Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп

Семинар-практикум для воспитателей «Логопедическая радуга»

Семинар-практикум для воспитателей «Логопедическая радуга»

Подведение итогов совместной работы воспитателей и учителя – логопеда по проблеме коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста.

Задачи: 1. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме.

2. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию фонематических процессов у дошкольников.

Деловая игра помогает активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрывает профессиональные знания и умения участников. В целях повышения творческой активности воспитателей дошкольных учреждений, создания обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми

Упражнение «Давайте поприветствуем друг друга»«Имена прилагательные» Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса). Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.

Участники семинара-практикума делятся на две команды. Затем проводятся

1. Конкурс «Артикуляционная гимнастика»

Ведущий предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки.

Жили были дедушка и бабушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,

С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух,

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ – ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Подведение итогов конкурса

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,

НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы,

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу,

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык – под нижнюю губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком,

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки,

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).И УШЛА.

Вот и закончился день пора спать. Завтра опять будем гулять.

Знание артикуляционных упражнений. Представитель каждой команды получает картинки к артикуляционным упражнениям («Маляр», «Футбол», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Чашечка», «Кошка сердится», «Вкусное варенье»). Члены команд должны назвать упражнения, показать как они выполняются и для каких звуков они используются.

Конкурс «Блиц».

Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

1. Назовите интеллектуальные функции (мышление, память, восприятие, внимание, ориентировка в пространстве и во времени).

2. С какого возраста необходимо исправлять речь детей? (5 лет)

3. Как называются инструменты логопеда? (зонды)

4. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).

5. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат).

6. Сбор родителей для решения педагогических проблем? (Родительское собрание)

7. Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)

8. Сколько звуков в слове — деньги (пять).

9. Повторите скороговорку: Три сороки — тараторки тараторили на горке.

10. Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково).

11. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).

12. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный).

13. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).

14. Какие наказания недопустимы? (телесные)

15.. Перерыв на занятии для отдыха? (физкультминутка)

16. Человек, занимающийся исправлением речи?. (логопед)

1. Какие звуки чаще всего нуждаются в исправлении? (Р,Л)

2. Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная)

3. Зачем логопеду спирт? (вытирать инструменты)

4. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).

5. Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель).

6. Назовите признаки звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).

7. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).

8. Повторите скороговорку: Тимошка крошит в окрошку крошки.

9. Что такое фонематическое восприятие? (умение услышать звук в потоке речи).

10. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).

11. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).

12. Исправление речи? (коррекця)

13. Чем отличается звук от буквы.

14. Что такое фонема? (звук).

15. Орган, участвующий в артикуляции звуков? (язык)

16. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Конкурс «Добавлялки».

Задание: воспитатели должны продолжить чистоговорку.

• Ра – ра – ра — во дворе …. (у нас гора).

• Ло – ло – ло — греет …. (солнышко тепло).

• Ры – ры – ры — летят… (синие шары).

• Ор – ор – ор — спеет…. (красный помидор).

• Ши – ши – ши — гуляют (наши малыши).

• За – за – за — в поле… (бегает коза).

• Ла – ла – ла — на пути ….(у нас скала).

• Ор – ор – ор —. острый …. (топор).

• Лы – лы – лы — наши девочки… (милы).

• Сы – сы – сы — у папы… (нашего усы).

Конкурс «Закончи предложение». Задание. Командам необходимо закончить предложение, подобрав сравнение. Выигрывает команда, выполнившая задание за более короткое время.

1. Земля покрыта снегом, как…. 2. Лед блестит у берега, как … 3. Волны вздымаются, как… 4. Солнце нещадно палит, как… 5. Заря полыхает, как…. 6. Дверь в комнате скрипит, как … 7. Дети в группе галдят, как … 8. Девушка на обложке выглядит, как … 9. Мальчик плывет, как … 10. Мокрое платье выглядит, как …

1. Туман стелется над озером, как … 2. Дождинки текут по лицу, как … 3. Малыши прыгают по траве, как … 4. Машина, едущая по дороге грохочет, как … 5. Балерина на сцене кружится, как … 6. Мысль в моей голове засела, как … 7. Человек подошел тихо, как … 8. Ветер завывает за окном, как … 9. На улице темно, как … 10. Девчонки порхают по группе, как …

Конкурс «Конкурс эрудитов» Задание: Проанализируйте фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем. Какие нарушения профессиональной речи были допущены логопедами? Время на подготовку ответа – 3 минуты. Оцениваются: – правильность педагогического решения; – четкость объяснения.

Фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем.

Логопед: Здравствуйте!

Родитель: Здравствуйте! У нас проблема, мы не умеем правильно говорить. Логопед: Сейчас посмотрим. Садись (ребенку). Как тебя зовут? Ребенок. Фиёда.

Логопед: Как?

Логопед: Ой, как у вас тут все запущено! Плохо дело у вас. А у кого вы занимались раньше?

Родитель: В садике, со Светланой Ивановной.

Логопед: Да уж… Родитель: А как же нам быть?

Логопед: Будем работать, но обещать ничего не могу. Что-то он у вас какой-то заторможенный. Ведет себя нормально?

Родитель: Да. А что вы имеете в виду?

Логопед: Ладно, не важно.

2 вариант. Логопед: Перестань прижиматься к маме! Садитесь. Ребенок сюда, мама сюда. Какие у вас проблемы?

