Презентация (Упражнения для профилактики акустической дисграфии – Звуки С-Ш)

Презентация на тему “Фонематическая дислексия. Акустическая дисграфия и артикуляционно-акустическая дисграфия.”

  • Скачать презентацию (1.32 Мб) 28 загрузок 0.0 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме “Фонематическая дислексия. Акустическая дисграфия и артикуляционно-акустическая дисграфия.”. pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

Содержание

Фонематическая дислексия. Акустическая дисграфия и артикуляционно-акустическая дисграфия.

Подготовили: студенты 2 курса ППФ 526 группы Панкова Мария Помелова Александра Илларионова Александра

Фонематическая дислексия по причине нарушения фонематического восприятия

Причины – недоразвитие функций фонематической системы. Функции: смыслоразличительная; фонематическое различение(дифференциация фонем); фонематический анализ. Ошибки: замены при чтении звуков артикуляционно или акустически близких, побуквенное чтение.

Акустическая дисграфия (дисграфия на основе нарушения фонемного восприятия)

Механизм этого нарушения чаще всего связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Основные ошибки: замена букв, обозначающих фонетически близкие звуки при правильном произнесении этих звуков в устной речи. Состояние устной речи: ринолалия, дизартрия, ОНР или ФФН. При тяжелых случаях наблюдается алалия или ринолалия.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Свойственна детям с непреодоленными нарушениями в артикуляции или с неокончательно автоматизированными звуками. Основные ошибки: пропуски букв, соответствующих состоянию устной речи ребенка; замены букв. Состояние устной речи: ринолалия, дизартрия, дислалия, ФФН или фонетическое недоразвитие.

Артикуляторно-акустическая дисграфияпроявляется в том, что ребенок заменяет буквы, соответствующие фонетически близким звукам (звонкие-глухие, свистящие-шипящие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав), а также неправильно обозначает мягкость согласных на письме («лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»).

Коррекционные мероприятия

При устранении фонематической дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания необходимо работать над развитием фонематического восприятия.

Этапы развития фонематического восприятия

Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах). Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом. Узнавание звука в слове. Определение места звука в слове (в начале, в конце, в середине слова). Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие и шипящие, звонкие и глухие, р и л). Придумывание слов на определенный звук.

Основные рекомендации

При устранении дислексии и дисграфии каждый из звуков в процессе работы соотносится с определенной буквой. При коррекции дисграфии большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков. Устранению артикуляторно-акустической дисграфии предшествует работа по коррекции нарушений звукопроизношения. На начальных этапах работы рекомендуется исключить проговаривание, так как оно может вызвать ошибки на письме.

Коррекционная работа при акустической дисграфиивключает в себя следующие этапы: -Узнавание неречевых звуков; -Различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте и силе голоса; -Различение слов, близких по звуковому сходству; -Дифференциация слогов; -Дифференциация фонем; -Развитие навыков элементарного звукобуквенного анализа и синтеза слов. Чтобы преодолеть артикуляторно-аккустическийвид дисграфии, нужно работать над четкой слуховой дифференциацией звуков, которые ученик плохо различает на слух.

Упражнения по устранению акустической дисграфии.

Запиши слова-названия картинок. Выдели в словах буквы а-я и согласные перед ними цветными карандашами (гласные – красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым).

Помоги ежику собрать грибы – подбери и запиши слова с мягким знаком на конце слова.

«Подружи» буквы П – Б со словами: Помоги Буратино собрать фрукты и овощи: выпиши названия фруктов и овощей. Обведи в кружок красного цвета слова, в которых есть буква Л, а в зеленый кружок – слова с Р.

При устранении фонематической дислексииможно использовать следующие упражнения: придумать слова, начинающиеся на определенный звук, например [Р]: радость, робот, радуга (звук в середине слова – корка, парта, пирог; звук в конце слова – комар, помидор); придумать слова с тремя, четырьмя или пятью звуками; поднять цифру с количеством звуков в слове; придумать цепочку слов, в котором слово начинается на тот звук, которым заканчивалось предыдущее слово (кот – тапки – ириска – ананас – сон – носок – корона…); составить слово из первых слогов слов, например: из слов «дорога», «машина» — «дома»; придумать предложение с определенным количеством слов; определить, какое по счету место занимает названное слово в предложении.

