Проектирование и реализация индивидуальной коррекционно-развивающей работы в условиях логопедической группы
Юлия Баландина
Проектирование и реализация индивидуальной коррекционно-развивающей работы в условиях логопедической группы
Образовательный стандарт ориентирует нас на индивидуально – личностный принцип образования. В нашем ДОУ индивидуально – личностный подход осуществляется через АОП. Группы для детей с ОНР реализуют Комплексную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищевой, в которой спроектирована модель индивидуально – коррекционной работы с детьми с ОНР разных уровней речевого развития.
Общая наполняемость моей группы -14 человек. Из них 12 детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, 2 детей с ОНР, 2 уровень речевого развития.
У детей с ОНР, 2 уровня речевого развития резко снижено познавательное развитие. Такие дети требуют индивидуального подхода не только по речевому развитию, но по формированию и развитию психических процессов.
Для такой группы детей Н. В. Нищевой рекомендована «Индивидуальная программа развития».
Оптимальный вариант разработки и реализации программы для воспитанника составляет один год.
Программа состоит из:
1. Целевой раздел:
Общие сведения о ребенке
Подробное логопедическое заключение
Организация индивидуальной образовательной деятельности
2. Содержательный раздел:
диагностика (начало, середина, конец года).
# с помощью педагога
План взаимодействия с родителями
(срок исполнения, ответственный исполнитель)
3. Организационный раздел:
Индивидуальный план на неделю
Условия для развития ребенка (РППС в соотв. с ФГОС ДО).
К программе Нищевой Н. В. полностью подобран методический комплект. Основными являются 5 книг, 6 пособие по развитию речи не является обязательным. Но мне лично книга очень понравилась. В январе я была на авторском семинаре Н. В. Нищевой в Нижнем Новгороде на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста», где ее и приобрела. Полный комплект к Комплексной программе Нищевой состоит из примерно 150 книг и пособий.
Задачи коррекционной работы могут быть понятны и поставлены только на основе полной
1).Диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, поэтому мною проводятся тщательное обследование каждого ребенка в рамках своей деятельности. Речевое обследование осуществляется по речевой карте Нищевой Н. В.
2). Далее, составляется ИПР (рекомендованная Нищевой Н. В., а я как учитель-логопед подбираю педагогическиетехнологии.
3). Проведение индивидуальных занятий с ребенком
Индивидуальный подход реализуется на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Например, на подгрупповых занятиях, я могу попросить ребенка повторить что-то за более сильным ребенком, либо вместо 3-5 предложений, составить рассказ и 2-3 предложений.
В программе Н. В. Нищевой диагностика проводится в начале учебного года и в конце учебного года, то есть первичная и итоговая. Я же, в рамках осуществления индивидуального подхода, провожу промежуточную диагностику с детьми с ОНР, 2 ур. речевого развития, чтобы наметить путь дальнейшего развития ребенка и понимания, правильно ли были подобраны педагогические технологии и какой они дали результат. Так же мне необходимо понять, готов ли ребенок по итогам диагностики в конце года, в условиях 2-го года обучения, обучаться по программе для детей с ОНР, 3 уровень речевого развития.
В соответствии с программой я выделила следующие направления индивидуальной работы:
1. Развитие мыслительные процессов и сенсо-моторное развитие.
• «Раздели на группы»,
• «Назови одним словом»,
• «Найди лишнюю картинку»,
• Рисование на песке или песком на дне песочнице (по наглядному образцу, по словесной инструкции, по задуманному самостоятельно плану).
Игры в песочнице помогают решить немало образовательных и психологических задач, направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями. Многие дидактические игры возможно проиграть в песочнице, используя вместо картинок наборы миниатюрных фигурок для песочной терапии.
2. Развитие внимание и памяти
• «Опиши спрятанную в песок игрушку»
• «Составь 2 квадрата из 7 палочек»
• «Убери 4 палочки так, чтобы из 5 квадратов осталось 3»
3. Формирование понимания речи
• Покажи, убери, найди нужный предмет или картинку
• Назови одним словом
4. Активация речевых функций: накопление словаря (предметного-существительные; глагольного – что делает?; словарь признаков – словарь признаков –прилагательные).
