Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (232,4 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: формировать навык правописания окончаний -ой, -ей имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

Задачи урока:

  1. Развивать умение распознавать падеж имени прилагательного; повторять изученные орфограммы.
  2. Развивать познавательный интерес учащихся, внимание, орфографическую зоркость.
  3. Воспитывать внимательного читателя.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока

I. Организационный момент. Объявление темы урока.

…ая задачаИ
…ой коровыР
по …ой тропинкеД
…ую странуВ
…ой бородойТ
на …ой полянкеП

Что объединяет эти словосочетания? (эти словосочетания женского рода в единственном числе)

Определите падеж имен прилагательных.

В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? (В родительном, дательном, творительном и предложном)

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Для знакомства с новой темой мы сегодня отправимся в Страну невыученных уроков, о которой читали на уроках литературы. Во-первых, для того, чтобы помочь Вите Перестукину исправить все ошибки по русскому языку, а во-вторых, чтобы усвоить новое правило и самим ошибок не допускать!

II. Чистописание.

III. Работа по теме урока.

– Повторение изученных орфограмм. Для того, чтобы попасть в Страну Невыученных уроков, Вите нужно было сказать волшебные слова. Нам же нужно вставить пропущенные буквы, объяснив орфограммы.

Ты л…ти, футбольн… мяч…,
Не вприпрыжку и не вскачь,
Не сб…вайся на пути,
Прямо в ту стр…ну л…ти,
Где ж…вут ош…бки Вит…,
Чтобы он ср…ди событий,
Полных страха и трево…,
Сам себе помоч… бы смо… .

Мы с вами, отправляясь с Витей в необычную страну, особенно внимательно будем следить за именами прилагательными. Есть ли эта часть речи в волшебных словах? (футбольный, полных)

Что такое имя прилагательное?

Как изменяются имена прилагательные? (по родам, падежам и числам)

Футбольный –стоит в форме мужского рода, единственного числа, именительного падежа.

Полных – стоит в форме множественного числа, родительного падежа.

Итак, мы с вами за Витей Перестукиным попали в Страну невыученных уроков. Какое правило ему пришлось вспомнить, чтобы Знаки открыли ворота Замка Глагола Повелительного наклонения? А нам нужно для этого из текста на ваших карточках найти словосочетания (существительное + прилагательное) женского рода, списать их, определить падеж прилагательных.

Мы шли по лесной тропинке. Вдали показался высокий холм. Мяч обогнул его и скрылся. Мы очень испугались и бросились вдогонку за ним. За холмом мы увидели большой замок с высоченными воротами и каменным забором. Я присмотрелся к забору и заметил, что он состоит из огромных переплетающихся букв.
В глубине зала на высоком стуле сидел старик с белыми волосами и белой бородой. Если бы он держал в руках маленькую елочку, его можно было бы принять за Деда Мороза. Белый плащ старика был расшит блестящим черным шелком. Когда я хорошенько рассмотрел этот плащ, то увидел, что он весь вышит знаками препинания.
Возле старика вертелась сгорбленная старушка со злыми красными глазками.
По лесной тропинке (Д.п.), маленькую елочку (В.п.), сгорбленная старушка (И.п.).

Работа над определением падежа им.прилагательного, правописания окончания. Замок открыт! Вспомните, с какими орфограммами не справился Витя? Можем ли мы ему помочь? (Мальчик хотел есть, но не смог написать правильно слова)

Спишите, вставьте окончания, определите падеж.

Витя думал о любительской колбасе (П.п.), просил и полтавской колбасы (Р.п.). Он был бы рад и горячей булочке (Д.п.). Кузя мечтал о свежей рыбке (П.п.) с вкусной сметаной (Т.п.).

В каких падежах окончания прилагательных одинаковое? (В родительном, дательном, творительном и предложном)

Как определить падеж прилагательного? (По падежу существительного определить падеж прилагательного)

Вите мы помогли и здесь, пора покидать Замок Глагола Повелительного наклонения. Что для этого сделал Витя? (поставил запятую в приговоре «Казнить нельзя помиловать»)

Так же поступим и мы. Расставьте знаки препинания, у прилагательных определите род, падеж.

