Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе – конспект логопедического занятия

Конспект логопеда согласование прилагательных с существительными

Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. «Какой, какая, какое, какие?»

– усвоены понятия «имя существительное» и «имя прилагательное».
– усвоены понятия « мужской, женский и средний род».
– усвоены понятия «единственное и множественное число».
– проведена работа над дифференциацией существительных и прилагательных, согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.

Предметные картинки, плакаты со словами, схемы, таблицы, цветные карандаши, мяч.

– продолжать учить детей определять род имен существительных и прилагательных с помощью вопросов – чей? чья? чьё? чьи? и какой? какая? какое? какие?
– продолжать развивать умение подбирать местоимения – мой, моя, мое, мои к существительным;
– развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения;
– закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
– развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля;
– развивать словарный запас детей;
– формировать навыки общения и правильного поведения.

Методы и приемы:

Словесные и наглядные методы, метод самоконтроля.

  1. Организационный момент.
  2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.
  3. Работа с картинками.
  4. Определение темы занятия.
  5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки».
  6. Игра «Четвертый лишний».
  7. Физкультминутка.
  8. Игра «Угадай-ка».
  9. Работа с карточками.
  10. Игра «Светофор».
  11. Физкультминутка.
  12. Игра с мячом : «Какой, какая, какое, какие?»
  13. Антонимы.
  14. Упражнения на релаксацию.
  15. Итог занятия.

1. Организационный момент:

Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к занятию? Все ли лежит на своих местах?

2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.

Для того, чтобы мы красиво и четко произносили слова, нам надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Давайте покажем, как мы умеем правильно дышать и произносить чистоговорки.

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»
Как пыхтит тесто?
Пых- пых- пых…
Как паровоз выпускает пар?
Чух – чух – чух…
Как шипит гусь?
Шшшшшшшшшш……
Как мы смеемся?
Ха- ха- ха……
Как накачиваем насос?
Ссссссссссссссссс….
Как дуем на одуванчик?
Фффффффффф…..

Молодцы. А теперь, мы правильно, четко и красиво прочитаем чистоговорку, которую я записала на доске.

Речевая гимнастика:
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж…

Молодцы. Теперь, вы готовы к занятию.

3. Работа с картинками:

Ребята, у меня на доске висят картинки. Мне нужна ваша помощь. Скажите, про
какие предметы можно сказать мой?- плащ, зонт, компьютер, портфель, рюкзак.
Моя?- машина, куртка, рубашка, ручка, книга. Моё?- ружье, кольцо, перо, ведро,
пианино, пальто.
Какого рода первая группа предметов? Мужского. Вторая? Женского. Третья? Среднего.

4. Определение темы занятия:

Сегодня мы с вами продолжим работать с мужским, женским и средним родом
существительных и прилагательных. Будем составлять словосочетания и работать в
группах.
Тема : Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки»:

У вас на столах лежат листочки с заданием и цветные карандаши.
Инструкция: закрась все слова женского рода – красным цветом, мужского- зеленым, среднего- желтым.

6. Игра «Четвертый лишний»:

Инструкция: назови 4-й лишний, объясни – почему?

1. Сорока, волк, медведь, лев. Сорока- т.к. она жен.рода.
2. Корова, лиса, собака, тигр .
3. Капуста , баклажан, помидор, картофель.
4. Яблоко , абрикос, персик, апельсин.
5. Смородина, облепиха, вишня, крыжовник .
6. Кабачок , репа, свекла, редиска.
7. Лимон, персик, апельсин, груша .
8. Репа , чеснок, салат, огурец.
9. Дыня , виноград, лимон, арбуз.
10. Курица , снегирь, гусь, воробей.
11. Дятел , синица, ласточка, сорока.
12. Конь , собака, корова, свинья.
13. Лиса , заяц, волк, медведь.

«Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

8. Игра «Угадай-ка»:

Пока вы отдыхали, к нам пришли сказочные герои. Мы должны их угадать.
Ответьте, про кого мы можем так сказать:
– крошечная, заботливая, добрая – Дюймовочка.
– глупый, непоседливый, любопытный- Незнайка.
– длинноносый, деревянный, озорной – Буратино.
– красивая, нарядная, воспитанная- Мальвина.
– серый, голодный, злой- Серый Волк.
– рыжая, хитрая, коварная – Лиса.
– толстый, подвижный, смешной- Карлсон.
– зеленый, большой, добрый- Крокодил Гена.
– лопоухий, неуклюжий, коричневый – Чебурашка.
– дикий, отважный, ловкий – Маугли.

9. Работа с карточками по вариантам:

1 вариант: Тигренок

Отец привез тигренка с охоты. У него была больш _____ голова, кругл ____ зеленоват ___ глаза, широк ____ лоб, коротк _____ уши. Передн _____ лапы были тяжел_____ и сильн_____. Он был неуклюж _____ и маленьк_____.Тигренка поймали в камышах около громадн ____ озера.

2 вариант: Синица

Синица – небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

3 вариант: Цветы цветут

Наступит весел_____ май. Расцветет бел___ ландыш, желт____ лютик, син___ колокольчик. В саду распустятся красн _____ пион и бел_____ лилия. Летом зацветут ярк____ шиповник и розов____ клевер.

Карточки раздаются по вариантам и самостоятельно выполняются детьми..

10. Игра «Светофор»:

Инструкция: разделите предметы на группы – по цветам:
Вопросы: какой, какая, какое, какие?

