Познавательно-речевой досуг: Клуб знатоков русского языка

Клуб знатоков русского языка

Описание разработки

Цель: выявление интеллектуальных способностей, привитие интереса к изучению русского языка, расширение кругозора , развитие мышления, памяти.

Эпиграф «Чем больше человек знает, тем интереснее и дороже он для людей» М. Горький.

Слово учителя.

Заседание клуба Знатоков русского языка пройдет под девизом «Грамота – второй язык». А что такое грамота? От греческого –это буква, запись; следовательно , это умение читать и писать. В нашем клубе будут работать две группы знатоков

( представляются группы), а также те, кто любит русский язык. ( болельщики).

Координировать работу будет учитель, а следить за вашими ответами, вести подсчет набранных баллов, а у болельщиков жетонов – жюри.

Задание 1. Вам(знатокам) даны карточки с заданием. Внимательно прочитайте слова, подчеркните в слове часть, отвечающую на вопрос Сколько? Подумайте, какая это часть речи.

Стоянка, подвал, трибуна, одиночество. сестрица, ухитриться, простой, сторожка, вспять, Стокгольм, Севастополь, постоять, столица, тритон, устрица.

Задание болельщикам. Начинаем склейку слов из рассыпанных слогов.

Вам помогут вопросы. Что из камня? Что изо льда?

Суль – ми – ка – ра – пи –со – да. (пирамида, сосулька)

Задание 2. Устный вопрос знатокам 1 команды. Назовите имена прилагательные женского рода, которые»жалуются» на свой размер.

(низка – я, коротка – я, длинна – я, высока – я, долговяза – я).

Задание 2 команде. Читаю рифмующиеся между собой имена прилагательные, знатокам необходимо назвать произведение, его автора и по возможности восстановить текс.

… одинокий (белеет парус одинокий)

… голубом (в тумане моря голубом)

… далёкой (что ищет он в стране далёкой)

… родном (что кинул он в краю родном)

М. Лермонтов «Парус»

Справка: если не отвечают знатоки, помогают болельщики, за правильные ответы получают жетоны)

Задание 3. »Буква А» – будьте внимательны!

Мы обычные слова – всех нас знает каждый.

Мы содержим букву А трижды или дважды.

Иногда всегда одну(только не в начале).

Но сегодня –ну и ну!Все они сбежали.

Вот беда! Простыл их след. Где набраться прыти?

Срочно дайте нам ответ, их восстановите. (карточки у знатоков)

Б Р Б Н , С Т Р Х , Н Г Р , Р С С Д , Т Л С, С Т Р , С Т Р Т ,

(барабан, страх, Ангара, рассада. атлас, астра. старт, алмаз, стакан)

Задание болельщикам. «Счётная машина»

Дикобраз в подарок сыну сделал счётную машину.

С сожалению, она недостаточно точна.

Результаты перед вами – быстро всё исправьте сами.

Достаточно в каждом примере поменять местами две цифры. Какие?

83 – 17=21 (38 – 17=21)

276 – 183=113 (286 – 173=113)

(повторяются орфографические правила написания числительных)

Задание 4. Вам предлагается из рассыпанных слогов «склеить»слова. Подсказка в вопросах. 1) Кто ползёт? Кто летит?

КА –ТРЯ –У –КА –ГУЗ –СО – ЛИТ

2)Где машина? Где страна? СА – АР – МО – ГЕН – ТИ – СВАЛ – НА

3)Кто в пруду? Кто на лугу? РЕ – БЁ – ЛЯ – НОК – ЖЕ – ШКА – ГУ

Задание болельщикам. (запись на доске)Кто в шкафу?Что на столе или на тумбочке?

ВИ – БАШ – ЗОР – ТЕ – КА – РУ – ЛЕ (рубашка, телевизор)

Задание 5. «Ремонт» Задачи смысл прост и ясен, она достаточно легка.

Героями крыловских басен слова дополните, пока!

(карточки у знатоков)

Па…дник, двуст……. а, ………омка, п……ок, т……тор, по ……од, за……. . ка.

(лиса) (волк) (кот) (осёл) (рак) (лев) (слон)

– что надо сделать, чтобы , не меняя букв, изменить наклонение глаголов?

вЕртите, дЫшите, гОните (изъявительное, настоящее время)

(ударение изменить – вертИте, дышИте, гонИте – повелительное )

– какое слово родилось в Ленинграде в 1959 гду, когда был спущен на воду могучий ледокол «Ленин», движимый атомной энергией? (атомоход)

– исправьте ошибку, скажите правильно.

1. Обратно проливной дождь пошёл. (опять, снова…)

2. Вы завтра сумеете зайти ко мне. (зайдёте, сможете зайти…)

Задание 6. «Думать хорошо, а отгадать и того лучше»Речь пойдёт о загадках. «Загадка – это ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора…(М. Рыбникова)

Придумать или вспомнить загадку, чтобы ключевым словом было слово:

1 команда – ПИЛА(сущ. )

(зубастый зверёк грызёт с визгом дубок ;ела – ела дуб – дуб, поломала зуб – зуб).

2 команда – МОРОЗ. (без рук, без ног, а рисовать умеет; дедушка без топора мост мостит)

Задание болельщикам. (проецируются ребусы, надо прочитать слова)

Задание 7. Преврати существительные в глаголы. (задание на карточке)

Плач, полёт, стан, удар, жар, пример.

(плачь, польёт, стань, ударь, жарь, примерь)

– В каком глаголе 100 отрицаний? (сто –нет)

– В каком глаголе 100 букв Й ? (сто – Й)

– В каком глаголе 100 букв Ю ? (сто – Ю)

Задание 8. Омофоны. Слова звучат одинаково, но написание различное, да и значение тоже.

Команды называют слова, словосочетания, объясняют их. Кто больше назовет, у того больше баллов?

(выедите – вы едите; отмыла – от мыла; потри – по три; впасть – в пасть ; задуло – за дуло;

Задание болельщикам. Что знаете про выражение «Со щитом или на щите»?

