Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий

Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 7 лет

Анастасия Шевченко руководитель онлайн-школы «Мама-педагог», логопед

Софья Тимофеева педагог, основатель сети детских клубов, бизнес-консультант

  • Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет
  • Пальчиковые игры для детей 2-3 лет
  • Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
  • Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими. Мы собрали 12 игр для разных возрастов, многократно опробованных опытными педагогами на своих занятиях.

О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы. На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников — их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем “крошку” пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики “скачут” по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет “рожками” в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука “открывает” калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука “проползает”).

Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём “пирожки”)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем “козырёк”)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая. (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: “Бом!”. (хлопаем)

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, (“крошим хлебушек” всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Статья предоставлена детским эко-клубом “Умничка”

Конспект НОД “Составление рассказа по серии сюжетных картинок”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

составление рассказа по серии сюжетных картинок

Скачать:

ВложениеРазмер
sostavlenie_rasskaza_po_serii_syuzhetnyh_kartinok.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

для детей старшей группы

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Составитель: воспитатель Геккер Е.В.

Задачи: – продолжать формировать умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картин, последовательность которых служит планом при рассказывании; употреблять в речи сложные формы предложений; – развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей;

– развивать внимание, мышление, творческое воображение, монологическую речь, активизировать словарь детей;

развивать способности и любовь детей к рисованию красками, фантазию, творческое мышление; развивать чувство цвета и художественного ритма.

– воспитывать любовь к животным, интерес к их образу жизни и повадкам.

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура, безопасность, музыка.

– сюжетные картинки из серии «Истории в картинках», указка, иллюстрации из мультфильмов; мольберт; бумага для рисования, краски, кисточки, непроливайки, салфетки. Подставки для кисти.

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

В. : Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательную экскурсию. Поэтому занимайте свои места, садитесь на стульчики.

Дети садятся на стульчики.

В. : Чтобы начать нашу экскурсию, нужно чтобы вы закрыли глаза. (Дети закрывают глаза)

В. : Ребята, представьте, что мы сели в автобус, и он поехал. Вот мы едем по широкой челнинской улице, проезжаем дома, магазины. Наш автобус проезжает мимо красивого парка. Мы проехали по мосту, автобус сворачивает на другую улицу и вдруг останавливается. (Во время рассказа воспитатель расставляет и развешивает иллюстрации из мультфильмов.)

В. : А теперь, ребята, откройте глаза и посмотрите, куда мы с вами приехали! Как вы думаете, где мы? (Ответы детей)

В. : Ребята, мы с вами приехали на студию, где создают мультфильмы

А кто из вас знает, что надо сделать, чтобы получился мультфильм? (Ответы детей). Молодцы! Да, мультфильм сначала надо нарисовать. Тогда подумайте и скажите, кто рисует мультфильмы?

Правильно, мультфильмы рисуют художники. Их называют художники-мультипликаторы. Чтобы получился мультфильм, художник- мультипликатор рисует много рисунков, потом соединяет их в правильном порядке и получается мультфильм.

Вот художник нарисовал мультфильм, и нам его показывают. Герои мультфильма оживают, начинают бегать, играть, плавать.

А что еще необходимо мультфильму, чтобы он стал более понятным и интересным? (Ответы детей)

В. : Правильно, его надо озвучить, т. е. герои нашего мультфильма должны заговорить.

Сейчас я научу вас озвучивать мультфильмы. Вы будите выполнять действия, а я буду их озвучивать, и у нас получится мультфильм. А назовем мы наш мультфильм «Мышиная зарядка».

Вставайте около своих стульчиков и представьте, что вы мышки.

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения.

Скок, скок, скок-поскок,

Сел мышонок на пенек.

В барабан он громко бьет,

На зарядку всех зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднимись.

Ставим лапки на носок,

А потом на пятку,

На носочках скок-поскок,

А потом вприсядку.

Молодцы, ребята, хорошо мышиную зарядку вы сделали.

А сейчас с новыми силами мы возвращаемся в студию. Нас ждет интересная работа.

Теперь вы знаете, как озвучивать мультфильмы. Вот и мы с вами сейчас будем озвучивать новый мультфильм, он называется «Про мышонка». Для этого нам нужно разделиться на 2-3 команды. Каждой я дам конверт с одной серией мультфильма. Посмотрите, как художник – мультипликатор нарисовал этот мультфильм. Дети рассматривают картинки (1-2 минуты) .

В. : Ребята, посмотрите, первая картинка – начало мультфильма – завязка, то с чего начитается наш мультфильм. (Воспитатель указкой показывает первую картинку)

Дальше, вторая и третья картинка – середина мультфильма – кульминация – это основные действия и события мультфильма.

И четвертая картинка – окончание мультфильма – развязка, то, чем все закончилось.

В. Вы еще раз внимательно рассмотрите вашу серию картинок и затем постарайтесь ее озвучить, т. е. составить совместный рассказ по своей картинке. Когда ваши рассказы будут готовы, мы сможем еще раз посмотреть мультфильм, но уже со звуком.

Дети самостоятельно составляют рассказы. Затем по одному ребенку от каждой подгруппы выходят и рассказывают рассказ по своей картинке. Воспитатель или дети из подгруппы помогают по мере необходимости.

В. : Ребята, вам понравился новый мультфильм?

В. : Вот такая интересная история приключилась с мышкой!

В. : Дети, садитесь на свои места. Вы хотите знать какие приключения ждут нашего мышонка? Давайте нарисуем продолжение. Сейчас вы все станете художниками мультипликаторами и нарисуете свою историю

В. : Наша экскурсия на мультстудию подошла к концу, и мы с вами возвращаемся в детский сад.

Рефлексия. Где мы сегодня с вами были? Что делали? Озвучивали и рисовали мультфильмы? Молодцы, вы все хорошо справились с заданиями.

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок».

«Дети лепят снеговика»

Конспект занятия предназначен для детей старшей логопедической группы с заключением ОНР. Занятие разработано для обучения составления рассказа по серии картинок дошкольников в процессе игровой деятельности. К детям в окно заглядывает Зимушка-зима и предлагает детям выполнить различные задания. В процессе занятия Зима «фотографирует» детей во время «лепки» снеговика. Дети составляют по этим «фотографиям» рассказ.

