Картотека упражнений по автоматизации звука (Ш)

Картотека упражнений по автоматизации звука (Ш)

Разработала учитель – логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Ш]:

Губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются, язык в форме «чашечки», широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

Подражание сдувающемуся колесу, шарику и т.п.

2. Автоматизация в слогах:

При произнесении слогов выделяем звук [Ш], произносим его более длительно

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

При произнесении выделяем звук [Ш], произносим его более длительно.

Ша – шо – шу – ши – ше
Ши – ша – шо – шу – ше
Шо – ша – шу – ши – ше
Ше – ша – шо – ши – шу
Шу – ша – шо – ши – ше

4. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш]:

Ша: шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон.

Шо, Шё: шов, шёпот.

Шу: шум, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь.

Ши: шить, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник.

Ше: шея, шесть, шелест; шептать.

Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука, штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат, шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа.

5. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш] :

Ша: ушанка, мышата, дышать; каша, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, Миша, кушать, вешать.

Шо, Шё: мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, большой , тушёнка, нашёл, ушёл.

Ши: машина, пушинка, ошибка, ушиб; уши, вышивать, мыши, тишина.

Ше: мишень, ошейник; бушевать.

Пшено, пшённый, ковшик, кувшин, кувшинка.

6. Произносить слова со стечением согласных, выделяя звук [Ш]:

Башня, букашка, пашня, кашка, пташка, башмак, каштан; кошка, окошко, мошка, Тимошка; пушка, подушка, избушка, мушка, кукушка, опушка, квакушка, катушка, бабушка, дедушка, ушки, кадушка; пышка, мышка, донышко, пятнышко; вишня, мишка.

7. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:

Ваш, наш, гуашь, душ, тушь, тишь, мякиш, финиш, мышь, камыш, детёныш, ешь, пьёшь, поёшь, идёшь, ландыш; ковш.

8. Заменить в словах первый звук на звук Ш:

9. Заменить в словах последний звук на звук Ш:

10. Игра на автоматизацию звука [Ш] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ш; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо. какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ш].

11. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

12. Ответить на вопросы, отчетливо произнося звук Ш:

Каша из пшена какая?

Сок из вишни какой?

Слон не маленький, а какой?

Компот из груш какой?

Конфеты из шоколада какие?

Шоссе не узкое, а какое?

Шапка из шерсти какая?

13. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ш] в названии выпавшей картинки.

14. Проговаривать слова с двумя звуками [Ш]:

Шишки, штанишки, шашки, шипишь, шутишь, пишешь, шьёшь, шумишь.

15. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ш].

16. Образовать родственные слова:

мышь – (мышонок, мышата, мышиный, мышка…)

лягушка – (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник…)

17. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ш]:

Дедушкины шахматы вишнёвый компот

новая подушка тихий шаг

швейная машинка пшённая каша

шумные пташки двойной шов

дубовый шкаф бабушкина шуба

пуховая шапка новая ушанка

18. ДИ «Сосчитай до 5»:

19. Проговаривать предложения:

Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено – второй абзац и т. д.)

У Маши шуба. У Яши машина. У Антоши шапка. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью. У Яши пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена.

У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка – вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке. Мама-мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки – мышата, у кошки – котята.

Шахматы и шашки у Даши в шкафу. Наша Даша под душем моет шею и уши. Дедушка и Яша едят пшённую кашу. У Антоши – машинка, а у папы – машина. Бабушка и мама готовят пышки. Наши шапки и шубы в дубовом шкафу. Паша едет на машине к дедушке и бабушке.

20. Послушать предложение, найти и исправить ошибки:

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашел Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

21. Проговаривать тексты:

Ландыши.

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей – и домой. Хороши ландыши.

22. Проговаривать чистоговорки:

Кот Шалун сидит на шторе,

Потому что Маша в школе.

Будет Маша после школы

Штопать шелковые шторы.

Петя, Петя, петушок,

Дам тебе пшена мешок,

Дам воды немножко,

Подойди к окошку.

Мышонку шепчет мышь:

– Ты все шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

– Шуметь я буду тише.

Кукушка кукушонку шьет капюшон,

Наденет кукушонок капюшон –

Как в капюшоне он смешон!

Кошка с кошелкой по улице шла.

Что же в кошелке кошка несла?

Чтоб бегать по лужам

23. Проговаривать скороговорки:

У нашего Мишки в мешке шишки.

Кукушка кукушонку купит капюшон.

Пышная подушка у Мишки под ушком.

На окошке кот Тимошка.

  1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М., 1999.
  2. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.
  3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.
  5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. – М., 2008.
  6. Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. – М., 1999.
  7. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.
  8. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М., 2011.
  9. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.
  10. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. – М., 1995.

Картотека упражнений по автоматизации звука (Ш)

Автор публикации Байрамгулова Лилия Салаватовна
учитель-логопед 2 квалификационной категории
МБДОУ дс общеразвивающего вида «Солнышко»,
Ханты-Мансийский автономный округ, Сургутский р-н, г.п. Федоровский

Артикуляционная гимнастика

  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________

Автоматизация изолированного звука [Ш]

  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренны м зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык

принимает форму ковшика или чашечки.

  • голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
  • Игра «Хлопни в ладоши»
    Объясните ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-то определенный звук. После этого, начинайте четко произносить сначала звуки, затем слоги и

    слова. А ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит нужный звук.

    Звуки: Ш, А, М, Ш, С, О, И, Ш, З, К, М, Ж, Р, Д, В, Ш, Г, Ш, Л, С и т.д.
    Слоги: ШО, ОМ, ША, МА, ВУ, ЛО, АШ, НА, КИ, ОШ, СА и т.д.
    Слова: шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка и т.д.

    Шарик лопнул. Он падает и шипит: «Ш-ш-ш». Пошипи вместе с ним.
    Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: «Ш-ш-ш…».

    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________

    Автоматизация звука [Ш] в слогах
    В прямых слогах:
    Повтори за мамой:
    ша — ша — ша шо — шо — шо ша-ши-шо-шу
    ши — ши — ши шу — шу — шу ши-шо-шу-ша
    ше — ше — ше шо-шу-ша-ши
    шу-ша-ши-шо
    шик шов шейх шок ширь.

    В обратных слогах:
    Повтори за мамой:
    аш-аш-аш ыш-ыш-ыш аш-ош-уш-ыш
    ош-ош-ош иш-иш-иш ош-уш-ыш-аш
    уш-уш-уш уш-ыш-аш-ош
    ыш-аш-ош-уш
    мышь, тушь, рожь[ш], уж[ш], ложь[ш], тишь.

    Покажи, каким был шарик сначала, обведи его по контуру и заштрихуй в заданном направлении. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не

    останавливайся и произноси: «Ш-ш-ш…».

    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________

    Автоматизация звука [Ш] в словах
    Повтори за мамой слова:
    шайба, шайка, шик, шея, шапка, шалун, шина, шевро, шелковица, шепот, шип, шифер, шейх, шевиот, шиньон, шериф, шок, шахта, шипит, шакал, шорох, шорты, шоколад, каша,

    вешалка, кошелек, ноша, баклуши, вишенка, порошок, лошадь, ошибка, мошенник, душок, ушанка, уши, башенка, пушок, пороша, ушиб, прошение.

    Закончи предложения:
    Я иду и ты … (идешь). Я пою и ты … (поешь). Я веду и ты … (ведешь). Я даю и ты … (даешь). Я ем и ты … (ешь). Я несу и ты … (несешь).

    Игра «Назови ласково».Ребенок называет, мама записывает.
    воля – волюшка, доля – ________, дума – ___________, кума – _________, зима – ________, камень – _________, солнце – _________, хлеб – ________, изба – ________,

    хозяйка – _________, штаны – __________, мать – ________, тётя – __________, дядя — __________.

    Давай подарим Пятачку много красивых шариков. Обведи по контуру каждый шар и заштрихуй в заданном направлении. Не забывай произносить: «Ш-ш-ш—

    шарик». Сосчитай, сколько шариков у Пятачка: «Один шарик, два шарика…».