(В Древней Греции потерять оружие считалось огромным позором. Победитель должен вернуться только со щитом. Павшего в бою воина на щите уносили его товарищи. На щите означало «гибель». Со щитолм или на щите –спрашивают иногда и теперь, подразумевая «удачен или неудачен исход дела». )

Откуда пошло слово «РУБЛЬ»

(В Древней Руси мерой цены служили золотые(серебряные) бруски. Если вещь стоила меньше, чем стоил брусок, то от него рубили такую часть, которая была нужна, и эти небольшие отрубленные части назывались рублями)

Заключительное слово учителя. Заседание нашего клуба подошло к концу. Можно с уверенностью сказать, что наш язык неисчерпаемо богат, и свои знания в области лингвистики необходимо совершенствовать. Ведь недаром говорят, что главное оружие не сила, а знания. Хочется верить и надеяться, что вы систематически будете совершенствовать свои знания в области языка, ведь язык – это неотъемлемая часть нашей национальной культуры. Заседание хочу закончить словами С. Щипачёва :

«Словами наша речь красна, богата. И есть слова, что в бой полки ведут,

С которыми, сжав пальцы на гранатах, идут на подвиги, на смерть идут. »

Итоги подводит жюри. Награда победителям – знатокам.

Рефлексия. Слово участникам внеклассного занятия.

Содержимое разработки

Разработка внеклассного занятия по русскому языку в форме

заседания . «Клуб знатоков русского языка».

Цель: выявление интеллектуальных способностей, привитие интереса к изучению русского языка, расширение кругозора ,развитие мышления, памяти.

Эпиграф «Чем больше человек знает, тем интереснее и дороже он для людей» М.Горький.

Слово учителя. Заседание клуба Знатоков русского языка пройдет под девизом «Грамота-второй язык». А что такое грамота? От греческого –это буква, запись; следовательно ,это умение читать и писать. В нашем клубе будут работать две группы знатоков

( представляются группы), а также те, кто любит русский язык.( болельщики).

Координировать работу будет учитель, а следить за вашими ответами, вести подсчет набранных баллов, а у болельщиков жетонов-жюри.

Задание 1.Вам(знатокам) даны карточки с заданием. Внимательно прочитайте слова, подчеркните в слове часть, отвечающую на вопрос Сколько? Подумайте, какая это часть речи.

Стоянка,подвал, трибуна,одиночество.сестрица,ухитриться, простой, сторожка,вспять, Стокгольм, Севастополь, постоять, столица, тритон, устрица.

Задание болельщикам. Начинаем склейку слов из рассыпанных слогов.

Вам помогут вопросы.Что из камня? Что изо льда?

Суль-ми- ка-ра- пи –со- да. (пирамида,сосулька)

Задание 2.Устный вопрос знатокам 1 команды. Назовите имена прилагательные женского рода, которые»жалуются» на свой размер.

(низка-я, коротка-я, длинна-я, высока-я, долговяза-я).

Задание 2 команде. Читаю рифмующиеся между собой имена прилагательные, знатокам необходимо назвать произведение, его автора и по возможности восстановить текс.

… одинокий (белеет парус одинокий)

… голубом (в тумане моря голубом)

… далёкой (что ищет он в стране далёкой)

… родном (что кинул он в краю родном)

Справка: если не отвечают знатоки, помогают болельщики, за правильные ответы получают жетоны)

Задание 3.»Буква А»- будьте внимательны!

Мы обычные слова-всех нас знает каждый.

Мы содержим букву А трижды или дважды.

Иногда всегда одну(только не в начале).

Но сегодня –ну и ну!Все они сбежали.

Вот беда! Простыл их след.Где набраться прыти?

Срочно дайте нам ответ, их восстановите. (карточки у знатоков)

Б Р Б Н , С Т Р Х , Н Г Р ,Р С С Д , Т Л С, С Т Р ,С Т Р Т ,

(барабан, страх, Ангара, рассада. атлас, астра. старт, алмаз, стакан)

Задание болельщикам. «Счётная машина»

Дикобраз в подарок сыну сделал счётную машину.

С сожалению, она недостаточно точна.

Результаты перед вами- быстро всё исправьте сами.

Достаточно в каждом примере поменять местами две цифры. Какие?

(повторяются орфографические правила написания числительных)

Задание 4.Вам предлагается из рассыпанных слогов «склеить»слова. Подсказка в вопросах. 1) Кто ползёт? Кто летит?

КА –ТРЯ –У –КА –ГУЗ –СО -ЛИТ

2)Где машина? Где страна? СА- АР -МО- ГЕН- ТИ-СВАЛ- НА

3)Кто в пруду? Кто на лугу? РЕ-БЁ-ЛЯ-НОК-ЖЕ-ШКА-ГУ

Задание болельщикам.(запись на доске)Кто в шкафу?Что на столе или на тумбочке?

Задание 5. «Ремонт» Задачи смысл прост и ясен, она достаточно легка.

Героями крыловских басен слова дополните, пока!

(карточки у знатоков)

Па…дник, двуст…….а, ………омка, п……ок, т……тор, по ……од, за……..ка.

(лиса) (волк) (кот) (осёл) (рак) (лев) (слон)

Задание болельщикам.

-что надо сделать, чтобы ,не меняя букв, изменить наклонение глаголов?

вЕртите,дЫшите,гОните (изъявительное,настоящее время)

(ударение изменить- вертИте,дышИте,гонИте – повелительное )

-какое слово родилось в Ленинграде в 1959 гду, когда был спущен на воду могучий ледокол «Ленин»,движимый атомной энергией? (атомоход)

-исправьте ошибку, скажите правильно.

1.Обратно проливной дождь пошёл.(опять, снова…)

2.Вы завтра сумеете зайти ко мне. (зайдёте, сможете зайти…)

Задание 6. «Думать хорошо, а отгадать и того лучше»Речь пойдёт о загадках. «Загадка-это ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора…(М.Рыбникова)

Придумать или вспомнить загадку, чтобы ключевым словом было слово:

(зубастый зверёк грызёт с визгом дубок ;ела-ела дуб- дуб, поломала зуб-зуб).

