Конспект ОД по логопедической ритмике для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные»
Конспект ОД по логопедической ритмике для детей старшего дошкольного возраста
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Цель: Выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью.
Коррекционные задачи:
· Развитие и активизация внимания;
· Развитие речевого дыхания;
· Воспитание просодических компонентов речи, движения и музыки;
· Развитие звуковысотного, ритмического, динамического слуха;
· Развитие координации речи и движения;
· Развитие общей и мелкой моторики, регулирование мышечного тонуса.
Образовательные задачи:
· Развитие чувства ритма, музыкального слуха.
Воспитательные задачи:
· Развивать умение подражать, перевоплощаться.
· Воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным.
· Укреплять чувство единства, умения действовать согласованно.
Оборудование: мяч, картинки со следами зверей , два ободка медведей.
1. Ребята, послушайте загадку:
«Есть у радости подруга в виде полукруга,
На лице она живёт, то куда-то пропадёт,
То внезапно возвратится, грусть тоска её боится» (Улыбка)
Я предлагаю вам друг другу улыбнуться и с хорошим настроением будем заниматься.
2. Музыкальная игра «ДОМ»
Мы большой построим дом, (собраться в хоровод)
Заживем все вместе в нем,
Дети собираются двери закрываются, (взяться за руки)
Окна открываются – сказка начинается (руки на пояс)
Тук-тук, тук-тук, (кулачок о кулачок)
Кто стучится в гости вдруг? (руку к уху – «слушаем»)
Зайцы скачут на опушке,
Из травы видны лишь ушки
(играет веселая музыка, дети, изображая зайцев, прыгают по залу)
Мы большой построим дом, (собраться в хоровод)
Заживем все вместе в нем,
Дети собираются двери закрываются, (взяться за руки)
Окна открываются – сказка продолжается (руки на пояс)
Тук-тук, тук-тук, (кулачок о кулачок)
Кто стучится в гости вдруг? (руку к уху – «слушаем»)
Я медведь косолапый, (встать)
У меня большие лапы! (показать полукруглые «лапы»)
Я по лесу брожу (ходьба медвежьей походкой)
(звучит музыка, игроки двигаются по залу, изображая медведей)
Мы большой построим дом, (собраться в хоровод)
Заживем все вместе в нем,
Дети собираются двери закрываются, (взяться за руки)
Окна открываются – сказка не кончается (руки на пояс)
Тук-тук, тук-тук, (кулачок о кулачок)
Кто стучится в гости вдруг? (руку к уху – «слушаем»)
Это я – колючий еж,
Ты рукой меня не трожь,
Быстро по лесу хожу,
А устану – посижу.
(играет музыка, дети и взрослые ходят на полусогнутых ногах, после слов «посижу» – сесть на пол – лицом в круг)
Мы большой построим дом, (собраться в хоровод)
Заживем все вместе в нем,
Дети собираются двери закрываются, (взяться за руки)
Окна открываются – игра завершается (руки на пояс)
А занятие продолжается!
3. Ребята, кто к нам в гости приходил? (заяц, медведь, ёж)
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (мы будем говорить о диких животных)
А каких ещё диких животных вы знаете? (дети передают мяч и называют дикое животное)
У всех зверей есть свой дом, где они прячутся от непогоды.
4 . Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом
Есть нора — надежный дом.
Не страшны зимой метели (Дети загибают пальцы на обеих руках: по
Белочке в дупле на ели. одному пальцу на каждое двустишие.)
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно.)
Всем тепло, уютно в нем.
5. Ритмическая игра «Следы зверей» (картинки со следами зверей).
Ребята, зимой, дикие животные на снегу оставляют следы. (показывает карточки со следами) Интересно, чьи они? Сейчас животные нам расскажут, как встречают зиму.
Заяц
Я, заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Под кусточком присяду, спрячусь под сосной,
Не увидит, не узнает зверь меня лесной.
Педагог показывает заячьи следы, дети хлопают в ладоши восьмыми.
Лиса
Я зимы не боюсь, в шубку теплую ряжусь.
Хвост красивый какой — мне он нравится самой.
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Хочу зайца поймать, но мне его не догнать.
Дети равномерно четвертями ударяют ладонями по коленям, показывая неторопливый шаг лисы.
Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.
Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас.
Дети стучат пальчиками по коленям шестнадцатыми длительностями.
6. Ребята, а как называются детеныши у медведя, лисы, волка и т. д. Покажем, как они ходят.
Движение в разном регистре. На низкую музыку дети идут как «мишки», на средние звуки бегут как «лисички», на высокие звуки прыгают как «зайки»
7. Пение песни Н.Куликовой «Ёжик»
8. Упражнение на дыхание.
Зайчонок прыгал и скакал,
Скоро заинька устал,
Под кусточком он прилёг,
Носом подышать он смог:
Носом – вдох, и замри!
Носом – выдох, отомри!
А где-то далеко воет волк: «У-у-у-у-у-у-у» (произносить тихо)
Волк приближается: у-у-у-У-У-У (произносим громко)
Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых».
9. Русская народная игра с пением «У медведей»
Фонограмма «У медведей» (аудиокассета «Горелки. Русские народные игры с пением для детей 4-7 лет». С. Железнов, Е. Железнова). Дети выбирают (можно считалкой) двух водящих «медведей». «Медведи» спят, а остальные дети ходят в произвольном направлении. После песни «медведи» берутся за руки и ловят детей, обхватывая их руками. Двое пойманных будут водить.
10. Релаксация
– Ребята, закройте глаза и представьте все, о чем я вам расскажу:
Обошел медведь весь лес
И в берлогу он залез.
Лапу в пасть засунул он
И увидел сладкий сон.
Дети на спину легли
И, как и Мишка, видят сны.
Тише, тише, не шумите,
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будем глазки открывать,
Просыпаться и вставать.
Все лесные звери уходят на покой. Чтобы их не разбудить мы тихо, на носочках выйдем из леса, а в группе нарисуем тех животных, которые вам больше всего запомнились.
Конспект фронтальной НОД в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий (элементов логопедической ритмики) и компьютерных технологий «Времена года».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Педагогический замысел: создание адекватных развивающих условий, способствующих формированию коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи в интерактивной среде.
Задачи:
- расширение и закрепление представлений об окружающем мире;
- совершенствование грамматического строя речи и связной речи;
- активизация словаря.
- развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности;
- развитие общих речевых навыков (речевого дыхания);
- совершенствование артикуляционной, тонкой, общей и мимической моторики.
- повышение активности и сознательности ребёнка;
- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия и доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: компьютер + презентация с наглядными пособиями и играми для занятия, два комплекта настольно-печатной игры «Времена года» изд-во «Весна-дизайн», фишки, изображения разноцветных листьев.