Конкурсная презентация “Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии”

«Профилактика дисграфии у дошкольников, артикуляторно- акустическая дисграфия».

Слайд 1
Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии у дошкольников.
Слайд 2
Профилактика дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением письма существует тесная взаимосвязь. Дети с недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения письму. В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом. Ребёнок, идущий в массовую школу с недоразвитием речи, испытывает большие трудности в овладении письмом. Поэтому задача профилактики дисграфии чрезвычайно важна и необходима в наши дни.
Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении.

Слайд 3
Дисграфия (от греч.: “dys” – отрицание и “grapho” – писать) — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Слайд 4
Выделяются следующие виды дисграфий:
– артикуляторно-акустическая дисграфия
– дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия)
– дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
– аграмматическая дисграфия
– оптическая дисграфия

Слайд 5
Артикуляторно-акустическая дисграфия — дисграфия, в основе, которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание.
Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме. Пишет так, как произносит. Артикуляторно-акустическая дисграфия наблюдается при дизартрии, ринолалии, сложной дислалии.
Слайд 6
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах одних букв другими, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам в устной речи.
– Замены одних букв другими (особенно часто обозначающие звонкие и глухие звуки, свистящие и шипящие, р – л, мягкие и твердые).
– Пропуски букв (особенно часто пропускаются гласные буквы).
Кроме этих ошибок в письме детей с несформированным произношением встречаются нередко перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов.
Слайд 7 Вот характерные образцы письма детей с недостатками произношения. Письмо по слуху Диктуемый текст На ступи весна. Так снек. Наступила весна. Тает снег. Текут луци. Прилери писы. Текут ручьи. Прилетели птицы. Скоо будут поснезики. Скоро будут подснежники.

Как можно видеть из примеров, в письме учащихся отмечаются замены букв, показывающие на недостаточное различение определенных звуков («луци» – ручьи), и различные виды нарушения структуры слова(пропуски букв, не дописывание), указывают на слабое усвоение звукового анализа.
Слайд 8
Важными условиями предупреждения дисграфии являются раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.
Преодоление недоразвития речи и профилактика нарушения письма должны осуществляться комплексно.
Слайд 9
Основные направления логопедической работы: 1. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука). 2. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
4. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений. 5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
Параллельно с постановкой звуков ведётся работа по развитию звукового анализа и синтеза.
Слайд 10
И возникают следующие задачи:
а) направить внимание учащихся на звуковую сторону речи;
б) научить различать звуки на слух, развивать слуховое восприятие;
в) отработать и уточнить артикуляцию сохранных звуков, т.е. тех звуков, которые изолированно произносятся правильно, но в речи обычно звучат недостаточно отчётливо, смазано;
г) ввести в речь те звуки, которые будут вновь поставлены;
д) отдифференцировать и закрепить в речи те звуки, которые смешивались между собой, научить правильно, пользоваться соответствующими буквами;
е) закрепить тот уровень звукового анализа и синтеза, с которыми дети пришли на логопедические занятия, а затем постепенно подвести их к усвоению более сложных форм звукового анализа и синтеза.