Зеленая елка, зеленая капуста, зеленый крокодил, зеленый комбинезон, зеленый лист, зеленые огурцы.
Желтый верблюжонок, желтый банан, желтая груша, желтый карандаш, желтый колобок, желтый крыжовник, желтый лимон, желтый одуванчик, желтое полотенце, желтая репа, желтое солнце, желтый утенок, желтый цыпленок .
Красные вишни, красный арбуз, красные гвоздики, красный клубок, красное кресло, красная машина, красный перец, красное платье, красные помидоры, красный пылесос, красная рябина, красный сарафан, красный трамвай.

«Вновь у нас физкультминутка»

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче, чтоб писать, читать. Считать
И совсем не уставать.
( рывки руками перед грудью)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо- влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
(садятся за парты)

12. Игра с мячом: «Какой, какая, какое, какие?»

Инструкция: бросают мяч, называя существительное. Ребенок должен правильно подобрать к нему прилагательное, в соответствующем роде и числе:

Мяч – резиновый, стул- деревянный, солнце- яркое, конфета- сладкая, машина- быстрая, мама- добрая, лев- грозный и т.д.

Инструкция: скажи наоборот. Подбор антонимов, работа с карточками:

Большой – маленький
Толстый – тонкий
Голодный – сытый
Тупой – острый
Твердый – мягкий
Широкий – узкий
Короткий – длинный
Веселый – грустный
Легкий – тяжелый
Чистый – грязный
Добрый – злой

14. Упражнения на релаксацию:

Вы, наверное, устали, давайте отдохнем и расслабимся?

Комплекс упражнений:
«Роняем руки» – поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Можно подсказать детям образ – руки висят, как веревочки.
«Трясем кистями»– руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
«Стряхиваем воду с пальцев»– руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
«Поднимаем и опускаем плечи»– как можно выше поднимают плечи. Затем свободно опускают их в нормальное положение ( сбрасывают плечи вниз).

15. Подведение итогов:

Что вам понравилось на занятии?
Молодцы, хорошо поработали. Занятие окончено, спасибо, все свободны.

Групповое логопедическое занятие «Согласование имен существительных и прилагательных по родам и числам»

Разделы: Логопедия

Цель. Формировать умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам.

Коррекционно-образовательные:

  • учить правильно согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам;
  • закреплять умение правильно определять имена существительные (слова-предметы) и имена прилагательные (слова–признаки);
  • закреплять умение определять первый звук в словах;
  • закреплять умение делить слова на слоги;
  • совершенствовать умение составлять предложения по заданной схеме;
  • совершенствовать технику чтения.
  • Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать звукослоговой анализ и синтез;
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • развивать навыки словообразования;
  • расширять словарный запас;
  • развивать внимание, память, способность к переключению.
  • Коррекционно-воспитательные:

  • создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу письма и чтения.
  • воспитывать организованность, самостоятельность и самоконтроль за речью;
  • воспитывать познавательный интерес.
  • Оборудование.

  • Демонстрационный материал: домики (приложение 1), предметные картинки кукол и машин (приложение 2), предметные картинки (ежик, гриб), стрелка, два желтых треугольника (приложение 3), таблица (приложение 5), мяч.
  • Раздаточный материал: тетради, ручки, карандаши, распечатанные задания (приложение 4), предметные картинки (приложение 6).
  • 1. Организационный момент

    Упражнение “Подбери слово”.

    Логопед: “ Здравствуйте. Мы начинаем наше занятие. Займет свое место тот, кто назовёт слово, которое начинается с гласного звука”.

    Учащиеся называет слово и ответивший правильно ребенок занимает свое место.

    2. Повторение пройденного.

    Упражнение “Где слово живет?”

    Логопед раздает учащимся предметные карточки: арбуз, вишня, белка, сорока, крот, машина, матрешка, шарф, автобус. (Приложение 1).

    Логопед: “Определите сколько в слове слогов, и поместите карточку в соответствующий дом”.

    3. Сообщение темы занятия

    Логопед: “Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте определить какое из слов-предметов, которые есть на доске, я загадала”.

    1. Круглый, круглый
    Сладкий, сладкий
    С полосатой кожей гладкой,
    А разрежешь – посмотри:
    Красный, красный он внутри. (Арбуз)

    2. Была зеленой маленькой,
    Потом я стала аленькой.
    На солнце потемнела я,
    И вот теперь я спелая. (Вишня)

    3. Непоседа пестрая –
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая. (Сорока)

    4. Зверька узнаем мы с тобой
    По двум простым приметам:
    Он в шубе серенькой зимой,
    А в рыжей шубке – летом. (Белка)

    Логопед: “Скажите, какие слова вам помогали понять, о каком предмете я говорю (Слова-признаки). Правильно. Сегодня мы будем учиться подбирать слова-признаки к словам-предметам”.

    Читайте также:  Логопедическое заключение ОНР 4 уровня

    4. Основная часть.

    1. Магазин “Игрушка”

    Логопед вывешивает на доске изображения кукол и машин. (Приложение 2)

    Логопед: “Представьте, что мы пошли в магазин игрушек и хотим купить себе игрушку (куклу или машину). Выберите, какую игрушку вы хотите купить и опишите ее, а “продавец” ее найдет и вам даст”.

    Логопед по очереди выбирает детей, кто играет роль продавца.

