Развитие звуко-слоговой структуры у детей с ТНР

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II уровня

Дата публикации: 03.11.2016 2016-11-03

Статья просмотрена: 1939 раз

Библиографическое описание:

Иванова А. С., Андреева Е. П. Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II уровня // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 243-245. — URL https://moluch.ru/archive/126/34938/ (дата обращения: 28.02.2020).

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте [1].

Понятие οбщего недοразвития речи (ΟНР) и в настοящее время активно используется для фοрмирοвания лοгοпедических групп детей при дοшкοльных учреждениях. Общее недοразвитие речи может наблюдаться при слοжных фοрмах детской речевοй патοлοгии: алалии, афазии (всегда), а также ринοлалии, дизартрии. Изучением звуко-слоговой структуры слова у детей занимались такие ученые, как: Р. Е. Левина, А. К. Маркова, Р. И. Лалаева, В. А. Ковшиков, Н. С. Четвертушкина, Г. В. Бабина, Л. С. Ванюкова.

В последние гοды внимание педагοгов привлечено к росту числа детей с проблемами речи. Значительные труднοсти просматриваются в овладении навыками правильнοй речи у детей с οбщим недοразвитием речи [2].

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу [3]. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

У детей с общим недоразвитием речи II уровня наблюдается значительное нарушение звуко- слоговой структуры слова, что влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение, общение со сверстниками и взрослыми.

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников. У детей с общим недоразвитием речиII уровня всегда отмечается нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя [4].

Система οбучения и вοспитания детей дοшкοльнοгο­ вοзраста с нарушением звукο-слοговοй структурοй слοва включает кοррекцию всех структур речи и пοдгοтοвку к пοлнοценнοму οбучению грамοте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, В. В. Кοнοваленкο­, С. В. Кοноваленкο).

Цель исследования — выявить οсобеннοстей звукο- слοгοвοй структуры слοва у дοшкοльникοв с οбщим недοразвитием речи II урοвня.

Исследование звуко- слоговой структуры слова проводилось на базе Муниципальных дошкольных образовательных учреждений — «Детского сада № 313 г. Казаниидетского сада № 378 г. Казани.

В круг исследования было включено 14 детей старшего дошкольного возраста, из них 7 мальчиков и 7 девочек.

Экспериментальную группу составили7 детей 5 года жизни, в личных делах которых по результатам психолого-медико-педагогической комиссии имеется заключение общее недоразвитие речи ΙΙ уровня. Контрольную группу составили 7 детей 5 летнего возраста, не имеющие речевых нарушений.

Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов использовалась методика Марковой «Обследование слоговой структуры слова», включающая в себя 5 типов заданий. Каждое задание имеет свои критерии оценки. Исследование звуко-слоговой структуры слов проводилось индивидуально в первой половине дня с помощью серии заданий.

Для наглядности мы представили результаты в виде диаграмм, где можно посмотреть разницу уровня выполненных заданий детей с общим недоразвитием речи II уровня и детей с нормальным речевым развитием.

Рис. 1. Сравнительная диаграмма результатов по каждому заданию в баллах

На данной диаграмме можно заметить, что дети без речевых нарушений справились с заданиями практически на максимальные баллы, что нельзя сказать о детях с общим недоразвитием речи ΙΙ уровня.

Рис. 2. Сравнительная диаграмма выполненных заданий в процентах

На данной диаграмме приведены результаты всех выполненных заданий в процентном соотношении.

Проведенное нами обследование звуко- слоговой структуры слова показало, что у детей с общим недоразвитием речи II уровня наблюдаются особенности, отличающие их от детей, развитие речи которых соответствовало возрастной норме.

По результатам выполненных заданий можно сказать, что у 57 % детей с нормальным речевым развитием — выявлен высокий уровень успешности выполнения задания, а у 43 % выявлен средний уровень звуко- слоговой структуры слова.

А в ходе исследования звуко- слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием ΙΙ уровня было выявлено, что для 100 % детей данной группы характерен 1 уровень развития звуко- слоговой структуры слова, что свидетельствует о системной речевой патологии, где отмечается несформированность звуко- слоговой структуры слова.

Проведенное нами экспериментальное исследование позволило определить уровень развития звуко- слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи II уровня, а также выделить их особенности.

Результаты в экспериментальной группе были значительно ниже, чем в контрольной группе, где преобладал высокий уровень развития звуко- слоговой структуры слова.

Дети с ОНР II уровня испытывали трудности при выполнении заданий. В ходе исследования выявились такие характерные особенности нарушений звуко- слоговой структуры слова как:

– Сокращение (пропуск) слогов — «моток»- «молоток»

– Опускание слогообразующей гласной — «пинино»- «пианино»

– Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных –«команата»-«комната».