IV. Физкультминутка.

V. Словарно-орфографическая работа.

Чтобы помочь Вите Перестукину решить следующие проблемы, вставьте прилагательные, подходящие по смыслу. Спишите, определите падеж, выделите окончание.

Мы шли мимо русла …. речки.Злобная
Ему было жарко в своей … шубе.Высохшая
Гонщик своей … болтовнёй мешал мне думать.Почтовая
Никогда я не встречал такой … коровы.Белая
В кабинет вошёл опричник с … сумкой на плече.Противная

Морфологический разбор имени прилагательного из последнего предложения.

  1. С сумкой (какой?) почтовой – прил.
    Н.ф. – почтовый
  2. Пост.: разряд;
    Непост.: ед.ч., ж.р., Т.п.
  3. С сумкой (какой?)

О каких Витиных ошибках вам напомнили эти строки?

А вы не сделали в своей работе ошибок? Какие окончания прилагательных написали?

Вы показали себя очень внимательными читателями и учениками на уроке, помогли Вите Перестукину, и в знак благодарности Витя предлагает Вам разгадать кроссворд, чтобы узнать, кто помог ему вернуться домой.

  1. Она раньше в самом деле была зверем, пока один добрый волшебник на уроке не объявил её птицей.
  2. Дерево, на котором росли вилки, ножи, ложки.
  3. На поясе у него болтались большие ножницы, а на шее висел сантиметр.
  4. Хозяин Замка в Стране Невыученных уроков.
  5. Ему навстречу прошла старушка много тысяч километров.
  6. Скрюченное дерево распрямило сухие ветки и превратилось в сморщенную, худую старуху в рваном платье.
  7. Рыжая кошка, которая говорила: «Ради дружбы отдам последнюю мышь»
  8. Один из продавцов газированной воды в белом халатике и шапочке.
  9. Её Витя ни разу не ставил на своё место.

VI. Итог урока.

Какова была тема нашего урока? В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? (В родительном, дательном, творительном и предложном) Какие это окончания? ( -ой, – ей) Как определить падеж прилагательного? (По падежу существительного определить падеж прилагательного)

Я желаю вам не делать ошибок ни по математике, ни по русскому языку, чтобы никогда не оказаться самим в Стране Невыученных уроков, о которой вам рассказала Лия Гераскина.

Использованные ресурсы:

  1. Гераскина Л.В Стране Невыученных уроков «Самовар», 1996. Иллюстрации В.А.Чижикова
  2. Гараева Я.Ш. поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой (М. :Дрофа) 4 класс.-М.:ВАКО, 2007.

Безударные падежные окончания имен прилагательных
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Обобщающий урок по теме: “Безударные окончания имен прилагательных” в 4 классе (УМК “Гармония”)

Скачать:

ВложениеРазмер
otkryt.urok_.padezhnye_okonchaniya_imen_prilagatelnyh.docx23.92 КБ
bezudarnye_padezhnye_okonchaniya_imen_prilagatelnyh.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Гармония»)

Тема: Безударные падежные окончания имен прилагательных

  1. – знания об имени прилагательном как части речи;
  2. – умение распознавать имена прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки;
  3. – умение правильно писать окончания имён прилагательных.
  4. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, логическое мышление (умение сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы) навыки самоконтроля и взаимопроверки.
  5. Прививать любовь к русскому языку, к родной природе
  1. Мультимедийная доска, карточки с названиями падежей и частей речи: им.сущ. и им. прил.

1 . Организационный момент.

Учитель. Пусть этот урок принесет нам радость познания .

Я желаю вам успеха.

Учитель. На минутке чистописания сегодня вы отрабатываете безотрывное написание буквосочетания оро (Слайд 1)

Учитель. Вспомните словарные слова с сочетанием оро.

