Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

Урок по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных» (4Д класс)

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31»

по русскому языку

«Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных»

По учебнику Н.В. Нечаевой, С. Г. Яковлевой.
Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

Кирсанова Надежда Николаевна

учитель начальных классов первой категории

Урок «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных».

Кирсанова Надежда Николаевна, учитель начальных классов первой категории

– развивать умения применять правило, действовать по алгоритму;

– развивать устную и письменную речь, память;

-развивать орфографическую зоркость, внимание;

-воспитывать трудолюбие в работе.

Используемое оборудование и средства обучения:

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки.

Тип урока: урок закрепления знаний

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

1. Организационный момент:

-Сегодня у нас на уроке гости. Мы им очень рады. Повернитесь к ним лицом,

посмотрите, какие они доброжелательные. Постарайтесь порадовать наших гостей хорошими знаниями. Сегодня нам предстоит много работать, поэтому сядем правильно, спину держим ровно, тетрадь положите перед собой.

-Начинаем урок. Запишите число. Классная работа. (Проверьте написанное)

2. Поэтическая минутка (Слайд-Зимний лес).

(Учитель читает стихотворение Ф.Тютчева о зиме)

-С помощью каких слов передает автор красоту зимней природы?

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, –

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

-Какие это части речи?

-Для чего нужны имена прилагательные?Докажите словами из текста.

-Чем больше вы знаете и употребляете прилагательных, тем богаче и красивее ваша речь.Прилагательные делают текст более ярким, живописным, более точно

передают свойства и качества предметов, передают чувства.

-На минутке чистописания мы отрабатываем безотрывное написание следующих буквосочетаний : (Слайд)

ая яя ой ей ую юю ое ее

ой ый ого его ому ему ым им

-Где можно встретить такие буквосочетания?

(Это окончания имён прилагательных м.р. ж.р. ср.р.)

-Что вы можете сказать про эти соединения букв?

(Есть окончания прилагательных в начальной форме с твёрдой и мягкой основой и окончания, где на месте звука(в) пишется буква(г))

4. Постановка темы и цели урока:

-Над какой проблемой мы работали на последних урока русского языка?

(Учились правильно писать падежные окончания прилагательных.)

-Как думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке?

Сформулируйте задачи урока.

(Поупражняться в правописании падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных.)

-Это тема сегодняшнего урока. (Слайд-Тема урока)

-Чему же вы должны сегодня научиться? (Учиться правильно писать безударную гласную в окончаниях имён прилагательных) (Слайд- Цели урока)

-Вспомним алгоритм рассуждений, помогающий правильно определять падежное окончание имён прилагательных. (Слайд-Памятка)

Памятка : « Как узнавать буквы в безударных окончаниях имён прилагательных? »

1. Найди имя существительное, от которого имя прилагательное зависит.

2. Поставь вопрос к имени прилагательному в той форме, которой требует

3. По ударному окончанию в вопросе узнай букву. (Помни о возможных

-О каких несовпадениях идёт речь?

Мы заметили, что вопрос подсказывает окончания имени прилагательного, но

не всегда точно. В вопросе И.и В.падежей м. р. окончание -ой, а в словах -ый

или -ий: какой? снежный, зимний.

Нет совпадения и тогда, когда в слове перед окончанием идёт не твёрдый согласный, как в вопросе, а мягкий: какую? зимнюю, о каком? о зимнем.

В окончаниях Р.п. м.р. и ср.р. есть ещё орфограммы: на месте звука (В) пишется буква (Г) -ого, -его, а на конце — буква О.

Эти орфограммы — непроверяемые, подчёркивать можно не каждую отдельно, а всё окончание (-ого/-его).)

5. Орфографическая минутка (Коллективная работа. Запись в тетрадях с комментированием у доски). Слайд.

-Составьте из данных слов словосочетания. Укажите род и падеж имён прилагательных:

о (звёздное) небо,

6. Соревнования по рядам. (Слайд)

– Просклоняйте словосочетания: (Работа у доски по 1ученику от ряда)

зимний день — 1 ряд

зимнее утро — 2 ряд

зимняя погода — 3 ряд

Слайд-проверка (Соревнования по рядам)

И.п. зимний день И.п зимнее утро И.п. зимняя погода

Р.п. зимнего дня Р.п. зимнего утра Р.п. зимней погоды

Д.п. зимнему дню Д.п. зимнему утру Д.п. зимней погоде

В.п. зимний день В.п. зимнее утро В.п. зимнюю погоду

Т.п. зимним днём Т.п. зимним утром Т.п. зимней погодой

П.п. о зимнем дне П.п. о зимнем утре П.п. о зимней погоде

7. Работа по учебнику (Стр.113,упр195)

– Прочитайте отрывок из рассказа В. Драгунского. Каким выражением были

«ошарашены» ученики? Какие ошибки они допустили?

