Как поставить звуки Л и Р

Артикуляционная гимнастика для звука Л: упражнения для детей и взрослых

Постановка звука «Л» в логопедии — это один из этапов последовательной работы над его произношением. Как правило, к шести годам этот звук уже находится в числе освоенных и выговариваемых ребенком букв алфавита. Если к этому возрасту его произношение оставляет желать лучшего, целесообразно, чтобы процесс постановки происходил поэтапно у логопеда.

Как научить ребенка говорить букву «Л», как научиться выговаривать ее взрослому человеку, что собой представляет автоматизация звука «Л» рассказывает наша статья.

Правильная артикуляция звука «Л»

Чтобы «Л» звучал без искажений, органы речи должны находиться в следующей позиции:

  • Зубы не сжаты, между ними — небольшое расстояние.
  • Кончик языка — в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят.
  • Воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон.
  • Голосовые связки создают звучание голоса.

А теперь посмотрите на артикуляционный профиль звука «Л» и проверьте себя, ответив на вопросы:

Уклад речевых органов мягкого «Ль» отличается положением языка — его средняя часть ближе к верхнему небу.

Как произносится буква «Л», если есть речевые нарушения?

Виды искаженного произношения «Л»

Дефект речи с буквой «Л» называется ламбдацизмом. Он бывает 4 видов:

  1. Двугубный. Губы вытянуты в трубочку и получается «У» (листок — уисток, лопата — уапата).
  2. Носовой. Язык у основания соприкасается с мягким небом, воздух поступает в нос, создавая звук «НГ» (лапа — нгапа, лук — нгук).
  3. Межзубный. Такое положение языка придает звучанию шепелявость.
  4. Отсутствие «Л». Создается эффект проглатывания звука (лето — ето, лодка — одка).

Когда «Л» заменяется другими звуками, например, ребенок вместо «Л» говорит «В», то это — параламбдацизм.

Здесь тоже есть несколько вариантов замены:

  • на «Г» (ложка — гожка, положить — погожить);
  • на «В» (вилка — вивка, луна — вуна);
  • на «Й» (лыжи — йыжи, лампа — йампа);
  • на «Д» (колбаса — кадбаса, колобок — кодобок);
  • на «Ль» (мало — маля, клоп — клеп).

Нарушения произношения звука Л

Вам интересно, как называется дефект, когда не выговариваешь «Л»? Это картавость. А людей, произносящих нечисто «Л», дразнят картавыми.

Причиной неправильного произношения «Л» могут быть слабые мышцы языка, который в артикуляции этого звука играет основную роль. Это также может быть неправильное анатомическое строение уздечки языка, которая не дает дотянуться до основания верхних зубов. А при неправильном фонематическом восприятии, если оно имеет место, воспроизвести «Л», как и любой другой звук, проблематично.

Как выглядит алгоритм работы со звуком «Л»?

Чтобы научиться правильно произносить букву «Л», надо последовательно пройти все этапы работы над ее звукопроизношением, не торопясь и не перескакивая с одной ступеньки на другую.

Только закрепив навык на одном этапе, можно переходить к следующему. Это значительно сократит время и даст устойчивый ожидаемый результат.

Как поставить звук «Л» у взрослого? Процесс коррекции ничем не отличается от того, что предусмотрено в логопедии для детей дошкольного возраста и школьников. Другой может быть форма — без игровых элементов, если это очень серьезный взрослый.

А теперь рассмотрим подробно, какие упражнения выполняются на индивидуальных и групповых занятиях каждой стадии коррекционного процесса.

Подготовительный этап

Ребенку объясняют, как выговаривать букву «Л», показывают, как она должна звучать. Для развития фонематического восприятия называют слова и просят определить ее на слух.

Затем выполняют дыхательную гимнастику для формирования целенаправленной воздушной струи.

Например, игра в настольный футбол с поролоновым мячиком или упражнение «Бегемотик», как на картинке.

На этом этапе должное внимание уделяется артикуляционной разминке.

Этап постановки звука

Для постановки звука «Л» применяют несколько способов:

Постановка звука «Л» по подражанию

На логопедическом занятии ребенку перед зеркалом демонстрируют, как расположить язычок, губы; каким образом через такую конструкцию проходит воздух; обращают его внимание на легкую вибрацию щек. Малыш повторяет за взрослым. Если возникают трудности, на помощь приходят игровые приемы с элементами звукоподражания, например, вой полицейской сирены «Лллл».

При этом способе постановки широко используют иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука. Чтобы поставить звук и сформировать его кинестетический образ, малышу предлагают ощутить теплую воздушную струю на своей ладошке при звукопроизношении.

Постановка звука «Л» механическим способом

Этим методом постановки звука предусмотрено применение вспомогательных средств.

С помощью пальцев рук, а также шпателя, зонда, безопасных предметов домашнего обихода, если вы практикуете этот способ постановки в домашних условиях, речевые органы фиксируются в правильном положении.

Например, если положить поперек языка деревянную палочку, то создается необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхним рядом зубов для правильного направления воздушной струи.

При двугубном дефекте, когда губки самопроизвольно вытягиваются в трубочку, их придерживают пальцами в положении улыбки.

Постановка «Л» от других звуков

«Л» в твердом звучании можно успешно поставить через «Ы» следующим образом:

  1. Кончик языка прикусывается и протяжно тянется «Ы». При такой артикуляции должен зазвучать желаемый «Л».
  2. То же самое можно проделать несколько иначе. Язык до середины лежит между зубами, и воздух выдыхается так, чтобы двигались щеки. Сначала нужно проделать это беззвучно, а потом подключить голос. Услышится шумный «Л», который постепенно станет чистым.
  3. При отчетливом звучании язык перемещается за верхние зубы.

Постановку «Л» выполняют также от мягкого «Ль»: большой палец помещают в ямку под подбородком, слегка нажимают, рефлекторно получается твердый «Л». Такого же эффекта можно добиться, если тыльной стороной ладони подпереть подбородок снизу во время произнесения мягкого «Ль».

Для снятия излишнего напряжения во время постановки звука можно помассировать лицевые мышцы подушечками пальцев. А также пофыркать, как лошадка; пошлепать губами, как рыбка; изобразить усталость, выдохнув «уфф».

Артикуляционная гимнастика для звука «Л»

Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя веселые подражательные игры для язычка.

Благодаря им увеличивается его двигательная активность («Индюк»), отрабатывается нужное расположение («Парус»), повышается тонус («Качели»), улучшается эластичность подъязычной связки («Лошадка», «Гармошка»).

А вот и упражнения!

Автоматизация «Л»

Когда звук удалось поставить, его нужно вводить в свою повседневную речь.

Поэтому на этапе автоматизации происходит его закрепление сначала в изолированном звучании, затем в слогах и словах, потом в словосочетаниях и предложениях.

Каким образом? С помощью игровых упражнений, повторения слов, разучивания стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок.

Картотека заданий для автоматизации «Л»

Научи самолетик правильно говорить букву «Л», повторяя слоги:

А сейчас — автоматизация звука «Л» в словах: назови предметы и подумай, где спрятался звук «Л», в начале слова, середине или, может быть, в конце?

Вот еще слова с «Л» для автоматизации звука — упражняйся:

Повтори словосочетания со звуком «Л» и попробуй составить из них предложения:

Давай поиграем! Это игровая дорожка, называй слова и двигайся сверху вниз к нашему «Л»:

А эта веселая улитка ждет тебя, чтобы ты отгадал все слова и добрался до «Л»:

Автоматизация звука «Л» в стихах — развлекательное занятие для дошкольников и взрослых.

