Программа логопедической работы по развитию устной и письменной речи у обучающихся 2-х классов с ФНР

Рабочая программа по коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР
рабочая программа по логопедии на тему

Рабочая программа отражает направления деятельности школьного логопеда. Содержит календарно-тематическое планирование с указанием количества часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_po_logopedii_2017-2018_novaya.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №10

РАССМОТРЕНО на заседании методического совета школы

№ 1 от «30» августа 2017 г

«28» августа 2017 г

Заместитель директора по УВР /Попова Е.С./

УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ Домодедовской СОШ №10

Шматкова Н.А. ____________

от «01» сентября 2017 г

по коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР

Срок реализации 3 года

Составитель: Попова Наталия Валериевна

2017 г

Данная Программа коррекционно – развивающей работы в начальной школе направлена на создание системы комплексной помощи учащимся, имеющим нарушения или предпосылки к нарушениям письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам; а также на создание условий для реализации личностно-ориентированного подхода к учебному процессу, обеспечивающего овладение учащимися базового уровня образованности, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 г N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации “;

Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» №35847 от 03.-2.2015 г;

Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013 г;

Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»

Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Учебному плана МАОУ Домодедовской СОШ №10 на 2017-2018 учебный год.

Разработана с опорой на методические системы и на основе методических пособий: Ефименковой Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение,1991 г

Садовниковой И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Аркти, 2005 г

Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников. КАРО, 2006 г

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе, М.:Сфера, 2005 г

В работе использованы методические разработки А.В.Ястребовой, Р.И.Лалаевой, Бессоновой Т.П., Е.В. Мазановой, Коноваленко В.В.

Рабочая программа рассчитана на несколько этапов:

подготовительный этап- 60 часов (1 класс),

I этап- 62 часа (2 класс),

II этап – 62 часа (3 класс),

III этап- 60 часов (4 класс),

Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи
школы, МО):

  • Обеспечить высокий уровень речевого развития личности учащихся;
  • Активизировать мыслительную и речевую деятельность через определенные методы обучения;
  • Создать в образовательном учреждении благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития личности.

Содержание программы коррекционно – развивающей работы определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка;
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка, участия в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определенного подхода к ее решению.

Новизна данной программы заключается в следующем:

  • наличие для её реализации комплекта дидактического и

раздаточного материала, занимательного игрового материала на каждом этапе обучения;

  • возможность гибкого использования данного комплекта: детьми,
  • возможность использования данных пособий полностью или

частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения;

  • создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и

совместной деятельности учащихся.

Формы организации деятельности учащихся:

  • – групповая
  • – работа в парах
  • – индивидуальная
  • Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи. Проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях ОУ.
  • Коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и письменной речи; Способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, познавательных, коммуникативных).
  • Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей по вопросам оказания логопедической помощи.
  • Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанных с особенностями логопедической работы для детей; со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов.
  1. Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
  2. Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
  3. Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
  4. Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безотметочную систему проведения занятий

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах .

  • ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
  • ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Основные методы работы на занятии – методы обучения в группе:

  • игровые,
  • наглядно – демонстрационные,
  • словесные.

Сводная таблица по видам контроля во 2, 3 ,4 классах

Проведение диагностик речи и письма

Количество плановых проверочных работ

Диагностическая работа включает:

  • Своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи (с 1 – 15 сентября и 15 -30 мая).
  • Системный контроль за уровнем и динамикой развития речи детей.

Коррекционно – развивающая работа включает:

  • Выбор оптимальных методов и приемов обучения.
  • Организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления недостатков устной и письменной речи.

Консультативная работа включает:

  • Выработку рекомендаций по основным направлениям работы.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

  • Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическом работникам, – вопросов связанных с особенностью логопедической работы.
  • Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.

Этапы реализации программы:

Коррекционно – развивающая работа реализуется поэтапно:

  • Этап сбора и анализа информации (информационно – аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи.
  • Этап планирования и организации коррекционно – развивающей деятельности. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно – развивающую направленность. Логопедическая работа (в зависимости от логопедического заключения) проводится в три этапа. Для детей, имеющих дефекты произношения фонем, работа проводится по постановке и автоматизации поставленных звуков. Для детей имеющих диагноз фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), фонематическое недоразвитие (ФНР) и общее недоразвитие (ОНР III ур.) работа проводится по первому этапу. Для детей, имеющих ОНР III ур. далее работа продолжается по второму и третьему этапу.
  • Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений и корректировка методов и приемов работы.