В первую очередь специальными логопедическими приёмами исправляется произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. При устранении недостатков звукопроизношения следует соблюдать строгую последовательность в работе над звуками одной фонетической группы с тем, чтобы постепенно выработать у детей прочные дифференцировки между сходными звуками. Последовательность учитывает постепенный переход от более лёгких по артикуляции звуков к более сложным.
Слайд 11
После постановки и автоматизации звуков проводятся упражнения по дифференциации звуков.
– Дифференциация звуков на слух
(хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «С»; подпрыгни на месте, если услышишь слог со звуком «Ш»; подними руку, если услышишь слово со звуком «С»; топни, если услышишь слово со звуком «Ш» и т.д.)
Слайд 12
– Дифференциация звуков в слогах
Игры «Слоговая лесенка» «Запомни и повтори» (са – ша, со – шо) «Цепочка слогов» ( произношение слоговых рядов в прямом и обратном порядке са-ша-са) «Скажи наоборот» ( говорим слог со звуком «ш», а ребенок подобный со звуком «с») «Тихо – громко» ( слоги со звуком «с» произнеси громко, а слоги со звуком «ш» – тихо) «Придумай слова со слогами» (ша, са, шо, со, шу, су, ши, сы).
Слайд 13
– Дифференциация звуков в словах
Игры «Повтори слова парами» (шила – сила, шут – суд) «Назови сначала слова со звуком «С» потом со звуком «Ш» (предлагаем ребенку предметные картинки)
«Умный паровозик» (определение места звука в слове начало-середина-конец)
Слайд 14 -15
«В мире звуков» (определение места звука в слове начало-середина-конец) «Узор из звуков» (выделяем первый звук в словах и составляем узор)
Слайд 16
«Речецветик» (выбери картинки со звуком «С», выбери картинки со звуком «Ш»)
Слайд 17 «Умный паровозик» (раздели на слоги, распредели картинки по вагончикам) «Третий лишний» ( послушай слова, раздели на слоги и назови лишнее Саша-шест-сушки, смешной-пушистый-послушный) «Чем отличаются слова» (сутки-шутки, миска-мишка,каска-кашка) «Замени первый звук в слове» (пушки -… сушки, кошки-..сошки, Паша- …Саша) «Добавь первый звук»( шить- …сшить, пешка-…спешка, ушки-..сушки)
Слайд 18
«Зашифрованные слова» (выкладывание слова по первым звукам – картинками)
Слайд 19 Звуковой анализ слов и т.д.

Слайд 20
– Дифференциация звуков в предложениях
Игры «Повтори предложения» (Мой сынишка – большой хвастунишка.) «Составь предложения по опорным словам» (Саша, путешествие. Сынишка,сушки.)
«Найди лишнее слово в предложении» (Ксюша высушила карандаши мокрые варежки.)
«Составление предложений» (по сюжетной картине)
Слайд 21
«Четвертый лишний» (составление предложений по картинкам, выделение лишнего предложения рисует – пишет) «Закончи предложения» и др.
– Дифференциация звуков в чистоговорках
Игры «Повтори чистоговорки» (Шок-сок-шок – Саша выучи стишок) «Так бывает или нет?» (Са-ша-са – шубу шьет себе лиса)
– Дифференциация звуков в связной речи
Пересказ текста, составление рассказа по картине , разучивание стихотворения с движением На лесной опушке (присесть на корточки)
Потерял я сушки . (хлопать ладонями по полу)
Ко мне Слава подошел, (шаги на месте)
Сушки все мои нашел. (вытянуть руки вперед ладонями вверх)
Слайд 22
– Игры и упражнения с буквами
Составление слогов, слов из букв. Игры «Составь слова из слогов», «Спрятанные слова»,
«Слово в слове» (солнышко – сон, сок, слон, косы, осы, шок, нос,локоны) и т.д.
Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа каждого звука и развивающиеся навыки звукового анализа и синтеза позволяют детям не только отчётливо произносить целые слова, выделять из них число и последовательность звуков, но и правильно писать и читать их.
Слайд 23
Таким образом, работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте когда начинается развитие речи у ребенка. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Презентация “Фонематическая дислексия. Акустическая дисграфия и артикуляционно-акустическая дисграфия.” – проект, доклад

Презентацию на тему “Фонематическая дислексия. Акустическая дисграфия и артикуляционно-акустическая дисграфия.” можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Разные. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).

Слайды презентации

Фонематическая дислексия. Акустическая дисграфия и артикуляционно-акустическая дисграфия.

