Привлечение родителей к работе логопеда через систему методических рекомендаций

Как логопеду работать с родителями? Рекомендации для специалистов

Работа логопеда может приносить хорошие результаты только если родители (опекуны) заинтересованы в развитии и коррекции речи ребенка, вовлечены в процесс. Поговорим о том, как специалисту грамотно выстроить отношения с семьями детей, с которыми он работает.

Зачем логопеду работать с родителями?

Одна из задач логопеда – донести до родителей важность грамотного развития речи ребенка, профилактики и коррекции речевых нарушений. Специалист объясняет, в чем заключается его работа, почему нужно ответственно относиться к его рекомендациям, домашним заданиям. Логопед дает родителям советы по выбору развивающих пособий, по выполнению упражнений, по обучению чтению и письму, консультирует по другим вопросам, связанным с развитием речи.

Подробнее о взаимодействии логопеда и родителей вы можете узнать на дистанционных* курсах профессиональной переподготовки. Например, в программе Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы» с присвоением квалификации «Учитель-логопед (логопед)» этой важной теме посвящен отдельный блок учебного плана.

Групповой формат работы с родителями

Этот вариант взаимодействия с родителями актуален для логопедов, которые работают в речевых группах с дошкольниками, проводят коррекционные занятия в школах. 2-3 раза за учебный год проводятся родительские собрания. Они могут проходить в формате деловых игр, круглых столов, вечеров вопросов и ответов, мастер-классов, консультаций по речевому развитию ребенка и логопедическим технологиям, доступным для домашнего использования (артикуляционной гимнастике, логомассажу и т. д.).

Полезно устраивать фронтальные открытые занятия, на которых родители могут увидеть, как занимаются с их детьми, каких результатов удалось добиться. Еще один формат работы логопеда с родителями — различные развлекательные мероприятия: праздники, игры и т. д.

Также нужно оформлять информационно-методические уголки для родителей, раздавать им памятки и брошюры по развитию речи детей. Стоит задействовать и современные технологии, например, публиковать полезную для родителей информацию на сайте образовательной организации, в группе в социальной сети, в общем чате в мессенджере и т. д.

Индивидуальный формат работы с родителями

Этот формат взаимодействия с родителями используют логопеды, которые работают в детских садах, школах, поликлиниках, логопунктах, ведут частную практику. Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с семьей, настроить родителей на домашние занятия с ребенком. Она включает анкетирование, регулярные беседы (личные и по телефону), консультации по конкретным вопросам логопедической помощи ребенку (например, по вопросам проведения артикуляционной гимнастики, логомассажа, выполнению игровых упражнений). Важно давать ребенку и родителям домашние задания по закреплению полученных на занятиях навыков.

Какие методики развития и коррекции речи подходят для домашних заданий?

Для достижения хороших результатов многие логопедические упражнения нужно повторять ежедневно в несколько приемов. Например, артикуляционной гимнастикой рекомендуют заниматься по 5-10 минут ежедневно. Поэтому развитие и коррекция речи не ограничиваются только занятиями у логопеда. Специалист может давать домашние задания сам или использовать готовые рабочие тетради, пособия.

Для домашних заданий по развитию речи следует выбирать логопедические методы и приемы, которые легко освоить и ребенку, и родителям. Например, это могут быть артикуляционная гимнастика, логоритмика, различные упражнения по дифференциации и автоматизации звуков, заучивание стихотворений, расширение словарного запаса с использованием карточек. Важно контролировать выполнение заданий, например, просить родителей записать и прислать видео с выполнением упражнений.

Если вы хотите найти новые идеи для домашних заданий, получить или освежить свои навыки использования различных логопедических приемов, обратите внимание на наши дистанционные* программы повышения квалификации. Для поступления нужно подтвердить свой уровень образования (не ниже среднего профессионального).

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников

Анна Жилинская
Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, а именно, в совместной деятельности. Эта задача вполне решаема, если объединить усилия всех педагогов дошкольного учреждения, родителей и детей.

В основу совместной деятельности семьи, учителя-логопедаи музыкального руководителя заложены следующие принципы:

единый подход к процессу воспитания ребёнка;

открытость Учреждения для родителей;

взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

уважение и доброжелательность друг к другу;

дифференцированный подход к каждой семье

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

объединить усилия для развития и воспитания детей;

создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Главная цель – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

развитие интересов и потребностей ребенка;

распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей,являются следующие:

изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;

открытость детского сада семье;

ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Работа с родителями осуществляется в 2-х направлениях: обучающем и информативном.

Формы работы с родителями:

Посещение родителями открытых занятий (особенно важен начальный этап обучения);

Индивидуальные и коллективные консультации (в том числе, на родительских собраниях);

Организация тренингов по логопедической ритмике для родителей;

Семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные различной тематике, на которых воспитанники будут иметь возможность проявить способности, приобретенные в ходе работы по всем разделам программы).

Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по проводимой педагогами работе;

Оформление информационных стендов для родителей.

В логопедической группе учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии.

Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. Задания в тетрадях должны быть подобраны логопедом в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями программы.

Для детей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.

Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия с семьей способствовало повышению эффективности работы с родителями. Повысился уровень воспитательно-образовательнойдеятельности родителей: из «зрителей» и «наблюдателей» они стали активными участниками музыкально-педагогического процесса, стали единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ, стали более компетентны в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников Детский сад и семья должны объединять усилия в воспитании дошкольников. На сегодняшний день Федеральный образовательный стандарт ставит.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников “Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в ходе реализации программы развития и образования детей.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников в летний оздоровительный период Плодотворное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников строится на следующих принципах: 1. Доверия. Родители, должны быть уверены.

Планирование взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников СентябрьУстный журнал «Адаптация детей в 1 младшей гр» Воспитатели Фотовыставка «Первое лето в детском саду» Воспитатели Анкетирование родителей:.

План работы с родителями «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников» Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Цель: создание условий для сплочения родителей и педагогов.

План взаимодействия с семьями воспитанников (вторая младшая группа) План взаимодействия с родителями во II младшей группе. Сентябрь. 1. Совместная подготовка к учебному году. Цель – нацелить родителей к.

План взаимодействия с семьями воспитанников в подготовительной логопедической группе План взаимодействия с семьями воспитанников в подготовительной логопедической группе. 1 квартал. 1 Блок. Собрание «Самостоятельность и.

План взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группы СЕНТЯБРЬ1. Групповое родительское собрание «Готовимся вместе к школе». Цель:знакомство родителей с задачами воспитания и обучения детей.

Примеры форм взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Родительское собрание. Одна из наиболее распространенных форм работы с родителями. Собрание – это форма взаимного обмена мнениями и идеями.

Проект взаимодействия с семьями воспитанников «Семейные традиции» Проект взаимодействия с семьями воспитанников на тему: «Семейные традиции» Тип проекта: Информационно – творческий. Возраст детей: старший.

Привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций
статья по логопедии по теме

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию статью, разработанную в соавторстве с моей коллегой Азаренко Юлией Степановной,

Привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций

Скачать:

ВложениеРазмер
osnovnaya_chast.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние задания, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют на занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

В логопедической группе логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пытаются привлечь родителей к коррекционно – развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приёмах и еженедельно в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. У каждого ребёнка должна быть своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т. д. ). Тетрадь всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной. Это также один из моментов педагогического воздействия.

Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, в библиотеку и т. д., т.е. в повседневной жизни. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей – логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения.

В основе стойких и «нелепых» ошибок на письме лежат не личностные особенности ребёнка, а серьёзные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Кроме того, развитие графических навыков зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, способности к наблюдению, сравнению, творческому воображению, интереса ребёнка к работе.

Подготовка и обучение чтению и письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных упражнений и заданий.

Нами разработаны и внедрены в активную педагогическую деятельность методические рекомендации для родителей детей, посещающих логопедические группы. Методические рекомендации содержат комплект заданий по изучаемым лексическим темам для разных возрастных групп.

Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребёнком, помогут организовать совместную деятельность. Они предоставят ребёнку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребёнку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и предложат выучить стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребёнком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребёнка в школе. К тому же богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.

Выполнение данных заданий вызовет у детей интерес, снимет психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, позволят быстрее и легче усваивать лексический материал, автоматизировать произношение звуков, овладевать навыками чтения и письма.

Данные задания помогут закрепить знания, полученные в детском саду. Отсутствие повторения дома и закрепления полученных навыков ведёт к значительному снижению эффективности коррекционной работы и удлинению сроков коррекции.

Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста. Так, дети четырёхлетнего возраста впервые начинают проявлять стремление к интеллектуальному общению со взрослыми, задают много проблемных вопросов. Родители должны учитывать эту особенность малышей и не оставлять без внимания их вопросы. Особенно это касается детей с речевой патологией, плохо и мало говорящих. Речевую активность таких детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать. Это позволит укрепить доверие ребёнка к окружающим взрослым, направить его познавательную активность в нужное русло, вселить в него уверенность в собственных силах и возможностях, что будет способствовать преодолению отставания в речевом развитии.

Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней работы с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.

В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должны нацеливать специалисты на своих консультативных приёмах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют».

В процессе занятий с детьми родителями и педагогами должны соблюдаться следующие правила:

1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребёнку.

2. Подготовить ребёнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещённое.

3. Проверить, правильно ли ваш ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш.

4. Перед началом любой работы следует внимательно прочитать задание, обсудить и проговорить с ребёнком его выполнение.

5. За одно занятие не следует давать больше 2-5 занятий (в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка), не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий.

6. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 20-25 минут, важно соблюдать последовательность выполнения заданий.

7. К следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а также умения применять его на практике.

8. Всю работу по формированию у ребёнка фонематического восприятия родители и воспитатели должны согласовывать с логопедом, обращаться к нему при всех затруднениях.

Наблюдая за удачами и неудачами ребёнка при выполнении заданий, вы сможете определить, насколько он подготовлен к школе и на какие стороны подготовки следует обратить особое внимание.

Ещё раз напоминаем: не торопитесь, не стремитесь научить ребёнка всему и сразу, осваивайте каждое задание постепенно, только когда освоено предыдущее. Не забывайте хвалить ребёнка не только за удачи, но и за старания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. Рекомендации родителям .

В настоящее время в связи с реализацией задач оптимизации воспитательно-образовательного процесса на основе личностно – ориентированного подхода в системе дифференцированного обучения особую важность .

Праздники — яркое и радостное событие в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и со.

Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен.

