Работа логопеда при задержке речевого развития

Направления в работе логопеда при преодолении задержки речевого развития

На сегодняшний день большое количество детей имеет задержку в речевом развитии. Очень часто приходится наблюдать, ребенок в 2 – 2,5 года не говорит либо в его активной речи присутствуют: звукоподражание, отдельные слоги, лепетные слова, простые слова по слоговой структуре и звуковой наполняемости. Бывает, что ребенок с задержкой речевого развития, начинает активно и много говорить. Но в большинстве своем, у ребенка начинает развиваться речь благодаря медикаментозному и коррекционному воздействию. В последствии могут наблюдаться следующие речевые нарушения: низкий, бедный словарный запас, снижение памяти (в том числе и речеслуховой), нарушение грамматического строя языка, нарушение понимания логико-грамматических конструкций, связной речи. Чтобы предотвратить подобные следствия, необходимо вовремя проводить коррекционные логопедические занятия. Начинать их нужно, если ребенок мало говорит, то есть речевое развитие не соответствует возрастной норме.

Для наглядности приведу несколько примеров, демонстрирующих задержку экспрессивной стороны речи.

На прием обратились родители девочки с жалобой на то, что ребенок не говорит, молчит. На момент обращения в центр ребенку исполнилось 2 года. Первичное обследование показало: понимание речи соответствует возрастной норме. Это означает, что девочка справлялась с такими заданиями:

«Покажи медведя, зайца, лису, лягушку (животные)».
«Дай большую – маленькую баночку». При выполнении данного задания догадалась о том, что баночки можно вкладывать одну в другую.
«Покажи нос, рот, глаза, руки, ноги (части тела)».
«Покажи, где твоя мама, твой папа (ориентирование в родственных связях)».
«Покажи, кто квакает, пищит, рычит». Перед выполнением задания обговорили, кто, как подает голос. Выполнение данного задания и др. подобных свидетельствует о достаточном количестве слов-глаголов в пассивном словаре ребенка. Пассивный словарь – то, что ребенок знает.

Данный пример свидетельствует о том, что ребенок усваивает знания об окружающем в соответствии с возрастными нормами.

Понимание инструкций, которые содержат логико-грамматические конструкции, при работе с досками-вкладками: «Закрой фигурой рыбу, кошку». Девочка поняла, что чем нужно закрыть, а также, что сначала закрыть нужно рыбу, затем – кошку.

Девочка на приеме слушала специалиста-логопеда и родителей. Это говорит о том, что поведение девочки можно регулировать с помощью речи родителей, опираясь на возрастные психофизиологические возможности ребенка. Адекватно реагировала на слова разной эмоциональной окраски (замечание, похвала, удивление, негодование).

В пассивном словаре ребенка – существительные, прилагательные, глаголы, наречия (далеко-близко, тепло-холодно, много-мало), что соответствует нормативным возрастным показателям. Кроме того, девочка в соответствии с возрастными нормами понимала обращенные к ней инструкции. С опорой на наглядность (картинку) нужно было показать: «кто поливает цветы; кормит цыплят, кого кормят; показать, кто сам ест». Задание направлено на выяснение субъекта, предиката и объекта действия: «кто, что делает, на что (кого) направлено действие». Приведенный пример наглядно раскрывает, что такое задержка экспрессивной стороны речи при достаточно развитом уровне понимания речи и сохранных интеллектуальных возможностях.

Качество понимания ребенком обращенной речи свидетельствует об интеллектуальных (познавательных) и сенсорных возможностях ребенка. Чем выше уровень развития интеллекта, сенсорной сферы, тем лучше развит словарь, грамматика ребенка (понимание), даже при задержке экспрессивной стороны речи.

В активной речи ребенка наблюдалось несколько звукоподражаний («ку-ку, ля-ля, му, ава, бух»), лепетные слова («мама, папа, няня, ляля и т.д.), что соответствует возрасту ребенка до года. Речевая активность ребенка (способность использования имеющихся в активном словарном запасе слов) средняя.

Заключение: активная речь ребенка (количество слов) соответствует возрасту, примерно, 1 год 3 месяца – 1год 6 месяцев. В этом возрасте ребенок использует навыки звукоподражания, лепетные слова, а также слова с усеченной слоговой структурой (называет не полностью слово, а один слог).
Следующий пример.
Саша до 3х лет молчал. В ситуации общения ребенок использовал невербальные средства: мимику, жесты, интонацию. При этом понимал обращенную к нему речь. Например, такие инструкции: «Найди мяч и пойдем на улицу». Или. «Помой руки перед тем, как сесть за обед». Понимает и логико-грамматическую связь слов в предложении (что сначала нужно выполнить и что потом), и лексическое значение используемых слов. Может выполнить задания на соотнесение предметов по цвету или форме («сделай так, чтобы с одной стороны были красные фигуры, с другой – желтые»), предложенные лишь в виде речевой инструкции. Ребенок понимает в соответствии со своим возрастом инструкции бытового, учебного характера, но не говорит.

В описанном примере речь идет только о задержке экспрессивной стороны речи, психическое развитие и понимание речи малыша соответствуют возрастной норме.

Данный пример свидетельствует о тяжелой степени нарушения речи: уровень понимания речи соответствует возрастным нормам, экспрессивной речи – менее чем на год, а ребенку уже 3 года. В дальнейшем возникнут трудности при воспроизведении звуко-слоговой структуры слова, возможны ошибки в правильном использовании грамматических категорий языка, построении предложений и рассказов, если не начать коррекционную работу с логопедом.

Очень часто причинами появления задержки речевого развития могут быть:

различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются.

Девочка в 2года 3 месяца говорила только лепетные слова и использовала звукоподражание. Отказывалась повторять слова за взрослым. Это уже один из показателей неблагополучного речевого развития, когда ребенок не желает подражать речи взрослого. Таким образом, не совершенствуются ни фонематические процессы, ни артикуляционные возможности. Ребенок слышит акустический образ слова, но не реализует его в двигательной программе, далее – не сравнивает произносимое с имеющимся образом слова. Таким образом, не развивается самоконтроль ребенка за собственной речью, фонематический слух, кинестезии.

Выше мы описали примеры недоразвития активной (экспрессивной) речи из-за незрелости зон, влияющих на развитие речи. Для своевременной коррекции речевого развития необходима включенность родителей, их заинтересованность в предполагаемых результатах.

