Звук (3) – конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия «Звуки [С] — [З]»

Елена Полуян
Конспект логопедического занятия «Звуки [С] — [З]»

Конспект логопедического занятия “Звуки [С] – [З]”

Цель: научить правильно произносить и различать звуки [С] – [З].

Коррекционно-развивающие задачи:

* учить слухо-произносительной дифференциации звуков [С] – [З];

* закреплять навыки звуко-слогового анализа слов;

* формировать умение находить звуки [С] – [З] среди других звуков, определять их место в словах;

* развивать речевую активность, фонематические представления, слуховое внимание и память;

* развитие общей и артикуляторной моторики, координации речи с движением;

* учить выделять из предложения слова с определённым звуком.

[i]Оборудование:[/i] зеркала, предметные картинки с изучаемыми звуками на столах у детей, куклы Зоя и Соня, цветные кружочки для составления схем слов.

Предварительная работа: разучивание подвижного упражнения «Спал цветок и вдруг проснулся».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят в кабинет, здороваются и становятся возле стульев.

– Здравствуйте, ребята! Сейчас сядет тот, чьё имя я назову со словом «пожалуйста».

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения «Улыбка», «Трубочка», чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка», «Качели», «Часики».

3. Знакомство с темой.

– Ребята, отгадайте загадки.

Кого обижают и звери и птицы,

Он каждого кустика в поле боится.

Зимою под ёлкой он так замерзает,

Что летом шубейку свою не снимает.

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи.

– Назовите 1-й звук в словах.

Сравнить артикуляцию звуков [С] – [3] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»):

* широкий кончик языка за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам;

* холодный воздух идёт по центру языка;

* при произнесении звука [С] горлышко «молчит», [3] – «работает».

Вспомнить характеристику звуков и обозначение: звуки согласные (язычок создаёт преграду воздуху); звук [С] – глухой, обозначается синим кружочком, звук [3] звонкий, обозначается зелёным кружочком.

4. Фонетическое упражнение.

– Накачаем насосом колесо: С, С, С, С. (резкое отрывистое произнесение).

– Как поют комарики? 33333. (произносить длительно на плавном выдохе).

5. Игра «Запомни, повтори» – воспроизведение слоговых рядов.

Са-са-за за-за-са сна-сна-зна

Са-за-за за-са-са сна-зна-зна

Са-за-са за-са-за зна-сна-сна

6. Дидактическое упражнение «Составь слово» (из слогов).

Са, мо, лёт; зо, ло, то; ско, во, ро, да; зо, о, парк

7. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся.

Спал цветок и вдруг проснулся – (наклоны туловища вправо, влево)

Больше спать не захотел. (наклоны туловища вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. (руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснётся, (повороты туловища вправо, влево)

Бабочка кружит и вьётся. (покружиться)

8. Подарок для Сони и Зои.

– Пока мы с вами делали физкультминутку, к нам в гости пришли Соня и Зоя (педагог показывает кукол). Произнесите имена кукол. Назовите 1-й звук. Дайте характеристику.

– Давайте сделаем подарок для наших кукол. Перед вами на столе лежат картинки, вам нужно разделить картинки для Сони (со звуком [С]) и для 3ои (со звуком [3]).

9. Дидактическая игра «Узнай звук».

– Я называю вам слова, а вы, услышав слово со звуком [С], поднимите синий кружок, со звуком [З] зелёный кружок.

Самолёт, зонт, забор, кошка, сани, коза, сом, дом, глазок, миска, стрекоза.

10. Дидактическая игра «Найди картинку».

Из ряда картинок выбрать те, в названии которых есть звук [С] или [З], определить место звука в слове, поделить на слоги.

11. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко».

* На дне реки усатый сом

Сладко спит и видит.. . (сон).

* На осину Костя влез,

С высоты он видит. (лес).

* Помогать я маме буду,

Вымою сама. (посуду).

* Я ключом открыть не мог

На дверях большой. (замок).

* Не доела Зоя суп,

Заболел у Зои. (зуб).

* Летом нас пугают грозы,

А зимой страшны. (морозы).

12. Дифференциация звуков [С] – [3] в предложении.

– Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуками [С] и [З].

Соня гуляет на поляне. У Оли болят зубы. Соня идёт в лес.

Захар увидел козу на поляне. Соня и Зоя купили вазу.

13. Итог занятия

– Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями.

– Вам понравилось занятие?

– Что нового вы узнали сегодня?

14. Рефлексия «Светофор».

Детям раздаются карточки трех цветов – красного, желтого, зеленого. Дети должны оценить свою работу. Поднять нужно ту карточку, которая покажет насколько выполнены все задания: зеленая карточка – работа выполнена без ошибок, желтая карточка – есть немного ошибок, красная карточка – есть ошибки.

Спасибо за внимание!

