Роль игры в формировании у дошкольников психологической базы речи

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 05.05.2018 2018-05-05

Статья просмотрена: 1332 раза

Библиографическое описание:

Кузьмич, А. Д. Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста / А. Д. Кузьмич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/archive/204/49999/ (дата обращения: 07.01.2021).

В данной статье рассмотрена роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности использование игровых задач и игровых ситуаций как основных средств для развития диалогической речи у детей. Кратко раскрыты основные мысли исследователей по данной проблеме и даны методические рекомендации по подбору игр, для достижения определенных образовательных целей.

Ключевые слова: игра, ребенок, речь, правила игры, детская игра, диалогическая речь, игровая деятельность.

Игра — это жизнь дошкольника, его маленький мир, необходимая для него деятельность. В игре ребёнок усваивает полученный опыт, наблюдая за окружающими, использует имитацию в общении со сверстниками, при этом выражая свое отношение к услышанному ранее. Сущность детской игры требует от взрослого исключительной деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Любой ребенок предпочитает быть самостоятельным в игре, свободным в выборе темы, сюжета, роли, игровых материалов, в выборе товарищей по игре. Миссия педагога выбрать правильное направление и сделать каждую предложенную им игру — желанием ребенка.

Педагогам и психологам хорошо известны следующие имена в исследованиях в области детской игры, такие как Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова.

Д. В. Менджерицкая исследовала сам сюжет игры, ее содержание, которое позволяет и помогает ребенку наиболее ярко выразить свое ролевое поведение в процессе. Дети опираются на привлекательный для них игровой образ по собственному побуждению. Он вызывает у них массу положительных эмоций, повышает интеллектуальную активность и желание действовать в игре как главный герой, т. е. дети выражают свое отношение к нему, подключая имеющиеся у них опыт, искренне переживают изображаемые события.

П. Усова рассуждает о реальных общественных отношениях детей в игре, определяя эту деятельность как форму организации их жизни и средство влияния на ее благоприятное развитие, учитывая условия детского сада. Усова акцентировала внимание на том, что в игре ребенок не учится жить, а живет своей собственной жизнью, на своем опыте постигает, «что такое хорошо и что такое плохо». Игра должна давать детям радость, и сохранять свободу выбора темы, сюжета, партнеров.

Игровая деятельность играет огромнейшую роль не только в психическом развитии дошкольника, но и в овладении речевыми навыками общения.

В процессе игры зарождаются новые виды деятельности дошкольника, ведь именно в игре появляются первые элементы обучения. Внедрение игровых приёмов делает обучение сообразным природе ребенка, по мнению Л. С. Выготского. Исследователями установлена тесная связь между развитием игровой деятельности и речевым развитием ребенка; сама игра развивается под влиянием речи. Постоянно, находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом, совместно восполняют свою жизненную потребность в общении и решают поставленные речевые задачи.

Одним из средств формирования речи у дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Как известно общение со взрослыми и сверстниками имеет большое значение для психического развития ребенка. С помощью общения он приобретает все свои человеческие, психические и поведенческие качества; психическое развитие ребенка также начинается с общения.

«Чему же в первую очередь надо учить дошкольников и какие возможности для этого предоставляет жизнедеятельность коллектива?» — задается вопросом доктор педагогических наук А. В. Мудрик. Его точка зрения такова: «необходимо прививать дошкольникам навыки речевого общения. Это предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи; точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из услышанного существо дела, корректную постановку вопросов, краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров; логичность построения и изложения высказываний». [4]

Учитывая большое обилие детских игр, следует обозначить некоторое количество многофункциональных особенностей и рекомендаций по их выбору и содержанию. Используя игры в образовательных целях, необходимо чётко обозначать правила игры.

Основная цель правил игры — организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, тем ни менее, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее. «Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом» (Л. С. Выготский). [2]

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения контактировать со сверстниками, сдерживать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, мотивировать детей, ставить их в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Дидактическая игра отличается от игровых задач тем, что выполнение в ней игровых правил контролируется игровыми действиями. Например, в игре «Так бывает или нет?» по правилам необходимо заметить в стихотворении Л.Станчева все небылицы. Игра проводится так, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы. Чтобы игра была захватывающей, и все дети были задействованы в ней, воспитатель вводит игровое действие. Так, выбор игровых действий зависит от выдумки и смекалки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего!», «Помните, когда мы играли «Горячо — холодно!», как интересно было!».

Так любая игра становится дидактической, имея основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

В ходе проведения подобных игр решаются многие педагогические задачи, в том числе и задачи по развитию диалогической речи. Вопросно-ответная форма сопровождается на продолжении всей игры, от начала до конца. Использование игровых действий существенно разряжает образовательную установку в процессе проведения дидактических игр, учитывая чувствительность детей дошкольного возраста к перегрузкам.

Мера непосредственного участия взрослого в игре определяется с учётом возраста детей, уровнем их подготовки, сложностью поставленной дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); подводит итоги игры — это ответственный момент в руководстве, так как по результатам, которых дети показывают в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов педагог подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, а важными критериями в оценке являются внимание и дисциплинированность. В конце игры целесообразно спросить у детей, понравилась ли им игра, показывая свою вовлеченность в процесс, и гарантировать, что в следующий раз можно смело играть в новую игру, она будет такой же интересной.

Для себя же, педагог отмечает уровень развития речи каждого ребенка в целом, оценивая их ответы, реплики и диалог со сверстниками для последующей работы над областью, требующей особое внимание и вмешательство педагогического состава (психолога или лингвиста).

В заключении хотелось бы в сотый раз подчеркнуть: игра — это ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно с помощью игры реализуются практически все педагогические задачи, и развитие диалогической речи не исключение. Игра — это отличная мотивация к развитию многих аспектов речевого аппарата ребенка.

  1. Алексеева, М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников // Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 400 с.
  2. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 2009. -352 с.
  3. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре // Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
  4. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания. — М.: «Педагогическое общество России», 2001. — 320 с.
  5. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей: [сб. статей] / под ред. А. В.Запорожца; [сост. Н. Я. Михайленко]. — М.: Просвещение, 2006. — 94 с.

Роль игры в формировании у дошкольников психологической базы речи

Автор: Петрова Ольга Викторовна

Организация: ГБОУ «Школа Новокосино»

Населенный пункт: г. Москва

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком родного языка и становления всех сторон речи. Игровая деятельность является предпочтительной формой работы над развитием речи ввиду признания педагогикой игры основным видом деятельности дошкольника.

Развитие речи является образовательной области Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Таким образом, развитие речи – одной из приоритетных направления работы воспитателя.