Родитель: Мы волнуемся, нашему мальчику уже четыре года, а он разговаривает хуже, чем его друзья. Логопед: Сейчас посмотрим. Двигайся сюда поближе (ребенку). Ребенок: Мама, я не хочу! Пойдем домой. Родитель: Ну, Максим, подожди, сейчас тетя тебя посмотрит, а потом пойдем домой. Логопед: (к родителю) Что вы так его нянчите? Он уже большой и должен уметь себя вести. Родитель: Он не ходит в садик, дома с бабушкой сидит. Ребенок плачет. Логопед: Выйдите, успокойте ребенка, а потом зайдите.

Конкурс «Пантомима» Ведущая: Я знаю, воспитатели любят – В утренниках играть Сегодня сложное задание – Вам нужно пантомиму показать! С помощью мимики, жестов вам необходимо показать сказочно героя.

Игра «Угадай героя сказки». Ведущий: на столиках разложены карточки с именами сказочных персонажей. Участники по очереди с помощью мимики и жестов изображают персонажей. Выигрывает тот, кто наиболее удачно покажет персонажа, а зрители правильно назовут его при наименьшем количестве попыток. (Карлсон, Баба-яга, Золушка, Буратино, Кощей, Дед мороз, Дюймовочка, Крокодил Гена, Золотая рыбка и др.).

Ведущая: Конкурс весёлый удался на славу!

Я думаю, всем он пришёлся по нраву! Отдохнули? Посмеялись?

Ведущая: Очень трудное было задание, Но воспитатели справляются, Из всех сил стараются. Я думаю, пора размяться, Включить смекалку, подумать, И, может быть, немного посмеяться.

Конкурс «Почему хорошо, почему плохо».

Ведущий: В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные. Сейчас мы с вами поиграем.

Участникам предлагается высказывание. Одна команда находит положительные моменты (почему хорошо, а вторая – отрицательные (почему плохо). Оценивается количество приведенных доводов, находчивость, оригинальность.

Старший воспитатель предложил провести семинар-практикум для воспитателей, который состоится завтра…

Заведующий сообщила, что на следующей неделе в ДОУ ожидается проверка документации воспитателей …

Рефлексия «Закончи фразу»

Участникам команд предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад к №4 «Солнышко»

г. Белореченск муниципального образования Белореченский район

Семинар – практикум учителя – логопеда для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
материал по логопедии ( группа) на тему

В современной науке речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие словаря, фонематического слуха и звукового анализа, коммуникативных умений и связной речи, формирование грамматического строя, осознание речевой деятельности. Требования Стандарта к результатам освоения программы даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К целевым ориентирам в области «Речевое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
seminar_bentyukova_e.v.docx66.57 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум учителя – логопеда для педагогов ДОУ

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила учитель – логопед

МДОУ д/с № 17 «Искорка»

Бентюкова Елена Владимировна

В современной науке речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие словаря, фонематического слуха и звукового анализа, коммуникативных умений и связной речи, формирование грамматического строя, осознание речевой деятельности. Требования Стандарта к результатам освоения программы даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К целевым ориентирам в области «Речевое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

В младенческом и раннем возрасте: «владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает название окружающих предметов и игрушек» (ФГОС ДО 4.6), а на этапе завершения дошкольного образования: «достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности »(ФГОС ДО 4.6).

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей и неблагоприятными социальными процессами. По данным доктора медицинских наук И.С.Скворцовой, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены разного рода перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Речь при этом страдает одной из первых, так как напрямую зависит от созревания головного мозга.

Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть гибкими, долго удерживать определённое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Гимнастику выполняют ежедневно в течение 7-10 минут, перед зеркалом (под зрительным контролем), постепенно темп упражнений увеличивается.

Во всех возрастных группах могут быть использованы практически одни и те же комплексы артикуляционных упражнений, но требования к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными.

С детьми младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Необходимо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых трудно дальше развивать движения артикуляционного аппарата.

В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приёмы, совершенствуются и развиваются дальше приобретённые простейшие навыки движений.

В старшей и подготовительной группе уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движений, за умением плавно и быстро переключаться с одного движения на другое. Дети этого возраста могут выполнять упражнения в любом темпе.

Задание : перед вами картинки к артикуляционным упражнениям, нужно назвать артикуляционные упражнения по картинкам, показать, как они выполняются, и для каких групп звуков используются.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук воспитатели выполняют с детьми ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Пальчиковую гимнастику рекомендуется выполнять ежедневно (5-10 минут), сначала упражнения выполняют медленно, одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе

Задание : предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики.

Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с 4-х лет детей знакомят с понятиями «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слов. Формируют умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.

Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приемов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребенка в увлекательную игру.

Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

К автоматизации изолированных звуков нужно приступать тогда, когда ребенок продолжительно произносит звуки правильно и четко.

Автоматизацию звука в словах следует проводить в сочетании с обогащением грамматических категорий языка – словообразования и словоизменения. Развитию навыка словообразования способствуют задания: «Скажи ласково», «Придумай новое слово». Кроме существительных следует как можно чаще включать в занятия и другие части речи – прилагательные, наречия, глаголы.

Автоматизация звука в предложении – стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи. Работу необходимо сочетать с введением в речь разных типов предложений, постепенно усложняя для овладения детьми предложно-падежным управлением, навыками употребления в речи простых и сложных предложений.

Автоматизация звука в чистоговорках – закрепление звука в рифмованной речи, формирование навыка правильного употребления падежных окончаний; развитие воображения, просодических компонентов речи, чувство ритма. Наиболее результативно сочинение чистоговорок детьми.

