НОД по теме Автоматизация звука (Л)

НОД по теме «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах»

Цель: Закрепить моторный и слуховой образ звука [Л]. Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях.

1. Активизировать словарь по теме «Инструменты».
2. Развивать фонематическое восприятие и слух.
3. Развивать зрительное восприятие, используя методику наложенных картинок.
4. Развивать мелкую моторику, используя физминутку.
5. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
6. Воспитывать уважение к труду, терпеливость, усидчивость.

1. Организационный момент.

(Дети отвечают логопеду, выполняя движения)

Как живешь? – Дети: Вот так! (показывают большой палец)
Как идешь?- Вот так! (имитируют ходьбу)
Как даешь? – Вот так!
Как берешь? –Вот так!
Как бежишь?- Вот так!
А как спишь? – Вот так!
Как сидишь? – Вот так!

Дети садятся на стульчики перед зеркалом, на столах картинки разбросаны.

Каждый день всегда везде, на занятиях, в игре.
Смело, четко говорим, потому что не спешим.

2. Посмотрите, здесь побывала Сюсюкалка, все вещи побросала в кучу. Что здесь лежит? Посмотрите на картинки и назовите (контуры картин наложены друг на друга – молоток, метла, лом, пила, лопата). Как их одним словом назвать? (Инструменты)

3. Сообщение темы:

– Сегодня мы с вами побываем в мастерской города Красивой речи.

– Определите звук, который встречается во всех перечисленных словах, и вы узнаете, какому звуку принадлежит эта мастерская.

Молоток, лом, лопата, пила, метла.

4. Артикуляционная гимнастика.

Губы: Улыбнемся мы лягушкам,
Губы тянем прямо к ушкам.
Зубы: за заборчик мы пройдем,
Зубы быстро разомкнем.
Язык: На «качелях» мы качались,
Все друг другу улыбались.
Тут пришел индюк надутый, болтал целую минуту:
«Бл-бл-бл»…
Разве что тут разберешь?
Ничего тут не поймешь.

Упражнения: «Улыбка — хоботок», «Лопатка», «Чашка», «Грибок», «Лошадка», «Накажем непослушный язычок», «Пароход».

5. Артикуляция звука [Л].

На букву «Л» посмотрите,
Все о звуке расскажите:
Губы: в улыбке.
Зубы: разомкнуты.
Язык за верхними зубами кончик прижат к зубам.
Воздушная струя идет через боковые края языка.
[Л]- согласный, звонкий, твердый звук.

6. Развитие дыхания.

«Бабочку поймать хотели,
Но они все улетели» (дети сдувают бабочку с цветка с высунутым языком)

7. Развитие фонематического слуха.

– Возьмите колокольчики со стола и послушайте задание: «Как услышим звук [Л], колокольчиком звоним».

М-п-л-а-р-л-н-г-н-л
Ла-ма-па-гу-лу-пу-бы-лы-ны
Лампа — мама — лошадь — нога – кукушка – гусь – лужа

Развитие мелкой моторики.

– Пальчиками нарисуем букву «Л» в воздухе.

– А теперь поставьте пальчики как буква «Л». Побежали пальчики до края стола и обратно.

8. Физминутка (имитируем руками движения)

Работа в мастерской во всю идёт:
Молоток стучит,
Лом долбит,
Пила пилит,
Лопата гребет
Метла мусор убирает.

9. Автоматизация звука [Л] в слогах и в словах и предложениях.

Забежим в гости к гласным,
Повторите за мной
Ла-Ло-Лы, Лэ–Ло-Лу.

Ал – ал — бал (мал, зал,)
Ел – ел — мел, (пел, сел)
Ул – ул – мул (стул)
Ол — ол – стол (кол)

ла – ла — лак, (лапа, лампа, лайка)
ло — ло – лом, (лось, лодка)
лу — лу – луна, (лужа, лупа)
лы – лы – лыжи (лыжник)

– Запомни и повтори:

Пенал – бокал – вокзал – канал
Лакомка – лампочка – лайка — ландыш
Белка – палка – скакалка – волк

Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он осёл.

– Составьте о каждом инструменте предложение:

Папа забивает гвозди молотком.
Папа пилит доску пилой.
Я подмел пол метлой
Папа сверлил стену сверлом.
Папа долбил доску долотом.

10. Итог занятия.

Путешествовали долго,
Мы идем сейчас домой!
Но не бойся — вместе скоро
Мы придем сюда с тобой.

– О каком звуке мы сегодня говорили?

– Кому расскажешь о своих успехах?

– У тебя все получилось?

– Что сегодня было особенно интересно?

– Что тебе показалось трудным?

– Молодцы ребята, всё вы успели, всё сумели, выполнили все задания, показали свои знания.

Харина Альфия Салимзяновна,
учитель-логопед,
МАДОУ »Центр развития ребенка-детский сад №268″,
г. Пермь

Конспект НОД: автоматизация звука Л
план-конспект занятия по логопедии на тему

Логопедическое подгрупповое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
logopediya_konspekt.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Автоматизация звука [ Л ] в слогах, словах и предложениях.

Цель: закрепить правильное произношение звука [л] в слогах, словах и предложениях.