Актуальность достижения необходимого уровня развития всех сторон речи у ребенка дошкольного возраста обусловлена сообщением ребенку возможности полноценно использовать речь как средство общения со сверстниками и взрослыми. Кроме того, достаточный уровень развития речи является необходимым для усвоения ребенком обучающего материала на этапе дошкольного образования, а так же учебного процесса школы. Речевое общения является основным средством формирования коммуникативных коммуникаций, оказывает ключевое внимание на процесс социализации ребенка. Речевое общение ребенка со взрослым является источником познания в различных формах.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает целевые ориентиры развития речи в младшей школе и на этапе завершения дошкольного образования. На этапе младшего дошкольного возраста ребенок должен хорошо владеть устной речью для выражения своих мыслей и желаний, чувств. В этом возрасте ребенок должен уметь построить свое высказывание в зависимости от коммуникативной ситуации. Может выделять звуки в словах, в связи с чем складывают предпосылки грамотности, звуковой культуры речи, грамматического строя речи. В старшем дошкольном возрасте, на этапе завершения образовательной программы детского сада, ребенок должен хорошо владеть активной речью, включенной в общение. Может обращаться с вопросами и просьбами. Хорошо пониманием обращенную речи. Лексикон приближен к состоянию лексикона у взрослого человека.

Основные задачи по развитию речи в детском саде состоят в развитии всех сторон речи – фонематического слуха, речевого аппарата, словаря, грамматической, произносительной, звуковой культуры речи. В соответствии с данными задачами организуется образовательная деятельность в образовательной области «Речевое развитие».

Применение игровых технологий, активных методов обучения в процессе речевого развития ребенка позволяет сделать образовательный процесс более эффективным.

Развитие речи дошкольника в игровой деятельности происходит как при внедрении игровых технологий в образовательную деятельность, так и при использовании игр на развитие речи в режимных моментах. В любом случае. В образовательной процессе детского сада должны быть созданы необходимые условия для развития речи средствами игры.

Развитие речи дошкольника в игровой деятельности

ФГОС ДО определяет способы и формы педагогической работы. При этом основополагающими положениями являются выводы ФГОС ДОо специфических видов деятельности детей от 3 до 7 лет. Среди прочих видов деятельности ФГОС ДО перечисляет и игровую, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и др.; а так же коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Среди наиболее современных разработок на данную тему выделяется особо труды Селевко Г. К. Ее труды связаны и базируются на понимании «игровые технологии», а не игра. Таким образом труды Селевко Г. К. содережат инновационные понятия педагогики. Более ранние труды не использовали данного понятия, содержали лишь теоретические разработки говорящие о необходимости использования игры в педагогическом процесс. Селевко Г. К. в своих трудах не только отграничивает игру, как вид жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста от понятия педагогических игровых технологии, но и разрабатывает на данной основе классификацию собственно педагогических методов игры. Т. н. «Игровых технологий». Рассмотрим подробнее наработки Селевко Г. К. по исследуемой нами проблеме.

Итак, в отличие от игр (подразумевается игра как особый вид самостоятельной деятельности ребенка – прим. автора исследования) педагогическая игра обладает отличительным признаком – наличием педагогической цели. Педагогические игры отличает их выделение в явном виде (фиксация сценариев игр в научных разработках практикующих педагогов и теоретиков педагогики – прим. автора данной работы). Игровые технологии – это образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. В процессе образовательной деятельности с применением игровых технологий применяются игровые приемы и ситуации, назначение которых побудить и стимулировать ребенка дошкольного возраста к образовательной деятельности.

Методика организации коллективной игры в среде детей дошкольного возраста описана в книге Седовой Л. Н. и Толстолуцих Н.П.

Использование каких-либо образовательных технологий состоит в наличии в данной технологии педагогического смысла. Особенностями педагогической игры в развитии детей дошкольного возраста, по мнению указанных авторов, являются:

• активизация участников, которая достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет или их поиск затруднен объективными обстоятельствами

• преодоление интеллектуально-познавательных затруднений, которые переживаются ребенком как личностная проблема;

• актуализация потребности ребенка в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, самомобилизация;

• появление возможности эффективного решения многоаспектных проблем за счет погружения участников в особую игровую атмосферу и одновременного включения их в решение совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности;

• замещение, при котором игра очень быстро перестает быть для участников просто игрой, поскольку реальные жизненные столкновения, возникающие в ее ходе благодаря специальной работе педагога, становятся столь интенсивными, что дети ведут себя так, будто игра становится для них реальностью;

• совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.

По мнению тех-же авторов, «игра как средство воспитания» имеет ряд особенностей. Иными словами, речь пойдет об особенностях применения педагогической игры в образовательном процессе дошкольников. Итак, мнение указанных ученых состоит в том, что в педагогической игре помимо взаимоотношений, которые разыгрываются между детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя на себя ролью, возникают отношения «не изображаемые, а действительные». Эти виды отношений не тождественны, и могут находиться в конфликте друг с другом. Автор данной работы понимает выдвинутый в книге «Теория и методика воспитания» авторами тезис следующим образом. Отношения, возникающие в произвольной игре детей лежат в одной плоскости, в то время как отношения, возникающие в педагогической игре, осложняются педагогическим сопровождением. К отношениями ребенок-ребенок или ребенок-игрушка добавляются отношения педагог-ребенок. Педагогическая игра, даже если она предусматривает некоторую импровизацию в процессе, является спланированной педагогом, а значит протекает в рамках педагогической цели. Правильный выбор методики организации коллективной игры приводит к отсутствию конфликта отношений педагог-ребенок и ребенок-ребенок, что делает применения игровой технологии максимально эффективной в образовательном процессе.

Толстолуцких Л. П. и Седова Л. Н. в книге «теория и методика воспитания» представили методику организации коллективной игры. Авторы разделили методику на несколько этапов.

1. Работа педагога по разработке стратегии игры, определению целей и способов их достижения, планирование ожидаемого результата. Итогом этой работы является создание модели игры и ее плана, подбор инициативных групп по разработке правил и условий игры

2. Организация работы инициативных групп, определяющих правила и условия игры. Результат этой деятельности – разработка правил и условий игры, механизма ее запуска, распределение обязанностей между членами оргкомитета игры.

Читайте также:  Программа коррекционной работы школы как средство реализации индивидуально-ориентированного подхода в обучении детей с ОВЗ

3. Запуск игровой модели на основе альтернативного включения в игру детей. Итог этого этапа – определение каждым участником своей роли в игре, формирование группы детей, участвующих в ней, или нескольких групп, соревнующихся между собой.

4. Координация действий участников игры в соответствии с правилами и условиями развития игры. Итог этого этапа – принятие всеми участниками игры своей роли, осознание правил и условий игры, их выполнение, реализация потребностей и интересов детей.

5. Подведение итогов игры, организация рефлексии, т. е. оценки детьми характера своего участия в игре и достигнутых результатов. Итог данного этапа – определение перспектив дальнейших совместных действий, новых способов взаимодействия детей.