Автоматизация звука в загадках и стихотворениях – развитие просодических компонентов речи и формирование правильного дыхания. При заучивании стихотворений желательно присутствие диалогов. Можно совмещать эту работу с заданиями на звукослоговой анализ и синтез, выделение слов с заданным звуком, подбор рифм, самостоятельное придумывание стихов, отгадывание ребусов и кроссвордов.

Автоматизация звука в самостоятельной речи – обучение пересказу рассказа и рассказыванию, способствующих развитию воображения и творческих способностей дошкольника.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

А чтобы коррекционная работа проходила легко и увлекательно мы используем дидактические игры, которые проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: “Отгадай-ка?”, “Магазин”, “Да – нет” и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: “Похож – не похож”, “Кто больше заметит небылиц?”. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: “Кому что нужно?”, “Назови три предмета”, “Назови одним словом”, и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: “Испорченный телефон”, “Краски”, “Летает – не летает” и др.

Теперь предлагаю поиграть в речевые игры, которые активизируют речь и мышление. Но сначала: «Закончите предложения, подобрав нужные слова»:
1. Звуки мы (что делаем?)… (слышим и произносим)

2. Буквы мы (что делаем?)… (видим и пишем)

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

«Японская печатная машинка»

Игра направлена на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон).

«Поиграем в сказку»

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

– Кто сидел на моем стуле?

– Кто ел из моей чашки?

– Кто спал в моей постели?

– Кто же был в нашем доме? И т.п.

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

Взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Учитель – логопед Каплина Т.В. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемДиана Шумаркина

Похожие презентации

Презентация на тему: ” СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Учитель – логопед Каплина Т.В.” — Транскрипт:

1 СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Учитель – логопед Каплина Т.В.

2 * Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.

3 * во-первых, обучение грамоте опирается на живую речь учащихся, на уже имеющийся речевой навык, включает в себя систему мер по развитию речи учащихся; * во-вторых, за основу обучения грамоте берется звук; отсюда огромное внимание выделению звуков, звуковому анализу и синтезу, артикулированию звуков, развитию фонематического слуха у детей; * в-третьих, в качестве единицы чтения берется слог; отсюда большое внимание к слоговой работе: чтение слогов, слоговые таблицы и пр.

4 Развитая слуховая функция (включая возможность четкой слуховой дифференциации акустически близких звуков, а также начальные формы звукового анализа и синтеза слов). Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений. Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью). Развитая тонкая ручная моторика. Предпосылки, сформированные у дошкольников и необходимые для успешного овладения письменной речью:

6 При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей от 4 лет и старше. Нарушение фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме наблюдается замена букв, обозначающих звонкие звуки, на глухие – оглушение и наоборот озвончение (бочка- почка, зайка-сайка, дом-том), замена твёрдых на мягкие и наоборот (дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов).

7 1) Звонких – глухих (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В, С-З, Ш-Ж); 2) Мягких – твердых (Б-БЬ, В-ВЬ, Г-ГЬ, Д-ДЬ, З-ЗЬ, К-КЬ, Л-ЛЬ, М-МЬ, Н-НЬ, П-ПЬ, Р-РЬ, С-СЬ, Т-ТЬ, Ф-ФЬ, Х-ХЬ); 3) Свистящих (С, З, Ц) – шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ). Нередки замены и внутри групп свистящих и шипящих звуков; 4) Сонорных согласных (Р,РЬ, – Л, ЛЬ) и Й.

8 Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха – научить ребенка слушать и слышать. Элементарные формы фонематического анализа (выделение звука на фоне слова) появляются у ребенка дошкольного возраста спонтанно. Самой сложной формой фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим) дети дошкольного возраста овладевают только в процессе специального обучения.

9 Развитие слухового внимания и памяти. Развитие простых форм фонематического анализа. Развитие сложных форм фонематического анализа. Развитие фонематического синтеза. Развитие фонематических представлений. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

10 * Отгадай, что звучит. Нужно показать детям, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки за ширмой. А дети должны постараться угадать, какой предмет издает такой звук. * Солнце или дождик. Воспитатель рассказывает детям, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем он говорит, что пошел дождь (при этом ударяет в бубен и просит детей подбежать к нему – спрятаться от дождя). Педагог объясняет детям, что нужно внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться». Такие подвижные игры можно проводить на прогулке.

11 Разговор шепотом. Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить ребенка принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко. Слышим звон и знаем, где он. Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление. Взрослый или детеныш? Имитируя голоса животных, одно и то же звукоподражание (например, МЯУ) произносите в разной последовательности то более низким, то более высоким («тоненьким») голосом. Дети определяют, кошке или котенку принадлежит этот голос. То же самое с голосами других животных. Это задание рассчитано на различение звуков по высоте.

12 Узнай по голосу. Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим. Затем игра усложняется: дети уже зовут водящего не по имени, а произносят одно и то же слово «ау!», а водящий отгадывает, кто это сказал. И последний, наиболее сложный вариант состоит в том, что водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет. Три медеведя. Детям показывают картинку с изображением трех медведей – большого, среднего и маленького. Затем, рассказывая сокращенный вариант сказки о трех медведях, воспитатель произносит по ходу рассказа реплики и соответствующие звуки очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой медведь мог так сказать.

13 Чей голосок? Водящий становится к детям спиной, а все ребята хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим. Мы немножко поиграем, Как ты слушаешь, узнаем. Постарайся, отгадай, Кто позвал тебя, узнай! (Имя водящего.) Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. Увидала комара, Закричала: «Ква-ква-ква!» К нам кукушка в огород Залетела и поет. А ты, (Витя), не зевай, Кто кукует, отгадай! «Ку-ку! Ку-ку!»