    2. Подбери предложение к схеме. (Приложение 3)

    Логопед размещает на доске изображения ежика и гриба.

    Логопед: “Скажите, как узнать, что изображено на картинках. (Задать вопрос: Это кто? Это что?).

    Составьте предложение, используя эти картинки, и поможет вам в этом еще одно слово. (Логопед показывает стрелку и ставит ее между картинками). Какое слово обозначает стрелка?” (Слово-действие).

    Учащиеся составляют предложения из 3 слов.

    Логопед выбирает одно из перечисленных предложений: “Давайте нарисуем схему этого предложения. Как мы обозначаем на схеме начало предложения? (Вертикальной чертой) Как обозначаем конец предложения?” (Ставим точку).

    Вызванный ребенок рисует схему предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

    Логопед: “Сколько слов в предложении? (Три). А теперь я поставлю перед ежиком треугольник. Треугольник обозначает слово-признак. Давайте повторим наше предложение и добавим слово-признак, скажем какой ежик?”.

    Логопед выслушивает ответы детей и просит одного ребенка нарисовать схему получившегося предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

    Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Четыре). А теперь я поставлю еще один треугольник, но перед грибом. К какому слову надо добавить слово-признак?” (К слову “гриб”).

    Логопед выслушивает ответы детей и просит одного ребенка нарисовать схему получившегося предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

    Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Пять). Какие слова помогали нам увеличить количество слов в предложении? (Слова-признаки). Молодцы”.

    5. Физкультминутка. Посчитаем.

    Логопед предлагает учащимся встать в круг и посчитать каждый предмет до 5 предметов (большой мяч, белое облако, вкусная конфета). Учащиеся передают мяч и называют словосочетание с нужным числительным.

    6. Основная часть

    Логопед раздает детям таблички со словами-признаками и предметными картинками. (Приложение 4)

    Логопед: “Давайте прочитаем слова-признаки и определим, о каком предмете они говорят”.

    Учащиеся подбирают к словам-признакам соответствующую предметную картинку и соединяют их линией.

    Логопед: “Я вам сейчас прочитаю стихотворение и прошу вас помочь мне подобрать не достающее слово-противник. Но это будет не простое слово-признак, я слово противоположное по смыслу.

    “Скажу я “высокий”, ответите – . (низкий),

    “Далекий” скажу, вы ответите . (близкий),

    Скажу я “шершавый”, вы скажите “гладкий”,

    А “кислый” скажу, вы ответите . (сладкий).

    Логопед: Молодцы. А теперь я вам буду говорить словосочетания, а вы попробуйте подобрать противоположное значение слова-признака: новый дом, хорошая ягода, светлая комната, молодой человек, маленькая собака, жаркий день, добрый волшебник, молчаливый попугай, чистый снег, грустный клоун, длинная ленточка, узкая дорога”.

    3. Заполни таблицу.

    Логопед вывешивает на доске таблицу. (Приложение 5)

    Логопед: “Давайте заполним таблицу: я вам дам предметную картинку (Приложение 6), а вы найдите, где ее дом в таблице и поместите картинку в соответствующую ячейку. Обращайте внимание на два основных признака: цвет и форму предмета”.

    8. Итог занятия. Муха.

    Логопед: “Скажите, какие слова вы сегодня учились подбирать. С нами хочет поиграть муха. Я вам буду говорить, куда полетела муха, а вы скажете на какой предмет она села. Муха начинает свой полет с мяча. Муха полетела на 2 клетки вправо и на 3 клетки вверх. На какой предмет села муха? (На елку). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха летите дальше. Муха перелетела на 1 клетку влево и 2 клетки вниз. На какой предмет села муза? (На цветок). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха перелетает на 1 клетку вверх, на 1 клетку влево и на 1 клетку вверх. На какой предмет села муха? (На дерево). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Из полученных букв соберите слово. Какое слово получилось? (Ура). Молодцы”.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

    Логопедическое занятие для 3, 4 классов Согласование существительных с прилагательными в роде.
    план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

    Данное логопедическое занятие может быть использовано для коррекции лексико – грамматического строя при ОНР.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    soglasovanie_pril_i_sushch.rar1.78 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия для 3, 4 классов школы для детей с ТНР.

    Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде. «Какой, какая, какое, какие?»

    – усвоены понятия «имя существительное» и «имя прилагательное».
    – усвоены понятия « мужской, женский и средний род».
    – усвоены понятия «единственное и множественное число».
    – проведена работа над дифференциацией существительных и прилагательных, согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.

    – продолжать учить детей определять род имен существительных и прилагательных с помощью вопросов – чей? чья? чьё? чьи? и какой? какая? какое? какие?

    Обучение составлению грамматически правильных словосочетаний и предложений;

    -закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

    -развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля;

    -развивать словарный запас детей;

    – формировать навыки общения и правильного поведения.

    Методы и приемы:

    Словесные и наглядные методы, метод самоконтроля.

    I. Самоопределение к деятельности. Мотивационный момент.

    У каждого учащегося в руках карточка.

    Инструкция: Прочитайте внимательно, деля сплошной текст на слова и пожелайте друг другу то, что запомнили.

    успехдобротасчастьемилосердиеудачавезениерадостьздоровье (Слайд 1.)

    Приветствие «Скажи пожелания»

    Передавая солнышко друг другу, дети говорят пожелания. Например, «я желаю тебе…..