Задачи: 1. развивать умения и навыки согласования в числе и роде существительных с прилагательными;

2. развивать слуховое внимание и память, мелкую и общую моторику, артикуляционный аппарат, мимическую мускулатуру, речь, воображение, мышление;

3. воспитывать любовь к слову, усидчивость, терпение;

4. активное введение в лексику ребенка нового слова «настольная лампа».

Оборудование: зеркало, картинки, карточки.

  1. организационный момент
  2. пальчиковая гимнастика
  3. массаж лица
  4. артикуляционная гимнастика
  5. объявление темы
  6. характеристика звука [л]
  7. автоматизация звука [л] в слогах
  8. физкультминутка
  9. автоматизация звука [л] в словах
  10. работа над словосочетанием
  11. домашнее задание
  12. итог занятия

Здравствуйте, детки! Присаживайтесь, устраивайтесь поудобнее. Как настроение? Посмотрите в окно, какая погода на улице? Какое время года сейчас? Холодно или тепло? Как светит солнышко? А какие деревья на улице?

Учитель требует полных ответов.

А теперь приступим к работе. Приготовим сначала наши ручки.

Дятел! Дятел! (указательными стучим друг об друга).

Тук! Тук! Тук! (средние)

эй, приятель! (безымянные)

Я не жук! (мизинцы)

Ты не жук?! (указать двумя указательными пальцами вперед)

Тогда пока (помахать рукой на прощание)

Но похож ты на жука! (погрозить указательными мальцами)

«Нашим плечикам и шее с физкультурой веселей»

Вверх и вниз, вверх и вниз (движения головой вверх и вниз) Это мама не каприз!

Вправо – влево, вправо – влево , (повороты ) Посмотри как королева.

Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам)

Нужно нам так нужно нам

Головою покрутить (вращение головой)

Не забыть, не забыть и незнайками побыть (пожимание плечами)

Плечи вверх и опустить

И плечами повращать (вращение плечами вперед и назад)

И все дела пойдут на лад!

Дети повторяют за логопедом

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз)

Грабельками сгребаем все плохие мысли (граблеобразными движениями пальцев от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю, снизу вверх и сверху вниз)

И вперед сгибаем, тянем вниз за мочки

А потом уходим пальцами на щечки (пальцы перебегают на щеки)

Щечки разминаем, чтобы надувались (указательными, средними и безымянными пальцами разминают щеки круговыми движениями)

Губки разминаем, чтобы улыбались (большие и указательные пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу)

Как утята к утке, клювики потянем (вытягивание обеих губ вперед)

Разомнем их мягко, не задев ногтями (большие и указат. пальцы разминают обе губы)

Уголками губ мы щечки поднимаем (средние пальцы рук находятся в уголках рта)

А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)

Губки пожуем мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот, надувание щек с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И губами вправо – влево потанцуем (указат. укладываются на губы параллельно друг другу, н-р,правый- на верхнюю губу, а левый – на нижнюю, и двигаются навстречу, врозь друг другу)

Под губой язык лежит кулачок в губу стучит (язык под верхней губой и покалачивание кулачком по верхней губе)

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит (язык – под нижней губой и покалачивание по нижней губе)

Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз, пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам, середина шеи проходит между большими и остальными пальцами)

Дети повторяют за логопедом

А теперь послушай сказку «У бабушки и дедушки»

Толстые внуки приехали в гости (надувание щек)

С ними худые – лишь кожа да кости (втягивание щек)

Бабушка с дедушкой всем улыбались (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед)

Утром проснулись – в улыбочку губы

Чистим мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи

С нижними зубками мы тоже дружим

Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочередное надувание щек – губы не пропускают воздух)

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы)

Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губы)

Дуем на блинчик – не в щечки, не мимо (подуть на широкий язык)

Блинчик с вареньем малиновым вкусным облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад)

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой)

На нос подуем – мы чай остудим (подуть с чашечки вверх)

Чаю попили – никто не обижен (чашечка движется назад и вперед)

Бабушке нашей всегда помогаем

Нитки в иголки мы ей надеваем (узкий язык движется вперед и назад)

Бабушка швы на машинке строчила (узкий язык вытянут вперед)

И на зигзаг её переключила

Нитки с иголкой она обметала (кончик языка описывает круг за губами)

Пуговки круглые попришивала (кончик языка упирается то в одну, то в другую, а палец пытается втолкнуть его в рот)

Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы)

Все мы на них покататься успели

После качелей мы в прятки играли (широкий язык упирается под верхнюю губу)

Дедушка скачет на лошадке ловко (щелкает языком)

Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхней губе)

Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки)

Вот на опушке мы видим грибочки (присасываем язык к небу и открываем рот)

Вот из сарая индюшка пришла,

Важно сказала: бл –бл – бл – бла.

Дети берут зеркала и повторяют за логопедом

Сегодня мы с вами вспомним, как произносится звук [л]. Попробуем его вместе произнести. А теперь сами. Молодцы.

Возьмите зеркало и скажите как расположены губы?

+ они принимают форму следующего гласного.

+ в виде седла, поднимается вверх

– умнички! А какой звук [л]?

+ согласный, потому что при его произнесении мы встречаем преграду.

– а каким цветом мы его будем обозначать, синим или зеленым?

+ синим, т.к. он твердый

– звонкий или глухой?

