Приёмы, ускоряющие автоматизацию звука

Как быстро автоматизировать звуки

Ускоряем процесс автоматизации звуков

Автор статьи:

учитель-логопед

Головченко Антонина Витальевна

Работа на логопункте требует от логопеда интенсивного использования времени для автоматизации поставленных звуков. Это обусловлено в первую очередь большим количеством детей (25 человек) и сложными диагнозами (ФФН), при которых необходимо помимо постановки и автоматизации звуков, ещё и проводить работу по развитию фонематических процессов. Времени на всё катастрофически не хватает, как ускорить процесс автоматизации? Как быстро автоматизировать звуки? Предлагаю простое и эффективное решение: можно объединить нужные звуки в одном слове, подобрав необходимые слова.

Практикующие логопеды могут оформить данный материал в удобном формате для распечатывания и вклеивания в домашние тетради для работы с родителями.

Чаще всего у детей бывают нарушены шипящие звуки и соноры. Предлагаю вашему вниманию подборку слов для быстрой автоматизации звуков «Л», «Р» и шипящих звуков в одном слове, словосочетаниях и предложениях.

Проговаривать «Л» и «Ш» в словах:

Ложь, шлак, шёлк, Луша, шило, шпалы, лошадь, малыш, ландыш, шакал, лапша, Глаша, шалаш, клуша, башлык, шалфей, ложка, шашлык, шомпол, шалун, малыш, плошка, вкладыш, флешка, слушать, стеллаж, шоколад, галоши, ладошка, хлопушка, ладушки, вешалка, кошёлка, гнилушка, клавиши, милашка, лодыжка, прошлое, галушки, солнышко, толстушка, хохлушка, шлагбаум, волнушка, лукошко, шиншиллы, крылышко, Золушка, горлышко, оладушки, Белоснежка, соловушка, раскладушка, сладкоежка.

Проговаривать «Л» и «Ж» в словах:

Жезл, лужа, лыжи, жало, ложа, жилы, жалость, лужок, жёлтый, жёлудь, поклажа, служить, доложить, положить, лыжник, должность, флажок, служба, баклажан, лужайка, положить, ложечка, булыжник, заложник, желтуха, жимолость, пожалуйста, наложница, положение, одолжение, предложение.

Проговаривать «Л» и «Ш», «Ж» в словосочетаниях:

Большая лужа, шалаш из соломы, спелый баклажан, столовая ложка, кушать лапшу, холодный шашлык, белый шарфик, бежевое платье, на ужин салат, сладкое пирожное, шоколадные конфеты, большой слон, золотые серёжки, молодой жираф, голодный шакал, пушистая белочка, душистое мыло, шёлковое платье, полосатая пижама, глубокая лужа, смешной клоун.

Проговаривать «Л» и «Ш», «Ж» в предложениях:

На небе взошла луна. На берег набежала волна. У Маши велосипед. На лужайке ландыши. Слава пошёл в школу. Миша плывёт на лодке. Лыжник едет по лыжне. Паша на ёлке увидел белочку. Наташа купила куклу. Бабушка сделала молочную лапшу. Луша положила масло в кашу. У Клавы большое яблоко. Саша положил пижаму в шкаф на полку. Гриша служит на флоте. Малыш хлопает в ладоши.

Проговаривать «Р» и «Ш» в словах:

Шар, шнур, шарф, шифр, Шрек, шрам, брошь, ёрш, марш, грош, рожь, морж, шторм, Шура, шуруп, шары, шорты, шарфы, сторож, страшно, Гриша, ширма, крыша, груша, гроши, крошки, стрижка, стружка, кружка, горшок, гараж, мираж, крышка, коршун, страшно, маршрут, хорошо, старушка, гармошка, ватрушка, сторожка, горошек, ромашка, рубашка, картошка, ракушка, фуршет, окрошка, подружка, варежки, барышня, мартышка, боярышник, кириешки, горошина, замарашка, раскладушка, украшение.

Проговаривать «Р» и «Ж» в словах:

Жар, жир, ружьё, жираф, Жора, пожар, кружок, баржа, жара, прыжок, рожок, дружок, коржик, кража, биржа, грыжа, стража, моржи, журнал, журавль, вражда, кружево, крыжовник, жаровня, пирожок, творожок, миражи, гаражи, инженер, пожарный, жаворонок, пирожное, мороженое.

Проговаривать «Р» и «Ш», «Ж» в словосочетаниях:

Широкая дорога, жёлтая груша, шерстяной шарф, большая кружка, красивые шары, играть на гармошке, рвать ромашки, собирать крыжовник, в огороде картошка, шоколадное мороженое, красная пижама, пирожок с картошкой, чёрные варежки, заварное пирожное, бежевый сарафан, жестяная крыша, хорошая подружка, у сторожа ружьё, огромная башня.