    1. Дыхательная гимнастика.

    -Для того, чтобы мы красиво и четко произносили слова, нам надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Давайте покажем, как мы умеем правильно дышать.

    -Молодцы. А теперь, мы правильно, четко и красиво прочитаем чистоговорку, которую я записала на доске.

    2. Речевая гимнастика: (Слайд 2)

    Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

    -Молодцы. Теперь, вы готовы к занятию.

    II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Слайд 3.

    – Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке)

    – Ребята, у меня на доске картинки. Мне нужна ваша помощь. Скажите, про
    какие предметы можно сказать «мой»? (плащ, зонт, компьютер, портфель, рюкзак);
    «моя» (машина, куртка, рубашка, ручка, книга);

    «моё»? (ружье,кольцо,перо,ведро, пианино, пальто).

    – Какого рода первая группа предметов? Вторая? Третья?

    – Что изображено у меня на слайде? (Окончания)

    – Определите, эти окончания какой части речи? (Это окончания имен прилагательных)

    – На какие три группы можно разделить эти окончания (Окончания прилагательных женского рода, мужского рода и среднего рода)

    -Давайте вспомним, все, что мы знаем о прилагательном.

    Игра «Блиц – опрос».

    -Как вы думаете, для чего мы все повторяли? О чем мы сегодня будем говорить на занятии ( О прилагательных и существительных ).

    – А точнее? (Мы будем учиться согласовывать имена прилагательные и существительные в роде).

    – Правильно. Прочитайте тему урока. Как вы понимаете слово «согласование»?

    – Каким словом можно заменить это слово? (взаимодействие, подгонка, подбор, договариваться, когда два слова как бы «согласны» друг с другом, не ссорятся, а дружат)

    III. Учебно-познавательный блок (практическая деятельность)

    1. Игра «Цветные клеточки»:

    – У вас на столах лежат листочки с заданием и цветные карандаши.

    Инструкция: закрась все слова женского рода – красным цветом, мужского – зеленым, среднего- желтым.

    -Что можно сделать с этими словами? (Составить словосочетание)

    -Что такое словосочетание?

    -О чем мы должны помнить, когда будем составлять словосочетания?

    ( Прилагательное стоит в том же роде, что и существительное, мы должны поставит вопрос от главного слова к зависимому)

    -Какое слово будет выступать в роли главного ? (Существительное)

    -А зависимого? (Прилагательное)

    -Составьте словосочетание выделите окончания, запомните их.

    2. Упражнение «Одно целое»

    Выдели у предметов единый признак и составь словосочетание.

    По цвету: Зеленая елка, зеленый лист, зеленое яблоко, зеленые огурцы.

    По форме: Круглый помидор, круглое солнце, круглая луна, круглые очки.

    По вкусу: Сладкая вата, сладкий пирог, сладкое варенье, сладкие ягоды.

    Назовите лишнее словосочетание. Почему? (Потому, что это множественное число)

    Если вдруг вопрос: «Какой?»,

    Говорим мы: «-ий, -ый, -ой».

    Синий, зеленый, больной,

    Маленький, теплый, смешной.

    Если же вопрос «Какая ?»,

    Говорим мы: «-ая, -яя»:

    Если слышим -ее, – ое

    Ставим мы вопрос: «Какое?»

    3. Работа в парах.

    Прочитай текст. Найди словосочетания, поставь вопрос от главного слова к зависимому, определи род, выдели окончания. Давайте составим план действий.

    – Найдем в предложении прилагательное.

    – Поставим вопрос от имени существительного к прилагательному, с которым оно связано.

    – Определим род и вставим окончание.

    4. Работа в тетради. Игра «Волшебник» Слайд 9

    Формирование умения на уровне словосочетания.

    -Прочитайте слова в правой колонке, прочитайте слова в левой колонке. К какой части речи относятся эти слова. (К существительным)

    -Правильно. И сейчас мы будем, как настоящие волшебники превращать слова существительные в прилагательные.

    Прочитайте задание и выполните его в тетради.

    5. Игра «Умники и умницы». Формирование умения на уровне предложения.

    1 вариант. Отец привез тигренка с охоты. У него была больш _____ голова, тонк__, длинн ____ хвост,мягк__ шёрстка. Передн _____ лапы были тяжел_____ и сильн_____. Он был неуклюж _____ и маленьк_____.Тигренка поймали в камышах около громадн ____ озера.

    2 вариант: Синица

    Синица – небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

    Наступит весел_____ май. Расцветет бел___ ландыш, желт____ лютик, син___ колокольчик. В саду распустятся красн _____ пион и бел_____ лилия. Летом зацветёт розов____ клевер.

    V. Диагностическая деятельность . Рефлексия.

    Ребята, сегодня вы сами оцените, как вы усвоили эту тему.

    Перед вами лежат карточки со знаками препинания. Если вы все поняли и хорошо усвоили тему, то поднимите карточку с восклицательным знаком. Если у вас остались вопросы, поднимите ?, ну а если вы вообще ничего не поняли, то многоточие……

    А насколько вы были честны, покажет компьютерное тестирование.

    1.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М: Просвещение, 1991г.

    2.Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

    3.Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: Дельта, 1997.

    4.Логопедия в школе: Практический опыт./ под ред. Кукушина В.С. – М.:ИКЦ «МарТ», 2005г.

