Электронный сборник в работе логопеда

Применение цифровых технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богородска школа №8»

Применение цифровых технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ.

Автор: Венецкова Ксения Николаевна

Педагогический стаж: 8 лет

Применение цифровых технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ. …………………………………………………………….стр 4

Список литературы……………………………………. стр 8

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших направлений деятельности системы образования Российской Федерации в настоящее время. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

Получение специального образования детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в современном мире и самореализации в различных видах профессиональной.

В настоящее время все силы сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать доступную образовательную среду для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Таким образом, важнейшей задачей модернизации является:

систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

И одним из приоритетных направлений модернизации в образовании, решающих эти задачи является внедрение в учебный процесс средств цифровых технологий. Особенное значение это направление имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Применение цифровых технологий в логопедической работе с

детьми с ОВЗ.

Цифровые технологии – это основанная на методах кодировки и передачи информации дискретная система, позволяющая совершать множество разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени. Именно быстродействие и универсальность этой схемы сделали IT-технологии столь востребованными.

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике и используется как дополнительный инструмент в работе педагога.

Коррекционная работа с обучающимися с ОВЗ, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации на занятиях для исправления недостатков речи детей;

— обеспечение психологического комфорта на занятиях;

— развитие высших психических функций;

— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;

— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;

— формирование личностных качеств ребёнка;

— повышение качества обучения и работоспособности обучающихся.

На логопедических занятиях мною используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

К готовым продуктам относятся: компьютерные логопедические тренажёры; компьютерные тесты; обучающие игры; книги, учебники и энциклопедии; электронные рассылки; логопедические ресурсы.

В качестве готовых продуктов я использую такие цифровые ресурсы, как мерсибо ( mersibo . ru ), где помимо тестов и тренажеров для обучающихся, здесь можно участвовать в вебинарах по ИКТ для работы на данном портале, углубленные мастер-классы для логопедов; логозавр ( logozavr.ru ), теремок (teremoc.ru) – компьютерные игры для развития речи и высших психических функций. Так же в своей работе использую интернет урок ( interneturok . ru ) для реализации дистанционного обучения для ребенка с индивидуальной программой развития. На этом сайте можно подобрать видеоуроки по изучаемым темам.

К самостоятельно-разработанному инструментарию относятся: составленные с помощью программы Microsoft Office игры, пособия и игры-презентации Power Point; веб-сайты; цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

Одно из последних разработанных мной пособий является «Персональная книга для чтения» для обучающегося по индивидуальной программе развития. Это пособие разрабатывалось для летнего чтения и письма обучающегося. Т.к. книга персональная она именная с фото обучающегося и его родных, благодаря этому и доступным заданиям ребенку интересно было заниматься по ней. В книге содержатся задания для чтения, задания по развитию фонематического восприятия и задания для письма.

Так же на занятиях использую мультимедийные игры-презентации – это одно из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс, которые очень эффективны в индивидуальной работе. Отличием таких игр от обычных презентация является наличие особого алгоритма, который с помощью системы гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивая обратную связь с ребенком. Мультимедиа – богатейший арсенал способов иллюстрации изучаемого явления.

Для связи с родителями и распространения собственного опыта мною был разработан персональный сайт ( nsportal.ru/venetskova-kseniya-nikolaevna ), на котором можно увидеть подробную информацию о моей работе, дидактический материал, фотоотчет работы.

Использование современных цифровых технологий в логопедической практике позволяет сделать работу логопеда интереснее и занимательнее для обучающихся. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Список литературы.

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.

3. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.

4. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.

5. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.

Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 08.10.2015

Статья просмотрена: 516 раз

Библиографическое описание:

Шебаршева, А. Е. Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ / А. Е. Шебаршева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8860/ (дата обращения: 07.01.2021).

В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории. В комплексном преодолении общего недоразвития речи наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные методы. А так как мы живем в XXI веке — веке информации, нашу повседневную жизнь уже невозможно представить информационных компьютерных технологий. Они прочно входят во все сферы нашей жизни. Информационные компьютерные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель-логопед. Поэтому, их использование в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией в настоящее время особо актуально.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, у них отмечается низкий уровень сформированности словаря, грамматического строя и связной речи, им с трудом даются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи. И, поэтому необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.

Среди современных технических новинок особое место занимает интерактивная доска, которую я использую в своей работе. Она обладает большими потенциальными возможностями в развитии детей и несет мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Возможности интерактивной доски позволяют включать все органы восприятия: слуховые, зрительные и тактильные. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». Учеными установлено, что около 80 % информации человек воспринимает через органы зрения. И когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти. Кроме того, развитие моторики способствует еще и активизации речевых центров, что необходимо для успешного обучения детей.

