Интегрированный урок логоритмики и ручного труда для детей младшего школьного возраста с ТНР

Развитие предметно-практической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи

Характеристика категорий детей с тяжёлыми нарушениями речи. Исследование особенностей развития речи на уроках трудового обучения. Организация предметно-практической деятельности в республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов г. Минска.

РубрикаПедагогика
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления22.02.2016
Размер файла56,3 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Основная задача в работе с детьми – развитие практического интеллекта и навыков самостоятельности.

Условно разделив игры, следует помнить, что каждая из них развивает личность ребенка, содействует его адаптации в обществе.

Используются игры с пуговицами.

Благодаря пуговичному массажу активизируе тся, так называемый , «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук. Таким образом происходит сенсомоторное развитие, являющееся условием успешного взаимодействия с окружающим миром.

Можно собрать пуговичное ожерелье – эта игра позволит укрепить знание цвета, формы, величины и знание пространственных направлений.

Кроме этих методов в Центре применяется метод кинологотерапии. Наблюдения за взаимодействием человека и животного дали толчок к проведению исследований, выявляющих пользу и эффективность терапии при помощи животных. Позднее был сформулирован термин «зоотерапия» или «анималтерапия» .

На сегодняшний день нет данных, подтверждающих эффективность этого направления, но наблюдаемые позитивные моменты говорят в пользу развития этой терапии .

Общение с животными помогает в развитии эмоциональной сферы.

В своей работе с детьми Центр использует метод арт-терапии. Арт-терапия – это терапия искусством, забота о душе с помощью искусства. Традиционно арт-терапия связывается с разнообразными видами творчества

От изобразительной деятельности до создания театрализованных действий.

Основной целью арт-терапии с детьми с особенностями в развитии является общая активизация детей. Развитие навыков социального взаимодействия, тренировка практических навыков, мобилизация креативности, самовыражение и развитие навыков принятия решений.

С этой целью в Центре проводятся различные театральные представления с участием детей, инсценировки различных сказок, концерты, проведение различных шоу.

Одной из форм арт-терапии является изотерапия.

Дальнейшее развитие продуктивных видов деятельности направлено на формирование у детей умения анализировать предметы, их свойства и качества, передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством рисунка, лепки, аппликации.

Изобразительная деятельность связана с занятиями по сенсорному восприятию, ознакомлению окружающим, обучению игре. На занятиях проводится работа по речевому развитию детей, что способствует совершенствованию представлений и наглядных форм мышления.

Начинае тся работ а с рисования пальчиками, ладошками, кляксографи и , рисовани я ниткой. Ребенок, не владеющий навыками рисования кистью , легко может выполнить картину путем оттиска скомканной бумаги. Деревья, людей, домики можем вырезать заранее и приклеить – получится коллаж.

Также используе тся техник а работы с соломкой , пластилинограф и к а, метод черно-белого граттажа, техник а рисования на стекле , объемные аппликации , коллажи , а ппликации с применением ткани, меха, ниток.

Занятия протекают в эмоционально насыщенной форме, привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном его взаимодействии со взрослым. На этих занятиях формируется умение принять задачу, удержать её в ходе выполнения задания, произвести первичную самооценку. Занятия способствуют нормализации поведения ребенка, наполняют смыслом его самостоятельную деятельность. С целью социальной адаптации ребенка-инвалида в Центре проводится широкий комплекс мероприятий, включающих в себя различные экскурсии: в музеи, Ботанический сад, Экологический центр, Дом кино, Национальную библиотеку, на различные выставки, проводимые в Минске.

Дети, приехавшие из сельских районов, попадают в большую социальную среду, имеют возможность расширить свой кругозор, находят- себе друзей. Оказавшись в стенах Центра, ребенок перестает чувствовать себя инвалидом, поскольку он находится среди детей с аналогичными проблемами, физическими ограничениями.

Успешный исход реабилитации базируется и на таких важных аспектах как самоотношение и отношение окружающих. Поскольку в Центре ребенок находится в атмосфере принятия, психологической и эмоциональной поддержки со стороны всего персонала, меняется его отношение к себе, он становится увереннее в себе, стабилизируется его самооценка, развиваются волевые и коммуникативные качества.

Проведённое исследование позволило установить, что уроки ручного труда при рациональной их организации могут способствовать коррекции речи учащихся специальной школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Однако, как выяснилось, в практике этому вопросу уделяется недоста точное внимание.

Данное исследование позволило определить содержание и методич е ские приёмы развития речи, которые могут быть с успехом применены на уроках ручного труда специальной школы для детей с тяжёлыми нарушен и ями речи.

На уроках ручного труда представляется широкая возможность для обогащения словаря, для формирования умения выражать в своей речи пре д метные отношения определительные, пространственные, временные и др у гие.

Овладению активной речью способствуют упражнения в развитии понимания слов и грамматических форм, обозначающих материалы, инстр у менты, их признаки, а также трудовые операции.

Особенно благоприятные условия на уроках ручного труда создаются для развития связной речи учащихся.

Последовательность трудовых операций при изготовлении изделий служит планом в построении связного рассказа о проделанной работе уча щихся. Составление такого рассказа происходит сначала на основе образца, а затем без него, что служит переходу от речи, тесно связанной с с и туацией, к речи обобщённой. Рассказ о предстоящей работе является следующей степенью развития связной речи. На основе планирования конкре т ных операций и их последовательности учащиеся строят связные сообщения. Объём и соде р жательность рассказов о проделанной и предстоящей работе зависит от к о личества и продолжительности операций при изготовлении и з делий.

Уроки ручного труда позволяют также организовать речевое о б щение учащихся. Они обращаются к учителю по поводу материалов и инструментов, поясняют выполняемые действия, оценивают свою работу и работу т о варищей, а также и речь. Дети обращаются к друг другу с вопросами и за помощью, сообщают возможные способы изготовления изделий, соста в ляют рассказ о проделанной и предстоящей работе.

1. Захаров А.З. Коммуникативная направленность уроков трудово го об у чения в специальной школе. // Дефектология 1989 № 2

2. Захаров А.З . Активизация речи учащихся на основе формирования тр у довых навыков в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. // Дефектология. №3 1985

3. Зыкова Т. С. Методика предметно- практического обучения в школе для глухих детей : Учебн. пособие для студентов высш. Пед. учебн. М.: Академия, 2002 .

