Осень – логопедическое занятие

Логопедическое занятие на тему “Осень”

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:Обобщить и систематизировать знания учащихся об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают); исчезают насекомые, улетают перелётные птицы; животные готовятся к зиме, люди собирают урожай овощей и фруктов.

Образовательные:

  • Согласование прилагательных с существительными.
  • Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Развивающие:

  • Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
  • Способствовать развитию просодической стороны речи.
  • Способствовать развитию фонематического восприятия.
  • Развитие навыка связной речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация.

I. Организационный момент.

Чтение отрывка из поэмы А. С. Пушкина “Евгений Онегин”:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

– Какие чувства вы испытываете при прослушивании стихотворения?

– Как вы думаете, о каком времени года говорится в отрывке?

II. Сообщение темы занятия.

– Правильно, в отрывке говорится об осени. И тема нашего занятия “Осень”

– Когда осень начинается по календарю?

– Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

– Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая)

– Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая)

– Как назвать осень в ноябре? (Поздняя)

– Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше)

– А какое небо осенью? (Хмурое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, тёмное)

– А, что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают.Деревья стоят голые)

– Правильно ребята. Осенью листья начинают желтеть. Жёлтые листья первая примета осени.Так как удлиняются ночи, растения получают меньше света. Зелёный цвет в листе убывает. И заметным становится жёлтый цвет. Но листья бывают разного цвета. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Поэтому листья бывают и красного цвета.

– Давайте вспомним, как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад)

– Необходимость листопада. Это защита дерева от зимней засухи. Так как листья испаряют много влаги. Избавление дерева от ядовитых, накопленных в листьях, веществ из земли и воздуха. А также защитатонких и хрупких веток от тяжести выпадающего зимой снега Деревья первыми освобождаются от листьев, чтобы не погибнуть в зимние морозы. Голыми и унылыми стоят лес и поле, когда пройдёт период золотой осени.

– Ребята, а чем отличаются листья? (Формой, размером, цветом)

– А, что происходит с травою? (Она засыхает, желтеет, увядает)

– А, что делают насекомые с приходом осени? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.)

– Правильно ребята, осеннее похолодание и увядание растений повлияли на насекомых. Их стало меньше, а к концу осени они совсем исчезнут.

– Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)

– А как называются птицы покидающие осенью родные края? (Перелётные)

– Увядание растений, исчезновение насекомых, в некоторых случаях замерзание водоёмов ведут за собой отлёты перелётных птиц. Ранее других улетают птицы питающие насекомыми: стрижи, кукушки, ласточки, иволги. Перед отлётом птицы собираются в стаи. Первыми улетают птицы, которым не удалось вывести птенцов. За ними летят молодые, но уже окрепшие птицы. Некоторые птицы, прежде чем улететь кочуют с места на место. С понижением температуры и отсутствием корма связаны изменения и в жизни животных.

– Что делают животные осенью?

(Готовятся к зиме.Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук.) другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса), третьи делают запасы на зиму (белка, ёж).

– Осенью на полях, в садах и огородах идёт уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

– А для чего собирают люди урожай овощей и фруктов? (Делают запасы на зиму.)

– Ребята, какая погода бывает осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

Листья осенние тихо кружатся, ( Кружатся на пальчиках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движение руками вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся)

IV. Материал для закрепления.

Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

2. Подбор слов-антонимов.

Пасмурный день – солнечный день.

Сухой лист – мокрый лист.

Высокое дерево – низкое дерево.

3. Правильное употребление предлогов: в, на, около, под, с, из- за, из- под.

4. Чтение и пересказ рассказа “Осень”

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся всё пасмурнее, солнце всё светит реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди – долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток, и они падают на землю, укрывая золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в тёплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

– Ребята, о каком времени года мы вами сегодня говорили на занятии?

– Чем отличается осень от лета? (Рассказы учащихся)

– Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад)

– Вы сегодня очень хорошо работали на занятии, правильно отвечали на вопросы.

Логопедическое занятие. Тема: Осень
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Логопедическое занятие. Тема : Осень

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_1.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

– учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

– развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

– уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

– закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

– упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

– воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

– формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Оборудование: сюжетные картины «Осень в городе», «Осень в лесу», «Осень в саду»; предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов, ягод, грибов.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Время года отгадай:

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ёжик листья собирает,

Свою норку утепляет. (Осень)

– Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то, это время года называется осень. (Ответы детей.)