  • учить составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.
  • закрепить знания детей о зиме, ее признаках, зимних развлечениях детей;
  • уточнять и активизировать словарь по теме «Зима»;
  • упражнять в образовании и употреблении прилагательных, согласовании их с существительными;
  • упражнять в составлении простых предложений по картинке, определять количество слов в предложении и составлять схему этого предложения;
  • упражнять в употребление предлогов «на, под, в, из, за», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных, в употреблении предложений с союзом потому что;
  • закреплять умение определять последовательность событий по серии картинок и составлять по картинкам короткий рассказ;
  • развивать внимание, память, творческое мышление;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи;
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
  • круг из картона белого цвета, лучики для снежинок (оригами), колокольчик, сюжетные картинки для составления предложений, схемы предложений, серия сюжетных картинок «мальчики лепят снеговика», презентация

Ход НОД

1. Организационный момент.

– Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок.

(Звенит колокольчик, дети собираются возле логопеда)

– Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!

Начинаем мы играть.
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.

Игра «Доскажи словечко»

«Тихо, тихо как во сне,
Падает на землю…»

«Вот веселье для ребят,
Всё сильнее…»

«На дорожку, на лужок,
Тихо падает…»

«С неба всё летят пушинки-
Серебристые…»

– Заглянула к нам в окошко зима и удивилась: почему же наши снежинки без лучиков?

2. Дидактическая игра «Подбери слово».

– Сейчас мы с вами будем выкладывать по одному лучику, называя признаки зимы.

– Зима какая? Холодная, снежная, морозная, метельная, вьюжная, студеная) (На полу лежит круг, дети, говоря слово- признак, кладут около круга «лучик»).

– Посмотрите, какая красивая снежинка получилась у нас.

– Полетели, закружились снежинки, опустились на землю, появился сугроб. Снег — какой? Блестящий, рыхлый, искрящийся, искристый, пушистый, рыхлый, липкий. (Из снежинок выкладывают сугроб).

3. Составление предложений о зиме.

– Увидела Зима на ваших столах картинки, хочет послушать, как вы умеете составлять предложения о зиме.

– Давайте придумаем по картинке предложение и выложим схему этого предложения.

– Прочитай свое предложение.

– Сколько слов в твоем предложении?

– Какое первое слово? Второе?

– Очень зимушке –зиме понравились ваши предложения. И предлагает она вам отдохнуть, слепить снеговика.

4. Логоритмическая игра с музыкальным сопровождением «Снеговик»

Снег руками нагребаем,
Лепим, лепим ком большой.
И ещё раз нагребаем,
Лепим, лепим ком другой.

Лепим ручки,
Лепим ножки,
Чтобы бегал по дорожке.
Лепим глазки,

Лепим бровки,
И длиннющий нос морковкой.

5. Употребление предлогов «на, под, в, из, за», обозначающих пространственное расположение предметов,

– Молодцы! Вы лепили снеговика, а Зимушка-зима вас фотографировала, хотела сочинить рассказ, но налетел ветер- проказник, разбросал все фотографии по группе, перепутал их. Зима огорчилась. Давайте поможем Зиме, найдем картинки. (Я нашел картинку под столом, на полу, за мольбертом, в ящике и т.д.).

6. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

– Теперь по этим картинкам мы с вами составим рассказ. И чтобы нам было легче сочинять, будем подглядывать на схему-подсказку.

– С чего мы начнем? (Надо назвать время года, когда происходят события)

– Дима, какое время года изображено на картинках?

– О чем мы будем рассказывать дальше? (О главных героях)

– Посмотрите на все картинки и найдите главных героев. (Главные герои два мальчика, потому что они изображены на всех картинках.)

– Давайте придумаем им имена. (Одного мальчика зовут Дима, а другого Петя.)

– Во что одеты дети? (Дети одеты в куртку, штаны, шапку, на ногах у них обуты валенки.)

– А теперь мы с вами рассмотрим каждую картинку и расскажем что на ней делают дети (показать схему)

– На первой картинке Дима приставляет голову снеговику.

– Для чего он это делает?

– Он хочет чтобы у снеговика была голова – тогда он станет настоящим снеговиком.

– Что нарисовано на второй картинке?

– На второй картинке дети на самый большой ком приставляют ком поменьше, чтобы сделать туловище.

– А что происходит на следующей картинке?

– На этой картинке Петя слепил самый большой ком.

– Что нарисовано на следующей картинке?

– Здесь Дима слепил ком поменьше.

– На последней картинке, дети слепили снеговика, на голову ему надели ведро, вместо носа вставили морковку.

– Давайте-ка мы с вами слепим еще одного снеговика, выходите ко мне

7. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок — «Катят».
Он превратится в толстый ком, — Показывают шар руками.
И станет ком снеговиком. – руки над головой.
Его улыбка так светла! — Показывают улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла. — Показывают.
Но солнце припечет слегка — Рука у лба, смотрят на солнце.
Увы — и нет снеговика.- Пожимают плечами, руки в стороны.

– А что теперь подсказывает нам наша схема? ( мы должны расставить картинки в правильной последовательности).

– И последняя схема сообщает нам, что надо составить рассказ по этим картинкам.

8. 2-3 ребенка составляют рассказ по серии картинок

9. Итог занятия

– Понравилось Зиме как вы занимались: много слов придумали о зиме, составляли предложения, и даже придумали
рассказ о детях, которые слепили снеговика. А в снежинок превратиться сумеете?

– Превращаемся в снежинки
Заметем мы все тропинки.
Вьюга вьюжит,
Вьюга вьюжит.
И снежинки в танце кружат.

Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Снежинки»

Снежинки, снежинки по небу летят,
Снежинки, снежинки на землю хотят.
Но ветер всё дует сильней и сильней,
Снежинки кружатся быстрей и быстрей.
Вдруг ветер затих,
Стало тихо кругом,
Снежинки слетелись в один большой ком.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. КАЛИНИНГРАДА ДЕТСКИЙ САД № 000

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН»

ВОСПИТАТЕЛЬ: СТЕПАНЧЕНКО О. А.

