Пособие по работе над слоговой структурой слова

Нарушение слоговой структуры слова: коррекция, подготовка к коррекции. Методические рекомендации и упражнения

Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения. В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

  • ​Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
  • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
  • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
  • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
  • Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

  • подгтовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
  • собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
  • развитие временно-пространственной ориентировки;
  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

  • «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
  • «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
  • «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

  • «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
  • «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
  • «Найди клад» (ориентировка по схемам).
  • «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

II. Развитие временно-пространственной ориентировки

  • «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)
  • «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
  • «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

Направления работы:

  • Совершенствование движений общей моторики
  • ​Совершенствование мелкой моторики
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие чувства темпа
  • Формирование чувства ритма

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

  • «Делай как я»

Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.

  • «Умелые ручки»

Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

  • Артикуляционные упражнения

Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

  • «Кулачки — ладошки»

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук стук, стук стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп хлоп, хлоп хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук стук стук, стук стук стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп хлоп хлоп, хлоп хлоп хлоп.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).
  • Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
  • Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
  • Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.

Работа над гласными

  • Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
  • в сопровождении символов («Человечки — звуки»)
  • без зрительной опоры.
  • Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
  • Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
  • «Музыкальный мяч»

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

  • Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
  • Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
  • Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

  • с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);
  • с общим гласным (ка – та – ма – ва);
  • обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
  • закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
  • прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
  • слоги со стечением.

Приемы и упражнения:

  • «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
  • Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
  • Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).

Работа над словом

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
  • Односложные (дом, мак).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
  • Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

  • Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
  • Слоговые линейки.
  • Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
  • «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
  • «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов)
  • «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ )
  • «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
  • «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

  • «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
  • «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
  • Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.

Об авторах: Мелюхина Елена Рудольфовна, учитель-логопед, Бруковская Мария Александровна учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение №452 города Екатеринбурга.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Дидактическое логопедическое пособие «Слоговой калейдоскоп» по теме «Слоговой анализ и синтез слов»

Филиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п.Заводской

Первомайского района, Тамбовской области

Дидактическое логопедическое пособие «Слоговой калейдоскоп»

по теме «Слоговой анализ и синтез слов»

Комплект дидактического материала на усвоение понятия «слог», преодоление нарушений слоговой структуры слов и обучение слоговому анализу

Порошина Ольга Анатольевна

Пояснительная записка

Актуальность

Причины возникновения нарушений чтения и письма у младших школьников часто связаны с недостаточным развитием речевой функции в целом или нарушением какой – либо отдельной стороны речи. Одним из таких отклонений может стать недоразвитие слоговой структуры слов. Этот дефект выражается в трудностях произношения слов сложного слогового характера: перестановка слогов, пропуски или добавления посторонних слогов, звуков.

Без слоговой структуры слова нет и самого слова. Слоговая структура – это как бусы, на которые надеваются звуки слова. Выпадение одного звука или целого слога, перемена их местами, добавление лишних – все это делает слово неузнаваемым.

В основе нарушения слоговой структуры слова лежит недостаточное развитие фонематического слуха и чувства ритма. Четко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:

Нарушения количества слогов

Нарушения последовательности слогов в слове

Искажения структуры отдельного слога

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова распространены у детей с системными нарушениями речи. Особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также несомненно препятствует звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

Дидактическое пособие «Слоговой калейдоскоп»

– комплект дидактических карточек на усвоение понятия «слог», преодоление нарушений слоговой структуры слов и обучение слоговому анализу.

Цель : коррекция слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Читайте также:  Дифференциация звуков С-Ш в словах и предложениях - конспект занятия

формирование пространственных представлений у детей с ОНР

развитие ритмической способности через игровые приемы и упражнения

обучение детей правильному произношению слов различной слоговой структуры

возникновение и поддержание мотивационной деятельности у детей

Комплект дидактических карточек направлен на коррекцию слоговой структуры слова и включает в себя следующие этапы работы:

Последовательность отработки слогов – умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы. Это способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, а также является основой для овладения звуко – слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением.

Проговаривание слов доступного слогового класса. Основной упор в коррекционном процессе делается именно на автоматизированное произнесение слогов и соединение их в словах разной слоговой структуры.

Аудитория : комплект дидактических карточек предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

В комплект «Слоговой калейдоскоп» входят:

2. Игра «Пирамида»

3. Игра «Цепочка слогов»

4. Игра «Слоговой конструктор»

6. Игра «Выручим Буратино»

7. Игра «Отхлопай словечко»

8. Игра «Прошагай словечко»

9. Игра «Сколько слогов в слове» или «Путешествие паровозика»

10. Игра «Чудесный альбом»

11. Игра «Веселые нотки»

14.Игра«Сосчитай, не ошибись»

15. Карточка 1. Составь слово по первым слогам названий картинок

16. Карточка 2. Составь слово из данных слогов

17. Карточка 3. Составь предложение по первым слогам названий картинок

18. Карточка 4. Записать слова, оканчивающиеся на данные слоги

19. Карточка 5. Записать слова, начинающиеся с данных слогов

20. Набор массажных шариков «Су-джок»

21. Дорожки для выкладывания ритмичных рядов, большие и маленькие

22. Предметные картинки разной слоговой структуры.

23. Альбом по слоговой структуре «Классы слоговых структур»

24. Цифровой ряд.

