Конспект НОД: Звуки (Г) и (Г’)

Конспект занятия “Звуки Г, ГЬ и буква Г”

– познакомиться со звуками Г, ГЬ.
– учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков – буквой Г;
– совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
– способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

– учить детей спрягать глаголы;
– продолжать учить детей правиьному употребдению в речи;
прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
числительных,согласовывая их с существительными в роде, числе,падеже;
-продолжать работу по профилактике дисграфии;
упражнять в подборе антонимов;
Воспитательные:
-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи;
воспитывать потребность детей к правильной речи.

Разрезные картинки со звуком Г, альбом 2 «Я учусь говорить и читать» стр.27,29, зеркала, картинка гуся, гусёнка, фонарики: синий – зелёный, конверты с элементами буквы Г, предметная картнка Ганса.

1. Орг. момент
-Откройте конвертики, у вас разрезаны картинки.
-Соберите картинки.
-Назовите свои картинки, выделяя голосом 1 звук.
( дети называют картинки)
– Назовите, какой звук есть во всех этих словах? ( Г)
Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г – ГЬ и буквой Г.
2.1) Знакомство со звуками Г-ГЬ.
-Отгадайте мою загадку:
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. Кто это? ( гусь)
-Как гогочет гусь? (га-га-га)
-Назовите 1 звук в слоге: га?
Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
(губы в улыбке, зубы разомкнуты,
кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда?
-Что мешает? ( воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
А если встречается преграда, значит звук Г какой?
-А теперь проверьте звонкий или глухой? ( голос включается)
-А в слоге ГА, звук Г твёрдый или мягкий?
-Расскажите про звук Г.
-Скажите, как зовут детёныша у гуся? ( гусёнок)
-А гусёнок гогочет: ГЯ-ГЯ-ГЯ
-Как гогочет гусёнок: ГЯ
-Назовите 1 звук в слоге ГЯ? ГЬ
-Расскажите про звук ГЬ.

2. Упражнение в произношении звуков Г-ГЬ.

Откройте учебники по закладке, посмотрите в верхнем левом углу у вас нарисован гусь и гусёнок
Гусь гогочет: ГА-ГА-ГА
А гусёнок: ГЯ-ГЯ-ГЯ (дети строят из пальцев рук гусей и произносят звуки)
А в правом верхнем углу: Юпик руки вверх поднял,
Нам 2 фишки показал.
-Почему Юпик поднял 2 фишки?
Сейчас мы отправимся в путешествие. А кто будет путешествовать вместе с нами вы должны догадаться, я назову слово по звукам, а вы должны сказать кто это : Г, А, Н, С.

3. Выделение звука.

А) Ловим звук: среди других звуков: О, К, Г, Б, М, Ш, ….
Б) среди слогов: ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, АГ, АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ
В) Посмотрите на картинку в учебнике «Ганс собирается в дорогу»
-Назовите слова со звуком Г.
-Назовите слова со звуком ГЬ.

4. Введение сюжета в занятие.

Гансу гном принёс подарки-
Пироги, варенье в банке.
Угощенье Ганс принял,
А спасибо не сказал.
-За это гном Ганса превратил в крошечного мальчика и сказал: «Если пройдёшь через все испытания, станешь опять большим»
Физминутка.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь
Вот я какой:
Маленький-большой!

5. Ганс идёт по лугу и проговаривает предложения. Давайте и мы поможем Гансу договорить предложения.

6. Дифференциация звуков Г -ГЬ

А мы с вами будем в дороге светить фонариками для Ганса.
Игра «Зажги фонарик»
Если услышите в слове звук Г – поднимите синий фонарик, а если ГЬ – зелёный.
ГУСИ, ГЕНА, ШАГИ, НОГИ, ГАРАЖ, ГИРЯ, ГЕРОЙ, ГНОМ, ЛУГА, ГРАЧ, ГОРОХ, ГИТАРА. (объясняют какой звук, место звука в слове)
Молодцы, мы помогли пройти 1 испытание Гансу.

7. Игра «Наоборот»

А вот вам задание – 2 испытание:
Скажите слова наоборот:
В них Г поставте вперёд:
Тихий – громкий, чистый – …, весёлый -…, умный -…., сытый -…. редкий -….
мелкий -…., шершавый -…
Молодцы, мы помогли пройти Гансу 2 испытание.

8. Звуко-слоговой анализ слов.

Ганс плывёт на корабле.
Вдруг на море буря.
Ганс воскликнул: «Быть беде!
Неужто утону я?»
-Надо спасти Ганса. Мимо тонущего корабля проплывает яхта капитана Врунгеля. Капитан Врунгель бросает Гансу спасательные круги. Ганс поймает круги, когда будут составлены схемы слов: Ганс, гуси.
Молодцы, мы опять помогли Гансу.