Корова, сорока, воробей, ворона, горох, город

2. Определение темы и постановка целей урока.

Учитель. О чем же мы будем говорить на уроке (Слайд 2)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь .

Учитель. Что же это такое?

Ученик. Имена прилагательные

Учитель. Что же такое имя прилагательное? (Слайд 3)

Учитель. Конкретизируйте тему урока. Над какой проблемой мы работали на последних уроках русского языка?

Ученики. Безударные падежные окончания имен прилагательных. (Слайд 4)

Учитель: Какие цели мы поставим на уроке-закреплении? (Слайд 5)

3. Закрепление, обобщение знаний

Учитель. Давайте вспомним алгоритм написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. (Слайд 6):

  1. Найти имя существительное, которое командует именем прилагательным
  2. Задать вопрос от имени существительного.
  3. По ударному окончанию в вопросе написать букву в окончании имени прилагательного.
  4. Помни о возможных несовпадениях.

Учитель. О каких несовпадениях идет речь?

Ученик. 1. В именах прилагательных мужского рода И.п. окончания

-ый, – ий, -ой под ударением

2. В именах прилагательных м.р. и ср. р. в Р.п. окончания

3. Нет совпадений, когда в слове перед окончанием идет не

твердый согласный, как в вопросе, а мягкий:

Определение окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода (Слайд 7).

у родн… дома дальн… пути

от Черн… моря у весен… солнца

Работа с фразеологизмами

(На доске . Слайд 8). Прочитайте словосочетания. Вставьте в них пропущенные слова.

Принять за (чистую) монету

Принять за правду вымысел, преувеличение

Довести до (белого) каления

Разозлить до предела, до бешенства

Явиться к (шапочному) разбору

Опоздать, явиться, когда все уже закончилось

Как называются эти словосочетания? ( фразеологизмы).

Объясните значение фразеологизмов. Как вы их понимаете?

– Фразеологизмы придают нашим высказываниям выразительность. Они лаконичны и кратки. К какой части речи относятся слова, которые вы вставили во фразеологизмы? (Прилагательным). Докажите. (Отвечают на вопросы какой? какая? и т.д., связаны с существительным).

– Объяснить написание окончаний.

Зарядка для глаз (Слайд 9).

(Работа со всем классом. Все на карточках показывают падеж имен существительных и прилагательных)).

– проклюнулся тоненький росток – В.п.

освещен ярким светом – Т.п.

– в русской народной сказке – П.п.

– о скользкой тропинке – Д.п.

– об интересной книге – П.п.

– у зимнего пальто – Р.п.

– через заснеженные улицы – В.п.

Работа у доски (4 человека).

Записать в два столбика окончания имен прилагательных и существительных из следующих словосочетаний:

Синей полоской, в праздничном наряде, в новой тетради, голосистый соловей, за дальней рощей, белый иней, у Черного моря, нет синего шарфа

Работа у доски выглядит так:

Взаимопроверка в парах и у доски. Оценивание себя по шкале «5 ступенек» (Слайд 10).

Работа по печатной тетради (упр.267 стр.64) (Слайд 11).

Вставить имена прилагательные в нужной форме, задав вопрос от имени существительного, указать падеж (2 чел. у доски).

Работа на доске и в тетради выглядит так:

С ветвей (каких?) мохнатых – Р.п.

Деревьев (каких?) могучих – Р.п.

Хлопьями (какими?) тяжёлыми – Т.п.

В стороны (какие?) разные – В.п.

Пыли (какой?) снежной – Р.п.

Оценивание по шкале «5 ступенек» (Слайд 10).

– Определи слово. (Слайд 12).

Корень от слова водитель

Суффикс от слова весенний

Приставка от слова подкрасить

Окончание от слова удивительный

Получилось слово подводный

Определение частей речи следующих слов:

(класс показывает карточки : им.сущ . или им.прил .)

Столовая посуда – им.прил.

Школьная столовая – им.сущ.

Учительский журнал – им.прил.

Учительская закрыта – им.сущ.

