Мягкий знак – показатель мягкости, Разделительный мягкий знак – конспект занятия

Логопедическое занятие по теме “Мягкий знак – показатель мягкости согласных в середине слова”

Разделы: Логопедия

Классы: 2 , 3 , 4

Цель: закреплять знания детей о смягчении согласных при помощи мягкого знака.

  • закреплять навыки правильного написания слов с мягким согласным в середине слова;
  • формировать навыки фонематического анализа и синтеза;
  • устранять нарушения фонематического слуха и восприятия; развивать логическое мышление.
Деятельность логопедаДеятельность учащихся
1. Организационный момент.

Я пришел(шла) на логопедическое занятие.
Я внимательно слушаю логопеда.
Я четко и правильно произношу все звуки.
Я пишу красиво и аккуратно.
Я проверяю каждое слово,
Каждый слог, каждую букву.
Я спокоен(йна) и уверен(а)
У меня все получится хорошо!

Произносят все вместе стоя.
– Какое сегодня число?

– Запишите число в тетрадь, выделяя орфограммы.

Садятся.
Отвечают.
Запись числа.
2. Минутка чистописания.

ньки рьки дьте нька лька

– Как вы думаете, какая тема урока, исходя из минутки чистописания?

Мы будем говорить о ь знаке в середине слова.
3. Артикуляционная гимнастика.

4. Тема урока.

Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак!
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратится,
Вот что может получиться,
Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

– Сегодня на уроке мы будем закреплять произношение и написание слов с ь знаком в середине слова.

Алгоритм

5. Развитие фонематического восприятия

а) Игровой прием “Сигнальщики”

Логопед называет слоги, а дети поднимают вверх сигнальную карточку, если в середине слога слышат мягкий согласный:

на, мку, ньки, кра, рька, ос, ушу, дьте, мло, лька, ску, нька

б) Игровое упр. “Четвертый лишний”

Логопед называет четыре слова, дети определяют лишнее:

Банка, банька, банка, банка
Галка, галька, галка, галка
Полка, полка, полька, полка

Вывод о словах – паронимах: изменился звук, буква в слове , изменилось значение слова.
6. Чтение таблицы по дифференциации твердых и мягких согласных:

аннькаесльды
тькоусдьтеыт
мьтуесунсьба

– Назовите слоги с твердыми согласными?

– Назовите слоги, в которых согласные звучат мягко?

– Что делает язычок при произнесении мягких согласных? Произнесите, почувствуйте работу язычка.

– Запишем слоги в тетрадь с проговариванием по цепочке.

Слоги с твердыми согласными: ан,ус, ес, ун, ыт.

Слоги с мягкими согласными: нька, льды, тько, дьте, мьту, сьба.

Язычок делает дополнительный подъем.

7. Работа над словами.

а) Игровое упражнение “Прятки”. Логопед называет слова, а дети должны спрятать мягкий знак в середину слова:

Уголь – угольки
день – деньки
конь – коньки
пень – пеньки
огонь – огоньки
куль – кульки

– На какие вопросы отвечают эти слова?

– К какой части речи они относятся?

б) Работа со словами – паронимами:

Банка – банька, полка – полька, галка – галька

– Назовите лишнее слово? Почему? (Живые, неживые, одушевленные, неодушевленные.)

– К какой части речи относятся?

– Запишите слова, выделяя ь знак.

Эти слова обозначают предметы и относятся к имени существительному.

Запись слов в тетрадь.

8. Работа над составлением словосочетаний.

а) Чтение слов-признаков

Стеклянная, деревянная, книжная, веселая, умная, крупная

Дети читают слова-признаки.
– Что обозначают слова? На какие вопросы отвечают? К какой части речи относятся?Слова обозначают признаки предметов. Слова отвечают на вопрос : какая?. Эти слова относятся к имени прилагательному.
б) Подобрать к каждому слову – признаку подходящее по смыслу слово – предмет и составить словосочетание

в) Запись словосочетаний

Стеклянная
деревянная
книжная
веселая
умная
крупная
банка
банька
полка
полька
галка
галька

– Назовите лишнее словосочетание (умная галка).

– Почему?

9. Работа над предложением.

в) Чтение предложений.

г) Запись предложений в тетрадь.

Составляют предложение.

Подбирают схему к предложению.

Запись предложений.

10. Работа над текстом.

Захотела галка пить. Заметила она на столе кувшин с водой. В кувшине было мало воды. Галка не могла достать ее. Тогда галка стала кидать в кувшин гальку. Вода в кувшине поднялась. Галка смогла напиться.

– О ком говорится в тексте?

– Назовите слова – паронимы.

– Назовите слова с ь знаком.

Графическая запись предложений

Читают текст.

В тексте говорится о галке, которая захотела пить.

Вестник Педагога

Автор: Кардашина Елена Анатольевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: детский сад № 506
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка занятия по логопедии
Тема: “Мягкий знак – показатель мягкости”
Дата публикации: 22.12.2018
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости».

Формирование умения употреблять на письме «ь» –

Обогащение словарного запаса за счет ознакомления,

уточнения слов «хорь – хорек»

Закрепление слов, обозначающих предметы, действия,

Развитие фонетико- фонематического восприятия за счет

дифференциации слов с «ь» и без него

Закрепление темы «Твердые и мягкие согласные»

Развитие внимания и памяти

Учить соблюдать правильную осанку во время работы

Воспитание умения слушать и правильно выполнять

Воспитание самоконтроля и взаимоконтроля

Картинка с Незнайкой, игра «ЛОТО»,

Карточки со словами, индивидуальные карточки с загадкой,

сочинение Незнайки, картинки.

Тема: Мягкий знак – показатель мягкости.

Встреча с Незнайкой.