• Какой предмет лишний
• Что бывает зимой (весной, летом, осенью)
5. Развитие фонематики и звукопроизношения
• Поднимись по лесенке
6. Формирование грамматического строя речи
• Обозначь место звука в слове
7. Развитие связной речи
• Серия сюжетных картинок
• Рассказ по сюжетной картине
Данные педагогические технологии обеспечивают всестороннее и гармоничное развитие ребенка.
Прикреплённые файлы:
gmo-2018_kqqq9.ppt | 17183 Кб |
Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы.
Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками Коррекционно-развивающая работа – это система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков к физическом.
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности с ТНР ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми.
План индивидуальной развивающей работы для детей младшего возраста План индивидуальной развивающей работы ФИ: К. Д Возраст: 1г 9мес Основания для работы: По результатам комплексного обследования выявлено,.
Примерный план коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на июнь ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ИЮНЬ 1 неделя Тема: лето Задачи: • Обогащение,.
Проектирование экологической развивающей среды в ДОУ в условиях сельской местности ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА I. РАЗВИВАЮЩАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6 1.1. Определение развивающей экологической.
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми 5–7 лет в условиях ФГОС ДО «Запоминай-ка!» Пояснительная записка Проблема запоминания является достаточно распространенной и актуальной. Неумение удерживать в памяти информацию, правила.
Календарно-тематическое планирование логопеда в старшей группе для детей с ОНР 3 уровня в соответствии с ФГОС
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Предлагаемое календарно-тематическое планирование – составная часть комплексного планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ДОУ.
Все разделы календарно-тематического планирования учитывают особенности речевого и общего развития детей с ТНР. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Задачи:
• Целенаправленное формирование всех функций речи;
• Усиленное внимание к семантической стороне речи (работа над значением слова, понимание инструкций, текстов, наглядных ситуаций);
• Создание условий для овладения дошкольником всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;
• Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность с привлечением внимания к планирующей и регулирующей речевой деятельности;
• Стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kal-tem.docx | 82.01 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………. 4
- Календарно-тематическое планирование I периода обучения…………………………………………………………………………..…8
- Календарно-тематическое планирование II периода обучения…………………………………………………………………………. 16
- Календарно-тематическое планирование III периода обучения…………………………………………………………………………. 26
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного общего и коррекционного образования.
Проблемы обучения детей с ОВЗ, их социальной адаптации и интеграции в общество одна из актуальных в работе специалистов ДОУ.
Количество детей с ТНР неуклонно растет из года в год. Отмечается и тенденция качественного изменения структуры речевого дефекта, преобладания комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР ДОУ компенсирующего или комбинированного видов.
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, привели к вопросу о планировании и организации продуманной системы работы учителя-логопеда в условиях группы ДОУ .
Цель коррекционно-логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в общество сверстников.
Для успешности и эффективности коррекционной логопедической работы необходимо выполнение следующих задач:
– создание специальных условий обучения и воспитания детей с ТНР;
– использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
– применение специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения и развития;
– специальное построение коррекционно-образовательного процесса на основе адекватных возрасту специфических детских видов деятельности.
Основной контингент детей группы компенсирующей направленности с ТНР ДОУ составляют дети с заключением ОНР. Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В.). Наличие у таких детей вторичных нарушений в ведущих психических процессах, создает дополнительные затруднения в образовательном процессе.
Предлагаемое календарно-тематическое планирование – составная часть комплексного планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ДОУ.
Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы в старшей к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, предусматривающей интеграцию действий всех специалистов дошкольного учреждения и родителей дошкольников.
Все разделы календарно-тематического планирования учитывают особенности речевого и общего развития детей с ТНР. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
- Целенаправленное формирование всех функций речи;
- Усиленное внимание к семантической стороне речи (работа над значением слова, понимание инструкций, текстов, наглядных ситуаций);
- Создание условий для овладения дошкольником всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;
- Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность с привлечением внимания к планирующей и регулирующей речевой деятельности;
- Стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками.