Выучи стишок про букву «Л» и расскажи друзьям:

Повторяя чистоговорки на звук «Л», ты еще лучше научишься его произносить:

Подумай хорошенько и отгадай загадку про букву «Л» с первого, ну, или со второго, раза:

А вот задание потруднее. Попробуй выговорить и не запнуться:

Речевой материал для автоматизации «Л» в связной речи:

Для автоматизации звука «Л» составь рассказы на темы:

  • «Как мама мыла посуду», используя слова ложка, вилка, тарелка, кастрюля.
  • «В лесу» со словами лиса, ель, белка, волнушка, волк.

Этап дифференциации звука «Л»

На этапе дифференциации, когда проблемный звук получилось поставить и закрепить, его учат отличать от близких по звучанию. Что это значит? Видеть различия в артикуляции, в восприятии на слух, выявлять местоположение в составе слова.

Звук «Л» дифференцируют попарно с «Р», «В», «Ль» в изолированном произношении, а также в слогах, словах и предложениях.

Речевой материал по дифференциации звуков «Л» и «Р»

Как звучит «Л» и «Р» по отдельности?

Повтори слоги, где есть буквы «Л» и «Р»:

Назови слова и помоги обезьянке разложить продукты по разным коробкам:

Вставь правильно буквы в слова и прочти стихотворение:

Дифференциация звуков «Л» и «В»

Произнеси сначала «Л», а потом — «В». Повтори слоги с этими звуками:

Назови слова и сгруппируй их в трех колонках:

Прослушай или прочти предложения, постарайся произносить отчетливо буквы «Л» и «В»:

Дифференциация звуков «Л» и «Ль»

Произнеси «Л» и «Ль», определи на слух их различие в звучании. Прочитай слоги с этими звуками:

Назови слова на картинке с твердым «Л» и мягким «Ль»:

Пословицы и чистоговорки помогут тебе сделать произношение четким:

Дисциплина и мотивация — гарантированный результат

В работе над звукопроизношением для успешного результата необходима дисциплина.

  • Чтобы не пропускать занятия, а заниматься систематически.
  • Чтобы настойчиво трудиться и выполнять задания поэтапно.
  • Чтобы следить за своим произношением в свободное от уроков время.

А еще важна мотивация. Научиться выговаривать непослушные звуки, чтобы общение приносило радость.

Поддержите своего малыша, уделяя время, проявляя терпение, побуждая к маленьким победам. Результатом станет не только правильная речь, но и лидерские качества характера.

Как поставить звук Ль

Звук Ль относится к сонорной группе и появляется в речи ребенка ближе к 4-5 годам.

Обычно малыш овладевает его правильным произношением раньше, чем Л. Но бывает и так, что звук отсутствует или заменяется на другие, или искажается. Тогда нужна помощь логопеда, который составит коррекционную программу по постановке Ль.

  • Как в норме произносят Ль
  • Варианты патологии
  • Этиология нарушений
  • Логопедическая диагностика
  • Комплекс артикуляционных упражнений
  • Способы постановки

Как в норме произносят Ль

Во многом артикуляция Л и Ль похожа, поэтому если в детской речи есть один из этих звуков, то с постановкой другого будет проще. Во время проговаривания мягкого варианта губы находятся в улыбке, а зубы слегка разомкнуты. Кончик языка приподнят чуть выше, чем нужно для произнесения Л и упирается в зубные альвеолы.

Вся остальная часть языка не только приподнята, но и выдвинута вперед. Это и дает смягчение звуку. Воздушная струя выходит через щель, образованную между зубами и боковыми краями языка. Голосовые связки работают, поэтому Ль − звонкий.

Варианты патологии

Искаженное произношение Ль называется ламбдацизмом. Причиной этого нарушения является неправильное положение органов артикуляции во время произношения звука. Кроме того, могут быть замены одной фонемы на другую − параламбдацизмы. Чаще всего ребенок выбирает звук с более простой артикуляцией. Также Л в речи может просто отсутствовать − малыш не искажает и не заменяет на другую фонему.

  • двугубный − в речи слышится Ю вместо Ль из-за того, что язык не поднят и ребенок произносит звук при помощи губ;
  • носовой − во время артикуляции язык задевает мягкое небо, поэтому часть воздушной струи проходит через нос, это добавляет Ль назального звучания;
  • межзубный − кончик языка проходит между зубами.
  • замена на йотированные гласные (Ё, Е, Ю, И);
  • на Вь.

Чаще всего встречаются замены Л на Ль, потому что артикуляция последнего проще. Но иногда происходит нарушение произношения мягкого звука. Правильно подобранные упражнения помогают исправить этот дефект.

Этиология нарушений

Неправильное произношение может быть признаком как дислалии (простого речевого нарушения), так и более серьезных речевых расстройств. Возникновение ламбдацизмов и параламбдацизмов обусловлено следующими причинами:

  • нарушением мышечного тонуса языка;
  • несформированностью органов артикуляции;
  • нарушением фонематического слуха;
  • неправильной речевой средой, в которой растет ребенок.

Причину логопед определяет во время диагностики, которую он проводит перед началом занятий. И уже исходя из результатов специалист выбирает комплекс подходящих коррекционных упражнений.

Логопедическая диагностика

Прежде чем начинать заниматься с дошкольником логопед проводит диагностику, чтобы определить речевое расстройство и механизмы нарушения. Он проверяет состояние моторной сферы. Особое внимание уделяет артикуляционному аппарату: его анатомическим особенностям и моторике. Ребенку предлагают выполнить статические и динамические упражнения.

Также специалист проверяет звукопроизносительную сторону речи. Диагностика включает в себя проверку:

  • произношения всех фонем;
  • темпо-ритмической составляющей;
  • слоговой структуры.

Проверять звуки логопед начинает с изолированного произношения, затем в слогах и словах. Также специалист обращает внимание на то, как малыш произносит фонемы в обычной речи. Затем логопед смотрит на сформированность фонетико-фонематических процессов. Проверка этого блока включает в себя:

  • оценку фонематического слуха (узнавание и различение звука в речевом потоке);
  • сформированность звуко-буквенного анализа;
  • работу со словами-паронимами.

Логопед обязательно проверяет импрессивный и экспрессивный словарь − понимание речи, словарный запас и как он использует его в своей речи. Затем сформированность грамматического строя и связную речь.

Логопед подбирает речевой материал для диагностики в соответствии с возрастом ребенка. Также родителям не стоит сильно переживать, если малыш в возрасте 3-х лет не выговаривает звук Ль. Сонорная группа формируется ближе к 4-5 годам, но стоит обратить особое внимание на подъем языка.

Своевременная логопедическая диагностика позволит выявить возможные проблемы, из-за которых может появиться искажение звукопроизношения. Логопед подберет упражнения, подготавливающие органы артикуляции к произношению звука Ль.

Комплекс артикуляционных упражнений

Перед постановкой Ль необходимо провести подготовительный этап. Он включает в себя подготовку органов артикуляции, нормализацию их мышечного тонуса и формирование психологической базы речи. В гимнастике для органов артикуляции основной упор делается на формирование подъема языка.