Опыт работы формировался в 2006-2009 гг. в условиях МДОУ “Детский сад №79” г. Бийска. Работа отражает мотивационные аспекты управления трудом педагогов и достигнутые результаты.

С каждым годом внимание к теме имиджа растет, о чем свидетельствует количество публикаций и диссертационных исследований. Тем не менее, проблема создания имиджа образовательных учреждений остает.

Презентация для родителей “Биоэнергопластика&quot.

Организация работы логопеда с семьей в ДОУ

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей в течении 5 лет, пришла к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществлялось оно в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами. Внутри детского сада проводилась работа с родителями своих воспитанников.

Беседы и консультации, мало чем отличались друг от друга, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу.

Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходили от педагогов и велись в направлении, которое им казалось необходимым.

Общие и групповые родительские собрания так же оставляли родителей в роли пассивных слушателей.

Наглядная пропаганда оформлялась педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. так же по своему усмотрению. Родители знакомились с ней чисто механически, когда забирали или приводили детей в группу.

Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:

  • работа с родителями велась не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;
  • родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.

За пределами детского сада осуществлялась широкая педагогическая пропаганда. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет. Формы этого направления работы семьей напрямую нацелены как на убеждение родителей в важности общественного воспитания, так и на практическую помощь семье в процессе обучения ребенка.

Эти формы при добросовестном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.

В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. (Рисунок 1)

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей – логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

Начинается работа с диагностики, т.е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы логопеда с родителями, а затем осуществляется контроль выполнения поставленных задач. (Рисунок 2)

Как показал проведенный опрос родителей, они не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Анкетирование и наблюдение за стилем общения родителей с детьми показали, что для родителей представляет интерес такие проблемы, как:

– речевые нарушения и причины их возникновения,

– плохая память у ребенка,

– когда начинать обучать ребенка чтению,

– как научить запоминанию стихов,

– как и что читать ребенку с нарушением речи.

Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. (Рисунок 3, 4)

Организация работы логопеда Синько А. А. с семьей в МДОУ №12 “Ладушка” г. Тихорецка ведётся по следующим направлениям: (Приложение № 1)

знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.

  • привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
  • обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком логопатом;
  • формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Решение группы задач обучающего просвещения невозможна без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом; родители хотят быть уверены в хорошем отношении логопеда к ребенку.

Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя “добрый взгляд” на ребенка: видеть в его развитии, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией эту ситуацию можно назвать “психологией доверия”. Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту. Знаниям, компетентности в вопросах коррекции речи и обучения и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость, уважение).

Организация взаимодействия педагога с родителями
(по В.А. Петровскому)

1-й этап – “Трансляция родителям положительного образа ребенка”. Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: “Ваш ребенок лучше всех”.

2-й этап – “Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье”. Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.

3-й этап – “Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка”. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делится с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап – “Совместное исследование и формирование личности ребенка”. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

*Родительские собрания (“Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы”, “Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”, “Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму”, “Итоги коррекционной работы за год”). (Приложение № 2)

*Домашние задания (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания, а так же домашние задания вывешиваются на стенде для родителей);

*Тестирование и анкетирование (Позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей);

*Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр способствующих развитию речи ребенка. В которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: “На кухне”; “По дороге в детский сад”; “В свободную минутку”.)

*Дни открытых дверей (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)

*Родительские пятиминутки (Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации);

*Консультации – практикумы (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях);

*Праздники и развлечения (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие – праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год)

*Выпуск газет для родителей “Веселая семейка” (Освещаются события группы, даются практические советы родителям);

*Организация выставок “Как умелые ручки язычку помогали” (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями)

*Сочинения родителей на тему “Мой ребенок” (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию);

*Выпуск журнала для родителей “Солнышко” (посвящен проблемам речевого развития ребенка – грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т.д.); (Приложение 3)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком-логопатом.

Содержание работы родителей с детьми дома:

1. Закрепление полученных на логопедических занятиях навыков:

б) фонематического восприятия;

в) грамматического строя речи;

г) речевого общения и связной речи.

2. Совместная деятельность родителей с детьми.

а) чтение художественных произведений;

б) познавательный рассказ взрослого;

в) наблюдения в природе;

г) выполнение совместных поделок, беседа о проделанной работе;

д) поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, разговор об увиденном.

3. Самостоятельная деятельность.

б) рассказ из личного опыта;

в) придумывание игрового или нового сказочного сюжета;

г) создание творческой игровой ситуации (конструирование, изо. деятельность и т.д.).

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:

  • специальные “логопедические уголки”;
  • информационные стенды;
  • тематические выставки книг;
  • пособия, памятки, образцы выполненных заданий.
  • Они содердат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки надписи “от руки”, но плакаты и фотографии.

    Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

    Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

    Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

    В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что так же, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

    В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

    При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

    Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

    Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

    Библиографический список

    1. Т. Антонова, Е Волкова, Н.Мишина. Проблемы и поисксовременных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка// Дошкольное воспитание. 1998.№6

    2. В.Бойчев. Семья, ребенок, детский сад// Дошкольное воспитание. 1996.№5.

    3. Воспитание дошкольника в семье/ Под ред. Т.А.Марковой.- М.,1979

    4. О. С. Гомзяк. Говори правильно./ О.С.Гомзяк.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. ( Учебно-методический комплект “Комплексный подход к преодолению ОНР у детей”).

