Логопедическое заключение ОНР 4 уровня

Уровни общего недоразвития речи у детей: ОНР 1, 2, 3, 4

Состояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.

Отличительные признаки ОНР:

  1. Наличие проблем как с произношением звуков, так и с навыками связной экспрессивной речи, овладением правилами грамматического строя и бедным активным словарем.
  2. Слух не нарушен. Обязательна проверка специалиста.
  3. Первичный интеллект в норме. То есть ребенок при рождении не имеет диагноза «умственная отсталость» и т. п. Однако стоит иметь в виду, что длительное не корректирующееся ОНР может привести и к отставанию в психическом развитии.

Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.

Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».

В чем проявляется:

  1. Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка — это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
  2. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
  3. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
  4. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
  5. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

На что обратить внимание:

  1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
  2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
  3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
  4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
  5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
  6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
  7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
  8. Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
  9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

  1. Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
  2. Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
  3. Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
  4. Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
  5. Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
  6. Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
  7. Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму.
  8. Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
  9. Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.

Общее недоразвитие речи 4 уровня

Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.

  1. Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
  2. Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов — например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
  3. Еще характерная ошибка — неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
  4. Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
  5. Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).

Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.

Логопедическое заключение ОНР 4 уровня

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: В этой статье мы поговорим об ОНР 4 уровня: характеристике и признаках нарушения, кто выделил 4 уровень ОНР и как его откорректировать.

Статья:

Общее недоразвитие речи 4 уровня — самая легкая форма нарушения. Языковые компоненты практически соответствуют норме, у ребенка хороший словарный запас и связная речь — этого достаточно для общения. Тем не менее, в школе он все равно может испытывать трудности при обучении чтению, письму. Чтобы маленький школьник хорошо учился, нужно довести его речевые навыки до полного соответствия норме.

В этой статье мы поговорим об ОНР 4 уровня: характеристике и признаках нарушения, кто выделил 4 уровень ОНР и как его откорректировать.

ОНР 4 уровня: характеристика нарушения

Изначально было принято разделение ОНР на 3 группы — от 1-ой до 3-ей. Однако в 2001 году профессор, логопед-дефектолог Филичева Т.Б. включила в классификацию еще одну степень ОНР — четвертую.

В целом ребенок четвертого уровня ОНР типа говорит правильно, но все же некоторые ошибки и сложности встречаются. Вот его признаки:

  1. Дети говорят недостаточно четко и выразительно, «хромает» артикуляция;
  2. Трудности вызывает разделение шипящих, вибрантов, то есть дрожащих согласных, и аффрикат («ч» = «ть» + «щ», «ц» = «т» + «с»);
  3. Могут заменять или переставлять местами звуки, пропускать слоги. Например, вместо слова «молоток» сказать «моток». Но в большей мере это касается слов со сложной слоговой структурой и звуковой наполненностью;
  4. Недостаточно понимают значения слов, которые обозначают признаки предметов. Например, могут сказать «мальчик длинный» вместо «мальчик высокий»;
  5. Неправильно составляют новые слова с помощью суффиксов. Например, вместо «платьице» скажут «платенько»;
  6. Ошибаются при согласовании существительных с прилагательными (например, «пишу красным ручком»), неправильно применяют существительные во множественном числе родительного или именительного падежей (например, «в зоопарке видел много птицев и зверев»);
  7. Не понимают значения слов, которые не используются в повседневной жизни;
  8. Неправильно трактуют пословицы, подбирают антонимы и синонимы;
  9. При пересказе или составлении рассказа детки путают последовательность событий, не могут выделить в сюжете главную и второстепенные линии, повторяют одно и то же.

Перечисленные ошибки встречаются не всегда. Отклонения настолько малозаметны, что выявить их можно только целенаправленно при обследовании у логопеда-дефектолога. Но сделать это нужно обязательно, чтобы в дальнейшем у первоклассника не возникло трудностей с обучением.

Характеристика детей с ОНР 4 типа

У деток хороший словарный запас, хотя преимущественно он состоит из слов общего употребления. Поэтому значение редких слов им, как правило, неизвестно.

У них связная речь, хоть и несколько смазанная и нечеткая. Они развернуто отвечают на вопросы, выражают свои мысли. Но речь своеобразная. Если попросить малыша пересказать рассказ, он будет акцентировать внимание на неважных деталях и упускать важные; а при повествовании на свободную тему будет выбирать простые слова и несложные предложения.

Имеется критичность к речи, то есть ребенок может понять, что допустил ошибку. Если предложить ему 2 варианта, он выберет верный.

У деток с ОНР 4 типа хорошо поставлены звуки, они правильно выговаривают их. Но им не хватает четкости, поэтому необходимо поработать над артикуляцией.

Малыши пропускают или заменяют союзы. Например, могут сказать: «Папа сказал я шел домой» (пропущен союз «чтобы»), «Я побежала, куда сидела кошка» («куда» вместо «где»).

В предложениях встречается инверсия. Например, дошкольник с ОНР 4 ур скажет: «Увидели долго искали которого котенка» вместо «Увидели котенка, которого долго искали».

Еще у деток с ОНР 4 уровня характеристика такая: им пока тяжело планировать свое повествование.

4-й уровень речевого развития как самостоятельный диагноз ставят редко. Как правило, на него выходят дети после коррекционной работы у логопеда-дефектолога, которым ранее диагностировали 3 степень ОНР. Главная характеристика детей с ОНР 4 уровня — практически полное соответствие возрастной норме по речевому развитию и готовность к школе. Еще немного коррекционной работы — и детки полностью преодолеют все барьеры и без труда начнут учиться писать и читать.

Причины ОНР IV уровня

Есть 2 группы факторов, которые могут привести 4-му уровню речевого развития — биологические и социальные.

