. Калмыкова И.Р. 50 игр с буквами и словами. – М., Академия развития, 1998
  5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985
  6. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика. – СПб., 2002
  7. Кислякова Ю.Н. Программа развития речи и общения для коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. – Минск, 2003
  8. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003
  9. Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей / Дефектология. № 2. 1985
  10. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998
  11. Образование в документах. – М., 2002
  12. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2002
  13. Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997
  14. Сборник нормативных документов и методических материалов по организации работы дошкольных образовательных учреждений при подготовке к новому учебно-му году. Выпуск 21. М., 2004
  15. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. — М., 2003
  16. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989
  17. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. – М.: Аквариум; СПб.: Дельта, 1996

Структура индивидуального занятия включает 3 блока.

I блок, подготовительный.Внего входят следующие направления:

♦ Нормализация тонуса мышц органов артикуляции. С этой целью проводятся дифференцированный логопедический массаж, который оживляет кинестезии и создает положительные кинестезии.

♦ Нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений (точность, ритмичность, амплитуда, переключаемость, сила мышечного сокращения, тонкие дифференцированные движения). С этой целью мы рекомендуем проводить артикуляционную гимнастику с функциональной нагрузкой. Такая артикуляционная гимнастика, базирующаяся на новых, точных кинестезиях, будет способствовать совершенствованию артикуляционной моторики путем создания прочных проприоцентивных ощущений. Здесь учитывается принцип обратной афферентации (обратная связь), разработанный П.К. Анохиным.

♦ Нормализация голоса и голосовых модуляций, с этой целью рекомендуется голосовая гимнастика.

♦ Нормализация речевого дыхания. Формируется сильный, длительный, экономный выдох. С этой целью проводится дыхательная гимнастика.

♦ Нормализация просодии, т.е. интонационно-выразительных средств и качеств речи (темп, тембр, интонации, модуляции голоса по высоте и силе, логическое ударение, паузирование, речевое дыхание и др.). С этой целью предварительно на подгрупповых занятиях знакомят с эмоционально-выразительными средствами речи и развивают слуховое внимание. Учат дифференцировать интонационно-выразительные качества речи на слух. На индивидуальных занятиях добиваются отраженного воспроизведения доступных эмоционально-выразительных качеств речи (темп, модуляции голоса по высоте и силе, логического ударения, интонаций и др.)

♦ Развитие тонких дифференцированных движений в пальцах рук. С этой целью проводится пальцевая гимнастика. В работах Бернштейна Н.А., Кольцовой М.М. указывается на прямую взаимосвязь, и корреляционную зависимость моторных функций рук и качеств произносительной стороны речи, т.к. одни и те же зоны мозга иннервируют мышцы органов артикуляции и мышцы пальцев рук.

II блок, основной.В него входят следующие направления:

♦ Определение последовательности работы над звуками (зависит от подготовленности определенных артикуляционных укладов).

♦ Отработка и автоматизация основных артикуляционных укладов для звуков, нуждающихся в уточнении или коррекции.

♦ Развитие фонематического слуха. Слуховая дифференциация фонем, нуждающихся в коррекции.

♦ Постановка звука традиционными в логопедии способами.

♦ Автоматизация звука в слогах разной структуры, в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях.

♦ Дифференциация поставленных звуков с оппозиционными фонемами в слогах, словах для предупреждения смешений звуков в речи и дисграфических ошибок в школьном возрасте.

♦ Отработка слов сложной звукослоговой структуры.

♦ Тренировка правильных произносительных навыков в различных речевых ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использованием разнообразного лексико-грамматического материала.

III блок, домашнее задание.

Включает материал для закреплений знаний, умений, навыков, приобретенных на индивидуальных занятиях. Кроме того, планируются задания из психолого-педагогического аспекта коррекционного воздействия:

– развитие стереогенеза (т.е. умения на ощупь без зрительного контроля определять предметы по форме, величине, фактуре);

– развитие конструктивного праксиса;

– формирование пространственных представлений;

– формирование графомоторных навыков и т.д.

Принимая во внимание такую организацию и содержание индивидуального логопедического занятия в условиях ДОУ для детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) или логопунктов при ДОУ и общеобразовательных школах, мы предлагаем отводить на логопедический массаж 3–5 минут. В зависимости от возраста детей и вида учреждения, где проводится логопедическая работа, изменяется и время, отводимое на индивидуальное занятие. Так с детьми младенческого и раннего возраста длительность индивидуальных занятий – 20 минут.

С детьми дошкольного возраста индивидуальное логопедическое занятие проводится в течение – 15 минут.