4. Ивошкувене Р. В. Развитие речи на уроках труда в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи М. 1975

5. А.Г.Кирилова. Системы работы по развитию речи на уроках трудовог о о бучения.

6. « Логопед» для ДОУ: Сб. материалов. М., 2005.

7.Логопедия. / Под ред. Л. С. Волковой. М., 2004

8. Марценовская Е. Н. Уроки предметно- практической деятельности в школе глухих . М., 80.

9.Ткаченко Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по карти н кам : Пособие для логопеда/ Т. А. Ткаченко. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005-48с.:

10.Цикото Г.В. Предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд. Программы обучения глубоко умственно отсталых д е тей. М. , 1983 .

1 1 . Чевелёва Н.А. Развитие речи детей в процессе ручной деятельности в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. М. , 1961

Программа предметно – практической деятельности.

Обучение предметно-практической деятельности направлено на формирование у детей элементарных действий с различными предметами и материалами и является основой обучения элементам художественного творчества, ведения домашнего хозяйства, трудовой допрофессиональной деятельности и другим предметам. Занятия по предметно-практической деятельности проводится преимущественно в индивидуальной форме. В ходе обучения развивается интерес к активной деятельности с предметами, формируются приёмы работы с доступными материалами, предметами и инструментами, которые в дальнейшем могут использоваться на других занятиях:

· развивать мелкую моторику;

· развивать зрительное и слуховое внимание;

· развивать пространственно-топографические представления.

· фиксация взгляда на предмете ;

· слежение взглядом за передвижением предмета ;

· обследование предмета (зрительное, оральное, обонятельное, осязательное, слух о вое) ;

· узнавание предмета по просьбе и самостоятельно (указание на предмет же с том, взглядом) .

Действия с материалами:

· игра с водой (удерживание рук в воде, плескание и др.) ;

· пересыпание (крупы, песка и других сыпучих материалов) ;

· комкание бумаги (газеты) ;

· размазывание ( краски, клейстера, пены и др. ;

· разминание в руках (пластилина, глины, теста) .

Действия с предметами:

· вынимание (из коробки, ящика, шкафа и др.)

· складывание (в коробку, на полку, в ящик и др.),

· поднимание / опускание (с пола / на пол и др.),

· перекладывание (из одной ёмкости в другую),

· встряхивание (баночек, бутылочек с бусинками или крупой и др.),

· вставление (стаканчиков, шариков, мозаики и др.),

· нанизывание (колец / шариков на палку, крупных бусин на нить и др.),

· бросание (мячика, воздушного шара и др.),

· вращение (откручивание / закручивание),

· открывание / закрывание (банки, двери, окна и др.)

· нажимание / надавливание (на кнопку, выключатель и др.),

· сжимание предмета (двумя руками),

· закапывание / откапывание (в крупе, в песке и др.),

· наполнение предметов (крупой, песком, водой и др.),

· переливание / пересыпание (из одной ёмкости в другую),

· выдувание мыльных пузырей,

· расстилание (салфетки, скатерти и др.)

· разглаживание (салфетки и др.)

Функциональное использование предметов:

· столовых приборов и посуды,

· материалов (бумага, клей, пластилин, краски и др.)

· инструментов (карандаш, кисточка, ножницы и др.)

Формирование произвольных целенаправленных действий с материальными объектами

· развивать представления об окружающих предметах;

· развивать устойчивую мотивацию к предметной деятельности;

· формировать приёмы предметной деятельности;

· развивать зрительно-двигательную координацию.

Кулинария. Цель: формирование навыки приготовления пищи.

Материалы и оборудование: кухонные принадлежности, посуда, продукты питания, мерная посуда, весы, алгоритм приготовления блюда (в фотографиях, пиктограммах). Задачи и содержание обучения .

У чить следовать правилам гигиены и техники безопасности при приготовлении пищи:

готовить пищу в специально отведённом месте;

мыть руки перед началом работы;

использовать чистую посуду;

использовать специальную одежду (фартук, косынка);

содержать в чистоте рабочее место (кухонный стол. раковина, плита и т.д.) .

У чить обращаться с кухонной посудой:

различать чистую и грязную посуду;

мыть (ополаскивать, использовать моющие средства);

чистить (использовать чистящие средства. ополаскивать);

хранить в определённом месте.

Учить использовать бытовые приборы для приготовления пищи (тостер, миксер, вафельница, электрический чайник, электрическая плита, духовка, микроволновая печь):

определять назначение прибора

пользоваться регуляторами температуры, скорости;

устанавливать время готовки;

Учить пользоваться газовой плитой:

зажигать газ (спичками, газовой зажигалкой);

пользоваться регуляторами пламени .

Учить использовать мерную посуду (ложка, кружка, стакан, мерный стакан):

находить подходящую мерную посуду;

наливать / насыпать продукт до метки.

Учить готовить пищу (холодные закуски, горячую еду, пищу из полуфабрикатов, салаты, десерты, горячие и холодные напитки):

– выбирать блюдо для приготовления;

– выбирать продукты, необходимые для приготовления блюда;

– распознавать продукты (по этикетке, упаковке, внешнему виду, запаху, вкусу);

– выбирать посуду и кухонные приборы;

– обрабатывать и готовить продукты:

– определять готовность блюда к употреблению (по времени (таймеру, часам), внешнему виду, вкусу).

Учить правильно хранить продукты:

в определённом месте и упаковке (холодильнике, банке, пакете и т.д.);

определять срок хранения (распознавать и выбрасывать испорченные продукты).

Учить сервировать стол:

выбирать посуду и приборы. подходящую к блюду и напиткам (для супа – глубокая тарелка; для чая – кружка, для салата – салатница и т.д.);

расставлять посуду и раскладывать приборы на столе.

Кройка и шитьё. Цель : Обучение элементам кройки и шитья.