-Напишите это выражение. Подчеркните орфограммы. Разберите по членам

(Запись на доске -1ученик)

Мы добрались до сч астливого конца. повест, невоскл., распростр.

-Объяснить значение слова -СЧАСТЬЕ.

СЧАСТЬЕ. Происхождение общеславянское, от слова ЧАСТЬ — хорошая часть,

Счастье-счаст-лив-ый, счаст-лив-о, счаст-лив-ец, счаст-лив-чик,

-Посмотрите на образование однокоренных слов. Запомните написание слова.

8. Слайд-Самостоятельная работа. (Взаимопроверка)

-Допиши окончания имён прилагательных:

1 вариант 2 вариант

из родн. села от старш. брата

вдоль пшеничн. поля из тёмн. подъезда

у зубн. врача от резк. ветра

о молод. человеке в большо. сугробе

на пушит. зверька в летн. ночь

в лесн. глушь о ново. мебели

из родн ого села от старш его брата

вдоль пшеничн ого поля из тёмн ого подъезда

у зубн ого врача от резк ого ветра

о молод ом человеке в больш ом сугробе

на пушист ого зверька в летн юю ночь

в лесн ую глушь о нов ой мебели

9. Физминутка. (Слайд -Снежинка)

-Представьте, что пошёл снег.Встаньте, улыбнитесь друг другу, воображаемому снегу. Протяните руки. Ощутите на ладонях пушинки-снежинки.

Правую руку на пояс, левую руку на пояс.

Правую руку на плечо, левую руку на плечо.

Правую руку вверх, левую руку вверх.

Хлопки руками над головой.

-Сели и последим глазками за снежинкой.

10. Работа в группах. (Слайд)

Дополни предложения подходящими по смыслу прилагательными.

Обозначь падеж, выдели окончание.

На ___________ небе светило ___________ солнце.Его лучи скользили по

____________ снегу и слепили глаза __________ блеском.

Казалось, снег посыпали ____________ порошком __________ цвета. Нас

очаровала красота ____________ _____________ дня.

Слова для справок: яркий, чистый, зимний, холодный, розоватый, серебристый,

На чистом небе светило зимнее солнце. Его лучи скользили по холодному снегу

и слепили глаза ярким блеском. Казалось, снег посыпали серебристым порошком розоватого цвета. Нас очаровала красота солнечного зимнего дня.

На чистом небе (П.п.) светило солнце. Его лучи скользили по холодному снегу

(Д.п.) и слепили глаза ярким блеском (Т.п.). Казалось, снег посыпали серебристым порошком (Т.п.) розоватого цвета (Р.п.).

1. Как изменяется имя прилагательное?

а) по родам и падежам

в) по родам, числам, падежам

2. Как определить падеж прилагательных?

а) по окончанию прилагательных

б) по вопросу от существительного к прилагательному

в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное

3. Отметь верные утверждения.

а) Имена прилагательные изменяются по родам и числам

б) Имя прилагательное в предложении является второстепенным членом предложения

в) Имя прилагательное во множественном числе по родам не изменяется

г) Род имен прилагательных зависит от глагола

4. Отметь слова, которые можно отнести к слову ручеек.

5. Раздели слова на три группы (м.р., ж.р., ср.р.)

Смешной, грустная, большое, неживое, громкий, спокойная, прямая, горячее, огромный.

6. Отметь имя прилагательное с окончанием – ом.

а) на низк… потолке

в) горяч… сердцем

г) больш… бассейном

7. Отметь строки, в которых неверно написаны окончания имен прилагательных.

а) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем.

б) Вечерние новости, домашнее задание, домашнее животное.

в) Ранний осенью, зимней денек, домашнее животные

8. В каких сочетаниях слов прилагательное лишнее?

б) молодой юноша

в) тревожное небо

11. Подведение итогов урока:

– Какую цель вы поставили в начале урока?

-Выполнили вы цель?

-Как проверить правильность написания безударных окончаний имён прилагательных?

(Надо найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное, от него поставить вопрос к прилагательному и по нему определить, какое окончание следует писать.Но есть несоответствие: после мягких согласных пишутся другие буквы,их нужно запомнить.)

12. Домашнее задание: стр.115 упр.197

Перед вами предложены карточки с разным уровнем заданий. Выберите карточку, с которой вы можете справиться дома.

1. Среди данных слов подчеркни только имена прилагательные.

Год, нашел, глубокий, крохотный, малыш, ласковый, спасать, красивый, маленький, глубина, красота, ласкать.

2. К именам сущ. напиши эти имена прилагательные. Определите род, число, основу.

3. Если есть желание, выбери два словосочетания, придумай и запиши с ними два предложения, где эти словосочетания употребляются в творительном и предложном падежах.