Биологические включают органические причины. К ним относят особенности развития центральной нервной системы и органов речи. На овладение речевыми навыками влияет внутриутробное развитие плода. Вредные привычки беременной женщины, стрессы, фетоплацентарная недостаточность, токсикоз, внутриутробные инфекции, асфиксия и гипоксия плода, осложненные роды (тяжелые, стремительные, затяжные) — все это влияет на развитие младенца после рождения.

Огромное значение имеют и события первого года жизни грудничка: слабое здоровье, перенесенные нейроинфекции, поствакцинальные осложнения, черепно-мозговые травмы — вот основные причины общего недоразвития речи 4 уровня. В зоне риска младенцы, которые поздно начали гулить, лепетать, сказали первое слово или овладели фразовой речью — это указывает на возможную задержку речевого развития.

Социальные — это средовые факторы. Сюда входит речевое окружение малыша, отношение к нему, воспитание. Плохо, если родители не занимаются с чадом, не разговаривают с ним, не играют. Но не меньший вред приносят ему родственники, которые сюсюкают, используют уменьшительно-ласкательные или «детские» слова («биби», «кака», «красненький», «тарелочка»). Это все только затрудняет овладение родным языком. В зоне риска и дети-билингвы, в семьях которых говорят на двух языках или на «суржике».

Неблагоприятная обстановка в семье, эмоциональное напряжение или отверженность, дефицит общения и отсутствие контакта с родителями тоже могут стать причиной ОНР 4 ур.

Методы диагностики ОНР 4 степени

Сначала маленького пациента осматривает педиатр и собирает общую информацию о состоянии здоровья, а затем направляет его к узким специалистам — психологу, неврологу, отоларингологу, логопеду, психиатру:

  1. Психолог оценивает психоэмоциональное состояние малыша, развитие личностной сферы, памяти, мышления, внимания;
  2. Отоларинголог исключает нарушение остроты слуха;
  3. Психиатр оценивает психическое здоровье пациента и исключает заболевания, которые сопровождаются речевыми нарушениями, например аутизм;
  4. Невролог оценивает неврологический статус малыша, выявляет причины нарушения, при необходимости направляет его на аппаратную диагностику (МРТ головного мозга, ЭЭГ, например). Он же пишет заключение онр 4 типа;
  5. Логопед оценивает сформированность речевых компонентов. Он использует материалы разной тематики и сложности, адаптированные под возраст пациента. Это могут быть картинки, тексты, аудиозаписи. Также специалист опирается на результаты осмотров других врачей, собирает информацию о речевом развитии малыша у родителей.

Диагностика устной речи при ОНР 4 степени

Цель — оценить сформированность всех языковых компонентов.

Первый — связность речи. Логопед просит малыша составить рассказ по картинке или пересказать услышанное. У дошкольников должна быть последовательная связная речь.

Второй — грамматические процессы. Врач оценивает, насколько дитя может составлять новые слова, согласовывать их в предложениях и выстраивать фразы.

Третий — звуковой компонент. Логопед оценивает, насколько правильно и четко произносит малыш звуки, насколько развита слоговая структура и звуконаполняемость слов.

Четвертый — слухоречевая память. Для полного овладения речевыми навыками этот процесс должен быть полноценно развит.

После заключения ОНР 4 степени специалист разрабатывает план логопедической работы.

Коррекционная программа при ОНР IV уровня

Оптимальный возраст для начала коррекции речи у деток с ОНР 4 ур — 6 лет. К моменту поступления в школу логопед успеет откорректировать речевые навыки и подготовит будущего школьника к обучению письму и чтению в первом классе. Именно такие цели и преследует коррекционная работа.

Занятия составляются таким образом, чтобы развивать все языковые звенья.

Во-первых, вывести на новый уровень фонематические процессы и звукопроизношение. Сначала логопед работает над артикуляцией, потом учит различать звуки на слух, произносить их с опорой на акустику и артикуляцию. Особое внимание уделяется во время занятий словам со сложной слоговой структурой и стечением согласных, а также звуко-буквенному анализу. Это пригодится впоследствии при обучении чтению. Занятия включают логопедический массаж и артикуляционную гимнастику.

Во-вторых, расширить словарный запас. Важно наполнить словарь и новыми общеупотребительными словами и теми, которые используются реже. Логопед учит подбирать омонимы, синонимы, антонимы, составлять новые слова с помощью приставок и суффиксов. Объясняет ученикам смысл поговорок и пословиц, переносный смысл слов.

Читайте также:  Развитие фонематических процессов посредством игровых образов

В-третьих, сформировать грамматический строй языка. Уделяется вниманием родам, числам, падежам. Деток учат понимать интонацию и определять по ней вопросительные и повествовательные предложения. Они учатся правильно задавать вопросы и развернуто отвечать на них, изучают предлоги.

В-четвертых, совершенствовать связную устную речь. Детки учатся строить и использовать сложные предложения в повседневном общении. На уроках они пересказывают или составляют рассказы по картинкам – учатся полностью раскрывать тему, вычленять главное и второстепенное, использовать прямую речь, говорить выразительно и четко.

В-пятых, подготовить дошкольников к обучению письму и чтению. Это необходимо для закрепления навыков устной речи. Главная цель — подготовить руку к письму, познакомить с буквами, научить складывать из них слова. На уроках детки работают с разрезной азбукой.

Выводы

ОНР 4-го типа не мешает деткам общаться. Тем не менее, станет проблемой, когда придет время учиться читать и писать. Чтобы у школьника не возникло таких проблем, необходимо откорректировать и устранить пробелы.

Чем раньше вы их выявите, тем лучше. Если вы замечаете ошибки в устной речи дочки или сына или же у него в анамнезе имеется диагноз ОНР, обязательно нужно довести уровень речевого развития до возрастной нормы.