Механизм нарушения при задержке речевого развития:

  1. Нарушены ощущения от положения органов артикуляционного аппарата, руки, собственного тела (кинестезии).
  2. Страдает моторная сфера.
  3. Не развивается лепет: слоговые цепочки с одинаковыми звуками, с одинаковыми согласными, но разными гласными, а затем и с разными согласными.
  4. Не развивается фонематический слух.
  5. Будет наблюдаться задержка в усвоении звуко-слоговой структуры слова.
  6. В результате чего возможны нарушения в усвоении словаря, грамматических конструкций языка и связной речи.

Основные направления коррекционной логопедической работы

Зная механизм нарушения речи, можно выделить основные направления коррекционной логопедической работы:
Для развития речи детей с указанными выше особенностями развития необходимо спланировать коррекционную логопедическую помощь. Для ее получения необходимо обратиться к логопеду.

Логопед должен провести обследование, собрать анамнез ребенка по следующим направлениям:

  • Раннее развитие: сбор данных физиологического развития ребенка.
  • Раннее речевое развитие ребенка. Логопед задает вопросы о том, когда у ребенка появились гуление, лепет, насколько был разнообразен, интонирован, первые слова и предложения.
  • Оценит физическое развитие ребенка: умение качественно, в полном объеме, выполнять те или иные упражнения. Например. Постоять на одной ноге, попрыгать на двух ногах, перепрыгнуть препятствие, походить на пятках и т.д.
  • Уровень сформированности умений выполнения артикуляционных упражнений: логопед проверит, как малыш может управлять губами, языком, принимая те или иные артикуляционные уклады.
  • Уровень развития мелкой моторики. Малышу будут предложены несколько укладов, которые он должен будет выполнить с помощью пальчиков. Все упражнения сопровождаются речевой инструкций и собственным показом в виде игры.
  • Определение уровня понимания речи ребенком. Знание по возрасту названий предметов, их признаков, действий. Грамматические категории: ед. и мн число, род, падеж, согласование сущ. и прилагат., числит. и сущ. и т.д. Понимание инструкций.
  • Определение уровня развития экспрессивной речи (активной) ребенка.

После определения возраста, на который развита речь обследуемого ребенка, структуры и тяжести речевого дефекта, логопедом составляется коррекционно-развивающая программа по преодолению задержки в речевом развитии.

Как правило, на первые занятия малыши приходят с родителями. Необходимо, чтобы приходили на прием именно родители, ведь, именно они будут заниматься с малышом дома. Для облегчения работы родителям и логопеду можно вести дневник наблюдения, тогда
наглядно можно увидеть, в чем ребенок достиг успеха, а над чем придется поработать, изменив содержание логопедической работы.

У некоторых родителей нет возможности посещать занятия логопеда по разным причинам. Можно заниматься дома.

На занятиях первым делом логопед должен навести эмоциональный контакт с ребенком через совместную предметно-практическую деятельность. Только после этого приступать к развитию общей моторики и символического праксиса для развития кинестезий (ощущений), что очень важно для преодоления задержки речевого развития. С этой целью можно использовать чтение стихов, в процессе чего логопед и ребенок выполняют заданные движения.

Можно на занятиях проводить массаж пальцев рук, лица, губ, языка (если ребенок согласен), щек, что также благоприятно влияет на развитие кинестетической базы движений.
Так как нарушены кинестезии, полезно выполнять мимическую гимнастику с использованием специально подобранных стихов.

После чего можно приступить к развитию мелкой моторики. Такая работа позволяет наладить эмоциональный и вербальный контакт с ребенком, кроме того, в процессе можно уточнить, насколько у ребенка развиты: импрессивная речь, владение слоговой структурой слова, качество звукопроизношения. В изучении вопроса о значимости развития мелкой моторики для речи большую работу провела Л.В. Фомина. Предлагаем ознакомиться с данными исследования.
В доме ребенка были взяты три группы детей в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев, в каждой группе велись занятия по определенному плану, задачей которого являлось: развитие навыка звукоподражанию.

  • Ежедневные речевые занятия (знакомство со словами через показ предметов).
  • В группе №1 больше никаких занятий.
  • В группе №2 проводились двадцати минутки по развитию общей моторики (детям было предоставлено пространство по свободному в нем перемещению), а также развитию речи.
  • В группе №3 проводились ежедневные занятия по развитию мелкой моторики и речи.

Результаты были следующими. В первой группе голосовые реакции (звукоподражание) на предметы, с которыми его знакомили, стали появляться на 20-й день. Во второй группе попытки звукоподражанию появились на 6-й день проводимых занятий, после 15-го дня качество произносимых звуков было четким и соответствовало предъявляемым (не у всех, только у 10%). Результаты, полученные в третьей группе, были неожиданными и поражающими: речевые реакции (звукоподражание) появилось на третий день занятий, при этом качество произносимых звуков улучшалось практически у всех детей. Значит, речевому развитию ребенка способствует проведение пальчиковой гимнастики. Кроме того, данные исследования показали, занятия по развитию речи и мелкой моторики влияют на качество произносимых звуков.

Основные подходы коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития.

Оксана Стрижевская
Основные подходы коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития.

Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.

Доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.

В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. В связи с этим одним из приоритетных направлений логопедической работы стало оказание помощи детям раннего возраста.

Основная задача корекционно-логопедического воздействия:

корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:

а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия.

Основные направления коррекционной логопедической работы:

1. Развитие импрессивной речи. На первых этапах развития понимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там – тут, открой – закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов, предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки». Все слова проговариваю с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.

2. Развитие экспрессивной речи. Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития – создание потребности подражать слову взрослого. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.

3. Развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекцию речевых нарушений (как и речевое развитие, нормально развивающегося ребенка) начинаю с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.

4. Развитие мелкой моторики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.

5. Развитие слухового восприятия. Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов. При работе с неговорящими детьми вначале использую слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произношу с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекаю к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее постепенно перехожу к нормальному произнесению слов, а далее прикрываю рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.

6. Формирование навыков артикуляционной моторики. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Поэтому важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми считаю игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее. Выполнять их следует перед зеркалом. Лучше сопровождать такие упражнения стихотворным текстом. Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий. Заканчивать игры необходимо до того, когда ребенок захотел бы этого сам.

7. Развитие зрительного восприятия. Зрение – это основной канал информации об окружающем мире. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная, выделить объекты восприятия, установить связь между ними. У ребенка с речевым недоразвитием затруднена именно эта способность обработки зрительной информации. Его необходимо научить «смотреть и видеть». Работу с ним веду по принципу от конкретного предмета – к изображению этого предмета на картинке, силуэтному изображению, восприятию замутненного силуэта, пиктограмме.