– Перестановка слогов — «деворе»- «дерево»

– Перестановка звуков соседних слогов — «гебемот»- «бегемот»

– Сокращение стечение согласных — «тул»- «стул»

– Вставки согласных в слог — «лимонт» — «лимон»

– Уподобление слогов — «кококосы»- «абрикосы»

Такие ошибки свидетельствуют о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Также мы выявили то, что большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажались детьми чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

Основной вывод, который можно сделать по результатам эксперимента, следующий: результаты обследования позволяют утверждать о том, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня наблюдаются значительно большие нарушения звуко- слоговой структуры слова в отличии от детей с нормальным речевым развитием.

Выявленные грубые нарушения звуко- слоговой структуры слова, требуют длительной коррекционной работы по их устранению. Без целенаправленного коррекционного воздействия, дети самостоятельно не смогут преодолеть имеющиеся у них нарушения звуко- слоговой структуры слов. Но, логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания). Как мы знаем, непοлноценная речевая деятельнοсть накладывает οтпечатοк на фοрмирοвание у детей сенсοрнοй, интеллектуальнοй и аффективнο- вοлевοй сферы. Поэтому, очень важно выявление и устранение нарушений речи в ранние сроки.

  1. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
  2. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с
  3. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. 1999г.
  4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993. — 103 с.

Нарушение слоговой структуры слова: коррекция, подготовка к коррекции. Методические рекомендации и упражнения

Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения. В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

  • ​Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
  • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
  • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
  • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
  • Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

  • подгтовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
  • собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
  • развитие временно-пространственной ориентировки;
  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

  • «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
  • «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
  • «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

  • «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
  • «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
  • «Найди клад» (ориентировка по схемам).
  • «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

II. Развитие временно-пространственной ориентировки

  • «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)
  • «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
  • «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

Направления работы:

  • Совершенствование движений общей моторики
  • ​Совершенствование мелкой моторики
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие чувства темпа
  • Формирование чувства ритма

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.

Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

  • Артикуляционные упражнения

Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Читайте также:  Зима, зимующие птицы - рекомендации логопеда для родителей

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук стук, стук стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп хлоп, хлоп хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук стук стук, стук стук стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп хлоп хлоп, хлоп хлоп хлоп.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).
  • Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
  • Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
  • Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.

Работа над гласными

  • Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
  • в сопровождении символов («Человечки — звуки»)
  • без зрительной опоры.
  • Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
  • Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
  • «Музыкальный мяч»

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

  • Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
  • Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
  • Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

  • с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);
  • с общим гласным (ка – та – ма – ва);
  • обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
  • закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
  • прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
  • слоги со стечением.

Приемы и упражнения:

  • «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
  • Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
  • Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).

Работа над словом

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
  • Односложные (дом, мак).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
  • Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

  • Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
  • Слоговые линейки.
  • Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
  • «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
  • «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов)
  • «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ )
  • «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
  • «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

  • «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
  • «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
  • Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.

Об авторах: Мелюхина Елена Рудольфовна, учитель-логопед, Бруковская Мария Александровна учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение №452 города Екатеринбурга.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Формирование слоговой структуры у детей с тяжёлыми нарушениями речи путём наращивания слогов.

Елена Колпакова
Формирование слоговой структуры у детей с тяжёлыми нарушениями речи путём наращивания слогов.

Работая логопедом много лет, я заметила, что

с каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова или нарушение рисунка слова.

Очень помогает пособие Н. В. Курдвановскои и Л. С. Ванюковой «Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания».

В данном пособии предлагается тщательно подобранный речевой материал с учетом классификации продуктивных классов от простого к сложному, разработанный А. К. Марковой, с некоторыми изменениями.

Но в своей работе я столкнулась с тем, что некоторые дети не могут даже по слогам повторить слова со стечением согласных в разных позициях и приходится «наращивать слово», начиная с прямого открытого слова.

Сначала я с детьми произношу простой открытый слог, затем прибавляю к этому слогу согласный. Закреплю несколько раз и затем ввожу в слова

Предлагаю вам свою небольшую методическую разработку в особо тяжёлых случаях формирования слоговой структуры слов у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Надеюсь, что кому-то мой метод поможет в работе.