Больной палец – им.прил.

Пришел больной – им.сущ.

Дежурный по классу – им.сущ.

Дежурный полицейский – им.прил.

Лист самооценки. Поставить + или – (Слайд 13).

Я активно работал на уроке.

Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.

Я знаю, что такое имя прилагательное.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.

Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний имен прилагательных.

5. Дом.задание : упр. № 268

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Минута чистописания оро

Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.

Дружит с существительным, подчиняется в Р.,Ч.,П. Имя прилагательное Отвечает на вопросы: к акой? какая? какое? к акие? Часть речи Дает описание предмета , делает речь красочной Обозначает признак предмета

Тема урока: Безударные падежные о кончания и мен прилагательных

Цель: Закрепить: знания об имени прилагательном как части речи. умение распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род, число, падеж. умение правильно писать окончания имён прилагательных и существительных Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, навыки самоконтроля и взаимопроверки.

Алгоритм работы: Чтобы правильно писать безударные окончания Имен прилагательных , надо: (Помни о возможных несовпадениях.) Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное 2. Нужно задать вопрос от имени существительного. 3. По ударному окончанию в вопросе узнай букву.

– ого у родн дома от Чёрн моря – его дальн пути у весенн солнца Родительный падеж м ужского и среднего рода ого ого его его Как ого ?

Принять за монету Принять за правду вымысел, преувеличение Разозлили до предела, до бешенства. Опоздать, явиться, когда уже всё закончилось чист Довести до _________ каления бел Явиться к __________ разбору шапочн ую ого ому Фразеологические обороты

Зарядка для глаз

Упр. 267 (тетрадь) Измени прилагательное по команде главного слова; з адай вопрос, у кажи падеж С ________ ветвей __________ деревьев _________ хлоп . . ми падал снег. Тогда в _________ стороны разл . т ались клубы _________ пыл. . Справочное бюро: тяжелые, мохнатые, могучие ; снежная, разные.

Удивительный окончание Водитель корень Весенний суффикс Групповая работа – Определи слово Подкрасить приставка

1. Я активно работал на уроке. 2. Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся. 3. Я знаю, что такое имя прилагательное. 4. Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных. 5. Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных Лист самооценки

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю открытый урок, который проводила в 4 классе на семинаре директоров. Конспект составлен по учебнику русского языка Зелениной. К уроку прилакается презента.

Урок закрепления. УМК Бунеев Р.Н.Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. Разнообразие форм и методов работы позв.

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы.Цели: 1. Обобщить знания учащихся по теме «Склонение имён прилагательных мужского и .

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой.

Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода». Тема«Правописание безударных падежных окончаний.

Тип урокаПоиск и открытие нового способа действияПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями .

Урок «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных»

Внимание, ребята, подравняйтесь! Здравствуйте, присаживайтесь!

Сообщение целей и задач урока

На сегодняшнем уроке мы закрепим все, что знаем об имени прилагательном, а так же узнаем о правописании безударных падежных окончаний. Откройте тетради, запишите число, классная работа

Актуализация знаний (словарно-орфографическая работа)

Ребята, поиграем в «прятки» – по именам прилагательным «найдите» имя существительное с непроверяемой безударной гласной в корне, запишите его и обозначьте орфограмму:

1. прекрасная, солнечная, морозная

2. сладкий, яблочный, шоколадный

3. белые, легкие, кучевые, пушистые

4. новое, меховое, дорогое, теплое

5. свежая, интересная, ежедневная

А теперь я вам предлагаю существительное, а вы подбираете к ним прилагательные, следуя схеме:

Прил. + сущ. , кстати, что она обозначает?

– она обозначает , что нужно придумать словосочетание, в котором существительное – главное слово, а прилагательное – зависимое

– хорошо, первое существительное метро, далее шампунь, маска, дети.

Отдаленное метро (какое?)

Ароматный шампунь (какой?)

Карнавальная маска (какая?)

Веселые дети (какие?)