Проговаривать «Р» и «Ш», «Ж» в предложениях:

Пожарные тушат пожар из шлангов. В Африке живут разные животные: жирафы, носороги, крокодилы. Бабушка связала красивый шарф и варежки для Антошки. На базаре продают разные фрукты: груши, персики, инжир. У Гриши отвёртка и шурупы. У Жоры красивая стрижка. Женя раскрашивает картинки в журнале. У Шуры три воздушных шара — оранжевый, красный и розовый. Мама сшила Маше кружевной сарафан.

Как правильно автоматизировать звуки?

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок не может правильно произнести звук в слове, хотя изолированно он с легкостью его произносит. Здесь необходима работа над автоматизацией звука. Логопеды Центра Речи в Зеленограде помогут Вашему ребенку правильно автоматизировать звук.

Познавательная страничка

Перед тем как автоматизировать звук, необходима его постановка!

Занятия с логопедом помогут вашему ребенку правильно поставить и автоматизировать звуки. Вы можете получить высококвалифицированную помощь логопеда в Зеленограде.

Постановка звука – это процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции.

Правильная постановка звука очень важна! .Неверное или нарушенное звукопроизношение может стать причиной следующих заболеваний:

  • дисграфия — различные нарушения письменной речи, автоматическая перестановка букв во время письма, подмена букв и прочее;
  • дислексия — невозможность адекватно читать текст и складывать буквы в связный текст;
  • дислалия — серьезные нарушения в произношении тех или иных звуков.

Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука.

Любое автоматизированное движение мышц сначала выполняется с участием сознания , многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «автоматизм».

В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя!

Мама будет Логопедом

Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука не забывайте выполнить с ребенком артикуляционную гимнастику !

Копилка знаний

Тренируйте с ребенком плавный речевой выход!

Консультация у логопеда в Центре Речи предполагает обследование всех сторон речи: звукопроизношения, фонетики и фонематических процессов, связной речи, лексики, грамматики (словоизменения и словообразования).
На консультации выявляются индивидуальные особенности развития речи (онтогенез) при различных нарушениях речи. Дается характеристика взаимовлиянию речи и личности ребенка. Определяются особенности формирования речи у детей с различными отклонениями развития (нарушения интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата).
Выясняются причины, механизмы, структура и симптоматика нарушения речи. Определяются приемы и методы преодоления нарушений речи при различных речевых патологиях (ФФН, ОНР, заикании) и при нарушениях речи у детей с различными отклонениями в развитии (нарушения интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата).

Большую популярность среди подростков и взрослых приобретает дистанционное обучение. Для некоторых это непривычно, другие наоборот предпочитают именно этот тип связи с учителем. Теперь технологии дистанционого обучения доступны детям с 3-4 лет

Открыта запись на Логоинтенсив (начало 11 июня)

Если вашему ребёнку от двух до четырёх лет и, он до сих пор не говорит, или говорит мало на непонятном своем языке, не ждите, что само все наладится. Обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему «Одежда»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему «Одежда»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe_na_temu.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему «Одежда»

Цель – формирование представлений об одежде, её назначении.

Расширить и активизировать словарь по теме.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные; учить согласовывать существительные в роде, подбирать антонимы.

Учить составлять распространенные предложения.

Развитие зрительного внимания и восприятия, мелкой и общей моторики, координации речи с движением.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением одежды, мяч, разрезные картинки с изображением одежды.

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.
  1. Беседа об одежде.

Логопед: Ребята, как вы думаете, откуда берется одежда? Как одежда попадает в магазин? Откуда ее берут? Вся одежда, которую мы с вами носим каждый день, сшита руками мастериц. Одежду шьют на фабрике. Люди этих профессий портной и швея. Одежду шьют из разных тканей: из меха, драпа, льна, хлопка.

Логопед: Я буду бросать вам мяч и задавать вопросы, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.

– Где продают одежду?

– Кто работает в магазине?

– Где шьют одежду?

– Что делают в магазине?

– Кто покупает одежду?

– Какая одежда бывает?

  1. Игра «Скажи правильно»

Логопед: Как вы думаете, в какое время года носят шубу, штаны, свитер?

Логопед: Как можно назвать одежду, которую носят зимой?

Логопед: В какое время года можно носить куртку, рубашку, кофту?

Дети: Осенью, весной.

Логопед: Если одежду носят осенью, то она называется.

Дети: Осенняя одежда.

Логопед: Когда, в какое время можно носить сарафан, шорты, майку?

Логопед: Если одежду носят летом то она…

Жили-были в домике

Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Стали гномики стирать:

Микки умница был,

Всем водичку носил.

(Сжимают и разжимают кулачки)

(Загибают пальчики, начиная с большого)

(Разгибают пальчики, начиная с мизинца)

(Трут кулачки друг о друга)

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Логопед: Ребята, сейчас я буду называть слова, а вы скажете наоборот.

Воду в тазик мы налили

И одежду намочили.

Мылом мылили, стирали,

А теперь всё отожмём,

Развесим на верёвку,

Прищепкой щёлкнем ловко.

Дети имитирую движения в соответствие с текстом.

Логопед: Молодцы, теперь посмотрите на картинки. Скажите, из чего шьют одежду?

Шуба из меха, какая? Меховая.