    5.С.В. Глебова Детский сад- семья: аспекты взаимодействия. М.;Воронеж,2007.

    6.О.И. Давыдова, Л.Г. Богословец, А.А.Майер. работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2006

    7. Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных учреждений/ Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. М.,2001

    8. О.Л.Зверева., Т.В.Коротова. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005

    9. А.Я. Малярчук. Дидактический материал для исправления дефектов речи.ВТФ “Перун”, 1999.

    10. Н.В. Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.. Детство-Прес, 2005.

    11. Л.Н. Смирнова. Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.-М.: Мозаики-Синтез, 2007.

    Как логопеду работать с родителями

    Важным аспектом в коррекционной работе является исправление речевых дефектов, раннее выявление этих нарушений, а также подготовка дошкольников к учебному процессу. Ни одна схема работы с такими детьми не может дать должного результата, если к процессу не подключена семья.

    Сегодня одной из наиболее насущных проблем в работе логопеда является проблема работы с родителямидетей, у которых есть речевые нарушения. У таких детей есть отклонения в развитии речи, при этом у них сохранен интеллект и нет проблем со слухом. Данные нарушения разнообразны, они могут проявляться в проблемах с произношением, скудности словарного запаса, нарушении плавности и темпа речи.

    Почему количество детей-логопатов увеличивается?

    В настоящее время примерно каждый 4 ребенок дошкольного возраста имеет проблемы с развитием речи или его различными нарушениями.

    Рост количества таких детей объясняется не только медицинской стороной вопроса. Часто причиной становятся социальные условия, в которых дети пребывают с самого начала их жизни.

    При этом вовсе не обязательно, что проблемы возникают в социально-неблагополучных семья с низким уровнем достатка. Основная причина в данном случае – это отсутствие должного общения ребенка с родителями, которые в силу своей занятости или других факторов не имеют желания или возможности проводить с детьми больше времени. В таких ситуациях часто единственным «собеседником» ребенка становится телевизор, что приводит к достаточно плачевным последствиям при овладении речью.

    Основные задачи в работе с родителями

    Исправление речи у ребенка предполагает использование специальных методик, но роль родителей также играет одну из определяющих ролей в процессе коррекционно-логопедического воздействия. Роль совместной работы логопеда и членов семьи трудно переоценить, ведь она дает положительную динамику в развитии речи ребенка. Это возможно при условии, что родители поняли важность того, что нужно каждый день уделять внимание и время для исправления речевых нарушений.

    Есть несколько основных задач работы учителя-логопеда с родителями:

    • Необходимо установить партнерские отношения с членами семьи ребенка, создать благоприятную атмосферу, которая вызовет у родителей интерес и желание в помощи по устранению речевых нарушений.
    • Повышение компетентности родителей относительно вопросов речевого развития. Важно донести до них, что несмотря на всю занятость, важно всесторонне участвовать в развитии своего ребенка.
    • Обучение конкретным методикам логопедической работы, чтобы они могли в домашней обстановке повторять те или иные упражнения.

    Формы работы учителя-логопеда с семьей

    Достаточно часто есть определенные препятствия работы учителя-логопеда с членами семьи, которые в большей степени обусловлены недостаточной компетенцией родителей, касающейся вопросов речевого и психического развития ребенка.

    Есть традиционные формы работы логопеда с родителями:

    • Педагогическое просвещение, которое осуществляется внутри детского сада, а также за его пределами.
    • Расширенная консультация и беседы, которые главным образом направлены на семьи, которые не могут справиться с функцией воспитания и образования (здесь важна роль педагога, который сам подбирает темы и направления, которые считает важными).
    • Групповые собрания (в данном случае, родители выступают в роли пассивных слушателей, по возможности максимально внимания той информации, которая до них доносится).
    • Наглядные материалы: выставки, стенды и т.д. Как правило, родители плохо воспринимают такую информацию, потому что она идет как-бы фоном для них, когда они приводят или забирают ребенка из группы.

    Подобные традиционные формы работы с семьей показывают недостаточную эффективность. Объясняется это тем, что подход оказывается слишком общим, т.е. индивидуальные особенности детей фактически не учитываются. К тому же, родители недостаточно вовлечены в процесс преодоления речевых нарушений, участвуя лишь в каких-то организационных моментах.

    По В.А. Петровскому есть несколько этапов успешной работы учителя-логопеда и родителей:

    1. Нужно сформировать у членов семьи положительный образ малыша. В данном случае во главе угла стоит девиз «Ваш ребенок лучше всех», т.е. ни в коем случае не надо жаловаться на ребенка, даже если он сделал что-то не так.
    2. Донесение до родителей знаний об их ребенке, которые не доступны им внутри семьи. Сообщается о том, как малыш общается со своим сверстниками, каких успехов он уже добился и т.д.
    3. Знакомство специалиста с основными проблемами при воспитании. В данном случае, логопед выступает в роли слушателя, поддерживая диалог. Не дается никаких оценок и предварительного анализа. Вся полученная информация должна использоваться специалистом только для дальнейшего позитивного взаимодействия с семьей.
    4. Совместная работа по формированию личности ребенка. К этому моменту уже должны сформироваться доверительные отношения между логопедом и членами семьи. Только после этого он может давать советы и рекомендации.