Хорошо, давайте разберем прилагательные как часть речи

Отдаленное (метро) – какое? Н.ф. – отдаленный, прил., ед.ч., ср.р., Им.п., опр.

Ароматный (шампунь) какой? Н.ф. – ароматный, прил., ед.ч., м.р., Им.п., опр.

Карнавальная (маска) – какая? Н.ф. – карнавальный, прил., ед.ч., ж.р., Им.п., опр.

Веселые (дети) – какие? Н.ф. – веселый, мн.ч., Им.п., опр.

Почему определено именно так? Почему в прилагательном веселые не определены род и число?

-потому что имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится. А во множественном числе род и число у прилагательного не определяется

– хорошо, все верно!

А теперь все внимание на доску:

Выражает законченную мысль

Наз. предмет, признак, действие

Наз. предмет, признак, действие, но более конкретно

Соедините стрелками подходящие по смыслу графы таблицы, так, чтобы у вас получился рассказ

На доске появляется плакат «Слово. Словосочетание. Предложение»

Кто-то делает у доски с объяснением

Откроем учебник на странице 40. Прочитайте название 12 раздела. Давайте ответим на вопросы раздела:

Расскажите, как нужно действовать, чтобы правильно написать гласную в безударном окончании прилагательного? Сколько шагов будет в алгоритме?

Сначала находим сущ. (ГС) и зависимое от него прилагательное (ЗС)

Задаем вопрос от сущ. к прил.

Выделяем окончание в слове-вопросе

Пишем соответствующее окончание в прилагательном

Хорошо, но почему в некоторых прилагательных, несмотря на то, что в вопросе окончание – им, пишется окончание –ым?

В этом случае, ребята, нужно обращать внимание на согласный, который предшествует окончанию! Если звук мягкий – то пишем -им в окончании, если звук твердый, то окончание – ым !

Можно ли сказать, что безударные гласные в окончаниях существительных и прилагательных пишутся одинаково?

– безударные гласные в окончаниях существительных нужно проверять ударными в том же склонении (н/п: по травинке – по луне). Безударные гласные в окончаниях прилагательных проверяются словами-помощниками (вопросами) с ударными окончаниями, значит, можно сказать.

Новая тема на основе имеющихся знаний об имени прилагательном и безударных окончаний имен существительных (дидактический метод)

Раздаю заранее подготовленный алгоритм на каждую парту

Теперь применим все, что мы вспомнили и узнали на уроке, выполним упражнение 216 на стр.40. Внимательно посмотрите на образец

1.настоящим (каким?) летом

2.красноватым (каким?) цветом

3.чешуйчатым (каким?) цветом

Вывод: в первом случае окончание такое же как и в слове-помощнике, а в двух других окончание отлично, так как оно стоит после твердого – т

Внимание на доску

Объясните, что значит эта схема:

– в прилагательных м.р. и ср.р. Р.п. пишутся окончания – ого, – его , но не – ово !!

– Хорошо, запишите словосочетания хороший день и глубокое озеро в Р.п.

Следующее упражнение 217, выполняем устно (по алгоритму)

Упражнение 218 ( как в образце 216)

1.узкие (какие) улицы

2. татарского (какого) базара

3.темно-синюю (какую) тень

4.зубчатым (каким) узором

5. в лунном (каком) свете

6. низкими (какими) стенами

7. на дальних (каких) окраинах

1. Ребята, с какой орфограммой мы работали на уроке? Как её выделяют в тексте?

– мы работали с орфограммой безударная гласная в падежном окончании имени прилагательном. Нужно выделить окончание и подчеркнуть безударную гласную

2. Что нужно сделать ,чтобы не сомневаться какую гласную писать в окончании имени прилагательного?

