Привлечение родителей к работе логопеда через систему методических рекомендаций

Рекомендации логопеда родителям по выполнению домашнего задания

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ «ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ»

Взаимосотрудничество детского сада и семьи занимает особое место в развитии детско-родительских отношений, так как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье, во взаимосвязи родителей и детей.

Педагоги детского сада «Гармония» работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
В детском саду логопед проводит для родителей собрания, консультации, привлекает родителей к развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на консультациях и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях.

Логопед предлагает различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний и умений, которые были приобретены на индивидуальных занятиях по воспитанию правильного звукопроизношения, формированию лексико-грамматического строя и связной речи, развитию фонетико-фонематической стороны. То есть по всем направлениям развития речи, предусмотренными программным содержанием.

Для чего необходимы «домашние задания»?

Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.

Самое главное, что без участия родителей, процесс автоматизации будет происходить медленнее, чем хотелось бы. Так как кабинетные условия занятий – это искусственно созданная среда, а не повседневное окружение ребенка.
Для родителей особым значением в наличии заданий является то, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях умений в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, походов в магазин, в парк, на детские праздники и т. д., то есть в повседневной жизни.

Памятка логопеда родителям (правила занятий с ребёнком дома).

1) Заниматься с ребёнком дома ежедневно.
2) Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке
3) Время проведения занятий 10-15 минут
4) Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение
5) Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.
6) Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.
7) Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого. Очень важно следить за аккуратностью выполнения заданий.

Если выполнять с ребёнком предложенные задания, наблюдать за окружающим, беседовать об интересных событиях в жизни малыша, играть с ним в сюжетно-ролевые, настольные, развивающие игры, то тем самым, взрослый поможет своему ребенку быть более разговорчивым и общительным. Благодаря этим, с первого взгляда простым, совместным занятиям, взрослый развивает речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что в будущем станет залогом успешного обучения ребёнка в школе.

Родители понимают, что выполнение небольших домашних заданий сегодня с ребёнком-дошкольником, поможет им лучше понимать своего ребенка-школьника в будущем. Все знания, умения и навыки, которые мы прививаем дошколенку помогут ему в школе быть более собранным, самостоятельным, и ответственным. Ребенок будет уверен в своих силах и не постесняется попросить помощи у взрослых.

Наблюдая за удачами и неудачами ребёнка при выполнении домашних заданий, взрослый может определить, насколько дошкольник подготовлен к первому классу, и на какие особенности развития следует обратить внимание.
Мы-родители часто видим своего ребенка-дошколенка маленьким, любознательным, веселым и даже озорным. Но как только малыш идет в первый класс, то очень часто мы начинаем требовать от него поведения настоящего школьника и очень переживаем за благополучие его в школе. Поэтому, чтобы ребенку было легче адаптироваться к школьному процессу обучения и быть успешным, родители и педагоги должны приложить много усилий для накопления знаний, умений и навыков в дошкольном возрасте.

Выполняйте «домашнее задание» с улыбкой, и это будет залогом желания хорошо учиться в школе.

Учитель-логопед Подвийняк Н.А.
ОАНО «Гармония»

Привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций
статья по логопедии по теме

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию статью, разработанную в соавторстве с моей коллегой Азаренко Юлией Степановной,

Привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций

Скачать:

ВложениеРазмер
osnovnaya_chast.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние задания, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют на занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

В логопедической группе логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пытаются привлечь родителей к коррекционно – развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приёмах и еженедельно в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. У каждого ребёнка должна быть своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т. д. ). Тетрадь всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной. Это также один из моментов педагогического воздействия.

Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, в библиотеку и т. д., т.е. в повседневной жизни. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей – логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения.

В основе стойких и «нелепых» ошибок на письме лежат не личностные особенности ребёнка, а серьёзные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Кроме того, развитие графических навыков зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, способности к наблюдению, сравнению, творческому воображению, интереса ребёнка к работе.

Подготовка и обучение чтению и письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных упражнений и заданий.

Нами разработаны и внедрены в активную педагогическую деятельность методические рекомендации для родителей детей, посещающих логопедические группы. Методические рекомендации содержат комплект заданий по изучаемым лексическим темам для разных возрастных групп.

Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребёнком, помогут организовать совместную деятельность. Они предоставят ребёнку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребёнку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и предложат выучить стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребёнком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребёнка в школе. К тому же богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.

Выполнение данных заданий вызовет у детей интерес, снимет психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, позволят быстрее и легче усваивать лексический материал, автоматизировать произношение звуков, овладевать навыками чтения и письма.

Данные задания помогут закрепить знания, полученные в детском саду. Отсутствие повторения дома и закрепления полученных навыков ведёт к значительному снижению эффективности коррекционной работы и удлинению сроков коррекции.

Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста. Так, дети четырёхлетнего возраста впервые начинают проявлять стремление к интеллектуальному общению со взрослыми, задают много проблемных вопросов. Родители должны учитывать эту особенность малышей и не оставлять без внимания их вопросы. Особенно это касается детей с речевой патологией, плохо и мало говорящих. Речевую активность таких детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать. Это позволит укрепить доверие ребёнка к окружающим взрослым, направить его познавательную активность в нужное русло, вселить в него уверенность в собственных силах и возможностях, что будет способствовать преодолению отставания в речевом развитии.

Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней работы с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.