1. Напиши род и число указанных словосочетаний.

2. Придумай и запиши с этими словосочетаниями предложения, употребляя их в разных падежах (выдели окончание у прилагательных, определи основу и падеж)

1. Подчеркни в каждом предложении имена прилагательные и те имена существительные, к которым они относятся. Вставь окончания у прилагательных, определи род, число, падеж.

Травы и деревья прощаются с жарк.. солнцем.

Пролетело зелен.. лето, наступает золот.. осень.

Поздн.. осенью срезают сочн.. капусту.

2. Исправь ошибки и докажи, что ты прав, определяя у прилагательных род, число, падеж, основу.

По тёмнай улице, свежый ветром, в далеких стране ,о хорошом друге, синие платье.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЕвгений Шумихин

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе.” — Транскрипт:

1 Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе

2 Цель : обобщить знания учащихся о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского, среднего и женского рода в единственном числе.

3 Задачи: Образовательные: закреплять навык правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе, упражнять в склонении имён прилагательных и определении рода и падежа имён прилагательных в единственном числе; способствовать обогащению словарного запаса детей; осознание практической необходимости правильного написания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Развивающие: развивать устную речь учащихся; совершенствовать культуру речи детей, развитие орфографической зоркости, расширение кругозора младших школьников; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету посредством нестандартных заданий. Воспитательные: воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения; воспитание умения работать в коллективе; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ; воспитание бережного отношения к природе.

4 а) Огромный населённый пункт с большим количеством улиц, площадей, проспектов, многоэтажных домов. В нём работают фабрики, заводы, магазины. Каждый такой населённый пункт имеет своё название: Киев, Берлин, Париж, Санкт – Петербург город

5 б) Небольшой населённый пункт. В нём, как правило, несколько улиц в основном с одно- или двухэтажными кирпичными или деревянными домами деревня

6 в) Это место, где человек родился и вырос, где он живёт и трудится, где живут близкие ему люди. Родина

7 г) Один из крупнейших городов мира. Основан в 1147 году Юрием Долгоруким. Главный город нашей страны. Москва

8 д) Каждая страна имеет свой главный город. А как сказать одним словом «главный город страны»? столица

9 е) Какой язык является государственным в нашей стране? русский

10 ж) Любимое дерево нашего народа, воспетое в рассказах, песнях, стихах. У него белая кора с тёмными отметинами. береза

Читайте также:  Животные юга и севера - наглядно-информационный материал по лексической теме

11 Объясните правописание слов. Какой темой можно объединить все эти слова?

13 Что такое Россия наша? Солнце, лес, дыхание пашен, Сад в цвету, где не молкнут пчёлы, И твой дом, и огни твоей школы. Наша Родина – труд и праздник. Сто дорог для тебя самых разных. И любовь твоя к папе и маме, И ты сам – не один, а с друзьями.

14 «Загадочный лес» Назовите имя прилагательное. Какое окончание оно имеет? Почему? Что «приготовил» для вас лес, если он «загадочный»? а) Стоят в поле сестрички – жёлтый глазок, белые реснички.

15 б) На пушистый цветок дунул ветерок. Ой! – и шапка долой.

16 Ромашка, одуванчик, – что это, скажите одним словом? Какие ещё лесные цветы вы знаете? Цветы – частичка нашей природы. Как надо относиться к природе? Какой делают нашу речь имена прилагательные?

17 «Загадочный лес» приготовил для вас рассказ и просит придумать для него название. Слушайте! «Ты встаешь ранним утром. Бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь чудо. В зелёной траве белеет цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Ты вдыхаешь запах нежного цветка. Это подарок русского леса».

18 Ландыш. Ты встаешь ранним утром. Бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь чудо. В зелёной траве белеет цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Ты вдыхаешь запах нежного цветка. Это подарок русского леса. * Определите падеж имён прилагательных. * Выделите окончания. * Как определить падеж имени прилагательного?

19 Физминутка: Давайте представим, что мы – лесные цветы. Повторяйте движения за мной. Нежный, маленький бутон – Туго-туго свёрнут он. Солнце луч к нему протянет, И цветок ромашкой станет

20 Составьте словосочетания. Поставьте их в Р.п., Д.п.,Т.п.,П.п. брусникаголубика земляника клюква «Ягодная поляна»

21 Животный мир леса Какие животные обитают в наших лесах? Узнай животное. Вспомните русские народные сказки с этими животными.

22 МВДЕЬЕД «Пошел старик по сусекам грести, по лукошкам мести…» Колобок спел песню для доброго медведя.

23 саил «Дед слез с воза, подошел, а лисичка не ворохнется, лежит, как мертвая…» Подошел дед к хитрой лисе.

24 блкеа «Белка песенки поет, да орешки все грызет…» Корабельщики любовались забавной белкой.