С детьми школьного возраста – 20 минут.

С подростками и взрослыми индивидуальные логопедические занятия по коррекции произносительной стороны речи при дизартрии проводятся в течение 30–45 минут. Учитывая регламент индивидуальных занятий, мы предлагаем проводить логопедический массаж не циклами (сеансами), как предлагают многие авторы, а начинать индивидуальное занятие с дифференцированного логопедического массажа. Отдельные приемы логопедического массажа (упражнения) отбираются с учетом выявленной патологической симптоматики. Адекватные приемы массажа создают положительные кинестезии, которые помогут улучшить артикуляционную моторику, так как подготовят базу для более качественных артикуляционных движений: точность, ритмичность, переключаемость, амплитуда, тонкие дифференцированные движения и другие. Таким образом, цель логопедического массажа проводимого в начале индивидуального занятия перед артикуляционной гимнастикой, состоит в создании и закреплении прочных, положительных кинестезии, которые создают предпосылки (по законам обратной связи) для совершенствования артикуляционной моторики у детей с дизартрией.

Пособие состоит из 3 глав. В I главе рассматривается структура речевого дефекта при стертой дизартрии, описываются патологические симптомы, которые определяют нарушение звукопроизношения и просодики.

Во II главе в историческом аспекте рассматривается логопедический массаж, как лечебное мероприятие, направленное на нормализацию мышечного тонуса. Подробно описываются приемы логопедического массажа И.З. Заблудовского, Е.М. Мастюковой, И.И. Панченко, Е.Ф. Архиповой, Н.А. Беловой, Н.Б. Петрова, Э.Д. Тыкочинской, Е.В. Новиковой, И.В. Блыскиной, В.А. Ковшикова, Е. А. Дьяковой, Е.Е. Шевцовой, Г.В. Дедюхиной, Т.А. Яньшиной, Л.Д. Могучей и др.

В пособии приводится топография точек для точечного массажа. Описывается назначение применения различных приемов массажа. Большинство названных выше авторов рекомендуют курсы, сеансы логопедического массажа. Например, Н.В. Блыскина, В.А. Ковшикова рекомендуют длительность комплексного сеанса 20 минут: 5 минут – релаксация, 10–15 минут точечный, сегментарный массаж, 5 минут дифференцированная артикуляционная гимнастика. На один курс проводится 12 сеансов. Логопедическое занятие по формированию звуков должно проводится через 20–30 минут после комплексного сеанса. В наглядно-практическом пособии Новиков Е.В. предлагает 15–30 сеансов массажа языка руками, а потом подключается массаж скул, щек, круговой мышцы рта. Затем зондовый массаж языка, мягкого неба. Продолжительность одного сеанса массажа 30 минут. Через каждые 5 минут ребенку предоставляется отдых. Таким образом, длительность сеанса достигает 60 минут.

В документах, регламентирующих работу логопедов в ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи, в логопедических группах при ДОУ, на логопедических пунктах при ДОУ и общеобразовательных школах, в кабинетах детских поликлиник и т.д., строго оговаривается время индивидуальных занятий, в которые логопед должен укладываться. По мнению автора данного пособия, система логопедического массажа должна быть адаптирована к условиям практической работы логопедов, и вписываться в регламент индивидуального занятия, но не подменять его. Эту задачу мы и попытались решить в нашем пособии.

В III главе описаны 3 комплекса массажа. Каждый массажный прием (упражнение) проиллюстрирован рисунками и описаниями его цели, назначение, логопедическими рекомендациями. Отобрано более 60 упражнений. В приложении приводятся конспекты индивидуальных логопедических занятий, в которых спланирован логопедический дифференцированный массаж.

Книга адресована логопедам, студентам дефектологических факультетов, родителям, чьи дети нуждаются в логопедическом массаже.

ГЛАВА I
Структура дефекта при стертой дизартрии

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажения, замены звуков в сложных по слоговой структуре и др.

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Лопатина Л. В.).

Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.

Данные исследования специализированных групп для детей с нарушениями речи показали, что в группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием – 35% детей имеют стертую дизартрию. Дети со стертой дизартрией нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Логопеды специализированных групп планируют логопедическую работу следующим образом: на фронтальных, подгрупповых занятиях со всеми детьми изучают программный материал, направленный на преодоление общего недоразвития речи, а на индивидуальных занятиях осуществляют коррекцию произносительной стороны речи и просодики, т.е. осуществляют устранение симптомов стертой дизартрии.