Конспект занятия в подготовительной группе

«Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Цель: Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.

Образовательные: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин.

Развивающие: Развивать способность самостоятельно придумывать события.

Воспитательные: Воспитывать уважение к чужому труду. Развивать наблюдательность

Предварительная работа: Игра «что было сначала, что потом?» Чтение рассказов о временах года.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – личностное развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Предметно – развивающая среда: серия сюжетных картинок (в конверте), мяч.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в детской сад почтальон принес письмо.

Предлагает читающим детям прочитать, кому оно адресовано.

Обнаруживают, что в нашу группу.

Воспитатель: Давайте посмотрим что в нем! (Письмо от Лисички, в котором она пишет, что хочет принять участие в конкурсе рассказов. Но ей нужна помощь, чтобы составить самый лучший рассказ. В конверте еще лежат картинки).

Воспитатель: Вы согласны помочь Лисички? Что для этого надо сделать?

Ответы детей: Расставить картинки по порядку, рассмотреть каждую картинку, составить по каждой картинке несколько предложений, придумать название, составить рассказ по всем картинкам.

Воспитатель: Для того, чтобы наш рассказ получился давайте поиграем и вспомним признаки зимы.

Игровое упражнение «Закончи предложение» (с мячом)

    Осенью бывает листопад, а зимой (снегопад) Летом бывает дождь, а зимой (снег). Весной снег тает, а зимой (идет). Летом катаются на велосипеде, а зимой на (санках). Весной все просыпается, а зимой все (спит). Летом жарко, а зимой ( холодно). Осенью листья жёлтые, а зимой ( белые). Летом растут растения, а зимой (сугробы). Весной насекомые вылезают, а зимой ( прячутся). Весной медведь просыпается, а зимой ( спит). Летом день длинный, а зимой ( короткий). Летом ветер теплый, а зимой ( холодный) Летом заяц серый, а зимой (белый).

2. Основной этап

Дети садятся на стулья возле магнитной доски.

Воспитатель выставляет картинки на магнитную доску не по порядку ( одна картинка не по сюжету).

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки. Что общего на этих картинках?

Дети: На всех картинках одни и те же герои.

Воспитатель: Как вы думаете, какая картинка должна быть первой? Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой?

Дети расставляют картинки в правильном порядке поочередно.

Беседа по картинкам:

Воспитатель: Какое время года изображено на первой картинке?

Воспитатель: Чем заняты дети?

Воспитатель: Рассмотрите вторую картинку.

— Что изменилось на картинке?

— Что задумал сделать заяц?

— Как он это решил сделать?

Воспитатель: Рассмотрите третью картинку.

— Что придумал заяц после неудачного прыжка за морковкой?

– Смог заяц дотянуться до морковки? Почему?

Воспитатель: Рассмотрите четвертую картинку.

– В каком настроении находится заяц? Почему?

– Как вы думаете, что будет делать заяц дальше?

Воспитатель: Рассмотрите пятую картинку.

– Что произошло со снеговиком?

– Почему он растаял?

-Какое настроение у зайца? Почему?

3. Физкультминутка «Зимние игры»

Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах),

И снегу кувыркаться (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).

Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)

Стали лепить их и друг в друга кидать – («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).

Начали комья снежные катить (сымитируйте соответствующие движения)

—бабу снежную лепить (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)

Весело зимой! Не хочется домой!

А теперь поиграем с вами в игру « Продолжи рассказ».

Далее дети составляют и рассказывают по серии картинок рассказ, сочиняют ему продолжение. Воспитатель записывает рассказы, затем складывает в конверт.

Воспитатель: Ребята, я думаю, что составленный нами рассказ очень понравиться Лисички и она сможет победить на конкурсе. А мы с вами ещё немного поиграем.

Игра « Живые слова». ( Один из детей становится словом –дети, само по себе это слово нам ничего не говорит и не рассказывает и мы не знаем о детях ничего: какие они, что они делают.

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы слова начали рассказывать?

Им надо подружиться и встать в определенный порядок.

(Выбираются дети, которые становятся словами «дружные», «дети», «слепили», «большого», «снеговика»).

Задание: встать в нужном порядке – «Дружные дети слепили большого снеговика».

Вот и получилось предложение. Давайте его прочитаем.(сначала «дети-слова» повторяют свои слова, а потом кто-то из «детей-зрителей»

Скажите, что вы узнали о детях из этого предложения?

Воспитатель: У меня для вас есть еще одна игра! Подберем к слову «снег» однокоренные слова.

( Дети говорят поочередно, кто не называет, тот выбывает из игры, победитель получает медаль).

4. Рефлексия:
— О чём мы сегодня говорили на занятии? От кого получили письмо? О чем нас просила Лисичка? Про кого составляли рассказ? Что вам больше всего понравилось делать?

Конспект НОД для детей старшей группы по развитию речи «Творческое составление рассказа по серии сюжетных картинок»

Оксана Титова
Конспект НОД для детей старшей группы по развитию речи «Творческое составление рассказа по серии сюжетных картинок»

Цель:Формирование навыка составления небольшого рассказа творческого характера по серии сюжетных картинок предложенных воспитателем.

-продолжать формировать умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок, последовательность которых служит планом при рассказывании; употреблять в речи сложные формы предложений;

-развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей;

-развивать внимание,мышление, творческое воображение,монологическую речь, активизировать словарь детей.

-сюжетные картинки,книги, фишки разного цвета.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

В: Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательную экскурсию. Поэтому занимайте свои места. (Дети садятся на стульчики)

В: Чтобы начать нашу экскурсию, нужно чтобы вы закрыли глаза. (Дети закрывают глаза)

В: Ребята, представьте, что мы сели в автобус, и он поехал. Вот мы едем по широкой улице, проезжаем дома, магазины. Наш автобус проезжает мимо красивого парка. Мы проехали по мосту, автобус сворачивает на другую улицу и останавливается. (Во время рассказа воспитатель расставляет книги.)