25 цазя « У зайца избушка была лубяная, а у лисы ледяная». Выгнала лиса бедного зайца из избушки.

26 Научился – Затрудняюсь – Не умею – Оцени свои знания

Рабочая программа по курсу «Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников» для обучающихся 1-го класса общеобразовательного обучения
рабочая программа по логопедии (1 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
raboch.progr_.-onr.docx40.2 КБ

Предварительный просмотр:

НРМОБУ «Усть-Юганская СОШ»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

На МС Зам.директора по НРМ Директор школы

Протокол №___от____2016г. ________ ________/Белкина А.В.

по курсу «Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников»

для обучающихся 1-го класса общеобразовательного обучения

Учитель-логопед 1 квалификационной категории

на 2016-2017 уч.гг.

Пояснительная записка. Актуальность.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании», с учетом «Стратегии развития образования ХМАО – Югры до 2020 года», АООПНОО для обучающихся с ТНР. Настоящая программа разработана на основе: инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» /под редакцией АВЯстребова, Т.Б.Бессоновой-М.,1996г. По результатам логопедического обследования детей, поступивших в 1-ые классы, ежегодно выявляется от 33 до 50% учащихся с речевыми нарушениями. Из этой группы детей-логопатов наибольшую группу (в среднем 40-48%) составляют школьники с логопедическим заключением ОНР -3 уровня (общее недоразвитие речи). Для общего недоразвития речи (или по-другому –системного недоразвития речи) характерно недоразвитие всех структурных компонентов. Если таким детям не будет своевременно оказана логопедическая помощь, они в дальнейшем не смогут полноценно овладеть грамотой, вследствие чего возникают вторичные нарушения речи (дисграфия, дислексия), а также дизорфография.

Дисграфия-частичное специфическое нарушение процесса письма, дислексия- частичное специфическое нарушение процесса чтения, дизорфография-неумение применять правила правописания.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального школьного образования в разделе требований к метапредметным результатам освоения программы перечислен ряд требований:

развитие коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных сфер. Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений, таким образом возникла необходимость реализация проекта программы по коррекции и развитию устной и письменной речи школьников с ОНР-3 уровня.

Проект программы составлен на основе программы Филичивой Т.Б., Чиркиной Г.В.,Тумановой Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»

В проекте рабочей программы определены целевые ориентиры, основные задачи на осуществление коррекции речии формирование УУД.

Цель программы . Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной общим недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы . Каждый этап коррекционной работы по устранению ОНР решает ряд специфических задач:

  1. устранение дефектов звукопроизношения;
  2. формирование фонематических процессов;
  3. уточнение и расширение лексического запаса;
  4. формирование грамматического строя речи;
  5. формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

  1. активизация речевой деятельности учащихся;
  2. развитие коммуникативных навыков;
  3. формирование просодической стороны речи;
  4. активизация внимания, памяти, мышления;
  5. развитие мелкой пальцевой моторики;
  6. развитие языковой интуиции;
  7. индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы . Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.

I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

II этап программы «Развитие лексико-грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):

3 период. Формирование грамматического строя речи.

4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.

III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:

5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.

Особенности планирования коррекционной работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I этапа – упорядочения фонетико-фонематической стороны речи – начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И наоборот, во время прохождения программного материала II и III этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи.

Работа по периодам внутри этапа протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука).

Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

Сроки реализации программного материала . Программа по коррекции ОНР III –IV уровня рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с подгруппами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

С 15 сентября до начала третьей четверти (18 недель) – реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 36 занятий (часов), занятия проводятся 2 раза в неделю.

С начала третьей четверти до 15 мая (11 недель) – реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает 22 занятий (часов), занятия проводятся два раза в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 58 занятий (часов) (29 недель).

В программу включено календарно-тематическое планирование занятий, на которые отводится 3 часа в неделю.

С 15 сентября до середины третьей четверти (19 недель) – реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 57 занятий (часов), занятия проводятся 3 раза в неделю.

С середины третьей четверти до 15 мая (10 недель) – реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает 30 занятий (часов), занятия проводятся 3 раза в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 87 занятий (часов) (29 недель).

Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д.

Область применения программы . Несмотря на то, что программа предназначена, прежде всего, для устранения ОНР, ее можно использовать и для коррекции других речевых нарушений, входящих в структуру ОНР. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность. Поэтому данная программа подойдёт для коррекции следующих нарушений:

  • фонетического недоразвития (ФН). Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии.;
  • для коррекции фонематического недоразвития речи (ФНР), дислексии на фоне ФНР. Сроки коррекции: 0,5 – 1 учебный год;
  • фонетико-фонематичсекого недоразвития речи (ФФНР), дислексии на фоне ФФНР. Сроки коррекции: 0,5-1 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией, сроки могут продлиться до 2 лет.

Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.

К концу первого этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

  1. строение артикуляционного аппарата;
  2. акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
  3. о значении правильного дыхания;
  4. основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Обучающиеся должны уметь:

  1. четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
  2. называть отличия гласных и согласных звуков;
  3. правильно обозначать звуки буквами;
  4. производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
  5. дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
  6. определять место ударения в слове;

К концу второго этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

  1. значения многих лексических единиц;

Обучающиеся должны уметь:

  1. пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
  2. составлять предложения, пользуясь различными частями речи;
  3. грамматически правильно связывать слова в предложении;
  4. пересказывать текст;
  5. составлять текст на определенную тему.

Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции системного недоразвития речи I уровня у ученика 1 класса с умеренным интеллектуальным нарушением

Руководитель методического объединения учителей

от «___» ____________ 20__ г.

Заместитель директора по УВР ___________________________

«___» _______________ 20__ г.

от «___» _____________ 20__ г.

логопедической работы по коррекции системного недоразвития речи I уровня у ученика 1 класса с умеренным интеллектуальным нарушением

Рассмотрено на заседании педагогического совета

от «___» _____________ 20__ г.

Данные ребенка:

ФИО:___ __________ ________________________________________________

Дата рождения:__ _________ _________________________________________

Заключение ПМПК:__ ФГОС О УО Приказ № 1599, вариант 2 .____________

Логопедическое заключение: _ Системное недоразвитие речи I уровен ь.____

Пояснительная записка

Индивидуальная программа логопедической работы предназначена для коррекции системного недоразвития речи I уровня у ребенка с умеренным интеллектуальным нарушением.

Индивидуальная программа составлена с учетом особенностей и возможностей ребенка, а также с опорой на:

пропедевтичский этап программы по развитию родной речи С.В. Комаровой – Примерная программа обучения детей с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития. Родная речь.

Кириллова Е.В. «Логопедической работы с безречевыми детьми». – М.: ТЦ Сфера, 2011;

Башинская Т.В., Пятница Т.В. «Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна». – М.: Белый ветер, 2008.

Рабочая программа соответствует общедидактическим и специальным принципам :

Онтогенетический принцип. Рабочая программа учитывает закономерности развития детской речи.

Принцип научности. Используемые коррекционные и оздоровительные мероприятия научно обоснованы.

Принцип систематичности и последовательности. Содержание рабочей программы выстроено в определенной логической и методической последовательности.

Принцип доступности предполагает. Предъявляемый материал соответствует интеллектуальному и речевому развитию ребенка.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Коррекционно-развивающий процесс построен с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Принцип развития. Коррекционно-развивающая деятельность построена с учетом зоны ближайшего развития.

Основной целью индивидуальной логокоррекционной программы является активизация речевой деятельности, позволяющей ребенку выражать свои эмоции, состояния, просьбы при помощи доступных речевых единиц.

Задачи индивидуальной логокоррекционной программы:

развивать общую и артикуляционную моторику, движения кистей рук, пальцев;

развивать графические умения в ходе выполнения различных по характеру упражнений: рисование, раскрашивание, обведение и др.

учить слушать, следить за мимикой и движением педагога, выполнять задание по показу, по словесной инструкции;

развивать умение дифференцировать неречевые звуки окружающей среды, выделять речевые звуки среди звуков окружающей среды;

развивать речь и познавательную деятельность за счет уточнения и расширения представлений об окружающей действительности;

выработать умение производить действие в момент голосовой реакции и произносить звук в момент действия;

вызывать интерес и внимание к собственной «речи» – способность воспроизводить громкие и тихие, высокие и низкие звуки, возможность издавать различные звуки, изменяя положение губ и языка.

Логокоррекционная работа включает в себя работу по нескольким направлениям: развитие коммуникации; активизация речевой и познавательной деятельности; развитие фонематического слуха; развитие графических умений.

По каждому направлению определен целый комплекс задач (основные и системные). Системные задачи определяют последовательность работы при реализации основной задачи направления развития. Основные задачи носят регулярный характер, т.е. данные задачи реализуется на каждом занятии. Реализация системных задач временными рамками не ограничена. Педагог, ориентируясь на освоение ребенком программы, определяет переход от одной задачи к другой, от формирования одного умения, навыка к формированию другого.

Все направления работы взаимосвязаны, проводятся интегрировано, с обязательным речевым сопровождением взрослого и стимуляцией речевой активности ребенка. Работа по направлениям подчинена определенной лексической теме. Комплекс упражнений по каждой лексической теме подбирается в соответствии с индивидуальными достижениями ребенка.

Занятия по речи планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. Гибкость программы предполагает, что темп прохождения материала замедляется или увеличивается в зависимости от возможностей ребенка.

Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю, по 30 минут.

Учебно-методический план.