    5.Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи (для детей

    с отклонениями в развитии) – М: Школа, 1992г.

    Весеннее пробужд ение.

    Наступила ранн __ весна. Светл__ и прозрачн__ стал лес. Звери вылезли из своих нор. Птицы вернулись в родн__ края. Робк__ зайка лежал под низк__ кустиком. Вдруг кругом все потемнело. Небо накрыли тучи. Посыпался легк__, бел__ снежок. К вечеру сер__ небо прояснилось. Выглянула ярк__ луна. Она осветила поля и леса. Труслив__ зайчишка по – прежнему боялся выйти из-под куста.

    Весеннее пробужд ение.

    Наступила ранн __ весна. Светл__ и прозрачн__ стал лес. Звери вылезли из своих нор. Птицы вернулись в родн__ края. Робк__ зайка лежал под низк__ кустиком. Вдруг кругом все потемнело. Небо накрыли тучи. Посыпался легк__, бел__ снежок. К вечеру сер__ небо прояснилось. Выглянула ярк__ луна. Она осветила поля и леса. Труслив__ зайчишка по – прежнему боялся выйти из-под куста.

    Весеннее пробужд ение.

    Наступила ранн __ весна. Светл__ и прозрачн__ стал лес. Звери вылезли из своих нор. Птицы вернулись в родн__ края. Робк__ зайка лежал под низк__ кустиком. Вдруг кругом все потемнело. Небо накрыли тучи. Посыпался легк__, бел__ снежок. К вечеру сер__ небо прояснилось. Выглянула ярк__ луна. Она осветила поля и леса. Труслив__ зайчишка по – прежнему боялся выйти из-под куста.

    Весеннее пробужд ение.

    Наступила ранн __ весна. Светл__ и прозрачн__ стал лес. Звери вылезли из своих нор. Птицы вернулись в родн__ края. Робк__ зайка лежал под низк__ кустиком. Вдруг кругом все потемнело. Небо накрыли тучи. Посыпался легк__, бел__ снежок. К вечеру сер__ небо прояснилось. Выглянула ярк__ луна. Она осветила поля и леса. Труслив__ зайчишка по – прежнему боялся выйти из-под куста.

    Весеннее пробужд ение.

    Наступила ранн __ весна. Светл__ и прозрачн__ стал лес. Звери вылезли из своих нор. Птицы вернулись в родн__ края. Робк__ зайка лежал под низк__ кустиком. Вдруг кругом все потемнело. Небо накрыли тучи. Посыпался легк__, бел__ снежок. К вечеру сер__ небо прояснилось. Выглянула ярк__ луна. Она осветила поля и леса. Труслив__ зайчишка по – прежнему боялся выйти из-под куста.

    Конспект логопедического занятия “Род имен существительных. Согласование прилагательных с существительными.

    Логопедическое занятие предназначено для обучающихся 2-3 классов с нарушениями речи. Наданном занятии дети познакомятся с родом имен существительных и научаться согласовывать прилагательные в роде и числе.

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект логопедического занятия “Род имен существительных. Согласование прилагательных с существительными.»

    Тема. Род существительных. Согласование прилагательных с существительными.

    познакомить детей с родом существительных;

    закрепить знания детей о согласовании прилагательных с существительными в роде,числе;

    развивать навыки согласования.

    учить определять род, окончания существительных, прилагательных;

    развивать коммуникативные навыки детей.

    1.Коррекционная работа по развитию артикуляционного праксиса и мелкой моторики (Комплекс сопряженной гимнастики).

    -Сядет тот, кто от данных существительных образует притяжательные прилагательные.

    Тема нашего урока: род имён существительных. Сегодня на уроке мы будем учиться определять род имён существительных и согласовывать существительные с прилагательными.

    3.Коррекционная работа фонетическом уровне.

    Отгадать загадку, выполнить фонетический разбор слова.

    Если б не было его, не сказал бы ничего.

    4.Коррекционная работа лексическом, фонетическом уровне.

    Задание 1. Найдите лишнее слово, объясните, почему вы так считаете?

    Чёрный, пушистый, мягкий, тёплый, белая, новый.

    Какое имя сущ. Можно подобрать к этому слову.

    Задание 2.Выполнить фонетический разбор слова

    ДЕРЕВО-[ д’ э р’и в а] – 6 б., 6 зв.,3 сл..

    На доске табличка с местоимением ОНА. Логопед спрашивает:

    -Какое сейчас время года? (зима)

    –Как можно сказать по-другому? Можно сказать зимняя пора? Соотносится ли слово пора со словом ОНА?

    Слово пора записывается на доске. С помощью вопросов дети подбирают к нему нужные прилагательные.

    – Пора какая? – Зимняя. Подберите к этому слову, слово противоположное по значению – летняя. И т.д.

    -Соотносится ли по смыслу со словом пора или погода?

    (Подбираются к слову погода прилагательные)

    Прочитайте слова первого столбика, чётко произнося окончания. Что общего у всех этих слов? (-яя).

    Так же анализируются слова второго столбика. Дети подводятся к выводу, что прилагательные, которые соотносятся со словом ОНА, всегда заканчиваются –ая, -яя.

    -Подберите самостоятельно прилагательные женского рода. Запишите слова в два столбика, выделите окончания.

    – Логопед читает предложение:

    -Волк – лесной житель, зимой носит густой пушистый мех.

