Развитие звуко-слоговой структуры у детей с ТНР

Развитие звуко-слоговой структуры у детей с ТНР

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

Статья:

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

​ Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;

Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;

Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов: «деворе» — дерево;

Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;

Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов : «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

подготовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;

собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;

развитие временно-пространственной ориентировки;

развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

«Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).

«Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).

«Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

«Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)

«Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).

«Найди клад» (ориентировка по схемам).

«Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

II. Развитие временно-пространственной ориентировки

«Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)

«Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).

«Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

Направления работы:

Совершенствование движений общей моторики

​ Совершенствование мелкой моторики

Развитие артикуляционной моторики

Развитие чувства темпа

Формирование чувства ритма

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

«Делай как я»

Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.

«Умелые ручки»

Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

Артикуляционные упражнения

Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

«Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

«Кулачки — ладошки»

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук стук, стук стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп хлоп, хлоп хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук стук стук, стук стук стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп хлоп хлоп, хлоп хлоп хлоп.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

«Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).

Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).

Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).

Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

уровень гласных звуков;

уровень коротких предложений;

уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.

Работа над гласными

Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:

в сопровождении символов («Человечки — звуки»)

без зрительной опоры.

Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).

Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.

Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.

Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы );

с общим гласным ( ка – та – ма – ва);

обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);

закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);

прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);

слоги со стечением.

Приемы и упражнения:

«Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)

Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.

Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).

Работа над словом

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

Двухсложные из открытых слогов ( ива, дети ).

Трехсложные из открытых слогов ( охота, малина ).

Односложные ( дом, мак ).

Двухсложные с закрытым слогом ( диван, мебель ).

Двухсложные со стечением согласных в середине слова ( банка, ветка ).

Двухсложные слова из закрытых слогов ( компот, тюльпан ).

Трехсложные слова с закрытым слогом ( бегемот, телефон )

Трехсложные со стечением согласных ( комната, ботинки ).

Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом ( половник ).

Трехсложные слова с двумя стечениями согласных ( матрешка ).

Односложные со стечением согласных в начале слова ( стол ).

Односложные со стечением в конце слова ( зонт ).

Двухсложные с двумя стечениями согласных ( кнопка ).

Четырехсложные слова из открытых слогов ( черепаха, пианино ).

Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).

Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).

Читайте также:  Проектирование комплексно-тематического планирования коррекционно-развивающей работы с детьми логопедической группы

«Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).

«Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов)

«Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ )

«Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).

«Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

«Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса) ).

«Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка. ).

Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.

Список литературы:

Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб: Детство-пресс, 2009. 48 с.

Бабина Г. В. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. М.: ПАРАДИГМА, 2010. 96 с.

Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. 56 с.

Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Левиной Р.Е. М., 1961. С. 65-70.

Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. М., Книголюб, 2008. 48 с.

Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. М.: Гном и Д, 2001. 96 с.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Мягкий знак — показатель мягкости. Разделительный мягкий знак»

Разработка открытого логопедического подгруппового занятия по теме «Мягкий знак -показатель мягкости. Разделительный мягкий знак.» Этот урок был дан в рамках областного семинара-практикума для логопедов и учителей-логопедов г. Курска и Курской области по теме «Коррекционно-логопедическая работа по устранению дисграфии и дислексии».

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные нерезко-выраженным общим недоразвитием речи.

Тема занятия:
«Мягкий знак – показатель мягкости.
Разделительный мягкий знак».

  • формировать представление о различных функциях мягкого знака и разделительного мягкого знака;
  • формировать приём мышления по определению написания разделительного мягкого знака и мягкого знака, обозначающего мягкость согласного;
  • формировать у детей правильное представление об акустическом, артикуляционном и графическом образе слов с разделительным мягким знаком;
  • формировать умение находить в тексте слоги и слова с разделительным мягким знаком;
  • развивать устную и письменную речь.
  • научить детей правильному произношению слогов и слов с разделительным мягким знаком;
  • формировать у учащихся фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком;
  • развивать умение находить слоги и слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным;
  • формировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком;
  • развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, группировать;
  • воспитывать эмоциональные оттенки на увиденное и услышанное, интерес к русскому языку;
  • обогащать словарный запас учеников;
  • формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнёра, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи;
  • совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно- гигиенические навыки.
  • мультимедийная установка (проектор, экран), индивидуальная рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши, карточки с заданиями для индивидуальной работы, перфокарты, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! У нас на занятии присутствуют гости. Давайте улыбнёмся друг другу и обменяемся хорошим настроением.