2 команда-МОРОЗ. (без рук, без ног, а рисовать умеет; дедушка без топора мост мостит)

Задание болельщикам.(проецируются ребусы, надо прочитать слова)

Задание 7.Преврати существительные в глаголы.(задание на карточке)

Плач, полёт, стан, удар, жар, пример.

(плачь, польёт, стань, ударь, жарь, примерь)

Задание болельщикам.

-В каком глаголе 100 отрицаний? (сто –нет)

-В каком глаголе 100 букв Й ? (сто-Й)

-В каком глаголе 100 букв Ю ? (сто-Ю)

Задание 8.Омофоны. Слова звучат одинаково, но написание различное, да и значение тоже.

Команды называют слова, словосочетания, объясняют их. Кто больше назовет, у того больше баллов?

(выедите- вы едите; отмыла- от мыла; потри- по три; впасть -в пасть ; задуло- за дуло;

Задание болельщикам.Что знаете про выражение «Со щитом или на щите»?

(В Древней Греции потерять оружие считалось огромным позором. Победитель должен вернуться только со щитом. Павшего в бою воина на щите уносили его товарищи. На щите означало «гибель». Со щитолм или на щите –спрашивают иногда и теперь, подразумевая «удачен или неудачен исход дела».)

Откуда пошло слово «РУБЛЬ»

(В Древней Руси мерой цены служили золотые(серебряные) бруски. Если вещь стоила меньше, чем стоил брусок, то от него рубили такую часть, которая была нужна, и эти небольшие отрубленные части назывались рублями)

Читайте также:  Электронный сборник в работе логопеда

Заключительное слово учителя. Заседание нашего клуба подошло к концу. Можно с уверенностью сказать, что наш язык неисчерпаемо богат, и свои знания в области лингвистики необходимо совершенствовать. Ведь недаром говорят, что главное оружие не сила, а знания. Хочется верить и надеяться, что вы систематически будете совершенствовать свои знания в области языка, ведь язык -это неотъемлемая часть нашей национальной культуры. Заседание хочу закончить словами С.Щипачёва :

«Словами наша речь красна, богата. И есть слова, что в бой полки ведут,

С которыми, сжав пальцы на гранатах, идут на подвиги, на смерть идут.»

Итоги подводит жюри. Награда победителям-знатокам.

Рефлексия. Слово участникам внеклассного занятия.

Клуб знатоков русского языка
методическая разработка (6 класс) по теме

внеклассное мероприятие по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
klub_znatokov.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Клуб знатоков русского языка

Цели игры:
• выявить наиболее одаренных, творческих учеников;
• повторить в форме занимательной игры основные разделы школьного курса русского языка;
• проверить знания и умения учащихся в следующих разделах: фонетика, лексика, морфология, фразеология, этимология, словообразование, синтаксис.
Условия игры.
Играют 2 команды, в каждой по 6 участников, команда готовит название, девиз, по возможности, сценку или песню. Игру проводят двое ведущих, помощники -мудрецы (они раскладывают и собирают карточки, разыгрывают сценки, раздают фишки за правильные ответы). Члены ученого совета подводят итоги игры.
В конкурсе знатоков могут принимать участие и болельщики 5-х, 6-х классов, которые приносят дополнительные очки командам.

ПЕРВЫЙ ТУР (проводит учитель)

Задание. Закончите определение.
1. Орфография — это раздел науки о языке, который изучает (систему правил написания слов);
2. Синтаксис — это раздел науки о языке, изучающий (строение словосочетаний и предложений);
3. Пунктуация — это раздел науки о языке, который изучает (систему знаков препинания);
4. Морфология — это раздел науки о языке, который изучает (слово как часть речи);
5. Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются (звуки языка, ударение, слог,);
б. Этимология — раздел науки о языке, изучающий (происхождение слов).

Ведущий 1: Задания для тех, кто дружит с фонетикой и орфографией,
Задание 1 . В каких словах звуков больше, чем букв? (Яма, растение, Юля, поем, знаем, елка.)

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы и объясните правильное написание.
Зам_реть от восторга, отп_рать замок, прик_снуться к прошлому, написать изл жение, р_сло р стение, пос_деть рядом, пос_деть к старости, пол_скали белье, л скать котенка.
Ведущий 2: Конкурс болельщиков. Задания для тех, кто дружит с лексикой:
1. Как написать слово глаз тремя буквами? (Око.)
2. Какой город парит в воздухе? (Орел.)
3. Какой хищный зверь течет быстрой рекой? (Тигр.)
4. Какой город самый сердитый? (Грозный.)
5. Что общего в словах: паровоз, самосвал, самолет? (Два корня.)
Ведущий 1: Высокочтимые мудрецы! Прошу вас дать ответ на первый наш вопрос: что означает слово чилибуха? Повторяю: чи-ли-бу-ха. Мудрецы обмениваются мнениями.
СЦЕНКА «ТРИ МУДРЕЦА»
1-й мудрец: Чилибуха — это название реки. Можете мне поверить, что это так.
2-й мудрец: Чилибуха — это порода дерева. Ну, как вам объяснить. Небольшое такое дерево.
3-й мудрец: Не слушайте их. Чилибуха — это, если хотите знать, не река и не дерево, а особо приготовленное, остро приправленное жаркое из дичи. Охотники угощали меня чилибухой, уж я-то знаю, что это такое.

Ведущий 1 (обращаясь к командам): Определите, кто из мудрецов прав.
Участники поднимают карточки с номерами 1, 2,3.

(Прав 2-й мудрец, Чилибуха — это небольшое вечнозеленое деревце тропических лесов, в семенах, коре и древесине которого содержится сильно действующий растительный яд — стрихнин.)
Ведущий 1 (обращаясь к мудрецам со вторым вопросом): Что значит слово тугрик?
1-й мудрец. Если мне не изменяет память, это денежная единица.
2-й мудрец. Я считаю, что это название старинной одежды, Я когда-то имел возможность щеголять в ней.
З-й мудрец. Это название музыкального инструмента, похожего на дудочку.
(Участники поднимают карточки с номерами.)
(Прав 1-й мудрец. Тугрик — денежная единица в Монголии.)
Задание 1 . Из примеров, приведенных ниже, выберите устаревшие слова.
(Коллективная работа команд с заданиями. Ответы передают ученому совету.)
1) Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда.
2) Твой конь не боится опасных трудов, Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю.
З) Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
4) Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
5) Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем выползала.
6) Дружина пирует у брега.

