Презентация – Дифференциация предлогов и приставок

Методическая разработка – презентация к логопедическому занятию по теме «Дифференциация предлогов и приставок»
презентация к уроку по логопедии (2, 3 класс) на тему

Дифференциация предлогов и приставок – одна из важнейших тем логопедической коррекционной работы с учащимися с ОВЗ, которые часто допускают ошибки на слитное написание предлогов. В презентации представлены материалы, подходящие для заключительного обобщающего урока по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
predlogi_i_pristavki.pptx310.26 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Логопедическое занятие по теме «Дифференциация предлогов и приставок» Автор: учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Куликова Елена Юрьевна 2014-2015 уч.год

Гном Предлог Гном Приставка

Вопросы от гнома Предлога Что такое предлог? Для чего нужен предлог? Как пишется предлог с другими словами?

Предлоги В С У О К ОТ ДО НА ПО СО ИЗ НАД ПОД ПРИ ПРО БЕЗ ПЕРЕД ОКОЛО ЧЕРЕЗ ВДОЛЬ ПОСЛЕ КРОМЕ СКВОЗЬ ВРОДЕ

Вопросы от гномика Приставки Что такое приставка? Как пишется приставка со словами?

З А П О М Н И! 1. Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на -З, -С) Г ласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения. Для них характерно традиционное написание.

З А П О М Н И! 2. Буквы З, С на конце приставок В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З , перед глухими – С . Приставки З- в русском языке нет.

В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ЕСТЬ ОДИНАКОВЫЕ ПРЕДЛОГИ И ПРИСТАВКИ: В ВО ЗА НА НАД ПО ПОД ПРО ПРИ С О ОБ ОТ ДО БЕЗ

под крышей подлетел на столе намазать поманил по дороге украл у кровати за лесом залезли в деревне вдевает над озером надрезать Какие слова сказал гном Предлог, а какие гномик Приставка?

Между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя. За большим домом, при крыть двери, у высокой горы, на кирпичной стене, за ливать воду, перед красивой клумбой, от крутого берега, от катить тележку, с деревянной полки, с ломать игрушку, над ночным городом, под кленовым листочком, в хрустальной вазе, через некоторое время, до вечерней зари, по дарить книгу, к маленькому ребенку, при детском садике.

Дядюшка Глагол невзлюбил Гнома Предлога , но зато очень подружился с гномом Приставка

Где предлог, а где приставка? (ЗА)ВОРОТАМИ, (ЗА)БЫЛИ, (НА)ТАСКАЛИ, (НА)ДВОРЕ, (НАД)ПИСАЛ, (НАД)ЦВЕТАМИ, (ПО)ТРАВЕ, (ПО)КРАСИЛИ, (С)ПЕРЕРЫВОМ, (С)КОЛОТИЛ, ИЗ(БЕЖАЛ), ИЗ(БЕРЛОГИ), (В)МЕШАЛСЯ, (В)КУСТАХ, (ОТ)ЪЕХАЛИ, (ОТ)СТАНЦИИ, (ПОД)ХВАТИЛ, (ПОД)ЛИПАМИ, (У)ЛЕТЕЛИ, У(ШКОЛЫ), (ПРО)ДОЛЖИЛИ, (ПРО)СЫНА, (ПРИ)ВОЗИЛ, (ПРИ)ВОКЗАЛЕ.

Исправьте ошибки У лесу в реки до высоких елях жили забавные белки. Они часто играли, перепрыгивая под ветки над ветку. С дождливую погоду белки прятались на дуплах. Там в сухих подстилках с травы и пуха им было тепло. Но только дождь прекращался и выглядывало солнце, белки снова прыгали под веткам.

Составьте предложение с предлогами из-за и из-под Из-под машины выскочила пушистая белая кошка. Из-за печки выглядывала чумазая мордочка домового. кровати, из-под, тоненький, плач, доносился, ребенка случая, этого, из-за, мы, Пиратом, его, прозвали

Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание приставок и предлогов. На стройке. Нашему классу (об) ъявили ( об )экскурсии ( на)стройку. Мы стояли (у ) (под) ъезда жилого дома и смотрели, как идёт строительство нового (об) ъекта . (К)дому всё время (под) ъезжали грузовики. Они (при)возили готовые детали: стены, потолки. (На)площадке стояли (под) ъёмные краны. (На)наших глазах (вы)рос целый этаж.