В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должны нацеливать специалисты на своих консультативных приёмах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют».

В процессе занятий с детьми родителями и педагогами должны соблюдаться следующие правила:

1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребёнку.

2. Подготовить ребёнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещённое.

3. Проверить, правильно ли ваш ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш.

4. Перед началом любой работы следует внимательно прочитать задание, обсудить и проговорить с ребёнком его выполнение.

5. За одно занятие не следует давать больше 2-5 занятий (в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка), не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий.

6. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 20-25 минут, важно соблюдать последовательность выполнения заданий.

7. К следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а также умения применять его на практике.

8. Всю работу по формированию у ребёнка фонематического восприятия родители и воспитатели должны согласовывать с логопедом, обращаться к нему при всех затруднениях.

Наблюдая за удачами и неудачами ребёнка при выполнении заданий, вы сможете определить, насколько он подготовлен к школе и на какие стороны подготовки следует обратить особое внимание.

Ещё раз напоминаем: не торопитесь, не стремитесь научить ребёнка всему и сразу, осваивайте каждое задание постепенно, только когда освоено предыдущее. Не забывайте хвалить ребёнка не только за удачи, но и за старания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. Рекомендации родителям .

В настоящее время в связи с реализацией задач оптимизации воспитательно-образовательного процесса на основе личностно – ориентированного подхода в системе дифференцированного обучения особую важность .

Праздники — яркое и радостное событие в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и со.

Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен.

Опыт работы формировался в 2006-2009 гг. в условиях МДОУ “Детский сад №79” г. Бийска. Работа отражает мотивационные аспекты управления трудом педагогов и достигнутые результаты.

С каждым годом внимание к теме имиджа растет, о чем свидетельствует количество публикаций и диссертационных исследований. Тем не менее, проблема создания имиджа образовательных учреждений остает.

Презентация для родителей “Биоэнергопластика&quot.

«Система планирования работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога с родителями в условиях ФГОС до»

Ирина Штельма
«Система планирования работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога с родителями в условиях ФГОС до»

Штельма Ирина Александровна

1 квалиф. категория

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи.

Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО, является принцип партнёрства с семьёй.

В зависимости от образовательных потребностей и запросов, родителей меняются формы, тематика запланированных мероприятий с семьей.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается, основываясь на следующих принципах:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.

3. Сотрудничество, а не наставничество – создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

Логопед должен строить общение с родителями на основе принципа “Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ”.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.

Из опыта работы с родителями, чьи дети посещают речевые группы, выясняется, что не все родители проявляют желание помочь учителю-логопеду и отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, объясняя, что они не владеют необходимыми знаниями и умениями, не имеют достаточно ясного представления о комплексности процесса коррекции речи. И практически все родители уверены, что оказывать помощь ребенку в коррекции речевых нарушений должен учитель-логопед. В связи с этим возникает необходимость помочь родителям ознакомиться с приемами обучения и развития речи, правильно организовать коррекционно-речевую работу, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Нам необходимо видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Ведь ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Активное участие семьи в коррекционном процессе во многом помогает работе учителя-логопеда и ускоряет успехи детей. Поэтому одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями.

Перспективный план работы направлен не только на профилактику и коррекцию речевых нарушений, но и на создание в семье эмоционально-положительного процесса взаимодействия. Чтобы в полном объёме реализовать работу по коррекции речевых нарушений у детей, родителей необходимо научить, вооружить некоторыми педагогическими приёмами и знаниями, а также сформировать модель благополучного семейного взаимодействия.

Система планирования включает в себя различные направления взаимосвязи учителя-логопеда и семьи:

• дни открытых дверей

• средства массовой информации

• участие родителей в проектной деятельности

В логопедической группе логопед и другие специалисты детского сада проводят для родителей открытые и совместные мероприятия, привлекают родителей к коррекционно- развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних консультациях, еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах родительского уголка.

Коллективные и индивидуальные формы работы с родителями

При отборе детей в логопедическую группу логопед проводит консультации с родителями. Во время консультации логопед рассказывает родителям, почему их дети нуждаются в логопедической помощи, ставит в известность, какие документы необходимо собрать к ПМПК.

По плану ПМПК консилиума идет обследование состояния речи детей ДОУ для выявления нуждающихся в логопедической помощи с письменного согласия законного представителя ребенка.

Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. Далее выход на ПМПК и сбор пакета документов

Анкетирование.

При поступлении ребенка в логопедическую группу у учителя-логопеда встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. Но для этого необходимо глубокое изучение каждой семьи. При помощи анкетирования узнаем состав семьи, особенности семейного воспитания, раннее речевое развитие ребенка и т. д.

Всё это записывается и учитывается в планировании работы с семьёй. В последующем знание о семье воспитанника поможет в общении с родителями,в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей реальным потребностям семьи.

Беседы.

В начале года, после обследования детей, учитель-логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор, беседа. Родители ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации.

Частота встреч зависит от уровня речевого развития ребенка, от его последующих успехов (или проблем). В среднем встречи-беседы с родителями планируются один раз в три месяца. В случае необходимости (по желанию родителей и (или) логопеда) проводятся промежуточные встречи-консультации.

Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи учителя-логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят оба родителя. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и создадут барьер в общении.

Консультации.

Учитель-логопед регулярно проводит консультации для родителей логопедических групп.

Индивидуальные встречи с родителями систематически проводятся в течениегода.

