Проектирование комплексно-тематического планирования коррекционно-развивающей работы с детьми логопедической группы

Проектирование и реализация индивидуальной коррекционно-развивающей работы в условиях логопедической группы

Юлия Баландина
Проектирование и реализация индивидуальной коррекционно-развивающей работы в условиях логопедической группы

Образовательный стандарт ориентирует нас на индивидуально – личностный принцип образования. В нашем ДОУ индивидуально – личностный подход осуществляется через АОП. Группы для детей с ОНР реализуют Комплексную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищевой, в которой спроектирована модель индивидуально – коррекционной работы с детьми с ОНР разных уровней речевого развития.

Общая наполняемость моей группы -14 человек. Из них 12 детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, 2 детей с ОНР, 2 уровень речевого развития.

У детей с ОНР, 2 уровня речевого развития резко снижено познавательное развитие. Такие дети требуют индивидуального подхода не только по речевому развитию, но по формированию и развитию психических процессов.

Для такой группы детей Н. В. Нищевой рекомендована «Индивидуальная программа развития».

Оптимальный вариант разработки и реализации программы для воспитанника составляет один год.

Программа состоит из:

1. Целевой раздел:

Общие сведения о ребенке

Подробное логопедическое заключение

Организация индивидуальной образовательной деятельности

2. Содержательный раздел:

диагностика (начало, середина, конец года).

# с помощью педагога

План взаимодействия с родителями

(срок исполнения, ответственный исполнитель)

3. Организационный раздел:

Индивидуальный план на неделю

Условия для развития ребенка (РППС в соотв. с ФГОС ДО).

К программе Нищевой Н. В. полностью подобран методический комплект. Основными являются 5 книг, 6 пособие по развитию речи не является обязательным. Но мне лично книга очень понравилась. В январе я была на авторском семинаре Н. В. Нищевой в Нижнем Новгороде на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста», где ее и приобрела. Полный комплект к Комплексной программе Нищевой состоит из примерно 150 книг и пособий.

Задачи коррекционной работы могут быть понятны и поставлены только на основе полной

1).Диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, поэтому мною проводятся тщательное обследование каждого ребенка в рамках своей деятельности. Речевое обследование осуществляется по речевой карте Нищевой Н. В.

2). Далее, составляется ИПР (рекомендованная Нищевой Н. В., а я как учитель-логопед подбираю педагогическиетехнологии.

3). Проведение индивидуальных занятий с ребенком

Индивидуальный подход реализуется на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Например, на подгрупповых занятиях, я могу попросить ребенка повторить что-то за более сильным ребенком, либо вместо 3-5 предложений, составить рассказ и 2-3 предложений.

В программе Н. В. Нищевой диагностика проводится в начале учебного года и в конце учебного года, то есть первичная и итоговая. Я же, в рамках осуществления индивидуального подхода, провожу промежуточную диагностику с детьми с ОНР, 2 ур. речевого развития, чтобы наметить путь дальнейшего развития ребенка и понимания, правильно ли были подобраны педагогические технологии и какой они дали результат. Так же мне необходимо понять, готов ли ребенок по итогам диагностики в конце года, в условиях 2-го года обучения, обучаться по программе для детей с ОНР, 3 уровень речевого развития.

В соответствии с программой я выделила следующие направления индивидуальной работы:

1. Развитие мыслительные процессов и сенсо-моторное развитие.

«Раздели на группы»,

«Назови одним словом»,

«Найди лишнюю картинку»,

• Рисование на песке или песком на дне песочнице (по наглядному образцу, по словесной инструкции, по задуманному самостоятельно плану).

Игры в песочнице помогают решить немало образовательных и психологических задач, направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями. Многие дидактические игры возможно проиграть в песочнице, используя вместо картинок наборы миниатюрных фигурок для песочной терапии.

2. Развитие внимание и памяти

«Опиши спрятанную в песок игрушку»

«Составь 2 квадрата из 7 палочек»

«Убери 4 палочки так, чтобы из 5 квадратов осталось 3»

3. Формирование понимания речи

• Покажи, убери, найди нужный предмет или картинку

• Назови одним словом

4. Активация речевых функций: накопление словаря (предметного-существительные; глагольного – что делает?; словарь признаков – словарь признаков –прилагательные).