2. Объявление темы.

– Сегодня мы отправляемся в царство золотой осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания. Мы должны выполнить все задания и вернуться обратно в детский сад. Вы согласны? (Ответы детей.)

– Сейчас я вам расскажу, что же такое осень.

Осень. Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!

Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта — промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, Удары по коленям пальцами обеих рук

четыре, пять, Левая – с мизинца, правая – с большого.

Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары.

Шел неспешно по привычке, «Шагают» средним и указат. палъцами.

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: Ударяют то ладонями, то к у лачками.

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: Часто и ритмично бьют в ладоши.

«Ох!» И ушел. Ритмичные хлопки по коленям.

Рассматривание картин («Осень в сентябре, октябре, ноябре»)

– Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

– Какой можно назвать осень в сентябре? (ранняя, золотая)

– Какой можно назвать осень в октябре? (дождливая)

– Какой можно назвать осень в ноябре? (поздняя)

Гимнастика для глаз «Вот стоит осенний лес»

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

Слева – сосна, справа – дуб.

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

– Ребята! Королева Осень прислала нам картинки, на которых нарисована осень. Королеве Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она хочет, чтобы вы рассказали, все, что о ней знаете.

– Что вы можете сказать про солнце осенью? (греет плохо, солнечных дней стало меньше)

– А какое небо осенью? (хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное)

– Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые)

– Как называется явление в природе, когда с листьев опадают листья? (листопад)

– Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

– С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)

– Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)

– Почему? Как называют этих птиц? (перелетные)

– Что делают осенью насекомые? (прячутся в старые пни, коряги, забиваются под кору деревьев)

– Что делают животные осенью? (готовятся к зиме, одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук), другие меняют шкуру (заяц, белка, лиса), третьи (белка, ёж) делают запасы на зиму)

– Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег)

– Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)

Физкультминутка «Осенние листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. ( Дети встают в круг, руки над головой в кольцо.)

Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели, (Бег по кругу.)

И на землю тихо сели, (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Встали, руки в стороны.)

Повертел их, покрутил (Покружились.)

И на землю опустил. (Присели.)

Игра «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая,

Если дует ветер – ветреная,

Если на улице холодно, какая погода? – холодная,

Если пасмурно – пасмурная,

Если сыро – сырая,

Если хмуро – хмурая,

Если по небу плывут серые, темные облака – облачная.

Если солнечно – солнечная,

Если ясно – ясная.

Игра «Подбери признак»

Осень (какая?) – … (холодная, дождливая, золотая, багровая, щедрая, красочная, разноцветная и т.д.)

– Ребята! Королева Осень хоть и строгая, но щедрая. Щедра на урожай. Посмотрите внимательно на картинки. Что там изображено? (Пшеница, овощи, фрукты, ягоды, грибы)

А теперь закончите предложения.

Игра «Закончи предложения»

В поле собирают урожай (чего?) – … (Пшеницы)

В огороде собирают урожай (чего?) – … (Овощей)

В саду собирают урожай (чего?) – … (Фруктов)

В лесу собирают урожай (чего?) – … (Ягод, грибов)

3. Итог занятия. Рефлексия

– В чьем царстве мы побывали?

– Какая она Королева Осень?

– Что собирают осенью?

– Где собирают урожай пшеницы (овощей, фруктов, ягод, грибов)?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данное занятие направлено на закрепление у детей понятия цвета и формы овощей и фруктов, развитие речи детей.

Занятие может быть использовано для проведения открытого тематического мероприятия с детьми, в качестве развлечения или праздника для детей 5-7 лет.

Образовательная область: речевое развитиеВид деятельности: непосредственно -образовательнаяВозрастная группа: старший дошкольный возрастЦель: обобщение представлений о характерных признаках осени.Прог.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие », «Ре.

КОНСПЕКТЛогопедического занятияТема: «Домашние животные и их детёныши»(в старшей логопедической группе).

Закрепление правильного произношения звука [C].

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме “Осень”
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия направлен на активизацию словаря по теме «Осень» у дошкольников с нарушением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
tema_-_osen.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

– учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

– развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

– уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

– закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

– упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

– воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

– формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Оборудование: сюжетные картины «Осень в городе», «Осень в лесу», «Осень в саду»; предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов, ягод, грибов.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Время года отгадай:

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ёжик листья собирает,

Свою норку утепляет. (Осень)

– Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то, это время года называется осень. (Ответы детей.)