    Эти слова вывешиваются или записываются на доске. Затем к ним подбираются прилагательные. Далее слова снова анализируются, делается вывод: ОН (какой?)—ый, -ой, -ий.

    Задание 3.Выберите из этого предложения имена существительные (волк, житель, мех).

    -Выделяем окончания: -ый, -ой, -ий.

    Задание 5. Соотнести имена существительные с местоимениями ОН, ОНА, ОНО.

    Путь, боль, медаль, руль, даль, соль, дерево.

    -Какое слово лишнее и почему? Придумай и назови существительные среднего рода с окончаниями –Ё, -Е.

    Вывод: окончания –ое.

    А сейчас, давайте будем подбирать прилагательные к разным предметам. Посмотрим , будут прилагательные изменяться или нет.

    -Прочитайте, какая кофта. Называя только один признак и чётко произнося окончания (кофта красная, новая и т.д.)

    На какой вопрос отвечают все эти слова? (какая?) Назовите общую часть слов-признаков столбика(-ая). Можно ли сказать красный кофта? Докажите свой ответ.

    Так же анализируются остальные слова. Можно сделать вывод:

    Упражнения на расслабление:

    «Бравый солдат», «Тряпичная кукла», «Змейка», «Ухо-нос».

    6.Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

    Задание 6. Составьте словосочетания, запишите их, определите род существительных, выделите окончания прилагательных.

    ( чист… ) посуда (син…) речка (больш…) миска

    ( чист… ) полотенце (син…) небо (больш…) дело

    ( чист… ) платок (син…) носок (больш…) путь

    Задание 7.Спишите текст, согласуя прилагательные с существительными.

    (Ранний зимний серый) утро. Небо (низкий и хмурый). Падает (пушистая искристая) снег. Погода (холодное и сырое).

    – С урока выйдет тот, кто образует от существительных имена прилагательные.

    (грусть) песня – грустная песня. (радость) труд. (Ласка) слово. (Веселье) игра.

    Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе – конспект логопедического занятия

    Разработала учитель-логопед:

    Шишмакова Марина Анатольевна

    МА ДОУ “Детский сад № 203” г. Пермь

    Цели:

    1) Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа и рода.

    2) Содействовать расширению и обогащению словарного запаса учащихся.

    3) Воспитывать у детей патриотические чувства.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Логопед – Какое сегодня число, день недели, месяц?

    Дети отвечают на вопросы логопеда.

    2. Введение в тему занятия.

    Логопед – Какой праздник отвечает наша страна в феврале?

    Дети – День защитника отечества.

    Логопед – Я буду называть разные профессии, а вы постарайтесь объединить несколько профессий в одну группу.

    Логопед называет профессии:

    учитель, воспитатель, писатель, танкист;

    художник, портретист, пейзажист, летчик;

    почтальон, бухгалтер, менеджер, пограничник;

    продавец, доктор, водитель, моряк.

    Дети – Танкист, летчик, пограничник, моряк – это военные профессии, а остальные профессии мирные.

    Логопед – Люди этих профессий – наши защитники. Скажите, какими они должны быть?

    Дети – Они должны быть смелыми, храбрыми, сильными, отважными, выносливыми, надежными.

    На доске табличка:

    Логопед – Какой частью речи являются слова: танкист, пограничник, летчик, моряк, защитники?

    Дети – Это имена существительные.

    Логопед – Какого они рода?

    Дети – Они мужского рода.

    Логопед – Подберите к данным существительным прилагательные?

    Дети подбирают прилагательные к существительным.

    Логопед – С какой частью речи связаны имена существительные?

    Дети – Они связаны с именами прилагательными.

    Логопед – В каком роде употреблены имена прилагательные?

    Дети – Они тоже мужского рода.

    Логопед – А во множественном числе мы можем определить род прилагательных?

    3. Сообщение темы.

    Логопед – Мы сегодня будем наблюдать, как имена существительные и прилагательные связаны между собой и согласуются в роде и числе?

    4. Этап усвоения новых знаний.

    Логопед – Составьте предложения, используя данные словосочетания (храбрый) танкист, (зоркий) пограничник и т.п.

    Дети самостоятельно составляют предложения, затем зачитывают их в слух.

    Дети – У нашей страны надежные защитники.

    Зоркий пограничник охраняет нашу границу.

    Храбрый танкист защищает нашу Родину.

    Смелый моряк охраняет наши водные рубежи.

    Отважный летчик бороздит воздушные пространства.

    5. Словарно орфографическая работа.

    Дети разгадывают ребусы:

    Родина, победа, постовой.

    Идет работа над словарными словами, дети выделяют орфограммы, четко по слогам проговаривают слова. Записывают слова в тетрадь.

    Логопед – Слова Родина и победа – словарные их написание нужно заполнить.

    Упражнение в изменении имени прилагательного по родам и подбор имен существительных.

    Логопед – К слову Родина подберите слова синонимы?

    Дети – Отчизна, отечество.

    Логопед – К слову Родина подберите слово, обозначающее признак предмета?

    Дети – Родной, родная, родное, родные.

    Логопед – Составьте словосочетания с этими словами, подберите к прилагательным имена существительные?

    Дети – Родная – страна, сторона, улица.

    Родной – человек, язык, голос.

    Родное – слово, село.

    Родные – просторы, города, улицы.

    6. Валеологическая пауза.

    Физминутка «Самолет».