Материалы планирования соответствуют основным разделам типовой программы ДОУ, с учетом адаптированной примерной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. Темы ориентированы на сезонность природных явлений, «красные даты календаря», разработаны в соответствии с ФГОС. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам.
Реализация данной системы работы поможет правильно организовать и скоординировать работу педагогов в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР ДОУ.
Проблема преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Число детей со сложной структурой дефекта в последние годы резко выросло. Остро встают вопросы раннего распознания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложных речевых расстройств, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте. Старшие дошкольники с (ОНР III уровнь) имеют особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии
- с типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии от 12.03.97г,
- с Приказом Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”.
- Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014.
- Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
/ Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012
- Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Нищева. – СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012
- программно-методических рекомендаций Т.Б. Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В. Чиркиной « Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». М.: “Дрофа”, 2009
- практического пособия Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» – М.: Айрис-пресс, 2007
- пособия для логопеда Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи»:. –– М.: Просвещение, 1985.
- методических рекомендаций Г.Н. Лавровой “Организация системы мониторинга в специальном (коррекционном) образовании в условиях введения ФГТ”. Челябинск: Цицеро, 2012
- периодических изданий: “Логопед в детском саду”, “Логопед”, Библиотека журнала “Логопед”.
- нормативов, предъявляемых к образовательной нагрузке СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г № 26.
- Зачисление в группы компенсирующего вида для детей с нарушениями речи осуществляется по заключению и рекомендациям МОУ ППМС ЦДиК, с согласия родителей /законных представителей ребенка, на основании письменного заявления.
В логопедической группе коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовани основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Учитывая это положение, предлагается занятие оставить одной из форм работы с детьми при условии максимального использования игровых приемов, форм в рамках каждого занятия.
Организация логопедической работы.
Коррекционное обучение с детьми условно делится на три периода:
1 период обучения (сентябрь – ноябрь) – 11 недель
2 период обучения (декабрь – февраль) – 11 недель
3 период обучения (март – май) – 12 недель.
Количество учебных недель в году – 34. Количество часов – 137.
Основной формой обучения являются занятия (фронтальные, индивидуальные и подгрупповые). Фронтальные занятия проводятся трех видов: по формированию звукопроизношения; по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. В первом периоде проводят 2 фронтальных занятия в неделю по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Во втором и третьем периоде проводится 5 занятий в неделю (2 занятия по развитию звукопроизношения и 3 занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи) согласно сетке часов в МДОУ. Продолжительность фронтальных занятий 20 – 25 минут.
Распределение фронтальных занятий по периодам (по программе):
Лексико-грамматические категории. Связная речь
Итого: I период – 11 недель – 22 занятий
II период – 11 недель – 55 занятий
III период – 12 недель – 60 занятий
Всего: в год – 137 часов
В середине учебного года с 28.12. по 11.01. устраиваются зимние каникулы, если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа и игры. В июне проводится только индивидуальная и подгрупповая работа.
Индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся с детьми ежедневно, состав миниподгрупп может меняться, в зависимости от конкретных целей и задач того или иного периода обучения и индивидуальных успехов каждого ребенка. В ходе этих занятий решаются задачи по автоматизации и дифференциации звуков в самостоятельной речи (из-за необходимости многократных повторений адресного материала), а так же проводится дополнительная отработка материала фронтальных занятий с детьми, пропустившими изученные темы или испытывающими трудности в усвоении программного материала. Продолжительность индивидуальных занятий – 10-15 минут, проводятся в первую или во вторую половину дня до или после прогулки. В связи с этим, время, потраченное ребенком на индивидуальное занятие необходимо восполнить более ранним выходом детей логопедических групп на вечернюю прогулку (на 10-15 минут) по сравнению с массовыми группами.
Обследование детей проводится с 1 по 15 сентября, и с 15 по 30 мая.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу. Негативная практика неправомерного увеличения умственной и физической нагрузки воспитанников вызывает у детей переутомление, невротизацию, отражаются на состоянии их здоровья и эмоциональном благополучии, являясь в последующем причиной школьной дезадаптации.