– Присядет тот, кто назовёт последний звук мягко в данных словах:

Кон – конь
хор — хорь
Угол – уголь
мел — мель
Ест – есть
брат — брать
Ел – ель

– А что помогло изменить эти слова? (Мягкий знак)

Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
но в слово часто просится.

– Что вы можете сказать об этом мягком знаке? ( Звука не обозначает. Может занимать место в середине слова или на конце слова. Показывает, что согласный перед ним произносится мягко.)

– Ребята, какие времена года вы знаете?

– Сколько месяцев в каждом времени года?

– Как называется время года, о котором говорится:

Снежок порхает, кружится на улице бело.
И превратились лужицы в прозрачное стекло.

– Какие месяцы относятся к этому времени года?

(декабрь, январь, февраль)

– Какую букву надо написать на конце этих слов? (слайд)

– Ребята, а вам нравится зимушка-зима?

– Почему? (ответы детей: мне нравится зима, потому что можно кататься на лыжах, санках, коньках, играть в снежки, лепить снеговиков и т.д.)

2. Объяснение нового материала.

– Посмотрите на слайд и прочитайте слова (КОНЬКИ, МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА) что их объединяет в одну группу. Сколько букв и звуков в этих словах7

Коньки -6 б., 5 зв.
Метель – 6 б., 5 зв.
Вьюга – 5 б., 5 зв.

– А почему? Может кто-то знает из вас. Давайте проверим и докажем это.

– Посмотрите и прочитайте звук (ль) графически кружок зелёный;

– Слог – ЛЯ графически кружок зелёный и красный.

– А вот теперь внимание пришёл мягкий знак. Он разорвал, потеснил, отделил, вклинился, разъединил слог ЛЯ. Можно назвать его – разрывательный, потеснительный, отделительный, вклинительный, разъединительный. Всё это синонимы (близкие по значению слова), но правильно он называется – РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК. Теперь я думаю, что вы можете определить тему нашего занятия (речь пойдёт о разделительном мягком знаке).

– Что он разделяет? Где его место в слове.

– На этот вопрос мы попробуем дать ответ на нашем занятии.

– Среди буквосочетаний, произнесите только с разделительным мягким знаком? (слайд)

(ТЬЯ, БЬЮ, ЛЬЮ, ВЬЯ, ВЬИ, ЖЬЕ)

– Какой дополнительный звук появляется в названных словах? (Й)

– Откуда он берётся? (Гласные второго ряда после разделительного знака распадаются на два звука один из которых звук Й (слайд)

– Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака в слове? (ДА)

– Повторите ЛЯ – ЛЬЯ, как произнесли первый слог – вместе, слитно (посмотрите в зеркало)

– А теперь слог ЛЬЯ (как произнесли слитно или раздельно), получилось отдельно, образовалась преграда звук Й , на губах улыбка.

– Давайте проверим внимательные глазки.

(Чтение таблиц, таблицы на доске)

– Сначала читаем вместе, а потом по очереди (если будет получаться).

  • Ви-вьи мя-мья рё-рьё
  • Ря-рья тё-тьё де-дье
  • Ня-нья сё-сьё пи-пьи
  • Тю-тью би-бьи тя-тья
  • Ме- мье ти-тьи ся-сья
  • Фи-фьи ди-дьи зя-зья
  • Чи-чьи рю-рью ля-лья
  • Пя-пья зе-зье ке-кье и т.д.

– Ребята, я думаю, что вы можете ответить, что разделяет мягкий знак?

– Где его место в слове?

– Закрепить нам это поможет правило стихотворение (слайд).

– Прочитайте в полголоса.

Слева от меня – согласный,
Справа – Е,Ё,И,Ю,Я.
Чтобы не было слиянья,
разделил их ловко я.

3. Физминутка.

(бросаю мяч ученику называя слоги…)

1.​ «Добавь разделительный мягкий знак»:

Зя-зья, бе-бье, ря-рья, чи-чьи, ся-сья, лю-лью

2.​ «Убери разделительный мягкий знак» :

Лья-ля, сью-сю, тьё-тё, нья-ня, рье-ре, бьи-би

4. Закрепление.

А) Игра «Один – много» (слайд).

Задание для детей записано в тетради.

Запишите через чёрточку слова во множественном числе. Разделительный мягкий знак подчеркните.