2. Объявление темы.

– Сегодня мы отправляемся в царство золотой осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания. Мы должны выполнить все задания и вернуться обратно в детский сад. Вы согласны? (Ответы детей.)

– Сейчас я вам расскажу, что же такое осень.

Осень. Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!

Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта — промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, Удары по коленям пальцами обеих рук

четыре, пять, Левая – с мизинца, правая – с большого.

Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары.

Шел неспешно по привычке, «Шагают» средним и указат. палъцами.

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: Ударяют то ладонями, то к у лачками.

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: Часто и ритмично бьют в ладоши.

«Ох!» И ушел. Ритмичные хлопки по коленям.

Рассматривание картин («Осень в сентябре, октябре, ноябре»)

– Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

– Какой можно назвать осень в сентябре? (ранняя, золотая)

– Какой можно назвать осень в октябре? (дождливая)

– Какой можно назвать осень в ноябре? (поздняя)

Гимнастика для глаз «Вот стоит осенний лес»

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

Слева – сосна, справа – дуб.

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

– Ребята! Королева Осень прислала нам картинки, на которых нарисована осень. Королеве Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она хочет, чтобы вы рассказали, все, что о ней знаете.

– Что вы можете сказать про солнце осенью? (греет плохо, солнечных дней стало меньше)

– А какое небо осенью? (хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное)

– Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые)

– Как называется явление в природе, когда с листьев опадают листья? (листопад)

– Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

– С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)

– Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)

– Почему? Как называют этих птиц? (перелетные)

– Что делают осенью насекомые? (прячутся в старые пни, коряги, забиваются под кору деревьев)

– Что делают животные осенью? (готовятся к зиме, одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук), другие меняют шкуру (заяц, белка, лиса), третьи (белка, ёж) делают запасы на зиму)

– Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег)

– Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)

Физкультминутка «Осенние листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. ( Дети встают в круг, руки над головой в кольцо.)

Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели, (Бег по кругу.)

И на землю тихо сели, (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Встали, руки в стороны.)

Повертел их, покрутил (Покружились.)

И на землю опустил. (Присели.)

Игра «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая,

Если дует ветер – ветреная,

Если на улице холодно, какая погода? – холодная,

Если пасмурно – пасмурная,

Если сыро – сырая,

Если хмуро – хмурая,

Если по небу плывут серые, темные облака – облачная.

Если солнечно – солнечная,

Если ясно – ясная.

Игра «Подбери признак»

Осень (какая?) – … (холодная, дождливая, золотая, багровая, щедрая, красочная, разноцветная и т.д.)

– Ребята! Королева Осень хоть и строгая, но щедрая. Щедра на урожай. Посмотрите внимательно на картинки. Что там изображено? (Пшеница, овощи, фрукты, ягоды, грибы)

А теперь закончите предложения.

Игра «Закончи предложения»

В поле собирают урожай (чего?) – … (Пшеницы)

В огороде собирают урожай (чего?) – … (Овощей)

В саду собирают урожай (чего?) – … (Фруктов)

В лесу собирают урожай (чего?) – … (Ягод, грибов)

3. Итог занятия. Рефлексия

– В чьем царстве мы побывали?

– Какая она Королева Осень?

– Что собирают осенью?

– Где собирают урожай пшеницы (овощей, фруктов, ягод, грибов)?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В конспект занятия “Путешествие по стране Светофории” включены- пальчиковая гимнастика, речь с движением, задания на развитие просодической стороны речи.

Игра-путешествие по лексическим темам: “Домашние животные и птицы”, “Цветы”, рассуждение детей о своем городе Саратове.

Путешествие по выставке писателя-иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина. Беседа по произведениям художника Е.И. Чарушина. Закрепление методов рисования диких животных нетрадиционным способом – ж.

Вашему вниманию предлагается конспект интересного занятия в старшей логопедической группе с целью закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае. Показать ценность и значимость совместного творчества .

Цель: Формирование познавательно – речевых и творческих способностей детейОбразовательные задачи:§ Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.§.

Занятие в игровой форме, знакомит детей с органами чувств( глаза, уши, нос), воспитывает бережное отношение к ним.

