Интегрированный урок логоритмики и ручного труда для детей младшего школьного возраста с ТНР

Логоритмические занятия в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №1» в городе Салават Республики Башкортостан создано для помощи детям с тяжелыми нарушениями речи, в частности для детей с ОНР, осложненным моторной алалией, стертой дизартрией, разными формами ринолалии. Это учреждение единственное в городе, которое осуществляет коррекцию речи детей с 3-хлетнего возраста.

В нашем учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи решается множество задач, но одной из главных мы считаем расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медиков, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.

Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы.

Говоря о слаженной работе всех специалистов ДОУ при коррекции речевого дефекта у ребенка, хочется обратить особое внимание на совместную работу учителя-логопеда и музыкального руководителя.

Музыкальные занятия и логопедическая ритмика могут быть определены как одна из форм своеобразной активной терапии.

Организация специальных логоритмических занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения.

Основополагающим принципом таких занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях.

Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховой функции, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.

Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей костно-мышечный аппарат, развивают дыхание (физиологическое и речевое), моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, способность произвольно передвигаться в пространстве, развитию ловкости, силы, выносливости.

Общеизвестно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра и что дети, особенно с отклонениями в речевом и психическом развитии, лучше запоминают то, что заинтересовало их, вызвало яркие эмоциональные переживания. Поэтому логоритмические занятия являются одной из самых эффективных форм коррекционно-педагогической работы. Музыка, затрагивая «чуткие струны сердца», вызывают эмоциональный всплеск радости, создают высокий благоприятный оптимизирующий фон занятия. Это способствует прочному запоминанию изучаемого материала и превращает систему занятий в радостный процесс познания. Такие занятия проходят как игра, живо, при высокой активности детей. Они пробуждают их мысль, фантазию, активизируют речь. Даже малообщительные, инертные дети начинают проявлять некоторую творческую инициативу, импровизацию, выдумку, речевую активность.

С прошлого учебного года в нашем ДОУ ведется плодотворная работа в направлении создания системы работы по логопедической ритмике в рамках проектной деятельности. Совместно с музыкальным руководителем мы разработали диагностическую карту для обследования навыков по логопедической ритмике, перспективное и календарное планирование занятий по логоритмике с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. В этом году данная работа продолжается уже с детьми среднего возраста, также разрабатываются перспективный и календарный план занятий по логоритмике в соответствии с программными требованиями, возрастом детей, их индивидуальными возможностями и структурой речевого дефекта.

Результатом данной работы планируется создать в конце учебного года сборник материалов по логопедической ритмике, в котором будет отражена вся система работы в данном направлении с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, имеющими ОНР. Этот сборник, мы надеемся, поможет учителям-логопедам и музыкальным руководителям, воспитателям, учителям-дефектологам, педагогам – психологам в коррекционной работе с детьми младшего и среднего возраста. В дальнейшем мы планируем продолжить эту работу в рамках проектной деятельности уже с дошкольниками старшего возраста.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается конспект логоритмического занятия, проведенного в МДОУ № 1 г. Салавата Республики Башкортостан с детьми подготовительной к школе группы, имеющими тяжелые нарушения речи, в рамках Международного семинара «Логопедическая помощь детям и подросткам с нарушениями речи и слуха. Российско-германский опыт», который прошел с 14 по 18 июня 2010 года в городе Салават Республики Башкортостан с участием логопедов из Германии.

Образовательная область: «Коммуникация», «Музыка»

Интегрированные области: «Познание», «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура».

Тема: В гостях у сказки (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»)

Цели: развивать все компоненты устной речи (лексическую сторону, грамматический строй речи, произносительную и просодическую сторону речи, связную речь) в различных формах и видах детской деятельности; пополнять и активизировать словарь детей по теме «Посуда. Продукты питания», закреплять умение образовывать относительные прилагательные, дифференцировать понятия «кухонная», «столовая» и «чайная» посуда; развивать у детей слуховое внимание, общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимику, координацию речи с движением, чувство ритма, физиологическое и речевое дыхание, умение петь и правильно брать дыхание, умение владеть своим голосом; приобщать к музыкальному искусству, развивать у детей музыкальность, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Оборудование: фланелеграф, картинки для него – Аленушка, Ванюшка, печка, яблоня, речка, избушка, Баба-Яга, гуси-лебеди; яблочко; игрушечная посуда; деревянные ложки по количеству детей.

I. Организационный момент

Дети входят в зал под звучание русской народной мелодии в исполнении оркестра русских инструментов и садятся на места.

Сядем, деточки, рядком
Да поговорим ладком
Про сказки русские, известные
И до сих пор нам интересные.

– Сегодня я предлагаю вам путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди».

– В одной деревне жили маменька и папенька. И были у них дочка Аленушка да сынок Ванюшка. Ждали как-то они к себе гостей. Да принять-то их надо хорошо, вкусным угостить, разносолами удивить. Отправились маменька с папенькой в город. А Аленушке родители наказали в доме прибраться да за Ванюшкой – малышом посмотреть. Сами лошадь в дрожки запрягли и поехали.

II. Упражнение на развитие внимания «На лошадке»

Ехали дрожки (дети ходят, высоко поднимая колени)
По стежке-дорожке,
По стежке-дорожке
Ровнее ладошки.
Лугом, лесочком (двигаются прямым галопом),
Через реку, мосточком,
С кочки на кочку
Вприпрыжку, вприскочку.
По оврагам, по камням (скачут),
По ухабам, по корням.
Прямо в яму –
БАМ! (Быстро приседают.)

III. Координация речи с движением (Приложение 1)

Логопед: А Аленушка дома прибирается, хлопочет. Все умеет девочка делать, умелые у нее руки:

Мои руки умелые такие, («Аленушка» вытягивает руки вперед, поворачивает ладони то вверх, то вниз)
Мои руки – руки золотые.
Они умеют вышивать, (выполняет движения в соответствии с текстом)
Шить и шарф вязать,
Подметать и стирать,
Суп варить, пыль вытирать,
Тарелки чисто мыть,
За порядком следить. (грозит пальчиком.)
Вот они какие – (вытягивает руки вперед, поворачивает ладони то вверх, то вниз)
Руки золотые.

Ребенок: Все по дому Аленушка сделала. Услыхала девчушка голоса подружек на улице, посадила братца на крылечко, а сама побежала поиграть с девочками. Подружки первым делом поздоровались.