ОНР 4 уровня

Общее недоразвитие речи 4 уровня – это незначительная, остаточная несформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов. Все пробелы в развитии языковых компонентов выражены в нерезкой форме: страдает правильное воспроизведение слогового образа сложных слов, артикуляция звуков, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, связная речь. Выявить данную степень ОНР можно лишь в процессе углубленного логопедического обследования. Задачи коррекционного обучения включают совершенствование всех сторон речи с целью подготовки ребенка к успешному обучению в школе.

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Симптомы ОНР 4 уровня
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Коррекция ОНР 4 уровня
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

ОНР 4 уровня – относительно легкая степень языковой недостаточности. Четвертый уровень был подробно охарактеризован в 2001 г. профессором, д.п.н., логопедом-дефектологом Т.Б. Филичевой в дополнение к ранее описанным трем уровням речевого развития. Выделение этой категории ОНР обусловлено многолетними наблюдениями автора за детьми с нарушениями речи, имеющими недостаточную готовность к усвоению программы по чтению и письму. На момент поступления в школу у них остаются пробелы в формировании всех средств языка, что требует дополнительной логопедической коррекции. 4-ый уровень ОНР обычно диагностируется у детей 5,5-6 лет.

Причины

Нерезко выраженные, остаточные признаки речевой недостаточности возникают как вследствие органических (биологических), так и социально-педагогических (средовых) причин. Эти факторы могут воздействовать изолированно или в совокупности друг с другом. Биологические предпосылки включают особенности развития ЦНС и речевых органов, наследственность, состояния общего здоровья; социально-педагогические – речевое окружение, воспитание в семье.

  • Органические факторы. В перинатальном анамнезе детей с 4-м уровнем речевого развития имеют место нарушения ЦНС, вызванные гестозами, фетоплацентарной недостаточностью, внутриутробными инфекциями и интоксикациями, осложнениями родов. В раннем детстве нередко возникают нейроинфекции, черепно-мозговые травмы. О нарушении речевого развития может сигнализировать позднее появление доречевых реакций (гуления, лепета), первых слов и фразовой речи. Такие дети могут иметь различные «речевые диагнозы»: ЗРР, стертая дизартрия, открытая ринолалия, заикание.
  • Средовые факторы. Речевое недоразвитие отмечается у детей, растущих в условиях эмоциональной отверженности и социальной депривации. Недостаток общения, госпитализм, билингвизм, педагогическая запущенность обусловливают отставание в развитии всех компонентов речи. В некоторых случаях (например, при двуязычии) у ребенка может первично диагностироваться ОНР 4 уровня, поскольку в таких условиях нарушается нормативное усвоение системы родного языка. Однако чаще 4-ый уровень является следствием перехода с более низкого, 3-го уровня языкового развития в результате логопедических занятий по коррекции ОНР.

Патогенез

Для нормального становления речи ребенка необходимы следующие условия: отсутствие патологии ЦНС, органов слуха и речи; нахождение среди говорящих людей; сформированность механизма подражания. Вначале ребенок слышит и научается понимать речь окружающих, затем, по мере достижения речевыми центрами определенного уровня зрелости, на основе подражания он начинает повторять слова вслед за взрослыми. Постепенно, в результате многократных тренировок речевые навыки улучшаются, и ребенок овладевает речью. К 5 годам полностью усваивается фонетическая, а к 6 годам – лексико-грамматическая база речи.

При нарушении одного или нескольких условий нормальный речевой онтогенез протекает с теми или иными (темповыми, количественными, качественными) отклонениями в формировании лексики и грамматики, звукоразличения и звуковоспроизведения, связного высказывания. При тяжелых повреждениях головного мозга, невозможности или низкой степени самостоятельной речевой продукции возникает ОНР 1 или ОНР 2 уровня. Если неблагоприятное влияние биологических и социальных причин выражено незначительно или уже компенсировано предшествующей логопедической коррекцией, то и признаки общего недоразвития речи также проявляются в негрубой форме. В этом случае говорят об ОНР 3 или 4 уровня.

Симптомы ОНР 4 уровня

В целом устная речь близка к норме, отклонения в сформированности языковых компонентов незначительные. На первый план может выходить смазанность, невыразительность речи, обусловленные нечеткой артикуляцией или иннервационной недостаточностью. При более детальном и тщательном обследовании выявляются остаточные признаки общего речевого неблагополучия. Так, при звукопроизношении чаще всего страдает дифференциация вибрантов, шипящих, аффрикат (Р-Р’, Ч-Щ, Ш-Щ, Ц-С). Отсутствие и грубое искажение фонем нехарактерно. Нарушения слоговой последовательности касаются слов со сложной звуконаполняемостью: могут наблюдаться пропуски, повторы, перестановки, сокращения звуков и слогов. Все это свидетельствует о фонетико-фонематическом недоразвитии.

Признаками несовершенства лексических средств языка служат неточно понимание значения малознакомых слов, не входящих в обиходный словарь («кактус», «пограничник», «ступня»), смешение некоторых понятий («высокий» – «длинный», «овальный» – «круглый», «нарисовать» – «раскрасить»). Дети неправильно трактуют пословицы и фразеологизмы, подбирают синонимы и антонимы. Остаются ошибки в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных или увеличительных суффиксов, притяжательных и относительных прилагательных, приставочных глаголов и др.

В грамматическом плане обнаруживаются нарушения согласования существительных с числительными и прилагательными, неправильное образование множественного числа, неточное употребление сложных предлогов. Лексико-грамматические ошибки непостоянны: если ребенку предложить выбрать между верным и неверным ответом, то выбор делается в пользу правильного варианта. При рассказе и пересказе текста дети с ОНР 4 уровня обычно нарушают последовательность повествования, затрудняются в выделении главного и второстепенного в сюжете, несколько раз повторяют отдельные эпизоды.