    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________

    Автоматизация звука [Ш] в словах

    «Измени первый звук в слове»
    Внимательно послушай слово и замени в нем первый звук на звук [Ш].
    Тапка- __апка, жаль — __аль, мах -__ах, губы — __убы, мыло -__ило, бык -__ик, дар-__ар, майка-__айка, топот — __ёпот, чашка-__ашка, мышка-__ишка, парить-__арить,

    Повтори за мамой слоги со стечением согласных:
    шпа, шпы, шпэ, шпо, шпу, шма, шмы, шмэ, шмо, шму, шла, шлы, шлэ, шло, шлу, шна, шны, шнэ, шно, шну, шва, швы, швэ, шво, шву, шта, шты, штэ, што, шту, шкы, шкэ, шко,

    шку, шра, шры, шрэ, шро, шру.

    Повтори за мамой слова:
    шпаргалка, шпинат, шмыгать, штат, шпион, яшма, штатив, швед, кошма, штанга, шпана, шпик, шмякнет, башмак, штамп, швея, кошмар, шляпа, дышло, штопка.

    Змейки рисуют узоры на песке и шипят: «Ш-ш-ш». Сначала проведи по линиям пальчиком, а потом карандашом. Не забывай шипеть, как змейки.

    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________

    Автоматизация звука [Ш] в предложении

    Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука Ш.:
    У Миши машина и пушка. У шиповника шипы.
    Паша катает Мишу на машине. Даша пишет букву «Ш».
    Наташа вышивает подушку. Бабушка вышивает подушку.
    В шкафу шашки и шахматы. Малыши шагают в школу.
    Мышка убегает от кошки. Кошка лежит на подушке.
    Маша нашла шишку. Миша нашел ромашку.
    Алеша надел шубу и шапку. Алеша нашел шампиньон.
    Выучи скороговорку:
    Маше каша надоела, Маша кашу не доела.

    Обведи контуры мышек по точкам и дорисуй, повторяя чистоговорку: «Тише, мыши, не шумите. Нашу кошку не будите». Сколько мышек увидела

    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________

    Автоматизация звука [Ш] в предложении.

    Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука Ш.:
    Кукушка кукушонку шьёт капюшон, Кошка в окошке штанишки шьёт,
    Наденет кукушонок капюшон Мышка в сапожках избушку метёт
    Как в капюшоне он смешон!

    Выучи стихотворение:
    Мышонку шепчет мышь: – Мышонок шепчет мыши:
    – Ты все шумишь, шумишь! – Шуметь я буду тише.

    Повтори за маой чистоговорки:
    Ша-ша-ша — нет карандаша. Шо-шо-шо — нам гулять хорошо.
    Шу-шу-шу — я сижу и не шуршу. Ши-ши-ши — притихли малыши.
    Ше-ше-ше- подарили шарфик Даше.

    Проговори без запинки: «У Мишки шишки, шишки у Мишки…»

    Обведи контуры шишек. Рисуй и проговаривай слово «шишка».
    Раскрась картинку.

    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________

    Автоматизация звука [Ш] в тексте

    Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь.
    У Яшиного дедушки жила в клетке пушистая белочка. Яша назвал ее Пушинкой. Открыл раз Яша клетку, чтобы дать Пушинке орешек. Но шустрая Пушинка выскочила из клети и

    давай носиться по комнате. Вот она прыгнула к окну. А форточка была открыта.
    Как ты думаешь, что случилось потом? И чем закончилась эта история? Следи за произношением звука Ш.
    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Прочитайте ребенку рассказ. Для того чтобы он мог пересказать текст, помогите ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная

    цепочка предложений.
    Каша (цепной текст)

    Маша и Даша кушают пшенную кашу.

    Пшенную кашу варят из пшена.

    Пшено купила бабушка.

    Бабушка наварила горшок пшенной каши.

    Кашей накормили кошку.

    Артикуляционная гимнастика
    Упражнения:

    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________
    • _________________________________________________________________

    Автоматизация звука [Ш] в тексте

    Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь.
    Чтобы Даша научилась правильно поизносить звук Ш, бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это мишка, машинки, башенка, шашки,

    петушок, парашютик.
    Расскажи о том, как бабушка и Даша покупали эти игрушки в магазине. Следи за произношением звука Ш.
    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Дорисуй половинку каждого предмета. Что у тебя получилось?

    Пыхтит, как пышка, Тише, тише, Маша пишет.
    Наш пышный Мишка. Наша Маша буквы пишет.
    Плюшевому мишке А кто Маше помешает,
    Даша штопает штанишки. Того Маша догоняет.

    образование родственных слов:
    – мышь — (мышонок, мышата, мышиный, мышка…);
    – лягушка — (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник …)

    спряжение в настоящем времени:
    – шить штанишки плюшевому мишке,
    – шептать потешки кошке на ушко,
    – штопать капюшон кукушонку

    образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением по образцу:
    изба-избушка дума- мать- солнце- пятно-
    доля- кума- тетя- хлеб- дно-
    поле- зима- дядя- камень- окно-
    воля- штаны- хозяйка- батя- дед-

    Счет — 1 10
    – плюшевый мишка, плюшевый капюшон, плюшевая шапка.

    Мышка полем шла,
    Мышка грош нашла,
    Мышка шило купила,
    Мышка валенки подшила.

    Богат наш Ермошка,
    У него есть кошка.
    Вот как кошка на окошке
    Шьёт рубашку для Ермошки.

    ШТАНИШКИ
    Для маленького Пашки
    Наташа шьёт штанишки.
    В штанишках два кармашка,
    А на кармашках — мышки.

    МЫШКА
    Шишку мышка тянет в норку, Чтобы делать там уборку. Шишкой мышка скоблит пол. Будет гладким пол, как стол.
    ПРИХОДИ, ВЕСНА!
    Что ты ждёшь? Не жди,весна!
    Приходи! Ты нам нужна! Дружно мы возьмём бадью! Понесём её к ручью. Зачерпнём бадьёю воду
    И подарим огороду.
    (народная песенка)

    ЛЕТНИЕ ЦВЕТЫ
    На лугу горошек, кашка,
    А кувшинки у реки,
    Вдоль дорог цветут ромашки,
    А на поле — васильки.
    Колокольчик на опушке
    Мне кивает головой.
    Колокольчик на опушке
    Светло-синий, голубой.
    В огороде нашем
    Нет редиски краше.
    Как сочна, красна, кругла,
    Не смотрите, что мала.

    ПОДАРКИ
    Дед Мороз принёс подарки:
    Шашки, шахматы и марки,
    Кукол, мишек и машины,
    Две хлопушки и пингвина,
    Шоколадок полмешка
    И пушистого щенка.

    НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ
    Намою ладошку лист похож у клёна,
    Осенью — оранжевый, летом он зелёный.
    Словно перышки, листочки у рябинки,
    Что склонилась тихо над тропинкой.
    У осины листья, как монеты,
    У каштана — словно опахала,
    Было листьев очень много летом, Осенью их очень мало стало.

    ВЕРБА
    Самый первый день весны, Самый-самый первый.
    На опушке, у сосны, Распустилась верба.

    Кукушка кукушонку
    Купила капюшон.
    Как в капюшоне
    Он смешон.

    КОЛЫБЕЛЬНАЯ
    Серый козлёнок,
    Жёлтый утёнок,
    Ёжик-иглун,
    Зайка-скакун —
    К нам приходите,
    Сон приводите.
    Встаньте, зверюшки
    Ближе к подушке.
    Сон посерёдке,
    Тихий и кроткий.
    СНЕЖИНКИ
    На что похожи лёгкие снежинки?
    Ответить сложно, я скажу вам прямо.
    На звёздочки, на искорки, на льдинки
    И на салфетку, что связала мама.

    НЕНАСТЬЕ.
    Не пускают в гости Настю.
    На дворе с утра ненастье.
    Дождь косой стучит в окно,
    Даже днём уже темно.
    На газонах грязь и лужи,
    Ветер в лужах листья кружит.

    ЧТО ЗА ЧЕМ?
    За зимой весна, за летом осень,
    Отзвенит капель, придёт жара,
    А потом деревья листья сбросят,
    И наступит снежная пора.

    Бедный ёжик ёжится –
    Всё ему не можется.
    Посинеет кожица –
    Бедный ёжик ёжится.