Подготовили: студенты 2 курса ППФ 526 группы Панкова Мария Помелова Александра Илларионова Александра

Фонематическая дислексия по причине нарушения фонематического восприятия

Причины – недоразвитие функций фонематической системы. Функции: смыслоразличительная; фонематическое различение(дифференциация фонем); фонематический анализ. Ошибки: замены при чтении звуков артикуляционно или акустически близких, побуквенное чтение.

Акустическая дисграфия (дисграфия на основе нарушения фонемного восприятия)

Механизм этого нарушения чаще всего связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Основные ошибки: замена букв, обозначающих фонетически близкие звуки при правильном произнесении этих звуков в устной речи. Состояние устной речи: ринолалия, дизартрия, ОНР или ФФН. При тяжелых случаях наблюдается алалия или ринолалия.

Свойственна детям с непреодоленными нарушениями в артикуляции или с неокончательно автоматизированными звуками. Основные ошибки: пропуски букв, соответствующих состоянию устной речи ребенка; замены букв. Состояние устной речи: ринолалия, дизартрия, дислалия, ФФН или фонетическое недоразвитие.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в том, что ребенок заменяет буквы, соответствующие фонетически близким звукам (звонкие-глухие, свистящие-шипящие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав), а также неправильно обозначает мягкость согласных на письме («лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»).

При устранении фонематической дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания необходимо работать над развитием фонематического восприятия.

Этапы развития фонематического восприятия

Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах). Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом. Узнавание звука в слове. Определение места звука в слове (в начале, в конце, в середине слова). Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие и шипящие, звонкие и глухие, р и л). Придумывание слов на определенный звук.

При устранении дислексии и дисграфии каждый из звуков в процессе работы соотносится с определенной буквой. При коррекции дисграфии большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков. Устранению артикуляторно-акустической дисграфии предшествует работа по коррекции нарушений звукопроизношения. На начальных этапах работы рекомендуется исключить проговаривание, так как оно может вызвать ошибки на письме.

Коррекционная работа при акустической дисграфии включает в себя следующие этапы: -Узнавание неречевых звуков; -Различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте и силе голоса; -Различение слов, близких по звуковому сходству; -Дифференциация слогов; -Дифференциация фонем; -Развитие навыков элементарного звукобуквенного анализа и синтеза слов. Чтобы преодолеть артикуляторно-аккустический вид дисграфии, нужно работать над четкой слуховой дифференциацией звуков, которые ученик плохо различает на слух.

Упражнения по устранению акустической дисграфии.

Запиши слова-названия картинок. Выдели в словах буквы а-я и согласные перед ними цветными карандашами (гласные – красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым).

Помоги ежику собрать грибы – подбери и запиши слова с мягким знаком на конце слова.

«Подружи» буквы П – Б со словами:

Помоги Буратино собрать фрукты и овощи: выпиши названия фруктов и овощей. Обведи в кружок красного цвета слова, в которых есть буква Л, а в зеленый кружок – слова с Р.

При устранении фонематической дислексии можно использовать следующие упражнения: придумать слова, начинающиеся на определенный звук, например [Р]: радость, робот, радуга (звук в середине слова – корка, парта, пирог; звук в конце слова – комар, помидор); придумать слова с тремя, четырьмя или пятью звуками; поднять цифру с количеством звуков в слове; придумать цепочку слов, в котором слово начинается на тот звук, которым заканчивалось предыдущее слово (кот – тапки – ириска – ананас – сон – носок – корона…); составить слово из первых слогов слов, например: из слов «дорога», «машина» — «дома»; придумать предложение с определенным количеством слов; определить, какое по счету место занимает названное слово в предложении.

Презентация (Упражнения для профилактики акустической дисграфии – Звуки С-Ш)

Автор – составитель: Учитель – логопед Гладышева Инна Валерьевна
МБДОУ д/с № 17 комбинированного вида город Лысково Нижегородской области

В последнее время отмечается тенденция к увеличению числа учащихся, не успевающих по русскому языку. Причин этого явления может быть несколько, но одна из них кроется в дошкольном детстве, когда у детей закладываются предпосылки к овладению грамотой в школе. Особую группу риска составляют дети с речевыми нарушениями, сопровождающимися отставанием в развитии фонематических представлений, которое, в свою очередь, тормозит своевременное усвоение звукового состава слова и, следовательно, лишает возможности полноценного овладения чтением и письмом.