• Какой предмет лишний

• Что бывает зимой (весной, летом, осенью)

5. Развитие фонематики и звукопроизношения

• Поднимись по лесенке

6. Формирование грамматического строя речи

• Обозначь место звука в слове

7. Развитие связной речи

• Серия сюжетных картинок

• Рассказ по сюжетной картине

Данные педагогические технологии обеспечивают всестороннее и гармоничное развитие ребенка.

Прикреплённые файлы:

gmo-2018_kqqq9.ppt | 17183 Кб

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы.

Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками Коррекционно-развивающая работа – это система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков к физическом.

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности с ТНР ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми.

План индивидуальной развивающей работы для детей младшего возраста План индивидуальной развивающей работы ФИ: К. Д Возраст: 1г 9мес Основания для работы: По результатам комплексного обследования выявлено,.

Примерный план коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на июнь ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ИЮНЬ 1 неделя Тема: лето Задачи: • Обогащение,.

Проектирование экологической развивающей среды в ДОУ в условиях сельской местности ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА I. РАЗВИВАЮЩАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6 1.1. Определение развивающей экологической.

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми 5–7 лет в условиях ФГОС ДО «Запоминай-ка!» Пояснительная записка Проблема запоминания является достаточно распространенной и актуальной. Неумение удерживать в памяти информацию, правила.

Календарно-тематическое планирование логопеда в старшей группе для детей с ОНР 3 уровня в соответствии с ФГОС
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Предлагаемое календарно-тематическое планирование – составная часть комплексного планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ДОУ.

Все разделы календарно-тематического планирования учитывают особенности речевого и общего развития детей с ТНР. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Задачи:
• Целенаправленное формирование всех функций речи;
• Усиленное внимание к семантической стороне речи (работа над значением слова, понимание инструкций, текстов, наглядных ситуаций);
• Создание условий для овладения дошкольником всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;
• Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность с привлечением внимания к планирующей и регулирующей речевой деятельности;
• Стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
moy_kal-tem.docx82.01 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………. 4
  2. Календарно-тематическое планирование I периода обучения…………………………………………………………………………..…8
  3. Календарно-тематическое планирование II периода обучения…………………………………………………………………………. 16
  4. Календарно-тематическое планирование III периода обучения…………………………………………………………………………. 26

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного общего и коррекционного образования.

Проблемы обучения детей с ОВЗ, их социальной адаптации и интеграции в общество одна из актуальных в работе специалистов ДОУ.

Количество детей с ТНР неуклонно растет из года в год. Отмечается и тенденция качественного изменения структуры речевого дефекта, преобладания комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР ДОУ компенсирующего или комбинированного видов.

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, привели к вопросу о планировании и организации продуманной системы работы учителя-логопеда в условиях группы ДОУ .

Цель коррекционно-логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в общество сверстников.

Для успешности и эффективности коррекционной логопедической работы необходимо выполнение следующих задач:

– создание специальных условий обучения и воспитания детей с ТНР;

– использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

– применение специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения и развития;

– специальное построение коррекционно-образовательного процесса на основе адекватных возрасту специфических детских видов деятельности.

Основной контингент детей группы компенсирующей направленности с ТНР ДОУ составляют дети с заключением ОНР. Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В.). Наличие у таких детей вторичных нарушений в ведущих психических процессах, создает дополнительные затруднения в образовательном процессе.

Предлагаемое календарно-тематическое планирование – составная часть комплексного планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ДОУ.

Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы в старшей к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, предусматривающей интеграцию действий всех специалистов дошкольного учреждения и родителей дошкольников.

Все разделы календарно-тематического планирования учитывают особенности речевого и общего развития детей с ТНР. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

  • Целенаправленное формирование всех функций речи;
  • Усиленное внимание к семантической стороне речи (работа над значением слова, понимание инструкций, текстов, наглядных ситуаций);
  • Создание условий для овладения дошкольником всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;
  • Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность с привлечением внимания к планирующей и регулирующей речевой деятельности;
  • Стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками.

Материалы планирования соответствуют основным разделам типовой программы ДОУ, с учетом адаптированной примерной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. Темы ориентированы на сезонность природных явлений, «красные даты календаря», разработаны в соответствии с ФГОС. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам.