– Для этого нужно задать вопрос, он будет являться словом-помощником

Хорошо! Ребята, которые сегодня работали у доски, дневники мне на стол. Запишите домашнее задание:

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Февраль 2020

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Янв
12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829

Правописание безударных падежных окончаний

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе

Падежные окончания имён существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения

Падежи 1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
И. п.-а, -я, -о, -е, -ё(нулевое)
Р. п.-ы, -и-а, -я
Д. п.-у, -ю
В. п.-у, -юодуш. – как в Р. п. неодуш. – как в И. п.(нулевое)
Т. п.-ой (-ою)
-ей (-ею)
-ом, -ем, -ём
П. п.

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

1-й способ 2-й способ
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание имени существительного этого склонения в нужном падеже
Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же типа склонения и в том же падеже
письмо (кому?) бабушк[е] (1-е скл., Д.п., ед.ч., [-е]);
поступать (по чему?) по совест[и] (3-е скл., Д.п., ед.ч., [-и])
Думал о Родин[е] (о земл[é]);
деревья в ине[е] (в серебр[é]);
увидел в проруб[и] (в степ[и])

Безударное падежное окончание имени существительного – это орфограмма.

Обратите внимание! Как следует рассуждать при обосновании написания безударного падежного окончания имени существительного осина, употреблённого в творительном падеже?

1. Определяю падеж имени существительного осиной; для этого ставлю к нему вопрос от того слова, с которым оно связано по смыслу: вырос (под чем?) под осиной – творительный падеж; определяю склонение: осина – существительное женского рода, имеет в начальной форме окончание [-а] 1-го склонения; вспоминаю: существительное 1 -го склонения в творительном падеже имеет окончание [-ой ] или [-ей ], значит, в слове осиной надо писать окончание [-ой ].

2. Определяю падеж имени существительного осиной; для этого ставлю к нему вопрос от того слова, с которым оно связано по смыслу: вырос (под чем?) под осиной – творительный падеж; определяю склонение: осина – существительное женского рода, имеет в начальной форме окончание [-а] — 1-го склонения; подбираю существительное 1-го склонения в творительном падеже с ударным окончанием (под сосной), значит, в слове осиной надо писать окончание [-ой].

Именительный и винительный падежи

И. п.кто? что?Нет предлоговПодлежащее
В. п.кого? что?Предлоги: о, в, на, про, под, за, сквозьВторостепенный член
Есть: девочка, земля, небо, брат, дом, тень
Вижу: девочку, землю, небо, брата, дом, тень
ВопросыПредлоги Окончания
кого? чего?
откуда?
где?
от, до, с
из, без, у
для, около
1-е скл.: -и, -ы
2-е скл.: -а, -я
3-е скл.:
Роль в предложении: второстепенный член. Ударные и безударные окончания пишутся одинаково:
нет (кого? чего?) земл[и], пустын[и|; кон[я], олен[я]; дрозд[а], дятл[а]; рж[и], нефт[и]

Обратите внимание! В родительном падеже в единственном числе некоторые имена существительные мужского рода могут иметь наряду с окончанием -а (-я) окончание -у(-ю). Обычно эти имена существительные обозначают часть какого-либо вещества (стакан сахару, охапка хворосту, кисть винограду) и употребляются в разговорной речи.

ВопросыПредлоги Окончания
кому? чему?
где? куда?
к, по1-е скл.:
2-е скл.: -у, -ю
3-е скл.:
Роль в предложении: второстепенный член. Ударные и безударные окончания пишутся одинаково:
рад (кому? чему?) сестр[е], дедушк[е]; кольц[у], друг[у], корабл[ю], приятел[ю]; любв[и], помощ[и]
ВопросыПредлоги Окончания
кем? чем?
где? куда?
с, за, под,
над,
1-е скл.: -ой(-ою), -ей (-ею)
2-е скл.: -ом, -ем, -ём
3-е скл.:
Роль в предложении: второстепенный член.
Ударные и безударные окончания пишутся одинаково:
доволен (кем? чем?) игр[ой] (игр[ою], книг[ой] (книг[ою]), зерн[ом], зеркал[ом], мебель[ю];
любовался (кем? чем?) зар[ёй] (зар[ёю]), рощ[ей] (рощ[ею]), журавл[ём], мор[ем]; облак[ом], сирень[ю]

После шипящих и ц под ударением в окончаниях имён существительных в творительном падеже пишется буква о, а без ударения – буква е: врач[ом] — задач[ей], птенц[ом] — птиц[ей].