Свитер из шерсти, какой? Шерстяной.

Блузка из шелка, какая? Шелковая.

Футболка из трикотажа, какая? Трикотажная.

Майка из хлопка, какая? Хлопковая.

  1. Складывание разрезных картинок.

У каждого ребенка конверт с разрезанной одеждой на 4,6,8 частей. Проверка.

Логопед: Ребята, о чем мы сегодня разговаривали? Где шьют одежду? Какая ваша любимая одежда?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно.

Предлагаю вашему вниманию конспект проведенного мною занятия в старшей логопедической группе.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.Лексическая тема: «Осень. Деревья.».

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.Лексическая тема: «Осень. Деревья.».

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе Лексическая тема «Новый год». Звуки к, кь. Автоматизация звука ш. Коррекционно-образовательные цели. Закрепление .

Закрепление правильного произношения и различения звуков [р] [р’] в словах.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему: «Зима. Праздник Новый год&raquo.

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе для детей с ОВЗ по теме: «Одежда»

Конспект открытого занятие по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе для детей с ОВЗ.

Тема: «Одежда»

  • Формирование лексико-грамматического строя речи.
  1. Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит.
  2. Закреплять в речи существительное с обобщающим понятием одежда, уточнять и расширять словарь по теме.
  3. Совершенствовать умение образовывать формы родительного падежа имён существительных, согласовывать прилагательные с существительными.
  • Развивать фонематический слух, диалогическую речь, артикуляционную, тонкую и общую моторику, зрительное внимание, темп и ритм речи.
  • Формировать навык сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
  • Разрезные предметные картинки с изображениями одежды (штаны, рубашка, юбка, футболка, кофта, куртка). Плюшевый зайка. Дидактическое пособие «Оденем куклу». Предметные картинки с изображениями одежды (свитер, куртка, брюки, варежки, шарф).
  • Разучивание упражнения «Стирка», рассматривание одежды и её деталей.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед приветствует детей и раздаёт им половинки предметных картинок с изображениями одежды.

Логопед. Подойдите к столу и найдите на нём половинки своих картинок. Может сесть тот, кто составит свою картинку.

Дети находят половинки картинок, составляют их, садятся.

Логопед. А теперь расскажите, что у вас на картинках.

Сначала послушайте, как это сделаю я.

Логопед. У меня штаны. Они красивые, яркие, с цветочками.

1-й ребёнок. У меня рубашка. Она синяя, нарядная, с кармашками.

2-й ребёнок. У меня юбка. Она розовая, красивая, в горошек.

3-й ребёнок. У меня футболка. Она розовая, красивая, с цветочками.

4-й ребёнок. У меня кофта. Она синяя, яркая, в полоску.

5-й ребёнок. У меня куртка. Она розовая, тёплая, с капюшоном.

А как мы назовём всё это, одним словом?

Логопед. Молодцы! Вы правильно сложили картинки и хорошо рассказали об одежде, нарисованной на них.

Логопед. А теперь, ребята, отгадайте загадку.

Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Грызёт морковку.

Логопед. Правильно. Молодцы! Сегодня к нам в гости пришёл Зайка. Давайте ребята с ним поздороваемся.

Дети. Здравствуй, Зайка!

Мишка. Здравствуйте, ребята (грустно).

Логопед. Зайка, ты какой-то грустный? У тебя что-то случилось?

Шёл я дети к вам из леса
Зацепился за сучок
И порвал свою одежду
Вырвал от неё клочок.
Помогите мне, ребята,
Починить одежду надо.

2. Логопед. Постараемся тебе помочь, Зайка. Но сначала давайте посмотрим, какие детали одежды нужно пришить. Без чего куртка?

Дети. Куртка без рукава.

Логопед. Без чего кофта?

Дети. Кофта без пуговиц.

Логопед. Без чего брюки?

Дети. Брюки без карманов.

Логопед. Без чего рубашка?

Дети. Рубашка без воротника.

3. Логопед. А теперь включим наши швейные машинки.

Упражнения для жевательно — артикуляционных мышц

Стучит швейная машинка.

Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, бы-ба-бы-ба». При этом постукивая указательным пальцем по столу.

Логопед. А теперь пришьём пуговицы.

Упражнения для губ

Большие пуговицы и маленькие пуговки.

Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

Застёгивание и расстёгивание молнии.

Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счёт до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнуть молнию).

Логопед. А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.

Логопед показывает детям одежду с «пришитыми» деталями.

Мишка. Спасибо! Какие вы все молодцы!

Я люблю ваш детский сад.
В нём много хороших ребят.
А вы меня с собой на прогулку возьмёте?

Дети. Да. Возьмём!

4. Логопед. Ребята, а что нужно надеть на Зайку, чтобы он отправился на прогулку? Подумайте, какая одежда нужна для прогулки осенью?

Дети. Осенью нужна куртка.

Осенью нужен свитер и т. д.

Логопед. А теперь Зайка покажи нам, какую одежду приготовил ты.

Зайка достаёт ботинки, грязную куртку, грязный свитер, варежки, брюки, шарф.