IV. Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!» (на музыку С. Коротаевой)

Здравствуй, дружочек, (Дети приветственно машут сначала одной рукой, потом другой.)
Здравствуй, дружок!
Встанем с тобою мы вместе в кружок. (Взявшись за руки идут по кругу.)
Дружно по кругу с тобою пойдем,
Здороваться вместе начнем!
– Здравствуйте, здравствуйте, ручки! (Вытягивают вперед руки.)
– Хлоп, хлоп! (Хлопают.)
– Здравствуйте, здравствуйте, ножки! (Выставляют на пятку сначала одну ногу, потом другую.)
– Топ-топ! (Топают.)
– Здравствуйте, наши ладошки! Поворачивают ладошки.
– Хлоп, хлоп! Делают «тарелочки»
– Здравствуйте, наши коленки! (Гладят колени ладошками.)
– Шлеп, шлеп! (Шлепают ладонями по коленям.)
– Здравствуй, дружочек, (Приветственно машут сначала одной рукой, потом другой.)
– Здравствуй, дружок!
Галопом поскачет наш дружный кружок. (Двигаются боковым галопом по кругу, руки на пояс.)
Легкие ножки по кругу бегут,
На месте стоять не дают.
– Здравствуй, дружочек, (Приветственно машут сначала одной рукой, потом другой.)
– Здравствуй, дружок!
Быстро кружится наш ровный кружок. (Взявшись за руки, легко бегут по кругу.)
Резвые ножки быстро бегут,
И остановятся тут.
– Мы улыбнемся друг другу с тобой. (Качают головой.)
– Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной! (Протягивают руки вперед.)

Ребенок: Пока ребята на улице играли, налетели гуси-лебеди. Подхватили малыша, унесли его в темный лес к Бабе-Яге. Отправилась Аленушка искать братца, идет по дорожке, торопится.

V. Подбор названий продуктов, блюд из муки

Ребенок: Дошла Аленушка до печки. Просит девочку печка открыть заслонку, вынуть пышки, пока они не сгорели. Некогда Аленушке, но пожалела она печку, вынула пышки.

Логопед: Ребята, а что можно еще испечь в печке? (пирожки, пироги, беляши, хлеб, блины, булочки, плюшки и т.д.)

VI. Логопедическая гимнастика.

1. «Месим тесто» – толкать язычком то одну щечку, то в другую.
2. «Раскатываем тесто» – с силой проталкивать язык через зубы и втягивать обратно в рот.
3. «Блинчик» – держать язык широкой лопаткой.
4. «Кладем начинку» – заворачивать края языка.
5. «Печем пирожки» – надувать щеки и медленно выпускать воздух через расслабленные губы, произнося «пух-х-х».
6. «Вкусный пирожок» – облизать губы языком.

VII. Песня «Булочки» (муз. Е Арсенина, сл. А Вольского)

Логопед: Какие вкусные пирожки мы испекли, а булочки вы любите? Давайте про них споем песню.

VIII. Образование относительных прилагательных.

Ребенок: Пошла Аленушка дальше. Видит: у дороги яблоня стоит. Спелые яблоки наклонили ветви ее. Тяжело яблоньке. Попросила она девочку снять яблочки. Хотя и торопится Аленушка, но помогла яблоньке. Сняла яблочки, сложила их в кучку.

Логопед: Ребята, а кроме яблок вы какие фрукты знаете? (Груша, слива, апельсин, мандарин, абрикос, персик.)

– А что из фруктов можно приготовить? (Сок, варенье, компот, кисель, начинку для пирога.)

– Если сок из яблок, то он яблочный, из груш – грушевый, из апельсинов – апельсиновый, из слив – сливовый, а варенье из персиков – персиковое, из абрикосов – абрикосовое, кисель из фруктов – фруктовый и.т.д.

IX. Игра «Яблочко» Слова М. Картушиной, русская народная мелодия «Пойду ль я, выйду ль я»

Муз. руководитель: Ребята, посмотрите, одно яблочко скатилось прямо к нам. Это яблонька Аленушку отблагодарила. Давайте с ним поиграем.

Дети встают в круг и передают яблочко из рук в руки под песню

Яблочко золотое,
Яблочко наливное
По рукам катилось
И остановилось.

Ребенок с яблоком выходит из круга. Дети ему говорят, грозя пальцем:

Быстро с яблочком беги
И друзей себе найди.

Ребенок-водящий под музыку бежит за кругом, с окончанием музыки останавливается и задевает двоих детей, около которых он остановился, все ребята хлопают в ладоши и говорят: «Раз! Два! Три! Беги!» Выбранные дети бегут в разные стороны, обегают круг и возвращаются к водящему. Выигрывает тот ребенок, который первый возьмет яблоко с ладони водящего. Игра повторяется.

X. Чистоговорка «К-К ‘ »

Ребенок: Подошла девочка к речке. А она-то едва течет, завалили русло ее камни тяжелые. Пожалела Аленушка реченьку, отодвинула камни. И опять побежала речка весело.

Ка-ка-ка – бежит чистая река. (Дети делают волнообразные движения руками.)
Ки-ки-ки – берега высоки. (Поднимают и опускают руки, сжимая пальцы в кулаки и разжимая их.)
Ке-ке-ке – искупаемся в реке. (Вытягивают руки вперед и прижимают их к груди.)
Уки-уки-уки – в реке плавают щуки. (Прижимают ладони друг к другу и качают ими вправо-влево.)

XI. Фонопедическое упражнение «В лесу»

Ребенок: Довела дорога Аленушку до лесу. Идет она по лесной тропинке, прислушивается к лесным звукам. Боязно девочке.

Скрипит старое дерево. (Дети произносят «а-а-а…» – штро-бас на связках.)
Воет ветер в кроне деревьев. (Пропевают «у-у-у…», делая glissandoсверху вниз от самого низкого до самого высокого регистра.)
Шелестят листья на ветру. (Поизносят «ш-ш-ш…» на продолжительном выдохе.)
Падают на землю острые иголки с елок. (Произносят «а,а,а,…» в разных регистрах с показом высоты звука рукой.)
Квакают на лесном болоте лягушки. (Произносят «Ква-а-а..» в низком регистре.)
Зудят комары. (Пропевают «з-з-з…», делая glissando вверх-вниз.)
Страшным голосом ухает филин. (Произносят «у-ух» : 1-й слог самым низким,2-й слог – самым высоким голосом.)

Ребенок: Зашла Аленушка в самую чащу. Видит, дом Бабы-Яги стоит. Ванюшка у нее в избе сидит, плачет. Обрадовалась Баба-Яга, что Аленушка к ней пришла. Пообещала старуха не трогать братца, коли девочка будет у нее служанкой. Осталась Аленушка у Бабы-Яги, стала прибираться, обед готовить, чаем старую угощать.

XII Дидактическая игра «Разбери посуду» (Приложение 2)

Логопед: Ребята, посмотрите, какой у Бабы-Яги беспорядок, посуда вся валяется, по местам не убрана. Давайте Аленушке поможем с посудой, разберем по полочкам: столовую, кухонную и чайную.

Дети делятся на 3 команды и под музыку разбирают посуду.