    Сборник докладов Международной научно-практической конференции

    Проблема интеграции в образовании начала XXI в.

    Современное интеграционное образовательное пространство — это результат хорошо продуманной политики стран мира, который имеет не только коммерческие цели и повышение авторитета той или иной системы образования (европейской, американской, евразийской), но и внешнюю политику, направленную исключительно в интересах определенных держав.

    Интеграция в мировом образовании — это базовая категория современной педагогики. Интеграция развивается как в отдельных странах, так и на региональном и глобальном уровнях. Интеграция в образовании — часть сложного и всеобъемлющего процесса сближения, взаимодействия и взаимопроникновения национальных структур. Это привносит в исследование проблем интеграции в мировом образовании сложности и противоречия анализа «больших систем». Вместе с тем интеграции в образовании свойственны свои отличительные черты, динамика, цели и способы формирования интеграционных объединений различного уровня.

    Специалисты по интеграции в образовании относят данное направление к инновационным. Существует две основные точки зрения на будущее межгосударственного сотрудничества в сфере образования. Сторонники первой, опираясь на общность ряда важнейших проблем современного образования и универсальное свойство гуманизма, считают целесообразным ускорение процесса интернационализации на базе унификации основных направлений, функционирования национальных образовательных систем и современных технологий. Но преобладающим является другой взгляд, согласно которому универсальность в образовании возможна лишь при условии сохранения многообразия социальных, политических устройств, культурных и языковых традиций различных стран; при этом речь идет о необходимости их большей ориентации на потребности быстро меняющегося и взаимозависимого мира.

    В развитии процессов интеграции образования можно выделить цели двух основных уровней: глобальные (содействие через углубление сотрудничества в области образования общему социально-экономическому прогрессу и устойчивому развитию мирового сообщества, ослаблению давления глобальных проблем и укреплению взаимопонимания между народами); образовательные — объединение потенциала национальных образовательных систем для решения задач, выходящих за рамки возможностей отдельной страны. Одна из главных целей, достижение которой возможно на пути интеграции, — повышение качества образования, обеспечение эффективного переноса знаний из одной части мира в другую, создание мирового образовательного пространства.

    Вместе с тем в процессе глобализации, региональных и мировых интеграционных процессов, для молодых и небольших государств, есть реальная угроза стать жертвой и потерять свою государственную независимость. Поэтому интеграция должна осуществляться в контексте четкой, базовой системы и выглядеть реальным шагом в стратегическом развитии мирового пространства.

    Премьер-министр Великобритании У. Черчилль 19 сентября 1946 г. в своей речи в Цюрихском университете призвал к созданию «Соединенных Штатов Европы», аналогичных Соединенным Штатам Америки. В 1949 г. был создан Совет Европы. Идея создания Европейского пространства высшего образования появилась на заре развития Европейского Союза; официальное утверждение она получила позже в ряде международных актов. Болонский процесс берет свое начало с Великой Хартии Европейских Университетов (Болонья, 18 сентября 1988 г.), в которой были утверждены фундаментальные принципы европейского образовательного пространства, как автономия университетов, единство науки и образования, свобода исследований, образования и подготовки, взаимное познание и взаимодействие культур. В 1999 г. 29 стран Европы в городе Болонья официально задекларировали и начали процесс объединения 4000 европейских высших учебных заведений с более 12 млн. студентов в единое образовательное пространство. После был принят ряд актов, которые ставили новые задачи перед Болонским процессом. Им охвачена сфера экономики, индустрии, культуры, образования и науки. Сегодня 47 стран принимают участие в Болонском процессе, а его влияние планируется распространить на Центрально-Азиатский регион.

    Европейские страны проявляют сплоченность и стараются доказать мировому сообществу, что европейское образовательное пространство лучшее в мире. Параллельно движется США и страны Азиатско-Тихоокенского региона с более трехмиллиардным населением. В связи с мощной конкуренцией Европейское образовательное пространство старается расширить круг своего образовательного рынка. Университеты Северной Америки, Европы и Австралии активно добиваются улучшения своей привлекательности и завоевания международного рынка высшего образования. Это делаются путем широкого привлечения иностранных, в основном платных студентов, создания филиалов и заключения соглашений о партнерстве с местными учебными заведениями. Международный спрос на высшее образование вызвал появление новых поставщиков, находящихся вне сектора высшего образования.

    В отношении Болонского процесса встречаются как положительные, так и отрицательные взгляды. Это свидетельствует о недостаточной изученности процесса научным кругом и позволяет широко использовать административный подход в проведении реформ. Государство в лице уполномоченных органов в сфере образования и науки в силу своих политических и экономических интересов принимает на себе обязанность по вхождению в Европейское образовательное пространство, утверждая готовность по дальнейшему сотрудничеству в реализации ее задач. Уполномоченные органы идут на такой шаг, руководствуясь стратегическим планом, а государственные органы, особенно исполнительные, не имея времени для раздумья, решают большинство вопросы по ходу дела.

    В настоящее время интеграция и глобализация направлены на предоставление благоприятных условий национальным системам в международном сотрудничестве, которое в конечном счете обеспечит всем лучшую жизнь. Однако интеграция и глобализация сегодняшних дней исходит из интересов определенного региона, которая может быть не совсем приемлемой для других мест. Например, стратегия развития Европейского пространства высшего образования в странах СНГ призывает активно внедрять их систему в постсоветском пространстве, что и делают ряд стран Содружества; однако от европеизации национальных систем образования стран СНГ положительных результатов пока нет: мы живем в постоянном состоянии реформ национальной системы образования. В то же время европейская и американская системы образования модернизируются в связи с развитием науки и интересов общества и государства.