    Жадная жаба на свете живёт,
    Жадность той жабе спать не даёт.
    Даже жутко — не одна
    Такая жадина она!
    Колыбельная
    Не кусай малышку, мошка!
    Не пугай детишек, кошка!
    Мышка, в норке не шурши!
    Дремлют наши малыши.
    С. Жихарева

    Жук и вол
    Жук жужжал, жужжал, жужжал.
    Вол лежал, лежал, лежал,
    А потом спросил: «Скажите,
    Почему Вы так жужжите?»
    Жук волу ответил с жаром:
    «Ясно, я жужжу недаром.
    Я живу и не тужу,
    Потому что я жужжу!»
    П. Воронько

    Простокваша
    Простокваши дали Клаше —
    Недовольна Клаша:
    — Не хочу я простокваши,
    Дайте просто каши.
    Дали вместо простокваши
    Нашей Клаше каши.
    — Не хочу я просто каши,
    Так — без простокваши.
    Дали вместе с простоквашей
    Каши Клаше нашей.
    Ела, ела Клаша кашу
    Вместе с простоквашей.
    Е. Благинина

    Плюшевый мишка
    Я взяла подмышку
    Плюшевого мишку.
    В ванну посадила
    И пошла за мылом.
    Оглянулась — ой, ой, ой!
    Расшалился мишка мой.
    Н. Журавлёв

    Петушок
    У Кирюшки петушок
    Петь умеет хорошо.
    Он с Кирюшкиной ладошки
    Ест и зёрнышки и крошки.
    Он немного поклюёт
    И «спасибо» запоёт.
    Е. Ровинская

    Кошки-мышки (цепной текст)

    У Алеши живет кошка Машка.
    Кошка Машка ловит мышек.
    Мышки убегают от кошки.
    Кошка большая, ловкая, она догоняет мышек.

    Картотека домашних заданий “Автоматизация звука Ш”
    картотека по логопедии (старшая группа) по теме

    Автоматизация звука “Ш” от изолированного до введения звука в самостоятельную речь.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    vylozhit.docx26.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Правильное положение органов артикуляции при произношении звука «Ш» – губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» со щелью, язык поднят вверх, воздух теплый, струя направлена вверх: Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш (длительно, выходит воздух из пробитого мяча).

    Задание 1:Хлопни в ладоши , если услышишь звук «Ш»: Р, С, Ш, М, З, Ш,Л,П, Ш, С.

    Задание 2: Выкладывать фигурки из палочек и произносить звук «Ш» столько раз, сколько палочек в фигурке:

    Задание 3: Четко произносить прямые слоги (следить за тем, чтобы звук «ш» произносился утрированно, протяжно). Проговаривать многократно.

    Задание 4: Четкое проговаривание слогов и слов за взрослым:

    Задание 5: Счет слов от 1 до 10 с загибанием пальцев (по образцу)- шайба, шапка, шахта.

    Образец: одна ш апка три ш апки

    две ш апки четыре ш апки и т. д. до10. Звук «Ш» произносить утрированно, с ударением.

    Задание 6: Деление слов на слоги(шап-ка, шу-ба, шай-ба), в каком слоге находится звук» Ш» в первом или во втором, произнеси этот слог.

    Задание 7 : нарисовать в тетрадке картинки (или приклеить готовые), в названии которых слышится звук «Ш»

    Задание1 : Длительное произношение звука «Ш» ( шипит гусь) ш ш ш ш ш ш ш…..

    Задание 2 :Выкладывать фигурки из палочек и произносить слоги: «ша», «шу», «ши», «ше», «шо»:

    Задание 3: Проговаривание слоговых рядов за взрослым:

    Задание 4 : Игра «Добавь слог» « ША» : ка…., лап…, ду…, афи…, гало…, Ма…, Да…, Па…, Ми…

    Задание 5: Четко произносить слова с ударением на слоге «Ша»: ш аг, шагом, шайба, шапка, шахта, шах, мышата, большая, ушанка, мешать, дышать, душа.

    «ШО» : ме ш ок, пушок, петушок, большой, мышонок, шов, шок.

    Задание 6: Счет слов от 1 до 10 с загибанием пальцев : мышонок, мешок, петушок .

    Задание 7: нарисовать в тетрадке картинки или приклеить готовые: петушок, мешок, мышонок.

    Задание1: Игра «Добавь слог «ШИ»: у…, мы…, малы…., камы…, ков…, напи…, шала…, ланды…, детены… .

    Задание 2: четко произносить слова с ударением на слоге «ШЕ »: шел, шелк, шепот, ушел, нашел, вошел.

    «ШИ»: шик , шило, шина, шип, шить, дыши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, ковши.

    Задание 3: Игра «Запомни, повтори за взрослым»:

    Шапка – шуба- шиповник-шепот

    Задание 4 : Счет слов от1 до 10 с выкладыванием спичек – лошадь, машина, ковш.

    Задание №1 :Четкое проговаривание слов без ударения на слоге: «ША» – шаги, шагать, ваша, наша, каша, шалфей, лошадь, вешалка, афиша.

    «ШИ »- шинель, шипеть, шиповник, шипы, уши, мыши, наши, ваши, калоши, тишина, шитье, баклуши.

    «ШЕ»- камешек, шелуха, тише, выше, башенка, вишенка, шептать, плюшевый, шептунья.

    Задание 2 : Четко, выделяя голосом звук «Ш», проговори каждое имя 3-4 раза : Миша, Маша, Даша, Наташа, Паша, Алеша, Илюша, Антоша, Глаша.

    Задание 3 : Игра «Я начну, а ты закончи»:

    Я иду, и ты……………(иде ш ь) Я плыву, и ты………(плыве ш ь)

    Я пою, и ты……………(пое ш ь) Я бегу, и ты………..(бежи ш ь)

    Я веду, и ты……………(веде ш ь) Я лечу, и ты……….(лети ш ь)

    Я шагаю, и ты……….(шагае ш ь) Я мою, и ты……….(мое ш ь)

    Я копаю, и ты ………..(копае ш ь) Я знаю, и ты………(знае ш ь)

    Задание 4: Счет слов с выкладыванием пуговиц: малы ш , кув ш ин, ш ала ш .

    Задание 5 : Подбери название слов (картинок) так, чтобы получилась короткая рифмовка:

    Вшин- вшин-вшин—–назову………..(кув ш ин).

    Ошка- ошка- ошка—–называю……..(ко ш ка).

    Ушка- ушка- ушка——назову…………(поду ш ка).

    Ышка- ышка- ышка—– называю…….(мы ш ка).

    Ашка- ашка- ашка——-назову…………( бука ш ка).

    Ишня- ишня- ишня——называю………(ви ш ня).

    Шина- шина- шина——назову…………(ма ш ина).

    Задание 6 : Четко произносить чистоговорки :

    Ша-ша-ша ——шапка, шахматы, лапша

    Ши-ши-ши——шина, шило, камыши

    Ша- ша- ша——я катаю малыша

    Ша- ша- ша——купаем малыша

    Задание №1 : Четко произносить слоговые ряды:

    Шка-шко-шку-шки ашк-ошк-ушк-ишк акш-окш-укш-ышк

    Шко-шку-шки-шко ошк-ушк-ишк-ашк окш-укш-ыкш-акш

    Шку-шки-шка-шко ушк-ишк-ашк-ушк укш-ыкш-акш-окш

    Шки-шка-шко-шку ишк-ашк-ушк-ошк ыкш-акш-окш-укш

    Задание №2: Подобрать родственные слова к слову: мышь – (мышонок, мышата, мышиный, мышка); лягушка – ( лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник). Знать родственные слова наизусть, при произношении четко выделять звук « Ш ».

    Задание №3: Четко произносить слова за взрослым: подошва, швея, швы, шведы, шкаф, шкатулка, школьник, шланг, шлем, шлепать, шлак, шмыгать, шпалы, шпагат, шпион, шпилька, шпулька, шпаклевка (голосом выделять звук « Ш »).

    Задание № 4: Деление слов на слоги под хлопки (см. задание №3)

    Задание №5 : Четкое проговаривание чистоговорок за взрослым:

    Шу-шу-шу——пилотку я ношу ше-ше-ше—–сидит утка в камыше

    Шу-шу-шу—–я значок ношу ше-ше-ше—–кошка в шалаше

    Шу-шу-шу—–помогите малышу ши-ши-ши—-Миша с Машей малыши

    Шу-шу-шу—–Маша кушает лапшу ши-ши-ши—-глубоко дыши

    Шу-шу-шу—–шубу новую ношу ши-ши-ши—–кашу ешьте малыши

    Задание №6 : Возьмите картинки мальчика и девочки, дайте им имена (Ми ш а и Ма ш а). Распределите между ними картинки как считаете нужным. Получившиеся сочетания слов произнесите 3-4 раза.