XIII. Пальчиковая гимнастика «Вышла чашка погулять»

1, 2, 3, 4, 5 – (загибают пальчики на обеих руках)
Вышла чашка погулять (сжимают и разжимают кулачки)
Мимо чайник пролетает – (одну ладонь держат «чашечкой», кулачок второй руки – «чайник, наливающий чай»)
Чашку чаем наполняет.

– Буль-буль. (хлопают ладонью одной руки по ладони другой (2 раза)
Ой-ей-ей! (Прижимают ладони к щекам и качают головой)
Нужен сахар кусковой. (Хлопают ладонями по коленям.)
Мимо ложка пролетает, (Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой.)
Сахар в чашке растворяет
-Дзынь-дзынь. (Хлопают в ладоши (2 раза)
Ой-ей-ей! (Прижимают ладони к щекам и качают головой.)
Нужен пряник расписной. (Хлопают ладонями по коленям.)

XIV. Игра на деревянных ложках. (Приложение 3)

Логопед: – Ты Баба-Яга пока посиди, попей чаю с вареньем, а дети тебе сыграют на музыкальных инструментах.

Дети берут по две деревянные ложки и отстукивают ритм звучащей русской народной мелодии.

XV. Подвижная игра «Спрячься от гусей-лебедей»

Ребенок: Напилась старуха чаю, в ступу вскочила и полетела по белу свету пакости делать. Как только она скрылась, Аленушка взяла братца на руки и побежала домой. А гуси-лебеди отправились в погоню. Но речка, яблонька и печка пришли сестрице на помощь, спрятали, укрыли детей от гусей – лебедей.

Дети под музыку бегут по кругу. Если логопед говорит слово «печка», дети приседают и закрывают голову руками, услышав слово « речка» – ложатся на пол, на слово «яблонька» – встают прямо и поднимают руки вверх.

Логопед: Не догнали гуси-лебеди брата с сестрой, вернулись к Бабе-Яге ни с чем. Как вы думаете, ребята, почему и речка, и яблонька, и печка спрятали Аленушку с братом? (…)

Логопед: Только прибежали Аленушка с братцем к дому, а тут и маменька с папенькой из города вернулись. Обрадовались и стали танцевать.

Дети встают парами и выполняют движения под русскую народную мелодию.

Все: Вот и сказке конец, кто слушал и рассказывал молодец.

Список используемой литературы:

  1. Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.
  2. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.
  3. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.
  4. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.
  5. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.

Конспект логоритмического занятия для детей с ТНР с использованием ИКТ «Нотки»

Ольга Орлова
Конспект логоритмического занятия для детей с ТНР с использованием ИКТ «Нотки»

Логоритмическое занятие для детей с ТНР (подготовительная группа)

подготовили: учитель-логопед высшей квалификационной категории

Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад№8» г. Рязани

Тема:»Весёлые нотки»

Цель: Преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с тяжёлыми нарушениями речи в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:1. Способствоватьразвитию певческого диапазона голоса, чувства ритма.

2. Развивать продолжительность речевого направленного выдоха.

3. Совершенствовать мелкую моторику.

4. Вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью.

5. Воспитывать певческую деятельность, умение определять характер музыки, согласовывать её с движениями.

6. Развивать чувство ритма.

7. Развивать двигательную, зрительную и слуховую память.

8. Воспитывать умение переключаться с одного поля деятельности на другое.

Оборудование: Презентация «Весёлые нотки» демонстрационные нотки на каждого ребёнка, нотный стан, сундучок, демонстрационный скрипичный ключ, костюм на взрослого (лисичка, музыкальный инструмент, карточки с изображением нот на нотном стане, маски:медведь, ёж, волк, заяц, лиса, белка, лось.

Ход логоритмики:

Слайд№1: картинка «Цветное пианино»

Дети входят в зал под песню группы Великаны «До-Ре-Ми», музыка А. Данилко, слова А Пряжникова, в руках ноты.

Делают круг на припев движения рук с нотками вперёд и вверх.

Логопед: Загадывает загадку про ноты:» Семь кружочков – малышат

На линеечках сидят

Ах, как дружно все живут,

Звонко песенки поют

Очень заняты работой

Логопед: Что такое ноты? Дети для чего нужны нам ноты. Назовите нотки по порядку.

Слайд№2- картинка – «Нотный стан»

1. Упражнение «Звуки музыки»

Логопед: Инструкция: Дети, у каждой нотки свой голос, давайте попробуем спеть каждую из нот.

РЕ-деревья во дворе

ФА – в лесу кричит сова

СОЛЬ- играет детвора

ЛЯ- запела вся земля

СИ- поём мы для того, чтобы вновь вернуться к ДО

Слайд№3- картинка «Нотный стан с двигающими нотами»

2. Упражнение на дыхание и голос

Логопед: 1, 2, 3, 4, 5 будем нотки расставлять.

Инструкция: Подуем на нотку и каждая, как птичка полетит на свою линеечку.

Дети дуют, и каждый ребёнок расставляет ноты на нотный стан.

Слайд №4-жёлтые ладошки

3. Пальчиковая гимнастика» Нотная ладошка»

Логопед: Мы ребята приглашаем вас, отдохнуть в музыкально гостиной.

Инструкция: Давайте присядем на стулья и выполним пальчиковую гимнастику.

На ладошке своей – указательным пальцем правой руки чертим полоски на левой ладошке

Нотки все назову и про нотки свои я друзьям расскажу- сжимаем и разжимаем кулачки.

Нотка ДО – в воздухе кулачком под ладошкой показать

Нотка РЕ- под мизинцем

Нотка МИ – на мизинчике

Нотка ФА- между мизинчиком и безымянным

Нотка СОЛЬ – на безымянном

Нотка ЛЯ – между безымянным и средним пальцем

Нотка СИ- на среднем пальце

Знаю нотки теперь – хлопки по коленям и в ладоши.

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ- пальчики здороваются друг, с другом начиная с большого.

Я отвечу- руки к себе

Ты, спроси- руки в стороны.

Логопед: В нашей музыкальной гостиной есть волшебный сундучок.

Ребята давайте посмотрим, что там лежит? Но как, же нам его открыть.

А поможет нам его открыть – загадка.

Инструкция: Послушайте ребятки, мою новую загадку.

Загадка: Завитой, красивый знак

Нарисуем мы вот так:

Он велик и всемогущ

Дети: Скрипичный ключ

Слайд№5-картинка «Волшебный сундучок»

Логопед: С загадкой справились отлично, и сундучок открылся быстро.

Открываем сундучок – в нём лежит скрипка.

