Структура логопедического занятия

структура логопедического занятия
материал на тему

структура логопедического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
struktury_logopedicheskih_zanyatiy.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА.

  1. Оргмомент с элементами психотерапии.
  2. Артикуляционная гимнастика:
  1. общие артикуляционные упражнения;
  2. специальные артикуляционные движения;
  3. упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.
  1. Объявление темы урока.
  2. Постановка звука.
  3. Анализ артикуляции по плану.
  4. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).
  5. Развитие фонематического слуха:
  1. опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
  2. опознание из слогов;
  3. опознание из слов.
  1. Закрепление звука в слогах.
  2. Закрепление в словах.
  3. Закрепление в предложениях.
  4. Домашнее задание.
  5. Итог занятия.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ.

  1. Оргмомент с элементами психотерапии;
  2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука;
  3. Объявление темы занятия;
  4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой);
  5. Анализ артикуляции по плану (алгоритм: губы, зубы, язык, воздушная струя);
  6. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости говорим только на фоне слова);
  7. Связь звука с буквой;
  8. Развитие фонематического слуха;
  9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись;
  10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью;
  11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения;
  12. Закрепление в тексте;
  13. Домашнее задание;
  14. Итог.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКА.

  1. Оргмомент с элементами психотерапии.
  2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука.
  3. Объявления темы занятия.
  4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).
  5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.
  6. Характеристика звуков.
  7. Связь звуков с буквами.
  8. Развитие фонематического слуха.
  9. Дифференциация звуков в слогах.
  10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов.
  11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков.
  12. Дифференциация звука в тексте.
  13. Домашнее задание.
  14. Итог занятия.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Оргмомент.
  2. Нормализация моторики нижней челюсти.
  3. Массаж твёрдого и мягкого нёба.
  4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки.
  5. Массаж лица.
  6. Массаж губы (после хейлопластики).
  7. Мимическая гимнастика.
  8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким.
  9. Дыхательная гимнастика.
  10. Работа над голосом.
  11. Объявление темы.
  12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).
  13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
  14. Домашнее задание.
  15. Итог.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Оргмомент с элементами психотерапии.
  2. Общая моторная зарядка.
  1. Для снятия мышечного напряжения;
  2. Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;
  3. Преодоление двигательных уловок.
  1. Речевая зарядка:
  1. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный;
  2. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;
  3. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.
  1. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).
  2. Работа по закреплению навыков правильной речи:
  1. Сопряжённая фонема;
  2. Отражённая фонема;
  3. Вопросно-ответно форма.
  1. Домашнее задание.
  2. Подведение итогов.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Оргмомент с элементами психотерапии.
  2. Общее расслабление (по мере необходимости).
  3. Развитие общей моторики.
  4. Развитие мелкой моторики.
  5. Массаж лица.
  6. Развитие мимических мышц.
  7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).
  8. Работа над развитием дыхания и голоса (методика Стрельниковой).
  9. Коррекция звукопроизношения.
  10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.
  11. Домашнее задание.
  12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Разработка будет полезна учителя – логопедам.

Просмотр содержимого документа
«Структура логопедического занятия в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

Структура логопедического занятия в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Приказ №1598 от 19.12.2014г.

  • « Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • (Вступил в силу с 01.09.2016г.)

  • «Требования к АООП НОО для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)».

Требования к структуре АООП НОО для обучающихся с ТНР

ОНР III и IV уровня

Заикание лёгкой степени

ОНР ( I) II – III уровня

Заикание тяжёлой степени выраженности

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

  • Обязательная часть 80%; часть, формируемая участниками образовательного процесса – 20%.

Объём коррекцион-ной работы

Не менее 5 часов в неделю

Индивидуальные логопедиче-ские занятия

В зависимости от особых образовательных потребностей

Подгруппо-вые логопедиче-ские занятия

Не менее 2 раз в неделю

Не менее 2 раз в неделю

Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитанияв организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Продолжительность учебной деятельности

1 (1 дополнительный класс):

1-ое полугодие – 35 минут

2-ое полугодие – 40 минут

Индивидуальные занятия – 20 минут

Подгрупповые занятия (2-4 обучающихся) – 20 – 25 минут

Эффективность логопедического занятия:

  • Чёткая структура.
  • Следование принципу «от простого к сложному».
  • Учёт индивидуальных особенностей обучающихся.
  • Соблюдение здоровьесберегающих технологий.