6. Последействие – закрепление и развитие позитивных тенденций и достижений, полученных в других формах работы с детьми, внесение изменений в организацию жизнедеятельности коллектива[28]

Организация педагогического процесса по развитию речи дошкольников посредством игр должна так же основываться на

Для развитие речи в воспитательно-образовательном процессе детского сада можно использовать игры на развитие фонематического слуха, на развитие диалогической речи, расширение лексикона и т. д. Для развития речи имеет значение выбор игровой технологии. Среди них:

  1. Игра дидактическая;
  2. Игра сюжетно-ролевая, театрализованная;
  3. Игра-драматизация;
  4. Пальчиковая игра;
  5. Игровые приемы при заучивании детьми стихотворных произведений;
  6. Игровые приемы при развитии звуковой культуры речи;
  7. Игровые приемы при развитии артикуляционного аппарата, артикуляционная гимнастика в игровой форме.

Дидактическая игра достаточно распространена в педагогической практике для развития речи.

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Дидактическая игра;
  2. Театрализованные игры;
  3. Пальчиковые игры;
  4. Игровые приёмы при заучивании стихотворений;
  5. Игровые приёмы при развитии ЗКР;
  6. Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.

1. Дидактическая игра наиболее распространена в педагогической практике при использовании ее для целей развития речи у дошкольников. Дидактическая игра является достаточно сложным педагогическим видом игры. Она является одновременно и методом и формой организации педагогического процесса. Дидактическая игры для развития речи ребенка может быть организована с использованием предметов – игрушек, настольных печатных игр. Дидактическая игра может быть организована без использования предметов, иметь словесную форму.

2. Сюжетно-ролевая, игра-драматизация, педагогическая игра так же занята прочное место в организации работы по развитию речи дошкольников. Преимущество такого вида игр состоит в возможности использовать их для решения всех задач развития речи. Так, в игре-драматизации ребенок исполняет роль, создает образ и с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности передает воображаемый образ.

3. Пальчиковые игры занимают особое место среди методов развития речи ребенка. Пальчиковая игра основана на задействовании мелкой моторики ребенка, что само по себе положительно сказывается на развитии подкорковых речевых центров в мозге. Осложнение пальчиковой игры стихами позволяет решить задачи коррекции речевого дыхания, ритма речи, четкости речи.

4. Использование игровых приемов при заучивании стихотворений состоит в использовании состоит в декламации стихотворения с использованием мимики и жестов. К примеру, воспитатель просит сопровождать декламацию стихотворного произведения с изображением движений действующих лиц.

5. Использование игровых приемов для развития речи в режимных моментах.

В различных режимных моментах можно использовать потешки, прибаутки и стихи. Такое использование помогает развитию связной речи, учит использованию средств выразительности речи. Так, можно использовать потешку для расчесывания волос, для сбор на прогулку, сбора игрушек в группе и так далее.

6. использование игровых приемов для развития звуковой культуры речи. Таким приемами является внедрение в режимные моменты чистоговорок и скороговорок для развития ЗКР. Например, «СА-са-са – вот летит оса».

Доклад: ” Формирование психологической базы речи”

  • ОБСЛЕДОВАНИЕ И ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (11)
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ (28)
  • ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА (7)
  • ПРЕЗЕНТАЦИИ (16)

Доклад: ” Формирование психологической базы речи”

Консультация для педагогов

Формирование психологической базы речи у детей дошкольного возраста

Речь- высшая психическая функция, которая свойственна только человеку.

Речь – психический процесс, появляющийся позднее других процессов.

Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе нашего дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в обучении.

Речь теснейшим образом связана со всеми психическими процессами: ощущением, восприятием, памятью, вниманием, мышлением. Они и составляют психологическую базу речи. В психическом развитии ребенка речь имеет громадное значение, выполняя три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую.

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.

Задержка речевого развития непосредственно предполагает и задержку психического развития. Нет патологии речи без нарушения познавательных процессов.

Задержка формирования познавательной деятельности и речи у ребенка с возрастом не исчезнет и без специального обучения к самостоятельной жизни он подготовлен не будет.

Под влиянием речевого дефекта у детей имеет место специфическое отставание в формировании познавательной активности, а, значит, и психологической базы речи.

Следовательно, формирование психологической базы речи должно быть обязательно включено в план работы начиная с младшей группы ( для детей трех-пяти лет) работа по развитию речи предваряется развитием психологической базы речи, побуждает ребенка к появлению речи. В старшей группе работа по развитию речи и ее психологической базы идут параллельно. В подготовительной к школе группе развивается речь, через речь уточняются, становятся более целенаправленными высшие психические функции внимание, память, мышление.

Основные психические процессы, их особенности и развитие у детей дошкольного возраста.

Ощущение – простейший психический процесс, который заключается в том, что в мозге человека отражаются свойства и качества предметов и явлений, действующих на разные органы чувств. Виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, двигательные, ощущение равновесия.

Основными задачами сенсорного воспитания (развития чувственного познания) являются:

  • повышение чувствительности анализаторов ( различение не только сильных, но и слабых раздражителей);
  • повышение чувствительности к различению ( различение не только основных, но и промежуточных цветов, соблюдение речевого режима в группе, чтобы дети реагировали не только на громкий голос, но и на тихий и шепотную речь );
  • знакомство детей с отдельными свойствами предметов ( величиной, цветом, формой ) и обучение обобщенным приемам обследования предметов окружающей действительности.

Восприятие -процесс отражения предметов и явлений в целом, действующих на несколько органов чувств. Восприятие опирается на ощущения, без них оно не возможно. Важную роль в восприятии играет речь, она делает его осмысленным.

Необходимо познакомить ребенка со схемой собственного тела; четко определять правую и левую стороны тела направления в пространстве, пространственные взаимоотношения объектов, схемы тела, стоящего напротив, последовательность предметного ряда, последовательность числового ряда, графическое обозначение направлений.

Ориентировка во времени. Часто у детей, страдающих речевыми нарушениями, нарушена ориентировка во времени: незнание либо нетвердое знание основных временных единиц (времен года, месяцев, дней недели, частей суток в их последовательности ). Бытовое время ( вчера, завтра, скоро, потом, недавно и т.д.) дети нередко обозначают ошибочно. Еще сложнее для усвоения предлоги «перед» и «после», обозначающие последовательность во времени и пространстве. Слабая ориентировка во времени имеет следствием трудности усвоения грамматики (различение форм и времени глагола, его совершенного и несовершенного вида), а также в дальнейшем трудности понимания исторического времени.

Поэтому в содержание коррекционной работы необходимо включать формирование и уточнение временных представлений.

Нарушение зрительного восприятия . У некоторых детей, страдающих речевыми нарушениями, отмечается нарушение зрительного восприятия, что ведет в дальнейшем к нарушению процессов чтения и письма, смешению сходных по оптическому признаку графем. Часто нарушена скорость узнавания предметов, поэтому в школе такие дети не поспевают за темпом работы класса. Необходимо развивать зрительное внимание детей:

  • научить быстро, т.е. в доли секунды, опознавать окружающие предметы и предметные картинки;
  • формировать зрительно-конструктивную деятельность ( собрать предмет из отдельных деталей; собрать предметную или сюжетную картинку, разрезанную на определенное количество частей).

