Методическое пособие по дифференциации звуков Д-Т

обучение и воспитание детей, сайт для мам и педагогов.

Категории:

О детях

Дифференциация звуков Д — Т

§ развивать слуховую дифференциацию звуков Д и Т;
§ развивать умение соотносить звуки Д, Т с буквами Д и Т;
§ развивать фонематический слух;
§ расширять словарный запас;
§ развивать внимание, логическое мышление;
§ воспитывать самоконтроль.

Материал к занятию

1. Сколько раз в стихотворении встретился звук Д?

Шла Маринка с огорода,
Под кустом нашла удода,
А удод ей — ду-ду-ду!
Жить у вас не бу-бу-ду!

Слов на Д ты встретишь много,
Слов на Д полно вокруг:
Дом, долина, день, дорога,
Доброта, доверье, друг.

Сколько раз в стихотворении встретился мягкий звук Д?

Буква Д — в числе согласных
И, конечно, не напрасно!
Не было б без Д деревьев,
Декабря, дождей, деревни,
Добрых душ, детей и детства.
Буква Д, тебя приветствуем!

Сколько раз в стихотворении встретился звук Т? Сколько раз в стихотворении встретился мягкий звук Т?

Словно ласточка в полете
Размахнула два крыла!
Если взгляните — поймете:
Т ее узор взяла.

Слов на Т есть вереница:

Т — тетрадка,
Т — таблица,
Тайна, темнота, трава,
Птицы есть — тетерева.
Т — такая мастерица,
Можно только удивиться!
Творог, тесто, табуретка,
Телефон, табак, таблетка,
Тишина, тоннель, туман,
Танец, талия, тюльпан!

Звук Д — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку — чувствуется вибрация.

Т — глухой звук, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

2. Проверь себя! Сравни звуки:

§ Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой.
§ Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук Д и глухой Т.

3. Игра «Эхо». Повтори слоги:

Да — та, та — да, да — та — да, то — до — то, ты — ды — ты,

Та — да — та — да, да — та — да — та, да — та — та — да.

4. Назвать первый звук в словах:

Тамара, Дон, дым, тополь, директор, товарищ, трава, дуб, дождь, туман, треугольник, дыня.

5. Определите, какой звук в слове — Д или Т и его место:

Дом, ток, атака, катушка, подарок, садовник, почтальон, про-, давец, художник, погода, борода, ворота, гусятата, вода, вата.

Подумай, на что похожа буква Д? На что похожа буква Т?

Нарисуй эти буквы на песке, на ладошке, в воздухе. Изобрази букву Т. Выложи эти буквы из мелких предметов (например, из семечек, косточек и т. д.)

6. Прочитайте слова с буквой Д, затем с Т.

Работа, город, росток, стебель, редиска, листок, вода, салат, картофель, помидор, природа, борода, свобода, плот.

7. Игра «Кто больше?». Необходимо придумать и записать как можно больше слов: начинающихся на буквы Д, Т; имеющих их в своем составе.

Вставь слова, подходящие по смыслу:
Назовем мы книгу_____________ (том, дом)
Для жилья построим___________ (том, дом)
По реке плывут_______________ (плоды, плоты)
На ветвях висят_______________ (плоды, плоты)
Под Москвой есть город_______ (дверь, Тверь)
В доме открываем_____________ (дверь, Тверь)
Соловей выводит_____________ (трель, дрель)
Слесарь в сеть включает_______ (трель, дрель)

8. Вставь Д зеленым цветом, Т — синим. Записывая слова, проговаривай их вслух по слогам.

За. ача, пого. а, ле. о, кар. ина, свобс.а, горо. а, бе. а, пар. а, мо. ор, яго. ы, заво. ы, лопа. а, боро. а, гнез. о, пе. ушок, . екабрь, . уб.

§ развивать фонематический слух;
§ развивать умение дифференцировать Д, Т в словах, предложениях, связной речи;
§ расширять словарный запас;
§ развивать внимание, логическое мышление, память.

Материал к занятиям.

Вспомни, чем отличаются звуки Д и Т? Какие приемы помогут различать эти звуки?

2. Составь схемы слов, обозначив на них буквы Д, Т. Образец: в слове подарок 7 букв, буква д третья.Схема этого слова:_ _д_ _ _ _ .