ВопросыПредлоги Окончания
о ком?
о чём?
где?
о (об), в,
на, при
1-е скл.:
2-е скл.:
3-е скл.:
Роль в предложении: второстепенный член.
Ударные и безударные окончания пишутся одинаково:
думаю (о чём?) о земл[е], о Родин[е]; о сел[е]; о дом[е];
быть (где? в (на) чём?) в степ[и], на ладон[и]
Всегда употребляется с предлогом

Обратите внимание! Предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются с букв а, о, у, э, и: об арене, об отце .

Обратите внимание! У некоторых имён существительных с предлогами в и на допускаются две формы предложного падежа с двумя разными ударениями:
дуб — на ду́бе и на дубу́
отпуск — в о́тпуске и в отпуску́
чай — в ча́е и в чаю́

интернет проект BeginnerSchool.ru

Сайт для детей и их родителей

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже.

Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо найти в предложении существительное, к которому относится это прилагательное и определить его род и падеж. Затем вспомнить окончание прилагательного в этом падеже. Далее сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.

Дятел угощался вкусными шишками ели . → угощался (чем?) шишками ТП, шишками (каки ми ?) вкусны ми .

Прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ый , -ий .

Мужской род : как ой ? -ой , -ый , -ий : лих ой , смел ый , велик ий

Средний род : как ое ? -ое , -ее : бел ое , син ее

Пример: В цирке был веселый клоун . → был (кто?) клоун ИП , клоун (как ой ?) смел ый . м.р. ИП

Прилагательное мужского и среднего рода в родительном падеже отвечают на вопрос какого? и имеют окончания -ого , -его : ближн его , весел ого .

Сережа позвал своего любимого щенкапозвал (кого?) щенка РП , щенка (как ого ?) любим ого . м.р. РП

Прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос (какому?) и имеют окончания -ому , -ему : красив ому , ближн ему .

Мы подъехали к красивому зданию . → подъехали (к чему?) к зданию ДП , зданию (как ому ?) красив ому . с.р. ДП

Прилагательное мужского и среднего рода в творительном падеже отвечают на вопрос (каким?) имеют окончание -ым , -им : хорош им , весел ым .

Самолет летел над огромным городом . → летел над (чем?) городом ТП , городом (каким?) огромн ым . м.р. ТП

Прилагательное мужского и среднего рода в предложном падеже отвечают на вопрос (о каком?) и имеют окончания -ом , -ем : о весел ом , о ближн ем .

Я рассказал о любимом писателе . → рассказал (о ком?) о писателе ПП , писателе (как ом ?) любим ом . м.р. ПП

Прилагательные женского рода в родительном , дательном , творительном и предложном падежах , отвечают на вопросы какой? и имеют окончания -ой , – ей . красив ой , старш ей .

Она была веселой девочкой . → была (кем?) девочкой ТП , девочкой (как ой ?) весел ой . ж.р. ТП

В творительном падеже могут быть еще окончания -ою , – ею .

Прилагательные женского рода в винительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания – ую , – юю .

Они пошли на вечернюю дискотеку . → Пошли (куда? на что?) на дискотеку ВП , дискотеку (какую?) вечерн юю . ж.р. ВП

Спасибо, что Вы с нами!

  1. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 3-х склоненийПродолжим тему склонения имен существительных. В предыдущих статьях мы разобрали.
  2. Части речи – имя прилагательноеПродолжим разбирать части речи и сегодня поговорим об имени прилагательном.
  3. Склонение имен прилагательныхСегодня мы поговорим о склонении имен прилагательных. Для тех, кто.
  4. Склонение имен существительныхИзменение слова по числам и падежам называется склонением. В этой.
  5. Множественное число имен существительныхПродолжаем изучать имена существительные и тема этой статьи имена существительные.