25. Слоговые схемы

Дидактическое пособие «Слоговой калейдоскоп» может использоваться на логопедических занятиях с детьми, а также во внеурочной деятельности.

Игра «Перевертыши»

Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование: карточки со слогами (4-6) у каждого ученика

Учитель называет по отдельности два слога. Ученики берут карточки со слогами и составляют из них сначала одно слово, потом, переставив слоги, другое. Выигрывают те, которые ответят, какие два слога получились.

Примерный материал: ка – мыш, лас-ка, нит – ка, ра – но, на – ши, на – сос, на-вес, ка – чай, кой – ка, ка-бан.

Сколько слов можно получить из каждого набора?

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.

Оборудование: набор предметных картинок или слов.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки или слова в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Игра «Цепочка слогов»

Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Оборудование:карточки с разделёнными на части картинками или словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

Продолжить цепочку слов по правилу: последний слог одного слова является первым слогом следующего

Игра «Слоговой конструктор»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Оборудование: набор карточек со слогами

Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов .

На наборном полотне в два столбика выставлены слоговые карточки. Логопед сообщает игровую ситуацию: «Вы играете в слоговой конструктор. Из деталей – слогов нужно собрать слова. Для этого к каждому слогу первого столбика необходимо найти подходящий слог из второго столбика» Посмотрите, что получилось.

Книги и статьи по логопедии

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Комплекс упражнений, направленный на развитие слоговой структуры слова.

Житникова Н.Н., учитель-логопед, г.Тосно Ленинградской области.

Чтобы работа над слоговой структурой слова была наиболее успешной, предлагаю начать с развития пространственных, динамических и ритмических факторов психической деятельности.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации:

Упражнение 1. Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты.

Упражнение 2. Ребенок перемещается в пространстве по словесной инструкции взрослого (Робот идет вперед…… стоп. Направо….стоп. Вниз (под стол)….стоп).

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации:

Упражнение 3. Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое ухо и т.д.

Упражнение 4. Ребенок выполняет ”перекрестные” движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо и т.д.

Упражнение 5. Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс и т.д.

Упражнение 6. Взрослый просит ребенка выполнить называемые движения без показа образца. Команды берутся из упражнения 5.

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги):

Упражнение 7. Взрослый предлагает ребенку следующие задания: ”Поставь вверху листа точку (вниз палочку), нарисуй справа крестик, проведи в нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т.д.

Упражнение 8. От поставленной на листе точки, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию по команде взрослого: ”Едем направо…..стоп, вверх…..стоп, налево…..стоп, вверх….стоп и т.д.”

Упражнение 9. Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки, точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т.д.

Упражнение 10. Ребенок должен продолжить ряд.

Упражнение 11. От ребенка требуется найти лишнюю фигуру среди подобных, но перевернутых в пространстве.

«Найди лишнюю фигуру.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации:

Упражнение 12. Графический диктант. Для графического диктанта предлагаются следующие задания: ”Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок; на дереве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и т.д.”

Упражнение13. Взрослый прерывает выполнение действий ребенка и задает вопросы: ”Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?”

Упражнение 14. Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам ” Времена года”, ” Части суток”. В заключение взрослый и ребенок обсуждают последовательность картинок.

Упражнение 15. Взрослый и ребенок беседуют по теме ” Вчера – сегодня – завтра”.

Упражнение 16. Переходим к работе с речевым материалом. Взрослый дает ребенку задание:

Послушать слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.

Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений:

Упражнение 17. Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции логопедом.

  1. Артикуляционные упражнения: открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки; язык за правую щеку, губы трубочкой; втянуть щеки, пощелкать языком, подуть и т.д.

2. Упражнения для рук: большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего; класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью; ” кулак на столе” поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец и т.д.

После отработки данных упражнений можно переходить непосредственно к преодолению нарушений слоговой структуры слов.

В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произношении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведет к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии (полиморфная дислалия, дизартрия, алалия, детская афазия, ринолалия). Особое значение в работе над слоговой структурой слова я отвожу ”включению в работу” помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков

Точное восприятие и четкая артикуляция гласных звуков обеспечивают правильную передачу слогового образа слова, а также предупреждают замещение и перестановку слогов в слове. На этапе овладения артикуляционной гимнастикой следует приучить детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам (рис.2-7).

Так, традиционное упражнение ”Окошко” (звук [а]) сопровождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка (рис.2).

Поза ”Трубочка” (напоминает артикуляцию звука [у]) – пальцы сближены ”в щепотку”, но не сомкнуты, и вытянуты к ребенку (рис. 3).

«Ручные позы звуков [а] и [у].»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Поза ”Хоботок” (губы как при звуке [о]) – аналогично, но пальцы расположены шире (рис.4).

Поза ”Заборчик” (звук [и]) – ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами) (рис.5).

«Ручные позы звуков [о] и [и].»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Дополнительно вводятся позы для звуков [ы] и [э].

Поза для звука [ы] – аналогична [и], но запястье сильнее продвинуто к ребенку (ассоциация с выдвинутой вперед нижней челюстью) (рис.6).

Поза для звука [э] – округленная ладонь, как будто сжимающая мячик (рис.7).

«Ручные позы звуков [ы] и [э].»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Двойные звуки букв ”е”, ”ё”, ”ю”, ”я”, также обозначаются мануально, двумя последовательными позами.

