Семинар для воспитателей: Развитие речи детей с помощью логопедических игр

Семинар – практикум учителя – логопеда для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
материал по логопедии ( группа) на тему

В современной науке речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие словаря, фонематического слуха и звукового анализа, коммуникативных умений и связной речи, формирование грамматического строя, осознание речевой деятельности. Требования Стандарта к результатам освоения программы даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К целевым ориентирам в области «Речевое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
seminar_bentyukova_e.v.docx66.57 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум учителя – логопеда для педагогов ДОУ

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила учитель – логопед

МДОУ д/с № 17 «Искорка»

Бентюкова Елена Владимировна

В современной науке речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие словаря, фонематического слуха и звукового анализа, коммуникативных умений и связной речи, формирование грамматического строя, осознание речевой деятельности. Требования Стандарта к результатам освоения программы даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К целевым ориентирам в области «Речевое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

В младенческом и раннем возрасте: «владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает название окружающих предметов и игрушек» (ФГОС ДО 4.6), а на этапе завершения дошкольного образования: «достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности »(ФГОС ДО 4.6).

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей и неблагоприятными социальными процессами. По данным доктора медицинских наук И.С.Скворцовой, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены разного рода перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Речь при этом страдает одной из первых, так как напрямую зависит от созревания головного мозга.

Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть гибкими, долго удерживать определённое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Гимнастику выполняют ежедневно в течение 7-10 минут, перед зеркалом (под зрительным контролем), постепенно темп упражнений увеличивается.

Во всех возрастных группах могут быть использованы практически одни и те же комплексы артикуляционных упражнений, но требования к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными.

С детьми младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Необходимо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых трудно дальше развивать движения артикуляционного аппарата.

В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приёмы, совершенствуются и развиваются дальше приобретённые простейшие навыки движений.

В старшей и подготовительной группе уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движений, за умением плавно и быстро переключаться с одного движения на другое. Дети этого возраста могут выполнять упражнения в любом темпе.

Задание : перед вами картинки к артикуляционным упражнениям, нужно назвать артикуляционные упражнения по картинкам, показать, как они выполняются, и для каких групп звуков используются.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук воспитатели выполняют с детьми ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Пальчиковую гимнастику рекомендуется выполнять ежедневно (5-10 минут), сначала упражнения выполняют медленно, одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе

Задание : предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики.

Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с 4-х лет детей знакомят с понятиями «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слов. Формируют умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.

Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приемов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребенка в увлекательную игру.

Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

К автоматизации изолированных звуков нужно приступать тогда, когда ребенок продолжительно произносит звуки правильно и четко.

Автоматизацию звука в словах следует проводить в сочетании с обогащением грамматических категорий языка – словообразования и словоизменения. Развитию навыка словообразования способствуют задания: «Скажи ласково», «Придумай новое слово». Кроме существительных следует как можно чаще включать в занятия и другие части речи – прилагательные, наречия, глаголы.

Автоматизация звука в предложении – стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи. Работу необходимо сочетать с введением в речь разных типов предложений, постепенно усложняя для овладения детьми предложно-падежным управлением, навыками употребления в речи простых и сложных предложений.

Автоматизация звука в чистоговорках – закрепление звука в рифмованной речи, формирование навыка правильного употребления падежных окончаний; развитие воображения, просодических компонентов речи, чувство ритма. Наиболее результативно сочинение чистоговорок детьми.

Автоматизация звука в загадках и стихотворениях – развитие просодических компонентов речи и формирование правильного дыхания. При заучивании стихотворений желательно присутствие диалогов. Можно совмещать эту работу с заданиями на звукослоговой анализ и синтез, выделение слов с заданным звуком, подбор рифм, самостоятельное придумывание стихов, отгадывание ребусов и кроссвордов.

Автоматизация звука в самостоятельной речи – обучение пересказу рассказа и рассказыванию, способствующих развитию воображения и творческих способностей дошкольника.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

А чтобы коррекционная работа проходила легко и увлекательно мы используем дидактические игры, которые проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: “Отгадай-ка?”, “Магазин”, “Да – нет” и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: “Похож – не похож”, “Кто больше заметит небылиц?”. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: “Кому что нужно?”, “Назови три предмета”, “Назови одним словом”, и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: “Испорченный телефон”, “Краски”, “Летает – не летает” и др.

Теперь предлагаю поиграть в речевые игры, которые активизируют речь и мышление. Но сначала: «Закончите предложения, подобрав нужные слова»:
1. Звуки мы (что делаем?)… (слышим и произносим)

2. Буквы мы (что делаем?)… (видим и пишем)

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

«Японская печатная машинка»

Игра направлена на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон).

«Поиграем в сказку»

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

– Кто сидел на моем стуле?

– Кто ел из моей чашки?

– Кто спал в моей постели?

– Кто же был в нашем доме? И т.п.

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

Взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания:

Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)

В нашей работе главная цель – развитие речи детей,
В ногу со временем следуем ей!