Каждому ребенку показываю одну из картинок,

обозначающих предмет, признак предмета,

Дети должны определить, что это

(предмет, признак, действие).

– На какие группы делятся все звуки?

-На какие группы делятся согласные звуки?

– Когда согласный звук звучит мягко?

Игра «лото» для проверки знаний

(Лена, Катя, Наташа – слова для проверки знаний)

В слове НАТА- сколько звуков, сколько букв?

Спит или купается,

Все не разувается.

День и ночь на ножках

– Почему так получается?

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но часто в слово просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь

Без пожара, просто так

Это сделал мягкий знак.

Вот сегодня мы с вами поговорим об этой

интересной и необычной букве.

Тема: Мягкий знак в середине слова

– В слове ГУСЬ где стоит Ь?

– Назовите еще слова, в которых Ь знак стоит на

конце слова. (конь, огонь, мазь, медь, олень, лось,

ОКУНЬ, ХОРЬ – карточки(познакомить с этими

животными по картинкам)

Сказка о Ь знаке в середине слова

– Ну-ка, спрячьте «Ь» в середину слова(хорьки,

В гости к пальчику большому

Прибежали прямо к дому

Указательный и средний

Безымянный и последний.

А мизинчик- малышок,

Постучался на порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя

Образовать новые слова с уменьшительным

Показываю предмет и называю его. Дети должны

поднять зеленую карточку , если думают. Что есть

«ь» знак; синюю карточку- если нет «ь» знака.

Воробьи, ветер, дятел, гроздья, ведра, белье.

При написании быть внимательным:

– часть комнаты – угол

По окончании работы – самопроверка

В этом белом сундучище

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жарища

В сундучище – холодища.

Два коня у меня. Два коня

По воде они возят меня

А вода тверда, словно каменная.

Придумать предложения с этими словами.

Начертить схему этих предложений.

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят

Как они сядут – покажем.

Крылья сложили назад.

Я каждую неделю моюсь и парюсь в банке. После

этого я люблю пить молоко с пеньками. А потом я

играю с ребятами в классики. Их рисую уголками.

Вот волшебный мягкий знак

Он в вловах не просто так

Прыгнул внутрь стеклянной банки –

Заклубилась паром банька.

Убежал из слова «галька»-

И бежит по гальке галка.

Изучи его секрет

И плохих отметок нет.

– О чем говорили на занятии?

Будем мы всегда, где надо

Ь вставлять в слова

Чтобы хорь не стал бы хором,

Банька банкой никогда.

Вспомнить по 5 слов с ь знаком в конце слов и 2

Разделительный мягкий знак
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

конспект урока+презентация+карточки к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
разделительный мягкий знак. 2 класс24.43 КБ
презентация к уроку разделительный ь 2 класс990.33 КБ
карточки к уроку разделительный ь 2 класс14.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Разделительный мягкий знак» во 2 классе

Классный руководитель: Тюлюш Азияна Борисовна

Формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком.

Учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

Выявлять и корректировать причины собственного затруднения;

Осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;

Работать в парах, обосновывать и доказывать собственное мнение;

Участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

Планировать решение учебной задачи;

Уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;

Находить и исправлять собственные ошибки;

Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;

Применять правила делового сотрудничества;

Правильное написание слов с разделительным мягким знаком.

Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости.

Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах, предложениях.

Уметь составлять предложения из слов.

У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

  • Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо- это открыть самому!»

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании?

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать

Как согласную читать.

Да, сегодня будем писать «Ь». Вспомните, как пишется «Ь» знак, из каких элементов он состоит ? (из короткой наклонной линии и полуовала )

Запишите по образцу…

Подчеркните самую красивую букву, поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего товарища.

II. Актуализация знаний

Что вы знаете о букве- мягкий знак? какая особенность у этой буквы

( она не обозначает звука )

Какую работу выполняет в русском языке буква мягкий знак?

Указывает на мягкость предшествующего согласного

Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.

Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.

К…ньки, т. традь, учит…ль, м…рковь, п. льто, м…дведь.

Что это за слова?(словарные)

Почему их так называют? (во всех словах есть непроверяемая безударная гласная)

Взаимопроверка по образцу: смотрите на экран и соотнесите слово со своей записью. Оцените работу своего товарища.

-Какую работу выполняет ь знак в этих словах?

(Указывает на мягкость предшествующего согласного

Значит, где пишется ь – показатель мягкости?)

-Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие?

-Тогда за работу!

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

  1. Создание проблемной ситуации .

Давайте сейчас поиграем в игру «Назови предмет»

-с его помощью мы покупаем новые вещи…………………….деньги

-с ним легко бежать, кататься на льду……………………коньки

-мать, отец и дети……………………………семья

-это то, что остается после сруба деревьев……………..пеньки

Скажите, чем можно объединить эти слова? (во всех словах есть мягкий знак)

Между какими буквами они стоят? (между согласными и гласными, и между двумя согласными)

– разделите данные слова на две группы и объясните, по какому принципу вы разделили слова на группы?

Давайте сейчас уберем мягкий знак, и посмотрим, что получится. Прочтите полученные слова.

Так, что же случилось, когда мы убрали ь? (варианты ответов: слились с согласными, смягчились, разделились согласные от гласных)

В 1 столбике слова с ь- показателем мягкости. Докажите.

(Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согл. пишется в конце слова после букв согласных и в середине слова между буквами согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь -показатель мягкости)

А во втором…? Слова с разд. ь знаком. Докажите!

2) Постановка проблемного вопроса.

Значит в чём затруднение?

(не можем объяснить почему эти слова пишутся с разд.ь)

(не знаем правило правописания слов с разд.ь.)

Тема: Разделительный ь знак.