Реализация данной системы работы поможет правильно организовать и скоординировать работу педагогов в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР ДОУ.

Проблема преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Число детей со сложной структурой дефекта в последние годы резко выросло. Остро встают вопросы раннего распознания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложных речевых расстройств, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте. Старшие дошкольники с (ОНР III уровнь) имеют особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии

  • с типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии от 12.03.97г,
  • с Приказом Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”.
  • Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014.
  • Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

/ Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012

  • Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Нищева. – СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012
  • программно-методических рекомендаций Т.Б. Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В. Чиркиной « Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». М.: “Дрофа”, 2009
  • практического пособия Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» – М.: Айрис-пресс, 2007
  • пособия для логопеда Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи»:. –– М.: Просвещение, 1985.
  • методических рекомендаций Г.Н. Лавровой “Организация системы мониторинга в специальном (коррекционном) образовании в условиях введения ФГТ”. Челябинск: Цицеро, 2012
  • периодических изданий: “Логопед в детском саду”, “Логопед”, Библиотека журнала “Логопед”.
  • нормативов, предъявляемых к образовательной нагрузке СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г № 26.
  • Зачисление в группы компенсирующего вида для детей с нарушениями речи осуществляется по заключению и рекомендациям МОУ ППМС ЦДиК, с согласия родителей /законных представителей ребенка, на основании письменного заявления.

В логопедической группе коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовани основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Учитывая это положение, предлагается занятие оставить одной из форм работы с детьми при условии максимального использования игровых приемов, форм в рамках каждого занятия.

Организация логопедической работы.

Коррекционное обучение с детьми условно делится на три периода:

1 период обучения (сентябрь – ноябрь) – 11 недель

2 период обучения (декабрь – февраль) – 11 недель

3 период обучения (март – май) – 12 недель.

Количество учебных недель в году – 34. Количество часов – 137.

Основной формой обучения являются занятия (фронтальные, индивидуальные и подгрупповые). Фронтальные занятия проводятся трех видов: по формированию звукопроизношения; по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. В первом периоде проводят 2 фронтальных занятия в неделю по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Во втором и третьем периоде проводится 5 занятий в неделю (2 занятия по развитию звукопроизношения и 3 занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи) согласно сетке часов в МДОУ. Продолжительность фронтальных занятий 20 – 25 минут.

Распределение фронтальных занятий по периодам (по программе):

Лексико-грамматические категории. Связная речь

Итого: I период – 11 недель – 22 занятий

II период – 11 недель – 55 занятий

III период – 12 недель – 60 занятий

Всего: в год – 137 часов

В середине учебного года с 28.12. по 11.01. устраиваются зимние каникулы, если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа и игры. В июне проводится только индивидуальная и подгрупповая работа.

Индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся с детьми ежедневно, состав миниподгрупп может меняться, в зависимости от конкретных целей и задач того или иного периода обучения и индивидуальных успехов каждого ребенка. В ходе этих занятий решаются задачи по автоматизации и дифференциации звуков в самостоятельной речи (из-за необходимости многократных повторений адресного материала), а так же проводится дополнительная отработка материала фронтальных занятий с детьми, пропустившими изученные темы или испытывающими трудности в усвоении программного материала. Продолжительность индивидуальных занятий – 10-15 минут, проводятся в первую или во вторую половину дня до или после прогулки. В связи с этим, время, потраченное ребенком на индивидуальное занятие необходимо восполнить более ранним выходом детей логопедических групп на вечернюю прогулку (на 10-15 минут) по сравнению с массовыми группами.

Обследование детей проводится с 1 по 15 сентября, и с 15 по 30 мая.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу. Негативная практика неправомерного увеличения умственной и физической нагрузки воспитанников вызывает у детей переутомление, невротизацию, отражаются на состоянии их здоровья и эмоциональном благополучии, являясь в последующем причиной школьной дезадаптации.