Учителю-логопеду необходимо проводить консультирование так, чтобы оно не было формальным, а по возможности привлекало родителей для решения проблем, развивало дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога.

Групповые родительские собрания.

В логопедических группах родительские собрания проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. На первом собрании, которое проводится в конце сентября- в начале октября, рассказываем о речевых нарушениях у детей, уточняем цели работы учителя-логопеда, знакомим с программой первого периода обучения. Основная задача на начальных этапах работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми.

Второе собрание обычно проводится в январе, анализируем успехи и неудачи детей, вместе с родителями намечаем пути углубления взаимопонимания и эмоционального контакта с детьми.

Третье родительское собрание проходит в апреле-мае. На нем подводятся итоги работы логопедической группы за год, даются рекомендации на летний период.

Как показал опыт, полезно объединять НОД с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания). В ходе проведения НОД родители смотрят, записывают игры, упражнения, видят пробелы в знаниях своих детей, учатся методам и приёмам работы, умению давать четкие и краткие инструкции. После такой открытой НОД активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.

Семинары – практикумы, мастер-классы, круглые столы.

При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы акцент хочется сделать на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобретают благодаря поэтапной, вдумчивой работе учителя-логопеда.

Практикумы, круглые столы, мастер-классы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения).

На семинарах-практикумах также родителям демонстрируются различные пособия, с помощью которых дети получают необходимую информацию по обучению грамоте, автоматизации звуков и т. д. Даются рекомендации (по необходимости) изготовить аналогичные для занятий в домашних условиях.

Дни открытых дверей

Проводятся 1-2 раза в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в детском саду, успехами и проблемами ребенка, особенностями работы с ним.

Средства массовой информации

Это личная страничка на сайте ДОУ или других сайтах. Предлагается материал не только для родителей ДОУ, но и доводится информационный материал для широкой публики по работе с детьми- логопатами.

Работу с родителями проводится в двух формах – письменной и устной. Преимущества личностно-ориентированного общения известны всем, тогда как использование разного рода письменных рекомендаций при взаимодействии с родителями весьма ограничено. Поэтому следует специально подчеркнуть преимущества письменной формы. Во-первых, общение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают. И, в-третьих, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, необходимо вначале убедить их в этом, предложить определенный алгоритм действий, вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Наглядные формы работы.

Учителем-логопедом создается специальный фонд материалов, обеспечивающих работу родителей с ребенком в домашних условиях. Сюда относятся: библиотечка книг для родителей по проблемам речевого развития, подборки картинок под разные речевые задачи, дидактические игры по развитию речи, материалы для развития мелкой моторики рук. Родители пользуются созданным фондом для реализации совместного с детским садом плана действий по развитию речи своего ребенка. Эффективной формой взаимодействия с семьей является выпуск газеты. Газета просвещает родителей в вопросах речевого развития детей дошкольников, помогает детям обучаться и развиваться через игру, способствует сплочению детей и родителей вокруг общей задачи.

Разнообразная наглядная информация для родителей выставляется на специально подготовленном стенде.

Папка-передвижка представляет собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями по преодолению речевых нарушений. Её задача состоит в том, чтобы вооружить родителей определенными знаниями и умениями. Материал в папке представлен в виде консультаций, памяток по пройденным темам, чтобы родители имели возможность сориентироваться, на каком наглядном материале и каким образом можно закрепить лексику и грамматику по изученной теме, какую использовать литературу.

Информационные выставки.

Для проведения некоторых консультаций готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики»: бусы, пуговицы, шнуровки, мозаика, конструкторы, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, штриховки, трафареты по лексическим темам, почтовый ящик, пластилин, ножницы. Родителям не только рассказывается о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости, но и показывается необходимость и важность развития мелкой моторики рук.

Домашние задания.

Основной формой взаимодействия с родителями у учителя-логопеда является тетрадь для домашних заданий. Задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учителя-логопеды и родители действуют согласованно.

Статья «Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьёй в ДОУ»

    1. Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей в ДОУ.

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей, приходишь к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности учителя-логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС, родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. И задача педагогов создать такие условия, использовать такие методы и формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целей.

Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяли им стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступали в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не позволяли учитывать особенность ребёнка и семьи. Родители не могли влиять на коррекционный процесс. В свою очередь специалист не мог привлечь на свою сторону родителей как непосредственных помощников.

Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:
– работа с родителями велась не дифференцированно, не учитывались особенности ребенка и семьи;
– родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.

Традиционные формы при качественном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.

В современных же условиях более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое активное взаимодействие специалистов с родителями, которое повышало бы педагогическую культуру родителей, формировало у них необходимые педагогические умения и навыки.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями речи к школьному обучению. Многолетний опыт работы показывает то, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы сотрудничество логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Организация работы с семьей в ДОУ ведётся по следующим направлениям:

Информационное:
– знакомство с первичными, промежуточными результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
– знакомство с возрастными особенностями психического развития, этапами развития детской речи;
– знакомство с методами, приёмами коррекционно-развивающего воздействия.