В: А теперь, ребята,откройте глаза и посмотрите куда мы с вами приехали! Как вы думаете, где мы? (Ответы детей)

В:Ребята, мы с вами приехали в библиотеку, где большое количество разных книг,энциклопедий и интересных рассказов. Ребята, а что такое библиотека и зачем нужна библиотека (Ответы детей)

Ребята, о чем пишут в книгах (Ответы детей) А кто из вас знает, что нужно сделать, чтобы получилась интересная история (Ответы детей) Молодцы! Да, историю сначала нужно придумать.

Тогда подумайте и скажите, кто пишет разные сказки,рассказы? Правильно, их придумывают и пишут писатели. И сегодня вы станете маленькими писателями и придумаете свой рассказ.

При чтении истории герои рассказа оживают, начинают бегать, играть, плавать в нашем воображении. А что еще необходимо рассказу, чтобы он стал более понятным и интересным? (Ответы детей)

В:Правильно, его необходимо проиллюстрировать. Сейчас вы будете выполнять действия, а я буду их озвучивать, и у нас получится небольшая разминка-рассказ.

Вставайте около своих стульчиков и представьте, что вы мышки.

Воспитатель читает стихотворение,а дети выполняют движения. (Проводится физкультурная разминка)

Сел мышонок на пенек.

В барабан он громко бьет,

На зарядку всех зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднимись.

Ставим лапки на носок,

А потом на пятку,

На носочках скок-поскок,

А потом в присядку.

В:Молодцы ребята, хорошую зарядку вы сделали.

А сейчас с новыми силами возвращаемся в библиотеку. Нас ждет интересная работа.

Для этого мы с вами разделимся на 3 команды. Каждый из вас возьмет из мешочка фишку определенного цвета. Так сформируются наши команды. Каждая команда вытянет себе конверт, в котором находятся разные серии картинок, по которым вы составите различные истории.

Так как вы сегодня писатели, мы будем придумывать новую историю, а как она называется, каждая команда придумывает самостоятельно. Для этого вам необходимо посмотреть на картинки и расположить их по порядку. Дети рассматривают картинки(1-2 минуты).И вот первое задание: определите где начало истории, где середина и конец истории.

В: Ребята, посмотрите, первая картинка- начало истории – завязка,то с чего начинается наш рассказ.

Дальше, вторая картинка- середина истории- кульминация- это основные действия и события рассказа.

И третья картинка- окончание истории- развязка, то чем закончилось.

В:Вот и второе задание: Составьте рассказ по своей серии картинок, вы еще раз внимательно рассмотрите картинки, а затем постарайтесь озвучить свою историю, т. е. составить совместный рассказ по своей картинке.

Когда ваши истории будут готовы, мы сможем их услышать.

Дети самостоятельно составляют рассказы. Затем по одному ребенку выходят и рассказывают рассказ по своей картинке. Воспитатель или дети помогают по мере необходимости.

В: Ребята, вам понравилась история (Ответы детей)

В:Вот такая интересная история приключилась с героями ваших рассказов.

В:Наша экскурсия в библиотеку подошла к концу, и мы с вами возвращаемся в детский сад.

Вспомните ребята,где мы сегодня с вами были? Что мы делали на занятии? Молодцы, вы все хорошо справились с заданиями. В конце занятия я хочу отблагодарить самых активных ребят и тех, которые старались.

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» Коррекционно-образовательные задачи 1. Учить детей составлять рассказ с наглядной.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Школа» Задачи: 1. Активизировать словарь детей по теме «Школа» 2. Закреплять умение детей подбирать слова – антонимы. 3. Закреплять умение детей.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Творческое составление рассказа по серии сюжетных картинок» КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ “ТВОРЧЕСКОЕ СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК” Цель: Формирование навыка составления.

Конспект НОД по развитию речи «Сюжетный свободный рассказ по серии картинок» Конспект НОД по развитие речи: сюжетный (свободный) рассказ по серии картинок Цель: обучение связному, последовательному изложению событий.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи по серии сюжетных картинок «Как мышка кошку перехитрила» Конспект образовательной деятельности по развитию речи по серии сюжетных картинок “Как мышка кошку перехитрила” в группе старшего возраста.

Конспект творческого рассказывания для детей подготовительной группы по серии сюжетных картинок Цель. Формирование навыка составления небольшого рассказа творческого характера по картинке, предложенной логопедом из серии сюжетных картинок.

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» Конспект непосредственно – образовательной.

Конспект занятия в средней группе составление рассказа по серии сюжетных картинок «Лепим снеговика» Конспект занятия в средней группе составление рассказа по серии сюжетных картинок «Лепим снеговика». Задачи: Обучающие: Формировать умение.

Мастер-класс для родителей и педагогов ДОУ «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» Цель: познакомить родителей и педагогов с приемами составления рассказов по серии сюжетных картинок. Участники: педагоги ДОУ и родители.

Развитие связной речи у дошкольников через составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Конспект занятие в средней группе «Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Мышка на прогулке»».

развивать связанную речь путем овладением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятие в средней группе «Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Мышка на прогулке»».»

Конспект занятие в средней группе.

Тема занятия: «Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Мышка на прогулке»».

Цель занятия: развитие связной речи путём овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок.

Задачи занятия:

Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинки, рассуждать над их содержанием; выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя); выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений.

Упражнять в подборе слов близких по значению; в образовании окончаний имён прилагательных.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику.

Развивать зрительное и слуховое внимание – умение рассматривать иллюстрации; умение вслушиваться в речь взрослого, развивать память.

Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, помогать друг другу в случае затруднений; следить за повествованием, вовремя вступать для продолжения рассказа.

Воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности.

Оборудование и материалы к занятию: игрушки – ворона, ёжик, белочка, зайчик, три мышки; красный воздушный шарик; красный бантик; набор сюжетных картинок «Мышка на прогулке», предметные картинки с изображением домашних и диких животных.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Воспитатель просит детей встать в круг, выполнить пальчиковую гимнастику «Будем вместе мы играть!»