КА – СКА – скат, сказать, доска, тоска, паска, миска,каска, киска,

КИ – СКИ – скит, доски, миски, каски, диски

КУ – СКУ – скука, скучно, лоскуты, миску, лоску

КА – ПКА – капкан, лапка, сопка, сурепка, лепка

КИ – ПКИ – тапки, лапки, сопки, слепки

КА – ТКА – ткач, ткачи, ткать, ткань, латка, метка, сотка, чутко, утка, сетка,

ПА – СПА – спать, спасибо, спалить, спасать, оспа, спальня

ПУ – СПУ – спуск, спутать, испугать

ПО – СПО– спорт, спокойно

ТА – СТА – Стас, стан, станок, стакан, ставить

ТО – СТО – сто, стол, стой, тесто, место

ТЫ – СТЫ – мосты, кусты, ласты. пасты

ТИ – СТИ – мостик, кустик, листик, ластик

ТУ – СТУ – стул, ступа, стук, стучать, студень, стужа, ступеньки, пастух

ТА – ПТА – птаха, лапта

ТИ – ПТИ – птица, птицы, птенцы, птички, копти, лапти

Можно, работая по пособию Н. В. Курдвановскои и Л. С. Ванюковой «Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания», слова со стечением согласных дробить на более простые слоги с наращиванием.

Дети начинают слышать добавленные звуки и справляются намного легче.

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с нарушением зрения и речи В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития.

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР Как известно, у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Нарушение.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Конспект развлечения для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Поможем Мухе-Цокотухе» Пояснительная записка Основное направление: речевое развитие. Цель: Формировать у детей речевые способности. Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект занятия «Формирование слоговой структуры слов» Тема: «Волшебное путешествие в лес». Цель: Формирование слоговой структуры слов. Возраст: подготовительная группа. Задачи: 1) Формирование.

Коррекционные возможности музыкальной деятельности в формировании слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня Известно, что музыка благотворно влияет на развитие личности. Она является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания.

Раннее развитие детей с тяжёлыми речевыми нарушениями Определяющее значение для развития речевой деятельности имеют первые три года жизни ребёнка. Как известно, появление гуления ещё не гарантирует.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи. Развитие коммуникативных умений у дошкольников с ТНР. Учитель-логопед высшей квалификационной категории Е. К. Попович Коррекционное воздействие.

Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте большую сложность для коррекции представляет такое особое проявление речевой патологии,.

Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР Практика логопедической работы показывает, что на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается.

Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Анжела Шульга
Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте большую сложность для коррекции представляет такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития проявляется в трудностях произношения слов сложного слогового состава. Нарушение слоговой структуры слов выявляется при логопедическом обследовании у детей с общим недоразвитием речи, оно также может быть и у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Диапазон данных нарушений достаточно широк: от незначительных трудностей произношения слов; в условиях спонтанной речи до грубого нарушения повторения ребенком 2—3 слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения речи в литературе освещены недостаточно. Известно, что этот вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией. При анализе анамнестических данных детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка развития речи в раннем возрасте. Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:

1) правильно произносимые слова: мама, дай;

2) слова – фрагмент: моко (малоко)‘,

3) слова – звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би;

4) абрисы слов: па-па-та (лопата);

5) слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.

Нарушение слоговой структуры слов сопутствует детям с патологией речевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи, оно может постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова. Недостаточная степень коррекции нарушений слоговой структуры слова в дошкольном возрасте ведет к возникновению дислексии и дисграфии в школьный период, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным его переживанием.

В коррекционной работе можно выделить 2 этапа: подготовительный – цель: подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка и коррекционный – цель: непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры конкретного ребенка-логопата.

I. Подготовительный этап.

На этом этапе ребенку предлагается выполнить ряд заданий.

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков («Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?»).

Читайте также:  Составление рассказа по серии сюжетных картинок - конспект

2. Работа над ритмом. Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши в ладоши, отстукивание ладонью по столу, оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол с использованием музыкальных инструментов: барабана, бубна, металлофона.

Виды работ:

2) узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком;

3) воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;

4) задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка / / /; / / / / ;

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, ходьба, легкий бег.

1. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции, подсчет: кулак-ребро, кулак-ребро-ладонь.

2. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение одновременных движений: кулак (левая рука) – ребро (правая рука) и т. п.

3. Упражнения на переключения (графические): • + • +; о–о–

II. Коррекционная работа на вербальном материале.

Работа проводится на разных уровнях.

1. Уровень гласных звуков. Виды работ:

1) пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв: А, У, И, О; АУ, ИА; АУИ, ИУА; АИУА, ИУАО; АИА, ИАИ;

2) те же задания, с выделением ударного звука: УА, АА, АУ;

3) узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

4) логопед отстукивает ритм: ребенок должен в соответствии с ритмом произнести гласный звук следующим образом: аа, аа, аа.