    Например: У Маши шапка ( шуба, кошка, шкаф) и так далее.

    У Миши машина (шахматы, шиповник ) и так далее.

    Задание №7 : Нарисовать в тетрадке около Миши и Маши их любимые картинки.

    Задание № 1 : Четко произноси обратные слоги за взрослым:

    Задание №2: Четко произносить слова с ударением на слоге «АШ»: ваш, наш, башня , пашня, кашка, букашка;

    « ОШ»: кошка, мошка, окошко, лукошко, ладошка, Антошка ;

    « УШ» : душ, тушь, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, макушка, квакушка, болтушка;

    «ЫШ» : вышка, мышка, пышка, малышка, камыш, малыш;

    Задание №3: Измени предложения по образцу:

    Образец : У Маши подушка. – Это Машина подушка.

    У Миши шашки. ——- У Даши кошка.——- У Наташи галоши.—–

    У Паши картошка.—— У Сани машина.—— У Катюши вишня.——

    У Сани ракушка.——– У Алеши катушка.—- У Маши пышка.——–

    Задание № 4 : Игра «Я начну, а ты закончи»:

    Я нашёл мы ш ку-малы ш ку. Я ма ш у ш апкой.

    Ты нашёл мы ш ку-малы ш ку. Ты…………………..

    Задание №5: Нарисовать в тетрадке или приклеить готовые картинки со звуком «Ш»

    Окошко, лягушка, малыш, башня, подушка, пушка .

    Задание №6 : Выучить наизусть, четко произнося звук «Ш»:

    Ко ш ка в око ш ке ш апку ш ьет,

    Мы ш ка в тапках избу ш ку метёт.

    Задание№1: Четко произносить слова с ударением на слоге «ЁШ»: даёшь, поёшь , лепёшка, пьёшь ;

    «ЕШ»: пешка, вешний, поешь ;

    «ИШ»: бишка, вишня, мишка, лишний, тишь, домишко ;

    «ЮШ»: плюшка, клюшка, конюшня .

    Задание№2 : Счёт слов от 1-до 10(с загибанием пальцев): пе ш ка, ми ш ка, плю ш ка.

    Задание №3 : Четко произнеси слова тройками :

    Задание №4: Игра «Назови ласково»:

    Задание №5: Четкое проговаривание словосочетаний за взрослым с нажимом на звук «Ш»:

    На ш а ш кола пы ш ная плю ш ка боль ш ой ш мель

    Ш вейная ма ш ина ш елковая ш аль п ш енная ка ш а

    Ма ш инный шов на ш а бабу ш ка ш ипение ко ш ки

    Ма ш инные ш ины Да ш ина ш апка боль ш ой ш каф

    Ш кольный ш каф шитьё шинели шиншилловая шуба

    Ш елуха ш иповника ш ипы ш иповника де ш ёвые кни ж ки

    Ш умят камы ш и ш утник ми ш утка боль ш ая ко ш ка

    Задание№1: Четко произнести чистоговорки за взрослым:

    Аш-аш-аш- шар, машина, карандаш ыш-ыш-ыш-у Кати камыш

    Аш-аш-аш-я точу карандаш ыш-ыш-ыш-упал малыш

    Аш-аш-аш-дайте карандаш ашка-ашка-летит букашка

    Ош-ош-ош-у меня нож ошка-ошка- на окошке кошка

    Уш-уш-уш—поломался душ ушка-ушка-лягушка-квакушка

    Уш-уш-уш- очень тёплый душ ышка-ышка-маленькая мышка

    Задание№2: Взрослый называет один предмет, а ребёнок- множество таких же предметов:

    Шалаш – шалаши шкаф -……. Башня -……… шляпа-………

    Камыш – камыши петушок -……… детёныш -…… ландыш……..

    Задание№3: Послушай пары слов, составь с ними предложения. Проговори их 3-4 раза.

    Шалаш – ландыши. Петушок – зёрнышки. Машина – шофёр. Воробышек – крыша. Шахматы – шкаф. Кукушка – гнёздышко. Ватрушка – лепёшка. Лошадь – мешки.

    Задание№4: Игра « Я начну, а ты закончи»:

    Я ношу новую шубу Я шепчу потешки кошке на ушко

    Задание№5: Выучить наизусть стихотворение «Мишутка»:

    Одеваем малыша, одеваем голыша.

    Шапку и шубку одеваем на мишутку.

    Задание №6: Нарисовать или приклеить в тетрадке картинку к стихотворению.

    Задание№1 : Чёткое проговаривание предложений за взрослым (выделять звук «Ш»):

    У Маши шляпа. У Алёши ландыши. Миша и Паша едут на лошадке. Малыши шагают в школу. Миша нашёл камешек. У шиповника шипы. Паша и Наташа не шумят. Алёша кушает пшенную кашу. У Миши новые шахматы. Мышонок упал в кувшин. Илюша гоняет шайбу. Алёше купили большую машину. Наш мишутка любит шутки. Готовит Наташа пшённую кашу. У нашей машины шипы на шинах. Идёт пешком мышонок с мешком. Маша и Даша шьют шубу Наташе. Маша вышивает подушку. Миша машет дедушке шапкой. Наш Антошка глядит в окошко.

    Задание№2: Измени предложения по образцу:

    Образец : У Маши подушка — Это Машина подушка.

    У Миши шашки ……………. У Илюши шайба………….

    У Паши шапка………………… У Маши плюшка…………

    У Наташи шуба……………… У Даши кошка…………..

    У Алёши вишни…………….. У Катюши мишка……….

    Задание№3: Исправь предложения:

    Наша мышка съела кошку. Ландыши очень любят бабушку. Лягушка боится мошки. На подушке лежит диван. Воздушный шар любит со мной играть. Кошка убегает от мышки. Каша готовит машу. Лошадка едет на Мише. Книжки любят малышей. Клюшкой забивают шапки. Подушка отдыхает на кошке.

    Задание№4 : Послушай предложения. Представь. Что предметов не один , два. Составь новые предложения и проговори их. Выделяя звук «Ш».

    Например: Одна мышка шумит под вешалкой.— Две мышки шумят под вешалкой.

    Одна кошка отдыхает на подушке.——— Одно пятнышко видно на шубе.———

    Одна шашка упала на кушетку.————— Один башмак валяется под шкафом.—–

    Одна шкатулка лежит в шкафу.————— Один школьник бежит в школу.——–

    Один мишка шумит на опушке.————– Одна кукушка кукует на опушке.———-

    Задание№5: Выучить наизусть стихотворение: «Шишка».

    Шумит на опушке Мишка – Топтыжка

    Шишка на макушке у бедного Мишки .

    ( нарисовать к стихотворению картинку).

    Задание№1: Игра «Я начну, а ты закончи»:

    Я—– ш топаю куку ш онку капю ш он Я—–ку ш аю ш околад

    Задание№2: Четкое проговаривание предложений за взрослым:

    У ко ш ки у ш ки на маку ш ке. Кошка ловит мышку. Малышка ела кашку ложкой. У Миши шапка-ушанка. Миша и Наташа шагают в ногу .Наша Даша никогда не шалит. На шубе виден шов. Я ношу новую шубу и шапку. Петушок, петушок выгляни в окошко. Миша моет шею и уши. Наташа шьёт на машинке кукле шапку. У Катюши на подушке вышита кукушка. Мошки и букашки мешают Гоше и Паше. Мы видели кошку под нашим окошком. На кухне кошка готовит лепёшки. Любит лепёшки котёнок Тимошка .

    Задание№3: Чётко, выделяя звук «Ш», произнеси каждую историю 3-5 раз. Затем повтори чистоговорки по ролям: взрослый – начало( ша-ша-ша), а ты- конец ( наша шуба хороша).

    Шуба : ша-ша-ша- наша шуба шороша, шо-шо-шо- в нашей шубе хорошо, шу-шу-шу- нашу шубу я ношу, ши-ши-ши – в нашей шубе попляши, ши-ши-ши – шейте шубы от души.

    Камыши: ши-ши-ши- зашумели камыши , ше-ше-ше- это утка в камыше, ша-ша-ша- выплывай из камыша, шах-шах-шах- нету утки в камышах, ши-ши-ши- что нам шепчут камыши?

    Задание№4: Выучить наизусть стихотворение «Мышки и пышки» :

    На столе лежали пышки, а в углу шумели мышки.