Требования к условиям реализации программы:

Психолого – педагогическое обеспечение

  • Обеспечение психолого – педагогических условий (коррекционно – развивающая направленность в логопедической работы; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса).
  • Обеспечение специализированных условий (использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятиях).
  • Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических ном и правил).

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
  5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
  3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
  4. способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
  6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
  7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
  8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
  9. Овладение следующими логическими действиями:
  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • классификация и обобщение по родовидовым признакам;
  • установление аналогий и причинно-следственных связей;
  • построение рассуждений;
  • отнесение к известным понятиям.
  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
  2. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
  4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
  5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
  6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Календарно-тематическое планирование подготовительного этапа

(коррекционная работа с учащимися, имеющими НВОНР /предпосылки к дисграфии, дислексии)

Программа «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 2-4 классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи /НВОНР в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы».

Цель: устранить нарушения письменной речи у учащихся 2 — 4 классов.

Адресат: учащиеся 2—4 классов с ФФНР/НВОНР, испы­тывающие затруднения при овладении устной и письменной речью.

Программа способствует решению следующих задач:

  • восполнить пробелы в развитии звуковой стороны речи;
  • в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
  • формировать связную речь;
  • развивать и совершенствовать психологические предпосыл­ки и коммуникативную готовность к обучению;
  • обеспечивать условия для приобретения учащимися зна­ний, умений, навыков, необходимых для успешного усвое­ния материала по родному языку.

В программе также заложены возможности формирования у обу­чающихся общеучебных умений и навыков, предусмотрен­ных стандартом, универсальных способов деятельности и клю­чевых компетенций.

Содержимое разработки

«Коррекционно-развивающее обучение учащихся 2-4 классов

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи /НВОНР

в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы».

Настоящая программа разработана на основе:

— инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

— инструктивно-методического письма «О работе учителя-лого­педа при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястре­бовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.

Цель: устранить нарушения письменной речи у учащихся 2 — 4 классов.

Адресат: учащиеся 2—4 классов с ФФНР/НВОНР, испы­тывающие затруднения при овладении устной и письменной речью.

Программа способствует решению следующих задач:

восполнить пробелы в развитии звуковой стороны речи;

в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

формировать связную речь;

развивать и совершенствовать психологические предпосыл­ки и коммуникативную готовность к обучению;

обеспечивать условия для приобретения учащимися зна­ний, умений, навыков, необходимых для успешного усвое­ния материала по родному языку.

В программе также заложены возможности формирования у обу­чающихся общеучебных умений и навыков, предусмотрен­ных стандартом, универсальных способов деятельности и клю­чевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными осо­бенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.

Коррекционная программа опирается на совокупность ос­новных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учиты­вает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психоло­гии, согласно которым развивающий и воспитывающий эф­фект может быть достигнут в процессе формирующейся учеб­ной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Основные методы обучения: практические, наглядно-демон­страционные, игровые, словесные, методы ролевого модели­рования типовых ситуаций.

Одно из принципиальных требований программы, соблю­дение которого способствует оптимизации корригирующего обучения — коммуникативная направленность всего комп­лекса коррекционно-воспитательного воздействия. Всё это от­ражается в содержании программы.

Общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями чтения и письма, обусловленными ФФНР, и первого этапа коррекционной ра­боты детей с НВОНР примерно одинаковы. Поэтому коррек­ционная работа с учащимися с ФФНР предполагает обучение только по первому этапу данной программы.

Программа рассчитана на 90 часов в год (3 часа в неделю) по I этапу; на 90 часов в год (3 часа в неделю) по II—III этапам.

Программой предусмотрено: проведение 6 проверочных работ в первый год обучения; проведение 6 проверочных работ во второй год обучения;

Рабочая программа предполагает использование методи­ческих пособий для учителей-логопедов:

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001;

Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2002;

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их пре­одоление у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1995;

Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.

Рабочая программа предполагает использование дополнительной литературы для учащихся:

Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Яро­славль, 2006;

Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004.

Для коррекции нарушений письменной речи, обусловлен­ных ФФНР и НВОНР, разработана специальная программа курса групповых занятий, которая включает в себя три этапа.

На I этапе ведётся работа по формированию:

полноценных фонематических процессов;

представлений о звукобуквенном составе слова;

навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова;

психологических предпосылок и коммуникативной готов­ности к обучению.

На II этапе проводится работа по формированию у детей необходимых представлений о морфологическом составе сло­ва и синонимии родного языка.

В процессе работы над морфологическим составом слова у детей формируются умения и навыки образования слов с по­мощью различных аффиксов, а также активного и адекватно­го использования их в целях общения в различных ситуаци­ях, отрабатывается умение устанавливать связи между фор­мой слова и его значением (единство смысла и функции).