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [Р] и [Р’]. Мир цветов» Сергеева Юлия Юрьевна Учитель-логопед МКДОУ Д/С №234 «Кроха», г. Новосибибирск Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной.

Конспект фронтального логопедического занятия во 2 классе «Согласные звуки [В], [В’], буква В» Тема: Согласные звуки В, Вь, буква В. Цель: Закреплять правильное произношение согласных звуков В, Вь в словах. Задачи: Обучающие: -уточнить.

Конспект фронтального подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Звуки С, Сь». Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Тема «Звуки [с], [с‘]. Задачи. 1. Корекционно- образовательные:.

Конспект логопедического занятия для детей с заиканием 5–6 лет «Звуки [С], [С’]» Конспект группового логопедического занятия для детей старшей группы Тема «Звук [С], [СЬ]. Цель: Учить детей различать звуки [с] и [сь];.

Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе «Звуки [г] — [г’]» Тема: Звук Г-Гь.. Учить давать сравнительную характеристику. Цели занятия: Коррекционно-образовательные: — познакомить детей со звуками.

Конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с ФФН «Звуки [Ч], [Щ] и буквы Ч, Щ» Конспект логопедического занятия с детьми 1 класса (ФФН) на тему: «Звуки и буквы Ч, Щ» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [Д]-[Д’]» Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Звуки [Д] – [Д’]» Учитель-логопед Баранова.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить произношение гласных звуков. • Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза,.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Звуки [б] — [бь]» для детей старшего дошкольного возраста Цель: – уточнить произношение звуков [б], [бь]; – учить выделять звуки [б], [бь] из состава слова, – дифференцировать звуки по твердости-мягкости;.

Конспект логопедического занятия для детей 4 лет «Гласные звуки» ГЛАССНЫЕ ЗВУКИ А О У И Ы Э 1. Артикуляционная гимнастика Упражнения для губ «Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние.

Конспект логопедического занятия «Звуки [З], [З’], буква Зз»

Конспект логопедического занятия «Звуки [З], [З’], буква Зз»

Тема: «Звуки [З], [З’] и буква З з.

Цель: Познакомить детей со звуками [з, зь] и буквой «З».

Уточнить правильную артикуляцию звука «з».

Учить выделять звук «з» из слов, давать его характеристику.

Учить соотносить звуки с цветным обозначением.

Упражнять в дифференциации согласных звуков (твёрдый – мягкий) .

Закрепить умение определять место звука «з» в словах, воспроизводить слоговые ряды.

Совершенствовать навыки звукового анализа слов из 4-х звуков

Совершенствовать навыки фонематического синтеза.

Познакомить с буквой «З», закрепить графическое изображение букв.

Развивать мелкую моторику.

Стимулировать речевую активность.

Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.

Оборудование: зеркала для каждого ребенка, цветные фишки для обозначения звуков, картинки, в названии которых присутствует звук З, картинки для определения места звука в слове, карточки со слогами, буква З, тарелочки с манной крупой

1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

-Доброе утро, ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом частичка моего большого доброго сердца. Приглашаю вас всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «частичку сердца».

Желаю счастья и добра всем детям с самого утра!

(Дети передают «частичку сердца» друг другу и произносят фразу за педагогом)

Нужно почаще произносить добрые слова, и тогда хорошее настроение всегда будет с вами. Ведь не зря люди говорят: «Доброе слово и в мороз согреет».

2. Пальчиковая гимнастика (Су-Джок)

Я мячом круги катаю

Взад вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

3. Артикуляционная гимнастика

(статические и динамические упражнения для щек, губ, языка)

4. Работа над развитием дыхания

Делаем глубокий вдох, а на выдохе произносим гласные звуки уоаэы

5. Постановка цели занятия.

Смотрите ребята, нам прислали письмо от Вьюги. Чтение письма: «Новогодние праздники наступят только тогда, когда вы выполните мои задания».

Сегодня мы отправимся в путешествие, вернем наши праздники и познакомимся с новыми звуками и новой буквой. Будьте внимательны! Давайте вспомним, для чего нужны звуки и буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем)

Ребята, для того чтобы попасть в волшебный лес, нам нужно отгадать, какой звук чаще других вам встретился в этих словах?

Читайте также:  Задания логопеда по лексической теме Грибы

В звезде найдёшь ты этот звук,
И в золоте, и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.

6. Знакомство с новыми звуками. Уточнение правильной артикуляции звуков З, ЗЬ, их характеристика и обозначение.

Произнесите ещё раз звук (з-з-з). Это упражнение называется «комарик». Это летит большой комарик.

Возьмите в руки зеркала и проверьте, правильно ли вы произносите звук (з):

губки свободны; зубки сближены, но не соприкасаются; кончик язычка спрятан за нижние зубки; посередине язычка идёт холодная плавная воздушная струя, горлышко «разговаривает»; произносим «з-з-з»- звенит комарик. Если есть преграды – это согласный звук. Живет в синем домике (где все согласные). Если горлышко «разговаривает» – это звонкий звук.