Слайд №5- картинка «Лисичка со скрипочкой»

4. Упражнениена координацию речи с движением

«Вот взяла лисичка скрипку» сл. Е. Журливой,муз. Н. Филипенко

Инструкция: Ребята давайте с вами, выполним упражнение» Лисичка со скрипочкой»

Роль лисички выполняет музыкальный руководитель

1. Вот взяла лисичка скрипку – изображают игру на скрипке

Села с нотами по липку

Звонкий тоненький смычок

Заиграй-ка гопачок – 2 раза

2. Прибежали на лужайку – бегут на месте

Медвежата, белки, зайки – изображают «медведя, зайца»

Пляшут звери и поют – танцуют, выставляя ногу на пятку, руки в стороны

Звери весело живут

Слайд №7- картинка»Лесные звери с инструментами»

Лиса: Я лисичка не простая

Играть на скрипочке люблю

И вас ребята научу

Лесную школу открываю

И вас в зверюшек превращаю.

Детям надеваем маски лесных зверей.

Слайд№8-картинка»Нотки»

5. Игра»Нотки по порядку»

Инструкция: Ребята давайте попросим лесных зверей найти нужные нотки и выстроить их по порядку.

Ты медведь сюда иди

Нотку ДО всем покажи

Серый волк сюда беги

Нотку РЕ скорей возьми

Ну, а ёжик весь колючий принеси МИ нотку лучше

Зайчик весь пушистый очень

К нотке ФА прийти захочет

Ну, а белка нотку СОЛЬ

Принесёт скорей с собой.

Ты лисичка торопись

С ноткой ЛЯ, ты подружись

Ну-ка лось сюда иди

Нотку СИ в рогах неси.

Вдруг все нотки разыгрались, по полянке разбежались. Ну-ка нотки соберись по порядку становись.

6. «Песенка про нотки»

Инструкция: Лесная музыкальная школа закрывается, песенка про нотки исполняется.

Музыка К. Певзнер Слова: О. В. Орловой

1. Нет для ноток разных стран

Всем они понятны

И для ноток нотный стан

Как ковёр нарядный

Мы расскажем, вам секрет

Лучше ноток в мире нет!

Припев: Есть нотка «до» такая

И нотка» ре» смешная

А нотка «фа» танцуя

Бежит за ноткой «ми»

Щебечет «соль», как птичка

А «ля» её сестричка

А нотка «си» уселась

Всех выше посмотри!

2. Вот и гамма вся как есть

Словно радуга они

Ровно семь по счёту

Дружбой, с ними дорожим,

Познакомить вас спешим

3. Ах, как нотки хороши

Хороши все вместе

Полюби их от души

Нет без ноток песен

Марша нет и танца нет

Каждый нотками согрет

4. Будем с нотками дружить

Петь и веселиться

Нам без ноток не прожить

Как без крыльев птице

Вам признаемся, друзья!

Вместе мы одна семья!

Итог занятия: Оцениваем деятельность каждого ребёнка.

Прекрасно, когда звучит музыка, а музыку нам открывают ноты.

Будем с нотками дружить!

Слайд №9- картинка «Смайлик»

Прикреплённые файлы:

notki_tsa7a.pptx | 1353,69 Кб

Конспект комплексного занятия для первой младшей группы с использованием ИКТ «У бабушки в деревне» ЧДОУ Детский сад 170 ОАО «РЖД» г. Белово Кемеровской области Воспитатель: Хуголь Татьяна Федоровна Конспект комплексного занятия для первой.

Конспект ООД с использованием ИКТ по ОО «Познание» для группы детей 3–4 лет «Одежда» Конспект ООД с использованием инновационных технологий по образовательной области «Познание» для группы детей 3-4 лет «ОДЕЖДА» Подготовила.

Конспект занятия по ручному труду с использованием теста в подготовительной логопедической группе детей с ТНР .

Конспект занятия «Путешествие в космос» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с использованием ИКТ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида № 103” города Краснодар КОНСПЕКТ.

Конспект занятия для детей средней группы с использованием ИКТ «Путешествие по Солнечной системе» ЗАДАЧИ: 1. Дать детям представление о строении Солнечной системы. 2. Формировать интерес к изучению космоса. 3. Закреплять навыки прямого и.

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе детей с ТНР Цель: развитие связной речи через обучение рассказыванию при помощи мнемотаблиц Задачи: Познавательные: – закреплять знания детей о зиме,.

Конспект занятия с использованием ИКТ для средней группы «Животный мир Арктики и Антарктики» Воспитатель читает стихотворение (показывает детям глобус): А вы знаете, что где-то Круглый год – зимой и летом – Океан укрыт от света Толстым.

Конспект занятия с использованием ИКТ по развитию связной речи детей подготовительной группы «Сказка на новый лад» Конспект занятия с использованием ИКТ по развитию связной речи детей подготовительной группы «Сказка на новый лад». Воспитатель: Ромащенко.

Конспект занятия в подготовительной группе «Дом дружбы» с использованием ИКТ технологий для детей 6–7 лет Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Дом дружбы» Образовательная область: социально-коммуникативное направление. Цель:.

Конспект занятия с использованием интерактивной доски «Зимняя сказка» в подготовительной группе для детей с ТНР КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД ПО ТЕМЕ: «ЗИМНЯЯ СКАЗКА» ЧЕРЕЗ ИКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР Подготовили: Сухорученко С. А.

Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью) Тема: «Чебурашка».
план-конспект по теме

Успех в обучении глубоко умственно отсталых детей не может быть достигнут без учета имеющихся у них специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знании, умении и навыков, даже в условиях специального обучения.
Речь глубоко умственно отсталых детей исключительно скудна. Их особые высказывания отмечаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих нужд и ощущений, употреблял короткие слова и фразы. Имея в запасе небольшое число слов, часто повторяют их или вторят чужим словам, от этого их речь получается с однообразными, повторными оборотами. Они должны уметь назвать то, что они видят в классе. Чтобы ускорить развитие речи плохо говорящих детей, необходимо заставлять их повторять слова учителя.
Занятия для детей с глубоко умственно отсталых по развитию речи направлены не на механическое озвучание детьми новых слов и оборотов речи, а на то, чтобы эти слова способствовали осмыслению практического опыта, приобретенного детьми на предметных уроках. Нужно всячески стараться, чтобы дети умели оформить словесно свои желания и действия. С этой целью нужно вести разучивание простейших фраз — приказаний и их выполнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
cheburashka.rar78.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ «УС(К)ОШ-И VIII вида», п.г.т Уруссу, учитель –логопед Галяутдинова Зульфия Абузаровна.

Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью)

Цель : формировать умение планировать ближайшую операцию с помощью предметно — операционного плана; выполнять изделие, ориентируясь на полуфабрикаты плана; развивать умение правильно размещать детали аппликации относительно друг друга и плоскости листа. Закреплять понятие круг, овал. Развивать чувства ритма и темпа, эмоциональную отзывчивость к музыке, умение выполнять движение под музыку.

Предварительная работа. Просмотр мультфильмов: «Чебурашка», рассматривание иллюстраций.