    Руки в стороны – полет

    Правое крыло в перед, (поворот через правое плечо)

    Левое крыло в перед. (поворот через левое плечо).

    Полетел наш самолет

    7. Закрепление учебного материала.

    Упражнение в правильном согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.

    Логопед – Перед вами на столах карточки со словами помощниками (он, она, оно), эти слова помогут вам правильно определить род. Каждому ученику дается карточка с текстом.

    Задание. Найдите словосочетания существительных с прилагательными, прочеркните, их укажите род существительных и прилагательных, выделите окончания прилагательных.

    Логопед подводит детей к выводу: какого рода имя существительное, такого же рода и имя прилагательное в данном словосочетании.

    Игра с мячом (превращение формы единственного числа в форму множественного числа, и на оборот).

    Сильный солдат – … Родные просторы -…

    Выносливый летчик -… Любимые страны -…

    Храбрый воин – … Надежные защитники -…

    Смелый танкист – … Боевые ордена -…

    Отважный капитан – … Славные победы -…

    Боевой командир – … Крепкие державы -…

    Дети образуют формы единственного и множественного числа.

    8. Рефлексия.

    1) Под водой железный кит, 2) На море, в реках и озерах,

    Днем и ночью кит не спит. Я плаваю, проворный, скорый.

    Днем и ночью под водой, Среди военных кораблей

    Охраняет наш покой Известен легкостью своей

    (подводная лодка) (катер)

    Дети находят сочетания прилагательных и существительных, определяют их род.

    Итог занятия.

    Логопед оценивает деятельность учащихся.

    Логопед – Над какой темой мы работали?

    Дети – Мы определяли род и число существительных и прилагательных.

    Логопед – приближается праздник, не забудьте поздравить своих пап, дедушек, братьев.

    Конспект урока по русскому языку “Согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе”

    Описание разработки

    Цель:

    Закрепить умения и навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных, согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе.

    Задачи:

    1. Образовательная: формировать навык задавать вопросы от существительного к прилагательному, проверять родовые окончания прилагательных и правильно их писать; навык правильного употребления прилагательных в устной и письменной речи.

    2. Коррекционная: развивать словесно-логическое, наглядно-образное мышление. Учить обобщать полученные знания.

    3. Воспитывающая: прививать интерес к предмету и процессу обучения.

    Тренировать волю, работоспособность, самостоятельность.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    1) − Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Вы все хорошо выглядите. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные лица. Мне нравится ваша готовность к уроку

    Момент релаксации. Звучит негромкая музыка.

    − Улыбнемся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы, повторяйте вполголоса:

    Я в школе на уроке.

    Сейчас начну учиться.

    Я радуюсь этому (Пауза).

    Внимание моё растет,

    Я, как разведчик, всё замечу.

    Память моя крепка.

    Голова мыслит ясно (Пауза).

    Я готов к работе.

    2) Проверим вашу наблюдательность и внимание. Вычеркнув повторяющиеся буквы, прочтем зашифрованный девиз нашего урока. (Дети работают).

    − Итак, девиз нашего урока: «Всё в твоих руках». (Дети рассуждают, как понимают этот девиз. Девиз помещается на доску).

    II. Введение в тему.

    (Учитель напоминает о посадке при письме).

    1) − Найдите ошибку в предложении, записанном на доске:

    Наступила долгожданное весна. (Дети находят ошибку, исправляют, объясняют).

    Сообщение темы и цели урока.

    − Сегодня мы с вами будем закреплять наши навыки и умения согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, правильно писать родовые окончания имен прилагательных.

    III. Закрепление.

    − На какие вопросы отвечает прилагательное?

    − Что обозначает прилагательное?

    − Полное определение имени прилагательного?

    − На какие вопросы отвечают прилагательные женского рода? Какие имеют окончания?

    − На какие вопросы отвечают прилагательные мужского рода? Какие окончания имеют?

    − На какие вопросы отвечают прилагательные среднего рода? Какие окончания имеют?

    − На какие вопросы отвечают прилагательные множественного числа? Какие имеют окончания?

    (на доску помещаются таблицы-опоры).

    2) Работа по учебнику русского языка. С. 7 упр 12

    Физкультминутка. «Морозы детям не беда»

    3) Словарная работа «Волшебный сундучок» (работа в парах).

    Дети достают из «Волшебного сундучка» предметы, обозначающие словарные слова:

    апельсин, конфета, печенье, шоколад, медаль.

    Задание: правильно записать слово, обозначающее этот предмет, придумать к нему прилагательное, соответствующего рода, род определить, задав вопрос; написать окончание придуманного прилагательного; составить с полученными словосочетанием предложение.

    Дети записывают слово на доске, учитель рядом прикрепляет карточку с данным словом.

    Весь материал – в документе.

    Содержимое разработки

    Тема: Согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе.

    Тип урока: Урок формирования и закрепления умений и навыков, где основное внимание уделяется практической деятельности.

    Цель: Закрепить умения и навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных, согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе.

    1. Образовательная: формировать навык задавать вопросы от существительного к прилагательному, проверять родовые окончания прилагательных и правильно их писать; навык правильного употребления прилагательных в устной и письменной речи.

    2. Коррекционная: развивать словесно-логическое, наглядно-образное мышление. Учить обобщать полученные знания.

    3. Воспитывающая: прививать интерес к предмету и процессу обучения.

    Тренировать волю, работоспособность, самостоятельность.