Доктор, дыня, точка, люди, уточка, гадюка, тетради, дятел, один, одежда, аромат, медведи, парта, дети.

3. Вставь Д зеленым цветом, Т — синим.Рассуждайте по образцу: так как в слове салаты перед ы четко слышится т, поэтому в слове салат пишу букву т.

Салаты— салат
народы — наро.
портреты — портре.
площади — площа.. .ь
дрозды — дроз.
коты — ко.
заводы — заво.
провода — прово.
клады — кла.
подъезды — подъез.
города — горо.
сады — са.
года —го.
лебеди —лебе. ь
плоды —пло.
льды —ле.
мосты — мос.
медведи — медве.. .ь
походы — похо.
кроты — кро.

Объем задания можно сократить, учитывая индивидуальные возможности ребенка, его работоспособность.

4. Вставить букву Т синим цветом, Д — зеленым. Доказать правильность выбора, подобрав проверочное слово.

Образец рассуждений: в слове дрозд пишу букву д, потому что проверочное слово дрозды, в котором после д стоит гласная буква ы.

Дрозд — дрозды, поле. — . ко. — . прово. — . кла. — . подъез. тру. горо. са. неф. ь, го. верблю. огоро. лебе. ь, запа. све. изгоро. сала. крова. наро. портре. нево. площа. ь, ви. дож. ро. Леони. пло. (из дерева), (сладкий) пло. Ташкен. медвс.ь, бра. гла. ь, мое. хо. паке. похо. парохо. отря.

Какие из этих слов обозначают птиц и животных? Расскажи, что ты о них знаешь.

5. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова1.Напоминаем: записывая, проговаривай слова вслух или шепотом!

Мара. — бра. Давида. Мальчики пошли в похо. . Набрали много Яго. . Полил дож. ь. Посыпал гра. Мара. и Дави. бегут наза. . Вот мое. За ним са. . Вот и родной дом.

У меня есть брат Леони. .Он читает много газе. Бра. любит тру. Он поехал в горо. Брес. на заво. . Прошел го. . Леони. вернулся наза. в Ташкен. .Теперь он студен.

Предложите ребенку самостоятельно выбрать объем работы, сможет ли он выполнить все задания или только часть.

Вот ко. . Он уса. . Ему скоро го. . Ко. вскочил на крова. ь. Увидел портре. и распушил хвос. . Прыг наза. Через порог ко. выскочил в са. . В саду много яго. . Ко. побежал на огоро. . Там дроз. . Улетай, дроз.

После того, как ребенок вставил буквы, напишите один из этих текстов под диктовку.

6. Вставь пропущенные согласные. Укажи проверочные слова.

Ледохо. Ледохо. По реке зима плывет. Ледяную бронь реки Солнце колет на куски. Поднимая жаркий моло. Со всего размаху бьет И уносит зимний холо. К океану ледохо.

7. Письмо по памяти.

Жил в Одессе черный ко.
Он залез на парохо.
С удовольствием в буфете
Съел с колбаской бутербро.

8. Раскрой скобки, объясни свой выбор. Составь 3 предложения с любыми из этих словосочетаний. Проговаривай слова вслух или шепотом!

Висит пло(д,т), цветочный ме(д,т), конный ря(д,т), уважать тру(д,т), кипучий водопа(д,т), тянуть нево(д,т), много звез(д,т), черный дроз(д,т), старый са(д,т), далеко впере(д,т), чудесный арома(д, т), глубокий пру(д,т), тонкий пру(д,т), кус(д,т) сирени, въез(д,т) на мос(д,т), заячий хвос(д,т), косой дож(д,т)ь.

9. Раскрой скобки, докажи правильность своего выбора.

Буде(д,т) хлеб — буде(д,т) и обе(д,т). Важен не обе(д,т), а приве(д,т). Не гла(д,т)ь лоша(д,т)ь рукою, гла(д,т)ь овсом. Плох обе(д,т), когда хлеба не(д,т). Проймет холо(д,т) — появиться голо(д,т). Зелен виногра(д,т) не сладок, моло(д,т) ум — не крепок.

Объясни, как ты понимаешь значение этих пословиц. Попробуй придумать рассказ с одной из этих пословиц.

10. Исправьте, где надо, ошибки, подобрав проверочные слова.