14 * Не ошибись. Детям показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН. Затем детям предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат ошибку: «Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…». Усложнение подобных игр-упражнений происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например на правильно произнесенное слово – поднимают зеленый кружок, на неправильное – красный.

15 Поставь по порядку. На доске в ряд размещаются картинки, названия которых звучат похоже: ком, дом, сом, рак, мак, бак, лук, сук, коза, коса, лужи, лыжи. Затем слова произносятся в определенной последовательности по 3 – 4, а дети должны отобрать картинки и расставить их в порядке произнесения. Доскажи словечко. Много платьев, много хруста. Как зовут ее? …Капуста. Белые шапки надели дома, Холодно им – наступила …зима.

16 Рифмы. Ведущий задает слово, а дети придумывают рифмы, как можно больше. Найди пару. Детям предлагаются картинки, среди которых есть очень близкие по звучанию. Дети должны подобрать пару каждой картинке. Например: мак – рак, майка – гайка, ложка – кошка, лук – жук, клетка – ветка, печка – речка…

18 В скороговорках не ошибаются. Отработка четкости артикуляции. Каждая команда получает от ведущего скороговорку. Дети репетируют шепотом, упражняясь в правильном ее произношении. Затем из каждой команды по очереди выходят играющие и произносят свою скороговорку. Правильное, четкое, грамотное произнесение оценивается баллами. Выигрывает та команда, которая набрала большее количество очков. Примерный материал. Ткет ткач ткани на платок Тане. Мама мылом мыла Милу, не любила мыло Мила. Очень часто блюдца у Танечки бьются. Лара у Вали играет на рояле. У ежа ежата, у ужа ужата. У Сени и Сани в сетях сом с усами. На окошке крошку-мошку ловко ловит лапкой кошка.

19 Начинать работу по различению фонем родного языка следует с дифференциации гласных звуков. Подними картинку. Предварительно дети знакомятся с гласными звуками и их звучание соотносится со звуком окружающего мира: « А» – девочка плачет, «У» – поезд гудит, «И» – птичка поет. У детей картинки с изображением поезда, девочки и птички. Воспитатель попеременно произносит звуки, а дети поднимают соответствующую картинку. Игра может усложняться следующим образом: вместо картинок дети поднимают кружки трех цветов (а затем и буквы). На другие звуки дети реагировать не должны.

20 Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков. Звук «Ж» – жук жужжит, «З» – комар звенит, «С» – водичка льется, «Ш» – гусь шипит, «Щ» – змея шипит, «Р» – мотор гудит и т.д. Детям предлагается усложнить задание – реагировать сразу на два звука. Например, поднять букву З или Ж, если услышат соответствующий звук. Среди слов можно включать такие, которые содержат сразу оба звука (ЖЕЛЕЗО, ЖИЗНЬ).

21 Обратите внимание ребенка на движение губ поющего лягушонка (когда мы произносим звук «а» – рот широко открыт; когда произносим «о» – губы выглядят как овал; при произнесении «у» – губы сложены трубочкой; при произнесении «и» – губы вытянуты в улыбку. ).

22 Варианты игры: «В НИМАТЕЛЬНЫЙ МАЛЫШ » Логопед называет звук, а ребенок должен показать лягушонка с соответствующим символом. «Х ОРИСТ » Пропеваем вместе с лягушонком заданный звук с разными интонациями, с разной высотой и силой голоса. «В ЕСЕЛЫЙ ХОР » Перед ребенком 2 (и более) лягушонка расположены в ряд. Ребенок называет поочередно звуки, «читая» слева-направо, поет их. («ау», «ауи», …)

23 «Ч ЬЯ ПЕСЕНКА ?» Педагог беззвучно артикулирует гласные звуки. Дети угадывают, какой лягушонок поет этот гласный звук. Затем можно поменяться ролями. «З ВУКОВЫЕ ПЕСЕНКИ » Логопед предлагает ребенку составить звуковые песенки типа « А – У » (дети кричат в лесу), « У – А » (плачет ребенок), « И – А » (кричит ослик), « О – О » (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, находит «поющего» лягушонка, затем – второй звук и соответствующего лягушонка. Потом выкладывает эту песенку из звуковых символов – лягушат и прочитывает составленную схему.

24 «Ч ЬЯ КАРТИНКА ?» У детей картинки с лягушатами (сначала по 1 картинке, затем количество можно увеличивать). Логопед показывает детям картинки с предметами, названия которых начинаются с гласных звуков « А », « У », « О » или « И ». Дети должны четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, « У – У – У – УТКА »), определить, чья эта картинка, какого лягушонка. За правильный ответ игроки получают фишки. «Л ЯГУШАТА УЧАТСЯ ЧИТАТЬ » Ребенку предлагается подобрать каждому лягушонку свою букву. «Какой буквой обозначают звук «а» на письме?» И т.д. Под каждым лягушонком выкладываются буквы. И дети могут читать сочетания гласных букв, меняя местами лягушат и соответствующие буквы.

26 Какой звук чаще всего слышим? Воспитатель произносит стихотворение, а дети хором называют звук, который они чаще всего слышали. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Гусь Гога и гусь Гага Друг без друга ни шага. Зоиного зайку зовут Зазнайкой. Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. Ученик учил уроки – У него в чернилах щеки. Мороза моржи не страшатся, Моржи на морозе резвятся. Про пестрых птиц поет петух, Про перья пышные, про пух.