1. у чить элементам ручного шитья ;

2. у чить подбирать ткань и нитки ;

3. у чить элементам кроя ;

4. у чить элементам сборки изделия (конструирование) ;

5. у чить подготавливать электрическую швейную машину к работе ;

6. у чить строчить на электрической швейной машине ;

7. у чить выворачивать и гладить готовое изделие ;

8. у чить соблюдать правила техники безопасности ;

9. у чить готовить и убирать рабочее место.

Возможные изделия: пошивочные изделия из ткани: салфетки, мешочки, сумки, нагрудники, кухонные принадлежности (прихватки, варежки), фартуки, юбки несложных фасонов и т.д.

Оборудование и материалы.

1. Оборудование: электрическая швейная машина.

ножницы, иглы, булавки, линейка или мерка-шаблон, выкройка-шаблон.

ткань, нитки, подсобный и декоративный материал (тесьма, резинки, ленты, бельевая веревка, пуговицы, кожа, бусинки, деревянные шарики, колечки и т.д.)

1. Подготовка к шитью:

· вдевание нитки в иголку

2. Выполнение шва «вперед иголкой» (наметочного шва):

· прокалывание бумаги, ткани иглой

· выполнение серии горизонтальных стежков

· вышивание по контуру .

ІІ. КРОЙКА И ШИТЬЕ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ.

1. Подбор ткани и ниток:

2. Элементы кроя изделия или отдельных деталей:

Читайте также:  Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Весна, признаки весны’

· определение лицевой и изнаночной стороны ткани ,

· определение долевой и поперечной нити ткани ,

· раскладывание ткани на горизонтальной поверхности ,

· нахождение на ткани места для выкройки ,

· закрепление выкройки на ткани (английскими булавками, удержание рукой) , обведение выкройку мелом ,

· снятие выкройки с ткани , вырезание ножницами по намеченному контуру .

3. Сборка изделия:

· определение места каждой детали изделия в целом изделии ,

· соединение деталей изделия друг с другом (английскими булавками, наметочным швом) .

4. Подготовка электрической швейной машины к работе:

· включение в сеть ,

· установка педаль под ногой ,

· наматывание нити на шпульку при открученном винте разъединителе махового колеса ,

· закручивание винта разъединителя махового колеса ,

· вставление шпульки с нитками в шпульный колпачок ,

· вставление шпульного колпачка в челнок ,

· заправка верхней нити ,

· вывод челночной нити наверх .

5. Шитье на электрической швейной машине:

· опускание и поднимание иголки, вращением махового колеса рукой на себя ,

· опускание и поднимание лапки при помощи рычажка ,

· подведение ткани под лапку и вытаскивание ткани из-под нее ,

· регулировка ткани руками во время строчки ,

· определение начала и конца строчки ,

· нажатие ногой на педаль и отпускание педали ,

· соотнесение силы нажатия на педаль со скоростью строчки ,

· вытягивание нити при поднятой игле ,

· обрезание нити ножницами в определенном месте ,

o сшивание деталей изделий ,

o обработка края изделия швом «зигзаг» .

6. Выворачивание изделия:

· на лицевую сторону через незашитую часть ,

· расправление углов, округлых частей изделия пальцем, линейкой, тонкой палочкой, длинной иглой и т.д.

8. Подготовка и уборка рабочего места:

· вынимание / опускание машины из отверстия стола или из чемодана;

· вытирание швейной машины от пыли и ниток;

· подкладывание кусочка ткани под лапку;

· подготовка / уборка инструментов и материалов в специально отведенное место;

“Развитие у учащихся младших классов с тяжелым нарушением речи навыков словообразования существительных посредством упражнений”.

В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей младшего школьного возраста испытывающих трудности в обучении. Одной из главных трудностей в обучении выступают тяжелые нарушения речи. Проблема формирования у таких детей лексико-грамматических средств занимает весомое место в современной логопедии. Вопрос о методике становления и устранения речи считается одним из самых актуальных. Разработкой данной проблемы занимались такие научные работники, как: Яшина В.И., Алексеева М.М., Мастюкова Е.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Дроздова Е.Н., Короткова А.В., Арушанова А.Г. и многие другие. Визель Т.Г. считает, что благодаря зонам, составленным третичными полями коры головного мозга, уровень которых ориентируется как языковой, ребенок овладевает сложно-построенной речью, чтением и письмом, понимает ценности слов, метафоры, синонимы, юмор. Часть нервных клеток условного уровня созревает в старшем дошкольном возрасте и дозревает на протяжении всего периода жизни. Именно поэтому дети в младшем школьном возрасте готовы принципиально овладеть трудными словами, грамматическими правилами, орфографией. За обогащение словарного запаса несут ответственность височные части сначала обоих полушарий, за усвоение и применение морфологических инструкций – теменные части, за синтаксис – заднелобные части левого полушария мозга. По мнению Вершининой О.М. поиск эффективных путей для устранения данного нарушения делает необходимым тщательный анализ механизмов становления данных языковых операций, что и обосновывает актуальность исследования. Анализ литературных данных, исследование младших школьников с тяжелыми нарушениями речи убеждают в необходимости исследования особенностей усвоения детьми младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи основ формирования умений словообразования и словоизменения. Все вышеупомянутое демонстрирует, что проблема формирования умений словообразования и словоизменения у младших школьников с тяжкими нарушениями речи является актуальной проблемой на сегодняшний день. Цель исследования: выявление особенностей развития навыков словообразования у учащихся младших классов с тяжелым нарушением речи посредствам упражнений. Объект исследования: процесс развития словообразования существительных у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи. Предмет исследования: упражнения, направленные на развитие у учащихся младших классов с тяжелым нарушением речи навыков словообразования существительных Гипотеза: формирование умения образовывать и изменять слова у детей младшего школьного возраста с тяжелым нарушением речи будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий: – учет структуры дефекта; – учет возрастных, речевых, индивидуальных возможностей школьников; – целенаправленность, систематичность, последовательное усложнение работы по формированию грамматического строя речи; – разнообразие используемых упражнений по формированию умений образовывать существительные. В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи: 1. проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования; 2. выявить особенности овладения навыков словообразования существительных младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи; 3. разработать систему коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи навыков словообразования существительных по средствам упражнений. Методы исследования: – теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; – педагогический эксперимент в констатирующем варианте; – качественный и количественный анализ экспериментальных данных. Теоретической базой исследования являются фундаментальные положения коррекционной педагогики, специальной психологии, лингвистики и психолингвистики: положения Л.С. Выготского об общих и специфических закономерностях развития детей с дизонтогенезом, о зоне актуального и ближайшего развития, системно-структурный и психолингвистический подход к анализу нарушений речевого развития (Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева , Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева и др.), о взаимосвязи в процессе формирования различных компонентов языковой способности (А.Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, С.Н. Цейтлин и др.), о коммуникативно-деятельностном подходе при развитии и коррекции нарушений речи (И.А. Зимняя, М.И. Лисина и др.). Практическая значимость исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке системы коррекционно-педагогической работы, направленной на усвоение детьми младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи принципов формирования навыков словообразования. Организация исследования: Эмпирическое исследование было организовано и проведено на базе казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа – интернат №19» в 2019 учебном году. Экспериментальная выборка составила 10 человек из числа детей младшего школьного возраста с ТНР. Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