”е” = [j]+[э] – сжатый кулак пальцами к ребенку, большой палец в сторону, ногти видны [j] (рис.8) + поза звука [э] (рис.7)

«Ручная поза звука [j].»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

”ё” = [j] (рис.8) + поза звука [о] (рис.4);

”ю” = [j] (рис.8) + поза звука [у] (рис.3);

”я” = [j] (рис.8) + поза звука [а] (рис.2).

При выполнении поз предплечье располагается вертикально или под небольшим углом.

Подобное ручное сопровождение во время артикуляционной гимнастики показывает объем позы (”окошко”), подчеркивает контрастность (”заборчик – трубочка”, ”трубочка – хоботок”).

Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предотвращает их пропуски и замены.

Детям предлагаются следующие упражнения:

Упражнение1. Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным:

в сопровождении ручных символов;

без зрительной опоры.

Э – У – А – И и т.д.

Упражнение 2. Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных:

– на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);

– громко (тише, совсем тихо);

– чередуя громкость в пределах одного ряда;

– со сменой высоты голоса;

– быстро (либо медленно).

Упражнение 3. Для закрепления работы над гласными ребенку предлагается:

произнести звук столько раз, сколько точек на кубике;

произнести звук столько раз, сколько раз логопед хлопнет в ладоши;

придумать столько звуков, сколько звездочек нарисовано;

пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктант): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

те же задания с выделением ударного звука: А УА; А У А, АУ А ;

угадать, символ какого гласного показывает рукой логопед или другой ребенок;

загадать ряд звуков и изобразить ручными символами;

узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их голосом;

повторить звуки в обратном порядке;

логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А – АА, АА –А, А АА, А А А

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:

– Составление всех возможных слогов из предложенных букв (”Кто больше?”);

Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог);

Упражнение с пальцами ”Пальчики здороваются” (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произнести один слог);

Сосчитать, сколько слогов произнес логопед (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

Наращивание слогов (”Скажи на один слог больше, чем я”): са-со….;

Уменьшение количества слогов (”Скажи на один слог меньше, чем я”): са-со-су-сы;

Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются тем же пальцем: са-со-со, со-са-со;

Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со, со-са-со,са-со-со, са-са-со, со-со-са;

Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

”Скажи наоборот” (игра с мячом): са-ас, тса – аст;

”Кто быстрее?”: в таблице записаны слоги, ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;

Запись слогов различных типов под диктовку;

Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи)

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С.Большаковой в пособии ”Работа логопеда с дошкольниками”’. Автор предлагает следующие упражнения:

Упражнения на различение длинных и коротких слов:

Упражнение1. У ребенка фишки, перед ним на столе – длинная и короткая полоска бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.

Упражнение2. Перед ребенком набор картинок с односложными и многосложными словами. Требуется разделить их на две группы.

Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа

Упражнение3. Тренировка умения делать паузу между слогами. После того как логопед называет слово, ребенок должен повторить и отстучать его по столу сопряженно (БУ….СЫ, НЕ…..БО, ЛЮ…..ДИ).

Упражнение4. Звуковой анализ и синтез.

Выкладывание полосок, палочек по количеству слогов.

Выбор подходящей схемы слова.

Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).

Данный вид работы особенно важен при изучении слов со стечениями согласных. Эта группа слов требует специального внимания. Предлагается следующий порядок освоения:

двусложные слова со стечением в середине слова: вначале даются слова, начинающиеся на гласный звук (игра, очки), затем – слова, начинающиеся на согласный (пятка, ногти), после этого – слова с двумя стечениями согласных (ласточка, листочки);

стечение в конце слова (кость, мост);

стечение в начале слова (слон, стол);

односложные слова с двумя стечениями (столб, хвост);

многосложные слова со стечениями (библиотека).

Упражнение5. Изолированное проговаривание слов ”Идем по лесенке”. Ребенок должен, повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. На каждой ступеньке – остановка.

Упражнение6. Вариант игры ”’Идем по лесенке”. Проговаривание серии из двух-трех односложных слов из закрытого слога: СУП – ДЫМ, ГУСЬ – КОТ , ДУШ – ЛОСЬ – МЫШЬ.

Упражнение 7. Повторение рядов слов, близких по звуковому составу:

отличающихся гласными звуками: СУК – СОК

отличающихся согласными звуками: СУК – СУП

отличающихся согласным звуком и местом ударения: ВОДА – СОДА.

Упражнения на повторение с выделением ударного слога.

Упражнение 8. Выкладываются две картинки. Их название содержит одинаковое количество слогов, но отличаются позицией ударного слога (Дыня – воДА). Логопед молча отхлопывает слова с акцентами на ударных слогах. Ребенок угадывает задуманные слова.

Упражнение 9 . Называние слов, похожих по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога (ЗАмок – заМОК).

Упражнения с перестановкой слогов.

Упражнение 10. Логопед произносит слово, состоящее из двух слогов. Нужно поменять их местами и назвать получившееся слово (ЖИ –ЛЫ – ЛЫЖИ, КИ-РА – РАКИ).

Упражнение 11. Логопед произносит три слога. Дети должны составить из них слово (КУ-КИ-БИ – КУБИКИ, СА-ГИ-ПО – САПОГИ).

Упражнение на оценку нормативности.