27 Поймай звук! Воспитатель показывает картинку и называет её. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах педагог молча показывает картинку, а дети проговаривают название картинки про себя и реагируют так же. Затем дети только на слух определяют, есть звук в слоге или слове.

28 Звуковой анализ – это высшая ступень фонематического восприятия. Звуковой анализ тем успешнее развивается, чем лучше дети овладевают пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения. При подготовке к звуковому анализу понятие «ряд» становится узловым.

29 Вначале формируется понятие «Ряд», которое подкрепляется расположением иллюстративного материала на различных занятиях: по изобразительной деятельности, по математике: раскладывание предметов по цвету, форме, величине, а также с помощью настольного театра «Репка». Выстроив такой ряд, нужно научить детей отвечать на вопросы, указывающие на признак, выделять предмет в начале ряда, в середине и в конце. После этого следует приступать непосредственно к звуковому анализу.

30 Магазин. Определение первого ударного гласного в слове. Оплатить первым звуком в названии покупки. Мяч лови, мяч бросай, первый звук называй. Живые звуки. Дети встают друг за другом. Цепочка. Один из детей (или педагог) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т.д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

31 Где спрятался звук? У воспитателя набор предметных картинок. У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя или зеленая – с согласным). Педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

33 Следопыты,сыщики. Детям предлагается отыскать в словах звуки по картинкам, показать рисунки со звуком, к примеру, [п], [п’]. Сказать, где слышите заданный звук. Фантазеры. Придумать слова со звуком «П», другое – со звуком «Б». И т.д. Кто больше? Показывается картинка и предлагается назвать те слова, в которых есть определенный звук. Угадай, какое слово задумано? Детям предлагается поймать звуки и произнести слово: «Д», «Ы», «М». «Замени Ы на О. Какое слово получится?»

34 По первым звукам слов – названий картинок сложить новые слова, узнать, как зовут детей. М А Ш А Ж Е Н Я

35 * Упражнения в закреплении навыков фонематического анализа и синтеза.

36 Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложение – это законченная мысль. Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков. Звук – это то, что мы слышим и произносим. Буква – это то, что мы видим и пишем. Звук на письме обозначается буквой.

37 Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы]. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв – десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё». Шесть гласных букв – «а» «у» «о» «и» «э» «ы» – соответствуют звукам.

38 Четыре гласные буквы – «я» «ю» «е» «ё» – йотированные, то есть обозначают два звука: («я» – [йа],«ю» – [йу], «е» – [йэ], «ё» – [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» – [а], «ю» – [у], «е» – [э], «ё» – [о] (берёза, мяч).

39 Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло. Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ]. Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

40 Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц]. Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ]. Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом. Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

Для педагогов

Консультации для педагогов

Цель консультации: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.
Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Особую роль в логопедической группе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

Цель консультации: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, формирование знаний по проведению дыхательной гимнастики на практике.

Цель консультации: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах знакомства и использования фразеологизмов в процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Работа с фразеологизмами способствует привлечению внимания детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста в режимных моментах логопедической группы.
С каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи для детей дошкольного возраста. Использование элементов логоритмики на коррекционных занятиях посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.

Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах организации коррекционного часа с детьми дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу
Большим потенциалом в плане коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством воспитателя или самостоятельная), преобладающая по продолжительности.
В рамках взаимодействия специалистов ДОУ, учитель-логопед рекомендует воспитателям включать в свою индивидуальную работу занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дошкольники испытывают наибольшие затруднения.

Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах коррекционных возможностей режимных моментов ДОУ.
Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков – должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду.

Цель: познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок.
В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию.

Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников.
Работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить.

Цель: создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств.
Важно помнить, что речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.
У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только общей моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

Цель: повысить компетентность педагогов развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.
Чем раньше ребенок овладеет грамотной речью, тем меньше будет проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно будет протекать, тем больше даст положительных эмоций, и тем реже будут возникать трудности. Так как неполноценная речевая деятельность накладывает негативный отпечаток на формирование у детей и сенсорной, и интеллектуальной, и эмоционально-волевой, и двигательной сфер. Физкультурно-оздоровительное направление в работе детского сада является одним из приоритетных в деятельности дошкольного учреждения.

Для педагогов

Консультации для педагогов

Цель консультации: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.
Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Особую роль в логопедической группе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

Цель консультации: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, формирование знаний по проведению дыхательной гимнастики на практике.

Цель консультации: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах знакомства и использования фразеологизмов в процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Работа с фразеологизмами способствует привлечению внимания детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста в режимных моментах логопедической группы.
С каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи для детей дошкольного возраста. Использование элементов логоритмики на коррекционных занятиях посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.

Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах организации коррекционного часа с детьми дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу
Большим потенциалом в плане коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством воспитателя или самостоятельная), преобладающая по продолжительности.
В рамках взаимодействия специалистов ДОУ, учитель-логопед рекомендует воспитателям включать в свою индивидуальную работу занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дошкольники испытывают наибольшие затруднения.

Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах коррекционных возможностей режимных моментов ДОУ.
Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков – должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду.

Цель: познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок.
В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию.

Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников.
Работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить.

Цель: создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств.
Важно помнить, что речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.
У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только общей моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

Цель: повысить компетентность педагогов развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.
Чем раньше ребенок овладеет грамотной речью, тем меньше будет проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно будет протекать, тем больше даст положительных эмоций, и тем реже будут возникать трудности. Так как неполноценная речевая деятельность накладывает негативный отпечаток на формирование у детей и сенсорной, и интеллектуальной, и эмоционально-волевой, и двигательной сфер. Физкультурно-оздоровительное направление в работе детского сада является одним из приоритетных в деятельности дошкольного учреждения.