Нидь, огород, портрет, трут, пакет, много блют, хот, народ, клат, клесд, кровадь, полед, изгороть, вид.

Подсказка: ошибки допущены в 9 словах.

§ развивать фонематический слух;
§ вырабатывать дифференциацию Д и Т в словах, предложениях, связной речи;
§ совершенствовать грамматические формы речи;
§ обогащать лексический запас;
§ развивать внимание и память;
§ развивать умение планировать и контролировать свои действия.

Материал к занятиям

Вспомни, какие приемы помогают различать звуки Д и Т.

2. «Ты—учитель». Найди и исправь ошибки нерадивого ученика, объясни, как проверить эти слова.

§ Медветь, клест, брад, борт, нить, пакед, дрозт, (вкусный) плот, (крепкий) плот, (пушистый) кот, завот, провот.

Подсказка: ошибки допущены в 7 словах.

§ Город, сат, нефть, лебедь, кровадь, свет, пароход, народ, портред, плошать, утка, въезт.

Подсказка: ошибки допущены в 5 словах.

3. Вставить Д зеленым цветом, Т — синим.

Рассуждай по образцу: в слове гладок перед о четко слышим д, поэтому в слове гладкий пишем букву д.
Гладок — гладкий
жиденький — жи. кий
деточка —де. ка
посадить —поса. ка
площади — плюща. ка
сладок — сла. кий
блюдечко — блюд. це
находить —нахо. ка
шуточка — шу.. .ка
походочка — похо. ка
чистить — чис.ка
ряды — ря. ком
прятать — пря. ки
редок — ре. ки
ягоды — яго. ки
борода — боро. ка
кровати — крова. ка
короток — коро. кий.

4. Вставить Д, Т, доказать правильность выбора, подобрав проверочное слово.

Образец рассуждения: в слове сладкий пишу букву д, потому что проверочное слово сладенький.

Сладкий — сладенький, шу. ка —. де..ки — . поса. ка, блю. це, ря. ком, ша. кий, пла. ки, оста. ки, гря. ки, де. ский, яго. ка, коро. кий, незабу. ки, боро. ка, крова. ка, заря. ка, запла. ка, ре. кий, пря. ки, ве. хий, чу. кий, нахо. ка, чис.ка, похо. ка, тетра. ка, гру. ка, горо. ки, лоша. ка, площа. ка, закла. ка, гла. кий, жи. кий, шерс. ка.

5. Придумайте 5 словосочетаний с любыми из этих слов.

Жил один садово.
Он развел огоро.
Приготовил старательно гря. ки.
Он принес чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспоря. ке.

6. Раскройте скобки, устно объясните правописание этих слов.Напоминаем: записывая, проговаривай слова вслух или шепотом!

В лесу листопа (д, т). Шишка упала на гла(д, т)кий пенек. Пожелтел низкий кус(д,т). На деревьях ре(д,т)кие листочки. Дни стали коро(д,т)ки. Вода в пру(д, т)у холо(д,т)ная. Не ви(д,т)но рыбаков на ло(д,т)ках, не стоят пала(д,т)ки на берегу. Медве(д,т)ь, полакомившись ме(д,т)ом, уже сла(д,т)ко спит в берлоге.

7. Раскрой скобки, объясни свой выбор.

Мягко стелет, да жес(т, д)ко спать. В чужой ло(д,т)ке всегда больше рыбки. Хорош гос(д,т)ь, когда ре(д,т)ко ходит. Шу(д,т)ке — мину(д,т)ка, делу — час. Сядем ря(д,т)ком, поговорим ла(д,т)ком. И ре(д,т)ко шагает, да твердо ступает. Каков ро(д,т), таков и припло(д,т). О меде хоть го(д,т) думай, во рту сла(д, т)ко не станет. Хвос(д,т) голове не указка. Оста(д,т)ки всегда сла(д,т)ки. Голод не те(д,т)ка, пирожка не даст. С миру по ни(д,т)ке — голому рубашка. Где слова ре(д,т)ки, там они вески. Рыбка мелка, да уха сла(д,т)ка. Поле тру(д,т) любит.

Как вы понимаете значение этих пословиц?

Попробуй придумать рассказ, заголовком которого была бы одна из данных пословиц.