Осень. Глаголы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. .

Логопедическое занятие по лексической теме «Осень»

Надежда Аникина
Логопедическое занятие по лексической теме «Осень»

Конспект занятия для логогруппы по лексической теме «Осень».

• систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

• активизировать глагольный словарь по данной теме;

• продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;

• продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

• продолжать учить согласовывать движения с речью.

• развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;

• продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

• воспитывать положительное отношение к временю года «Осень», показать детям, что у погоды нет плохой погоды, что каждое время года особенно по своему;

• контроль за собственной речью и речью других ребят.

Оборудование: презентация (картинки осень, кубики по временам года, картинки для дыхательной гимнастики, мяч, панно из листьев.

Дети должны знать:

1. ПРЕДМЕТНЫЙ СЛОВАРЬ:

Осень, листва, листопад, стая, заморозки, дождь, (осенняя) пора, тучи, лужи, туман, животные, берлога, дупло, нора, слякоть, увядание, сентябрь, октябрь, ноябрь, зонт, дерево, сосна, ель, ива, береза, клен, рябина, дуб, осина.

2. ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ:

Опадать, осыпаются, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать, менять, летят, шуршат, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, одеваются, готовятся, увядают, моросит, расти, падать, рубить, собирать.

3. СЛОВАРЬ ПРИЗНАКОВ:

Красный, желтый, оранжевый, бордовый, багряный, осенний, дождливый, холодный, пасмурный, прохладный, ранний, поздний, золотой, хвойный, разноцветный, унылая, грустная, прощальная, дальний, хмурая, сырая, дивная, прекрасная, голые, лиственный, смешанный, высокий, низкий,

олодой, старый, дряхлый, могучий, стройный, широкий, пышный, осенний.

4. СЛОВАРЬ НАРЕЧИЙ:

Пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро, пышно, высоко, низко, густо, редко.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

Логопед: Правильно, мы отправляемся в Осень (появляется слайд осень).

Для начала ребя мы с вами сделаем зарядку для язычка:

Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот. Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитирование жевания. Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты). Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки. Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами. Язычок в чащобе. Показать, как язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности. Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. Широкий язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы зубов на языке- это тропинки в лесу. Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык вправо и влево так. Чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и зубы при этом неподвижны. Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт, губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна. Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас почистим зубки. Почистить языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

Логопед: Молодцы, ребята.

Игра «Осенняя копилка».

Логопед: – Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Логопед: – Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?

• Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч.

• Дует злой северный ветер.

• Часто идет холодный дождь.

• Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают.

• Листья покрывают землю разноцветным ковром.

• Птицы улетают в теплые края.

• Люди собирают урожай.

• В лесу появились грибы и ягоды.

А вот у меня в руках есть кубики, скажите мне, пожалуйста, когда это бывает?

Логопед: Молодцы, вы уже сказали, что дует холодный ветер, давайте вместе сделаем дыхательную гимнастику.

Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата:

Дует осенний легкий всторок: «У-у-у-у-у-у у», (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Модул сильным потер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мм и. носу, закричали мм: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

Осенние листочки висят, осипше. кисточки с нами говорят: «А-о-у-и».

Развитие физиологического дыхания

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

У детей на столах лежат картинки «Осень»,дуем и смотрим, что же у нас там нарисовал художник.

Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Логопед: Молодцы. Ой ребята, а кто это у нас шуршит под столом (заглядываем под стол, да это же гномик, он хочет вместе с нами поиграть в игру.

Игра «В гостях у Гном-гномыча».

Цель: учимся называть уменьшительно- ласкательно слова.

Лес, гриб, дерево, лист, цветок, дождь, туча, ветер.

Логопед: Молодцы ребята, вы и с эти заданием справились.

Давайте с вами передохнем и сделаем вместе с гномиком пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Осень» .

Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал: Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки-золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Ветер бросил на тропинку.

Логопед: Хорошо ребята, но гномику пора бежать к своим братьям. А мы продолжаем с вами дальше.

Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Цель: учимся называть слова во множественном числе.

Гриб, дерево, ягода, лист, лужа, куст, дождь, ветка, туча, сук.

Логопед: Ребята, вы наверно уже засиделись, давайте с вами встанем на ножки.

Физкультминутка «За грибами»

Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку,

Рыжики срывали. Срывают «грибы».

Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».

Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»

Медведь проходил, Идут вразвалку,

Мухомор раздавил. топают правой ногой.

Логопед: А сейчас,я проверю на сколько вы знаете осенние листочки. (плакат с листьями, которые мы насобирали).

Игра «Назови лист»

Логопед: – Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам.

Пересказ рассказа по картинкам.

«Осень»

Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.

Логопед: – А теперь давайте отдохнём. Ложитесь на жёлтую осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь. Дети лежат «на полянке», логопед читает стихотворение. Звучит музыка для релакса.

«Осенью» (А. Плещеева)

Осень наступила.

И глядят уныло Голые кусты.

Вянет и желтеет Травка на лугах,

Только зеленеет Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит;

Ветер в поле воет;

Итог занятия. Логопед: – Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что мы сегодня с вами повторили, что узнали? Что вам больше всего понравилось на занятие?

Фронтальное занятие по лексической теме: «Наземный транспорт» с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: 1. Активизация словаря по теме: «Наземный транспорт»; 2. Закреплять знания детей о наземном транспорте; 3. Закреплять.

Индивидуальное логопедическое занятие по теме «Детский сад. Игрушки» Коррекционно-образовательные задачи: -формирование грамматического строя речи – Коррекционно –развивающие задачи: – отрабатывать у детей.

Картотека загадок по лексической теме «Осень» (Осень; сентябрь; октябрь; ноябрь; дождь; снег; листопад; лужи; зонт; птицы; рябина; запасы на зиму; урожай; плащ) * Пусты поля, мокнет.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы ТЕМА: “ФРУКТЫ”. Цель: -развивать внимание, мышление. Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей; – учить образовывать.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы «Овощи» Цель: закрепить знания учащихся об овощах. Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово. – Какое сейчас время года? – В.

Логопедическое занятие по развитию речи по теме «Лето». Конспект открытого логопедического занятия по теме “Лето” учителя-логопеда Чепуркиной В. В. г. Калининград 2016 г. Конспект.

НОД в старшей группе по лексической теме «Осень» (обобщение). Гласная буква «О». Задачи: 1. Закрепить тему “осень”. 2. Закрепить представление о гласной букве “О”. 3. Упражнять в словообразовании названий листьев. 4. Продолжать.

«Осень наступила». Логопедическое занятие (фотоотчёт) Цель:Развитие силы и высоты голоса. Задачи: • формировать чувство ритма, дикции, интонационной выразительности речи. • развивать просодическую.

Занятие по лексической теме Игрушки. Старшая группа Лексическая тема «Игрушки».Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Игрушки». Совершенствование навыка слогового.

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по теме «Осень»

Автор-составитель:

учитель-логопед

Косоротова Ирина Борисовна

Цель:

Систематизировать знание детей об осени и осенних явлениях.

Задачи:

  1. Расширять и активизировать словарь по теме « Осень».
  2. Совершенствовать грамматический строй речи.
  3. Продолжать учить согласовывать движения с речью.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.
  5. Развивать речевое дыхание
  6. Развивать пространственные представления.
  7. Развивать внимание, память.
  8. Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.

Оборудование:

Кукла «Осень», мультимедийная установка, мяч, картинки с листьями, листы белой бумаги, набор листьев на каждого ребенка, картинки с изображением деревьев, игрушка-телефон.

Ход занятия:

Дети входят в игровую зону, на ковре лежат листья.

— Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?

— Какого цвета листья?

— Как сказать про листья разного цвета?

(Да, листья разных цветов, они разноцветные).

— Какие у нас листья?

  • Введение в тему

-А сейчас внимательно послушайте стихотворение.

Падают, падают листья,

В нашем саду- листопад,

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят.

— О каком времени года это стихотворение?

  • Дыхательная гимнастика (вдох через нос, выдох через рот, дети вдыхают аромат осенних листьев).

-Ребята, осенние листья очень приятно пахнут.

-Давайте подышим ароматом осеннего леса!

  • Введение в тему

(Звучит музыка осеннего леса).

— Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?

-Какие еще приметы осени вы знаете?

(Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки и сапожки).

— А какие вы знаете осенние месяцы?

— А сейчас нам Таня расскажет стихотворение про осенний месяц – октябрь.

/выходит ребенок и рассказывает стихотворение/.

— Ребята, давайте соберем букет из осенних листьев.