Логопед. Ребята, посмотрите – это всё одежда? Какая картинка лишняя?

Логопед. Правильно. Ботинки – это обувь.

Логопед. Зайка, а что с твоей одеждой она вся грязная?

У меня опять неудача
Я в краску влез с утра.
И курточка, и свитер!
Вы только посмотрите, –
В таком ужасном виде
Я не смогу гулять.

Логопед. Не переживай Зайка, мы тебе поможем.

Ребята, а что делают с грязной одеждой?

Логопед. Давайте поможем Зайке постирать его одежду.

Воду в тазик мы налили
И одежду намочили.
Мылом мылили, стирали,
Хорошенько полоскали.
А теперь всё отожмём,
Хорошенечко встряхнём,
Развесим на верёвку,
Прищепкой щёлкнем ловко.

Дети имитирую движения в соответствие с текстом.

Мишка. Спасибо, ребята. Выручили!

Логопед. Молодцы! Постарались, помогли Зайке привести в порядок одежду! Скажите теперь про одежду, какая она?

5. Игра «Чего не стало?».

Логопед ставит на наборное полотно картинки, которые были в предыдущей игре

Логопед. Давайте ещё раз посмотрим, что мы постирали?

Дети. Куртку, шарф, брюки, варежки, свитер.

Логопед. А теперь наступила ночь (дети закрывают глаза), подул сильный ветер и унёс одежду. Откройте глазки. Посмотрите, чего не стало?

Дети. Не стало куртки.

Игра повторяется несколько раз.

6. Окончание занятия. (Оценка работы детей)

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им особенно понравилось.

Мишка. Много дел мы сегодня с вами переделали.

Логопед. Давайте вспомним, что мы сегодня делали.

1-й ребёнок. Мы сегодня помогали зайке.

2-й ребёнок. Мы сегодня зашивали одежду.

3-й ребёнок. Мы сегодня стирали одежду.

4-й ребёнок. Мы сегодня ловили одежду.

Логопед. А теперь проводите зайку в нашу группу и познакомьте его с другими ребятами.

Конспект занятия «Одежда» в старшей логопедической группе

Наталья Галайда
Конспект занятия «Одежда» в старшей логопедической группе

Тема: «Одежда»

старшая группа (логопедическая)

Расширить и активизировать словарь по теме.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные; учить согласовывать существительные в роде, числе, числительные с существительными.

Учить образовывать слова – признаки от словосочетания;

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Доброе утро! Давайте поздороваемся друг с другом.

А сейчас поприветствуем друг друга. Собрались все дети в круг, я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)

Обращает внимание на воздушный шарик, к которому прикреплен конверт с заданием.

Воспитатель раздаёт детям половинки предметных картинок с изображениями одежды.

Воспитатель: Подойдите к столу и найдите на нём половинки своих картинок. Может сесть тот, кто составит свою картинку.

Упражнение «Найди половинку»

Дети находят половинки картинок, составляют их, садятся.

Воспитатель: а теперь расскажите, что у вас на картинках. Сначала послушайте, как это сделаю я.

Воспитатель: У меня штаны. Они красивые, яркие, с цветочками.

1-й ребёнок. У меня рубашка. Она зеленая, нарядная, с кармашками.

2-й ребёнок. У меня юбка. Она красная, красивая, в горошек

3-й ребёнок. У меня футболка. Она желтая, красивая, с цветочками.

4-й ребёнок. У меня кофта. Она синяя, яркая, в полоску.

5-й ребёнок. У меня куртка. Она белая, тёплая, с капюшоном.

А как мы назовём всё это, одним словом? Дети. Одежда.

Сегодня мы с вами поговорим об одежде.

Беседа об истории появления одежды.

Одежду придумали люди в давние-давние времена. Когда нас с вами ещё и на свете не было. Как вы думаете, из чего делали одежду в те времена? Правильно. Её делали из шкур животных, убитых на охоте. Одежда помогала людям согреться. Постепенно люди научились делать ткани из хлопка, шерсти, шелка. Хлопок получают из растений.

Упражнение «Летний ветер»

Сегодня на занятие я принесла хлопок. Он вырос в далекой теплой стране Индии. Там часто дует теплый летний ветер. Давайте положим по кусочку хлопка на ладошку и подуем на него так, как дует ветер. Упражнение проводится 3-5 раз. воспитатель следит за тем, чтобы дети не поднимали плечи и не надували щеки.

Шерсть получают от домашних животных, а шелк добывают из тутового шелкопряда.

Одежда стала меняться, стала такой яркой и красивой как у нас с вами.

Одежду шьют на специальных фабриках. Туда привозят ткани, из которых швеи шьют по выкройкам. Готовую одежду везут в магазины, и там мы с вами её покупаем.

Игра «Магазин» (игра с перчаткой) у кого она в руках, тот отвечает на вопрос.

Посмотрите на картинки. Скажите, из чего шьют одежду?

Перчатки из кожи, какие? Кожаные.

Шуба из меха, какая? Меховая.

Шапка из шерсти, какая? Шерстяная.