По программе Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».– М.: МГЗПИ, 1991. предполагается проводить по 5 фронтальных логопедических занятий в неделю в каждом периоде, всего 170 занятий в учебном году (не учитывая индивидуальную и подгрупповую работу и образовательную нагрузку других областей). Такая учебная нагрузка приводит к резкому снижению работоспособности большинства детей. Восстановление их работоспособности в этом случае не происходит даже после дневного сна, тогда как в дни проведения двух – трех занятий после прогулки и дневного отдыха работоспособность, как правило, восстанавливается до исходных показателей. Особенно это характерно для детей с ТНР – соматически ослабленных, с выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Кроме того, подобная нагрузка приводит не только к выраженному утомлению детей, но и к серьезным нарушениям в распорядке дня, сокращению прогулки, дневного сна, времени для самостоятельной игровой деятельности, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей.

Чтобы не допустить переутомления детей речевой группы и не снижать эффективность коррекционно-образовательного процесса, в соответствии ФГОС и СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. мы предлагаем снизить количество фронтальных логопедических занятий до 4 занятий в неделю в каждом периоде за счет сокращения количества занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, что приведет к уменьшению объема образовательной нагрузки до 136 часов вместо 170. Изучение программного материала сокращенных часов вынести на образовательную деятельность воспитателя, специалистов детского сада, режимные моменты, самостоятельную деятельность детей, совместную деятельность детей и родителей, подгрупповые и индивидуальные занятия с логопедом, в зависимости от темы. Полнота реализации всех разделов планирования обеспечивается за счет ее интеграции с другими разделами программы и ОО, видами детской деятельности.

Распределение фронтальных занятий по периодам:

Федеральный
институт
развития
образования

  • Главная /
  • Образование /
  • ФГОС и проф. стандарты /
  • Комплексные образовательные программы дошкольного образования /
  • Программа Н.В. Нищевой

Программа Н.В. Нищевой

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах комбинированной и компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, и полностью соответствующую Закону Российской Федерации «Об образовании» и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В программе представлены рекомендации по организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; выстроены система коррекционной и образовательной работы в каждой из пяти образовательных областей для каждой из возрастных групп, предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей. Методический комплект к программе включает в себя необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал, рабочие тетради.

Рекомендована педагогам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2018. – 240 с
Рецензия ФГБОУ ВО «УдГУ», протокол № 6 от 27.06.2019 г. заседания Учебно-методической Комиссии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ»

Содержание

  1. Целевойраздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы

  • Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия
  • Взаимодействие с семьями воспитанников
  • Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
  • Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы

1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)

  1. Содержательныйраздел

2.1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

2.2. Содержание образовательных областей программы. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность

  • Образовательная область «Речевое развитие»
  • Образовательная область «Познавательное развитие»
  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
  • Образовательная область «Физическое развитие»

2.3. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности

2.4. Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых упражнений, иллюстративного материала, литературных и музыкальных произведений

2.5. Культурно-досуговая деятельность

  1. Организационныйраздел.

3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности

3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности

3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование

3.5. Рекомендации по написанию части основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений

3.6. Методический комплект к программе

3.7. Специальная и методическая литература

Пояснительная записка

«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а так же разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Первое издание Программы, вышедшее в свет в 2007 году, было первой попыткой в истории отечественной коррекционной дошкольной педагогики создания комплексной программы, объединяющей действия педагогов, детей с тяжелыми нарушениями речи с трех до семи лет и их родителей.

Программа содержит описание задач и содержания работы во всех пяти образовательных областях для всех педагогов, работающих в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), из возможности и потребности. В программу включены тематическое планирование работы специалистов, примерный перечень игр, игровых и развивающих упражнений, содержание культурно-досуговой деятельности для каждой из возрастных групп в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете-логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.

В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 3 до 4 и с 4 до 7 лет) учителем-логопедом. В методический комплект включен стимульный материал для проведения диагностики учителем-логопедом. Также в методический комплект Программы включены альбомы для проведения диагностики педагогического процесса во всех возрастных группах, разработанные кандидатом психологических наук Н. В. Верещагиной.

В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Впервые в практике отечественной коррекционной педагогики к Программе разработан полный методический комплект, включающий в себя все необходимые педагогам методические пособия, наглядно-дидактический материал, дидактические настольно-печатные игры; картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой, мимической, дыхательной, артикуляционной гимнастики; методические материалы для родителей, рабочие тетради.