Дайте характеристику звука «З» – (согласный, твёрдый, звонкий) .

Он обозначается квадратиком синего цвета .

Сейчас к нам летит маленький комарик: зь-зь-зь. Дайте характеристику звука «ЗЬ» – (согласный, мягкий, звонкий).

Он обозначается квадратиком зелёного цвета.

7.Игры и задания со звуками [З], [Зь].

Игра «Хлопни, когда услышишь звуки [З], [Зь] :

К, т, о, с, з, нь, дь, зь; ну, ты, ло, за, кя, ге, зю; бабуля, Зина, Катя, Зоя.

Повторение слоговых рядов за логопедом:

За-за-за – идёт коза; Зи-зи-зи – зайка кору грызи; Зу-зу-зу – боюсь грозу.

Закончить слово слогами:

ЗА: ва. ко…, ро…, сле…, гро….ЗЫ: ва…, бере. арбу…, моро

-Делим слово на слоги (хлопками).

За-но-за, за-бор, за-кол-ка, ку-ку-ру-за, гла-за, ар-бу-зы, зонт.

Дифференциация звуков (твёрдый – мягкий, соотнесение с цветовым обозначением.

Логопед: «Ребята, к нам в гости пришла кукла Зоя. Давайте поможем Зое разложить картинки: положить в синюю корзинку картинки со звуком «З» в названиях, а в зеленую – со звуком «ЗЬ».

Определение позиции звуков «З, ЗЬ». На столах у каждого ребёнка схемы слов. Дети по очереди определяют позицию звуков «З, ЗЬ» (в начале, в середине, в конце слов) .

Звуковой анализ слова ЗИМА. Дети выкладывают из фишек слово ЗИМА и дают характеристику звукам.

Игровое упражнение «Мой, моя, моё»

Логопед раскручивает волчок, и игроки выбирают из всех картинок предметы того рода, который выпал на грани волчка

Мой: Тузик, зайчонок, звонок, вездеход, взвод, бензин

Моя: музыка, коза, вазочка, газета

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть тихонечко присесть.

Семь, восемь – лень отбросим

Дидактическая игра «Вокруг да около».

Логопед раскручивает волчок, на гранях которого написаны предлоги: на, в, из, под, за, перед. На какой грани волчок остановится, с таким предлогом ребенку надо придумать предложение, используя картинки со словами, изображенные на маленьких карточках.

9.Знакомство с буквой З.

На эту букву посмотри — Она совсем, как цифра три. На что еще похожа буква З?

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

– Нахождение З среди других букв.

-«Из скольких элементов состоит буква?»

1.Прорисовывание буквы З в воздухе, в тарелочках с манной крупой.

2.Печатание буквы в тетрадях.

3. Чтение слогов и слов с буквой З

аз, оз, уз, ыз, эз, из за, зо, зу, зы, зэ зубы роза ваза поза Зоя

10. Итог занятия.

С каким звуком к нам прилетал большой комарик?

С каким звуком к нам прилетал маленький комарик?

Эти звуки согласные или гласные? Звонкие или глухие?

Как вы оцените свою работу на занятии?

Что вам понравилось? Какие задания вызвали затруднения?

Конспект занятия «Звук В»

Цель: сформировать навык произношения [В] в обратных слогах, в конце слов.

Задачи:

  • закрепить произношение слов, в которых звук находится в начале слова, в прямых слогах;
  • использовать приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке;
  • использовать задания, направляющие ребенка на самостоятельный поиск слов, содержащий [в];
  • развивать творческое мышление;
  • поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: магнитная доска или интерактивная доска, бумажные фигурки с магнитами.

Ход проведения занятия.

I. Организационный момент.

— Ребята, вы любите сказки?
— Хотели бы вы сами быть сказочниками?

Логопед надевает шляпу феи, берет в руки волшебную палочку, взмахивает ей:

— Крибле! Крабле! Бумс! Вы сказочники! А теперь за дело.

II. Закрепление изученного.

1. Артикуляционная гимнастика.

— Жили-были звуки В и В’. Какие это звуки? Гласные или согласные? Звонкие или глухие?

Звуки были дружные. Они очень любили вкусное варенье.
Давайте покажем, как они его ели. Упражнение «Вкусное варенье».

2. Пальчиковая гимнастика.

Они жили в небольшом городке, в маленьком домике.
На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома – пальцы левой и правой рук соприкасаются.

Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладошками к себе, средние пальчики упираются друг в дружку, большие пальчики — направлены вверх («ворота»).

Мы ворота открываем, Ладошки — параллельно друг дружке.

В этот домик приглашаем. «Дом» показать двумя ручками, крышу домика – пальчики левой и правой рук касаются.