Блузка из шелка, какая? Шелковая.

Футболка из трикотажа, какая? Трикотажная.

Майка из хлопка, какая? Хлопковая.

Платье из бархата – бархатное.

Куртка из джинсовой ткани – джинсовая.

Дубленка из замши – замшевая.

Пальто из драпа – драповое.

Здравствуйте ребята, я шел к вам в гости и очень сильно замерз.

Это потому что ты одет не по сезону. Давайте ребята расскажем Пятачку, как правильно подбирать одежду в разное время года.

Упражнение «Времена года»

(усвоение глагола – надеть).

Я надену осенью куртку, брюки и т. д.

Я надену весной ….

Пятачок, а почему у тебя порвана одежда?

Пятачок: Я шел к вам в гости

Шёл я дети к вам через лес

Зацепился за сучок

И порвал свою одежду

Вырвал от неё клочок.

Помогите мне, ребята,

Починить одежду надо.

Воспитатель: А теперь включим наши швейные машинки.

Упражнения для жевательно – артикуляционных мышц стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Баба-ба-ба ба, бы-бы-бы-бы-бы, бы-ба-бы-ба». При этом постукивая указательным пальцем по столу.

Воспитатель: а теперь пришьём пуговицы.

Упражнения для губ: «Большие пуговицы и маленькие пуговки». Максимально округлить губы (большая пуговица, вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

«Застёгивание и расстёгивание молнии» Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счёт до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнуть молнию).

Пятачок: Спасибо! Какие вы все молодцы!

Физминутка «Портной»

Вот портной наш шить устал,

Из-за стола он быстро встал.

Расправил плечи, потянулся,

Потом он низенько нагнулся.

Затем на цыпочки поднялся.

Поприседал, потом размялся,

К работе можно приступать.

Теперь нам долго не устать.

Воспитатель: Пятачок, а что с твоей одеждой она вся грязная?

Пятачок: У меня опять неудача я в краску влез с утра. Вы только посмотрите, – В таком ужасном виде я не смогу гулять.

Воспитатель: Не переживай, мы тебе поможем. Ребята, а что делают с грязной одеждой?

Воспитатель: Давайте поможем Пятачку постирать его одежду.

1,2,3,4,5 – будем мы вещи стирать

Платье, брюки и носочки

Юбку, кофточку, платочки,

Шарф и шапку не забудем,

Их стирать мы тоже будем!

Спасибо, ребята. Выручили!

Воспитатель: Молодцы! Постарались, помогли Пятачку привести в порядок одежду! Скажите теперь про одежду, какая она? Дети. Чистая.

Воспитатель: а была? Дети. Грязная.

Пятачок: У нас в сказочной стране очень много друзей, нужно много одежды.

Физминутка «Портной»

Вот портной наш шить устал,

Из-за стола он быстро встал.

Расправил плечи, потянулся,

Потом он низенько нагнулся.

Затем на цыпочки поднялся.

Поприседал, потом размялся,

К работе можно приступать.

Теперь нам долго не устать.

Упражнение «Посчитай»

Я буду показывать картинки,а вы будете считать:

Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.

Одна куртка, две куртки, три куртки, четыре куртки, пять курок и т. д.

Игра «Прохлопай слова»

Вспомните, пожалуйста, что слова делятся на части. Мы с вами их разделим с помощью хлопков. Сколько частей.

Сколько раз хлопнем в ладоши – столько в слове и слогов.

рубашка ботинки пальто

носки платье сапоги

шапка юбка туфли

На прощанье друзья решили загадать загадки:

Дидактическая игра: «Узнай по описанию»

Загадки про одежду.

Красивое, длинное, вечернее, бархатное (платье)

Теплая, меховая, пушистая, длинная (шуба)

Вязаная, зимняя, теплая, пушистая, мягкая (шапка)

Теплый, пушистый, длинный, вязаный, шерстяной, мягкий (шарф)

Летняя, льняная, легкая, мужская, разноцветная (рубашка)

Итог занятия.

Воспитатель: предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им особенно понравилось.

Кто приходил в гости?

Назовите предметы одежды по сезонам?

Что с одеждой можно делать?

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Насекомые» Программное содержание. Продолжать закреплять знания детей цифр от 1 до 10; соотносить количество предметов с цифрой. Уточнять и дополнять.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Одежда» МБДОУ «Детский сад №5 «Сказка»» г. Медногорска Составитель: Шабалина Татьяна Ильинична, воспитатель высшей квалификационной категории Конспект.

Конспект подгруппового занятия в старшей логопедической группе «Фрукты и сад» Конспект подгруппового занятия в старшей логопедической группе по теме: «Фрукты и сад».[/b] Цель: – Активизация и расширение словаря по.

Конспект занятия «Весеннее приключение» в старшей логопедической группе Конспект НОД по образовательным областям «Речевое развитие» Составила: учитель-логопед Емельянова С. Б Возрастная группа: старшая логопедическая.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Опыты с почвой» Конспект занятия «Опыты с почвой» Цель: формировать у детей представления о почве как компоненте природы и круговороте веществ; о взаимосвязи.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Перелетные птицы» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Продукты питания» Конспект занятия в старшей логопедической группе “Продукты питания” Цели занятия: Образовательные: • Расширить представление о продуктах.