Упражнение 12. Логопед читает слова, дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно, и красный, если неверно. Упражнение проводится с опорой на картинки (ПАВУК, ВУТКА, КОХЕ).

Упражнения на переход к слитному произнесению.

Упражнение13. Логопед называет слово послогами, а дети угадывают слово (КА….ПУС…..ТА – КАПУСТА).

Упражнение14. Логопед произносит первый слог какого-либо слова. Дети догадываются какое слово прозвучало (ВЕД- – ВЕДРО, КУХ- – КУХНЯ).

Упражнение15. Логопед говорит окончание слова, отхлопывая его по слогам. Ребенок добавляет первый слог и называет слово целиком (-РЕВО….. – ДЕ! ДЕРЕВО).

Упражнение16 . Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога (или любого среднего слога). Ребенок добавляет слог и называет слово целиком (КО – ! – БОК – ЛО! КОЛОБОК) .

Упражнение17. Логопед загадывает слово и выставляет на наборном полотне столько фишек, сколько в нем слогов. Затем логопед называет первый слог: КА. Дети отгадывают задуманное слово, опираясь на количество фишек (КА – БИНЕТ, КА – ЛИНА, КА – РЕТА).

Упражнение18. Слоговой анализ и синтез.

Из предложенных картинок назвать те, в которых есть заданный слог (например, МА): малина, томаты, эскимо, макака, муравей, помада.

Положить картинки в таком порядке, чтобы последний слог предыдущего слова и первый слог последующего слова были одинаковыми (СОВА, ВАТА).

Логопед называет слово, вставляя между слогами слово ”потом” (”дальше”, ”затем”). Ребенок составляет слово (ПА, потом УК – ПАУК).

После отработки слов различной слоговой структуры на уровне слова необходимо отработать их на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов.

Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запоминают стихов, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание должно проводиться с опорой на предметные картинки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого логопед задает вопрос по картинке. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью:

Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут

А круглые колесики все тук, да тук, да тук.

(Дети встают друг за другом и имитируют движение поезда).

Формирование слоговой структуры

  • Логопедические технологии (5)
  • Здоровьесберегающие технологии (3)
  • Развитие словаря дошкольников (6)
  • Методические материалы (2)
  • Логопедическая работа (1)

Формирование слоговой структуры

  1. Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи.
  2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.
  3. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений.

Слоговая структура слова определяется как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.
Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:
1) ударностью,
2) количеством слогов,
3) линейной последовательностью слогов,
4) моделью самого слога.

Классификация слоговой структуры слов (по А.К.Марковой)

К нарушениям слоговой структуры слова относятся:

  • Пропуски звуков и слогов (элизия), например “ова” – корова.
  • Перестановки звуков и слогов (метатезис), например “прадва” – правда, “коно” – окно.
  • Уподобление звуков и слогов (ассимиляция), «папата» – лопата, «тититики» – кирпичики.
  • Добавление звуков и слогов – «молототок».
  • Замена одних звуков другими, «зыбрашу» – выброшу.
  • Упрощение стечения согласных в слове – «вок» – волк.

Искажение структуры слова до неузнаваемости – «овитка» – коровка.

Н.С. Четверушкина описывает проявления отклонений в воспроизведении слогового состава слова:

  1. Нарушение количества слогов:

– сокращение (пропуск) слога («моток» – молоток);

– опускание слогообразующей гласной («пинино» – пианино);

– увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных («команата» – комната).

  1. Нарушение последовательности слогов в слове:

– перестановка слогов («девор» – дерево);

– перестановка звуков соседних слогов («гебемот» – бегемот).

  1. Искажение структуры отдельного слога:

– сокращение стечений согласных («тул» – стул);

– вставки согласных в слог («лимонт» – лимон).

  1. Уподобление слогов («кококосы» – абрикосы).
  2. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение):
  1. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):
  1. Контаминации (смешение слов): «в холодильнице» – в хлебнице и холодильнике.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа: подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).

Подготовительный этап.

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном. Работа на невербальном материале

  1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
  2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использова-ние музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
  3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
  4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет.
  5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).
  6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку).

Работа на вербальном материале. Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний). Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Коррекционный этап.

Коррекционная работа строится на вербальном материале, состоит из нескольких уровней, основана на работе речевого, слухового, зрительного и тактильного анализатора. Параллельно проводится работа над слоговой структурой слова и звукопроизношением, развитием артикуляционного аппарата, развитием слухового восприятия.

Уровень гласных звуков. 2. Уровень слогов. 3. Уровень слова.

Коррекционная работа над слоговым составом слова включает следующие направления:

  1. Развитие моторных функций.

А – развитие общих движений: совершенствование координации общих движений, воспроизведение заданной последовательности общих движений (чередование движений рук, ног), анализ последовательности движений по количеству составляющих элементов. Воспроизведение последовательности одинаковых/различных движений в заданном темпе /ритме. Различение темпа, ритма на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений. (Например, дидактические игры “делай как я”, “движения животных”).

Б – совершенствование статической и динамической координации движений рук, пальцев рук: развитие плавного переключения с одного движения на другое, воспроизведение заданного темпа и ритма, пространственные организации движений пальцев рук. (пальчиковая гимнастика)

В – развитие статической и динамической координации органов артикуляции. Совместное выполнение движений артикуляторных органов и пальцев рук. Направления работы:

  • соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук (губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам);
  • совместная серийная организация артикуляторных движений с движениями пальцев рук;
  • выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук (поочередное сгибание и разгибание, пересчет пальцев и т.д.).