    Если б не было здесь мышки, были б целы эти пышки.

    (попросить ребёнка назвать из стихотворения слова со звуком «Ш», нарисовать к стихотворению картинку).

    Задание №5: Самостоятельное придумывание слов со звуком «Ш». ( записать в т етрадь )

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В картотеке подобран материал для домашних заданий по автоматизации разных групп звуков (в слогах, в словах, в совосочетаниях, в предложениях, в рассказах, в пословицах, в поговорках, в иг.

    Полезный материал для родителей.

    Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен.

    Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен.

    Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен.

    Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен.

    Картотека представлена в виде карточек формата А5. Задания постепенно усложняются и соответствуют этапам постановки и автоматизации данных звуков: слоги, слова, словосочетания, чистоговорки, предложен.

    Постановка и автоматизация звука Ш: речевой материал, комплекс артикуляционной гимнастики

    Есть дети, которые не могут произносить слова со звуком “ш”. О таких детках говорят, что они шепелявят. Этот дефект речи может стать причиной насмешек со стороны других детей, ведь при таком звучании слова похожи на шипение, искажается их смысл.

    Причины нарушения произношения звука ш

    Отсутствие, искажение звука “ш” в речи называют сигматизмом. Если он заменяется другими звуками, например, из слова «шапочка» получается «тапочка», это носит название парасигматизм. Существует 7 причин, почему не происходит автоматизация звука “ш”:

    • Межзубной сигматизм, при котором слова со звуком “ш” получаются с оттенком шепелявости. Объясняется это укороченной подъязыковой уздечкой из-за чего язык не достаёт неба или узостью этого самого нёба.
    • Боковой сигматизм: вместо твердого звука “ш” получается хлопающий. Трудности с произношением возникают из-за открытого бокового прикуса, слабости одной стороны языковой мышц, что возникает при дизартрии у детей.
    • Носовой сигматизм: ребёнку трудно произнести его из-за напряжения в задней спинке языковой мышцы, поэтому получается “х” с носовым произношением.
    • Губно-зубной парасизматизм: “ш” заменяется на “ф”. Малышам с неправильным прикусом трудно выговаривать звук “ш”. Также искажение возникает из-за нарушения фонематического слуха сниженного тонуса языка.
    • Призубной парасигматизм: подмена буквы “ш” на “т”. Причины те же, что и при губно-зубном парасигматизме.
    • Шипящий и свистящий парасигматизм — твёрдые звуки меняются на мягкие или вместо “ш” проговаривается “с”, “з”.

    Постановка звука ш

    Постановка звука “ш”, а именно — коррекция профиля звука “ш”, зависит от того, по каким причинам это происходит. Иногда правильная артикуляция звука Ш наступает после визита к ортодонту, который с помощью ортодонтических конструкций расширяет верхнее нёбо, исправляет прикус. Если с зубами норма или улучшение произношения не произошло после вмешательства стоматолога, нужны логопедические упражнения. В их основе лежит выработка правильного артикуляционного уклада звука “ш”.

    Правильная артикуляция

    Для постановки звука Ш важно понять, как должен размещаться язык:

    • он должен быть широким с приподнятым переднем краем к верху;
    • между языком и нёбом должна образоваться щель у верхних резцов;
    • в это же время боковые края тесно соприкасаются с коренными зубами верхней челюсти.

    Важное условие — абсолютная симметричность языка. Также важно положение губ: они должны складываться воронкой.

    Артикуляционная гимнастика

    Индивидуальное логопедическое занятие начинается с артикуляционной гимнастики для звука “ш”. Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:

    • «Бегемот»: широко открыть рот, считать до пяти, затем закрыть.

    • «Лягушка»: растянуть рот в улыбке, не меняя положения зубов.

    • «Трубочка»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их.

    • «Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

    • “Варенье”: облизывать широким языком в форме чашечки верхнюю губу.

    • “Кисточка”: водить языком по небу, от зубов к горлу.

    Дыхательная гимнастика

    Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:

    • «Воздушный футбол»: положить на стол ватный шарик и предложить забить гол воздушной струёй из рта. Для этого губы складываются трубочкой, а щёки не участвуют. Перед, как научить ребёнка этому упражнению, нужно придерживать щёки пальцами, чтобы он делал это на одном ровном выдохе.

    • “Бабочка села на цветок”: вырезать из цветного картона цветы и бабочек, соединить их нитью. Сдувать струей воздуха бабочек с цветов.

    Автоматизация звука ш

    Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.

    Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука Ш в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком Ш и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.

    Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях

    Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву “ш” на картинке, рассказать забавный стишок про букву “ш”.

    • Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где “ш” стоит сначала: ша, шо, шу.

    • После освоения идут обратные слоги — аш, уш и т. д.

    • Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками: што, шут, штат.

    • Слова на букву “ш” — следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком “ш” в конце и в середине.

    • Звук ш в словосочетаниях.

    • Звук ш в предложениях: начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.

    Если ребёнок уже читает, в качестве рабочего материала может послужить конспект индивидуального занятия, а именно — его фрагмент со слогами и словами, чтобы он читал их самостоятельно.

    Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках

    Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.

    Игры на закрепление звука

    У логопедов есть особая тактика в подходе к занятиям: ребёнку предлагают те задания, которые ему нравятся. Играющих детей в разы проще обучить, чем тех, которым скучно.

    Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:

    • «Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша — помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.

    • «Помоги мышонку»: сюжет игры — мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.

    • «Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка — прочитать сказку, верно произнеся звуки.

    Структура индивидуального логопедического занятия

    1. Артикуляционная гимнастика должна начинать каждое занятие. Это поможет подготовить мышцы языка, щёк, губ. Длительность этой части — около 5 минут.
    2. Повторение пройденного на предыдущем занятии. Если у ребёнка возникли трудности, стоит остановится на этом этапе и пройти его ещё раз.
    3. Если малыш выполняет задания легко, можно переходить к освоению более сложных этапов.
    4. Игры на закрепление материала.

    Общая длительность занятий не должна превышать 20-25 минут, чтобы малыш не потерял интереса к ним.

    Логопедические тетради

    Дополните занятия работой в логопедических тетрадях. Используйте материал на уроках и в качестве домашних заданий. Скачайте и распечатайте задания.

    Картотека заданий для автоматизации звука Ш

      li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
    • Учимся играя (4)
    • Автоматизация звуков (8)
    • Интересная литература (5)
    • Полезные упражнения для детей (11)

    Картотека заданий для автоматизации звука Ш

    Автоматизация звука Ш в словах

    Проговаривать слова со звуком «ш» в начале слова

    Шкаф, шнур, шпалы, шторы, школа, школьник, швея, шпоры, шкура, швабра, штука, шпага,
    Шар, шум, шок, шапка, шить, шуба, шина, шахта, шахматы, широкий, шея, шарф, шорты, шило, Шура

    Шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, шахматы, шорох, шёл, шёлк, шёпот, ширь, шило, шина, шить, шили, ширма, шум, шут, шуба, шутка, шуруп, шутить, шея.

    Шинель, шипеть, широкий, шиповник, швы, швея, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкура, шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа, шницель, шнурок, штаб, шмель, шпалы, шпагат, шпион, шпиль, штамп, штопать.

    Штора, штопор, штука, штурвал, штык, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, лапша, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл.

    Произносить (читать) слова парами.
    шапка – шакал каша – наша крыша – ваша
    Миша – Маша шутка – Мишутка шёпот – шов
    шина – шило мешок – пушок шары – шипы

    Проговаривать слова со звуком «ш» в середине и конце слов

    Ма-ша, Да-ша, Ми-ша, Па-ша, Лё-ша, ка-ша, ма-ши-на , вы-ше, ти-ше, пи-шу, но-шу, ко-шу, ды-шу, па-шу
    Мы-шка,пу-шка, поду-шка, лягу-шка, кату-шка, вы-шка, ко-шка,марты-шка, лепё-шка, карто-шка, петру-шка
    Мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, мишень, ошейник, решение, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, решили.
    Ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Алёша, Наташа, Андрюша, чешуя, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина.
    Душ, кыш, мышь, ваш, наш, этаж, саквояж, багаж, камыш, стриж, экипаж, нож, ёж
    Ваш, наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка, душ, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка.
    Вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка, камыш, малыш, Яшка, бляшка, гуляш, даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, трёшь, берёшь, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, пешка, орешки, вешний, внешний, поёшь, Бишка, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь.
    Башмак, башлык, кашне, каштан, ушли, петушки, бабушка, дедушка, ландыш, детёныш, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, тушканчик, донышко, пёрышко, пятнышко, брёвнышко, брюшко, полюшко, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь.