Раз, два, три, четыре, пять,

Дети загибают поочерёдно пальцы на обеих руках.

Будем вместе мы играть,

Разгибают пальцы поочерёдно на обеих руках.

Будем дружно мы играть,

Сжимают и разжимают кулачки.

И друг другу помогать.

Поднимают руки вверх.

II. Приветствие.

– Дорогие ребята! Я очень рада видеть вас всех сегодня такими здоровыми и красивыми. А с каким настроением вы пришли сегодня на занятие?

Ответы: С хорошим, весёлым.

– Посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня. Поздоровайтесь и поделитесь с ними хорошим настроением.

Дети: Здравствуйте!

– Садитесь, пожалуйста, на свои места.

– Ребята, посмотрите, к нам сегодня в гости пришли наши очень маленькие друзья. Это мышки, они что-то говорят, давайте их послушаем. Они решили обратиться к вам с просьбой. Может быть, вы сможете им помочь.

На лесной опушке

В маленькой избушке

Жили три малышки,

Три сестрички – мышки.

Очень дружно мышки жили,

Меж собой они дружили.

Но в один прекрасный день

Пронеслась над домом тень.

Погулять пошла малышка

И с тех пор пропала мышка.

Что случилось с бедной мышкой,

Вы узнайте ребятишки!

– Мышки просят нас им помочь найти их пропавшую сестричку. Ребята, как вы считаете, сможем мы помочь мышкам? (выслушать ответы детей) Тогда предлагаю вам превратиться в настоящих сыщиков и отыскать мышку. Но прежде чем отправляться в путь, мы должны узнать, кого мы ищем, определить приметы – какая она мышка?

Дети: Маленькая, серенькая, шустрая. У неё острые зубки, маленькие ушки и длинный хвостик.

– Молодцы, ребята! Вы правильно смогли описать все приметы мышки. Но у нашей мышки есть ещё одна особая примета. Мышка очень любила наряжаться, у неё на хвостике был надет красивый красный бантик. Теперь мы с вами знаем, кого нам надо искать, и можно начинать поиски.

III. Физминутка «Вышли мыши как-то раз…»

Вышли мыши как-то раз

Поглядеть который час.

Раз, два, три, четыре

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

IV. Ворона

– Перед нами избушка, в ней живёт ворона. Она всюду летает, много знает. Может она нам поможет.

– Ворона, скажи, пожалуйста, ты мышку не видела?

– Видела, она у меня в гостях была, чай пила, своё фото оставила.

– Можно мы его возьмём, мы её ищем, она нам так нужна.

– Берите, только сначала разберите эти фото (дикие животные отдельно, домашние животные отдельно).

Физминутка «Вышли мыши как-то раз…»

Вышли мыши как-то раз

Поглядеть который час.

Раз, два, три, четыре

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

– Ёжик, скажи, пожалуйста, ты мышку не видел?

– Видел, заходила ко мне в гости, загадки загадывала. Попробуйте теперь и вы их отгадать. Если справитесь, загадки отгадаете, отдам вам её фото.

Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.(Мышь)

Кто за стенкою шуршит,

Тонким голосом пищит.

Сыр от них не утаишь

Это маленькая …(Мышь)

Я большой, но пустой,

Взлечу в небо над землёй.

И не гордый, но надутый,

Ниткой толстою опутан.

Я с детьми всегда был дружный

И зовусь я … (Шар воздушный)

Ёжик отдаёт картинку (фото). Дети её рассматривают и отправляются на поиски дальше.

Физминутка «Мы весёлые «Веснушки …»»

Мы весёлые «Веснушки»

Ищем Мышкину подружку.

Раз, два, три, четыре, пять

Продолжаем путь опять.

– Ты по веткам скачешь высоко, видишь с веток очень далеко. Подскажи нам, ты мышку не встречала?

– Встречала, она меня научила чистоговорке, если вы её повторите, подарю вам её фото (проговаривают чистоговорку, передавая друг другу волшебную шишку).

Мышка мыла лапки с мылом,

Мышка мыло уронила.

Дети получают фото, рассматривают.

Физминутка «Мы шагаем по дорожке …»

Мы шагаем по дорожке,

Поднимаем тихо ножки.

И неслышно так идём,

Скоро мышку мы найдём!

– Зайчишка, у тебя длинные ушки, быстрые лапки, по полям, по лесам ловко ты скачешь. Скажи, пожалуйста, не встречал ли ты мышку?

– Встречал, мышка меня научила стихи рассказывать пальчиками. Фото своё оставила.

– Можно мы его возьмём?

– Берите, только сначала пусть девочки и мальчики мне стихи расскажут пальчиками.

Пальчиковая гимнастика. Координация речи с движением.

Мышка мылом мыла лапки,

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув его водой.

Не забыла и указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний мылила усердно,

Самый грязный был наверно.

Безымянный тёрла пастой,

Сразу кожа стала красной.

А мизинчик быстро мыла,

Очень он боялся мыла.

Зайчик отдаёт картинку (фото). Получилась картинка, дети её рассматривают.

– Ребята, мы собрали все фото нашей мышки. Посмотрите, а ведь у нас получилась история о её приключениях. Давайте попробуем её рассказать.

– С чего начинают истории, с каких слов? (Ответы детей)

Далее идёт составление рассказа по картинкам.

V. Составление детьми рассказа по серии сюжетных картинок.

«Мышка-путешественница»

Жила-была маленькая Мышка. Как-то раз пошла Мышка погулять на свою любимую полянку. Прибежав на неё, она увидела (нашла) красный воздушный шарик. Мышка очень обрадовалась своей находке. И подумала: «А что если надуть этот шарик?» Так она и сделала. Мышка очень старалась, и шарик становился всё больше и больше. Мышка так увлеклась этим занятием, что даже не заметила, как оторвалась от земли, и вместе с шариком поднялась в воздух. Она нисколько не испугалась, а даже очень обрадовалась. Летая на воздушном шарике, Мышка увидела свою любимую полянку. Мышка была очень рада своему маленькому путешествию.