2 – Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки.

А – коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле. Задачи: создать условия для освоения детьми асимметрии собственного тела, научиться пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии, уточнить и дифференцировать пространственные понятия: впереди, позади, наверху, внизу, далеко, близко; развивать оптико-пространственное восприятие, координацию движений, пространственную организацию движений.

  • практическое осознание схемы собственного тела и тела другого объекта, асимметрии конечностей;
  • осознание пространственных отношений между предметами и собственным телом/телом другого объекта и их вербализация (кукла позади меня, мишка впереди меня, кошка позади Светы. );
  • определение степени удаленности предмета от собственного тела выполнение, удержание, изменение, самостоятельное построение пространственно-организованных движение и двигательных серий использование соответствующих вербальных эквивалентов для обозначения пространственных понятий и ориентиров.

Б – коррекционная работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве. Задачи: уточнить, дифференцировать пространственные понятия: впереди, позади, наверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко.

Активизировать в речи слова, обозначающие данные понятия.

  • дифференциация, освоение и вербализация различных направлений окружающего пространства относительно собственного тела и тела другого субъекта;
  • построение, изменение серий действий с предметами по инструкциям (“поставь пирамидку, справа от нее поставь кубик”);
  • составление последовательностей: построение “дорожек”, “башен” из деталей конструктора, геометрических фигур с чередованием количества и состава фигурных элементов, последующее оречевление выполненных действий;
  • определение расстояния между предметами путем подбора “дорожек” разной длины (“собачка далеко от дома, нужна длинная дорожка, кот близко от дома, ему нужна короткая дорожка”);
  • освоение и вербализация пространственных отношений между предметами;

В – Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве. Задачи: уточнить и дифференцировать пространственные понятия вертикальной и горизонтальной плоскостей: впереди, позади, высоко, низко, далеко, близко, выше, ниже, дальше, ближе, между. Научить сравнивать пространственные позиции предметов; совершенствовать графо-моторные навыки

  • освоение, дифференциация и вербализация направлений картинного ряда, расположенного вертикально (вверху- внизу, выше-ниже, над- под) и горизонтального (перед, за, после, рядом, около, между);
  • расположение предметов на плоскости с учетом заданных ориентиров (круг находится сверху квадрата);
  • выкладывание вертикальных и горизонтальных “дорожек”, состоящих из чередования мозаики разных цветов, из геометрических фигур с чередованием и без чередования количества (треугольник, треугольник, круг, треугольник, треугольник, круг);
  • построение последовательности из фигур с учетом величины (с возрастанием, убыванием, чередованием).
  1. Развитие ритмических способностей

А. Подготовительный этап. Работа на невербальном уровне.

Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

  • Детям предлагаются игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (где позвонили? узнай музыкальный инструмент по звуку, сколько раз ударили в барабан?);
  • работа над восприятием ритма. Прослушивание изолированных ударов, серий простых ударов, определение их количества, соотнесение с соответствующей записью ритма. Прослушивание серий акцентированных ударов, определение их количества и качества, соотнесение с соответствующей карточкой с записью аналогичной серии;
  • воспроизведение ритма. Сначала простого, затем – с выраженным ударением.

Б. Коррекционный этап.

Задачи: идентификация и дифференциация силы звучания языковых единиц (громкое/тихое звучание), длины звучания (длинное/короткое), воспроизведение предлагаемых образцов, языковых единиц по следам восприятия, произнесение языковых единиц и контроль правильности (на основе соотнесения с соответствующими символами).

  • определение длины звучания языковых единиц, показ символа («змея»-«червяк») по следам восприятия гласных звуков, слогов, слов разной длины;
  • определение силы звучания языковых единиц по следам восприятия гласных звуков, слогов, слов, произнесенных с разной силой, с опорой на символ;
  • идентификация и анализ последовательностей языковых единиц по количественному составу, порядку их следования, темпу и ритму восприятия;
  • воспроизведение заданного количества языковых единиц с учетом порядка их следования, темпа, ритма;
  • произнесение серий языковых единиц и оценка правильности;
  • воспроизведение звукоподражательных комплексов с отхлопыванием ритма руками;
  • воспроизведение текста стихотворения с отхлопыванием;
  • воспроизведение стихотворений с движениями.
  1. Формирование слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц).

А. Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированных лексических единиц (гласных звуков, слогов и слов)

Цель: обучение операциям идентификации, генерализации и контроля языковой правильности.

Направления работы:

идентификация и дифференциация силы звучания языковой единицы (громкое, тихое звучание), длины звучания (длинное, короткое);

– воспроизведение предлагаемых образцов языковых единиц по следам восприятия;

– произнесение языковых единиц и контроль правиль­ности (на основе соотнесения с соответствующими сим­волами).

Б. Развитие возможностей восприятия и проговаривания последовательностей лексических единиц.

Цель: обучение операциям идентификации, генерализации, посегментного анализа и контроля языковой правильности.

Направления работы:

идентификация и анализ последовательностей языко­вых единиц по количественному составу, порядку их следования, темпу и ритму воспроизведения;

– воспроизведение заданного количества языковых еди­ниц (с учетом порядка их следования, темпа, ритма, паузирования);

– произнесение серий языковых единиц и оценка пра­вильности.

В. Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой сложности.

Цель: обучение операциям идентификации, генерализа­ции, вероятностного прогнозирования, упреждающего синте­за, посегментного анализа, контроля языковой правильности.

Направления работы:

определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на слух;

– угадывание нормативного слова, содержащегося в ква­зислове, воспринимаемом на слух;

– прогнозирование финального и инициального элемен­тов слова с опорой на предметные картинки;

– слоговые трансформации в слове;

– структурное оформление лексических единиц различ­ного слогового состава.

Игры, используемые в работе

Фотографии элементов занятий

по формированию слоговой структуры

“Длинные – короткие слова”

“Слоговая пирамидка” (цель: расположить картинки на кольце пирамидки, соответствующей количеству слогов – на пирамидке одна точка – слово из одного слога, 2 – из двух и т.д.)

Проект “Улицы нашего города”
проект (старшая группа) на тему

В наше время очень важно ориентироваться на местности. Дети мало знают о родном городе.

Скачать:

ВложениеРазмер
proekt_ultsy_nashego_goroda.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Улицы нашего города»

Тип проекта: информационно-творческий

Участники: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, воспитатели, родители воспитанников.

По продолжительности: краткосрочный

Актуальность: В наше время очень важно ориентироваться на местности. Дети мало знают о родном городе. Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, к городу.

Цель проекта: расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, о главных улицах.

1. Формировать представления детей о родном городе.

2. Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.

3. Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.

4. Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.

– сформированность у детей представлений о родном городе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города;

– умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь;

– умение ориентироваться по карте – схеме города.

– Подбор игр и оборудования.

-Выявить уровень знаний детей о архитектуре города Кемерово, и о знании главных улиц нашего города.

-Подбор методической и художественной литературы о городе Кемерово

-Подготовка и подбор материала для изготовления картотек по разделам:

  • «Подвижные игры для детей»
  • Физминутки

-Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о том, в честь кого названа улица, на которой они живут.

-Выставка детей и родителей «На каких улицах я бывал»

2этап – реализация проекта.

1. Беседа «История города».

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.

2. Рассматривание фотографий о родном городе, его достопримечательностях.

Цель: ознакомить детей с достопримечательностями города.

3.Работа с родителями: Консультация «Улицы родного города».

Цель: Информировать родителей о целях проекта, ознакомление с главными улицам города. Предупредить о выставке

1. Рассматривание карты – схемы города (пометить флажками самые интересные места города, места где бывали дети). Рассказ детей о местах, где они были в городе.

2. Рассматривание альбома «Мой город».

Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города.

3. Работа с родителями: предложить найти стихотворения об улицах города Кемерово

1.Просмотр видеофильма о городе Кемерово.

Цель: Закрепление знаний о городе

  • Дидактическая игра “Парные перевертыши”

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, обогащение словаря, знакомство детей с родным городом.

  • «Пройдемся по улицам города»

Цель. Учить ориентироваться по карте схеме города, закрепить знания о названиях улиц города.

  • «Вот моя улица, вот мой дом».

Цель. Учить детей называть улицы ближайшего окружения; знать, в честь кого они названы.

3.Работа с родителями: предложить найти информацию о количестве улиц города и чьими именами называют улицы.

1. Экскурсия по улицам города.

Цель: дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.

2.Беседа: «Их именами названы улицы города Кемерово. »

Цель: Познакомить детей с людьми в честь которых названы улицы

3. Работа с родителями: предложить родителям сводить детей к памятным местам нашего города.

1.Выставка детей и родителей «Где я бывал»

3 этап- заключительный:

1. Дети получил знания о родном городе, о их достопримечательностях, и главных улицах города Кемерово.

2. Дети были очень заинтересованы, научились ценить достопримечательности города.

3. Повысился интерес родителей в патриотическом воспитании своих детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи данного занятия:Познакомить детей с разными типами домов (многоэтажными, одноэтажными), с особенностями жизни людей в городе Зеленограде, с городским бытом. Продолжать знакомить детей с професс.

занятие по познанию окружающего мира” Дома в нашем городе Зеленограде”.

занятие по ознакомлению с окружающим ” Транспорт нашего города”.

Проект “Мой город Сант-Петербург” рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и по.

Конспект очередной игры, во время которой дошкольники знакомятся не только со скульптурами львов в Санкт-Петербурге, но и с именами скульпторов. Данная игра кроме задач воспитания решает задачи развит.

Центр нравственно-патриотического воспитания«Мир нашего города, мир нашей страны&raquo.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети мало что знают о своём родном городе, о событиях, которые происходили в нашей .

Проект для старшей группы «Улицы нашего города»

Проект для воспитанников старшей группы комбинированной направленности посвящённый 60-летию города Новокуйбышевска «Улицы нашего города».

Проблема детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время становится всё более актуальной. Во всем мире растет интерес к решению проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в естественной для них микросреде – в среде их нормально развивающихся сверстников. И еще более важно понимание того, что впоследствии детям с ограниченными возможностями здоровья детям придется жить и работать не в каком-то специальном обществе, а среди обычных людей.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГТ.

Поэтому появилась идея создания проекта «Улицы нашего города», в котором дети с нарушением речи (ОНР) совместно со здоровыми сверстниками изучали историю своего города, развивали познавательные и творческие способности.