М О Л О Д Ц Ы ! ИЗ ЛЕСА, К ЛУГУ, НА ПОЛЯНКУ, У КУСТИКА, С ТРОПИНКИ, В ЯМКУ, ОТ РЕЧКИ, ОКОЛО ДОРОГИ – ПИШИ ОТДЕЛЬНО ВСЕ ПРЕДЛОГИ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Дифференциация предлогов и приставок» Цель: Обучающая – формирование у детей четкого представления о роли приставок в слове и предлогов в речи человека, умение отличать.

Данный конспект урока может заинтересовать учителей-логопедов , работающих на логопедическом пункте общеобразовательной школы.

Занятие способствует закреплению навыка дифференциации предлогов и приставок, развитию способности словообразования, расширению словарного запаса, развитию связной речи уч-ся; а также, совершенствован.

Сегодня как никогда важно активно внедрять в процесс обучения детей с ОВЗ здоровье сберегающие технологии. Медики отмечают, что состояние здоровья младших школьников вызывает тревогу. Грамотно, интере.

Цель: развивать слуховую память и слуховое восприятиеразвитие навыков звукового анализа в процессе упражнений на дифференциацию предлогов и приставок.

Совершенствование умения выделять приставку из слова, предлог из предложения.

Данная презентация рекомендована к использованию на занятиях логопедии. Определяет следующие цели:Образовательные.Научить различать практически приставки и предлоги.Закрепить умение различать и выделя.

Презентация “Логопедическое занятие дифференциация предлогов и приставок” (2 класс) по педагогике – проект, доклад

Презентацию на тему “Логопедическое занятие дифференциация предлогов и приставок” (2 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 19 слайд(ов).

Слайды презентации

Логопедическое занятие дифференциация предлогов и приставок

Подбери необходимые предлоги. Где нельзя вставить предлог?

лото мяч скрипке гитаре пластинка футбол

ОБРАЗЕЦ: играет на баяне

В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому: Указательный и средний, Безымянный и последний, Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Вместе пальчики друзья Друг без друга им нельзя.

Мальчик рисует ___ альбоме. Девочка пишет ___ доске. Дети спрятались ___ дождя. Река протекает ___ домом. Машина ехала ___ дороге. Мама подошла ___ сыну.

Отправь посылки по назначению. Запиши предложения в тетрадь.

Шаловливые мышата утащили из предложений все предлоги.

Охотник спрятался __ дерево Лида идёт __ братом. Картофель убрали __ подвал. Малыши бегают __ площадке.шшш Внучка гостила __ бабушки на даче.

Возьми в корзинке нужные грибы и ягоды.

Образец: забрался в гору.

– приставки – предлоги _цепился _скатерть __брести __города __ехали –село __цепился __рукав __ехал __горы __ехал __гаража

зацепился за скатерть добрести до города въехали в село вцепился в рукав съехал с горы выехал из гаража

Зарядка для глаз

Преврати словосочетания с приставкой в словосочетания с предлогом.

ОБРАЗЕЦ: нарукавная повязка – повязка на рукав настенные часы – предрассветный час – подводные жители – настольная лампа –

настенные часы – часы на стене предрассветный час – час перед рассветом подводные жители – жители под водой настольная лампа – лампа на столе

Преврати словосочетания с предлогом в словосочетания с приставкой.

ОБРАЗЕЦ: повязка на рукаве –нарукавная повязка переход под землёй – камни под водой – календарь на столе – годы после войны – плата за работу –

переход под землёй – подземный переход камни под водой – подводные камни календарь на столе –настольный календарь годы после войны – послевоенные годы плата за работу – заработная плата

Презентация на тему “Дифференциация приставок и предлогов”

  • Скачать презентацию (0.37 Мб) 7 загрузок 5.0 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему “Дифференциация приставок и предлогов” по русскому языку. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

Дифференциация предлогов и приставок Подготовили: Зарубина Л.Л. учитель-логопед МОУ СОШ №33 г. Белгород Валуйская Н.В. учитель-логопед МОУ СОШ №43 г. Белгород Харламова В.В. учитель-логопед МОУ «Пятницкая СОШ»

Цель занятия

формирование устойчивого представления и понимание о правописании предлогов и приставок

Задачи

закрепить знания об особенностях написания предлогов и приставок; развитие внимания, памяти, логического мышления; формирование пространственных представлений; обогащение словарного запаса

1. Приведи примеры слов с любым из предлогов.