  • Базовое упражнение «Улыбочка». Дошкольника просят улыбнуться и зафиксировать губы в такой позиции.
  • Учатделать язык узким. Воспитанник улыбается, делает язык узким и пытается вытянуть как можно дальше. Это упражнение относится к статическим.
  • Также нужно воспитать умение делать язык широким. Нужно улыбнуться, язык поместить на нижнюю губу, делая его широким. Данное задание является также статическим.
  • Базовое задание для формирования подъема языка – «Качели». Губы в улыбке, язык узкий нужно поднимать−опускать.
  • В этот перечень стоит включить базовое упражнение для шипящих – «Чашечку». Рот открыт, язык − широкий. Его поднимают так, чтобы по форме он был похож на чашечку.
  • Чтобы сформировать умение поднимать заднюю спинку языка, произносят Ы как можно дольше, держа рот открытым.
  • Еще одно задание на выработку подъема языка –«Индюшка». Рот нужно приоткрыть, широкий язык помещают на верхнюю губу. Не отрывая его от губы, нужно выполнять движения вперед−назад. Сначала медленно, потом ускоряя темп, добавить голос. Должно получиться БЛ-БЛ (лопотание индюшки).
  • Самое известное упражнение – «Лошадь». С добавлением голосовых связок, затем малышу можно предложить поцокать беззвучно.

При правильном произнесении Ль воздушная струя должна проходить через боковые края. При носовом ламбдацизме нужно сформировать правильный выдох. Губы зафиксированы в улыбке, рот чуть приоткрыт. Кончик языка чуть прикусить передними резцами и подуть. Воздушная струя должна проходить не по центру, а по боковым краям.

Читайте также:  Дефектологическое обследование детей с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида

Для нормализации мышечного тонуса органов артикуляции логопед назначает специальный массаж (при сложных речевых нарушениях) или малыш может делать самомассаж (похлопывание и покусывание языка). Подготовительный этап занимает несколько занятий, чтобы сформировать нужный артикуляционный уклад.

Способы постановки

Ль легко поставить по звукоподражанию, если в речи ребенка есть Л. Взрослый объясняет и показывает правильную артикуляцию, акцентируя внимание на правильном положении органов речевого аппарата.

Если в речи ребенка отсутствует Л, то его необходимо поставить. Иначе мягкий вариант поставить не получится. А если вы поставите сначала мягкий вариант произношения фонемы, то ребенок может заменять им Л.

  • Поставить твердый Л можно от сочетания ЫА. Но гласный нужно произносить кратко, напрягая органы артикуляции. Далее ребенок делает язык широким и помещает на нижнюю губу. Затем слегка прикусывает зубами и произносит ЫА. Когда начнет слышаться Л, язык нужно убрать за альвеолы. После того как у ребенка получился нужный звук, начинают автоматизацию в слоге ЛЫ.
  • Механическим способом. Для этого используют шпатель. Обычно этот вариант используют при межзубном ламбдацизме. Шпателем поднимают язык за верхние зубы и тренируют произношение Л, пока у ребенка это положение не зафиксируется.
  • Если дошкольник заменяет Л звуком Й, здесь также используют механический способ постановки. Взрослый просит произнести фонему, держа рот открытым. Посередине языка нужно положить круглую трубочку или палочку, а шпателем поднять кончик языка за верхние зубы.
  • Один из самых простых способов − произнося А, ребенок аккуратно прикусывает язык. Получается сочетание АЛ. Постепенно язык поднимают за верхние зубы.
  • От упражнения «Индюшка». Во время его выполнения ребенок произносит сочетание БЛ. Взрослый при помощи ватной палочки отодвигает язык вглубь ротовой полости. Когда язык будет поглаживать альвеолы, в речи ребенка появится Л.

После того как малыш научился произносить твердый вариант фонемы, постановка Ль уже делается по звукоподражанию. Логопед произносит слоги ЛИ перед зеркалом и объясняет артикуляцию Ль. Он делает акцент на положении губ в улыбке, зубы должны быть видны, а кончик языка при произношении упирается в альвеолы. После того как у малыша стало получаться произносить звук в этом слоге, можно переходить к сочетанию Ль с йотированными гласными.

Автоматизацию фонемы начинают с закрепления четкого произношения в слогах. Занятия по постановке должны быть индивидуальными, а по автоматизации − групповыми. Во время постановки и автоматизации обязательно нужно проговаривать правильное положение органов артикуляции − так ребенок быстрее освоит правильное произношение.

Существенной разницы в способах постановки Ль у взрослых и детей нет. На занятиях со взрослыми не нужно использовать наглядный материал − уроки строят по типу беседы. Также с ними легче поставить Ль по звукоподражанию.

Если в речи отсутствует Л и Ль, постановку обязательно нужно начинать с твердого варианта. Так как у мягкой фонемы артикуляция проще и малыш начнет заменять ей Л. Поэтому логопед обязательно делает акцент на различии в артикуляционных укладах этих фонем. Работу с сонорными звуками стоит начинать именно с пары Л-Ль, потому что их артикуляция проще.

Академия Речи

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

Постановка звука Л

Успешная социализация невозможна без правильной речи. Над красотой речи необходимо работать с детского возраста. Очень часто у детей возникают проблемы с произношением Л. Взрослому человеку кажется, что произносить этот звук просто. Однако дети получают навык проговаривания фонемы только к 6 годам. В статье рассказывается, когда требуется логопедическая постановка звука Л, перечисляются подходящие логопедические упражнения.

Ламбдацизм и параламбдацизм – что это такое?

Этот термин подразумевает неправильное произношение твёрдого и мягкого Л. Причём сюда включается не только искажённое звучание, но и отсутствие фонемы в произносимых словах. Ламбдацизм бывает:

  • двугубным – слышится гласный «у» (не «лошадь», а «уошадь»);
  • носовым – корень языка утыкается в мягкое нёбо, воздушный поток идёт в нос, в итоге звучит «нг» (не «лужа», а «нгужа»);
  • межзубным – конец языка оказывается в пространстве меж зубов;
  • с отсутствием произношения (не «лейка», а «ейка»).

Также существует параламбдацизм, когда правильное произношение заменяется неправильным. Обычно заменяют на:

  • «Г» («пол» — «пог»);
  • «В» («лыжи» — «выжи»);
  • «Ё» («лодка» — «ёдка»);
  • «Д» («лопата» — «допата»);
  • «Ль» («как дела» — «как деля»).

Причины неправильного произношения

Произношение может быть неправильным или несформированным, потому что:

  • ребёнок ещё слишком мал для проговаривания, просто пропускает фонему, говорит не «лиса», а «иса» (осваивание звука «Л» происходит примерно в 4 года, постановка с распознаванием твёрдости и мягкости – в 6 лет);
  • язык поставлен неправильно (межзубное произношение выходит чётким, но искажённым);
  • язык опущен (двугубное произношение типично для англичан, часто наблюдается у детей, воспитывающихся в межнациональных семьях);
  • язык расслаблен, а нижняя губа активно двигается (выходит «В»).

В вышеописанных случаях артикуляция нарушена из-за дефекта расположения языка во рту. Также дефект произношения бывает следствием того, что формируется искажённый воздушный поток из-за неправильного положения конца или середины языка:

  • двигаются при звукоформировании губы, а не язык;
  • конец речевого органа опускается, а не упирается в верхние резцы;
  • середина языка выгибается вверх, а конец опускается (в норме должно быть наоборот).

Чтобы исправить описанные дефекты артикуляционного аппарата, достаточно нескольких сеансов с логопедом. Но если причина искажённого произношения – дизартрия, вызванная патологиями нервной системы, то предстоит системное и многоэтапное исправление.

Артикуляционные упражнения

При любой форме ламбдацизма перед основным комплексом исправляющих занятий необходимо пройти курс артикуляционной гимнастики, улучшающей подвижность речевых органов. Каждое упражнение выполняется 5 секунд, тренировки проходят ежедневно по 2 раза в день.