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.

Цель семинара-практикума: Оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях.

Задачи:

  • Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
  • Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
  • Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.
  • Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.

Интеграция образовательных областей:

  • речевое развитие
  • познавательное развитие
  • физическое развитие.

Структура проведения семинара-практикума

1. Организационный момент

2. Речевые игры на развитие зрительного восприятия, памяти, активизации речи и мышления

  • артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики);
  • игра «Похожие слова»;
  • игра «Кошка» (обогащение словаря);
  • «Скороговорки» (развитие дыхания и голоса);
  • Физкультурная минутка «Толя – альпинист»;
  • «Чудесный мешочек» (развитие общей моторики, мелкой моторики);
  • игры-перевёртыши;
  • игры на развитие фонематического слуха;
  • игры на развитие фонематического восприятия.

3. Заключительная часть. Итог

Организационная часть

Учитель – логопед встречает педагогов в зале.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Внимание! Внимание!
Сегодня на повестке дня гениальная идея одна:
Всем предлагаю активное участие принять!
С коллегами опытом поделиться,
В педагогической работе это пригодится!

Основная часть

Задание № 1. Как называется гимнастика для языка? (артикуляционная)

С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:

В недалёкой деревушке жили-были,
Не грустили – старичок со своею старушкой.
Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку.
(открываем широко рот)

В деревню к ним пожаловали гости:
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
А с ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех пытались (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись – в улыбочке губы, (снова широкая улыбка).
Чистили все свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Не забываем: полощем свой ротик чистой водою,
Чтоб свежим был ротик! (втягиваем щёки, надуваем)
Чашечки ставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На чай подули и остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Блин испекут и на блюдца положат (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим (покусываем распластанный язык, затем заворачиваем за нижние зубы и покусываем)
Блинчик с вареньем – малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – варенье мы слижем! (кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!

На улице ждёт интересного и весёлого много!
Дед для внучат приспособил качели (широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы)
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже,
Он перешёл на галоп, дети тоже… (щёлкаем языком),

Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки),
Что же мы видим? Мы видим грибочки! (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!

Вот из сарая индюшка пришла,
Проболботала: «Бл-бл-бл-ла» и ушла! (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом)
Вот и сказке нашей подошёл конец,
Кто слушал «Молодец!»

Предлагаю поиграть в интерактивные речевые игры – активизируем речь и мышление.

Речевые игры (для активизации речи и мышления).

Задание № 2. Игра «Похожие слова»

Звучит логопедическая распевка:

Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово – лимон! .

Задание:

Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!

Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел)

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар)

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)

Задание № 3. Игра «Кошка»

Отгадайте загадку:

Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная (кошка).

Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.

Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):

бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.

Кошка бывает какая?

Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.

Задание № 4. Cкороговорки

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звукову воспитанников.

«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:

На «Мячике» изображена эмоция, с которой надо рассказать скороговорку.

  • Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
    В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка (раздраженно).
  • На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
  • Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
  • Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
  • Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).
  • Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
    Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» (спокойно)

Задание № 5. Физкультурная минутка

«Толя – альпинист»

Задание № 6. «Чудесный мешочек»

Педагоги достают из «чудесного мешочка» предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми.

Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.

Задание № 7. «Игры-перевёртыши»

Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.

Пословицы и поговорки:

  • Счастье перемещается кучами – «беда не ходит одна».
  • Уйти от новой стиральной машины – «остаться у разбитого корыта».
  • От смелости затылок мал – «У страха глаза велики».

Строчки из стихотворений:

  • Во поле берёзку срубили – «В лесу родилась ёлочка».
  • Ты ненавидишь мою коровку – «Ялюблю свою лошадку».
  • Ваша Маша тихо смеётся «Наша Таня громко плачет».

Названия сказок и книг:

  • Лиса и шестеро цыплят – «Волк и семеро козлят».
  • Утки – индюшки «Гуси – лебеди».
  • Бледненький кустик «Аленький цветочек».
  • Пёс без босоножек – «Кот в сапогах».
  • Квадратик – «Колобок».

А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.

Задание для педагогов – отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

  • Василий Иванович остается на работе –«Иван Васильевич меняет профессию».
  • Грустные взрослые – «Веселые ребята».
  • Громче стоишь – ближе не будешь –«Тише едешь – дальше будешь».
  • Крик баранов – «Молчание ягнят».
  • Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».
  • С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
  • Холодные ноги – «Горячие головы».
  • Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».
  • В симфоническом оркестре не только мальчики –«В джазе только девушки».
  • Ручной кактус «Дикая орхидея».

Задание № 8. «Объявление» (для активизации речи, мышления)

Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук

Например: на звук [К]

Куплю красивую кошечку.

Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.

Например: на звук [П]

Петя подарил Павлику пирамидку.

Задание № 9. «Фонематический слух»

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: “коза-коса”, “дом-том”, “бочка-почка”. И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».