3. Повторение произношения [В] в прямых слогах.

Прилетел в детский сад (появляется фигурка воробья) … .
Дети: воробей!

— Правильно! Воробей. И принес (изображение свитка в клювике) письмо.

Посмотрим, о чем же здесь говорится. Братья очень любили путешествовать. Отправились они в страну Вообразилию к своим двоюродным братьям [Ф и [Ф’] на (картинка) паровозе.

Сели в (картинка) вагон и поехали. Долго ли, коротко ли – приехали они на (картинка) вокзал в страну Вообразилию. Вышли они из вагона, пошли по городским улицам и брат [В’] потерял брата [В].

Дети называют то, что изображено на картинках.
— Ребята, звук [В’] просит нас о помощи. Поможет найти потерявшегося брата.

III. Автоматизация звуков в слогах.

Что нужно сделать, чтобы он нашелся? Нужно его чаще произносить.
Ва-ва-ва- авав-ава-ава.
Ву-ву-ву уву-уву-уву.
Вы-вы-вы ывы-ывы-ывы.
Во-во-во ово-ово-ово.

IV. Автоматизация звуков в словах.

Ва-ва-ва закружилась голова.
Ву-ву-ву брата своего зову.
Во-во-во не пойму я ничего.
Ов-ов-ов не найти ничьих следов.
Овы-овы-овы плакать оба уж готовы.
— Вот как тяжело братьям пришлось.

— Колокольчик наш волшебный нам найти поможет путь,
Только нужно для начала чуточку его встряхнуть.
А потом не унывать и команды выполнять.
Поверни направо (голову поворачивают вправо),

А потом налево (голову – влево).
Прямо перед вами замок королевы (руки вверх).
Мы шагаем дружно (шагают на месте),
Торопиться нужно (бег на месте),

Станут наши мышцы крепче и упруже.
Открываем мы ворота (руки в стороны),
Вот рукой нам машет кто-то (машут руками).
Мы терялись и нашлись. Встретились и обнялись (обнять себя руками).

VI. Игра «Подскажи словечко».

— Сказка наша подошла к счастливому концу. Братья нашли друг друга и решили поиграть в игру.
• Тянет-тянет на перрон
Паровоз один … вагон.

• Сел в гостиной мальчуган
На огромнейший … диван.

• На дворе растет трава,
На траве лежат … дрова.

• Страшны очень и вертлявы
В джунглях ползают … удавы.

• И туристу и бродяге
Трудно преодолевать … овраги.

VII. Игра «Что звучит вокруг нас?»

— Посмотрите, сколько предметов в этой комнате, все они имеют названия – это слова, которые звучат. Я, например, нашла слово «звонок». Послушайте, как оно звучит: зва-нок].

Логопед обращается к кому-нибудь из детей с просьбой повторить это слово так, чтобы все звуки слышались очень ясно. Затем просит его найти еще какое-нибудь слово со звуком В, которое спряталось в комнате и произнести его так, чтобы были слышны звуки.

Далее он предлагает повторить найденное ребенком слово следующему игроку и так далее.

В ходе игры воспитатель следит за четкостью произнесения слов детьми. Если ребенок затрудняется, нужно дать ему подсказку. Слова, которые ребенок может найти в группе: василек, волк, рукав, голова, ванна, ваза, повар, варежка, отворот, поворот, ворона, воробей.

VIII. Итог занятия.

— О каком звуке мы сегодня говорили?
— Какой он?
— Какое доброе дело мы сделали?

Звук (3) – конспект логопедического занятия

Разработала учитель-логопед

Гимадиева Людмила Павловна

МБ ДОУ д/с № 53 Асбестовского городского округа Свердловской области.

Цель: Формирование представлений о звуках.

Коррекционно – образовательные: Формирование представлений о звуках. Знакомство с понятием «Звук», «Звуки речи». Расширение словарного запаса. Развитие понимания обращенной речи.

Коррекционно-развивающие: Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие пространственного восприятия, ориентировки в схеме собственного тела, ориентировки в схеме тела человека, сидящего напротив, слухового внимания, координации речи с движением, развитие быстроты реакции, длительного плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: Звучащие игрушки, ширма, индивидуальные зеркала, артикуляционный профиль, артикуляционная гимнастика в картинках, карточка подсказка «Звуки», аудиозапись песни Радионяня «Что такое звук», аудиозапись разных звуков: шуршание бумагой, ревущий мотор, плачущий ребенок, рычание льва, вой ветра и т.д.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие (т.е. далеко от своего города). Длится оно будет целый год.

Читайте также:  Фольклор как средство развития речи детей (для воспитателей логопедических групп)

– Ребята, мы на наших занятиях попадем в город Красивой речи. Наши встречи будут интересными, иногда трудными.

– Как называют людей, которые путешествуют?