    В начале XXI в. Российская Федерация формирует «Евразийский Союз» — «большое пространство», которое может быть представлено в виде России, стран СНГ и некоторых восточноевропейских государств. Переход от модели государства-нации к «большому пространству» должен идти на разных уровнях. Основой этого перехода является процесс многомерной интеграции: экономической, геополитической, стратегической, политической, культурной, информационной и языковой.

    В настоящее время Евразийский Союз не имеет уникального образовательного проекта. При этом нацеленный на рынок труда вопрос предоставления образовательных услуг актуален в странах-членах Евразийского Союза, особенно при наличии трудовой миграции. Самый важный вопрос, который поднимается в данный момент — задача взаимного признания дипломов и аттестатов, документов, свидетельствующих об образовании. Существует соглашение о взаимном признании образования в формате СНГ. Фактически сегодня Беларусь, Казахстан и Армения взаимно признают документы об образовании государственного образца. Аналогичный, но более ускоренный режим признания предполагается в рамках Союза.

    В дальнейшем Евразийский Союз не сможет обойти стороной проекты общего образования, поскольку, если речь идет об общей экономике, то общий подход предполагает и общий рынок труда. А общий рынок труда трудно представить без общего образовательного проекта. Это должен быть проект, который сможет обеспечивать в первую очередь экономические интересы стран-членов ЕАЭС.

    В современных условиях образование становится одним из факторов экономического успеха государств, определяет уровень и качество жизни людей, перспективы освоения новых технологических возможностей и социальный прогресс в целом. Возрастают роль и ответственность образования за глобальное социально-экономическое развитие, переустройство мира, формирование справедливых общественных систем и национальный успех каждой из стран Содружества Независимых Государств. В связи с этим повышаются требования к общему и профессиональному образованию, которые должны соответствовать перспективам мирового прогресса и вместе с тем учитывать многообразие путей национально-культурного развития народов. Создание единого образовательного и культурного пространства должно напрямую повлиять на сокращение затрат и повышение конкурентоспособности производителей СНГ, поскольку члены Содружества остаются взаимными потребителями продукции и услуг друг друга, и в дальнейшем эта тенденция, вероятно, будет усиливаться.

    В настоящее время в странах Содружества в основном сформированы национальные системы образования, которые крайне разнятся между собой. Постоянно расширяя образовательные и научные связи с другими государствами и используя международный опыт, государства СНГ стремятся учесть мировые тенденции в развитии образования и науки, современные требования инновационного общества и задачи национального развития. Становится очевидным, что современный этап формирования единого образовательного пространства стран СНГ требует более активных действий по гармонизации развития национальных систем образования в странах Содружества, поиска общих подходов к модели подготовки специалистов. С позиций сегодняшнего дня очевидно, что система образования не может рассматриваться только как социальный институт, готовящий специалистов различного профиля. Круг ее задач значительно шире: она призвана не только обеспечить развитие квалификационного и научно-технического потенциала, но и решать масштабные проблемы в области культуры, удовлетворяя социальный спрос на образование во всем многообразии его динамичных характеристик. Среди объективных причин, обусловливающих рост и развитие общественного спроса на образование, выделяются: стремление молодых людей к знаниям, к приобретению высокого социального статуса, потребность в приобретении профессиональных навыков, желание родителей оказать своим детям помощь в их становлении как личности и профессионала. Наблюдаются и сугубо экономические предпосылки: по мере развития общества хорошее образование из некогда «дефицитного товара» превращается в «товар массового потребления», в необходимость для тех, кто не желает попасть в постоянно сокращающийся сектор неквалифицированной рабочей силы.

    Наблюдаемый в последнее время в странах СНГ рост заинтересованности населения в получении высшего образования происходит в основном за счет увеличения доли платного образования и численности обучающихся на этой основе. Вместе с тем эксперты отмечают, что данная тенденция зачастую сопровождается снижением качества обучения. По-прежнему острой остается проблема доступности качественного образования для различных слоев населения на всей территории СНГ. Для ее решения необходимо сделать образовательные рынки более открытыми для обмена и перемещения образовательных продуктов и услуг, полнее задействовать возможности дистанционных форм образования, использовать современные технологии обучения, поддерживать обмены студентами и профессорами в государствах СНГ.

    Евразийский Союз неизбежно приведет к общим образовательным проектам. И они будут базироваться на Болонских практиках, поскольку Россия и Казахстан являются странами-членами Болонского процесса, а Беларусь изъявляет желания стать членом данного процесса.

    Завтрашний день для стран — участниц Евразийского Союза — это максимальное сближение в экономике, культуре и науке.

    Повышение координации усилий между государствами позволит нашим странам более оперативно реагировать на негативные внешние воздействия. В середине 1990-х гг. в условиях некоторой стабилизации национальных экономик стремление к региональной интеграции ослабло. Все искали более интересные интеграции с другими государствами, не думая о том, чтобы эту интеграцию углублять там, где она исторически уже была образована. Страны СНГ могут получить возможность радикально укрепить свои позиции в новом мире. Еще более тесная, чем сегодня, интеграция — единственная возможность для этого. Россия должна поддерживать и развивать общее культурное и информационное пространство, базирующееся на русском языке, решая задачи «русского мира». Гуманитарной составляющей в поддержке процессов консолидации должно уделяться гораздо больше внимания.