  • Тема подбирается соответственно возрасту (классу) обучающегося;
  • Тема взаимосвязана с планированием.
  • Тема логопедического занятия не должна дублировать тему по русскому языку.

Цель – отражает то, чего хочет добиться педагог в результате занятия

  • Познакомить;
  • Научить;
  • Закрепить;
  • систематизировать.

  • Коррекционно-развивающие;
  • Образовательные;
  • Воспитательные;
  • Здоровьесберегающие.

  • 1. коррекционно-развивающие;
  • 2. образовательные;
  • 3. воспитательные;
  • 4. здоровьесберегающие.

  • Формировать и развивать различные виды связной устной речи (разговорно-диалогическая и описательно-повествовательная речь) на основе … .
  • Формировать, обогащать, развивать лексический строй речи, уточнять значения слов, развивать лексическую системность, формировать лексические поля,
  • Корригировать и развивать связную письменную речь (при работе над деформированными текстами, сочинениями, изложениями, творческим диктантом) … .
  • Развивать психофизиологические механизмы, лежащие в основе устной речи: физиологическое дыхание, речевое дыхание, голос, артикуляционную моторику, чувство ритма, слуховое восприятие, фонематическую систему.
  • Корригировать нарушения звукослоговой структуры слова.
  • Формировать просодические компоненты речи …..
  • Корригировать и развивать зрительное внимание.

  • Формировать и развивать различные виды связной устной речи (разговорно-диалогическая и описательно – повествовательная речь) на основа …
  • Формировать, развивать и обогащать лексический строй речи, уточнять значение слова, развивать лексическую системность, формировать семантические поля…
  • Корригировать и развивать связную письменную речь ( при работе над деформированными текстами, сочинениями, изложениями, творческими диктантами)…

  • Развивать психофизиологические механизмы, лежащие в основе устной речи: физиологическое дыхание, речевое дыхание, , голос, артикуляц. Моторику, чувство ритма, слуховое восприятие, функции фонематической системы;
  • Корригировать нарушения звукослоговой структуры слова;
  • Формировать просодические компоненты речи;

  • Корригировать и развивать зрительное восприятие;
  • Корригировать и развивать мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей);

  • Формировать у воспитанников представлений о …, умений …;
  • Выявить (выявлять) …;
  • Знакомить, познакомить, продолжать знакомить …;
  • Развивать …;
  • Уточнить … ;
  • Расширить …;
  • Обобщить …;

  • Систематизировать …;
  • Дифференцировать …;
  • Учить применять на практике …;
  • Учить пользоваться …;
  • Тренировать …;
  • Проверить … .

  • Воспитывать интерес к занятиям;
  • Воспитывать умение работать в парах; в команде;
  • Воспитывать самостоятельность;
  • Воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

  • Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости обучающихся;
  • Следить за правильной посадкой обучающихся;
  • Способствовать созданю благоприятного психологического климата;
  • Соблюдать режим охраны зрения;
  • Чередовать статические и динамические задания.

  • Пальчиковая гимнастика
  • Зрительная гимнастика Физминутки (динамическая пауза)

  • Раздаточный материал
  • Речевой материал
  • Иллюстрированный материал
  • Карточки
  • Характеристика группы, класса (для конкурса).

  • – перечень всех необходимых для занятия материальных средств обучения, не являющихся непременными атрибутами занятя.

Этап занятия

Виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Какие задачи решаются в ходе выполнения заданий

Этапы занятия

Виды работы на этапе

Деятельность педагога

  • Отгадывание загадок
  • Деление на команды

II .Основной этап

Деятельность учащихся

Логопед загадывает детям загадки.