мирование и становление навыков словообразования и у детей младшего школьного возраста с тяжкими нарушения речи наблюдается в процессе коррекционно-педагогического действия методом комплексной и систематической работы. Разработкой более успешных способов и методов работы, нацеленных на составление умений словообразования и у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, занимались такие ученые как Р.И. Лалаева, Р.М. Дульнев, М.Ф. Гнездилов, Л.В. Занков, Л.С. Выготский, В.Г. Петрова, Т.Б. Филичева. Анализ литературных источников показал, что нарушения умений словообразования у таких детей считаются трудным повреждением, и обхватывают фактически все уровни речевой деятельности. Работа по развитию умений словообразования у младших школьников, должна организовываться не только на логопедических занятиях, но и на повседневных уроках. Именно групповой системный подход к развитию навыков словообразования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи может обеспечить эффективность логопедической работы. В ходе эмпирического исследования с участием 12 младших школьников с ТНР были установлены нарушение навыков словообразования существительных: – образование существительных от глаголов; – образование имен существительных, обозначающие вместилище чего-нибудь; – образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса; – подбор родственных слов; – изменение существительных с непродуктивными основами по числам; – образование существительных с помощью слияния двух основ. В целях оптимизации всего педагогического процесса, усиления работы по речевому развитию детей с тяжелыми нарушениями речи, обеспечения развития навыков словообразования существительных мы разработали коррекционную программу, состоящею из упражнений, которые отражены в работах Лалаевой Р.И. и Серебряковой Н.В., Пылаева Н.М., Ахутина Т.В: – закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей; – работа над словообразованием по менее продуктивным моделям; – уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. Таким образом, поставленная нами цель была достигнута, задачи исследования решены.

“Коррекция тяжелых нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики” презентация, проект, доклад

Презентацию на тему “Коррекция тяжелых нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики” можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Детские презентации. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 19 слайд(ов).

Слайды презентации

«Коррекция тяжелых нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики»

Логоритмическое занятие по теме «Дикие животные» / подготовительная логопедическая группа/ Автор: учитель-логопед Любцева А.В.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад № 31 Московской области г. Орехово-Зуево

Логоритмика в коррекционной работе МДОУ

Учителя-логопеды во взаимосвязи с другими специалистами МДОУ, работая с детьми с общим недоразвитием речи, с клиническим проявлением моторной алалии и дизартрии, принимают во внимание, что у детей с нарушением речи наблюдаются: отклонения в двигательной сфере, низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, памяти, замедленность восприятия, снижение внимания к музыкальному звучанию. Задача наших педагогов состоит в том, чтобы исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка путем особых музыкально-ритмических упражнений и приемов. Специалисты МДОУ считают, что для детей с нарушением речи наиболее эффективен, актуален педагогический процесс , опирающийся на средства логоритмики.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения. Предлагаем конспект логоритмического занятия по теме: «Дикие животные» в подготовительной логопедической группе.

ПОСТРОЕНИЕ В ПАРЫ. ПЕРЕСТРОЕНИЕ ИЗ ПАР В ШЕРЕНГУ. ОБРАЗУЮТ КРУГ.

В лес сегодня на прогулку приглашаю вас пойти. Интересней приключенья нам ребята не найти. Друг за дружкой становитесь, крепко за руки беритесь. По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдем. И лесных зверей обязательно найдем.

Дети бросают мяч по кругу, вспоминая животных

Вот мы и пришли. Какие звери живут в лесу?

Дети изображают мимикой характерные черты животных. Злой волк, лисенок высматривает мышку, косолапый мишка.

Дыхательное упражнение. Ежик проснулся и запыхтел.

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

Движение глаз влево-вправо, вверх-вниз. Дети смотрят, как белка перепрыгивает с одного дерева на другое.

Как ходят лесные звери *низкая музыка – идут как«мишки» *средняя музыка – идут как «лисы» *высокая музыка – идут как «зайчики»

Воспроизведение заданного ритма Отстукивание ритма по сидению стула

Зайка взял свой барабан и ударил : трам-там-там Педагог проговаривает ритм та-ТА-та, ТА-та-та, та-та-ТА т.д.

Дети выполняют движения

Зайчата так развеселились, что разбудили медвежат. Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. Вот так!

Вперевалочку ходили и из речки воду пили. Вот так!

А потом они плясали, выше лапы поднимали. Вот так!

Слушание музыки Пение

Мелкая моторика «Мальчик-с-пальчик, где ты был?»

Логопедическая диагностика детей до 1 года

Развития речи ребёнка требует внимания на всех этапах. Если наблюдаются задержки, необходимо своевременно определить их и начать методичную работу по их коррекции. В этой статье мы расскажем, по каким критериям оценивать ранее развитие речи, и как проходит логопедическое обследование.

Шкала оценки нервно-психической сферы

Ребёнок реагирует на общение с ним, перестаёт плакать и начинает улыбаться знакомому взрослому при зрительном контакте. Стадия фонации.

Стадия гуления, ребенок вступает в голосовой контакт, если услышит обращенный к нему ласковый голос. Появляются гласные и согласные звуки. Слух: реагирует на звук пищалки.