Друг-
Перо-
Дерево-
Крыло-
Лист-
Воробей-

Б) Измените по образцу (слайд) устно.

  • Юра – Юрьевич, Юрьевна.
  • Илья – Ильич, Ильинична.
  • Валера – Валерьевич, Валерьевна.
  • Василий – Васильевич, Васильевна.

– А теперь выполните задание по карточке. (по образцу)

  • Соня-Софья
  • Даша-
  • Таня-
  • Илюша-
  • Уля-
  • Луша-

– Закончили. Карточку отложите. Давайте проверим.

– Какое было затруднение (имя Луша).

– Ребята, это имя уже устарело и в обычной жизни это имя не употребляется. Но в русских сказках это имя звучало часто (Лушенька — душенька, а полное имя будет Лукерья, правда звучит красиво!). Запишите теперь это имя у себя в тетради.

В) Нужно ли писать букву ь знак в этих словах.(слайд) УСТНО.

Рыс_, ал_бом, дел_фин, плат_е, тен_, друз_я

Ь – показатель мягкости
Ь – разделительный

Г) Запишите слова, разделив их на две группы (слайд).

Счастье, пальто, день, семья, учитель, льёт, сильный, деньки

– Кто уверен, что правильно написал слова — поставьте знак уверенности (!).

– А кто сомневается, знак сомнения (?).

5. Итог занятия.

– Я буду называть по три слова. Там где есть разделительный мягкий знак вы будете ставить «плюс», где нет «минус».

1) + + + гостья, вьюга, льёт

2) + — – счастье, гость, снег

3) + + + оладьи, платье, семья

4) — – + медведь, голубь, вьюга

5) + + + веселье, житьё, гроздья

– Соедините все плюсы линией. Какую цифру вы увидели? Поднимите руки, у кого получилась «пятёрка».

6. Рефлексия. (слайд)

– Выберите для себя одно из утверждений:

– Сегодня на занятии я понял (а) …

– Сегодня на занятии я узнал (а) …

– На занятии мне было интересно …

– На занятии я научился (ась) …

– Всем спасибо. Поблагодарите себя. А я благодарю вас. (Возьмите из сундучка сладкий приз). Занятие окончено.

«Мягкий знак – показатель мягкости».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Учимся писать слова с мягким знаком.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_v_1_kl._myagkiy_znak-_pokazatel_myagkosti.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мягкий знак – показатель мягкости».

Цель : развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.

  1. Развивать умение на слух и в произношении различать твёрдые и мягкие согласные на конце слова.
  2. Развивать умение проводить звуко-буквенный анализ слов, сравнивать слова.
  3. Научить обозначать на письме мягким знаком мягкость согласного звука.
  4. Уточнить, обогатить словарь учащихся
  5. Развивать речь учащихся

– систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме;

– развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;

– обогащать словарный запас детей, учить правильно употреблять слова в речи;

– развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.

воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

1. Организационный момент .

– У нас сегодня необычный урок . На уроке у нас гости.

– Давайте поздороваемся с ними.

– Повернитесь, ребята к нашим гостям, поприветствуйте их улыбкой.

– Повернитесь лицом к соседу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и скажите ему:

– Я желаю тебе добра;

– Если тебе будет трудно, я помогу.

– Много мы должны успеть сделать на уроке.

– Поэтому, как работать нужно?

– Быстро, старательно и дружно!

– Итак, я начинаю урок.

– Сегодня этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступеньку школьной грамотности.

– Ребята, а зачем человеку нужно быть грамотным?

( Это нужно для того, чтобы спокойно чувствовать себя среди грамотных людей, не бояться писать письма, записки, сочинения и рассказы.)

– И этому нас научит сегодня буква, которая пришла к нам на урок.

– А какая? Догадайтесь сами, отгадав загадку.

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную читать.

Мягкий голос, мягкий шаг.

Это буква – мягкий знак.

(вывешивается карточка – ь)

Посмотрите, какой он добрый, никогда не грубит, всегда вежлив и уважителен. Со всеми разговаривает мягко и доброжелательно. Наверное, он очень хороший друг

– А вы хотели бы иметь такого друга?

Тема нашего урока « Мягкий знак – показатель мягкости»

– Сегодня мы продолжим учиться писать слова с мягким знаком, познакомимся с новым правилом и новым словарным словом.

2. Минутка чистописания.

1) – Найдите в буквах к, н, ы сходные элементы и назовите их.

– Восстановите слово (карандаш).