9. Знакомство с буквами Г г.

-Напомните о каких звуках мы сегодня говорим?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г. Рассмотрите букву в голубой рамочке.
-На что похожа буква?
-Посмотрите на гусыню в левом верхнем углу страницы. Она вытянула шею, изображая букву Г.
Вот и вы с помощью руки покажите букву Г.
Посчитайте сколько букв Г нарисовано в учебнике?
Возьмите конверты и постройте из элементов букву Г. А теперь пальчиком проведите по букве и напишите её.
Молодцы мы с вами выполнили ещё одно испытание: построили буквы.

10. Образование множественного числа существительных.

И последнее испытание. Игра « Один – Много»
Огурец – огурцы, голубь – ……., ягода -…. луг -……, магазин -…. город -…. гараж-…. гусь -……гость -……, гроза -……, гора -……, газета -…..попугай -…..

11. Сисчитай предметы , чётко произнося звук Г.

Один голубь, 2…, 5, Одна пуговица, 2,5, Одно гнездо, 2,5.
Молодцы, ребята все испытания мы выполнили.

12. Итог занятия.

Ганса гном расколдовал,
Прежний рост ему отдал.
Воротился Ганс домой
Он не маленький – большой!
– С какими звуками мы сегодня познакомились?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
-Какой буквой обозначены звуки Г,ГЬ?
-Придумайте слова со звуками Г,ГЬ.

Б. Игра «Слог назови, флажок другу подари».

Дети по цепочке передают друг другу флажок, произнося выпавший на них слог.

Слоговая цепочка оговаривается заранее:

Например, га – гя и гу – гу – гю.

гу- гу – гю – гу – гу – гю…

В. Игра «Теннисисты».

У детей 2 карточки в виде теннисных ракеток. На первой наклеен синий квадрат, обозначающий согласный твердый звук [г], на второй – зеленый квадрат, обозначающий согласный мягкий звук [г`]. Воспитанникам предлагается послушать слово и определить на слух, согласный твердый звук или согласный мягкий звук в нем. А затем поднять соответствующую ракетку.

ГАРАЖ, ПИРОГИ, ГИМН, ГЕРКУЛЕС, ГРУЗОВИК, ГЕРОЙ, ГЕНИЙ, ГОРДОСТЬ, ДОРОГА, ОГОНЬ.

Г. Игра «Подари картинки Гене и Гале».

На наборном полотне предметные картинки. Дети отбирают картинку, в названии которых есть звук Г, определяют позицию данного звука в слове.

-Назовите картинку, в названии которой есть звук Г и определите место звука в слове.

Д. Выделение слов с заданными звуками из стихотворного текста.

– Слушайте стихотворение, найдите и запомните слова со звуками [г] – [г`].

«Голуби – гости города».

Голуби на газоне сидели, горделиво головами вертели.

Гена с Галей рогалик купили, но про птичек не забыли.

Гули деток окружили, крошек вкусных попросили.

Гена с Галей сдобу ели, но для птиц не пожалели:

-Вас спасем от голода! Вы же гости города!

3. Звуковой анализ – синтез обратных и прямых слогов.

Игра «Угадайка».

– Гена и Галя играли в кубики красного, синего и зеленого цветов. Они выкладывали из них узор. Если вы будете внимательно слушать, то сможете угадать, что у них получалось.

Дети сидят за столами. На доске выкладывается звуковая схема слога, но закрывается от детей. Им предлагается выложить схему услышанного слога, а затем сопоставить со слогом, который логопед впоследствии откроет. С детьми, у которых допущена ошибка, проводится работа:

– Сколько звуков ты услышал(а)?

-Назови первый звук?

-Назови второй звук.

-Определи количество звуков в слоге?

Затем дети наоборот придумывают слог к заданной схеме.

– Придумайте сами слог к кубикам, с которыми играли Гена и Галя. В придуманных вами слогах гласные звуки любые, согласный твердый звук [г], согласный мягкий звук [г`].

ИГЬ, ЭГЬ, ОГЬ и т.д.

5. Звуковой анализ – синтез слов.

Игра «Отгадай картинку».

Хочу предложить вам поиграть в игру «Отгадай картинку»

-Отгадайте, что изображено на картинке. (На доске перевернута картинка «Гуси». Параллельно с озвучиванием картинок голубь, уши, синица, игрушки – сами картинки выставляются на наборное полотно.)

– Я вам помогу: В загаданном слове 2 слога, и чтобы угадать это слово, вам надо выделить первые звуки в словах голубь, уши, синица, игрушки и соединить их в 1 слово.