  • Проверка д/з
  • Взаимопроверка
  • Самопроверка
  • Опрос
  • Дид.игра
  • Отгад.загад.
  • Беседа

Какие задачи решались в ходе выполнения задания

Дети отгадывают загадки.

2. Актуализация знаний

  • Организовать обучающихся.
  • Настроить обуч-ся на занятие
  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата
  • Определить уровень усвоения пройденного материала
  • Привлечь вним., вызвать интерес к занятию.
  • Актуализировать знания…

  • Этапы занятия:
  • I . Орг. момент – 5%.
  • II . Основная часть – работа с учебным материалом – 90%.
  • III . Итог занятия и рефлексия – 5%.

  • Стандартный
  • В стихах
  • Создание конфликтной ситуации
  • Релаксационный: мимические и психофозиологические упражения. (Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов)

  • 1. Актуализация знаний. АЗ
  • 2. Изучение нового материала. ИНМ
  • 3. Усвоение изученного материала. УИМ
  • 4. Закрепление изученного материала. ЗИМ
  • 5. Повторение, обобщение и систематизация материала. ПОМ
  • 6. Контроль знаний и умений. К
  • Коррекция знаний, умений и навыков. КОР

  • Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. 2017.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос, 1997
  • Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

Этапы логопедического занятия

Этапы логопедического занятия

При составления конспекта логопедического занятия очень важны этапызанятия..

Этапы занятия по постановке звука.

Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на дыхание.

Постановка звука.

Развитие познавательных процессов.

Развитие мелкой моторики.

Этапы занятия по автоматизации звука

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Упражнения на дыхание.

4. Автоматизация звука

в) во фразах

д) в собственной речи.

5.Развитие познавательных процессов.

6.Развитие мелкой моторики.

Этапы занятия по автоматизации звука

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Упражнения на дыхание.

4. Дифференциация звуков

в) во фразах

д) в собственной речи.

5.Развитие познавательных процессов.

6.Развитие мелкой моторики.

1. Первый этап занятия это организационный момент. Продолжительность данного этапа 4 минуты. Цель: воспитание интереса к занятию. На этом этапе настраиваем детей на занятие, повторяем пройденный материал, развиваем общую моторику, заучиваем различные стихотворные завлекалочки.

2. Второй этап это логопедическая артикуляционная гимнастика. Продолжительность второго этапа 5-7 минут. На этом этапе готовим артикуляционный аппарат к произношению звука. Проводим не более 6 упражнений. Например для звука [С] : учим удерживать губы в улыбке, расслаблять язычок и т.д.

3. На третьем этапе упражнения на дыхание. Продолжительность данного этапа 3-4 минуты. Цель: развитие речевого дыхания. Проводим 3-4 вида упражнений: припевки, работа с различными предметами (ватные шарики, подуть на рыбки и т.д.).

4. Четвертый этап это массаж органов артикуляции. Цель: расслабление мышц языка, шеи, шейно-воротниковой зоны. Массаж проводится 5-7 минут и подбирается с учетом диагноза. Для массажа используют такие принадлежности как перчатки, бинты, зонды, шпатели и т.д.

5. Пятый этап это постановка звука. Цели данного этапа: формирование правильного артикуляционного уклада. Развитие памяти, внимания. Воспитание целенаправленности, усидчивости. Особенность работы на первом занятие логопед объясняет и помогает выполнить то или иное упражнение. На следующем занятии ребенок рассказывает артикуляцию звука с помощью логопеда или с опорой на картинки с символами. На последних занятиях ребенок должен самостоятельно выполнить и рассказать артикуляцию звука.

6. Шестой этап это автоматизация звука. Цели данного этапа: закрепление звука в словах, слогах и т.д.; развитие фонематического слуха, восприятия, памяти.; развитие речи. Виды заданий на данном этапе это работа по развитию фонематического восприятия, работа с предметными картинками или предметами, с сюжетными картинками или серией сюжетных картин.

7. Седьмой этап это дифференциация звуков. Цель обучение различению звуков по артикуляционному укладу и на слух. Ребенок должен произносить два звука и различать чем они похожи и чем различаются. Дальнейшая работа идет как при автоматизации с 2 звуками.