Осложнения

Основная опасность ОНР любой степени, даже легкой – это сложности в овладении ребенком чтением и письмом. Следствием этого становятся специфические расстройства школьных навыков: нарушения письма (дисграфия, дизорфография) и чтения (дислексия), учебная неуспеваемость по родному языку. Своеобразию речевого развития часто сопутствует дефицит внимания, нарушение памяти, снижение познавательной активности. Если педагоги не понимают истинных причин неуспеваемости, на ребенке ставится печать «двоечника», «второгодника», «неудачника». Речевые проблемы тормозят интеллектуальное развитие детей, вносят дисгармонию в психическую сферу, формируют невротические черты личности, речевой негативизм, поэтому требуют своевременного решения.

Диагностика

Схема обследования ребенка с ОНР 4 уровня в целом не отличается от таковой при других уровнях недоразвития речи. С учетом возраста ребенка и его речевых возможностей может различаться предъявляемый материал (по объему, тематике, сложности). Программа логопедической диагностики складывается из анализа анамнестических данных, результатов обследования устной (у дошкольников) и письменной (у школьников) речи. При сборе сведений учитываются условия течения беременности и родов у матери, раннее развитие ребенка, заключения педиатра, детского психолога и детского невролога, специалиста-логопеда (при ранее проводимой коррекции). В речевой карте ребенка с ОНР должны быть отражены данные обследования следующих компонентов:

  • Владение связной речью. Проверяется способность ребенка к пересказу, составлению рассказа на заданную тему, по картинке или серии иллюстраций. Оценивается умение планировать высказывание, пользоваться разными типами предложений, точно передавать сюжет, давать развернутые ответы на вопросы.
  • Лексический запас. Предъявляются задания на обобщение, категоризацию предметов по признаку, подбор слов-антонимов и синонимов, объяснение переносного значения слова или фразы. Для выявления лексических пробелов рекомендуется использовать материал, редко употребляемый в речевой практике.
  • Сформированность грамматических навыков. Изучается понимание предлогов, умение изменять слова по числам и падежам, образовывать слова суффиксальным и приставочным способом, согласовывать существительные с прилагательными и числительными.
  • Состояние фонетических и фонематических функций. Для анализа этой стороны речи проводится обследование артикуляционной моторики, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического слуха. Важнейший этап – оценка навыков звукового анализа и синтеза как основы успешного освоения грамоты.

Обследование письменной речи осуществляется у младших школьников, начиная со 2-го класса. При анализе письменных работ и навыков чтения выясняются типичные ошибки, делается вывод об их связи с общим речевым недоразвитием, устанавливается вид дисграфии и дислексии. 4-й уровень ОНР дифференцируют с ФФН, ОНР 3 уровня, тугоухостью у ребенка, ЗПР.

Коррекция ОНР 4 уровня

Главной целью коррекционной работы является устранение пробелов в формировании языковых функций и подготовка ребенка к школьному обучению. Дети с четвертым уровнем речевого развития с 6 лет поступают в логопедическую работу, где с ними проводятся систематические логопедические занятия по следующим направлениям:

  • Совершенствование произносительных навыков и фонематических процессов. Первоочередной задачей является развитие слуховых дифференцировок фонем и их произношения с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Отрабатывается правильное воспроизведение многосложных слов и слов со стечением согласных. Ведется работа над звуко-буквенным анализом. В качестве вспомогательных методов используется артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.
  • Расширение словарного запаса. Подразумевает не только наращивание бытового словаря, но и уточнение значений новых слов. Параллельно ведется обучение словообразованию с помощью суффиксов и приставок, подбору синонимов, омонимов, антонимов, родственных слов. Ребенку разъясняют переносное значение слов и оборотов речи.
  • Формирование грамматического строя языка. Закрепляются навыки изменения слов по падежам, числам и родам. С помощью правильного интонирования дети учатся различать повествовательные и вопросительные предложения. Отрабатываются умения задавать вопросы и отвечать на них полным предложением. Изучаются предлоги, передающие пространственные и временные отношения.
  • Обучение связной речи. Детей обучают строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и использовать их в устной речи. При работе над связным рассказыванием предъявляются требования к раскрытию темы, соблюдению последовательности повествования, использованию прямой речи и выразительных средств. Навыки закрепляются в различных коммуникативных ситуациях.
  • Овладение элементами чтения и письма. С целью закрепления приобретенных речевых умений детей с ОНР 4 уровня начинают обучать основам грамоты. Осуществляется подготовка руки к письму. Детей знакомят с буквами алфавита, учат складывать слова из букв разрезной азбуки. Проводится анализ предложений с использованием графических схем.

Прогноз и профилактика

Речевой прогноз при ОНР 4 уровня благоприятный. После завершения курса коррекционного обучения дети догоняют сверстников, идут в массовую школу и успешно усваивают программу по родной речи. Во избежание учебных трудностей в начальных классах такие ученики должны находиться на учете у школьного логопеда. Игнорирование речевых проблем чревато нарушениями письменной речи. Профилактическая работа заключается в создании условий для благоприятного физического и психического развития ребенка. Залогом успешной коррекции речевых проблем является их раннее выявление и немедленное начало логотерапии.

Общее недоразвитие речи 4 уровня

По статистике, на долю общего недоразвития речи (ОНР) приходится 40% от всех дисфункций речевой деятельности. Чаще диагноз ставят детям, начавшим говорить с опозданием, – от 2-х до 3-х лет. 4 уровень ОНР характеризуется незначительными лексическими ошибками, неправильной морфологией и синтаксисом предложений. Родители могут даже не обратить внимание на пробелы в функции языкового аппарата.

  • Описание
  • Этиология и патогенез
  • Диагностика
  • Коррекция состояния
  • Рекомендации

При обнаружении патологии логопедом в детском саду ребенку рекомендовано исправление недоразвития речи. Задача специалиста заключается в коррекции патологического отклонения в частных и домашних условиях. Своевременная диагностика и лечение предотвращают появление комплексов и трудностей в общении с другими детьми. Общий прогноз нарушения речевой функции 4 степени положительный.

