Обучение пересказыванию детей с тяжелым нарушением речи

Обучение пересказу детей с ТНР с использованием мнемнотаблиц и схем

Абрамова Екатерина Александровна
Обучение пересказу детей с ТНР с использованием мнемнотаблиц и схем

Речь – это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.

К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. В речи детейсуществуют множество проблем:

• недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.

Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемнотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, научит его связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Прикреплённые файлы:
obuchenie-pereskazu_4ra1m.pptx | 6522,23 Кб

Составление рассказа по картине «Зима пришла» с использованием опорных схем (старшая группа) Конспект занятия Тема: ” Составление рассказа по картине “Зима пришла” с использованием опорных схем. (старшая группа) Воспитатель МКДОУ.

Использование схем в составлении описательного рассказа для детей 5–6 лет Важным направлением речевого развития ребенка является умение составлять описательные рассказы, поскольку предполагает точность, лаконичность.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием технологии «обучение детей творческому рассказыванию» Цель: создание условий для творческой речевой активности детей при помощи сказочного материала. 1. Образовательная область: «Речевое развитие».

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схем» в средней группе Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схем». Программное.

Консультация для педагогов «Обучения детей дошкольного возраста пересказу» Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный литературный пересказ.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Обучение детей 5–6 лет составлению логических рассказов по серии сюжетных картин с использованием элементов ТРИЗ Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные.

Обучение детей пересказу литературных произведений Обучение детей пересказу литературных произведений Подготовила : воспитатель МБДОУ ДСКВ № 11 г. Ейск МО Ейский район Новикова Оксана.

Обучение певческой деятельности детей дошкольного возраста с использованием новых методов преподавания и игровых приёмов Обучение певческой деятельности детей дошкольного возраста с использованием новых методов преподавания и игровых приёмов. «Для ребенка голос.

Обучение пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж» Цель: обучать детей пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем. Задачи: – Формирование навыков отвечать.

“Обучение пересказу младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи”. Журнал “Образование Нижнекамского муниципального района”, №7, 2017 год
статья по логопедии

Основная задача логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи – научить связно и последовательно излагать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
obuchenie_pereskazu_mladshih_shkolnikov_s_tyazhyolymi_narusheniyami_rechi.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение пересказу младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи

учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ, высшая квалификационная категория

Основная задача логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям:

  • обогащение словарного запаса;
  • обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;
  • разучивание стихотворений;
  • отгадывание загадок.

У детей с тяжёлыми нарушениями речи недостатки в сфере фонетики, лексики, грамматического строя с наибольшей отчётливостью проявляются в различных формах монологической речи (пересказ; рассказ по картине, серии картин; рассказ-описание).

При пересказе помимо речевых трудностей наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности, пропуск звеньев событий, действующих лиц.

Одним из необходимых условий речевого развития ребёнка является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни семьи и класса. В процессе занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях. При этом необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.

Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Указанные направления коррекционной работы тесно связаны между собой.

Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

– распределение их в порядке нарастающей сложности;

– подчиненность заданий выбранной цели;

– чередование и вариативность упражнений;

– воспитания внимания к речи.

Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить слова, но и уметь свободно ими пользоваться.

Среди приемов словарной работы, которые могут быть использованы на занятиях, можно выделить следующие:

  1. Показ и называние нового предмета (его признаков и действий). Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребёнку контекст. Далее проводятся упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.
  2. Объяснение происхождения данного слова.
  3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний.
  4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят подсказывающий характер, а затем самостоятельный. Вопросы должны быть краткими, точными. Необходимо обучать детей самостоятельной постановке вопросов.
  5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий.
  6. Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.
  7. Составление предложений по опорным словам.

Различные задания необходимы для того, чтобы развить у детей внимание к слову, к его различным оттенкам и значениям. Весь лексический материал подбирается по частям речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие).

При обучении пересказу необходимо обратить внимание на развитие внимания, памяти, логического мышления. Можно использовать следующие задания:

  1. Выложить предметные картинки на столе или на доске (6-8 картинок). Детям даётся время запомнить. Далее картинки убираются. Дети по памяти воспроизводят последовательность, в которой были выставлены предметные картины.
  2. Педагог произносит ряд слов (словосочетаний). Ребёнок по памяти воспроизводит цепочку слов (словосочетаний) в той же последовательности.
  3. Педагог предлагает внимательно рассмотреть сюжетную картинку. Затем, перевернув её, ребёнок вспоминает и воспроизводит как можно больше отдельных предметов, изображенных на картине.
  4. Научить детей запоминать и выполнять ряд последовательных действий.
  5. Найти отличия на двух сюжетных картинках, отличающихся незначительными деталями.
  6. Игра «Четвертый лишний». Педагог показывает картинки или называет слова, относящиеся к одной группе. Ребёнок выделяет или называет одно слово, не относящееся к данной группе.
  7. Сложить разрезные картинки так, чтобы получилась целая картина.

Методика обучения пересказу младших школьников

Работа по формированию связной монологической речи – это обучение детей рассказыванию. Она проводится по двум направлениям:

  1. обучение пересказу, т.е. воспроизведение прослушанного или прочитанного текста;
  2. обучение составлению рассказов (придумывание) по картинкам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу, и т.д.

Схема обучения пересказу:

  1. выбор текстов для пересказа;
  2. подготовительная работа;
  3. непосредственное обучение пересказу.

I. Выбор текстов.

Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно, прежде всего, правильно отобрать тексты для пересказов.

Критерии отбора произведений:

  1. сравнительно небольшой объем произведения (с тенденцией постепенного увеличения);
  2. доступность содержания для детей данного возраста и уровня речевого развития;
  3. четкость композиции;
  4. простота сюжета;
  5. выраженная последовательность действий (этим требованиям отвечают народные сказки, рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина);
  6. доступность языка;
  7. высокая нравственность содержания;
  8. высокая художественность текста.

Обязательное требование к языку произведения – выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

II. Подготовительная работа – это интеллектуальная, образовательная и психологическая и речевая подготовка детей к обучению пересказу. Проводится как предварительно, так и непосредственно на занятии.