У С ЗА НА НАД В ОТ ПРИ ИЗ ДО ПО ПРО ?

Проверь

у калитки, с горы, за окном, на столе, над крышей, в лодке, от двери, при школе из дома, по улице, до звезды, по улице, про Африку

2. Составь слова из рассыпанных частей, запиши. при-, по-, за-, ехал на- , под-, над- , писал ?

Проверь

приехал, поехал, заехал написал, подписал, надписал

предлоги приставки речи слова отдельно слитно служат часть пишутся для связи слов в предложении для образования новых слов

3. Выпиши отдельно предлоги и приставки(первый вариант с предлогами, а второй – с приставками)

(за)горой, (за)бежать, (с)вернула, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом. ?

Проверь за горой забежать с крыши свернула на конверте нарезать в дом влетел

4.Раскрой скобки и докажи правильность написания

Орёл (с)вил себе гнездо (на)высоком дереве. Вскоре (в)гнезде появились птенцы. Однажды орёл (под)летел (к)гнезду (с)рыбой (в)когтях. ?

Проверь

Орёл свил себе гнездо на высоком дереве. Вскоре в гнезде появились птенцы. Однажды орёл подлетел к гнезду с рыбой в когтях.

5. Выпиши из стихотворения словосочетания с предлогами и приставками

Решили лисы кролика (за) печь, А кролик из духовки прыг (за) печь. Зависело б (от) мыла, Веснушки я б (от) мыла. Сугробы снега вьюги (на) мели, И грузовик, как баржа, (на) мели. ?

Решили лисы кролика запечь, А кролик из духовки прыг за печь. Зависело б от мыла, Веснушки я б отмыла. Сугробы снега вьюги намели, И грузовик, как баржа, на мели. Проверь

6. Рассмотри картинку и придумай предложения с предлогами и приставками

7. Из данных слов составь и запиши предложения. Подчеркни предлоги

под, собака, лежит, крыльцом;рыба, под, водой, плавает;мальчик, по, идёт, дороге;по, круги, воде, идут;под, крот, землёй, живёт;дрова, под, навес, убрал; ползал, по, малыш, ковру ?

Проверь

Собака лежит под крыльцом. Под водой плавает рыба. Мальчик идёт по дороге. Круги идут по воде. Крот живёт под землёй. Дрова убрали под навес. По ковру ползал малыш.

! ? !– если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием.? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация предлогов и приставок»; 4 класс

Конспект логопедического занятия

по теме: «Дифференциация предлогов и приставок» 4 класс.

Бариева Елена Александровна,

МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса

структурное подразделение «Школьное отделение №4»

Конспект логопедического занятия

по теме: «Дифференциация предлогов и приставок» 4 класс.

Цель: развивать умение различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в устной и письменной речи.

– закрепить знания, умения, навыки о приставке и предлоге.

– совершенствовать умение выделять приставку из слова, а предлог из предложения.

– совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.

– совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.

• личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

• регулятивные (целеполагание; планирование);

• познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации);

• коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат); конверты с разрезными предложениями, карточки с упражнением «Где приставка, где предлог?» на каждого ребенка.

I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

– У вас на партах лежат круг и квадрат. Выполните действия по моей инструкции:

– положите круг на квадрат;

– положите круг у квадрата;

– подержите круг над квадратом;

– положите круг квадрат;

– Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово).

– Догадайтесь, какое слово я пропустила? ( На, под …)

– Как называются эти слова? (Предлоги)

– Что такое предлоги? (Это часть речи)

– Какие части можно выделить в слове? (Корень, приставку….)

– На какую часть слова похож предлог? (На приставку)

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сообщение темы занятия

— Как вы думаете, что мы с вами сейчас определяли в словах? (Предлоги и приставки)

— Давайте определим тему нашего сегодняшнего занятия. (Предлоги и приставки)

— Поставим цель нашего занятия. (Научиться различать предлоги и приставки.)