Основная цель III этапа — развивать и совершенствовать умения и навыки построения связного высказывания: про­граммирование смысловой структуры высказывания; установ­ление связности и последовательности его; отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки). Эти цели реализуются в опре­деленной последовательности:

формирование практических представлений о тексте;

развитие умений и навыков анализировать текст;

построения самостоятельного связного высказывания.

Поставленные программой задачи отражаются в её содер­жании и реализуются в ходе изучения следующих тем на I этапе:

Речь. Предложение. Слово (9 часов).

Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Ударение. Пространственные представления. Временные пред­ставления. Слова-предметы. Слова-признаки. Слова-действия.

Звуки и буквы (81 час).

Звукослоговой анализ и синтез. Ударение (13 ч).

Представление о звуке, различение на слух и при произ­ношении гласных и согласных (отсутствие или наличие пре­грады в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогооб­разующая роль гласного), звукослоговой анализ слов (уста­новление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отра­жающей его звукослоговую структуру.

Гласные 2-го ряда. Твёрдые и мягкие согласные (20 ч).

Обозначение на письме мягкости согласных звуков глас­ными буквами (е, ё, и, я, ю) и ь (в середине и конце слова). Дифференциация гласных и, ая, эе, ую, оё). Раз­делительный ь.

Звонкие и глухие согласные (25 ч).

Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих со­гласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на пись­ме. Дифференциация парных согласных звуков ([з] [с], [ж ] [ш], [в] [ф], [б] [п], [д] [т], [г] [к]).

Свистящие, шипящие, аффрикаты (17 ч).

Буквы, сходные по оптическим и кинетическим при­знакам (4 ч).

Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначе­ния на письме. Различение букв по оптическим и кинетичес­ким признакам. Дифференциация букв, сходных по оптичес­ким и кинетическим признакам (б — д, а — о, и — у, п — т, и — ш, л м, к н, н п).

Итоговая контрольная работа (2 ч).

Поставленные программой задачи отражаются в её содер­жании и реализуются в ходе изучения следующих тем на II этапе:

Включаются темы, по которым допущено наибольшее ко­личество ошибок во входных контрольных работах.

Корень. Однокоренные слова (7 ч).

Родственные и однокоренные слова. Корень слова. Сложные слова. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значениями при­ставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу.

Безударная гласная (10 ч).

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безудар­ных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге кор­ня. Общее представление об орфограмме.

Словообразование, словоизменение (29 ч).

Устранение аграмматизмов в словообразовании. Овладение суф­фиксальным и приставочным способами образования слов. Раз­витие способности проводить разбор слов по составу. Обогащение словарного запаса (синонимы, антонимы, многозначные слова). Правильное употребление предлогов, развитие связной речи.

Согласование (7 ч).

Число имён существительных (единственное, множествен­ное), изменение имён существительных по числам. Изменение имён прилагательных в единственном числе по родам при соче­тании с именем существительным. Согласование имён суще­ствительных с именем прилагательным в числе, роде. Согласо­вание глагола с существительным в числе, роде и во времени.

Изменение имён существительных по падежам. Осознан­ное употребление каждой падежной формы при помощи во­просов. Правильное употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний. Моделирование предложе­ний из слов в начальной форме (для каждого падежа). Поиск конкретных падежных форм в текстах.

Проверочная контрольная работа (2 ч).

Поставленные программой задачи отражаются в её содер­жании и реализуются в ходе изучения следующих тем на III этапе:

Связная речь (17 ч).

Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение текста (композиция). План. Связь между предло­жениями в тексте, частями текста. Структура текста-пове­ствования, текста-описания, текста-рассуждения. Изложения по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Итоговая контрольная работа (2 ч).

Содержание программы носит воспитывающий и развива­ющий характер. При проведении занятий используются бесе­ды, работа в группах, организационные игры и т.д.

Итоговый контроль проводится в форме диктанта и списы­вания.

Учитывая, что у детей с НВОНР остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, на протя­жении всего курса коррекции в занятия включаются зада­ния, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым яв­лениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтро­ля, контрольных действий, способности к переключению.

Данный вариант последовательности изучения тем и количе­ства часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФФНР/НВОНР, являются при­мерными и определяются конкретным составом группы, т.е. зависят от того, каков уровень сформированности речи у детей.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

к концу коррекционного обучения.