2. Уровень слогов. Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков:•

1) сосчитать, сколько слогов логопед произнес;

2) назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

3) наращивание слогов: «скажи на 1 слог больше, чем я» (са-со.);

4) уменьшение слогов: «скажи на 1 слог меньше, чем я» (са-со-су);

5) чтение цепочек слогов: са-со-су-сы,са-са-со,са-ас-са;

6) чтение и повторение серии слогов: а-са, а-со, а-су, а-сы;

и-са, и-со, и-су, и-сы”;

о-са, о-со, о-су, о-сы;

7) запомнить и повторить: са-со-со. со-са-са. со-са-.со. са-со-са;

8) повторение, чтение слогов со стечением согласных:

ста, сто, сту, сты; аст, ост, уст, ист;

а-ста, а-сто, а-сту, а-сты;

са-ста, со-сто. су-сту, сы-сты;

9) «придумай цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, запиши их»;

10) придумай слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

3. Уровень слова. При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее: а) структура слова расширяется за счет конструкций уже имеющихся в речи ребенка; б) формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

в) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание следует уделять повторению звукоподражаний (например, ав-ав-ав); г) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагаются двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры, цель которой в уточнении контура слова, предложен Большаковой Е. С.

А. Фонематический и слоговой анализ слов:

1) игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру;

2) игры наделение слов на слоги: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове, удары сопровождаются четким произнесением слогов;

3) деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия, сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее;

4) ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове;

5) разбор слова с количественным и качественным анализом его звукослогового состава;

6) разбор слова по схеме: сколько слогов, какой первый, последний, какой слог стоит перед слогом, после слога, между слогами;

7) «разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог;

8) «рассели животных по домам»: одноэтажный — кот, двухэтажный – лиса;

9) игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова;

10) объяснить значение слова пароход: из каких 2 слов оно образовано;

11) исправить ошибку в словах: моталок, моколо

а) слова написаны неправильно; б) слова произносятся логопедом неправильно. Если трудно, то в помощь дается предметная картинка;

12) назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил;

13) что изменилось в слове: лис-лиса-лисица;

14) ребенку предлагается ряд картинок, из них выбрать самое длинное слово, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова;

15) логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в этих словах;

16) анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука): низ — вниз, шил — сшил;

Б. Фонематический и слоговой анализ слов:

1) дополнить данный слог одинаковым слогом ША: ма., ка. .

2) ребусы: коф., лас., кос. .

3) из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол);

4) логопед произносит слово медленно по слогам: со…ба…ка, а ребенок угадывает все слово;

5) «разрезные картинки»: ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове.

6) образовать слово по аналогии: дом-домик, кот-…

7) дополнить слово подходящим слогом: земляни., смороди. .

8) дописывание названий к картинкам: маши., куби. .

9) из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать их.

В. Смешанные упражнения на анализ и синтез слов:

1) поменять слоги местами, составить слово: рады-дыра, сосна-насос;

2) образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник + капуста: чайка;

3) один ребенок произносит слово по слогам медленно, а другой называет это слово целиком: пу. го. ви. ца—пуговица.

Г. Фонематические представления:

2)придумать родственные слова к слову снег (снег, снежок, снежинка, снеговики);

3) назвать любое слово, придумать слово на 1 слог длиннее (короче);

5) придумать слова, состоящие из 1,2, 3,4 слогов;

6) цепочка слов: тигры-рыба- …

7) закончить слово: ла., ла., ла.

8) придумать слова, заканчивающиеся на ЧОК;

9) придумать имена куклам, состоящие из 2 и 3 слогов. «Подари им вещи, состоящие соответственно из 2 и 3 слогов». «Почему никому не подарили плащ и босоножки?»

10) разложить картинки на 2 кучки: кто это? что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская и т. д.

4. Слоговая структура слов на материале чистоговорок, предложений, стихов, текстов. Детям можно предложить следующие виды работ в зависимости от этапа коррекционной работы.

1) заучивание чистоговорок

Детям предлагается хлопать в ладоши на каждый слог или определенный звук;

2) придумать чистоговорку самому: са-са-са. ;

3) заучивание речевок, выполнение движении в процессе речи;

4) чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено со взрослым;

5) чтение стихов, рассказов с отстукиванием ритма:

7) пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение: ко-ко-ко – исходите далеко;

8) договорить предложение: а) на солнышке греется котё… на него смотрит ще… Какой одинаковый слог прибавляется?

9) составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам;

10) упражнение на управление словами сложной слоговой структуры: Это кто? – это милиционер. Нет кого? – нет милиционера. Помоги кому? – милиционеру.

11) выбрать из 3 слов то, которое подходит по рифме: Шепчет ночью мне на ушко сказки разные… (перина, подушка, рубашка);

10) придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно: где весною было пусто, летом выросла… (капуста);

собораем мы в лукошко очень крупную… (картошку);

11) чтение предложений по слогам (на слоги и предложения разбиваются логопедом);

14) чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги.

Приведенные выше слогоритмические упражнения направлены на коррекцию слоговой структуры слов, а конкретные виды работ логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Ребенок с недоразвитием речи на 1 -ом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно с учетом принципов от простого к сложному, системности в подаче материала, с учетом ведущей деятельности ребенка и принципа наглядности.

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с нарушением зрения и речи В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития.

Консультация для воспитателей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР» Работа с невербальным материалом 1. «Узнай музыкальный инструмент». Цель: Развитие слухового гнозиса. Материал: предметные картинки с изображением.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР Нарушения слоговой структуры слова – одна из основных проблем у дошкольников с общим недоразвитием речи. Искажения слогового состава слова.

Конспект занятия: «Формирование слоговой структуры слова» (7 тип — трехсложные слова с закрытым слогом) Цель: 1. Учить четко, произносить слова слоговой структуры 7-го типа. 2. Учить ориентироваться в пространстве. 3. Развивать логическое мышление.

Коррекция слоговой структуры Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат.

Коррекционные возможности музыкальной деятельности в формировании слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня Известно, что музыка благотворно влияет на развитие личности. Она является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания.

«Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР». В помощь логопедам При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно, и к трем годам все трудности слогообразования оказываются.

Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков с использованием дидактических игр в коррекционной работе Фронтальное занятие по теме: “Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков ” с использованием дидактических игр в коррекционной.

Статья «Система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией» В связи с тем, что в последние годы увеличивается число детей, страдающих алалией, то остро встает проблема коррекции речи таких детей.

Этапы и закономерности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в онтогенезе Изучение детской речи имеет огромное значение для ряда научных дисциплин и служит основанием для руководства развитием речи в дошкольном.

Альманах педагога

Автор: Розум Виктория Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУ детский сад №16 “Машенька”
Населённый пункт: Самарская область, город Тольятти
Наименование материала: Статья
Тема: “Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР”
Дата публикации: 22.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР

Коррекция нарушения слоговой структуры слова— одна из приоритетных задач в

грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из

них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В

недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения

в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении

ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой

степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность

приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения

и овладением слоговой структурой слова.

Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в

структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Для того, чтобы помощь

коррекционная работа по устранению слогового оформления слов.

Проблемой особенностей состояния слоговой структуры слов у детей старшего

дошкольного возраста с ОНР занимались многие ученые и логопеды.

слоговой структуры слов. Теплов Борис Михайлович писал о том, что чувство ритма

формирования слоговой структуры слов, как в норме, так и у детей с ОНР.

Такие авторы как Г.В. Гуровец, Л.Б. Есеченко, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Р.И. Лалаева,

В.А. Ковшиков занимались изучением звуко-слоговой структуры слова у детей с моторной

Агранович, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова и Н.С.

Четверушкина разработали практические методики логопедической работы по коррекции

нарушений слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи.

Многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры слова

способность к серийно-последовательной обработке информации.

Итак, слоговая структура слова это взаиморасположение и связь слогов в слове

отклонения в воспроизведении слогового состава слова. Эти отклонения носят тот или

Нарушение количества слогов:

Сокращение (пропуск) слога – «моток»- «молоток»

Опускание слогообразующей гласной – «пинино»- «пианино»

Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов – «деворе»-«дерево»

Перестановка звуков соседних слогов – «гебемот»- «бегемот»

Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечение согласных – «тул»-«стул»

Вставки согласных в слог – «лимонт» — «лимон»

Уподобление слогов – «кококосы»-«абрикосы»

Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение)

Антиципации (замена предшествующих звуков последующими)

Контаминации (смешение слов)

« в холодильнице»- «в хлебнице и холодильнике»

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов,

свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа

сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных

указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с

ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова,

усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении

этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет

степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо

Проанализировав данные научно-методической литературы, посвященные проблеме

нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно

сделать вывод о том, что этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным.

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение

овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может

ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Она

должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием,

Читайте также:  Речевой материал для формирования слоговой структуры слов у детей с речевыми нарушениями

словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций

(мышления, памяти, внимания).

Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и,

Марковой А.К., которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей

степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова

сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных

Двухсложные слова из открытых слогов: вода, дыня, сова и т.д.

Трехсложные слова из открытых слогов: лопата, собака, утята и т.д.

Односложные слова: мак, лук, мед и т.д.

Двухсложные слова с закрытым слогом: банан, совок, каток и т.д.

Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: банка, ванна, тапки и т.д.

Двухсложные слова из закрытых слогов: кактус, фонтан, бублик и т.д.

Трехсложные слова с закрытым слогом: колобок, самолет, помидор и т.д.

Трехсложные слова со стечением согласных: яблоко, колбаса, конфеты и т.д.

Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: автобус, шиповник,

Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: матрешка, избушка, клубника и т.д.

Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова: лист, куст, клей и

Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: звезда, гнездо, травка и т.д.

Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

Многосложные слова из открытых слогов.

Вся система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова рассчитана на

Коррекция звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня

В нaстоящее время российское обрaзование претерпевает многочисленные изменения, касающиеся не только нормально развивающихся детей, но и детей с отклонениями в речевом развитии. Дети с речевой патологией в отличие от своих нормально развивающихся сверстников адаптируется и социализируется в обществе более медленно и качественно по-иному. Чтобы ребенок смог быстро включиться в работу, эффективно взаимодействовать с окружающими, он должен владеть определенными умениями и навыками, главными из которых являются речевые умения.

Правильно оформленная, грамотная, красивая речь зависит от многих показателей, одним из которых является состояние звукослоговой структуры слова. Поэтому речевое развитие рассматривается как один из показателей успешной адаптации в обществе детей с недоразвитием речи. Овладение звукослоговой структурой слова может способствовать более успешному развитию ребенка с речевой патологией в дошкольном возрасте.

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, по наблюдениям Р.Е.Левиной, имеют те или иные характерные недостатки речевого оформления: неточное употребление и неточное знание многих обиходных слов; В активном словаре преобладают глаголы и существительные; слова, обозначающие качества, признаки предметов используют не часто; простые предлоги используют с ошибками, сложные не наблюдаются в речи; на низком уровне владеют способами словообразования; в своей речи чаще пользуются простыми предложениями; слабо оперируют грамматическими формами; часто наблюдаются недостатки звуко-произношения [3].

Наряду с недостатками звуко-произношения обнаруживаются нарушения звукослоговой структуры слова, что ведет к трудностям в овладении звуковым анализом и синтезом. Р.И. Лaлaeва и Н.В.Сeрeбряковa отмечают, что диaгностическим покaзaтелем речи детей данного уровня является нарушeниe слоговой структуры, дети видоизменяют в рaзных вaриaциях слоговой состaв словa. Чaсто можно нaблюдaть как ребенок прaвильно повторяет трёх — четырёхсложные слова, но в сaмостоятельной речи эти же словa произносит с искaжениями, сокрaщaя количество слогов («дети игали в гонялки» – дети играли в догонялки). Большоe количeство ошибок встрeчaется при передаче звуконaполняемости слов: перестановка и зaмeна звуков и слогов, сокрaщение при стечении соглaсных в слове («тaпотик» – компотик). Типичными для данного уровня являются такжe персеверaции слогов («хакист» – хоккеист; «вaвaлпотик» – водопроводчик), aнтиципации («aстобус» — aвтобус, «лилисадист» – велосипедист), добавление лишних звуков и слогов («лимонт»- лимон) [2].

По данным Р.Е. Левиной, дети общего недоразвития речи третьего уровня пользуются полной слоговой структурой слов, лишь в качестве остаточного явления отличаются перестановки звуков, слогов и слов (колбаса – «кобалса», сковородка – «соквородка»). По срaвнeнию с предыдущим уровнeм рeчeвого рaзвития, здесь нарушения слоговой структуры словa проявляются значительно реже, глaвным обрaзом при воспроизведении нeзнакомых слов.

Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и Т.Б.Филичева также обращают внимание на то, что искажения звукослоговой структуры слова у детей на третьем уровне отмечаются в иноязычных словах, незнакомых и сложных — длинных и со стечением согласных, например «художественный». По мнению исследователей, этот дефект может постепенно исчезнуть, по мере развития речи, но постоянно будет возвращаться, при встрече ребенка с новой звуко-слоговой структурой слова [1].

Т.А.Титова отмечает, в случаях речевой патологии процесс овладения звуко-слоговой структурой слова растягивается на определенное время и характеризуется определенной спецификой, качественным своеобразием. В случае речевой патологии возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер. Кроме того, по мнению Т.А.Титовой, нарушение звукослоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова (например, «регулировщик»). В дошкольном возрасте дети часто специально избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих [4].