– А сейчас давайте мы позовём наших мышек-малышек и расскажем им, что же случилось с их сестричкой (1-2 человека ещё раз рассказывают рассказ).

– Ребята, посмотрите, а вот и наша пропавшая мышка вернулась. Живая и невредимая (в группу на воздушном шарике залетает мышка).

– Спасибо, ребятки, что вы нашли нашу сестричку.

– Чтобы вы, мышки, не скучали, наши дети расскажут вам стихотворения.

Чтение детьми стихотворений.

Я мышку пожалела

От котика спасла.

В квартиру тёте Тоне

А что потом случилось,

Не верится, друзья.

Ревела тётя Тоня,

При мышке в три ручья.

Я тётю пожалела,

В квартиру тёте Соне

А что потом случилось,

Не расскажу, друзья.

Живёт теперь на воле

Малышка без меня.

А в нашей кладовке

Весь год она сыр

Из кладовки крадёт.

А кошке Анфиске

Как мышку увидит,

Бежит под кровать.

Остались от сыра

Лишь дырки, да хвостик.

Не заходит к нам в гости.

Мышка – маленький зверёк.

Знаешь, где она живёт?

Может, рядышком с тобой?

Может, прямо за стеной?

Мышка очень любит сыр

И мороженное – пломбир.

Она с кухни тащит всё,

В норочку свою несёт.

Так что, если потеряешь

Что-то вкусненькое ты,

То, малыш, не сомневаясь,

К мышке в гости загляни.

В уголке сидела мышка,

Грызла сладкую коврижку,

Взял я толстую тетрадь,

Чтобы мышь нарисовать,

Но тотчас она сбежала –

Подожду её немножко,

Не придёт – примусь за кошку.

– Ребята, какие вы молодцы, не испугались трудностей! Поэтому прошли все испытания и помогли малышкам-мышкам найти их сестричку.

– Вам понравилось? (Ответы детей) Давайте скажем мышкам: «До свидания!». А нам пора возвращаться в наш любимый детский сад! Давайте закроем глазки и снова окажемся в детском саду (дети закрывают глазки).

VI. Итог занятия.

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии? Где были? Что делали?

– О ком мы сегодня составляли рассказ? (о мышке)

– Что мы с вами узнали о мышке?

Ответы детей.

– Что вам понравилось на занятии? (быть сыщиками, помогать мышкам искать потерявшуюся сестричку, составлять рассказ по картинкам)

Воспитатель: Молодцы! Вы всё хорошо запомнили. Теперь наше занятие закончено (оценка деятельности детей на занятии).

КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

    Ангелина Большева 4 лет назад Просмотров:

2 ВВЕДЕНИЕ Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматически оформленной связной речи – одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения. Помимо дефектного произношения у детей с ОНР имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя: – бедный, в основном общеупотребительный бытовой словарь; – плохое понимание оттенков значений слов; – аграмматизм, проявляющийся сложностями согласования слов в предложении, при словообразовании, словоизменении и употреблении предлогов; – предложения простые, чаще нераспространенные, состоящие из существительных и глаголов; редко употребляются прилагательные, наречия, обозначающие признаки; сложности с подбором и использованием в речи синонимов; – связная речь развита слабо – пересказы бедны, схематичны, примитивны; рассказы по сюжетным картинам представляют собой перечисление (называние) предметов на них; описательные рассказы отсутствуют. Одним из видов работы по развитию связной речи является проведение занятий по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картин. Обучение рассказыванию по серии картин занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Методика обучения строится с учетом особенностей психического и познавательного развития и специфики отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений. Вниманию логопедов предлагается комплект, включающий серию из четырех больших сюжетных картин «Как щенок нашел друзей», 2 набора маленьких сюжетных картин и соответствующие им пиктограммы (для индивидуальной работы логопеда или воспитателя с детьми) и конспекты комплексных подгрупповых занятий по обучению детей с ОНР навыкам рассказывания. Обучение детей с ОНР рассказыванию по серии картин данного пособия логопед проводит с подгруппой детей на трех занятиях (подготовительном, основном и итоговом). Цель подготовительного занятия состоит в проведении подготовительных лексических упражнений по серии сюжетных картин. Логопед: – расширяет, уточняет и активизирует предметный, глагольный словарь и словарь признаков у детей по серии сюжетных картин (ССК); – развивает произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память и логическое мышление детей; – упражняет детей в подборе вариантов и придумывании названия рассказа по данной ССК. Цель основного занятия – обучение детей составлению предложений по ССК. На основном занятии логопед учит детей: – составлять предложения по опорным словам; – преобразовывать деформированные фразы; 3 )

3 – распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих вопросов педагога и самостоятельно; – составлять повествовательный план рассказа с опорой на картины серии и пиктограммы. Цель итогового занятия – составление детьми рассказа по ССК. Логопед учит детей: – развивать долговременную память, словесно-логическое мышление и произвольное внимание; – составлять рассказ по ССК с опорой на план и с помощью слова – подсказки логопеда; – обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами); – воспитывать бережное, заботливое отношение к животным и птицам. Занятия обязательно должны проводиться логопедом эмоционально. Это по может поддержать интерес детей к данному виду работы. Количество занятий логопед может устанавливать самостоятельно, ориентируясь на уровень подго товленности детей каждой подгруппы. Рассказывание по зрительному восприятию серии сюжетных картин имеет большое влияние на сенсорное развитие ребенка. Чем больше каналов восприятия информации педагог сможет задействовать у детей с ОНР, тем лучше и быстрее они смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей на занятии информации, так как такие сложные психические процессы, как мышление, воображение, развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. При проведении занятий педагог может использовать различные современные средства обучения: – магнитно-маркерную доску, которая позволит достаточно быстро перемещать в пространстве картины каждой серии и графически изображать маркерами разных цветов пункты плана рассказа; – магнитофон и набор кассет с записями различных мелодий и звуков (речевых и неречевых, серия так называемого «Театра звуков»). Специфика обучения детей рассказыванию состоит в воспитании умений не только последовательно и логично отвечать на вопросы, но и рассказывать выразительно. Работая над интонационной выразительностью речи, логопед учит детей выражать при помощи голоса внутренние состояния героев и свое отношение к изображенным на картинах серии событиям, подводит детей к пониманию того, что необходимо быть чуткими и внимательными к животным и птицам. В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развернутых, правильно составленных рассказов по восприятию. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Все это подготовит ребенка с ОНР к связному изложению любых событий и самостоятельному творческому рассказу. 4