8. Исправь, где нужно, ошибки, объясни правописание этих слов.

Грятки, зарядка, тетрадка, запладка, незабутка, слаткий, грудка, трут, год, брат, . лотка, поход, паладка, шерстка, верблют, дедки, лебетка, объетки, пароход, подъезт, загатка, старость, похотка, изгороть, без ягот, глаткий, лошатка, город, площатка, дедский сат, гладь, вид, реткий, дожть, крот, остатки слатки, брод, запат, рятком, ладком, Леонит.

Подсказка: ошибки допущены в 26 словах.

9. Выборочный диктант. Выписать слова с Д, Т в середине слова, которые требуют проверки.

Дождевая вода была в кадке. Гроза зимой — редкое явление. По озеру скользила парусная лодка. Третья часть учеников класса делала закладки для книг. Овчарка Альма спит в будке. Варенье было слишком сладкое. Бабка за дедку, дедка за репку — вытянули репку. У хорошего ученика всегда чистые тетрадки. На грядках цветут огурцы и помидоры. В степи дожди выпадают редко.

10. Зрительный диктант.

На цветах гудят жуки,
Пахнет клевер сладко.
Ребятишки у реки
Встали на зарядку.

11. Отгадай загадку и запиши ее по памяти.

Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневой шапкой
С бархатной подкладкой.
(Белый гриб)

1) труд, 2) плот, 3) листопад, 4) мед, 5) нитка, 6) загадка, 7) свет, 8) доклад, 9) сетка, 10) лошадка.

Самопроверка. Д: 1, 3, 4, 6, 8, 10. Т: 2, 5, 7, 9.

14. Предупредительный диктант.

Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из нее варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем.

15. Контрольный диктант.

Даша, Катя и Антон отдыхали в деревне у дедушки. Дедушку звали Андрей. Днем он работал на огороде. Около его дома был лес. Дети часто ходили в лес. Там они видели дятла. Дятел долбил ствол дерева. Его стук было слышно далеко.

16. Работа с текстом.

Прочитайте выразительно стихотворение. Подчеркните Д, Т разными цветами. Выпишите 4—5 слов с буквами Д, Т. Составьте и запишите 3—4 вопроса по тексту.

Точно по часам
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.

Подумай, умеешь ли ты ценить свое время? Как строится твой день?

Другие новости по теме: Дифференциация звуков Д — Т

Дифференциация звуков Д-Т
картотека по коррекционной педагогике на тему

Дидактический материал для практикующих логопедов для дифференциации звуков Д-Т

Скачать:

ВложениеРазмер
t-d.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [т]–[д]

I. Четко произносить слоги парами.

1. та – да да – та

2. да – та – да тя – дя – тя

да – да – та тя – дя – дя

та – да – да дя – тя – тя

II. Четко произносить слова парами.

Таня – Даня туп – дуб

Тоня – доня тоги – доги

тол – дол моды – моты

ток – док точка – дочка

там – дам тачка – дачка

тон – дон тары – дары

том – дом туш – душ

тут – дут роты – роды

тот – дот Толя – доля

тал – дал трель – дрель

коты – коды творец – дворец

Тверь – дверь плоды – плоты

тоска – доска уточка – удочка

вода – вата кадушка – катушка

кордон – картон трава – дрова

стул – сдул дело – тело

день – тень Тина – Дина

Тима – Дима Тёма – Дёма

рати – ради леди – лети

грузди – грусти прудик – прутик

зайти – зайди найти – найди

пойти – пойди войти – войди

Дуся – Туся трап – драп

III. Добавить слоги «ТА» или «ДА»

Све… пома… запла… огра… лопа… грана…

Лю… воро… балла… рабо… блока… забо…

Ники… шара… веран… побе… котле… поща…

Аню… защи… одеж… пого… конфе… ребя…

На… каю… подво… лебе… ва… во…

IV. Четко произносить слова.

Тетради, водитель, директор, дятел, доктор, девять, десять, думать, кондуктор, дети, детвора, диктант, репродуктор, дарить, дата, родители, достаток, квадрат, дремота, продукты, простуда, победитель, подросток, деликатес, декрет, депутат, десант, деталь, детёныш, диета, дистанция, доброта, тамада, трубадур.