Читайте также:  Тематическое планирование логопедической работы в младшей группе (ОНР)

Появляется визг, смех . Речь: новые звуки, певучее гуление, лепет. Узнаёт знакомые голоса и понимает интонации, различает мимику взрослого, некоторые его движения и действия. Слух – реакция на звук пищалки и манки.

Канонический лепет, стремится привлечь к себе внимание звуками, развивается отраженный лепет (повторения слоговых цепей). Слух – реакция на все звуковые сигналы.

9-11 месяцев

Активно общается с помощью жестов. Может использовать 1-2 лепетных слова. Ползает, манипулирует предметами: пробует их, обследует. Способен выполнять простые одноступенчатые инструкции. Начинает понимать социальные свойства предметов. Отзывается на имя.

Ребёнок понимает 30-50 слов; инструкции, сопровождаемые жестами. Начинает ходить и исследовать территорию. Реагирует на запрет.

Логопедическое обследование: алгоритм и структура

Диагностика проходит в 2 этапа:

1. Сбор анамнеза за все периоды развития – во время беременности, родов и в первые недели жизни ребёнка. Изучение медицинской документации, моторного профиля.

2. Собственно процедура логопедического обследования (30 – 40 минут).

Желательно проводить тестирование на территории ребенка, где он может свободно передвигаться и чувствовать себя в безопасности.

Тестирование

Тесты направлены на обследование контактности, артикуляционного аппарата, слухового и зрительного восприятия (способности визуально следить за объектом, реагировать на его исчезновение и возвращение, показывать его часть), вокализации (способности повторять за экспериментатором), ментальных операций.

Рекомендованное оборудование:

– картонная коробка: 10 – 10 – 10 см
– ткань или салфетка
– машинка яркого цвета: 12,5 см
– двигающиеся механические игрушки яркого цвета: 10-15 см
– баночки с манкой, горохом, гречкой
– юла яркого цвета
– кубики разного цвета 10 шт. 2,5 – 2,5 – 2,5 см
– мяч яркого цвета 10 см в диаметре
– звучащие игрушки: колокольчик – 5 см в диаметре и 10 см высотой
– молоточек

Примеры тестовых заданий

Что в результате тестирования?

Проведя комплексную оценку состояния развития ребёнка, логопед формирует индивидуальную программу коррекции. Она строится на базе сохранных нейрофизиологических механизмов, и направлена на доведение до возрастной нормы и последующее совершенствование “уязвимых” сфер. В коррекцию входит:

  • развитие коммуникативной сферы
  • логопедические занятия
  • паллиатив, фармакотерапия
  • обучение родителей правильному речевому общению с малышом, создание правильной речевой среды

    Специалисты нашего центра проводят комплексную диагностику речевого и общего развития детей до 1 года, а также коррекционные и развивающие занятия. Будем рады помочь!

    Чтобы записаться на занятие и/или получить более детальную информацию, пришлите нам запрос через форму на сайте или позвоните по телефону 8-911-093-83-09

    • Главная
    • О центре
    • Наши специалисты
    • Цены
    • Ваши вопросы
    • Онлайн-занятия
    • Отзывы
    • Коллегам
    • Публикации
    • Логопед взрослым
    • Логопед детям
    • Логопедический массаж
    • БОС
    • Новости
    • Контакты
    • Психолог

    © « Центр коррекции речи Анны Белик »

    Санкт-Петербург , пр. Просвещения, 15 ; пр. Сизова, 25 .
    Часы работы: Пн-Пт 10-20, Сб-Вс 10-16 .
    Т. +7(921) 995-61-57 , +7(911) 093-83-09, logoped@belikcenter.ru , Skype: Beliklogocenter

    Вся опубликованная на сайте информация предоставлена для общего ознакомления. Для консультации обратитесь к нашим специалистам

    Карта логопедического обследования детей раннего возраста
    методическая разработка по логопедии (младшая группа)

    Карты логопедического обследования детей от 1г 6 мес до 2х лет, от 2х до 3х лет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    rech_karta_16-2.docx17.1 КБ
    rech_karta_2-3goda.docx34.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Карта логопедического обследования детей раннего возраста

    1г 6 мес – 2 года

    Фамилия, имя ребенка ____________________________ Группа _____________________

    Дата рождения _____________________________ Возраст __________________________

    Дата заполнения речевой карты н.г.____________/к.г.____________

    1. Понимание несложного рассказа по сюжетной картинке. Ответы на вопросы

    • Материал: Сюжетные картинки

    Покажи, где: _________________________________________________________________

    2. Понимание предложно-падежных конструкций (ПОД)

    • Материал: коробка с крышкой, кубик

    Спрячь кубик под крышку _____________________ под стол _______________________

    Под стул _______________________________ под кровать __________________________

    3. Понимание предложных конструкций (У, С) (1 год 10 мес)

    • Материал: шарик, коробка с крышкой, дощечка – скат.

    Покати шарик с горки _______________________ со стола ___________________

    Положи шарик у коробки _________________________ у книжки ___________________

    4. Понимание единственного и множественного числа существительных

    Материал: картинки (стол – столы, мяч – мячи и т.п., с окончаниями Ы, И) не менее 5.

    Покажи, где: _________________________________________________________________

    5. Понимание слов-действий, выраженных в категории возвратности глагола (1 год 9 мес)

    Материал: картинки (мишка моет руки – мишка моется) не менее 3-х пар.

    Покажи, где: моет _______________________; моется ____________________________

    5. Понимание суффиксальных отношений. Суффикс уменьшительности

    • Материал: 4 пары игрушек – большая/маленькая

    Покажи, где машина _________________________ машинка ______________________

    СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

    Различение звуков речи

    • Материал: 2 кошки, 2 собаки, 2 коровы, 2 петуха

    Угадай, кто тебя позвал? ______________________________________________________

    1. Обозначение своих действий словами и двухсловными предложениями (в естественной ситуации, в игре, на занятиях) _______________________________________

    2. Слоговая структура (1 год 9 мес.)

    Двухсложные слова: дети – ________, диван – _______, мебель – _______, банка – _______, ветка – _________, тюльпан – __________, кнопка – ____________.