8. Формирование просодических компонентов речи. Просодия – общее название для свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Поэтому развитию просодических компонентов речи в коррекционной работе с детьми с ЗРР следует уделять особенное внимание. Игры и задания для решения этой задачи естественно вплетаются в канву занятия и соответствуют игровой ситуации, предложенной детям.

Читайте также:  Звуки Х-Хь, буква Х - конспект

Не буду подробно останавливаться на методах коррекционной логопедической работы, они нам всем хорошо известны. Можно только добавить, что в настоящее время в коррекционной логопедической работе наряду с традиционными коррекционными методами широко используются нетрадиционные методы терапии. В работе с детьми с ЗРР можно использовать арттерапию, музыкотерапию, хромотерапию (цветотерапию, светотерапию, су-джок терапию. Но какие бы методы мы не использовали очень важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

В завершение хотелось сказать, что значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

«Тактильные дощечки» — средство развития речемыслительной деятельности. Презентация Если в дошкольном возрасте у ребенка не развили творческое воображение через игровую учебную деятельность, то в будущем он не станет творческой.

Логопедическое воздействие при ЗРР

ЗРР– это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. Термин задержка речевого развития широко применяется в логопедической практике. Этот диагноз уместен по отношению детям раннего возраста до 3 лет. Подробнее остановимся на коррекционно-логопедической работе с детьми с ЗЗР. Выделяют три фактора в основе формирования речи. Первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Второй фактор – установление частого эмоционально-положительного контакта. Третий фактор – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности. Коррекционная логопедическая работа, несомненно, должна опираться на все эти факторы. Учитывая все эти факторы логопедическое воздействие должно быть, направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Коррекционно-логопедическое воздействие представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. Следует помнить, что на данном возрастном этапе (2-3года) правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой, гораздо важнее сформировать необходимые для речевого общения предпосылки и, что очень важно, потребность в нем. Возраст от 2 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность. Коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, должна позволить постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе. Эффективность коррекционно-логопедической работы во многом зависит от соблюдения следующих условий:

• Обучение должно строиться с учётом онтогенетического принципа (учёт закономерностей развития детской речи в норме);

• Обучение должно основывается на системно-структурном подходе к диагностике и коррекции имеющихся нарушений, на деятельностном подходе в обучении на индивидуальных коррекционных занятиях.

• Использование в качестве основы коррекционно-развивающего обучения занимательно-игровых методов и приёмов.

• Необходимо обеспечить ребёнку в процессе обучения субъективное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий.

• Увеличение требований к возрастанию трудности заданий, следует осуществлять с учётом возможностей ребёнка.

• Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться на основе диагностики.

• Необходимо разработать индивидуальную коррекционную программу, предполагающую максимальное использование потенциальных возможностей ребёнка в зоне его ближайшего развития.

Основная задача корекционно-логопедического воздействия: Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:

а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;

Основные направления коррекционной логопедической работы:

• Развитие импрессивной речи На первых этапах развития понимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там – тут, открой – закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов, предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки». Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из двух- четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.

• Развитие экспрессивной речи Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития – создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания в доступной им звуковой форме. Неправильно было бы пытаться «перескочить» этот естественный период в развитии детской речи. Однако не следует расширять автономную речь детей. Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов. Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации. Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражательности вообще.

• Развитие общей моторики Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие нормально развивающегося ребенка) начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями. В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость – основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи

речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов. Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.

• Развитие мелкой моторики Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены, близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции ЦНС. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.

• Развитие слухового восприятия Работа по развитию слухового восприятия осуществляется по четырем разделам:

1. Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира.

2. Игры со звучащими игрушками.

3. Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.

4. Формирование фонематического восприятия. Дети раннего возраста различают неречевые звуки:

§ по способу воспроизведения;

§ по темпу повторяющихся звуковых сигналов;

§ по их ритму; § по силе звуковых раздражителей;

§ по долготе звучания. Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители широко используются звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны. Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание этих игрушек (начиная с 18-24 месяцев), показывает, что звучало, и, по возможности, называет игрушку. Ребенок обязательно должен уметь сам производить.

Играя со звучащими игрушками, ребенок учится различать следующие звуки:

§ громкие – тихие. Ребенок учится передавать ритм, темп, силу звучания в соответствии с предложенным игровым образом. Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов. При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее постепенно переходим к нормальному произнесению слов, а далее прикрываем рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата. В раннем возрасте начинает развиваться фонематический слух малыша. Дети различают слова, отличающиеся одним-двумя звуками, такие как «МАМА» – «НАНА», «БАМ» – «БОМ». Дети на практическом уровне дифференцируют гласные: «КАП-КАП» – «КУП- КУП», а также звонкие-глухие согласные («ПАПА- БАБА») и мягкие-твердые согласные («МОХ—МЕД»).

• Формирование навыков артикуляционной моторики Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих.

Возможность правильного, внятного произношения звуков зависит от многих факторов:

§ строения артикуляционного аппарата;

§ умения ощущать движения органов артикуляции;

§ функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга отмечается у детей с отягощенным неврологическим статусом, синдромом депривации, у соматически ослабленных детей и у детей с задержкой психического развития. Важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения. Через артикуляционные упражнения мы формируем правильные скоррегированные кинемы, необходимые для артикуляции того или иного звука.Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее. Отрабатываемые в процессе артикуляционных упражнений движения соответствуют вызываемому у ребенка звуку. Поэтому упражнения и игры на развитие артикуляционной моторики должны быть связаны с соответствующим звуком, но не с лексической темой. Движения органов артикуляционного аппарата должны быть ненапряженными (но при этом достаточно активными), ритмичными, точными. Выполнять их следует перед зеркалом. Лучше сопровождать такие упражнения стихотворным текстом. Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий. Заканчивать игры необходимо до того, когда ребенок захотел бы этого сам.

• Развитие зрительного восприятия Зрение – основной канал информации об окружающем мире. Зрительные впечатления предполагают переработку информации в коре головного мозга. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная), выделить объекты восприятия, установить связь между ними. У ребенка с речевым недоразвитием затруднена именно эта способность обработки зрительной информации. Его необходимо научить «смотреть и видеть». Работа с ним ведется по принципу от конкретного предмета – к изображению этого предмета на картинке, силуэтному изображению, восприятию замутненного силуэта, пиктограмме.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11089 – | 7473 – или читать все.