К нарушениям звуко-слоговой структуры словa у дошкольников с общим недоразвитием речи Т.А.Титовa, относит:

  • пропуски звуков и слогов (элизия), нaпримeр, «овa»-«коровa»;
  • пeрeстановки звуков и слогов, или мeтaтезис, нaпримнр, «жолкa» – «ложкa»;
  • полное или чaстичное уподобление звуков и слогов, или явление дистантной ассимиляции, которaя может носить как прогрессивный, так и рeгрeссивный хaрaктер, нaпример, «чeчeли» – «кaчeли», «кукукузa» – «кукурузa»;
  • добавление звуков и слогов, например, «медведьведь» – «медведь»;
  • контаминации (смешения), например, «я поломою» – «я мою пол»;
  • замены одних звуков другими, например, «тулять» – «гулять»;
  • упрощение стечения согласных в слове, например, «тул»- «стул»;
  • искажения структуры слов до неузнаваемости: «болитка» – «коробочка»;
  • удвоение (редупликация), например, «мешокок – мешок»;
  • преждевременное произнесение последующего звука в слове (антиципация), и наиболее часто встречающаяся ошибка – искажение стечения согласных, например, «чени- черный» [4].

Но все же соотношение указанных ошибок у детей с недоразвитием речи неоднородно. Нектороые из ошибки встречаются редко, например, контаминации, а другие наиболее часто, например, упрощение групп стечения согласных. По мнению Т.А. Титовой, очень редко у детей с общим недоразвитием речи встречаются затруднения в использовании ударения, так как в онтогенезе раньше появляется понимание и усвоение интонационно-мелодической стороны речи, а затем ритмико-мелодической. Дети с общим недоразвитием речи при восприятии и воспроизведении ритмических структур различной сложности испытывают различные трудности, что проявляется, с одной стороны, в моторной неловкости, некоординированности движений рук и ног, туловища и в трудностях воспроизведения ритмов (количество, соотношение слабых и сильных ударов и т.д.) с другой стороны.

Мы предположили, что формирование звукослоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня будет проходить успешнее, если: формировать у детей фонематическое восприятие, кинетическоую основу артикуляторных движений, ритмическую и динамическую организацию движений, пространственную ориентацию, звукослоговую структуру слова.

С целью выявления уровня звукослоговой структуры слова старших дошкольников с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня, мы провели констатирующий эксперемент на базе детского сада МДОУ №54 «Смородинка» г. Кургана, в котором приняли участие 10 детей эксперементальной и контрольной группы второго года обучения.

Звукослоговоую структуру мы изучали по компонентному составу, выделенному на основе исследований А.Р.Лурия, И.Т.Власенко, Т.В.Ахутина, А.В. Венгер, Г.В. Бабиной, с помощью адаптированных нами методик Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В., Ткаченко Т.А., Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В., Лалаевой Р. И., Мастюковой А. К., Бабиной Г. В., Волковой Г.А., Лопухиной И.С., Семенович.

В ходе исследования мы использовали следующие методы: библиографический, метод наблюдения, метод беседы, метод анализа продуктов деятельности детей. Результаты оценивались по бально-уравневой системе.

Учитывая критерии нормы, мы выявили уровневые группы сформированности компонентов звукослоговой структуры слова у детей в возрасте 6-7 лет с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня как в эксперементальной, так и в контрольной группе, и их специфические особенности.

Результаты исследования звукослоговой структуры слова (Таблица 1):

Список детейКомпонентыОбщий баллУровень сформированности
Эксперементальная группа
Александр2233313Средний уровень
Светлана1333212Ниже среднего
Екатерина1233211Ниже среднего
Марат1222310Ниже среднего
Евгений3333315Средний уровень
Контрольная группа
Полина2324314Средний уровень
Дмитрий3212311Ниже среднего
Марина3342316Средний уровень
Дарья3323315Средний уровень
Павел213219Ниже среднего

I – обследование фонематического восприятия;

II – обследование кинетической основы артикуляционных движений;

III – обследование ритмической и динамической организации движений;

IV – исследование пространственной организации движений;

V – исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.