    Односложные слова – дом – _______, мак – ________, стол – _______, шкаф – ________, стол – _______, зонт – __________.

    3. Употребление Винительного падежа (с 2-х лет)

    • Материал: картинки (девочка, мишка и т.п.)

    Кого ты видишь на картинке? _________________________________________________

    4. Употребление предложного падежа

    • Материал: предметы, игрушки (мишка)

    Скажи, на чем сидит мишка? ____________________________________________

    Лежит мячик? _________________________________________________________

    Лежит книжка? ________________________________________________________

    5. Употребление слов с суффиксом уменьшительности

    • Материал: 4 пары игрушек – большая/маленькая

    Машина ____________________________ машинка __________________________

    6. Практическое употребление существительных именительного падежа во множественном числе (с окончаниями Ы, И)

    Материал: картинки (стол – столы, мяч – мячи)

    7. Слоговая структура (3-х сложные слова без стечения)

    малина – ____________, телефон – _____________, бегемот – ____________.

    Предварительный просмотр:

    Карта логопедического обследования детей раннего возраста

    Фамилия, имя ребенка ____________________________Группа _____________________

    Дата рождения _____________________________ Возраст ________________________

    Дата заполнения речевой карты н.г.________________/к.г.______________

    СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

    Различение слов близких по звучанию . Покажи, где:

    мышка – мишка _______________________ стол – стул____________________________

    баба – папа ___________________________ крыса – крыша ________________________

    Слуховое внимание и понимание инструкций.

    «Дай мячик кукле»

    «Возьми мячик и покатай его»

    «Дай мне куклу, а кубик возьми себе»

    1. Воспроизведение звукоподражаний

    Кукла плачет: а-а-а

    Мышка пищит: пи-пи-пи

    Заблудились в лесу: ау-ау

    Корова мычит: му-у

    Собака лает: ав-ав

    Поезд гудит: у-у-у

    Бабушка охает: о-о-о

    Ребенок плачет: уа-уа

    Кошка мяукает: мяу-мяу

    1. Словарь существительных (активный и пассивный).

    Словарь по лексическим темам (60 проб).

    Пробы (назови; покажи)

    Узнавание предметов по назначению

    Пробы (назови; покажи)

    Из чего мы пьем?

    Что мы надеваем?

    Чем открываем дверь?

    Чем можно играть?

    Чем мы причесываемся?

    На чем можно сидеть?

    2. Словарь глаголов (активный и пассивный).

    Понимание префиксальных отношений. Глаголы с различными приставками (вышел, пошел, зашел)

    Покажи, где : _________________________________________________________________

    3. Словарь прилагательных (активный и пассивный).

    горячо _____________________________ холодно ________________________________

    темно _______________________ светло ____________

    4. Понимание предлогов (ЗА, ПОД, ПО, ДО, НАД) Материал: шарик, кубик, коробка с крышкой________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5. Понимание единственного и множественного числа прилагательных

    • Материал: картинки (синий флажок – синие флажки)

    Покажи, где __________________________________________________________________

    Понимание префиксальных отношений. Глаголы с различными приставками (вышел, пошел, зашел)

    Покажи, где : _________________________________________________________________

    3. Словарь прилагательных (активный и пассивный): 2,7 – 3 года

    Пример речевых карт обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

    Содержимое публикации

    Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

    РЕЧЕВАЯ КАРТА

    Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.

    Фамилия, имя ребёнка Иванов Иван Иванович Дата рождения 00.00.0000 г.

    Родители (законные представители) ____________________________________________________

    1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, лепетная речь

    2. Речеязыковая компетенция

    2.1. Уровень сформированности лексикона

    Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, лепетная речь

    Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, лепетная речь

    2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

    Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, предлогов нет; грубые ошибки формообразования; лепетная речь

    Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; словообразовательных операций не сформированы; стойкий морфемный аграмматизм

    Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; лепетная речь

    2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

    Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

    Продуцирование текстане доступно

    Репродуцирование текстане доступно

    2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

    Состояние фонематического слуха не сформирован, полиморфные замены всех фонем раннего генеза

    Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

    Слоговая структура слова грубо нарушена

    Звукопроизношение нарушено: отсутствуют все труднопроизносимые звуки, а также отмечаются полиморфные замены всех звуков раннего генеза

    1. – изолированно ; 2 – в слогах ; 3 – в спонтанной речи

    3. Состояние артикуляционного аппарата

    3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей

    3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии, гиперсаливация

    3.3. Речевое дыхание и голосо образование нарушения ритма речевого дыхания нет; голосообразование нарушено (голос тихий и слабый, грубо нарушена модулированность)

    4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; грубые ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объединения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи

    5. Двигательное развитие

    5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики

    5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипотонус кистей рук

    6. Психологическая база речи

    6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

    6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом

    6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций

    7. Дополнительная информация

    7.1. Особенности раннего речевого развития к 3-м годам появились аморфные и усечённые слова

    7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья, двое детей

    7.3. Особенности речевого поведения адекватен, речевая активность ограничена грубым нарушением экспрессивной речи

    7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – задержка речевого развития

    7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРЗ, ОРВИ, травм и ушибов головы не было

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (I уровень речевого недоразвития)

    РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом

    Учитель-логопед _____________________________________________________ /________________/

    Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

    РЕЧЕВАЯ КАРТА

    Дата заполнения «00» __________________ 20_____г.

    Фамилия, имя, отчество Иванов Иван Иванович Дата рождения00.00.0000г.