При завершении I этапа коррекционно-развивающего обу­чения у учащихся:

должны быть восполнены пробелы в формировании фоне­матических процессов;

уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

уточнены и активизированы имеющийся у детей словар­ный запас и конструкции простого предложения (с неболь­шим распространением);

введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, согласные, твёрдые — мягкие, звонкие — глухие согласные, предло­жение и т.д.;

— сформирована направленность на звуковую сторону речи.

По истечении II этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны:

ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. опре­делять, с помощью каких частей слова, стоящих перед общей частью или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются при этом их значения;

активно пользоваться различными способами словообразования;

правильно использовать новые слова в предложениях раз­личных синтаксических конструкций (устанавливать связь между формой и значением);

передавать суть выполняемых упражнений, последователь­ность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.

К концу III этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны:

строить связное высказывание (программирование смысла и смысловой структуры высказывания);

устанавливать логику (связность, последовательность), точ­ное и чёткое формирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;

отбирать языковые средства, адекватные смысловой кон­цепции, для построения высказывания в тех или иных це­лях общения (доказательство, повествование, рассуждение).

Учащиеся должны уметь:

различать слова, обозначающие предметы, действия пред­метов и их признаки; подбирать слова-предметы, действия, признаки к схемам; практически пользоваться вопросами: кто? что? что делает? какой?; употреблять в речи слова, выражающие признаки предметов по цвету, величине, со­стоянию и т.д.;

сравнивать звуки по способу их образования (гласные, со­гласные);

уметь дифференцировать согласные по глухости-звонкос­ти, твёрдости-мягкости;

выполнять звукобуквенный, слоговой анализ слов;

соотносить звук с буквой;

обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и ь;

определять место ударения в слове;

вычленять слова из предложений;

чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

правильно списывать слова и предложения, написанные букварным и рукописным шрифтом;

грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения, тексты;

образовывать слова посредством различных аффиксов, а так­же активно использовать их в целях общения;

производить разбор слов по составу и подбирать слова к схемам;

программировать смысловую структуру высказывания, ус­танавливать его связность и последовательность;

анализировать текст и самостоятельно строить связное вы­сказывание.

Конспекты логопедических занятий.

Индивидуальные планы с работы с учащимися школы, имеющими нарушения устной и письменной речи.

Меркулова С.А., учитель-логопед, МОУ “Лицей №5”, г.Губкин, Белгородская область.

Индивидуальный план работы по коррекции ФНР.

Этапы

Содержание работы

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Слоговой состав слова.

Деление слов на слоги.

Различать понятия “звук”, “твердый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение”.

Развитие фонематической стороны речи

-выделить определенный звук из ряда других звуков;

-определять наличие (отсутствие) заданного звука в слове;

– повторять ряды слов и слогов с оппозиционными звуками;

– самостоятельно делать выбор слова с заданным звуком;

– называть ряд слов, содержащих определенный звук.

– воспроизводить заданные ритмические рисунки;

– сочетать отстукивания ритма и проговаривания;

– производить элементарный звуковой анализ и синтез;

Восполнение пробелов в формировании связной речи

– называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

– заучивать наизусть рифмованные фразы.

– читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

– отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ОНР.

Этапы

Содержание работы

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

Гласные и согласные звуки.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Слоговой состав слова.

Деление слов на слоги.

Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка).

Дифференциация предлогов и приставок.

Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях.

Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами.

Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Восполнение пробелов в формировании связной речи

Развитие навыков построения связного высказывания:

– установление последовательности событий;

– совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР.

Этапы

Содержание работы

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

Гласные и согласные звуки.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Слоговой состав слова.

Деление слов на слоги.

Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

Совершенствование фонематического анализа и синтеза.

Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка).

Дифференциация предлогов и приставок.

Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях.

Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Восполнение пробелов в формировании связной речи

Развитие навыков построения связного высказывания:

– установление последовательности событий;

– совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ОНР.

Этапы

Содержание работы

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

Развитие у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка).

Дифференциация предлогов и приставок.

Уточнение и закрепление понятий: существительное, прилагательное, глагол, антонимы, синонимы, омонимы.

Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

Восполнение пробелов в формировании связной речи

Развитие навыков построения связного высказывания:

– установление последовательности событий;

– совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Формирование практических представлений о тексте.

Развитие умений и навыков самостоятельного построения связного высказывания.

Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи.

Сонорная группа звуков (Р, Рь, Л, Ль)

Этапы

Содержание работы

Развитие общей моторики

Развитие мелких движений пальцев рук.

Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Работа на логопедических занятиях

Самостоятельная работа дома

Игровые приемы и упражнения

Упражнения перед зеркалом

Постановка и коррекция звука

Знакомство с артикуляцией звука

Специальные упражнения для звука [Р]
1. Работа над вспомогательными звуками:
• многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное т – т – т);
• присоединение голоса(.д – д – д.);.
• выполнение сильного задували, вызывающего дрожание кончика языка (т – т – т – ттрррр)
2. Механическая помощь при постановке звука:
• удерживание кончика языка у верхних десен шпателем;
• вызывание дрожания кончика языка от звуков “зззз., •ЖжжЖ., чаще •дддд, (упражнение “Балалайка”).

Специальные упражнения для звука [Л]:
– вызывание межзубного [Л]:
• “Улыбка”;
• прикусывание языка посередине и дутье на него (язык широкий);
• так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса
– постановка звука [Л] от
вспомогательных звуков [А] или [Ы]:
• “Качели” (для губного [Л]);
• “Качели” с одновременным произнесением А-А-ААА, или “ы ы ыыы”.
– механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам.

Коррекция звука.

1)Показ артикуляции перед зеркалом.
2) Показ профиля данного звука.

З)Показ положения языка кистью руки.
4)Наглядная демонстрация вибрации языка.
5) Закрепление артикуляционных упражнений

Упражнения для развития физиологического и речевого голоса и дыхания.

Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического
восприятия, фонематических представлений
к аналитическо-синтетической
деятельности

Работа над звуком
1) Звук в слоге:
• открытом; • закрытом; • в звукосочетаниях
2) Звук в слове:
• в начале; • в середине; • в конце;
• в сочетаниях с гласными
3) Звук в предложении.
4) Звук в тексте.
5) Пословицы, поговорки, стихи.
6) Скороговорки.

Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений
1) Узнавание звука на фоне слога, слова.

2) Формирование фонематического анализа

З) Развитие семантической деятельности

4) Развитие фонематических представлений

5) Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).

1) Произнесение слов, слогов и предложений.
2)Работа с таблицами.
3)Работа с игровым материалом, картинками.
4) Чтение текстов.
5)Работа с деформированным текстом.
б) Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.

1)Определить первый звук в слоге, слове.
2)Определить последний звук в слове.
3)Назвать все входящие в слово звуки.
4)Определить количество звуков.

1)Составь из названных звуков слог,слово.
2)Игра с мячом “Доскажи словечко”
3)Составить из букв разрезной азбуки слово.

Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком

1)Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения.

2)Введение звука в самостоятельную речь.

Чтение слогов, слов, предложений, текстов.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради

Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи.

Свистящая и шипящая группа звуков

Этапы

Содержание работы

Развитие общей моторики

Развитие мелких движений пальцев рук.

Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Работа на логопедических занятиях

Самостоятельная работа дома

Игровые приемы и упражнения

Упражнения перед зеркалом

Постановка и коррекция звука

Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического
восприятия, фонематических представлений
к аналитическо-синтетической
деятельности

Знакомство с артикуляцией звука.

Специальные упражнения для звуков с,сь з, зь‚ц
1. Работа над вспомогательными звуками:
• многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное — с нижнего подъема “т-т-т”);
• с присоединением голоса(“д -д – д”);
• выполнение сильного задувания, вызывающего звуки “тс-с-с”.
2. Механическая помощь при постановке звука:
• удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем;
образование холодной струи воздуха (упражнение “Ледяная горка”).

Специальные упражнения для звуков Ш, Ж от “Чашечка”, от Р.

Работа над звуком
1) Звук в слоге: открытом; закрытом;
в звукосочетаниях. 2) Звук в слове: в начале; в середине; в конце; в сочетаниях с гласными.
3) Звук в предложении.
4) Звук в тексте.
5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки

Развитие фонематического восприятия, аналитико – синтетической деятельности и фонематических представлений

1)Показ артикуляции перед зеркалом.
2) Показ профиля данного звука.

З)Показ положения языка кистью руки.
4)Наглядная демонстрация вибрации языка.
5) Закрепление артикуляционных упражнений

  • Формирование фонематического анализа.
  • Развитие синтетической деятельности.

    Развитие фонематических представлений.

  • Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).

  • 1)Произнесение слов, слогов и предложений;
    2) Работа с таблицами; З)Работа с игровым материалом, картинками;
    4) Чтение текстов;
    5)Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.

    Составить из названных звуков слог, слово.

    Дать полный ЗБА слова.

    1)Подобрать слово на заданный звук, слог.
    2) Придумать слово по количеству звуков, слогов.
    3) Подобрать картинки на звук.