Содержание подготовительной работы:

  1. знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа;
  2. лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
  3. материальное обеспечение к занятию.

III. Непосредственное обучение пересказу, последовательность работы, методы и приемы.

Текст, предназначенный для пересказа, должен быть хорошо понят детьми. Понимание облегчает запоминание и сохранение текста в памяти. Ребенок обдумывает услышанное и запоминает осмысленно. Методические приемы должны помочь детям в процессе осмысления текста.

  1. Первое чтение теста проводится без установки на запоминание на пересказ. Назначение первого чтения – целостное эмоциональное и художественное восприятие детьми.
  2. Второе чтение произведения проводится с установкой на запоминание с последующим пересказом.
  3. Обязательный методический прием, подготавливающий детей к пересказу – это беседа по содержанию. Цель беседы – усвоение содержания произведения. Репродуктивные и поисковые вопросы помогают детям установить и запомнить последовательность, ход, цель событий в рассказе, сказке, способствуют развитию внимания и памяти детей.

Назначение вопросов проблемного характера – установление причинно – следственных связей и зависимостей между событиями, происходящими в рассказе, понимание смысла произведения, замысла автора, развитие логического мышления.

  1. Приемы работы над тестом произведения:

а) рассматривание иллюстраций картинок;

б) выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;

в) придумывание дополнительной или недостающей (пропущенной) картинки к отдельным фрагментам теста;

г) выделение из текста фраз к каждой картинке;

д) выделение, проговаривание, выборочное чтение, заучивание отдельных фрагментов, выразительных средств (эпитеты, метафоры, сравнения);

е) лексико-грамматические упражнения по тексту произведения:

  • выделение из текста признаков и действий предметов;
  • замена слов синонимами;
  • словообразование родственных слов, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, относительных и притяжательных прилагательных, распространение и преобразование предложений;

ж) обсуждение составных предложений и выбор наиболее удачных вариантов.

5. Третье чтение текста произведения проводится после беседы по содержанию и работы над текстом.

В процессе третьего чтения расставляются смысловые акценты, результатом чего является деление текста на части и последующее составление плана.

6. Работа с планом:

а) педагог предлагает готовый план – в этом случае пункты предложенного плана соотносятся с соответствующими частями текста;

б) план составляется коллективно в соответствии со смысловыми отрывками произведения;

в) при составлении плана могут использоваться в качестве вспомогательных средств серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части предметные картинки, а также символы и пиктограммы.

Выбор формы плана зависит от содержания, сложности композиции текста и уровня развития связной речи детей.

7. Пересказ по плану с опорой (зрительной или вербальной) или без опоры.

Виды зрительной опоры:

а) иллюстрации к литературным произведениям;

б) серии сюжетных картинок;

в) набор предметных картинок к тексту;

г) символы и пиктограммы.

Виды вербальной опоры:

а) деформированный текст;

б) подсказка в виде первой фразы, в трудных случаях – начала каждой значимой фразы (используется прием договаривания предложений детьми);

в) опорные слова;

г) опорные фразы с последующим распространением, лексическим и эмоциональным обогащением.

  1. Выборочный пересказ. Перед детьми ставится задача выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку.
  2. Краткий пересказ. Ребенок рассказывает не все, а только самое главное, существенное.

8. Творческое рассказывание:

а) пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев;

б) составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему;

в) составление рассказа на основе своего личного опыта.

Требования к пересказу детей:

  1. осмысленность;
  2. полнота передачи произведения;
  3. последовательность;
  4. использование словаря и оборотов авторского текста, удачная замена отдельных слов синонимами;
  5. правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
  6. интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчетливость произношения.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, логического мышления. При этом совершенствуется структура речи и произношения, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Список использованной литературы:

1. Бородич А.М., Методика развития речи детей – М., 1981. – 256с.

2. Ушакова О.О., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2004. – 288с.

3. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста, М.: 1984. – 240с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в студенческой научно-практической конференции “Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями – 2012” факультета специальной педагогики и психологии .

Особенности фонетико-фонематических компонентов речи младших школьников с ТНР и рекомендации по их развитию на уроках русского языка.

В качестве коррекционно-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я опираюсь на кинезиологи.

Основной формой организации работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности является групповая работа. В данной статье рассматривается содержание эта.

В статье рассказывается о реализации системно-деятельностного подхода в в работе с детьми с ТНР.

Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важным условием его полноценного речевого и общего психического развития. Овладение грамматическим строем.

В данной презентации рассмотрены :1.особенности формирования процесса чтения;2. классификация, по которой выделены нарушения чтения;3.этиология и механизмы дислексии;4. виды дислексии (приведены приме.

Обучение пересказу учащихся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Одной из главных задач воспитания и обучения детей младшего школьного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

Содержание

Введение 3
Глава I. Научные основы речевого развития младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 6
1.1. Проблема речевого развития у учащихся младших классов в научных исследованиях 6
1.2. Характеристика связной речи младших школьников в норме 10
1.3. Особенности развития связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи 14
Глава II. Исследование по обучению пересказу учащихся первого класса 20
2.1.Роль обучения грамоте в развитии связной речи учащихся начальной школы 20
2.2. Исследование уровня развития связной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи 25
2.3. Методические рекомендации по обучению пересказу учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи 33
Заключение 39
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая end.docx

К началу обучения в школе большинство детей с тяжелыми нарушениями речи способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинам, наблюдаемым действиям и прочее – то есть связным высказываниям. И все-таки эти высказывания значительно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием.

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

Как отмечает Левина Р. Е., на фоне относительно развернутой речи у детей с ТНР наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.[16]

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

У детей с ТНР связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.

Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико- грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения. Описанные пробелы откладывают свой отпечаток на связной речи детей.

При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Рассказ-описание мало доступен для них, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.

Творческое рассказывание у детей с ТНР чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном событии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со стороны взрослых оказывается помощь в виде вопросов, подсказок, суждений.

Как отмечает Филичева Т. Б., в устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо. В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом.[41]

Ткаченко Т. А. отмечает, что развернутые смысловые высказывания детей с ТНР отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников.[38]

Таким образом, у детей с ТНР можно выделить следующие особенности их связной речи:

1. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;

2. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.

3. Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Глава II. Исследование по обучению пересказу учащихся первого класса

2.1.Роль обучения грамоте в развитии связной речи учащихся начальной школы

В настоящее время основной задачей преподавания русского языка является развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся. В примерной программе по русскому языку специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», предполагающий развитие у детей умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности(слушания, говорения, чтения и письма).

Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Связная речь в период обучения грамоте – это пересказ прочитанного самими детьми или учителем, различные рассказы (по наблюдениям, по воспоминаниям, на основе творческого воображения.)

Анализ учебников обучения грамоте разных авторов показал, что в них заложены возможности для развития речи учащихся: даны предметные и сюжетные рисунки, схемы не только для слого-звукового анализа, но и для обогащения словарного запаса учащегося, развития связной речи.

Развитие речевой деятельности является одним из главных направлений работы в начальных классах. Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

Связная речь характеризуется смысловой, структурной и языковой связь частей. Основной единицей связной речи является текст (речевое высказывание, речевое сообщение). Во многих современных отечественных психолингвистических исследованиях текст рассматривается как результат речевой деятельности, форма выражения смыслообразований разной степени сложности и значимости.

Связность достигается за счёт использования лексико – грамматических, а в устной речи – и интонационных средств. К ним относятся такие морфологические средства, как местоимения (личные и указательные), местоименные наречия, союзы и союзные слова, частицы, такие синтаксические средства, как параллелизм структуры предложений, однотипный порядок слов, вводные слова, использование неполных предложений, видо-временная соотнесенность сказуемых; лексические средства: повторы отдельных лексических единиц, контекстуальные синонимы, антонимы, родовидовые обозначения, однокоренные слова: различные виды интонации (фонетические средства).

Дети должны знать, какие требования школа предъявляет к пересказу. Прежде всего, в пересказе должна звучать живая речь самого школьника. Это значит, что прочитанный образец не должен быть заучен, зазубрен. Но в то же время предъявляется и другое требование: использовать лексику, обороты речи, а отчасти и синтаксические конструкции, взятые из образца.

В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала (за исключением таких видов пересказа, где последовательность изменяется по заданию учителя), причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания. Полнота передачи всего существенного – одно из важнейших требований к пересказу научного текста.

Самостоятельность, живость языка невозможны без выразительности. Пусть в пересказе отразится чувство школьника, его желание заинтересовать других ребят, его радость, его восторг. Известно, что один из главных и самых тягостных недостатков пересказа – монотонность, сухость. Если же школьник «вошел в роль», сопереживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в пересказе, значит, творческий уровень пересказа высок.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан образец, произвел ли он впечатление на ученика, правильно ли он понят, усвоен ли его язык, восприняты ли образцы. Поэтому целесообразно сразу при чтении, а затем в анализе нацеливать школьника на пересказ, предлагать пересказывать отдельные фрагменты, спрашивать: «Как ты сам рассказал бы о событиях?»

Нужно время от времени практиковать пересказ прослушанного, а не только прочитанного текста (прочитанного учителем, воспроизведенного по записи, переданного по радио и т.п.); пересказ после однократного, первичного чтения теста самим учеником; пересказ прочитанного тихо, про себя; пересказ текста, прочитанного сутки тому назад, неделю назад и пр. Все эти условия совершенно необходимы, так как подобные пересказы часто встречаются в жизни. В то же время применение таких форм пересказа разнообразит и оживляет работу.

В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приемы:

  • предупреждение учащихся о том, что рассказ следует пересказывать подробно, близко к тесту (или сжато);
  • беседа – анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе;
  • отработка выразительного чтения как подготовка к выразительному рассказыванию;
  • расчленение рассказа, выделение частей, их озаглавливание, составление плана текста, предназначенного для пересказа;
  • пересказ фрагментов теста; предварительный («черновой») пересказ, разбор его недостатков и достоинств если возможно, обращение к аналогичным случаям из жизни, связывание прочитанного с собственным опытом учащихся.

Пересказу нужно систематически обучать (не просто – «прочитай и перескажи»!). Ведь конечная цель пересказа состоит в том, чтобы человек в жизни, в производственной и общественной деятельности мог правильно, достаточно полно, логически стройно и выразительно передать прочитанное, услышанное.

В начальных классах применяются следующие виды пересказа: подобный, близкий к тексту; краткий, или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями.

Подробный, близкий к тесту образца пересказ используется в школе чаще других не только потому, что он проще и легче, но и благодаря другим своим достоинствам. Он служит, во-первых, средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях, во-вторых, средством усвоения логики образца и его языка.

Пересказ будет живым, интересным лишь в том случае, когда школьнику интересно рассказывать, когда его слушатели весь класс, а не один лишь учитель. Дополнения к пересказу, сделанные товарищами, просьба повторить какое-либо место – все это поощряет рассказчика, создает творческую атмосферу в классе.

Нет сомнения в том, что качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан и разобран текст. Наблюдения показывают, что пересказ проходит лучше, если текст читается сразу детьми, без предварительного чтения учителем. По-видимому, оно лишает процесс чтения проблемности: в дальнейшем, когда школьник читает текст сам, ему уже неинтересно.

Вот почему так важно учить пересказу отдельно – по прослушанному тесту, по прочитанному про себя и.т.д.

На уроках рассказы читаются обычно по несколько раз. Это неизбежно. Но каждое новое прочтение обязательно должно сопровождаться каким-то новым заданием, в противном случае повторное чтение будут развивать только технику чтения, а не осознанное восприятие.

Выдвижение все новых и новых задач при повторных чтениях не только оживляет работу, но и позволяет внести в нее творческий элемент.

Бывает, что в ходе пересказа приходится возвращать школьников к тексту, чтобы они сами обнаружили свою ошибку. Такое перечитывание является проблемным и поэтому особенно полезно.

Следует обращать внимание на пересказ описанных элементов в повествовательных рассказах, а также на причинно-следственные связи, на выводы, если они есть.

Элементы рассуждения – это чаще всего выводы из сказанного или причинные обоснования: их также следует воспроизводить в пересказе.