8. Восьмой этап это развитие познавательных процессов. Цель данного этапа: развитие памяти, внимания, ощущения, восприятия, мышления. На данном этапе используем различные игры и занимательные задания по развитию психических процессов.

9. Девятый этап это развитие мелкой моторики. Цели данного этапа: укрепление мелкой моторики, пальцев рук, формирование четкой координации движения, формирование синхронностей движений. Виды занятий: пальчиковая гимнастика, массаж, штриховка, работа с счетными палочками, пластилином, с различными семенами, крупами и т.д.

9. И последний этап это подведении итога. На данном этапе закрепляем полученные знания на занятии.

Структура логопедического занятия

На этапе постановки звуков.

Тема: «Постановка звука …».

Цели:

Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о

механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов содержащих данный звук по теме (это может быть «игрушки», «транспорт», «мебель». ).

Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики;

Формирование правил ротового выдоха с учётом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ.

Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом.

Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки. Артикуляционный профиль, различные схемы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная зарядка:

· общие артикуляционные упражнения;

· специальные артикуляционные упражнения;

· упражнения по развитию силы голоса и выдоха.

3. Объявление темы занятия.

4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).

5. Анализ артикуляции по плану:

· положение языка (кончика, спинки, корня);

· участие голосовых складок;

· характер выдыхаемой струи.

6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.

7. Развитие фонематического слуха:

· опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённых по артикуляционным и акустическим характеристикам;

· в слогах с учетом выше указанных рекомендаций;

8. Закрепление произнесения звука в слогах.

9. Домашнее задание.

10. Итог занятия:

· повторение, какой звук отрабатывался на занятии;

· анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;

· заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).

11. Оценка работы ребёнка на занятии проводится с положительной психологической направленностью.

Структура логопедического занятия

На этапе автоматизации звука.

Тема: «Автоматизация звука. »

Цели:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его

акустических особенностях. Закрепление словаря по теме: .

Коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонемы «. » в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы. Обучение звуко-слоговому анализу.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие,

Оборудование:зеркало, вата, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, счётные палочки, игрушки, сюжетные картинки, тетрадь для домашнего задания, карандаш.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Характеристика звука (гласный – согласный, глухой – звонкий, твердый – мягкий).

7. Связь звука с буквой.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение.

10. Закрепление звука в словах. Звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения.

12. Закрепление звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15. Оценка работы детей на занятии.

Структура логопедического занятия

По дифференциации звуков.

Тема: «Дифференциация звуков . – . »

Цели:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их

артикуляционных особенностях. Закрепление понятий о звуке, слоге, слове, предложении. Формирование навыков различения звуков (закрепление навыков различения звуков). Закрепление или уточнение словаря по теме.

Коррекционные: совершенствованиеречевой моторики, закрепление

кинестетического (артикуляционного) образа звука. Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков. Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах (изолированно в слогах, словах, предложениях, тексте.)

Закрепление навыков звуко-слогового анализа с графической записью. Закрепление отличительных признаков звуков по артикуляционным и акустическим механизмам.

Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом. Воспитание положительных черт характера.

Оборудование: зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для

графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика (планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения того или другого звука).

3. Объявление темы занятия.

4. Проговаривание изолированно звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).

5. Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков и букв.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов.

11. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

12. Дифференциация звуков в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15. Оценка работы детей на занятии.

Структура логопедического занятия

При дизартрии.

Тема: «Звук. »

Цели:

Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о

механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по теме.

Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики.

Коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности-расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса. Коррекция речевого дыхания. Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Тренировка мышц языка. Развитие и коррекция голоса. Коррекция речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Развитие и уточнение пассивного словаря.

Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть «игрушки». Артикуляционный профиль, различные схемы, в которых отражается без нарушений.

Ход занятия.

Организационный момент с психотерапией.

Развитие мелкой моторики.

Развитие мимических мышц.

Развитие артикуляционной моторики.