    Сосчитай до пяти.

    Один камыш, два камыша………….пять камышей.
    Один шалаш, два шалаша…………..пять шалашей.
    Одна шуба, две шубы……….………пять шуб.
    Одна школа, две школы………….…пять школ.
    Одно шило, два шила…………….…пять шил.

    Произносить (читать) слова парами.

    пышка – вышка кадушка – подушка
    школа – школьник камушки – кумушки
    шкаф – ушко пушка – мушка
    багаж/ш/ – гараж/ш/ кошки – мышка

    Запомни и повтори ряд слов.

    шум – шумный – шуметь шут – шутливый – шутить
    шаг – шагом – шагать шахтер – швея – штурм
    малыш – бабушка – дедушка штаны – рубашка – шуба

    Автоматизация звука Ш в предложениях

    Проговаривать предложения со звуком «ш»

    На вешалке шуба и пушистая шапка. Маша надела шарф. Паша пошёл в школу. Кошка ловит мышку. Мышка убежала от кошки. Машина везёт пшеницу. В мешке шишки. Дедушка режет картошку. Бабушка вяжет шарф. Миша завязал шнурки. Маша несёт в лукошке ёжика.

    Хороши в дорожку пирожки с горошком. Хороша Маша, да жаль что не наша. Шапка да шубка, вот и весь Мишутка. У Маши гамаши, у Мишки штанишки. Шесть мышат в норке шуршат. Тише, тише, не шумите, нашу Машу не будите. Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше.

    Наташа пишет. Вот Маша. У Маши шляпа. У Лёши ландыши. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. У реки камыши. Река широкая. Малыши шагают в школу. Школа большая. Ум хорошо, а два лучше. В гостях хорошо, а дома лучше.

    У Димы шапка – ушанка. Маша надела новую шубу. Алеша потерял шарф. Яша едет на лошадке. Даша не шали. Даша и Антоша шагают в ногу. Алеша подарил Маше цветные карандаши. Миша нашёл камешек. На дороге шумит машина. У шиповника шипы. Шипы колючие. Гриша и Миша гоняют шайбу. Лёша ел пшённую кашу. Дальше в лес – больше дров.

    Наш мишутка любит шутки. Готовит Наташа пшённую кашу. У нашей машины шипы на шинах. Идёт пешком мышонок с мешком. Маша и Даша шьют шубу Наташе. У Катюши на подушке вышита кукушка. Я нашла катушку у Маши под подушкой. Мошки и букашки мешают Гоше и Паше.

    Мама шьёт на швейной машине. У бабушки шёлковая шаль. Даша вымыла голову шампунем. В Машиной шкатулке много шпулек и катушек. Маша надела шубу, шапку, шарф, валенки и пошла гулять с Наташей. Алеша нашёл много волнушек и шампиньонов. В одно ушко вошло, а в другое вышло.

    Я по камушкам пошёл, шубу шёлкову нашёл. У Маши на кармашке маки и ромашки. Шапка да шубка – вот он, наш Мишутка. Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка. Метил в лукошко – попал в окошко. Тише, мыши, кот на нашей крыше. Зашумите – он услышит. Шапкой Мишка шишку сшиб. Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

    Клеить детские игрушки поручается Андрюшке. Со своим большим мешком еле-еле шёл пешком. Долго-долго крокодил море синее тушил. Уронила белка шишку, шишка стукнула зайчишку. Нет, твой голос не хорош, слишком тихо ты поёшь. Купался Иванушка у белого камушка. Двое пашут, а пятеро руками машут.

    Ленивой кошке мышей не поймать. Мал горошек, да кашу варит. По пташке и гнездышко. Шила в мешке не утаишь. Что посеешь, то и пожнёшь. Больше думай – меньше говори. Кошки нет дома – мышам воля. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

    Что напишешь пером, то не вырубишь топором. Нашему Вaнюшке всегда под ногами камешки. За работу пастушку дайте сыру-творожку. Дела на вершок, а слов на мешок. Тише едешь – дальше будешь. Душа ушла в пятки. Кому вершки, а кому корешки. Шагал шакал с кошёлкой, нашёл кушак из шёлка.
    Маша шьёт штанишки плюшевому Мишке.В шалаше шалят ребятишки.Маша ест пшённую кашу.Гриша и Миша гоняют шайбу.Даша надела широкий шарф.Ландыши хороши.Малыши шагают в школу.Миша и Паша едут на лошадке. Миша нашёл камешки.По шоссе идёт машина. Наташа пишет письмо Шуре.Паша и Наташа, прошу не шуметь.У Лёши ландыши и ромашки. У Маши шляпа и шарфик.У реки камыши и кувшинки. У шиповника острые шипы.Хороша уха из ершей.

    Автоматизация звука Ш в чистоговорках

    Ша-ша-ша- ша-ша-ша – наша Маша хороша.
    Ша-ша-ша – ша-ша-ша – Маша моет малыша.
    Шо-шо-шо- Шо-шо-шо- Паша пишет хорошо.
    Шо-шо-шо- Шо-шо-шо – мы рисуем хорошо.
    Шу-шу-шу- Шу-шу-шу – буквы на доске пишу.
    Шу-шу-шу- Шу-шу-шу – хорошо я их пишую.
    Ши-ши-ши- Ши-ши-ши – вот играют малыши.
    Ши-ши-ши- Ши-ши-ши – у них есть карандаши.
    Аш-аш-аш- Аш-аш-аш – это Мишин карандаш.
    Аш-аш-аш- Аш-аш-аш – это Машин карандаш.
    Ош-ош-ош- Ош-ош-ош – я на дедушку похож.
    Ош-ош-ош- Ош-ош-ош – я на бабушку похож.
    Уш-уш-уш- Уш-уш-уш – папа починил наш душ.
    Ша-ша-ша – нет карандаша.
    Шо-шо-шо – нам гулять хорошо.
    Шу-шу-шу – я сижу и не шуршу.
    Ши-ши-ши – притихли малыши.
    Ше-ше-ше – радостно душе.

    Про Таню
    Ша-ша-ша-ша,
    Наша Таня хороша.
    Шо-шо-шо-шо,
    И поет хорошо.
    Шу-шу-шу-шу,
    Поет песню малышу.
    Ши-ши-ши-ши,
    Любят песни малыши.

    Песня малышу
    Ша-ша-ша,
    Пойте с нами не спеша.
    Шу-шу-шу-шу,
    Поем песню малышу.
    Ши-ши-ши,
    С нами пели камыши.
    Шо-шо-шо,
    Получилось хорошо.

    Автоматизация звука Ш в пословицах

    Богатство, что вода: пришла и ушла.
    Большому кораблю – большое плаванье.
    В лес не съездишь – так на печи замёрзнешь.
    Дружба как стекло: разобьёшь – не сложишь.
    Зимою шубка не шутка.
    Не давши слово, держись, а давши, крепись.
    Нет лучшего друга, чем матушка.
    Поспешишь – людей насмешишь.
    С кем поведёшься, от того и наберёшься.
    Тише едешь – дальше будешь.
    Что посеешь, то и пожнёшь.
    Шила в мешке не утаишь.

    Автоматизация звука Ш в стихах

    Наша ёлка велика!
    Наша ёлка высока!
    Выше папы, выше мамы –
    Достаёт до потолка.

    *****
    Ленивая кошка не ловит мышей.
    Ленивый мальчишка не моет ушей.
    Ленивая мышка не выроет норку.
    Ленивый мальчишка не любит уборку.
    Ленивая мушка не хочет летать.
    Ленивый мальчишка не хочет читать!
    Что делать, скажите, добрейшей старушке,
    Когда завелись у старушки в избушке:
    Ленивая кошка, ленивая мышка,
    Ленивая мушка, ленивый мальчишка.

    *****
    В тишине лесной глуши
    Шёпот к Шороху спешит.
    Шёпот к Шороху спешит,
    Шёпот по лесу шуршит.
    – Ты куда?
    – К тебе лечу.
    Дай на ушко прошепчу
    Шу-шу-шу да ши-ши-ши.
    Тише, Шорох, не шурши,
    Навостри-ка уши –
    Тишину послушай.