Учитель требует близкого к образцу воспроизведения таких элементов. Но в дальнейшем рекомендуется повышать самостоятельность, в частности, вводить собственные дополнительные описания, рассуждения.

Итоговая непосредственно образовательная деятельность в старшей логопедической группе «В гостях у Совы-Говорушки»

Тема: «В гостях у Совы — Говорушки».

  • формирование речевых навыков и познавательных процессов.
  • обогащать словарный запас детей по лексическим темам: «Весна», «Перелётные птицы», «Дикие животные»;
  • формировать предпосылки учебной деятельности, (умение работать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции);
  • закреплять навыки звукового анализа, дифференциацию звуков в словах.
  • развивать связную речь (фонетико-фонематические и лексико — грамматические компоненты речи);
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать просодические компоненты речи (интонацию, темп, ритм);
  • развивать умение детей ориентироваться в пространстве.
  • воспитывать в детях доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь другому;
  • воспитывать нравственные качества;
  • прививать чувство эмпатии, откликаться на на эмоции собеседника.

Приёмы руководства деятельности детей в НОД :

  1. Приёмы постановки целей и мотивации деятельности: ситуативный разговор, комментирование, коммуникативная игра.
  2. Приёмы активизации деятельности детей НОД: беседа, создание развивающей среды, создание и решение коммуникативной ситуации, игровые упражнения.
  3. Приёмы организации практической деятельности детей: использование наглядного материала ( сюжетные картинки, использование схем слов.
  4. Приёмы поддержания интереса у детей: пальчиковая игра, игры на дыхание, ориентировку в пространстве, ситуация выбора, чередование видов деятельности.
  5. Приёмы оценки и самооценки: похвала, совместное с детьми подведение итога, определение вывода.

Создание среды для организации и проведения НОД :

Проводится в группе. Предварительная работа по сказке «Заюшкина избушка». Магнитная доска, картинки по сюжету сказки, схемы слов, магнитофон.

Виды деятельности в НОД :

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • познавательная;
  • двигательная;
  • музыкальная.
  • умение детей говорить связной речью;
  • расширение и активизация словарного запаса по лексическим темам;
  • умение детей действовать самостоятельно;
  • формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
  • умение управлять собственным телом;
  • развитие просодии речи;
  • проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении.

Критерии оценки деятельности в НОД :

  • дети говорят свободно, последовательно рассказывают;
  • верно, выполняют звуковой анализ;
  • проявляют самостоятельность, активность;
  • сопереживают, эмоционально реагируют;
  • чётко проговаривают слова.

План НОД

1. Вводная часть.Организационный момент.5 мин.
2. Основная часть.Создание мотивации.

Игра на пространственное представление.

Путешествие в сказочный лес.

Игра на восприятие неречевых звуков.

Игра на развитие силы голоса.

Игра «Цветок» на развитие дыхания и мелкой моторики рук.

Развитие связной речи рассказ сказки «Заюшкина избушка».

Игра на развитие общей моторики «Зайки».

Игры на развитие звукового анализа и дифференциацию звуков.

Игра «Внимательные ушки».

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1. Вводная часть. Организационный момент.

Учитель — логопед обращает внимание детей на себя. Проверяет готовность детей к НОД. Дети здороваются.

– Придумано кем-то просто и мудро, при встречи здороваться.
– Доброе утро!
– Доброе утро! — Солнцу и птицам.
– Доброе утро! — Улыбчивым лицам.
– И каждый становится, добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!

2. Основная часть. Создание мотивации.

– Ребята, сегодня, когда я пришла в наш сад, мне почтальон передал письмо. Письмо адресовано детям старшей логопедической группы, из сказочного леса от Совы – Говорушки.

Учитель-логопед читает письмо детям:

– Здравствуйте, дорогие ребята! Я — Сова-Говорушка, живу я в красивом сказочном лесу и очень люблю рассказывать сказки детям. Но однажды со мной приключилась неприятность. Мой верный друг и помощник – Лесовичок-Звуковед взял мою волшебную книгу сказок, чтобы разместить туда понравившуюся мне сказку и всё перепутал. Перепутал сюжет сказки и звуки в некоторых словах. Не внимательный он стал, старенький. И осталась я без своей любимой сказки. Ребята, я знаю, что вы можете нам помочь. Ведь вы добрые и грамотные.

– Дети, давайте поможем доброй сказочнице восстановить сказку.

3. Развитие пространственных представлений.

– В путешествие мы отправимся на волшебных геометрических фигурах, которые нам прислала мудрая Сова. Но нам нужно правильно встать рядом с фигурами, и сказать волшебные слова, чтобы получился магический круг, только тогда мы сможем отправиться в сказочный лес.

Дети встают по заданию учителя-логопеда на фигуры.

Учитель-логопед произносит волшебные слова:

Круг волшебный закружись.
Один, два, три, четыре, пять.
Глазки закрываем в лесную сказку улетаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Глазки открываем в лесную сказку прилетаем.

4. Развитие фонематического слуха.

– Вот в лесу мы очутились. Как красиво в лесу!

– А какое сейчас время года?

– Значит лес какой?

– Как замечательно в лесу поют птицы. Внимательно послушайте. А каких перелётных птиц вы помните?

Дети называют птиц: соловей, жаворонок, грач, ласточка.

5. Развитие просодической стороны речи и мелкой моторики рук.

– Ребята, мы очутились в сказочном лесу Совы-Говорушки. Нам с вами нужно помочь Сове и Лесовичку восстановить сказку. А, чтобы восстановить её, нам нужно вспомнить. Из чего состоит наша речь?

– Наша речь состоит из звуков. Гласных и согласных.

– Посмотрите на весеннее солнышко, оно нежно ласкает нас своими лучиками. Какие звуки вы видите на лучиках?

– Давайте, споём песенку солнышку, которая будет состоять из гласных звуков.

Дети поют песню: А, О, У, И, Э, Ы.

– Какие вы помните согласные звуки?

Дети называют согласные звуки по памяти.

– Чтобы правильно произносить согласные звуки нам нужно выполнить артикуляционную гимнастику.