– Путешественники – люди совершающие путешествия с научными целями, чтобы что-то узнать.

– Значит, кем мы с вами станем?

2. Игра «Кто внимательнее» (ориентация в схеме собственного тела, ориентация в схеме тела человека, сидящего напротив).

– Для того, чтобы не заблудиться, нам нужно хорошо ориентироваться в пространстве, в незнакомой местности..

– Покажите свою главную руку, которой вы держите карандаш. Назовите её. Поднимите другую. Назовите.

– Покажите своё левое плечо, правую бровь, ухо. Левой рукой покажите правый локоть. Правой рукой левый глаз. Левой рукой левое ухо.

– Сядьте на свои места. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите правое плечо соседа. Левую руку соседа.

– Вы готовы к путешествию.

3. Сообщение темы.

Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

– Вот сейчас и узнаем что такое звуки.

4. Игра «Молчанка».

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по- разному. Послушайте эти звуки. (аудиозапись разных звуков – шуршание бумагой, ревущий мотор, плачущий ребенок, рычание льва, вой ветра и т.д.).

5. Игра «Угадай, что звучало».

– Ребята, посмотрите, что стоит на столе? – Мишка, кукла, лошадка, погремушка, свисток, юла (звучащие игрушки).

– Как можно все эти предметы назвать одним словом? – Игрушки.

– Посмотрите перед вами игрушки одинаковые или разные?

– А чем они отличаются, как вы думаете? Размером, цветом, а ещё они сделаны из разного материала.

– Перечислите из какого материала они сделаны? – С помощью логопеда дети отвечают: плюшевый мишка, резиновая кукла, пластмассовый свисток, погремушка, железная юла.

– А для чего нам нужны игрушки? – Чтобы играть.

– Вот сейчас игрушки с вами и поиграют.

– Вам нужно отгадать эти предметы по звучанию, но сначала, уточним их название игрушек. (Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало).

– Как вы думаете, что вы слышали? Как это называется одним словом?

– Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши – это орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Ответы детей – помощь логопеда).

– Ребята, послушайте: А, К, У, О, Т, Б, Д

– Как вы думаете, звуки, которые произнесла я, и звуки которые издают игрушки одинаковые или разные?

– Чем отличаются? (Ответы детей). (Речевые – неречевые)

– А звуки, которые мы будем изучать на наших встречах – это звуки речи. – Звуки – это то, что мы слышим и произносим. (Выставляется карточка – подсказка). Закрепляется понятие «Звук» и соотносится с карточкой-подсказкой.

Путешествие мы продолжаем

И слова все повторяем

Звуки все мы произносим.

Что не ясно сразу спросим.

Все живые существа тоже издают звуки.

6. Физкультминутка с мячом игра «Кто как разговаривает»

Мяч лови, да поскорей

Назови язык зверей.

Логопед поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.

Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. (Звуки – это то, что мы слышим и произносим).

7. Игра «Домик звуков».

– Что помогает нам произносить звуки? (Губы, язык). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков. Логопед знакомит детей с органами артикуляции.

Чтобы дальше нам пройти

И не сбиться с пути,

Не цепляться за сучок,

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

– Чтобы закрепить понятие звук прослушайте песню Радионяни «Что такое звук».

8. Итог.

– Чем мы сегодня занимались? – путешествовали, играли.

– Чем произносили звуки?

– Что нового узнали? О чем ещё хотелось бы узнать?

Мы идём сейчас домой!

Но не бойтесь вместе скоро,

Мы придем сюда с тобой.

  1. Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук Мяч и речь.- СПб.: Дельта, 2001. — 96 с.
  2. Е.А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов. -М.: Изд. Владос, 1999.
  3. Е.А. Ярош Путешествие по городу Красивой речи. Екатеринбург, «Центр Проблем Детства»,2001.-444 с.

Групповое логопедическое занятие “Звуки С и З” 3 класс VIII вид
план-конспект по теме

Конспект и слайдовая презентация к занятию. Презентация предлагается в сокращённом варианте по причине большого обЪёма оригинальной версии.

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyatie_v_3_klasse_s-z_noyabr_2007.doc61.5 КБ
urok_s_i_z_3_klass_2007g_noyabr.rar1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в 3 классе по теме «Звуки С и З»

Цели: 1) закреплять у учащихся знания о сходствах и различии звуков С и З, их графических образов,

Учить дифференцировать С и З в словах и предложениях,

2)Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематические процессы, слоговой анализ, мышление, память,

Активизировать словарь по теме «Зима»,

3)Воспитывать собранность, позитивный настрой на результат учебной деятельности, интерес к природным явлениям,

Оборудование: ИКТ (для демонстрации слайдового сопровождения), индивидуальный раздаточный материал, звуковые линейки

  1. Организационный момент.

-проверка готовности к занятию

  1. Подготовительный этап.