  • Портфель я выронил из рук,
    Такой большой на ветке … (жук)
  • Шел по лесу шустрый мишка,
    На него свалилась … (шишка)
  • Здесь в лесу есть злые звери,
    Запирайте на ночь … (двери)
  • Тише, Танечка, не плачь,
    Не утонет в речке … (мяч)
  • Как-то вечером две мышки
    Унесли у Пети … (книжки)
  • Не полезет Влад на ель
    У него в руках … (портфель)
  • «Я трудиться не привык!»
    Отвечает … (грузовик)
  • Cобирали васильки
    у нас на голове … (венки)

Задание № 10. «Фонематическое восприятие»

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Игра: «Отвечай – не торопясь»

Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?

(рот, ром, рог, ров, род, рок).

3. Заключительная часть

Вот и закончилась деловая игра,
Подвести итог пора!

Итог семинара-практикума

– Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).

Спасибоза внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!

Приложение

Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани
Часто мылся Ванечка

На реке поймали рака,
Из-за рака вышла драка!
Это Ромка – забияка,
Снова в реку бросил рака.

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убегал от Поли в поле.

Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах коррекции речи дошкольников логопедических групп».

  • Логоритмика (2)
  • Документация педагогов ДОУ (1)
  • Подготовка к школе детей логопедической группы. (1)
  • Логопедические технологии в работе учителя – логопеда (1)
  • Советы логопеда (5)
  • Методическая копилка. (11)
  • Дыхательная гимнастика. (1)
  • Развитие фенематического слуха. (3)
  • Работа по исправлению звукопроизношения. (7)
  • Подготовка детей к школе. (3)
  • Особенности развития детей имеющих речевые нарушения. (5)
  • Логоневроз. (2)
  • Развитие мелкой моторики. (5)
  • Развитие речи. (12)
  • Артикуляционная гимнастика. (2)
  • Подготовка детей к обучению грамоте. (4)

Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах коррекции речи дошкольников логопедических групп».

Задачи:

Мотивация педагогов к повышению своих профессиональных качеств, к обогащению и накоплению опыта в организации коррекционной работы с детьми. Помочь педагогам освоить методы и приемы работы над коррекцией речи детей. Знакомство педагогов с новой синквейн технологией и ее применение в развитии речи детей. Способствовать успешности педагогической деятельности.

Оборудование. Доска, мел, зеркала по количеству участников, модель языка, картинки артикуляционной гимнастики, схема гласных, согласных мягкие – твердые, фломастеры, бумага, картинки для составления рифмы, четверостишия, буклеты с артикуляционными упражнениями, карточки с точками.

Знание основ логопедии имеет решающее значение в организации коррекционной работы воспитателя в логопедической группе.

Логопед выполняет обучающую, координирующую и организационную роль в совместной работе логопеда и воспитателя по устранению недостатков речи у детей. Одной из форм работы является семинар-практикум.

Формирование правильного произношения — сложный процесс. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его органы артикуляции должны четко выполнять движения, переходить от одного положения к другому. Всему этому учит артикуляционная гимнастика. (Даются рекомендации к ее проведению: Следует заниматься ежедневно по 5-10 минут, упражнения выполняются перед зеркалом, медленно, затем темп увеличивается, периодически ребенку следует задавать вопрос: «Где находится твой язычок?», все упражнения проводятся четко, фиксируя движения). Сейчас я проведу небольшой экскурс по основам логопедии.

Участники семинара-практикума делятся на две команды. Затем проводятся конкурсы.

  1. «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук».

(зеркало на каждого участника)

Ведущий предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» (с демонстрацией картинок и показом артикуляционных движений).

«Толстые внуки приехали в гости.

С ними – худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись—в улыбочку губы.

Чистим мы верхние, нижние зубы.

Блюдца поставим—положат блины нам.

Блинчик жуем с вареньем малиновым.

Дуем на блинчик—не в щеки, не мимо.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем спасибо и губы оближем.

Дедушка сделал для внуков качели.

Все мы на них покачаться успели.

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки и на опушке мы видим грибочки».

У вас есть буклет с упражнениями на артикуляцию.

Знание органов артикуляции.

Ведущий задает вопросы командам. Модель языка

– Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык).

– Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, боковые края, корень).

– Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков?

(Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость).

– Как образуется голос?

(Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются).

Знание артикуляционных упражнений.

Обучение правильному произношению звуков русского языка начинается с артикуляционной гимнастики. Её целью является выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции (языка, губ, щёк, нижней челюсти) и подготовка к правильному произнесению звуков.

  1. Назовите на какие группы делятся звуки?Шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; Свистящие С, З, Ц; Соноры Р, Л- подразумевает такие звуки человеческой речи, в основе которых лежит чистый музыкальный голосовой тон (образуемый при участии вибрирующих голосовых связок). Вышеозначенными признаками обладают прежде всего все гласные звуки, а затем и некоторые согласные, как, например, носовые м и н.
  2. Объясните чем отличается звук от буквы?
  3. Представитель каждой команды получает картинки к артикуляционным упражнениям («Улыбаются лягушки», «Хобот слона», «Чистим зубы», «Лошадка», «Качели»).