Логокоррекционная работа осуществляется с опорой на тематическое планирование. За основу в тематическом планировании взяты лексические темы. Одна лексическая тема изучается на протяжении двух недель – 4 занятий. В начале учебного года отводится по 4 занятия на диагностику, в середине и в конце учебного года на диагностику отводится 2 занятия. В начале учебного года диагностика проводится с целью выявления зоны актуального и ближайшего развития. В середине учебного года диагностика проводится с целью выявления динамики в развитии ребенка. По результатам диагностики, проведенной в середине учебного года, корректируется программа развития ребенка.

При работе над лексической темой осуществляется знакомство с окружающим миром, выявляются особенности предметов, объектов и их взаимодействие, активизируется речевая деятельность ребенка.

Рабочая программа по преодолению СНР для 1 класса

Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной системным недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной работы по устранению СНР решает ряд специфических задач:

  1. устранение дефектов звукопроизношения;
  2. формирование фонематических процессов;
  3. уточнение и расширение лексического запаса;
  4. формирование грамматического строя речи;
  5. формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

  1. активизация речевой деятельности учащихся;
  2. развитие коммуникативных навыков;
  3. формирование просодической стороны речи;
  4. активизация внимания, памяти, мышления;
  5. развитие мелкой пальцевой моторики;
  6. развитие языковой интуиции;
  7. индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы. Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.

I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

II этап программы «Развитие лексико-грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):

3 период. Формирование грамматического строя речи.

4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.

III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:

5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по преодолению СНР для 1 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубковская средняя школа» Ярославского Муниципального района

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол метод. объединения Директор школы Сухова Н.Н.

1 от 28.08.2015 Приказ №__________от__________

Руководитель Фролова И.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по преодолению системного недоразвития речи у обучающихся 1 классов на 2015-2016 учебный год

Разработчик программы

учитель-логопед

Емельяновой Е.В.

2015-2016 уч. год

Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основе «Программы коррекционной работы со школьниками с ЗПР» П.Д. Лебедевой.

Одним из важных показателей успешного обучения ребенка в школе является его речевое развитие, которое не всегда соответствует возрастному уровню развития школьника.

В настоящее время у некоторых детей отмечается замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами, называемое задержкой психического развития (ЗПР). Одним из главных клинических признаков ЗПР по М. Ш. Вроно является запаздывание развития основных психофизических функций: моторики, речи, социального поведения. При ЗПР отмечается системное недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья. Несформированность данных компонентов речи является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме.

Таким образом, дети, у которых отмечается СНР нуждаются в систематических логопедических занятиях.

Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной системным недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной работы по устранению СНР решает ряд специфических задач:

устранение дефектов звукопроизношения;

формирование фонематических процессов;

уточнение и расширение лексического запаса;

формирование грамматического строя речи;

формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

активизация речевой деятельности учащихся;

развитие коммуникативных навыков;

формирование просодической стороны речи;

активизация внимания, памяти, мышления;

развитие мелкой пальцевой моторики;

развитие языковой интуиции;

индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы. Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.

I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

II этап программы «Развитие лексико-грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):

3 период. Формирование грамматического строя речи.

4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.

III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:

5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.

Особенности планирования коррекционной работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I этапа – упорядочения фонетико-фонематической стороны речи – начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И наоборот, во время прохождения программного материала II и III этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи.

Работа по периодам внутри этапа протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука).

Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

Сроки реализации программного материала. Данная программа по коррекции СНР рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с подгруппами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

С 15 сентября до начала третьей четверти (18 недель) – реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 36 занятий (часов), занятия проводятся 2 раза в неделю.

С начала третьей четверти до 15 мая (11 недель) – реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает 22 занятий (часов), занятия проводятся два раза в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 58 занятий (часов) (29 недель).

В программу включено календарно-тематическое планирование занятий, на которые отводится 3 часа в неделю.

С 15 сентября до середины третьей четверти (19 недель) – реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 57 занятий (часов), занятия проводятся 3 раза в неделю.

С середины третьей четверти до 15 мая (10 недель) – реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает 30 занятий (часов), занятия проводятся три раза в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 87 занятий (часов) (29 недель).

В программу включено календарно-тематическое планирование занятий, на которые отводится 1 час в неделю (29).

С 15 сентября до начала второго полугодия (16 недель) – реализация I этапа коррекционной программы – предусматривает 16 занятий (часов), занятия проводятся 1 раз в неделю.

С начала второго полугодия до 15 мая (13 недель) – реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает 13 занятий (часов), занятия проводятся 1 раз в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 29 занятий (часов) (29 недель).

Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения рекомендаций логопеда и т.д.