Вопросы диагностики стертой дизартрии и методики коррекционной работы изучены пока недостаточно. В работах Г.Г. Гутцмана, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой рассматривались вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых отмечается «смытость», «стертость» артикуляции. Авторы отмечали, что стертая дизартрия по своим проявлениям очень близка с осложненной дислалией.

В трудах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Э.Я. Сизовой, Э.К. Макаровой и Е.Ф. Соботович поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах дошкольников со стертой дизартрией.

Вопросы дифференциальной диагностики стертой дизартрии, организации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого дефекта.

Стертая дизартрия чаще всего диагносцируется после 5-ти лет. Все дети, симптоматика у которых соответствовала стертой дизартрии, направляются на консультацию к неврологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включает:

Для раннего выявления стертой дизартрии правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие эти нарушения.

Исследование ребенка начинается с беседы с мамой и изучения поликлинической карты развития ребенка. Анализ анамнестических сведений показывает, что часто наблюдаются отклонения во внутриутробном развитии (токсикоз, гипертония, нефропатия и др.); асфиксия новорожденных; стремительные или затяжные роды. Со слов мамы, «ребенок закричал не сразу, ребенка приносили кормить позже, чем всех». В первый год жизни многие наблюдались у невролога, назначалось медикаментозное лечение и массаж. В раннем возрасте был поставлен диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия).

Развитие ребенка после одного года как правило у всех было благополучным. Неврологическое обследование ребенка прекращалось. Однако, при обследовании в поликлинике логопед выявляет у детей в возрасте 5–6 лет следующие симптомы.

Общая моторика.Дети со стертой дизартрией моторно неловки, у них органичен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Они неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать, пройти по «мостику» и т.д. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб. Особенно заметна моторная несостоятельность на занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключении с одного движения на другое.

Мелкая моторика рук.Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие дети не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» – сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» – поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.

На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т.к. требуются и пространственные ориентировки и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети не интересовались до 5–6 лет играми с конструктором, не умели играть с мелкими игрушками, не собирали пазлы.

У детей школьного возраста в 1-ом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых отмечалось «зеркальное письмо», замена букв на письме, гласных, окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма и др.).

Структура логопедического занятия

В работе логопеда мы часто показываем занятия: открытое или повседневное. Многие логопеды сталкиваются с вопросом «Какова структура коррекционно-логопедического занятия?»

I. Структура открытого логопедического занятия

Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Здесь предложены некоторые варианты организации занятий с использованием:

воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

известных и придуманных игр;

элементов сюжетно-дидактической игры;

сюжетных и пейзажных картин;

специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей, мозаик, панно;

сюжетов и героев мультфильмов.

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу предложенного сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.

Структура занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

2. Сообщение темы занятия.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

5. Произношение звуков в словах.

7. Работа над произношением.

8. Произношение звука в связной речи.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических занятий.

1. Организационный.Егоцель– введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психоречевых функций. Основнаязадачалогопеда – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на тему «Похищение буквы В» начинается с прочтения телеграммы. В другом варианте занятие на основе сюжета «Прогулка в лес» начинается с загадки. Затем следуют релаксационные упражнения, которые помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией. В третьем варианте используется психогимнастика. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Можно использовать элементы психогимностики. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия.Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.

Например, в занятии «Три поросенка» сообщение темы звучит так: «Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и изучать звуки Н, НЬ». Другой вариант: детям предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат изучаемые звуки.

Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.На данном этапе реализуется следующие задачи:

уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

показывается «профиль» звука на рисунке;

уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;

находится образное сравнение звука (звук [Р] – рычание тигра);

определяется их место в звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).

4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.Основнойзадачейявляется развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия.

5. Произношение звуков в словах.На этом этапе занятия решаются следующиезадачи:

развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

уточнение и расширение лексического запаса;

овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;

развитие слухового внимания и зрительной памяти;

овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен подбор речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей.

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда и т.д.), способствует развитию логической памяти, а применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова), – развивает звуковое чутье.

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и тоже слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.

6. Физкультурная минуткатесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:

снять усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд;

совершенствовать общую моторику;

выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Формы проведения физминуток разные. Это может быть и подвижная игра, и имитация трудовых действий, и произношение придуманных чистоговорок сопровождается действием и многое другое. Иногда развитие сюжета в физминутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия. Физминутка может проводить и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных.

Физминутки можно проводить под музыку, связанную с темой занятий.

7. Работа над предложением.Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям.

Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в сочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

актуализация накопленного словаря;

формирование связности и четкости высказываний;

работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;

анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному дидактическому правилу – от простого к сложному. На начальном этапе – это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем, задания усложняются: детям предлагают составлять предложения по набору слов или по опорным словам.