ΙV. Открытие новых знаний.

Наша цель выяснить роль мягкого знака в словах, узнать для чего он необходим.

А теперь, все открыли книги, страница 31. Послушайте очень внимательно и читайте про себя правило вместе с диктором.

Полю (полоть)-улдурертир, чымчадыр

Полью (поливать, лью, лить)- суггарар

Солю (Соль)- дузаар

Солью (сливать, лить)-кудар

Вперед четыре шага

Назад четыре шага

Кружится, кружится наш хоровод

А потом попрыгаем

Я предлагаю вам провести исследовательскую работу.

Попробуйте сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах.

Исследовательская работа. Ребятам розданы карточки с

Деревья, лень, редька, ульи, дождь, ночью, просьба, веселье, польза, рояль, деньги, осень.

а) прочитай слова, обведи ь кружочками;

б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;

в) букву, которая написана после ь знака – подчеркни двумя линиями;

г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?

Составление опоры: Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными___________)

4) Вывод по исследовательской работе. Появление таблицы-схемы на доске.

Итак, что получилось?

– Что дала проверка?

– Предложите свои версии и попробуйте открыть новое правило, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак.

После согласных – Разделительный ь знак – Перед гласными е, ё, и, ю, я.

Проверим наше открытие, быстренько сделав тестирование.

VI. Первичное закрепление

Раздать детям карточки с тестовым заданием

Поменяйтесь тетрадями, и проверьте соседа.

Игра «Приумножь слово» (резерв) с мячом

– Какое открытие мы с вами сделали на уроке?

– Что узнали нового о Ь знаке?

Разд. Ь знак пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и,

если при произношении слышится звук й после согласного

Разделяет буквы гласных и буквы согласных)- 2 роль разд.ь

-Что было легко? Что было трудно?

– Какое задание было самым интересным?

– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

Выразите цветом на конвертах свою работу на уроке.

-Если было интересно , легко на уроке, во всем разобрались – конверт красного цвета.

– Если иногда были трудности , сомнения, не совсем понравилась работа – конвертом синего цвета.

– Если не разобрались в теме, было не очень интерес но – конверт желтого цвета.

-Хочу пожелать вам, чтобы открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.

Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен. Спасибо за совместную работу.

VIII. Домашнее задание

1. Сложный уровень

– Кто считает, что хорошо справился со всеми заданиями на уроке и может выполнить сложную работу дома- работа творческая. Вам нужно сочинить сказку о путешествии разд.мягкого знака.

2. Средний уровень

– Кто затрудняется выполнять сложную работу, запишите 10 слов с разделительным мягким знаком

3. Базисный уровень

– Кто не достаточно усвоил учебный материал, выполняет упр.56.

– Ребята, домашнее задание вы выбираете сами.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Запомни! Девиз нашего урока: ” Лучший способ изучить что-либо- это открыть самому !”

Чистописание ь ь ь ь ь ь

Проверь себя! Коньки, тетрадь, учи-тель , морковь, пальто, медведь.

Запомни ! На конце слова и между согласными звуками мягкий знак указывает на мягкость предшествующего согласного.

Се м ь я пе н ь к и дру з ь я Де н ь г и ко н ь к и

Де́нги , конки́, семя́, пенки́, друзя ́. Варианты ответов: 1. Согласные смягчились. 2. Разделяют согласные от гласных. 3. Слились с согласными.

Тема: Разделительный мягкий знак ( ь ). 71

Словарная работа. Полю́ ( поло́ть )- улдурертир , чымчадыр Полью́ ( полива́ть , лью, лить)- суггарар Солю́ (Соль)- дузаар Солью́ ( слива́ть , лить)- кудар

Физкультминутка Вперед 4 шага Назад 4 шага Кружится, кружится наш хоровод Ручками похлопаем Ножками потопаем Плечиком подвигаем А потом попрыгаем

Вывод : Разделительный мягкий знак пишется после _____________, перед гласными __, __, __,__,__. Ь показывает мягкость предшествующего согласного Разделительный ь На конце слова Между согласными После согласного и перед я, е, ё, ю , и. лень редька деревья дождь просьба ульи рояль польза ночью осень деньги веселье Сделай вывод! .

Проверь соседа! 1.Пальчик 2.Певун ья + 3.Раздол ье + 4.Кольцо 5.Счаст ье + 6.Шит ье + 7.Солов ьи + 8.Стул ья + 9.Коньки 10.Вороб ьи + 11.Мальчик 12.Пальто 13.Учитель 14.Льдина

-Что было легко? Что было трудно? – Какое задание было самым интересным? – Что вы можете сказать о своей работе на уроке? Оцени свою работу: Если «5»- Если «4» Если «3» Рефлексия

Домашнее задание 1. Сложный уровень – Кто считает, что хорошо справился со всеми заданиями на уроке и может выполнить сложную работу дома- работа творческая. Вам нужно сочинить сказку о путешествии разд.мягкого знака. 2. Средний уровень – Кто затрудняется выполнять сложную работу, запишите 10 слов с разделительным мягким знаком 3. Базисный уровень – Кто не достаточно усвоил учебный материал, выполняет упр.56. Спасибо, за урок !

Предварительный просмотр:

Деревья, лень, редька, ульи, дождь, ночью, просьба, веселье, польза, рояль, деньги, осень.

а) прочитай слова, обведи ь кружочками;

б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;

в) букву, которая написана после ь знака – подчеркни двумя линиями;

г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?

Вывод: Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными___________)

Деревья, лень, редька, ульи, дождь, ночью, просьба, веселье, польза, рояль, деньги, осень.

а) прочитай слова, обведи ь кружочками;

б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;

в) букву, которая написана после ь знака – подчеркни двумя линиями;

г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?