Дети называют варианты «угаданных» слов. Переворачивается картинка «Гуси».

-Давайте проверим, как же вы отгадали слово «гуси» и составим его схему. Дети по одному выходят к доске, отвечают на вопрос, характеризуют звук, выставляют нужную схему. Остальные работают за столами.

– Назови первый звук в слове голубь? (Первый звук в слове голубь – [г]).

– Это согласный, твердый, звонкий звук.

– Какой квадрат положим?

– Положим синий квадрат.

– Назови первый звук в слове уши? (Первый звук в слове уши – [у]).

– Это гласный звук.

– Какой квадрат положим?

– Положим красный квадрат.

– Назови первый звук в слове синица(Первый звук в слове синица – [с`]).

– Это согласный, мягкий, глухой звук.

– Какой квадрат положим?

– Положим зеленый квадрат.

– Назови первый звук в слове игрушки? (Первый звук в слове иглы – [и]).

– Это гласный звук.

Читайте также:  Звук и Буква О - конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ

– Какой квадрат положим?

– Положим красный квадрат.

– Сколько всего звуков в слове «гуси»?

– Сколько согласных твердых звуков?

– Сколько согласных мягких звуков?

– Сколько гласных звуков?

– Повторяем правило, сколько в слове гласных, столько и слогов!

– Сколько слогов в слове «гуси»? (В слове «гуси» 2 слога.).

6. Согласование прилагательных с существительными.

– Посмотрите, пожалуйста, на картинки: варежки, карандаши, блюдце, ведро, майка, тетрадь, шарф, платок.

Выставляются на наборное полотно и озвучиваются логопедом.

– Все они голубого цвета. Про что можно сказать голубой? (Можно сказать голубой платок). Про что можно сказать голубая? (Можно сказать голубая тетрадь) и т.д.

7. Образование формы Р.п. прил. и сущ. в ед. и мн. числе.

Игра «Чего не стало?»

Картинки по одной убираются с наборного полотна. Учитель спрашивает у детей «Чего не стало?» (Не стало голубых варежек) и т.д.

8. Составление предложений с предложенным учителем словосочетанием и определенным предлогом.

К оставшейся на наборном полотне картинке «голубой шар» добавляется карточка со схематичным изображением предлога НАД (НА, ПОД, В, ИЗ).

– Составьте предложение, используя в нем словосочетание «голубой шар» и предлог НАД.

(Дети составляют 3 – 4 предложения и происходит замена карточки предлога).

9. Работа с буквой Г.

А. Выкладывание буквы Г из спичек.

– Ранее вы узнали, что звуки [г]-[г`] обозначаются буквой Г. Вы печатали ее в своих тетрадях. Теперь давайте выложим ее из спичек.

Б. Игра «Узнай букву»

– Вы знаете не только букву Г, но и много других. Назовите буквы, которые вы увидите.

10. Итог занятия.

– Какие звуки мы сегодня учились не путать между собой?

– Мы учились различать звуки [г]–[г`] .

– Звук [г] – это согласный, твердый, звонкий звук.

– Звук [г] – это согласный, мягкий, звонкий звук.

– Какой буквой обозначаем звуки [г] – [г`]?

НОД. Звуки [г – г’] и буква Г.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция области: «Художественно-эстетическое развитие».

Цель и задачи:

Знакомство с данными звуками и буквой Г; развивать фонематический слух; продолжать учить составлять предложения по картинками, анализировать его; продолжать учить называть слова с определёнными звуками, определять позицию звука; закреплять умение проводить звуко-буквенный и слоговой анализ слов; продолжать учить правильно закрашивать предметы, развивать мелкую моторику, внимание, память, логическое мышление; интерес к НОД через игровую мотивацию.

Оборудование: предметные картинки на данные звуки, символы звуков, схемы предложения, карточки для выполнения индивидуального задания, карандаши.

Ход:

– Сегодня к нам в гости пришли два брата. Гоша и Гена. Они хотят вас познакомить с новой буквой. С буквой Г. Буква Г обозначает два звука. Звук [г] – согласный твёрдый в имени Гоша и [г’] – согласный мягкий в имени Гена.

– Гоша и Гена предлагают вам поиграть в игру «Будь внимателен».

– Если вы услышите в словах звук [г] согласный твёрдый – хлопните в ладоши, звук [г’] согласный мягкий – присядьте.

– га, ка, ха, ги, ба, го, гу, бу, ку, ги, хы, гы, гла, ги

– слова: гуси, Гена, шаги, гараж, ноги, гном, луга, гитара…

– А теперь поможем Гоше и Гене прочитать слоги и подобрать к ним картинку:

сапоги горы гуси книга

– Гоша и Гена приготовили для вас следующее задание. Д/игра «Найди звук».

