Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи у дошкольников
Содержание:
1. Чудесный мешочек
2. Досказалка
3. Какая бывает собака?
4. Угадай, чей голос
5. «Один – много»
1. ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
Цель: Ориентироваться на род имени существительного при опре¬делении предмета по его признакам.
Оборудование: Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Ход игры:
Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)
Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты.
Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».
2. Досказалка
Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.
Как играем: произносите вместе с ребенком:
Ко-ко-ко – на плите сбежало моло. (ко).
Ща-ща-ща – зеленая ро. (ща).
Чу-чу-ну – педаль кру. (чу).
Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит:
«Ло-», — вы досказываете: «-шадь».
Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на. Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.
3. Какая бывает собака?
Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.
Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.
4. Угадай, чей голос
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение
Ход игры: Воспитатель, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» — спрашивает он. Дети: «Это лягушонок».— «Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка — громко».
Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.
5. «Один – много»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах (средняя, старшая группы).
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой — несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.
Ход игры: вначале воспитатель выкладывает предметные картинки с изображением одного предмета. Ребенок составляет простое предложение: «Одна утка»… и.т.д..
Затем воспитатель выкладывает картинки, где изображено многопредметов. Ребенок составляет предложение: «Много уток» и т.д..
Содержание:
1. Игра «Эрудит».
2.Игровое упражнение «Подскажи действия».
3Игра «Кто больше действий назовёт».
4.Упражнение «Назови первый звук слова»
5.«Составь рассказ»
1. Игра «Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У. Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы. Речевой материал: – У кого большой хобот? – У кого пушистый хвост? – У кого нос пяточком? – У кого длинные уши? – У кого есть копыта?
2. Игровое упражнение «Подскажи действия».
Игровые игры и упражнения на формирование навыков образование приставочных глаголов
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками. Наглядный материал: игрушечная машинка.
Ход игры: экспериментатор показывал действия с машинкой и начинал предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие. Речевой материал: – Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); – Машина по дороге…(ПОехала); – Машина к мосту…(ПОДъехала); – Машина на мост…(Въехала); – Машина с моста…(Съехала); – Машина дерево…(ОБъехала). Экспериментатор повторял произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.
3. Игра «Кто больше действий назовёт».
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка.
Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.
4. Упражнение «Назови первый звук слова»
Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь».
Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.
5. «Составь рассказ»
Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;
Ход игры:
Дети учатся составлять рассказы о профессиях.
Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.
Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.
Содержание:
1. Игра «Скажи иначе»
2. Игра «Посели в домик»
3. Игра «Наоборот»
4.«Репортер»
5. «Распутай слова»
1. Игра «Скажи иначе»
Цель: учить детей подбирать синонимы.
Унылая пора – скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое – темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие – голые, обнаженные (без листвы).
Высохли цветы – завяли, зачахли.
Корм- пища, еда, продовольствие.
Долгий – продолжительный, длинный, длительный. И т.д.
2. Игра «Посели в домик»
Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова.
Педагог вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.
3. Игра «Наоборот»
Игры на обогащение словарного запаса
Цель: – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Ход:
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).
4. «Репортер»
Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон.
План вопросов:
Что это? (Головной убор …).
Из каких частей состоит?
Какого цвета?
В какое время года носят?
Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).
5. «Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
Содержание:
1. «Зверюшки»
2.«Посчитай – ка»
3. Игры на образование сложных слов.
4. «Мой—моя—мое—мои»
5. «Подумай и назови».
1. «Зверюшки»
Игры на образование новых слов с помощью суффикса.
Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.
Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.
«Дом – домик – домишко – домище»
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов
-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.
Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)
Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».
2. «Посчитай – ка»
Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: Счет до 5 со словом лиса.
Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д
3. Игры на образование сложных слов.
Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.
Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая.
У гусыни белая голова – она белоголовая.
У зайца длинные уши – он длинноухий.
У цапли длинные ноги – она длинноногая.
4.«Мой—моя—мое—мои»
Цель:
упражнение в согласовании местоимения с существительным.
1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным.
Примерный речевой материал:
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.
5.«Подумай и назови».
Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных
Предлагаем детям дать словами правильные определения.
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).
Примерный речевой материал:
Если на улице очень холодно, то день .
Если на улице шум, то улица .
Если человеку сопутствует удача, то человек .
Если у человека талант, то человек .
Если весь день идет дождь, то день .
Если корова приносит людям пользу, то корова .
Если у человека есть здоровье, то человек .
Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста
Дидактический материал
Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Разработала: воспитатель МБДОУ ЦРР № 223
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры и упражнения могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание и соответствующая задача. Отбираются игрушки, с которыми легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.
«Кто ушел, кто пришел»
Цель: Закрепить правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже ед. и мн. числа
Материал: Игрушки – животные, с которыми производят действия: заяц – зайчата, кошка – котята и т.п.
Правила игры: выбрав игрушку и выполнив действие с ней, ребенок, говорит что он делал от имени игрушки.