  1. «Гамак». Конец языка упереть в верхние резцы, прогнуть вниз. Удерживать в таком положении, отсчитывая секунды.
  2. «Вкуснятина». Язык расслабить, чтобы он стал широким. Лизать им верхнюю губу вверх-вниз. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  3. «Индюк». Выполнять такие же движения, как в предыдущем случае, только быстрее. При этом проговаривать «бл-бл-бл-бл».
  4. «Лошадь скачет». Язык расслабить, сделав широким. Щёлкать им по нёбу возле верхних резцов. Не двигать нижней челюстью.
  5. «Качели». Широко улыбнуться с приоткрытым ртом. Поочерёдно упирать конец языка то в верхние, то в нижние резцы.
  6. «Грибок». Язык прижать к нёбу так, чтобы натянулась языковая уздечка.

Тренироваться нужно не меньше 2 недель. После тренировки можно приступать к упражнениям, назначенным логопедом для постановки звука Л.

Ошибки при попытке произнести звук

При постановке фонемы некоторые дети делают ошибки, сводящие на нет эффективность занятий. Чаще всего ошибки обусловлены неправильным положением речевых органов, но с этой проблемой несложно справиться.

Тренировки могут не давать результата, потому что:

  • язык находится слишком глубоко во рту, поэтому произносится «Ы» (не «лук», а «ыук»);
  • губы ставятся неправильно, из-за чего звучание искажается;
  • при проговаривании делается вдох (при щёчном произношении слышится «Ф», при носовом – «Н»);
  • происходит замена на уже отработанный «Р» (не «булка», а «бурка»).

Постановка звука Л по подражанию

Родители самостоятельно, находясь перед зеркалом, могут показать детям правильную артикуляцию. При произношении согласного:

  • губы находятся в положении улыбки, рот приоткрыт, верхние и нижние зубы не соприкасаются;
  • конец языка устремлён вверх, прижат к задней поверхности дёсен над верхними резцами;
  • воздух выдыхается с обоих боков языка, устремляется в щёки.

Дети должны повторять действия за родителями, глядя в зеркало. Однако такой способ тренировки не подходит для маленьких детей, ещё не способных к подражанию. В данном случае используются другие способы постановки звука Л.

Логопедическая постановка звука Л

Используются следующие приёмы постановки согласного звука Л:

  • тренировка артикуляции;
  • развитие речевого дыхания;
  • автоматизация произношения.

Каждый перечисленный приём необходимо включать во все проводимые дома занятия. Причём нужно учитывать, что дети до 4 лет не должны тренироваться дольше 20 минут, дети 4 – 6 лет – дольше 25 минут.

Занятия проводятся поэтапно. Перед началом занятий по речевому развитию несколько минут необходимо тренировать дыхание:

  • делать короткий секундный вдох;
  • затем медленный спокойный выход в течение примерно 5 секунд.

Для тренировки дыхания можно выполнять следующие упражнения:

  • играть с вертушкой;
  • «останавливать лошадку» — расслаблять губы на вдохе, затем выдыхать воздух так, чтобы получалось «тпр-р-р»;
  • «надувать шарик» — лечь на пол, опустить руку на живот, чтобы чувствовать, как живот раздувается при вдохе и сдувается при выдохе;
  • угадывать фрукты и цветы с закрытыми глазами, глубоко вдыхая их запахи;
  • вдувать пёрышко в импровизированные ворота, выдыхая воздух через сложенные трубочкой губы.

Так же, Вам возможно будет интересно ознакомиться как в домашних условиях научиться выговаривать звук Р.

Механический способ постановки

В логопедии практикуется постановка звука Л механическим способом. Применяются следующие действия:

  • дошкольник сгибается, вытягивает вперед голову, напрягает шейно-плечевой пояс, в этом положении тела пытается протягивать согласный;
  • логопед кладёт указательные пальцы на шею пациента, безымянные располагает с лёгким надавливанием в области углов челюстей, при этом пациент старается произнести фонему;
  • при губно-зубном произношении дошкольнику необходимо выдвинуть губы вперёд, задержать их в таком положении при выходе воздуха;
  • при носовом произношении логопед должен научить пациента выдвигать язык к зубам, чтобы воздух выходил вдоль боков речевого органа через углы губ;
  • механический вариант тренировки подразумевает использование зонда №4 (Постановка звука Л осуществляется с помощью логопедического массажа зондами, путём закрепления положения языка, при котором воздух выходит боковыми струями).

Артикуляционная гимнастика для звука Л

Она является основным этапом постановки звука Л, осуществляемой поэтапно. Занятия, в зависимости от возраста пациента, длятся от 15 до 25 минут.

  1. Разминка. Двигать языком, подражая цоканью лошадиных копыт. Также эффективно упражнение «Парус»: язык поднимается во рту вертикально, удерживается в таком положении 10 секунд, с каждым занятием время удержания увеличивается (максимальное время – 40 секунд). Разминка укрепляет и делает подвижнее языковые мышцы.
  2. От «Ы». Проводится игра «Пароходик». Рот растягивается в улыбке, язык упирается в зубы. Нужно прикусить расслабленный конец языка и произнести «ы-ы-ы» или «у-у-у». Получится «л-л-л».
  3. Постановка от мягкого звука «Л». Детям произносить мягкую фонему легче, чем твёрдую. Ведь губные мышцы не так сильно напрягаются.
  4. От «А». Нужно улыбнуться и, прикусывая расслабленный язык, произнести протяжный «А». Выйдет «ал-ал-ал». Далее должна быть отработка «ала-ала-ала», а на последнем этапе «ла-ла-ла».
  5. От «В». Нужно научить дошкольника не двигать нижней губой. Он должен держать нижнюю губу в опущенном состоянии 5 секунд, затем вернуть в исходное положение к верхней губе. Если пациент самостоятельно не справляется с заданием, то необходимо ему помочь: подставить под губу палец, двигать им вверх-вниз.

Автоматизация звука Л

Сформированное произношение нужно закрепить, постоянно его произносить. Если дошкольник не умеет читать, то произношение закрепляется путём повторения за родителями.

Сначала произносятся слоги, в которых согласный стоит перед гласным: ла, ло, ле, ли. Затем, где первым идёт гласный: ол, ал, ел, ил. После чего переходят на проговаривание слов, где согласный находится в начале, середине и конце, где идёт смягчение фонемы и сочетание её с другими согласными.

Далее отрабатывают произношение словосочетаний и фраз, где в каждом слове или в большинстве слов присутствуют слоги:

  • прямые – ла, лу, ло, лэ, лы;
  • обратные – ал, ол, ул, ыл, ел, юл, ял, ил;
  • с соединёнными согласными – кла, сла, бла, вла, пла, шла, гла, фла (аналогично с гласными «у», «о» и «ы»).

Постановка звука Л твёрдого занимает немало времени. Обычно приходится проговаривать с детьми одни и те же слова и фразы в течение нескольких дней.

Когда в словах и фразах фонема отработана хорошо, можно переходить к стишкам, чистоговоркам и скороговоркам, потешкам, загадкам.

В интернете и книжных магазинах можно найти разнообразный логопедический материал. Тексты нужно проговаривать неторопливо и чётко, не искажая звуки. Если произношение ошибочное, предложение повторяется заново.

Если на начальном этапе закрепляющих занятий пациент повторяет слоги, слова, фразы за логопедом, то далее он должен самостоятельно вспоминать и проговаривать слова и предложения. А специалист только даёт задания:

  • перечислить названия животных, включающие прорабатываемую фонему;
  • названия растений;
  • названия продуктов питания;
  • названия предметов обихода.