Предварительная работа: повторение ранее заученных (в соответствии с лексическими темами) физминуток, рассматривание картинок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_vremena_goda_okonchatelnyy.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтальной НОД в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий (элементов логопедической ритмики) и компьютерных технологий «Времена года».
Педагогический замысел: создание адекватных развивающих условий, способствующих формированию коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи в интерактивной среде.
- расширение и закрепление представлений об окружающем мире;
- совершенствование грамматического строя речи и связной речи;
- активизация словаря.
- развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности;
- развитие общих речевых навыков (речевого дыхания);
- совершенствование артикуляционной, тонкой, общей и мимической моторики.
- повышение активности и сознательности ребёнка;
- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия и доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: компьютер + презентация с наглядными пособиями и играми для занятия, два комплекта настольно-печатной игры «Времена года» изд-во «Весна-дизайн», фишки, изображения разноцветных листьев.
Предварительная работа: повторение ранее заученных (в соответствии с лексическими темами) физминуток, рассматривание картинок.
1.Дети стоят у своих мест.
Л.: На место сядет тот, кто правильно ответит на вопрос.
– Какое сейчас время года?
-Какое время года было до зимы?
– Какой первый месяц осени?
– Какой второй месяц осени?
– Какие мы знаем приметы осени?
– Как называются птицы которые улетают на юг?
– Как можно назвать одним словом, когда падают листья?
– Какое небо бывает осенью?
– Подберите определение к слову ОСЕНЬ – (какая? Золотая, холодная, пасмурная)
Л-В сообщает о том, что сегодня на электронную почту детского сада пришло письмо. В письме просят вас разобраться с признаками времён года.
Мы сегодня будем работать командами. Зарабатывать очки за правильные ответы, дисциплину и выдержку. В конце нашей деятельности подведем итоги, чья команда набрала больше очков. Готовы поработать?
Л-В: Я же вам не сообщила, от кого это письмо. Вы мне сами скажете, когда отгадаете загадку.
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
(Логопед показывает кукол, одетых под свое время года)
Л-В: Ребята, так кто нам прислал письмо? (времена года)
(На компьютере картинки с изображениями различных времён года)
Л-В: каждое время года будет нам давать задание. Попробуем их выполнить?
На экране слайд стихотворения про «весну».
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла… ( дети договаривают хором: весна)
Л-В: Весна предлагает выполнить задание
1.Игра «Разноцветные круги». [ Закрепление представлений о приметах разных времен года. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений).]
У детей на столах по одному большому кругу, и небольшие картинки с приметами времен года.
Л-В. У вас на столах большие круги, которые разделены на четыре части. Каждая часть соответствует определенному времени года. Вы выбираете картинку и определяете к какому времени года она относится. Отвечать будете так: Я думаю, что у меня ……, потому что…….(работают 4 команды. И все дети)
Далее дети выбирают картинки с приметами времен года объясняют и раскладывают их на кругах.
1-й ребенок. Я думаю, что у меня лето, потому что мой круг красный.
2-й ребенок. Ау меня весна, потому что мой круг светло-зеленый.
3-й ребенок. У меня зима, потому что мой круг белый.
4-й ребенок. Ау меня осень, потому что мой круг желтый.
Л-В оценивает их работу фишками. Если быстро справляются дополнительные вопросы для зарабатывания фишек в команду:
2. Д/И. Дополнительная
Л-В: Ребята! А вы знаете, кто весну на крыльях приносит? ( птицы )
Как назвать одним словом этих птиц? ( перелётные )
Назовите перелётных птиц ( дети перечисляют )
3. Составление рассказа по картине Весна.
Л-В: посмотрите на экран. Кто сможет составить рассказ по картине Весна? На помощь вам придет шпаргалка. Будет отвечать команда 1-го синего стола (где Важенина Лиза)
Дети составляют предложения (по картине на экране):
Весной солнце светит ярче.
Весной на деревьях набухают почки. и т.д.
Л-В: Молодцы, дети! Вы много рассказали о весне.
А теперь нам снова пора в путь… Переходить мы будем так: 3 ХЛОПКА. В ПУТЬ ДОРОГУ МЫ ПОШЛИ И К ЗАДАНИЯМ ПРИШЛИ.
На экране слайд стихотворения «Лето».
Оно соткано из зноя,
Несёт тепло с собою,
И реки согревает,
Все любим мы за это…( лето ).
Молодцы, ребята! А сейчас я вас приглашаю на цветочную поляну…
– Посмотрите, сколько здесь разных, красивых цветов!
( Дети становятся в кружок и берут из корзины цветы )
Л-В: А кого можно увидеть летом на цветочной поляне? Кто любит летать над цветами? ( пчёлы, бабочки,… ) Одним словом это? Насекомые. НАСЕКОМЫЕ ЭТО тело состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. У некоторых насекомых есть крылья. Ног три пары, и они крепятся на грудном отделе. УЛИТКА ЭТО БРЮХОНОГОЕ ЖИВОТНОЕ. А паук относится к паукообразным(т.к 8 ног)
4. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений
Посмотрите, на нашу полянку прилетела бабочка. На чей цветок она сядет, тот об этом нам и скажет. А говорить вы будете так:
Бабочка села на….( ромашку.)
Бабочка села на фиалку…и т.д.
Л-В: Покружилась бабочка над цветами и улетела. Давайте соберём цветочки в букет…
5. Д/И. Посчитаем. Умение согласовывать числительное с существительным:
1 букет, 2 букета, 3, 4, 5 букетов.
Давайте немного отдохнем.
На листке блестит роса
Словно грустная слеза
Здесь оса с утра грустила
И слезинку позабыла
Покружились, покружились. В мышек быстро превратились. Тихо мы идем к столам и садимся по местам.
7. Составление предложений о лете по небольшим сюжетным картинкам.
[Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).]
Л-В. Рассмотрите картинки и составьте предложения со словами потому что. (ПО 1 КАРТИНКЕ НА КОМАНДУ. Один отвечает, другие дополняют)
1 -й ребенок. Дети купаются в море, потому что стоит жаркая погода.
2-й ребенок. В небе яркая радуга, потому что только что прошел дождь.
3-й ребенок. Дети прячутся под большой елкой, потому что идет сильный дождь.
4-й ребенок. Девочки собирают в лесу землянику, потому что она уже покраснела.
За ответы раздаю фишки .
8. Составление рассказа по картине Лето.
Л-В: посмотрите на экран. Составлять рассказ по картине Лето, пойдет команда № 2 ( где Репин Максим) На помощь вам придет шпаргалка.
Летом небо голубое, высокое.
Летом после дождя бывает гроза…и т.д.
Л-В: Молодцы, дети! Вы рассказали о лете.
А теперь нам снова пора в путь… Переходить мы будем так: 3 ХЛОПКА. В ПУТЬ ДОРОГУ МЫ ПОШЛИ И К ЗАДАНИЯМ ПРИШЛИ.