«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»
статья по логопедии на тему

Раскрываются основные направления коррекционно- логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития, которая должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»34.72 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»

Для организации инклюзивного образования в соответствии с ФГОС в ДОУ должны учитываться индивидуальные потребности детей с ОВЗ, связанные с их жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. Создаются специальные образовательные программы, применяются различные методы обучения, воспитания, приобретаются учебные пособия, дидактические материалы, технические средства. Педагогами и специалистами дошкольных образовательных учреждений проводятся индивидуальные и групповые коррекционно – развивающие занятия, организован комплексный подход, создается доступная среда. ДОУ должно обеспечить равные возможности детей в получении качественного дошкольного образования. Поэтому, для организации инклюзивного образования немаловажным становится налаживание системы ранней комплексной помощи.

Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.

Доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.

В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада, поэтому в настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии: изучаются особенности доречевого развития детей с органическими поражениями ЦНС, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, развиваются приёмы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии. Все эти направления исследований значительно расширили и повысили эффективность коррекционной логопедической работы.

Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих, ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Задержка речевого развития – это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого развития. Их уровень развития речи характеризуется очень нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Такие дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют все остальные. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней («ма» вместо мама, «па» вместо папа, «ав» – собака, «би-би» – машина и т.д.) У неговорящих детей обычно еще нет потребности подражать слову взрослого, а если есть речевая подражательная деятельность, то она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков: «согласный + гласный» или, наоборот, «гласный + согласный». В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5-10 до 25-27 слов. Наличие вышеуказанной проблемы у многих детей можно диагностировать уже в раннем возрасте – в 1,5-3 года. Однако квалифицированную систематизированную помощь ребенок с нарушениями речевого развития чаще всего получает только в 4-5 лет при оформлении в логопедические группы в ДОУ. Если своевременно не обратиться к специалисту, это может привести в дальнейшем к появлению вторичных нарушений в развитии: задержка психического развития, несформированность коммуникативных навыков, негативные изменения в развитии личности ребенка – формирование замкнутости и закомплексованности.

Подробнее остановимся на коррекционно-логопедической работе с детьми с ЗЗР. Выделяют три фактора в основе формирования речи. Первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Второй фактор – установление частого эмоционально-положительного контакта. Третий фактор – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

Коррекционная логопедическая работа, несомненно, должна опираться на все эти факторы. Считается, что при ЗРР наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы воздействия. Качественно они практически не отличают от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка. Учитывая все эти факторы логопедическое воздействие должно быть, направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Коррекционно-логопедическое воздействие представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. Следует помнить, что на данном возрастном этапе (2-3года) правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой, гораздо важнее сформировать необходимые для речевого общения предпосылки и, что очень важно, потребность в нем. Возраст от 2 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность.

Коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, должна позволить постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

Эффективность коррекционно-логопедической работы во многом зависит от соблюдения следующих условий:

• Обучение должно строиться с учётом онтогенетического принципа (учёт закономерностей развития детской речи в норме);

• Обучение должно основываться на системно-структурном подходе к диагностике и коррекции имеющихся нарушений, на деятельностном подходе в обучении на индивидуальных коррекционных занятиях.

• Использование в качестве основы коррекционно-развивающего обучения занимательно-игровых методов и приёмов.

• Необходимо обеспечить ребёнку в процессе обучения субъективное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий.

• Увеличение требований к возрастанию трудности заданий, следует осуществлять с учётом возможностей ребёнка.

• Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться на основе диагностики.

• Необходимо разработать индивидуальную коррекционную программу, предполагающую максимальное использование потенциальных возможностей ребёнка в зоне его ближайшего развития.

Основная задача корекционно-логопедического воздействия:

Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:

а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия

Основные направления коррекционной логопедической работы :

  1. Развитие импрессивной речи .

Хочу остановиться на развитии импрессивной и экспрессивной речи. Основным средством развития импрессивной речи является называние предметов, явлений окружающего мира, их изображений. С неговорящими детьми, которые плохо понимают обращенную к ним речь, нужно начинать с подробного проговаривания ситуации. Логопед, родители, используя различные ситуации в игре, на прогулках и т.п., называют предметы, которые берет ребенок, действия, совершаемые ребенком с этим предметом, и ощущения, которые испытывает ребенок (тепло, холодно, мягко, вкусно и т.д.). Пополняя пассивный словарь новым словом, желательно, чтобы ребенок исследовал предмет, используя все пять органов чувств. При этом необходимо, чтобы он взаимодействовал с этим предметом. На первых этапах развития понимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там – тут, открой – закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов, предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол» , «возьми книгу с полки» . Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр. Например, «поручения», которые можно выполнять и дома. Сначала ребенок выполняет одну инструкцию, затем две инструкции, потом три подряд: «Пойди, принеси бабушке очки; пойди, принеси бабушке очки, а дедушке газету. Пойди, принеси маме тапочки, бабушке чашку, а папе газету.

В формировании пассивного словаря желательно использовать предметные и сюжетные картинки. На столе расположены картинки с изображениями предметов. Попросить показать: собаку, шубу, вазу, сыр, цветок. Дать ребёнку задания: «Дай маме шубу, а мне цветок. Мне кошку, а маме ложку» и т.д. «Холодно, на улице идет снег, что мама наденет?…». «Я хочу пить… Куда я налью чай?». Ведется работа и с сюжетными картинками. Вначале изучаются глаголы, обозначающие действия людей или животных с называнием того, кто совершает действия. «Покажи, где девочка рисует, где скачет лошадка, где спит малыш?» Затем изучаются действия, совершаемые одним лицом. «Покажи, где мальчик бежит, где мальчик стоит, где мальчик рисует?» Или определяется объект действия: «Покажи, кто здесь рисует? Кто катается? Кто читает? Кто танцует? Кто умывается?»… и т.д.