Вывод: Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными___________)

Обозначь слова + с разделительным мягким знаком, подчеркни орфограмму

Обозначь слова + с разделительным мягким знаком, подчеркни орфограмму

1. Сложный уровень

– Кто считает, что хорошо справился со всеми заданиями на уроке и может выполнить сложную работу дома- работа творческая. Вам нужно сочинить сказку о путешествии разд.мягкого знака.

2. Средний уровень

– Кто затрудняется выполнять сложную работу, запишите 10 слов с разделительным мягким знаком

3. Базисный уровень

– Кто не достаточно усвоил учебный материал, выполняет упр.56.

1. Сложный уровень

– Кто считает, что хорошо справился со всеми заданиями на уроке и может выполнить сложную работу дома- работа творческая. Вам нужно сочинить сказку о путешествии разд.мягкого знака.

2. Средний уровень

– Кто затрудняется выполнять сложную работу, запишите 10 слов с разделительным мягким знаком

3. Базисный уровень

– Кто не достаточно усвоил учебный материал, выполняет упр.56.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по программе ОС “Школа 2100”. В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па.

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д.

Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака проводился во 2 классе в форме ситуативной игры как один из уроков, показывающих диф.

Конспект урока разработан по учебнику “Русский язык. 4 класс” (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК “Начальная школа XXI века”.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм.

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: “Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа”. Прописаны этапу урока, формируемые УУД на .

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум.

Конспект группового логопедического занятия с детьми второго класса «Буква Ь: смягчающий и разделительный»

Разиля Ахметшина
Конспект группового логопедического занятия с детьми второго класса «Буква Ь: смягчающий и разделительный»

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 2 – го класса при артикуляционно – акустической дисграфии на тему:

«Буква «ь»: смягчающий и разделительный».

– Закрепить знания детей о мягком знаке;

– Учить правильно использовать его при письме;

– Упражнять в звукобуквенном анализе слов с мягким знаком;

– Закрепить правило переноса слов с мягким знаком;

– Развивать фонематический слух, связную речь, внимание, память, мышление;

– Обогащать словарный запас;

Материал: тетради, ручки, мяч, карточки с заданиями, зеркало на каждого ребенка.

Оборудование: экран, ноутбук.

Ход занятия:

Давайте, улыбнемся друг другу и обменяемся хорошим настроением.

Присядет тот, кто назовет последний звук мягко в данных словах:

Кон, хор, угол, мел, ест, брат, ел.

Что помогло нам образовать новые слова? Что вы можете сказать об этом знаке? (Ответы детей: звука не обозначает, разделяет, смягчает, пишется после согласных).

2. Уточнение представлений о букве «Ь».

Сегодня мы работаем по дифференциации разделительного «Ь» и «Ь» как показателя мягкости согласных. Запишите сегодняшнее число.

• Посмотрите на слайд и прочитайте слова: коньки, метель, обезьяна.

Запишите в тетрадь и сделайте звукобуквенный анализ слов. Что вы заметили? Когда мягкий знак стоит в конце слова, он смягчает согласную, а когда он стоит посередине слова, он разделяет.

• Посмотрите на слайд и произнесите: вьи, лья, дьи, бью, жье.

Какой дополнительный звук появляется в названных слогах? Откуда он берется? Гласные второго ряда после мягкого знака распадаются на два звука, один из которых Й и отсюда мы чувствуем на слух наличие мягкого знака в слове.

Возьмите каждый свое зеркало и произнесите – ВЯ, обратите внимание на положение губ и языка, слог произносится вместе, слитно. Теперь произносим – ВЬЯ, слог разделяется и звук Й как бы создает преграду.

• Читаем на слайде слоги парами:

Ви – вьи, ле – лье, тю – тью, пя – пья, ме – мье, ря – рья, жи – жьи, вя – вья, де – дье, зи – зьи.

«Добавь разделительный «Ь»:

Я буду называть слог без разделительного мягкого знака и кидать вам мяч, а вы мне возвращаете мяч назвав слог с разделительным мягким знаком: зи, ря, ке, дю, и т. д.

«Убери разделительный «Ь»:

Теперь я называю слоги с разделительным Ь и кидаю мяч, а вы возвращаете мяч назвав слог без него: вью, бьи, дья, кьи, рья и т. д.

4. Работа с карточками.

Ребята, я раздала вам карточки с заданиями. Работаем в тетрадях.

Первое задание: вам даны слова, в первый столбик нужно записать слова с разделительным «Ь», во второй столбик остальные слова. Для чего служит мягкий знак в словах записанных во второй столбик?

Второе задание: запишите данные слова во множественном числе, подчеркните мягкий знак.

Друг, крыло, воробей, дерево, лист, перо, брат, стул.

Третье задание: составьте предложения из данных слов

• Воробьи, людей, живут, около.

• У, крылья, них, маленькие, и, перья, серые.

• Даже, слышно, в ненастье, воробьев.

• Игорь, кормить, любит, Воробьев, воробьишек, шустреньких.

Прочитайте полученные предложения, назовите слова с разделительным Ь и со смягчающим Ь. Связаны ли эти предложения между собой и что получится, если прочитать все предложения по порядку?

Четвертое задание: замените данные словосочетания одним слово и сделайте звукобуквенный анализ полученных слов.

Снежная буря – вьюга, разносчик почты – почтальон, мясной отвар – бульон.

5. Итог занятия.

С какой буквой мы сегодня работали?

Для чего она необходима в речи?

Важна эта буква?

Что помогало вам чувствовать эту букву на слух?

Молодцы, ребята. Мне понравилось, как вы сегодня занимались, выполнили все задания! И теперь вы не будете допускать ошибок в словах с Ь. До свидания!