В процессе работы над проектом у воспитанников с (ОНР) и их здоровых сверстников развивались такие качества как взаимопомощь, взаимопонимание, толерантность.

Данный проект позволил детям с ОНР обогатить словарный запас, развитие коммуникативных способностей и обучил детей с нарушением речи составлять и грамотно излагать доклады по теме, а также закрепить поставленные звуки в речи.

Актуальность проблемы:

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей малой Родине – месту, где родился, к своему родному городу.

Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, городу.

Формирование у детей любви к Родине это – накопление ими социального опыта жизни о своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. И одна из важных наших задач воспитать в детях бережное отношение ко всему тому, что их окружает, осознать себя частью города, заложить фундамент личности в ребёнке.

Цель проекта:

  • Создание условий для обогащения знаний детей о родном городе.
  • Развивать познавательные и творческие способности воспитанников.
  • Сформировать у детей и родителей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего города Новокуйбышевска, уважение к его жителям, воспитание любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям.

Задачи:

  • Воспитывать чувства любви к своей малой родине.
  • Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о родном городе.
  • Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
  • Способствовать развитию памяти, мышления.
  • Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта.
  • Изучить историю родного города, познакомить с улицами, достопримечательностями, а также с его жителями и их профессиями.

Участники проекта:

  • воспитатели,
  • дети старшей группы комбинированной направленности ,
  • родители.

Срок реализации проекта:

  • март, апрель, май.

Тип проекта:

  • информационный, исследовательский, творческий.

Распределение деятельности между участниками проекта

Педагоги:

  1. Наличие у педагога знаний о прошлом и настоящем своего города, его достопримечательностях, традициях.
  2. Активное взаимодействие с семьями воспитанников.
  3. Организуют работу по реализации проекта.
  1. Дети совместно со взрослыми собирают информацию из разных источников.
  2. Высказывают (зарисовывают) свои идеи.
  3. Участвуют совместно с родителями, воспитателями в презентации и защите проекта.

Родители:

  1. Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников.
  2. Совместно с ребёнком оформляют проект, делают зарисовки и т.д.
  3. Наличие у родителей знаний о прошлом и настоящем своего города, его достопримечательностях, традициях.

Интеграция образовательных областей:

  • «Коммуникация», «Познание», «Художественное- творчество» (рисование, аппликация),
  • «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье», «Безопасность», «Труд».

Предполагаемый результат проекта

  1. Знать названия окружающих улиц.
  2. Узнавать исторические места и названия города по картинкам.
  3. Знать людей прославивших город.
  4. Составлять связный рассказ с опорой на картинки и слайды о родном городе.
  5. Уметь находить и отбирать материал совместно с родителями по заданной теме.
  6. Уважать историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.

Основные этапы проекта:

1 этап – подготовительный.

Включает в себя: изучение знаний родителей и детей по данному направлению, пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, традициях, планирование работы, выбор форм и методов, подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.

2 этап – практический, исследовательский.

Он включает в себя два направления: взаимодействие с детьми, сотрудничество с родителями воспитанников.

3 этап – обобщающий.

Формы работы над проектом

I этап

Подготовительный

II этап

Исследовательский

III этап. Обобщающий

Конкурс творческих работ: «Улицы родного города».Создание уголка «Мой город родной».Воспитатели, дети, родители
Фото -выставка совместно с родителями «Наш любимый город»Воспитатели, дети
Тематическая выставка плакатов: «Каким я бы хотел видеть наш город».Воспитатели, дети, родители
Игра – викторина «Знатоки родного города» (совместно с родителями).Воспитатели, дети, родители
Музыкальный праздник посвящённый 60- летию города Новокуйбышевска «Свой город любит каждый житель».Воспитатели, дети, родители

Борзых Юлия Вячеславовна,
воспитатель,
БОУ ООШ №19 с/п «Детский сад «Кораблик»,
г.Новокуйбышевск Самарской области

Творческий долгосрочный проект «Улицы нашего города» (для детей старшей группы)

анна калашникова
Творческий долгосрочный проект «Улицы нашего города» (для детей старшей группы)

Творческий долгосрочный проект

«Улицы нашего города»

(для детей старшей группы)

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: педагог Калашникова А. С., дети старшей группы, родители МДОУ №9″Ласточка” Саратовской обл. г. Ртищево.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.

В концепции модернизации российского образования сказано:

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, … которые… обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Сегодня, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Воспитывать чувство гордости, уважения и любви к родному краю через знакомство с достижениями знаменитых людей, прославивших наш город.

• Расширять представления детей об истории родного города.

• Познакомить с различными источниками получения информации.

• Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение.

• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.

• Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.

• Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.

• В нашей группе созданы здоровьесберегающие условия. Интерьер группы оформлен в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями. Группа оснащена телевизором, DVD –комплексом, магнитофоном;

• Нами созданы дидактические игры, которые позволяют решать ряд познавательных задач;

• Видеофильм о городе Ртищево ;

• Книги о городе Ртищево, наборы открыток и фотографий с видами нашего города.

Социальные: Взаимодействие участников проектана договорной основе со следующими организациями:

• Государственное Учреждение Культуры города Ртищево

• Ртищевский краеведческий музей;

ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Сентябрь 2015 года– май 2016года.

ВИД ПРОЕКТА: творческий, долгосрочный, семейно – групповой.