Дети отвечают полными ответами

Сегодня ко мне пришла лошадка и попросила помочь ей. Дело в том, что ее пригласили на день рождения, а кто она забыла. Не хотелось бы огорчать именинника. Мы можем узнать его имя, если выполним следующие задания. Поможем лошадке?

Слушайте первое задание: нужно четко и правильно произнести за мной:

Ла-ла-ла – девочка спала

Ло-ло-ло – у сосны дупло

Лу-лу-лу – дайте мне пилу

Лы-лы-лы – чистые полы

Ал-ал-ал – я иду в подвал

Ол-ол-ол – у осины ствол

Ул-ул-ул – вот высокий стул.

Молодцы, вы справились с этим заданием. Вы угадали первую букву – это В .

Логопед показывает рисунок лошадки

На ногах носки и пятки тоже просят физзарядки.

Сейчас мы с вами немного отдохнем, сделаем физкультминутку.

Мы носками постучим ( пятки стопы на полу, а носки поочередно стучат по полу на каждый слог )

Мы поставим пятки ( теперь носки стоят на полу, а пятки ставятся на ударные слоги )

Вот мы ходим, как медведи ( переваливание на внешних сторонах стоп с ноги на ногу )

Скачем, как зайчатки ( подскоки на носках на двух ногах )

Вот козленок на лугу ( ноги врозь и скрестно )

Вот машина едет ( руки «рулят» )

А за ними мчится гусь

На велосипеде ( упр-е велосипед )

А теперь следующее задание «подскажи словечко»

Слушай внимательно, постарайся догадаться, про что стихотворение.

1. Она сказала тихо: «хвалиться я не смею,

Конечно, я не солнце и даже не луна,

Но я стараюсь очень, стараюсь, как умею,

Чтоб жизнь была светлее,

Когда я включена».

Прислушаться и нам бы к рассказу старой …(лампы).

По каким словам вы догадались, что это лампа? Что такое лампа? Какая она? Для чего она нам нужна? У вас есть лампа? Какая она? Вы пользуетесь ей? Где она у вас стоит?

2. хищник – ворище, ночами рыщет, зубами щелк…это…(волк)

3. белые горошины на зеленой ножке…(ландыш)

4. девочка Аленушка посадила зернышко,

Летом выросло маленькое солнышко…(подсолнух)

5. под крышей 4 ножки, а на крыше суп да ложки (стол)

6. трудолюбивая, красивая, свезет любую ношу (лошадь)

7. он всегда с гвоздями дружен, на работе людям нужен. (молоток)

8. бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик (игла)

А теперь давайте повторим все отгадки, выделяя звук [Л]. Вы заслужили следующую букву О .

Теперь вам нужно из рассыпанных букв сложить слова: лампа, луна, иголка, осёл, мел, ёлка, палка, пугало.

Молодцы, теперь нам известна третья буква Л .

Дети отгадывают загадки

Про какие слова можно сказать: красивая, маленький, серый, высокий ,зеленый, вкусный.

Молодцы! Вы и с этим заданием справились. Последняя буква К . Какое слово получилось, прочитайте. Сколько слогов в этом слове? Сколько букв? Гласных? Согласных? Назовите твердые, мягкие, звонкие, глухие.

Дети подбирают слова. Логопед показывает волка.

На день рождения волка мы подарим стихотворение, вы его дома выучите. Послушайте, все ли вам понятно:

Белый волк на свете жил,

Часто лапы с мылом мыл,

Чистоплотный очень был,

И без мыла, долго выл.

Какие слова со звуком [Л] вам встретились?

Дети называют слова со звуком [Л]

Вы сегодня хорошо поработали, какие слова со звуком[л] вы запомнили?

Молодцы, на этом занятие закончилось.

  1. Рыбина А.Ф. В помощь логопеду. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал. Волгоград, 2009.
  2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. М., 1993.
  3. Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]. C-П., 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие адресовано логопедам, работающим с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Занимательная форма занятия, игровые при­емы, смена видов заданий позволяет удержать внимание де.

Семантическое поле – комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова. Связи, которые возникают между словами, называются валентностью слова. Организация семантических полей может включать задания.

Цель занятия: разработать серию конспектов занятий по проблемам методики русский язык как иностранный.

Конспект можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста для закрепления материала по автоматизации звука (Л) в слогах, словах, предложениях. Можно использовать как обучающий материал со ста.

Конспект НОД «Автоматизация звука “Р”. Интересные истории со Смешариками&raquo.

Конспект подгруппового занятия.Тема: «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах&raquo.

НОД по теме «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах»

НОД по теме «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах»

Цель: Закрепить моторный и слуховой образ звука [Л]. Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях.

1. Активизировать словарь по теме «Инструменты».

2. Развивать фонематическое восприятие и слух.

3. Развивать зрительное восприятие, используя методику наложенных картинок.

4. Развивать мелкую моторику, используя физминутку.

5. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.

6. Воспитывать уважение к труду, терпеливость, усидчивость.

1. Организационный момент. (Дети отвечают логопеду, выполняя движения)

Как живешь? – Дети: Вот так! (показывают большой палец)

Как идешь?- Вот так! (имитируют ходьбу)

Как даешь? – Вот так! ( имитация по тексту)

Как берешь? –Вот так!

Как бежишь?- Вот так!

А как спишь? – Вот так!

Как сидишь? – Вот так!

