Познавательно-речевой досуг: Клуб знатоков русского языка

Клуб знатоков русского языка
методическая разработка (6 класс) по теме

внеклассное мероприятие по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
klub_znatokov.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Клуб знатоков русского языка

Цели игры:
• выявить наиболее одаренных, творческих учеников;
• повторить в форме занимательной игры основные разделы школьного курса русского языка;
• проверить знания и умения учащихся в следующих разделах: фонетика, лексика, морфология, фразеология, этимология, словообразование, синтаксис.
Условия игры.
Играют 2 команды, в каждой по 6 участников, команда готовит название, девиз, по возможности, сценку или песню. Игру проводят двое ведущих, помощники -мудрецы (они раскладывают и собирают карточки, разыгрывают сценки, раздают фишки за правильные ответы). Члены ученого совета подводят итоги игры.
В конкурсе знатоков могут принимать участие и болельщики 5-х, 6-х классов, которые приносят дополнительные очки командам.

ПЕРВЫЙ ТУР (проводит учитель)

Задание. Закончите определение.
1. Орфография — это раздел науки о языке, который изучает (систему правил написания слов);
2. Синтаксис — это раздел науки о языке, изучающий (строение словосочетаний и предложений);
3. Пунктуация — это раздел науки о языке, который изучает (систему знаков препинания);
4. Морфология — это раздел науки о языке, который изучает (слово как часть речи);
5. Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются (звуки языка, ударение, слог,);
б. Этимология — раздел науки о языке, изучающий (происхождение слов).

Ведущий 1: Задания для тех, кто дружит с фонетикой и орфографией,
Задание 1 . В каких словах звуков больше, чем букв? (Яма, растение, Юля, поем, знаем, елка.)

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы и объясните правильное написание.
Зам_реть от восторга, отп_рать замок, прик_снуться к прошлому, написать изл жение, р_сло р стение, пос_деть рядом, пос_деть к старости, пол_скали белье, л скать котенка.
Ведущий 2: Конкурс болельщиков. Задания для тех, кто дружит с лексикой:
1. Как написать слово глаз тремя буквами? (Око.)
2. Какой город парит в воздухе? (Орел.)
3. Какой хищный зверь течет быстрой рекой? (Тигр.)
4. Какой город самый сердитый? (Грозный.)
5. Что общего в словах: паровоз, самосвал, самолет? (Два корня.)
Ведущий 1: Высокочтимые мудрецы! Прошу вас дать ответ на первый наш вопрос: что означает слово чилибуха? Повторяю: чи-ли-бу-ха. Мудрецы обмениваются мнениями.
СЦЕНКА «ТРИ МУДРЕЦА»
1-й мудрец: Чилибуха — это название реки. Можете мне поверить, что это так.
2-й мудрец: Чилибуха — это порода дерева. Ну, как вам объяснить. Небольшое такое дерево.
3-й мудрец: Не слушайте их. Чилибуха — это, если хотите знать, не река и не дерево, а особо приготовленное, остро приправленное жаркое из дичи. Охотники угощали меня чилибухой, уж я-то знаю, что это такое.

Ведущий 1 (обращаясь к командам): Определите, кто из мудрецов прав.
Участники поднимают карточки с номерами 1, 2,3.

(Прав 2-й мудрец, Чилибуха — это небольшое вечнозеленое деревце тропических лесов, в семенах, коре и древесине которого содержится сильно действующий растительный яд — стрихнин.)
Ведущий 1 (обращаясь к мудрецам со вторым вопросом): Что значит слово тугрик?
1-й мудрец. Если мне не изменяет память, это денежная единица.
2-й мудрец. Я считаю, что это название старинной одежды, Я когда-то имел возможность щеголять в ней.
З-й мудрец. Это название музыкального инструмента, похожего на дудочку.
(Участники поднимают карточки с номерами.)
(Прав 1-й мудрец. Тугрик — денежная единица в Монголии.)
Задание 1 . Из примеров, приведенных ниже, выберите устаревшие слова.
(Коллективная работа команд с заданиями. Ответы передают ученому совету.)
1) Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда.
2) Твой конь не боится опасных трудов, Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю.
З) Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
4) Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
5) Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем выползала.
6) Дружина пирует у брега.

Задание 2. Найдите слова-синонимы в следующих предложениях:
1) В один прекрасный вечер Гаврик объявил, что ждать больше не желает.
2) Раздался великолепный свист.
З) Но вот настал конец этой восхитительной жизни.
Ведущий 2: Пока команды выполняют задания, болельщики участвуют в аукционе «Помоги команде»,
Сесть в галошу, ахиллесова пята, от корки до корки, как рыба в воде, красная строка.
Задание 2. Вспомните общеупотребительные слова, в которых сохранился устаревший корень. (Например: очки, перстень, перчатки.)
Ведущий 1: Теперь выполним задания по морфологии.
Задание 1. Определите часть речи. Составьте со словами словосочетания, из которых было бы ясно, какая это часть речи. Как называются такие слова?
Стих ( сущ., глагол), жгут (сущ., глагол), пила (сущ., глагол).
Мой (местоимение, глагол), три (числит, глагол), покрывало (глагол прош. вр., сущ.).
Ведущий 2 проводит с болельщиками новый аукцион «Помоги команде».
Задание 1. Назовите как можно больше глаголов, которые пишутся с не слитно.
Ведущий 1: Сейчас мы займемся этимологией слова. Ответьте на следующие вопросы:

1. Почему скатерть в сказках называется самобранкой? За что ей себя бранить?
(Самобранка — не от слова бранить, а от слова брать.)
2. Князя Олега назвали вещим, потому что ему ведома была каждая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем?
(От слова кость, в значении «худой, тощий человек, ходячий скелет».)
3. Иногда говорят: «Было-то было, да быльем поросло». Чем поросло то, что было, и почему именно поросло?
(Былье — трава, былинка.)
4. Мы говорим: Биться не на живот, а на смерть. Что здесь означает слово живот? Как понимать это крылатое выражение?
(Живот — значит «жизнь», «сражаться не щадя живота».)
Ведущий 2: Вспомним о словообразовании.
Задание 1. В каком слове нет приставки?
(Подогнуть, подозрение, подоконник, подолбить, подушка, пододеяльник.)
Задание 2. Кто больше? Назовите слова с суффиксом -арь.
(Пекарь, лекарь, аптекарь, ухарь, библиотекарь, звонарь, пахарь.)
Ведущий 1: Предлагаю задания по синтаксису и пунктуации.
Задание 1. Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Подчеркните грамматические основы.
1) Над полями и лесами все ярче и ярче светит солнышко.
2) Потемнели в полях дороги посинел на реке лед.
З) Прилетели белоносые грачи торопятся поправить свои старые гнезда.
4) Скоро оденется лес листвою зацветет на опушках черемуха защелкают над ручьями голосистые соловьи.