    1) Пересказ различных текстов.
    2) Составление рассказов:
    – по опорным словам;
    – по сюжетным картинкам;

    Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи.

    Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.

    Рабочие программы для логопеда

    Разработки занятий для логопеда [52]Презентации для логопеда [97]
    Разное для логопеда [15]Рабочие программы для логопеда [10]

    С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию

    Целевая аудитория: для логопеда

    Рабочая программа “Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных артикуляторно-акустической дисграфией.

    Целевая аудитория: для логопеда

    Рабочая программа “Коррекция оптической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция оптической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных оптической дисграфией.

    Целевая аудитория: для логопеда

    Рабочая программа “Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников “большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

    Целевая аудитория: для логопеда

    Рабочая программа “Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников ” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой Коррекция аграмматической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных аграмматической дисграфией.

    Целевая аудитория: для логопеда

    Рабочая программа “Коррекция акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных акустической дисграфией.

    Целевая аудитория: для логопеда

    Рабочая программа составлена на основе авторских программ Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии»,
    « Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция аграмматической дисграфии».
    Данная рабочая программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся, нуждающихся в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков устной и письменной речи.
    Цели рабочей программы
    Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
     предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;
     преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии учащихся для дальнейшей их социализации;
     создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности учащихся с речевыми нарушениями, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
     формирование элементарной лингвистической компетенции.

    Программа коррекционной работы учителя-логопеда

    Разделы: Логопедия

    Структура программы коррекционной работы:

    1. Пояснительная записка
    2. Направления коррекционной работы учителя–логопеда
    3. Характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, включающие основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей
    4. Перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающий планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения.

    1. Пояснительная записка

    Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

    Программа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года до четырех лет.

    • Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
    • Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
    • Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
    • Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
    • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

    Условия реализации программы коррекционной работы

    Работа логопедического пункта организуется на основании:

    • Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании” (с изменениями от 25 декабря 2008 г.)
    • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 “Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования”
    • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
    • Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 “О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами”
    • Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 “Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении” (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
    • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
    • Положения о логопедическом пункте общеобразовательного учреждения г. Снежинска
    • Должностной инструкции учителя – логопеда средней общеобразовательной школы №… .

    – обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;

    – обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);

    – обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

    – обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

    В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.

    Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия

    Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

    – преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

    – создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;

    – коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).

    При планировании занятий с детьми с фонетико–фонематическим (фонематическим) недоразвитием и занятий I и II-го этапа для детей с общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н.. При планировании занятий III-го этапа коррекционно–развивающего обучения используются материалы Андреевой Н.Г.

    Программно-методическим обеспечением структурного компонента логопедических занятий по развитию психических процессов и формированию универсальных учебных действий является психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов (Локалова Н.П.) и программа «Учись учиться», разработанная коллективом авторов ППМС-центра гимназии № 56 Санкт-Петербурга.

    Материально-техническое и информационное обеспечение

    В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № …» создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.

    Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.

    Подробно материально–техническое и информационное обеспечение кабинета описано в «Паспорте логопедического кабинета»

    Этапы реализации программы коррекционной работы (Приложение 1)

    В программе коррекционной работы представлены характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей и перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающее планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения. Перспективный план детализируется в тематическом планировании, которое может уточняться (перераспределение часов на изучение отдельных тем) в зависимости от контингента обучающихся с нарушениями речи.

    2. Направления коррекционной работы

    Программа коррекционной работы учителя – логопеда на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание (Приложение 2).

    3. Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы

    Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.

    Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

    Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы: учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект); учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи; учащиеся с несформированностью языковых и речевых средств языка (общее недоразвитие речи III–IV уровня) (Приложение 3).

    Приведенная группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе. Основной контингент, который должен быть выявлен учителем-логопедом общеобразовательных школ прежде других, составляют дети, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению, т.е. учащиеся второй и третьей групп. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.

    4. Перспективный план работы с группами учащихся с речевым недоразвитием

    Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III–IV уровня, организуется в три этапа (Приложение 4).

    Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Она осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и обучающихся) на основной задаче каждого из этапов, например, формировании полноценных представлений (обобщений) о звуковом составе слова на первом этапе, о морфологическом составе слова – на втором, синтаксических обобщениях – на третьем. Восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя– логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа.

    На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения (тематическое планирование).

    Содержание I этапа коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР совпадает с направлениями работы с детьми с ФФН и ФН.