Родительское собрание в подготовительной группе. Психологическая готовность к школе

Автор: Сырцева Елена Петровна, педагог- психолог «МДОУ «Детский сад № 7 «Петушок» г. Юрюзань
Описание работы: В данной методической разработке достаточно полно раскрывается понятие «психологическая готовность к школе», даны рекомендации родителям по подготовке ребенка к школьному обучению. Данный материал предназначен для родителей будущих первоклассников. Будет полезен педагогам-психологам и воспитателям детских садов, а также учителям начальных классов и психологам школ.
Цель: познакомить родителей с понятием «готовность к школе»
Задачи:
1.Познакомить родителей с результатами обследования детей на готовность к школьному обучения
2.Познакомить родителей с трудностями, с которыми может столкнуться ребенок – первоклассник
3.Дать рекомендации по подготовке ребенка к школе в домашних условиях
Ход собрания:
Ребенок идет в первый класс. У родителей в этот период не мало забот: необходимо купить одежду, обувь, ранец, учебники. Но при всех родительских заботах берусь утверждать, что у ребенка – будущего первоклассника, забот куда больше, чем у папы с мамой. Он вступает в совершенно «новый мир».
Какие же изменения произойдут в жизни детей с началом обучения в школе?
(родители отвечают, психолог записывает на доске и обобщает)
– обучение в школе – новая деятельность (учебная) для ребенка, которая вызывает перестройку всего образа жизни. Ребенок находится в состоянии ожидания: предстоит что-то значительное, но пока неизвестное и неопределенное.
– начало обучения – это большие интеллектуальные нагрузки – необходимо сосредоточенно заниматься в течение урока, запоминать большой объем информации, делать домашние задания.
– необходимо следовать новым правилам поведения, контролировать свои эмоции;
– налаживать контакты с учителем и сверстниками.
– ребенок впервые попадает в условия, когда его знания и успехи оцениваются.
Все это создает значительное напряжение для нервной системы ребенка.
– ребенок в течение 30 – 40 минут должен сохранять вынужденную позу – происходит ограничение двигательной активности – это нагрузка на опорно-двигательную систему.
Чтобы ребенок справился с этими трудностями, он должен быть готов к школьному обучению.

По каким критериям можно определить готовность ребенка к школе?
(родители отвечают, психолог записывает)
Готовите ли вы своих детей к школьному обучению? Как вы готовите детей к обучению?
(ответы родителей)
Готовность к обучению – понятие комплексное и охватывает все сферы жизни ребенка. Выделяют такие виды готовности, как физическую, психологическую и специальную.

1. Физическая готовность определяется состоянием здоровья и уровнем развития всех систем организма. Именно в возрасте 7 лет происходит созревание тех отделов головного мозга, которые обеспечивают систематическое обучение, начинает окостеневать позвоночник, укрепляется зрение. Однако, частоболеющие и физически ослабленные дети, а также дети 6 лет – испытывают трудности в обучении
2. Специальная готовность – умение писать, считать, читать. В настоящее время эти умения и навыки ребенка важны и на начальном обучении в школе.
3. Но прежде всего важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты присущие школьнику.

Важными компонентами психологической готовности являются интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая и личностная готовность.
Для того чтобы оценить уровень психологической готовности ребенка к школе, проводилось психолого-педагогическое обследование, с результатами которого вы сегодня познакомитесь. При этом оценивалось наличие не знаний (знает ли ребенок буквы, умеет ли он читать и считать), а указанных составляющих готовности к школе, так как именно это в дальнейшем позволит легко адаптироваться к школьному обучению и быстро приобрести навыки чтения, письма и счета. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе определяется не набором знаний и умений, а определенной степенью зрелости его мозговых структур.
Интеллектуальная готовность определяется наличием знаний об окружающем мире, определенным уровнем развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия), а также формированием учебно-важных качеств (умение слушать, выполнять действия под диктовку, самостоятельность при выполнении задания, произвольность)
Результаты диагностики интеллектуальной сферы
Рекомендации родителям по формированию интеллектуальной готовности:
1. развивайте речь ребенка: читайте книги, обсуждайте прочитанное, учите ребенка задавать вопросы и отвечать на них
2. постоянно разговаривайте с ребенком, отвечайте на его вопросы, следите, чтобы ваша речь была грамотная и выразительная
3. развивайте память и внимание, учите ребенка приемам запоминания (запоминаемый материал разделить на части, проговаривать вслух, повторять на следующий день)
4. учите ребенка наблюдать за окружающим миром, выделять свойства и признаки предметов
5. учите сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия, узнавать предметы по заданным признакам, классифицировать предметы по группам, анализировать.
6. развивайте мелкую моторику рук