Задание 2. Найдите слова-синонимы в следующих предложениях:
1) В один прекрасный вечер Гаврик объявил, что ждать больше не желает.
2) Раздался великолепный свист.
З) Но вот настал конец этой восхитительной жизни.
Ведущий 2: Пока команды выполняют задания, болельщики участвуют в аукционе «Помоги команде»,
Сесть в галошу, ахиллесова пята, от корки до корки, как рыба в воде, красная строка.
Задание 2. Вспомните общеупотребительные слова, в которых сохранился устаревший корень. (Например: очки, перстень, перчатки.)
Ведущий 1: Теперь выполним задания по морфологии.
Задание 1. Определите часть речи. Составьте со словами словосочетания, из которых было бы ясно, какая это часть речи. Как называются такие слова?
Стих ( сущ., глагол), жгут (сущ., глагол), пила (сущ., глагол).
Мой (местоимение, глагол), три (числит, глагол), покрывало (глагол прош. вр., сущ.).
Ведущий 2 проводит с болельщиками новый аукцион «Помоги команде».
Задание 1. Назовите как можно больше глаголов, которые пишутся с не слитно.
Ведущий 1: Сейчас мы займемся этимологией слова. Ответьте на следующие вопросы:

1. Почему скатерть в сказках называется самобранкой? За что ей себя бранить?
(Самобранка — не от слова бранить, а от слова брать.)
2. Князя Олега назвали вещим, потому что ему ведома была каждая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем?
(От слова кость, в значении «худой, тощий человек, ходячий скелет».)
3. Иногда говорят: «Было-то было, да быльем поросло». Чем поросло то, что было, и почему именно поросло?
(Былье — трава, былинка.)
4. Мы говорим: Биться не на живот, а на смерть. Что здесь означает слово живот? Как понимать это крылатое выражение?
(Живот — значит «жизнь», «сражаться не щадя живота».)
Ведущий 2: Вспомним о словообразовании.
Задание 1. В каком слове нет приставки?
(Подогнуть, подозрение, подоконник, подолбить, подушка, пододеяльник.)
Задание 2. Кто больше? Назовите слова с суффиксом -арь.
(Пекарь, лекарь, аптекарь, ухарь, библиотекарь, звонарь, пахарь.)
Ведущий 1: Предлагаю задания по синтаксису и пунктуации.
Задание 1. Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Подчеркните грамматические основы.
1) Над полями и лесами все ярче и ярче светит солнышко.
2) Потемнели в полях дороги посинел на реке лед.
З) Прилетели белоносые грачи торопятся поправить свои старые гнезда.
4) Скоро оденется лес листвою зацветет на опушках черемуха защелкают над ручьями голосистые соловьи.

Ведущий 1: Каждая команда получает письмо. Прочитайте его внимательно.
Обратите внимание на то, что письмо это было написано еще в прошлом веке. За З минуты вы должны написать ответ. (После того, как участники зачитают свои ответы, ведущий читает полученное письмо.)
Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. нету у меня ни отца, ни маменьки. Только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка.. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку. А я начал с хвоста. А она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню.
Ведущий 2: Пока участники выполняют задание течение 3-х минут, болельщики участвуют в аукционе «Помоги команде».
Закончите пословицу
Сладкая ложь лучше
Как аукнется, так
Тише едешь —
По одежке встречают, по
Не спеши языком, спеши
За двумя зайцами погонишься,
Готовь сани летом, а
Задача-шутка. Что общего с точки зрения языка между словами родители и тапочки?
(Оба существительных обозначают парные предметы, а потому чаще употребляются в форме множественного числа, чем единственного.)
Ведущий 1: Обратимся к нашему досточтимому ученому совету чтобы он подвел итоги конкурса команд. Вам слово, члены ученого совета!
(Подведение итогов игры. Подсчет очков, которые принесли командам болельщики. Награждение команд.)
Поздравляем команду-победительницу.

Клуб знатоков русского

проявите смекалку находчивость внимание

Просмотр содержимого документа
«Клуб знатоков русского»

Клуб знатоков русского языка

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуки речи

Определите, какие звуки:

З, в, д, й, с, ш, ц, л

Б, щ, п, г, ф, х, м, р

ЛЕКСИКА – раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка

Препятствие

Рукоплескать

Высокомерный

Аплодировать

Проказничать

Единоборство

ФРАЗЕОЛОГИЯ – раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые сочетания слов, близких по лексическому значению одному слову

Замените одним словом:

Души не чаять

Ни свет ни заря

Прикусить язык

Как ветром сдуло

В двух словах

МОРФОЛОГИЯ – раздел науки о языке, в котором изучаются слова как части речи

Определите части речи

Составьте небольшой рассказ, используя как можно больше наречий:

ОРФОГРАФИЯ – раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов

Найти «лишнее» слово:

  • Кто(то), где(нибудь), как(либо), как(будто)
  • Девч_нка, книж_нка, печ_нка, нож_нка
  • Изоляц_я, узколиц_й, лекц_я, акац_я
  • Ни(у)кого, (не)решена, (не)был, (не)быстро
  • Спряч_, проч_, задач_, настеж_, береч_

Найти «лишнее» слово:

1) Заг_рать, пл_вец, к_саться, сл_гать

2) Взял(бы), как(то), (кое)что, (по)новому, (во)первых

3) Птиц_, ц_ган, ц_ркуль, ц_ц

4) Замуж_, помощ_, береч_ся, учиш_, вскач_

5) Ш_в, печ_т, ш_пот, ноч_вка, ж_лудь

Снег, дорога, у, старался, над, около, береговой, слева, открытый, не.