— Для чего нам это необходимо? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги.)

Повторение ранее полученных знаний

— Что такое предлог? (Это слово.)

— Для чего нужен предлог? (Для связи слов в предложении.)

— Как пишется предлог с другими словами? (Раздельно, между предлогом и словом можно вставить другое слово — признак или вопрос.)

— Что такое приставка? (Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

— Как пишется приставка со словами? (Слитно)

Тренировочные упражнения на различение предлога и приставок

На доске написаны слова.

— Прочитайте и определите слова с предлогами и приставками.

За…деревом, с..горы, на..альбоме, на…столе, за..бежать, с..вернула, на..копать, на..писали.

Логопед: Как это можно сделать?

Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя (Проверяем).

— Назовите из этого упражнения все слова с приставками.

— Назовите слова с предлогами.

Преврати словосочетания с предлогом в словосочетания с приставкой.

Словосочетания написаны на доске.

Образец: – календарь на стене – настенный календарь

повязка на рукаве –

переход под землёй –

камни под водой –

годы после войны –

плата за работу –

Проверьте: повязка на рукаве – нарукавная повязка, переход под землёй – подземный переход, камни под водой – подводные камни, часы на столе – настольные часы, годы после войны – послевоенные годы, плата за работу – заработная плата.

Всё за мной вы повторяйте,

Дружно руки поднимайте.

Мы попрыгаем на месте

И потянемся все вместе.

Мы покружимся немножко,

А теперь потопай ножкой.

Игра «Рассыпалось предложение».

Дети делятся на 2 команды и выдаются конверты с деформированными предложениями каждой команде.

– Как вы думаете, что мы сейчас будем делать (Составлять предложения)

– Правильно. Вы должны будете собрать из слов предложение и записать его в тетрадь, выделить приставки и подчеркнуть предлоги.

медвежонка, Москву, белого, на, везли, самолёте, в, Фомку

медвежонка, затянули, поместили, сеткой, в, клетку, и Фомка

рвать, сетку, стал, крик, поднял, и, страшный

выпустить, клетку, и, тогда, открыли, решили, его

осторожно, всё, вышел, медвежонок, клетки, обнюхал, обошёл, осмотрел, из

влез, в, кресло, Фомка, окно, и, стал, глядеть, в

ел, кресле, в спал, и, он белый, Фомка

так, Москву, прилетел, в, полярный, медвежонок

— Теперь каждый по очереди прочитает предложение. Назовите слова с предлогами и приставками.

Упражнение «Где приставка, где предлог?» Работа в парах.

Каждой паре я раздам карточки с предложениями; прочитайте их и определите, где стоит приставка, а где – предлог.

Лодка (от) плыла (от) берега.

Яхта (до) плыла (до) острова.

Машина (по) ехала (по) дороге.

4. Мальчик (до) ехал (до) рощи на автобусе.

5. Коля (с) лез (с) коня.

6. Кот (за) шел (за) дерево.

7. Щенок (под) лез (под) куст.

8. Котенок испугался и (от) прыгнул (от) лягушки.

9. Дима (на) шел (на) тропинке необычную монетку.

10. Солнце (за) шло (за) тучу.

Каждый учащийся читает по очереди предложение вслух, определяя приставки и предлоги.

Учащиеся записывают предложения в тетрадь, выделяя приставки и предлоги.

Еще раз читаем весь рассказ целиком уже из тетради, проверяя себя.

— Ещё раз вспомним, что такое приставка и предлог.

— Как предлоги пишутся со словом? А приставки?

— Ответьте на вопросы:

Что я узнал на этом занятии?

Чему я научился на занятии?

Что мне было интересно?

Оцените свою работу на занятии.

-Кто считает, что на занятии было трудно, не смог выполнить поставленную цель, поднимите синий квадрат.

– Кто считает, что справился с работой на все 100%, поднимите оранжевый

– Кто считает, что ему надо ещё потренироваться поднимите и синий квадрат, и оранжевый.

Наше занятие закончилось.

Автор: Бариева Елена Александровна → Публикатор

–> 08.08.2019 0 692 35

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Недавно на нашем сайте проходил конкурс шаблонов образовательных презентаций, в котором победила Никонова Елена Павловна с шаблоном «Синий». Мы пригласили Елену Павловну поделиться с нашими пользователями «рецептом приготовления» такого шаблона и представляем его вашему вниманию.