На экране слайд стихотворения про «Осень».
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья жёлтые летят.
РАБОТА С ФИШКАМИ. За правильный ответ, зарабатывается фишка. Смотрим, какая команда соберет больше всех фишек.
Л-В: Дети, а что это у нас на столах? ( осенние листочки )
Подул сильный ветер и сорвал листочки с дерева…Давайте вернём их на место, но для этого надо правильно закончить предложение ..
9. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).
Я начну, а вы его закончите. Кто правильно сделает, тот украсит листиком осеннее дерево…
– Летом жарко, а осенью…
– Летом дни длиннее, а осенью…
– Летом на деревьях листья зелёные, а осенью…
– Летом цветов много, а осенью…
– Летом небо светлое, а осенью…
– Летом земля сухая, а осенью…
– Летом дожди тёплые, а осенью…
– Летом люди растят урожай, а осенью…
– Летом тучи ходят высоко, а осенью…
– Летом людям радостно, а осенью…
Дети по одному прикрепили все листочки к дереву (на ковролине)
Л-В: кто вспомнит, какой птичке посвящен праздник осенью? (12 ноября)
10.Физминутка. Координация речи с движением, совершенствование общей и
Мороза не боится
Даже в минус 25
Любит песни распевать.
11. Д/и «Быстро отвечай». Дополнительное задание для зарабатывания фишек. ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Дерево(какое?),
Дождь (какой?) – мелкий, моросящий, холодный, частый, короткий, унылый, сильный…
Погода(какая?),
ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:
Дождь – льёт, моросит, идёт, накрывает…
Листья – краснеют, желтеют, опадают, шуршат…
Осень – приходит, наступает, наводит грусть…
ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТЫ К ПРИЗНАКАМ:
Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес…
Осеннее – небо, пальто, дерево,
12. Д/И Согласование числительного с существительным.
1 пальто, 2,3,4,5 пальто .
13. Л-В: посмотрите на экран. Составлять рассказ по картине Осень, пойдет команда № 3 (синий стол где Ксюша Мушкова) На помощь вам придет шпаргалка.
Осенью часто идут дожди.
Осенью на деревьях желтеют листья…и т.д.
Молодцы! Нам снова пора в путь-дорогу… Переходить мы будем так: 3 ХЛОПКА. В ПУТЬ ДОРОГУ МЫ ПОШЛИ И К ЗАДАНИЯМ ПРИШЛИ.
На экране слайд стихотворения «Зима».
Дел у меня немало –
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Зовут меня…( зима ).
Л-В: Давайте покажем, как дует сильный ветер зимой. Дети показывают указательный пальчик рисуют большую спираль и произносят звук ЗЗЗЗ, потом ветер затухает (голос затухает ) ССССС.
Л-В: Ребята, а вы хотите поиграть со мной в снежки?
Дети становятся в кружок.
Л-В: Мы с вами будем играть. Тот, кому я брошу «снежок», должен «Назови ласково»
14. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом Грамматический строй речи «Назови ласково»
15. Поиск соответствующего понятия «Закончи предложение»
Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестящим . (льдом).
Земля покрылась белым, пушистым . (снегом).
Дети слепили большую снежную . (бабу).
Зимой дети любят кататься на . (санках, лыжах, коньках).
- Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.
Летом дни жаркие, а зимой – холодные.
Летом небо светлое, а зимой-…
Летом день длинный, а зимой …
Летом солнце яркое, а зимой -…
Весной лёд на реке тонкий, а зимой-…
Снег мягкий, а лёд-….
Одни сосульки длинные, а другие-.
- Развитие связной речи. Составление рассказа о ЗИМЕ по предметам.
Л-В: Ребята, Зима нам прислала волшебную коробку. В ней разные предметы. По которым мы должны составить зимний рассказ. Это задание будет для команды № 4 (где Семен)
На поле логопед раскладывает предметные картинки: снег (белая полоска бумаги), деревья, девочка и мальчик в зимней одежде, снеговик, санки.
«Наступила зима. На земле и на деревьях лежит снег. Дети вышли гулять. Они надели шубки, шапки, варежки, сапоги, потому что на улице холодно. Дети слепили снеговика, а потом стали кататься на санках».
18. Игра «Весёлые чистоговорки». (Логоритмика. Авторская разработка.) Автоматизация свистящих звуков, координация речи с движением, самомассаж.
Са-са-са, -проводят указательными пальцами обеих рук от
середины к уголкам верхней губы
са-са-са – проводят указательными пальцами обеих рук от
середины к уголкам нижней губы
пришла осень к нам в леса – «идут» пальчиками вперёд
Ас-ас-ас, -проводят указательными пальцами обеих рук от
середины к уголкам верхней губы
Ас-ас-ас, -проводят указательными пальцами обеих рук от
середины к уголкам нижней губы
В школах все вернулись в класс. -«идут» пальчиками в обратном
направлении, к конце движения
складывают руки, как будто сидят за
Зи-зи-зи, – по тем же направлениям «рисуют»
три точки, при этом пальчики слегка
За-за-за, – то же под нижней губой
Заморозит всех зима – обнимают себя за плечи и растирают
руки, как будто греются.
Це-це-це, – по тем же направлениям «рисуют» три точки
быстрым прикосновением пальцев над верхней
Це-це-це, – то же под нижней губой
Вновь весна на улице. – разводят руки в стороны
Це-це-це, -повтор движений для «Ц»
Ярко светит солнце. – подставляют лица воображаемому солнышку,
Ца-ца-ца, – повтор движений для «Ц».
Летом все купаются. – изображают руками движения пловцов.
Л-В: Ребята, вы сегодня очень старались! Скажите, а какие задания вам понравились? (Дети по очереди отвечают). Все ваши выполненные задания мы отправим по почте ответным письмом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект на тему: “Весенние изменения в природе”.
Предлагаю Вам конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история». Использование в работе с детьми методов и приемов ТРИЗ помогает акт.
Формирование умения делить слова на части-слоги.
В данном материале предствлен конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием технологии синквейн. Данный материал может быть полезен воспитателям, логопедам, руководителям театрал.
Цель: Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц, выявить экологические знания детей Задачи: Обучающие : учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему в.
Используя технологию методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения «Гуси-Лебеди».
Конспект НОД по логоритмике для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР
Содержимое публикации
Конспект НОД по логоритмике в группе для детей с ЗПР
Тема: «Лесные животные».
Цель: Развитие речевых и моторных навыков.
Учить согласовывать слова и движения.
Развивать фонематический слух.
Развивать переключаемость движений, мелкую моторику.
Закрепить знания по теме «лесные животные».
Развивать мышление, внимание, память.
Улучшать навыки коммуникации детей между собой.