2) Мёд, ряд, конь, рис, люк.

– Что общего во всех этих словах?

(Слова односложные, обозначают предмет, первый согласный звук мягкий.)

– Какое слово лишнее?

(Во всех словах последний звук твердый, а в слове конь – мягкий [н’].)

– Как обозначили мягкость звука [н’] на письме?

3). – Запишите красиво это слово в тетради.

4). – Закончите фразу. Слово-отгадку запишите в тетрадь.

(Один из учеников работает у доски)

  1. Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту (дверь).
  2. В лесу мне видеть довелось как грыз кору могучий (лось).
  3. Я по чтению опять получу отметку (пять).

– Что написали во всех словах?

(Мягкий знак – показатель мягкости согласных на конце слова.)

3.Актуализация знаний, выход на тему урока.

-Зачем же нам нужен мягкий знак?

( Он служит для обозначения мягкости согласных.)

– Какие еще есть помощники у мягкого знака, которые обозначают

(Гласные буквы е, ё, и, ю, я.)

– А что еще знаете о букве Ь?

( Эта буква не обозначает звук.)

4. « Открытие» нового знания.

1). Упр. №1 – стр.36 по заданию

( Работа с толковым словарём с. 93)

2). День, пальто, апрель, лошадь, альбом, пальцы .

– Прочитайте слова. Что в них общего?

( Все слова обозначают предметы, во всех есть мягкий знак показатель мягкости.)

– На какие две группы можно разделить слова?

( По местонахождению Ь в слове.)

– Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения Ь и запишите их в два столбика.

Проверка: (Слайд 6)

(На слайде слова преобразуются в 2 столбика).

– Какое место занимает Ь в словах первого столбика?

( Стоит в конце слова после согласной)

– Какова роль Ь в этом случае?

(Показывает, согласный звук перед ним произносится мягко.)

– Какое место занимает Ь в словах второго столбика?

( Стоит в середине слова между двумя согласными.)

– Какова роль Ь в этом случае?

( Ь, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко.)

– Какой вывод можем сделать?

( Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко.)

5. Физкультминутка. (Слайд 7)

– А теперь давайте отдохнём. Встали все.

– Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор.

6. « Открытие» нового знания.

2) Правило стр.36

7. Первичное закрепление.

Р/т стр.46-тренинговые упражнения

– Найти слова в пунктах 1и 2 с ь – показателем мягкости и

определить количество букв и звуков.

8. Словарно-орфографическая работа.

– Сейчас отгадайте загадку, и вы узнаете новое слово с непроверяемым написанием.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

– Какое это слово?

-Запишите это слово и другие однокоренные слова, выделите общую часть.

– Как вы думаете, почему медведя так называют?

Медведь был самым грозным врагом человека в лесу. Его опасались больше, чем любого другого зверя, и чтобы не произносить его имя, решили заменить другим, очень удачным и безобидным словом. (Медоед – медведь)

– Подведем итог нашего урока.

– Для чего нужен Ь?

( Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного.)

– Где может находиться Ь в слове?

( На конце слова и в середине между двумя согласными.)

– С каким новым словом познакомились на уроке?

– Как думаете, все ли узнали о мягком знаке?

– Нас еще ожидает много интересного

– Поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке.

– Ребята, а кто помогал нам на уроке сегодня?

-Давайте же скажем ему большое спасибо за то, что он такой добрый и помог нам на уроке подружиться с новым правилом.

– Я думаю, что и мы с вами, ребята, будем совершать только добрые поступки и помогать людям.

– Спасибо вам за дружную работу на уроке.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Урок русского языка во 2-м классе. Тема: “Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака”

Цель: формировать умение различать ь – показатель мягкости согласных и ь – разделительный.

Задачи:

  • Образовательные – обобщить знания учащихся об употреблении на письме разделительного ь и ь – показателя мягкости согласных;
  • Развивающие – развивать внимание, логическое мышление, речь, орфографическую зоркость, развивать умение работать в группе ;
  • Воспитательные – воспитывать любознательность, бережное отношение к русскому языку.

Оборудование:

  • Презентация к уроку;
  • Мультимедийный проектор;
  • Карточки-задания для групповой работы.

Тип урока: урок-исследование.

1. Организационный момент.

Институт Грамматики

2. Постановка темы и цели урока.

– С егодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. Но вот над какой проблемой вы будете сегодня работать, попробуйте догадаться:

Буква Р перевернулась
Какой буквой обернулась?