В работе над образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие) принимала участие музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, отличник общего образования Гавришева Л. Б.; в работе над образовательной областью «Физическое развитие» принимала участие руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории, аспирант СПб НИИ ФК Кириллова Ю. А., пособия которой включены в методический комплект к Программе.

Также в методический комплект включена программа Н. В. Дубровской «Цвет творчества» (СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011).

В 2006 году Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в первой редакции была рассмотрена Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт-Петербург) и рекомендована к использованию в образовательных учреждениях.

В 2012 году Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи во второй редакции была рассмотрена Экспертным научно-методическим советом Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург) и допущена к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

С 2014 года по настоящее время Программа в третьей редакции, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, представлена на официальном сайте Федерального института развития образования в разделе «Навигатор программ».

На протяжении последних десяти лет Программа использовалась учителями-логопедами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области, Ярославля, Брянска, Кирова, Тулы, Рязани, Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Казани и Республики Татарстан, Ижевска, Глазова и республики Удмуртия; Мурманска, Сыктывкара и Республики Коми; Челябинска, Озёрска и Челябинской области; Екатеринбурга, Свердловской и Тюменской областей; Новосибирска и Новосибирской области, Надыма, Сургута, Нового Уренгоя, Великого Новгорода и Новгородской области, Пскова и Псковской области, Волгограда и Волгоградской области, Красноярска и Красноярского края, Кургана, Краснодара и Краснодарского края. В настоящее время Программу осваивают учителя-логопеды Крыма. В этих регионах автором неоднократно проводились семинары для учителей-логопедов и других специалистов, работающих по Программе.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с трехлетнего, четырехлетнего, пятилетнего или шестилетнего возраста. Она создавалась для детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи. Программа для каждой возрастной группы является самостоятельным документом, то есть обучение ребенка с тяжелым нарушением речи (ОНР) может осуществляться, начиная с трех, четырех, пяти или шести лет.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект Программы

Отзывы

Целостность программы обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ДОУ (диагностического, коррекционно-компенсирующего, развивающего и других). Разделы программы тематически и методически насыщены, включают в себя все виды деятельности дошкольников в соответствии с возрастом, особое внимание уделено организации предметно-развивающей среды.

Интерес представляет и идея автора в проведении интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи, которые проводятся большим количеством взрослых (учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем и др.), что позволяет всем участникам образовательного процесса объединить свои усилия в создании условий для развития ребёнка, имеющего нарушения речи.

Кандидат педагогических наук доцент, заведующий кафедрой дошкольного, дополнительного, специального и инклюзивного образования Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования» Хабарова Татьяна Валерьяновна

Структура и содержание программы согласуются с требованиями, предъявляемыми к задачам и содержанию общеобразовательных программ. Программа построена логично, с учетом особенностей детей дошкольного возраста, специфики психического развития детей с общим недоразвитием речи, а также требований, предъявляемых к уровню знаний и умений детей, поступающих в школу.

Особую ценность представляет подробно описанный автором системный подход при коррекции общего недоразвития речи и пути его реализации объединенными усилиями всех субъектов коррекционно-развивающего процесса — учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников. Представленная в программе система работы позволяет не только осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей, но также дает возможность воздействовать на их физическое развитие, формировать базовые основы культуры личности, развивать интеллектуально-волевые качества и психические процессы.

Так как программа гармонично и построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития, она естественным образом включается в жизнь ребенка-дошкольника, охватывает все сферы его деятельности.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории, педагог-психолог высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук, Коноваленко С. В., г. Москва

Основным достоинством программы мы считаем взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.
Данная программа помогает нам, практическим работникам дошкольных образовательных учреждений осуществлять комплексный подход и тесную взаимосвязь всех специалистов педагогического и медицинского персонала ДОУ в коррекционно-развивающей работе.

В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знаний и умения и обеспечивает поступательное развитие, что приводит к высоким результатам коррекционно-развивающей работы в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Программа и методический комплект к ней широко используются в практике работы дошкольных образовательных учреждений г. Сыктывкара и Республики Коми, востребованы практиками, помогают достигать высоких результатов в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Комплексное планирование для логопедических групп. Старший дошкольный возраст: календарно-перспективные и индивидуальные планы, циклограмма деятельности педагога, сетка занятий.

Подробное описание

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с такими нарушениями, как ЗПР и ОНР.