Образные приёмы рефлексии в конце урока отлично подходят для учеников начальной школы, они просты и понятны для детей. Также их можно использовать и в работе с более взрослыми ребятами.

В этой статье мы расскажем вам об интересных мобильных приложениях для педагогов.

Оформление тетрадей в начальной школе по ФГОС: правила, требования, примеры

______ дела в иголку

______ стегнул от пояса

______ нес в комнату

______ махнулся от мухи

Составьте предложение со словосочетанием, которое подходит к картинке

6. Составьте словосочетания, соединяя слова первого и второго столбика линиями.

1) по дорожке
по телефону
по свету
по стеклу,
по столу

поговорила
пошел
постучал
побежал
потер

с ветки
с ботинок
со лба
с обрыва
с гор

3) под навес
под стул
под руки
под струю
под руку

подвернулся
подставил
подкатили
поджал
подхватил

4) на учебу
на плечи
на доске
на машинке
на катушку

напечатали
направили
намотали
нарисовали
набросили

7. Составьте из данных слов две группы, запишите их в два столбика, раскрывая скобки.

(По) вредил, (во) вред, (по) солил, (с) солью, (от) нес, (от) носа, (от) винтил, (от) винта, (за) платил, (за) плату, (под) рисовал, (под) рисунком, (в) лез, (в) лес, (у) летел, (у) летчика, (с) резать, (с) резьбой, (за) брал, (за) брата.

8. Спишите, раскрывая скобки и обозначая приставки и предлоги.

1) Лодка (от) плыла (от) берега. (До) плыла (до) острова. (По) ехал (по) дороге. (До) ехал (до) рощи. (С) лез (с) коня. (За) шел (за) дерево. (Под) лез (под) куст. (От) прыгнул (от) лягушки. (На) шел (на) земле. (С) дерева (с) лез. (От) тащили (от) дерева. (От) берега (от) толкнули. (За) тучу (за) шло.

9. Прочитайте стихотворения; определите, где в словах приставка, а где предлог.

Заполните таблицу: под номером строчки, на которой содержится приставка, ставьте знак “+ “; под номером строчки, на которой содержится предлог, — знак “—”.

Читайте также:  Звук и буква Л - конспект логопедического занятия
Ссылка на основную публикацию

Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
Подпишитесь на рассылку E-mail
Установите приложение на Android

2007-2020 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

сервис вебинаров

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Дифференциация предлогов и приставок

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Образовательные.
    • Научить различать практически приставки и предлоги.
    • Закрепить умение различать и выделять приставку и предлог.
    • Совершенствовать умение выделять и различать приставку и предлог.
  • Развивающие.
    • Пополнять и активизировать словарный запас через подбор прилагательных, овладение учебной терминологией по теме занятия.
    • Развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения.
    • Коррегировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.
    • Совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.
  • Воспитательные.
    • Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.
    • Совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.
    • Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

Оборудование. Карточки, мультимедиа проектор, компьютер, экран, тетради.

1. Организационный момент

1. Поприветствуйте гостей. Пожелайте успехов друг другу на занятии. Чтобы всё у вас получилось при выполнении грамматических заданий. На каждом уроке мы узнаём что-то новое. Чтобы добыть знания сегодня вам необходимо выполнить задания, которые приготовила Царица Грамматики.

2. Определите, являются ли выделенные буквы приставками и предлогами.

Слова записаны на доске:

В..ходили, в..самолёт, от..пристани, от..чалили, с..крыши, с..валился, на..брали, на..берегу.

Учитель: Если это приставка, зачеркните не нужный в этом случае знак пробела. Прочитайте и назовите предлоги.
Учащиеся: Выполняют устно, объясняют каждое слово.
Учитель: Почему у вас возникли затруднения?
Учащиеся: Не знаем, как отличить приставку от предлога.
Учитель: Какую задачу нам предстоит решить на уроке?
Учащиеся: Будем различать приставки и предлоги.
Учитель: Для чего нужно нам учить различать их?
Учащиеся: Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно писать.