– Верно, ь обернулась.
– Сегодня на уроке мы проведём исследовательскую работу. Мы будем заниматься изучением слов с ь.
– Что вы знаете об этой букве?

4. Словарная работа.

– Перед большой исследовательской работой проведём словарную разминку. Внимательно слушайте загадки, а отгадки записывайте в тетрадь.

(На проекторе картинки)

Очень чудные ботинки
Появились у Иринки.
Не годятся для ходьбы,
В них по льду кататься бы.

Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу?

То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка
Можешь и нарисовать.
Что такое я?

Кто учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать?

Из почек появляются,
Весной распускаются,
Осенью увядают
И все опадают.

– Какое слово лишнее? Почему? (Листья – разделительный ь, не словарное слово).

5. Работа по теме урока.

Работа в группах.

– Цель нашего урока – выяснить, что общего и чем интересны разделительный ь и ь – показатель мягкости согласных. В чём их различие? На эти вопросы мы найдём ответы, проведя исследования.

– Будут работать 2 лаборатории. Одна лаборатория будет заниматься изучением слов с ь- показателем мягкости согласных. А вторая лаборатория будет заниматься изучением слов с разделительным ь.

– Начинаем теоретическую работу.

– Руководители групп, получите задания. (Руководители групп получают карточки-задания)

(Вопросы на проекторе)

Группы готовятся к выступлению по плану:

  1. Где пишется ь?
  2. После каких букв?
  3. Перед какими буквами?
  4. Что показывает ь?

Проверка. (К доске выходят два ученика и отвечают на вопросы).

– Для чего служит ь?

6. Упражнения на умение образовывать слова с ь.

– Вы прекрасно справились с теорией, а сейчас займёмся практической работой.

Вы будете “синтезировать” слова. Что значит “синтезировать” слова? (Получать новые слова).

Учёные первой лаборатории будут образовывать слова с ь – показателем мягкости согласных.

Прочитайте эти слова. (Слова на доске). Слова написаны во множественном числе.

Напишите эти слова в единственном числе.

Двери –
Голуби –
Кони –
Лоси –

(Руководители групп получают карточки-задания).

Учёные второй лаборатории будут образовывать слова с разделительным ь. Прочитайте эти слова (слова на доске). Слова написаны в единственном числе. Напишите эти слова во множественном числе.

(Руководители групп получают карточки-задания).

Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись.
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять,
Теперь спинки держим ровно.
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
И закроем глазки.
Вспомните все, что повторяли,
Без моей подсказки.

Вспомнили? Теперь внимание, новое задание.

8. Работа с предложением.

Настоящие учёные должны быть творческими людьми.

– Составьте из слов предложение.

На проекторе: Листьями, питается, сухими, лось.

(Лось питается сухими листьями).

(Предложение записывают в тетрадь. Один ученик работает у доски).

– Подчеркнуть главные члены предложения.
– Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему? (Лось).
– Надпишите над этим словом, сколько букв, сколько звуков.
– На что показывает ь? (На мягкость согласного).
– Назовите слово с разделительным ь. (Листьями)
– На что показывает раздел. ь? (На разделения согласного и гласного).

9. Выборочное письмо.

– Настоящие учёные должны быть не только творческими, но и очень наблюдательными.
– Прочитайте стихотворение на проекторе.

Очень крепкая, друзья,
Муравьиная семья.
Вместе все они сильны,
Хоть в траве едва видны.

– Выпишите слова в два столбика. В первый столбик – слова с ь- показателем мягкости согласных. Во второй столбик – слова с разделительным ь.

оченьдрузья
сильнымуравьиная
хотьсемья

Проверка по проектору.

Мы закончили исследовательскую работу.

– Достигли мы цели урока? (Сравнили мы разделительный ь и ь – показатель мягкости согласных).
– Что понравилось на уроке?
– Какое задание было трудным?

Поднимите смайлик настроения.

(Я все понял! У меня есть вопросы! Пока не все понял!)

Конспект группового логопедического занятия с детьми второго класса «Буква Ь: смягчающий и разделительный»

Разиля Ахметшина
Конспект группового логопедического занятия с детьми второго класса «Буква Ь: смягчающий и разделительный»

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 2 – го класса при артикуляционно –акустической дисграфии на тему:

«Буква «ь»: смягчающий и разделительный».