Оборудование: игрушки: мишка, зайка, неваляшка, образец, поэтапный образец выполнения аппликации, клей, кисточка, подставка для кисточки, салфетки, доска для работы с клеим, подносы с деталями на каждого ребенка, магнитофон, маски для физминутки .

1. Психогимнастика: дети, посмотрите кто это? (медвежонок).

Изобразите медвежонка косолапого, как он ходит, вразвалочку, медленно. А это кто? Правильно, зайка. А как зайка прыгает, вот какой зайчик ловкий. А это кто? Неваляшка. Вот неваляшка стоит на одном месте и качается.

2. Организационный момент :

Какое время года? (Зима).

Какой месяц? (декабрь). Правильно – декабрь первый месяц зимы. А какое время года было у нас до зимы. (Осень.)

Давайте вспомним, какие месяца у нас прошли? Когда мы с вами пришли в школу, после летних каникул, какой был месяц? (сентябрь). Какой месяц был, когда мы с вами ушли на каникулы? (октябрь). А какой месяц был у нас, когда мы пришли после каникул? (ноябрь). Это мы с вами вспомнили осенние месяца.

Какое у нас будет занятие? (Развитие речи), но сегодня мы с вами будем не только разговаривать, но выполнять аппликацию.

3. Подготовка рабочего места : Давайте приготовим наше рабочее место, все ли у нас готово. Кисточки у нас лежат на подставках, перед нами с правой стороны на подставках. Клей в тарелочках перед нами. Доска для работы с клеем лежит справа от бумаги. В подносах лежит материал, с которым мы будем работать. Слева лежат салфеточки, которыми мы будем убирать лишний клей. Наше рабочее место готово.

4. Сообщение темы: Сегодня, когда я пришла утром на работу, у дверей стояла вот такая коробочка с запиской. Давайте почитаем: «Посылка для детей 2 «б» класса». Давайте откроем и посмотрим что там внутри. Посмотрите кто это? (Чебурашка). Какой он красивый, посмотрите какие у него уши — круглые большие, голова у него тоже круглая. А какие у него глаза: черные, круглые, блестящие. Носик у него маленький треугольник. Туловище у него овальное, и спереди на груди есть белое пятно, как воротничок. Ручки и ножки у него маленькие, и тоже овальные. Вот какой у нас красивый Чебурашка. Вам нравится Чебурашка. Но мне кажется, что ему грустно: нас много, а он один. Давайте сегодня на уроке

мы с вами выполним вот такого Чебурашку из бумаги, что бы он не был одиноким, чтобы он не грустил. (Образец) Вы согласны?

Посмотрите у вас на подносах лежат круги и овалы коричневого цвета, из них мы и будем выполнять Чебурашку. Сначала мы приклеим туловище для этого берем овал, кладем на середину листа. (Образец №1). Сверху на туловище мы с вами приклеим голову, для этого мы берем круг. (Образец №2) На голову по бокам мы с вами клеем уши. (Образец №3). Что нам осталось еще приклеить? Правильно: ручки и ножки. (Образец №4). А что мы еще забыли? Правильно, глазки, носик и ротик. (Образец №5) Вот и получился у нас Чебурашка. Теперь я предлагаю вам отдохнуть и станцевать наш любимый танец «Чебурашка».

5. Ритмический танец: Чебурашка.

Молодцы! Сели на свои места. А сейчас мы с вами приступаем к работе. Давайте еще раз вспомним, как правильно клеить Чебурашку. Сначала клеим туловище, потом голову, уши, ручки, ножки, и в конце глазки носик, ротик. Вот так у нас и получится Чебурашка. А теперь мы с вами аккуратно уберем детали на подносы и начнем работу.

6. Самостоятельная работа детей.

7. Анализ детских работ: Заканчиваем работу, молодцы! Какие красивые у нас получились Чебурашки. Посмотрите, какой Чебурашка получился у Сережи? Молодец Сережа, все детали приклеил аккуратно, ровно. У Марата поучилось очень интересно, выполнил точно все по образцу. Ну и Ильсияр, как всегда постаралась, молодец, посмотрите какой красивый Чебурашка получился у неё. Наши Чебурашки ничем не отличаются от нашего подарка — Чебурашки. Вот теперь ему не будет скучно, ведь теперь у него есть такие друзья. А я вам всем сегодня ставлю пять, вы сегодня постарались.

8. Танец «Если весело живется». А сейчас мы с вами отдохнем и станцуем наш танец «Если весело живется»

9. Итог урока Что мы с вами сегодня делали? Выполняли аппликацию Чебурашка. Вам сегодня понравился урок?

Логоритмика как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Хоменко Марина Сергеевна

Учитель-дефектолог, МБОУ “Московская СОШ им. А.П. Кыштымова” СПДО д/с “Зоренька”, Республика Хакасия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хоменко М.С. Логоритмика как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 28.02.2020).

Орф-педагогика была основана и развита немецким композитором Карлом Орфом (1895–1982) и его коллегой в 20-е годы прошлого века. Орф-подход, являющийся основой этой педагогики и служит для обучения музыке. Он соединяет музыку, движение, драму и речь в уроки, которые похожи на мир детской игры. Главный принцип этой педагогики — «учимся, делая и творя» — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования. До конца своей жизни Карл Орф продолжал развивать и распространять свой педагогический метод. В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и в организации особого педагогического процесса.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее успешно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять основу для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Именно на этой закономерности основан один из методов логопедической работы по развитию речи ребёнка – логоритмика. Она связывает воедино слово, музыку и движение.

В последние годы все чаще можно видеть детей, имеющих не простые речевые нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в сочетании с нарушениями двигательной сферы. Для профилактики и устранения таких нарушений и комплексной коррекции развития ребенка свою эффективность показали логоритмические занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

В логоритмике применяется интегративный принцип, позволяющий исправлять речевые нарушения за счет развития двигательной сферы, и корректировать двигательные нарушения за счет включения в двигательные процессы речевого контроля. Логоритмические занятия представляют собой ряд приемов, в основе которых лежит принцип сочетания движения, музыки и речи, что повышает эффективность всей коррекционной работы как у детей с речевыми проблемами, так и у детей с нарушениями двигательной сферы. Как видим, в основе этого подхода лежит основной принцип орф-педагогики.

При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления. Первое направление логоритмической работы – развитие неречевых процессов. Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. Второе направление – развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как: И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувствие, но и поднять «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая – лечебная, а потом и узкоспециализированная – логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания.

Логоритмика состоит из следующих элементов:

  • логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
  • пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
  • упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
  • песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.

В структуру логопедических занятиях можно включать элементы логоритмики. Причём логоритмические игры и упражнения можно использовать на любом этапе логопедического занятия. Такие упражнения учат детей чувствовать темп, выдерживать ритм, координировать движение и слово, развивают слуховое внимание, речевое дыхание и фонематический слух. Мы можем использовать движения всем телом для развития общей моторики ребенка или пальчиковые упражнения для развития мелкой моторики.