    В результате реализации программы коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием

    1) будут восполнены пробелы:

    • в развитии звуковой стороны речи
    • в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
    • в формировании связной речи

    2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

    1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
    2. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
    3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (в 2-х частях) М: Ось – 89, 2006 г.
    4. Метусс Е.В., Литвина А.В. и др. Логопедические занятия со школьниками (1 – 5 класс). СПб.: Каро, 2006 г.
    5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011 г.
    6. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов. М: Аркти, 1999 г.

    Бланковая методика как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

    Дата публикации: 16.10.2015 2015-10-16

    Статья просмотрена: 799 раз

    Библиографическое описание:

    Писарева Т. С. Бланковая методика как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 482-486. — URL https://moluch.ru/archive/100/22264/ (дата обращения: 28.02.2020).

    Существенные изменения в общем образовании России затрагивают и специальную (коррекционную) школу, которая также должна изменяться, чтобы удовлетворять как требованиям общества, так и потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    К современным тенденциям развития специального образования прежде всего необходимо отнести следующие: изменение и обновление его содержания; вариативность; более интенсивный процесс технического оснащения (внедрение современных информационных технологий); системный подход к работе учителя в специальных (коррекционных) классах. Нарушения развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. При разных видах отклонений в развитии доминирующим является нарушение речевого общения, когда у ребенка нарушена способность к приему и переработке информации. Это общая закономерность для всех аномальных детей. При анализе конкретного вида нарушенного развития важно учитывать общие для нормального и аномального развития закономерности и тенденции, общие для всей группы проявления нарушений, а также индивидуальные характерологические особенности каждого ребенка.

    Компьютеризация процесса обучения, использование разнообразных форм работы с учащимися одной из которых является бланковая методика, является одним из вариантов обновления коррекционной работы по преодолению письменной речи. Использование на логопедических занятиях бланков позволяют развивать и корректировать одновременно несколько функций: речевую, зрительную, моторную, мыслительную.

    Работа учителя- логопеда регламентирована, но нестандартизирована; даёт простор для творческого поиска, но довольно трудоёмка при подготовке к занятиям. Это можно объяснить отсутствием стандартных учебников для школьников с нарушениями устной и письменной речи (при обилии пособий, публикаций по логопедии для школьников не имеющих интеллектуального нарушения). В настоящее время не достаточно разработано методической литературы для работы педагогам, работающим со школьниками, имеющими ОВЗ.

    Противоречия в работе заключаются в недостаточном развитии произвольности и саморегуляции учебной деятельности обучающихся с ОВЗ. Вследствие этого необходимо упорядочить ориентировочную деятельность и самоконтроль данной группы школьников.

    Причины нарушения письма и чтения по типу дислексии и дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи разнообразные. Впервые на нарушения письма и чтения указал А. Куссмауль (1877). В медицинской, психологической и дефектологической литературе (В. Маорган, Р. А. ТкачевТ. Г. Егоров, Б. Г. Ананьев, Ф. А. Рау, А. Р. Лурия, Э. С. Бейн, М. Е. Хватцев и др.) описано много случаев невозможности овладения письменной речью. Когнитивный подход к дисграфии прослеживается и в докладе Р. И. Лалаевой «Общефункциональные и специфические механизмы нарушений письма у детей». Экспериментальное изучение когнитивной деятельности детей с нарушениями письменной речи выявило отставание в развитии симультанного восприятия, проблемы с устойчивостью и распределением внимания, слабое развитие операций мышления и трудности в организации познавательной деятельности. Р. И. Лалаева пишет: «…у детей с дисграфией отмечается недостаточность прежде всего вербально — логического мышления, несформированность процессов обобщения, абстрагирования, инертность и замедленность протекания познавательных процессов.

    Характерным для этой категории детей является значительное снижение памяти, трудности концентрации, распределения и продуктивности внимания, быстрая истощаемость при решении мыслительных задач». Отсюда вытекают и изменения в структуре коррекционной работы с такими детьми, необходимость совершенствования устной и письменной речи, но и мероприятия по развитию произвольных психических процессов, интеллектуальной деятельности.

    Для предупреждения неуспеваемости и развития младших школьников с общим недоразвитием речи применяется бланковая методика. Данная методика, предлагаемая Е. В. Кузьминой, используется с целью диагностики и проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, на основе программ и методов, используемых в логопедии (Р. И. Лалаева, А. В. Ястребова, Н. И. Садовникова, Н. П. Мещерякова, Л. Н. Ефименкова).