Члены команд должны назвать упражнения, показать, как они выполняются, для каких звуков они используются.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Действительно, развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка, так как все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы.

Еще одно высказывание – рука это мозг наружу.

Цель пальчиковой гимнастики: развитие речи и мелкой моторики рук ребенка.

Задание

Командам предлагается показать по одному упражнению гимнастики с речевым сопровождением.

  1. Дыхательная гимнастика по методики Стрельниковой.
  1. «Развитие фонематического слуха и восприятия».

Различают три вида слуха:

  • Физический слух— это способность слышать окружающие звуки. (шум дождя, скрип двери, шуршание листвы и т.д.)
  • Речевой слух — это наивысшая способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой. Хорошо развитый речевой слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременнее усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. С учетом хорошо развитого фонематического слуха. Удивление, грусть, страх, радость
  • Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. (лак – рак, шапка – сапка). Показ фонематической трубки.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

Задание.

– Назовите слова на заданные звуки. Ведущий произносит звуки, (гласные, согласные). Участники поочередно называют слово, начинающееся с заданного звука.

– Придумайте рифму к слову.

Выставлены перевернутые предметные картинки.

Участник переворачивает картинки, называет предметы.

Члены его команды придумывают рифмы к этим словам. (Кошка-мошка, картина-корзина, жучок-паучок и т.д.)

Составление четверостишья с этими картинками.

  1. Подберите слово к схеме.

(Выставляются варианты схем слов из трех звуков.

Обозначение: гласные звуки – красные, твердые звуки – синие, мягкие звуки-зеленые).

Надо подобрать к ним как можно больше слов: «сад, тис, лес, дом, луг. Мох, мех, рис, пес, чай» и т.д.

  1. Развитие слоговой структуры слова.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Вы знаете как бывает сложно детям проговорить слова со сложной слоговой структурой (3-4….слога в слове). Работа строится в два этапа.

  1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (СНОСКА: Слуховой гнозис узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
  1. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий следующие:

  • Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
  • Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
  • Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
  • Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

Второй этап коррекционной работы над слоговой структурой слов является:

Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Проговаривание слов со сложной слоговой структурой. (клубника, милиционер, фотографироваться, велосипедист и т.д.

деление слов на слоги, анализ и синтез слов.

Подберите слово с наибольшим количеством букв. Командам раздают листы бумаги и фломастеры.

никотинамидадениндинуклеотидфосфатгидрин (участвует в фотосинтезе растений) — содержит 40 букв.

Тетрагидропиранилциклопентилтетрагидропиридопиридиновые — слово из 55 букв, описывающее вещество

восьмидесятичетырёхлетний (25 букв)

переосвидетельствоваться

высокопревосходительство

Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв. (лист бумаги, ручка)

  1. Определите место звука в слове.

Цель: развивать фонематические представления. Навыки фонематического анализа.

Ведущий предлагает выполнить задание:

«Если в слове, которое я произнесу, звук «Л» будет стоять в начале слова, поднимите руки вверх.

В середине—руки на пояс, в конце—на колени».

(Лапа, кулак, лыжи, колба, полка, памперс, молоко, волосы, корыто, осел, лопата, футбол).

  1. Конкурс «Формирование правильного произношения и дикции».

главная цель скороговорок для детей – это развить их речевой аппарат, усовершенствовать речь, сделать ее четкой, понятной, а также выразительной. В процессе разучивания скороговорки ребенок научится относиться к своей речи осмысленно, станет взвешивать каждое слово, понимать и запоминать значение слов.

Ведущий предлагает выбрать карточки со скороговорками.

Первую скороговорку надо произнести быстро, вторую — быстро, с интонацией, третью медленно-быстро.

Карточка №1. «Гризли продавал гриву льва за гривну».

«Компьютерному пирату в интернете не рады». (Сердито).

Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить стать:

Наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена Бердонгарова кораллы

Карточка №2. «Вера и Люда кормили двугорбого верблюда».

«Саша шустро сушит сушки». (Удивленно).

Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена Бердонгарова кораллы

Повторите три раза «Пакет под попкорн». Все участники семинара.

Ведущий предлагает придумать скороговорку на определенный звук – «П» («От топота копыт пыль по полю летит»),

«Р» («Терминатор Арнольд Шварценеггер—губернатор Калифорнии»).

  1. Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Правила составления синквейна.

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Эта технология универсальна.

Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.

Примеры составления синквейна

  1. Кукла.
  2. Красивая, любимая.
  3. Стоит, сидит, улыбается.
  4. Моя кукла самая красивая.
  5. Игрушка.

Составление синквейна со словом воспитанники – воспитатели (схема на доске)

Составление Синквейна на тему семинар- практикум совместно.

Семинар – практикум Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста».

Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста».

«Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти

словам – он будет долго и

напрасно мучиться, но свяжите

двадцать таких слов с картинками

и он усвоит на лету».

Цель: повысить уровень педагогической компетентности педагогов, используя разные формы работы по развитию речи и культуре речевого общения детей

Задачи:

  1. совершенствовать теоретическую подготовку педагогов в области речевого развития детей дошкольного возраста;
  2. познакомить с практическими подходами развития речи детей в образовательном процессе

План семинара-практикума:

Теоретическая часть:

1.Выступление «Развитие речи и культуры речевого общения у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Заместитель заведующего по основной деятельности Галина Алексеевна Вороная

Практическая часть:

2. Дидактические игры по развитию речи.

3. Составление структуры занятий по развитию речи.

4. План-конспект занятий «Рассказывание по картине».

Педагогическая мастерская

(участники делятся на две команды, выбирается жюри)

Ведущий: – Начнём мероприятие с разминки – блиц-опроса. Вопросы по теме «Развитие речи и культура речевого общения».

1. Назовите виды занятий по обучению рассказыванию. (Рассказывание по картине, рассказывание об игрушках, рассказы детей из опыта, творческие рассказы.)

2. Назовите словесные приёмы, которые используются на занятиях по развитию речи и культуре речевого общения детей дошкольного возраста. (Речевой образец, повторение, объяснение, указание, словесное упражнение, вопрос, оценка детской речи.)

3. В какой группе осуществляется подготовка к рассказыванию: формируются умения задавать вопросы, высказываться об игрушках, изображённом на картине, прочитанном? (Первая младшая группа.)

4. В какой группе детей дошкольного возраста подводят к составлению небольших рассказов по картине, описанию игрушек 2-3 предложениями? (Вторая младшая группа.)

5. В какой группе формируется умение пересказывать содержание сказки или короткого рассказа, как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии? (Средняя группа.)

6. В какой группе начинают формировать умение составлять рассказы по содержанию картины, из личного опыта? (Средняя группа.)

7. В какой группе дети дошкольного возраста самостоятельно составляют описательные рассказы по игрушке, предметной картинке, серии сюжетных картин (Соблюдая композицию рассказа, указывая место и время действия, характеризуя персонажей)? (Старшая группа.)

8. В какой группе дети дошкольного возраста самостоятельно составляют творческие рассказы реалистического и фантастического содержания? (Старшая группа.)

9. Для какой группы в учебной программе дошкольного образования впервые вводится образовательная область «Развiццё маўлення i культура маўленчых зносiн»? (Средняя группа.)

10. Для какой группы в учебной программе дошкольного образования впервые вводится образовательная область «Обучение грамоте»? (Старшая группа.)

11. Перечислите содержание образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для второй младшей группы (из учебной программы дошкольного образования)? (Словарь, грамматический строй речи, звуковая культура речи, связная речь.)

Ведущий: – Предлагаем вашему вниманию дидактические игры по развитию речи для обеих команд.

1. Дидактическая игра «Скороговорки».

Задание: Одному представителю из команды необходимо произнести скороговорку медленно, быстро и очень быстро без ошибок, чётко проговаривая все слова.

Для первой команды: Перепел-перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Для второй команды: Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке.

2. Дидактическая игра «Прилагательные ассоциации».

Задание: командам предлагаются слова, к которым нужно подобрать наиболее подходящие по смыслу прилагательные.

Практический семинар для воспитателей ДОУ. Развитие речи дошкольников

Цель семинара:
• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Задачи:
1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности.
2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.
3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.

Педагоги сидят на стульях в кругу, по очереди представляются и называют личное качество, начинающееся на первую букву своего имени, например, «Я – Лена и я – легкая».

К. Д.Ушинский – основоположник научной педагогики:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Что такое МНЕМОТЕХНИКА?
Мнемотехника– это «техника запоминания». Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично, Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

1 задание составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения:
1 Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки
Ромашки, ромашки, будто луговые
Ромашки, ромашки словно как живые.
2. В огороде много гряд. Тут и репа и салат
Тут и свёкла и горох, а картофель разве плох?
Наш зеленый огород нас покормит круглый год
3.
Мы купили кошке,
К празднику – сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать,
Хвостик некуда девать.
Ира просит: «Ёжик, ёж,
Ты мне платьице сошьешь?
Ёж ответил из-под елки:
– Ниток нет, одни иголки!

На базаре ёжик накупил сапожек.
Сапожки на ножки себе,
Поменьше немножко – жене,
С пряжками сыну,
С застежками дочке.
Вывод: Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
2. Задание: Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон.
Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).
Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми.