Оборудование: музыкальный проигрыватель, музыкальные композиции, картинки с символами звуков леса, игрушки (медведь, паучок, гриб), кукла на руку (волк), шапочки на голову (зайчик и ежик), парашют.
Ход занятия:
Ручки-ручки просыпайтесь, здравствуйте!
(Потирают ладошку о ладошку)
Ласковые ручки наши, здравствуйте!
(Гладят ладошкой по левой руке, затем по правой руке)
Пальчики сердитые, здравствуйте!
(Соединить растопыренные пальцы, ударять по очереди пальцем о палец)
И ладошки, наши крошки, здравствуйте!
(Хлопают в ладоши перед собой)
Наши ушки, наши щечки, здравствуйте!
(потирают ушки и гладят щечки)
Наши локоны и кудри, здравствуйте!
(Гладят по голове).
Вы друг другу улыбнитесь, здравствуйте!
(Улыбаются соседу слева, потом справа)
И головкой поклонитесь, здравствуйте!
Танец Чударики «Самолет».
Логопед: «Сегодня мы отправимся в путешествие в лес. И полетим мы туда на самолете».
Игра «Звуки леса».
Логопед: «Давайте сядем на коврик и послушаем звуки леса. Я раздам вам картинке, слушайте внимательно и тот, у кого картинка с этим звуком, поднимает карточку и называет звук».
Логопед раздает картинки и включает звуки леса (пение соловья, ветер, вой волка, рык медведя, крик лося, дождь, уханье совы, крик кукушки).
Физкультминутка «Смелые грибники»:
Логопед: «Мы прилетели в лес. Смотрите, что это растет на поляне? Гриб. Давайте поиграем».
По тропинке грибники, топ, топ, топ, топ. (Топаем в такт словам)
А в руках – корзиночки, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. (Хлопаем в такт словам)
На полянке – боровик, ой, ой, ой, ой. (Качаем головой)
Это чей красивый гриб? Мой, мой, мой, мой! (Показываем на себя)
Вдруг из леса серый волк, ры, ры, ры, ры. (Показываем коготки)
Он на нас зубами щёлк, щёлк, щёлк, щёлк. (Показываем двумя руками как зубы щелкают)
Испугались грибники, ай, ай, ай, ай! (Качаем головой)
Разбежались, кто куда, ну-ка догоняй! («Волк» догоняет детей)
Артикуляционная гимнастика «Мишка».
Логопед: «Смотрите, кто к нам пришел? Медведь. Давайте про него стишок выучим и будем повторять движения».
Мишка в домике живет (широко открыть ротик),
Очень любит мишка мед (облизать губы),
Щеки полные набьет (надуть щеки)
И жует, жует, жует (изображать жевание).
А как мед поест Мишутка,
Чистит щеточкой он зубки (язычком провести по верхним, а затем нижним зубам — вверх-вниз, вправо-влево).
Логопед: «мы оказались на поляне с цветами. Какие цветы вы знаете? Посмотрите на картинки. Сейчас мы будем водить хоровод».
Пальчиковая гимнастика «Паучок» (под музыку Железновой Е.).
Педагог: «Посмотрите, кто к нам спустился с веточки? Правильно, это паучок. Сейчас он научит нас новому танцу».
Паучок ходил по ветке, Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью
А за ним ходили детки. а затем по плечу другой руки.
Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение
Паучков на землю смыл. Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки, «Паучки» ползают на голове.
Чтобы погулять на ветке.
Логопед: «А теперь пришло время отгадать загадки! Нужно животное отгадать и скорее показать!» (Дети отгадывают загадку и имитируют под музыку повадки животного)
-Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)
-В лесу обитает, дичью питается,
Да в курятник забирается,
Хитрым зверем называется! (Лиса)
-Что за зверь лесной.
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди-уши больше головы? (Заяц)
-В сосне дупло, в дупле тепло,
А кто в дупле, живёт в тепле? (Белка)
-Вперевалку зверь идёт по малину и по мёд
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны? (Медведь)
8) Подвижная игра «Ежик».
Логопед: «Давайте поиграем в игру «Ёжик».
-Сейчас с помощью считалки выберем ежа! (Одеваем водящему шапочку зайчика)
-Вышел зайчик погулять,
Ёжика дружка искать! Где ты, где ты мой дружок,
Выходи скорей в кружок! (Выбираем ребёнка, надеваем на него шапочку ёжика)
-Это, что за колобочек,
Покатился под кусточек,
То клубком свернулся ёж
Лучше ты его не трожь!
(Дети стоят в кругу взявшись и подняв их вверх, ребёнок – ёжик бегает между детьми. На последние слова, дети опускают руки и ловят ежа в круг.)
9) Танец «Паровозик» (под музыку Железновой Е.)
Логопед: «Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться из леса. Мы сядем на поезд и поедем домой».
Дети становятся друг за другом, идут по кругу и выполняют движения под музыку.
Релаксация с парашютом
Педагог: «Наше путешествие закончилось и нам нужно отдохнуть. Нужно лечь на ковер и дышать спокойно».
Дети лежат на ковре, педагог с воспитателем держат парашют за края и медленно поднимают вверх, опускают вниз под спокойную музыку.
Логопедическая ритмика
Разделы: Логопедия
“Логопедическая ритмика может быть включена в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией” Г.А.Волкова.
Цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций на основе сочетания слова, музыки и движения.
Опыт показывает, что логопедическая ритмика является эффективным средством содействия преодолению речевого дефекта через тренировку и развитие чувства ритма, а также необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики.
Опираясь на работы физиологов о взаимозависимости общей и речевой моторики, о связи двигательных и речевых анализаторов (А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев, Е.М.Мастюкова, М.М.Кольцова) развиваю речь детей путём совершенствования общей моторики.
Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.
Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободить от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения. Речь с движением развивает артикуляционную моторику, моторику мышц лица, мелкую моторику.
Стихотворный текст является ритмической основой для выполнения движений, а двигательный компонент помогает лучше запомнить текст самого стихотворения. Ритм стихотворной строки согласовывается с движениями рук, ног, туловища, с помощью чего нормализуется темп и ритм речи, развивается словарь.
Музыка, сопровождающая упражнения, влияет также на качество исполнения, улучшает пластичность движений, придаёт им мягкость и выразительность, развивается слуховое восприятие.
Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи – развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию движений, развитию психических процессов.
Для более успешного проведения занятий необходимо выполнять следующие условия:
- наиболее благоприятным является взаимодействие на занятии трёх специалистов (логопеда, музыкального руководителя, воспитателя), причём первое занятие может проводить логопед, второе занятие проводит воспитатель.