    По мнению отечественных аналитиков, XXI в. станет периодом противостояния сторонников «однополярного глобализма» (западного сектора мировой цивилизации) и «евразийцев» (всего остального мира). Евразийство в историческом смысле — это философское направление, возникшее в 1920-е гг. в среде русских эмигрантов. На эту тему писали Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Н. Н. Алексеев, В. Г. Вернадский, В. Н. Ильин, П. П. Сувчинский, Я. Бромберг и другие, а в 1950-80-е гг. это направление развивал Л. Н. Гумилев.

    Идеи евразийства позволяют сохранять универсальность в образовании, многообразие социальных, политических устройств, культурных и языковых традиций различных стран. Историк и географ Л. Н. Гумилев писал в своем знаменитом труде «Этногенез и биосфера Земли»: «. реальную этническую целостность мы можем определить как динамическую систему, включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями. В такой системе первоначальный заряд энергии постепенно расходуется, а энтропия непрерывно увеличивается. Поэтому система должна постоянно удалять накапливающуюся энтропию, обмениваясь с окружающей средой энергией и энтропией. Этот обмен регулируется управляющими системами, использующими запасы информации, которые передаются по наследству. В нашем случае роль управляющих систем играет традиция, которая равно взаимодействует с общественной и природной формой движения материи. Передача опыта потомству наблюдается у большинства теплокровных животных. Однако наличие орудий, речи и письменности выделяет человека из числа прочих млекопитающих, а этнос — форма коллективного бытия, присущая лишь человеку.

    Крупнейшей единицей после человечества в целом является суперэтнос, т.е. группа этносов, возникшая одновременно в одном регионе и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность, состоящая из этносов, которые, в свою очередь, делятся на субэтносы, т.е. подразделения, существующие лишь благодаря тому, что они входят в единство этноса. Без этноса они рассыпаются и гибнут. Как бы ни был этнос мозаичен и как бы разнообразна ни была его структура, на заданном уровне он — целостность.

    Этносы группируют в конструкции, которые называют «культурами», «цивилизациями» или «мирами». Например, в XII- XIII вв. Западная Европа, находившаяся под идеологическим главенством Римского папы и формальным, никогда не осуществлявшимся на деле, суверенитетом германского императора, называла себя «Христианский мир». При этом западноевропейцы противопоставляли себя не только мусульманам, с которыми они воевали в Испании и Палестине, но и православным грекам и русским, а также, что удивительно, ирландским и уэльским кельтам. Совершенно очевидно, что они подразумевали не религиозную общность, а системную целостность, которая получила название по произвольно взятому индикатору. Равным образом «Мир ислама» противопоставлял себя и грекам, и французам, и языческим тюркам, но с точки зрения религии не был единым. В идеале этнос — система корпускулярная, но для того чтобы не быть уничтоженными соседями, люди, его составляющие, устанавливают выработанные или заимствованные институты, являющиеся по отношению к этносу вспомогательными жесткими системами. Таковы, например, власть старших в роде, обязательства по отношению к семье, образование государств и социально-политических образований», например, Евразийского Союза.

    Интеграция в сфере образования

    С 1 января 2014 г. вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

    Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, Закон об образовании РФ, Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 г.г.».

    Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет каким должно быть дошкольное образования, Содержание Программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы (образовательные области):

    • социально-коммуникативное развитие;
    • познавательное развитие;
    • речевое развитие;
    • художественно-эстетическое развитие;
    • физическое развитие.

    ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ). Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.

    В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления.

    Именно интегративность образования позволяет вносить в содержание образования (за счёт интеграции знаний) усвоение фундаментальных идей и концепций, которые являются основой формирования ценностного отношения к окружающему миру.

    Реализацию процесса интеграции не возможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Именно поэтому в дошкольном учреждении, разработано комплексно-тематическое планирование, которое помогает решить задачи интеграции. Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.

    Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть отлажен как по форме (наличие партнерского общения, понимания интересов и профессиональных задач сторон), так и по содержанию (создание совместных программ для оптимизации развития детей).

    Процесс взаимодействия должен быть основан на принципах партнерства, диалогичности, а также взаимодополняемости и преемственности. Поэтому воспитатели и педагоги должны обмениваться мнениями о формах и содержании совместной работы. Спорные вопросы должны решаться в ходе диалога с желанием понять и принять позиции другой стороны.

    В дошкольных образовательных учреждениях с детьми работает сразу несколько специалистов, поэтому проблема взаимодействия всех участников педагогического процесса ДОУ очень актуальна в наше время.

    Интегрированный подход к образовательной деятельности возможны двух типов:

    1. Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед – психолог, логопед – музыкальный руководитель, логопед – воспитатель, логопед – физкультурный работник).
    2. Использование одних специалистов методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музработника и др).

    Интеграция участников педагогического процесса ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка является на наш взгляд значимой и необходимой в работе с детьми.

    Суть интеграции специалистов и воспитателей ДОУ состоит в воспитании, коррекции и развитии детей, в ее межпредметной и междеятельностной основе.