Игра «Волшебная палочка»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.
Итак, первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.
Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;
Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.
Игра «Шкатулка со сказками»
В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.
Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.
Игра «Придумай необычное существо»
Нарисовать и рассказать о выдуманном персонаже
Игра «Нелепицы»
Раздать черно-белые картинки и цветные карандаши. Задание найти и закрасить нелепицы. Кто быстрее и больше их назовет.
Ответы к тесту
Картинка к тесту «Нелепицы».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Еще одно направление по развитию речи – устное народное творчество. В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
• Задание: показать по одной пальчиковой гимнастике .
Предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением) .
•Задание: Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Рассказать о методике рассказывания скороговорки. Первую скороговорку нужно быстро произнести, а вторую – быстро произнести с определённой интонацией.

В образовательном процессе по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу уже со 2 младшей группы, воспитателям рекомендую, использовать различные игровые методы и приемы, дидактические упражнения в работе с детьми. Например: При рассматривании картины можно использовать игровые приемы, которые помогают выделять объект, внимательно рассматривать его: «ОКОШКИ»
Пособие. Картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм. Картины, схожие по сюжету.
1 вариант. Одно окошко (любой формы).
2 вариант. Число окошек по количеству объектов.
Ход игры.
– Кого (что) мы видим в окошках? Какая картина спряталась?
«ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА»
Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.
Ход игры: Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.
«КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ?» Цели. Учить выделять объект на «зашумленном» фоне.
Пособие. Картина, реальные изображения объектов картины. Назови, кого ты видишь на картине.
Ход игры По ходу называния объектов задаются уточняющие вопросы на уточнение цвета,
• пространственного расположения, принадлежности и т.п.) «ПОЧЕМУ?»
Цель: развивать логическое мышление, устанавливать связи между объектами,
• строить предложения несложной конструкции. «ЧТО НУЖНО?»
• Цель: Развивать инициативность речи, активизировать и расширять словарный• запас. В средней группе уже используем символы, знаки для составления графического плана как своеобразной зрительной опоры, отражающей последовательность рассказа.

Семинар для воспитателей: Развитие речи детей с помощью логопедических игр

Фоминых Е.Н., учитель-логопед МБДОУ №102 г.Екатеринбург

Теоретическая часть.

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки: «с», «з», «ш», «ж», «л», «р», его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать переходы от одного движения к другому. Всему этому может научить артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты. Когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют и детям, и взрослым, научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль, потом зеркало можно убрать.
  • Постепенно темп упражнений увеличивается. Ребёнку задаются наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?».
  • Артикуляционной гимнастикой занимаются ежедневно, в течение 7-!0 минут.
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления речи.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика.

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  5. Развивается воображение и фантазия .
  6. В результате освоения упражнений пальчиковой гимнастики кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Необходимо помнить, что пальчиковая гимнастика будет эффективна только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно около 5-10 минут. Сначала все упражнения выполняются медленно. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем-другой, наконец, двумя одновременно.

Формированию правильного звукопроизношеня у детей способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с четырёх лет, детей знакомят с терминами «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности. Обращается внимание на длительность звучания слова. Формируется умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные; определять первый звук в слове; называть слова с заданным звуком; учат выделять звук в слове. Детей знакомят с делением слов на слоги.

Великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи это скороговорки. Скороговорка – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие рифмованные фразы развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Как работать со скороговорками?

  1. Прочитайте ребёнку скороговорку и по возможности покажите иллюстрацию к ней.
  2. Объясните значение сложных слов.
  3. Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.
  4. Проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями.
  5. Проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами. Пословицы – это краткие народные изречения афористического характера. Далеко не все взрослые, не говоря уже о детях, употребляют в своей речи пословицы, или говорят их к месту. Именно поэтому начинать работу с пословицами нужно как можно раньше, объяснять смысл пословиц, применять их к различным современным ситуациям. Работа с пословицами развивает у дошкольников и абстрактное мышление.

Практическая часть.

Педагоги, участники семинара-практикума, делятся на две команды: «Говоруньи» и «Болтуньи». Командам представляется жюри: два учителя-логопеда и старший воспитатель ДОУ. Каждый конкурс оценивается от одного до трёх баллов.

Конкурс №1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Ведущий (учитель-логопед) предлагает в качестве разминки выполнить всем участникам артикуляционную гимнастику в форме стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» (прилагаются картинки)

Толстые внуки приехали в гости.

С ними – худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись, в улыбочку губы.

Чистим мы верхние, нижние зубы.

Блюдца поставим, положат блины нам.

Блинчик жуём с вареньем малиновым.

Дуем на блинчик, не в щёки, не мимо.

Чашки поставим, чтоб чаю налили нам.

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем спасибо и губки оближем.

Дедушка сделал для внуков качели.

Все мы на них покачаться успели.

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки

И на опушке мы видим грибочки.

  • Знание органов артикуляции.

Ведущий задаёт командам вопросы по очереди

– Назовите главный артикуляционный орган (язык)

– Назовите части языка (кончик, спинка, корень, боковые края)

– Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость).

– Как образуется голос? (в гортани смыкаются голосовые связки)

  • Знание артикуляционных упражнений.