- занятие проводится с опорой на лексические темы, темы по развитию звукопроизношения;
- все упражнения выполняются по подражанию;
- игровая форма проведения занятий;
- содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков;
- упражнения направлены на согласование речи с движением;
- занятия проводятся не реже двух раз в неделю;
- продолжительность занятия 20-30 минут для детей 4-5 лет и до 40 минут для детей 6-7 лет
- светлое, просторное помещение; дети занимаются в мягкой обуви и свободной одежде, не стесняющей движения;
- нагрузку в течение занятия необходимо распределять равномерно и учитывать возможности каждого ребёнка;
Примерная структура построения логоритмического занятияУпражнения на различные виды ходьбы, бега.
Развитие общей моторики – координация речи с движением.
Упражнения на различные виды ходьбы, бега.
Развитие общей моторики – координация речи с движением.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Мимические, артикуляционные упражнения.
Упражнения с предметами и речевым сопровождением – развитие грамматической, лексической, фонетической, звукопроизносительной стороны речи.
Фоноритмика, голосовые упражнения.
Упражнения на развитие чувства темпа и ритма.
Упражненияна расслабление мышечного тонуса – релаксация.
Логоритмическое занятие
Тема занятия: Домашние животные. Совершенствование темпо-ритмической организации движений.
Цель занятия: Совершенствовать темпо-ритмическую организацию движений на материале лексической темы “Домашние животные”.
обучающие: совершенствовать умение двигаться в соответствии с ритмично исполняемой музыкой. Активизировать глагольный словарь по теме “Домашние животные”.
развивающие: развивать динамическую координацию движений, ориентацию в пространстве, чувство темпа, ритма, мелкую, артикуляционную, мимическую моторику, регулировать мышечный тонус.
коррекционные: формировать длительный плавный выдох, силу голоса, слуховое внимание.
воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, культуру коммуникации, умение работать в коллективе.
Речевой материал: глагольный словарь: роет, ржёт, лакает, скачет и т.д., чистоговорки, звукоподражания.
Оборудование: бубен, предметные картинки, изображающие домашних животных, мяч, схемы, барабаны, коврики, мягкие игрушки.
1. Упражнение на различные виды ходьбы и развитие произвольного внимания.
Дети идут по кругу в соответствии с речевым сигналом логопеда:
“лошадки” – ходьба, высоко поднимая ноги,
“козы” – ходьба на пятках,
“кошки” – ходьба на носках,
2. Упражнение на развитие дыхания.
Дети идут по кругу под спокойную музыку, по сигналу (удар в бубен) останавливаются, выполняют вдох носом – на выдохе произносят ффф (2-3 раза).
3. Упражнение на координацию речи с движением “Мы купили кошке” с музыкальным сопровождением.
Мы купили кошке
(руки вперёд ладонями вверх)
К празднику сапожки
(поставить ногу на пятку и повертеть носочком)
Причесали её усы,
(от щёк развести руки в стороны)
Сшили новые трусы.
(имитация шитья иголкой)
Только как их надевать?
(пожать плечами, руки в стороны)
Хвостик некуда девать!
(показать рукой хвостик за спиной)
4. Упражнение на развитие мелкой моторики “Котёнок-шалун”.
Котёнок мамочку зовёт: мяу-мяу, мяу-мяу.
(соединяются пальцы одноимённых рук).
Он не напился молока: мало-мало, мало-мало.
(скрещивают пальцы рук, ритмично поднимают и опускают пальцы)
Покормит мама молочком: мур-мур-мур, мур-мур-мур
(ритмично поглаживать ладонью одной руки по другой).
Свернётся маленьким клубком: ур-ур-ур, ур-ур-ур.
(потирать кулачок о кулачок).
Потом с клубочком поиграет: цап-цап-цап, цап-цап-цап.
(сжимать и разжимать пальцы).
И нитку быстро размотает: ап-ап-ап, ап-ап-ап.
(указательные пальцы движутся вокруг друг друга).
5. Массаж биологически активных зон “Кисонька”.
Дети выполняют под спокойную музыку.
СА-са-са – кисонька краса
(поглаживания ладонями шеи)
Сы-сы-сы – есть у кисоньки усы,
(растирание кулачками крыльев носа).
Исы-исы-исы – молоко для кисы
(поглаживающие движения пальцами по лбу от середины к вискам)
Иса-иса-иса – бантиком играет киса
(растирание ладонями ушей).
6. Упражнения на развитие артикуляционной, мимической моторики.
Дети выполняют артикуляционные упражнения под медленную музыку в медленном темпе, под быструю – в быстром.
- “Кошечка лакает молоко”.
- “Облизывается”.
- “Коза жуёт траву”.
- “Лошадки”.
Мимическое упражнение “Угостим кошечку”.
Дети передают мимикой, как кошечка реагирует на угощение молоком, колбаской, лимоном, рыбкой, перцем. Показывают, как она сначала принюхивается.
7. Гимнастика для глаз “Кошка-собака”.
Воспитатель и музыкальный руководитель встают в разных концах зала. У воспитателя в руках картинка с изображением кошки, у второго педагога с изображением собаки. По сигналу “кошка” – дети смотрят на кошку. На сигнал “собака” – смотрят на собаку. Двигаются только глаза. Местоположение картинок меняется.
8. Упражнение с предметом и речевым сопровождением “Что делают?”
Дети передают друг другу мяч, называя, действия животных (жуют, роют, охраняют, мяукают и т.д.).
9. Упражнение на развитие силы голоса “Эхо”.
Дети делятся на две команды и повторяют за логопедом чистоговорки. Если команде показан большой круг – произносят громко, маленький – как эхо тихо.
Ха-ха-ха, да хи-хи-хи в поле пели петухи.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко не ходите далеко.
Му-му-му, му-му-му молока кому.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу гуси на лугу.
10. Упражнения на развитие чувства темпа.
А) Без речевого сопровождения – подвижная игра “Лошадь и кучер”.
Дети, держась за руки идут по кругу парами под медленный темп, со сменой темпа – бегут.
Б) С речевым сопровождением “Медленно-быстро”
Детям показывается схема ————- (быстро), – – – – – – (медленно) и картинка с изображением домашнего животного, дети произносят, как голос подаёт данное животное в разном темпе.
11. Упражнение на развитие чувства ритма.
Детям предлагается повторить ритмический рисунок с соблюдением количества элементов и пауз.
- Прохлопать – протопать (повторить за логопедом).
- Сколько услышишь аккордов проиграет музыкальный руководитель, столько раз прыгнешь, либо хлопками повторить.
- Логопед отстукивает ритм на бубне, ребёнок повторяет на барабане.
- Прохлопать по схеме со слогом “та” (Хххх, хХхх, ххХх, хххХ).
12. Музыкальная игра “Кошка – мышка”.
Из детей выбирается “кошка”, которой завязывают глаза и “мышка” с колокольчиком. “Мышка” убегает от “кошки”, звеня в колокольчик, “кошка” должна догнать “мышку”, ориентируясь на звук колокольчика.
13. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса.
Звучит спокойная музыка, дети берут коврики.
Наши ножки устали (дети садятся на коврики, поглаживают ножки)
Они прыгали, скакали.
Наши ручки устали (поглаживают ручки)
Они хлопали, играли.
Глазки засыпают, дети отдыхают.
Дети на спину легли
И как кошечки видят сны.
Мы отдыхаем, слушаем тихую, спокойную музыку.
Нам удобно лежать и слушать музыку…
(музыка звучит бодрее)
Птички станут щебетать,
Будем глазки открывать.
Подняли руки вверх. Сели.
Повернулись влево-вправо.
Что увидели? (игрушки). Кого обозначают эти игрушки? (Домашних животных).
Итог. Оценка деятельности детей.
– Домашние животные рады вас видеть, и хотят с вами поиграть, а вы хотите? Возьмите их и поиграйте в группе.
Подготовка и проведение занятий по логоритмике в детском саду
Становление речевой функции является одним из основных показателей гармоничного развития личности ребёнка. Образовательной программой детского сада предусмотрена последовательная и многосторонняя работа, направленная на помощь малышам в освоении речи, а также коррекцию возможных нарушений. В логопедической практике дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) особое место занимает логоритмика, представляющая собой отдельный методический курс, элементы которого активно вводятся на занятиях.
Значение занятий по логоритмике в детском саду
Главное препятствие на пути устранения проблем в становлении речевой функции заключается в том, что дети не могут раскрепоститься, а значит, полностью погрузиться в содержание логопедических упражнений. В этом случае на помощь педагогу приходит логоритмика (логопедическая ритмика). Это система игровых упражнений для становления и исправления у детей нарушений речевой функции, построенная на объединении словесного материала, музыки и движений, то есть воздействующих на слух, память, речь и эмоции малышей. Логопедическая ритмика, занятия которой начинаются с малышами трёхлетнего возраста, полезна даже не имеющим проблем с речью дошкольникам. Но особенно актуальны такие занятия для ребят, у которых наблюдаются такие проблемы становления речевой функции, как:
- заикание;
- нарушения звукопроизношения;
- замедление или, наоборот, ускорение темпа речи;
- дизартрия (поражение нервной системы, характеризующееся ограниченностью подвижности органов речи и вызывающее затруднения артикуляции);
- нарушения моторики;
- задержка речевого развития.
Логоритмика объединяет слово, движение и музыку
Практика введения логоритмики в образовательный процесс ДОУ показывает, что уже за 9 месяцев регулярных занятий у детей, вне зависимости от вида речевых нарушений, прослеживается положительная динамика развития. Попутно малыши учатся общаться со сверстниками и взрослыми, то есть социализируются.
Это интересно. Занятия по логоритмике проводятся логопедом при участии музыкального руководителя. Отдельные элементы логоритмических упражнений также вводятся в ежедневный образовательный процесс в ДОУ и организуются воспитателем группы.
Цели и задачи
Развитие двигательной сферы малыша в сочетании с музыкой и словом позволяет реализовать комплекс образовательных целей:
- развивает все виды моторики (общую, артикуляционную, мелкую);
- формирует правильное дыхание, что, в свою очередь, позволяет, например, отработать произношение смычно-проходных (л, л’), свистящих (с, с’, з, з’, ц) и других видов звуков;
- тренирует способность ориентироваться в пространстве;
- помогает выработать точные скоординированные движения, связанные с речью;
- способствует становлению фонематического слуха (способности улавливать и различать звуки речи), просодических компонентов (темпа и тона речи, пауз, мелодики);
- вырабатывает навык релаксации;
- воспитывает чувство радости от общения в коллективе.
Занятия по логоритмике позволяют не только откорректировать некоторые речевые нарушения, но и решить ряд других общеобразовательных задач
Среди задач, решение которых способствует реализации поставленных целей, можно назвать несколько:
- Уточнение движений артикуляционного аппарата (положения губ, языка, зубов) во время произнесения звуков. Эта задача особенно актуальна для детей младших и средней групп, которые только начинают освоение звуков (а, о, э, п, б, м — в 1–2 года; и, ы, у, х, ф, в, т, д, н, к, г, х, й — в 2–3 года, с, з, ц, ш, ж, ч, щ — в 3–4 года, л, р — в 4–5 лет), и очень важно, чтобы начало этого процесса было грамотно скоординировано.
- Обогащение лексического багажа. Если в младшем дошкольном возрасте это касается расширения пассивного запаса слов, то в средней и старшей группах, когда дети уже разговаривают полноценно, это касается в большей степени активного словаря. На основании сформированного словесного актива и пассива в старшем дошкольном возрасте у ребят формируется осознанный речевой образ.
- Тренировка зрительной и слуховой памяти. Выполнение упражнений требует запоминания не только звуков, слов, то есть воспринимаемой на слух информации, но и увиденных движений.
- Развитие моторики. Так, в младшем дошкольном возрасте тренировка мелкой моторики стимулирует работу речевых центров, и дети быстрее «разговариваются». В старших группах проработка этого вида моторки является важным этапом подготовки руки к письму, что, в свою очередь, относится к важным показателям определения готовности ребёнка к школе. Физические нагрузки, то есть выполнение ритмических движений, в любом возрасте полезны для развития общей моторики, ловкости, гибкости.
- Формирование умения согласовывать свои движения с речью. Логоритмические упражнения требуют координации действий детей с инструкциями взрослого, а также, что особенно актуально в среднем и старшем дошкольном возрасте, согласования движений и собственных словесных указаний.
- Расширение границ творческой фантазии и воображения. Логоритмические упражнения могут сопровождаться креативными заданиями. Например, выполнение аппликации из шерстяных ниток во второй младшей группе на занятии по логоритмике на тему «Кошка и котята»: после выполнения игровых действий, малыши садятся за столики и приклеивают кусочки ниток на шаблоны с изображениями кошки и котят.
- Воспитание товарищества, чувства коллектива. Участие всех детей в логоритмических играх имеет большое значение для формирования эмоционально-положительного климата в группе. В среднем дошкольном возрасте, когда малыши начинают играть не рядом, как это было до 3–4 лет, а вместе, такие упражнения являются важным этапом перехода к активным способам взаимодействия со сверстниками.
Формы занятий
Как отмечалось выше, логоритмика может быть цельным занятием, а может быть элементом других образовательных курсов. Так, логоритмические упражнения используются во время занятий по:
- физкультуре;
- музыке;
- развитию речи.
Элементы логопедической ритмики эффективно применяются педагогами ДОУ и на прогулках.
Большая часть упражнений по логоритмике носит игровой характер
Виды заданий по логоритмике
Поскольку логопедическая ритмика сочетает движения, слово и музыку, то в различных комбинациях эти компоненты могут быть представлены набором заданий.