С логоритмическими упражнениями, как выяснилось, мы знакомы с раннего детства. Первый раз мы занимались логоритмикой, когда на песенку своей бабушки «кыш, полетели, на головку сели…» подняли вверх руки.

Вспомните все детские потешки и присказки, сопровождающиеся движениями:

«По кочкам, по кочкам,

по гладенькой дорожке,

А физминутки на школьных уроках:

«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…».

Нарушен фонематический слух. И снова мы возьмем на вооружение логоритмические приемы, и попросим детей напевать самые простые двустишья: СА-СА-СА – вот ЛИ-СА, НА-НА-НА – вот СТЕ-НА. Это поможет нам услышать последний слог в слове и произнести его четко и ясно.

Поставив звук и введя его в речь ребенка, опытный логопед обязательно попросит совместить стишок с этим звуком с движениями руками.

Это тоже логоритмические упражнения. Они могут проводится, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Прекрасно использовать для таких коммуникативных игр бубен, дудочку или барабан.

Будьте уверены, что стихотворение, рассказанное с движениями рук или пальчиков, навсегда врежется в память малыша. Ребенок буквально «прочувствует» поставленный звук всем телом, и этот звук, с которым проведена такая глубокая автоматизация, никогда не будет путать ни в устной, ни в последующей письменной речи.

(И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе.)

Мы снежинки, мы пушинки, (Наклон головы вправо и влево.)

Покружиться мы не прочь. (Поворот на 360°.)

Мы снежинки-балеринки. (Наклоны туловища вправо и влево.)

Мы танцуем день и ночь. (Приставной шаг вправо и влево.)

Мы деревья побелили. (Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и. п.)

Землю бархатом укрыли. (Приседание с разведением рук.)

И от стужи сберегли. (Руки в стороны, вниз и возврат в и.п.)

Для профилактики ошибок чтения и письма одним из самых прекрасных логопедических приемов будет совместить сложные движения обеих рук (читай обоих полушарий головного мозга) с произнесением стихотворения. Такая скоординированная с речью работа обоих полушарий самым действенным образом подготавливает речевые зоны головного мозга к первым годам обучения в школе.

Овладение основами музыки предполагает не только основательное приобретение каких-то знаний, но, главное, умение ими активно и творчески оперировать. Поэтому большое значение в данном контексте приобретают простые музыкальные средства – хлопки, шлепки, притопы, и те инструменты, которые обязаны им своим происхождением – в первую очередь ударные.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что логоритмика (в основе которой лежит орф-педагогика) в различных своих проявлениях может красной нитью украсить и обогатить нашу жизнь от рождения до самого преклонного возраста.

Уроки логоритмики в школе VIII вида

Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 07.09.2014

Статья просмотрена: 1643 раза

Библиографическое описание:

Лебедева А. А. Уроки логоритмики в школе VIII вида [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 237-240. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6101/ (дата обращения: 28.02.2020).

Одним из эффективных средств коррекции речи является логоритмика. Во время логоритмических занятий логопед не только корректирует звукопроизношение, но и развивает просодическую сторону речи, общую и мелкую моторику, слуховое внимание, фонематическое восприятие. На логоритмических занятиях формируется слоговая структура и звуконаполняемость слов, развивается речевая и двигательная память. Поскольку логоритмические занятия, как правило, бывают тематическими, то идет планомерная работа над обогащением словаря и развитием связной речи. Особенное значение имеют занятия логоритмикой для детей с интеллектуальной недостаточностью. Умственно отсталый ребенок имеет существенные вторичные отклонения в психическом и речевом развитии, наряду с нарушением познавательной деятельности нарушается развитие речи, формирование мелкой и общей моторики, формирование осанки. Следовательно, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают проблемы с координацией движений, сохранением равновесия, возникают трудности в формировании произвольных движений, пространственной ориентировки. Эти нарушения имеют разный уровень проявления у каждого конкретного ребенка от ярко выраженных до незаметных. Однако при исследовании моторного развития учащихся выясняется, что даже внешне сохранные дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности формирования произвольных движений, сохранения равновесия, формирования пространственной ориентацией.

Поэтому занятия логоритмикой показаны всем учащимся младших классов школы VIII виды. Хорошо, если в учебном заведении есть логоритмист, но зачастую занятия по логоритмике проводит логопед, а педагоги могут использовать упражнения логоритмики, как часть занятия или физкультминутки. В этом случае хорошо опираться на методику логоритмики, предложенную Г. Р. Шашкиной. В данной методике все средства логоритмики делятся музыкально-двигательные и двигательно-речевые.

К музыкально-двигательным относятся [1]:

2. Упражнения для мышечного тонуса

3. Упражнения на развитие мелкой моторики.

4. Упражнения на развитие чувства ритма.

5. Упражнения с элементами танца.

6. Заключительные упражнения.

К двигательно-речевым средствам логоритмики относятся:

1. Упражнения на развитие фонационного дыхания.

2. Упражнения на развитие голоса.

3. Упражнения на развитие артикуляции и дикции.

4. Упражнения на развитие координации движений и речи.

5. Упражнения на развитие речевого внимания.

7. Упражнения на развитие мелкой моторики.

8. Упражнения с предметами.

9. Речевые упражнения.

Логопед проводит логоритмическое занятие раз в неделю, используя при этом и музыкально-двигательные и двигательно-речевые средства логоритмики. Часто логопед не владеет музыкальным инструментом. Это не должно быть препятствием в использовании логоритмики. Можно использовать записанные мелодии, хотя на первых порах лучше использовать во время ходьбы стихотворные тексты, так как темп движений индивидуален и, может быть, кто-нибудь из детей не будет успевать за заданным музыкальной записью темпом. Поэтому рекомендуется во время ходьбы использовать стишки и потешки. Логопед читает стихи с четким ритмом в таком темпе, который подходит для каждой конкретной группы учащихся. Для чтения во время ходьбы и во время перестроений можно использовать произведения Д.Хармса и В.Маяковского.

Во время ходьбы можно использовать упражнения на развитие речевого внимания, предложенные Г. А. Волковой [2]. Игра «Оп-Хлоп-Стоп»: дети идут маршем по кругу. Логопед во время марша говорит: «Оп». Дети должны остановиться и подпрыгнуть. На слово хлоп остановиться и хлопнуть, а на слово стоп остановиться и опустить руки.

На развитие статической координации можно выполнить упражнения Цапля и Сова. Во время чтения стишка:

Цапля важная, носатая

Целый день стоит, как статуя

учащиеся стоят на одной ноге, согнув поднятую в коленке ногу.