Педагоги должны включать в свою работу и развитие тактильного восприятия детей. Учить ребенка по контуру и фактуре опознать знакомые предметы. (Игра «Чудесный мешочек» с двумя наборами предметов:

а) предметы одинаковой фактуры, но разной конфигурации,

б) предметы, похожие по контуру, но разной фактуры.

в) игра «Ищем все гладкие, шершавые, пушистые, колючие предметы»).

Эти игры способствуют не только развитию тактильных ощущений, но и обогащению словаря признаков предметов.

Слуховое восприятие. Как правило, у детей-логопатов грубо нарушено слуховое восприятие. Поэтому нужно развить способность различать неречевые шумы, восстанавливать ситуацию по типичным звукам. (Игры типа «Что звучит?», звуки записываются на магнитофон или воспитатель за ширмой производит различные действия с предметами, а дети отгадывают их по звучанию);

  • развивать звуковысотный слух, внимание к тембровой окраске звука, начиная с грубых дифференцировок и постепенно сближая их («Кто позвал»?, «Мишка, проснись». ).
  • научить определять направление звука ( «Жмурки с колокольчиком». ).

Память – процесс, связанный с запоминанием, сохранением и последующим воспроизведением индивидуального опыта.

Существует кратковременная и долговременная память. В зависимости от анализатора, с помощью которого происходит восприятие, выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная. Необходимо развивать зрительную и слуховую оперативную память. В 4-5 лет появляются зачатки произвольной памяти, поэтому перед детьми надо ставить задачу «запомнить» тот или иной материал.

Зрительную кратковременную память у дошкольников развивают на материале игрушек, предметных картинок, геометрических форм, цифр и букв. (Игры: «Чего не стало?», «Что появилось?», «Что изменилось?», «Какие игрушки были?»). Рекомендуется начинать с трех предметов и проговаривать их названия.

Развивая слуховую память, нужно научить запоминать и воспроизводить определенное количество слов разных грамматических категорий. ( Игры: «Повтори, не ошибись», «Не оборви цепочку слов», «Поручения», «Последовательные поручения» (Сначала Оля вырежет кружок, затем Саша нарисует шар, а потом Лена соберет карандаши), предложить детям не только выполнить последовательность, но и рассказать о том, что и как делали).

Хорошо развивается слуховая память посредством метода распространения предложения (Например: Росли яблоки. В саду росли яблоки. В саду росли спелые яблоки. За забором в саду росли спелые яблоки.)

Внимание. На практике видим, что произвольное внимание неустойчиво: через несколько минут после начала занятия дети начинают ерзать на своих стульях, отвлекаются или же взгляд становится отсутствующим. Необходимо помнить педагогу об особенности детского организма, чаще менять положение тела в пространстве, менять виды работы, поддерживать интерес к занятию, строить его так, чтобы детям было интересно, требования доступны для понимания и выполнения, деятельность приносила радость.

Игры и упражнения на развитие внимания: «Зачеркни на листочке все домики» (на картинке домики, шары, елочки. Более старшим детям даются геометрические фигуры, буквы, цифры.), «Что забыл нарисовать художник?», «Найди свою дорожку», «Сделай как я», «Делай то, что видишь», « Делай то, что слышишь», «Перечисли, зачем стоит».

Мышление и речь теснейшим образом связаны между собой. На определенном этапе развития ребенка мышление становится речевым, а речь разумной. Некоторые операции мышления связаны непосредственно с речью. У детей необходимо развивать:

  • обобщение—способ группировки предметов по определенным признакам (формирование обобщающих понятий, игры «Живой – не живой», «Вершки-корешки», «Разложи картинки», «Что мы едим?», « Четвертый лишний». )
  • сравнение—сопоставление предметов (сначала «Чем непохожи?», а потом «Чем похожи?»
  • умение располагать предметы последовательно соответственно нарастанию или убыванию ведущего признака.
  • умение соотносить предметы по ведущему признаку: величине, цвету, форме («Какой пчеле какое ведерко?»).

Под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо уделять огромное внимание формированию психических процессов, являющихся психологической базой речи.

МАДОУ №6 г. Черняховск

Информация

  • Новости
  • Значимые мероприятия
  • Видеотека
  • Детский гороскоп
  • Портфолио сотрудников
  • Вакансии
  • Рейтинг воспитателей
  • Рейтинг специалистов
  • Знамя Победы
  • Социальные партнеры
  • Наши достижения
  • Родительский клуб «Наш ребёнок»
  • Они были первыми.
  • Дом и семья
  • Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников
  • Дорожная безопасность
  • ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
  • Сертификат ПФДО
  • ОСТОРОЖНО,ГРИПП!
  • 75 -летие Победы!
  • Результаты специальной оценки условий труда

Опрос

Оцените наш сайт.

Дни рождения

Горячая линия

Профилактика терроризма

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования речи у детей с ТНР старшего дошкольного возраста.

Современный ребенок к 5-6 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова.

Иная картина наблюдается у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности.

Для дошкольников с ТНР характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставания в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

Адаптация таких детей к нормальной жизни, развитие и коррекция у них различных характеристик речи является первостепенной задачей коррекционной педагогики.

Сюжетно-ролевая игра является одним из инструментов коррекции таких нарушений и обладает мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционно-развивающим потенциалом.

Как показывает практика, сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (гудок парохода, рев мотора) и голосам зверей (лай собаки, ржание лошади). Педагог во время игры много разговаривает с детьми, в результате этого даже у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении (спросить о чем-то, сообщить что-то). Педагог побуждает детей к вопросам по поводу той или иной игрушки, картинки, таким образом, развивая их речевую активность. По мнению Менджерицкой Д.В.: «…Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны – сама игра развивается под влиянием развития речи…».

Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств: для обозначения предметов, действий и отношений. Это создает благоприятные условия для речевого развития детей. В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.

В игровой деятельности удовлетворяется потребность детей в игре словом. Особенно велика роль слова в создании образа. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает игрушки и говорит за них.

Читайте также:  Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе

В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель – самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них дошкольники отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость. Во многом благодаря именно сюжетно-ролевой игре у детей на рубеже дошкольного возраста формируется рефлексия — способность осознавать свои особенности, осмысливать, как эти особенности воспринимаются окружающими, и строить свое поведение с учетом их возможных реакций.

Однако процесс формирования сюжетно-ролевой игры у детей с ТНР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками отличается с количественной и качественной стороны (темами сюжетов, ролевыми диалогами, взаимоотношениями, выбором игрушек; нуждаются в руководстве со стороны взрослых). На практике сюжетно-ролевые игры детей нередко однообразны по тематике и неинтересны по содержанию. Дети постоянно воспроизводят в играх одни и те же действия, эпизоды, реплики. Новые сюжеты либо не возникают, либо быстро прекращаются из-за неумения дошкольников развернуть интересующий сюжет. Во время игр дети взаимодействуют со сверстниками, однако их взаимодействие носит кратковременный характер. Особые трудности речевого плана отмечаются в процессе самостоятельной и стимулируемой взрослым ролевой беседы детей, а также при использовании речевых высказываний планирующего типа.