Описание

На устранении дисфункций речевого аппарата, а также предупреждении их развития специализируется логопедия. ОНР 4 уровня диагностируют на основании недостаточного словарного запаса, сложностей с подбором антонимов. Ребенок не умеет склонять по падежам словосочетания для связывания их по смыслу. Особенно, это касается родительного и винительного. Но если предложить выбрать из двух вариантов, он сделает это правильно.

Подробно описала 4 уровень речевого развития профессор Филичева Т.Б., защитившая докторскую диссертацию по педагогике. Характеристика 4 уровня ОНР выглядит следующим образом:

  • речь нечеткая, у ребенка возникают трудности с произношением Л, Щ, Р, Ц, С; он сознательно пропускает их или слоги с ними, чтобы облегчить себе задачу (например, молоток – моток);
  • также отмечается произвольная перестановка слогов (велосипедист − весилопедист, динозавр − дизинавр);
  • неумение правильно использовать прилагательные для характеристики признаков (толстый − худой, добрый − злой);
  • добавление ненужных звуков (пояс – пояст, груша – игруша);
  • особое затруднение при проговаривании суффиксов (собачий − собаковый);
  • нарушение грамматики при составлении предложений (ходили за хлебам в магазины).

Также малышу сложно согласовывать между собой существительные с числительными. Пересказывая текст, он путает главные события со второстепенными. Неумение использовать сложные предлоги и конструкции речи приводит к образованию большого количества повторов. Описание по картинке тоже осуществляется с нарушением логической последовательности.

Общее впечатление при общении с детьми ОНР 4 уровня заключается в том, что говорят они медленно и бессвязно, как бы нехотя и кратко. Их неумение использовать антонимы и характеризовать предметы по признакам может выглядеть так, что они не понимают разницы между понятиями овальный и круглый, мяч и клубок и т. д. Также они не воспринимают дифференциацию на мужской и женский род. Сложнее всего даются прилагательные и существительные с уменьшительными суффиксами.

Этиология и патогенез

Причины, способствующие развитию отклонения, подразделяются на биологические, социальные и смешанного характера. Повреждение участка коры может произойти до и после родов. К факторам риска относятся:

  • инфекционные заболевания во время беременности;
  • токсикоз;
  • резус-конфликт матери и ребенка;
  • кислородное голодание;
  • желтушка новорожденных.

Также к нарушениям речевого развития могут привести травмы головного мозга, эпилепсия и энцефалопатия. Относительным образом может повлиять и генетическая наследственность. В зависимости от причин развития заболевание может характеризоваться неврологическими симптомами.

Дети с ОНР 4 степени с трудом ведут диалог, хотя и понимают речь, поэтому они малообщительны. Из-за рассеянного внимания у них слабое логическое мышление, им трудно запомнить последовательность действий. Нарушения речи могут вызывать психические отклонения: у ребенка повышается тревожность, он впадает в агрессию. В связи с этим ему проще находиться в одиночестве, чем общаться со сверстниками.

Отдельно следует обратить внимание на влияние обстановки в семье и ближайшего окружения на формирование артикуляционного аппарата. При этом отсутствуют органические повреждения головного мозга.

Не только недостаток внимания, отсутствие общения с ребенком могут вызвать подобное отклонение. Гиперопека также отрицательно влияет на тренировку речи, малыш не успевает сформулировать просьбу, все его желания предугадываются.

Диагностика

Для постановки диагноза требуется осмотр педиатра и детского невролога. Необходима дифференциация с другими отклонениями в речевом развитии: алалией, ринолалией, аутизмом, дизартрией, органическими поражениями мозга и детским церебральным параличом.

Серия картинок для составления рассказа

В ходе комплексного обследования ребенка консультирует логопед. С помощью специальных логопедических методов оценивают связную речь при пересказе, грамматику, словарный запас, амплитуду движений артикуляционного аппарата, особенности произношения звуков. Проверяют способность выделять и воспроизводить образы. В заключении педагог указывает информацию о типе ОНР, его клинические симптомы.

Коррекция состояния

Чтобы достичь нормального уровня развития речи, способности к усвоению школьного материала, адаптировать ребенка к социуму, посещению ДОУ используют комплексный подход. Схема коррекции детей с ОНР 4 включает следующие занятия:

  • нормализацию воспроизведения губных звуков;
  • тренировку сочетания нескольких согласных подряд;
  • генерацию звуков;
  • повышение грамотности речи и письма.

В процессе коррекционной работы используют дидактические карточки с буквами, из которых складывают слова, короткие предложения. В игровой форме дети обучаются с помощью заданий «Поле чудес», «Волшебное дерево», заполняя пустые поля, решая ребусы.

Методики основаны на расширении словарного запаса, изучении понятия антонимов, умении обозначать признаки предметов. Постепенно ребенка учат использовать сложные приставки и суффиксы. Кроме того, логопед занимается коррекцией грамматики речи.

Читайте также:  Консультация для родителей и педагогов подготовительной группы по обучению детей грамоте

Прогноз при ОНР 4 степени положительный, поскольку отсутствует грубое нарушение фонематического восприятия. На занятиях отрабатывают связную речь, закономерности языка.

Рекомендации

Опыт, накопленный логопедами, свидетельствует о том, что необходимо улучшать речевое развитие, для этого детям требуется мотивация. Несмотря на то что лексические и грамматические ошибки несущественны, впоследствии у ребенка наблюдаются сложности с процессом обучения. По сравнению со сверстниками он слабее запоминает новый материал, не усваивает грамматические правила. Чтобы избавиться от замкнутости и стеснительности, ребенка погружают в социальные ситуации с помощью игр. Их сложность увеличивают постепенно, индивидуально в отношении каждого пациента.