– Вам нужно назвать звук и сказать где он живёт в слове (начало, середина, конец). Работа по индивидуальным картинкам.

– Гоша и Гена хотят послушать как вы составляете предложения по картинкам и выкладываете его схему.

– Братья предлагают вам отдохнуть. Физминутка. Движения согласно тексту.

Каждый день по утрам

В кулачок все пальцы сжали

Растирать все ручки стали.

Ручки, ножки и бока

Вот какая красота.

– Гоша и Гена приготовили для вас следующее задание.

Работа по карточкам. Д/игра «Узнай звук».

I строчка – звук в начале слова

II строчка – звук в конце слова.

– А теперь научим Гошу и Гену определять звуки в словах.

Работа в тетрадях.

– Звуко-буквенный и слоговой анализ слов: КНИГА (кол-но), НОГИ (сам-но).

– Гоша и Гена предлагают следующее задание.

– Раскрасить только те груши, на которых буква Г написана правильно.

Скачать:

ВложениеРазмер
gramota._zvuki.docx67.1 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки [г-г’] и буква Г.

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция области: «Художественно-эстетическое развитие».

Знакомство с данными звуками и буквой Г; развивать фонематический слух; продолжать учить составлять предложения по картинками, анализировать его; продолжать учить называть слова с определёнными звуками, определять позицию звука; закреплять умение проводить звуко-буквенный и слоговой анализ слов; продолжать учить правильно закрашивать предметы, развивать мелкую моторику, внимание, память, логическое мышление; интерес к НОД через игровую мотивацию.

Оборудование: предметные картинки на данные звуки, символы звуков, схемы предложения, карточки для выполнения индивидуального задания, карандаши.

– Сегодня к нам в гости пришли два брата. Гоша и Гена. Они хотят вас познакомить с новой буквой. С буквой Г. Буква Г обозначает два звука. Звук [г] – согласный твёрдый в имени Гоша и [г’] – согласный мягкий в имени Гена.

– Гоша и Гена предлагают вам поиграть в игру «Будь внимателен».

– Если вы услышите в словах звук [г] согласный твёрдый – хлопните в ладоши, звук [г’] согласный мягкий – присядьте.

– га, ка, ха, ги, ба, го, гу, бу, ку, ги, хы, гы, гла, ги …

– слова: гуси, Гена, шаги, гараж, ноги, гном, луга, гитара…

– А теперь поможем Гоше и Гене прочитать слоги и подобрать к ним картинку:

– Гоша и Гена приготовили для вас следующее задание. Д/игра «Найди звук».

– Вам нужно назвать звук и сказать где он живёт в слове (начало, середина, конец). Работа по индивидуальным картинкам.

– Гоша и Гена хотят послушать как вы составляете предложения по картинкам и выкладываете его схему.

– Братья предлагают вам отдохнуть. Физминутка. Движения согласно тексту.

Каждый день по утрам

В кулачок все пальцы сжали

Растирать все ручки стали.

Ручки, ножки и бока

Вот какая красота.

– Гоша и Гена приготовили для вас следующее задание.

Работа по карточкам. Д/игра «Узнай звук».

I строчка – звук в начале слова

II строчка – звук в конце слова.

– А теперь научим Гошу и Гену определять звуки в словах.

Работа в тетрадях.

– Звуко-буквенный и слоговой анализ слов : КНИГА (кол-но), НОГИ (сам-но).

– Гоша и Гена предлагают следующее задание.

– Раскрасить только те груши, на которых буква Г написана правильно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие – интегрированное,связано с темой космоса. Дети проходят несколько испытаний, оказываются в роли диспетчеров, пилотов и др. При этом они должны сконструировать самолет из бумаги.

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов.

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов.

Занятие знакомит детей с буквой “Х” и звуками [x] и [х’].

Тема занятия: Звуки [г] и [г’]. Буква Г.Цели занятия:1) познакомить детей с новыми звуками [г] и [г’], буквой Г, их обозначающей;2) закрепить знания детей о понятиях «звук», «буква», «гласный зв.

Тема: Звуки [к], [к’]. Буквы К, к Цели. * Научить дифференцировать звуки звуков [к], [к’] изолированно, в слогах, в словах; * формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Программное содержание:закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;учить придумывать слова.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»

Ирина Тетерева
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звук [г], знакомство с буквой Г»

Программное содержание: закреплять правильное произношение звука [г] в речи, продолжать учить определять наличие/ отсутствие этого звука в словах, совершенствовать навыки детей в проведении звуко- буквенного анализа слова, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.