ПРОЕКТ МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
проект (окружающий мир, 1 класс) по теме
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город, республику, страну все более и более растущими и расцветающими – все эти чувства в большой степени зависят от того, как мы их воспринимаем в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в нашей душе. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут наши знания о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они на формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy.docx | 22.26 КБ |
moya_malaya_rodina.docx | 38.05 КБ |
prezentatsiya_k_proektu_moya_malaya_rodina.pptx | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Захаровская средняя общеобразовательная школа
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
Выполнили учащиеся 1 «Б» класса:
учитель начальных классов
пос. Летний отдых
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок…и я.
Семья – это не только я, мама и папа, это ещё дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки. О них нам рассказывают родители, и мы ими гордимся. Но есть ещё и место, где мы родились, живём – это село, деревня, поселок. Как всё начиналось? Попробуем узнать о нашей Малой Родине. Ведь именно с неё начинается наша большая страна – Россия.
Наш класс решил собрать материал о нашей Малой Родине и оформить его в виде книги. Эту книгу мы назвали «Моя Малая Родина».
Мы расскажем вам, как создавали нашу книгу.
Все ребята нашего класса живут в разных населенных пунктах. Поэтому в понятие «Малая Родина» мы включили поселок Летний отдых, деревня Хлюпино, село Перхушково.
Мы решили изучить природу, достопримечательности наших родных мест. Узнать какие знаменитые люди жили у нас, какое производство есть у нас. Мы захотели узнать и рассказать всем о природе наших краев. Каждое сообщение мы решили обязательно проиллюстрировать фотографиями, картинками.
Всю работу мы разделили на четыре этапа: организационный, подготовительный, этап реализации и заключительный этап. Во всём нам помогал наш учитель.
Весь класс наш разделился на три большие группы: посёлок Летний отдых, деревня Хлюпино, село Перхушково.
Каждую группу мы разделили на подгруппы. И они получили своё задание. Одни ребята стали собирать информацию об истории, вторая подгруппа – собирала материал о достопримечательностях. Третьей подгруппе досталась наиболее трудная и большая работа. Они должны были собрать информацию о природе, найти иллюстрации, сделать фотографии нашего края. Четвертая подгруппа получили задание собрать материал о нашей школе и производстве. На всю эту работу мы выделили два месяца: сентябрь и октябрь.
В течении двух месяцев мы собирали информацию везде. Всем классом вместе с родителями сходили на экскурсию в наш музей имени А.С.Пушкина. Там мы нашли много материала о жизни замечательного и великого поэта А.С.Пушкина. Сделали фотографии памятников, находящихся на территории музея. Посетили разные библиотеки, нашли много книг о наших краях.С помощью родителей искали информацию в сети Интернет.
Быстрее всех справилась с заданием третья подгруппа. Они собрали материал о природе, сделали фотографии нашего родного края. Ребята этой подгруппы стали помогать остальным ребятам. Труднее всего было найти информацию о производстве. Но мы и с этим справились.
Вначале ноября мы собрались все вместе и стали смотреть материал, который мы собрали. Мы отобрали самые лучшие фотографии, иллюстрации, выбрали самое главное из всего материала.
Дальше началась самая трудная работа. Весь материал нужно было расположить по плану. Мы много пробовали, спорили, обращались за помощью к учителю. И наконец-то у нас получилось. Осталось только оформить все в виде книги. Мы обратились за помощью к родителям. Они нам помогли.
В конце работы мы выделили самых активных ребят, которые выступили перед родителями и рассказали им о нашем проекте, представили нашу книгу.
Нам было очень трудно. Мы подготовилиустный рассказ о том, как мы делали наш проект, с какими трудностями столкнулись. Мы сделали презентацию нашего проекта. Помогли нам в этом наши родители и учитель.
Наконец-то наступил долгожданный день. Мы выступили перед родителями. Было страшно и трудно. Но мы справились. Книга наша очень всем понравилась. Мы решили продолжить нашу работу на следующий год и выпустить книгу о красивом городе Звенигороде, который тоже находится в нашем крае.
Проект : Моя малая Родина
Художественно творческий проект, целью проенкта является изучение своего родного края -с. Турунтаево Прибайкальского района.В работе описана красота природы соего края. Проект разработан с целью привлечь внимание своих одноклассников к истории родного края.
Содержимое разработки
МО «Прибайкальский район»
МОУ «Турунтаевская СОШ №1»
I муниципальный Фестиваль ученических проектов
«Мой край родной»
(для учащихся начальных классов)
Художественно-творческий проект
Тема проекта « Моя малая Родина»
Автор: Белов Николай,
Ученик 1-«Б» класса
МОУ «Турунтаевская СОШ №1»
Руководитель: Хмелёва Татьяна Геннадьевна
учитель начальных классов
Окружающая среда села……………. ………………..………… стр…5
Памятники археологии и архитектуры……………. ……..…….стр…6
Список используемых источников………………….…….………….стр…8
Я живу в огромной и прекрасной стране под название Россия. Это моя большая Родина. Но у каждого из нас есть свой родной уголок — своя малая родина. Это тот город, поселок или деревня, та улица и тот дом, где мы родились, где сделали свои первые шаги, сказали первое слово, узнали первые радости и первые обиды.
Каждый дорожит своей родиной и считает, что нет на свете места прекраснее. Моя малая родина – это небольшое село Турунтаево.
Хотя я родился в Баунтовском районе, но здесь я сделал свои первые шаги, здесь я произнес первые слова, здесь родилась моя мама.
А почему наше село называется именно Турунтаево? Как оно здесь появилось? Поэтому я выбрал тему своей работы: «Моя малая Родина».
Актуальность этой работы заключается в том, что каждый житель села должен не только знать название села и улиц, но и знать историю его создания. Каждый обязан знать свою родословную, своё происхождение.
Цель нашей работы:
– изучение истории села Турунтаево , в котором я живу, чтобы привить любовь и уважение к нему.
Для достижения поставленной цели мы рассматриваем вопросы, связанные с решением таких задач, как:
-собрать материал о селе Турунтаево ( фотографии, тексты и т.д.);
– показать красоту природы родного края;
-привлечь внимание одноклассников к истории родного края;
– оформить собранный материал в виде плаката «Родное село».
Объект исследования: село Турунтаево
Предмет исследования: история села Турунтаево
Гипотеза: знать историю своей малой Родины очень важно
2.Основная часть
2.1. История села
Оказывается, давным-давно здесь на этом месте не было ничего, была глухая тайга, сюда не ступала нога человека. И назывались эти места – Сибирь.
Село ведёт начало от Итанцинского острога, основанного казаками у реки Итанца.