Дети садятся на стульчики перед зеркалом, на столах картинки разбросаны.

Логопед: Каждый день всегда везде,

на занятиях, в игре.

Смело, четко говорим,

потому что не спешим.

2. Посмотрите, здесь побывала Сюсюкалка, все вещи побросала в кучу. Что здесь лежит? Посмотрите на картинки и назовите (контуры картин наложены друг на друга – молоток, метла, лом, пила, лопата). Как их одним словом назвать? (Инструменты)

3. Сообщение темы: – Сегодня мы с вами побываем в мастерской города Красивой речи. – Определите звук, который встречается во всех перечисленных словах, и вы узнаете, какому звуку принадлежит эта мастерская.

Молоток, лом, лопата, пила, метла, долото – Звуку [Л].

4. Артикуляционная гимнастика.

Губы: Улыбнемся мы лягушкам,

Губы тянем прямо к ушкам.

Зубы: за заборчик мы пройдем,

Зубы быстро разомкнем.

Язык: На «качелях» мы качались,

Все друг другу улыбались.

Тут пришел индюк надутый, болтал целую минуту: «Бл-бл-бл»… Разве что тут разберешь? Ничего тут не поймешь.

Упражнения: «Улыбка — хоботок», «Лопатка», «Чашка», «Грибок», «Лошадка», «Накажем непослушный язычок», «Пароход».

5. Артикуляция звука [Л].

На букву «Л» посмотрите,

Все о звуке расскажите:

Язык за верхними зубами кончик прижат к зубам.

Воздушная струя идет через боковые края языка.

[Л]- согласный, звонкий, твердый звук.

6. Развитие дыхания. «Бабочку поймать хотели, Но они все улетели» (дети сдувают бабочку с цветка с высунутым языком)

7. Развитие фонематического слуха.

– Возьмите колокольчики со стола и послушайте задание: «Как услышим звук [Л], колокольчиком звоним».

Лампа — мама — лошадь — нога – кукушка – гусь – лужа

8. Развитие мелкой моторики.

– Пальчиками нарисуем букву «Л» в воздухе.

– А теперь поставьте пальчики как буква «Л». Побежали пальчики до края стола и обратно.

9. Физминутка (имитируем руками движения)

Работа в мастерской во всю идёт:

Метла мусор убирает.

10. Автоматизация звука [Л] в слогах и в словах и предложениях.

Забежим в гости к гласным:

Повторите за мной

Ал – ал — бал (мал, зал,)

Ел – ел — мел, (пел, сел)

Ул – ул – мул (стул)

Ол — ол – стол (кол)

ла – ла — лак, (лапа, лампа, лайка)

ло — ло – лом, (лось, лодка)

лу — лу – луна, (лужа, лупа)

лы – лы – лыжи (лыжник)

Запомни и повтори:

Пенал – бокал – вокзал – канал

Лакомка – лампочка – лайка — ландыш

Белка – палка – скакалка – волк.

– Ослик был сегодня зол, Он узнал, что он осёл.

Составьте о каждом инструменте предложение:

Папа забивает гвозди молотком.

Папа пилит доску пилой.

Я подмел пол метлой.

Папа сверлил стену сверлом.

Папа долбил доску долотом.

11. Итог занятия.

Мы идем сейчас домой!

Но не бойся — вместе скоро.

Мы придем сюда с тобой.

Выполнили все задания,

Показали свои знания!

, учитель-логопед,

МАДОУ »Центр развития ребенка – детский сад № 000″, г. Пермь

Конспект индивидуального занятия. Тема: “Автоматизация звука [л] в словах”

Разделы: Логопедия

Цель: автоматизировать звук [л] в словах

Задачи:

  • Коррекционно-обучающие:
    • уточнить правильную артикуляцию звука [л];
    • повторить правильное произношение звука [л] изолированно
    • упражнять в правильном произношении звука [л] в слогах, словах;
    • учить модулировать голос по силе;
    • продолжать учить дифференцировать интонации на слух;
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
    • развивать память, внимание, мышление
  • Коррекционно-воспитательные:
    • воспитывать осознанное отношение к необходимости исправления звукопроизношения, навыки самоконтроля

Оборудование: карточки-символы: «Улыбка», «Забор», «Окно», «Мост», «Парус», «Пароход гудит»; 3 карточки с изображением интонаций, ромашка.

Часть речиСлова, сложные по слоговой структуреСлова, сложные по семантике
существительноеартикуляцияпалатка
глаголыартикулировать

1. Организационный момент

Д/упражнение «Выполни инструкцию»

Инструкция: указательным пальцем левой руки покажи левый глаз; правой рукой дотронься до мочки правого уха; ладонью правой руки коснись левого колена и т.д.

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата

Инструкция: перед тобой картинки-символы для выполнения упражнений артикуляционной гимнастики. Выполняй упражнения в той последовательности, в которой расположены картинки-символы («Улыбка» – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус» – «Пароход гудит»).

3. Автоматизация звука [л] в слогах

Инструкция: мы с тобой поиграем в игру «Попугайчики». Я буду произносить слоги со звуком [л], а ты, как попугайчик, будешь за мной повторять.

4. Автоматизация звука [л] в словах

Д/упражнение «Повтори за мной».

Инструкция: я буду произносить слова со звуком [л], а ты их повторяй.