Нарушения речевого слуха и фонематического восприятия могут привести к появлению акустической дисграфии, при которой на письме происходит замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящие и шипящие («сапка» вместо «шапка»), звонкие и глухие («смотредь» вместо «смотреть»), твёрдые – мягкие («мачик» вместо «мячик»), аффрикаты и их составляющие («тяшка» вместо «чашка»), а также пропуски и замены гласных («лап» вместо «лапа», «лис» вместо «лес»). Могут иметь место ошибки, связанные с нарушенной аналитико-синтетической функцией и проявляющиеся в искажении звукобуквенной и слоговой структур слова: пропусках и добавлениях букв, слогов; перестановках букв, слогов («паход» вместо «пароход»).

Необходимое условие для успешного овладения детьми грамотой – достаточно развитое фонематическое восприятие. Предлагаю несколько, на мой взгляд, эффективных игр, позволяющих успешно решать эту задачу. Данные игры провожу с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.

«Чудесный сундучок»

Цель: упражнять детей в умении угадывать предмет по первому и последнему звуку в слове, а также в умении называть первый и последний звуки слова.

Оборудование: непрозрачный мешочек из плотного материала; предметные картинки.

Содержание игры: учитель – логопед называет обобщающее слово, далее – первый и последний звуки этого слова. Если ребёнок угадывает слово, учитель-логопед достаёт картинку из мешочка. Пример: «Это мебель. Первый звук в слове «с», последний – «л». (Стол).

Вариант: игра «Загадай слово» (для детей, которые владеют операцией обобщения и могут назвать первый и последний звуки в слове): ребёнок достаёт из мешочка картинку, не показывает её, а загадывает по тому же принципу.

Игру можно проводить с группой детей, с подгруппой, индивидуально.

«Звуковая цепочка»

Цель: закреплять умение называть первый и последний звуки слова, а также подбирать картинки на заданный звук в слове.

Оборудование: предметные картинки, подобранные таким образом, чтобы из них можно было составить звуковую цепочку; коробка или конверт для картинок.

Содержание игры: учитель – логопед кладёт перед ребёнком картинку, например, «мак» и предлагает назвать последний звук этого слова (следит за тем, чтобы ребёнок чётко произносил звук: «к»); далее взрослый просит найти ту картинку, на которой название изображённого предмета начинается с этого же звука (кот). Игра продолжается до тех пор, пока на столе будет лежать несколько картинок, где каждое последующее слово начинается с того звука, каким заканчивается предыдущее слово. Учитель-логопед обращает внимание ребёнка на то, что у него получилась «цепочка», но не настоящая, а «волшебная», звуковая.

Игру можно проводить с подгруппой детей, индивидуально.

«Звуки заблудились»

Цель: упражнять в различении звонких и глухих согласных звуков в словах.

Оборудование: парные картинки, на которых названия изображённых предметов отличаются одним звуком («с»-«з», «б»-«п», «д»-«т» и т.д.); конверт для картинок.

Содержание: учитель – логопед читает двустишия, намеренно допуская смысловую ошибку. Ребёнок находит ошибку, исправляет её.

Лиза пробовала зуб,

Заболел у Лизы суп.

Возле дома стоят почки,

На ветвях набухли бочки.

Маляр покрасил том,

Стоял на полке дом.

Игра проводится индивидуально.

«Составь слово»

Цель: упражнять в умении синтезировать звуки в слово (игра проводится с детьми, которые умеют быстро называть первый звук в слове).

Оборудование: предметные картинки, подобранные таким образом, чтобы из первых звуков названий изображённых на них предметов можно было составить другое слово.