Область применения программы. Несмотря на то, что программа предназначена, прежде всего, для устранения СНР, ее можно использовать и для коррекции других речевых нарушений. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность. Поэтому данная программа подойдёт для коррекции следующих нарушений:

общего недоразвития речи (ОНР). Сроки коррекции 1-2 учебных года;

фонетического недоразвития (ФН). Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии;

для коррекции фонематического недоразвития речи (ФНР), дислексии на фоне ФНР. Сроки коррекции: 0,5 – 1 учебный год;

фонетико-фонематичсекого недоразвития речи (ФФНР), дислексии на фоне ФФНР. Сроки коррекции: 0,5-1 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией, сроки могут продлиться до 2 лет.

Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.

К концу первого этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

строение артикуляционного аппарата;

акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;

о значении правильного дыхания;

основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Обучающиеся должны уметь:

четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;

называть отличия гласных и согласных звуков;

правильно обозначать звуки буквами;

производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;

дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;

определять место ударения в слове;

К концу второго этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:

значения многих лексических единиц;

Обучающиеся должны уметь:

пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;

составлять предложения, пользуясь различными частями речи;

грамматически правильно связывать слова в предложении;

Рабочие программы логопеда для детей с ОНР

Чеботарева Татьяна, логопед

Часто возникающий вопрос у родителей: “Что такое ОНР?”

ОНР – общее недоразвитие речи у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом, но при этом нарушено формирование всех компонентов речи: фонетика, лексика, грамматика, семантика.

ОНР – показатель (а не болезнь) того, как говорит ребенок.

Диагноз до 3 лет: «ЗРР» – задержка речевого развития.

Диагноз с 3 лет: «ОНР (с дизартрическим компонентом)» , «ОНР III уровня как следствие ММД», «ОНР, III уровень речевого развития на фоне нарушения иннервации речевого аппарата».

При сниженном интеллекте у ребенка с умственной отсталостью I, II, III уровня ОНР вторично и в диагнозе звучит как «Системное недоразвитие речи у ребенка с интеллектуальной недостаточностью».

При ОНР характерно:

  1. Позднее появление речи;
  2. Резко ограниченный словарный запас;
  3. Наличие аграмматизмов;
  4. Проблемы фонетико-фонематического развития речи.
  1. Педагогическая запущенность;
  2. Двуязычие в семье;
  3. Нарушение фонематического слуха из-за снижения физического слуха;
  4. Отсутствие четких дискинезий (ощущений движения артикуляционных органов).

ОНР наблюдается при таких нарушениях речи, как ринолалия, алалия, дизартрия, анартрия. ОНР всегда функционально и не имеет органического генеза.

ОНР, I уровень – самый сложный.

Полное или почти полное отсутствие речи в возрасте, когда у нормально развивающихся детей она уже сформирована. Ребенок с I уровнем речевого развития говорит лепетные слова, обрывки слов, звукоподражания, использует жесты вместо слов. Фразовая речь отсутствует. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова не сформирована. Понимание может быть нарушено и ограничено бытовой ситуацией. Задания вызывают трудности в выполнении. Снижено понимание грамматических категорий: числа существительных и глаголов (где поЮт, где поЁт); рода глаголов прошедшего времени единственного числа (упаЛ – упаЛА); вида глаголов (пишет – написал); пространственного положения предметов ( на, в, под, над, из, из-за).

Вывод: дети с I уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 3 лет при трёхгодичном нахождении в логопедической группе детского сада.

ОНР, II уровень – речевые возможности растут.

Общение осуществляется не только с помощью жестов с лепетными отрывками слов, но и посредством постоянных, хоть и искаженных, слов. Появляются зачатки общеупотребительной речи. В активном словаре появляются названия предметов и действий. Возникает простая фраза из 2-3 слов, увеличивается объем понимания речи. Появляются грамматические категории рода и числа. Воспитывать понимание рода нужно на картинках, лучше всего на примере животных и их детенышей (так ребенок знакомится с уменьшительно-ласкательными суффиксами). На данном уровне все еще отсутствует согласование существительных с прилагательным. Улучшается понимание речи. Произношение звуков и слов грубо нарушено, звуковой анализ и синтез недоступен.

Вывод: дети со II уровнем речевого развития поступают в логопедическую группу с 4 лет сроком обучения на 3 года.

ОНР, III уровень – бытовая речь более менее развернута, но есть неточное знание и употребление многих обиходных слов.

В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Наблюдаются попытки образовать сложные предложения. Дети начинают пользоваться всеми частями речи, изменяют их по лицам, числам, падежам. Ошибки в падежных окончаниях, смешение форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования не пользуются, нет приставочного образования глаголов. Появляются слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Звукопроизношение нарушено, что создает трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. Понимание обиходной речи хорошее, но иногда проявляется незнание и смешение смысла слов, близких по звучанию.