Очень любят игры дети на развитие координации и речевого внимания. Например,

— Послушайте и выполните задание:

Левую руку на голову.

Положите правую руку на левое плечо.

Положите левую руку на голову, а правую руку спрячьте за спину.

Делай, что говорю, а не то, что показываю.

Логопед дает инструкцию. Например, поднимите руки, а сам выполняет инструкцию неправильно: руки опускает или прячет за спину.

— Делай, что показываю, а не то, что говорю.

Учащиеся должны повторить за логопедом движение, а не выполнить словесную инструкцию.

Для развития мелкой моторики используются традиционные пальчиковые игры и массажные мячики, сопровождаются эти упражнения стихотворным текстом.

Упражнения для развития темпа можно проводить как под музыкальную запись-движение с изменением темпа, так и устно. Например, дети проговаривают стишок, сопровождая послоговым отстукиванием каждое слово, а слова хлоп — хлопком, топ — ударом ноги, стоп — опусканием рук вдоль тела.

Упражнения на развитие силы голоса предполагают произнесение звуков, слогов, слов и предложений тихо и громко. Для этого очень хорошо использовать упражнения фонетической ритмики, когда произнесение звуков сопровождается определенным движением тела и рук. На звук А — руки в стороны, на звук О — пальцы соединить над головой, положение рук напоминает букву О и т. д.. Гласные звуки произносятся сначала тихо, а затем громко, затем наоборот.. Очень хорошо использовать движения фонетической ритмики во время чтения стихов. Например, дети хором читают стишок:

Прыгнул в черный дымоход,

сопровождая послоговым отхлопыванием или отстукиванием. Это очень действенный прием формирования слоговой структуры слова. Затем в стишке заменяются слова черный звуком Ч с движением руками. Все остальные слова произносятся с отхлопыванием. Потом слово ночью заменяется звуком Щ с движение и т. д. В итоге дети читают стишок, в котором все слова заменяются звуками.

Для развития силы голоса в предложении дети делятся на две группы. Первая группа говорит громко, вторая группа отвечает ей тихо. Затем группы меняются: первая говорит тихо, вторая отвечает ей громко. Например,

— МАМКА ЗОВЕТ! — Зачем?

—УШИ НАДРАТЬ ХОЧЕТ! — Не слышу-у-у-у.

Эти упражнения тесно связаны с упражнениями на развитие артикуляции и дикции. Для развития артикуляции и выработки артикуляторной базы звуков используется артикуляционная гимнастика. Комплекс артикуляционной гимнастики рассчитан на одну четверть. За это время основная часть детского коллектива запоминает текстовое содержание артикуляционной гимнастики и упражнения, которые в нее включены.В следующей четверти артикуляционная гимнастика звучит по-другому, в истории про язычок происходят новые события, что поддерживает интерес учащихся к выполнению комплекса упражнений.

Для развития интонационной стороны речи используются эмпатийные образы.

Учащимся предлагаются эмпатийные символы: радость, грусть, испуг, злость, удивление. Сначала дети пытаются передать настроение голосом, произнося гласные звуки. Затем слова и фразы. Например, надо произнести одну и ту же фразу, передав настроение голосом: радостно, грустно, испуганно и т. д. А так же можно использовать стишки и чисоговорки:

Для формирования логического ударения лучше поделить класс на 2 группы. Первая группа спрашивает, выделяя по очереди слова в предложении, вторая отвечает, также выделяя слова по очереди.

ГРЕЧКА в печке? ГРЕЧКА в печке!

Гречка в ПЕЧКЕ? Гречка в ПЕЧКЕ!

Упражнения на развитие координации и речи предполагает как развитие статической координации, так и двигательной. Очень хороши для этого прыжки. Дети прыгают на месте и в сторону, произнося при этом одновременно с логопедом стишок.

Надо отметить, что выполняя одно упражнение, мы решаем не одну задачу. Так, выполнять прыжки можно с разной скоростью, а значит, и темп речи будет тоже меняться. На логоритмических занятиях логопед может использовать и пение. Начинать лучше с пальчиковых игр с пением. Например, Сорока-белобока, Ладушки, Идет коза-рогатая. Затем можно переходить к песенкам, которые дети поют на уроках музыки в качестве распевки. Например, «Самолет летит, самолет гудит: У-У-У-У, я лечу в Москву», «ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА, Мила в лодочке плыла», сопровождая пение движением.

При выполнении упражнений с предметами можно использовать мячи, воздушные шары, ленты. Упражнения с лентами доступны уже учащимся 1 класса. Длина ленты варьируется в зависимости от возраста учащегося и его индивидуальных возможностей. Учащимся 1 класса рекомендуется лента от 1,5метров, учащимся 2–4 классов от 2,5 до 3 метров. Изготовление лент не составит большого труда. Обычно используются стандартные ленты из легкого искусственного шелка шириной от 2,5 до 5–6 см. Лента крепится к палочке нитяным шнуром, в месте прикрепления лента зашивается углом. Палочка, к которой крепится лента, бывает разной длины: от 25 см для первоклассников и 50 см для учащихся 4 класса. Движение цветной ленты вызывает всеобщий восторг и желание работать с ней. Техника упражнений с лентой основана на последовательной передаче количества движения от начала ленты (места прикрепления) до конца её, полученного в результате движений палкой Важно с первых занятий научить детей правильно удерживать ленту. Поэтому в начале работы с лентой дети учатся правильно держать ленту и произвольно приводят её в движение. Это нужно для того, чтобы учащиеся «почувствовали» ленту, установили взаимосвязь движений руки и движения ленты Упражнения с лентой делятся на махи и круги, змейки, спирали, восьмерки и броски..На первых этапах обучения работы с лентой, учащиеся осваивают простые движения лентой: круги вправо, круги влево, круги вперед, круги назад. В зависимости от величины радиуса вращения круги могут быть большими, которые выполняют прямой рукой, средними, которые выполняют согнутой в локте рукой (предплечьем) и малыми, которые выполняют вращением кисти руки. Затем добавляются движения спираль и змейка. Спирали выполняются круговым движением предплечья или одной кистью, локоть свободно согнут. Витки спирали должны быть одинаковыми по величине и располагаться близко один к другому. Спирали бывают вертикальные, если ее витки вертикальны полу и горизонтальные, если ее витки горизонтальны полу; направление движения определяется по часовой стрелке или против нее. Змейки также можно выполнять в вертикальной и горизонтальной плоскости. Выполняются они только движением кисти при слегка согнутом локте: либо ее сгибанием и разгибанием, либо отведением и приведением. Змейки выполняются быстро, зубцы ленты должны быть частыми, одинаковыми. Пожалуй, самыми трудными в исполнении для детей с интеллектуальной недостаточностью являются восьмерки. Для освоения этого сложного элемента можно нарисовать восьмерки мелом на полу. После освоения элемента в горизонтальной плоскости можно перейти к вертикальному исполнению восьмерок. Все упражнения разучиваются сначала ведущей рукой, затем, другой рукой. После освоения техники основных упражнений следует научиться выполнять их в различных темпах — от очень медленного до очень быстрого, разучивать упражнения надо из простейших исходных положений, чтобы лента следовала за движением тела. Важно выполнять движения в нужном суставе, с определенным радиусом (в змейках — кистью, в спиралях — предплечьем), а также с определенной степенью напряжения хвата и всей руки.