Содержание игры: учитель – логопед раскладывает перед ребёнком картинки (3-4) и просит назвать первые звуки каждого слова. Далее объясняет, что, соединив эти звуки, можно получить новое слово. Логопед просит ребёнка назвать это слово.

Игра проводится как с подгруппой, так и индивидуально.

В результате систематического использования этих и подобных игр по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР формируется и закрепляется навык определения первого и последнего звука в слове, умение распознавать фонемы, отличающиеся тонкими акустическими признаками, а также способность к элементарному звуковому анализу и синтезу.

Возможно вам будет интересно:

Презентация “Дисграфия у младших школьников: эффективные методы коррекции, упражнения”

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Дисграфия у младших школьников: эффективные методы коррекции, упражнения

Дисграфия (от греч. dis – приставка, означающая расстройство, grapho – пишу) — нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом

– Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.

– Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).

– Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).

•Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)

•Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов (“хороший кошка”, “красивый солнце” и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).

Упражнения по коррекции дисграфии

на уроках русского языка

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

«Звуковой анализ в «технике сканирования» (задание выполняется без предварительного чтения слова):

– посмотрите на слово;

– посмотрите на среднюю букву в этом слове (например, д в слове «лодка»);

– посмотрев на среднюю букву, увидите еще и букву справа (к) и слева (о);

– продолжайте упражнение, добавляя по букве справа и слева, пока не получите все слово целиком;

После того как выполнена работа с пятью-десятью словами, можно провести слуховой диктант этих слов.

Зашифруй слово: вместо согласных ставит чёрточки, а гласные пишет (мак, книга). Используется при работе со словарными словами

Придумай из каждой буквы данного слова другие слова КОШКА

Составить как можно больше слов из букв данного слова. СТРОИТЕЛЬ

Основные направления коррекции нарушения письма

1.Развитие фонематического восприятия.

2.Развитие языкового анализа и синтеза.

3.Обогащение словаря, развитие грамматического строя и связной речи.

4.Развитие зрительных и зрительно пространственных функций.

5.Развитие серийной организации движений и произвольной регуляции.

Карточки для преодоления дисграфии

Обозначение гласных звуков буквами

Вставь гласную букву в начале слова.

_ кунь, _зел, _ глы, _ хо, _ зредка, _ стный, _ гол, _ адрес, _ жил, _ мя, _ вгуст, _ тренник, _ слик,

_ жин, _ хнул, _ тпуск, _ мный, _ стров, _ тлас, _ ист, _ лей, _ тка, _ кна, _ кна, _ ней, _ гры,

_ рден, _ тот, _ дик.

Вставь гласную букву в словах, в которых гласный звук является безударным.

_ птека, _ зюм, _ дут, _ шли, _ льбом, _ ктёр, _ таж, _ зоры, _ кзамен, _ чёба, _ рбуз, _ кула, _ борка, _ читель, _ лмаз, _ кран, _ пельсин, _ страда, _ пал, _ сфальт, _ жасный, _ зложение.

Запиши слова, распределяя их в столбики в соответствии с символами:

 – с гласным звуком А

∆ – с гласным звуком О

⌂ – с гласным звуком У

◊ – с гласным звуком Э

○ – с гласным звуком И

● – с гласным звуком Ы

Куст, сок, сын, наш, дым, зуб, шкаф, сон, мал, мышь, был, лук, бык, мак, сыр, соль, ток, суп, рос, мох, лось, пар, мыть, пусть, дуб, сад, март, гусь, бак, бык, пыль, сом, рот, рис, шаг, шар, боль, рыть, внук, жук.

Прочитай слово. Замени в нём гласную букву так, чтобы получилось новое слово.

Обозначение согласных звуков буквами при написании при написании слов

Замени согласную букву на конце слова так, чтобы получилось новое слово.

Замени в начале слова согласную букву так, чтобы получилось новое слово, а где возможно – несколько новых слов.

«Верни буквы на место»

_ а_ ыпанный _ негом ле _ _ казочно кра _ ив.

Ли _ а и _ оня _ пешат на _ аснеженную поляну.