Работа над развитием дыхания и голоса.

Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

Формирование лексико-грамматической стороны речи.

Оценка работы детей на занятии.

Структура логопедического занятия

По коррекции ОНР III уровня.

Тема: (по плану)

Цели: (то же).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:

– развитие общей моторики;

– развитие мелкой моторики.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

5. Развитие артикуляционной моторики.

6. Развитие дыхания, голоса.

7. Объявление темы:

– активизация пассивного и уточнение активного словаря по теме;

– задания на обобщение и классификацию по теме.

8. Развитие фонематического слуха (в словах на данную тему).

9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.

10. Работа со словами по теме. Звуковой анализ слов с графической записью.

11. Работа над предложением (по теме). Графический анализ предложения и его запись.

12. Домашнее задание.

13. Итог занятия.

14. Оценка работы детей на занятиях.

Примечание: цели, структура и объем занятий могут варьироваться в зависимости от структуры дефекта и возможностей ребенка

Структура логопедического занятия по постановке звука

Алла Мальгина
Структура логопедического занятия по постановке звука

Тема: Звук …

Цель: постановка звука…

Задачи:

•развитие мышц артикуляционного аппарата;

•развитие речевого выдоха и голоса;

•развитие фонематического слуха;

•автоматизация звука изолированно.

Оборудование: зеркало индивидуальное, коллективное; профиль артикуляции, схематические изображения артикуляционных укладов; материал для развития воздушной струи; зонды, шпатели, спирт, ватные диски; дидактический материал: слоговые таблицы, дорожки, картинки, игрушки.

1. Организационный момент. Необходимо создать положительный эмоциональный настрой (улыбка, приветствие и т. п.).

2. Объявление темы. Может быть прямое («Сегодня мы будем учиться красиво говорить звук) или через выделение звука из речевого материала («Догадайся, какой звук будем сегодня учиться говорить – Соня, санки, самокат?»).

3. Артикуляционная гимнастика. Отрабатываются артикуляционные упражнения, которые необходимы для изучаемого звука. Например, для звука Ш –это «Рупор», «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Индюшата» и т. д.

4. Постановка звука. Начинается с наиболее простых способов: по подражанию; от артикуляционной гимнастики; от опорного звука. При необходимости применяется механическая помощь (палец ребёнка, логопедические зонды, ложечка) или комбинированный способ.

5. Анализ артикуляции звука (в том случае, если звук получился). Логопед вместе с ребёнком анализирует положение губ, языка., расстояние между зубами, работа голосового аппарата, характер выдыхаемой воздушной струи. Анализ сопровождается рассмотрением профиля артикуляции, артикуляции логопеда, самого ребёнка перед зеркалом. Демонстрируются схемы, ручная модель звука.

6. Развитие фонематического слуха. В том случае, если у ребёнка было искажение звука, то ему предлагается распознать ошибку в предлагаемом речевом материале. Замеченную ошибку ребёнок объясняет и анализирует. Ребёнок, который заменял данный звук или смешивал с каким-либо, учится слышать его среди других. Сначала в тексте, где логопед утрированно произносит данный звук; затем предлагаются слова с этим звуком и слова, где его нет; далее слоги с данным звуком и без него и в чистом виде звук среди других звуков. Но на этапе постановки звука в речевом материале не должно быть аппозиционных звуков.

7. Автоматизация звука в чистом виде (изолированно). Лучше проводить через звукоподражание («Как шипит змея?», «Как шуршит травка? и т. п.).

8. Оценка работы ребёнка. Всегда должна быть положительной («Ты молодец!», «Ты старался!» и т. п.).