а) ориентировка в текущем моменте.

-Как называется урок?

-Чем занимаются дети на уроках логопедии?

-психологический настрой на успешную работу (анализ параметров успешности – табличка «оценка 5»)

б) знакомство с планом занятия

Найди четвёртый лишний

Анализируем и сравниваем звуки

Работаем с буквами

Различаем звуки в словах

Работаем с предложениями

в) речевая разминка (чистоговорки)

-Помочь чисто и выразительно говорить на уроке нам помогут чистоговорки. Каждую новую рифмовку первый раз произношу я, вы внимательно слушаете, а второй раз произносим вместе.

Ок – ок – ок – начинается урок

Ать – ать – ать – не будем время мы терять

Аш – аш – аш – проверим ручку, карандаш

Ик – ик – ик – и, конечно же, дневник.

г) задание «Четвёртый лишний»

– Напомните, какое время года завершается на календаре?

– На какое время года с каждым днём становится похожа осень?

Зиме не терпится вступить в свои права, и не только в природе, но и на нашем уроке. И сегодня вам предстоит выполнить интересные «зимние» задания.

Сегодня вы разделитесь на две группы, и для каждой группы задания будут свои (логопед распределяет детей по степени самостоятельности в работе по группам – более и менее сильные).

– А сейчас определите на картинках, какой предмет лишний.(1 группа – варианты уборки улиц зимой и осенью, 2 группа – виды осадков зимой и осенью)

(Учащиеся объясняют свой выбор)

  1. Сообщение темы.

Логопед обращает внимание детей на отсутствие записанной на доске темы. Затем предлагает прослушать стихотворение.

✱ На стекло Оксана дышит и в своей тетрадке пишет:

«Зайка по снежку скакал, для лисы следы петлял.

Перепутались они, ну, попробуй, догони!»

– Ответьте, про кого пишет Оксана?

– Что запутывал, петлял зайка, чтобы не попасться в лапы лисе?

Назовите первые звуки в словах «зайка», «следы».

– Сегодня мы продолжим учиться различать звуки С и З в устной речи и на письме, чтобы не путать их. (На доске записывается тема «Звуки С и З».)

Логопед знакомит с целями учащихся на занятии:

Вспомним: сходство и различие звуков С и З

Будем учиться: различать звуки С и З, буквы С и З в слогах, словах и предложениях

  1. Работа по теме.

1) анализ и сравнение артикуляции звуков С и З.

Учащиеся получают индивидуальные карточки со «звуковыми домиками». В этих карточках дети дифференцированно вносят сведения о сходстве и различиях сравниваемых фонем условными обозначениями:

– 1 группа – самостоятельно заполняют все окошки,

– 2 группа – варианты для разных детей: только строку с отличием, строки со сходствами.

После завершения работы с индивидуальными карточками логопед предлагает выполнить взаимопроверку в парах, опираясь на демонстрационный слайд.

– Что вы выполняли сейчас?

– А теперь сравните эти звуки, определите, чем они похожи и чем отличаются. Дополните свои звуковые домики плюсами и минусами.

(Для выполнения самопроверки дети сравнивают свои записи с демонстрационным слайдом.)

– Чего больше – сходства или различий?

– Произнесите звуки по очереди – С-З. Вспомните, что образуют эти звуки между собой.

-«Поселите» эти звуки на звуковой линейке.

Почему они согласные?

Твёрдые или мягкие? Есть ли пары?

Звонкие или глухие?

2) Развитие фонематического слуха (дифференциация С и З в словах с сигнальными карточками).

У детей 4 сигнальных карточки (синие С, З; зелёные С ,З)

На демонстрационном слайде изображения различных предметов, в названиях которых есть С или З.

Логопед курсором указывает на картинку, дети, в соответствии с порядковым расположением за партами, называют картинку и поднимают сигнальную карточку с нужным обозначением фонемы.

✱ снег, санки, звезда, снегирь, носки, заяц, зима.

3) Соотнесение с буквами .

Логопед раздаёт учащимся индивидуальные карточки с вариантами заданий на выделение графем С и З.

1 группа – найти и подчеркнуть буквы С (двумя чертами) и З (одной чертой) среди других букв,

2 группа – обвести простым карандашом правильно написанные буквы С, ручкой – буквы З.

Мы бабу снежную лепили,

Чтоб краше не было её.

Лопатами весь снег собрали,

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали,

И плотно этот ком прижали.

Второй поменьше был размером,

На первый он уселся смело.

А ком последний снеговой

Стал снежной бабе головой.

Лицо украсили морковкой

И угольками вместо глаз,

Прорисовали ротик ловко

Смотрели в профиль и анфас.