Игровые действия: Дети, по просьбе взрослого выбирают игрушку – животное, называют ее. Взрослый предлагает выполнить упражнения зайцу с зайчатами. Затем воспитатель спрашивает: «Что делал заяц?», ребенок выполняющий данную роль отвечал (прыгал). Потом воспитатель спрашивал зайчат: «Что делали зайчата?», дети, выполняющие роль зайчат (дети, в руках которых игрушка – зайчонок) отвечают (прыгали). Игра продолжается с другими игрушками.
Цель: Упражнять детей понимать и правильно употреблять предлоги с пространственным значением (в, на, за, около, под).
Материал: Игрушки: стол, кукла.
Правила: Взрослый расставляет предметы и игрушки, задает вопрос, дети отвечают. Если ответ неточный, то воспитатель подсказывает полный ответ: «Кукла стоит около стола» и т.п.
Игровые действия: Детям предлагают усадить куклу за стол, под стол, около стола. Затем смена положения: за столом, на столе, под столом, а дети отгадывают, что изменилось и проговаривают предложением.
«Спрячь игрушку или прятки»
Цель: Упражнять детей в усвоении предлогов и падежей.
Материал: для второго варианта: знакомые игрушки, кукла Таня, собачка.
Правила: Часть детей прячется, другая часть детей подсказывает кукле, где прячутся дети.
Второй вариант: дети указывают куда спрятать ту или иную игрушку, а собачка ищет.
Игровые действия: К детям пришла кукла Таня. Она хочет поиграть с ними в прятки. Сначала прячутся дети по подсказке воспитателя: … спрячься за шкаф, …спрячься под стол, … за дверь и т.п. Кукла Таня ищет их «Где же Соня? Она под столом».
Теперь прячется кукла Таня, а дети ищут и говорят, куда она спряталась
«Скажи, что изменилось? Чего не стало?»
Цель: Упражнять детей в усвоении формы родительного падежа мн. числа существительных; развивать внимательность, память, воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным.
Материалы: Группы игрушек – по две-три штуки, ширма
Правила: Дети внимательно рассматривают группы игрушек, выясняют какие исчезли и правильно проговаривают слова.
Игровые действия: «Ребята посмотрите на стол. На столе много игрушек. Давайте назовем их» – дети перечисляют группы игрушек. «Сейчас я их спрячу и некоторые из них убегут, а вы должны узнать чего не стало» Взрослый просит рассмотреть группы игрушек, ставится ширма, за которой взрослый убирает одну из них, ширма убирается и через 30 сек. спрашивает: «Каких игрушек не стало» или «Чего не стало». Дети отвечают, после чего игрушки возвращаются. Игра повторяется несколько раз (4-5раз). Если дети проговариваю неверно, то слова исправлялись.
Цель: упражнять в умении употреблять предлоги к – от, на – с (со), в – из, по; закреплять умение составлять простые предложения; развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук.
Материал: парные картинки в виде парных пазлов, например, на первой изображен котенок на заборе, на второй – котенок спрыгивает с забора.
Правила: отобрать картинки в пары по фону.
Игровые действия: перед детьми выкладываются первые половинки картинок. Взрослый предлагает детям рассмотреть картинки, назвать их. Взрослый задает вопросы по каждой картинке: «Что (или кто) это? Что он делает?» Затем дети находят к картинке пару, составляя предложение с предлогом. Например: Цветы стоят в вазе. Цветы достали из вазы.
На желтом фоне – предлог по. Кто по чему едет, идет, гуляет: Мальчик идет по дорожке. Мальчик поднимается по лестнице; Машина едет по дороге. Машина едет по мосту; Кто идет по забору. Кошка гуляет по крыше; На зеленом – предлоги в – из: Собака сидит в будке. Где сидит собака? (в будке); Собака вылезла из будки. Откуда вылезла собака? (из будки); Девочка сидит в домике. Где сидит девочка? (в домике); Девочка вышла из домика. Откуда вышла девочка (Из домика); Цветы поставили в вазу. Куда поставили цветы? (в вазу); Девочка достала цветы из вазы. Откуда девочка достала цветы? (Из вазы); На розовом – предлоги на – с (со): На полке лежат игрушки. Где лежат игрушки? (на полке); Девочка взяла с полки зайку. Откуда девочка взяла зайку? (С полки); Кофта висит на вешалке. Где висит кофта? (на вешалке); Мальчик снимает с вешалки кофту. Откуда мальчик снимает кофту? (С вешалки); Яблоко лежит на столе. Где лежит яблоко? (на столе); Девочка взяла яблоко со стола. Откуда девочка взяла яблоко (Со стола). На голубом фоне – предлоги к – от: Котенок бежит к дереву. К чему бежит котенок? (К дереву); Котенок бежит от дерева. От чего бежит котенок? (от дерева); Машина едет к светофору. К чему едет машина? (к светофору). Машина отъехала от светофора. От чего отъехала машина? (от светофора); малыш идет к маме. К кому идет малыш? (К маме); Малыш побежал от мамы. От кого побежал малыш? (от мамы).