4 КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Подготовительные лексические упражнения по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» Цель: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин (ССК). Задачи: расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков у детей по ССК; развитие произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, логического мышления; упражнение детей в подборе вариантов, придумывании названия рассказа по данной ССК; стимулирование мыслительной и речевой активности детей; воспитание бережного отношения, любви к живой природе. Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» ( 1-4), мяч. Ход занятия /. Интеллектуальная разминка Логопед предлагает детям вспомнить и назвать детенышей домашних животных, а затем логопед просит детей внимательно послушать стихотворение-загадку Т.А. Шорыгиной: Он забавный, неуклюжий, Прямо в нос меня лизнул, Напустил в прихожей лужу И хвостом слегка вильнул. Я чесал его за ухом, Щекотал ему живот, Стал он самым лучшим другом И теперь у нас живет. (Щенок) Логопед просит детей объяснить, почему они так решили, а затем предлагает детям еще раз послушать это стихотворение, запомнить и назвать слова, которые помогли догадаться, что это стихотворение-загадка о щенке. Дети вместе с логопедом рассматривают игрушечного щенка, называют части его тела. 1. Лексические игры с мячом. Игра «Подбери действие». Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу, назвать отдельные действия (словосочетания), которые может выполнять щенок. Щенок (что делает?) – играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), скулит (жалобно), кусается, грызет (косточку), лакает (воду)

5 При затруднениях детей логопед использует вопросы-подсказки типа «что делает щенок с мячиком?» «с костью?» 2. Лексические игры с мячом. Игра «Подбери признак». Выполняется аналогично, но дети, передавая мяч, подбирают слова-признаки. Щенок (какой?) – пушистый, гладкошерстный, ласковый, умный, толстый, маленький, рыжий, серый, пятнистый, забавный, веселый и т.д. П. Основная часть занятия 1. Вступительное слово логопеда. Логопед: Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырех картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажете, что произошло и о ком эта история. 2. Беседа по содержанию каждой картины. На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы. – Картина 1: Какое время года изображено на этой картине? Почему вы так думаете? Кто изображен на картине? Что делает щенок? Как он выглядит? Какое у щенка настроение? Почему вы так думаете? Как вы думаете, щенок находится в городе или в деревне? Почему вы так решили? Почему щенок такой печальный? Почему щенок никуда не уходит? – Картина 2: Кого вы видите на этой картине? Как одеты девочки? Что у них в руках? Почему девочки остановились возле щенка? Как выглядит щенок? Почему он опустил голову? Какой идет дождик? Что почувствовали девочки к щенку? А как чувствовал себя щенок? – Картина 3: Кого вы видите на этой картине? Где находятся девочки и щенок? Как одеты девочки? А как выглядит щенок? Что он делает? Как смотрят девочки на щенка? Что изображено на картине, висящей на стене? – Картина 4: Что делают девочки на этой картине? А что делает щенок? Почему он уснул? О чем могут разговаривать девочки? Почему они решили забрать щенка домой? Как девочки смотрят на щенка? 3. Физкультминутка. По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения. У собаки мокрый носик, Есть и шейка, Есть и хвостик. 4. Игра на внимание «Запомни и назови». Логопед предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на картины и запомнить как можно больше предметов, изображенных на них. Затем переворачивает картины. Дети припоминают и называют предметы, относящиеся к 6

6 первой, второй, третьей и четвертой картинам. Игра проводится в виде соревнования. 5. Упражнение в договаривании предложений с опорой на картины. Выполнение двухступенчатой инструкиии логопеда. Придумайте подходящий конец к каждому предложению. Определите, к какой из четырех картин оно относится. Наступила поздняя. Девочки сидели. Уже почти все листья. Щенок сладко спал, а девочки. Во дворе гулял. Щенок не знал, куда ему идти и сидел. Щенок поел и сразу. Подружки решили забрать. -Дома девочки. Две девочки увидели. Теперь у подружек появился настоящий Игра «Путанииа». Установление причинно-следственных связей, смысловых ассоциаций и последовательности событий в рассказе по ССК. Логопед говорит детям о том, что щенок поиграл с картинами, но перепутал их порядок. Логопед просит детей вспомнить, что было в начале этого рассказа, что в середине, что в конце и расставить картины по порядку. 7. Припоминание предложений из упражнения 5 с опорой на правильно расположенные картины серии. 8. Придумывание названия рассказу или подбор из предложенных логопедом вариантов. Предлагается и несколько абсурдных названий для исключения их детьми по несоответствию содержанию ССК. Осенью во дворе. Как девочки нашли друга. Девочки и щенок. Как щенок нашел друзей. Щенок на горке. Как щенок спал. Щенок и корова. И т.п. III. Подведение итогов занятия Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались? Чему научились? Что понравилось в картинах? Кого запомнили? И т.д. 11

7 ЗАНЯТИЕ 2. Тема: Составление предложений по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» Цель: обучение детей составлению и распространению предложений по картинам. Задачи: обучение детей составлению предложений по опорным словам; упражнение детей в преобразовании деформированных фраз; распространение предложений с помощью наводящих, подсказывающих вопросов педагога и самостоятельно: обучение детей составлению повествовательного плана рассказа с опорой на картины серии; развитие словесно-логического мышления и памяти. Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» ( 1-4), маленький мячик или камушек. Ход занятия /. Интеллектуальная разминка Повторение игры «Путаница» с произвольно расположенными картинами данной серии. /I. Основная часть* 1. Составление предложений по опорным словам Осень, наступить. – Наступила поздняя осень. Деревья, листья, облететь Маленький, щенок, двор, гулять Щенок, мерзнуть, скулить Увидеть, девочки, щенок Подружки, забрать, щенок, дом Дом, девочки, кормить, малыш Щенок, согреться, коврик, уснуть Щенок, спать, девочки, смотреть Девочки, Дружок, назвать, щенок Физкультминутка. По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения. Вот собака Жучка, Хвостик закорючкой. Шерстка пестрая, Зубки острые. – Гав! 3. Игра «Исправь ошибку». Преобразование предложенных логопедом фраз. Логопед говорит детям о том, что щенок поиграл с предложениями и перепутал в них все слова. Логопед предлагает детям исправить ошибку: * Все упражнения выполняются на фоне выставленной ССК. 12