Если произношение твёрдой фонемы затруднено, то можно начинать закрепляющие занятия с мягких слогов:

  • прямых – ля, лю, ле, ли;
  • обратных – яль, юль, аль, оль, ель, уль, ыль;
  • с соединёнными согласными – пли, пле, плю, пля (аналогично с согласными «с», «ф», «к», «г»).

Далее мягкая фонема, как и твёрдая, закрепляется в словах, фразах, предложениях. Применяются чистоговорки и скороговорки, стихи и загадки. Чистоговорки родители могут сочинять сами вместе с детьми.

Логопедические занятия: закрепление произношения

Логопедические занятия в игровой форме, вызывают у детей большой интерес. В итоге удаётся быстрее достичь положительных результатов. Наиболее часто применяются следующие игры:

1. «Дорожка». На бумажном листе чертится дорожка от написанной буквы к нарисованному предмету, в названии которого имеется эта буква. Пациент двигает пальцем от буквы по линии к рисунку, произнося проблемный согласный, в конце пути называет нарисованный предмет.

2. «Лиса и колобки». Вырезается фигурка лисы и 10 колобков. Логопед просит пациента назвать определенное слово. Если задание выполняется успешно, то колобок убегает от лисы, если нет, то лиса съедает очередной колобок.

3. Предметные карточки. На карточках изображены предметы, в названии которых имеется проблемный согласный. Дошкольнику предлагается назвать изображённый предмет.

4. Логопедические карточки со звуком Л.

Обычно со всеми вышеперечисленными занятиями родители справляются самостоятельно. Но если прошло много времени, а логопедические тренировки в домашних условиях так и не дали положительного результата, то требуется помощь логопеда.

Как научить ребенка говорить “р”. Автоматизация звука

Если ребенок не говорит “р”: причины, артикуляционная гимнастика, постановка звука “р”

  • Что мешает ребенку выговаривать «р»
  • Постановка звука «р» без логопеда. Артикуляционная гимнастика
  • Как научить ребенка говорить «р»
  • Автоматизация звука «р»

Согласно речевым нормативам, к шести годам словарный запас дошкольника должен насчитывать более 2000 слов. Ребенок должен использовать в речи простые и сложные предложения, пользоваться всеми тремя временами, уметь пересказывать, правильно произносить почти все звуки — исключение составляет только звук «р». Как научить ребенка его выговаривать? Можно ли это сделать самостоятельно или нужна помощь логопеда?

Звук «р» самый сложный, и дети его осваивают в последнюю очередь. Корень языка и уздечка должны быть достаточно сильными, чтобы «удержать» звук, а кончику языка надо уметь расслабляться, чтобы на сильном выдохе происходила вибрация. Звук «р» длительный — язык должен уметь не просто подниматься в правильное положение, но и удерживаться в этом положении какое-то время. К тому же звук «р» требует очень мощного речевого выдоха.

Читайте также:  Методическая разработка по лексической теме 'Бытовая техника'

К шести годам артикуляционный аппарат ребенка должен полностью готовым к произнесению звука «р». Однако есть несколько причин, которые могут помешать ребенку самостоятельно справиться с произнесением самого трудного звука.

Что мешает ребенку выговаривать «р»

Подъязычная уздечка (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно или постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений, или подрезать в поликлинике.

Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, ребенок путает свистящие и шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено.

Если ребенок вместо звука «р» произносит звук «л» — ситуация в норме и легко корректируется. Эти два звука схожи с точки зрения позиции языка, но произнести «л» получается легче, и ребенок, слыша в чужой речи «р» и пытаясь его повторить, выбирает наиболее простой способ. Если ребенок заменяет звук «р» другими звуками, ситуация сложнее, но и в этом случае можно говорить о том, что он его слышит.

Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.

Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.

Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.

Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит.

Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.

Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.

Горловое «р». Если ребенок развивался соответственно нормам, слышит все звуки и процесс освоения речи не вызывал у него каких-либо проблем, он не имеет привычки трудится над приобретением навыков речи. В этом случае, пытаясь воспроизвести звук «р», он может пойти по пути наименьшего сопротивления и заменить труднопроизносимое «р» на более простой вариант, а именно на гортанное «р» (в этом случае вибрация происходит за счет гортанного язычка).

Исправить «р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «р» горловое от «р» языкового.

Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду. Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции. Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно.

Постановка звука «р» без логопеда. Артикуляционная гимнастика

Начинать нужно с артикуляционной гимнастики. Она выполняет сразу две задачи: помогает звуку созреть (готовит речевой аппарат к произнесению звука) и «разогревает» язык, губы, щеки непосредственно перед занятием. Иначе упражнения могут не получиться.

Речевую гимнастику лучше всего выполнять перед зеркалом. Или по подражанию, когда ребенок повторяет за взрослым. Упражнения желательно делать каждый день и недолго. Главное условие — ребенку это должно нравиться. Лучше, если гимнастика будет похожа на игру.

Отдельные упражнения артикуляционной гимнастики предназначены как раз для тренировки речевого аппарата к произнесению звука «р». Они тренируют выдох, растягивают уздечку, укрепляют язык в верхнем положении.

Хороший мощный выдох — залог успеха. В этом очень хорошо помогают мыльные пузыри или шарик от пинг-понга, который точным выдохом нужно суметь загнать в ворота, например, между двух кубиков. Это очень азартное упражнение формирует правильную воздушную струю. Больше игр для тренировки выдоха — здесь.

Упражнение «Качели». Рот широко открыт, язык двигается вниз-вверх, касаясь попеременно зубов. Задерживаем у верхних зубов на 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.

Упражнение «Вкусное варенье». Поднимаем язык к верхней губе и облизываем губы по часовой и против часовой стрелки. Тянемся языком к носу. Держим «широкий» язык.

Упражнение «Индюк». Приоткрываем рот, дотягиваемся языком до верхней губы и производим движения вперед-назад широким передним краешком языка по верхней губе, не отрывая язык от губы. Увеличиваем скорость и пытаемся произнести «бл-бл-бл».

«Маляр». «Красим» языком зубы, щеки, верхнее небо (вперед-назад).

Упражнение «Накажем непослушный язычок». Высовываем язык и несколько раз быстро «прикусываем» его губами, одновременно выдувая воздух. С помощью этого упражнения расслабляем язык губами и тренируем выдох.

«Лошадка». Язык щелкает по верхнему небу, имитируя цоканье лошадки.

«Грибочек». Выполняя упражнение «Лошадка», в какой-то момент останавливаем язык, «приклеивая» его к верхнему небу, и удерживаем 10 секунд в этом положении. Подъязычная уздечка натянулась — это «ножка грибочка».

Если все логопедические упражнения получаются хорошо, ребенок выполняет их легко, можно приступать к запуску самого звука.

Как научить ребенка говорить «р»

Запуск звука «р» логопеды сравнивают с заводом мотора. Поэтому главное упражнение называется «Моторчик».

Упражнение является продолжением упражнения «Грибочек». Под прижатый к верхнему небу язык ставим пальчик (лучше всего поставить пальчик самого ребенка, а можно использовать ватную палочку). Ребенок должен с силой вытолкнуть воздушную струю, произнося при этом длительное «ддддд» (у некоторых детей лучше получается со звуком «жжжж»). В этот момент указательным пальчиком (или ватной палочкой) делаем быстрые колебательные движения под язычком из стороны в сторону.

Язык напряжен, кончик языка расслаблен и вибрирует. Ребенок должен почувствовать, как это происходит. Постепенно язык начинает сам по себе вибрировать, и издается «рррр». Мотор завелся. Проходит какое-то время, и от «моторчика» можно переходить к самостоятельному звуку «р».