2. Сообщение темы занятия (слайд 1)

Учитель: Сделайте вывод, какая тема сегодняшнего занятия?
Учащиеся: Приставки и предлоги.
Учитель: Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться отличать предлог от приставки, тренировать внимание и память, но необычным образом. Мы отправимся в царство Грамматики.

3. Формирование психологической базы речи

Учитель: Я сейчас раздам вам фигуры: одна – «кубик», а другая – «пирамидка». Я даю вам инструкции, а вы выполняете действие. Готовы? Начнём:

– поставьте пирамидку на кубик;
– подержите пирамидку над кубиком;
– поставьте пирамидку перед кубиком;
– положите пирамидку …. кубика.

– Почему вы не смогли выполнить последнее задание?
Учащиеся: Пропущено слово.
Учитель: Догадайтесь, какое слово я произнесла (около, рядом, слева, справа, у. )?
Учащиеся: Положите пирамидку около кубика.
Учитель: Правильно.

4. Повторение ранее полученных знаний

Учитель: Что такое предлог?
Учащиеся: Это слово.
Учитель: Для чего нужен предлог?
Учащиеся: Для связи слов в предложении.
Учитель: Как пишется предлог с другими словами?
Учащиеся: Раздельно. (Слайд 2)
Учитель: Что такое приставка?
Учащиеся: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Учитель: Как пишется приставка со словами?
Учащиеся: Слитно. (Слайд 2)
Учитель: Итак, отправляемся в царство Грамматики. (Слайд 3) Прочитайте скороговорку, определите приставки и предлоги:

Догорода дорога вгору,
Отгорода – сгоры.

5. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки.

Учитель: Царица Грамматики прислала нам письмо с заданиями.

1. Работа со словом

Учитель: Прочитайте слова. (Слайд 4) Определите, где слова с приставками, а где с предлогами?
намашину, набросил, срисовал, соткрытки, входили, всамолёт, побежал, подорожке.
Учитель: Как это можно сделать?
Учащиеся: Между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя.
Учитель: Проверим: намашину, попробуем вставить слово-признак (на красную машину).
Сделайте вывод, что такое на – приставка или предлог?
Учащиеся: На – это предлог, потому что можно вставить слово: на красную машину, пишется отдельно.
Учитель: Следующее слово: набросил, попробуем вставить слово.
Учащиеся: Ничего не получается, значит на – приставка, пишется слитно.
(Далее аналогично со всеми словами).
Учитель: Назовите из этого упражнения слова с приставками.
Учащиеся: Набросил, срисовал, входили, побежал.
Учитель: Назовите слова с предлогами.
Учащиеся: На машину, с открытки, в самолёт, по дорожке.
Учитель: Первая парта будет запоминать и записывать слова с приставками, а вторая парта с предлогами. Даю вам время на запоминание, по моей команде в тетради записываем. Не забудьте выделить приставки и подчеркнуть предлоги. Время пошло…
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли записали слова.
– Молодцы, вы все справились с заданием Царицы Грамматики.
– Повторим еще раз, как отличить приставки и предлоги?

2. Работа со словосочетанием

Учитель: Запишите правильно слова с приставками и предлогами. (Слайд 5)
покрыше побежал, начертил напеске, срывал, сдерева
Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание. (Слайд 6) Назовите слова с приставками.
Учащиеся: Побежал, начертил, срывали.
Учитель: Как записали приставки?
Учащиеся: Слитно.
Учитель: Назовите слова с предлогами.
Учащиеся: По крыше, на песке, с дерева.
Учитель: Как записали предлоги со словами?
Учащиеся: Отдельно.
Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

3. Составление предложения с одним из словосочетаний (упр. 2) – устно.

Физкультминутка (слайд 7)

Игра «Муха»

4 команды (вверх, вниз, вправо, влево). Начало игры из центра.

муха

Подготовительный этап: актуализируем внимание. Дети видят игровое поле и муху. Ведущий показывает путь мухи. Команда по цепочке: вверх, вправо, вниз, вниз, влево, вверх – где муха остановилась? (В центре).
Основной этап: мониторинг развития внимания. Нет игрового поля, т.е. ведущий не показывает путь мухи, а даёт инструкции: влево, вверх, вправо, вправо, вниз, вниз. Где остановилась муха? (Нижний правый квадрат). Темп тихий, но больше предлагается инструкций.
Игра с закрытыми глазами: даём произвольные инструкции для переключения внимания. В конце спрашиваем: «Где остановилась муха?».
Можно повторять несколько раз.