4) Чтение буквосочетаний и слогов

– Вы вспомнили буквы, которыми обозначаются на письме звуки С и З. А сейчас составим и прочитаем с этими буквами различные слоги и звуковые сочетания. (На слайде демонстрируются слоговые схемы с «лучиками». Логопед перемещает указку по ним в различных направлениях, а дети следят за движениями указки и прочитывают получившиеся слоги и буквосочетания.) Дети читают по группам.

– Как звучат согласные в слогах первой схемы?

– А в слогах второй схемы?

5) Работа в тетради.

– Мы продолжим учиться различать С и З в словах. Приготовьте тетради. Откройте их.

– Выполним разминку для пальцев. Вспомним любимое зимнее развлечение – игру в снежки. Набираем руками снег (имитация действий), плотно сжимаем его (энергичные сжимающие движения пальцев), скатываем его (движения кистей сцепленными пальцами), размахиваемся и бросаем свой снежок!

– Запишите сегодняшнее число, под ним – тему занятия. (Дети списывают с доски.) Вспомним, как мы составляем графическую схему слова.

– Зашифруйте слова со звуками С и З в виде графических схем.

Вспомним, как мы составляем графические схемы слов. Вам поможет самостоятельно выполнить это алгоритм, или, порядок выполнения действий. Прочитаем его по пунктам. Слова для анализа так же будут разными для обеих групп. (Дети самостоятельно составляют схемы слов.)

– Назовите слова, в которых встретились оба звука.

– Молодцы. А теперь ответьте, что мы можем составлять из слов? Правильно, предложения. Внимательно посмотрите на доску. Что необычного вы видите в предложениях? Верно, нужно выбрать из скобок пропущенный согласный С или З. (Каждому учащемуся предлагается прочитать по одному предложению, выбирая подходящий звук.)

1.(З,с)акончилась (з,с)олотая о(з,с)ень. -для детей 1 гр

2. Деревья о(з,с)тали(з,с)ь без ли(з,с)тьев.

3. (З,с)овсем (з,с)коро на(з,с)тупит моро(з,с)ная (з,с)има.

Логопед даёт учащимся индивидуальные карточки с предложениями, где нужно дополнить слова пропущенными согласными С и З, вставить пропущенные слова, подчеркнуть С и З.

  1. Спиши предложения. Выбирай из справок пропущенные слова. Вставляй пропущенные С или З.

Пришла суровая __________ и засыпала всё __________.

Зимой стоят сильные _________.

Сегодня будет десять ___________ мороза.

(Слова для справок: граду ◻ ов, ◻ има, ◻ негом, моро ◻ ы)

  1. Спиши предложения. Вставляй пропущенные С или З.

На □ тупила моро ◻ ная ◻ има.

◻ амёр ◻ ли пруды и реки.

◻ ина и ◻ вета в ◻ яли ◻ анки и пошли на горку.

Не ◻ трашны им моро ◻ ы.

  1. Спиши предложения. Подчеркни одной чертой З, двумя чертами З.

Наступили сильные морозы. Землю засыпало снегом. Застывший лес словно уснул. Звери и птицы спрятались от мороза.

  1. Спиши предложения. Вставляй пропущенные С или З.

На улице …тало холодно. …нег покрыл …емлю, деревья и ку…ты. Моро…ы разри…овали у…орами …тёкла. В…е рады …име!

После выполнения учащиеся читают полученные записи.

  1. Подведение итогов занятия.

– По какому признаку согласные С и З образуют пару?

– Чего больше у этих звуков – сходств или различий?

– Какими буквами обозначаются эти звуки?

Анализируется работа каждого учащегося по степени его активности, и выставляются оценки.

Портал педагога

Автор: Елышева Оксана Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: НОЧУ СОШ “ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ “САМСОН”
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект логопедического занятия на тему: Звуки [З]-[ЗЬ]. Буква З.
Дата публикации: 22.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект группового логопедического занятия для детей

подготовительной группы дошкольного отделения

Елышева Оксана Борисовна.

Тема занятия: звуки [з]-[зь]. Буква З.

Форма занятия: групповое логопедическое занятие.

Цель занятия: дифференциация звуков [з]-[зь] в словах, обозначение на

письме буквой З.

-обучающие: закрепить знания о правильном произношении звуков [з]-[зь],

давать характеристику звукам, научить обозначать звуки [з]-[зь] буквой З.

-развивающие: уточнять артикуляционный уклад при произнесении звуков,

чистоговорках, развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев

рук, зрительное и слуховое восприятие, уточнять словарный запас.

самоконтроль за своей речью, умение слушать друг друга.

-коррекционные: научить дифференцировать твердый звук [з] и мягкий звук

[зь] в словах, обозначать мягкость и твердость звуковыми схемами.

Оборудование: настольные зеркала, игрушки, цветные звуковые схемы, две

куклы, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь в клеточку, мячики

здороваться друг с другом.

Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

2.Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две сестрички.

произнесем! (дети произносят первый звук) .