По программе Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».– М.: МГЗПИ, 1991. предполагается проводить по 5 фронтальных логопедических занятий в неделю в каждом периоде, всего 170 занятий в учебном году (не учитывая индивидуальную и подгрупповую работу и образовательную нагрузку других областей). Такая учебная нагрузка приводит к резкому снижению работоспособности большинства детей. Восстановление их работоспособности в этом случае не происходит даже после дневного сна, тогда как в дни проведения двух – трех занятий после прогулки и дневного отдыха работоспособность, как правило, восстанавливается до исходных показателей. Особенно это характерно для детей с ТНР – соматически ослабленных, с выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Кроме того, подобная нагрузка приводит не только к выраженному утомлению детей, но и к серьезным нарушениям в распорядке дня, сокращению прогулки, дневного сна, времени для самостоятельной игровой деятельности, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей.
Чтобы не допустить переутомления детей речевой группы и не снижать эффективность коррекционно-образовательного процесса, в соответствии ФГОС и СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. мы предлагаем снизить количество фронтальных логопедических занятий до 4 занятий в неделю в каждом периоде за счет сокращения количества занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, что приведет к уменьшению объема образовательной нагрузки до 136 часов вместо 170. Изучение программного материала сокращенных часов вынести на образовательную деятельность воспитателя, специалистов детского сада, режимные моменты, самостоятельную деятельность детей, совместную деятельность детей и родителей, подгрупповые и индивидуальные занятия с логопедом, в зависимости от темы. Полнота реализации всех разделов планирования обеспечивается за счет ее интеграции с другими разделами программы и ОО, видами детской деятельности.
Распределение фронтальных занятий по периодам:
Федеральный
институт
развития
образования
- Главная /
- Образование /
- ФГОС и проф. стандарты /
- Комплексные образовательные программы дошкольного образования /
- Программа Н.В. Нищевой
Программа Н.В. Нищевой
Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах комбинированной и компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, и полностью соответствующую Закону Российской Федерации «Об образовании» и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В программе представлены рекомендации по организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; выстроены система коррекционной и образовательной работы в каждой из пяти образовательных областей для каждой из возрастных групп, предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей. Методический комплект к программе включает в себя необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал, рабочие тетради.
Рекомендована педагогам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида.
Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2018. – 240 с
Рецензия ФГБОУ ВО «УдГУ», протокол № 6 от 27.06.2019 г. заседания Учебно-методической Комиссии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ»
Содержание
- Целевойраздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы
- Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия
- Взаимодействие с семьями воспитанников
- Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
- Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы
1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)
- Содержательныйраздел
2.1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
2.2. Содержание образовательных областей программы. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность
- Образовательная область «Речевое развитие»
- Образовательная область «Познавательное развитие»
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Образовательная область «Физическое развитие»
2.3. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности
2.4. Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых упражнений, иллюстративного материала, литературных и музыкальных произведений
2.5. Культурно-досуговая деятельность
- Организационныйраздел.
3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности
3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности
3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование
3.5. Рекомендации по написанию части основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений
3.6. Методический комплект к программе
3.7. Специальная и методическая литература
Пояснительная записка
«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а так же разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Первое издание Программы, вышедшее в свет в 2007 году, было первой попыткой в истории отечественной коррекционной дошкольной педагогики создания комплексной программы, объединяющей действия педагогов, детей с тяжелыми нарушениями речи с трех до семи лет и их родителей.
Программа содержит описание задач и содержания работы во всех пяти образовательных областях для всех педагогов, работающих в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), из возможности и потребности. В программу включены тематическое планирование работы специалистов, примерный перечень игр, игровых и развивающих упражнений, содержание культурно-досуговой деятельности для каждой из возрастных групп в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете-логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.
В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 3 до 4 и с 4 до 7 лет) учителем-логопедом. В методический комплект включен стимульный материал для проведения диагностики учителем-логопедом. Также в методический комплект Программы включены альбомы для проведения диагностики педагогического процесса во всех возрастных группах, разработанные кандидатом психологических наук Н. В. Верещагиной.
В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.
Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Впервые в практике отечественной коррекционной педагогики к Программе разработан полный методический комплект, включающий в себя все необходимые педагогам методические пособия, наглядно-дидактический материал, дидактические настольно-печатные игры; картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой, мимической, дыхательной, артикуляционной гимнастики; методические материалы для родителей, рабочие тетради.
В работе над образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие) принимала участие музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, отличник общего образования Гавришева Л. Б.; в работе над образовательной областью «Физическое развитие» принимала участие руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории, аспирант СПб НИИ ФК Кириллова Ю. А., пособия которой включены в методический комплект к Программе.
Также в методический комплект включена программа Н. В. Дубровской «Цвет творчества» (СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011).
В 2006 году Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в первой редакции была рассмотрена Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт-Петербург) и рекомендована к использованию в образовательных учреждениях.
В 2012 году Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи во второй редакции была рассмотрена Экспертным научно-методическим советом Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург) и допущена к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
С 2014 года по настоящее время Программа в третьей редакции, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, представлена на официальном сайте Федерального института развития образования в разделе «Навигатор программ».
На протяжении последних десяти лет Программа использовалась учителями-логопедами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области, Ярославля, Брянска, Кирова, Тулы, Рязани, Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Казани и Республики Татарстан, Ижевска, Глазова и республики Удмуртия; Мурманска, Сыктывкара и Республики Коми; Челябинска, Озёрска и Челябинской области; Екатеринбурга, Свердловской и Тюменской областей; Новосибирска и Новосибирской области, Надыма, Сургута, Нового Уренгоя, Великого Новгорода и Новгородской области, Пскова и Псковской области, Волгограда и Волгоградской области, Красноярска и Красноярского края, Кургана, Краснодара и Краснодарского края. В настоящее время Программу осваивают учителя-логопеды Крыма. В этих регионах автором неоднократно проводились семинары для учителей-логопедов и других специалистов, работающих по Программе.
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с трехлетнего, четырехлетнего, пятилетнего или шестилетнего возраста. Она создавалась для детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи. Программа для каждой возрастной группы является самостоятельным документом, то есть обучение ребенка с тяжелым нарушением речи (ОНР) может осуществляться, начиная с трех, четырех, пяти или шести лет.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект Программы
Отзывы
Целостность программы обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ДОУ (диагностического, коррекционно-компенсирующего, развивающего и других). Разделы программы тематически и методически насыщены, включают в себя все виды деятельности дошкольников в соответствии с возрастом, особое внимание уделено организации предметно-развивающей среды.
Интерес представляет и идея автора в проведении интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи, которые проводятся большим количеством взрослых (учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем и др.), что позволяет всем участникам образовательного процесса объединить свои усилия в создании условий для развития ребёнка, имеющего нарушения речи.
Кандидат педагогических наук доцент, заведующий кафедрой дошкольного, дополнительного, специального и инклюзивного образования Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования» Хабарова Татьяна Валерьяновна
Структура и содержание программы согласуются с требованиями, предъявляемыми к задачам и содержанию общеобразовательных программ. Программа построена логично, с учетом особенностей детей дошкольного возраста, специфики психического развития детей с общим недоразвитием речи, а также требований, предъявляемых к уровню знаний и умений детей, поступающих в школу.
Особую ценность представляет подробно описанный автором системный подход при коррекции общего недоразвития речи и пути его реализации объединенными усилиями всех субъектов коррекционно-развивающего процесса — учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников. Представленная в программе система работы позволяет не только осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей, но также дает возможность воздействовать на их физическое развитие, формировать базовые основы культуры личности, развивать интеллектуально-волевые качества и психические процессы.
Так как программа гармонично и построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития, она естественным образом включается в жизнь ребенка-дошкольника, охватывает все сферы его деятельности.
Учитель-логопед высшей квалификационной категории, педагог-психолог высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук, Коноваленко С. В., г. Москва
Основным достоинством программы мы считаем взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.
Данная программа помогает нам, практическим работникам дошкольных образовательных учреждений осуществлять комплексный подход и тесную взаимосвязь всех специалистов педагогического и медицинского персонала ДОУ в коррекционно-развивающей работе.