Движения телом и лентой разучиваются раздельно, а затем в соединениях. Необходимо добиваться логичной связи движений ленты и тела и не забывать, что начинает движение тело, а лента его сопровождает. После освоения основных движений с лентой, учащиеся учатся сочетать движения с лентой с ходьбой и перестроениями и появляются движения с элементами танца. Все это выливается в музыкальные номера, которые дети с удовольствием показывают в классе, на школьных мероприятиях, на конкурсах.

Важно, чтобы соблюдался принцип последовательности подачи материала, переходить от простого упражнения к более сложному только достаточно хорошо усвоив первое упражнение, положительный настрой и доброжелательность, творческая атмосфера занятия. Особенно хочется отметить положительный эффект общественного признания. После выступления части детского коллектива на празднике с номерами самодеятельности с лентами или веерами все учащиеся младших классов с удовольствием занимаются логоритмикой и, как следствие, повышается общий уровень развития моторной деятельности и моторного развития.

Для расширения словарного запаса занятия по логоритмике обычно делают тематическими. Темой может стать лексическая тема или художественное произведение. Стихотворные тексты специально не выучиваются. Сначала говорит логопед, потом с логопедом говорят учащиеся. Постепенно текст запоминается, и логопед начинает читать текст, а учащиеся самостоятельно его договаривают.

Несмотря на то, что все занятия сопровождаются стихотворными текстами, речевые упражнения являются важной составляющей логоритмики. Если во время выполнения всех остальных упражнений дети говорят хором или небольшими группами, то, выполняя речевые упражнения, ребенок говорит самостоятельно. Для речевых упражнений лучше использовать небольшие диалоги, сказки. Учащиеся инсценируют диалоги интонационно-выразительно в лицах, сопровождая движениями.

Логоритмические занятия, решая важные задачи в коррекции речи, формируют у ребенка общую координацию движений, чувство ритма, темпа. Эти занятия всегда насыщены заданиями, но не вызывают у детей чувства усталости. Наоборот, учащиеся с радостью посещают занятия по логоритмике, и эффективность таких занятий не вызывает сомнений.

1. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи., М., Академия, 2005

2. Волкова Г. А. Логоритмика., М., 2002

3. Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипранова М. Обучение детей художественной гимнастике (пер. с болгарского). — М.: ФиС, 1985

4. Лисицкая Т. Художественная гимнастика М ФиС, 1982

Программа внеурочной деятельности по логоритмике (1-4 классы)

Описание разработки

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, направленной на преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптацию человека в условиях внешней и внутренней среды.

В результате выполнения специальных упражнений укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.

За последние годы отмечается значительный рост количества детей, имеющих отклонения в развитии. Большее их количество имеют недоразвитие или нарушение речи: алалия, дизартрия, заикание, афазия, ринолалия, ЗПР.

При нарушениях речи, имеются нарушения двигательных, речедвигательных, психических процессов. Страдают общая и мелкая моторика, координация движений. Развитие детей отличается неустойчивым вниманием, неспособностью к переключению, низким уровнем словесно-логического мышления, психической истощаемостью, низкой познавательной, речевой и эмоциональной активностью. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д.

Поэтому данная коррекционно-образовательная программа по логоритмике, направлена на исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса, развитии общей и мелкой моторики, координации движений.

Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование навыков движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Цель программы:

создать условия для эффективного коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи, направленного на ликвидацию или смягчение дефекта и развития личности в целом.

Задачи программы:

– создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей;

– проведение активной работы по организации детского коллектива;

– осуществление коррекционной работы: закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности; формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве; научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж; развивать музыкальные и творческие способности детей; развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи; развивать правильное дыхание; развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы; развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память;

– воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к природе, животным.

Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий.

Продолжительность: в течение учебного года 1 ч в неделю (33 ч. – 1 класс, 34 ч. – 2, 3, 4 классы).

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

1. Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

2. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

3. Артикуляционные упражнения. Полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость.

Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

4. Дыхательная гимнастика. Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

5. Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла. Развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки.

Весь материал – в документе.

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50 ГОРОДА ТЮМЕНИ

____________ Е.Е. Литуева

протокол от __________№__

Директор МАОУ СОШ №50

МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ШКОЛЫ № 50 ГОРОДА ТЮМЕНИ

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, направленной на преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптацию человека в условиях внешней и внутренней среды. В результате выполнения специальных упражнений укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.

За последние годы отмечается значительный рост количества детей, имеющих отклонения в развитии. Большее их количество имеют недоразвитие или нарушение речи: алалия, дизартрия, заикание, афазия, ринолалия, ЗПР.

При нарушениях речи, имеются нарушения двигательных, речедвигательных, психических процессов. Страдают общая и мелкая моторика, координация движений. Развитие детей отличается неустойчивым вниманием, неспособностью к переключению, низким уровнем словесно-логического мышления, психической истощаемостью, низкой познавательной, речевой и эмоциональной активностью. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д.

Поэтому данная коррекционно-образовательная программа по логоритмике, направлена на исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса, развитии общей и мелкой моторики, координации движений.

Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование навыков движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Цель программы: создать условия для эффективного коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи, направленного на ликвидацию или смягчение дефекта и развития личности в целом.

– создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей;

– проведение активной работы по организации детского коллектива;

– осуществление коррекционной работы: закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности; формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве; научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж; развивать музыкальные и творческие способности детей; развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи; развивать правильное дыхание; развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы; развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память.;

– воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к природе, животным.

Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий.

Продолжительность: в течение учебного года 1 ч в неделю (33 ч. – 1 класс, 34 ч. – 2, 3, 4 классы).

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

1. Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

2. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

3. Артикуляционные упражнения. Полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

4. Дыхательная гимнастика. Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

5. Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла. Развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки.

6. Упражнения на развитие внимания и памяти. Развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

7. Чистоговорки. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

8. Речевые игры: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

9. Ритмические игры. Развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

10. Пение песен и вокализов. Развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

11. Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

12. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах. Развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

13. Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

14. Коммуникативные игры. Формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

15. Подвижные игры, хороводы, физминутки. Тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Тематический план (первый год обучения)

Читайте также:  Проект для старшей группы: Улицы нашего города
Ссылка на основную публикацию