  1. Развитие экспрессивной речи

Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития – создание потребности подражать слову взрослого. В логопедической работе с детьми важно создать потребность подражать слову взрослого. Логопед постоянно задает ребенку вопросы с целью вызвать стремление к общению с взрослыми с помощью речевых средств, имеющихся в его активном словаре (восклицаний, отдельных звуков, слогов, звукоимитации). Подражание может выражаться в любых звукосочетаниях. Следует создавать условия, при которых ребенку хотелось бы произносить одни и те же словосочетания повторно. Стимуляция речевых подражаний тесно связана с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). Именно в игре развивается речь ребенка. Это и сюжетные игры (Например «Позовем гостей», “Айболит”, «Паровозик»), можно поиграть с куклами би-ба-бо и показать «кукольный театр», где перед ребёнком разыгрываются сюжеты с несколькими действующими лицами. Такого рода спектакли, как правило, вызывают у малышей речевые реакции, связанные с эмоциональной вовлечённостью в игровой процесс (Например: сказки «Теремок», «Лиса и Заяц»)

Используется сюрпризный момент: из-за ширмы, из “чудесного” мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с ней.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекцию речевых нарушений целесообразно начинать с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. С помощью простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища, учим ребёнка выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Игры: “Мишка косолапый”, “Дерево на ветру”, “Зайка серенький сидит”

Наблюдая за животными и птицам, можно предложить малышу повторить их движения – как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.

Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством формирования речевых функций.

  1. Развитие мелкой моторики .

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка. Например, использование:

  • пальчиковой гимнастики. С помощью стихотворного ритма совершенствовать произношение, отрабатывать определенный темп речи, развивать речевой слух: “Сорока-ворона”, “Ладушки”, “Этот пальчик дедушка”;
  • пальчиковых игр с музыкальным сопровождением: “Стульчик”, “Зайка”, “Солнышко»;
  • игр с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках, застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры: с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, “Пальчиковый бассейн”, “Пальчиковый театр”, “Шнуровки”, складывание матрешек. Для развития мелкой моторики

мять руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки.

  1. Развитие слухового восприятия.

Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов. При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее постепенно переходят к нормальному произнесению слов, а далее рот прикрывается экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.

Проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и

фонематического слуха. Например, упражнения с музыкальными инструментами: бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан

( “Что звучит?”,“Угадай, на чем играю?”) Игры со “звуковыми коробочками”, наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью и т. д.).

6. Формирование навыков артикуляционной моторики.

Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Поэтому игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения – важная часть коррекционной работы с неговорящими детьми. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее. Выполнять их следует перед зеркалом. Лучше сопровождать такие упражнения стихотворным текстом. Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий. Заканчивать игры необходимо до того, когда ребенок захотел бы этого сам. Можно использовать упражнения: “Улыбочка”, “Вкусное варенье”, “Заборчик”, “Лошадка”, “Лопаточка”, “Хоботок ”.

7. Развитие зрительного восприятия .

Зрение – это основной канал информации об окружающем мире. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение : цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная), выделить объекты восприятия, установить связь между ними. У ребенка с речевым недоразвитием затруднена именно эта способность обработки зрительной информации. Его необходимо научить «смотреть и видеть» . Работа ведется по принципу от конкретного предмета – к изображению этого предмета на картинке, силуэтному изображению, восприятию замутненного силуэта и пиктограмме.

8. Формирование просодических компонентов речи.

Просодия – общее название для свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Поэтому развитию просодических компонентов речи в коррекционной работе с детьми с ЗРР следует уделять особенное внимание. Игры и задания для решения этой задачи естественно вплетаются в канву занятия и соответствуют игровой ситуации, предложенной детям.

В работе с детьми с ЗРР можно использовать арттерапию, музыкотерапию, хромотерапию (цветотерапию, светотерапию, су-джок терапию. Но какие бы методы мы не использовали очень важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

В завершение хотелось сказать, что значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

Разделы: Логопедия

Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Дети в домах ребенка значительно отстают по основным линиям развития, часто имеют задержку речевого развития. Они нуждаются в комплексной реабилитации, включающей в себя как медицинское, так и коррекционно-педагогическое воздействие. Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений эти актуальные задачи реализуются в нашем доме ребенка.

Основными направлениями коррекционно-логопедической работы является: нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики, развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики, выработка ритмичности дыхания, стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

За основу коррекционной работы мы взяли методики Е.Л. Стребелевой, О.Е. Громовой, Е.Ф. Архиповой, Н.В. Серебряковой, Н.В. Нищевой, Г.В.Дедюхиной, Е.В. Кирилловой, Е.А. Екжановой, Ю.А.Лисичкиной, Ю.А. Разенковой, и других авторов.

Коррекционно – логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Логопед принимает участие в режимных моментах, что способствует установлению контакта с детьми и повышает эффективность коррекционной работы. Используются различные приговорушки, ладушки, потешки при кормлении, стишки на звукоподражания. Важно установить тесный контакт с детьми, поднять их эмоциональное состояние. Дети учатся фиксировать взгляд на лице логопеда, на крупных ярких игрушках, учатся выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом.

Дыхательная гимнастика: “Кораблики”, “Шарик”, “Перышко”, “Загони мяч в ворота”, “Сдуй капельку с тучки”, “Мыльные пузыри”, “Сдуй листик с грибка”, “Задуй свечу” и т.д. Для работы над речевым дыханием с детьми раннего возраста используются речевые подражания: А-А-А (плачет девочка), У-У-У (гудит паровоз), И-И-И (ржет лошадь), О-О-О (рычит мишка) и т.п. Продолжая работу над речевым дыханием, используем слияние гласных: АУ (кричат дети), УА (плачет малыш), ИА (кричит ослик). Затем переходим к работе над слогами, сначала отрабатываем открытые слоги- звукоподражания: ГА – ГА (кричат гуси), ТУ -ТУ (едет поезд), потом закрытые: АМ-АМ, ТОП-ТОП, потом слоги со стечением согласных: КВА-КВА. Подражание голосам животных: МЯУ, МУ, КВА, ПИ-ПИ, КО-КО. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами: БИ-БИ, ДИНЬ-ДИНЬ, ТУК-ТУК, ТИК-ТАК. Произнесение простых слов “дай”, “на”, “иди” и составление с ними коротких предложений.

Самое большое место в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности. Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараемся вызвать повторение звуков и лепетной активности. Игры “В гости пришла кукла”, “Айболит”, “Кто позвал?”, “Что пропало?”, “У нас в гостях”. Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из “чудесного” мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой.

Ежедневно проводим с детьми артикуляционную гимнастику, как в пассивной, так и в активной форме. “Улыбочка”, “Вкусное варенье”, “Заборчик”, “Лошадка”, “Лопаточка”, “Хобот слоненка”. Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности.