Ведущий 1: Каждая команда получает письмо. Прочитайте его внимательно.
Обратите внимание на то, что письмо это было написано еще в прошлом веке. За З минуты вы должны написать ответ. (После того, как участники зачитают свои ответы, ведущий читает полученное письмо.)
Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. нету у меня ни отца, ни маменьки. Только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка.. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку. А я начал с хвоста. А она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню.
Ведущий 2: Пока участники выполняют задание течение 3-х минут, болельщики участвуют в аукционе «Помоги команде».
Закончите пословицу
Сладкая ложь лучше
Как аукнется, так
Тише едешь —
По одежке встречают, по
Не спеши языком, спеши
За двумя зайцами погонишься,
Готовь сани летом, а
Задача-шутка. Что общего с точки зрения языка между словами родители и тапочки?
(Оба существительных обозначают парные предметы, а потому чаще употребляются в форме множественного числа, чем единственного.)
Ведущий 1: Обратимся к нашему досточтимому ученому совету чтобы он подвел итоги конкурса команд. Вам слово, члены ученого совета!
(Подведение итогов игры. Подсчет очков, которые принесли командам болельщики. Награждение команд.)
Поздравляем команду-победительницу.

Сценарий логопедического развлечения «Знатоки русского языка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Одуванчик»

Бабушкина Людмила Михайловна,

учитель-логопед МБДОУ № 9 «Одуванчик»

Сценарий логопедического развлечения

«Знатоки русского языка»

Цель: Продолжать знакомить детей с красотой и величием русского языка и культуры; историей русского народа, воплощённой в словах, пословицах, поговорках. Упражнять детей в звуковом и слоговом анализе слов; развивать фонематический слух. Воспитывать любовь к родному языку, к русской культуре.

Ведущий: учитель – логопед: Сегодня праздник славянской письменности – праздник родного слова, родной книги, родной литературы и культуры.

Расскажу я вам о Святой Руси, о далеких временах. Жили тогда добрые молодцы да красные девицы, у них были славные матушки и мудрые батюшки.

Они пахали да косили, терема строили, холсты ткали да узорами вышивали. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели они книги читать и письма писать.

И явились на Русь братья Кирилл да Мефодий, и придумали буквы. (показывает фото). Они из букв составили азбуку. И называлась она (Кириллица.) Почему? (По имени Кирилла, ее создателя.)

Братья постарались, чтобы каждая буква славянской азбуки была простой и четкой, чтобы человек, увидев букву, захотел овладеть письмом и чтением. До сих пор мы используем азбуку, сочиненную в древности Кириллом и Мефодием. Стали Кирилл да Мефодий учить грамоте наших предков. (Чтение детьми стихов о Кирилле и Мефодии).

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей ,

Христианских своих просветителей.

Ведущий : Встречайте современную русскую азбуку!

(Двое детей вносят плакат с изображением букв современного алфавита, находят сходство и различия между ними и буквами кириллицы).

Ведущий : Каждая буква славянской азбуки была особенной и имела своё имя. Посмотрите, к нам славянские буквы в гости пожаловали. Послушайте, как звучит старинная азбука

Аз – Здравствуйте! Меня зовут Аз.

Буки – А меня зовут Буки? (Берет букву Аз за руку.) Назовите нас вместе!

Ведущий: Получилось слово «азбука». Этим двум буквам выпала большая честь стоять в начале алфавита.

В народе так и говорят: «Сначала аз и буки, а потом и науки».

С азов начинается путь каждого из вас, в мир знаний.

Ребята а вы знаете сколько букв в современной русской азбуке (33) ?

А сколько букв в старославянской азбуке (43)?

Сколько гласных букв в русском языке? (10) ?

А лучше запомнить буквы нам поможет эстафета.

Команда Знайки и Умейки

Эстафета:Пробежать змейкой, дописать на мольберте букву и передать эстафету другому участнику.

Ведущий: Ой ребята, посмотрите кто к нам в гости пришел?

Ребёнок Здравствуйте! Меня зовут Веди. Я все знаю, все ведаю. И то, что сегодня у вас праздник, что будем сочинять и отгадывать загадки.

Кто хочет загадать загадку? (Дети загадывают).

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,

Острым клювиком, как птичка,
Водит ровно по страничке.
И в твоей тетрадке
Должны быть строчки гладки

Остро носик ты заточишь.
Нарисуешь всё, что хочешь.
Будет солнце, море, пляж.
Что же это?

Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают.

Каждый год школа дверь открывает.
С теплотой всех детей принимает.
Малыши – новосёлы вселяются.
Знаешь ты, как они называются?

В школьном портфеле тетрадка,
А что за тетрадка – загадка.
Получит оценку в неё ученик,
А вечером маме покажет.

На её листочках
И цифры есть и буквы в строчку.
Листочки в клетку и в линейку,
Писать в ней ровно ты сумей-ка

Их всех по имени зовут

От буквы А до Я.

И ты, коль с ними не знаком,

Стучись быстрее в дружный дом!

Крошки-птички сели в ряд

И словечки говорят.

Ведущий:Ой а это кто там еще?

Ребёнок Здравствуйте! Я буква Глаголь. Как вы думаете, что обозначает мое имя? Верно, «глаголить» – значит «говорить», но, прежде чем говорить, надо хорошо подумать.

В народе говорят: «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь».

Хочу поиграть с вами в игру «Цепочка слов»

Эстафета «Цепочка слов»

(по последнему звуку названного слова)

Слон – нос – стол – лампа – ананас самолет – тигр – рыба – акула)

Ведущий: Ребята а к нам еще гости?

Добро – Добрый день! Меня зовут Добро.

Ведущий. Какое у тебя доброе имя! Доброта – лучшая черта человека.

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера…

Ведущий: А наши дети о добрых словах тоже знают пословицы.

1. Доброе слово железные ворота откроет.

2. Доброе слово и кошке приятно.

3. Доброе слово лучше мягкого пирога.

4. Доброе слово уймёт злое.

5. Грамоте учиться – всегда пригодится.

6. Коли грамота даётся, так на ней далеко уедешь.

7. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Объясните смысл пословиц.

Эстафета:По команде Марш! Прыжки из обруча в обруч

Составить слово из звуков по картинке и выложить его на мольберте (картинкилук, жук)

Ребёнок– .Здравствуйте! Я – буква Люди. Хочу поиграть с вами в игру

«Ушки на макушке»« (Конкурс капитанов)

(хлопнуть на звук л – ль )

Лампа, лошадь, волк, утюг, велосипед, веник, вертолёт, вещи, апельсин, ландыш

лекарство, врач, вермишель, яблоки, лейка, лимон, школа, кукла.