Автоматизация звука «р»

Звук «р» очень коварен, и даже если он «завелся», его очень сложно автоматизировать в беглую речь. Часто случается такая ситуация: ребенок рычит, а в его речи звук «р» отсутствует. Начинается кропотливый процесс автоматизации звука.

Сначала «новорожденный» звук учимся соединять с гласными, согласными, потом доводим до автоматизма в словах, предложениях и речи в целом. Логопедические пособия по постановке звука «р» обычно содержат все нужные слоги, слова, предложения и даже маленькие тексты в порядке нарастания сложности.

Сначала звук «р» отрабатывается через согласные звуки «д» и «т» в слогах: “дра”/”дро”/”дру”, “тра”/”тро”/”тру«. Так легче — язык ребенка «отталкивается» от этих твердых небных звуков и переходит к «р».

Затем убираем начальный согласный: “ра”/”ро”/”ру”. Вводим обратные слоги: “ар”/”ор”/”ур«. Крутим вариации до автоматизма, пока ребенок не научится повторять с вибрацией. И до момента, когда во всех слогах не будет получаться именно этот звук, дальше идти не стоит.

Далее переходим к словам. Начинам со слов с начальным «р» или даже через звукосочетание «тр» (трава, рука, рубашка), затем переходим к «р» серединным и конечным (корова, забор).

Параллельно и также от слогов к словам учимся различать мягкое и твердое «р» (для «р’» язык сильнее прижат к небу и находится ближе к зубам, для «р» он более расслабленный и располагается немного глубже).

Чаще всего ребенок сам слышит эти различия и меняет звуки. Иногда нужно сказать, что, например, для смягчения язык нужно передвинуть.

Так постепенно происходит автоматизация звука в речи.

Каждый звук имеет свой срок автоматизации. Свистящие автоматизируются быстро, шипящие чуть дольше, звук «р» автоматизируется дольше всего. Нужно терпение, время и мягкая настойчивость к регулярным тренировкам (каждый день проговаривать вместе с ребенком слова, разучивать чистоговорки). С одной стороны, самостоятельно, без тренировки, звук не закрепится. С другой — давить ни в коем случае не нужно. Ведь звук уже появился и закрепить его рано или поздно обязательно получится, к этому уже есть все предпосылки.

Статья предоставлена специализированным логопедическим центром “Детская академия речи”

программа по коррекции оптической дисграфии
методическая разработка по логопедии (4 класс) по теме

Данная программа была разработана для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Программа позволяет учителю-логопеду лугко составить конспект занятия, опираясь на разделы программы. Т.к. у учащихся данной группы нарушены все компоненты речи, в программе запланирована работа не только по коррекции зрительного восприятия, как основного нарушения при оптической дисграфии, но и по развитию мелкой моторики, мышления, связной речи и закрепления материала, пройденного на уроках грамматики, праврписания и развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_po_korrekcii_opticheskoy_disgrafii.doc344.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СО «Колчеданская СКШИ»

по коррекции оптической дисграфии

Данная программа разработана для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида со слабой степенью умственной отсталости с целью коррекции оптической дисграфии.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы :

а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж

б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О

в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К

При оптической дисграфии работа ведется в следующих направлениях:

  1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного и буквенного гнозиса).
  2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
  3. Формирование пространственного восприятия и представлений.
  4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
  5. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.
  6. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах

Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается :

-ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить

по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева);

-конструировать и реконструировать буквы из элементов (В. А. Ковшиков);

– ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

– проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Методы, используемые в работе :

Практические : тренировочные упражнения для развития голоса, дыхания, органов артикуляции, мелкой и общей моторики, игры, работа в тетради.

Наглядные : графические, символические, иллюстративные, натуральные.

Словесные : слово, рассказ логопеда, беседа. Фонетический, морфологический разбор.

Учащийся должен знать :

– название органов речи;

– принцип образования прямых и обратных слогов;

– графическое изображение каждого звука;

– что речь состоит из предложений, предложение из слов, слово из слогов, слоги из звуков;

– домашних и диких животных, детёнышей животных,

– времена года, признаки и последовательность;

Учащийся должен уметь :

– придавать органам речи, требующую артикуляционную позу при произношении;

– обозначать звук буквой, составлять из букв слоги, односложные, двусложные слова;

– выделять в слове звуки, определять место звука в слове;

– делать звуко-буквенный анализ;

– делить слово на слоги и определять количество слогов в слове;

– использовать в речи отработанную лексику;

– читать слоги, односложные, двусложные слова;

– различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

– образовывать качественные и относит. прилагательные;

– обобщать и классифицировать предметы;

– согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе;

– образовывать и различать глаголы ед. и мн. числа;

– образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов;

– составлять простые предложения с опорой на картинку, серию картинок, опорные слова;

– образовывать наречия (с помощью педагога);

– распределять предметы по величине;

– образовывать мн. число существительных;

– образовывать родственные слова, слова с уменьшительно- ласкательным значением.

– писать односложные и двусложные слова под диктовку.

Программа рассчитана на 62 часа (2 занятия в неделю)

Методы, используемые в работе :

Практические : тренировочные упражнения для развития голоса, дыхания, органов артикуляции, мелкой и общей моторики, игры, работа в тетради.

Наглядные : графические, символические, иллюстративные, натуральные.

Словесные : слово, рассказ логопеда, беседа. Фонетический, морфологический разбор.

Учащийся должен знать :

– название органов речи;

– принцип образования прямых и обратных слогов;

– графическое изображение каждого звука;

– что речь состоит из предложений, предложение из слов, слово из слогов, слоги из звуков;

– домашних и диких животных, детёнышей животных,

– времена года, признаки и последовательность;

Учащийся должен уметь :

– придавать органам речи, требующую артикуляционную позу при произношении;

– обозначать звук буквой, составлять из букв слоги, односложные, двусложные слова;

– выделять в слове звуки, определять место звука в слове;

– делать звуко-буквенный анализ;

– делить слово на слоги и определять количество слогов в слове;

– использовать в речи отработанную лексику;

– читать слоги, односложные, двусложные слова;

– различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

– образовывать качественные и относит. прилагательные;

– обобщать и классифицировать предметы;

– согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе;

– образовывать и различать глаголы ед. и мн. числа;

– образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов;

– составлять простые предложения с опорой на картинку, серию картинок, опорные слова;

– образовывать наречия (с помощью педагога);

– распределять предметы по величине;

– образовывать мн. число существительных;

– образовывать родственные слова, слова с уменьшительно- ласкательным значением.

– писать односложные и двусложные слова под диктовку.

Поиск материала «Коррекция оптической дисграфии у младших школьников, Конспекты логопедических занятий, Яцель О.С., 2013» для чтения, скачивания и покупки

Найденные материалы, документы, бумажные и электронные книги и файлы:

Search results:

  1. Яцель О.С. Коррекцияоптическойдисграфииу.. | “Болтушка. “

Яцель О.С. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников . Альбом упражнений для индивидуальной работы # Дисграфия @boltuska.

Девочки,у меня почему-то загружаются конспекты ,а у вас?

Мазанова е.в. коррекция оптической дисграфии . Конспекты занятий с младшими школьниками план- конспект занятия по логопедии на

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии .

Канцтовары. Письменные принадлежности. Бумажные канцтовары. Ранцы, рюкзаки, сумки. Канцелярские мелочи. И многое другое.

Содержит конспект занятия для учащихся младших классов по коррекции оптической дисграфии .