В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знаний и умения и обеспечивает поступательное развитие, что приводит к высоким результатам коррекционно-развивающей работы в группах для детей с общим недоразвитием речи.
Программа и методический комплект к ней широко используются в практике работы дошкольных образовательных учреждений г. Сыктывкара и Республики Коми, востребованы практиками, помогают достигать высоких результатов в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Комплексное планирование для логопедических групп. Старший дошкольный возраст: календарно-перспективные и индивидуальные планы, циклограмма деятельности педагога, сетка занятий.
Подробное описание
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с такими нарушениями, как ЗПР и ОНР.
ЗПР (задержка психического развития) относится к слабовыраженным отклонениям в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с ЗПР имеют трудности, связанные с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. У каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Для большинства детей с ЗПР характерны следующие особенности развития:
1) Незрелость эмоционально-волевой сферы выражается в сложности сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Следствием является нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
2) Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире. Страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
3) Особенности памяти проявляются в лучшем запоминании наглядного материала, чем вербального.
4) Темп развития речи зависит от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: небольшая задержка или соответствие нормальному уровню развития до нарушения лексико-грамматической стороны речи.
5) Отставание в развитии всех форм мышления. К началу обучения дети не владеют
в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
ОНР (общее недоразвитие речи) – различные сложные расстройства, при которых у детей нарушается формирование всех компонентов речи, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
У детей с ОНР наблюдается диссоциация между речевым и психическим развитием, выражающаяся в темповой задержке речевого развития, отставании экспрессивной речи, недостаточной речевой активности. Речь аграмматична, малопонятна, недостаточно фонетически оформлена .
Формирование сенсорной, интеллектуальной, эффективно-волевой сферы у детей с диагнозом ОНР имеет свои особенности: недостаточная устойчивость внимания, ограничение возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания; общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомотивных функций, отставание в развитии двигательной сферы, характеризующаяся плохой координацией движений детей, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения, особенно по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действий, опускают его составные части.
В связи с этим система коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей. Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей. В логопедических группах коррекционное направление является ведущим, а общеобразовательное – подчиненным. Безусловно, одной из основных задач коррекционной работы с данной категорией детей было и остается обучение связной, грамматически правильной речи, навыкам речевого общения, ознакомление с фонетической системой русского языка, элементами грамоты, подготовка к обучению в школе. Все специалисты ДОУ, родители под руководством учителя-логопеда должны следить за речью детей и закреплять навыки, сформированные логопедом.
В пособии представлено комплексное планирование коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития в возрасте 5–7 лет. Календарно-перспективные и индивидуальные планы, циклограмма деятельности логопеда, сетка занятий раскрывают содержание коррекционно-развивающей работы и составлены таким образом, что позволяют обеспечить развивающее обучение, всестороннее совершенствование интеллектуально-волевых качеств, дают возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности. В основе комплексного планирования лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие. Лексический материал отобран с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей.
Предназначено учителям-логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, специальным педагогам.
Содержание
Циклограмма деятельности учителя-логопеда 5
Расписание работы учителя-логопеда 5
Распределение фронтальных логопедических занятий 6
Распределение индивидуальных логопедических занятий 6
Сетка фронтальных занятий учителя-логопеда по периодам обучения в старшей группе 6
Сетка фронтальных занятий учителя-логопеда по периодам обучения в подготови-тельной к школе группе 6
Перспективное планирование логопедической работы в старшей группе 7
Перспективное планирование логопедической работы в подготовительной к школе группе 10
к алендарно-тематическое планирование лексико-тематических циклов в старшей и подготовительной к школе группах 14
к алендарно-тематическое планирование по развитию фонематического восприятия и обучению грамоте (навыки чтения и письма) в старшей и подготовительной к школе группах 15
Календарно-тематическое планирование по формированию и развитию навыков звукового анализа в старшей и подготовительной к школе группах 16
Календарно-тематическое планирование по развитию связной речи и обучению рассказыванию в старшей и подготовительной к школе группах 18
Календарно-тематическое планирование по формированию предложно-падежных конструкций в старшей и подготовительной к школе группах 19
Календарно-тематическое планирование по формированию грамматического строя речи в старшей и подготовительной к школе группах 21
Календарно-тематическое планирование по развитию графомоторных навыков в старшей и подготовительной к школе группах 25
Календарно-тематическое планирование по работе с родителями в старшей и подготовительной к школе группах 26
Календарно-тематическое планирование по координации работы с педагогами ДОУ в старшей и подготовительной к школе группах 27
Приложение 1. л ексико-грамматический словарь по теме «Наше тело» (старшая группа) 29
Приложение 2. л ексико-грамматический словарь по теме «Предметы туалета» (старшая группа) 30
Приложение 3. л ексико-грамматический словарь по теме «Наше тело и здоровье» (подготовительная к школе группа) 31
Приложение 4. л ексико-грамматический словарь по теме «Моя семья» (подготови-тельная к школе группа) 32
Портал педагога
Автор: Коняшкина Татьяна Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 51
Населённый пункт: МОСКВА
Наименование материала: рабочая программа
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности
Дата публикации: 27.11.2017
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
Директор ГБОУ Школа № ….