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Пальчиковая гимнастика. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух- “Сорока-ворона”, “Ладушки”, “Этот пальчик дедушка”, “Этот пальчик в лес пошел” и др. Нравятся детям пальчиковые игры на аудиодиске, с музыкальным сопровождением “Стульчик”, “Зайка”, “Солнышко” и т. д. Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках “Божья коровка”, застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, “Пальчиковый бассейн”, “Пальчиковый театр”, “Шнуровки”, доска Сегена, складывание матрешек. Для развития мелкой моторики мнем руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки.

Перспективным приемом является рисование пальчиками краской. Рисование сопровождается комментированием действий, применяются эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов. Рисунки: яблоко, уточка, бабочка, елочка, подобраны к определенной теме занятий. В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие с взрослым, первичные коммуникативные умения. Опускаем ладонь в краску и оставляем отпечаток на листе бумаги и малыш с удовольствием повторяет все, что ему показываем. Также рисуем с помощью пробки, губки, получаются рисунки- печати. Рисуем на подносе с манной крупой или песком и проводим пальцем линии. Затем берем руку ребенка в свою и повторяем “рисунок”: дождик, ручеек, солнышко, дорожку, травку, снег.

С помощью простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища можно научить малыша выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Играем вместе с ребенком: “Мишка косолапый”, “Дерево на ветру”, “Зайка серенький сидит”, “Вова топать, как умеет”, “Большие ноги шли по дороге”. Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения – как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.

Любят малыши игры с музыкальным сопровождением- диски Е. и С. Железновых “Развивалочки от 1 года до 5 лет. Веселая логоритмика” и “Лимпомпо”.

Важным моментом является развитие тактильной чувствительности. Игры со щетками, поглаживание расслабляет, и пальцы ребенка раскрываются, яркий цвет щетки привлекает внимание малыша. Также, используем в работе тактильные таблицы, тактильные дорожки “В гости”, различные поверхности – жесткие, мягкие, пушистые, гладкие, шершавые, колючие, холодные.

Большое внимание в своей работе мы уделяем массажу пальчиков и кистей рук, Су -Джок терапия. Логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Выполнение движений сопровождаем классической музыкой.

Игры с мячом сопровождаются стихотворным текстом – игра становится эмоциональной и доставляет огромное удовольствие ребенку. В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Дети учатся конструировать, устойчиво ставить кубики, кирпичики, учатся играть с постройкой, понимать слова “кубик”, “кирпичик”, “поставь”, “построить”. Учатся делать “дорожку”, “башенку”, “скамейку для зайки”, “кроватку для куклы”, “диванчик для мишки”, “стол”, “стул” и т.д. Используем различные виды “вкладышей”, собираем мелкие предметы двумя пальчиками, берем всей кистью крупные предметы, игрушки.

С ребенком проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха. Упражнения с музыкальными инструментами – бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан “Что звучит?”, “Угадай, на чем играю?”. Игры со “звуковыми коробочками”, наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью и т. д.). На прогулке ребенку предлагаем послушать различные звуки “Что шумит?”, “Что гудит?”, “Кто разговаривает?”.

Использование компьютерной логопедической игры “Игры для Тигры” автор Л.Р.Лизунова позволяет повысить динамику развития и индивидуализировать процесс коррекционного обучения.

Формирование представлений о схеме тела и лица: упражнения “Водичка, водичка!”, “Покажи у куклы (мишки, зайки)”, упражнения у зеркала “Посмотри, потрогай глазки, лоб, нос, ушки”, “Покажи, где у меня глаза, нос, лоб”. Эти же упражнения проводятся на кукле, мишке, картинке.

Полезно собирать пирамидки с ребенком, акцентируя внимание на цвете, форме и размере. Кубики разного цвета, “Разноцветные домики”, палочки, шарики, геометрические фигуры, бусинки, карточки из цветной бумаги. Используются предметы одинакового цвета, но разной формы – ребенок должен разложить предметы в разные коробки. Упражнения: разложить предметы одного цвета и формы, но разные по величине, в три коробки в зависимости от размера, “Большому зайке – большую морковку, а маленькому. ”, “Это яблоко большое, а это поменьше” и т.д.

В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание, совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле, навыки общения.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми раннего возраста.

– развитие понимания речи;

– расширение активного и пассивного словаря ребенка;

– формирование способности подражать и осваивать общение всеми доступными средствами (выразительный взгляд, указательный жест, “облегченные” слова, звукоподражания, слова);

– закреплять у ребенка знания о своем имени, частях тела, о действиях в окружающем, геометрических формах, животных.

– учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение;

– развитие общей и мелкой моторики;

– развитие артикуляционного аппарата;

– формирование правильного ротового выдоха.

– воспитывать у детей навык совместной работы, налаживание положительного эмоционального контакта, создание доверительной обстановки.

Оборудование: зеркало, сюжетные картинки, домик, пальчиковый театр: бабушка, дедушка, заяц, волк, медведь, лиса, мяч.

I. Организационный момент.

– Сегодня мы с тобой отправимся в сказку (перед ребенком на столе игрушечный дом). Бабка и дед появляются с помощью сюрпризного момента.

– Жили- были дед и баба. Как-то раз просит дед: “Испеки мне баба колобок”.

– Из чего печь-то? Муки у нас совсем не осталось.

– А ты по сусекам поскреби, по амбару помети. Авось и наскребешь. Пошла бабка в амбар.

II. Развитие моторики пальцев рук.

На столе “пальчиковый бассейн”.

Выполняется с широкой амплитудой движений раскрытой ладонью вправо-влево с фиксацией запястья на дне бассейна. Аналогичные движения выполняем рукой, сжатой в кулак, и попеременными движениями ладони и кулака.

Наскребла бабка муки.

– А теперь давай поможем бабе сделать колобок.

Кулачок как колобок,
Мы сожмем его разок.

Ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом. Одна рука сжата в кулак “колобок”, другой рукой ребенок поглаживает кулачок. Несколько раз сжимает его рукой, затем положение рук меняется.

– Вот какой красивый получился колобок. Круглый, как шар, мячик.

Положила бабка колобок на окно студить. А колобок лежал, лежал, да и покатился.

III. Нормализация мышечного тонуса.

Игра с мячом. Катим мяч – “колобок” к ребенку и обратно.