Представители команд получают от ведущего картинки к определённым артикуляционным упражнениям («Улыбаются лягушки», «Хобот слона», «Лопатка», «Лошадка», «Чистим зубы», «Качели»)

Команды должны назвать упражнения, показать, как они выполняются и для постановки каких звуков нужны.

  • Знание упражнений пальчиковой гимнастики.

Командам предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).

Конкурс №2. Развитие фонематического слуха и восприятия.

  • Называние слов на заданные звуки.

Ведущий говорит каждому члену команды по очереди звук (гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный) – нужно назвать слово, начинающееся на этот звук.

  • Придумывание рифмы к словам.

Представители команд выходят к мольберту, на котором – перевёрнутые обратной стороной картинки. Участники команд по очереди переворачивают картинки, называют их, а команды подбирают рифмы к этим словам. Например, кошка – окошко, улитка – калитка, корзина – картина, жучок – паучок и т. п.

  • Подбор слов к трёхзвуковым схемам.

Ведущий обращает внимание участников на мольберт, на котором 5 вариантов трёхзвуковых схем (гласные звуки обозначены красным цветом, твёрдые согласные – синим, мягкие согласные – зелёным).

Командам даётся задание подобрать как можно больше слов к этим схемам. Слова должны быть названиями предметов из растительного и животного мира. (примеры слов: лес, мак, пень, сад, тис, вяз, дуб, бук, лён, рис, лук, чай, луг, мох, рак, тля, вошь, пёс, сом, пёс, лось, лис, вол, бык, кот, кит, мул, як, лев, лещ, язь, сыч, мышь, чиж, жук, гусь, ёж, рысь, оса).

  • Подбор слов с наибольшим количеством букв.

Командам выдаются чистые листы бумаги и маркеры. Даётся задание придумать самое «длинное» слово, написать его и подсчитать количество букв в названии. Например, слова: самоуничтожение, газонокосилка и т. п.

  • Определение места звука в словах(динамическая пауза).

Участникам команд даётся задание: если звук «л» будет стоять в начале слова (ведущий произносит ряд слов) – нужно поднять руки вверх и потянуться; если в середине слова – поставить руки на пояс; если же звук «л» будет стоять в конце слова – нагнуться и поставить руки на колени.

Ведущий произносит слова: лампа, кулак, стол, колба, осёл, ласточка, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко.

Конкурс №3. Формирование правильного звукопроизношения и дикции.

  • Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Первую скороговорку нужно быстро произнести, а вторую – быстро произнести с определённой интонацией.
  1. Гризли продавал гриву льва за гривну.
  2. Компьютерному пирату в Интернете не рады. (сердито)
  1. Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.
  2. Саша шустро сушит сушки. (удивлённо)

– Третью скороговорку (на свой выбор) команды предлагают произнести соперникам.

– И, наконец, последнее задание в этом конкурсе – каждой команде придумать самим чистоговорку, все слова которой будут либо начинаться на один звук, либо иметь автоматизируемый звук в своём составе.

Например, чистоговорка для автоматизации звука «р»: «Терминатор Арнольд Шварценеггергубернатор Калифорнии».

Конкурс №4. Развитие связной устной речи. Работа с пословицами.

Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями по пословицам.

1. Продолжить пословицы:

– С волками жить-. (по-волчьи выть)

– С миру по нитке-. (голому рубаха)

– Всяк сверчок-. (знай свой шесток)

2. «Перевести» пословицу на русский язык.

– Сын леопарда – тоже леопард. (Африка) Яблоко от яблони недалеко падает.

– Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) Шила в мешке не утаишь.

– Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) В тихом омуте черти водятся.

3. Назвать аналогичную русскую пословицу.

– Вчера Макар грядки копал, а ныне Макар в воеводы попал.

– Вышел из грязи в князи.

4. Назвать одну или несколько пословиц про дружбу.

– Друг дороже денег.

– Человек без друзей, что дерево без корней.

– Хорошую дружбу и топором не разрубишь.

– Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет.

– Друзья познаются в беде.

– Старый друг лучше новых двух.

1. Продолжить пословицы:

– Двое пашут – . (а семеро руками машут)

– Кончил дело – . (гуляй смело)

– Гром не грянет – . (мужик не перекрестится)

2. «Перевести» пословицу на русский язык.

– Молчаливый рот – золотой рот. (Германия) Слово – серебро, а молчание – золото.

– Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) Язык до Киева доведёт.

– Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) Обжёгся на молоке, дует и на воду.

3. Назвать аналогичную русскую пословицу.

– Всяк купец свой товар хвалит.

– Всяк кулик своё болото хвалит.

4. Назвать одну или несколько пословиц про труд.

– Человек славен трудом.

– Терпение и труд всё перетрут.

– Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

– Труд человека кормит, лень портит.

– Скучен день до вечера, коли делать нечего.

– Каков работник, такова ему и плата.

Ведущий объявляет об окончании практикума и предоставляет слово жюри. Жюри подводит итоги всех конкурсов и объявляет команду-победителя.