V. Четко произносить словосочетания.

короткий день знаменательная дата

теплая вода трудная задача

тонкое деревце длинная удочка

старый дедушка детский сад

тихая девочка вышитая подушка

заботливые родители тяжёлое ведро

ватное одеяло длинный халат

жёлтая дыня детская дудочка

недоделанная работа покинутое гнездо

интересная догадка дождливое утро

дощатый дом дачный отдых

пестрый дятел мартовская декада

дочкины тетради ответственные люди

десятый том трудный день

уютная одежда терпкие ягоды

запутанные следы потертые джинсы

старая медведица пять индюков

болит десна десять дельфинов

старый диван опытный водитель

ледяной ветер добрый доктор

VI. Четко произносить предложения.

Тоня видит на дереве дятла.

Тётя Ната – наш дворник.

Диму ведут в гости к тёте Наде.

У Антона длинная удочка.

Девочка кормит уточку.

На огороде есть дыни и тыквы.

Надя и Вадик будут пилить дрова.

Таня заботится о старом дедушке.

У Тани удочка, а у Дани уточка.

Ветер сдул последние листья.

Придвинь гостю стул.

Дети гостили у тёти в деревне.

Дядя угостил детей мёдом.

Ребятишки пустили лодочку по воде.

Скоро придёт лето.

Дети пойдут в лес за ягодами.

Тут дубы. Будут и жёлуди.

Дети сидят под старым дубом.

В полдень там густая тень.

Идёт с топором дядя Витя.

Тетерев любит сидеть на дереве.

Таня живет на даче.

У Дуси новые туфли.

Тося любит духи.

Ната любит собаку Дымку.

Коты боятся Дымки.

Около дивана табуретка.

На табуретке подушка.

Подушку вышивала Наташа.

На подушке вышиты петушки.

Дети упали в ледяную воду.

Уйди отсюда и сядь на диван.

Надя надела старое платье.

Дима удил плотву.

Надя не надела теплое пальто и простудилась.

Федя – водитель автобуса.

Хорошо танцуют Таня и её братишка Даня.

Архитекторы-творцы строят чудные дворцы.

Таня пишет диктант.

Дима купил тетради.

Толя купил карандаши.

Дети работали на огороде.

Володя сделал табуретку.

Ракета поднялась в воздух.

Дружок сторожит дом.

По телевизору передают последние новости.

Открылась выставка стеклянной посуды.

По телевизору идет интересная передача.

VII. Выучить пословицы.

Утро вечера мудренее.

В лесу тень весь день.

Старый друг лучше новых двух.

За одного грамотного двух неграмотных дают.

Хоть опоздать, да от людей не отстать.

Легко добыто, легко и прожито.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.

Не подымай носу: споткнешься.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

VIII. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к и.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Собака Том сторожит дом.

По дорожке катят дрожки.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Дудку дал Додону дед, дед, которому сто лет.

Мы делили апельсин –

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда.

Разбегайтесь кто куда!

Дома баба, дома дед,

Только Томы дома нет,

– Где же наша Тома?

– Она стоит у дома.

Над деревней дым.

Дым окутал все дубы,

Все в дыму дубки.

Дым идет не из трубы –

Из дырявой трубки.

Курит трубку древний дед,

Девяносто деду лет.

Был красивый, молодой,

Не боялся никого,

Даже ветра самого!

Постарел и стал седой.

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть?

Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор гневно:

Еже… еже… ежедневно!!

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому

Утром был туман. Даша надела туфли и плащ. Она взяла туесок и пошла за грибами. За Дашей побежал Тузик. Даша и Тузик были в дубовом лесу. Даша собирала грибы в туесок, а Тузик лаял на проходивших людей. Вдруг набежали тучи. Даша и Тузик скорей побежали домой.

1. Куда пошла утром Даша?

2. Кто побежал вместе с Дашей?

3. Что делала Даша в лесу?

4. Что делал Тузик?

5. Почему они убежали из леса?

Вася летом жил у бабушки в деревне. Однажды он пошел в лес за грибами и ягодами. Вдруг из-за дерева выглянул серый волк.

– Ой! – закричал Вася и собрался плакать. Но вдруг серый волк залаял и замахал хвостом.

– Да это же наша собака Тузик, – догадался Вася.

1. Где жил летом Вася?

2. Кого он увидел в лесу?