Роль педагога в сюжетно-ролевых играх с детьми данной категории заметно возрастает по сравнению с ролью педагога в коллективе детей с нормальным речевым развитием. Развивая игровую деятельность детей с недоразвитием речи, педагог, прежде всего, планирует задачи руководства игрой, методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи, а также предусматривают возможности реализации постепенно возрастающих речевых умений детей в контексте игры. Кроме того, для компенсации речевых и не речевых нарушений, необходимо: создание предметно-игровой среды, подбор методов и приемов обучения, индивидуальный подход к детям, совместная деятельность воспитателя и учителя- логопеда в процессе руководства игр.

С учетом требований ФГТ, для формирования игровой деятельности у детей необходимо: увеличить игровое пространство в групповых комнатах, создать уголки психологической разгрузки для детей и фрагменты жилой комнаты, стараться приблизить интерьер группы к домашней обстановке, чтобы детям и взрослым было уютно и удобно, пересмотреть расположение и подбор игрового материала. Приоритетным является тот игровой материал, который легко может трансформироваться в другие предметы. Дети с удовольствием используют их в режиссерских и сюжетно-ролевых играх. Качественно о рганизованная предметно-игровая среда положительно влияет на весь педагогический процесс, и, в частности, на развитие игровой деятельности детей.

Главным принципом отбора и группировки материала является тематизм. Он позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе педагога и логопеда по коррекции речевых нарушений. Изучение темы осуществляется в разных видах деятельности. Концентрированное изучение материала в совокупности с многократностью его повторения является фактором, усиливающим эффективность коррекционного воздействия.

В руководстве сюжетно-ролевыми играми особое внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам. Такой интерес не возникает на пустом месте, он «вызревает» в ходе всей воспитательной работы, если дошкольники получают яркие представления об окружающей жизни, которые вплетаются в их прошлый опыт, будоражат воображение, вызывают эмоциональный отклик. Так, для обогащения содержания игр детей старшего дошкольного возраста можно рассмотреть соответствующий иллюстративный материал, почитать им книги, провести беседу, сходить на экскурсию. Следует учитывать, что сюжетно-ролевые игры формируются под влиянием дидактических речевых игр и проводятся с детьми с общим нарушением речи с целью упрочнения и закрепления правильных речевых навыков.

Поскольку речевое общение у детей бывает в большей или меньшей мере затруднено, они не могут самостоятельно выбирать сюжеты игр, их подсказывает педагог; показ наглядного материала помогает детям вспомнить и воспроизвести действия. Прежде всего, воспитатель организует работу так, чтобы сведения об окружающем, которые дети должны усвоить по программе, сопровождаясь эмоциональными впечатлениями, создавали в сознании ребенка яркие образы, которые он стремился бы воплотить в игровом действии.

В создании сюжетно-ролевых игр очень важно взаимодействие логопеда с воспитателем. Обучение детей действиям на практике проводится логопедом на занятиях, а дальнейшее развитие заданной игры и её обогащение осуществляется воспитателем. В ходе игры педагоги искренне перевоплощаясь в персонажей, затрагивают эмоции ребенка, заставляют его переживать и показывают ему необходимость использования речи в игре.

В процессе формирования игровых умений у детей педагоги занимаются с ними как индивидуально, так и с подгруппами, обучая их игровым действиям, формируя ролевые умения, развивая возможности их речевого общения между собой и со взрослым. Предпочитаются следующие приемы: указание и показ действия как прямые приемы руководства игрой, вопрос и проблемные ситуации — как косвенные.

В условиях чуткого и бережного руководства со стороны педагогов детской игрой постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке ее задач и развитии сюжета, выборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а также в реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми.

Опыт работы показывает, что дошкольники старшего возраста с ТНР с трудом овладевают навыками применения предметов – заменителей. Поэтому в сюжетно-ролевых играх детей с ТНР можно использовать только заменители тех предметов, которые хорошо знакомы детям. Кроме того, предмет – заменитель должен иметь некоторое предметное сходство с заменяемым им предметом. Так, например, в ходе игры педагогу следует показать, что можно использовать палочку или карандаш вместо градусника, а кубик вместо мыла. Данный факт ставит детей перед необходимостью переименовать предмет и сообщить об этом остальным. То есть в игре, кроме речи определенной ролью, появляется речь с функцией согласования совместных действий.

Практика показывает, что наиболее целесообразно организовать игры, в которых участвуют все дети группы. Например: “День рождения куклы Маши”, где все дети танцуют и поют; “Автобус”, где все дети – пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают; “Магазин игрушек”, где дети “купив” игрушку, затем играют с ней; причём получает её тот, кто правильно попросит у продавца. При этом в ходе сюжетно-ролевой игры воспитатель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для детей фиксирует их для себя, либо косвенно не нарушая ход игры, подправляет и комментирует.

Большую значимость приобретает умение воспитателя установить контакт с детьми, поскольку создание благоприятной, доброжелательной атмосферы в игре – очень важный фактор. В процессе игры воспитатель иногда берет на себя какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять общение в группе.

Необходимо учитывать, что дети данной категории быстро утомляются в игре: педагог, руководя игрой, переключает детей с одних движений на другие, чередуя подвижную и спокойную деятельность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, а главное – от речевых возможностей каждого.

Таким образом, игра — это не только обязательная принадлежность детства, но и средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности речевого развития, такого как связная речь.

Учитель-логопед МАДОУ № 6 Кесслер Елена Стасио

1. Баряева Л.Б., Зарин Л. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-Пб.: «Союз», 2001.

2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – N 6.

3. Гаркуши Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. .- М.: Секачев В.Ю.. ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.

4. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

5. Менджерицкая Д.В. “Воспитателю о детской игре”, М., 1982

6. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. –– М.; А.П.О., 1993

7. Нищева Н.В.Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – С – Пб., “Детство-пресс”, 2003.

О роли игры для психологического развития детей дошкольного возраста

Автор: Цагараева Кристина Сергеевна, педагог-психолог, МАОУ психологический Центр диагностики и консультирования “Доверие”, РСО-Алания, г. Владикавказ.
Описание материала: Данный материал будет полезен педагогам-психологам, педагогам дополнительного образования, родителям.