Оборудование: предметные картинки со звуком [г] и без него (огурец, глаза, арбуз, гуси, грабли, гвоздь, гриб, буква Г, схемы для определения позиции звука в словах, фишки, кассы, тетради, карандаши, карточки для индивидуальной работы.

I. Организационный момент.

Первыми сядут те дети, которые назовут слова, которые начинаются на гласный звук, а затем те, которые назовут слова на согласный звук.

Дети садятся в определенной последовательности. Если возникли затруднения, логопед предлагает вспомнить, чем гласные звуки отличаются от согласных.

II. Основной этап.

1. Сообщение темы. Изучение нового материала.

Логопед предлагает детям отгадать загадки и определить первый звук в отгадках.

Щиплят за пятки

Беги без оглядки.

Ревнул черный вол –

За сто речек, за сто сел.

Зубастые, а не кусаются.

Утонул до шейки.

Дети определяют, что первый звук в этих словах [г]. (правильно). Сегодня мы познакомимся со звуком [г] и научимся его четко произносить.

2. Работа со звуками.

Произнесение звука [г]. Характеристика артикуляции звука [г]:

Звук [г] – согласный, твердый, звонкий, мы будем его обозначать на схемах синим цветом, он будет жить в синем домике.

Если возникают проблемы, дети вспоминают правила определения гласного/ согласного, твердого/ мягкого, звонкого/ глухого звука.

3. Развитие фонематического слуха.

– Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук [г], поднимите синюю фишку.

га, ха, па, гы, ты, мы, го, по, но, гу, ту, пу….

4. Произнесение звука [г] в словах.

Скажите слова наоборот. Детям предлагается назвать слова, противоположные по смыслу, чтобы в них был звук [г].

Хорошо справились с заданием.

5. Работа со схемами и фишками.

Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки и определить, есть ли звук [г] в предложенных словах и указать позицию этого звука в слове. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем один из детей озвучивает, что получилось. (огурец, глаза, арбуз).

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

7. Произношение звука [г] во фразе.

– Повторяйте за мной читстоговорки.

ГА-ГА-ГА – Острые рога.

ГА – ГА – ГА – У козы рога

ГУ-ГУ-ГУ – Мыть посуду не могу.

ГА-ГА-ГА – На небе радуга.

ГУ-ГУ-ГУ – Гуси на лугу.

ГУ-ГУ-ГУ – Гуляем на лугу.

ГУ-ГУ-ГУ–Там ромашка на лугу,

ГУ-ГУ-ГУ – Снеговик в снегу.

8. Развитие связной речи.

Закончи предложение словами на звук [г]:

На улице играет …. (Гармонь)

Папа читает (Газету)

Во дворе гогочет…. (Гусь)

У девочки голубые (Глаза)

Михаил играл в футбол

И забил в ворота … (гол)

Лодки по морю плывут

Люди веслами … (гребут)

9. Обучение элементам грамоты.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. Сегодня мы познакомимся с графическим изображением звука [г] на письме – с буквой Г. Из каких элементов состоит буква Г (из длинной и короткой палочки).

Говорю я вам друзья,

Без буквы Г никак нельзя,

Гвоздик, Галочка, грибок,

Знать буквы надо на зубок!

Аист на одной ноге

Напоминает букву Г.

Не гусь, не галка буква Г,

А цапля на одной ноге.

– Нарисуем в воздухе карандашом букву «Г».

– Попробуем нарисовать ее глазами.

10. Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

11. Печатание буквы Г в тетрадях по образцу.

Чтобы нам запомнить букву «Г», давайте ее напечатаем в тетради. Дети выполняют задание по образцу.

12. Чтение слогов с буквой «Г» по карточкам. – Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на доску, перед вами слоги. Приготовились читать.

Печатание слогов по образцу на карточках.

Списывание одного предложения на выбор с карточки.

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.

Годовой план работы. Образовательная область «Речевое развитие» (обучение грамоте) Сентябрь 1. Путешествие в мир звуков. Пр. сод. Познакомить с понятием “звук”, учить различать звуки (речевые, музыкальные, бытовые); развивать.

“Игры с Ёжиком (согласные звуки [Г], [Г’], буква Г)”. Конспект НОД ОО «Коммуникация» (подг. группа)

Ознакомление детей подготовительной группы со звуками [Г] и [Г’] ,буквой Г. Игровые задания по теме.

Образовательная область “Коммуникация”.

Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [Г], [Г’], буква Г).

Цель: ознакомление детей с согласными звуками [Г], [Г’], буквой Г.

Задачи:
1. Познакомить с согласными звуками [Г], [Г’], буквой Г;
2. Формировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза;
3. Развивать речевую активность, умение отвечать на вопросы полным предложением.