– Закрепить знания детей о мягком знаке;

– Учить правильно использовать его при письме;

– Упражнять в звукобуквенном анализе слов с мягким знаком;

– Закрепить правило переноса слов с мягким знаком;

– Развивать фонематический слух, связную речь, внимание, память, мышление;

– Обогащать словарный запас;

Материал: тетради, ручки, мяч, карточки с заданиями, зеркало на каждого ребенка.

Оборудование: экран, ноутбук.

Ход занятия:

Давайте, улыбнемся друг другу и обменяемся хорошим настроением.

Присядет тот,кто назовет последний звук мягко в данных словах:

Кон, хор, угол, мел, ест, брат, ел.

Что помогло нам образовать новые слова? Что вы можете сказать об этом знаке? (Ответы детей: звука не обозначает, разделяет, смягчает, пишется после согласных).

2. Уточнение представлений о букве «Ь».

Сегодня мы работаем по дифференциации разделительного «Ь» и «Ь» как показателя мягкости согласных. Запишите сегодняшнее число.

Посмотрите на слайд и прочитайте слова: коньки, метель, обезьяна.

Запишите в тетрадь и сделайте звукобуквенный анализ слов. Что вы заметили? Когда мягкий знак стоит в конце слова, он смягчает согласную, а когда он стоит посередине слова, он разделяет.

Посмотрите на слайд и произнесите: вьи, лья, дьи, бью, жье.

Какой дополнительный звук появляется в названных слогах? Откуда он берется? Гласные второго ряда после мягкого знака распадаются на два звука, один из которых Й и отсюда мы чувствуем на слух наличие мягкого знака в слове.

Возьмите каждый свое зеркало и произнесите – ВЯ, обратите внимание на положение губ и языка, слог произносится вместе, слитно. Теперь произносим – ВЬЯ, слог разделяется и звук Й как бы создает преграду.

Читаем на слайде слоги парами:

Ви – вьи, ле – лье, тю – тью, пя – пья, ме – мье, ря – рья, жи – жьи, вя – вья, де – дье, зи – зьи.

«Добавь разделительный «Ь»:

Я буду называть слог без разделительного мягкого знака и кидать вам мяч, а вы мне возвращаете мяч назвав слог с разделительным мягким знаком: зи, ря, ке, дю, и т. д.

«Убери разделительный «Ь»:

Теперь я называю слоги с разделительным Ь и кидаю мяч,а вы возвращаете мяч назвав слог без него: вью, бьи, дья, кьи, рья и т. д.

4. Работа с карточками.

Ребята, я раздала вам карточки с заданиями. Работаем в тетрадях.

Первое задание: вам даны слова, в первый столбик нужно записать слова с разделительным «Ь», во второй столбик остальные слова. Для чего служит мягкий знак в словах записанных во второй столбик?

Второе задание: запишите данные слова во множественном числе, подчеркните мягкий знак.

Друг, крыло, воробей, дерево, лист, перо, брат, стул.

Третье задание: составьте предложения из данных слов

• Воробьи, людей, живут, около.

• У, крылья, них, маленькие, и, перья, серые.

• Даже, слышно, в ненастье, воробьев.

• Игорь, кормить, любит, Воробьев, воробьишек, шустреньких.

Прочитайте полученные предложения, назовите слова с разделительным Ь и со смягчающим Ь. Связаны ли эти предложения между собой и что получится, если прочитать все предложения по порядку?

Четвертое задание: замените данные словосочетания одним слово и сделайте звукобуквенный анализ полученных слов.

Снежная буря – вьюга, разносчик почты – почтальон, мясной отвар – бульон.

5. Итог занятия.

С какой буквой мы сегодня работали?

Для чего она необходима в речи?

Важна эта буква?

Что помогало вам чувствовать эту букву на слух?

Молодцы, ребята. Мне понравилось, как вы сегодня занимались, выполнили все задания! И теперь вы не будете допускать ошибок в словах с Ь. До свидания!

Конспект фронтального логопедического занятия с обучающимися 1 класса с системным недоразвитием речи Тема: Звук и буква З. Цель: Формирование ритмико-мелодико-интонационной базы языка Задачи: коррекционно-образовательные: • закрепить символ.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук [К]. Буква К» Фронтальное логопедическое занятие. (Старшая группа) Тема: «Звук [К] Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуке К -, знакомство с буквой.

Конспект группового логопедического занятия для детей 4–5 лет с ОНР «Мамин праздник. Профессии» Конспект группового логопедического занятия для детей 4-5 лет с ОНР. Тема занятия:Мамин праздник. Профессии. Цель занятия:Формирование.