Образовательное:
– привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
– обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;
– формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников

При построении эффективного взаимодействия с родителями необходимо учитывать некоторые важные моменты:

1. Создание у родителей объективного положительного образа ребенка. Учитель-логопед никогда не должен предъявлять родителям жалобы на ребенка. Даже если ребёнок не справляется с чем-то, или испытывает те или иные трудности в обучении, задача педагога найти то положительное, что есть у ребёнка, с чем он неплохо справляется, и на основе этого решать те или иные проблемы. В беседе с педагогом родитель не должен чувствовать, что его ребёнок хуже других детей. Педагог никогда не должен сравнивать одного ребёнка с другим. Но в то же время логопед не должен замалчивать и скрывать от родителей важную информацию о тех или иных проблемах, связанные с их ребёнком. Родители должны быть полностью информированы о развитии ребёнка и задача логопеда найти такой подход к каждому родителю и так донести эту информацию до родителей, чтобы она не была воспринята отрицательно.

2. Передача родителям знаний о ребенке, о его жизни в ДОУ. Логопед систематически должен сообщать родителям информацию об успехах обучения и трудностях развития их ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, знакомить с результатами коррекционной деятельности.

3. Установление доверительных отношений. Об установлении позитивного взаимодействия можно говорить в том случае, если родители начинают доверять педагогу свои проблемы и сложности в воспитании и обучении ребенка. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая своих оценок. Нужно помнить, что полученная от родителей информация строго конфиденциальна и её можно использовать только для организации позитивного взаимодействия.

4. Совместная работа по формированию и развитию личности ребенка. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей может давать советы и рекомендации родителям.

Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьёй в ДОУ.

Родительские собрания. Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года», “Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы”, “Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”, “Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму”, “Итоги коррекционной работы за год”. Родительские собрания могут быть организованы, например, в форме «круглого стола» или «логопедической гостиной». Самое главное создать доверительную и положительную атмосферу, чтобы каждый родитель мог почувствовать себя комфортно.

Ведение домашних тетрадей совместной деятельности. Данный вид взаимодействия очень ценен для специалиста ещё и тем, что здесь можно проследить эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы наиболее оптимальный способ индивидуального взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.

Организация родительского сообщества в социальной сети “В Контакте”. Данный вид взаимодействия становится наиболее актуальным и популярным в последнее время. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями воспитанников, пусть и на расстоянии, а родители в свою очередь, могут быть в курсе новостей, делится друг с другом информацией об образовательном процессе, даже при ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни ребёнка в ДОУ.

Клуб для родителей “Логопедическая гостиная” Данная форма взаимодействия позволяет решать многие задачи. Родители принимают активное участие в планировании и организации работы клуба. На повестку выносятся актуальные вопросы, рассматриваются пути решения проблем. Родители проводят игры-тренинги, мастер-классы для других родителей. Таким образом он в полной мере могут реализоваться как полноправные участники образовательного процесса.

Тестирование и анкетирование. Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

Домашняя игротека. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: “На кухне”, “По дороге в детский сад”, “В свободную минутку”.

Копилка методических рекомендаций. Хорошо себя зарекомендовала в организации домашней работы родителями в группах компенсирующей направленности. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.

Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.

Родительские пятиминутки. Рекомендуются при работе как в логопедической группе, так и на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.

Семинары – практикумы. На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.

Мастер-классы. Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.

Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины. Для участия привлекаются родители. В конце года или в течении года родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий.

Совместные проекты. Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании книг сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам и т. д.

Логопедическая страничка на сайте ДОУ или личный сайт учителя-логопеда. На сайте ДОУ или же на своём личном сайте специалист размещает различную информацию актуальную для родителей: консультации на интересующие темы, видео и фотоотчёты по реализуемым проектам и проводимым открытым мероприятиям и занятиям, промежуточные и итоговые результаты логопедического обследования, видео обучающих мастер-классов и т.д. Доступность данной информации позволяет взаимодействовать с родителями более эффективно. Использование данного ресурса повышает компетентность, образованность и информированность родителей.

Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту». Данная форма работы позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ без личной встречи с ним. Такие почтовые ящики установлены на каждой группе. Данный вид взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
– специальные логопедические уголки «Говорим правильно» «Советы логопеда»;
– информационные стенды;
– тематические выставки книг;
– пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки, надписи “от руки”, но плакаты и фотографии.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

Обобщение и распространение опыта работы по теме:
«Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

1. Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

2. Исходя из этого, я поставила цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Задачи, которые я ставлю, работая с родителями в течение учебного года:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
  • Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
  • Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений.
  • Помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье.
  • Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к ребенку, имеющему дефект речи. Поэтому учитель-логопед должен проводить работу с родителями в следующих направлениях:

  • Изучение особенностей родителей воспитанников, уровня их педагогической наблюдательности.
  • Определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка.
  • Привлечение родителей к участию в коррекционно-логопедическом процессе.

Участие родителей в воспитании, развитии ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им:

  • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
  • Относиться к ребенку как к равному.
  • Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи.
  • Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.
  • Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей.
  • Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

3. Рассмотрим составляющие успешного взаимодействия логопеда и родителей.

Первый фактор – информированность.

Имеется в виду теоретическая подготовка логопеда, который может дать четкий ответ на любой вопрос родителя о речевом нарушении и его коррекции вообще и о конкретном ребенке. Компетентность специалиста, конечно же, вызовет доверие родителей. Не меньшее значение играет информированность родителя о логопеде как специалисте, о направлениях его работы. Этому способствуют папки-передвижки со статьями о различных речевых нарушениях, о рекомендуемых детям с речевым нарушением оздоровительных мероприятиях и, конечно, расписанием консультаций логопеда. Содержание папок меняю 1 раз в месяц /статьи специалистов из журналов, книг, конкретные советы по развитию речи, актуальные для родителей, рекомендации по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики.