Оборудование: игрушка-перчатка Ёжик, сюжетные картинки, звуковички, «домик» (позиция звука в слове, схема-позиция зв., схема-слог, схема-предложение, схема для звукового анализа (для каждого ребёнка, зашифрованное слово, рабочие тетради, карандаши, валики «Су Джок».

1 этап. Организационный момент.
– Здравствуйте ребята. Сегодня к нам в гости пришёл наш знакомый Ёжик. И значит, мы с вами будем заниматься …
(Предполагаемый ответ детей: – обучением грамоте.)
– И как обычно он принёс с собой много интересных заданий.

2 этап. Актуализация знаний.
Мобилизационный момент.
– Для начала напомним нашему другу всё, что мы знаем о звуках.
(Предполагаемый ответ детей:- Звуки в русском языке бывают гласными и согласными; гласные звуки – это те звуки, которые при произношении не встречают преграды, а согласные звуки – это те звуки, которые при произношении встречают преграду; согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.)
– Молодцы, совершенно верно.
– До кого Ёжик дотронется своим носиком, тот произнесёт любой гласный (согасный) звук.
(Дети произносят звук по заданию Ёжика.)
– Замечательно.

3 этап. Постановка проблемы и «открытие» нового знания.
– Ребята, Ёжик принёс вам новую загадку. Послушайте внимательно и отгадайте:
Длинный и железный,
В хозяйстве он полезный.
Его по шляпке крепко бьют,
Бедняге спуску не дают.
(Предполагаемый ответ детей:- Гвоздь.)
– Молодцы. С какого звука начинается это слово?
(Предполагаемый ответ детей:- со звука [Г].)
– Давайте произнесём его быстро-быстро несколько раз…. А теперь медленно…. Удивлённо….
(Дети произносят звук по заданию Ёжика.)
– Какой это звук?
(Предполагаемый ответ детей: – Согласный.)
– Он глухой или звонкий?
(Предполагаемый ответ детей: – Звонкий.)
– Почему?
(Предполагаемый ответ детей:- Горлышко проснулось (определяют тактильно).
– Чудесно, я знала, что вы сами справитесь с этим заданием Ёжика.
– А теперь послушайте внимательно слова, которые приготовил для вас Ёжик: газета – гитара. В слове газета звук [Г] слышится каким?
(Предполагаемый ответ детей: – Твёрдым.)
– А в слове гитара?
(Предполагаемый ответ детей: – Мягким.)
– Значит звук [Г] может быть…
(Предполагаемый ответ детей: – Может быть твёрдым и мягким.)
– Ребята, дайте полную характеристику звука [Г].
(Предполагаемый ответ детей: – Звук [Г] согласный, звонкий, может быть твёрдым и мягким.)
– Найдите “звуковичка” для этого звука и объясните, почему вы выбрали именно этого “звуковичка”.
(Ребёнок находит нужного “звуковичка” и объясняет свой выбор.)
– Большое тебе спасибо, ты отлично справился с заданием.
– А сейчас каждый из вас подбирает слова со звуком [Г] и определяет позицию звука в слове.
(Игра «Домик с подъездами». Каждый ребёнок подбирает слово, определяет позицию звука в слове и присаживается на своё место. До этого момента вся работа проходила сидя на ковре.)