Программное обеспечение интерактивной доски позволяет сделать образовательную деятельность детей интересной, увлекательной и насыщенной. При показе презентаций дети получают возможность усвоить материал, визуализация которого происходит через известных всем героев мультфильмов и сказок. Дети с удовольствием выполняют задания героев или помогают им. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть. Как показывает моя практика, такие презентации очень нравятся дошкольникам, и даже дети с низким уровнем познавательного и речевого развития не отвлекаются во время образовательной деятельности, что позволяет ускорить ее темп и вовлечь в нее всех детей. Они становятся более внимательными и сосредоточенными на протяжении всей образовательной деятельности.

У детей с общим недоразвитием речи нарушена не только речь, но и все психические функции, что затрудняет процесс коррекции. Использование интерактивной доски активизируют познавательную деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи и усиливают усвоение материала. Это обусловлено тем, что интерактивная доска включает в себя функции всех выше перечисленных технических средств.

Основные принципы в работе с использованием информационных компьютерных технологий:

– принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений;

– принцип дифференцированного подхода к обучению детей, в зависимости от структуры дефекта;

– принцип комплексного подхода в коррекционной работе с детьми с ОНР.

В презентации помимо речевых задач включаются задания на развитие познавательных процессов, памяти, внимания, мышления, зрительно — моторных координаций («Кто спрятался на картинке?», «Узнай по силуэту», «Лабиринт», «Четвертый лишний» и т. п.).

Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий на интерактивную доску дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к образовательной деятельности. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, а главное речь и моторика.

При использовании интерактивной доски в работе учителя-логопеда выделены следующие преимущества:

– Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, работа транспорта, воспроизведение звуков птиц, животных и т. д.);

– Повышает мотивацию для исправления недостатков речи детей;

– Развивает психологическую базу речи: восприятие, внимание и мышление за счет повышения уровня наглядности;

– Совершенствует навыки пространственной ориентировки, развивает точность движения руки;

– Повышает качество обучения и работоспособности.

Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет учителю — логопеду не только идти в ногу со временем, но и индивидуализировать процесс коррекции речи, способствовать положительному эмоциональному состоянию детей на протяжении всей образовательной деятельности и значительно повысить эффективность своей работы.

Похожие статьи

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы.

Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

Бурачевская О. В. Интерактивные компьютерные игры как средство развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим.

Поэтому деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения, осуществляющего коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи (ОНР), направлена на создание рациональной среды.

Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе.

Интерактивная доска.

. развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей.

Система работы с детьми с ОНР посредством ТРИЗ и ИКТ

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение, при котором нарушено или отстает

В нашем саду для этого имеются широкие возможности: интерактивная доска, компьютерный класс, ноутбуки.

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Читайте также:  Дифференциация звуков С-Ц, Весна в природе - конспект логопедического занятия

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при

У детей с ОНР наблюдается сниженный уровень сформированности памяти, особенно слуховой, зрительной.

Ход игры. На доске или листке бумаги каждый ребенок должен нарисовать «рожицу».

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями речи.

Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория детей, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть

Роль педагога в работе над формированием связной речи детей. Огромная ответственность по организации деятельности детей лежит на педагоге.

Формирование лексико-грамматических категорий у детей.

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи. Авторы: Богатырева Алла Вячеславовна, Косткина Мария Александровна. Рубрика: Образование и обучение.

Электронный сборник в работе логопеда

Инструментарий учителя – логопеда

1. Т.А.Ткаченко «Альбом индивидуального обследования дошкольника».

2. О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда».

3. Е.Н.Винарская «Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии».

4 . Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций.

5. Г.А.Волкова. «Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики.

6. О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова «Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона. Альбом первый».

7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Под ред. Е.А.Стребелевой.

8. О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина «Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие ».

9. З.А.Репина «Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми дефектами речи». Учебное пособие.

1. Т.Б.Филичева «Программа обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим недоразвитием

2. Коррекционно –развивающая, образовательная программа для детей с фонетическим недоразвитием речи: Формирование звукопроизношения у дошкрльников».

3. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Работа с детьми младшего возраста:

1. Н.В.Нищева «Коррекционно –развивающая работа в младшей логопедической группе детского сада».

2. Л.Н.Павлова «Раннее детство: Развитие речи и мышления» Наглядно –дидактическое пособие от 1года до 3 лет.

3. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада».

4. З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».

5. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Формирование звукопроизношения у дошкольников» Учебный комплект по логопедии.

6. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Учись говорить правильно» Учебный комплект по логопедии.

7. В.Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем».

8. И.Г.Выгодская, Н.А.Гегелия, Т.И.Кочеровская «Исправление нарушения звукопроизношения у подростков».

9. А.И.Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми».

10. М.Ф.Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения».

Работа с детьми сФФН:

11. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН». 1период обучения.

12. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН». 2 период обучения.

13. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН». 3 период обучения.

14. Н.И.Гридчина «Речевые пятиминутки».

15. Е.Ф.Рау «Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного возраста».

16. Н.Г.Алтухова «Научитесь слышать звуки».

17. И.В.Скворцова «Логопедические игры + CD . Для детей 4-6 лет»

18. Методика развития речи детей дошкольного возраста /Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичёва.

19. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред.Селивёрстова В.И.

20. А.И.Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя».

21. Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».

22. Ю.Г.Илларионова «Учите детей отгадывать загадки».

23. Л.Н.Ефименкова «Формирование речи дошкольников».

24. С.А.Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях».

25. З.Е.Агранович «Сборник домашних заданий в помощ логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР».

26. В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной группе для детей с ОНР».

27. В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Зима» в подготовительной группе для детей с ОНР».

28. В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи по теме «Лето» у детей 5-7 лет».

29. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников».

Преодоление нарушений слоговой структуры слова:

30. З.Е.Агранович «Система работы по преодолению нарешений слоговой структуры слова».

31. А.В.Ястребова «Коррекция заикания у учащихся образовательной школы».

32. И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение заикания у дошкольников в игре».

33. И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях».

34. Г.А.Волкова «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников».

Другие нарушения речи:

35. С.Л.Таптапова «Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса».

36. М.К.Бурлакова «Коррекционно-педагогическая работа при афазии».

37. Л.С.Цветкова «Афазия и восстановительное обучение».

Преодоление нарушений чтения и письма:

38. Е.Мазанова «Логопедия. Преодоление нарушения письма» Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии».

39. М.М.Безруких, С.П.Ефименкова «Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму».

40. В.И. Городилова, М.З.Кудрявцева «Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков».

Электронный сборник в работе логопеда

Книги и статьи.

  • Фронтальные
  • Подгрупповые
  • Индивидуальные

Публикации

Для большего удобства воспользуйтесь Поиском.

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада.
В книге представлен один из возможных путей реализации базисного компонента программы «Истоки» по разделу «Речь и речевое общение». В помощь воспитателю в издании приведено большое количество грамматических игр, упражнений, коммуникативных ситуаций.

Быкова Е.В. Пространственное ориентирование – как профилактика дисграфии. Рекомендации специалистам и родителям детей, начиная с 3–4 лет, с особенностями в развитии.

Вершинина Н.А. Влияние общения на развитие речи ребенка в возрасте от 0 до 3 лет. Дипломная работа.
Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи.

Воронина Л.П., Червякова Н.А. Преодоление симптомов дизартрии – гиперсаливации – у детей с ОНР.
Целью данной статьи является рассмотрение традиционных и нетрадиционных приемов преодоления одного из характерных симптомов дизартрии – гиперсаливации, т.е. обильного слюнотечения.

Воронина Л.П., Червякова Н.А. Профилактические мероприятия, связанные с глотанием.
Авторы статьи обращают внимание логопедов на общие моменты в работе логопеда, стоматолога, ортодонтов, а также приводят упражнения для нормализации функции глотания.

Выставного Ю.В. Пальчики – ловкие, руки – умелые.
Рекомендации по развитию мелкой моторики кистей рук.

Жуйкова А.В. Дидактические игры на занятиях по обучению грамоте.
Представленные дидактические игры позволяют в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и чтения, развить фонематический слух.

Игровые методы работы в логопедической практике.
Задача логопеда – совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой.

Капитанова Н.К. Роль и значение логопедического обследования и коррекции в диагностике и лечении органического поражения головного мозга.
Логопедическое обследование и дальнейшая коррекционная работа при речевых нарушениях, связанных с органическим поражением головного мозга, поможет в решении вопроса о значимости органических признаков, которые можно рассматривать как причину нарушения, так и быть сопутствующим состоянием. Одним из признаков органической недостаточности головного мозга является дизартрия.

Логинова Е.И. Речевое развитие детей раннего возраста.
Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали. Создайте по возможности разноцветную развивающую среду.