Конспект фронтального логопедического занятия с обучающимися 1 класса с системным недоразвитием речи Тема: Звук и буква З. Цель: Формирование ритмико-мелодико-интонационной базы языка Задачи: коррекционно-образовательные: • закрепить символ.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук [К]. Буква К» Фронтальное логопедическое занятие. (Старшая группа) Тема: «Звук [К] Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуке К -, знакомство с буквой.

Конспект группового логопедического занятия для детей 4–5 лет с ОНР «Мамин праздник. Профессии» Конспект группового логопедического занятия для детей 4-5 лет с ОНР. Тема занятия:Мамин праздник. Профессии. Цель занятия:Формирование.

Конспект группового логопедического занятия для детей 4–5 лет «Профессия — почтальон» Конспект группового логопедического занятия для детей 4-5 лет с ОНР. Тема занятия: Профессии. Почтальон. Цель занятия: Формирование представлений.

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР. Тема занятия: «Дифференциация звуков Ж-Ш». Цель занятия: закрепление.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Познакомить с буквой «Ю». • Продолжать развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Транспорт. Буква Ш» Коррекционно – образовательные задачи: 1. Познакомить детей со звуком [Ш] и развивать умение характеризовать его по акустическим и артикуляционным.

Конспект логопедического занятия «Звук и буква Р. Приключения с роботом Рубиком» Звук и буква [Р]. Приключения с роботом Рубиком. Тип занятия: микрогрупповое. Вид занятия: фонетическое. Занятие рассчитано на детей, имеющих.

Конспект логопедического занятия «Слог как часть слова» (фронтальное занятие для второго класса) (КРО) Тема урока: Слог, как часть слова Цель: Продолжать учить делить слова на слоги, различать слоги в словах Задачи: -Образовательные: Продолжать.

Конспект урока немецкого языка для второго класса «Новые сказочные герои» Конспект урока немецкого языка для 2 класса. Тема: Unsere neuen Lehrbuchfiguren. Wer sind sie? Wie sind sie? I. Практическая цель. 1. Развитие.

Конспект логопедического занятия по теме «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака»

Конспект логопедического занятия по теме

«Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака»

Автор: Швецова Нина Николаевна,учитель-логопед МБОУ «СОШ №2» г. Кудымкара

Целевая аудитория: группа учащихся 2 класса

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Проблема учащихся: нарушены дифференциация звуков по твердости-мягкости, обозначение мягкости согласных на письме.

Нарушение: дисграфия на фоне нарушения фонемного распознавания.

Закрепление представлений учащихся о твердых и мягких согласных

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в словах

Закрепление навыка обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания и памяти

Закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза

Развитие орфографической зоркости

Развитие логического мышления в ходе разгадывания загадок

Развитие межполушарного взаимодействия в процессе динамической паузы

Расширение словарного запаса за счет образования существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Развитие умений обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы

Воспитание самоконтроля при выполнении определенных учебных действий.

Формирование положительной мотивации к занятиям.

Совершенствование навыков общения.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы занятия: индивидуальная, фронтальная работа

Используемые технологии: 1.Технология на основе деятельностного подхода.

2. Здоровьесберегающие технологии

3. Информационно-коммуникативные технологии

4. Технология поэтапного формирования умственных действий

учиться обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы Ь;

учиться выполнять звукобуквенный анализ слов;

учиться писать слова, словосочетания, используя прием комментирования;

учиться правильно оформлять письменные задания, следуя инструкции учителя.

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

выполнять последовательность необходимых операций;

развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом;

анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать причины

развивать логическое мышление;

добывать новые знания;

находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии,

на основе анализа изучаемого материала делать выводы

высказывать свою мысль, уметь доказать ее в устной речи;

развивать умение слушать и понимать других

проявлять интерес к процессу обучения;

развивать способность адекватно относиться к своему успеху и неуспеху в учении;

уметь работать самостоятельно и в команде;

уметь выстраивать свою речь в соответствии с требованиями педагога.

I. Организационный этап. Приветствие, положительный настрой на занятие

II этап. Актуализация знаний. Постановка цели занятия.

-Послушайте предложение, все ли вам в нем понравится?

Дети учились танцевать полку.

Исправьте предложение. Какое слово вы заменили? Почему? Сравните слова полка и полька. Что изменилось при произнесении этого слова? Как на письме показать, что согласный звук стал произноситься мягко?

-Мягкий знак-это звук или буква?

-На какую согласную влияет мягкий знак: ту, которая стоит перед ним или после него?

-Где в слове может стоять мягкий знак: в начале, в середине или в конце?

-Почему он не может стоять в начале слова?

-Скажите, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

III этап. Обобщение и систематизация знаний

1. Игра «Школьная» – назвать предметы на картинках и определить, мягкость какого звука в слове показывает Ь:

Учитель, медведь, школьник, пальто, альбом, школьница, тетрадь, учительница.

Записать в тетради только те слова, которые имеют отношение к школе.

2.Игра «Морской бой»- определить место буквы Ь в слове, записать соответствующую цифру.

Загадки: -Без головы, а в шляпе, одна нога и та без сапога (Гвоздь)

-Когда он нужен, его выбрасывают, а когда не нужен, поднимают (Якорь)

-Это что же за девица? Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьёт, а в иголках целый год (Ель)

-Что копали из земли, жарили, варили, что в золе мы испекли, ели и хвалили? (Картофель)

-Кто в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придет весна, просыпается от сна? (Медведь)

-Белый гвоздь на крыше растет, солнце взойдет, гвоздь упадет. (Сосулька)

-Летом папа наш принес в белом ящике мороз, и теперь мороз седой с нами летом и зимой, бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты (Холодильник)

IV этап Динамическая пауза.