Конспект занятия «Математический конкурс КВН» в старшей логопедической группе Цель: проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования. Задачи: Закреплять представления детей о последовательности.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Одежда. Головные уборы» Цели: 1) Продолжать расширять словарный запас по теме «Одежда. Головные уборы» и закреплять знания по теме. 2)Создать благоприятную обстановку.

Занятие «Одежда, обувь, головные уборы» в логопедической группе Занятие в логопедической группе «Одежда, обувь, головные уборы» Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных.

Конспект занятия по теме [Одежда]

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Одежда. Обувь»

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:

Расширить и активизировать словарь по теме.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные; учить согласовывать существительные в роде, числе, числительные с существительными.

Учить составлять распространенные предложения, описательные рассказы, учить подбирать антонимы.

Формировать навык деления слов на слоги.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением одежды, мяч, схема для составления описательных рассказов.

1. Организационный момент.

– Посмотрите на детали одежды, которые лежат перед вами. Подойдите к ковролину и попробуйте собрать один из предметов одежды, который очень нужен нам осенью.

Дети собирают из деталей куртку.

– Что у вас получилось?

– Без чего куртка была вначале?

– Какая куртка теперь?

– Сегодня мы с вами продолжим разговор об одежде.

2. Составление описательных рассказов об одежде.

3. Игра «Лови и отвечай»

– Я буду бросать вам мяч и задавать вопросы, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.

– Где продают одежду?

– Кто работает в магазине?

– Где шьют одежду?

– Что делают в магазине?

– Кто покупает одежду?

– Какая одежда бывает?

4. Пальчиковая гимнастика «Аленка»

Аленка-маленка Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга

Шустра, быстра: 2 раза.

Воды наносила, Загибают пальчики по одному,

Сарафан дошила, начиная с большого.

Везде поспела. Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга

В охотку ей дело. 2 раза.

5. Игра «Кто подберет больше слов»
– Давайте еще раз посмотрим, кто во что одет. Отвечайте на мои вопросы. Картинки вам в этом помогут.

– Что можно связать?

– Что можно завязывать?

– Что можно надеть?

– Что можно обуть?

– Что можно застегнуть?

6. Упражнение «Скажи наоборот»

– Я назову слова, а вы скажете наоборот.

Чистая -…(грязная) Мять -…(гладить)

Новый – …(старый) Надевать -…(снимать)

7. Упражнение «Посчитай»

– Я буду показывать картинки, а вы будете считать:

Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.

Одна куртка, две куртки, три куртки, четыре куртки, пять курок.

8. Упражнение «Летний ветер»

– Ребята, скажите, а откуда берется одежда?

– Верно, из магазина. Как же она туда попадает?

– Откуда ее берут?

– Вся чудесная одежда, которую мы с вами носим каждый день, сшита руками мастериц. Одежду шьют на фабрике. Люди этих профессий портной и швея. Одежду шьют из разных тканей: из меха, драпа, льна, хлопка.

– Сегодня на занятие я принесла хлопок. Он вырос в далекой теплой стране Индии. Там часто дует теплый летний ветер. Давайте положим по кусочку хлопка на ладошку и подуем на него так, как дует ветер.

Упражнение проводится 3-5 раз. Логопед следит за тем, чтобы дети не поднимали плечи и не надували щеки.

9. Игра «Магазин»

– Посмотрите на картинки. Скажите, из чего шьют одежду?

Перчатки из кожи, какие? Кожаные.

Шуба из меха, какая? Меховая.

Шапка из шерсти, какая? Шерстяная.

Блузка из шелка, какая? Шелковая.

Футболка из трикотажа, какая? Трикотажная.

Майка из хлопка, какая? Хлопковая.

10. Игра «Прохлопай слова»

– Вспомните, пожалуйста, что слова делятся на части. Мы с вами их разделим с помощью хлопков. Сколько частей.

Сколько раз хлопнем в ладоши – столько в слове и слогов.

рубашка ботинки пальто

носки платье сапоги

шапка юбка туфли

11. Упражнение «Жадина»

– Я буду показывать картинки и спрашивать чье это? А вы будете отвечать чьи это вещи:

Мамины, папины, бабушкины, дедушкины, тетины, дядины.

Чьи сапоги? Мамины Чьи ботинки? Дедушкины

Чьи перчатки? Папины Чьи брюки? Папины

Чей шарф? Дедушкин Чье платье? Тетино

Чья куртка?Бабушкина Чья шапка? Дядина

12. Упражнение «Запомни и повтори»

– Я буду называть слова, а вы должны их запомнить и повторить.

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи по лексической теме «Одежда»

Конспект логопедического занятия

по теме «Одежда»

для детей подготовительной группы

Цель: развитие связной речи.

Образовательные: уточнить представления об одежде, ее частях; сформировать представления детей о бережном обращении с одеждой; познакомить с этапами подготовки одежды к приглядному виду.