Еще 20-30 лет назад для того, чтобы поступить в первый класс, не требовалось ни навыков чтения, ни умения считать, ни, тем более, знания иностранных языков. Дети шли в школу после абсолютно беззаботного детства – и всему обучались именно у своей первой учительницы. Сейчас же ситуация стала принципиально иной – теперь, чтобы поступить в первый класс, ребёнку уже в 6 лет нужно выдержать солидный экзамен на “готовность”. Поэтому родители, забывая о ведущей деятельности дошкольников – игровой – водят их на различные подготовительные курсы, занимаются с ними дома, учат их иностранным языкам. Детей чуть ли не с пеленок учат читать, считать до 100 и обратно. И родители за такое дошкольное образование готовы платить немалые деньги. Только вот в итоге ни родители, ни сами дети счастливее от этих занятий не становятся. Почему же так происходит? Каковы минусы вот такого интенсивного дошкольного обучения детей?
Прежде всего, необходимо учитывать, что дети дошкольного возраста не способны к целенаправленной учебной деятельности, поэтому надежды на то, что они осознанно будут что-то учить в 3-4 года – это верх оптимизма! Да, они могут выучить названия времен года, месяцев, и даже несколько слов на иностранном языке, но применить свои знания на практике не в состоянии. Таким образом, знания, полученные дошкольником в рамках «учебной деятельности» становятся оторванными от жизни – что приводит лишь к нервному и умственному истощению ребенка. Ребенок не может все это выучить и применить просто потому, что он ребенок – и он ещё не в силах «прыгнуть выше своей головы». Кроме того, ребенок, интенсивно готовящийся к школе, уже теряет всякое желание идти в эту самую школу – потому что усталость и разочарование накапливаются – и продолжать эту «каторгу», конечно, у малыша нет никакого желания.
В последние годы наблюдается тенденция, что современные дошкольники абсолютно не умеют играть самостоятельно, у них плохо развито воображение и умение находить нестандартные решения к различным задачам. Сейчас в детских садах основное время детей занято различными развивающими упражнениями и обучающими занятиями, а когда им дают время для игр – дети начинают возиться, толкаться, драться – то есть делать все, что угодно, но не играть в привычном понимании этого слова.
Игра как ведущая деятельность дошкольника является основой для формирования познаний о важном пласте человеческой культуры – взаимоотношениях между людьми. Наверняка, вы замечали, что в своих играх, будь то дочки-матери или игра во врача, дети копируют поведение взрослых, сцены из просмотренных фильмов или моменты собственной жизни.Игра учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. Ведь игры обычно передаются от старшего поколения детей более младшему – и общение в такой разновозрастной компании положительно сказывается на психологическом развитии и социализации малыша.Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил. Конечно, вы сейчас можете возразить, что в процессе обучения, а особенно в школе, также нужно придерживаться определенных правил. Это верно, но различие состоит в том, что школьные правила установлены кем-то – и ребенок подчиняется им просто потому что надо, а правила в игре устанавливаются им же самим, по собственному желанию – и здесь он выступает творцом и добровольным исполнителем. Поэтому игра развивает воображение, логическое мышление, способность мыслить нестандартно. Игра также помогает ребенку научиться организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне (чем грешат современные дети), развивает любознательность и самостоятельность.
Чтобы развивающие игры принесли пользу, их необходимо подбирать с учетом возраста ребенка и в разумной последовательности– то есть, от наименее сложных к все более усложняющимся задачам.
Итак, рассмотрим подробнее, какие развивающие игры советуют психологи?

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация диких и домашних животных»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей ТНР старшего дошкольного возраста по теме «Диффренециация диких и домашних животных». Данное занятие проводится в виде игры «Клуба веселых и находчивых» с участием зрителей (родителей) и судьи (воспитатель группы). Во время занятия используется наглядный материал, музыкальные произведения. В конце игры подводится итог и проводится награждение участников медалями.

Конспект открытого логопедического занятия на тему:

«Дифференциация диких и домашних животных»

Раздел «Формирование лексико-грамматических категорий».

1. Закрепить, уточнить знания о домашних и диких животных, активизировать словарь детей по теме.

2. Продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные от имени существительного.

3. Закрепить образование родительного падежа имени существительного в единственном числе.

4. Закрепить согласование имени существительного с притяжательными местоимениями, с числительными 2, 5.

5. Закрепить употребление предлога «ИЗ-ЗА»

6. Закрепить умение подбирать к имени существительному прилагательные, глаголы настоящего времени.

7. Развивать зрительное, слуховое внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: картинки диких, домашних животных и их детёнышей, магнитная доска, мольберт, предметные картинки по теме, разрезные картинки, поднос, цифры 2, 5, пронумерованные конверты с заданиями медали детям, призы детям.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети входят мод минусовку гимна КВН.

«Встаньте детки, встаньте в круг.

Каждый каждому здесь друг!

Вправо, влево повернитесь

И друг другу улыбнитесь

Будем крепко мы дружить,

Будем дружбой дорожить!»

II. Основная часть.

-Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на игру “Умники и умницы”. Я буду ведущая, вы – игроки, а наши гости – зрителями. Посмотрите, как много сегодня зрителей на нашей игре. Давайте поздороваемся со зрителями. Уважаемые зрители, поприветствуйте наших игроков аплодисментами. Дети садятся за столы.

– Тема нашей игры: «Животные». Послушайте правила игры: каждое задание находится в конверте под своим номером. Я буду подносить к вам конверты и называть цифру. Тот ребёнок, к которому я подойду, даст мне нужный конверт.

Читайте также:  Книжка-раскраска (Слова - родственники)

Итак, мы начинаем игру.

Конверт № 1: Игра “Узнай по описанию”.

– Животное, у которого есть рога, хвост, вымя, даёт молоко. (Корова)

– Животное, у которого четыре ноги с копытами; перевозит грузы и людей, питается сеном, травой. (Лошадь).

– Животное, у которого четыре лапы, когти, мордочка с усами; ловит мышей. (Кошка)

– Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц)

– Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь)

– Проворная, запасливая, рыжая или серая, любит орешки. (Белка)

– Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса)

– Маленький, шустрый, колючий (Ёж)

– Верная, четырёхлапая, сторожит дом, любит есть косточку (Собака)

– Розовая, с маленьким хвостиком крючком, хрюкает, даёт нам мясо (Свинья)

– Небольшая, рогатая, даёт нам молоко, шерсть (Коза)

– Небольшая, кучерявая, даёт нам шерсть, блеет (Овца)

– Серый, голодный, воет (Волк)

– Большой, коричневый, рогатый, любит есть кору деревьев (Лось)

Детям раздаются картинки животных.

– Ребята, как мы назовём всех, кто изображён на ваших картинках? (животные). На какие две группы можно разделить этих животных? (дикие и домашние). Где живут дикие животные? (в лесу) А домашние? (в деревне). Но в деревне ещё есть жилища животных. Давайте их назовём: коровник, конюшня, свинарник, будка, сарай, изба (логопед показывает картинки).

На доске выставляются картинки жилищ и леса.

– Давайте отправимся в путешествие. Сейчас встанут возле своих мест дети, сидящие на первом ряду. Под звуки поезда дети подходят к доске. Расставляют картинки своих животных в места жительства.

Ответы детей: «Мой волк живёт в лесу. Моя корова живёт в деревне в коровнике».

– А теперь встанут возле своих мест дети, сидящие на втором ряду.