4 этап. Закрепление нового знания.
Работа в тетрадях.
– А сейчас, давайте подумаем, как же мы разукрасим крышу нашего домика и колокольчик…
(Дети дают полный, доказательный ответ, почему именно крыша сине-зелёная, а колокольчик необходимо закрасить.)
– Ребята, а мы можем поселить наш звук в домик?
(Предполагаемый ответ детей: – Нет.)
– Почему?
– Чем отличаются буквы и звуки?
(Дети напоминают об отличиях звука и буквы.)
– Молодцы, всё помните.
– На что похожа буква? А мы можем её показать?
Показать как пишется буква Г, прописать три образца заглавной и маленькой буквы Г.
– Сейчас мы уже можем поселить нашу букву в домик (уточнить, где именно будет жить буква).
Пальчиковая гимнастика с использованием валиков «Су Джок».
Игра «Где моё место».
– Следующее задание от Ёжика – определить позицию звука в слове (картинки: пуговица, груша, сапог; схема слова).
– Молодцы. Выполнили задание аккуратно и внимательно.
– Продолжаем работу в тетрадях. Что нарисовал Художник?
(Предполагаемый ответ детей:- Вагоны и грибы.)
– Но он опять просыпал бусинки и нам необходимо собрать бусинки на ниточку.
– Вы, наверное, устали… Ёжик ждёт вас на разминку. Скорее выходите и Ёжика поддержите.
Динамическая пауза.
Где-то, где-то на горе
Гном живёт в густой траве.
Гномик целый день считает,
Постепенно прибавляет,
Этим всех он удивляет:
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем светлячков искать.
(Дети выполняет движения по показу и с опорой на текст.)
Игра «Самый внимательный».
– Задание от Ёжика – я называю слова, если вы услышали звук [Г] – приседаете, если нет – стоите.
Голос, стул, радуга, гриб, дом, ветер, голубь, огурец, месяц, магнит, улыбка.
(Дети выполняют задание.)
Игра «Четвёртый лишний».
– Ребята, новое задание от Ёжика. Задание сложное. Будьте внимательны и не забудьте объяснить, почему именно это слово лишнее.
глобус голова снег газета
бегемот огород попугай магазин
голубь огурец открытка магнит
гром гармошка глаз гном
(Дети определяют лишнее слово и дают полный ответ. В каждом подборе слов свой признак отличия.)
– Я в вас даже не сомневалась, вы были внимательны и смогли справиться с таким сложным заданием.
– Вы, наверное устали? И Ёжик наш утомился, давайте немного отдохнём.
Дыхательные упражнения.
Упражнение направлено на активизацию работы мозга.
(Выполняются медленные глубокие вдохи поочерёдно правой и левой ноздрёй, выдох через рот.)
Игра «Слово – предложение».
– Ребята, Ёжик принёс ваше любимое задание. Надо расшифровать слово.
(Дети расшифровывают слово. Оно зашифровано цветом и формой. Ключ шифра в таблице.)
– Молодцы, вы были внимательны и справились с заданием. Но ёжик усложнил задание… Теперь вам необходимо составить звуковую схему этого слова.
– Проверьте друг у друга, как составлена схема (работа в парах).
(Дети составляют на местах схему слова. Один ребёнок выполняет задание у доски и объясняет выполнение задания. Дети делают взаимопроверку задания и оценивают выполнение задания.)
– Молодцы. Вы справились с заданием.
– А кто сможет составить предложение по схеме с этим словом?
(Дети проговаривают составленные предложения в соответствии со схемой.)

5 этап. Итог (осмысление).
– Ребята, давайте мы сами вспомним и напомним Ёжику всё, о чем мы сегодня говорили. С каким новым звуком мы познакомились?
(Предполагаемый ответ детей:- Сегодня мы познакомили со звуком [Г]. Дети дают полную характеристику звука.)
-Какой буквой на письме обозначается этот звук?
(Показывают какой буквой обозначается звук [Г].)
-Какие интересные задания мы выполняли сегодня?
(Вспоминают игровые задания и упражнения, которые понравились.)

6 этап. Продолжение исследования вне НОД.
– Наши игры с Ёжиком на сегодня закончились и сейчас мы будем собираться на прогулку. Давайте на прогулке «поищем» слова, в которых есть звуки [Г] и [Г’].
(На прогулке ребята «находят» слова со звуками [Г] и [Г’]. Педагог выслушивает все ответы детей.)

Конспект по грамоте «Звук [Г]. Буква Г»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г]. Буква Г»

– познакомиться со звуками Г, ГЬ.
– учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков – буквой Г;
– совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
– способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

– учить детей спрягать глаголы;
– продолжать учить детей правильному употреблению в речи;
прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
числительных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже , упражнять в подборе антонимов;
Воспитательные:
-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, осознанное отношение к речи;
воспитывать потребность детей к правильной речи.

Разрезные картинки со звуком Г, зеркала, картинка гороха, гусеницы, конверты с элементами буквы Г, пластилин.

1.Оргмомент. Здравствуйте ребята – Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

2.Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать.

– На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные). –

– Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.

-Назовите картинки которые лежат у вас на столе, выделяя голосом 1 звук.
( дети называют картинки)
– Назовите, какой звук есть во всех этих словах? ( Г)
Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г – ГЬ и буквой Г.

На доску вешается картинка с буквой Г
2. Знакомство со звуками Г-ГЬ.

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков . (Горох)

1.Что такое горох

2.-Назовите 1 звук в слоге: го?

Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
( губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда? Да.
-Что мешает? ( воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
А если встречается преграда, значит звук Г какой? Согласный.
-А теперь проверьте звонкий или глухой? Звонкий.
-Расскажите про звук Г.
-Слушайте следующую загадку

В листьях спряталась она.

У неё немало ножек,

Только бегать вот не может. Кто это? (Гусеница)

– Какой вред приносит гусеница?

-Назовите 1 звук в слоге Гу?
-Расскажите про звук ГЬ.

3. Выделение звука.