    *****
    Ш-ш-ш. Тихонько притаитесь.
    Ш-ш-ш. Ни чуть не шевелитесь.
    В прятки в тишине играют –
    Лишь тогда вас не поймают.

    *****
    Шершень шустрый прилетел,
    Шершень на цветочек сел.
    Шершень посидит немножко
    И отправится в дорожку.

    *****
    Маша любит кушать кашу,
    Маша говорит Наташе:
    «Кашу кушать все должны,
    Каши детям всем нужны».

    *****
    Петушок, петушок, золотой гребешок.
    Масляна головушка, шелкова бородушка,
    Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,
    Детям спать не даёшь?

    *****
    Наша Маша хороша,
    Ходит Маша не спеша,
    Наша Маша маленькая,
    На ней шубка аленькая.

    *****
    Мышка в кружечке зелёной
    Наварила каши пшённой.
    Ребятишек дюжина
    Ожидает ужина.

    *****
    На кухне кошка готовит лепёшки.
    Любит лепёшки котёнок Тимошка.

    *****
    Вышивает Даша мишку,
    Маша вышивает мышку.

    *****
    Две букашки на опушке
    Шьют мышатам по подушке.

    *****
    Миша и Паша шайбу гоняют,
    Маша и Даша им не мешают.

    *****
    Шагают по опушке мышки,
    Под мышками у мышек книжки.

    *****
    Школьник, школьник, ты силач:
    Шар земной несёшь, как мяч.

    *****
    Петушок, петушок!
    Подари мне гребешок!
    Ну, пожалуйста! Прошу!
    Я кудряшки причешу.

    *****
    Затихает шорох шинный,
    Наступает час мышиный.
    Ночью пусть пируют мыши:
    Тише, тише, тише, тише.
    (И. Токмакова)

    Воробей
    – Воробей, чего ты ждёшь?
    Крошек хлебных не клюёшь.
    – Я давно заметил крошки,
    Да боюсь сердитой кошки.
    (А. Тараскин)

    Мыши
    Наши мыши – ваших тише,
    Не шуршат по погребам.
    К вам не ходят наши мыши.
    Не пускайте ваших к нам.
    (В. Степанов)

    Птичка
    Птичка под моим окошком
    Гнёздышко для деток вьёт,
    То соломку тащит в ножках,
    То пушок во рту несёт.

    Миша пишет
    Вот детишки Маша, Миша.
    Маша меньше, Миша выше.
    Миша Маше что-то пишет.
    Отгадай, что пишет Миша.

    *****
    Пять ребят живут в избушке,
    Пять маслят вблизи опушки.
    У масляток – шапочки
    У ребяток – тапочки.

    Мышь как мышь
    Мышь как мышь, сама с вершок!
    Влезла мышка на мешок.
    Позвала к себе мышат.
    Пусть крупою пошуршат!
    Пошуршать бы пошуршали!
    Только кошки помешали…
    (Г. Лагздынь)

    Бабушка
    У бабушки нашей хватает забот:
    Для Тани с Наташей и вяжет, и шьёт.
    Читает им книжки, поёт перед сном,
    Гулять ребятишек ведёт перед сном.
    (З. Александрова)

    Мышки
    Пляшут мышки – шалунишки,
    Кто на чашке, кто на крышке.
    Тише, тише, тише, мышки,
    Не мешайте спать братишке.
    (А. Стародубова)

    *****
    Шумит на опушке
    Мишка Топтыжка.
    Шишка на макушке
    У бедного мишки.

    *****
    Пишет школьник Паша:
    Шапка, шайба, каша,
    Мышка, мошка, шутка,
    Шахматы, Мишутка.

    *****
    У Маши – котёнок Тимошка,
    У Миши – мышонок Тотошка.
    Не могут Тотошка с Тимошкой
    Не шуметь хотя бы немножко.

    *****
    Шубу, шапку и калоши
    Мы найти никак не можем.
    Вот такие шутки
    У нашего Мишутки!

    Мышонок и мышь
    Мышонку шепчет мышь:
    – Ты всё шуршишь, не спишь!
    Мышонок шепчет мыши:
    – Шуршать я буду тише.
    (А. Капралова)

    Лягушата
    У речушки, вдоль опушки,
    Мимо вспаханных полей
    Шли ленивые лягушки
    В гости к бабушке своей.
    (И. Демьянов)

    Шишки у Мишки
    Бросил палку сверху Мишка.
    – Падай в шапку с ёлки, шишка!
    Шишка – хлоп по голове.
    Стало шишек сразу две.
    (Е. Петрищева)

    Ручеёк
    – Ручеёк, куда спешишь?
    – К речке, к речке, мой малыш!
    – Ручеёк, когда ты спишь?
    – Никогда не сплю, малыш.
    (Г. Виеру)

    Пекарь
    Я песок мешаю с глиной, как муку.
    На горячем камне к ужину пеку:
    Крендель для матрёшки, клоуну – лепёшки,
    Пряники для мишки, заиньке – коврижки.
    (Г. Ладонщиков)

    Ромашки
    Есть на новом платье у меня кармашки.
    На кармашках этих вышиты ромашки.
    Ромашки, ромашки – будто луговые.
    Ромашки, ромашки – прямо как живые.
    (М. Пляцковский)

    Везёт нас лошадка
    Везёт нас лошадка, лошадка, лошадка –
    Ни шатко, ни валко, ни валко, ни шатко.
    Стегнуть бы кнутом бы лошадку,
    Да – жалко.
    (А. Шибаев)

    Мошки
    Облепили лампу мошки,
    Греют тоненькие ножки.
    Осторожно, мошки!
    Обожжёте ножки!
    (В. Лунин)

    *****
    На лугу поспела кашка.
    Кашку ест корова Машка.
    Машке нравится обед:
    Ничего вкуснее нет!
    (А. Шибаев)

    Когда играешь сам
    Когда один играешь, танцуешь и поёшь,
    То маме не мешаешь и ныть перестаёшь.
    Тогда рисуешь, пишешь, сидишь в углу, как мышь.
    И шума не услышишь, хотя весь день шумишь.

    Ромашки
    Нарядные платьица, жёлтые брошки,
    Ни пятнышка нет на красивой одёжке.
    Такие весёлые эти ромашки –
    Вот-вот заиграют как дети, в пятнашки.
    (Е. Серова)

    Лягушки
    На старой кадушке
    Сидели лягушки
    Зелёные ушки,
    Тупые макушки.
    Я к ним подошёл,
    Они в воду бултых!
    И нечего больше
    Сказать мне про них.
    (В. Степанов)

    Семейка
    Мышка в кружечке зелёной
    Наварила кашки пшённой.
    Ребятишек дюжина
    Ожидает ужина.
    Всем по ложечке досталось,
    Ни крупинки не осталось!
    (С. Маршак)

    *****
    Шорох, шептанье, шум под окном,
    Шлёпанье лёгкое…Кто это – гном?
    Шшш! Там за шторами, возле окна,
    Шустрым мышонком шуршит тишина.
    (В. Лунин)

    *****
    Петушки распетушились,
    Но подраться не решились.
    Если очень петушиться,
    Можно пёрышек лишиться.
    Если пёрышек лишиться,
    Нечем будет петушиться.

    Автоматизация звука Ш в текстах

    Перескажи тексты, чётко проговаривая звук Ш.

    Шалун Миша

    Миша – шалун. Шалил с кошкой. Кошка мяукала. Бабушка отняла кошку.
    Ушёл Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошёл Миша домой.

    Яша и Алёнушка

    Ушла мама в аптеку. Дома Алёнушка и Яша. У Яши башня, катушка и пушка. У Алёнушки матрёшка и кукла Малышка. Матрёшка на подушке. Взяла Алёнушка Малышку. Стала кормить её кашкой. Потом надела на Малышку рубашку, башмаки.
    А Яше надоели игрушки. Катушку он отдал кошке. Катает кошка катушку. Идёт Яша на кухню. Берёт ватрушку и даёт кошке. Посмотрел в окошко. Видит Яша, что идёт мама.
    Пришла мама. Она довольна, что Алёнушка и Яша играют.

    Кошка и мышка

    Ушли все из дома. А кошка была дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Но кошка поймала мышку.

    На опушке

    Ходила Алёнушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла на опушку леса. Там росли ромашки. На ромашках сидели букашки. Недалеко речушка. У речушки камыши. Там квакают лягушки. На дереве сидит кукушка. Присела Алёнушка на брёвнышко. Отдохнула и пошла домой.