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука “Р”
план-конспект занятия по логопедии на тему

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука “Р”

Скачать:

ВложениеРазмер
individualnoe._avtomatizatsiya_r.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р]

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

  • Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
  • Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
  • Образование существительных, обозначающие названия профессий;
  • Знать артикуляционные упражнения;
  • Знать артикуляцию звука Р и его характеристику;
  • Уметь определять место звука Р в словах (в начале, в середине, в конце);
  • Знать графический образ буквы Р;
  • Развивать фонематический слух
  • Развивать навыки звукового анализа и синтеза
  • Развивать целостное восприятие
  • Развитие мелкой и общей моторики.
  • Воспитание стремления овладеть правильной речью;
  • Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям

Разрезная картинка «Автобус», карточки с цифрами 2 и 3, игрушки: собачка, слон, три «тумбы» (разноцветные кубики), картинки со звуком [Р] в начале, в середине, в конце слова, мозаика, настенное зеркало, мяч.

1. Организационный момент.

– Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но прежде чем идти в цирк, нужно разработать язычок.

  • Упражнение «Чистим зубки»

2.Показать зубы, приоткрыть рот

3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы

  • Упражнение «Барабанщик»

3.Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна. (Можно попытаться ватной палочкой под языком во время частого произнесения д-д-д создать искусственную вибрацию языка).

  • Упражнение «Маляр»

3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед-назад

– Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинку «автобус»).

– Так на чём мы поедем?

– Завели мотор! Поехали! «Мотор рычит Р-Р-Р…» (Ребенок громко произносит звук [Р]).

3. Характеристика звука [Р].

– Какой звук произносим? Какой он – звук [Р]?

– Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом, буквой Р.

4. Автоматизация звука.

– Вот мы и в цирке. Как ты думаешь, какие артисты работают в цирке? (Ответ ребёнка)

Представление начинается. Выступают дрессированные собачки.

– Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз.

– Я произнесу слог, а ты его повтори, соответствующее цифре количество раз:

пра – 2 дры — 3 пар — 2 пар — 3

– На арене выступает клоун. Он пытается показать фокус:

большие предметы превратить в маленькие. Поможем ему?

– Большое ведро, а маленькое … ведёрко, коробка – коробочка, торт – тортик, помидор — помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка – рубашечка.

3) в предложениях

– Как ты думаешь, что делает клоун в цирке? (Ответ ребёнка) Клоун смешит в цирке детей, вот и тебя он тоже хочет рассмешить.

– Послушай, правильно ли он говорит и исправь, если нужно ошибки.

Игра с мячом «Бывает, не бывает»

– Дровами рубят топор.

– Сахар грызёт Иру.

– Дорога едет по грузовику.

5. Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающие названия профессий.

– Во время представления громко играет цирковой оркестр.

– Давай посмотрим, какие инструменты в нём есть. Назови такие инструменты, в названиях которых есть звук [Р]: барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.

– Молодец! Правильно назвал инструменты! Как назовём человека, который играет на гармошке? Отвечай, пожалуйста, полным ответом. (Гармонист)

6. Динамическая пауза

– Если мы будем играть на гармошке, кем мы будем? (Имитация игры на гармошке)

Мы играем на гармошке

Громко хлопаем в ладошки!

Головой слегка качаем,

Руки кверху поднимаем!

7. Позиция звука в слове.

– А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон.

– Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [Р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу. Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, баран, забор, корова)

(Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу).

8. Упражнение в правильном произнесении звука [Р].

– Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.

Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.

Ры – ры – ры – шары в руках у детворы

Ра – ра – ра – до свидания, детвора.

Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.

(Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом).

9. Мелкая моторика рук.

-Прощаясь, артисты подарили нам мозаику, давай фишками мозаики выложим букву Р.

10. Итог занятия.

– Пора возвращаться домой.

– Полина, скажи, выступление каких артистов тебе понравилось? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.

– А какой звук мы брали с собой в цирк? (Ответ ребёнка).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Автоматизация зв. Р. Задачи:Коррекция психофизических функций;Развитие умения давать характеристику зв. Р.Развитие функции языкового анализа и синтеза .Подбор антонимов. Падежное упра.

Конспект занятия предназначен для ребенка 6 – 7 лет, на этапе автоматизации звука (р).

В данном занятии показаны способы автоматизации звука Л закрытых в слогах, даны упражнения на развитие мелкой и общей моторики, грамматических категорий.

В конспекте представлена индивидуальная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук, формированию воздушной струи и автоматизации звука С в словах.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] Цель: автоматизация звука [С] Задачи:Коррекционно – обучающие: автоматизировать звук [С] в слогах и словах; упражнять в выде.

Индивидуальное занятие с использованием мультимедийной презентации для закрепления звука (р) в словах и предложениях.

Разнообразный материал по автоматизации звука Р во фразах.

Читайте также:  Звук (3) - конспект логопедического занятия
Ссылка на основную публикацию