9. Домашнее задание. Нельзя давать речевой материал, т. к. звук ещё не отработан. Задаётся артикуляционная гимнастика.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [с]» Тема занятия: Постановка звука [с]. Подготовительный этап. Цель занятия: подготовить органы артикуляции к произнесению звука [с]. Задачи:.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] Цель: закрепить правильное произношение звука [л] в Задачи: Коррекционно-образовательные: – закрепить правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: Образовательные: – закреплять правильное произношение.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Цель: закрепить правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и словосочетаниях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -учить правильно.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [л]» Конспект индивидуального логопедического занятия. «Постановка звука (Л)» Крамаренко Елена Григорьевна, учитель – логопед, ДОУ №7 «Рябинушка».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [с]» Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука «С». ТЕМА: ЗВУК «С». ЦЕЛЬ: постановка звука «С». ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: • Сформировать.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в словах» Цель: Закреплять правильное произношение звука С в словах. Образовательные задачи: • закрепление у детей правильного произношения звука.

Конспект логопедического занятия «Постановка звука [С]» Конспект логопедического занятия “Постановка звука “с” с использованием здоровьесберегающих (массаж, мимическая гимнастика, дыхательные.

Конспект занятия по постановке звука [Р] Тема: Постановка звука Р. Цель: Научить ребенка правильно произносить звук Р. Задачи: Коррекционно -образовательные: • Формирование понятия.

Конспект занятия по подготовке органов артикуляции к постановке звука [Л] Конспект индивидуального логопедического занятияТема: звук [л]. Цель: подготовить органы артикуляции к постановке звука [л]. Задачи: 1. Выработка.

Программа логопедической работы по развитию устной и письменной речи у обучающихся 2-х классов с ФНР (в контексте реализации ФГОС НОО)

Аннотация: Данная программа рассчитана на обучающихся 2-х классов, зачисленных на логопедические занятия по заключению «Фонетическое недоразвитие речи». Работа по данной программе предусматривает развитие лексико-грамматического строя речи, связной устной и письменной речи, дети усваивают правила орфоэпии, знакомятся с различными жанрами. В программе предусмотрены комплексные занятия и проекты. Данная методическая разработка будет полезна для учителей-логопедов общеобразовательных школ.

Программа логопедической работы
по развитию устной и письменной речи
у обучающихся 2-х классов с ФНР
(в контексте реализации ФГОС НОО)

Развитие речи – это одно из основных направлений в работе логопедических пунктов. Так как школьник, обладающий достаточным словарным запасом, умеющий грамматически и орфоэпически грамотно строить диалог, знающий все принципы и правила монологической речи, для современной школы большая редкость. И дело даже не в правильном или неправильном произношении звуков у детей, а именно в том, что вся система речи у них сформированна недостаточно хорошо, как часто говорят педагоги: «Вроде не шепелявит и не картавит, а всё равно как-то не правильно говорит, звучит ребёнок как-то неправильно».

Работа по развитию речи у младших школьников многогранна. Ведь речь – это будущий успех или не успех в жизни.

В настоящее время способности хорошего оратора очень ценятся практически в любой профессиональной области. Умение грамотно строить фразу, чётко, внятно, интоннированно, орфоэпически верно вести диалог, строить монолог – это те составляющие, которые необходимы каждому человеку.

От качества устной речи зависит качество письменной речи. Хотя стоит отметить, что современные коммуникационные технологии позволили людям практически не подписывать открыток, не писать писем, заменяя их короткими сообщениями либо по телефону, либо короткими переписками в электронной почте. Заметим, что в интернете существует даже свой язык, который в достаточной мере не соответствует нормам русской орфографии, пунктуации и орфоэпии. Эмоциональность фразы усиливается с помощью знаков-смайликов. И пользуются этим «электронным языком» практически все: и дети, и взрослые, и прекрасные ораторы в том числе.

Так что в работе по развитию речи обычно выделяются два тесно связанных между собой направления – это развитие устной речи и развитие письменной речи. Очень важно донести до школьников то, что общение может быть не только устным, но и письменным, не только односложным, но и красивым, многогранным, мелодичным. Важно научить детей любить свой язык, его звучание, его культуру.

Но не все дети, обучающиеся в начальной школе, в состоянии без специальной помощи овладеть действительно развитой речью.

Изначальные стартовые возможности каждого ребёнка различны, особенно, если это касается обучающихся с речевой патологией. В этой группе учеников, (а она достаточно обширна) выделяются: дети с общим недоразвитием речи, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дети с фонетическим недоразвитием речи.