Составьте как можно больше слов:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык К.Г. Паустовский

Русский язык Познавательная игра Клуб знатоков русского языка. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЛеонид Оленин

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Русский язык Познавательная игра Клуб знатоков русского языка.” — Транскрипт:

1 Русский язык Познавательная игра Клуб знатоков русского языка

2 ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ! В загадки слова окунись – В загадки слова окунись – И миру мудрецом явись! УДАЧНОЙ ИГРЫ! УДАЧНОЙ ИГРЫ! старт

4 Вопрос 1 Можно ли определить, кто из перечисленных здесь является женщиной? Можно ли определить, кто из перечисленных здесь является женщиной? Приём у Э.Рузвельт Приём у Э.Рузвельт Открытие зоолога У.Ульрих Открытие зоолога У.Ульрих Научные труды химика И.Ноодар Научные труды химика И.Ноодар Рекорд Т.Пресс Рекорд Т.Пресс ОТВЕТ

5 Ответ 1 Все женщины: Элеонора Рузвельт, Урсула Ульрих, Ида Ноддар, Тамара Пресс – мужские фамилии склоняются ЗАДАНИЯ

6 Вопрос 2 ОТВЕТ Скажите по- французски «пыль» слово «пыль». Кстати, русские женщины охотно себя ею украшают

7 Ответ 2 ПУДРА ЗАДАНИЯ

8 Вопрос 3 ОТВЕТ В названии какой конфеты чувствуется холод?

9 Ответ 3 ЛЕДЕНЕЦ ЛЕДЕНЕЦ ЗАДАНИЯ

10 Вопрос 4 В дословном переводе В дословном переводе с французского языка название этого лакомства означает «дважды пропечённый». Назовите это лакомство. с французского языка название этого лакомства означает «дважды пропечённый». Назовите это лакомство. ОТВЕТ

11 Ответ 4 БИСКВИТ ЗАДАНИЯ

12 Вопрос 5 Какое греческое слово можно перевести как «порядок», «строй», «красота»? Какое греческое слово можно перевести как «порядок», «строй», «красота»? Подсказка: родственник слова «косметика» ОТВЕТ

13 Ответ 5 КОСМОС КОСМОС ЗАДАНИЯ

14 Вопрос 6 ОТВЕТ В Японии этот предмет называют «вакидзаси», что буквально означает «на боку воткнутое». Что это за предмет?

15 Ответ 6 МЕЧ ЗАДАНИЯ

16 Вопрос 7 ОТВЕТ На языке коми «сын» – глаз, «лыс» – хвоя. Переведите на русский язык с языка коми слово «сынлыс».

17 Ответ 7 ЗАДАНИЯ РЕСНИЦЫ

18 Вопрос 8 По-древнегречески толпа – «охлос». А как, согласно одной из версий, называли отдельно взятого представителя этой толпы? По-древнегречески толпа – «охлос». А как, согласно одной из версий, называли отдельно взятого представителя этой толпы? ОТВЕТ

19 Ответ 8 ОХЛАМОН ЗАДАНИЯ

20 Вопрос 9 ОТВЕТ С итальянского языка это слово переводится Как «сломанная скамья». А в русском языке оно обозначает неудачливого бизнесмена. Что это за слово?

21 Ответ 9 ЗАДАНИЯ БАНКРОТ

22 Вопрос 10 ОТВЕТ Название какого вида транспорта в переводе с греческого столичный означает «столичный»?

23 Ответ 10 ЗАДАНИЯ «Метер» – мать, «полис» – город. Вместе – метрополитен, мать городов, столица.

24 Вопрос 11 ОТВЕТ Название какого вида спорта переводится с норвежского след на склоне как «след на склоне»?

25 Ответ 11 СЛАЛОМ ЗАДАНИЯ

26 Вопрос 12 ОТВЕТ Из малайского языка к нам пришло название этого животного. В переводе на русский оно означает «лесной человек». Назовите это животное.

27 Ответ 12 ОРАНГУТАНГ ОРАНГУТАНГ ЗАДАНИЯ

28 Вопрос 13 ОТВЕТ Это слово придумал чешский писатель Карел Чапек. В 1920 году он написал пьесу, где впервые употребил это слово. В переводе с чешского оно значит « выполняющий самую тяжёлую работу ». Сейчас это слово известно всем. Назовите его.

29 Ответ 13 ЗАДАНИЯ РОБОТ

30 Вопрос 14 ОТВЕТ Название какого парфюмерного средства переводится с французского как «вода из Кёльна»?

31 Ответ 14 ЗАДАНИЯ ОДЕКОЛОН О – по-французски вода

32 Вопрос 15 ОТВЕТ Какая известная порода собак была выведена в Испании, что и отразилось в её названии?

33 Ответ 15 СПАНИЕЛЬ ЗАДАНИЯ

34 Вопрос 16 ОТВЕТ Какая порода собак получила своё название от английского слова «игрушка» и латинского слова «земля»?

35 Ответ 16 Той-терьер ЗАДАНИЯ

36 Вопрос 17 ОТВЕТ Какой молочный продукт приготовить проще простого, если судить по названию?

37 Ответ 17 ЗАДАНИЯ ПРОСТОКВАШУ

38 Вопрос 18 ОТВЕТ Если перевести это слово с латинского языка, то оно буквально будет означать «сидящий впереди». Что это за слово?

39 Ответ 18 ЗАДАНИЯ ПРЕЗИДЕНТ

40 Вопрос 19 ОТВЕТ Как французы называют любое оконное стекло, а мы только цветное, узорчатое?

41 Ответ 19 ВИТРАЖ ЗАДАНИЯ

42 Вопрос 20 ОТВЕТ По порядку он девятый, а его название с латинского языка переводится как «седьмой». О чём идёт речь?

43 Ответ 20 ЗАДАНИЯ СЕНТЯБРЬ

44 Вопрос 21 ОТВЕТ Какое существительное в современном русском языке произошло от латинского глагола «не хватать»?

45 Ответ 21 ЗАДАНИЯ ДЕФИЦИТ

46 Вопрос 22 ОТВЕТ Это русское слово в прошлом означало «лицо» и произошло от слов со значением «лоб» и «рот». Что это за слово?

47 Ответ 22 ЗАДАНИЯ Челюсть (чело + уста)

48 Вопрос 23 ОТВЕТ «Ветеринар» по-чукотски – «кора-доктор». Что означает чукотское слово «кора»?