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках-неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом.

Обязательным условием при выборе принципов и приемов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

8. Произношение звука в связной речи.Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующиезадачи:

развитие воображения и творческой фантазии;

развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.

Методы основных и попутных задач многообразны. В одних случаях используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны, доступны и многообразны по интонационным характеристиками.

Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувству созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы. Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций.

Если позволяет время, то можно организовать пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитацией движений, разыгрыванием сценок и т.д.), развивающихся по ходу сюжета.

9. Итог занятия.На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка, а реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит – если активно работать, все получится!

Важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в последующий раз?» и т.д. Ответы могут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.

Итог занятия может быть предложен в игровой форме, где предусмотрен сюрприз.

В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.

Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра на базе дошкольного коррекционного учреждения

Елизавета Ладонкина
Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра на базе дошкольного коррекционного учреждения

В ГДОУ ТО «Тульский детский сад для детей с ОВЗ» есть 4 группы детей с РАС и синдромом Дауна (одна из групп кратковременного пребывания). Для детей пишется индивидуальный образовательный маршрут, пишется адаптированная образовательная программа (АОП, в которой раскрывается содержание коррекционных занятий.

Логопед занимается со всеми детьми. Логопедические занятия для детей с РАС преимущественно индивидуальные, проводятся 2 раза в неделю. Для детей с аутистическими чертами созданы подгруппы по 2 человека для развития связной речи. Так же, 1 раз в неделю логопедами проводится совместное с воспитателями и дефектологом групповое занятие по развития навыка подражания.

1. Развитие артикуляционного аппарата. У детей с РАС имеются нарушения ощущений, в том числе кинетических и кинестетических. Дети не ощущают мышца артикуляционного аппарата и не могут ими управлять.Для повышения ощущений используются следующие приемы: пассивная артикуляционная гимнастика (когда педагог помогает ребенку выполнять самые простые упражнения, активная артикуляционная гимнастика перед зеркалом, массаж зубной щеткой.

Используются различные картинки с образцами выполнения и символами упражнений, вязаные игрушки для наиболее наглядного показа упражнения. А так же образец выполнения упражнения педагогом.

2. Вызывание направленной воздушной струи.

В зависимости от тяжести нарушения некоторые дети не могут или не умеют дуть. Поэтому, на занятиях они учатся дуть на вертушку, на воду, на ватку. Если речевой выдох сформирован, ребенка учат дуть направленно и на язык.

3. Работа над понимание речи. У детей с РАС имеются затруднения с пониманием речи, поэтому, задания на понимание речи обязательно включаются индивидуальный план развития ребенка. Логопед с начала учит словам и жестам «Дай», «Покажи», расширяет словарный запас с помощью лото, картинок, компьютерных программ.

4. Развитие связной речи. У некоторых детей с РАС встречается такое явление, как «эхолалия» – речь не несет смысловой нагрузки, ребенок повторяет цитаты из мультфильмов, но не может ответить на простой вопрос. Поэтому, очень важно научить ребенка пониманию смысла речи, использовать свой словарный запас к месту, правильно строить предложения. Для этой цели используются различные схемы по составлению предложений, рассказа, пересказа, последовательности картинок и отдельные картинки на понимание смысла.

5. Помимо связной речи, у детей с РАС страдает лексико-грамматический строй. Дети с РАС часто воспроизводят слова и фразы целиком, так, как запомнили, поэтому их фразы звучат аграмматично. Логопед учит правильно изменять слова, образовывать новые слова от разных частей речи и согласовывать их между собой. В этом помогают игры «Какое варенье?», «Варим суп», «Чей хвост» и т. д.

6. Важны упражнения на развитие мелкой моторики (игры с крупами, шнуровками, рисование по точкам, пальчиковая гимнастика)

7. Ведется работа над основами грамотности. Дети старшей и подготовительной групп учат буквы, способы написания букв.

8. Работа с родителями.

Включает в себя консультирование родителей по итогам занятия, по разъяснению домашнего задания, выступления на родительских собраниях.

Индивидуальные логопедические занятия для детейс РАС имеют свою специфику:

1. Дети с аутистическими расстройствами визуально воспринимают информацию,поэтому используется наглядный материал : визуальное расписание, картинки, плакаты и схемы.

2. Инструкции даются четкие и понятные.

3. Так же, важна последовательность заданий, поэтому педагог следует визуальному расписанию и не меняет его кардинально. Всегда сохраняется определенный ритуал в начале и в конце занятия, например, начинаем всегда с артикуляционной гимнастики, а заканчиваем упражнениями на воздушную струю. Если необходимо изменить расписание, ребенка к этому подготавливают – объясняют, что сейчас будет сюрприз.