Если говорить об информации, которая передается во время консультации, то она воспринимается родителями лучше, если будет отличаться лаконичностью и отсутствием обилия терминов.

Также сообщаю родителям предположительную длительность коррекционного процесса – полгода, год, два. Если занятия с детьми уже идут, рассказываю о дальнейшем этапе работы. Родители проявляют большую заинтересованность, если понимают, для чего делают «лопатку» и «дуют на бабочку».

Организую выставку книг, методических наработок, изучение которых могло бы помочь родителям стать более информированными в данной проблеме, разрабатываю буклеты для родителей.

Следующий фактор – временной.

Основа взаимоотношений логопеда с родителями закладывается в ходе знакомства на первом организационном собрании в сентябре. На этом собрании я обозначаю цели и задачи нашей совместной работы, рассказываю о системе логопедических занятий с детьми /ежедневные, индивидуальные, подгрупповые, фронтальные/, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы. Акцентирую внимание на важность участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле. Довожу до сведения родителей результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца. Провожу практикум по ознакомлению с органами артикуляции. На нем родители перед зеркалом пытаются выполнить несколько основных упражнений для губ, языка, убеждаясь, что это нелегко, тем более для ребенка. Поэтому им (родителям) потребуется колоссальное терпение при выполнении с ребенком домашнего задания, а ребенку – помощь и похвала за труд. В заключении первой встречи родители заполняют небольшую анкету, включающую вопросы речевой карты, которая характеризует раннее психомоторное и речевое развитие их ребенка.

Аналогичные собрания провожу 3 раза в течение учебного года: в сентябре, январе и в мае. В каждом последующем подводятся итоги работы, обязательно отмечаю не только успехи детей, но и активность тех родителей, которые занимаются со своим ребенком. В мае даю родителям рекомендации на летний период. Проведение родительских собраний с родителями экономит силы, время и логопеда и родителей /им не надо идти на индивидуальную консультацию, могут задать все вопросы/.

Но этого недостаточно для того, чтобы временной фактор стал составляющей успешного взаимодействия с родителями. Важно, чтобы логопед придерживался позиции: когда бы родитель ни пришел – это лучшее время для работы с ним. Задача логопеда – проинформировать родителей о часах консультаций и необходимости логопедической помощи их ребенку. Но родитель сам делает выбор, приходить на консультацию или нет. Если родитель пришел на консультацию, значит, он готов слушать специалиста, он мотивирован. Это положительный момент в работе с родителями, независимо от того, когда это произошло и насколько речевая проблема усугубилась.

Можно выделить еще один фактор успешного взаимодействия логопеда и родителей – положительный эмоциональный настрой логопеда.

Очевидно, что родители охотнее будут взаимодействовать с открытым, приветливым, оптимистично настроенным специалистом. Конечно, это не требует приукрашивания истинного положения вещей – динамики коррекционного процесса. Нужно помнить, что ребенок соревнуется не с другими детьми, а с собой «вчерашним», и всегда можно будет найти повод для похвалы ребенка и одобрения стараний родителей.

Другой аспект этого фактора – положительное отношение логопеда к возникающим по ходу работы проблемам. Возникновение профессиональных проблем, сложных ситуаций – совершенно нормальное явление. Если рассмотреть конкретный пример, то это может быть ситуация, когда коррекционная работа с ребенком не дает положительной динамики, либо она отсутствует вообще. Все мы знаем, что такое явление наблюдается чаще, чем нам хотелось бы. Честный анализ причин возникшей проблемы будет конструктивнее обвинений себя или кого-либо другого (например, родителя) в неудаче. Взаимодействие с родителями останется положительным, если логопед предупреждает об изменении метода воздействия на речевую проблему, о необходимости большего времени на коррекцию, чем предполагалось ранее, направит ребенка на консультацию к другому специалисту или, в конце концов, открыто признает, что он сделал для ребенка все, что мог. Профессиональная добросовестность, честность, уважение к себе и другим станет основой для положительного эмоционального настроя логопеда.

Перечисленные факторы взаимодействия логопеда с родителями являются не единственными, но основными. Должное внимание к этим факторам способно внести существенную лепту в успешное взаимодействие логопеда и родителей, и, следовательно, способствовать коррекционному процессу в целом.

4. Содержание и формы работы учителя-логопеда с родителями.

Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ» учитель-логопед должен строить свое общение с родителями. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями, поэтому каждый логопед может выбирать самостоятельно проблемы, интересующие родителей и освещать их в удобной для него форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

Чтобы лучше планировать работу, необходимо лучше знать семью ребенка. Во время учебного года работу с родителями веду постоянно. В начале учебного года составляю план работы с родителями. /показ/

Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих традиционных и нетрадиционных формах и методах:

  • Анкетирование.
  • Оформление речевых уголков в старшей и подготовительной группах «Речецветик».
  • Оформление папок-передвижек с консультациями.
  • Индивидуальные консультации, беседы /в рабочем порядке, еженедельно/. В индивидуальных беседах обращаю внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей, как в преодолении речевых проблем, так и их взаимосвязи с успехами на других занятиях.
  • Проведение семинаров-практикумов.
  • Выступление на родительских собраниях.
  • Ведение тетради взаимосвязи с родителями – совместная работа логопеда, ребенка и родителей. Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года. Предлагаю задания на автоматизацию поставленного звука, а также упражнения на развитию мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, логического мышления и другие. Задания подбираю дифференцированно, с учетом возможностей каждого ребенка. Выполнение заданий позволяет закрепить знания, полученные ребенком на занятиях.
  • Проведение открытых занятий.
  • Совместная подготовка к праздникам.

Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно-воспитательной работы, я решила более подробно рассмотреть и проанализировать некоторые ее особенности.

В начале учебного года я обследую речь детей. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое обследование начинаю с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка. Знакомлюсь с родителями детей, которые будут заниматься. При планировании прогноза коррекционной работы учитываю:

  • Роль всех членов семьи в воспитании ребенка.
  • Тип семейного воспитания.

Из первой беседы выясняю условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Интересуюсь жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей. От ее атмосферы зависит дальнейшее сотрудничество.

Стараюсь привлечь родителей к совместной работе, объяснить, какую помощь от них жду в воспитании и обучении, в целях достижения успехов в коррекционной работе.

Показываю родителям фрагменты занятий с детьми, приглашаю на открытые индивидуальные, подгрупповые занятия, чтобы родители познакомились с требованиями, приемами и содержанием моей работы, понаблюдали за своим ребенком во время учебной деятельности в форме логопедических занятий.

Часто родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводит логопед, какие задачи воспитательного и образовательного процесса он решает.

Неадекватное отношение родителей к ребенку возникает как следствие непонимания причины речевого нарушения. Основная задача логопеда – ориентироваться на ребенка, его интересы, помочь родителям правильно воспринимать своего ребенка.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других – твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

Каждого из родителей нацеливаю на систематическую, длительную работу с ребенком. Напоминаю, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте – всему свое время.

На консультациях и семинарах-практикумах родителям показываю логопедические приемы /артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и др./, максимально понятные для последующего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей обращаю на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, т.к. тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый стереотип бывает очень трудно.

Родители прислушиваются к моим советам и рекомендациям, делятся своим мнением и впечатлениями. К концу года родители стали принимать активное участие и интерес к коррекционной работе, стали предъявлять справедливые требования к своим детям.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Работа логопеда с родителями

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ре­бенка формируется прежде всего в семье и семейных отноше­ниях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имити­рующие домашние, к образовательно-воспитательному про­цессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театра­лизованных представлениях. Педагоги работают над создани­ем единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

В логопедической группе логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пы­таются привлечь родителей к коррекционно-развивающей ра­боте через систему методических рекомендаций. Эти рекомен­дации родители получают в устной форме на вечерних при­емах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации роди­телям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии. Автором спе­циально для родителей, дети которых посещают логопедиче­ские группы, разработана серия домашних тетрадей «Занима­емся вместе» (см. прил. 3). Эти методические пособия позво­ляют объединить усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности.

Методические рекомендации, данные в тетрадях, подска­жут родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребенком, помогут организовать совместную деятельность. Они предоставят ребенку возмож-

ность занять активную позицию, вступить в диалог с окру­жающим миром, найти ответы на многие вопросы с помо­щью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчико­вую гимнастику, прочитают и предложат выучить стихи, по­могут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные за­дания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же богатый иллюстративный материал пособий ос­вободит родителей от поиска необходимых картинок и по­может сделать занятия более интересными и яркими.

Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемымив логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста. Так, дети четырехлетнего возраста впервые начинают проявлять стремление к интеллектуальному общению со взрослыми, за­дают много проблемных вопросов. Родители должны учиты­вать эту особенность малышей и не оставлять без внимания их вопросы. Особенно это касается детей с речевой патоло­гией, плохо и мало говорящих. Речевую активность таких детей родители должны поддерживать и всячески стимулиро­вать. Это позволяет укрепить доверие ребенка к окружающим взрослым, направить его познавательную активность в нужное русло, вселить в него уверенность в собственных силах и воз­можностях, что будет способствовать преодолению отставания в речевом развитии.

Для детей старшей логопедической группы родители долж­ны стремиться создавать такие ситуации, которые будут по­буждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформи­рованы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней работы с детьми. Родители должны сти­мулировать познавательную активность детей, создавать твор­ческие игровые ситуации.

Система коррекционно-развивающей работы.

СРЕДНЯЯЛОГОПЕДИЧЕСКАЯГРУППА

В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни стро­ится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должны наце­ливать специалисты на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют».

Организация коррекционно-развивающей работы

Организация коррекционно-развивающей работы

В средней логопедической группе для детей с ОНР с ок­тября по май (включительно) проводится в неделю 14 заня­тий (при 11в массовой группе 1 ), четыре дня по три занятия и один день — два занятия. При этом два раза в неделю допустимо проведение одного занятия во второй половине дня. Например:

Понедельник — утро — 3 занятия, вечер — нет занятий. Вторник — утро — 2 занятия, вечер — 1 занятие. Среда — утро — 3 занятия, вечер — нет занятий. Четверг — утро — 2 занятия, вечер — 1 занятие. Пятница — утро — 2 занятия, вечер — нет занятий.