3. Артикуляционный уклад звуков и их характеристика.

Логопед: Правильно, конечно это звук [з]. Давайте возьмем зеркала и

произнесем этот звук. Какие губы, когда мы произносим этот звук?

нижними зубами, воздух прохладный.

твердый или мягкий? каким цветом мы его обозначаем?

Дети: [з]- согласный ,твердый, обозначается синим цветом.

Логопед: Правильно, молодцы, посмотрите у Зои даже платье синего

цвета. Ребята, Зоя пришла к нам сегодня не одна, с ней пришла ее

младшая сестричка Зина. Посмотрите и платье у нее зеленого цвета. А

вы догадались, какой любимый звук Зины? Какой первый звук в ее

Дети: Да, это звук [зь],обозначается зеленым цветом.

положение губ, зубов и языка.

звукам: [зь]- согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться различать эти два

звука. Скажите ,а чем похожи и чем отличаются звуки [з] и[зь] ?

Дети: Оба звука согласные, одинаково произносятся, но [з]-твердый

звук, обозначаем синим цветом, а [зь] мягкий, обозначаем зеленым

4. Произношение звуков з-зь в чистоговорках:

Логопед: Совершенно верно! Так обрадовались наши сестрички, что

решили с вами поделиться своими любимыми чистоговорками. Сейчас

мы с вами вместе их проговорим и сделаем нашим пальчикам массаж.

А помогут нам мячики-массажеры! Зоя любит чистоговорки с твердым

чистоговорки и одновременно надевают на пальцы кольца-массажеры.

За-за –за- во дворе стоит коза

Зу-зу-зу- накормлю травой козу

Зы-зы-зы- отойдите от козы.

Зи-зи-зи- сено козе отвези

Зе-зе-зе- сено я даю козе

Зя-зя-зя- козу дразнить нельзя!

2)«Подари подарки куклам».

«Светофорчик». Я сейчас назову слова, а вы определите какой первый

звук в этих словах. Если первый звук твердый [з]- вы поднимаете вверх

кружок. Слова: зелень, зубр, зигзаг, зебра, зануда, зубы, зевок, зефир,

зерно, зеркало, зайчонок. (Уточнение значений слов зигзаг,

Логопед: Ребятки, посмотрите, наши сестрички Зоя и Зина играли с

игрушками и разбросали их вокруг. А собрать не могут, так как не

могут вспомнить, у кого какие игрушки были. Давайте поможем им!

Зое в корзинку нужно положить игрушки ,в названии которых

звук [з], а Зине в корзинку положим игрушки со звуком [зь]. Дети берут

по две игрушки, называют слово и говорят, кому в корзинку надо

положить игрушку.( Игрушки: зебра, обезьяна, звезда, козел, замок,

заяц, зеркальце, зефир).

4. Физминутка. 1)Игра « Комарики», 2) Игра «Зоопарк»

твердым звуком-[з],а маленькие комарики пищат с мягким звуком-[ зь]

по моей команде. Дети сидят в кругу, чью команду называет логопед, те

дети пищат и летают вокруг.

2)Логопед: А теперь другая игра. Называется она «Зоопарк». Когда я

скажу обезьяна- вы кривляетесь, как обезьянки, когда скажу зайка-

попрыгайте, как зайки, когда скажу коза- покажите рожки, когда скажу

змея- пошипите как змейки, когда скажу медуза- изобразите руками

медузу, по моей команде. Будьте внимательными!

5. Обозначение звуков з-зь буквой з.

Логопед: Ребятки, а теперь наши героини хотят вас познакомить еще с

одной замечательной буквой. Звуки [з] и [зь] на письме обозначаются

буквой З. Посмотрите на эту букву и скажите, на что она похожа, на

какую цифру? В какую сторону направлена, куда смотрит наша буква

влево или вправо?

Дети: Буква З смотрит в левую сторону, похожа на цифру три.

Логопед: Правильно, давайте эту букву напечатаем в своих тетрадях,

чтобы запомнить эту букву. ( Дети работают в тетрадях).

Наши сестренки Зоя и Зина принесли для вас интересное задание. У

каждого из вас в тетрадях есть упражнение , в котором мы видим много

букв. Найдите правильно написанные буквы З и обведите их в круг, а

неправильно написанные буквы давайте зачеркнем!

Логопед: Ребята, давайте вспомним, чему мы сегодня научились на

– С какими звуками познакомили нас куклы?

– Чем звуки похожи и чем отличаются друг от друга?

– Какой буквой обозначаются звуки [з] и [зь]?

-Ребята, вы такие молодцы! Нашим гостям, кукле Зое и Зине, очень

понравились ваши ответы, поэтому они приготовили вам маленькие

подарочки (детям вручаются наклейки). Сегодня занятие закончилось,

Читайте также:  Презентация: Параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению
Ссылка на основную публикацию