Коррекционно-развивающие:обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; формировать грамматически правильный строй речи (упражнять в согласовании существительных с прилагательными и притяжательными местоимениями, правильно пользоваться глаголами и предлогами), развивать умение составлять рассказ с опорой на картинки; развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами, аргументировать свой выбор; развивать мелкую моторику; развивать зрительное и слуховое внимание, мышление.

Воспитательные: воспитать бережное отношение к одежде, опрятность, уважение ктруду взрослых.

Оборудование: Предметные картинки для доски по теме «Одежда», картинка с изображением детей в грязной одежде, картинки с изображением стиральной машинки, сушилки, гладильной доски и шкафом для составления рассказа «Стирка». Раздаточный материал: листок с изображением одежды, с нарисованными разноцветными пятнами на частях одежды, цветные карандаши.

1. Орг. момент, сообщение темы занятия: На доске картинки с изображениями одежды, сапоги, шкаф, книга, машина.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить об одежде. Посмотрите на доску, все ли картинки подойдут для этой темы?

Дети: Нет, надо убрать лишние!

Дети: Машина – это не одежда, а транспорт.

Дети: Сапоги это обувь.

Дети: Шкаф не подходит.

Дети: Книгу читают, а одежду одевают.

Убираю лишние картинки с доски.

Логопед: Как вы догадались, что эти картинки лишние, что же такое одежда и зачем она нужна?

Дети: Одежду одеваем на себя, на тело, она защищает нас от холода, жары, снега, дождя и ветра.

Логопед: Правильно! Давайте назовём, оставшиеся на доске картинки:

Дети: Платье, брюки, юбка, шорты, майка, футболка, рубашка.

Логопед: Как можно назвать все эти картинки одним словом?

Логопед: Верно! Ведь, сегодня на занятие будем говорить об одежде и как правильно за ней ухаживать.

2. Основная часть:

Логопед: Посмотрите друг на друга, запомните, какая одежда одета на вас смотрите внимательно и запоминайте, это нам сейчас пригодится, будем играть!

Некоторое время дети внимательно смотрят на свою одежду и одежду других детей.

Логопед: Теперь закройте глазки, я буду загадывать одежду и описывать ее, если вы догадаетесь, чья одежда, подскажите( Пашина, Кристинина, … ) и тот , чья одежда скажет, она моя!

Глаза у детей закрыты, слушают.

Логопед: Красивое , розовое, с цветочным узором, с длинными рукавами, с широким поясом, с белым воротником.

Дети: Полинино платье. Это моё платье!

Логопед: Клетчатая, с короткими рукавами, на пуговицах, с кармашком

Дети: Это моя рубашка! Сережина рубашка!

Логопед: Синие, с поясом, с карманами, на молнии, с длинными бирючинами.

Дети: Это мои брюки! Это Сашины брюки!

Так логопед описывает одежду каждого ребенка, или дает возможность детям попробовать самим описать одежду остальных детей.

Логопед: Молодцы, отлично справились с заданием! Подумайте и скажите, как выглядит ваша одежда? Какая она?

Дети: Красивая, аккуратная, опрятная, глаженая, стираная, детская, мягкая, .

Логопед: Всегда ли она так хорошо выглядит?

Дети: Нет. Иногда она пачкается и, бывает, рвется .

Логопед: Что же делать с грязной или рваной одеждой?

Дети: Выбросить? Постирать? Вернуть в магазин? Зашить?

Логопед: Чтоб одежда хорошо выглядела, была чистой, опрятной и не рваной, за ней надо ухаживать: аккуратно снимать и одевать, аккуратно развешивать на стульчике или убирать в шкаф. Если одежда испачкалась, ее следует постирать, а если порвалась – надо зашить. Все ли знают, как зашить дырку? Давайте попробуем вместе взять воображаемую иголку и нитку в руки и зашить воображаемую дырку на одежде.

Пальчиковая гимнастика «Зашиваем дырку»

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопать попеременно то в ладоши, то кулачками)

Будем дырку зашивать. (одной рукой показать дырку, соединив большой и указательный палец, второй имитировать движения иголки)

Вставим нитку игле в ушко. (указательным и большим пальцами одной руки сделать кольцо, указательным пальцем другой руки изобразить нитку, продеваемую в ушко иглы)

Нитка и игла – подружки! (поздороваться ладонями)

Рас стежок и два стежок- (одной рукой показать дырку, соединив большой и указательный палец, второй имитировать движения иголки)

Больше дырок нет, дружок! (соединить указательные и большие пальцы рук, изображая дырки, далее развести руки в стороны)

(моё сочинение: Павлова Татьяна Игоревна)

Логопед: Молодцы! Отлично справились с иголкой и ниткой! Все дырки зашили!

Размещаю на доске картинку с детьми в грязной одежде.

Логопед: Катя, Маша, Витя и Коля рисовали мелками во дворе, так увлеченно, что и не заметили, как испачкали мелками свою одежду. Давайте обратим их внимание на грязные места, расскажем, какие части одежды испачканы.