Ребёнок Здравствуйте, меня зовут Мыслете. Я хочу, чтобы вы поиграли в игру « Будь внимательным подумать, прежде чем выполнить задание. Игра найди свою пару»

Эстафета «Найди свою пару» (всего три пары в команде)

По команде Марш! (Ребенок встает взрослому на ноги и оба они идут шагом до места, где разбросаны буквы парные согласные, которые надо найти и поместить на мольберт, далее вернуться обратно также передовая эстафету касанием руки).

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям.

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Ведущий. Спасибо святым братьям Кириллу и Мифодию за то, что подарили нам славянскую азбуку! Они создали не просто азбуку и письменность, они создали язык, культуру, способные передать ценности народа.

Хочу поздравить всех вас

За знание и старание,

За смелость и внимание,

Всех вас отметить надо!

А награда для всех вас аплодисменты в вашу честь

Клуб знатоков русского языка

Описание разработки

Цель: выявление интеллектуальных способностей, привитие интереса к изучению русского языка, расширение кругозора , развитие мышления, памяти.

Эпиграф «Чем больше человек знает, тем интереснее и дороже он для людей» М. Горький.

Слово учителя.

Заседание клуба Знатоков русского языка пройдет под девизом «Грамота – второй язык». А что такое грамота? От греческого –это буква, запись; следовательно , это умение читать и писать. В нашем клубе будут работать две группы знатоков

( представляются группы), а также те, кто любит русский язык. ( болельщики).

Координировать работу будет учитель, а следить за вашими ответами, вести подсчет набранных баллов, а у болельщиков жетонов – жюри.

Задание 1. Вам(знатокам) даны карточки с заданием. Внимательно прочитайте слова, подчеркните в слове часть, отвечающую на вопрос Сколько? Подумайте, какая это часть речи.

Стоянка, подвал, трибуна, одиночество. сестрица, ухитриться, простой, сторожка, вспять, Стокгольм, Севастополь, постоять, столица, тритон, устрица.

Задание болельщикам. Начинаем склейку слов из рассыпанных слогов.

Вам помогут вопросы. Что из камня? Что изо льда?

Суль – ми – ка – ра – пи –со – да. (пирамида, сосулька)

Задание 2. Устный вопрос знатокам 1 команды. Назовите имена прилагательные женского рода, которые»жалуются» на свой размер.

(низка – я, коротка – я, длинна – я, высока – я, долговяза – я).

Задание 2 команде. Читаю рифмующиеся между собой имена прилагательные, знатокам необходимо назвать произведение, его автора и по возможности восстановить текс.

… одинокий (белеет парус одинокий)

… голубом (в тумане моря голубом)

… далёкой (что ищет он в стране далёкой)

… родном (что кинул он в краю родном)

М. Лермонтов «Парус»

Справка: если не отвечают знатоки, помогают болельщики, за правильные ответы получают жетоны)

Задание 3. »Буква А» – будьте внимательны!

Мы обычные слова – всех нас знает каждый.

Мы содержим букву А трижды или дважды.

Иногда всегда одну(только не в начале).

Но сегодня –ну и ну!Все они сбежали.

Вот беда! Простыл их след. Где набраться прыти?

Срочно дайте нам ответ, их восстановите. (карточки у знатоков)

Б Р Б Н , С Т Р Х , Н Г Р , Р С С Д , Т Л С, С Т Р , С Т Р Т ,

(барабан, страх, Ангара, рассада. атлас, астра. старт, алмаз, стакан)

Задание болельщикам. «Счётная машина»

Дикобраз в подарок сыну сделал счётную машину.

С сожалению, она недостаточно точна.

Результаты перед вами – быстро всё исправьте сами.

Достаточно в каждом примере поменять местами две цифры. Какие?

83 – 17=21 (38 – 17=21)

276 – 183=113 (286 – 173=113)

(повторяются орфографические правила написания числительных)

Задание 4. Вам предлагается из рассыпанных слогов «склеить»слова. Подсказка в вопросах. 1) Кто ползёт? Кто летит?

КА –ТРЯ –У –КА –ГУЗ –СО – ЛИТ

2)Где машина? Где страна? СА – АР – МО – ГЕН – ТИ – СВАЛ – НА

3)Кто в пруду? Кто на лугу? РЕ – БЁ – ЛЯ – НОК – ЖЕ – ШКА – ГУ

Задание болельщикам. (запись на доске)Кто в шкафу?Что на столе или на тумбочке?

ВИ – БАШ – ЗОР – ТЕ – КА – РУ – ЛЕ (рубашка, телевизор)

Задание 5. «Ремонт» Задачи смысл прост и ясен, она достаточно легка.

Героями крыловских басен слова дополните, пока!

(карточки у знатоков)

Па…дник, двуст……. а, ………омка, п……ок, т……тор, по ……од, за……. . ка.

(лиса) (волк) (кот) (осёл) (рак) (лев) (слон)

– что надо сделать, чтобы , не меняя букв, изменить наклонение глаголов?

вЕртите, дЫшите, гОните (изъявительное, настоящее время)

(ударение изменить – вертИте, дышИте, гонИте – повелительное )

– какое слово родилось в Ленинграде в 1959 гду, когда был спущен на воду могучий ледокол «Ленин», движимый атомной энергией? (атомоход)

– исправьте ошибку, скажите правильно.

1. Обратно проливной дождь пошёл. (опять, снова…)

2. Вы завтра сумеете зайти ко мне. (зайдёте, сможете зайти…)

Задание 6. «Думать хорошо, а отгадать и того лучше»Речь пойдёт о загадках. «Загадка – это ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора…(М. Рыбникова)

Придумать или вспомнить загадку, чтобы ключевым словом было слово:

1 команда – ПИЛА(сущ. )

(зубастый зверёк грызёт с визгом дубок ;ела – ела дуб – дуб, поломала зуб – зуб).

2 команда – МОРОЗ. (без рук, без ног, а рисовать умеет; дедушка без топора мост мостит)

Задание болельщикам. (проецируются ребусы, надо прочитать слова)

Задание 7. Преврати существительные в глаголы. (задание на карточке)

Плач, полёт, стан, удар, жар, пример.

(плачь, польёт, стань, ударь, жарь, примерь)

– В каком глаголе 100 отрицаний? (сто –нет)

– В каком глаголе 100 букв Й ? (сто – Й)

– В каком глаголе 100 букв Ю ? (сто – Ю)

Задание 8. Омофоны. Слова звучат одинаково, но написание различное, да и значение тоже.