«Назови маму и его детеныша»
Цель: Упражнять детей в употреблении трудных форм с суффиксами – онок, енок: котенок
Материал: Карточки с изображением домашних животных мамы и их детенышей (кошка с котенком, собака с щеночком, корова с теленком, свинья с поросенком, овца с ягненком, коза с козленком)
Правила: ребенок, рассмотрев картинку, называет маму и ее детеныша
Игровые действия: взрослый показывает одну картинку и просит назвать маму, а затем назвать ее детеныша. Если малыш ответил неверно, то взрослый исправляет ошибку и просит повторить правильно.
«Скажи, что делает бабушка? (Дедушка?)»
Цель: Упражнять в умении составлять короткие предложения.
Материал: Сюжетные картинки с изображением людей, выполняющих действия: подметает, моет посуду, варит обед, забивает молотком гвозди, копает землю (грядку) и т.п.
Правила: Ребенок составляет предложение по рассматриваемой картинке.
Игровые действия: играть могут сразу несколько детей. Взрослый показывает картинку и спрашивает: «Что делает бабушка?». Дети подготовившись, поднимают руку для ответа. Взрослый по очереди дает возможность высказать всем желающим и оценивает высказанное предложение (поощряет, просит уточнить, повторить). Затем картинка меняется.
Цель: Упражнять детей в умении употреблять существительные среднего рода.
Материал: Занимательная коробка с игрушками: ведро, яйцо, колесо, яблоко, мячик, лягушка, зайчик.
Правила: дети сами вынимают предмет и описывают его сначала по вопросам, затем без вопросов.
Игровые действия: В ходе игры детям предлагают вынуть одну игрушку (любую) и описать ее, отвечая на вопросы: Что это? (яблоко); Какое яблоко? (красное, вкусное, круглое) и т.п.
Цель: Закреплять умения детей употреблять существительные среднего рода, использовать глаголы в разной форме
Материал: Занимательный мешочек с предметами. Игрушка – заяц, предметы – муляжи: морковка, огурец, яблоко, помидор, лимон.
Правила: Дети выполняют задания: узнают показанный предмет и называют его. Второй вариант – дети узнают предмет по описанию и называют его.
Первый вариант: В гости к детям приходит заяц с мешком. Вопрос: Что у тебя в мешке? Заяц достает морковку. Что это? Какая морковка?
Во втором варианте: заяц опускает руку в мешочек и описывает тот предмет, который у него в руке, а дети отгадывают.
Цель: Упражнять детей в усвоении винительного падежа
Материал: Подарки – коробочки с наклеенными предметными картинками: маленький утенок, плюшевый мишка, резиновая кукла и т.п.
Правила: взрослый задает вопрос, дети называют картинку.
Игровые действия: Вопрос: Что лежит в этом подарке?
Ребенок рассматривает и называет: «Утенок» и т.д.
План взаимодействия учителя-логопеда с педагогами
Перспективный план
взаимодействия учителя-логопеда Петуховой О.И.
с воспитателями и специалистами ДОУ
на ххххх учебный год
Мероприятие
Ознакомление с результатами первичной диагностики
Познакомить с результатами диагностики воспитанников. Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на логопункт и графиком проведения занятий.
Консультация «ФГОС ДО. Речевое развитие. Целевые ориентиры»
Повышение уровня компетенции педагогов по развитию речи в рамках ФГОС
Практикум по автоматизации поставленных звуков Работа с рабочим листком взаимодействия логопеда и воспитателя
по автоматизации поставленных звуков
Закрепить приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения поставленных звуков
Консультация: «Развитие речи младших дошкольников»
Дать рекомендации по применению методов и приемов для развития речи младших дошкольников и профилактике речевых нарушений
Консультация «Социализация детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (с заиканием)»
Активизировать деятельность педагогов по следующему направлению: развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития.
Беседы о контроле над произношением детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов
Организация взаимодействия с воспитателями с целью повышения эффективности результатов коррекционной работы
Ознакомление с результатами педагогического среза
Познакомить с результатами промежуточной диагностики воспитанников.
Выпуск детей с логопункта
Консультация: «Система игр-путешествий, как средство социализации и коррекции речи детей дошкольного возраста с недоразвитием речи»
Ознакомить педагогов с играми-путешествиями, формами и методами их проведения
Ознакомление с результатами итоговой диагностики
Подведение итогов коррекционной работы с детьми старшей и подготовительной групп за учебный год.
Речевые пятиминутки во всех возрастных группах
Организация взаимодействия с воспитателями с целью создания единого речевого режима в ДОО
Просмотр занятий по образовательной области «Речевое развитие», показ открытых логопедических занятий.
Организация взаимодействия с воспитателями с целью создания единого речевого режима в ДОО
Рекомендации на летний период
Теоретические и практические рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий для детей в летний период.
Взаимодействие со специалистами
Беседа с медработником, изучение мед. заключений детей для заполнения речевых карт. Рекомендации по направлению детей-логопатов на консультации к профильным специалистам (психоневрологу, оториноларингологу, ортодонту)
Совместно с инструктором по физической культуре обсуждение результатов обследования детей с речевыми нарушениями
Обсуждение с музыкальным руководителем плана по логоритмике
Индивидуальная беседа с педагогом-психологом о психолого-педагогических особенностях детей подготовительных групп, зачисленных на логопункт. Рекомендации для коррекционно-развивающей работы
Индивидуальная беседа с музыкальным руководителем о необходимости учета речевых нарушений при подготовке занятий и праздников.