  • Пальчиковая игра «Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать

(сжимать и разжимать кулачки),

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(загибать поочередно пальцы).

  • Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Звонит телефон, говорит гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. На экране появляются картинки, дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Ветка-веточка, трава-травка и т.д.

  • Игра «Подбери признак»

— Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

— Кому я брошу мяч ,тот отвечает на вопрос и возвращает мне мяч.

-Какие листья осенью?

Листья осенние тихо кружатся

(дети кружатся на носочках)

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят

(волнообразные движения руками вниз)

Будто опять закружиться хотят

(поднимаются на носочки, кружатся).

  • Образование притяжательных прилагательных. Игра «С чьей ветки детки».

Лист с березы – березовый,

Лист с рябины – рябиновый,

Лист с дуба – дубовый.

Лист с осины – осиновый .

(дети подбирают листья к нужному дереву).

  • Игра на внимание.

Логопед показывает детям ряд листьев, дети их называют. Логопед просит детей закрыть глаза, убирает одну картинку, дети должны догадаться – какой картинки не стало.

  • Развитие пространственных представлений. Выкладывание узора из осенних листьев на коврике.

(Логопед предлагает детям выложить узор из осенних листьев на листе бумаги так, как было на доске).

— Какой лист в середине?

— Какой лист слева?

— Какой лист справа?

(ответы детей).

  • Релаксационная минутка.

— А теперь давайте отдохнем. Ложитесь на желтую, осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

Дети лежат на полянке, логопед читает стихотворение:

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Туча небо кроет.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Звучит спокойная музыка.

— Занятие подошло к концу.

— Скажите, о каком времени года мы говорили на занятии.

— На следующем занятии мы продолжим разговор об осени, а сейчас всем спасибо, вы свободны. Дома вы нарисуете осеннюю картину.

Конспекты логопедических занятий.

Серия конспектов логопедических занятий по лексической теме “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Кириллова Ю., учитель-логопед.

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: – образовывать множественное число существительных;
– учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
– учить образовывать относительные прилагательные;
– подбирать прилагательные к существительному;
– учить подбирать слова- антонимы;
– согласование существительных с числительными;
– развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением осени, листьев мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ ”

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

(Спокойно укладывают ладони на стол.)

2. Введение в тему.

Какое сейчас время года? (осень)
Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Назовите признаки осени? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибы).

3. Игра “Большой – маленький”
В гости пришел гномик. Он из сказочной страны. В стране гнома все маленькое, поэтому и говорят они про все ласково. И мы будем говорить ласково.
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
Туча- тучка

4. Игра “Один – много”
Гриб – грибы ягода – ягоды
Дерево – деревья куст – кусты
Лист – листья лужа – лужи
Дождь – дожди ветка – ветки
Сук- сучья туча – тучи.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

5. Игра “Наоборот”
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые – сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

6 . Игра “Подбери признак”.
Осень (какая?) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная,…
Листья (какие?) – желтые, красные, разноцветные, сухие,…

7. Игра “Назови лист” (по картинкам).
Березовый, дубовый, рябиновый, липовый, кленовый, осиновый,…

9 . Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра “Четвертый лишний”.
Береза, осина, сирень, дуб.
Шиповник, орешник, сирень, липа.

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель: – развитие связной речи.
Задачи: – учить распространять предложения прилагательными;
– учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.
– учить образовывать существительные род. падежа;
– учить подбирать слова- антонимы;
– развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Оборудование: картина с изображением осени, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, опорные картинки.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Когда это бывает? (Осенью)
Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

2. Игра “Чего не стало?”
(картина на фланелеграфе).

3. Игра “Что изменилось?”
(картина на фланелеграфе).

4. Игра “Наоборот”
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые – сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

5. Распространение предложений прилагательными.
Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень.
Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.
Дует ветер. Дует сильный, холодный ветер.

6. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

8. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ”

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
(Спокойно укладывают ладони на стол.)

9. Составление рассказа по картине с опорой на схему.
Наступила холодная осень. Небо осенью серое, хмурое, часто идет мелкий дождь. Дует холодный ветер. Листья желтеют и опадают на землю. Трава сохнет и чернеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Мне нравится осень потому, что осенью красивые деревья.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

Читайте также:  Автоматизация звука (Р) - фронтальное занятие в подготовительной группе
Ссылка на основную публикацию