Конспект группового логопедического занятия для детей 4–5 лет «Профессия — почтальон» Конспект группового логопедического занятия для детей 4-5 лет с ОНР. Тема занятия: Профессии. Почтальон. Цель занятия: Формирование представлений.

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР. Тема занятия: «Дифференциация звуков Ж-Ш». Цель занятия: закрепление.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Познакомить с буквой «Ю». • Продолжать развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Транспорт. Буква Ш» Коррекционно – образовательные задачи: 1. Познакомить детей со звуком [Ш] и развивать умение характеризовать его по акустическим и артикуляционным.

Конспект логопедического занятия «Звук и буква Р. Приключения с роботом Рубиком» Звук и буква [Р]. Приключения с роботом Рубиком. Тип занятия: микрогрупповое. Вид занятия: фонетическое. Занятие рассчитано на детей, имеющих.

Конспект логопедического занятия «Слог как часть слова» (фронтальное занятие для второго класса) (КРО) Тема урока: Слог, как часть слова Цель: Продолжать учить делить слова на слоги, различать слоги в словах Задачи: -Образовательные: Продолжать.

Конспект урока немецкого языка для второго класса «Новые сказочные герои» Конспект урока немецкого языка для 2 класса. Тема: Unsere neuen Lehrbuchfiguren. Wer sind sie? Wie sind sie? I. Практическая цель. 1. Развитие.

Мягкий знак – показатель мягкости, Разделительный мягкий знак – конспект занятия

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Логопедическая тема: Звуко-буквенный анализ слов.

Статья:

Цель: Формировать умение употреблять в словах мягкий разделительный знак.

Задачи:

Развитие УУД

– Развивать познавательный интерес путем привлечения занимательного материала, созданием проблемных ситуаций.

– Развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.

– Воспитывать умение слушать других.

Оборудование: ИКТ, карточки с заданиями,

Ход занятия:

– Организационный момент. Приветствие.

Упражнение « загадка»

Безголосый он добряк,

В словах всё смягчает,

а ещё он разделяет…

Упражнение «работа в тетрадях»

Ребята давайте запишем несколько слов.

Братья, деревья, муравьи, ночью, ненастье, ручьи.

-Проверка работ на доске, дети в тетрадях. Анализ ошибок, исправление.

Упражнение « Цепочка»

Чтение стихотворения детьми по цепочке

«Не мог озорной мягкий знак

Найти себе место на как.

В журчащем прозрачном ручье

Заплыл мягкий знак перед Е.

К несчастью свалился в репьи,

Попав прямиком перед И

Оттуда залез к муравью

Усевшись как раз перед Ю,

А шла когда мимо свинья,

Забрался он к ней перед Я.

И громко запел: «Перед Е, Ё, И, Ю….

Всегда разделительным знаком стою.

Я знак разделительный знайте друзья

Меня вы найдёте всегда перед Я».

Правило:

Разделительный мягкий знак пишется:

Перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова.

Упражнение «Найди ошибку»

«Ночю был сильный мороз. Тихо падали хлопя снега. Реки и озера покрылись льдом. Была сильная вюга.»

Упражнение «работа в парах»

Разделительный мягкий знак пишется в некоторых иноязычных словах, перед буквой О.

Упражнение «Иностранные слова»

Ребята, нам пришло по письмо из-за границы по e-mail от Пинокио, он просит вашей помощи. Помогите ему вставить буквы в слова:

Батал_он, буль_он, почталь_он, мин_н, шампин_он, павил_он, компан_он.

( Объясняю значение слов. Дети, вставляют буквы в слова. Работа с электронной доской.)

Игра «Рисование на манке»

На парте поднос с манкой.

Ребята давайте теперь нарисуем мягкий знак пальчиками.

И попробуем нарисовать некоторые слова:

Вьюга ,воробьи, обезьяна, миньон, шампиньон.

Упражнение «Наблюдение над разделительным мягким знаком»

Слова, которые писали в начале урока

Братья, деревья, муравьи, ночью, ненастье, ручьи.

Подчеркните разделительный “Ь” перед словами, которыми он стоит. Подчеркните букву, после которой он стоит. ( согласная – двумя чертами). Когда пишется разделительный мягкий знак? Перед какими буквами он

Упражнение «Вставь букву» (Звуко – буквенный анализ слов)

Прочитай текст и вставь слова, где необходимо “Ь”( раздаточный материал).