Адаптированная рабочая программа по ФФНР для детей 5–7 лет

Светлана Бугакова
Адаптированная рабочая программа по ФФНР для детей 5–7 лет

1. Пояснительная записка.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др., а также практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФН в среду нормально развивающихся сверстников.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

-заменой звуков более простыми по артикуляции;

-трудностями различения звуков;

-особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детейнередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

После обследования перед логопедом встает задача — воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью как традиционных, так и специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

В основе создания этой программы был использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства образования РФ, в частности, «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

Согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», СанПиНа2.4.1.2660-10, утверждённого Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 №91, учтены требования к организации режима дня и учебных занятий. Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиНами (п. 2.12.7).В соответствии СанПиНами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.

В процессе коррекционного обучения детейлогопатов решаются следующие задачи:

– раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

– преодоление недостатков в речевом развитии;

– воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового во приятия;

– развитие фонематического восприятия;

– развитие анализа и синтеза звукового состава речи;

– овладение элементами грамоты, подготовка к обучению грамоте;

– расширение и активизация словаря;

– воспитание связной, грамматически правильно оформленной речи.

– формирование навыков учебной деятельности;

– осуществление взаимодействия в работе с родителями воспитанников,

сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

Направления коррекционно-развивающей работы:

– формирование полноценных произносительных навыков;

– развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

– развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

– обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

– воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

– развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

– формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

2. Формы, методы и способы организации образовательной деятельности

Форма организации обучения – групповая, подгрупповая и индивидуальная.

Для подгрупповых и групповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, от 2 до 5 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста. Основная цель подгрупповых и групповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Продолжительность индивидуальных занятий 10 минут – 2 раза в неделю. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.На данных занятиях дошкольник овладевает правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка (приложение).

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

3. Планируемые результаты освоения программы

В итоге логопедической работы дети 5-6 лет должны:

• правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

• четко дифференцировать все изученные звуки;

• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

• находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

• различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

• овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.

В итоге проведенной логопедической работыдети 6-7 лет должны научиться:

• правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

• четко дифференцировать все изученные звуки;

• различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

• производить элементарный звуковой анализ и синтез;

• читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

• отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

• выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания.

4. Мониторинг эффективности коррекционно – развивающего процесса.

Мониторинг речевого развития детей, зачисленных на логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября.

1. Выявить детей, имеющих нарушения речи.

2. Зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений.

3. Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему ком-поненты:

1. Фонематическое восприятие

2. Артикуляционная моторика

4. Сформированность звуко-слоговой структуры слова

5. Навыки языкового анализа

6. Грамматический строй речи

7. Навыки словообразования

Данные обследования фиксируются в журнале «Первичного обследования».

По результатам обследования логопед составляет «Фонетический лист группы». (Приложение). Вносит данные о выявленных детях с нарушениями речи в журнал «учета детей нуждающихся в логопедической помощи. На зачисленных детей заполняет речевую карту и план работы (Приложение).

5. Материально-техническое обеспечение программы.

• Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.

• Комплект зондов для постановки звуков.

• Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

• Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.

• Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)

• Логопедический альбом для обследования речи.

• Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

«Алгоритмы» составления описательных рассказов.

• Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.

• Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.

• Предметные картинки по лексическим темам.

• Игры для совершенствования грамматического строя речи.

• Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.

• Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического восприятия.

• Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).

6. Содержание логопедической работы.

Работастроится по следующей схеме:

1-е две недели сентября – обследование детей ДОУ. с 3 до 7 лет, третья неделя сентября –

обследование детей, зачисленных протоколом ПМПк в логопункт ДОУ, заполнение речевых карт, оформление документации.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФНР6-го года жизни разделено на 3 периода обучения:

I период – последняя неделя сентября – октябрь – ноябрь 9 недель, 18 занятий – 2 занятия в неделю, 7 час. 30 мин.

II период – декабрь – февраль 11 недель, 22 занятия – 2 занятия в неделю, 9 час.

III период – март – май 10 недель, 20 занятий – 2 занятия в неделю, 8 час.

Звукопроизношение + связная речь. Всего 60 занятий в год – 24 час. 30 мин.

С 15 мая – повторение пройденного материала.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФНР 7 года жизни разделено на 2

I период – октябрь – декабрь. 13 недель, 26 занятий – 2 занятия в неделю,13 час.

II период – январь – май, 17 недель, 34 занятия – 2 занятия в неделю, 17 час.

Звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь. Всего 60 занятий – в год 30 час. С 15мая – повторение пройденного материала.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, согласно перспективному планированию.

Адаптированная индивидуальная коррекционно-развивающая программа обучения дошкольника 4–5 лет с нарушением слуха. Пояснительная записка. Срок реализации программы:1 год Объём программы: 70 часов 25 мин. Актуальность программы. Программа построена с учетом.

Адаптированная программа для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) Принята на заседании Утверждена Педагогического Совета И. О. Заведующей МБДОУ Протокол № 1 от «15» 09. 2017 г. «ЦРР-Д/С №70».

Адаптированная рабочая программа по логопедии 1–7 классы Календарно тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на класс) 1а класс № Тема занятия Кол-во часов.

Рабочая программа кружка «Весёлая математика» для детей 6–7 лет Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Чулымского района детский сад «Улыбка» УТВЕРЖДАЮ Директор МКДОУ детский.

Адаптированная образовательная программа для работы с детьми 3–7 лет с ОВЗ Предлогаю Адаптированная образовательная программа от 3-7 лет с О. В. З. 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Введение 1.3.

Рабочая программа дополнительного образования по краеведению «Юные краеведы» для детей 6–7 лет Принята на педсовете Утверждаю ___ Протокол № 1 от 24.08.2016 года Заведующий МБДОУ детским садом № 3 Т. В. Леонтьева.