Лампа, лапша, ласточка, Луша, лавина, лопата, ландыш, халат, палатка.

Д/упражнение «Добавь слог».

Инструкция: я назову часть слова, а ты добавь слог -ЛА-.

упа-ЛА, чита-ЛА, шко-ЛА, кида-ЛА, носи-ЛА, обиде-ЛА, увиде-ЛА.

Инструкция: перед тобой ромашка. Надо сорвать лепестки с изображением предметов, в названии которых есть звук [л] (лук, пила, салат, молоко и т.д.).

Д/упражнение «Доскажи словечко».

Инструкция: я буду читать стихотворение, а ты по смыслу будешь договаривать слово.

Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли … (лапки).

Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу).

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло).

5. Физминутка

Левой ручкой – по плечу,
Правой ручкой – покручу,
На носочки и на пятки,
Вот и кончилась зарядка.

6. Нормализация голоса

Инструкция: к нам на занятие прилетел жук. Он то подлетает к нам поближе, то улетает. Силой голоса покажи то приближение, то удаление жука.

7. Нормализация просодики

На 3 карточках даны графические изображения интонаций. Карточки лежат на столе перед ребенком.

Инструкция: послушай, как я произношу фразу и с какой интонацией. Подбери соответствующую карточку.

Мы пойдем сегодня в парк.
Мы пойдем сегодня в парк?
Мы пойдем сегодня в парк!

Д/упражнение «Какое слово лишнее?»

Инструкция: мы сегодня учились правильно произносить звук [л]. Послушай, как звучат слова и найди лишнее слово.

8. Итог занятия

Оценка деятельности ребенка.

– Какой звук учились произносить в словах? (Звук [л])
– Придумай слова на звук [л]
– Молодец! За правильные ответы тебе приз – конфеты «Ласточка».

Конспект подгрупповой НОД по автоматизации звука [л]

Елена Васильева
Конспект подгрупповой НОД по автоматизации звука [л]

Конспект подгрупповой интегрированной НОД в подготовительной группе

Тема: На Луну за волшебником. Звук Л в словах и предложении.

Цель: Автоматизация звука Л в словах и предложении.

• Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;

• Корригировать и развивать слуховое восприятие;

• Корригировать речевое дыхание;

• Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук;

• Развивать умение согласовывать речь с движением, ритмичность и плавность движений;

• Развивать внимание, логическое мышление.

• Уточнить характеристику и артикуляцию звука Л;

• Формировать грамматические категории: согласование числительного с прилагательным и существительным в ед. и мн. числе; образование притяжательных прилагательных

• Упражнять в умении отвечать на вопросы полным предложением; исправлять деформированные предложения.

• Воспитывать умение слушать ответы товарищей;

• Формировать навык самоконтроля и самооценки;

• Воспитывать познавательный интерес к звуковой стороне речи;

• Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на НОД.

• Следить за правильной посадкой ребенка;

• Способствовать созданию благоприятного психологического климата;

• Чередовать статические и динамические упражнения;

• Соблюдать режим охраны зрения.

Оборудование: картинки для артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, картинки с изображением облаков, звуковые символы, предметные картинки с изображением животных (слон, крокодил, волк, лошадь, лось, набор из «Дары Фребеля»; смайлики за верно выполненное задание; слайдовая презентация занятия.

Длительность: 30 минут

Количество детей: 3 человека

I. Организационный момент.

Жил был волшебник. Самый обычный. Иногда колдовал, вреда никому не причинял, но и добрых дел никто от него не видел, а все потому, что этот волшебник с детства не умел произносить звук Л, а логопеда в его владениях не было. Вот этот волшебник вырос, а звук произносить так и не научился. Поэтому и заклинания у него не получались. Он хотел наколдовать что-нибудь хорошее, а выходила какая-нибудь гадость. И вот однажды он собрался в гости к своим друзьям…

IIАктуализация имеющихся знаний, сообщение темы занятия

II.1 Артикуляционная гимнастика.

Он долго готовился, и улыбался (упражнение «лягушка»); думал, какие гостинцы приготовить для друзей (упражнение «слоник»); решил напечь блины (упражнение «блинчик»); накупил леденцов (упражнение «иголочка»); смастерил для них качели (упражнение «качели»); и уселся на диван, чтобы произнести заклинание (ведь волшебники передвигаются только колдовским способом).

Произнес заклинание, но вместо друзей оказался на Луне, и вернуться обратно не может. Его друзья беспокоятся и просят нас о помощи.

II.2 Закрепление произношения звука Л в слогах.

-Чтобы попасть на Луну необходимо произнести заклинание. Но сначала давайте вспомним, как произносится первый звук в слове «Луна» (Дети произносят звук Л, дают акустико-артикуляционную характеристику данного звука).

– Повторяйте заклинание вслед за мной:

II.3 Согласование числительного с прилагательным и существительным в ед. и мн. числе. Автоматизация звука Л в словах и фразе. Дыхательная гимнастика.

-Закрываем глаза, беремся за руки и летим на Луну, возвращать волшебника.

– Почувствуйте, какой здесь чистый воздух (Дыхательная гимнастика).

Но в небе очень много белых облаков. Поворот на Луну за 5ым белым облаком. Давайте посчитаем, чтобы не сбиться с курса:

Одно белое облако-два белых облака-…пять белых облаков.