    Родители (законные представители) ____________________________________________________

    1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире

    2. Речеязыковая компетенция

    2.1. Уровень сформированности лексикона

    Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи

    Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов

    2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

    Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже

    Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм

    Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

    2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

    Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

    Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудности грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

    Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

    2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

    Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (ц – с, р – в, рь – й, рь – ль, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь, й – ль)

    Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

    Слоговая структура слова грубо нарушена

    Звукопроизношение нарушено: отсутствует твёрдый свистящий Ц; отсутствуют твёрдые шипящие и мягкий шипящий Щ; ротацизм; ламбдацизм (Л)

    1. – изолированно ; 2 – в слогах ; 3 – в спонтанной речи

    3. Состояние артикуляционного аппарата

    3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей

    3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии

    3.3. Речевое дыхание и голосо образование нарушений ритма речевого дыхания и голосообразования нет

    4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; допускает ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объеденения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи

    5. Двигательное развитие

    5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики

    5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипертонус кистей рук

    6. Психологическая база речи

    6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

    6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом

    6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций

    7. Дополнительная информация

    7.1. Особенности раннего речевого развития гуление – 2,5 месяца, лепет – 5,5, первые слова к 1 году, первые фразы – 2.5 года, фразовая речь – 3 года 3 месяца (со слов мамы)

    7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья

    7.3. Особенности речевого поведения адекватен, речевая активность

    7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – отставание в речевом развитии

    7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРВи, отит, ринофарингит, обструктивный бронхит, конъюнктивит

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (II уровень речевого недоразвития)

    РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом

    Учитель-логопед ____________________________________________________ /_________________/

    Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

    РЕЧЕВАЯ КАРТА

    Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.

    Фамилия, имя ребёнка Иванов Иван Иванович ……Дата рождения 00.00.0000 г.

    Родители (законные представители) ____________________________________________________

    1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире

    2. Речеязыковая компетенция

    2.1. Уровень сформированности лексикона

    Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи

    Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов

    2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

    Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже

    Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм

    Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

    2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

    Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

    Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудности грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

    Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

    2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

    Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (р – в, рь – й, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь)

    Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

    Слоговая структура слова грубо нарушена

    Звукопроизношение нарушено: свистящие звуки отсутствуют (среднее положение языка) (кроме звука Ц), твёрдые шипящие отсутствуют (среднее положение языка); необходима автоматизация звуков Р и РЬ

    Речевая карта на ребенка с ОНР 4–5 лет

    Рузанна Минасян
    Речевая карта на ребенка с ОНР 4–5 лет

    Речевая карта

    обследования ребенка

    РЕЧЕВАЯ КАРТА

    Дата заполнения: 01.09.2014 г.

    Ф. И. О. ребенка: Артур Г.

    Дата рождения: 21.06.2010 г.

    Домашний адрес: г. Туапсе, п/о «Южный»

    Откуда поступил: из дома

    Дата поступления в группу: 08.09.2014 г.

    Решение ПМПК от 05.09.2014 г. Протокол №1004/3

    Заключение ПМПК: общее недоразвитие речи (2 уровень)

    СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

    ФИО Грабовская-Бедикян Л. С. Грабовский А. С.

    Возраст 33 года 35 лет

    Национальность армянка русский

    Образование Среднее-специальное Среднее-специальное

    Место работы продавец –

    Язык общения родителей друг с другом, с ребёнком

    От которой по счету беременности ребенок – от первой беременности

    Характер беременности – токсикоз – 1-я половина беременности хронические соматические заболевания, инфекции

    Роды – досрочные, затяжные, обезвоженные; использование родовспоможения

    Крик ребенка – нет

    Вес, рост, оценка по шкале Апгар при рождении- 2,900 кг; 48 см; 6 баллов

    Когда стал держать голову – с 2 мес.

    Когда стал сидеть -7 мес.

    Когда стал ходить -12 мес.

    Когда появились первые зубы -6 мес.

    РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

    Первые слова- 2,5 года

    Первые фразы – 3 года

    Замена слов жестами -1,5 года

    До года: не болел

    После года: ОРВИ, ОРЗ

    Педиатр – Соматически здоров

    АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

    Органы артикуляционного аппарат Сост-е Органы артикуляционного аппарата Сост-е

    Губы Твёрдое нёбо

    Прохейлия (выступ вперед) * Расщелина

    Рубец Высокое нёбо *

    Зубы Мягкое нёбо

    Вне челюстной дуги Укороченное

    Диастема/тремы (пром-к) Раздвоенное

    Отсутствие зубов Малоподвижное *

    Двойной ряд Отс-е маленького язычка

    Микрогнатия (в. ч.) Макроглоссия *

    Микрогения (н. ч.) Микроглоссия

    Сужение челюстей Укороч. Подъяз. уздечка

    Прогения Открытый прямой

    СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ

    характеристики начало года конец года

    ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

    характеристики начало года конец года

    нарушения ритма речи

    ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

    1. Слуховое внимание

    года середина года конец

    Дифференциация звучащих игрушек – *

    Определение направления источника звука – – *

    2. Восприятие и воспроизведение ритма

    года середина года конец

    – – громкий звук,. – тихий звук

    ИССЛЕДОВАНИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ

    1. Состояние ручной моторики

    1.1 Кинестетическая основа движений

    года середина года конец

    Больш. и указ.палец в кольцо: на правой руке – *

    Вытянуть указ. и ср.пальцы: на правой руке – – *

    1.2 Кинетическая основа движений

    года середина года конец

    Сгибать и разгибать пальцы: на правой руке *

    Чередование: правая – ладонь, левая – кулак – – *

    1.3 Навыки работы с карандашом

    Рисовать горизонтальные линии *

    1.4 Манипуляции с предметами

    года середина года конец

    Расстегивать и застёгивать пуговицы – – *

    Перекладывать предметы из руки в руку *

    2. Состояние мимической мускулатуры

    Закрыть: правый глаз *

    3. Состояние артикуляционной моторики

    Артикуляция «смазанная», сжатая, нечёткая, страдает дифференциация и точность движения, которые воспроизводятся не в полном объёме.