Садовникова Е.Н. Логопсихотерапевтическая игра на базе ЛЕГО.
Одним из наиважнейших методов в дошкольном возрасте является именно логопсихокоррекционная (логопсихотерапевтическая) игра. В статье представлены возможности построения таких игр на базе конструктора ЛЕГО, задачи, решаемые с помощью этих игр, описаны преимущества использования подобного конструктора по сравнения с другими материалами, а также особенности введения данного вида работы в ход реабилитационного курса. Приводятся описания логопсихокоррекционных игр, построенных с учетом использования конструктора.

Синько А.А. Организация работы логопеда с семьей в ДОУ. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Чинякина С.Н. Физминутка – это “минутка” активного и здорового отдыха. Сборник физминуток для логопедических занятий.

Автоматизация звуков в речи у детей с ТНР

Светлана Сенникова
Автоматизация звуков в речи у детей с ТНР

«Автоматизация звуков в речи у детей с ТНР».

В процессе формирования звукопроизношения имеет значение:

– слух и фонематическое восприятие;

– моторика речевого аппарат, т. е. подвижность органов речи – язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть.

Поэтому, слух является непременным условием формирования речи. ребенок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребенка. Звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Про таких детей родители говорят: «Он у меня может произнести звук, но он не хочет правильно говорить». Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребенка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия.

Также чистая речь зависит и не только от фонематического восприятия. Для того, чтобы точно воспроизвести совершенным речевым аппаратам, чтобы органы речи были достаточно подвижны и пластичны для произведения артикуляционных движений.

Дети отличаются друг от друга, как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недостаточного для них звука. Другие дети плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы они смогли произвести необходимое речевое движение.

Произношение звуков нужно обязательно закрепить в речи ребенка. Иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить свой дефектный звук.

Закрепление звука включать в себя три момента.

1. Звук нужно АВТОМАТИЗИРОВАТЬ, то есть довести его произношение до автоматизма. Это делается с помощью речевых тренировок.

2. После того, как звук автоматизирован на занятиях, его нужно ВВЕСТИ В ПОВСЕДНЕВНУЮ РЕЧЬ РЕБЕНКА.

3. Звук нужно ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ, то есть разграничивать его произношение от того неправильного произношения, которое было у ребенка прежде. Это особенно важно сделать, когда звук заменялся на какой-нибудь другой звук.

Автоматизировать и дифференцировать звуки можно одновременно.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.

Автоматизация звуков будет описываться на примере звука [Р].

Ребенок должен повторять вслед за вами предложения, в которых неоднократных встречается автоматизированный звук,например: У Иры на террасе красные розы. Укроп растет в огороде. Скоро вечер.

Произношение звуков в самостоятельной речи ребенка.

С этой целью можно использовать очень разные задания.

– Ребенок может составлять предложения по картинкам.

– Он может пересказывать тексты и при этом следить, чтобы всегда выговаривать звук [Р].

– Он может рассказывать вам о событиях прошедшего дня, также постоянно контролируя свое произношение.

-Ребенок следя за своим произношением, может комментировать совершаемые им действия (например, когда лепит или рисует).

– Вы можете наговорить ребенку на диктофон слоги, слова, предложения.

– Вы постоянно должны исправлять неправильное произношение ребенка и напоминать ему, что он должен следить за своей речью.

Правила автоматизации звуков.

• Произношение звука закрепляется сначала в более легких произносительных позициях, затем – в более сложных.

• Слова для автоматизации звуков ребенок должен повторять вслед за вами или произносить по картинке (на которой изображен соответствующий предмет).

Читайте также:  Использование схематических изображений артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения

• В словах не должны встречаться звуки, которые ребенок произносит неправильно. Исключение можно допустить только тогда, когда ребенок не выговаривает большое число звуков, и подбирать для него подходящие слова очень трудно. Это не относятся к произношению предложений.

• На первых порах, в словах не должно попадаться того звука, на который раньше ребенок заменял поставленный звук (например, если звук [Р] произносится как [Л], нельзя использовать слова, в которых оба эти звукаприсутствуют одновременно: рулон, коралл и т. д.).

• В начале работы над каким-либо звуком в словах не должно встречаться других звуков, относящихся к этой же группе. Например, если вы автоматизируете звук [Р], в словах, которые вы используете, не должно быть других сонорных звуков [Л, Й, Р`, Л`]. Это же правило относится к свистящим, шипящим и заднеязычным звукам.

• Слова, которые вы используете, не обязательно должны быть знакомы ребенку, их значение вы можете объяснить ему по ходу занятия.

• Как только ребенок начинает легко справлялся с одним видом упражнений, сразу же переходите к другому – более сложному.

• Для тренировки произношения полезно бегло вспоминать пройденный материал.