Помощь музыкальному руководителю в подготовке к Новогоднему празднику. Рекомендации о контроле за правильной и четкой речью детей.
Подготовка цифрового годового отчета для медработника и заполнение журнала осмотра детей специалистами (3-7 лет)
Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи
Беседа с музыкальным руководителем об особенностях темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием
Проведение круглого стола с участием логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Обмен мнениями педагогов об общем развитии и состоянии речи каждого ребёнка, занимающегося на логопункте. Возможное внесение дополнений и изменений в дальнейшую коррекционную работу.
Помощь в подготовке к проведению выпускного праздника с детьми подготовительных групп. Обсуждение сценария праздника с музыкальным руководителем. Распределение речевого материала с учётом произносительных возможностей детей.
Индивидуальная беседа с педагогом-психологом о готовности детей с речевыми нарушениями к школе
Подведение итогов работы. Отчет
Анализ совместной работы учителя – логопеда с воспитателями и специалистами за учебный год.
План работы учителя-логопеда с педагогами ДОУ
План работы
учителя-логопеда с педагогами ДОУ (воспитателями и специалистами)
Стимулирование речевого, познавательного и личностного развития ребенка;
-Формирование связи «логопед-педагог»;
-Логопедическое просвещение педагогов.
Знакомство с коррекционными программами дошкольного обучения, с содержанием и направлениями работы совместно с воспитателями, психологом, музыкальным руководителем.
Посещение медицинской сестры.
Изучение диагнозов детей. Совместно вырабатывается оптимальный режим проведения занятий с учётом лечебно – восстановительной работы.
Консультации на темы “Результаты первичной логопедической, педагогической, психологической диагностики детей. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей. ” для всех специалистов.
Ознакомление педагогов с задачами, стоящими перед всеми участниками образовательного процесса по развитию речи детей 5-7 лет
Участие в ПМПк №1
Подготовка документации к консилиуму, выступление на заседании.
Ведение журнала взаимодействия воспитателей и учителя-логопеда «Говори правильно»
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами.
Подготовка к проведению осеннего праздника. Совместное с музыкальным руководителем составление сценария, подготовка к празднику.
Распределение речевого материала с учётом произносительных возможностей детей
Семинар – практикум «Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников
Познакомить воспитателей с играми на развитие дыхания
Проведение консультации для музыкального руководителя по теме “Логоритмика в системе коррекции речи детей»
Познакомить муз. руководителя с логоритмическими упражнениями.
Мастер-класс: «Фонематический слух – основа правильной речи»
Познакомить воспитателей с методами и приемами для развития фонематического слуха.
Подготовка к новогоднему празднику. Составление и обсуждение сценария праздника с воспитателями и музыкальным руководителем..
Распределение речевого материала с учётом произносительных возможностей детей
Посещение занятий воспитателей по развитию речи в старших группах.
Наблюдение за проводимой речевой работой, за точностью даваемых воспитателями инструкций и образцов правильной речи.
Консультация «Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи.»
Познакомить воспитателей с методами и приемами, развивающими речь ребенка.
Участие в заседании №2 ПМПк
Совместная с воспитателями и специалистами ДОУ подготовка документации к консилиуму, выступление на заседании.
Выступление на педсовете «Система взаимодействия специалистов в ДОУ»
Рассказать о новых формах взаимодействия учителя-логопеда и специалистов в ДОУ
Подготовка к проведению праздника, посвященного дню 8 марта
Обсуждение сценария праздника с воспитателями и музыкальным руководителем. Распределение речевого материала с учётом произносительных возможностей детей.
Консультация психологу «Взаимосвязь логопедической и психокоррекционой работы с детьми в условиях ДОУ»
Описание значимости совместной работы по предупреждению речевых нарушений.
Обмен мнениями педагогов об общем развитии и состоянии речи каждого ребёнка, имеющего нарушение речи. Возможное внесение дополнений и изменений в дальнейшую коррекционную работу .
Консультация «Обогащение словаря и развитие понятийного мышления.»
Познакомить воспитателей с методами и приемами, развивающими речь ребенка.
Подготовка к проведению выпускного праздника с детьми подготовительных групп.
Обсуждение сценария праздника с воспитателями и музыкальным руководителем. Распределение речевого материала с учётом произносительных возможностей детей. Репетиции собственного участия в празднике.
Проведение открытого занятия по автоматизации звуков «День рождения у Жирафа»
Продолжать знакомить воспитателей с методами и приёмами работы при коррекции звукопроизношения : закрепление артикуляционных укладов, произношения звуков в словах и словосочетаниях, формирования навыка словообразования, выработки чётких координированных движений пальцев и кистей рук в сочетании с речью.
Семинар-практикум «Использование дидактического материала на занятиях для развития лексико-грамматического строя.»
Дать рекомендации по использованию дидактического материала
Выступление на педсовете «Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников»
Рассказать о способах использования предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном процессе
Родительский клуб «Скоро в школу»
Совместное выступление перед родителями о психологической готовности детей к школе, результатах диагностики
Участие в заседании №3 ПМПк.