    года середина года конец

    Движения нижней челюсти

    Открывать и закрывать рот *

    Движения мягкого нёба

    Широко открыть рот и зевнуть *

    Звуки Воспроизведение звука

    изолированно в речи

    года середина года конец

    года середина года конец

    ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

    Парашютист готовится к прыжку – – *

    В универсаме продают продукты – – *

    СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

    1. Фонематическое восприятие

    1.1 Повторение слогов с оппозиционными звуками

    1.2 Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать на картинках)

    Показать картинки

    1.3 Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (показать картинки)

    Показать картинки

    2. Состояние фонематического анализа и синтеза

    Определение наличия звука «Р»в слове: майка – – *

    ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

    1. Пассивный словарь

    1.1 Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов)

    Мальчик (голова, руки, ноги) *

    Девочка (голова, руки, ноги) *

    Собака (уши, глаза) *

    Игрушки (кукла, мишка, машинка) – *

    Посуда (чашка, тарелка, ложка) – – *

    Одежда (шапка, куртка, платье) – *

    Обувь (сапоги, ботинки, туфли) – – *

    1.2 Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию)

    1.3 Понимание действий (показать по предложенным картинкам)

    Девочка (сидит, стоит, лежит, идет) *

    Мальчик (ест, пьет, читает, рисует) *

    Одежда (шапка, куртка, платье) *

    Обувь (сапоги, ботинки, туфли) *

    1.4 Понимание признаков (показать по предложенным картинкам)

    Большая чашка/ маленькая чашка *

    Красный шар/ синий шар/ желтый шар/ зеленый шар *

    Сладкая конфета/ кислый лимон *

    Круглый торт/ квадратный торт – *

    2. Понимание различных грамматических форм словоизменения

    2.1. Дифференциация ед. и мн. числа существительных

    Показать, где начало

    2.2Дифференциация предложно-падежных конструкций

    Показать, где предмет начало

    2.3 Дифференциация существительных с уменьш. -ласкат. суффиксами

    Показать, где начало

    2.4 Дифференциация глаголов с различными приставками

    Показать, где начало

    Мальчик выходит из дома – – *

    подходит к дому – – *

    3. Понимание предложений (показать по картинкам)

    Показать, где начало

    Девочка поздравляет мальчика – *

    Мальчик поздравляет девочку –

    Что в руках у девочки? *

    Что в руках у мальчика? *

    4. Понимание связной речи

    Рассказ «Черный котенок»

    Черный котенок увидел мышку и захотел ее съесть. Мышка побежала и прыгнула в банку с мукой. Котенок за ней. Мышка убежала, а из банки вылез белый котенок.

    А может это был

    5. Выполнение одно-, двухступенчатых инструкций

    Возьми у меня карандаш и убери его в коробочку. *

    ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

    1.Общая характеристика речи: низкий уровень речевой коммуникации

    2.Состояние активного словаря:

    2.1.1 Номинативный словарь (назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам)

    2.1.2 Названия частей тела и предметов (на ребёнке, на предметах)

    Ноги * Сиденье стула – *

    Руки * Спинка стула – *

    Голова * ножки стула – *

    Глаза * Кузов машины – *

    Уши * Колеса машины *

    2.1.3 Обобщающие понятия (назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке):

    Назвать одним словом

    Мяч, кукла, машинка – *

    Чашка, тарелка, ложка – – *

    Футболка, куртка, шорты – *

    Тапки, сапоги, ботинки – *

    2.2 Предикативный словарь

    Назвать действие (по картинкам)

    Что делает мальчик? (ест) *

    Что делает девочка? (спит) *

    Что делают дети? (играют) *

    Что делает птица? (летит) – *

    Что делают рыбки (плавают) – *

    Что делают машины? (едут)

    2.3 Атрибутивный словарь

    Назвать предъявленные цвета:

    Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):

    Мяч какой? (круглый) – *

    Платок (квадратный) – *

    Подобрать антонимы к прилагательным:

    Большой – (маленький) – *

    Длинный – (короткий) – *

    3. Состояние грамматического строя речи

    3.1 Состояние словоизменения

    3.1.1 Употребление существительных в именительном падеже единственного

    и множественного числа (один – много)

    Назвать картинки

    3.1.2 Употребление существительных в косвенных падежах

    Падеж Ответить по картинкам начало

    Род. У девочки нет (чего) – – *

    Дат. Мальчик дает мяч (кому) – – *

    Вин. Мама кормит (кого) – – *

    Твор. Девочка рисует (чем) – – *

    Предл. Кошка думает (о ком) – *

    3.1.3. Употребление предложно-падежных конструкций

    Ответить по картинкам

    Где стоит ваза? НА – – *

    Где лежат фрукты? В – – *

    Где летает бабочка? НАД – – *

    Где лежит мячик? ПОД – – *

    3.1.4 Согласование прилагательных с существительными в ед. числе

    Назвать по картинкам

    3.1.5 Согласование числительных два и пять с существительными

    Назвать по картинкам начало

    3.2 Состояние словообразования

    3.2.1. Образование существительных с ум. – ласк. суффиксами

    Назвать картинки начало

    3.2.2 Образование названий детенышей животных

    Назвать детёнышей начало

    СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

    Пересказ текста из нескольких предложений

    У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

    Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи (2 уровень)

    Учитель-логопед МБДОУ № 25 «Чебурашка» ___ Р. С. Минасян

    Конспект индивидуального занятия с использованием компьютера для ребенка 5–6 лет с ОНР «Колобок и его друзья» Тема: «Колобок и его друзья» Цель: Автоматизация звука [л] Коррекционно развивающие задачи: • Закрепить правильное произношения звука [л];.

    Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе» «Речевая подготовка детей к школе в семье» Подготовить ребенка к школе – не только приобрести ему школьные принадлежности – портфель, форму,.

    Логопедическое обследование безречевых детей. Речевая карта ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ БЕЗРЕЧЕВЫХ ДЕТЕЙ Столкнувшись в работе с безречевыми детьми, пришлось изучить много материала. Первое, в чем.

    Речевая готовность ребенка к обучению в школе Речевая готовность ребенка к обучению в школе Речь имеет чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Формирование грамматически правильной,.

    Речевая готовность ребенка к школе Учитель-логопед Мамаева Н. Л. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

    Речевая карта на основе картинного материала «Альбома логопеда» Иншаковой О. Б. для старшей-подготовительной группы Дата поступления ребенка в группу в МДОУ №21___ (Анамнестические данные и общие сведения о семье заполняются.

    Речевая карта ОНР 5–7 лет РЕЧЕВАЯ КАРТА (общее недоразвитие речи) 1. Фамилия, имя ребенка ___ 2. Дата рождения.

    Родительское собрание в подготовительной группе «Речевая готовность ребенка к школе» Добрый вечер уважаемые родители! (Сайт 1) Говоря о готовности ребёнка к школьному обучению, необходимо подчеркнуть важность уровня речевого.

  • Ссылка на основную публикацию