Вывод: дети с III уровнем речевого развития поступают в логопедическую группу с 5 лет сроком обучения на 2 года.

Программа коррекции ОНР и профилактики смешанной дисграфии и дислексии, обусловленных ОНР и ФФН у учащихся 1 – 4 классов общеобразовательной школы.

Данная методическая разработка представляет собой общую Программу коррекции ОНР и профилактики смешанной дисграфии и дислексии, обусловленных ОНР и ФФН у учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы. Будет полезна учителям-логопедам общеобразовательных школ.

Содержимое разработки

Программа коррекции ОНР и профилактики смешанной дисграфии и дислексии, обусловленных ОНР и ФФН у учащихся 1 – 4 классов общеобразовательной школы.

Общие положения

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в школе, дома, со сверстниками.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения, способностью к общению. Формирование полноценной учебной деятельности также возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения. Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний.

За последние годы среди учащихся, поступающих в первые классы школы, значительно увеличилось число детей с ОНР, а у учащихся 2-4 классов также наблюдаются различные отклонения в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии и дислексии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечаются смешанные формы дисграфии и дислексии, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза, недоразвитием всех фонематических процессов, несформированностью грамматического строя, крайне небольшим объемом словарного запаса. При смешанных формах дисграфии и дислексии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что подобные нарушения речи почти всегда обусловлены общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

В связи с этим огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы своевременного выявления детей с нарушениями речи, установление причин этих нарушений и разработка системы их коррекции.

Данная программа разработана для обучающихся 1 – 4 классов начальной школы. Коррекционная и профилактическая работа рассчитана на 4 года обучения, на четвёртом году с детьми проводится дублирование наиболее сложного материала для закрепления различных правил грамотного письма и автоматизации необходимых умений и навыков учащихся в рамках программы «Коррекция смешанной дисграфии и дизорфогорафии у младших школьников с общим недоразвитием речи».

В первые два года обучения по данной программе особое внимание уделяется развитию всех фонематических процессов: фонематического восприятия, представления, фонематического слуха, звукобуквенного анализа и синтеза, в 3 и 4 классах больше времени отводится на работу над словом и развитию связной речи. Все темы программы направлены на достижение положительных результатов при изучении курса русского языка, развития речи и коммуникативных навыков в целом. Сведения, которые получают дети на занятиях, в основном систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках русского языка.

Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:

– комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);

– компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);

– поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Таким образом, кроме решения коррекционных логопедических задач, на занятиях осуществляется развитие внимания и памяти учащихся, повышение общей успеваемости, а значит, и успешное становление личности.

Решение всех коррекционных задач позволит повысить учебную мотивацию учащихся, дает возможность повысить уровень владения родным языком.

профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста.

Основными задачами программы являются:

– упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений; – формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы;

– развитие и коррекция языкового анализа и синтеза, фонематического восприятия, слоговой структуры, грамматического строя, развитие словарного запаса;

– развитие речевого и зрительного внимания и памяти, мелкой моторики.

Программа направлена на коррекцию ОНР, на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии и дислексии, обусловленными общим недоразвитием речи фонетико-фонематическим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста предусматривает:

1) выявление и обследование детей с речевыми нарушениями; комплектование групп;

2) устранение нарушений звукопроизношения;

3) профилактика и коррекция дисграфий;

что в свою очередь подразумевает:

1) развитие устной речи;

2) развитие её фонетико-фонематической стороны (произношения, навыка дифференциации фонем, процессов фонематического анализа и синтеза);

3) формирование лексико-грамматического строя речи;

4) развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза, мнезиза и гнозиса;

5) развитие мелкой моторики, тактильногогнозиса;

6) развитие познавательной деятельности (мышления, внимания, памяти);

7) формирование личностных качеств;

8) коррекция социальных отношений (выработка единых требований к ученику-логопату со стороны учителя, логопеда, родителей; оценивание по психологическим параметрам; создание благоприятного психологического климата на уроке).

Логопедическая программа включает в себя:

– работу над словом;

– работу над предложением;

– формирование связной речи;

– работу над слогоритмической структурой слова;

– работу над звукобуквенным анализом и синтезом;

– отработку программных, грамматических тем.

При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии симптоматика речевых нарушений сглаживается и исчезает, что способствует улучшению успеваемости детей.

Примечание: программа коррекции рассчитанная на 1-4 года, в зависимости от структуры и тяжести нарушения, для успешности требует совместной работы логопеда, учителей и родителей.

С учащимися проводятся групповые (3-6 человек), индивидуально-групповые и индивидуальные логопедические занятия.. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года.

Эффективность использования данной программы заключается в том, что по окончании курса обучающиеся должны выйти на уровень, предъявляемый ФГОС к речи обучающихся 4 – 5 классов.

Ссылка на основную публикацию