II.4 Звуковой анализ и синтез слогов типа СГ, ГС, ГСГ

-Вот и нужный поворот к Луне. Но он заколдован. Чтобы снять заклятие нужно подобрать нужное заклинание. А помогут нам карточки подсказки (Перед детьми звуковые символы Ткаченко Т. А. : звуки А,У,И,Л; из которых они выкладывают схемы слогов АЛ,ЛУ, ИЛ, АЛУ).

-Молодцы! Мы справились. Дорога свободна. Вот мы и на Луне.

II.5 Развитие фонематического восприятия

– Но прямо перед нами глубокая и широкая яма. Чтобы через нее перейти, надо построить висячий мост (используется набор из «Дары Фребеля»). Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Л, нанизывайте на веревочку кубик (лак, мак, стол, стоп, дом, кол, лапа, вол, вор, лодка, ложка).

II.6 Образование притяжательных прилагательных. Автоматизация звука Л в предложении.

-Ой! Посмотрите, посмотрите! Что это?

(Картинки животных собранные из деталей разрезных картинок).

-Какие необычные животные! Но что с ними?

-Наверное, это наш волшебник неправильно наколдовал. Давайте поможем этим животным, и узнаем где нам искать волшебника.

– Скажите, чья это голова и чей хвост. Отвечайте полным предложением. Например: у этого животного змеиная голова и львиный хвост.

II.7 Динамическая пауза.

У волчища – желтые глазища («очки»,

У волчища – сильные лапищи («кулаки»,

У волчища – острые когтищи («цапки-царапки»,

У волчища- страшные зубищи («оскал»).

Волк прячется в темном урочище (присесть, руки над головой).

Кого ты, волчище, ждешь еще?

Вас! (потопать ногами).

II.8 Работа с деформированным предложением.

Они могут рассказать нам, что случилось с волшебником. Но они так торопятся и волнуются, что не могут правильно составить предложение. Придется снова им помочь.

Около волшебника сидела огромная лужа.

Лодка хотела переплыть волшебника на луже.

Но волшебная палочка сломала волшебника.

Голубые стрелки нарисовали волшебника.

– Ребята, а вы видите голубые стрелки?

– Давайте пойдем по ним и найдем волшебника.

II.9 Автоматизация звука Л в стихах, в связной речи. Развитие связной речи.

А вот и он. Но он не весел. Почему?

Сейчас узнаем. Я буду вам рассказывать, а вы повторяйте за мной:

Наш волшебник загрустил,

Так как звук Л не произносил.

Он не пил и не ел.

Целый день он молчал.

Книжек новых не читал.

-Давайте развеселим волшебника и расскажем ему, с самого начала, как мы здесь оказались и пообещаем научить его верно произносить звук Л.

III Итог занятия

– Пора возвращаться назад. Давайте закроем глазки и поделимся самыми приятными воспоминаниями о сегодняшнем происшествии. И подумаем о том, что мы сделали замечательно, а над чем еще можно поработать (Формирование навыка самоконтроля и самооценки).

Прикреплённые файлы:
prezentacija-k-zanjatiyu-avtomatizacija-l_6f4kf.pptx | 1245,84 Кб

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по автоматизации звука [л] Звук «Л»: кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами, с включением голоса остаётся неподвижным, по бокам языка.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по автоматизации звука [Р] Звук «Р»: кончик языка поднят к нёбу (альвеолам); боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; под напором выдыхаемого воздуха,.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по автоматизации звука [р’] Звук «Рь”: ставится по подражанию, при условии хорошего произношения твёрдого звука «Р» Занятие 1 1. Звук «Рь» – многократное произнесение.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш] Конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука [ш] в словах со стечением согласных и во фразах. Цели: 1. Закреплять.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] Цель: автоматизировать звук [р] в речи. Задачи : Коррекционно-образовательные • упражнять в правильном произношении звука [р] изолированно,.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц]. Логопедические задачи: 1. Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] Используемые технологии: здоровьесберегающие; проблемно-игровые; технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;.

Конспект НОД «Автоматизации звука [Ш]» ЦЕЛИ: 1. Коррекционно-обучающие: – автоматизация звука Ш в словах, словосочетаниях, предложениях; – развитие лексико-грамматического строя;.

«Путешествие к волшебным облакам». Конспект подгрупповой ННОД по автоматизации звука [л] в свободной речи «Путешествие к волшебным облакам» Цель: Автоматизация звука Л в свободной речи Задачи: 1. Закрепить четкое произношение звука Л в слогах,.

План-конспект занятия по автоматизации звука [р’] в слогах Тема: автоматизация звука [ р ] в слогах. Задачи: автоматизация звука [ р ] в слогах, закрепление правильной артикуляции звука [ р ] в слогах;.

Конспект НОД на тему “Автоматизация звука [л] в слогах и одно-, двусложных словах”

Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и одно-, двусложных словах.

Цель: автоматизация звука [л] в слогах и одно-, двусложных словах.

1. Образовательные:

– отрабатывать правильное произношение звука [л] в слогах и одно-, двусложных словах;

– активизировать и обогащать словарный запас ребенка.