Совместная с воспитателями и специалистами ДОУ подготовка документации к консилиуму, выступление на заседании.
Практические и теоретические рекомендации по осуществлению коррекционно- логопедических мероприятий в летний период.
Дать практические и теоретические рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий для детей в летний период.
Отчет о результатах коррекционной работы
Подведение итогов коррекционно – воспитательной работы . Определение путей дальнейшего сотрудничества.
Итоговое занятие «Тимоша идет в школу»
Демонстрация знаний и умений, полученных в результате коррекционно-воспитательной
работы
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса
Автор: Яковлева Анастасия Сергеевна
Организация: МБДОУ «Детский сад № 66»
Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары
ВВЕДЕНИЕ
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования, которое учитывает социальный заказ государства и семьи на образовательные услуги, организует активное взаимодействие всех участников образовательного сообщества, направлено на формирование у ребёнка предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, интегративных качеств и развитие личности в целом.
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие, способствуют преодолению имеющихся у детей речевых недостатков. Поэтому, говоря о работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу, необходимо тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.
В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи будет существенно повышена в условиях взаимодействия всех специалистов образовательного учреждения.
- Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения всеми видами деятельности, которые предусмотрены основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
В процессе овладения разными видами деятельности по пяти образовательным областям, в соответствии с ФГОС ДО, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию как речевых, так и внеречевых процессов (мышления, восприятия, памяти) воспитанников.
В задачу воспитателя входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью. Реализация образовательно-воспитательных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедической непосредственно образовательной деятельности, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов в коррекции речевых нарушений.
В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм и т. п. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление». Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
Таким образом, воспитатель обязан хорошо знать реальные и потенциальные способности дошкольников, тщательно изучать, что ребенок умеет делать сам, а что может сделать с помощью взрослого.
В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения детей, совместные игры. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения.
Основой для проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Осень», «Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты» и т. д.).
В дидактических играх с предметами дети усваивают названия предметов, их отличительных признаков по всем лексическим группам. Дошкольники ведут элементарные наблюдения за явлениями природы, выделяют характерные признаки времени года.
Формирование лексического запаса и грамматического строя на непосредственно образовательной деятельности воспитателя осуществляется поэтапно:
1) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;
2) дети с помощью отчетливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;
3) воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям.
Значимость перечисленных этапов различна в каждом периоде обучения. Сначала ведущими являются такие формы работы, как ознакомление с художественной литературой, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, использование воспитателем дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом). Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной работой логопеда. Определённое место в этой работе отводится и коррекции звукопроизношения.
При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Воспитатель уточняет с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в соответствующий период обучения, а также уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей.
Все перечисленные направления работы отражаются на фронтальных занятиях, проводимых логопедом, где немаловажная роль отводится воспитателю в виде индивидуальной помощи (по образцу, совместные действия, по аналогии).
Взаимодействие и преемственность в работе логопеда и воспитателя отражается в «Журнале взаимосвязи логопеда и воспитателей», где на каждую неделю разработаны логопедические игры и упражнения по каждой лексической группе на весь учебный год (1 неделя- 1 лексическая тема), с учётом календарно-тематического планирования.
- Взаимодействие в работе учителя-логопеда и специалистов ДОУ
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ осуществляется в следующем:
- учитель-логопед и воспитатель – педагогическая диагностика, составление и реализация индивидуальных программ развития, реализация образовательных программ, участие в психолого-медико-педагогических консилиумах;
- учитель-логопед и заместитель заведующей по воспитательной работе -помощь в организации взаимодействия, координационное функционирование, отслеживание результатов, анализ коррекционной работы;
- учитель-логопед и медицинские работники – медицинское обследование детей, изучение анамнеза, определение возможной нагрузки по каждому ребенку, подготовка консилиумов;
- учитель-логопед и музыкальный руководитель – педагогическая диагностика, логоритмика, музыкально-речевые игры, попевки-распевки на основе чистоговорок;
- учитель-логопед и инструктор по физической культуре – педагогическая диагностика, двигательная активность, дыхательная гимнастика, речевая нагрузка, игры и упражнения по развитию мелкой моторики, координации речи с движением.
Учитель-логопед проводит запланированные и индивидуальные консультации по запросу специалистов.
Основные задачи взаимодействия специалистов ДОУ:
1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) и повышение их профессионального уровня.
2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
3. Разработка карты взаимодействия со специалистами, построенной на основе комплексной диагностики.