Автоматизация звуков [р]-[р’] (От «грибка» произнести звук Д на хорошем выдохе. Язык по возможности не отклеивать от «Потолка». Если не получается, то придерживать язык.

Логопедическое занятие «Автоматизация звуков в речи» После постановки звука наступает время ввести новый звук в речь ребенка. Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок.

Автоматизация звуков в речи ребенка Многих детей, обучающихся у логопеда, объединяет одна проблема: поставленные звуки очень долго автоматизируются в речи. Т. е. изолированно.

Рекомендации для родителей «Автоматизация звуков» Рекомендации для родителей. Автоматизация звуков «Говорим правильно» «Ж» Автоматизация звуков – закрепление правильного произношения звуков.

Индивидуальное занятие по звукопроизношению «Автоматизация звуков [Л] и [Лʼ]» Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР. Оборудование: ноутбук, интерактивная презентация занятия, игровой набор «Дары Фребеля»,.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей речевой группы «Автоматизация звуков [Л] и [Р]» Видео Тема: «Автоматизация звуков Л и Р» Цели. Образовательная: автоматизация звуков л,р в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, связной.

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик – семицветик» Задачи:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ТНР с применением личностно ориентированной технологии «В мире звуков» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10 «СКАЗКА» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО.

НОД «В стране звуков и букв» по теме «Звук — слог — слово — предложение» для детей подготовительной группы с ТНР Непосредственно-организованная деятельность: «В стране звуков и букв» по теме: «Звук – слог – слово – предложение» для детей подготовительной.

Родительское собрание «Автоматизация поставленных звуков» Как вы думаете, уважаемые родители, что же такое автоматизация звуков? (ответы родителей). Автоматизировать звук – значит довести приобретенный.

Система работы логопеда по эффективной автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Гунжина Лариса Евгеньевна

Система работы логопеда по эффективной автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушенного звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

1.1 Развитие звукопроизношения в онтогенезе……………………… …с.5-7

1.2 Особенности усвоения системы звукопроизношения детьми с общим недоразвитием речи ……………………………………………………. с.7-9

1.3 Методика коррекционной работы по устранению недостатков звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи …с.9-12

1.4 Коррекционно-логопедическая работа на этапе автоматизации звуков…………………………………………………………………… с.12-17

ГЛАВА 2 Система коррекционно – логопедической работы по автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

2.1 . Особенности этапа автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи ……………………………………………………… с.18

2.2. Принципы эффективной автоматизации звуков…………………… с.19

2.3 Эффективные приёмы коррекционно – логопедической работы на этапе автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………. с.28

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное звукопроизношение. Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние дошкольника, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Практика работы логопедов показывает: для большинства дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) характерны нарушения звукопроизношения.

Дефекты в произношении звуков остаются надолго и не исчезают без использования эффективных приёмов логопедического воздействия. Логопеды на практике сталкиваются с проблемой длительного периода автоматизации звуков, искажением звуков в речевом потоке, при наличии правильного произношения звуков изолированно , трудностями в соотнесении звука и буквы. Встречаются дети с ОНР, имеющие трудности в запоминании графического образа букв, у некоторых отмечается отсутствие интереса и к процессу чтения и письма, что в будущем может стать причиной специфических нарушений – дислексии и дисграфии.

Цели работы : разработка коррекционно-логопедических игровых методов, направленных на формирование стойких навыков звукопроизношения и повышение эффективности процесса автоматизации звуков у дошкольников с ОНР.

Объектом являются дети старшей логопедической группы МБДОУ №9, в возрасте 5-6 лет.

Предмет исследования : звуковая сторона речи детей дошкольного возраста с ОНР.

В соответствии с проблемой, предметом исследования, объектом, целью поставлены следующие задачи:

-изучить состояние проблемы автоматизации звуков у дошкольников с ОНР, методику коррекционно-логопедического воздействия в теории и на практике логопедической работы,

-определить наиболее эффективные и оптимальные пути коррекционно-логопедического воздействия на речь дошкольников с ОНР, на этапе автоматизации звуков,

-разработать и описать содержание системы игр, упражнений, способствующих повышению эффективности коррекционного воздействия на речь дошкольников с ОНР на разных этапах автоматизации звуков.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушенного звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

1.1 Развитие звукопроизношения в онтогенезе

Звукопроизношение – это процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов периферического речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного) при регуляции со стороны центральной нервной системы. Проблемой становления звукопроизношения детей дошкольного возраста занимались многие ученые, в том числе М.М. Алексеева, Л.Н. Ефименкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина и многие другие, которые отмечают, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения.