49 Ответ 23 ЗАДАНИЯ ОЛЕНЬ

50 Вопрос 24 ОТВЕТ Первоисточник этого слова – греческий, где оно обозначало, как ни странно, « досуг », « праздность ». Звучание практически не изменилось, а вот значение поменялось кардинально. Назовите это слово.

51 Ответ 24 ЗАДАНИЯ ШКОЛА

52 Вопрос 25 ОТВЕТ Эти посетители поликлиник скорей всего не догадываются, что зовутся латинским словом «страдальцы»

Дидактические пособия, как средства развития фонематических процессов у дошкольников

В статье раскрывается практическое применение дидактических пособий, как средства развития умения узнавать неречевые звуки, различать звуки речи, слоги, формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, количество звуков в слове, место звука в слове.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.). Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием фонематических процессов.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — ЭТО:

  • фонематический слух;
  • фонематическое восприятие;
  • фонематические представления.
  • способность слышать есть данный звук (фонема) в слове или нет;
  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
  • умение определять линейную последовательность звуков в слове;
  • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
  • осознание или подсчёт количества звуков в слове.
  • это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Для того, чтобы формирование фонематических процессов у дошкольников проходило в интересной и увлекательной форме, я в своей работе использую самостоятельно – изготовленные игровые пособия. Одно из них хочу представить:

«Фонематический калейдоскоп»

Цель: развитие фонематического слуха и восприятия.

Пособие изготовлено в виде панно, на котором расположена тучка (из ткани), к ней на атласных лентах прикреплены капельки («киндер сюрпризы»), наполненные различными сыпучими материалами (крупы, сахар, песок, мука, гвоздики и т.д.); вязанное солнышко, лучики которого также сплетены из атласных лент, закреплены резиночками, которые застегиваются на пуговицы; ёжики (аппликация из ткани), у которого на спине пристегиваются капельки (стеклянные камешки); также изображены цветы (вяжутся крючком), к которым можно пристёгивать бабочек; в центре панно яблонька (аппликация из ткани) с крючками на которые можно вешать яблочки.

«Тучка с капельками» направлена на развитие умения определять не речевые звуки. Ребёнок по звучанию должен догадаться, что внутри капельки. Можно сделать пары капелек с одинаковым наполнением, ребенку предлагается найти капельки, которые звучат одинаково.

«Солнце с лучиками», «Ёжик с капельками на спине», направлены на развитие умения определять количество слогов в слове. Ребёнок на каждый слог слова застегивает (отстёгивает) лучик, или прикрепляет (снимает) капельку.

«Яблонька» — на развитие умения определять количество слов в предложении. Проговаривая слова в предложении, ребёнок на каждое слово снимает с яблоньки яблочко. Сколько яблочек снял, столько слов в предложении.

«Бабочки на цветах» — определение места звука в слове (начало – середина – конец).

Необходимо найти звук в словах. Если звук в начале слова, ребёнок садит бабочку на первый цветок, если в середине на второй цветок, если в конце – на третий. Цвет бабочки меняется в зависимости от заданного звука: гласный – красная бабочка, согласный твёрдый – синяя, согласный мягкий – зелёная.

Из опыта работы могу заметить, что использование различных игровых пособий, способствует повышению познавательной и речевой активности дошкольников.

Авторские дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников с ФФН

Разделы: Логопедия

Бесспорно, что игровая деятельность является ведущей для дошкольников. Почему же так часто на своих занятиях, стремясь достичь высоких результатов, мы забываем об этом и заставляем детей выполнять однообразные и скучные упражнения? Неэффективно, и отбивает интерес к учению у будущих первоклассников.

Игра является не только главной сферой самовыражения для ребёнка, но и базой для развития речи.

Во время игры на занятии воцаряется приподнятая, радостная атмосфера. Игра захватывает ребёнка целиком, у него горят глаза, он тянет руку, выпрыгивая со своего места. Как малыш старается быть первым и лучшим! Дух соревнования, присущий игре, заставляет работать даже самых ленивых.

Особое значение приобретает игра в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие. Играя, ребёнок использует приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах, решает разнообразные мыслительные задачи: даёт характеристику звукам речи; сравнивает их по акустико-артикуляционным признакам, делает звуковой анализ слов.

Многолетний личный опыт логопедической работы показывает, что усвоение и закрепление сложнейшего логопедического материала происходит легче и прочнее в условиях различных игровых ситуаций.

Игра оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка: формируются терпение, настойчивость, сопереживание, умение работать в команде; сглаживаются отрицательные черты характера: капризность, обидчивость; создаются условия для развития многих психических процессов: внимания, памяти, логики, зрительного восприятия.

Представленные ниже авторские дидактические игры способствуют развитию фонематических процессов у дошкольников и могут использоваться логопедами ДОУ на всех этапах коррекционно-педагогического процесса.

Авторские дидактические игры:

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.

Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.

Задание: загрузи в кузов машинки столько игрушек, сколько раз услышишь заданный звук.

2. Узелки.

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.

Задание: завяжи столько узелков, сколько раз услышишь заданный звук.

3. Пуговки

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику. Оборудование: наглядное пособие для развития мелкой моторики “Застёжки”.

Задание: застегни столько пуговиц, сколько раз услышишь заданный звук.

4. Лошадки.

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать артикуляционную моторику.

Задание: щёлкни язычком столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.

5. Подуй на вертушку.

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать длительный плавный выдох.

Оборудование: вертушка для развития дыхания.

Задание: подуй на вертушку столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.

6. Колокольчик.

Цель: научить детей придумывать слова на заданный звук.

Ход игры: дети становятся в круг.

Задание: придумай слово на заданный звук, позвони в колокольчик, передай колокольчик по кругу.

7. Гаражи.

Цель: научить детей дифференцировать звуки [р]- [л].

Оборудование: силуэты машин из картона с наклеенными на них картинками: рак, жираф, радуга, роза, корова, пила, лампа, ландыш, лодка, лыжи. Счётные палочки для изготовления гаражей”, на одном “гараже” буква Р, на другом – Л.

Задание: возьми машинку, назови картинку, скажи какой звук есть в названии этой картинки: [ р] или [л]. Помести машинку в “гараж” с соответствующей буквой.