4. Разработка «Логопедических пятиминуток» с учетом календарно-тематического плана, которые рассчитаны на целый учебный год и охвачены определенными лексическими темами с учетом федерального государственного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
5. Подбор игр и упражнений по развитию:
- общей и мелкой моторики (включают в себя подвижные игры, игры с мячом, пальчиковую гимнастику);
- лексико–грамматических категорий и связной речи (игры и упражнения на обобщение, дифференциацию, образование относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употребление предлогов и т.п.);
- просодической стороны речи (упражнения на развитие диафрагмального дыхания, длительного плавного выдоха, глубокого вдоха, речевого дыхания, силы голоса, темпа и ритма речи);
- фонетической стороны речи,
- слухового внимания и фонематического слуха (игры «Внимательные ушки», «Подскажи словечко».);
- психических процессов (игры на развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти, воображения и мыслительных операций).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ взаимодействия учителя-логопеда и всех специалистов детского сада позволяет сделать обоснованные выводы, что у выпускников ДОУ:
- достаточно развита артикуляционная, мелкая и общая моторика;
- сформировано произношение, фонематический слух и восприятие;
- сформированы навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов;
- достаточно развито восприятие, внимание, память, логическое мышление;
- обогащена и активизирована лексика;
- сформирован грамматический строй речи;
- развиты коммуникативные способности.
Положительная динамика речевого развития воспитанников дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса в группах компенсирующей направленности приводит к положительным результатам. Взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы игр и упражнений для детей с нарушениями речи и нормальных детей («Логопедические пятиминутки») и журналы взаимодействия специалистов ДОУ. Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования – начальной школе.
Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Мяч и речь. /Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. КАРО. С-Пб.: 2003. 88с.
- Киселева, Т.В., Останина, А.И. Логопедическая зарядка в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими тяжелые дефекты речи./ Т.В. Киселева, А.И. Останина. Екатеринбург: 1992. 150с.
- Логопедия под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М.: Владос: 1998 678с.
- Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР./Н.В. Нищева. С-Пб.: Детство-пресс. 2005. 655с.
- Нищева, Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада./Н.В. Нищева. С-Пб.: Детство-пресс. 2004.120с.
- Примерный план образовательной работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения. ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». Челябинск. 2011. 885с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой М.: Мозаика-Синтез. 2007. 303с.
- Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет. /Л.Н. Смирнова. Мозаика-Синтез. Москва: 2007.70с.
- Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000. 128с.
«Особенности взаимодействия специалистов, воспитателя и логопеда, в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
автор: Ардатова Татьяна Николаевна
воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №88», г. Новокузнецк
«Особенности взаимодействия специалистов, воспитателя и логопеда, в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
Особенности взаимодействия специалистов, воспитателя и логопеда,
в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
На сегодняшний день требования Федерального образовательного стандарта являются определяющими содержание образовательной работы. Содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении программы.
Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, хотя по своей натуре они очень любознательны и хотят многое постичь и узнать. А если дети молчат, то и развитие речи ребенка останавливается, речь становится скудной и безграмотной. Язык занимает очень важное место в развитии ребенка. Язык является средством общения, выражения и формирования мысли и служит средством всестороннего развития личности ребенка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение ее недочетов (шепелявость, заикание, картавость). Чем внятнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, чем совершеннее речь ребенка, тем правильнее будут формироваться его отношения с детьми, взрослыми. Своевременное предупреждение недостатков речи является актуальной задачей детского сада. Научить правильной речи и преодолеть недостатки лучше всего в дошкольном возрасте.
Логопедическая работа с дошкольниками строится на основе логопедии – специальной науки о предупреждении и преодолении несовершенства речи. Логопедия пользуется как общепринятыми методами развития речи, так и своими, специфическими приемами исправления ее недостатков. Цель данной работы заключается в помощи нормальному формированию речи дошкольника, а следовательно, и полноценному развитию его мышления.
Задача – способствовать предупреждению расстройств речи, помочь естественному стремлению ребенка преодолеть возрастные, а иногда и патологические недостатки речи, разрабатывать и совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями и, потребностями и интересами дошкольника.
Помимо собственно речевого нарушения, у таких детей наблюдаются нарушения общей, мелкой, артикуляционной моторики. Психомоторное развитие отстает от возрастной нормы: такие дети часто «неуклюжи» с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы. Особую трудность вызывают согласованные движения рук и ног при выполнении упражнений, разучивании игр и танцев. Часто такие дети не владеют даже простыми двигательными навыками (хлопки в ладоши, прыжки, повороты). Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности, или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Естественно, что нарушения артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти. У детей с нарушение речи нарушены процессы возбуждения и торможения (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность). Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознание, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5 – 6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. У детей отмечается нарушение звукопроизношения. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми логопатами нельзя рассматривать только деятельность учителя – логопеда. Для того, что бы устранить речевые нарушения и сформировать устно – речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса. То есть комплексный подход, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю – логопеду. Необходима совместная работа логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию.
В сопровождении ребенка дошкольного возраста с нарушением речи и другими нарушениями важную роль играет соблюдение единого коррекционного режима – речевого, двигательного и др. Единый коррекционный режим в специализированном дошкольном образовательном учреждении реализуется так же через согласованную работу, интеграцию и профессиональное сотрудничество всех специалистов.
С целью реализации комплексного подхода в коррекции речевого нарушения всех специалистов намечены основные задачи, которые включают в себя:
- Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя – логопеда, педагога – психолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию) и повышение их профессионального уровня.
- Организация коррекционно – развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
- Разработка тетрадей взаимодействия со специалистами, построенных на основе комплексной диагностики.