Рабочая программа по бесплатному дополнительному образованию кружка «Истоки» для детей от 4 до 7 лет 2.3. Перспективный план кружка «Истоки» в средней группе 2016 -2017у. г МЕСЯЦ РАЗДЕЛ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ЦЕЛИ Сентябрь.

Рабочая программа по физической культуре для детей 5–7 лет с ОВЗ Рабочая программа по физической культуре для детей 5-7 лет с ОВЗ «НА START!» Пояснительная записка Дошкольный период жизни – важнейший этап.

Рабочая программа по кружковой работе «Волшебный колобок» для детей 3–5 лет Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1», дошкольный уровень Рассмотрена: на методическом объединение дошкольного.

Рабочая программа учителя-логопеда по развитию речи детей с ФФНР для детей в возрасте от 5 до 6 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА “ФФН РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”

Составитель: М.А.Тузовская, учитель-логопед высшей квалификационной категории.

Рецензенты: Е.А.Зенина, врач-логопед МУЗ Городская больница №1 Детская поликлиника №2;

Е.Ю.Лапина,к.п.н., доцент кафедры ТиМНиДО ГОУ ВПО «КОПИ им. Н.М. Голянской»

Содержание данной программы основано на учете механизмов, ведущих к нарушениям чтения и письма у детей. Предлагаемая система занятий позволяет подготовить детей к школьному обучению. Программа предусматривает использование методик логопедической работы по коррекции недостатков звукопроизношения, овладению навыками нормированного произношения, развитию фонематического слуха и восприятия, навыков звукобуквенного анализа и синтеза, и, кроме того, способствует совершенствованию психофизических функций, творческой активности и инициативы.

Данная программа рекомендована учителям-логопедам, работающим на логопунктах дошкольных образовательных учреждений, не имеющих речевых групп, воспитателям, дефектологам, а также родителям детей, имеющих нарушения звукопроизношения.

1. Пояснительная записка……………………………………………….. 3

3. Содержание программы…… …………………………………. 12

1. Пояснительная записка.

Широкая распространенность и стойкость речевых нарушений среди детей дошкольного возраста, оказывающая отрицательное влияние на процессы социализации, уровень готовности к обучению в школе позволяют считать поиск эффективных путей преодоления речевых дефектов у дошкольников одной из наиболее актуальных задач работы логопедического пункта.

Читайте также:  Приемы постановки звука Р

Анализ современных исследований и литературных источников, а также статистические данные первичной диагностики позволяют нам утверждать, что наиболее распространенным среди детей дошкольного возраста, занимающихся на логопунктах дошкольных образовательных учреждений, являются дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Этим и обусловлена необходимость создания коррекционно-развивающей программы «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии».

Данная программа составлена на основе авторских программ: «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина; и «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)» Н.В.Нищевой.

Программа предназначена для коррекционного обучения детей 5-7 летнего возраста с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии, выражающиеся в нарушениях звукопроизношения, несформированности лексико-грамматических категорий.

Целью данной программы является оказание помощи ребенку-логопату в устранении дефектов речевого развития, выравнивании речевого и психофизического развития дошкольника.

Целевая установка программы реализуется путем решения следующих задач:

· формировать психологическую базу речи;

· проводить целенаправленную коррекцию звукопроизношения;

· развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

· способствовать овладению навыками речевого общения,

· помогать формированию лексико-грамматических категорий;

· развивать связную речь.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы, а главная идея заключается в синхронности выравнивания речевого развития с опорой на реализацию общеобразовательных задач дошкольного образования.

Основными принципами программы являются:

– принцип природосообразности с опорой на онтогенетический(учитывая закономерности формирования звуков у детей в норме);

целостного и системного анализа (выделение причин, первичности в структуре речевого дефекта, опоры на компенсаторные возможности организма, с определением «зоны ближайшего развития»);

систематичности и взаимосвязи учебного материала;

деятельностного подхода (учета ведущей деятельности дошкольников);

комплексности (медико- психолого- педагогического воздействия, тесной взаимосвязи с родителями). Медико- психолого-педагогическое воздействие предполагает консультации врачей специалистов, при необходимости медикаментозное, физио-, водолечение, массаж, ЛФК и т.д, а также занятия с психологом.

индивидуального подхода ( учета компенсаторных возможностей ребенка, степени речевых нарушений).

Отражая специфику работы и учитывая ее основную направленность на речевое развитие реализация программы осуществляется в несколько этапов:

1 – диагностический

Сбор анамнестических данных, консультации узких специалистов, дифференциальная диагностика, выявление компенсаторных возможностей, «зоны ближайшего развития», составление плана индивидуальной логопедической коррекции.

2 – подготовительный

Развитие высших психических процессов. Работа в сенсомоторной сфере от приемов общего расслабления и развития тактильной чувствительности к развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Развитие артикуляционной моторики. От приемов пассивной гимнастики к активной, параллельно работа по формированию фонематического слуха и восприятия. Гласные и звуки раннего онтогенеза (опорные).

3 – основной

Постановка звуков. При сложном нарушении звучания работа ведется над несколькими звуками одновременно, но взятыми из разных фонетических групп. Переход от более легких звуков к более трудным, начинаем со звуков, артикуляция которых, доступна зрительному восприятию. В группе согласных последовательно уточняем сначала смычные согласные, затем щелевые, глухие, затем звонкие твердые, мягкие, Свистящие ставятся раньше шипящих, т.к они являются основой для шипящих. Шипящие являются подготовительной базой для соноров. На протяжении всего периода обучения параллельно и постоянно ведется работа по развитию фонематического слуха и восприятия.