8. Птички на дереве.

Цель: научить детей дифференцировать звуки [ ш] -[с].

Оборудование: два дерева из картона с буквами Ш и С, птички из картона с приклеенными на них картинками: шуба, мышь, кошка, душ, крыша, собака, коса, сапоги, нос, сыр.

Ход игры: ребёнок берёт одну птичку, называет картинку, которая приклеена на ней и говорит, какой звук есть в названии этой картинки [ш ] или [с]. Если в названии картинки есть звук [ш], то он помещает её на дерево с буквой Ш, если в названии картинки есть звук С, то он помещает её на дерево с буквой С.

9. Три медведя.

Цель: научить детей определять позицию звука в слове, работать над просодикой.

Оборудование: фигурки трёх медведей из картона или игрушечные, предметные картинки со звуком [к] в разных позициях: кот, крот, удочка, рак, цыплёнок, лягушка, полка, мак, клевер, щётка, сок, собака.

Ход игры: ребёнок берёт картинку и называет её. Если звук [к] в начале слова, то эту картинку надо подарить Михайло Потаповичу; если звук [к] в середине слова, то эту картинку надо подарить Настасье Петровне; если звук [к] в конце слова, то эту картинку дарим Мишутке. Медведи говорят : “Спасибо!”, соответствующими им голосами.

10. Выложи домик.

Цель: научить детей отбирать слова на заданный звук.

Оборудование: предметные картинки на заданный звук, несколько картинок на другие звуки.

Задание: выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук.

11. Наряди ёлку (1 вариант).

Цель: научить детей определять позицию звука в слове.

Оборудование: трёхярусная ёлка из картона, шары из цветного картона с приклеенными на них картинками на заданный звук. Звук должен находиться в разных позициях.

Ход игры: ребёнок берёт шар, если заданный звук находится в начале слова, то шар с картинкой помещается в нижнем ярусе ёлки; если звук находится в середине слова, то шар помещается в среднем ярусе ёлки; если звук в конце слова, то шар помещается в верхнем ярусе ёлки.

12. Наряди ёлку (2 вариант).

Цель: учить детей дифференцировать звуки [ш]- [с], развивать зрительное восприятие.

Оборудование: ёлка из зелёного картона, “ ёлочные украшения”: самолёт, кошка, слон, клюшка, собака, шар, сумка, шишка и т.д. По полю ёлки – силуэты этих предметов чёрного цвета.

Ход игры: ребёнок берёт “ёлочное украшение”, называет картинку и какой звук в ней:

[ш] или[с], находит на ёлке соответствующий картинке силуэт и помещает её на это место.

13. Силуэты.

Цель: научить детей определять позицию звука в слове, развивать зрительное восприятие.

Оборудование: предметные картинки: кот, собака, мак. Силуэты к ним.

Задание: подобрать к каждой картинке соответствующий ей силуэт. Назвать слово и определить позицию звука [к] в этом слове.

14. Кубик.

Оборудование: игровое поле разделено на 9 квадратов, в каждом квадрате картинка: шапка, астра, шуба, маска, слон, кошка, шкаф, сыр, мышка; кубик ; красные, синие, зелёные фишки для звукового анализа.

Ход игры: ребёнок бросает кубик на игровое поле, называет картинку, на которую он попал и делает звуковой анализ этого слова.

Оригинальные пособия в работе логопеда на этапе формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Мехедова
Оригинальные пособия в работе логопеда на этапе формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна. В настоящее время, к моменту поступления в школу дети должны быть готовы к успешному усвоению программы общеобразовательной школы. Они должны уметь различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание своей и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы, распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения в дальнейшем. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.

В логопедической работепо обучению грамоте используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.

На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов.

Для овладения такими базовыми понятиями, как звук, слог, предложение, умений дифференцировать характеристики звука, ориентироваться в «линейности» слова, необходима сформированность надлежащего уровня образного мышления.

Дети с речевыми нарушениями отличаются сниженной познавательной активностью, замедленным темпом формирования умений и навыков, требующих использования абстрактных категорий. С целью активизации процесса усвоения такими детьми вышеуказанных умений и навыков необходимо задействовать как можно больше количество анализаторов.

В коррекционной работе на этапе формирования фонематических процессов, могут использоваться графические схемы слогового и звукового состава слова, знаково-символическое моделирование (сочетание методик Г. А. Каше, Д. Б. Эльконина, Ткаченко Т. А.). Детям предлагается подобрать слово к определённой схеме, или схему к заданному слову; выложить «слово» при помощи зрительных символов звуков. Использование модели предполагает определенный уровень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).

На занятиях по обучению грамоте в упражнениях по формированию звукового анализа и синтеза могут использоваться зрительные символы гласных и согласных звуков. Согласно представлениям некоторых педагогов-практиков, предполагающих, что если временно подменить одни символы (буквы) другими, то восприятие материала будет происходить успешнее,а именно:

– во-первых, легко запоминаться детьми,

– во-вторых, быстро воспроизводиться,

-в-третьих, окажутся логически связанными со звуковым аналогом,

-в-четвёртых, усилят звуковое восприятие ребёнка путём дополнительной опоры на различные анализаторы. Следовательно, такой подход улучшит усвоение навыков звукового анализа и синтеза, и облегчит многим дошкольникам подготовку к обучению грамоте.

В логопедической работе мы предлагаем увязать условные звуковые обозначения с общепринятой символикой.

Красный цвет – для гласных звуков. При выборе условных обозначений для гласных звуков, в большей степени, определяющим фактором является опора на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие (как на самое яркое).

Синий цвет – для согласных твёрдых звуков. Эти звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому для обозначения каждого из них можно использовать зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Для ребят подготовительной группы все согласные твердые звуки будут обозначаться кружочками синего цвета.

Зелёный цвет – для согласных мягких звуков. Образы согласных мягких звуков предлагаются детям немного меньше по размерам, чем образы согласных твёрдых звуков. Для ребят подготовительной группы все согласные мягкие звуки будут обозначаться кружочками зеленого цвета.