ЗПР (задержка психического развития) относится к слабовыраженным отклонениям в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с ЗПР имеют трудности, связанные с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. У каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Для большинства детей с ЗПР характерны следующие особенности развития:

1) Незрелость эмоционально-волевой сферы выражается в сложности сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Следствием является нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

2) Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире. Страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

3) Особенности памяти проявляются в лучшем запоминании наглядного материала, чем вербального.

4) Темп развития речи зависит от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: небольшая задержка или соответствие нормальному уровню развития до нарушения лексико-грамматической стороны речи.

5) Отставание в развитии всех форм мышления. К началу обучения дети не владеют
в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

ОНР (общее недоразвитие речи) – различные сложные расстройства, при которых у детей нарушается формирование всех компонентов речи, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

У детей с ОНР наблюдается диссоциация между речевым и психическим развитием, выражающаяся в темповой задержке речевого развития, отставании экспрессивной речи, недостаточной речевой активности. Речь аграмматична, малопонятна, недостаточно фонетически оформлена .

Формирование сенсорной, интеллектуальной, эффективно-волевой сферы у детей с диагнозом ОНР имеет свои особенности: недостаточная устойчивость внимания, ограничение возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания; общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомотивных функций, отставание в развитии двигательной сферы, характеризующаяся плохой координацией движений детей, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения, особенно по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действий, опускают его составные части.

В связи с этим система коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей. Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей. В логопедических группах коррекционное направление является ведущим, а общеобразовательное – подчиненным. Безусловно, одной из основных задач коррекционной работы с данной категорией детей было и остается обучение связной, грамматически правильной речи, навыкам речевого общения, ознакомление с фонетической системой русского языка, элементами грамоты, подготовка к обучению в школе. Все специалисты ДОУ, родители под руководством учителя-логопеда должны следить за речью детей и закреплять навыки, сформированные логопедом.

В пособии представлено комплексное планирование коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития в возрасте 5–7 лет. Календарно-перспективные и индивидуальные планы, циклограмма деятельности логопеда, сетка занятий раскрывают содержание коррекционно-развивающей работы и составлены таким образом, что позволяют обеспечить развивающее обучение, всестороннее совершенствование интеллектуально-волевых качеств, дают возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности. В основе комплексного планирования лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие. Лексический материал отобран с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей.

Предназначено учителям-логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, специальным педагогам.

Содержание

Циклограмма деятельности учителя-логопеда 5

Расписание работы учителя-логопеда 5

Распределение фронтальных логопедических занятий 6

Распределение индивидуальных логопедических занятий 6

Сетка фронтальных занятий учителя-логопеда по периодам обучения в старшей группе 6

Сетка фронтальных занятий учителя-логопеда по периодам обучения в подготови-тельной к школе группе 6

Перспективное планирование логопедической работы в старшей группе 7

Перспективное планирование логопедической работы в подготовительной к школе группе 10

к алендарно-тематическое планирование лексико-тематических циклов в старшей и подготовительной к школе группах 14

к алендарно-тематическое планирование по развитию фонематического восприятия и обучению грамоте (навыки чтения и письма) в старшей и подготовительной к школе группах 15

Календарно-тематическое планирование по формированию и развитию навыков звукового анализа в старшей и подготовительной к школе группах 16

Календарно-тематическое планирование по развитию связной речи и обучению рассказыванию в старшей и подготовительной к школе группах 18

Календарно-тематическое планирование по формированию предложно-падежных конструкций в старшей и подготовительной к школе группах 19

Календарно-тематическое планирование по формированию грамматического строя речи в старшей и подготовительной к школе группах 21

Календарно-тематическое планирование по развитию графомоторных навыков в старшей и подготовительной к школе группах 25

Календарно-тематическое планирование по работе с родителями в старшей и подготовительной к школе группах 26

Календарно-тематическое планирование по координации работы с педагогами ДОУ в старшей и подготовительной к школе группах 27

Приложение 1. л ексико-грамматический словарь по теме «Наше тело» (старшая группа) 29

Приложение 2. л ексико-грамматический словарь по теме «Предметы туалета» (старшая группа) 30

Приложение 3. л ексико-грамматический словарь по теме «Наше тело и здоровье» (подготовительная к школе группа) 31

Приложение 4. л ексико-грамматический словарь по теме «Моя семья» (подготови-тельная к школе группа) 32

Портал педагога

Автор: Коняшкина Татьяна Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 51
Населённый пункт: МОСКВА
Наименование материала: рабочая программа
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности
Дата публикации: 27.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

Директор ГБОУ Школа № ….