Ли _ а увидела _ леды _ айца.

_ оня слепила _ неговика.

Вме _ то но _ а у него морковка.

Пусть это будет подарком для _ айчика.

«Верни буквы на место»

Прошли до _ ди – грибов _ ди.

Ма _ а и Я _ ша идут в лес.

Грибники не спе _ ат, гриб мо _ ет быть под листвой.

Под ногами _ ур – ат листья.

Вот красивы _ ёлудь.

Еловая _ и _ ка то _ е пригодится.

Вот послы _ ался _ орох.

Это ё _ ик спе _ ит по тропинке.

«Верни буквы на место»

В _ олях _ оказались _ ервые _ роталины.

На _ ухли на ветках _ очки.

_ о _ лыли _ о не _ у _ елые _ ушистые _ арашки

_ ервые _ерелётные _ тицы скоро _ оявятся в наших краях.

Ре _ ята ждут _ ольших _ еремен в _рироде.

«Верни буквы на место»

Ле _ о с _ ояло жаркое.

В _ оме _ ухота.

От жары все спрятались в _ень _ ерева.

_ ам с _ ои_ с_ ол и _абуре _ ки.

На с _ оле в кувшине с _ ои _ чис _ ая во _ а.

Ря _ ом с _ омом ка _ ушка.

Сего _ ня в ней купаю _ ся воробьи, на _ во _ ой кружат с_ рекозы.

«Верни буквы на место»

_ де цвето _ там и медо _.

_ ора с _ орой не сойдётся, а челове _ с челове _ ом стол _ нётся.

Кни – а – лучший дру _.

О _ ончил дело – _ уляй смело.

_ вастун – пустой челове _ к.

_ удо тому, _ то добра не делает ни _ ому.

_ орошая _ озяйка и из пету _а у _ у сварит.

«Верни буквы на место»

Ку _ т _ ур _ ит – _ рый _ айка.

_ абавного _ уравля на_ вали _ уркой.

Пу _ и _ тые _ не _ инки _ акру _ ились в моро _ ном во _ духе.

_ ве _ ий ветер о _ ивил _ агру _ тив _ ие ли _ тья.

«Верни буквы на место»

Сегодня у _ аи день _ождения.

Она наде _ а новое п _ атье.

Мама для _ аи испечёт _ юбимые пи _ ожки и ват _ ушки.

В гости она приг _ асила д _ узей: И _ у, Ми _ у, К _ а _ о, _ ому, Во _ одю.

Всем будет весе _ о.

«Верни буквы на место»

Зака _ ались на липе жёлтые _ веточки.

_ дрый медовый запах наполнил ве _ерний воздух.

Деревья в _аще слились в _ернею _ ую массу.

Сы_ прокри _ ал о наступлении но _ и – _ арства тьмы.

Звук и буква. Позиция звука в слове.

Раскрась квадратик соответственно третьему звуку в словах: если при произношении слышим гласный звук – красный цвет, если слышим твёрдый согласный звук – синий, если мягкий согласный звук – зелёный. Если буква обозначает два звука – дорисуй рядом второй квадратик и раскрась их в соответствующие цвета.

Сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЖИ – ШИ.

1. Поставь гласную букву рядом с согласной буквой. Запомни волшебную фразу: «Слышу твёрдо – пишу мягко, слышу мягко – пишу твёрдо». Как ты её понимаешь.

Крич_, ч _ стый, молч _, ж _ р, суш _ л, стуч _. Ч _ йка, шалаш _, ч _ жой, щ _ ка, ищ _, ч _ с.

Луж _, пряч _, рощ _, ч _ лан, пищ _, ж _ лка.

Крич _ л, мыш _, лыж _ , сторож _ л, ч _ лок.

Ч _ йник, лопоч _ т, ч _ родей, муж _ к.

Кувш _ н, ж _ раф, чертеж _ , афиш _ .

Верш _ на, туч _ , нач _ ло, щ _ вель, пряч _ тся.