Команды называют слова, словосочетания, объясняют их. Кто больше назовет, у того больше баллов?

(выедите – вы едите; отмыла – от мыла; потри – по три; впасть – в пасть ; задуло – за дуло;

Задание болельщикам. Что знаете про выражение «Со щитом или на щите»?

(В Древней Греции потерять оружие считалось огромным позором. Победитель должен вернуться только со щитом. Павшего в бою воина на щите уносили его товарищи. На щите означало «гибель». Со щитолм или на щите –спрашивают иногда и теперь, подразумевая «удачен или неудачен исход дела». )

Откуда пошло слово «РУБЛЬ»

(В Древней Руси мерой цены служили золотые(серебряные) бруски. Если вещь стоила меньше, чем стоил брусок, то от него рубили такую часть, которая была нужна, и эти небольшие отрубленные части назывались рублями)

Заключительное слово учителя. Заседание нашего клуба подошло к концу. Можно с уверенностью сказать, что наш язык неисчерпаемо богат, и свои знания в области лингвистики необходимо совершенствовать. Ведь недаром говорят, что главное оружие не сила, а знания. Хочется верить и надеяться, что вы систематически будете совершенствовать свои знания в области языка, ведь язык – это неотъемлемая часть нашей национальной культуры. Заседание хочу закончить словами С. Щипачёва :

«Словами наша речь красна, богата. И есть слова, что в бой полки ведут,

С которыми, сжав пальцы на гранатах, идут на подвиги, на смерть идут. »

Итоги подводит жюри. Награда победителям – знатокам.

Рефлексия. Слово участникам внеклассного занятия.

Содержимое разработки

Разработка внеклассного занятия по русскому языку в форме

заседания . «Клуб знатоков русского языка».

Цель: выявление интеллектуальных способностей, привитие интереса к изучению русского языка, расширение кругозора ,развитие мышления, памяти.

Эпиграф «Чем больше человек знает, тем интереснее и дороже он для людей» М.Горький.

Слово учителя. Заседание клуба Знатоков русского языка пройдет под девизом «Грамота-второй язык». А что такое грамота? От греческого –это буква, запись; следовательно ,это умение читать и писать. В нашем клубе будут работать две группы знатоков

( представляются группы), а также те, кто любит русский язык.( болельщики).

Координировать работу будет учитель, а следить за вашими ответами, вести подсчет набранных баллов, а у болельщиков жетонов-жюри.

Задание 1.Вам(знатокам) даны карточки с заданием. Внимательно прочитайте слова, подчеркните в слове часть, отвечающую на вопрос Сколько? Подумайте, какая это часть речи.

Задание болельщикам. Начинаем склейку слов из рассыпанных слогов.

Вам помогут вопросы.Что из камня? Что изо льда?

Суль-ми- ка-ра- пи –со- да. (пирамида,сосулька)

Задание 2.Устный вопрос знатокам 1 команды. Назовите имена прилагательные женского рода, которые»жалуются» на свой размер.

(низка-я, коротка-я, длинна-я, высока-я, долговяза-я).

Задание 2 команде. Читаю рифмующиеся между собой имена прилагательные, знатокам необходимо назвать произведение, его автора и по возможности восстановить текс.

… одинокий (белеет парус одинокий)

… голубом (в тумане моря голубом)

… далёкой (что ищет он в стране далёкой)

… родном (что кинул он в краю родном)

Справка: если не отвечают знатоки, помогают болельщики, за правильные ответы получают жетоны)

Задание 3.»Буква А»- будьте внимательны!

Мы обычные слова-всех нас знает каждый.

Мы содержим букву А трижды или дважды.

Иногда всегда одну(только не в начале).

Но сегодня –ну и ну!Все они сбежали.

Вот беда! Простыл их след.Где набраться прыти?

Срочно дайте нам ответ, их восстановите. (карточки у знатоков)

Б Р Б Н , С Т Р Х , Н Г Р ,Р С С Д , Т Л С, С Т Р ,С Т Р Т ,

(барабан, страх, Ангара, рассада. атлас, астра. старт, алмаз, стакан)

Задание болельщикам. «Счётная машина»

Дикобраз в подарок сыну сделал счётную машину.

С сожалению, она недостаточно точна.

Результаты перед вами- быстро всё исправьте сами.

Достаточно в каждом примере поменять местами две цифры. Какие?

(повторяются орфографические правила написания числительных)

Задание 4.Вам предлагается из рассыпанных слогов «склеить»слова. Подсказка в вопросах. 1) Кто ползёт? Кто летит?

КА –ТРЯ –У –КА –ГУЗ –СО -ЛИТ

2)Где машина? Где страна? СА- АР -МО- ГЕН- ТИ-СВАЛ- НА

3)Кто в пруду? Кто на лугу? РЕ-БЁ-ЛЯ-НОК-ЖЕ-ШКА-ГУ

Задание болельщикам.(запись на доске)Кто в шкафу?Что на столе или на тумбочке?

Задание 5. «Ремонт» Задачи смысл прост и ясен, она достаточно легка.

Героями крыловских басен слова дополните, пока!

(карточки у знатоков)

Па…дник, двуст…….а, ………омка, п……ок, т……тор, по ……од, за……..ка.

(лиса) (волк) (кот) (осёл) (рак) (лев) (слон)

-что надо сделать, чтобы ,не меняя букв, изменить наклонение глаголов?

вЕртите,дЫшите,гОните (изъявительное,настоящее время)

(ударение изменить- вертИте,дышИте,гонИте – повелительное )

-какое слово родилось в Ленинграде в 1959 гду, когда был спущен на воду могучий ледокол «Ленин»,движимый атомной энергией? (атомоход)

-исправьте ошибку, скажите правильно.

1.Обратно проливной дождь пошёл.(опять, снова…)

2.Вы завтра сумеете зайти ко мне. (зайдёте, сможете зайти…)

Задание 6. «Думать хорошо, а отгадать и того лучше»Речь пойдёт о загадках. «Загадка-это ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора…(М.Рыбникова)

Придумать или вспомнить загадку, чтобы ключевым словом было слово:

(зубастый зверёк грызёт с визгом дубок ;ела-ела дуб- дуб, поломала зуб-зуб).

2 команда-МОРОЗ. (без рук, без ног, а рисовать умеет; дедушка без топора мост мостит)

Задание болельщикам.(проецируются ребусы, надо прочитать слова)

Задание 7.Преврати существительные в глаголы.(задание на карточке)

Плач, полёт, стан, удар, жар, пример.