Обычно у детей с ФНР в основном страдает произношение, у детей с ФФНР кроме звукопроизношения нарушаются в большей степени фонетико-фонематические процессы, а вот у обучающихся с ОНР происходит недоразвитие всех систем речи. Путь к грамматически грамотной устной и, особенно, письменной речи у детей каждой группы свой. Данная программа предусматривает работу с детьми, имеющими фонетическое недоразвитие речи (ФНР).

Характеристика обучающихся с ФНР

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы:

1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся до 15 звуков.

2. Недостаточнаясформированность (в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

  • недостаточнаясформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звуковогосостава слова;
  • недостаточнаясформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большогоколичества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы:

1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).

2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний,инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности:

1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7. Недостаточнаясформированность произвольности в общении и деятельности.

  • недостаточнаясформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средствдостижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

В соответствии с требованиями ФГОС НОО к освоению обучающимися норм и правил родного языка, к которым относятся:

  1. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания;
  2. Формирование понимания о том, что язык это основное средство человеческого общения;
  3. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, курс «Развитие речи у детей с ФНР» становится более чем актуальным.

Данная программа ориентирована наобучающихся 2-х классов с ФНР, и имеет под собой следующую цель: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первично), в освоении общеобразовательных программ (особенно по родному языку) .

1. Усвоение новых слов и их значений.
2. Совершенствовать представления о многозначности слов, о принципах синонимии, омонимии, о словах-антонимах.
3. Совершенствовать знания о «крылатых словах» и фразеологических оборотах.
4. Установление логических и языковых связей между предложениями;
5. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);
6. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);
7. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;
8. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);
9. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
10. Обучение конструированию сложного предложения.
11. Дать представления о жанрах и средствах художественной выразительности произведений.
12. Обучение выборочному пересказу, сжатому пересказу, пересказу с перестройкой текста и с творческими дополнениями.
13. Обучение письменному изложению, близкому к тексту, сжатому изложению, творческому изложению
14. Обучение написанию сочинений-описаний, сочинений-рассуждений.
15. Обучение правилам произношения согласных и гласных звуков.
16. Обучение правилам произношения заимствованных слов и отдельных грамматических форм
17. Развитие мыслительных процессов, памяти, внимания.

Работа по развитию речи строится на произведениях, таких авторов, как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, И. Крылов, В.А. Осеева и др. Кроме грамматических задач перед детьми ставится задача понять смысл произведения, понять, в чём мораль басен, каков главный герой и его поступки, оценить правильность действий и т.д.

В данной программе предусмотрены комплексные занятия, на которых используются не только тексты произведений, но просмотр определённых сюжетов, картин и их описание.

Курс состоит из 36 занятий по 2 часа каждое. Всего 72 часа.

Рабочая программа по коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР
рабочая программа по логопедии на тему

Рабочая программа отражает направления деятельности школьного логопеда. Содержит календарно-тематическое планирование с указанием количества часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_po_logopedii_2017-2018_novaya.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №10

РАССМОТРЕНО на заседании методического совета школы

№ 1 от «30» августа 2017 г

«28» августа 2017 г

Заместитель директора по УВР /Попова Е.С./

УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ Домодедовской СОШ №10

Шматкова Н.А. ____________

от «01» сентября 2017 г

по коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР

Срок реализации 3 года

Составитель: Попова Наталия Валериевна

2017 г

Данная Программа коррекционно – развивающей работы в начальной школе направлена на создание системы комплексной помощи учащимся, имеющим нарушения или предпосылки к нарушениям письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам; а также на создание условий для реализации личностно-ориентированного подхода к учебному процессу, обеспечивающего овладение учащимися базового уровня образованности, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 г N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации “;

Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» №35847 от 03.-2.2015 г;

Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013 г;

Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»

Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Учебному плана МАОУ Домодедовской СОШ №10 на 2017-2018 учебный год.