    Наибольший эффект интегрированные занятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система взаимодействия всех специалистов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей.

    Рассмотрим интеграцию на примере взаимодействия специалистов при коррекции речи в условиях ДОУ.

    Главная цель взаимодействия специалистов – повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ.

    Все чаще дети, зачисленные на логопункт, нуждаются не только в коррекции речевых нарушений, но также и в развитии интеллектуальных способностей и личностных качеств. Однако времени на проведение полноценной коррекционно-развивающей работы недостаточно. Поэтому взаимодействие с психологом считаю неотъемлемой частью своей коррекционной работы.

    Основными направлениями работы психолога взаимодействия являются:

    • Развитие познавательной сферы.
    • Развитие личностных качеств, эмоционально – волевой сферы.
    • Развитие коммуникативных навыков.
    • Формирование произвольности (умение планировать свою деятельность).

    У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдаются недостаточное развитие общей и мелкой моторики, двигательной активности, быстрая утомляемость. Поэтому взаимосвязь логопеда и инструктора по физической культуре также необходима.

    Инструктор в ходе непосредственной образовательной деятельности включает игры по профилактике речевых нарушений.

    С целью развития основных движений, мелких мышц руки, слухового восприятия, двигательной памяти, музыкального слуха, воспитания чувства музыкального ритма а также развития основных компонентов звуковой культуры речи (интонации, ритмико – мелодической стороны).

    Музыкальный руководитель включает в занятия специально подобранные упражнения:

    • хороводы,
    • игры с пением,
    • шумовые оркестры.
    • музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания,
    • ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве,
    • упражнения на различение музыкальных звуков по высоте,
    • распевки, на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях,
    • этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.

    Выделены основные этапы взаимодействия специалистов при построении коррекционно – образовательного процесса в ДОУ.

    ЭтапыОсновное содержаниеРезультат
    Подготовительно-ознакомительныйПервичная психологическая, педагогическая и логопедическая диагностики детей, обследование физического развития и музыкальных способностей.Заполнение индивидуальных карт развития детей.Организация и проведение ПМП консилиума.Создание индивидуальных коррекционных маршрутов помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье.Разработка программ подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.
    ОсновнойРешение задач, заложенных в индивидуальных и подгрупповых коррекционных программ.Осуществление логопедического мониторинга.Корректировка коррекционного влияния участников образовательного процесса.Устранение у детей отклонений в речевом, психическом развитии, повышение уровня физических и музыкальных способностей.
    ЗаключительныйОценка результативности коррекционной работы с детьми. Определение коррекционно-образовательных перспектив выпускников ДОУ.Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком.Изменение характера коррекционной работы или корректировка ндивидуальных и подгрупповых маршрутов.

    Так же можно выделить следующие формы интегративного процесса: совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и т. д.

    Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников.

    Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности

    В своей педагогической деятельности, мы реализовали проект «Волшебный мир театра».

    Проект: краткосрочный, групповой, творческий.

    Целью проекта было: внедрение в логопедическую работу театрализованных игр, как средство всестороннего развития речи детей.

    В ходе реализации проекта мы провели:

    1. Беседа «Что такое театр? Какой бывает театр?»
    2. Беседа – рассуждение «Что такое сказки?»
    3. Сюжетно – ролевая игра «Мы играем в театр»
    4. Чтение сказки Сутеева В. «Кто сказал мяу?»
    5. Презентация «Кто такой Владимир Сутеев, что он написал» Рассматривание иллюстраций Сутеева.
    6. Проигрывание этюдов «Важный петух; Пугливая мышка; Злая собака; Сердитая кашка» Игра (пантомима) «Угадай кто я?». Пересказ сказки по опорным картинкам.
    7. Лепка героев сказки. Диалоги с использованием самостоятельно изготовленных фигурок. Примерные темы: «Знакомство. Расскажи какой ты?», «Твоя любимая игра»
    8. Изготовление декораций и атрибутов для постановки спектакля. Распределение ролей.
    9. Презентация проекта: Драматизация сказки «Кто сказал мяу?»

    Результатом работы над проектом стало:

    • Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
    • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
    • Развитие диалогической и монологической речи.
    • Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

    Сегодня в дошкольном учреждениях, в том или ином виде, осуществляется деятельность по взаимодействию всех участников образовательного процессы. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной информации, проводятся специальные педагогические советы, разнообразные мероприятия и т.д. Современными исследователями дошкольного образования разработаны и апробированы формы, методы, определено содержание деятельности по взаимодействию.

    Поэтому перед педагогическим коллективом можно поставить следующие задачи:

    • формирование единого понимания целей и задач сотрудничества с родителями воспитанников, их соотнесение с личными целями;
    • развитие ответственного отношения к педагогической деятельности, формирование профессиональной позиции и самооценки;
    • формирование умений построения успешных коммуникаций, улучшения психологического климата в коллективе;
    • повышение мотивации и стремления к командному взаимодействию;
    • профилактика профессионального выгорания

    Только выполнение педагогами этих задач, целенаправленная, систематическая работа позволит достичь результатов в интеграции деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

    Следует отметить, что организованное таким образом взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса позволит обеспечить положительную динамику развития ребенка.

    Читайте также:  Характеристика методов мотивации и стимулирования речевой активности детей
    Ссылка на основную публикацию