Вложение. Размер. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников .

В процессе занятия ученики закрепят знания о механизме образования звуков

Мазанова е.в. коррекция оптической дисграфии . Конспекты занятий с младшими школьниками .

Презентация может использоваться на логопедических занятиях по устранению оптической дисграфии .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. « Коррекция оптической дисграфии у младших школьников ».

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв.

Программа позволяет учителю- логопеду лугко составить конспект занятия , опираясь на разделы программы.

Главные вкладки. программа по коррекции оптической дисграфии методическая разработка по логопедии (4 класс) по теме.

Методика профилактики и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с применением план-схем методическая разработка по логопедии

Оптическая дисграфия – это вид дисграфии , обусловленный несформированностью зрительно-пространственных функций.

« Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений». . Оптическая форма дисграфии связана с несфомированностью зрительно-пространственных представлений.

Программа коррекции дисграфии у младших школьников .( 2 класс) предназначена для учителей – логопедов СОШ.

Актуальность ранней коррекции дисграфии у младших школьников . В статье рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики дисграфии .

Название: Коррекция оптической дисграфии у младших школьниковАвтор: Яцель О.С. Издательство: М.: ГномГод: 2013Формат: pdfРазмер: 19.6

Предлагаемый автором курс состоит из 11 логопедических занятий . Во все занятия включены игровые и здоровьесберегающие.

Коррекция оптической дисграфии у младших школьников . Конспекты логопедических занятий Яцель Ольга Станиславовна Предлагаемый автором

Предлагаемый автором курс состоит из 11-ти логопедических занятий . Конспекты занятий имеют определенную структуру.

Особенности проявления оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете.

Конспекты логопедических занятий. — М.: Гном, 2013. — 72 с. Предлагаемый автором курс состоит из 11 логопедических занятий. Во все занятия включены игровые и здоровьесберегающие технологии.

Разработан материал по коррекции оптической дисграфии у младших школьников .

1.3. Организация логопедической работы по устранению оптической дисграфии . Организуя логопедическую работу по коррекции оптической дисграфии необходимо учитывать.

Конспекты логопедических занятий ” и содержит упражнения к конспектам логопедических занятий по дифференциации часто смешиваемых

книги ” Коррекция оптической дисграфии у младших школьников . Альбом упражнений для индивидуальной работы” (автор Яцель .

Конспекты занятий с младшими школьниками . . Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии . Конспекты занятий .doc Скачать 517 Кб.

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии .

Конспекты логопедических занятий . Яцель О. 0.00.

Система апробирована автором в течение нескольких лет работы на логопедическом пункте школы и дает стойкие положительные результаты при коррекции оптической дисграфии у младших школьников .

Предмет исследования – процесс коррекции дисграфии у младших школьников .

Если же занятия с логопедом не принесли должного результата, или

Для коррекции дисграфии у младших школьников необходимо проведение с ними строго целенаправленной работы в.

Ольга Яцель. Предлагаемый курс коррекции данного нарушения письменной речи состоит из одиннадцати логопедических занятий. Конспекты занятий имеют определенную ав-торскую структуру. Каждое занятие завершается зрительным и слуховым диктантами.

В словосочетаниях, предложениях и тексте.Дифференциация букв о-а.

Современная образовательная среда предъявляет все большие требования к качеству обучения школьников; между тем, число учеников, не усваивающих программу начальной и средней школы, постоянно растёт.

Конспекты логопедических занятий с младшими школьниками , страдающими оптической дисграфией .

Приводится система упражнений для профилактики и коррекции оптической дисграфии . Для педагогов и родителей.

Данная разработка представляет собой методическое пособие, направленное на коррекцию оптической дисграфии у учащихся начальных классов с речевой патологией. Предложенное пособие может быть использовано учителями начальных классов, логопедами, работающими.

Альбом является дополнением к пособию ” Коррекция оптической дисграфии у младших школьников . Конспекты логопедических занятий ” и содержит упражнения к конспектам логопедических занятий по дифференциации часто смешиваемых детьми букв:а-о, у-и, п-т.

Коррекция оптической дисграфии носит систематический характер. Предлагаемые задания помогут разнообразить материал для логопедических

Из имеющихся методик рекомендуется система работы Яцель О. С. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников .

Конспекты логопедических занятий » ( Яцель Ольга Станиславовна) в Интернет-магазине My-shop.ru. Низкая цена, доставка курьером и почтой, самовывоз.

Предлагаемый курс коррекции данного нарушения письменной речи состоит из одиннадцати логопедических занятий .

Конспекты логопедических занятий . Яцель О.С. Конспекты логопедических занятий .

Система апробирована автором в течении нескольких лет работы на логопедическом пункте школы и дает стойкие положительные результаты при коррекции оптической дисграфии у .

Конспекты логопедических занятий . Яцель О.С.. Купить товары для людей с нарушением слуха и зрения.

Предлагаемый автором курс состоит из 11-ти логопедических занятий . Конспекты занятий имеют определенную структуру.

Краткая характеристика оптической дисграфии . Оптическая дисграфия связана с

Период проведения коррекционных занятий с 15 сентября по 15 мая. В первые две недели сентября и

Коррекция оптической дисграфии . Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова.

. программа ” Коррекция оптической дисграфии у младших школьников ” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой ” Коррекция оптической дисграфии и школьный логопункт”.

Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты , статьи и пр.

Яцель Коррекция оптической дисграфии .pdf.

Для дефектологов, логопедов и родителей, имеющих детей с особенностями развития предлагается широкий спектр материалов как теоретической направленности (нормативные документы, словарь, статьи различной тематики).

^ Оборудование для логопедического массажа. Оформление помещения для занятий .

Главная Магазин Книги Логопедия Нарушения чтения и письмаЯцель О.С., Коррекция оптической дисграфии у младших школьников .

Конспекты логопедических занятий .

На данной странице Вы можете найти лучшие результаты поиска для чтения, скачивания и покупки на интернет сайтах материалов, документов, бумажных и электронных книг и файлов похожих на материал «Коррекция оптической дисграфии у младших школьников, Конспекты логопедических занятий, Яцель О.С., 2013»

Для формирования результатов поиска документов использован сервис Яндекс.XML.

Нашлось 260 тыс. ответов. Показаны первые 32 результата(ов).

Логопедическое развлечение для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в страну красивой речи»

Логопедическое развлечение для детей среднего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие в страну красивой речи»

Цель: систематизировать и обобщить у детей знания, полученные на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.

  1. Закреплять умение обобщать и классифицировать понятия.
  2. Закреплять полученные навыки звукового и слогового анализа слов.
  3. Формировать интерес к слову, к речи, расширять знания и кругозор.
  1. Развивать фонематический слух, слуховое внимание и восприятие.
  2. Развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас.
  3. Вырабатывать правильную осанку, умение координировать движения, ориентироваться в пространстве.
  4. Закреплять умение чётко и правильно произносить звуки в словах, чистоговорках, стихах.
  5. Развивать высшие психические функции: зрительное и слуховое восприятие и внимание, память, мышление.
  6. Развивать общую и мелкую моторику.
  1. Создание благоприятной атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.
  1. Воспитывать внимание к обращённой речи.
  2. Воспитывать умение слушать друг друга.
  3. Воспитывать чувство доброжелательности в отношении со сверстниками.
  4. Воспитывать чувство уверенности в себе.
  5. Воспитывать умение сотрудничать, действовать сообща.

Ход развлечения:

Дети входят в зал под музыку «АБВГДЕйка» и садятся на стульчики.