Разработана с опорой на методические системы и на основе методических пособий: Ефименковой Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение,1991 г

Садовниковой И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Аркти, 2005 г

Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников. КАРО, 2006 г

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе, М.:Сфера, 2005 г

В работе использованы методические разработки А.В.Ястребовой, Р.И.Лалаевой, Бессоновой Т.П., Е.В. Мазановой, Коноваленко В.В.

Рабочая программа рассчитана на несколько этапов:

подготовительный этап- 60 часов (1 класс),

I этап- 62 часа (2 класс),

II этап – 62 часа (3 класс),

III этап- 60 часов (4 класс),

Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи
школы, МО):

  • Обеспечить высокий уровень речевого развития личности учащихся;
  • Активизировать мыслительную и речевую деятельность через определенные методы обучения;
  • Создать в образовательном учреждении благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития личности.

Содержание программы коррекционно – развивающей работы определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка;
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка, участия в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определенного подхода к ее решению.

Новизна данной программы заключается в следующем:

  • наличие для её реализации комплекта дидактического и

раздаточного материала, занимательного игрового материала на каждом этапе обучения;

  • возможность гибкого использования данного комплекта: детьми,
  • возможность использования данных пособий полностью или

частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения;

  • создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и

совместной деятельности учащихся.

Формы организации деятельности учащихся:

  • – групповая
  • – работа в парах
  • – индивидуальная
  • Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи. Проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях ОУ.
  • Коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и письменной речи; Способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, познавательных, коммуникативных).
  • Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей по вопросам оказания логопедической помощи.
  • Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанных с особенностями логопедической работы для детей; со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов.
  1. Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
  2. Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
  3. Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
  4. Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безотметочную систему проведения занятий

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах .

  • ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
  • ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Основные методы работы на занятии – методы обучения в группе:

  • игровые,
  • наглядно – демонстрационные,
  • словесные.

Сводная таблица по видам контроля во 2, 3 ,4 классах

Проведение диагностик речи и письма

Количество плановых проверочных работ

Диагностическая работа включает:

  • Своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи (с 1 – 15 сентября и 15 -30 мая).
  • Системный контроль за уровнем и динамикой развития речи детей.

Коррекционно – развивающая работа включает:

  • Выбор оптимальных методов и приемов обучения.
  • Организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления недостатков устной и письменной речи.

Консультативная работа включает:

  • Выработку рекомендаций по основным направлениям работы.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

  • Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическом работникам, – вопросов связанных с особенностью логопедической работы.
  • Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.

Этапы реализации программы:

Коррекционно – развивающая работа реализуется поэтапно:

  • Этап сбора и анализа информации (информационно – аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи.
  • Этап планирования и организации коррекционно – развивающей деятельности. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно – развивающую направленность. Логопедическая работа (в зависимости от логопедического заключения) проводится в три этапа. Для детей, имеющих дефекты произношения фонем, работа проводится по постановке и автоматизации поставленных звуков. Для детей имеющих диагноз фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), фонематическое недоразвитие (ФНР) и общее недоразвитие (ОНР III ур.) работа проводится по первому этапу. Для детей, имеющих ОНР III ур. далее работа продолжается по второму и третьему этапу.
  • Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений и корректировка методов и приемов работы.

Требования к условиям реализации программы:

Психолого – педагогическое обеспечение

  • Обеспечение психолого – педагогических условий (коррекционно – развивающая направленность в логопедической работы; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса).
  • Обеспечение специализированных условий (использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятиях).
  • Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических ном и правил).

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
  5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
  3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
  4. способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
  6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
  7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
  8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
  9. Овладение следующими логическими действиями:
  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • классификация и обобщение по родовидовым признакам;
  • установление аналогий и причинно-следственных связей;
  • построение рассуждений;
  • отнесение к известным понятиям.
  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
  2. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
  4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
  5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
  6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Календарно-тематическое планирование подготовительного этапа

(коррекционная работа с учащимися, имеющими НВОНР /предпосылки к дисграфии, дислексии)

Читайте также:  Развитие слуховых дифференцировок звуков П-Б на материале текстов
Ссылка на основную публикацию