Цель, задачи и принципы реализации программы………………………. ….……. …..4

Характеристика контингента воспитанников………………….…..……….…………..….5

Планируемые результаты освоения программы…………….…………….…………. ….9

Организация диагностической и коррекционной работы…………….….……. ….11

Содержание коррекционно-педагогической работы………. …………..….…………..…13

Интеграция образовательных областей в логопедической работе……………. 18

Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса………. 19

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы………………..27

Протокол логопедического экспресс-обследования……………………………………….55

Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда……………………………….……….59

Список детей, зачисленных на занятия……………………………………………………..61

Расписание коррекционных занятий…………………………………………………….…63

Консультативно–методическая работа учителя–логопеда с педагогическим

Плановые консультации для родителей………………………..……..….…… ……….…..66

Журнал учета проводимых консультаций………………………..…. ……………………67

ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения

дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно

формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает

устную речь и может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного

компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

– способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и

радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

– может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

– проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и

явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

– обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном

мире, в котором он живет.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут

без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция

речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить

благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

В настоящее время в нашей ДОО реализуется образовательная программа, в основе которой

лежит примерная образовательной программы «Истоки» под редакцией Л.А.Парамоновой. В связи

с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями

речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР,

дизартрия) и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования,

имеющих ограниченные возможности здоровья, есть необходимость в функционировании для

таких детей логопункта в ДОО. Анализ организационной и содержательной сторон деятельности

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида № 87

заведующая МДОУ №87

Программа принята на заседании

педагогического совета МДОУ №87

протокол №4 от 01.01.2001г.

Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.

Срок освоения программы – 2 года.

ГЛАВА I. Содержание коррекционно-развивающей программы………………………7

ГЛАВА II. Структура программы и основные направления коррекционно-развивающей работы. ………………………………………………………………….9

ГЛАВА III. План-программа коррекционно-развивающей работы……………………13

ГЛАВА IV. Работа учителя – логопеда с родителями …………………………………..31

ГЛАВА V. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса ………………………………………………………………..32

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые рас­стройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (, , ). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико – грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (, ФиличеваТ. Б., ). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.

Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии , , и другими.

Планирование данной рабочей программы составлено на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)» , с учетом профиля логопедической группы, возраста детей. А также учитываются положения общеразвивающей программы «ДЕТСТВО»: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ , , и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2000г. и логокоррекционный опыт работы, представленный в современных коррекционно-развивающих программах Министерства Образования РФ, научно-методических рекомендациях: , , и др.

Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:

1. «Дошкольное образование России в документах и материалах». Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. Министерство образования РФ, Москва, 2001г.

2. Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.

3. Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.92 г. № 000 – 1 с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами.

4. Конвенция о правах ребенка от 01.01.2001г.

5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 01.01.2001.

6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление правительства РФ № 000 от 01.01.2001г.

7. Устав МДОУ утвержден комитетом по образованию администрации г. Мурманска, приказ № 000 от 01.01.2001г. зарегистрирован постановлением администрации г. Мурманска №2г. Изменения и дополнения к Уставу утверждены комитетом по образованию администрации г. Мурманска 2.07.2007г., 12.05.2008г., 26.11.2008г.

8. Лицензия серия А № 000 г. комитетом по образованию Мурманской области.

9. Письмо Министерство образования РФ от 01.01.2001г. №27/901-6 «О психолого – медико- педагогическом консилиуме».

Коррекционно – педагогический процесс в группах для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преем­ственность действий всех специалистов дошкольного обра­зовательного учреждения и родителей дошкольников. Ком­плексность педагогического воздействия направлена на вы­равнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:

· Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) МДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.

· Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.

· Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.

· Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.

· Формирование у педагогического коллектива МДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.

· Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

Коррекционно-развивающая работа строится на общедидакти­ческих и специфических принципах.

Одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности, который учиты­вает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на он­тогенетическом принципе, учитывая закономерности разви­тия детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе также прин­ципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентриче­ского наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволя­ет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное раз­витие.

Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогиче­ского и медицинского профилей. Так, взаимосвязь в работе психиатра и учителя-логопеда обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики.

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и преду­сматривает совместную работу учителя – логопеда, педагога – психолога, музыкаль­ного руководителя, руководителя физического воспитания, медицинского работника МДОУ, воспитателей.

В логопедической группе коррекционное направление рабо­ты является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навы­ки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной рабо­той, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учи­тывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и нере­чевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т. д. Воспитатель, музыкальный руководитель, ру­ководитель физического воспитания осуществляют общеобразо­вательные мероприятия, предусмотренные программой массо­вого детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обес­печивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.

Программа предназначена для детей со вторым, вторым – третьим, третьим и четвертым уровнем речевого развития от 5 до 7 лет в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Для детей с первым, первым – вторым уровнем речевого развития составляются индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты.

Срок реализации данной программы рассчитан на два года.

ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание подгрупповых занятий отражено в календарно-тематическом планировании (см. приложение 1).

Реализация содержания образовательной области осуществляется через регламентируемые (занятия) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, блок дополнительного образования, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).

При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в «ЗВУКОВОМ ПРОФИЛЕ», где отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, «Итоговом обследовании речевого развития детей группы», ежегодном отчете и речевых картах детей. Для диагностики используют методики логопедического обследования .

Сроки проведения мониторинговых исследований: 2 – я половина сентября, мая.

Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

Модель взаимодействия субъектов

в МДОУ детский сад № 87

Семья

Система взаимодействия логопеда и воспитателя

по созданию условий для коррекции и компенсации

Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики

Закрепление скорректированных логопедом звуков в регламентированных и нерегламенти-рованных видах деятельности по тетрадям взаимодействия.

Проведение консультаций, «круглых столов», деловых игр. Работа по тетрадям взаимодействия.

Целенаправленная активизация и обогащение словаря детей: актуализация лексики, расши-рение семантико-синтаксических конструкций.

Упражнения в правильном употреблении грамматических категорий.

Развитие внимания, памяти, восприятия различной модальности, логического и других форм мышления в играх и упражнениях

Развитие и совершенствование связной речи.

Закрепление первоначальных навыков чтения и письма.

Развитие графических навыков.

Система взаимодействия логопеда

и инструктора по физическому воспитанию

по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии

Инструктор по физ. развитию

Использование упражнений для развития общей и мелкой моторики, координации движений.

Использование упражнений для выработки правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.

Проведение мониторинговых исследо-ваний, консультационных объединений.

Система взаимодействия логопеда и музыкального руководителя

по созданию условий для коррекции и компенсации

Использование упражнений на развитие основных движений.

Использование упражнений на различение звуков по высоте, вокальных упражнений.

Проведение мониторинговых исследо-ваний, консультационных объединений.

Использование упражнений для выработки правильного фонационного выдоха.

Работа над просодической стороной речи.

Система взаимодействия логопеда

и психолога по созданию условий

для коррекции и компенсации речевой патологии

Развития мелкой моторики.

Развитие и коррекция психических процессов.

Проведение мониторинговых исследо-ваний, консультационных объединений.

Коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование произвольности поведения.

1. Боровцова учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. ДЕТСТВО: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ , , и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2000

3. «По дороге к азбуке»: Методические рекомендации, М, Баласс, 2007

4. , Коноваленко логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.

5. Курдвановская работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

6. , «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии», С-ПБ, Образование, 1994г.

7. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», М., «Профессиональное образование», 1993

8. Нищева коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006

9. Нищева коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005

10. Полозова требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.)

12. , «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», М., 1991

13. , «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». 4.1. Первый год обучения и второй год обучения, М., «Альфа», 1993

14. , «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»: Практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004

15. «Преодоление ОНР у дошкольников»./ под ред. , М., Творческий центр, 2007

16. «Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушением речи»./ под ред. , М., 2002

17. «Организация логопедической работы в ДОУ», М., Творческий центр, 2003

Читайте также:  Постановка и автоматизация твердого звука (Л)
Ссылка на основную публикацию