Речь ребенка не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Онтогенез (от греч. оntos – сущее, – genesis – происхождение, развитие) определяется как индивидуальное развитие организма от его зарождения до конца жизни. В литературе вопросам становления речи в онтогенезе при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н. Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова подробно описано становление речи у детей, начиная с самого раннего детства. Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития.

Описание поэтапного развития речи ребенка дает А.А. Леонтьев, выделяя следующие этапы: подготовительный этап – до одного год; преддошкольный этап – до 3 лет; дошкольный этап – от 3 до 7 лет; 4-й – школьный – от 7 до 17 лет. При этом, он указывает, что выделенные им временные рамки последовательных периодов или «стадий» крайне вариативны (особенно к 3 годам).

Подробно изучает последовательность усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер их грамматического оформления А.Н. Гвоздев. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию овладения звуками речи, который происходит в определенной онтогенетической последовательности: губные раньше, чем язычные, при этом твердые губные – раньше мягких губных, а мягкие зубные – раньше твердых; взрывные – раньше, чем щелевые, свистящие – раньше шипящих; затем осваиваются аффрикаты и сонорные. Это объясняется тем, что произнести звук в момент размыкания органов речи намного проще, чем в течение некоторого времени держать их приближенными друг к другу для образования щели аффрикаты, необходимой для прохода воздушных струй.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. А.Н. Гвоздев характеризует это время как период усвоения звуков, когда наряду с правильным произношением наблюдаются пропуски, замены, уподобление звуков, смягчение их.

Известно, что трудными для произношения являются свистящие, шипящие и сонорные звуки (Р, Л). Начинают их осваивать дети на третьем году, а на четвертом их произношение в словах существенно (с 38% до 80%) улучшается, если ребенок повторяет за взрослым правильный образец слова. В этот период, в качестве основного момента, обеспечивающего возможность вхождения звуков в активную речь, является доступность артикуляционных операций при образовании звука. Так, неспособность поднять кончик языка делает невозможным произнесение твердых звуков Н, Д, Т, С, З, Л. Механизм вибрации, необходимый для звуков Р, Р’ и работа по поднятию передней части языка Ш, Ж, Щ, Ч также сложны для всех детей.

Процесс звукопроизношения ребенка при нормальном речевом развитии можно кратко охарактеризовать следующим образом: в 3-4 года ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение звуков речи – звуки С, З, Ш, Ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками Т, Д, В, Ф, а звуки Ч, Щ на ТЬ, Ц, СЬ, звуки Р, Л могут пропускаться или заменяться на ЛЬ.

В 4-5 лет исчезает смягченное произношение звуков, допускается замена свистящих и шипящих на звуки Т, Д, шипящие могут произноситься недостаточно четко. Еще не у всех детей формируется звук Р.

В 5-6 лет уже правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при дифференциации, недостаточно сформированы сонорные звуки.

В 6-7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата, дети правильно пользуются всеми звуками родного языка. К этому времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Как отмечал А.Н. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения.

Таблица 1. Норма усвоения звуков ребенком (по годам)

Использование рассказов в работе по формированию навыка пересказа у детей с тяжелыми нарушениями речи
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Одним из главных показателей владения языком, является умение связно передавать свои мысли. Ребенку легче общаться со сверстниками, выражать свои мысли, познавать окружающий его мир, если у него достаточно высокий уровень владения языком. Поэтому необходимо формировать у дошкольников правильную речь и предупреждать отклонения речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
nauchnaya_statya.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

“Использование рассказов в работе по формированию навыка пересказа у детей с тяжелыми нарушениями речи”

Ключевые слова: тяжелое нарушение речи, ТНР, связная речь, пересказ, навыки пересказа

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Как будет говорить и мыслить взрослый человек напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы речевого и познавательного развития дошкольного периода. Именно, в этом возрасте мощным новообразованием является развитие речи. Дети сначала учатся выговаривать слова, потом строить фразы и предложения, то есть, у них формируется связная речь. Одним из главных показателей владения языком является умение связно передавать свои мысли. Ребенку легче общаться со сверстниками, выражать свои мысли, познавать окружающий его мир, если у него достаточно высокий уровень владения языком. Поэтому необходимо формировать у дошкольников правильную речь и предупреждать отклонения речевого развития.

В связи с тем, что постоянно растет число детей с общим недоразвитием речи, проблема формирования у них навыков пересказа занимает важное место в логопедии, и все более актуальным становится вопрос о методике их развития. Для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) характерна несформированностью всех компонентов языковой системы, это затрудняет и без того сложный процесс формирования связной речи у детей-логопатов.