2. Коррекционно-развивающие:

– развивать слуховое внимание;

– нормализовать тонус лицевой мускулатуры посредством самомассажа;

– развивать артикуляционную моторику;

– развивать длительный непрерывный ротовой выдох;

– активизировать губные мышцы;

– утончать тактильные ощущения;

– развивать умение различать свистящие и шипящие звуки;

– развивать навыки словоизменения;

– развивать динамику голоса;

– развивать слоговую структуру слова.

3. Воспитательные:

– воспитывать эмоционально-положительное отношение к логопедическим занятиям;

– воспитывать умение преодолевать трудности;

– воспитывать усидчивость, дисциплинированность.

Оборудование: колокольчик, звезды из бархатной бумаги (5 шт.), коврики «Травка» (2 шт.), предметные картинки: «лапа», «белка», «галка», «лошадь», «слон», «волчок», «лапы», «белки», «галки», «лошади», «слоны», «волчки».

Ход занятия:

I . Вводная часть

1. Организационный момент

Игра «Угадай, где позвонили»

Логопед: Закрой глаза, внимательно послушай звон колокольчика. С закрытыми глазами покажи рукой направление звука. По моей команде открой глаза и проверь свой ответ.

Звоню в колокольчик слева, справа, сзади и спереди от ребенка. Игра повторяется 4-5 раз.

2. Объяснение темы и цели занятия

Логопед: Ты уже хорошо произносишь звук [л]. Сегодня на занятии мы с тобой снов поупражняемся в произнесении звука [л] в слогах и поучимся произносить слова с этим звуком.

II . Основная часть.

1. Самомассаж лицевой мускулатуры

Логопед: Для начала представим, что мы художники. Порисуем нашими пальчиками по лицу.

Упражнение «Рисуем дорожки»

Наши пальчики двигаются от середины лба к вискам. Вот так. Демонстрирую выполнение упражнения.

Упражнение «Рисуем яблочки»

Круговые движения пальцев от середины лба к вискам. Демонстрирую выполнение упражнения.

Упражнение «Пальцевый душ»

Легко постукиваем пальцами по лбу. Демонстрирую выполнение упражнения.

Упражнение «Рисуем брови»

Нарисуем себе брови каждым пальчиком по очереди, начиная с указательного. Большой палец не рисует. Демонстрирую выполнение упражнения.

Упражнение «Нарисуем кружочки»

Круговые движения кончиков пальцев по щекам. Демонстрирую выполнение упражнения.

Упражнение «Нарисуем усы»

Рисуем усики указательным и средним пальцами обеих рук от середины верхней губы к уголкам рта. Демонстрирую выполнение упражнения.

2. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Разомнем наши губы и язычок.

Упражнение «Лягушка» – «Хоботок»

Описание: На счёт «раз – два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Упражнение «Накажем непослушный язычок»

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти – десяти.

Упражнение «Пароход гудит»

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук [ы] («пароход гудит»).

Упражнение «Парус»

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать язык под счёт от одного до пяти – десяти.

3. Развитие длительного непрерывного ротового выдоха

Игра «Звездопад»

Логопед: Устроим звездопад. Положим на ладошку звездочки. Вытянем губы трубочкой. Сделаем глубокий вдох носом и длительно и плавно подуем на звездочки через губы, так чтобы звездочки полетели. Стараемся одним выдохом сдуть все звезды. Ребенок выполняет задание. Игра повторяется 4-5 раз.

4. Уточнение артикуляции звука: изолированное произношение и последующая характеристика

Логопед: Давай вспомним, как мы произносим звук [л]. Что делают наши губы, зубы, язычок?

Итак, губы улыбаются. Зубы не сжимаем, между ними расстояние — «дорожка». Язык узкий, напряженный, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Когда смотрим в зеркало, по бокам языка видны пустые места. Горлышко гудит. Гудим в кончик языка.

5. Автоматизация звука [л] в слогах и одно-, двусложных словах. Утончение тактильных ощущений

Логопед: Шагаем по коврику указательными и средними пальцами обеих рук и произносим слоги. Произнося слова, гладим коврик руками. Демонстрирую. Ребенок выполняет задание.

Ла-ла-ла – лак. Ла-ла-ла – скала.

Ло-ло-ло – ложка. Ло-ло-ло – весло.

Лу-лу-лу – лук. Лу-лу-лу – в углу.

Лы-лы-лы – лыжи. Лы-лы-лы – столы.

6. Физминутка. Различение свистящих и шипящих звуков

Игра «Хлоп – топ»

Логопед: Немного отдохнем. Сыграем в такую игру. Если услышишь в словах звук [с], то хлопни в ладоши. Топни правой ногой, если услышишь звук [ш]. Демонстрирую. Называю слова. Ребенок выполняет задание.

Слова: суп, шуба, шапка, коса, лес, шарф, нос, стул, шишка, каша, сыр, усы, мешок и т.п.

7. Автоматизация звука [л] в одно- и двусложных словах

Игра «Волшебная коробочка»

Логопед: Это волшебная коробочка. В ней лежат разные картинки. Достань и назови их. Разложи картинки перед собой на столе. Ребенок выполняет задание.

8. Развитие навыков словоизменения. Подбор к существительным единственного числа существительных множественного числа по картинкам

Логопед: Посмотри, я приготовила для тебя еще несколько картинок. Назови их. Я раскладываю картинки, а ребенок их называет.

Найди пару картинкам первого ряда и назови картинки парами. Например: лапа – лапы. Ребенок выполняет задание.