Логопед: Добрый день, дорогие ребята! Я приветствую вас на празднике «Правильной речи»! Ребята, все вы, наверное, любите приключения?! Сегодня я предлагаю вам отправиться на поиски клада в волшебную страну красивой речи! Звучит сказочная музыка. (СЛАЙД).

За высокими горами,
За далёкими лесами
Чудо-государство есть!
Слов красивых там не счесть!

Но чтобы попасть в эту сказочную страну красивой речи, нам нужно правильно и красиво говорить, а ещё выполнить задания! А какие задания, нам подскажет волшебная карта. (Показывает карту).

Звучит устрашающая музыка, внезапно влетает Баба Яга.

Баба Яга: Чем вы тут занимаетесь? (подбегает к логопеду). Ага! Карта! Её-то я и ищу! (отбирает у логопеда карту). Приключения! Сокровища! Сейчас полечу на своей метле и найду клад! (злобно). А вы хотели без меня? Не выйдет!

Логопед: Но это наша карта! Если хочешь, отправляйся в путь с нами!

Баба Яга: Вот ещё! Идти куда-то! Я вас сейчас сама в три секунды туда доставлю.

Баба Яга: Конечно! Не зря же я Баба Яга! Закройте все глаза, а то колдовство не получится. Спать, всем спать, а кто не уснёт, тот на остров не попадёт! 1,2,3… (Дети закрывают глаза, а Баба-Яга убегает).

Логопед: Ой! А где же Баба Яга? Наша карта…Что же делать? (задумывается)

Звучит музыка в зал вбегает сказочный персонаж ТАРАТОРКА, напевает песенку.

Тараторка: Тары – бары, тары – бары, тару – ра. Тараторю без умолка, прямо с самого утра. Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! А что это вы такие грустные?

Логопед: Здравствуй, Тараторка! У нас произошли неприятности, Баба Яга украла нашу карту, и нам теперь не попасть в волшебную страну и не найти клад!

Тараторка: Не беда! Я вашему горю помогу! Но прежде очень уж хочу вас развеселить!

Дети вместе с Тараторкой играют в музыкальную игру с обручами.

Тараторка: Здорово поиграли! А теперь я помогу найти вам Бабу-Ягу. Ребята, а вы знаете, где она живёт?

Тараторка: Точно! Садитесь на стульчики, мы полетим на ветерке! Закрывайте глазки и пойте песенку ветерка. Какая она?

(Дети закрывают глаза и поют песенку ветерка).

Звучат звуки леса. Появляется СЛАЙД с изображением леса и диких животных.

Логопед: Ой, ребята, мы очутились в лесу! Здесь мы обязательно встретим БЯ. Давайте скажем Тараторке СПАСИБО за помощь.

Тараторка: Я очень рада была с вами познакомиться, но мне пора в мою сказку!

Дети благодарят Тараторку, и она убегает в лес.

Логопед: Ребята, а кто живет в лесу, кроме БЯ?

Ответы детей: Дикие животные, заяц, лиса, волк…

Логопед: А теперь встанем, поиграем!

Сделайте столько прыжков, сколько слогов в слове ЛЕС. (1 прыжок). Дети выполняют движения по тексту.

Физкультминутка.

Остановились!
Поднимайтесь, ручки вверх,
Шевелитесь, пальчики –
Так шевелят ушками
Серенькие… (зайчики).

Крадёмся тихо, на носочках,
Так лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом
И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише…
Притихнем, словно в норках… (мыши).

Звучит устрашающая музыка.

Логопед: Ой, ребята, садитесь скорей на стульчики. Кто-то идет из леса! Ч-Ч-Ч! (Появляется БЯ).

Баба Яга: (вертит карту в руках, поворачивает её). Что-то я ничего не пойму, какие-то знаки, стрелки, линии…

Ага! Вы уже здесь! Без меня нашли дорогу! А карта-то у меня! Клад-то всё равно будет мой!

Логопед: Эх, Баба Яга! Карту украла, а сама разобраться не можешь

Баба Яга опускает голову.

Логопед: Посмотри! Команда лучших кладоискателей сидит. Давай объединяться! (соглашается).

Логопед: (смотрит карту)

1 задание: Игра «Доскажи словечко».

Поиграем в игру «Доскажи словечко», но здесь нужно подумать, потому что ответ в рифму будет неправильным. Справитесь?

Живу за океаном, На пальме рву бананы. Я весела, здорова, А кто же я? (обезьяна)

Домик носит на себе, С нею рядом он везде, Дом на прочный щит похож. Кто ж там прячется? Там… (черепаха) Как зеленое бревно Я в воде лежу давно. Но не трогайте за брюшко, Могу съесть вас! Я —… (крокодил)

Я лаю и кусаю, Я дом ваш охраняю. Всегда смотрю во все глаза, А как зовут меня?… (собака)

Я курочки сыночек, Я желтенький комочек, Я еще совсем малыш. Ну, а как зовусь я? (цыпленок)

Дети отгадывают загадки. А БЯ выкрикивает неправильные ответы. Показ слайдов на каждую отгадку.

2 задание: Игра «Посчитай слоги».

Дети отхлопывают количество слогов в словах-отгадках (СЛАЙД).

3 задание: Выполнить гимнастику для глаз «Солнечный зайчик».

Баба Яга: А разве есть такая гимнастика? Для рук знаю, для ног, а такой никогда ни видом не видывала, ни слыхом не слыхивала.

Логопед: Есть такая гимнастика. И она очень полезна для глаз! (дети вместе с логопедом показывают).

Солнечный мой заинька,
Прыгни на ладошку!
(указательный пальчик ставим на ладонь)
Солнечный мой заинька,
Маленький, как крошка!
(показываем, какой маленький)
Прыг на носик, на плечо!
(движения указательным пальцем, следим глазами)
Ой, как стало горячо!
(потираем ладошки)
Прыг на лобик и опять
На плече давай скакать!
(следим глазами за пальцем)
Вот закрыли мы глаза,
А солнышко играет:
Щёчки теплыми лучами
Нежно согревает!
(трём щёчки).

4 задание: «Найди слова со звуком Ш».

Слайд с картинкой.

Баба Яга: Ух, какие вы молодцы! А я так не умею.

Логопед: Ребята, а мы с вами все задания по карте выполнили и очутились в стране красивой речи!! СЛАЙД.

Осталось последнее – клад найти.

Баба Яга: Я сама! Я сама!

Дети с БЯ встают около стульчиков.

Логопед: Сделайте вперед столько шагов, сколько слогов в отгадке.

Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит, А проснётся, ну реветь, Как зовут его? — … (Медведь).

Дети отгадывают загадку, определяют количество слогов в слове МЕДВЕДЬ, делают 3 шага вперед.

Давайте найдем медведя, у него клад.

Ребята, мы нашли клад. Какие мы молодцы. Давайте посмотрим, что лежит в волшебном сундучке (раздаём медальки).

Логопед: Наш праздник подошёл к концу. Так пускай же наша речь, ребята, всегда будет яркой, выразительной, грамотной и, конечно, красивой.

Баба Яга: Я так много нового узнала. Мне даже стыдно стало, пора и мне самообразованием заняться. А все расскажу своему другу Кощею.

До свидания! (убегает)

Логопед: Ну вот и всё, ребята! Понравилось вам наше путешествие? Будьте всегда такими находчивыми, говорите правильно, а главное – дорожите дружбой!

Уходят из зала под музыку «Вместе весело шагать…».

Петрикеева Олеся Николаевна,
учитель-логопед

Ссылка на основную публикацию