Такой «цветовой» подход дополнительно усиливает дифференцировку звуков по таким существенным признакам,как: гласные – согласные, твёрдые согласные – мягкие согласные, и перекликается с привычными для специалистов схемами, соблюдающими преемственность в работе между детским садом и школой.

При проведении заданий на определение места звука в слове могут использоваться картинки – плоскостные «изображения» слов. В качестве зрительной аналогии при определении позиции звука в слове мы использовали плоскостное изображение паровозика с вагончиками, гусеницы, «звуковых решёток» и цветные символы звуков. Таким образом, формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слуховой, но и на зрительный анализатор.

В работе можно использовать пособия, которые представлены в виде игр-схем, позволяющих в наглядной и доступной форме зрительно представить абстрактные понятия, которыми и являются звуки (авторы – учителя-логопеды Егошина Н. Н., Колотовкина В. А., Янова Т. В.) В играх-схемах для обозначения звуков используются стандартные цветные символы (красные, синие, зелёные кружки).

Цель пособий: развитие фонематического восприятия и овладение детьми старшего дошкольного возраста навыками звукового анализа и синтеза через игры-схемы.

Сложность и объём изучаемого материала зависят от периода обучения в коррекционной работе. Приведём несколько вариантов подобных игр-схем.

«Квадрат» (Слайд 11)

Задача: тренировать детей в наличии заданного звука в слове. Логопед называет ряд слов с заданным звуком и без него. При наличии заданного звука в слове дети с помощью фишки (пальца) начинают движение от определённой геометрической фигуры, передвигаясь на одну клетку по направлению стрелки. При правильном выполнении задания дети оказываются на геометрической фигуре, задуманной логопедом.

«Косынка» (Слайд 12)

Задача: тренировать в дифференциации звуков по твердости-мягкости.

Логопед называет ряд слов с дифференцируемыми по твёрдости-мягкости звуками. Дети начинают движение от стрелки вверх к синему или зеленому кругу соответственно. При правильном выполнении задания они оказываются на треугольнике определённого цвета, задуманного педагогом.

«Косынка» (Слайд 16)

Задача: тренировать в дифференциации звуков по звонкости-глухости.

Логопед называет ряд слов с дифференцируемыми по звонкости-глухости звуками. Дети начинают движение от стрелки вверх к кругу с колокольчиком или к кругу без него. При правильном выполнении задания дети оказываются на треугольнике определённого цвета, задуманного педагогом.

«Лабиринт» (Слайд 13)

Задача: тренировать в дифференциации звуков по твердости-мягкости.

Педагог называет ряд слов с дифференцируемыми по твердости-мягкости звуками. Дети начинают движение от правого нижнего угла со стрелками, указывающими направление движения. Если в слове твердый согласный — дети перемещают фишку (палец) на одну клетку влево, если в слове мягкий согласный — на одну клетку вверх.

«Поймай шарик» (Слайд 14)

Задача: тренировать в дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости.

Логопед называет ряд слов с дифференцируемыми по твёрдости-мягкости звуками. Дети с помощью двух фишек начинают движение от зайца вверх, к шарикам синего и зелёного цвета и определяют, какой шарик поймал заяц.

Так же в работе можно использовать специальные пособия по звуковому анализу слов. Их особенность – самостоятельная зарисовка детьми графических символов звуков, слогов, места звука в слове, твёрдости-мягкости согласных звуков. В них кратко излагаются задания с графическими подсказками, помогающие родителям в домашних условиях закреплять полученные детьми знания, а также служащие подтверждением выполненного задания и одной из форм динамического наблюдения за успехами детей при формировании звукового анализа изучаемых слов.

Используя эти пособия в учебно-коррекционном процессе, дети приобретают возможность самостоятельно обдумывать каждое задание. В зависимости от уровня развития конкретного ребенка можно создать индивидуальное пособие, компонуя разнообразный материал. Приведенные картинки-упражнения используются как на занятиях, так и при выполнении детьми домашних заданий в индивидуальных тетрадях. Анализируя каждое слово, и графически обозначая его, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зри-тельно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процес-сы, как память, внимание, мышление, развивается пространственная ориентировка на листе бумаги.

Учитывая, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, на занятиях по обучению грамоте мы можем использовать различные игровые упражнения.

Упражнение «Гномики Травинка и Льдинка».

Цель: Дифференциация звуков по твёрдости-мягкости.

Задание: гномику в зеленой одежде –картинки с мягким согласным звуком;

Гномику в синей одежде – картинки с твёрдым согласным звуком.

Игра «Рассели буквы по домикам»

Задание: в домик с красной крышей поселить буквы, обозначающие гласные звуки, в домик с синей крышей с колокольчиком – буквы, обозначающие звонкие согласные и т. д.

К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы.

Дидактические игры по развитию познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей. АНАТАЦИЯ В работе представлены дидактические игры, направленные на развитие познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей.

Использование игрового методического пособия «Парашют» в работе с детьми дошкольного возраста» План-конспект мастер-класса. Цели и задачи: 1. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников; 2. Ознакомление.

Использование ИКТ при развитии фонематических процессов у дошкольников. Компьютерный тренажёр «Загадки-метаграммы и загадки-логогрифы»Цель: развитие фонематических процессов у дошкольников. Задачи: Образовательные:.

Использование наглядного моделирования в коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. (1 слайд) Использование наглядного моделирования при коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Мониторинг развития фонематических процессов у детей 5–7 лет Логопедическое обследование детей с ТНР включает в себя множество разделов: звукопроизношение, различение звуков на слух, звукослоговая.

ООД по формированию фонематических процессов у детей в старшей логопедической группе детского сада (основная часть) I. Вводная часть. Дети входят в группу. Логопед: – Прислушайтесь, какая красивая музыка звучит (звучит музыка). – Давайте закроем глазки,.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста Консультация для воспитателей детского сада «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»Фонематическое восприятие –.

Развитие фонематических процессов у детей с ФФН с помощью дидактического пособия «Речекруг» Актуальность проблемы речевого развития дошкольников с фонематическим недоразвитием речи определена тем, что самым распространенным дефектом.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Статья «Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста» Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школе. В последнее время отмечается.

Ссылка на основную публикацию