9. Развитие динамики голоса

Логопед: Картинки, на которых изображен один предмет назови тихим голосом, а картинки, на которых много предметов – громким. Демонстрирую. Ребенок выполняет задание.

III . Заключительная часть.

Логопед: Подведем итоги нашего занятия. Сегодня мы с тобой учились произносить звук [л] в слогах и словах. Что тебе больше всего понравилось на занятии? Ребенок отвечает.

IV. Оценка деятельности.

Логопед: Ты сегодня очень хорошо поработала! Молодец!

  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека – методическая копилка для учителей © 2021

НОД по теме Автоматизация звука (Л)

Аннотация: Цель: сформировать навык произношения звука [Л] в прямых и обратных слогах, словах

Статья:

Цель: сформировать навык произношения звука [Л] в прямых и обратных слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям
  • умение контролировать свою речь.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие моторики речевого аппарата
  • закрепление правильного произношения данного звука в слогах, словах, предложениях
  • развитие зрительно-пространственных функций.

Оборудование: зеркало, картинки, карта, схема для анализа звуков.

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй! Я очень рада тебя видеть! Как твои дела? Как настроение?

Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие?! Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.

2. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Чтобы правильно и красиво говорить, нужно сделать гимнастику для язычка, губ и щек.

  • «Улыбка-Хоботок»
  • «Лопаточка»«Иголка»
  • «Качели»
  • «Пароход гудит»
  • «Вкусное варенье»

3. Дыхательная гимнастика

Логопед: Посмотри, у меня есть вот такая пчелка, давай подуем и посмотрим как она машет крыльями во время полета.

Инструкция: (Вдыхаем носом, выдыхаем через рот губы в трубочку, плечи не поднимаем, щеки не надуваем)

4. Введение в занятие

Логопед: Сегодняу нас на занятии гость. Послушай загадку и попробуй догадаться, кто это?

Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мед свой в соты отдала;
Как зовут ее?! (Пчела)

Логопед: Правильно! Это веселая и добрая пчела, а зовут ее Лоло. Она немного заблудилась и очень хочет вернуться к себе домой в свою сказочную страну Пчеландия. А заблудилась она потому, что искала того кто мог бы помочь ей вспомнить как произносится звук Л.

Давай поможем Лоло вернуться домой и вспомнить как произносится звук Л.

5. Анализ артикуляции звуков. Характеристика звука.

Логопед: Расскажи Лоло, как нужно правильно произносить звук [Л].

Ребенок: При произношении звука [Л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.

Логопед: Звук [Л] согласный или гласный?

Ребенок: Звук [Л] согласный, потому что во рту есть преграда.

Логопед: Звонкий или глухой?

Логопед: Почему он звонкий?

Ребенок: При произнесении звука [Л] горлышко дрожит.

Логопед: Твердый или мягкий?

Логопед: Ну теперь в путь! У нас есть карта, с помощью которой мы поможем Лоло добраться до ее страны. Эта карта необычная, нужно двигать указательным пальцем правой руки и произносит звук [Л].

6. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Логопед: Итак мы добрались до первого пункта. Нас встречает пчелка-певица она любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

ла-ла-ла ала-ала-ала
лу-лу-лу улу-улу-улу
лы-лы-лы ылы-ылы-ылы
ло-ло-ло оло-оло-оло

Логопед: Отправляемся дальше.

7. Автоматизация звука [Л] в словах.

Логопед: А вот и дошли до второго пункта, и эта пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет…
Ребенок: (пчела).
Лу-лу-лу, мы увидели…
Ребенок: (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…
Ребенок: (пчелы).

Логопед: А еще пчелка хочет, чтобы мы разгадали ребус. Внимательно посмотри на карточки. Что здесь изображено. А что еще ты видишь? Правильно! Слог. Какое слово получится, если соединить слог со словом.

8. «Ребус»

Бу (лавка) Что за слово?

Ку (лак) Что за слово?

Каб (лук) Что за слово?

Логопед: Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.
Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись.
Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,
Подними и опусти.
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.

Логопед: Идем дальше, до третьего пункта.

10. Автоматизация звука в словах.

Игра «Где спрятался звук».

Логопед: Эта пчелка принесла красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

(Лапти, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

11. Автоматизация звука в предложениях.

Логопед: Вот мы почти у страны пчелки Лоло остался последний пункт. Тут нас встречает пчелка, которая хочет нас рассмешить забавными предложениями. Давай послушаем их, и составим правильно.

Логопед: Салат ел Милу.

Ребенок: Мила ела салат.

Логопед: Пол упал на стул.

Ребенок: Стул упал на пол.

Логопед: Лук попол Милу.

Ребенок: Мила попола лук.

Ребенок: Ура! Вот мы и добрались до страны Пчеландия! И помогли Лоло вспомнить звук Л.

12. Итог занятия.

Логопед: Какой звук мы сегодня повторяли?

Ребенок: Сегодня на занятии мы повторяли звук [Л].

Логопед: Как правильно он произносится?

Ребенок: При произношении звука [Л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.

Логопед: Какой он?

Ребенок: Звук [Л] согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Лоло. Ей пора возвращаться домой.

Читайте также:  Важность своевременной диагностики нарушений речи
Ссылка на основную публикацию