– Сейчас ваши ротики превратятся в маленькие солнышки. Давайте откроем ротики. А из солнышка выглянул лучик- это наш язычок. Теперь лучик посмотрел вправо, влево, вверх, вниз. Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

– Ребята, посмотрите на полянке красивые весенние цветы. Давайте, наши ладошки превратим в цветы.

В яркий солнечный денёк,
Голубой расцвёл цветок,
Дует лёгкий ветерок, (дети дуют на ладоши)
Закачался наш цветок.
Сильный ветер дует,
лепестки волнует.(сильно дуют на ладоши)

6. Закрепление навыков звукового анализа, дифференциация звуков в словах.

– Дети, а вот волшебная полянка Лесовичка-Звуковеда. Посмотрите, какой он грустный! Но ничего мы тебе обязательно поможем.

– Лесовичок перепутал звуки в слове лиса. Нужно исправить ошибку и выполнить звуковой анализ этого слова. Нужно определить количество звуков, назвать звуки в слове, определить количество слогов и ударение. Дети самостоятельно выполняют за столами звуковой анализ.

– Ребята, хотел Лесовичок назвать медведя в сказке мишкой, но перепутал звук, и у него получилась миска. А миска ведь это посуда. Какой звук перепутал Лесовичок и поменялось значение слова?

– Он поменял звук [ш] на звук [c].

– Чем звук [ш] отличаются от звука[c]?

Дети рассказывают правильную артикуляцию этих звуков. Дают им характеристику.

Игра «Внимательные ушки».

– Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите слова со звуком [ш] и топнуть ножками, когда услышите слова со звуком [c].

7. Развитие связной речи.

– На столе разложены сюжетные картинки по сказке «Заюшкина избушка».

– А что это за сказка?

– Давайте восстановим сюжет сказки, и звуки в некоторых словах.

Дети по очереди берут картинки в соответствии с сюжетом сказки и рассказывают сказку «Заюшкина избушка».

Жили-были лиса и заяц. Была у лисы избушка ледяная, а у зайца- лубяная. Пришла весна избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса к зайчику в гости и прогнала его. Идёт зайка и плачет, а на встречу, ему собака.

– Почему зайчик плачешь?

– Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная пришла весна избушка у лисы растаяла. Попросилась она в гости и прогнала меня.

– Ничего, зайчик, не плачь, прогоним мы лису.

Подошла собака к домику зайца. А там лиса кричит:

– Как выпрыгну, как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам. Испугалась собака и убежала.

Идёт зайка и плачет, а на встречу ему медведь.

– Почему, зайчик, плачешь?

– Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная пришла весна избушка у лисы растаяла. Попросилась она в гости и прогнала меня.

– Ничего, зайчик, не плачь, прогоним мы лису.

Подошёл медведь к домику зайца. А там лиса кричит!

– Как выпрыгну, как выскочу, пойдут клочки по-закоулочкам.

Испугался медведь и убежал.

Идёт зайка и плачет, а на встречу ему петух.

– Почему, зайчик, плачешь?

– Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна — избушка у лисы растаяла. Попросилась она в гости и прогнала меня.

– Ничего, зайчик, не плачь, прогоним мы лису.

Подошёл петух к домику зайца. А там лиса кричит:

– Как выпрыгну, как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам.

А петух и говорит:

– Несу косу на плечах, хочу лису посечь, слезай лиса с печи!

Лиса испугалась и убежала. Заяц и петушок стали жить поживать да добра наживать.

8. Развитие общей моторики.

Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики.
(Полуприседания с поворотами вправо – влево)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать
(Прыжки вперёд – назад)
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись
(Движение выполнять по содержанию текста).

9. Закрепление рассказа сказки «Заюшкина избушка».

– На славу мы потрудились, восстановили сказку.

– Сейчас нас в гости ждёт сама Сова-Говорушка и конечно она вам расскажет полюбившеюся ей сказку – «Заюшкина избушка».

Дети слушают сказку.

10. Заключительная часть. Релаксация.

Учитель-логопед благодарит детей за помощь. Предлагает детям возвратиться в детский сад на волшебных фигурах.

Учитель-логопед произносит волшебные слова:

Круг волшебный закружись.
Один, два, три, четыре, пять.
Глазки закрываем в детский сад улетаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Глазки открываем в детский сад прилетаем.

– Ребята, мы с вами сделали доброе дело, помогли лесным жителям. Сейчас я хочу, чтобы вы сказали добрые слова друг другу.

Играет произведение Моцарта «Ближе к мечте», дети говорят друг другу добрые слова.

11. Итог занятия.

Учитель-логопед оценивает поведение детей в играх, спрашивает, что им понравилось. Педагог оценивает каждого ребёнка на занятии.

Кучерова Наталья Анатольевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №190, г. Оренбург

Конспект итоговой НОД на тему «Совы»

Конспект итоговой НОД в подготовительной группе, тема: «Совы»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Выявить уровень математических знаний детей (количественный и порядковый счет, величина, геометрические фигуры), умение писать цифры и измерять расстояние линейкой.
Выяснить уровень сформированности у детей знаний о природе (природные взаимосвязи; польза сов и вред деятельности человека для природы; этимология названий, понятия «хищник», «самка», «самец», «маскировка», «Красная Книга»).
Определить умение детей делить слово на слоги и считать их количество; определять ударный слог в слове; составлять полное развернутое предложение с заданным словом, используя различные части речи; объяснить смысл слова.
Расширить и уточнить знания детей о совах.
Уточнить знания о профессиях.
Выявить умение детей делать выводы из увиденного и услышанного, четко излагать свои мысли.
Развивать мышление, мелкую и общую моторику.
Воспитывать у детей любознательность, экологическое мировоззрение.

Оборудование:

Фотографии совы ушастой и совы болотной.
Аудиозапись голоса совы.
Рабочие листы.
Простые карандаши. Клеящие карандаши. Линейки.
Цветные силуэтные картинки сов в виде геометрических фигур.
Книга В. Бианки «Сова».

Ход занятия:

– Послушайте голос птицы и постарайтесь узнать ее. (Прослушивание аудиозаписи). Как называется птица, чей голос мы слышали? (Ответы детей). Это сова.