4. Работа с предложением (текстом)

Учитель: Прочитайте предложения. (Слайд 8)

(На)дворе была гора.
(В)зале стоит душистая ёлка.
Весь день (на)горе много детей.
(На)ветках игрушки.
(К)пушистой красавице (при)бежали дети.
Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

– Сколько рассказов можно составить из этих предложений?
Учащиеся: 2.
Учитель: О чем будет первый рассказ?
Учащиеся: О горке.
Учитель: Прочитайте предложения, которые относятся к этому рассказу. Учащиеся: (На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей. Митя (на)санках (с)катился (с)горы.
Учитель: Как можно озаглавить рассказ?
Учащиеся: Горка.
Учитель: О чем второй рассказ?
Учащиеся: О елке.
Учитель: Прочитайте его.
Учащиеся: (В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети..
Учитель: Как назовем этот рассказ?
Учащиеся: Ёлка.
Учитель: Составьте рассказы из предложений, которые лежат у вас в конвертах. Выделите приставки и подчеркните предлоги.

Взаимная проверка. (Слайд 9)

На дворе была гора. Весь день на горе много детей. Митя на санках скатился с горы.

В зале стоит душистая ёлка. На ветках игрушки. К пушистой красавице

5. Подбор предлогов и приставок. Раздаточный материал на карточках.

Учитель: Вставь подходящие по смыслу приставки и предлоги. Обозначь приставки, предлоги.

Утром мы стали …тягивать невод. …берег …тащили вместе …рыбой и морских раков. …морю лениво ….шла кошка Мурка и …лезла …воду. Она лапой …щупала …дне мелкую рыбёшку. Мурка …цепила когтями рыбину и бросила …берег котятам.

5. Подведение итогов

Учитель:Чему учились на занятии?
Еще раз вспомним, что такое приставка и предлог.
Молодцы! Вы успешно справились с заданиями Царицы Грамматики.
Спасибо за работу, до встречи на следующем занятии. (Слайд 10)

Различение приставок и предлогов. Дидактический материал

1. Вставьте нужные по смыслу предлоги. Обозначьте приставки.

А) Стоит … лесу дерево. … верхушках его ветвей шелестят засохшие листики. Это дуб. Он никогда не успевает сбросить … зиме всю листву.
Вот мороз и убивает листья дуба прямо … ветках.
Б) … столу подставили стул. … стола отставили стул. … стол поставили кувшин. Убежал … волка. Вбежал … дом. Отплыл … берега. Доплыл … острова. Взбежал … лестнице … крыльцо.

2. Вставьте нужные по смыслу приставки. Обозначьте предлоги.

А) _____ступила весна. ____текли ручейки. На деревьях _____бухают почки. Скоро вернутся _______летные птицы.
Б) Автомобиль ____ехал из гаража, _____ехал по улице, _____ехал мост и вскоре ____ехал до леса.
В) Шура ____крыла клетку. Синичка _____летела из клетки и стала летать по комнате. Сначала села на стол. Потом ______летела на этажерку. _______летала над клеткой и ______летела в клетку. Шура захлопнула дверку.

3. Запишите словосочетания, раскрывая скобки и обозначая приставки и предлоги.

(вы)шел (на)прогулку
(с)пустился (к)реке
(об)жарил (на)сковороде
(по)ставил (в)гараж
(вы)тащил (из)воды

Составьте предложения со словосочетаниями, которые подходят к картинкам.

4. Спишите, раскрывая скобки и обозначая предлоги и приставки.

Море (за) мерзло. Рыбаки взяли сети и (по) ехали (на) санях (по) льду. (По) ехал и рыбак Андрей. Он (за) ехал дальше всех. (На) делали рыбаки дырок (во) льду и (за) пустили сети.

5. Вставьте нужные по смыслу предлоги.

забежал ____ угол
наступил ____ палку
сняла ___ веревки
побежал _____ дороге
вбежал ____ школу
отрезал ____ куска
стерла ____ мебели
отскочил ____ двери

____ летела в окно

_____сорил на полу

____ кусил от конфеты

_____читал до конца

2) сбежали
смахнул
спускалась
слетел
стер