Примерная сетка занятий на неделю 2

Ознакомление с окружающим (предметный мир,

явления общественной жизни, природное окружение). 1 занятие

Развитие речи. Ознакомление с художественной

литературой. 1 занятие

Развитие элементарных математических представлений 1 занятие

Рисование, лепка (чередуются через неделю). 1 занятие

(чередуется через неделю). 1 занятие

Музыкальное. 2 занятия

Физкультурное. 2 занятия

Подгрупповое логопедическое. 4 занятия

Подгрупповое занятие с психологом. 1 занятие

ЛФК (выносятся за сетку как лечебные процедуры). 2 занятия

1 Программа воспитания. Под ред. М. А. Васильевой и др.

2 Занятие логоритмикой проводится логопедом и музыкальным руководителем
вместо музыкального занятия 1 раз в две недели.

Ноябрь: Декабрь: Январь:
Февраль:
Март:
Апрель:
Май:

26__________________________________ Средняя логопедическая группа

Примерный режим дня

Прием детей, игры, утренняя гимнастика. . 7.30—8.20

Подготовка к завтраку, завтрак. 8.20—8.50

Подготовка к занятиям. 8.50—9.00

1-е занятие воспитателя

и 1-е подгрупповое логопедическое занятие. 9.00—9.15

2-е занятие воспитателя

и 2-е подгрупповое логопедическое занятие. 9.25—9.40

3-е занятие воспитателя

и 3-е подгрупповое логопедическое занятие. 9.50—10.05

Индивидуальная работа логопеда с детьми, совместная деятельность воспитателя с детьми,

подготовка к прогулке, прогулка. 10.05—12.00

Возвращение с прогулки, игры, индивидуальная работа

логопеда с детьми. 12.00—12.25

Подготовка к обеду, обед. 12.25—12.55

Подготовка ко сну, сон. 12.55—15.00

Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры.. 15.00—15.20

Подготовка к полднику, полдник. 15.20—15.40

Вечернее занятие. 15.45—16.00

Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры,

свободная деятельность детей. 16.00—16.15

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой. 16.15—18.00

Примерное расписание работы логопеда

1-е подгрупповое занятие. 9.00—9.15

2-е подгрупповое занятие. 9.25—9.40

3-е подгрупповое занятие. 9.50—10.05

Индивидуальная работа с детьми. 10.05—12.25

Участие логопеда в режимных моментах. 12.25—13.00

Примерный перечень лексических тем

Октябрь:1-я неделя — «Осень. Названия деревьев. Дикие животные осенью»;

2-я неделя — «Огород. Овощи. Домашние живот­ные осенью»;

Организация коррекционно-развивающей работы

3-я неделя — «Сад. Фрукты»;

4-я неделя — «Лес. Грибы и лесные ягоды».

1-я неделя — «Игрушки»;

2-я неделя — «Одежда»;

3-я неделя — «Обувь»;

4-я неделя — «Квартира. Мебель».

1-я неделя — «Кухня. Посуда»; 2-я неделя — «Зима. Зимующие птицы»; 3-я неделя — «Комнатные растения»; 4-я неделя — «Новогодний праздник».

1-я неделя — у детей зимние каникулы, проводятся только индивидуальные занятия; 2-я неделя — «Домашние птицы»; 3-я неделя — «Домашние животные и их дете­ныши»; 4-я неделя — «Дикие животные и их детеныши».

1-я неделя — «Профессии. Продавец»; 2-я неделя — «Профессии. Почтальон»; 3-я неделя — «Транспорт»; 4-я неделя — «Профессии на транспорте».

1-я неделя — «Весна»;

2-я неделя — «Мамин праздник. Профессии мам»;

3-я неделя — «Первые весенние цветы»;

4-я неделя — «Цветущие комнатные растения».

1-я неделя — «Дикие животные весной»; 2-я неделя — «Домашние животные весной»; 3-я неделя — «Птицы прилетели»; 4-я неделя — «Насекомые».

1-я неделя — «Рыбки в аквариуме»; 2-я неделя — «Наш город. Моя улица»; 3-я неделя — «Правила дорожного движения»; 4-я неделя — «Лето. Цветы на лугу».

Средняя логопедическая группа

Организация коррекционно-развивающей работы

Предметно-пространственная развивающая среда

Своеобразие организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещениисредней группы детского сада связано с особенностями развития детей этого возраста. Развивающая среда для детей пятого года жизни долж­на сохранять некоторые черты среды для малышей и иметь свои, только ей присущие особенности. Это прежде всего свя­зано с ярким проявлением разных темпов развития детей пято­го года жизни. Кроме того, дети среднего дошкольного возрас­та, так же как и малыши, испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются, если она не удовлетво­ряется. Поэтому пространственная организация среды в сред­ней группе должна предусматривать достаточно широкие воз­можности для передвижений ребенка и для разнообразной дви­гательной деятельности, быть комфортной и безопасной. Это особенно касается логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи, потому что их воспитанники плохо коор­динированы и моторно неловки.

Удовлетворяя потребности детей в движении, можно обо­рудовать в группе «дорожку движения», где с помощью сим­волов или фотографий указаны двигательные задания для ма­лышей. Именно в средней группе важно начать учить детей работать по заданным схемам.

Дети пятого года жизни любят обозначать свою игровую территорию, для этого нужно иметь в группе одну-две ширмы, цветные шнуры, складные заборчики и т. п.