Берем левую руку ребенка. Поглаживаем и похлопываем её от локтя до кончиков пальцев и в обратном направлении, действуя правой рукой ребенка. Затем меняем руки. Все движения сопровождаются словами:

С горки-бух! (движения от локтя к пальцам руки)
На горку-ух! (движения от кончиков пальцев до локтя)
По ровненькой дорожке (поглаживающие движения)
Топ-топ! (стучим ладонью)

По гладенькой дорожке (поглаживающие движения)

IV. Нормализация общей моторики.

Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц. А-А-А. Поздоровайся с зайкой. Давай, поиграем с зайкой.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (руки к голове, сделали ушки)
Вот-так, вот-так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть (руки сложили лодочкой и дуем теплой
Надо лапоньки погреть струей воздуха)
Вот-так, вот-так
Надо лапоньки погреть
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать (попрыгали как зайка)
Вот-так, вот-так
Зайку кто-то напугал
Зайка прыг и ускакал (спрятались)

V. Речевая зарядка

Катится колобок, а навстречу ему серый волк. У-У-У. Покажем волку упражнения для губ и языка.

1. Артикуляционная гимнастика.

Увидел волк колобка, обрадовался.

– широко открыть рот “жарко”,

– закрыть рот “холодно”.

И облизывается, так ему хочется его съесть.

– широким языком в форме “чашечки” облизать верхнюю губу.

Оскалил волк зубы.

– улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2. Дыхательная гимнастика

Покатился колобок дальше. Видит озеро. Надо ему через озеро переплыть.

Игра “Шарик” (Таз с водой, дуем на шарик – “колобок”)

VI. Нормализация мимической мускулатуры.

Покатился колобок дальше. А тут медведь ему навстречу. О-О-О. Поздоровайся с мишкой.

Аудиодиск Е. и С. Железновы “Лимпомпо”.

“Три медвежонка прыгали в саду” – подпрыгиваем на месте (ноги на ширине плеч).

“И, конечно, он упал вниз головой. ” – наклоняемся, голову опускаем вниз и трясем ею.

“Медвежонка увели домой” – переваливаемся с ноги на ногу, стоя на месте.

Во время проигрыша ходим по комнате, как медвежата.

И покатился колобок дальше. Навстречу ему рыжая лиса. И-И-И. “Колобок, колобок, я тебя съем”. А колобок пока катился, научился хорошо говорить и сказал: “Не ешь меня, лиса, я тебе лучше песенку спою!”

Я колобок, колобок
По амбару скребен,
По сусеку метен,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
И от зайца ушел,
И от волка ушел,
От медведя ушел,
А от тебя лиса и подавно уйду.
И укатился колобок.

VIII. Итог занятия.

– Сегодня мы с тобой поиграли с колобком, повстречались с зайкой, с волком, с медведем и даже обманули хитрую лису.

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: АСТ: Астрель, 2007. -222 с.

2. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: Сфера, 2005. -171 с.

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста. – СПб.: Каро 2000. -331 с.

Задержка развития речи (ЗРР) — симптомы и методы коррекции

Задержка речевого развития (ЗРР) — одна из особенностей детской психики, которую достаточно просто обнаружить. Если родители готовились к появлению ребенка на свет, наверняка им известно, когда он должен произнести первое слово, а когда — начать говорить целыми предложениями.

И хотя в вопросе развития все нормы считаются условными, все же стоит проконсультировать со специалистом и узнать, почему ребенок говорит хуже сверстников или не говорит вообще.

Признаки задержки речевого развития

Первая речевая реакция малыша — это постродовой плач. Ребенок попадает в новые для него условия, и крик — способ реагирования на эти изменения, в котором участвуют голосовой, артикуляционный и дыхательный отделы.

Примерно до 9-12 месяцев ребенок агукает, проходит этапы гуления и лепета. Затем малыш произносит первое слово, второе, и в год обычно уже знает 10 слов. При этом установлено, что слов, значения которых известны ребенку, гораздо больше чем тех, которые он может произнести вслух.

Приблизительные нормы, когда ребенок должен говорить словосочетания, формировать небольшие предложения и сколько нужно знать слов в определенном возрасте, различаются в зависимости от пола. Специалисты допускают отставание в 2-3 месяца для девочек и в 4-5 месяцев для мальчиков, но иногда ребенок молчит дольше из-за индивидуальных особенностей: темперамента и характера.

Признаки задержки речевого развития должны стать поводом показать ребенка педиатру, логопеду, детскому неврологу, чтобы можно было выяснить причину состояния.

К признакам ЗРР относятся:

  • отсутствие лепета и гуления в первый год жизни, их малая активность или однообразное звучание;
  • отсутствие реакции на звук в возрасте до 1 года;
  • неправильное повторение чужих слов (эхолалия) до 1,5-летнего возраста или отсутствие попыток;
  • невозможность в возрасте 1,5-2 лет выполнить простое действие со слов взрослых;
  • неумение составить простые фразы в 2,5-3 года;
  • отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок может только повторять чьи-то фразы и слова);
  • предпочтение других способов общения (мимика, жесты).

При этих тревожных сигналах следует показать ребенка специалисту.

Причины задержки речевого развития у детей

Все многообразие причин ЗРР можно условно разделить на две большие группы: биологические, связанные с органическими нарушениями или пороками развития, и психологические (социальные). Если у задержки речи психологические предпосылки, шансы на успешное восстановление вербальной функции намного выше.

Биологические предпосылки ЗРР:

  • тугоухость;
  • гипоксии;
  • незначительные мозговые дисфункции;
  • недоношенность или рождение позже установленного срока;
  • травмы во время родов;
  • недоразвитость мышц рта и лица;
  • энцефалиты;
  • менингиты;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • осложнения после вакцинации;
  • гипотрофия.

Обычно задержки речевого развития появляются именно после воспалительных заболеваний, особенно связанных с мозговыми оболочками. Также большую роль играют родовые травмы и имеет место наследственный фактор: если оба или один из родителей в свое время начали говорить поздно, есть вероятность, что и у ребенка проявится эта особенность.

Социальные предпосылки задержек речи — это психологический фактор, который обусловлен недостаточным вниманием, общением и воспитанием ребенка.

В некоторых случаях, наоборот, всему виной гиперопека и чрезмерное желание родителей всегда и везде быть рядом с малышом, все контролировать и знать. И недостаток речевого взаимодействия, и отсутствие педагогических мер и их избыток могут привести к задержкам речевого развития.

Диагностика задержки речевого развития

Если родители обнаружили у ребенка хотя бы одно из вышеперечисленных проявлений ЗРР, его нужно показать специалистам. Чем раньше будет выявлена проблема, тем больше шансов ее исправить.