Раздаю картинки с грязной одеждой (на некоторых частях одежды нарисованы пятна цветными карандашами).

Дети: У платья грязный воротник.

Дети: На брюках на правой брючине большое синее пятно.

Дети: На кармане рубашки зеленое пятно.

Дети: На юбке желтое пятно.

Дети: На поясе юбки оранжевое пятно.

Дети: На подоле юбки оранжевое пятно.

Дети: На платье розовое пятно

Дети: На брючине шорт оранжевое пятно.

Дети: На кармане шорт оранжевое пятно.

Дети: На поясе шорт оранжевое пятно.

Дети: На лямке майки красное пятно.

Дети: На футболке желтые пятна.

Дети: На поясе брюк синее пятно.

Дети: На манжете шорт оранжевое пятно.

Дети: На горловине футболки зеленое пятно.

Дети: На манжетах футболки зеленые пятна.

Дети: На воротнике рубашки зеленое пятно.

Дети: На поясе платья желтое пятно.

Дети: На манжетах платья желтые пятна.

Дети: На манжетах рубашки зеленые пятна.

Дети: На подоле платья голубое пятно.

Логопед: Какие части одежды не были испачканы?

Дети: Пуговицы, молния.

Логопед: Что же теперь им делать с грязной одеждой?

Помещаю на доску картинки: стиральная машинка, тазик, сушка, гладильная доска, шкаф.

Логопед: Давайте посмотрим, как это происходит: Сначала надо отобрать вещи по цвету, уточнить где можно их стирать(в тазике или в стиральной машинке) и при какой температуре, это написано на этикетках на одежде. Потом одежду стирают в стиральной машинке или в тазу. Далее вещи из машинки можно вытащить в таз и отнести к сушилке. Когда вещи высохнут – их надо погладить, потому что при стирке они сильно мнутся. После этого убрать в шкаф: повесить на вешалке на штангу или аккуратно сложить и положить на полку в шкаф. Кто запомнил, как проходит подготовка одежды к тому, чтоб вы ее одели такой чистой и красивой?

Дети по очереди рассказывают с опорой на картинки.

Логопед: Смотрите, как сложно и долго проходит этот процесс: одежду не только надо постирать, но еще и высушить, погладить, аккуратно сложить. Давайте бережнее относиться к своей одежде, уважать труд наших мам и бабушек, чтоб одежда дольше оставалась аккуратной и привлекательной)

Дети: Да, будем относиться к одежде бережнее!

Логопед: Исправим ситуацию с одеждой на ваших листочках. Чтоб одежда выглядела чистой, красивой и аккуратной, ее надо раскрасить нужными по цвету карандашами. Если на платье розовое пятно, каким цветом его надо закрасить, чтоб пятно исчезло?

Логопед: Правильно! Если на брюках сине пятно, каким цветом надо их закрасить, чтоб пятно исчезло?

Логопед: Точно! Если на поясе платья желтое пятно, каким цветом его надо закрасить, чтоб пятно исчезло?

Логопед: Верно! Вы поняли, как правильно выполнить это задание?

Дети: Да! Надо раскрасить одежду и ее части подходящими по цвету карандашами, соответствующими цвету пятна!

Логопед: Да. Приступайте.

Раздаю контейнеры с карандашами. Дети раскрашивают одежду. Если кто-то не успевает в отведенное время, даю возможность раскрасить потом. Рисунки, полностью раскрашенные и те, что не полностью раскрашены, помещаю на доску.

Логопед: Ребята, теперь Катя, Маша, Витя и Коля оденут чистую, глаженую, красивую опрятную одежду, и будут бережнее к ней относиться. Посоветуйте, что кому одеть?

Дети: Вите красивую красную майку и яркие оранжевые шорты.

Дети: Кате розовое платье с желтым поясом и желтыми манжетами, голубым воротником и голубым подолом.

Дети: Коле синие брюки и зеленую рубашку.

Дети: Маше желтую футболку с зелеными манжетами и желтую юбку с оранжевым поясом и оранжевым подолом.

Меняю картинку с детьми в грязной одежде на картинку с детьми в чистой одежде.

Логопед: Вы молодцы! Отлично справились со всеми заданиями, помогли ребятам быть опрятными и красивыми, и узнали, скольких трудов стоит красивая аккуратная одежда. Поменялось ли ваше отношение к одежде?

Дети: Да! Будем бережнее к ней относиться!

Логопед: Почему вы так решили?

Дети: Потому что, чтоб одежда выглядела аккуратно и красиво, надо много потрудиться: постирать, посушить, погладить, аккуратно сложить, а если порвалась, то аккуратно зашить. Мы будем аккуратнее ее складывать на стульчике перед сном и бережнее относиться на улице, чтоб одежда дольше оставалась чистой, опрятной, красивой!

Логопед: Вы приняли правильное решение! Я вами горжусь! Вы молодцы!

Читайте также:  Дидактические игры и упражнения по формированию морфологического строя речи
Ссылка на основную публикацию