    Ландыши

    Ландыши любят тень под дубками. Подойдёшь к месту, где ландыши. Ландышей видимо–невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвёшь ландышей – и домой. Хороши ландыши!

    Автоматизация звука Ш в скороговорках

    Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
    Мышь широкими шагами шаркала по мостовой.
    В камышах шуршат мышата,
    Шумно плещутся в ушатах.

    Широкие шины
    Шикарной машины
    Бесшумно шуршат по шоссе.

    Сшила Шура шикарную шубу.

    Кукушка кукушонку купила капюшон.
    Надел кукушонок капюшон.
    Как в капюшоне он смешон!

    Загадки “Звук Ш”

    Выучить загадки.
    Старушка ползёт, избушку везёт. (Улитка)

    Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)

    Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыши)

    Висит груша нельзя скушать. (Лампочка)

    На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.(Одуванчик)

    Пляшет крошка, а у крошки всего одна ножка. (Юла)

    Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

    Под кочкою крошка, только шляпка да ножка. (Гриб)

    Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится.(Яма)

    В большой избе – избушка, а в избушке – щебетушка. (Птица в клетке)

    Решила раз шалунья – кошка
    Со мною поиграть немножко.
    По комнате меня катала,
    На мне все нитки размотала.
    (Катушка)

    Угадайте, что за шапка – меха целая охапка.
    Шапка бегает в бору, у ствола грызёт кору. (Заяц)

    Идёшь, идёшь, конца не найдёшь. (Дорога)

    Под крышей ножки, а на крыше суп да ложки. (Стол)

    Голова на ножке, в голове – горошки. (Мак)

    Сидит на крыше всех выше и дымом дышит. (Труба)

    Кто стоит на крепкой ножке
    В бурых листьях у дорожки?
    Встала шапка из травы,
    Нет под шапкой головы!
    (Гриб)

    С неба падают ледышки,
    Прямо падают в ладошки.
    Есть ледышки меньше крошки.
    Есть ледышки больше шишки.
    (Град)

    Не смотрел в окошко – был один Антошка.
    Посмотрел в окошко – там второй Антошка!
    Что это за окошко, куда смотрел Антошка?
    (Зеркало)

    Автоматизация звука Ш

    Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук.

    Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.

    Артикуляция звука [ш]:

    – губы округлены и выдвинуты вперёд;

    – язык в форме «чашечки» поднят вверх к «бугорочкам» за верхними зубами;

    – боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;

    – воздух идёт тёплый (проверить рукой).

    Произносить звук [ш] изолированно (перед зеркалом):

    Следим за тем, чтобы щёки при произношении звука не надувались!

    Повторяем слоговые цепочки:

    ша – шо – шу – ши ша – шу – ши – шо

    ша – шо – ша – шу ши – ша – шу – ши

    аш – ош – уш – ыш яш – ёш – юш – иш – еш

    аш – яш – уш – юш яш – ёш – юш – уш

    Упражнение «Доскажи слово» – скажи «ши»

    каранда- гру- кры- малы-

    Упражнение «Доскажи слово» – скажи «ша»

    Гри- гру- кры- ни- лап-

    Упражнение «Доскажи слово» – скажи «шка»

    лягу- бабу- деду- игру-

    Закрепляем произношение звука Ш в словах:

    а) в начале слова:

    Шаг шахта шайба шавка шакал шалить

    шахтёр шапка шарф шампунь шаль шашки

    Шить шина шило шиповник шишка шипеть

    Шутка шутит шум шуба шут шуруп

    шкаф школа шляпа шланг шлюпка шкатулка

    шлем штиль шпион штука шкаф штаб

    шкала швабра швед швея швы шнурок

    шалаш, шалишь, шумишь, шипишь, шутишь, шьёшь, шашки, шишки, шашлык, шершень, шершавый.

    Повторить словосочетания:

    школьник в школе шёлковый шарф

    шапка в шкафу шахтёр в шахте

    шампунь с шалфеем шершавые шишки

    Звук Ш в начале слова в ряду слов

    Перечень слов: шина, шар, шиповник, шнур,
    шуба, шахматы, шампур.

    Перечень слов: шайба, шарф, шезлонг, шалун,
    шершень, шоколад, шампунь.

    Упражнение «Шура и Даша».

    Взрослый говорит за Шуру, ребёнок за Дашу, затем наоборот.

    Шура шёл, шёл, шел и грушу нашел.

    Даша шла, шла, шла и шубку нашла.

    Шура шел, шел, шел и лукошко нашел.

    Даша шла, шла, шла и кошку нашла.

    Шура шел, шел, шел и подушку нашел.

    Даша шла, шла, шла и катушку нашла.

    Шура шел, шел, шел и пышку нашел.

    Даша шла, шла, шла и шишку нашла.

    Шура шел, шел, шел и ромашки нашел.

    Даша шла, шла, шла и шашки нашла.

    Шура шел, шел, шел и шиповник нашел.

    Даша шла, шла, шла и букашку нашла.

    б) в середине слова:

    Произносить слова:

    наша каша ниша мыши ушиб ваша

    пишу дышу гашу ношу машу тушу

    мешок пушок нашёл вошёл пошёл леший

    петушок мышонок вешалка лошадка кувшинка лягушонок

    уши мыши груши галоши малыши карандаши

    мышка кушетка мышеловка башлык рубашка

    кошка лягушка кукушка бабушка пушка

    мешки башмаки каштаны башня Пушок

    вы шка душно подошва

    Упражнение “Послушай, запомни, повтори”

    Вышка – мышка – пышка

    Петушок – ремешок – гребешок

    Шина – машина- крушина

    Подушка – лягушка – ватрушка

    Малышка – мартышка – покрышка

    Ладошка – окрошка – картошка

    Матрешка – рыбешка – лепешка

    Повторить словосочетания:

    каша из пшена большой мешок

    шуба на вешалке шалаш из камыша.

    в плошке кашка каштаны в шкатулке

    каша для кошки большая подушка

    Звук Ш в середине слова в ряду слов

    Перечень слов: Кошка, подушка, пушка, девчушка,
    ложка, матрешка, лягушка, катушка.

    Упражнение «Павлушкины игрушки»

    Мама купила Павлушке игрушки,

    Эти игрушки любит Павлушка.

    Кукла-малышка и плюшевый мишка,

    Желтый домишко для кулы и мишки.

    Шумная пушка оглушит ушко,

    Потешный котишка – шалун и плутишка,

    Вот неваляшка – шатун и дурашка,

    Вот черепашка – большая рубашка,

    Лошадка-игрушка катает Павлушку,

    Матрешка-игрушка прячет подружку,

    Вот кошка Машка, кошка-милашка,

    Игрушка-рыбешка ныряет немножко.

    Иванушка пляшет да ручками машет,

    Машина для мишки и куклы-малышки.

    Игра «Угадай, что в мешке?»

    Предметы: мишка, карандаш, шарик, камешек, шнурок, лягушка, губная гармошка, мышка, погремушка и др.

    Упражнение «В шкафу»

    У Маши в шкафу кошка, а у Паши матрешка.

    У Маши в шкафу чашка, а у Паши рубашка.

    У Маши в шкафу мишка, а у Паши мартышка.

    У маши в шкафу пушка, а у Паши ракушка,

    У Маши в шкафу грушка, а у Паши ватрушка.

    У Маши в шкафу ложка, а у Паши лепешка.

    У Маши в шкафу мешок, а у Паши ремешок.

    ваш наш душ тушь мышь тишь

    камыш малыш голыш гуляш финиш мякиш ландыш

    пьёшь идёшь поёшь даёшь льёшь поёшь

    видишь пилишь купишь копишь валишь делишь

    шьёшь пишешь шалишь шумишь мешаешь пляшешь

    Звук Ш в конце слова в ряду слов

    Перечень слов: ландыш, ковш, камыш, шалаш,
    мышь, малыш, душ, карандаш.

    Звук Ш в различных позициях в ряду слов

    Перечень слов: Шляпа, машина, дедушка, книжки,
    нож, петушок, мышка, штанишки.
    (звук ж в словах оглушается и произносится как звук Ш)

    Перечень слов: Груша, домишко, малышка, рубашка.
    Шапка, лошадка, коровушка, чашка.

    Упражнение «Что у кого?»

    Читайте также:  Ищите ключ к себе - приемы саморегуляции
    Ссылка на основную публикацию