4. Детей с РАС трудно мотивировать сидеть за столом, поэтому используются поощрения на стимуляцию сенсорных ощущений, музыкальные игрушки, мыльные пузыри. Наибольший интерес вызывают технологии интерактивного обучения – занятия с использованием компьютерных презентаций, компьютерных логопедических игр, Smart- стола, системы EduPlay.

5. Не менее важна игровая форма проведения занятий. Она наиболее понятна, позволяет вызвать ребенка на диалог, заинтересовать, активизировать звукоподражания.

Коррекционно-развивающий процесс начинается с установления контакта с ребенком. На фоне адаптации ребенка к детскому саду этот процесс может идти очень долго. Логопед использует все возможные приемы, чтобы ребенок привык к новому человеку и обстановке, научился сидеть за столом и обращать внимание на учителя.

Далее работа ведется на усвоение навыка подражания. Для этого используются различные приемы.

Подгрупповые занятия включают в себя задания на образование слов, согласование,словоизменение, освоение лексических тем и работу над связной речью и пересказом. Для детей с аутистическими расстройствами данный раздел является очень трудным в освоении, так-как нарушена коммуникативная функция речи, но, при регулярном посещении детьми подобных занятий наблюдается положительная динамика.

Групповые занятия проводятся логопедами непосредственно в группах совместно с учителем-дефектологом и воспитателями, так-как наиболее желательное количество взрослых при групповом занятии с детьми с РАС – на одного ребенка один взрослый, чтобы контролировать поведение ребенка во время занятия и помогать включится в совместную деятельность.

Групповые занятия включают в себя разнообразные игры и задания:

-игры на подражание (танцы по музыку, повторение простых движений).

-стимулирование звукопроизношения (спеть звук, повторить звук во время танца).

-развитие тактильного восприятия, понимания речи с помощью игры «чудесный мешочек», «тактильные мешочки».

-игры на развитие коммуникативных навыков ребенка (Прятать детей под платочек и называть по имени, перед занятием дети находят свое фото, прикрепляют к основе, чтобы увидеть, кто из детей пришел).

-развитие моторных навыков с помощью повторения движений, танцев.

-в групповых занятиях используются дидактические упражнения, которые дети выполняют по очереди (например, собрать пирамидку по одному кольцу – каждый ребенок ставит колечко. Эта игра учит ждать, организует ребенка и развивает коммуникативные навыки).

-используются игры на тактильный контакт (например, потешки с движениями. Дети с РАС учатся ждать, налаживается контакт с педагогом).

Консультация «Дети с расстройствами аутистического спектра» Другие дети Этих детей легко узнать по взгляду «погруженному в себя», отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям.

Единство требований дошкольного учреждения и семьи в развитии речи детей Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Своевременное формирование правильного.

Интерактивный семинар «Ребенок с расстройством аутистического спектра: теория и практика работы психолога» Аутистичный ребенок: теория и практика работы психолога Форма занятия: Интерактивный семинар Целевая аудитория: педагоги-психологи образовательных.

Конспект занятия с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра «Скамеечка для мишки» Задачи: Развивать память, внимание, наблюдательность. Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, строить простейшие.

Развитие речи детей дошкольного возраста Методическая разработка «Развитие речи детей дошкольного возраста» Автор: Барабанова Ольга Николаевна МАДОУ детский сад № 6 г. Балаково.

Особенности детей при расстройстве аутистического спектра (РАС). Особенности детей при расстройстве аутистического спектра (РАС). Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным:.

Развитие речи детей дошкольного возраста «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» Аристотель. Актуальность. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями.

Развитие индивидуальных способностей детей в условиях дополнительного образования на базе дошкольного отделения «Развитие индивидуальных способностей детей в условиях дополнительного образования на базе дошкольного отделения» «Кружок по ритмике и.

Вовлечение детей с расстройствами аутистического спектра во фронтальную работу класса ВОВЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ВО ФРОНТАЛЬНУЮ РАБОТУ КЛАССА. Александр Волковский Школа-интернат №39, г. Нижний.

Теоретический аспект использования АВА терапии при коррекции детей с нарушениями аутистического спектра Аутизм – это отчужденность человека от окружающего мира. Как же преодолеть эту проблему и помочь ребенку социализироваться? На помощь приходит.

Читайте также:  Конспект НОД с использованием логопедической ритмики для детей 5-7 лет с ТНР
Ссылка на основную публикацию