(плачь, польёт, стань, ударь, жарь, примерь)

-В каком глаголе 100 отрицаний? (сто –нет)

-В каком глаголе 100 букв Й ? (сто-Й)

-В каком глаголе 100 букв Ю ? (сто-Ю)

Задание 8.Омофоны. Слова звучат одинаково, но написание различное, да и значение тоже.

Команды называют слова, словосочетания, объясняют их. Кто больше назовет, у того больше баллов?

(выедите- вы едите; отмыла- от мыла; потри- по три; впасть -в пасть ; задуло- за дуло;

Задание болельщикам.Что знаете про выражение «Со щитом или на щите»?

(В Древней Греции потерять оружие считалось огромным позором. Победитель должен вернуться только со щитом. Павшего в бою воина на щите уносили его товарищи. На щите означало «гибель». Со щитолм или на щите –спрашивают иногда и теперь, подразумевая «удачен или неудачен исход дела».)

Откуда пошло слово «РУБЛЬ»

(В Древней Руси мерой цены служили золотые(серебряные) бруски. Если вещь стоила меньше, чем стоил брусок, то от него рубили такую часть, которая была нужна, и эти небольшие отрубленные части назывались рублями)

Заключительное слово учителя. Заседание нашего клуба подошло к концу. Можно с уверенностью сказать, что наш язык неисчерпаемо богат, и свои знания в области лингвистики необходимо совершенствовать. Ведь недаром говорят, что главное оружие не сила, а знания. Хочется верить и надеяться, что вы систематически будете совершенствовать свои знания в области языка, ведь язык -это неотъемлемая часть нашей национальной культуры. Заседание хочу закончить словами С.Щипачёва :

«Словами наша речь красна, богата. И есть слова, что в бой полки ведут,

С которыми, сжав пальцы на гранатах, идут на подвиги, на смерть идут.»

Итоги подводит жюри. Награда победителям-знатокам.

Рефлексия. Слово участникам внеклассного занятия.

Познавательно-речевой досуг: Клуб знатоков русского языка

Подготовила учитель – логопед Старостина Марина Александровна

МБДОУ Детский сад № 30 “Берёзка” город Чусовой

Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе совместной игровой деятельности с родителями.

Задачи:
1) приобщить родителей к образовательному процессу;
2) познакомить родителей с некоторыми игровыми приёмами и упражнениями по развитию речи детей.
3.) помочь родителям увидеть учебную проблему ребенка или, наоборот, убедить в успешности освоения им знаний;
4) обеспечить психологический комфорт для всех участников развлечения.

Оборудование: запись мелодий для сопровождения мероприятия, презентация слайдов, диапроектор, магнитофон, карточки с цифрами для игры “Танцевальные цифры”, листочки и ручки для заметок родителям, листы с предметными картинками на каждую команду – 4 шт., монетки и конфетки для команд, набор карточек с предметными картинками – 4 комплекта по 5 карточек для игры “Загадай предметы”, набор серий сюжетных картинок – комплекта, шпаргалка с песней “Маленькая страна”, мольберт.

Звучит мелодия № 1

Ведущий:

Здравствуйте дорогие родители и дети группы “Радуга”. Уже совсем скоро ваши дети пойдут в школу. Чтобы каждому ребёнку успешно учиться, важное значение имеет то, как говорит ваш ребёнок. Правильная речь -залог успеха ребёнка не только в школе, но и в дальнейшей судьбе человека. Всем известно, что как ребёнок говорит, то так он и пишет. А часто он говорит так как слышит . Недостатки звукопроизношения часто отражаются отразятся на письме. Связная речь пригодится ребёнку во время ответов на уроках., чтобы рассуждать. Известно, что слова являются инструментом мышления человека. С помощью слов человек сравнивает, обобщает, классифицирует, исключает лишнее, логически мыслит. А если у ребёнка ограниченный словарь, то чем же ему размышлять и думать.

Сегодня мы проведём для вас ИНТЕРЕСНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ мероприятие по развитию речи ваших детей, которое одновременно будет стимулировать их мышление. Мы отправимся в путешествие к самой королеве правильной Речи. Будем выполнять разные задания, для того чтобы стать грамотными.

Для этого нам нужно разделиться на команды. В этом нам поможет игра “Танцевальные цифры”.

Звучит мелодия № 2

(Взрослые делятся на подгруппы по 2, 3, 4 человека, а дети присоединяются к ним.)

Звучит мелодия № 3

(Выходит королева правильной речи)

1. Входит королева правильной речи в зал. Здравствуйте дети и родители. Я рада вас приветствовать в этом зале. Приглашаю вас отправится в королевство правильной речи слайд 1 .Там я вас познакомлю с интересными жителями, которые помогут научится вас вам говорить правильно и красиво. Итак отправляемся, но помните во время пути вы должны выполнять самое главное правило:

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

А чтобы проговаривать звуки правильно, нам поможет артикуляционная гимнастика в считалочке. слайд 2.

Раз – окошечко открыли.

Два – мы дудочку купили.

Три – в улыбке наши губки.

На четыре чистим зубки.

Пять – мы моем потолок.

Шесть – лошадка «скок да скок».

Семь – варенье очень любим.

Восемь – горку делать будем.

Девять – дружно мы болтаем.

Десять – ротик закрываем;

Королева: Вот мы и оказались в моей стране.

Звучит мелодия № 4

слайд 3

Королева: . А вот и её первый житель – это СЛЫШ.

слайд 4

Он очень любит прислушиваться к разным звукам, узнавать их. Особенно он радуется звукам природы. Слыш записал для вас свои любимые звуки и спрятал их в красивую мелодию. Их нужно послушать, узнать и нарисовать источник звука на лист всем командам. Чья команда последней назовёт источник звука, та и получает денежку грамотейку. Эти денежки вы можете потом обменять на конфеты.

Звучит мелодия № 5

Королева:

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи

Мы их точно знать должны!

Вот уж звуки встали в ряд

Ведущий: Да ребята, мы должны обязательно научиться выговаривать все звуки речи красиво, чтобы в школе правильно читать и писать. И сейчас вам дети споют весёлые логопедические частушки . А вы внимательно послушайте их!

слайд 5

Дети поют логопедические частушки.

Ведущий. Вот, что бывает, когда звуки речи не исправляют, придавайте большое значение правильности звукопроизношения!

Королева: После весёлой музыкальной паузы мы продолжаем своё путешествие по королевству. И вот нас встречает следующий герой. Вы узнали, кто это. Это Лунтик. слайд 6 .Он упал с луны на землю. Теперь он знакомится с жителями этой страны, с названиями многих предметов. А когда не знает названия предметов отправляется в королевство правильной речи за ответами на свои вопросы. Помогите Лунтику вспомнить названия предметов на картинках и подпишите на своих листочках

Звучит музыка № 6 слайд 7

А теперь скажите, к какому общему словечку относится овечка-это дом.животное

ЛОСЬ, ЭСКАЛАТОР, ИНДЮК, СТРЕКОЗА ,СОСНА, АНАНАС ,ЧЕРНИКА, ДУРШЛАК, ТАБУРЕТКА, АКУЛА, СОРОКА .