Игрушки и предметы в группе должны отражать все много­образие окружающего мира и соответствовать реальным объ­ектам по своему внешнему виду, так как в этом возрасте у ребенка с общим недоразвитием речи идет активное накопле­ние словаря, многие предметы ребенок наблюдает впервые и воспринимает как своего рода эталон. В связи с этим не сле­дует использовать в средней возрастной группе для детей с общим недоразвитием речи объекты шаржеобразного характе­ра, с искаженными пропорциями и неестественных расцветок.

Игрушки и предметы должны быть чистых ярких цветов, раз­ных размеров и несложных форм, из различных материалов.

Пятый год жизни — время расцвета сюжетно-ролевой игры (Полякова М. Н.). Сюжеты игр детей этого возраста просты и связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: семья, детский сад, магазин, аптека, почта, зоопарк, цирк и т. п. Поэто­му игровые наборы должны содержать фигурки животных раз­ных размеров, кукол обоих полов в костюмах представителей разных профессий, наборы мебели, посуды, одежды, транспорта и предметов-заменителей, использование которых стимулирует развитие творческого мышления. При этом следует учитывать, что дети среднего возраста любят многократно повторять полю­бившиеся игры, поэтому не стоит слишком часто менять игруш­ки и атрибуты в уголке сюжетно-ролевых игр.

В средней логопедической группе особое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи, поэтому необходимо приобрести достаточное количество крупных мозаик, пазлов, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, «Волшебный экран» и небольшие доски для рисования. Обязательно следует включить в оборудование зон для развития мелкой моторики природные материалы: ракушки и камушки для перебирания, крупные пуговицы, бусы или косточки от старых счетов для нанизывания и т. п. Для развития мелкой моторики и конструк­тивного праксиса также можно использовать контейнеры с крышками разных форм и размеров.

У детей пятого года жизни проявляется активный интерес к речи, языку. В логопедической группе начинается постанов­ка и автоматизация звуков. Поэтому особое внимание нужно уделить оборудованию центра «Будем говорить правильно», в котором следует иметь картотеки предметных и сюжетных картинок и настольно-печатные дидактические игры для уточ­нения произношения гласных звуков и согласных раннего он­тогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборку игр для совершенствования грамматического строя речи, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам. Воспитатели должны позаботиться

Средняя логопедическая группа

()рганизация коррекционно-развивающей работы

о том, чтобы в этом центре было достаточное количество иг­рушек и пособий для работы над дыханием, серий картинок и опорных картинок для обучения детей рассказыванию.

В кабинете логопедаразвивающая среда должна быть ор­ганизована таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функ­ций. Для этого необходимо еженедельно частично обновлять дидактические игры и материалы в центрах «Развитие лекси-ко-грамматической стороны речи», «Развитие фонетико-фо-нематической стороны речи», «Развитие сенсомоторной сфе­ры», «Развитие связной речи и речевого общения», «Игры и игрушки для мальчиков», «Игры и игрушки для девочек».

Особое внимание нужно уделить оборудованию места для занятий у зеркала, где дети проводят достаточно много вре­мени ежедневно. Большое зеркало с лампой дополнительного освещения, удобная скамеечка для подгруппы детей перед ним, стеллаж для картотек под ним — традиционное обору­дование этого центра в кабинете логопеда. Как и в младшей логопедической группе, в этой возрастной группе можно ис­пользовать в качестве зрительной опоры при проведении ар­тикуляционной и мимической гимнастики картинки и забав­ные игрушки. Для проведения каждого упражнения логопеду следует подобрать игрушку-помощницу. Это позволит посто­янно поддерживать интерес детей к занятиям у зеркала и вне­сет в занятия игровой момент.

Нижние полки в шкафах или на стеллажах в кабинете логопеда должны быть открытыми и доступными детям. Именно на них располагается сменный дидактический мате­риал. На стенах и дверцах мебели можно закрепить две-три магнитные мини-доски и пару мини-коврографов для свобод­ной деятельности детей. Во время подгрупповых занятий дети смогут выполнять на них индивидуальные задания. Полки выше роста детей следует закрыть. На них в папках и контей­нерах хранятся игры, игрушки и пособия по всем изучаемым лексическим темам, отражающие все направления работы ло­гопеда. В кабинете логопеда должны быть также мобильный коврограф среднего размера, небольшой мольберт, магнитная

доска. Обязательным оборудованием являются магнитофон или музыкальный центр и хорошая фонотека (запись звуков природы, фоновая музыка для подгрупповых занятий, музыка для релаксации, музыкальное сопровождение для подвижных игр и пальчиковой гимнастики, для внесения в подгрупповые занятия элементов логоритмики).

Логопеду следует позаботиться о том, чтобы кабинет стал тем местом, куда каждый ребенок идет с желанием и удоволь­ствием, так как именно это обеспечит максимальный коррек-ционный эффект, положительную динамику развития. Мягкие пастельные тона в оформлении кабинета, удобная мебель, ковровое покрытие на полу — обязательные условия.

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, учебно-дидактический материал

I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие словаря

Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагатель­ных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознаком­ления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и при­роды.

Учить понимать обобщающее значение слов и формиро­вать обобщающие понятия.

Расширять словарь за счет активного усвоения и исполь­зования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагатель­ных, определительных местоимений, наречий, количествен­ных и порядковых числительных.

Сформировать понимание простых предлогов.

Сформировать понятие слово и умение оперировать им.

Читайте также:  Конспект логоритмического занятия с заикающимися детьми подготовительной группы (Новогодний хоровод)
Ссылка на основную публикацию