А) Ловим звук: среди других звуков: И, В, З, О, К, Г, Б, М, Ш,

Б) среди слогов:, АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ, ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, АГ

В) -Назовите слова со звуком Г.
-Назовите слова со звуком ГЬ.

4. Дифференциация звуков Г -ГЬ

Игра «Услышь звук»
Если услышите в слове звук Г – хлопайте в ладоши , а если ГЬ – топайте ногами.
ГИТАРА, ГЕНА, НОГИ, ГАМАК, ГИРЯ, ГЕНА, ГНУС, ЛУГА, ГРОМ, ГОРА.(объясняют какой звук, место звука в слове)

Физминутка

Гена шёл, шёл, шёл.
Белый гриб нашёл.
Раз грибок, два грибок,
Полезайте в кузовок.

А сейчас задание под номером 2

Скажите слова наоборот:

Холодный – горячий.
Чистый – грязный.
Тихий – громкий.
Сладкий – горький.
Веселый – грустный.
Хорошо справились с заданием.

5. Знакомство с буквами Г г.

Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г.

Рассмотрите пожалуйста букву на доске.
-На что похожа буква?
-Подумайте и скажите какие ещё слова бывают со звуком г и гь.

-А сейчас давайте возьмём пластилин и попробуем вылепить букву Г.

6. Итог занятия.
– С какими звуками мы сегодня познакомились?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
-Какой буквой обозначены звуки Г,ГЬ?
-Придумайте слова со звуками Г,ГЬ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по грамоте «Звук [Г]. Буква Г» »

Автор: Колмакова Татьяна Михайловна. Воспитатель МБОУ « Ягоднинская СОШ» Группа дошкольного образования кратковременного дня. Посёлок Ягодное.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г]. Буква Г»

– познакомиться со звуками Г, ГЬ.
– учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков – буквой Г;
– совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
– способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

– учить детей спрягать глаголы;
– продолжать учить детей правильному употреблению в речи;
прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
числительных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже , упражнять в подборе антонимов;
Воспитательные:
-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, осознанное отношение к речи;
воспитывать потребность детей к правильной речи.

Разрезные картинки со звуком Г, зеркала, картинка гороха, гусеницы, конверты с элементами буквы Г, пластилин.

1.Оргмомент. Здравствуйте ребята – Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

2.Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать.

– На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные). –

– Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.

-Назовите картинки которые лежат у вас на столе, выделяя голосом 1 звук.
( дети называют картинки)
– Назовите, какой звук есть во всех этих словах? ( Г)
Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г – ГЬ и буквой Г.

На доску вешается картинка с буквой Г
2. Знакомство со звуками Г-ГЬ.

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков . (Горох)

1.Что такое горох

2.-Назовите 1 звук в слоге: го?

Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
( губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда? Да.
-Что мешает? ( воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
А если встречается преграда, значит звук Г какой? Согласный.
-А теперь проверьте звонкий или глухой? Звонкий.
-Расскажите про звук Г.
-Слушайте следующую загадку

В листьях спряталась она.

У неё немало ножек,

Только бегать вот не может. Кто это? (Гусеница)

– Какой вред приносит гусеница?

-Назовите 1 звук в слоге Гу?
-Расскажите про звук ГЬ.

3. Выделение звука.

А) Ловим звук: среди других звуков: И, В, З, О, К, Г, Б, М, Ш,

Б) среди слогов:, АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ, ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, АГ

В) -Назовите слова со звуком Г.
-Назовите слова со звуком ГЬ.

4. Дифференциация звуков Г -ГЬ

Игра «Услышь звук»
Если услышите в слове звук Г – хлопайте в ладоши , а если ГЬ – топайте ногами.
ГИТАРА, ГЕНА, НОГИ, ГАМАК, ГИРЯ, ГЕНА, ГНУС, ЛУГА, ГРОМ, ГОРА.(объясняют какой звук, место звука в слове)

Гена шёл, шёл, шёл.
Белый гриб нашёл.
Раз грибок, два грибок,
Полезайте в кузовок.

А сейчас задание под номером 2

Скажите слова наоборот:

Холодный – горячий.
Чистый – грязный.
Тихий – громкий.
Сладкий – горький.
Веселый – грустный.
Хорошо справились с заданием.

5. Знакомство с буквами Г г.

Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г.

Рассмотрите пожалуйста букву на доске.
-На что похожа буква?
-Подумайте и скажите какие ещё слова бывают со звуком г и гь.

-А сейчас давайте возьмём пластилин и попробуем вылепить букву Г.

6. Итог занятия.
– С какими звуками мы сегодня познакомились?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
-Какой буквой обозначены звуки Г,ГЬ?
-Придумайте слова со звуками Г,ГЬ.

Читайте также:  Сказка про язычок
Ссылка на основную публикацию