Актуальность : в работе с детьми с нарушениями речи одной из самых актуальных проблем является проблема развития речи.

Темп развития речи у таких детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности, недостаточности речевых средств, это и не дает возможности ребенку полноценно общаться и социализироваться. Р.И. Лалаева и

Н.В. Серебрякова утверждают, что формирование навыков пересказа у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи, связано с большими трудностями. Такие дети испытывают значительные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Анализируя особенности связной речи детей с ТНР, Л. Н. Ефименкова говорит, что при пересказе дети с нарушениями речи, не могут построить предложение, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы, а значит такая речь хаотична, бедна и выразительно не оформлена.

Поэтому вопрос формирования связной устной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи в процессе обучения их пересказу приобретает особую актуальность. Встает вопрос о разработке педагогических условий в процессе обучения пересказу. Значимость изучения проблемы развития связной речи и определяют ее актуальность.

Цель статьи: изучить эффективность использования рассказов при формировании навыков пересказа у дошкольников с ТНР.

Я предполагаю, что процесс формирования навыков пересказа у дошкольников с ТНР будет эффективным, если соблюдать следующие педагогические условия:

  1. Использование рассказов в работе по формированию навыка пересказа у детей с ТНР
  2. Организация совместной деятельности детей и взрослых.
  3. Создание специальной коррекционно-развивающей предметной среды.
  4. Учет индивидуальных способностей в силу дефекта.

Мною были подобраны методики для обследования связной речи, предложенные В. П. Глуховым и Т.Б. Филичевой. Было обследовано, связная речь, то есть возможность ребенка с ТНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Особое внимание уделялось полноте передачи содержания текста, наличию смысловых пропусков, повторов, соблюдению логической последовательности изложения, а также наличие смысловой связи между предложениями, частями рассказа.

Результатам обследования навыков пересказа дошкольников ТНР по методике В. П. Глухова и Т. Б. Филичевой показал, у детей достаточно низкий уровень фразовой речи, используемой детьми (объем, структура фраз, бедность языковых средств). При составлении рассказа по серии картинок с объяснением значения некоторых существенных деталей изображенной обстановки, составление связного самостоятельного рассказа оказалось недоступным, практически для всех детей требовалась помощь, вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картину или конкретную деталь. Для всех детей были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении).

Обобщая материал по изучению состояния связной речи, можно сделать следующие выводы: дети испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказом, составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета, составлением рассказа с опорой на заданный материал и самостоятельно узнаванием текстового сообщения, таким образом, проведенное обследование позволяет сделать вывод о том, что дошкольники имеют ряд проблем, а именно значительно беден словарный запас; дети мало используют в речи распространенные предложения; в речи отсутствуют слова обстоятельства, определения, большинству наблюдаемых характерно использование простых форм предложений, при рассказывании прибегают к помощи педагога, что свидетельствует о необходимости более полно обратить процесс развития дошкольников именно в русло развития умения правильно говорить, рассказывать..

Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образа в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутри текстовые связи).

Пересказ может быть подробным, с изменением лица рассказчика, пересказ фрагментов и инсценированный пересказ.

Требования к качеству пересказа должны быть самыми серьезными, чтобы был именно пересказ, а не вольная интерпретация. Исходя из сущности пересказа, можно наметить основные требования, которые надо предъявить с самого начала:

  • осмысленность, то есть полное понимание текста;
  • полнота передачи произведения, то есть отсутствие существенных, нарушающих логику изложения, пропусков;
  • последовательность;
  • использование словаря и оборотов авторского текста, удачная замена отдельных слов синонимами;
  • правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
  • культура устного рассказа в широком смысле слова: правильная спокойная поза во время пересказа, обращение к слушателям, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчетливость произношения.

Таким образом, пересказ – это первый вид работы по развитию связной речи детей, которому начинают обучать в дошкольном возрасте.

Существует традиционная методика обучения пересказу, предлагаемая авторами: Сохин Ф. А. и Бородич А. М. [1].

Особое внимание обучению пересказу по традиционной методике уделяла Дементьева А. М. В самом начале обучения пересказу она рекомендует широко использовать совместный (сопряженный) пересказ, позже отраженный. На более поздних ступенях обучения предлагает использовать подсказ. Помимо традиционных приемов работы по подготовке к пересказыванию, можно выделить ряд нетрадиционных подходов к этой теме у детей с нормальным речевым развитием.

«Карты Проппа» можно использовать для работы над сказочными произведениями. Белобрыкина О. А. подчеркивает особую целесообразность использования карт, выделяя то, что наглядность и красочность их исполнения помогает ребенку запомнить больше информации и впоследствии использовать ее при пересказе, составлении собственных рассказов.