Ребята, про какой предмет можно сказать: рогатый, зубастая, глазастая, дырявый.

А какой предмет совершает такие действия: бодается, летает, болбочет, растёт.

Всему название дано

и зверю и предмету

вещей кругом полным полно, а безымянных нету

И всё что видит глаз над нами и под нами

и всё что в памяти у нас обозначено – . (словами)

Молодца, ребята! Получайте свои награды.

Королева: Наша дорога привела нас к одной избушке. Сейчас мы с вами погостим у “Бабушки – Загадушки.”

Слайд 8

Она любит загадывать разные предметы, не называя само слово. Предлагаем загадать предметы и вам. Капитанам нужно загадать словами 5 предметов на картинках своей команде. Вы можете получить 5 монеток за каждое отгаданное словечко.

1 команда: банан , кровать , пенал ,сапоги, кошка;

2 команда: яблоко, диван ,самолёт ,зебра , карандаш;

3 команда: груша ,морковь, снег, шкаф ,тетрадь;

4 команда: ёлка, огурец, корова, барабан, ворона;

Королева: Еще Живёт в волшебном лесу “Сказочник”

Звучит музыка № 4 слайд 9

Он любит сочинять разные истории, но стал совсем старенький, не может вспомнить свои сказки по-порядку. Помогите ему определить “Что было сначала, а что потом”. расскажите по -порядку картинки , расскажите свою историю. А можете даже дать название своему рассказу или сказке.

Чтобы выйти из королевства правильной речи, нам нужно , чтобы нас пропустила мудрая сова.

слайд 10

Она читает интересные книги, добрые сказки, умные энциклопедии, поэтому много знает. Она любит умных детей и выпускает из королевства только таких детей. Нам нужно ответить на все её умные вопросы правильно.

1. Блиц – опрос первой команде:

Кошка пушистая, а дельфин -. (гладкий)

Лодка плывёт, а машина -.

Птицы живут в гнёздах, а люди в -.

Лимоны кислые, а сахар -. (сладкий)

Из шерсти вяжут, а из ткани -. (шьют)

2. Блиц-опрос второй команде:

Лужа мелкая, а море-..(глубокое)

Дорога широкая, а тропинка – (узкая)

Подушка мягкая, а доска -. (твёрдая)

Мальчик молодой, а дедушка -. (пожилой)

Сосна высокая, а кустик -(низкий)

3. Блиц – опрос третьей команде:

Мышка маленькая, а слон -.(большой)

Ворона тяжёлая, а бабочка -..(лёгкая)

Булочка мягкая, а сухарик..(жёсткий)

Паутинка тонкая, а бревно – (толстое)

Буратино весёлый. а Пьеро – (грустный)

4. Блиц-опрос четвёртой команде:

Ведьма злая, а Фея -..(добрая)

Гольфы длинные, а носки -..(короткие)

Волк голодный, а собачка -..(сытая)

Летом тепло, а зимой -. (холодно)

Утром завтракаем, а вечером -. (ужинаем).

Королева:

Вместе дружно занимались

Звуки слышать мы старались

Будем говорим на пять

Можем дикторами стать.

Посчитайте сейчас ваши монетки, вы можете обменять на конфетки у жюри.

Ведущий. Пора нам, дети, возвращаться в детский сад. А поможет нам вернуться песня “маленькая страна” Звуки очень любят песни, с песней жить нам интересней.

Звучит Мелодия № 8 (фонограмма). Слайд 11

Песня «Маленькая страна»

В эту страну попасть непросто

Грамота там живёт.

И по тропе красивой речи

Нас она поведёт.

Надо всем детям научиться

В эту страну тот час умчимся

Будем всегда там жить.

Там говорят и пишут верно

Звуки и все слова.

В этой стране не будет места

Грубым и злым словам.

Трудности и ошибки речи

Не приживутся там.

Нас логопед научит звуки

Будем всегда и везде стараться

Ведущий. Молодцы, дети и взрослые очень красивая песня. Вот и подошло к концу наше путешествие. Мне пора с вами прощаться.Я хочу на прощанье вам сказать эти важные слова:

Звучит мелодия № 9 слайд 12

Интеллектуальная игра “Знаток русского языка”

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучить с улыбкой?

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Вообще, что значит – «знать слова»: «Америку открыл», «Язык без костей», «Убивать время» … Откуда пришли к нам в язык эти устойчивые выражения, в которых уже не переставишь, и не заменишь словечко – другое, не исказив смысла.

Русский язык богат фразеологизмами, именно они придают ему особый колорит и ту яркую индивидуальность, которая другим языкам не присуща. Так, например, только с одним «рука» имеется более пятидесяти оборотов.

Фразеологизмы – наше бесценное культурное и национальное достояние. Они возникли благодаря народной мудрости. Фразеологизмы использовали в своих произведениях А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, И.А. Крылов, и многие другие известные писатели. Фразеологизмы, являются важнейшим и тонким инструментом в создании произведений устного народного творчества, художественной литературы. Фразеология изучает изречения, которые образно описывают окружающую нас действительность, наши эмоции и чувства. Во фразеологизмах заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение; в них образно описываются правила жизни в обществе.

Работая в начальной школе более 20 лет, я поняла, что целью работы учителя заключается не в преподнесении ему знаний, а научении его самостоятельно добывать необходимые знания и использовать их в последующей учебной и не учебной деятельности. Большую роль здесь играет общение детей, их словарный запас, пословицы, поговорки, фразеологизмы, умение правильно строить речевые обороты и правильно их использовать. Ребёнок, впервые переступает порог школы, попадает в мир знаний. Ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Именно в этот период идёт интенсивное освоение богатством родного языка. Словарь учащихся, которые поступают в первый класс, и так очень беден, и говорить о том, что ребята знакомы с устойчивыми выражениями, не приходится.

Но уже на начальном обучении в школе, ребята впервые знакомятся с фразеологизмами: могут услышать в разговоре с близкими людьми, во время просмотров телепередач, встретить их в изучаемых произведениях различных авторов. Ученики не могут самостоятельно понять смысл каждого фразеологизма, так как он не складывается из смыслов входящих в него слов. Не каждый ребёнок сам возьмёт в руки фразеологический словарь и начнёт их изучать. Кроме того, не все родители понимают значение фразеологизмов, да и фразеологический словарь имеется не каждой семье. Я пришла к выводу, что работу над значением, происхождением и правильным использованием фразеологизмов необходимо начинать уже с первых дней пребывания ребёнка в школе.