– У нас живут совы ушастые и совы болотные. Вот их фотографии. (Показ фотографий).

Сова болотная

Сова ушастая

– Определите, пожалуйста, на каком фото изображена ушастая сова, а на каком болотная сова. Объясните свой выбор. (Ответы детей). Названия этих птиц рассказывают о них. Сова, у которой на голове перья в виде ушей, конечно же, называется ушастой совой. А за что получила свое название болотная сова? Поразмышляйте. (Ответы детей). Болотная сова любит жить поблизости от болот и других водоемов, где потише и поменьше людей.

– Очень страдают совы от шума, беспокоят их люди: то болота осушают; то скот пасут там, где совы гнездятся; то вообще, землю перепашут; а то и пожар сами устроят, чтобы трава сгорела.
Болотная сова даже занесена в Красную Книгу. Что это значит? Кого заносят в Красную Книгу? (Ответы детей). Болотные совы стали настолько редки, что нуждаются в защите.

– Глаза у совы большие, но неподвижные. Причем и днем и ночью совы видят одинаково хорошо. Вот только хорошо видят то, что подальше от них. А то что у них под носом, вернее, под клювом, почти не видят. Зато шеей сова может вертеть очень хорошо — почти вокруг себя.

Гимнастика для глаз «Сова вертит шеей»

Детям предлагается повернуть шею и отыскать глазами предметы, расположенные слева, справа, внизу, вверху.

– Когти у совы острые и длинные, клюв крепкий с острым изогнутым крючком на конце. На своих широких крыльях совы летают бесшумно. Окраска оперения серая или бурая. Бурый, это какой цвет? (Ответы детей). Серо-коричневый.

– А слух у совы удивительный! Только мышка пискнет, или ежик листочком зашуршит, сова стремительно летит и когтями своими хватает добычу. Почти никогда не промахивается!

– Совы — хищные птицы. Кто такие «хищники»? (Ответы детей). Хищниками называют тех, кто питается животной пищей, мясом. Питаются совы мелкими грызунами — мышами, крысами, хомяками, а также насекомыми и ежами. Попадется зайчонок — сова будет рада такому лакомству.

Упражнение «Сова на охоте»

– Возьмите линейку и измерьте расстояние от совы до ее добычи. Кто ближе всех к сове? Кто дальше всех от совы? На каком расстоянии? (Ответы детей).

– Ушастая сова свое гнездо не строит, а откладывает яйца в старые гнезда сорок и серых ворон. А болотные совы и вовсе откладывают яйца в углублении в земле. В гнезде бывает чаще всего от 3 до 6 яиц.
Сова-самка сидит на яйцах около месяца, а если вдруг гибнет, то самец продолжает насиживать яйца. Кого в природе называют самцом. А кого самкой? (Ответы детей). Самка – мать, самец – отец.

Упражнение «Гнездо совы»

– Нарисуйте яйца в совином гнезде. Сколько яиц нарисовать, решайте сами. Напомню только, что в совином гнезде чаще всего бывает не меньше трех, но не больше шести яиц.

– Птенцы сов, совята, вылупляются покрытые пухом, но глухие и слепые. Совята примерно через неделю открывают глаза и начинают слышать. Корм приносят им оба родителя.

Упражнения «Сосчитай слоги в словах», «Ударение», «Составь предложение»

– Сосчитайте слоги в словах «сова», «совенок».
– Определите ударный слог в этих словах.
– Составьте предложения с этими словами.

Подвижная игра «Совушка-сова»

Считалкой выбирается «сова». Остальные дети «птички». Сигнал – «день». Птички летают, зернышки клюют, водичку пьют. «Ночь» – птички замирают. Вылетает сова и ищет себе добычу. Если дети – птички пошевелятся, то сова забирает их к себе в гнездо.

– Совы ночные хищники. Они охотятся ночью. А днем ведут неподвижный образ жизни.

– Иногда про людей говорят: «Он сова». Как в думаете, про каких именно людей так говорят? Чем они заслужили сравнение с совами?

– Так говорят про людей, которые ночью не спят, а бодрствуют, работают. Такие люди, которые чувствуют себя бодрее вечером, чем утром, и которые ложатся спать поздней ночью.
Но есть такие профессии, в которых людям приходится, как совам работать ночью. Может вы знаете такие профессии? Или среди ваших знакомых есть такие, которые работают ночью? (Ответы детей).
Врачи, водители, пожарные, полиция работают ночью. Сторожа и охранники. Чтобы у нас был хлеб к завтраку, пекари работали на хлебокомбинате в ночную смену. Есть магазины, аптеки, работающие круглые сутки, то есть и днем, и ночью, в которых трудятся продавцы.

– Сова — символ мудрости у многих народов.

– Совы приносят человеку огромную пользу уничтожая мышей — вредителям посевов. За лето одна сова съедает тысячу мышей. В нашем уголке книги есть сказка Виталия Бианки «Сова». Мы прочтем ее после занятия.

– Совы умеют отлично маскироваться. Что это значит — «маскироваться»? (Ответы детей). Маскироваться — стать незаметным, слиться с окружающим пространством.

Дидактическая игра «Маскировка сов»

– Эти совы замаскировались под геометрические фигуры. Назовите эти фигуры. (Ответы детей). Круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник.

– Рассмотрите деревья с дуплами. Сколько деревьев? 7. Сосчитайте дупла. Сколько их? 6. Чего больше?

Под каждым деревом впишите цифру — порядковый номер.
Под каким номером дерево с самым большим дуплом?
Под каким номером дерево с самым маленьким дуплом?
Под какими номерами деревья с одинаковыми дуплами?
Наклейте сову, замаскировавшуюся под круг на первое дерево.
Наклейте сову, замаскировавшуюся под треугольник на третье дерево
Наклейте сову, замаскировавшуюся под прямоугольник на седьмое дерево.
Наклейте сову, замаскировавшуюся под овал на дерево без дупла.
Наклейте сову, замаскировавшуюся под пятиугольник на пятое дерево.
Наклейте сову, замаскировавшуюся под квадрат на четвертое дерево.
Наклейте сову, замаскировавшуюся под шестиугольник на шестое дерево.