Варенье, жильё (у доски)

Крылья, солью (самостоятельно), проверка..

Закрепление изученного материала

Работа в тетрадях для упражнений по русскому языку и речи. “Отгадай слова”. Самостоятельная работа. Проверка.

Упражнение «Один – много»

Один -много

Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов.

– Напиши цифрой, сколько в словах букв и звуков.

Графический диктант

Раздать листы в клетку. Срисовать.

Итог занятия

Понравился ли Вам урок?

Когда пишется разделительный “Ь”

Разделительный мягкий знак пишется:

-Перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова.

-в некоторых иноязычных словах, перед буквой О.

Конспект логопедического занятия По теме: «Разделительный мягкий знак» 3 кл

Конспект логопедического занятия

По теме: «Разделительный мягкий знак» 3 кл.

    познакомить с правописанием разделительного ь; учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости;! формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным ь знаком;

    воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию структурировать полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий;

    осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

    планировать решение учебной задачи; уметь контролировать процесс и результат своей деятельности; находить и исправлять собственные ошибки;

    формировать положительное отношение к учебе и своим знаниям; применять правила делового сотрудничества;

Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости.

Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах, предложениях.

Уметь образовывать слова с разделительным мягким знаком.

Уметь работать с текстом (составление текста по опорным словам и иллюстрации).

1) Дыхательная гимнастика

– Для того, чтобы мы сегодня хорошо поработали на занятии, осуществим прогулку в лес, подышим свежим воздухом. Дыхательная гимнастика: вдох – через нос, выдох – через рот (3 раза).

2) Артикуляционная гимнастика

– Для того, чтобы красиво прочитать следующее стихотворение, выполним несколько артикуляционных упражнений. (Слайды на экране).

– приготовили тесто для блинов. Упражнение «Помять язычок»;

– испечем блинчики. Упражнение «Блин»;

– помажем маслом. Упражнение «Оближем губки»;

– и покушаем вкусные блинчики, массажируем зубами язычок от кончика до корня и наоборот;

-пойдём кататься на лошадке. Упражнение «Лошадка».

II. Определение темы и цели занятия.

– Прочитайте стихотворение красиво, выразительно, вставив пропущенные слова.

Слова: коль, льду, коньки, скольжу, крылья.

Режут лёд _________ звеня,

Словно _________ у меня.

Я _______ , лечу по _____ –

Не беда, _________ упаду.

– какие слова вставили?

– чем они похожи? ( во всех словах присутствует ь знак)

– в каком слове ь знак отличается от остальных?

– что мы слышим вместо ь знака? ( [й’] )

-как мы произносим слово?

(Ь знак отделяет согласные от гласных, поэтому он называется разделительным.)

-Назовите тему сегодняшнего занятия.

III. Актуализация знаний

– Как вы думаете, какие вопросы сегодня мы можем задать по теме?

(Какую работу выполняет мягкий знак? Как правильно писать слова с разделительным мягким знаком? В каких словах пишется разделительный знак?).

– что вы знаете про ь знак?

(Знаем, что буква ь знак не обозначает звука, показатель мягкости).

– Какую цель поставим на занятии?

(Научиться правильно употреблять на письме разделительный ь знак).

Запишите стихотворение к себе в тетрадь. Подчеркните слова с ь знаком.

(ь знак смягчающий – одной чертой; ь разделительный знак – двумя)

IV. Работа над темой.

– Посмотрите внимательно на картинку, назовите слова с разделительным ь знаком.

Деревья, воробьи, друзья, скамья, обезьяна, ружьё, платье, крылья.

– Запишите все слова в тетрадь, выделите ь знак.

– Какую работу выполняет разделительный ь знак? (Согласный звук не сливается с гласными).

Разделительный ь знак показывает, что следующие за ним гласные буквы е, ё, ю, я, и – обозначают два звука: деревья – [й’а]; воробьи – [й’и]; ружьё – [й’о] и т. д.)

– Когда пишется разделительный ь знак?

(ь разделительный знак пишется после согласных, перед гласными ё, е, ю, и, я, если в слове слышится [й’] ).

– Придумайте предложения с этими словами. Объявляю конкурс на самое красивое предложение.

V. Закрепление материала.

– Разгадайте кроссворд. (Задание на листочках).

Ссылка на основную публикацию