• Главное, что необходимо будущему первокласснику – желание учиться (мотивационная готовность).
Она включает в себя:
– наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
– понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
– минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;
– эмоционально-благополучное отношение к школе.
– желание учиться
Но желание пойти в школу и желание учиться – это разные вещи. Ребенок может хотеть в школу потому что сверстники идут туда, потому что школьником быть лучше, чем дошкольником, потому что в школе не нужно спать и наконец потому что к школе он получит новый ранец, учебники, ручки, тетрадки. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы. Просто они поняли, что статус школьника, гораздо выше статуса дошкольника.
Но встречаются дети, которые не хотят идти в школу категорично. Причиной негативного отношения к школе являются высказывания родителей, опыт обучения старших детей в школе и их впечатления. Такое отрицательное отношение к школе затрудняет включение ребенка в школьную жизнь.
Т.е. каким бы интеллектуально развитым ребенок не был, как бы хорошо не умел читать и писать, без желания учиться и получать новые знания, он не будет успешным в школе, так как школьная обстановка будет ему в тягость.
Результаты диагностики мотивационной сферы.
Нам взрослым нужно помнить, что отношение ребенка к школе формируется еще до того как он в нее пойдет и формируем его мы – родители и педагоги.
Рекомендации родителям по формированию мотивационной готовности:
1. Беседуйте с ребенком о школе, рассказывайте о своих школьных годах, любимых учителях, рассматривайте свои школьные фотографии
2. Играйте с ребенком в школу
3. Читайте стихи, рассказы о школе.
4. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
Эмоционально- волевая готовность – уровень развития произвольно – управляемого поведения. Ребенок должен уметь длительное время сосредотачивать свое внимание на не всегда интересном материале, стремится к достижению цели, получению определенного результата, стремится преодолевать трудности, должен уметь контролировать свое поведение и эмоции во время урока ( в этом возрасте развиваются дисциплинированность, организованность и самоконтроль) – принцип «Не хочу, но надо» Как правило, произвольное поведение ребенка формируется к 6-7 годам.
Эмоционально-волевая готовность оценивалась в ходе наблюдения за поведением ребенка во время обследования и на занятиях, беседы с воспитателем и при помощи методик «Графический диктант», «Домик», «Корректурные пробы»
Во время обследования я оценивала, насколько он внимателен, может ли он действовать по заданию взрослого, организовать свою деятельность в соответствии с заданием, контролировать ее результаты и сличать их с заданным образцом.
Именно на эти параметры развития произвольности, являющейся частью психологической готовности к школе, опирается обучение в 1-м классе;
Результаты диагностики эмоционально-волевой сферы
Рекомендации родителям по формированию волевой готовности:
1.Следите, чтобы ребенок выполнял начатое дело до конца
2.Приучайте ребенка хранить личные вещи в порядке, в определенном месте (организованность)
3.Учите ребенка самостоятельно принимать решения (планируйте проведение выходных дней, дайте самостоятельность при выборе одежд)
4.Играйте с ребенком в игры по правилам, сюжетно-ролевые игры, в которой есть правила и ребенок должен подчинить им свое поведение. Это может быть игра в школу, магазин, больницу, а также – подвижные игры с определенными правилами. Поиграть с ребенком в известную игру “Да и нет, не говорите” родителям вполне по силам.
5.Также развитию произвольности способствуют любые действия по заданному образцу: рисование узоров, конструирование из геометрических фигур, складывание из бумаги.
6.Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («молодец!», «ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7.Научите ребенка правильно реагировать на неудачи
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
Коммуникативная готовность – умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, т.е. насколько легко ребенок входит в контакт, вызывают ли у него повышенную тревогу новые лица и необходимость общаться с ними. Этим определяется то, как ребенок впишется в новый коллектив.
Рекомендации родителям по формированию коммуникативной готовности
1.Удовлетворяйте естественную потребность ребенка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребенка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками).
2.Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий, для прогулок, для общения.
3.Стимулируйте участие ребенка в коллективных делах, играх.
4.Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества и умение подчиняться (умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем).
5.Приучайте ребенка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым.
Изучение самооценки
При оптимальной, адекватной самооценке ребёнок правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи
Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях – учебных, бытовых и других – общаются с ними. Заниженная самооценка – приводит к неуверенности в себе, повышению тревожности ( я не смогу этого сделать); завышенная самооценка порождает конфликтные ситуации с окружающими.
Рекомендации родителям по формированию самооценки ребенка
1.Принимайте ребенка таким какой он ест
2.Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать…». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
3.Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, т.е. ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а, следовательно, и заниженную самооценку и уровень притязаний.
Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка.
4.Старайтесь не сравнивать его с другими детьми – только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.
Часто нам кажется, что ребенок с приходом в 1 класс, становится взрослее. Что 1 сентября он станет настоящим первоклассником, будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги. Но что происходит на самом деле? Ребенок остается все тем же дошкольником, так как школьником стать за один день невозможно. И именно в это время. В первый год обучения ребенку нужна поддержка и помощь родителей. Потому что, от того как успешно пройдет первый год обучения, будет зависеть учеба в последующие годы.
А сейчас я предлагаю вам провести небольшой эксперимент. Возьмите карандаш и напишите: «Мой ребенок – будущий первоклассник». А теперь переложите карандаш в другую руку и напишите эту фразу еще раз. Как ровно и красиво мы пишем привычной, ведущей рукой, и как трудно и непривычно дается письмо, если мы перекладываем карандаш в другую руку. Так и ваш ребенок. Как весело и легко быть дошкольником, и как непривычно стать школьником. Первоклассником быть трудно, и родителям первоклассника – тоже не просто. И если в течение учебного года вам покажется, что ваше терпение на исходе, вспомните этот эксперимент.

Родительское собрание в подготовительной группе на начало учебного года «Ваш ребёнок – будущий школьник»

Родительское собрание в подготовительной к школе группе
«Ваш ребёнок – будущий школьник»

Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

Задачи:
1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

2 . Повысить грамотность родителей в области развивающей педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка.

3. Воспитывать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребёнка в разных видах деятельности.

Участники: воспитатели, родители.

Форма проведения: встреча.

План проведения:

1.Вступительная часть (приветствие родителей)

2. Консультация для родителей «Готовность детей к школе».

3. Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»

5. Выступление председателя родительского комитета.