    Привычные и традиционные виды учебной деятельности (чтение и разбор текстов, письмо под диктовку и пр.) не могут решить проблемы смешения или пропусков букв, а работа с картинками или игрушками кажется многим современным школьникам делом несерьезным. Компьютеризация процесса обучения, использование психологических приемов коррекции речевых нарушений — наиболее действенные варианты обновления и оживления коррекционной работы.

    Этому в полной мере соответствуют бланковые методики. Бланки помогают решать разнообразные задачи: закрепление словаря по определенной лексической теме, развитие мыслительных операций, формирование произвольности внимания, избирательности восприятия, развитие навыков дифференциации букв, слов, понятий.

    Применение бланковых методик в логопедической работе

     повышают учебную мотивацию школьников-логопатов.

    повышает интерес на занятии, занятия делает более интересными, современными, эмоциональными, путём моделирования коррекционно-развивающей и компьютерной технологии позволяющей формировать фонетическую и фонематическую стороны речи; лексико-грамматические средства языка

     активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня обученности

     учитывать индивидуальные особенности и возможности при усвоении учебно-развивающих заданий.

    Бланк-карточка — это субтестовое задание с сопровождающимися рекомендациями по применению. Предлагаются различные символы в виде (таблиц, схем, цифр, букв, картинок, геометрических фигур, цвета) и задаётся инструкция, в которой оговаривается, какие символы необходимо выделить в бланке.

    Бланковые задания позволяет учитывать проблемные зоны обучающихся:

     несовершенство зрительных дифференцировок;

     несовершенство фонематического восприятия;

     отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи;

     несовершенство в организации своей учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка);

     особенности восприятия стандартных инструкций (устных или письменных; простых или многоступенчатых)

    Памятка–алгоритм выполнения бланковых заданий. Памятка предлагается в двух вариантов.

    1 вариант — состоит из двух алгоритмом, предназначен для обучающихся 2–4 классов имеющих ОВЗ (низким темпом работы, большой отвлекаемостью, быстрой утомляемостью);

    2 вариант — состоит из трёх алгоритмов, предназначен для учащихся успешно овладевших начальным этапом работы с памяткой.

    Необходимо постепенно учить планировать и организовывать свою работу. Можно ввести памятки, посвящённые алгоритму выполнения бланковых заданий. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями в обучении. Памятки предлагаются в двух вариантах, с учётом индивидуальных возможностей, степени включённости в коррекционно-учебный процесс школьников.

    Памятка. (Вариант 1)

    1. Внимательно прочитай инструкцию кзаданию.
    2. Приступай квыполнению заданий по команде.

    Памятка. (Вариант 2)

    1. Подпиши свой бланк (укажи фамилию, класс идату заполнения).
    2. Внимательно прочитай инструкцию кзаданию.
    3. Приступай квыполнению заданий по команде.

    Работа по бланковым методикам позволяет продуктивно и качественно проводить коррекционно-образовательный процесс, используя в комплексе современные компьютерные технологии, игровые технологии. Данные направления способствует развитию устной и письменной речи, способствуют выработке умения пользоваться приобретёнными знаниями в учебном процессе

    Применение методики соответствует общедидактической цели занятия:

     коррекционно-образовательной: закрепить учебный материал, предлагаемый на логопедическом занятии; преодолеть трудности в овладении устной и письменной речи.

     коррекционно-развивающей: развивать познавательный интерес обучающихся; психические процессы (мышление, память, внимание).

     коррекционно-воспитательной: воспитывать мотивацию к логопедическому занятию; умение работать самостоятельно и выполнять самоконтроль своей деятельности; обогащать эмоционально-чувственную сферу.

    Данная методика включает разделы вызывающие основные трудности коррекции письменной речи.

    1. Формирование звукобуквенного анализа исинтеза слов

    Данные задания позволяют закрепить навыки дифференциации согласных-гласных, навыки звукобуквенного анализа, развитие произвольного внимания.

    Фамилия, имя _____________________

    Инструкция: зашифруй слова, используя обозначения: С- согласный; Г- гласный.

    Образец: ШКОЛА- ССГСГ

    2. Раздел. Пополнение и уточнение словарного запаса

    Задания на синтезирование слов из набора букв, слогов. Пополнение лексического запаса.

    Инструкция: среди букв спрятались названия птиц. Найди и подчеркни их.

    3.Раздел. Словообразование. Обогащение словарного запаса.Упражнять в способе словообразования слов

    Бланк № 3«Художник»

    Фамилия, Имя _____________________

    Инструкция: Подбери слова, являющиеся родственными, однокоренными и обозначьте их цветом подходящим к словом.

    Читайте также:  Картотека упражнений по автоматизации звука (Ш)
    Ссылка на основную публикацию