Для детей: ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; расширение знаний об истории родного города; самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.

Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

Этапы и содержание проекта «Улицы нашего города»

Мероприятия Цели Сроки

1. Консультация для родителей «Воспитание гражданственности через знакомство с историей родного города».

2. Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о том, в честь кого названа улица, на которой они живут.

3. Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта.

I этап – подготовительный

• Вызвать у родителей интерес к проекту «Улицы нашего города»;

• Побудить у мам и пап желание участвовать в создании альбома «Ртищево мой родной город»;

Поддерживать интерес у родителей и детей к участию в проекте. рассказать детям о празднике “День города “.

Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города.

1. Занятие “Моя малая Родина. “

II этап – основной

• Познакомить детей с проектом «Улицы нашего города»,

• Побудить детей собрать о своем городе как можно больше информации через фотографии города, книги, разучивание стихов. Октябрь – март

2. Экскурсия по близлежащим улицам.

Закрепить знания детей о природе, о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания, палисадники, о местоположении улицы, о ее названии.

3. Беседа «Чьи имена носят наши улицы».

Просмотр фотографий. • Закрепить знания детей о городе;

• Познакомить детей с историей улиц;

• Прививать любовь к своему городу, чувство гордости за своих земляков. Ноябрь

«Экскурсия по городу» (на материале фотовыставке).

«Вот моя улица, вот мой дом» (на материале фотографий, рисунков и карты города). • Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов.

• Закреплять знания детьми улиц ближайшего окружения, в честь кого они названы. Ноябрь

5. Посещение краеведческого музея. • Вовлечение детей в активную познавательную деятельность;

• Поддержание интереса к проекту;

• Развитие умения слушать и запоминать информацию; Декабрь

6. Посещение библиотеки.

• Рассматривание иллюстраций в книгах о городе Ртищево;

o Отбор литературы о городе Ртищево. Январь

7. Занятие – путешествие «Что было раньше, что сейчас».

• Используя фотографии, открытки, показать разницу, как выглядел город раньше и как выглядит сейчас;

• Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город. Февраль

8. Рисование «Улицы нашего города».

• Закрепить навыки композиционного построения рисунка, смешивания красок;

• Воспитание интереса к рисованию. Февраль

9. Вечер стихов о городе Ртищево (с участием родителей) • Воспитывать интерес о литературе, поэзии, стихам о родном городе;

• Закреплять умение слушать, запоминать, понимать стихи. Март

10. Совмесная с родителями викторина «Наш город-город железнодорожников». • Обобщить знания детей о своем городе, о его улицах;

• Вызвать желание соревнования у детей и родителей. Март

3 этап – итоговый

11. Выставка рисунков «Улицы нашего города» и итоговая презентация по проекту • Побудить детей и их родителей принять участие в оформлении;

• Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город. Апрель-май

Результат проекта:

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

Родители вместе с детьми представили очень интересные проекты по теме «Улицы нашего города». Интересно вели рассказ, сопровождая показом фотографий.

Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц нашего города.

1.”Ртищево перекрёсток России” авт. А. Громов, И. Кузнецов

2. Ртищево. Взгляд сквозь время с той же точки. авт. А. Сдобников, Д. Селиванов

3. Интернет ресурсы.

«Их именами названы улицы нашего города». Беседа в подготовительной к школе группе, посвященная ВОв Беседа в подготовительной к школе группе посвященная ВОВ на тему: «Их именами названы улицы нашего города» Задачи: Обучающая – Содействовать.

Долгосрочный педагогический проект «Физкульт-ура!» для детей старшей группы Актуальность. Перед детским садом в настоящее время стоит вопрос о путях совершенствования работы по повышению уровня физических качеств.

Конспект сюжетно-ролевой игры по ПДД «Улицы нашего города» в средней группе Цели: расширить знания детей о безопасном поведении на улицах,правилах перехода улиц и дорог, сигналах светофора. Задачи: развивать речь.

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе «Улицы нашего города» КОНСПЕКТ занятия по ОБЖ в старшей группе «Улицы нашего города» Программное содержание: дать представление об обстановке на улице и рассказать,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: Улицы нашего города Цель: Расширять знания детей о родном городе и его историческом прошлом. Задачи: 1. Формировать интерес к малой родине, улицам, жилым домам,.

Мастер-класс по изготовлению макета «Улицы нашего города» К началу учебного года появилась необходимость обновить макет «Улицы нашего города». На просторох интернета отыскала цветные картинки зданий,.

Мастер-класс. Коллективная работа по аппликации «Улицы нашего города» Здравствуйте еще раз дорогие коллеги. В нашей группе проходила неделя под названием “Азбука безопасности”.Каждый день мы говорили о различных.

Творческий долгосрочный проект «Улицы моего села» Творческий долгосрочный проект «Улицы нашего посёлка» (для детей подготовительной группы «Рябинка») Участники проекта: педагоги и дети.

Улицы нашего города из лего-конструктора (фотоотчет) Для того чтобы закрепить правила дорожного движения я решила создать игру “Улицы нашего города” применяя конструктор Лего. Мои дети с.

Экскурсия «Улицы нашего города» ЭКСКУРСИЯ «Улица города» Программные задачи: Расширять знания детей об улице: дорога делится на две части – проезжую и тротуар. Проезжая.

Ссылка на основную публикацию