В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста, важная роль отводится не только учителю логопеду. Педагогический опыт показал, что воспитатель вполне может овладеть необходимыми знаниями по логопедии. Воспитателю детского сада, прежде всего, приходится иметь место с естественными для ребенка возрастными особенностями речи, иначе говоря, фонетическими. Преодоление таких недочетов не представляет особых затруднений, так как воспитатель правильными методами обучения лишь помогает естественному процессу нормального развития детской речи, ускоряя его. Этим он облегчает ребенку овладение такой сложной деятельностью, как речь, и способствует более раннему умственному его развитию.
Если логопед развивает речевое общение детей, то воспитатель закрепляет речевые навыки детей, полученные на логопедических занятиях. Большое значение имеет оречевление воспитателем всего процесса ухода за ребенком: одевания и раздевания, умывания и кормления. В перечисленных ситуациях речь воспитателя не должна быть стереотипной. В связи с этим не рекомендуется начинать обобщение с детьми одной и той же фразой «Пошли мыть руки» можно заменить «Пора мыть руки», «Сейчас вымоем руки». Время бодрствования детей следует максимально использовать для развития их речевых навыков. Воспитатель должен отвечать на любые обращения ребенка, задавать ему вопросы.
Координация работы воспитателя и логопеда предполагает обсуждение темы ближайших занятий и плана их проведения с учетом уровня речевого развития детей. Выбор очередной темы для изучения ее детьми логопед и воспитатель осуществляют совместно. Определив тему, они согласовывают также содержание работы на занятиях, методы обучения речевых навыков, виды игр и упражнений. Кроме того, логопед и воспитатель решают, на что необходимо обратить внимание в первую очередь: на развитие эмоционального и речевого общения (требование от ребенка развернутых ответов на вопросы) или на понимание инструкций взрослого. При составлении плана работы воспитатель и логопед должны учитывать индивидуальные и речевые возможности каждого ребенка. Воспитатель должен знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения. Воспитатель работает с детьми, которые имеют возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определенных этапов речевого развития. При правильном речевом воспитании эти особенности ликвидируются и не задерживают развитие речи ребенка.
Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха. Логопед работает с теми детьми, у которых на занятиях с воспитателем звукопроизношение не ликвидируется и мешает дальнейшему развитию их речи. Исправление звукопроизношения – эта работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, направлена на преодоление этих недостатков. Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работы над звуками состоит из трех этапов:
- Подготовительного;
- Этапа появления звука;
- Этапа усвоения звука в речи.
Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работы логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности и требует знаний, умений, навыков. Воспитатель работает по формированию правильного произношения. А логопед по исправлению звукопроизношения.
На подготовительном этапе логопед занимается созданием определенных положений и тренировкой движений органов артикуляционного аппарата. А воспитатель занимается уточнением движений органов артикуляционного аппарата. В зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положения аппарата, необходимые для правильного произношения. И на последнем этапе логопед занимается автоматизацией звука. Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы. А воспитатель уточняет правильное произношение звука в словах, фразах, потешках, стихах. Материал дается последовательно, выборочно.
Работа педагога — психолога направлена на развитие эмоционально – волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр – упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения.
Работа музыкального руководителя. Специалист на занятиях проводит работу по развитие фонематического слуха, развитию артикуляционной моторики, и мелкой моторики рук, активизация внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях активно используются музыкально – дидактические игры, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы. Музыкальный руководитель на занятиях осуществляет контроль за речью детей. На индивидуальных занятиях развивает моторные навыки с использованием пальчиковой гимнастики по лексической теме, повышает активность, развивает подражательность, формирует игровые навыки. Содержание речевого материала используемого на музыкальных занятиях, сценарий праздников и развлечений обсуждаются с учителем – логопедом.
Работа инструктора по физическому воспитанию. На занятиях по физическому воспитанию специалист использует разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие ритмизации движения, умению управлять собой, на снятие общей скованности, напряжения. Инструктор по физическому воспитанию проводит на занятиях упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания. Для снятия мышечного тонуса артикуляционного аппарата проводится самомассаж. Педагог организует и проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью подвижных игр разной сложности, осуществляет контроль за речью детей.
Изучение материалов по совместной работе всех участников педагогического процесса дает основание полагать, что взаимодействие всех специалистов приводит к положительной динамике. Такое взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя – логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей логопатов.
Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования – начальной школе. Так как от результатов социализации личности во многом будет зависеть ее успешная и счастливая жизнь, реализация потенциала, то необходимо стремиться к созданию по возможности благоприятных условий для протекания этого необходимого процесса.