3.Игра «Топай-хлопай»- если в слове есть мягкий знак нужно хлопнуть, если его нет – топнуть.

Предметные картинки на слайдах: туфли, фонарь, морковь, лодка, улитка, цепь, лимон, крыльцо, соль, моряк, клюква, календарь

V этап. Применение знаний и умений в самостоятельной работе

4. Игра «Назови ласково» – выполнить задание на карточках, подчеркнуть орфограмму:

Саша –Сашенька береза- березонька белый -беленький

Лиза – кухня – красный –

Миша – лиса – желтый –

Даша – киска – толстый –

Маша – рука – узкий –

Катя – нога – чистый –

Петя – рыба – сладкий –

А теперь поменяемся с соседом тетрадями и попробуем отыскать ошибки, исправлять их можно простым карандашом

5. Интерактивная игра «Гонки» – проводится индивидуально и параллельно с выполнением заданий на карточках.

Источник:1С:Образование 4. Школа. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык (первые уроки) –Повторяем способы обозначения мягкости согласных на письме

VI этап. Рефлексия (подведение итогов логопедического занятия)

-Вспомните, какова была цель нашего сегодняшнего занятия?

Мягкий знак – показатель мягкости, Разделительный мягкий знак – конспект занятия

Катаева С.Л., учитель-логопед, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 140», г.Пермь.

I. Актуальность проблемы.

II. Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак».

III. Цель и задачи коррекционной работы, место темы в цикле коррекционно-развивающих занятий.

IV. Основные принципы работы.

V. Направления логопедической работы.

VI. Логопедическая работа
– на уровне слога
– на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

VII. Результативность работы.

Актуальность проблемы.

Несмотря на актуальность проблемы, тема «Разделительный мягкий знак» в логопедической литературе представлена в недостаточной мере, поэтому, работая практически, я разработала свою методику преподавания, с которой я хочу Вас познакомить.

Работая над преодолением ошибок на письме по данной теме у учащихся начальной школы, я проанализировала виды ошибок, выяснила их причины, разработала приёмы выявления и способы их устранения. Результаты этой работы я представила в таблице « Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак», которая может быть полезна не только логопедам, но и учителям начальной школы, преподавателям русского языка, а также родителям учащихся.

Виды и проявления ошибок.

Возможные их причины

Приёмы выявления

Способы устранения.

I . Пропуск разделительного мягкого знака в слове, например: солови –

1. Незнание правила.

2.Неправильное произношение слов из-за несовершенства органов артикуляции, либо в силу национальных особенностей речи (пишет как произносит)

3.Несформированность или нарушение фонематического восприятия.

1. Попросить ребенка рассказать правило.

2. Попросить ребенка прочитать слог, слово с разделительным мягким знаком, либо назвать картинку, в названии которой есть разделительный мягкий знак.

3. Попросить ребенка повторить за Вами слоги или слова с разделительным мягким знаком и без,

например: ля – лья – ля,

показать нужную картинку,

Например: покажи, где Коля, а где колья.

1. Выучить или повторить правило.

2. Упражнять ребенка в правильном произношении слогов, а затем слов с разделительным мягким знаком (Сначала слушание образца правильного произношения, затем отраженное, а после самостоятельное воспроизведение).

3. Формировать фонематическое восприятие, начиная со слогового уровня, используя опору на различные анализаторы:

а) Зрительный анализатор:

* дидактическое пособие ля- лья;

*слоговая таблица с опорными знаками ле – лье;

*индивидуальные зеркала (при произнесении слогов с разделительным мягким знаком губы сильнее растягиваются в улыбку).

б) Кинестетический анализатор – при произнесении слога с разд.ь. чувствуется более сильное напряжение губ, щёк, поднятие и отодвигание языка назад.

в) Кинетический (двигательный) анализатор – слог без разделительного Ь – движение руки вперед ровно на одном уровне, слог с разделительным Ь знаком – волнообразное движение рукой вперёд.

г) Слуховой анализатор – слитное звучание слогов без разделительного Ь знаком, раздельное – с разделительным Ь знаком, появление звука Й.

II . Неуместное использование разделительного Ь знака в словах,

например: вьишня — вишня, 23 февраля — 23 февраля.

1.Несформированность или нарушение фонематического слуха.

2.Неусвоение правила обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда.

2.Попросить ребёнка записать под диктовку слоги ля, ли, лю, те и т.п.

2.Повторить правило обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда.

III . Замена разделительного мягкого знака буквами и, е, например:

леу – лью

1.Неправильное произношение слов.

2. Нарушение фонематического восприятия.

См. I, п. 3

См. I, п. 3

IV . Замена разделительного мягкого знака буквой й, например:

семйя – семья

Недостаточное усвоение темы “Гласные второго ряда”, несформированность графического образа слов с разделительным мягким знаком.

Попросить ребенка записать под диктовку слоги или слова с разделительным мягким знаком.

Повторить тему “Гласные 2 ряда”, дифференцируя при этом понятия “звук” и “буква”. Затем повторить правило написания слов с разделительным мягким знаком.

Из всего разнообразия ошибок по данной теме обязательной логопедической коррекции подлежат ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия и неправильным произношением слов.

Цель коррекционной работы:

Задачи.

  1. Научить детей правильному произношению слогов и слов с разделительным мягким знаком.
  2. Формировать у учащихся фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком.
  3. Сформировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком.

На логопедических занятиях данная тема изучается после отработки тем «Дифференциация И-Й», «Гласные 1 и 2 ряда», «Твёрдые и мягкие согласные», «Мягкий знак – показатель мягкости согласных».

Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» проводится с учащимися 2 – 4 классов, так как в 1 классе данная тема по программе начальной школы ещё не изучается. На прохождение данной темы можно отвести в среднем 7 занятий (1 занятие на уровне слога, 2 занятия на уровне слова, по 1 занятию на уровне словосочетаний, предложений, текста и 1 обобщающее занятие).

В работе очень важно учитывать основные логопедические принципы.

  1. Принцип квалификации дефекта – коррекция согласно выявленным причинам ошибок.
  2. Принцип максимального упрощения речевого материала – работу необходимо начинать со слогового уровня (наименьшей в данной теме речевой единицы).
  3. Принцип от простого к сложному – постепенное усложнение речевого материала и заданий. После усвоения уровня слогов переходим на уровень слов, затем уровень словосочетаний и предложений, а потом на уровень текста. При выполнении заданий сначала опора на речь логопеда, затем на самостоятельное проговаривание.
  4. Принцип опоры на сохранные анализаторы (слуховой, зрительный, кинетический, кинестетический и другие).

Направления логопедической работы.

II.Формирование правильных произносительных навыков.

III.Формирование фонематических представлений.

IV.Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.

Рассмотрим подробнее эти направления.

I. Повторение правила.

II.Формирование произносительных навыков.

  1. Слушание образца правильного произношения.
  2. Сопряжённое воспроизведение.
  3. Отражённое воспроизведение.
  4. Самостоятельное воспроизведение.

Сначала на материале слогов, затем слов, словосочетаний, предложений, текстов.

Например, чистоговорки, которые можно использовать в качестве речевой зарядки в начале занятия:
-Поля поле пашет, Коля колья колет.
– У Татьяны тачка, а у Натальи печенья пачка.
– Ульяна пекла печенье, да перепекла всю выпечку.
-Красна птица опереньем, а человек рукодельем.
-Свинья белорыла полдвора рылом изрыла.
-У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

III. Формирование фонематического восприятия.

1. С опорой на зрительный анализатор.

2. С опорой на кинестетический анализатор.

Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, чем без него, так как ощущается более сильное напряжение губ и щёк, чувствуется поднятие спинки языка к нёбу, отодвигание языка назад (так как появляется среднеязычный звук Й).

3. С опорой на кинетический (двигательный) анализатор.

Слог без разделительного мягкого знака — движение руки вперёд ровно горизонтально на одном уровне («ровная дорожка»), слог с разделительным мягким знаком – волнообразное движение руки («съехали с горки»).

4. С опорой на слуховой анализатор.

IV. Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.

1.Необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова, (так как психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ), такие как
– чтение и самостоятельная запись слогов, слов с разделительным мягким знаком,
– вставка буквы ь в слова,
-нахождение места буквы ь в слове по числовому ряду.

Во избежание запоминания неправильного написания слов с разделительным мягким знаком, я считаю нецелесообразным давать задания «Исправь ошибку», пока у ребёнка не сформировался устойчивый навык правильной записи слов.

Для избегания замен букв ь, и на букву й в письменных работах учащихся, необходимо уделить внимание выполнению звукобуквенного анализа слогов и слов с разделительным мягким знаком, обратить внимание детей на отличия в буквенной записи и звуковом составе слога или слова.
Например: лья [л`йа], друзья [друз`йа].

Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» на уровне слога (1 занятие).

На первом занятии я предлагаю детям послушать сказку и определить, какую работу, кроме смягчения согласных, может выполнять мягкий знак.

Как-то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были дружны, держались за руки и пели свои песенки: ля, ви, не, те, дю (демонстрируется пособия). Как звучали звуки слитно или отдельно? (Слитно).

А мягкий знак не мог ничего спеть. Почему? (Потому что он не обозначает звука). Но ему тоже хотелось подружиться с весёлыми гласными и согласными. Он вежливо представился и мягко предложил дружить с ними. Они согласились, взяли его за руки. Сначала мягкий знак встал с парой ля и получилось лья (демонстрируется пособие), потом с ви – вьи, не – нье, те – тье, дю – дью (по возможности произносят дети). Как стали звучать звуки, когда между ними встал мягкий знак? (раздельно, прерывисто). Мягкий знак смягчил согласный, но кроме смягчения он выполнил ещё одну работу. Какую? (Он отделил согласную от гласной). И называется такой мягкий знак разделительным.

Тема нашего занятия «Разделительный мягкий знак», и сегодня мы с вами поучимся находить мягкий знак в слогах. Для этого в течение занятия нам нужно будет найти способы определения наличия или отсутствия разделительно мягкого знака.

1.Уточнение правила.

Логопед вывешивает плакат.
Вспомните слова с мягким знаком-показателем мягкости в середине слова, назовите их. Логопед записывает одно слово на доске, например коньки. Между какими буквами стоит буква ь? (Между двумя согласными).

Задание на закрепление правила.

Мы с вами нашли один из способов нахождения разделительного мягкого знака — он стоит между согласной и гласной 2 ряда.

2.Слушание, сопряжённое, отражённое и самостоятельное чтение слоговой таблицы с опорными знаками.

Ля – лья
Ви – вьи
Не – нье
Тё – тьё
Дю – дью

Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака? (Да, слоги звучат раздельно).

Какой дополнительный звук появляется в слогах с разделительным мягким знаком. (Звук Й)

Откуда он берётся? (Гласные 2 ряда после мягкого знака распадаются на 2 звука, один из которых звук й).

На доске рядом с таблицей логопед записывает транскрипцию слогов с разделительным мягким знаком.

Это 2 способ – определение разделительного мягкого знака на слух.

Логопед делает запись-опору на доске (ухо, [й]).

Но иногда ушки нас подводят, поэтому давайте поищем дополнительные способы нахождения разделительного мягкого знака.

3.Работа с индивидуальными зеркалами и дидактическими пособиями.

Это третий способ – губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается.