Помимо карт Проппа Белобрыкина О. А. предлагает целый ряд игровых заданий, способствующих запоминанию текста:

– имитация; перевод литературного образа в исполнительный;

Соломенникова Л. Подчеркивает важность использования наглядных моделей для обучения детей пересказу. Во время беседы по содержанию текста она рекомендует предложить детям иллюстративное панно, содержащее наглядный план пересказа. На последующих занятиях Соломенникова Л. предлагает заменить панно условными схемами-моделями сюжетов, которые помогают детям составлять план пересказа. На более поздних этапах она советует использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.

В коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, Воробьева В. К. предлагает использовать для обучения детей пересказу картинно-графический план. Этот метод хорош для работы с рассказами цепного характера. С помощью картинно-графического плана педагог может показать детям логику построения рассказа, кроме того, план служит наглядной опорой для пересказа.

Жукова О. В. отмечает, что одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования.

Автор выделяет, что в ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы)
  • планы и условные обозначения, используемые в них;
  • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие

Один из приемов обучения детей с ТНР связному пересказу – работа с логопедическими сказками [3].

Логопедическая сказка – это текст со сказочным содержание, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков.

  • Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом:
  • педагог читает сказку ребенку;
  • ребенок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно);
  • затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки;
  • педагог моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту;
  • ребенок пересказывает сказку по модели.

При обучении детей с ТНР пересказу автор Глухов В. П. предлагает вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы [2]. На первом году обучения дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. К числу облегчающих пересказ приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления рассказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстрация, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем – отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей). К концу первого года (третий период обучения) они учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме.

В целях формирования у детей навыков планирования развернутого сообщения при обучении пересказу рекомендуется также прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее составления используются блоки-квадраты, размещенные на штативе, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными (черно-белыми) изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов. Составление такой схемы позволяет детям усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа.

Автор отмечает, что работа по развитию фразовой речи на занятиях по пересказу предусматривает: – усвоение нормативных основ построения фраз различных синтаксических структур; упражнения на правильное употребление фраз на языковом материале литературных произведений с последующим применение полученных навыков при самостоятельном составлении пересказа; развитие внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и ошибки в собственных высказываниях

Вывод: Изучив опыт работы разных авторов по традиционной и коррекционной методике обучения детей пересказу можно сделать вывод:

Традиционная методика, учитывая речевое развитие детей дошкольного возраста в норме, больше опирается на вербальное озвучивание текста пересказа, хотя не исключает использование иллюстраций к произведению как прием работы;

На мой взгляд, коррекционная методика автора Воробьевой В. К. предполагает работу по пересказу с использованием картинно-графического плана только для специальных текстов цепного характера, что приемлемо для детей с ТНР или на начальных этапах обучения;

Из всего многообразия коррекционных методик, предлагаемых в обучении детей с ТНР пересказу, считаю более целесообразной методику Глухова В. П. и разработанный на основе этой методики авторами Лебедевой Л. В. и Козиной И. В. алгоритм структуры занятия, так как он включает в себя, помимо использования моделей, развитие внимания к синтаксису языка и построен в логической последовательности в работе над текстом

Заключение: Обучение рассказыванию способствует развитию логики мышления и воспитанию чувств. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Пересказ – это сложная деятельность, в которой активно участвует мышление ребенка, его память, воображение. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи, и это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (Глухов В. П., Бородич А. М., Филичева Т. Б., Воробьева В. К., Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др.)

Список используемых источников:

  1. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [текст]. – М., 1981.
  2. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи [текст]. 2 изд., исп., и доп. – М.: АРКТИ, 2004.
  3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. – м.: Просвещение, 1981.
  4. Лебедева, Л. В., Козина, И. В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем [текст]. – М., 2008.
  5. Сычёва Г.Е. Опорные картинки для пересказа текстов. Методические рекомендации – М. Книголюб, 2003
  6. https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-navykov-pereskaza-u-detey-s-onr-metodom-naglyadnogo-modelirovaniya-i-teatralizovannyh-igr

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения.

В данных методических рекомендациях представлены практические специальные упражнения для развития диафрагмального дыхания – диафрагмы и передней стенки живота как основы развития речевого дыхания для .

Консультация для воспитателей.

Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи должна осуществляться поэтапно, основываясь на общедидактических и специфических принципах с учет.

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группекомпенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общимнедоразвитием речи) с 5 до 8 лет (далее &laqu.

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р.

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения.

Ссылка на основную публикацию