Под звуки поезда дети подходят к доске. Расставляют картинки своих животных в места жительства.

Ответы детей: «Моя лошадь живёт в конюшне. Мой волк живёт в лесу».

– Как мы назовём одним словом животных, которые живут в лесу? (дикие)

Как мы назовём одним словом животных, которые живут в деревне? (домашние)

Конверт № 2: Игра «Посчитаем». В конверте цифры 2 и 5.

– Ребята. В деревне и в лесу живёт много животных. Давайте согнём наши руки и поедем на поезде, произносим «Чух-чух…». Вытягиваем губы трубочкой. Приехали в деревню. Я буду подносить цифру к животному, а тот, кого я назову, будет мне отвечать, сколько животных живёт в деревне. Например: «В деревне живёт 5 коров. В деревне живёт 2 козы».

– Теперь едем с вами в лес. Сели на поезд, ручки приготовили- поехали: «Чух – чух…»

Ответы: «В лесу живёт 5 белок. В лесу живёт 2 волка».

Конверт № 3: Игра «Четвёртый лишний»

Корова, медведь, свинья, коза;

волк, ёж, заяц, кошка;

лошадь, коза, баран, собака (лапы);

лиса, лось (ноги), волк, заяц;

ёж (колючки), лиса, белка, медведь (шерсть).

Конверт № 4: Игра «Чья тень?»

– Ребята, возьмите из корзинок картинки. Вы узнали своих животных?

Дети: «У меня тень коровы. Дима, а у тебя, чья тень? У меня тень медведя».

– А теперь вам надо расставить тени животных к их картинкам на доске.

Логопед группами вызывает детей. После дети садятся на ковёр.

Конверт № 5: физкультминутка «Звериная зарядка»:

Раз – прыжок, два – присядка-

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся,

Любят долго потянуться,

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну, а мишка косолапый,

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – начинает все сначала.

Конверт № 6: Игра “Подбери часть животного” (за столом)

На столе у каждого ребёнка в корзинке картинка с частью животного.

– Ребята, положите перед собой картинки. У вас целые картинки? У вас часть животного. Сейчас я проверю, узнали ли вы своих животных. Вы будете называть мне часть тела животного и чья она. Например: «У меня голова волчья».

– А теперь вы подберёте недостающую часть тела вашего животного.

Логопед на подносе подносит к каждому ребёнку вторые части животных. Ребёнок ищет свою и соединяет картинку. Слушайте внимательно условие ответа: отвечать мне будет тот, до кого я дотронусь рукой, а не тот, на кого я смотрю глазами.

Ответы детей: «У меня получился лось».

– Как мы назовём одним словом ваших животных? (дикие) Где они живут? (в лесу)

– Уберите картинки в корзинку.

Конверт № 7: “Игра со зрителями»

– Я копытами стучу, стучу. Я скачу, скачу. Грива вьётся на ветру. (Конь).

– Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу? (Овца).

– Идёт мохнатый, идёт бородатый, рожками помахивает, бородой потряхивает, копытами постукивает (Козёл).

– Есть рога, а не баран, хвост свечой, а не белка, не корова, а молоко даёт (Коза).

– Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога (Баран).

– Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое (Корова).

Конверт № 8: Игра «Семейка».

На мольберте выставлены: деревья, дом, забор, куст. За ними прячутся домашние животные: корова, бык, лошадь, конь, коза, козёл, баран, овца, боров, свинья, кошка, кот, собака, пёс.

– Задание «Семейка». Что же такое «семейка»? Это когда есть мама, детки, и папы. Ребята, посмотрите на мольберт. На нём вы видите деревья, куст, забор, дом. Но за ними кто-то прячется. Давайте-ка посмотрим, кто и откуда выглядывает. Сейчас каждый из вас глазками найдёт животных.

Ответы детей: «Корова выглядывает из-за дерева. Лошадь выглядывает из-за забора».

Дети подходят и берут животных и встают на ковёр.

– Ребята, ваши животные очень любят гулять. Под музыку вы гуляете врассыпную. Как только музыка смолкает, вам нужно встать парами, образовав семейку.

– Давайте проверим, правильно ли встали.

Логопед подходит к каждой паре. Дети называют своих животных: корова-бык, свинья-боров и т.д.

– Кого вам не хватает для полной семейки? (детёнышей) Давайте позовём их.

– Я по кругу иду, животное выбрать я хочу. Коровушка, позови своего детёныша.

Ответ ребёнка: «Му-му-му».

– Что делает корова? (мычит)

Аналогично со всеми животными. На столе разложены детки домашних и диких животных.

– На этом столе, ребята лежат детёныши животных. Все детёныши перепутались. Здесь есть детки и домашних, и диких животных. Вы сейчас подойдёте к столу и возьмёте детёнышей своих животных. Будьте внимательны.

Логопед подзывает поочерёдно детей- семейку. Дети берут детёнышей и называют их: «У коровы телята. У свиньи поросята и т.д.»

– Молодцы. Теперь у вас полные семейки. Давайте положим все картинки на поднос. Но как же быть с детками диких животных. Они ведь тоже хотят к своим мамам. Те, кого я назову, возьмут картинки. Остальные ребята сядут на свои места.

Дети берут картинки деток диких животных и прикрепляют их на доску к своим мамам.

Конверт № 9: Игра «Подбери слово».

Дети достают из волшебного мешочка животных (диких и домашних) и подбирают к ним прилагательные, глаголы.

Медведь — косолапый, большой, неуклюжий; ходит, жуёт, ревёт.

Заяц — маленький, белый, трусливый; прыгает, жуёт.

Лиса — хитрая, рыжая, красивая; нюхает, ищет, бегает.

Белка — ловкая, шустрая, проворная; прыгает, собирает (орехи), грызёт.

Волк — хищный, серый, опасный; ходит, рыщет, воет.

Лось — сильный, высокий, выносливый; ходит, жуёт.

Ёж — маленький, шустрый, колючий; бегает, нюхает, ищет.

Корова- большая, пятнистая, рогатая; жуёт, мычит, ходит.

Собака- небольшая, верная, добрая; бегает, охраняет, лает.

Кошка- пушистая, серая, красивая; мяукает, лакает, бегает, играет.

Свинья- розовая, неуклюжая, небольшая; ходит, хрюкает, валяется (в грязи).

Коза- рогатая, белая, небольшая; ходит, пасётся, жуёт.

Овца- кудрявая, белая, небольшая; пасётся, ходит, жуёт.

Лошадь- быстрая, грациозная, большая; скачет, ржёт, жуёт.

Затем дети расставляют своих животных по месту обитания: диких- в лес, домашних- в деревню.

V. Итог занятия.

– Все конверты открыты, задания выполнены. Даю слово нашей судье (в роли судьи воспитатель группы).

Вручение медалей и подарков по звуки фанфаров.