Логопед и дети зарисовывают знак-опору «улыбку».

А теперь представьте и покажите движением руки дорожку, которую вы представляете, когда произносите слог без разделительного мягкого знака («ровная дорожка»), а теперь с разделительным мягким знаком («горка», «волна»).

Это четвёртый способ — рука «рисует» волну.

Логопед и дети зарисовывают знак-опору.

А теперь давайте потренируемся в нахождении слогов с разделительным мягким знаком.

Упражнения для закрепления.

2.Диктант слогов с опорой на предыдущие схемы, самостоятельное чтение написанных слогов.

3.Физкультминутка с перекидыванием мяча:

«Добавь разделит. мягкий знак»:
зя — зья
бе –
ря –
чи –
ся –
лю –

«Убери разделит. мягкий знак»
лья – ля
рью –
бьи –
сья –
нья –
пью –

4.Игра «Внимательные ушки»

Логопедическая работа на уровнях слова, словосочетания, предложения и текста.

На уровне словосочетаний и предложений предполагается активное самостоятельное использование детьми полученных навыков на более сложном речевом материале.

На уровне текста осуществляется окончательная отработка и проверка полученных умений и навыков.

На данных этапах необходимо уделять внимание не только формированию акустико-артикуляционных представлений, но и развитию навыков звукобуквенного анализа слов с разделительным мягким знаком, работе над лексико-грамматической стороной речи, а также развитию связной речи.

Задания и упражнения для закрепления.

1.Игра ” Внимательные ушки”.

б) назови слово с разделительным мягким знаком из словосочетания или предложения: высокие деревья, лисьи следы, компьютерные игры и т.п. Стулья делают из дерева. Орёл расправил огромные крылья.

2. Игра “Четвёртое лишнее”.

б) в словах
– на слух с опорой на речь логопеда: Ульяна, Татьяна, Марина, Наталья
– с опорой на самостоятельное проговаривание:
– по карточкам осен…ю, ноч…ю, кол…ёса, в…юга
– по картинкам

3. Графические диктанты с записью только слога с разделительным мягким знаком.

б) словосочетания: птичьи перья – _____чьи ______рья

в) предложения: Дедушка приехал ночью. – I_______ _________ _____чью.

4. Самостоятельный подбор слов на заданные слоги.

лья – стулья, крылья, Наталья и т. д.

5. Нахождение места буквы Ь в слове по цифровому ряду.

а) с опорой на речь логопеда – оладьи(5), Денис, ателье(5), щалунья (6)

б) с опорой на самостоятельное произношение слов (логопед предъявляет картинку): деревья, колосья, вишня и т. д.

6. Вписывание детьми отгаданных слов в клеточки по типу кроссворда.

Поле подготавливает логопед. Можно использовать различный речевой материал, в том числе и загадки.

Листья

Из почек появляются,
Весною распускаются.
Осенью опадают
И все увядают.

7. Задания на вставку буквы ь.

б) в словосочетаниях: шустрые мурав…и, белич…и сл…еды.

в) в предложениях: Плат…е чист…ят щ…ёткой.

Апр. ель.
Сн…ег сошёл, запахло прел…ю.
Прокат…ился в н…ебе гром.
Мурав…и под старой ел…ю
Вс…ей сем…ёю строят дом.

8. Работа со словами-паронимами.

б) Вставка буквы ь в слово с опорой на смысл прочитанного предложения.
Журавли отправляются в пол…ёт. Дождик их в пути не раз пол…ёт.

в) самостоятельное составление и запись предложений со словами-паронимами.

г) Физкультминутка.
Игра с перекидыванием мяча
“Добавь разделительный мягкий знак в слово”: Коля – колья, семя – семья, полёт – полёт, лют – льют, гостя – гостья
“Убери разделительный мягкий знак “: полью – полю, пылью – пылю

9. Задания на словоизменение и словообразование.

б) образование отчеств от данных имён:
Анатолий – Анатольевич,
Василий –
Юрий –
Илья –
Савелий –
Сергей –
Евгений –

в) образование притяжательных прилагательных
Игра «У кого чья?» (с демонстрацией картинок животных):
У лисы голова чья? Лисья
У зайца? У волка? У белки? У лошади? У коровы? У медведя? У кошки? У собаки?

г) Задания на самостоятельное словоизменение:
– на уровне слова: Измени слово так, чтобы в нём появился разделительный мягкий знак – ночь – ночью, вить – вьют, вьёт, сидеть – сиденье, Наташа – Наталья, весело – веселье.
– на уровне предложений: Не жужжат пчёлы вокруг ……… (улей).
весна, птицы, вить, гнёзда – __Весной птицы вьют гнёзда.__

10. Задания на активизацию и расширение словарного запаса.

11. Выразительное чтение стихотворений.

12. Пересказы текстов.

13. Слуховые диктанты (задания на проверку).

Белочка.
У белки жильё из листьев и сучьев. Вьюга воет, а она сидит в тепле. Но вот вьюга утихла. Белочка прыгает по веткам деревьев. Она добывает себе пищу.

Результативность работы

После коррекции 38 учащихся перестали допускать ошибки по теме, что составляет 76% от общего числа учеников с ошибками по теме. 10 учащихся (20%) допускают ошибки иногда.2 ученика (4%) продолжают допускать ошибки по теме.

В результате проведённой коррекционной работы большинство учащихся научились.

  1. Чётко проговаривать слова с разделительным мягким знаком.
  2. Безошибочно определять слова с разделительным мягким знаком на слух.
  3. Правильно записывать слова с разделительным мягким знаком.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности предложенной мной методики.

Читайте также:  Инновационные формы работы с родителями: Родительский клуб Школа логопеда
Ссылка на основную публикацию