2. Подчеркни согласные буквы, рядом с которыми ты написал гласную: зелёным цветом, если при произношении слышим мягкий согласный звук; синим, если слышим твёрдый согласный звук.

Укажи цифрой в скобках позицию мягкого согласного звука в словах:

Петушок ( ), морковь ( ), монета ( ), букет ( ), журавли ( ), книга ( ), сойка ( ), пакет ( ), зерно ( ), знамя ( ), пакет ( ), фабрика ( ), фонари ( ), новость ( ), кувшин ( ), ладонь ( ).

Ставь сочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в скороговорки:

Волки ры _ _ т, пи _ _ и _ _ т.

Та _ _, та _ _, не дота _ _, боюсь, что выпу _ _.

В _ _ вом уголке _ _ ли у _ _ и е _ _.

С _ _ ла Саша Сашке шапку, а Саша шапкой _ _ шку с _ _ б.

Чешуя у _ _ чки, щетинка у _ _ шки.

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ

Спиши предложения. Подчеркни слова, имеющие парные гласные буквы.

Все наблюдали за полётом орла.

Соловей поёт по ночам.

Маяк показывает путь морякам.

Подружки гуляют в саду.

Заяц спасся от лисы.

1. Существуют парные гласные буквы. Произнеси и подумай, почему они считаются парными?

2. В те слова, где необходимо, вставь парную той гласной, которая уже есть в слове. Если невозможно поставить требуемую букву, то зачеркни слово:

Сан _ , рук _ , клюн _ л, слив _ , косм _ с, кост _ р, ут _ г, пам _ ть, по _ т, бокс _ р, Вал _ , вил _ , ор _ х, Ан _ , весл _ , мух _ , пол _ т, скамь _ , ма _ к, птиц _ , пож _ р, ба _ н, сал _ т, лап _ , лип _ , мес _ ц, киты, ов _ с.

Подчеркни слоги, содержащие мягкий согласный звук.

СА, СЕ, ЛЁ, РЕ, МУ, МИ, ЗЯ, ФА, ДО, РЁ, КИ, БО, ГЕ, ТО, ЛА.

АРО, АТИ, ПРА, ГРУ, СМИ, КВА, КВЕ, ДРЯ, СВА, СВИ, ЖНЕЕ, ГЛЮ.

Составь и запиши предложение с данным словом.

1. Подчеркни в словах те буквы, которые вызывают отличие друг от друга.

2. Объясни значение данных слов.

Спиши стихотворение. Подчеркни повторяющуюся букву « Д» следующим образом: если это твёрдый звук – синим цветом, если мягкий – зелёным.

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому дедушке седому.

Вставь пропущенные гласные буквы. Подчеркни цветными карандашами буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Я вз _ л пил _ и доску пил _. Л _ ся л _ ит свою сестр _ Тан _ . В сад _ видели дяд _ Вас _. Цветы у Вал _ завв _ ли. Сын гл _ дит, как мама гл _ дит. Кол _ был р _ д, что попал в первый р _ д. У Л _ бы новый ут _ г. У т _ ти Т _ ни тел _ нок З _ рька.

Вставь пропущенные гласные буквы. Подчеркни цветными карандашами буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Я с _ ду в с _ ду и посл _ ша _ л песн _ соловья.

Удивительный реб _ нок Ал _ ша.

Сер _ жа и Т _ ля кормят тел _ нка.

Ал _ ша и Бор _ нес _ т с _ стре пел _ нки.

« Ы» или « И»? Вставь буквы, чтобы получились слова.

П _ р, б _ ть, м _ ть, т _, сп _ , м _ , м _ р, в _ , с _ р, п _ ск, п _ ль, в _ зг.

Как изменится смысл и звучание данных ниже слов, если в них гласный « И», заменить на « Ы»?

Читайте также:  Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи
Ссылка на основную публикацию
–> (4.86 Mb)29.04.2014, 09:59
Логинова Н.Ю и Саварина Т.В.
–> учитель-логопед, –>МАДОУ «Детский сад №88», Пермский край, г. Березники