В первую очередь, стоит обратиться к педиатру. Он проведет осмотр и может дать направление к другому специалисту: неврологу, психологу, психиатру и оториноларингологу. Обязательно рекомендуют пойти к логопеду.

  • неврологический осмотр с проведением обследования головного мозга (ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий);
  • оториноларингологический осмотр для выявления глухоты и хронического отита, проверки аденоидов;
  • логопедическое обследование: изучение речевого аппарата и особенностей коммуникации, наличие слуховых и зрительных реакций.

Логопеду важно провести полное обследование с учетом заключений других специалистов, сопоставить полученные данные с предыдущими, если ребенок раньше уже посещал логопеда.

Малышей до года обследуют в естественной и искусственно созданной среде. Анализируются доречевые реакции, голосовые проявления малыша.

В более позднем возрасте важно проверить соответствие текущему уровню речевого развития и показателям нормы: словарный запас, речевое поведение ребенка, умение оперировать фразами и составлять предложения. Выявляется, в какой момент ребенок произносит те или иные слова.

Психологи и логопеды для диагностики используют собственные методики, например, Денверский тест психомоторного развития, шкалы Гриффитс и Бейли, шкалу раннего речевого развития. Главная задача специалистов этих профилей — отделить ЗРР от аутизма, олигофрении и прочих психических задержек.

Возможные последствия

Если родители вовремя предпринимают меры и отправляют ребенка к логопеду или психологу, никаких негативных последствий не будет. Оптимальным возрастом коррекции является период до 1 года. Чем позднее мама спохватится, тем сложнее будет протекать коррекция.

При позднем обращении к специалисту или игнорированию отсутствия речи задержки психического развития приводят:

  • к отставанию ребенка от сверстников в психологическом и интеллектуальном смыслах;
  • к усилению этого различия по мере взросления: чем старше ребенок становится, тем более очевидным будет его отставание;
  • к ошибочному построению речи, упрощенному мышлению;
  • к трудностям во время учебы.

Ребенку будет сложно адаптироваться в коллективе, в будущем будет все сложнее выстраивать отношения и становиться частью социума.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Коррекционно-развивающая работа при ЗРР у детей подразумевает комплексный подход, который включает и медикаментозное лечение, и психологический, и логопедический способ устранения проблемы. Выбранный метод коррекции зависит только от причины, вызвавшей ЗРР.

Если провоцирующим фактором стала психолого-социальная обстановка, ребенку обеспечивают гармоничную окружающую среду. Обычно родителей призывают направить ребенка в детский сад или группу дневного пребывания, где он смог бы контактировать со сверстниками и учиться общению.

Параллельно осуществляется стимуляция речи ребенка, расширяется его словарный запас, проводятся различные игры и развивающие занятия, где «учитель» (логопед, психолог, родитель) показывает, как правильно нужно вести разговор.

Медикаментозное лечение проводится под наблюдением врача-невролога, если у ребенка выявлены патологии головного мозга. Эффективными методами медицинской коррекции являются:

  • логопедический массаж;
  • прием ноотропных средств;
  • физиотерапия (магнитотерапия, электрорефлексотерапия).

Физиолечение способствует активации центров мозга, ответственных за речь и интеллектуальные способности. Логопедический массаж — пальчиковая и предметная проработка щек, губ, определенных точек языка — улучшает моторику языка, подвижность мышц лица и губ.

Среди прочих логопедических мер — звукоподражание, гимнастика для лицевых мышц, скороговорки.

Упражнения при задержке речевого развития проводятся, как правило, в домашних условиях с помощью психолога и логопеда. Иногда психологическая помощь не требуется.

Коррекция логопедической гимнастикой подходит для детей старше 3 лет. Специалист, занимающийся с ребенком, уделяет внимание развитию не только речи, но и зрения, слуха, т.е. совместной работе анализаторов.

Логопеды чаще всего используют несколько методов:

  • лечебные дидактические игры (упражнения);
  • творчество (рисование, лепка, создание аппликаций);
  • способы улучшения слуховой и зрительной внимательности;
  • расширение активного и пассивного словарного запаса;
  • улучшение речевых навыков (обучение связному выражению мыслей).

Методы лечения всегда подбираются индивидуально с учетом причины, вызвавшей ЗРР. В некоторых случаях требуется применение особых методик.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Задержка речи у детей до 3-летнего возраста легко поддается коррекции, поэтому прогноз почти всегда благоприятный. Если родители вовремя обратили внимание на несоответствие речевых навыков ребенка и его сверстников, проблем с коррекцией не будет.

Скорость и эффективность лечения (коррекции) зависит именно от возраста ребенка. Если на момент первого обращения к логопеду ребенку было до 2 лет, уже к 5-6-летнему возрасту удастся достичь хороших результатов, и речевое развитие ребенка будет соответствовать норме.

Максимальный эффект приносит комплексный подход (медикаментозное лечение, физиотерапия, коррекционные упражнения).

К мерам профилактики этого состояния относят, прежде всего, создание оптимальной среды для развития ребенка и его речевой функции.

Кроме того, важно, чтобы мама соблюдала правила безопасности во время беременности: если женщина, будучи беременной, чувствовала себя хорошо, то риск врожденных пороков развития у малыша гораздо меньше.

Сразу после рождения ребенка нужно позаботиться об условиях его развития. Ребенок не должен чувствовать себя одиноким, но и быть гиперопекающей мамой, которая не дает малышу сообщить доступными способами о своих проблемах, быть нельзя. Нормальные социальные (в том числе, семейные) условия развития ребенка — отличный метод развития вербальных способов коммуникации.

Немаловажную роль играют развивающие игрушки, занятия, досуг, в ходе которых ребенок сумеет познать что-то новое. Но перегружать ребенка новой информацией тоже нельзя: все должно быть в меру.

Для контроля речевого развития малыша требуется регулярно ходить к логопеду для профилактики и анализа текущего уровня развития.

Задержка речевого развития — распространенная проблема, которая встречается в раннем детском возрасте и требует коррекции.

Задача родителей при этом вовремя отвести ребенка к логопеду, соблюдать все его рекомендации и обеспечить нормальные социальные условия роста и развития малыша.

Ребенку нужно общаться со взрослыми, сверстниками и взаимодействовать с разными предметами (игрушки, книжки), чтобы пополнять словарный запас.

Читайте также:  Звук и буква П - конспект группового логопедического занятия
Ссылка на основную публикацию