    Таблица-опора; карточки с родовыми окончаниями имен прилагательных; карточки с буквами для разгадывания зашифрованных слов; предметы, соответствующие словам из словарика; магнитофон; диски с музыкой для релаксации; учебник «Русский язык 8 класс» Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская; учебник «Чтение 8 класс» И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина.

    I. Организационный момент.

    1) − Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Вы все хорошо выглядите. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные лица. Мне нравится ваша готовность к уроку

    Момент релаксации. Звучит негромкая музыка.

    − Улыбнемся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы, повторяйте вполголоса:

    Я в школе на уроке.

    Сейчас начну учиться.

    Я радуюсь этому (Пауза).

    Внимание моё растет,

    Я, как разведчик, всё замечу.

    Память моя крепка.

    Голова мыслит ясно (Пауза).

    Я готов к работе.

    2) Проверим вашу наблюдательность и внимание. Вычеркнув повторяющиеся буквы, прочтем зашифрованный девиз нашего урока. (Дети работают).

    − Итак, девиз нашего урока: «Всё в твоих руках». (Дети рассуждают, как понимают этот девиз. Девиз помещается на доску).

    II. Введение в тему.

    (Учитель напоминает о посадке при письме).

    1) − Найдите ошибку в предложении, записанном на доске:

    Наступила долгожданное весна. (Дети находят ошибку, исправляют, объясняют).

    Сообщение темы и цели урока.

    − Сегодня мы с вами будем закреплять наши навыки и умения согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, правильно писать родовые окончания имен прилагательных.

    − На какие вопросы отвечает прилагательное?

    − Что обозначает прилагательное?

    − Полное определение имени прилагательного?

    − На какие вопросы отвечают прилагательные женского рода? Какие имеют окончания?

    − На какие вопросы отвечают прилагательные мужского рода? Какие окончания имеют?

    − На какие вопросы отвечают прилагательные среднего рода? Какие окончания имеют?

    − На какие вопросы отвечают прилагательные множественного числа? Какие имеют окончания?

    (на доску помещаются таблицы-опоры).

    2) Работа по учебнику русского языка. С. 7 упр 12

    Физкультминутка. « Морозы детям не беда»

    3) Словарная работа «Волшебный сундучок» (работа в парах).

    Дети достают из «Волшебного сундучка» предметы, обозначающие словарные слова:

    апельсин, конфета, печенье, шоколад, медаль.

    Задание: правильно записать слово, обозначающее этот предмет, придумать к нему прилагательное, соответствующего рода, род определить, задав вопрос; написать окончание придуманного прилагательного; составить с полученными словосочетанием предложение.

    Дети записывают слово на доске, учитель рядом прикрепляет карточку с данным словом.

    4) − Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью имен прилагательных (ненастный, пасмурный, хмурый, скучный, тоскливый, печальный, светлый, солнечный, прекрасный).

    − Да, на дворе чудесная пора. А какая, вы скажете, отгадав загадки:

    Тает снежок, ожил лужок,

    Когда это бывает? (Весной)

    − Назовите весенние месяцы по порядку следования. Сколько их? Запишите их на доске. Образуйте от них однокоренные прилагательные.

    − Разберите слова по составу. С помощью какой части слова вы образовали прилагательные (с помощью суффикса).

    Гимнастика для глаз.

    5) − Составьте предложение из слов (записаны на доске):

    В, ребята, денёк, собрались, апрельский, солнечный, экскурсию, в парк, на.

    − Выполните грамматический разбор предложения.

    6) − О каком времени года мы сегодня говорим? (о весне).

    − Откройте учебник «Чтение» (стр. 158). Найдите в стихотворении «Жаворонок» В. Жуковского словосочетания прилагательного с существительным, определите число и род прилагательного, запишите.

    IV. Домашнее задание.

    1) − Придумать два предложения на тему «Весна», в которых были бы словосочетания прилагательных с существительными. Определить число и род прилагательных.

    1) Итак, мы сегодня закрепляли свои знания, умения и навыки в правописании родовых окончаний имен прилагательных, в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Это нелегко, но … «Всё в твоих руках».

    Под таким девизом прошел наш урок.

    А теперь послушайте притчу:

    Жил один очень хороший учитель. И у него были замечательные ученики. Однажды один ученик решил проверить, всё ли знает его учитель. Он

    пошел на луг, поймал бабочку, зажал ее между ладонями и спрашивает учителя: «Скажите, учитель, у меня в руках живая или мертвая бабочка?». Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал: «Всё в твоих руках!».

    − Ребята, скажите, как поступил ученик?

    − Он выпустил бабочку.

    (учитель разжимает ладони, достает из них бабочку и помещает ее на магните рядом с девизом).

    − Вот и я хочу, чтобы вы верили, что овладеть грамотным письмом возможно. Это в ваших руках!

    − Давайте обсудим, как мы с вами работали на уроке.

    а) Какое задание было самым легким?

    Какое задание было самым трудным?

    Какое задание было самым интересным?

    б) Закончи предложение:

    − Мне сегодня на уроке удалось …

    − Я и не подозревал …

    − Мне стало понятно …

    − А у меня сегодня не получилось …

    в) Кто у нас давал самые точные ответы и проявил самые лучшие знания? (вручаем бейджики «Знаток русского языка»).

    Кто очень-очень старался и был молодцом? (вручаем бейджики

    Ссылка на основную публикацию