Лукьянова Ирина Александровна,
учитель-логопед

Конспект занятия в средней логопедической группе по теме «Дифференциация диких и домашних животных». (Развитие речи + рисование нетрадиционной техникой сухой кистью «Тычок»)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Животные всегда очень интересны детям. Они любят их рисовать, но маленьким детям ещё сложно нарисовать животных и им на помощь приходит техника рисования сухой кистью “Тычок”.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_v_sredney_logopedicheskoy_gruppe_po_teme.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней логопедической группе по теме «Дифференциация диких и домашних животных».

(Развитие речи + рисование нетрадиционной техникой сухой кистью

  1. Коррекционно-образовательные:

– уточнить представления детей о диких и домашних животных, как они называются и о месте их проживания;

– закрепить навык рисовать жесткой сухой кистью в технике «тычок».

– развивать мышление, внимание, память;

– развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;

– общую и мелкую моторику;

– воспитывать любовь и бережное отношение к животным;

– аккуратность, усидчивость, устойчивый интерес к творчеству.

Оборудование: смарт-доска с изображениями диких животных (лиса, медведь, заяц) , домашних животных (кот, корова, собака) , изображения дома и дерева, палитры с гуашью (коричневая, серая и черная) , 2 кисточки (жёсткая (щетина) и тонкая), контурные изображения животных – медведь и кот, стаканчики с водой, салфетки.

В . Здравствуйте, ребята.

В. Посмотрите, какой чудесный наступил день. Впереди у вас много интересных дел, в которых вам будут помогать ваши помощники. Давайте скажем им: «С добрым утром!»

С добрым утром, глазки (слегка коснуться глаз),

С добрым утром, ушки (потереть ушки пальцами),

С добрым утром, носик (потереть крылья носа),

С добрым утром, ручки (погладить руки от плеча вниз),

С добрым утром, ножки (гладить ноги сверху вниз),

С добрым утром, солнце, я проснулся!

В. Мы с вами проснулись и готовы к новым знаниям. Я приглашаю вас сесть за столы. Сядьте ровненько, руки положите на стол и приготовьтесь внимательно слушать. Посмотрите, на доске вы видите картинки. Кого вы на них видите? или Что на них изображено?

Д. Животные (могут начать перечислять, тогда, прослушав их ответы и похвалив за знания, подвести, чтобы назвали одним словом) Лиса, медведь, заяц, корова, собака, кот.

В. Мы знаем, что животные, которые живут рядом с человеком, называются…?

В. Правильно. А животные, которые живут в лесу, называются…?

В. Правильно. Лесные или дикие.

Обратите внимание детей, что на доске появились ёлка и дом (ещё раз повторить, что в лесу живут дикие звери, а рядом с домом домашние). А теперь слушайте задание – животные пошли гулять и все перепутались. Они просят вас помочь им найти свои дома. Сейчас будете выходить по одному, выберете себе любое животное, назовёте его и «отведёте» домой.

(Дети выходят, показывают животное, которое они выбрали, отвечают полным предложением: «Это лиса, она живёт в лесу. Лиса дикое/лесное животное.)

После ответа, ребенок передвигает картинку к ёлке. Так по очереди все животные расселяются по своим домикам. (Следить, чтобы ответы были полными)

В. Вы хорошо справились с этим заданием. Животные очень рады оказаться дома.

Вы уже догадались, глядя на столы, что мы сегодня будем рисовать, но что пока не знаете. Сейчас я загадаю загадку, вы отгадаете и узнаете:

Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьёт,

Ну, конечно это… (кот)

В. Правильно. Следующая загадка:

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (Медведь)

В. Очень хорошо. А теперь подойдите к столу, на котором лежат листы бумаги, возьмите один, переверните и вы увидите контур того животного, кого каждый из вас будет рисовать. (Спросить у детей, кто ему достался, можно, если ребёнок захотел рисовать другое животное, поменять).

Проходите, садитесь на стульчики. Вы видите контурные изображения знакомых вам животных. Рисовать вы будете уже знакомой техникой «Тычок», сначала пройдёте по контуру изображения, а потом заполните всё пространство (напомнить детям как правильно держать кисточку, рисуя в этой технике, как набирать краску на кисточку. Проговорить технику безопасности при работе с красками и кисточкой)

В. Чтобы рисунок получился красивым, нужно размять наши пальчики. Я предлагаю сделать гимнастику для пальчиков:

(последовательно, на каждое слово соединять пальцы правой и левой руки, начиная с мизинцев)

Дикие животные водятся в лесу

Здесь увидеть можно волка и лису,

Зайца и медведя, белку, кабана.

Прячет всех надёжно лесная тишина

( На последние слова сжимать и разжимать пальцы, затем на уровне лица раздвинуть пальцы обеих рук- спрятаться)

В. Теперь ваши пальчики готовы держать кисточку, и мы начинаем рисовать. ( Можно ещё повторить, что в лесу живёт бурый мишка (коричневый), в процессе рисования воспитатель подходит к детям, у которых возникли трудности).

Посмотрите, у вас получились замечательные животные и очень похожи на настоящих медведя и кота. Но вашим животным чего-то не хватает. Как вы думаете, чего?

Д. Глаз, усов и когтей.

В. Абсолютно верно, но чтобы их нарисовать, надо немножко подождать, чтобы высохла краска. Тогда рисунок получится аккуратным. Я предлагаю вам поиграть. Выходите из-за столов, становитесь в кружок.

Динамическая пауза «Телёнок»

Бу-бу, На «бу-бу» делают два прыжка,

Я рогатый Делают рожки из пальчиков.

Я хвостатый «Хвостик» из руки за спиной.

Я ушастый «Ушки» из ладошек.

Очень страшный Мимикой показывают испуг

Забодаю «Бодаются» рожки из пальчиков

В. Вот как славно мы поиграли.

А за то время краска высохла, и вы можете закончить ваши рисунки.

( Дети возвращаются к своим местам и заканчивают свою работу, обратить внимание детей, что кот стоит боком – глаз нарисовать один)

«А работы-то на диво!

Похвалить мне вас пора!

Сделали всё так красиво,

Что за чудо мастера!»

Очень красивые животные у вас получились

Рефлексия. Спросить у детей понравилось ли им рисовать, что больше понравилось? Что вызвало затруднения?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: расширить и систематизировать знания детей о диких животных и их детенышах, совершенствовать грамматический строй речи.

В занятии представлены игры и упражнения для развития навыков по дифференциации предлогов “НА” , “ПОД” и правильного их употребления в речи.

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Животные Севера».

Закрепление и разширение представллений об овощах и фруктах. Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных, образование существительных с уменьшительно.

Цель занятия:- активизация и расширение словаря по теме- употребление уменьшительно-ласкательной формы слов- усвоение навыка согласовывания числительных существительных.

Конспект занятия в средней логопедической группе для детей с ТНР по теме “Домашние животные. Звук Н&quot.

Употребление существительных с суффиксами -онок-, -емок-, -ат-, -ят-. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Употребление в речи глаголов единственного и множественного .

Ссылка на основную публикацию