8 Наступила поздняя весна. С листьев облетели деревья. Большая собака гуляла во дворе. Щенок согрелся и обсох под дождем. Мальчики увидели щенка. Щенок решил забрать девочек домой. Дома малыш накормил девочек. Коврик лег на щенка и уснул. Щенок назвал девочек Дружком. Щенок сидел на диване и смотрел на девочек. 4. Распространение предложений. Игра «Добавь слово» с передачей мячика. Логопед предлагает детям запомнить предложение (например: Маленький щенок.). Кто-то из детей должен повторить его и составить новое предложение, добавив в исходное любое подходящее слово. Если ребенок справился с заданием, он передает мячик следующему ребенку. И т.д. При затруднениях логопед помогает наводящим (подсказывающим) вопросом или вопросительным местоимением. Например: Кто? (Маленький щенок.) Что делал? (Маленький щенок гулял.) Гулял где? (Маленький щенок гулял в парке.). Постепенно темп проведения игры увеличивается. Примерные «цепочки предложений»: – Маленький щенок. Маленький щенок гулял. Маленький щенок гулял во дворе. Маленький щенок гулял во дворе один. Маленький щенок гулял во дворе один осенью. – Девочки шли. Девочки шли домой. Девочки шли домой через двор. Девочки шли домой через двор вечером. Девочки шли домой через двор дождливым вечером. – Девочки взяли. Девочки взяли щенка. Девочки взяли щенка домой. Девочки взяли щенка к себе домой. Девочки взяли щенка к себе домой жить Физкультминутка. По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения. У собаки мокрый носик, Есть и шейка, Есть и хвостик. 6. Обучение детей составлению повествовательного плана. Рассматривание каждой картины серии отдельно. Выделение в ней главной мысли. Выбор наиболее подходящего к данной картине предложения из предложенных логопедом и выставление (рисование) на доске соответствующей пиктограммы (схематичного рисунка). – Картина 1: Щенок гуляет. Щенок и кот. Щенок остался во дворе под дождем. Дети и собака. И т.д. – Картина М 2: Девочки и дождик. Девочки увидели щенка. Щенок под дождем. Зонтик и щенок. Щенок у девочек. И т.д. – Картина ЛГ 3: Девочки смотрят на щенка. Девочки и щенок. Щенок играет. Дети едят. Девочки кормят щенка. И т.д. 13

9 Картина 4: Щенок ест. Щенок уснул на коврике. Щенок прыгает. Девочки сидят на диване. И т.д. Логопед (делает вывод): Мы подобрали главные предложения или названия к каждой картине: Щенок остался в парке под дождем (1). Девочки увидели щенка (2). Девочки кормят щенка (3). Щенок уснул на коврике (4) Эти главные предложения вместе называются планом рассказа. III. Подведение итогов занятия Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались? Чему научились? Что запомнили? И т.д. ЗАНЯТИЕ 3. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по ССК. Задачи: развитие долговременной памяти, словесно-логического мышления и произвольного внимания; составление рассказа по ССК с опорой на план и с помощью слова-подсказки логопеда; обогащение повествования рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами); стимулирование положительных эмоций детей; воспитание бережного, заботливого отношения к животным. Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» ( 1-4). Ход занятия I. Интеллектуальная разминка Логопед предлагает детям расставить в логической последовательности картины серии на доске. Припоминается название рассказа и пункты плана (с опорой на ССК и пиктограммы – схематичные рисунки). 14

10 II. Основная часть занятия 1. Коллективное составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине). Упражнение выпоняется по подсказке логопеда – одному данному слову. – Картина 1: Наступила. Однажды. Шел. Щенок. – Картина 2: Вечером. Щенка. Девочки. Они. – Картина «Л/? 3: Девочки. Щенок. Он. Дети. – Картина 4: Щенок. Он. Девочки. У детей. В процессе составления предложений проводится обсуждение и выбор наиболее удачных вариантов. 2. Введение в предложения однородных членов, синонимов, эпитетов. Игра «Скажи иначе» (на подбор синонимов). Дети по очереди называют слова, близкие по значению (синонимы) к каждой картине. – Картина 1: Однажды пасмурным (хмурым, ненастным) днем. Щенок был грустным (расстроенным, печальным). Дождь шел (капал, лил; лил как из ведра). – Картина 2: Девочки увидели (заметили, обнаружили, нашли, встретили, повстречали). Щенок промок (промок насквозь, вымок, был весь мокрый). Девочки щенка взяли (подобрали, забрали, приобрели, привели домой). – Картина 3: Щенок кушал (ел, набросился на еду, подкреплял силы). Щенок повеселел (обрадовался, был доволен, был счастлив, был на седьмом небе от счастья). – Картина 4: Щенок уснул (сладко спал, задремал, видел сны). За щенком девочки ухаживали (заботились, кормили, оберегали его) Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествовательным планом и 4 картинами серии. 4. Рассказывание детьми по иепочке (принимают участие все дети). Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить*. III. Подведение итогов занятия Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались на трех заняти ях? Что делали? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как отнес лись девочки к щенку в рассказе? Как должны люди относиться к животным, природе? И т.д. ^ * * Используя маленькие картинки серии «Как щенок нашел друзей», логопед и воспитатель закрепляют навыки рассказывания у каждого ребенка на индивидуальных занятиях. 15

Читайте также:  Домашние задания по лексической теме Деревья для детей старшей логопедической группы
Ссылка на основную публикацию