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГАМИ ДОУ»
МБДОУ «Детский сад №37 «Мальвинка»
С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
– Контроль за речью детей во время самостоятельной и непосредственно организованной образовательной деятельности
– Развитие мелкой моторики
– Использование чистоговорок и скороговорок в автоматизации поставленных звуков
– Коррекция основных психических процессов
– Снятие эмоционального напряжения
– Снятие тревожности при негативном настрое на взаимодействие (особые случаи)
– Медицинское обследование детей
– Определение индивидуальной нагрузки
ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
– Упражнение на мышечную релаксацию
– Развитие общей моторики и координации движений
– Развитие физиологического дыхания
– Работа над темпоритмичекой стороной речи
– Автоматизация звуков в распевках
– Использование ритмоплатики (тембр, дикция, сила голоса, дыхание)
Коррекция речевых отклонений детей
– Определение структуры и степени выраженности дефекта
– Постановка и автоматизация звуков
– Профилактика нарушений речи
– Оказание консультативной помощи родителям
– Методическая помощь работникам ДОУ
– Развитие психомоторной базы речи
Схема взаимодействия участников коррекционного процесса
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
- УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РУКОВОДИТЕЛЕМ ДОУ
- В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Обсуждении актуальных направлений работы ДОУ
Предоставление отчетной документации
изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи
Направление детей на ПМПК
Участие в педагогических советах ДОУ
Осуществляет поддержке ИКТ. Предоставляет логопедическубю информацию для сайта ДОУ
Оформление документации по взаимодействию
Схема взаимодействия учителя – логопеда
и руководителя ДОУ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ
В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Координированное планирование совместной деятельности
Совместное проведение тематических, интегрированных занятий, итоговых занятий для родителей
Контроль за речью детей во время самостоятельной и непосредственно организованной образовательной деятельности
Участие в педагогических советах ДОУ
Итоговая аналитическая отчетность
Оформление документации по взаимодействию
Развитие мелкой моторики
Использование чистоговорок и скороговорок в автоматизации поставленных звуков
Схема взаимодействия учителя – логопеда
Основные функции учителя – логопеда
и воспитателя ДОУ
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
• Работа по коррекции звукопроизношения.
• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
• Работа по коррекции слоговой структуры слова.
• Формирование послогового чтения.
• Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
• Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
• Предупреждение нарушений письма и чтения.
• Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
•Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
•Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
•Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
•Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
•Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
• Закрепление навыков чтения и письма.
•Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
•Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Направления деятельности учителя-логопеда
с воспитателем ДОУ
– Содействует формированию банка развивающих игр с учетом особенностей дошкольников.
– Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
– Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
– Составляет логопедическое заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
– Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
– Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей.
– Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
– Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
– Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.)
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Координированное планирование совместной деятельности
Коррекция основных психических процессов
Совместное проведение тематических, интегрированных занятий
Контроль за речью детей в непосредственно образовательной деятельности
Участие в педагогических советах ДОУ
Итоговая аналитическая отчетность
Снятие эмоционального напряжения
Снятие тревожности при негативном настрое на взаимодействие
Развитие общей моторики и координации движений
Схема взаимодействия учителя – логопеда
Задачи взаимодействия учителя логопеда
и педагога – психолога
Задачи учителя – логопеда
Задачи педагога – психолога
Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки
Совершенствование мелкой моторики
Развитие зрительно – моторной координации
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами
Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств
Активизация отработанной лексики
Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды
Повышение психологической культуры родителей и педагогов
Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми
Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия
Направления деятельности учителя – логопеда
с педагогом – психологом
– Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
– Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
– Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.
– Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
– Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.
– Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом – психологом.
– Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений).
– Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.
– Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Координированное планирование совместной деятельности
Совместное проведение тематических, интегрированных занятий, итоговых занятий для родителей
Взаимопосещение традиционных логопедических и музыкальных занятий
Участие в педагогических советах ДОУ
Итоговая аналитическая отчетность
Оформление документации по взаимодействию
Схема взаимодействия учителя – логопеда
и музыкального руководителя
Основные задачи стоящие перед учителем – логопедом
и музыкальным руководителем
– Укреплять костно-мы-шечный аппарат.
– Развивать координацию движений и моторные функции.
– Формировать правильную осанку.
– Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
– Формировать способность восприятия музыкальных образов.
– Совершенствовать личност-ные качества, чувство кол-лективизма.
-Развивать речевое дыхание.
– Развивать артикуляционный аппарат.
– Формировать просодические компоненты речи.
– Развивать фонематическое восприятие.
– Развивать грамматический строй и связную речь.
Направления деятельности учителя – логопеда
с музыкальным руководителем ДОУ
– Оказывает помощь в рамках логопедического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
– Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса
– Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
– Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
– Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.
– Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
– Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Координированное планирование совместной деятельности
Совместное проведение тематических, интегрированных занятий, итоговых занятий для родителей
Контроль за речью детей во непосредственно образовательной деятельности
Участие в педагогических советах ДОУ
Итоговая аналитическая отчетность
Упражнения на мышечную релаксацию
Использование чистоговорок в автоматизации поставленных звуков
Развитие общей моторики и координации движений
Развитие физиологического дыхания
Схема взаимодействия учителя – логопеда
и инструктора по физической культуре
Основные задачи стоящие перед учителем – логопедом
и инструктором по физической культуре
Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку Оптимизация мышечного тонуса. Релаксация.
Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
Формирование речевого и физического дыхания.
Работа по развитию моторики:
в) лицевой и артикуляционной.
Направления деятельности учителя – логопеда
с инструктором по физической культуре
– Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
– Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
– Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
– Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях по физической культуре.
– Участвует в обследовании детей с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой моторики.