Понравилась статья – поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

Презентация “Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных” 4 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте,

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Прекрасная, солнечная, морозная _____________________

Сладкий, яблочный, горячий, шоколадный ______________

Новое, меховое, дорогое, теплое ___________________

Белые, легкие, пушистые, кучевые _____________________

Свежая, интересная, ежедневная, русская ______________

-Какое слово здесь лишнее.

По именам прилагательным найдите имя существительное с непроверяемой буквой безударного гласного в корне, запишем его, обозначим орфограмму.

Вот хорош. рецепт: столов. ложку липов. цвета заварить в обычн. стакане. Выпить настой горяч. Петя.

-Что сократил Петя в своем сообщении?

-Что нужно знать, чтобы записать текст полностью?

Определяем основной вопрос урока.

Запомнить: в окончаниях прилагательных после букв мягких согласных пишутся другие буквы.

у – ю о – е а – я и – ы

Расскажи, как нужно действовать , чтобы правильно написать букву гласного в безударном окончании прилагательного. Определим «шаги» в алгоритме.

Вспоминает то, что знаем

1.Найти в предложении словосочетание сущ.+прил.

2.Поставить вопрос от существительного к прилагательному.

3.Выделить окончание в слове вопросе.

4.Написать соответствующее окончание в прилагательном.

Запомнить: в окончаниях прилагательных после букв мягких согласных пишутся другие буквы.

-Каким правилом нужно пользоваться при написании безударных падежных окончаний прилагательных?

-Какое правило написания безударных окончаний существительных вы знаете?

-Какие слова будут помощниками для безударных окончаний прилагательных?

Совместное открытие знаний.

    Чем проверяются буквы безударных гласных в окончаниях прилагательных?

Совместное открытие знаний.

Вот хорош. рецепт: столов. ложку липов. цвета заварить в обычн. стакане. Выпить настой горяч. Петя.

Напишите безударные окончания прилагательных. Определите падеж.

Интересн.. экскурсия, в красив.. вазе, занимательн.. путешествие, обширн.. земли, тих.. ребенком.

Напишите безударные окончания прилагательных. Определите падеж.

Интересная экскурсия, занимательное путешествие, обширной земли, сладкими голосами, тихим ребенком.

Измените словосочетания, запишите их в родительном падеже.

1.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

1.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

2.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

2.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

3.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1) п…дкова 2) щ…бетать

3) в светл…м 4) круж.лись

4.Расставьте знаки препинания. Укажите номер предложения, в котором нужно поставить ОДНУ запятую.

1)Все блестит и нежится и радостно тянется к солнцу. 2)Голы и прозрачны становятся сады

рощи леса. 3) Лукошко стояло а кошка дремала. 4) Киты любят чистую воду и льды. 5) Осенью на осинке висят золотые монетки в медь оделся дуб резную оранжевую рубаху набросил клен.

4.Расставьте знаки препинания. Укажите номер предложения, в котором нужно поставить ОДНУ запятую.

1)Все блестит, и нежится, и радостно тянется к солнцу. 2)Голы и прозрачны становятся сады,

рощи, леса. 3) Лукошко стояло, а кошка дремала. 4) Киты любят чистую воду и льды. 5) Осенью на осинке висят золотые монетки, в медь оделся дуб, резную оранжевую рубаху набросил клен.

5.Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.

На новогодних гирляндах сияли (1) и искрились синие(2) красные (3) и зеленые фонарики.

6.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

6.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1.Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. Волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность.

2.Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишневым заревом. Лес темной стеной виднелся вдали. Воздух был свеж и приятен. Лишь ветерок-озорник шевелил кусты и травы.

7.Какой из текстов является текстом – повествования?

Определите основную мысль текста.

Как его можно озаглавить?

-Вспомним тему нашего урока.

-Что вы открыли для себя? Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание прилагательных?

Читайте также:  Домашние птицы - конспект НОД
Ссылка на основную публикацию