Турунтаево образовалось на месте существовавших в Сибири с конца XVII — начала XVIII века небольших (в 2—3 дома) деревень: Костромина, Синисутуйская, Сохотайская (Коношонкина), Харитонова (Кузнецова), Ярковская. В XIX веке в селе была только одна улица, примыкавшая к Спасской церкви, называлась она Турунтаевская слобода. В конце XIX — начале XX века здесь находились волостная управа, церковно-приходская школа, питейный дом, усадьбы купцов Киневых, Литвина, Суздальницких. С южной стороны церкви находилось кладбище.
На том месте, где сейчас находится редакция районной газеты, находилась синагога. Еврейская община была достаточно большая. В заречной части села Турунтаево располагалось еврейское кладбище. Сейчас по тому месту проходит дорога, кладбище частично занято двором и хозяйственными постройками
В 1830-х годах в Турунтаево (в то время село Итанца Верхнеудинского округа Иркутской губернии) отбывал ссылку один из самых известных участников декабрьского восстания 1825 года князь Е. П. Оболенский. Его имя носит одна из улиц села Турунтаево.
В 1884 году на поселение в Турунтаево переведена Е. К. Брешко-Брешковская.
В ноябре 1918 года в селе открылся врачебный пункт. Первым врачом работала Родовская из Верхнеудинска. Пункт обслуживал Турунтаевскую и Батуринскую волости.
1 февраля 1924 года в Турунтаево начала работать школа. 10 декабря 1924 года в селе начало работать кооперативное сельскохозяйственное кредитное товарищество.
Летом 1925 года С. Гущина по поручению Восточно-Сибирского Отделения РГО собирала в селе этнографический материал. В это время в селе было 16 пионеров. Кроме свадебных песен Гущиной было собрано 540 материалов детского народного календаря: 70 игр, загадки, сказки, скороговорки, поверья и т.д.
В 1940 году на момент образования Прибайкальского района Бурятии в селе располагался колхоз имени Орджоникидзе, население составляло 104 двора и 638 жителей.
В марте 1941 года была установлена постоянная телефонная связь с Улан-Удэ.
18 октября 1943 года начала работать редакция газеты Прибайкальского района «Знамя победы». Первый номер газеты вышел 7 ноября 1943 года. Газета издавалась до 1963 года. В 1965 году газета возобновила свою работу под названием «Прибайкалец» .
В 1966 году установлен телевизионный ретранслятор.
В Турунтаево расположен действующий храм Нерукотворного образа Христа Спасителя (Спасская церковь, заложена в 1787, построена в 1791—1818 годах, освящена в 1800, закрыта в 1927 и в 1939 разрушена, восстановлена в 2000). Православный приход зарегистрирован в 1995 году.
2.2 Окружающая среда села
Расположено по западной стороне региональной автодороги Р438 (Баргузинский тракт) на обоих берегах реки Итанцы при впадении реки Иркилик. Расстояние до Улан-Удэ — 52 км, до железнодорожной станции Мостовой — 34 км. От села по правому берегу Итанцы на запад идёт автодорога республиканского значения на село Тресково (89 км), по левому берегу — региональная автодорога Р439 Турунтаево — Татаурово (21,5 км).
Наше село небольшое, но очень красивое. Чтобы попасть в наше село, нужно проехать по мосту через речку Итанца. В селе много деревянных домов с резными наличниками, воротами и изгородью, раскрашенными в разные цвета. Каждый житель деревни старается, как может, украсить место, в котором он живёт. Турунтаево окружает смешанный лес. Особенно славится кедр, богатый своими шишками и орехами. Много грибов и ягод. Вкусное варенье получается из брусники. А травы в наших лесах – это просто аптека! Много полезных трав можно собрать. Так, что щедра и богата природа моей малой Родины. Надо только крепко любить и беречь её.
2.3 Памятники археологии и архитектуры
В селе Турунтаево есть несколько достопримечательностей. Одной из них является ныне реставрируемая Спасская церковь, строившаяся с 1791 по 1818 годы. Недалеко от неё жил сосланный декабрист Е. П. Оболенский.
Церковь имеет два престола: во имя Нерукотворного Образа Спасителя в главной холодной части, и в честь святителя Николая, Мирликийского чудотворца, в тёплом приделе, освященном в 1800 году.
На одной оси расположены колокольня, трапезная и храм с алтарной аспидой. Трапезная и зимняя церковь перекрыты коробовыми сводами; они освещаются окнами в северной и южной стенах. Главным украшением интерьера были иконостасы столярной работы с резными деталями и позолотой. На стенах применён архитектурный декор из штукатурки в виде пятна сложного рисунка. Фасады оштукатурены, крыша железная. Основа купольного покрытия и его высотного завершения каменная, а не деревянная, как в других ранних забайкальских храмах. Из-за этого изменились архитектурные формы: вместо стройного шпиля — короткий пирамидальный шпиль с шаром и крестом.
В скалах вблизи Турунтаево находится пещера с наскальными рисунками (Писаница «Турунтаево»).
На окраине села археологами были обнаружены кости доисторических животных ледникового периода.
В результате можно сказать, что достигнуты все задачи, которые мы ставили. В процессе работы над проектом я:
–расширил знания о родном селе;
– научился искать необходимый материал в различных источниках;
-научился фотографировать достопримечательности;
-научился выступать перед родителями с подготовленным сообщением;
-научился сотрудничать с родителями, жителями села и учащимися нашей школы. Надеюсь, что мой материал можно использовать на классном часе.
В жизни каждого человека происходят события, которые влияют на его судьбу и определяют его суть на все оставшиеся годы. Мне посчастливилось родиться и жить в таком месте, где меня окружают добрые, отзывчивые люди, мои родные и друзья.
Когда я вырасту, и может быть, уеду из села, самые лучшие моменты моей жизни, связанные с ним, навсегда останутся в моей памяти.
Я хочу, чтобы моя родина росла и процветала, преображалась и хорошела с каждым днем! Я люблю своё село, родную природу: леса, реки, луга, краше их нет ничего на всем белом свете. Это богатство и красоту я никогда ни на что не променяю.
Минерт Л. К. Памятники архитектуры Бурятии. — Издательство «Наука», СО АН СССР, Новосибирск, 1983.
Казьмин П. Второе рождение Спасской церкви.//газета «Прибайкалец», 22 декабря 2000 г.
Затеев, А.К., Затеева Н.А. Прибайкальский район( между прошлым и будущим) 1646-2009 / – Улан-Удэ: Республиканская типография.-2009.-532с.
Помулев В.И. Итанца – Историко-публицистический очерк. Изд. ОАО «Республиканская типография», 2005
А.З.Козин; ред. О.Б.Дамдинжапова – Сага о Прибайкалье -Улан-Удэ: Нова-Принт, 2011.- с.14.: ил.- ( Серия « Моя республика»; кн. 1).