Введение звука в слог, слово, автоматизация в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи. Дифференциация оппозиционных звуков. Обучение навыкам звукобуквенного анализа и синтеза, соотнесение звука с буквой. Работа по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

Основой планирования коррекционной логопедической работы является тематический подход с опорой на семантические поля, обеспечивающий успешное накопление и актуализацию словаря. Лексический материал отобран с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных речевых возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной и умственной активности

Ввиду того, что ритм и рифма особенно способствуют быстрейшей автоматизации звуков, в занятиях предусматривается использование стихотворений, скороговорок, чистоговорок, потешек.

Речевой материал располагается таким образом, что последующие упражнения подготавливаются более легкими предыдущими, а подбираются так, чтобы по возможности исключить дефектно произносимые звуки.

На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается оптимально удачным подбором соответствующей группы методов:

Наглядные – предусматривают усвоение знаний и умений, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств. Использование пособий, видеороликов, рассматривание картин, макетов, профилей артикуляции, образец показа артикуляции звуков и упражнений, образец показа способа действия позволяют ускорить процесс усвоения речевых умений и навыков, делает более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.

Словесные методы позволяют сформировать представления о различных явлениях, дают образец правильной выразительной речи, способствуют обогащению словаря, формированию грамматических форм речи, вызову положительных эмоций.

Практические:

· Упражнения – многократные повторения практических и умственных действий (до автоматизма);

· Игра предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с показом, пояснением, объяснением, вопросами

· Моделирование – широкое применение получило знакосимволическое моделирование, при формировании артикуляционного образа звука, дифференциации, звукового анализа и синтеза (используются графические схемы структуры предложения, слогового состава слова, мнемотаблицы и мнемодорожки).

Объем учебного материала рассчитан на 64 часа и соответствует возрастным физиологическим особенностям, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников

Программа предусматривает использование индивидуальной и подгрупповой формы организации работы с дошкольниками 2 раза в неделю, продолжительностью 20-25 минут.

В зависимости от сложности дефекта и индивидуальных особенностей ребенка может проводиться третье занятие по индивидуальному плану.

Учитель – логопед может изменить распределение часов в зависимости от степени и глубины дефекта за счет сокращения количества часов при изучении нормировано – произносимых звуков и увеличения на изучение дефектных звуков (см. темы со значком * в «Тематическом плане»).

Структура занятий по постановке и автоматизации звуков представлена следующими элементами:

– снятие мышечного напряжения (упражнения на релаксацию, психогимнастика и.д.);

развитие мелкой моторики пальцев рук(контрастные обливания, массаж, самомассаж, пальчиковые гимнастики);

развитие диафрагмально-легочного речевого дыхания;

развитие артикуляционной моторики и формирование правильных артикуляционных укладов;

формирование произносительных навыков, соединение правильного артикуляционного уклада и акустического образа звука;

развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа;

соотнесение артикуляционно-акустического образа звука с графическим изображением – буквой (при условии нормированного произнесения звука);

последовательное введение звука в слог-слово-словосочетание –предложение.

Структура занятий по лексическим темам предусматривает автоматизацию изучаемого звука в словах, предложениях, связной речи, поэтому зависит от цели и задач занятия.

Ожидаемые результаты:

· Ребенок должен научиться дифференцировать все звуки речи:

– отличать один звук от другого по артикуляционным и акустическим признакам;

– уметь принимать те артикуляционные уклады и позиции, которые обеспечивают акустический эффект звука;

– дифференцировать артикуляционные уклады близких звуков, варьировать артикуляционными укладами в зависимости от того, в каких позициях стоит звук в потоке речи;

– уметь отличать нормированное произношение звука от ненормированного;

– осуществлять слуховой контроль за собственным произношением.

· Ребенок должен владеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза.

· Владеть элементарными навыками речевого общения.

По окончании работы по данной программе проводится консультация или собеседование с родителями обучающегося по результатам логопедической коррекции.

Данная программа рекомендована учителям-логопедам, работающим на логопунктах дошкольных образовательных учреждений, не имеющих речевых групп, воспитателям, дефектологам, а также родителям детей, имеющих нарушения звукопроизношения.

2. Тематический план

коррекционно-развивающей программы

« Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста».

Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.

Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.

Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.

Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.

Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.

Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.

Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.

Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.

Познакомимся с требованиями к знаниям и практическим умениям и навыкам, необходимым будущему первокласснику

Первоклассник должен иметь знания и представления об окружающем мире: временах года (их признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения.

O цифры и знаки «+» и «-»;

O смежные числа в пределах 10 «соседи числа»;

O количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);

O знать простейшие геометрические фигуры.

Ребенок должен уметь:

O читать числа до 20;

O считать до 20 (прямой и обратный счет);

O решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание;

O ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;

O решать примеры в пределах 10 (или 20);

O пользоваться часами без секундной стрелки.

Требования к уровню устной грамотности.

O средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);

O ряд стихов, потешек, загадок, считалок.

Ребенок должен уметь:

O проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;

O различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;

O выделять ударение в словах;

O устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);

O обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.

Речь как показатель готовности к школьному обучению (требования, предъявляемые к речи):

O ясное произношение всех звуков родного языка;

O умение ребенка говорить, меняя динамику, тихо – громко – тихо, меняя темп речи: быстро – медленно – быстро;

O использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;

O должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;

O должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;

O ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

O уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.

Требования к уровню грамматических навыков:

O развитие мелкой моторики пальцев рук;

O умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;

O умение правильно держать руку, карандаш, кисть.

Требования к уровню развития мышления и воображения:

O умение выполнять действие классификация;

O умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;

O умение строить простейшие умозаключения.

материал взят с сайта

Все данные на сайте размещены на основании согласия педагогов, родителей (законных представителей обучающихся) и в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных”

Адрес: 680003, г. Хабаровск, ул. Фурманова, д. 1
телефон: (4212) 50-53-87(вахта), 50-53-88 (приемная)
e-mail: khb_lritm@edu.27.ru

Ссылка на основную публикацию