Изучив учебники начальных классов по программе «Школа России», можно судить о том, что по данной программе не предусматривается специальных уроков по изучению фразеологических единиц. Если в учебнике и встречаются упражнения, то их очень маленькое количество и знакомство с ними происходит поверхностно, вскользь. Они и не помогут создать полную картину о фразеологизмах, как о богатстве русского языка. В основном эти упражнения встречаются в 4 классе при изучении темы «Глагол».

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Компьютерные технологии помогут привлечь внимание детей к изучению фразеологизмов, поэтому я стараюсь построить свои уроки так, чтобы без уныния и лени ребята выполняли и серьёзные, и шутливые задания.

Работу над изучением фразеологизмов я провожу систематически, начиная с 1-го класса на протяжении всех четырёх лет обучения:

  • при изучении новых словарных слов;
  • на уроках литературного чтения ребята регулярно учатся работать с фразеологическим словарём;
  • на уроках русского языка словарные диктанты и тексты на отработку орфограмм, составляю с использованием фразеологизмов;
  • проводятся внеклассные мероприятия, викторины, брейн-ринги, в которые включаю задания на знание значений и правильное использование фразеологических оборотов в речи;
  • ребята регулярно пишут сочинения, придумывают свои истории с предложенными фразеологизмами;
  • на уроках изо учащиеся иллюстрируют предложенные фразеологизмы.

В качестве примера своей педагогической деятельности по данному направлению, я предлагаю конспект внеклассного мероприятия по русскому языку, проведённый мною во 2 классе.

Данная работа поможет учителям весело и с пользой провести внеклассное мероприятие, разнообразить урок русского языка. В презентации представлен материал по развитию и обогащению словарного запаса учащихся, который непосредственно связан с устойчивыми словосочетаниями. Во время внеклассного мероприятия ученики пополнят свой словарный запас, откроют для себя много нового из истории и происхождения фразеологизмов. Усваивая понятия «фразеологизм», «фразеологический оборот», анализируя лексическое значение фразеологизмов, учащиеся расширяют свой словарный запас, получают возможность более глубокого овладения языком. Представленный познавательный материал поможет приобщить детей к истокам слова, формирует стремление ребёнка к размышлению, поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Использование наглядности при работе с фразеологизмами помогает в создании условий для развития творческого воображения детей.

Во внеклассном мероприятии используются различные виды заданий:

  • логически-поисковые;
  • на развитие концентрации внимания;
  • ребусы;
  • шифрограммы;
  • задания, связанные с математическими действиями.

Данная работа позволяет решить три аспекта:

  • познавательный (умение искать и находить правильный ответ);
  • развивающий (развитие мыслительной деятельности, как умение анализировать, обобщать, доказывать и опровергать);
  • воспитывающий (воспитание нравственных межличностных отношений).

Внеклассное мероприятие построено таким образом, что один вид задания сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. Такое чередование способствует гибкости мышления, заставляет находить нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Такая работа позволяет эффективно, увлекательно и с пользой изучить трудный материал, поможет ребятам достичь значительных успехов в своём развитии, они многому научатся, и эти умения смогут применить в учебной деятельности.

Систематическая работа, проводимая в представленной форме, формирует позитивное отношение учащихся к учению, помогают лучше представить и изучить сложный учебный материал, познавательная мотивация увеличивается, оживляется сам учебный процесс, возрастает эмоциональный фон урока.

Цели:

  • создать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русскому языку;
  • расширить знания детей по теме «фразеологизмы»;
  • развивать речь детей, внимание, мышление;
  • воспитывать чуткое отношение к другому человеку, тактичность в общении.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • картинки с фразеологизмами (на доске),
  • звёздочки (для правильного ответа),
  • медаль «Знаток русского языка» (победителю).

Ход занятия

I. Вступительное слово.

Группа подготовленных ребят читают стихотворение В. Сусловой «Как работает слово».

Бывает частенько, что слово одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмём хоть короткое слово «Вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло.
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
– Не хватит ли воду в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы в праве сказать наперёд:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идёт, –
Под камень лежачий вода не течёт.
Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего, –
На чистую воду выводят его.
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи говорим, не жалея труда,
Что б вы не сказали: «В стихах-то – ВОДА!»

Добрый день, дорогие ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы отправляемся в гости к самой царице Фразеология. Сегодня нам нужно выбрать знатока русского языка. Обычно воспитанные люди, идущие в гости, берут с собой подарки. А мы с собой возьмём знания, которые вам пригодятся в игре и внимание, чтобы правильно ответить на вопросы.

II. Задание 1 «Фразеологический зверинец»

(слайд 3)

Многих людей сравнивают с животными. Вставьте названия животных в известные фразеологизмы:

Внеклассное мероприятие «Турнир знатоков русского языка»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Белбажская основная школа»

по русскому языку

«Турнир знатоков русского языка»

(для 5, 6, 7 классов)

Учитель русского языка и литературы

Догадова Галина Викторовна

«Турнир знатоков русского языка»

Цель: формирование положительной мотивации изучения русского языка, повышение культуры речи и чистоты языка.

повторить в занимательной форме разделы науки о языке; закрепить полученные знания, умения, навыки;

активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать их интеллект, внимание, память, воображение, любознательность, речь;

способствовать развитию любви к родному языку, сформировать у учащихся желание самостоятельно заниматься языком;

воспитывать в детях чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Ход внеклассного мероприятия

Учитель: Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами собрались на «Турнир знатоков русского языка».

Турнир этот не простой, а рыцарский. А что вы знаете о рыцарях?

(В средние века рыцари были высшим классом среди военных в Европе. Рыцари, которые сражались верхом, были аристократами на поле боя.

Рыцари – это люди, обладающие такими необычайными качествами, как вера, отвага, доблесть и благородство, сострадание к слабым и угнетенным. Рыцари – это благородные воины, умевшие владеть оружием и отвагой, которая могла вселить страх в сердца врагов).

Учитель: Итак, я приветствую всех участников турнира – юных рыцарей, а также юных любителей слова, то есть команды:

«Грамотеи» (5,6 классы) и «Лингвисты» (7 класс).

Вам предстоит бороться за звание знатоков русского языка.

Сегодня мы выясним, кто же является сильнейшей командой среди вас, а также попытаемся доказать, что предмет русский язык не просто скучный и порой сложный для написания, но очень даже полезный в нашем с вами человеческом общении.

Как и положено в любой конкурсной игре, нужно выбрать жюри (жюри выбирается из учащихся 8 и 9 классов).