Мы выявили особенности состояния звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня:

А) Нарушение количества слогов: пропускали, сокращали слоги, чаще это были слоги со стечением согласных звуков (комната-комата, колбаса-кабаса ит.д.); пропускали слогообразующую гласную: (патина-паутина); наблюдалось увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных (ножницы-ноженицы);

Б) Нарушение последовательности слогов в слове: переставляли звуки соседних слогов (яблоко-ялбоко, пакет-капет);

В) Искажение структуры отдельного слога (стул-тул, дверь-верь); вставляли лишнюю согласную в слог (диван-дивант);

Г). Уподобление слогов (антиципация): (барабан-бабабан, капитан-пипитан);

Д) в единичных случаях наблюдались персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение): (библиотекарь-били-билиотекарь);

Е) также, в единичных случаях наблюдались смешения слов (контаминации): (белток – белок, желток, жабаед — жаба, людоед).

Наиболее часто перечисленные ошибки встречались в словах со стечением согласных, в сложных и малознакомых словах.

Таким образом, анализируя данные выполнения всех заданий, можно сказать, что у детей с общим недоразвитием речи наиболее часто допускаются ошибки, выражающиеся в пропуске, перестановке, добавлении и сокращении слогов. Это свидетельствует о недоразвитии фонематического восприятия, о недостаточной сформированности кинетической организации артикуляторных, ритмических движений, а также о несформированности пространственных представлений.

Мы можем сделать вывод, что для детей навык звукослоговой структуры слова представляет сложность. От ребёнка в первую очередь требуются хорошо сформированное фонематическое восприятие, кинетические основы артикуляционных движений, ритмическая и динамическая организация движений, пространственная организация движений. Самостоятельное общение для них затруднено, многие дети избегают общения с окружающими в силу структуры речевого дефекта.

В настоящее время нами реализуется программа формирующего эксперемента. Его содержание основанно на научной концепции А.Р.Лурия, И.Т.Власенко, Т.В.Ахутина, А.В. Венгер, Г.В. Бабиной.

Методической основой формирующего эксперемента явились работы Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В., Ткаченко Т.А., Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В., Лалаевой Р. И., Мастюковой А. К., Бабиной Г. В., Волковой Г.А., Лопухиной И.С., Семенович. Данные методики мы адаптировали с учётом возростных и психологических критериев.

Нами определены цели, задачи, и направления коррекционно-педагогической работы по формированию звукослоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня, составлен план работы: проведение подготовительного, основного, заключительного этапов.

Содержание логопедической работы по формированию звукослоговой структуры слова имело следующую структуру:

Ⅰ этап — подготовительный (15 занятий- 3 недели)

Ⅱ этап — основной (32 занятия- 16 недель)

Ⅲ этап — заключительный (9 занятий-3 недели)

этап — подготовительный. Коррекционная работа на данном этапе была направлена на формирование фонематического восприятия. Также на данном этапе были включены элементы заданий на формирование кинетической основы артикуляционных движений.

этап — основной. Целью данного этапа являлось формирование ритмической, динамической и пространственной организации движений. Параллельно с этим осуществлялась работа по развитию звуко-слоговой структуры слова.

этап — заключительный. Целю данного этапа логопедической работы являлось закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих этапах.

Формирующий эксперемент реализуется на логопедических занятиях и проводился в форме индивидуальных и групповых занятий. Занятия проходили в рамках коррекционно логопедической работы детского сада согласно перспективному планированию, а также во время свободной деятельности детей.

В настоящий момент нами проведен первый этап работы, который направлен на формирование фонематического восприятия.

Приведем пример упражнения. Логопед назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо. Чтобы поддерживать у детей интерес, можно варьировать звуки, направляющие поиски ребенка, например ударять в бубен, звенеть колокольчиком, хлопать в ладоши, стучать молоточком по столу и т. п.. Или упражнения на формирование способности различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать изапомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как — когда далеко(тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далекомяукает котенок. Затем дети мяукают по сигналу воспитателя: «близко» или «далеко».

Несмотря на то что эксперемнт продолжается, мы можем говорить об улучшении показателей дошкольников.

Большенство детей активно учавствовали в групповых занятиях, но один мальчик был недостаточно актвен. Это можно объяснить особенностями характера ребёнка он часто пассивен на занятиях, по этой причине нами был использован индивидуальный подход.

Таким образом полученные данные свидетельствуют о положительной динамике у детей контрольной группы и, следовательно, о правомерности нашей гипотезы.

Литература:

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Литур, 2008. – 320с.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Союз, 2006. – 222с.
  3. Левина Р.Е. Нарушения слоговой структуры слова у детей. // Специальная школа. – М.: Изд-во АПН, переизд. 2004. – Вып. 4. – 86–89с.
  4. Титова Т.А. Нарушения звуко-слоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003

Бондарева Людмила Александровна
студент Курганского государственного университета
г. Курган

Ссылка на основную публикацию