1.Ход собрания:

Вступительная часть (приветствие родителей)

– Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше собрание.

Наши ребята в этом году перешли уже в подготовительную группу детского сада! Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам подготовится к школе. Как это сделать мы и попробуем сегодня разобраться.

2. Консультация для родителей «Готовность детей к школе».

Безусловно, все родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и в семье. Что же мы вкладываем в понятие «готовность ребенка к школе»?

Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе:

Мотивационная готовность

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность.

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё: и классы, и учительница, и систематические занятия – являются новыми. Но оказывается, что это не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью – учением.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний умений и навыков ему трудно будет в школе. Такие дети будут успешно выполнять задания, но без интереса, а из чувства долга и ответственности, они будут выполнять его небрежно, им будет трудно достичь нужного результата.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. Причина такого отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания детей. Намного разумнее – сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, книге. Для этого можно использовать разнообразные методы, средства: совместное чтение.

Интеллектуальная готовность

Следующим компонентом психологической готовности ребенка к школе называют интеллектуальную готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе.

Что же кроется под этим термином? Конечно, прежде всего, это уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи. От сформированности этих процессов будет зависеть будет ли школьник решать задачи, запоминать стихи, писать диктанты и изложения.

Родители часто стараются заранее научить ребёнка читать, писать, считать, тратят на это много сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребёнка главного – умения сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.

Поэтому именно развитие психических процессов будет фундаментом для дальнейшей учебной деятельности. А развитие этих процессов происходит во время общения ребенка со взрослыми. Например, когда вы идете из детского сада домой, обсудите с ребенком состояние погоды, обращайте внимание на окружающий мир. Родители могут сами проверить, как ребенок умеет думать на некоторых заданиях. Например, попросите ребенка сравнить два предмета, имеющие сходства и различия (мяч и воздушный шар); два понятия (город и деревня). Выполняя такие задания дети, как правило, сначала устанавливают различия, потом находят общее, что для них является более трудной задачей. Можно предложить ребенку обобщить какую-то группу предметов.

Читайте ребенку, а также учите ребенка пересказывать.

Познавая с вами окружающий мир, ребенок учится мыслить, анализировать явления, обобщать, делать выводы.

Эмоционально-волевая готовность

Следующий компонент психологической готовности к школе эмоционально-волевая готовность, которая требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Она предполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, переживание). Волевая готовность подразумевает умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением.

Можно развивать волю ребенка и дома, давая детям разные задания.

Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности геометрические фигуры под диктовку или по заданному образцу. Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.

Социальная готовность

Следующим показателем готовности к школе является социальная готовность. Не менее, важное условие подготовленности ребёнка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.

Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.

К школе у детей надо сформировать следующие навыки общения:

• умение слушать собеседника, не перебивая его;

• говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;

• пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей.

В годы, предшествующие обучению в школе, родителям важно создать условия для общения дошкольников с их сверстниками. Организация различных развлечений, детских праздников, разнообразных игр должна стать хорошей традицией каждой семьи. Дети учатся жить в коллективе, уступать, делать другим приятное, помогать, подчиняться, лидировать.

Родители должны не только научить ребёнка слушать других, но и признавать его право на собственное мнение.

И еще очень важный момент – то, как вы реагируете на своего ребенка, каким вы его видите, как оцениваете его успехи и неудачи. Детям, как воздух, просто необходима уверенность в том, что вы в него верите, что вы уверенны в его возможностях. Это дает сильный толчок для формирования самоуверенности, самоуважения. Поэтому чаще хвалите ребенка за какой-нибудь даже очень маленький положительный момент в его деятельности.

Физическая готовность

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к школе.

По статистике при поступлении в первый класс, дети начинают болеть чаще. Происходит это не только потому, что они контактируют с большим количеством других ребят, но и из-за того, что именно в этот период, детский организм начинает перестраиваться на новый лад. Он начинает нести на себе увеличенные по отношению к прежним нагрузки, связанные непосредственно как с новым режимом дня (меньше игр и отдыха и больше учебных занятий) так и с психоэмоциональной усталостью, нервным и умственным напряжением. Именно здесь и нужно отметить то, как важна достаточная физическая готовность ребенка к школе. Что может дать хорошая физическая подготовка детей? Это, в первую очередь, крепкое здоровье, развитый и выносливый организм, который сможет успешно противостоять новым нагрузкам, это отличный уровень физического развития, который обеспечит активное состояние, тем самым во многом определяя успешность учебы и отличную успеваемость.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что физическая готовность является одним из важных компонентов общей готовности ребенка к обучению в школе.

3. Тест для родителей

«Готов ли ваш ребенок к школе?»

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш ребенок в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш ребенок связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9. Считает ли ваш ребенок до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш ребенок управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш ребенок названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом “фрукты” яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов , значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш ребенок может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов , то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал . А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача – систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться -упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.

4. Обзор требований к родителям.

Образовательная деятельность с детьми проводиться согласно утвержденного на год расписания. С детьми, помимо воспитателей, работают специалисты: инструктор по физическому развитию, музыкальный руководитель.

Требования : на физкультурные занятия : всем зеленая однотонная футболка, черные шорты, носки, чешки.

Приём детей в детский сад осуществляется до 8.30. Опаздывания мешают педагогическому процессу, отвлекают детей и воспитателей от режимных моментов и зарядки.

Если по какой-то причине опаздываете, предупредите воспитателя,

5. Выступление председателя родительского комитета.

Читайте также:  Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука (Ш)
Ссылка на основную публикацию