Эпиграф: Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским величавым языком. (С. Данилов)

Девиз: Любите, цените и изучайте великий русский язык!

Команда «Грамотеи» Команда «Лингвисты»

Девиз команды: Девиз команды:

Мы отвечаем дружно, И пусть острей кипит борьба,

И здесь сомнений нет: Сильней соревнование:

Сегодня будет дружба Успех решает не судьба,

Владычицей побед. А только наши знания.

Учитель: – Наш турнир будет состоять из семи туров:

– За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны.

1-й тур Разминочный (Вопросы задаются командам по очереди)

Как называются звуки, состоящие только из голоса?

Есть ли буква “фэ” в русском алфавите?

Что ставится перед союзом А?

Как каплю превратить в цаплю ?

Как называется часть слова между корнем и окончанием?

Назовите главные члены предложения.

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Сколько гласных звуков в русском языке?

– Это были серьёзные вопросы, а теперь шутливые:

Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (кошка)

Когда коня покупают, какой он бывает? (мокрый)

У человека – одно, у вороны – два, у медведя – ни одного. Что это?
(буква «о»)

Когда руки бывают местоимениями? (Вы-мы-ты)

Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (Из железнодорожного)

Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?
(Имя)

ПОВТОРИМ: Орфоэпия (от греч. правильная речь) – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах. Орфоэпия – законодатель произносительных норм литературного языка.

( Задание на карточках. Первой отвечает та команда, выполнившая это задание быстрее. Жюри собирают и проверяют работы).
Ученик читает стихотворение «Орфоэпия» Ф.Кривина

Не зная орфоэпии во всем великолепии, не ощутишь волшебных чар.
Жизнь кажется кошмаром, когда одним ударом
Не тo, что нужно ставишь под удар.
Ошибка в ударении граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.

Возил не шифер, а шофёр, не форфор, а фарфор.
Был оглашен не приговор судебный приговор.
Строгал не столяр, а столяр, но доску, не доску.
И слушал в одиночестве не тоску, а тоску.

Задание: поставьте ударение в словах: алфавИт, звонИт, досУг, повторИть, квартАл, магазИн, тОрты, цемЕнт, завИдно, договОр, жалюзИ, мЕльком, щавЕль, кУхонный, красИвее

(Игроки проверяют себя по экрану).

(Задание на карточках для каждой команды индивидуальное. Выигрывает команда, которая быстрее найдёт в толковом словаре лексические значения слов. Оценивается чистая, правильная речь при чтении вслух) .

ПОВТОРИМ: Слово лексика в переводе с греческого «относящийся к слову», изучает словарный состав языка.

Что обозначают данные слова? Укажите их лексические значения:

Регби (от назв. англ. города Регби) спортивная командная игра с мячом овальной формы, цель которой, передавая мяч руками, приземлить его в зачетной площадке («поле») соперника за лицевой линией или забить в ворота.

Видеоклип (от англ. – обрезка, стрижка) – короткий рекламный или музыкальный фильм, преимущественно для показа по телевидению.

Сенсация (лат. – чувство) – сильное ошеломляющее впечатление от какого-либо сообщения, события, а также само такое событие.

Мулине (франц.) – цветные крученые нитки (шелковые, штапельные) для вышивания.

ПОВТОРИМ : Фразеология (от греч. выражение + учение) – это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

– Определите род занятий людей по следующим выражениям:

стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку, вызвать огонь на себя;

войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет;

разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа;

шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку;

через час по чайной ложке, позолотить пилюлю;

стричь под одну гребенку;

(военный, актер, столяр, портной, аптекарь, парикмахер, пекарь, охотник)

– А теперь ответьте на шуточные вопросы:

Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше (со всех ног)

В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (знать как дважды два)

Есть ли у земли лицо? (стереть с лица земли)

Говорят «искать по горячим следам». Может ли след быть холодным? (и след простыл)

Может ли горе быть в жидком состоянии? (хлебнуть горя, испить горя)

Есть ли глаза у опасности, смерти, правды? (смотреть опасности, смерти, правде в глаза)

В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (делать из мухи слона)

Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (за словом в карман не полезет).

(Выигрывает команда, набравшая большее количество правильных ответов)

5-й тур – Фонетический (Кто быстрее даст правильный ответ)

ПОВТОРИМ: Слово фонетика образовано от греческого слова «фонетикос» – звуковой. «Фон» – звук. Таким образом фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.

– Сколько звуков в названии второго месяца весны? (апрель – 5 звуков)

– Определите количество звуков в ответе на загадку: «Зимой и летом одним цветом» (ель – 3 звука)

6-й тур – Морфолог ический (Вопросы задаются командам по очереди)

ПОВТОРИМ: Слово морфология образовано от греческого «морфе» – форма и логия – наука, таким образом морфология – это раздел грамматики, изучающий слова, как части речи…

– Вспомните пословицы и поговорки по их началу. Определите, какая часть речи повторяется в каждой из них:

Что посеешь,… ; У кого что болит,… ( Ч то посеешь, то и пожнешь; У кого что болит, тот о том и говорит) – местоимение.

Ум хорошо,…; Семь бед,… (Ум хорошо, а два лучше; Семь бед, один ответ) – числительное.

Снявши голову,…; Лёжа на боку,… ( Снявши голову, по волосам не плачут; Лёжа на боку, не заработаешь и понюшки табаку) – деепричастие.

Сам пропадай,…; Нет друга, ищи,… (Сам пропадай , а товарища выручай ; Нет друга, ищи , а нашёл, береги ) – глагол в повелительном наклонении.

Без дела жить,…; Горя бояться,… Мы пахать,… (Без дела жить , только небо коптить ; Горя бояться , счастья не видать ; Мы пахать , а он руками махать ) – неопределённая форма глагола.

7-й тур – Грамматический

(Командам раздаются карточки с текстами. Задание: исправить речевые ошибки, помня правила грамматики и выразительно прочитать текст в исправленном виде)

И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался, сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала, чтобы я не разувался. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося, и я решил почаще приходить сюда.

Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители? Просто смешно. Вот, значит, подошел я к Сашке и спрашиваю, чего это евонный дед не научил его трудолюбию. А он по-мойму ниче не сображат, не знает даже, как его звать. Это я пошутил. Значит, иду Дале. Глядь-опять че-то написано. А покаковски, неопнятно. Так я и ушел, прямо-таки убег ни с чем.

Учитель: Итак, друзья, пришла пора,

И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с желанием трудиться,

Никогда не унывать,

А русский на «отлично» знать!

Подведение итогов турнира. Награждение победителей.

Читайте также:  Детский проект: Почему мы пишем буквами
Ссылка на основную публикацию