Цель, задачи и принципы реализации программы………………………. ….……. …..4
Характеристика контингента воспитанников………………….…..……….…………..….5
Планируемые результаты освоения программы…………….…………….…………. ….9
Организация диагностической и коррекционной работы…………….….……. ….11
Содержание коррекционно-педагогической работы………. …………..….…………..…13
Интеграция образовательных областей в логопедической работе……………. 18
Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса………. 19
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы………………..27
Протокол логопедического экспресс-обследования……………………………………….55
Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда……………………………….……….59
Список детей, зачисленных на занятия……………………………………………………..61
Расписание коррекционных занятий…………………………………………………….…63
Консультативно–методическая работа учителя–логопеда с педагогическим
Плановые консультации для родителей………………………..……..….…… ……….…..66
Журнал учета проводимых консультаций………………………..…. ……………………67
ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения
дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно
формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает
устную речь и может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного
компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
– способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
– может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
– проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и
явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
– обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном
мире, в котором он живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут
без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция
речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить
благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
В настоящее время в нашей ДОО реализуется образовательная программа, в основе которой
лежит примерная образовательной программы «Истоки» под редакцией Л.А.Парамоновой. В связи
с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями
речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР,
дизартрия) и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования,
имеющих ограниченные возможности здоровья, есть необходимость в функционировании для
таких детей логопункта в ДОО. Анализ организационной и содержательной сторон деятельности
«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад комбинированного вида № 87
заведующая МДОУ №87
Программа принята на заседании
педагогического совета МДОУ №87
протокол №4 от 01.01.2001г.
Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Срок освоения программы – 2 года.
ГЛАВА I. Содержание коррекционно-развивающей программы………………………7
ГЛАВА II. Структура программы и основные направления коррекционно-развивающей работы. ………………………………………………………………….9
ГЛАВА III. План-программа коррекционно-развивающей работы……………………13
ГЛАВА IV. Работа учителя – логопеда с родителями …………………………………..31
ГЛАВА V. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса ………………………………………………………………..32
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (, , ). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико – грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (, ФиличеваТ. Б., ). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.
Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии , , и другими.
Планирование данной рабочей программы составлено на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)» , с учетом профиля логопедической группы, возраста детей. А также учитываются положения общеразвивающей программы «ДЕТСТВО»: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ , , и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2000г. и логокоррекционный опыт работы, представленный в современных коррекционно-развивающих программах Министерства Образования РФ, научно-методических рекомендациях: , , и др.
Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:
1. «Дошкольное образование России в документах и материалах». Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. Министерство образования РФ, Москва, 2001г.
2. Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.
3. Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.92 г. № 000 – 1 с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами.
4. Конвенция о правах ребенка от 01.01.2001г.
5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 01.01.2001.
6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление правительства РФ № 000 от 01.01.2001г.
7. Устав МДОУ утвержден комитетом по образованию администрации г. Мурманска, приказ № 000 от 01.01.2001г. зарегистрирован постановлением администрации г. Мурманска №2г. Изменения и дополнения к Уставу утверждены комитетом по образованию администрации г. Мурманска 2.07.2007г., 12.05.2008г., 26.11.2008г.