Вопросы к занятию:

Какие виды сов живут в наших краях?
За что получила название ушастая сова? Болотная сова?
Какие у сов глаза и зрение?
Какой у совы слух?
Что вы можете сказать о совиных когтях и клюве?
Как устраивает гнездо ушастая сова? Болотная сова?
Сколько яиц бывает у сов? Кто их насиживает?
Какими вылупляются из яиц совята?
Чем питается сова?
Почему сова считается «ночным хищником»?
Какую пользу приносит сова людям?
Каких людей называют «совами»?

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Конспект итогового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «В гости к Мудрой Сове».

Марина Алексеева
Конспект итогового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «В гости к Мудрой Сове».

«В гости к Мудрой Сове»

1. Закреплять навыки звукового анализа;

2. Упражнять в образовании сложных слов;

3. Упражнять детей в понимании и употреблении предлогов;

4. Закреплять умение составлять простые предложения по картинке с выкладыванием схем предложений;

5. Развивать связную речь.

6. Активизировать словарь.

Закреплять представления детей о домашних животных и их детенышах.

Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Физкультминутка. Развивать общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память, мышление

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, «дом» совы, звукозапись «голоса птиц», наборы для выкладывания звуковой схемы и схемы предложения, схемы предлогов, прищепки.

Ход занятия

Встанем дружно все, друзья,

Костя, Даша, ты и я.

Смело за руки возьмёмся,

Друг на друга поглядим,

А потом мы улыбнемся,

В лучик солнца обернемся.

Ребята, какое сейчас время года? (весна)

А что нас пригревает весной? (солнце)

Какое оно? (яркое, теплое, весеннее и т. д.)

Солнышко приготовило для вас свои лучики (прищепки, чтобы вы с ними поиграли.

Мальчик с пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил!

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося, лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

Ребята, в нашу группу пришел почтальон и принес письмо от Мудрой Совы, которая живет в городе Знаний. Она приглашает нас к себе в гости, но путь туда непростой,нам придется пройти много препятствий: мы пройдем через страну «Звучащую», страны «Предлогов», «Схем», «Фантазеров», попадем в лес, встретимся с домашними животными, с сильным ветром и только преодолев эти все препятствия, мы доберёмся до дома Мудрой Совы. Ну что, согласны? (Да)

2. Страна «Звучащая»

В этой стране нам с вами необходимо выполнить звуковой анализ слов.

(выполняют звуковой анализ по индивидуальным картинкам)

3. Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в сказочном лесу. (Запись «голоса птиц»). Какие звуки вы слышали? К нам прилетели птицы, а какие отгадайте

• Маленький певец лесной лучше всех поет весной. (Соловей)

• Это птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)

• Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем. (Скворцы)

• Под крышей я леплю гнездо из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно пуховую перину. (Ласточка)

• Кто по тропочкам идет быстрыми шажками, длинным хвостом трясет, догадайтесь сами. (Трясогузка)

• Черный, проворный,Кричит: «Крак» червякам враг. (Грач)

(на доску крепятся картинки с изображением этих птиц)

У соловья звонкий голос – он звонкоголосый, у грача черные крылья – он чернокрылый, у ласточки белая грудка – она белогрудая, у трясогузки тонкий хвост – она тонкохвостая, у скворца желтый клюв – он желтоклювый, у кукушки громкий голос – она громкоголосая.

4. Ребята, по дороге налетел сильный ветер и превратил звуки в буквы, но у каждой из них отнял один элемент. Давайте поможем буквам, напишем недостающие части.

5. Физкультминутка (выполняют движения согласно тексту).

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали

На носочки потянулись,

И друг к другу повернулись,

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

6. Страна «Предлогов»

А здесь, ребята, нам нужно составить предложения по картинкам, назвать предлог и подобрать к нему схему.

7. Посмотрите, злой волшебник перепутал детенышей животных, давайте поможем родителям отыскать своих детей.

8. Страна «Фантазеров»

В этой необычной стране мы будем фантазировать (дети составляют рассказ по индивидуальным картинкам).

9. Итог.

Итак, ребята, мы с вами прошли нелегкий путь. Побывали в лесу, прошли через различные Страны, преодолели много препятствий, и дошли до «дома» Мудрой Совы. Но, похоже, ее нет дома,а у дверей записка:

«Я прошу у вас прощенья,

Что не застали вы меня,

Много дел, но угощенье

Приготовила вам я!»

(детям раздаются угощения от Мудрой Совы)

Интегрированное занятие по образовательной области «Художественное творчество» и «Музыка», в средней группе. «Осень» Конспект интегрированного занятия для детей средней группы педагогов 2 квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 32 «Снегирек» Козачковой.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе «В гостях у тетушки Совы».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе «В гостях у тетушки Совы».

Закрепление правильного произношения звука [С] в словах, фразовой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyatie_na_konkurs3.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе

«В гостях у тетушки Совы».

Цель: Расширять и обогащать ранее полученные знания детей.

Закрепить правильное произношение звука [С] в словах, фразовой речи.

1) Уточнить артикуляцию звука [С];

2)Развивать дыхание, общую и мелкую моторику;

3)Развивать фонематический слух, слуховое внимание;

4)Развивать грамматический строй речи: умение составить описание предмета по его характерным признакам;

5) Развивать умение образовывать относительные прилагательные от имен существительных в единственном числе

6) Расширять и пополнять словарный запас детей;

7)развивать умения использовать ранее полученные знания;

8)Развивать высшие психические процессы (зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, логическое мышление).

2)Воспитывать умение выполнять задания по инструкции;

3)Формировать навыки сотрудничества;

4)Воспитывать желание узнавать новое;

5)Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.

Оборудование: Конверт с открыткой-приглашением, торт изготовленный из картона, картинки: перо, очки, дупло, ночь, мышь, глаза, лес, «У-у-у-у», слива, абрикос, сметана, сахар, смородина, ананас, бумажные кружки и блюдца, игрушка- сова, тортики-расскраски.

Л: Здравствуйте ребята! Давайте знакомиться.

Меня зовут Екатерина Викторовна. А вас? (Дети говорят хором каждый свое имя.) Не слышу, громче! А теперь шепотом.

2. Основная часть.