8. Лицензия серия А № 000 г. комитетом по образованию Мурманской области.
9. Письмо Министерство образования РФ от 01.01.2001г. №27/901-6 «О психолого – медико- педагогическом консилиуме».
Коррекционно – педагогический процесс в группах для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:
· Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) МДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
· Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
· Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
· Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
· Формирование у педагогического коллектива МДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
· Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
Коррекционно-развивающая работа строится на общедидактических и специфических принципах.
Одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, Программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Так, взаимосвязь в работе психиатра и учителя-логопеда обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя – логопеда, педагога – психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, медицинского работника МДОУ, воспитателей.
В логопедической группе коррекционное направление работы является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т. д. Воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.
Программа предназначена для детей со вторым, вторым – третьим, третьим и четвертым уровнем речевого развития от 5 до 7 лет в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Для детей с первым, первым – вторым уровнем речевого развития составляются индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты.
Срок реализации данной программы рассчитан на два года.
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание подгрупповых занятий отражено в календарно-тематическом планировании (см. приложение 1).
Реализация содержания образовательной области осуществляется через регламентируемые (занятия) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, блок дополнительного образования, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).
При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.
Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в «ЗВУКОВОМ ПРОФИЛЕ», где отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, «Итоговом обследовании речевого развития детей группы», ежегодном отчете и речевых картах детей. Для диагностики используют методики логопедического обследования .
Сроки проведения мониторинговых исследований: 2 – я половина сентября, мая.
Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
Модель взаимодействия субъектов
в МДОУ детский сад № 87
Семья
Система взаимодействия логопеда и воспитателя
по созданию условий для коррекции и компенсации
Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики
Закрепление скорректированных логопедом звуков в регламентированных и нерегламенти-рованных видах деятельности по тетрадям взаимодействия.
Проведение консультаций, «круглых столов», деловых игр. Работа по тетрадям взаимодействия.
Целенаправленная активизация и обогащение словаря детей: актуализация лексики, расши-рение семантико-синтаксических конструкций.
Упражнения в правильном употреблении грамматических категорий.
Развитие внимания, памяти, восприятия различной модальности, логического и других форм мышления в играх и упражнениях
Развитие и совершенствование связной речи.
Закрепление первоначальных навыков чтения и письма.
Развитие графических навыков.
Система взаимодействия логопеда
и инструктора по физическому воспитанию
по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии
Инструктор по физ. развитию
Использование упражнений для развития общей и мелкой моторики, координации движений.
Использование упражнений для выработки правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.
Проведение мониторинговых исследо-ваний, консультационных объединений.
Система взаимодействия логопеда и музыкального руководителя
по созданию условий для коррекции и компенсации
Использование упражнений на развитие основных движений.
Использование упражнений на различение звуков по высоте, вокальных упражнений.
Проведение мониторинговых исследо-ваний, консультационных объединений.
Использование упражнений для выработки правильного фонационного выдоха.
Работа над просодической стороной речи.
Система взаимодействия логопеда
и психолога по созданию условий
для коррекции и компенсации речевой патологии
Развития мелкой моторики.
Развитие и коррекция психических процессов.
Проведение мониторинговых исследо-ваний, консультационных объединений.
Коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование произвольности поведения.
1. Боровцова учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. ДЕТСТВО: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ , , и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2000
3. «По дороге к азбуке»: Методические рекомендации, М, Баласс, 2007
4. , Коноваленко логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
5. Курдвановская работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
6. , «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии», С-ПБ, Образование, 1994г.
7. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», М., «Профессиональное образование», 1993
8. Нищева коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006
9. Нищева коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005
10. Полозова требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.)
12. , «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», М., 1991
13. , «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». 4.1. Первый год обучения и второй год обучения, М., «Альфа», 1993
14. , «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»: Практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004
15. «Преодоление ОНР у дошкольников»./ под ред. , М., Творческий центр, 2007
16. «Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушением речи»./ под ред. , М., 2002
17. «Организация логопедической работы в ДОУ», М., Творческий центр, 2003