Логопед прикладывает палец к губам:

-Тише, тише, не шумите и немножко подождите. Слышите звуки?

Там – свистит, тут – скрипит.

Снег скрипит, упав под ноги: С-с-с… Повторяйте: С-с-с

Ёж – газетой на дороге: С-с-с-…

Пар – подняв в кастрюле крышку: С-с-с…

А змея – увидев мышку: С-с-с…

Ну а это что за зверь? С-с-с

Дверь скрипит, откройте дверь: С-с-с

(Дети повторяют движения за логопедом.)

Ветерок наш дует, вертит,

В комнату влетел конвертик.

Ну-ка, Света, посмотри,

Что за вести там внутри?

Ребенок несет конверт. В конверте лежит открытка-приглашение. «Ребята, приглашаю вас в гости на день рождения!» Кто же написал пригласительную открытку?

Для того чтобы понять, кто же нас приглашает в гости, нужно ответить на вопросы.

1 вопрос: Назовите животное, которое живет в Африке, с длинным хоботом?

Л: Ребята, запомните это слово.

2 вопрос: Перец горький, а сахар- …….

Л: Ребята, запомните слово «сладкий».

3 вопрос: Назовите лишний предмет: стол, стул, стакан, скамейка.

Дети: стакан лишний, потому что это посуда, а все остальное это мебель.

Л: Какое слово надо запомнить?

4 вопрос: В дождь их стоит обувать

И по лужам в них шагать,

Для любой найдем ноги

Л: Вспомните, какие слова мы называли?

Д: Слон, сладкий, стакан, сапоги.

Л: Какой звук слышится в начале этих слов?

Д: В этих словах слышится звук [С].

Л: Этот звук согласный или гласный? (согласный). Звонкий или глухой? (глухой). Твердый или мягкий? (твердый).

-Сегодня мы отправимся на День рождения и поиграем со звуком [С].

2.Фонетическое упражнение. «Испечем торт»

Л: Сейчас мы с вами испечем именинный торт.

Тесто мы месили: с-с-с,

Мы пирог лепили: с,с,с

Шлеп- шлеп, шлеп-шлеп.

Слепим сладкий мы пирог!

В духовку поставили. И сядем на стульчики. (дети садятся на стульчики)

Вот и торт наш испекся. (вынести торт) Возьмите каждый по кусочку. Кусок какого цвета ты взяла? Ребенок отвечает полным предложением:

Д: Я взяла кусок торта синего цвета.

Д: У меня кусок розового цвета.

Ребята куски торта не простые, а с сюрпризом. В них лежат подсказки. Подсказки помогут отгадать, к кому мы пойдем в гости. Откройте их.

Что изображено у вас на картинках?

Д: (каждый по очереди отвечает) перо, очки, дупло, ночь, мышь, глаза, лес, «У-у-у-у».

Л: Положите свои картинки на разнос.

Л: Посмотрите на все эти предметы и догадайтесь, кому они принадлежат.

Это птица, умная, живет в лесу в дупле, с большими круглыми глазами, ночью летает, ест мышей , кричит «у-у-у-у».

Л: К кому мы пойдем в гости?

Л: Назовите первый звук в слове «сова»?

Л: Отправляемся в путь к тетушке Сове.

3. Физ минутка. «Мы идем» (включается аудиозапись. Дети под музыку выполняют движения)

Л: Вот мы и пришли на День рождения тетушки Совы. Присаживайтесь на стулья. (Достать сову)

Сова: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас на своем празднике.

Л: Ребята, что мы испекли в подарок для тетушки Совы?

Д: Мы испекли торт.

С: А ведь торт у вас не простой. Каждый кусок имеет свою начинку. Переверните кусочки.

У меня сливовый кусок. А у тебя, Саша, какой кусок торта?

Д: У меня ананасовый торт. У меня –абрикосовый. У меня смородиновый. У меня сахарный. У меня сметанный.

4. Дыхательная гимнастика «Остудим чай»

(Выносятся картинки кружечки на разносе)

Л: Стала сова гостей приглашать,

Стала сова гостей угощать.

Возьмите себе по кружечке, тетушка Сова угощает вас чаем с тортом. Осторожно, чай горячий! Что же делать?

Д: Нужно на него подуть, чтобы остудить.

А теперь положите свою кружку на блюдце соответствующего цвета.

5. Д/и «Веселые загадки»

Сова: Ребята, а я умею сочинять загадки.

Я придумаю загадку.

Поскорее дай отгадку.

Это домашнее животное, любит косточки, живет в будке, охраняет дом. Кто это?

С: Молодцы, а теперь вы придумайте загадку про меня, про сову.

Вы меня повеселите.

Вы загадку загадайте.

И сюрприз вы получайте.

Д: Умная птица, живет в лесу, днем спит, а по ночам на мышей охотится.

С: Вот сюрприз вам, вот раскраска –

Вспоминать веселый праздник.

Ну а с вами я прощаюсь,

В лес из сказки удаляюсь.

Л: Тетушка Сова прощается с нами и дарит вот такие тортики – раскраски, чтобы вы могли вспоминать наш веселый праздник. До свидания ребята!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программное содержание: вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью, развивать умение ориентироваться в пространстве, чувство ритма, развивать мелкую моторику, плавность и выр.

Развитие внимания, самостоятельности,речь.

Развитие внимания, самостоятельности,речь.

Конспект интегрированного игрового логопедического занятия, которое мы проводили в рамках недели “Игра и игрушки”.

Логопедическое занятие с детьми подготовительной группы. (ОНР III уровня р.р.) Цель занятия – развитие фонематических процессов, связной речи. Занятие с использованием игровой технологии, ИКТ.

Занятия по математике в подготовительной группе. «В гости к тётушке Сове»Цель:Познакомить с образованием числа 17. Упражнять детей в выполнении арифметических действий в пределах 17.Решать.

Задачи:1.учить детей подбирать подходящие по смыслу определения (активация прилагательных) 2. Привлечь внимание детей к громкости и четкости произнесение слов.3.учить детей сравнивать числа с опорой н.

Читайте также:  Конспект НОД 'Путешествие в город игрушек'
Ссылка на основную публикацию