3. Кто это оказался?

Во дворе стояло корыто. По двору гулял петух. Захотелось ему напиться. Пошел петух к корыту, а в корыте воды нет. Увидел петух во дворе кадушку, взлетел на неё. Но не тут-то было – и в кадушке воды не оказалось. В это время по двору проходила тётя Дуня, она увидела, что петух хочет пить, и налила в корыто воды.

1. Кто гулял во дворе?

2. Что захотелось петуху?

3. Из чего он хотел напиться?

4. Кто помог напиться петуху?

Дядя Дима подарил Даше игру «Айболит». Там были бинты, термометр, трубка, вата, шприц для уколов. И теперь Даша каждый день играет в больницу. В этой больнице она доктор, а её дочки-куклы – больные. Даша кладет их на диван, подкладывает им под голову подушку, ставит им термометр и дает лекарство. Хотела Даша также полечить и своего дедушку. Но он почему-то пошел к настоящему доктору. Как вы думаете: почему?

Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. Птицы дружными стаями летят в теплые страны. В лесу стоит тишина. День стал короток.

Недалеко от деревни пруд. У пруда дубы и липы. Летом пруд стоит тихий, темный. Только водяные лилии плавают, да дятлы летают с дубов на липы. В пруду водится плотва. Летом дети сидят в тени кустов у самой воды и удят плотву. Дядя с Димой приходят и сидят у пруда, смотрят на воду. Они надеются прийти домой с уловом.

XI. Составить рассказ по опорным словам.

Дима, гости, подарки, бабушка, дедушка, дядя, тетя, друзья, книги, альбомы, карандаши, конструктор, велосипед, заводной автомобиль, доволен, радость.

Сад, клумбы, садовник, дети, ящики, рассада, ландыши, гвоздика, резеда, дорожки, цвета, поливка, вода, кадка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности.

В данной презентации показаны все этапы работы по дифферециации звуков “К”-“Г”.

презентация с материалом для дифференциации звуков Л-ЛЬ для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III уровня.

Цели занятия:1. Различение и правильное произнесение звуков “с” – “з”. 2. Закрепление навыка чтения слов. 3. Повторение считалок, скороговорок. 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развитие памяти, в.

Данная презентация предназначена для учителей- логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Презентация представляет собой разработку занятия по дифференциации звуков “с”- “ш”. Занят.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. На данном занятии дети учатся дифференцировать звуки “С-З” с речевом потоке, в слогах, словах, предложениях. Воспитанники упраж.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [д], [т]»

Ирина Вилкина
Конспект занятия «Дифференциация звуков [д], [т]»

Тема: Звуки [д], [т]

Цель: Формирование умения дифференцировать звуки [д], [т];

-уточнить знания обучающихся о согласных звуках Т и Д

-учить различать звуки Т и Д с опорой на разные анализаторы

– совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза

– Совершенствовать фонематический слух, восприятие и представления.

– Развивать объём и концентрацию внимания

– Совершенствовать мыслительные процессы (анализ синтез, обобщение. умозаключение и пр).

– Учить запоминать информацию и правильно её воспроизводить.

– научить образованию сравнительной степени прилагательных;

– развивать сенсомоторные навыки

-Воспитывать самоконтроль и мотивацию к занятиям.

-Учить детей взаимовыручке и взаимоподдержке.

Этапы занятия

1. Организационный этап

Дидактическая задача: обеспечение рабочей обстановки и психологической подготовки учащихся к занятию.

2. Актуализация знаний, умении, навыков

Дидактическая задача: активизация познавательной деятельности учащихся. выработка полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков Т и Д.

• Игра с мячом «Назови последний звук»

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Улыбка – Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

5. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

6. Голодный хомячок.

8. Непослушный язычок.

– Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. «Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

– Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки)

– А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок).

3. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению.

Введение в тему.

Дидактическая задача: организация сознательной деятельности учащихся и подготовка их к сознательному усвоению нового материала.

Дифференциация звуков

Логопед дает сравнительную характеристику: звук [д] (так стучит дятел)

согласный, звонкий; звук [т] (так стучит молоток)— согласный, глухой.

Дети показывают колокольчик, если услышат звук [д] и барабан, если

услышат [т]: д-т-т-д-т. ; да-ту-итдо-ты-та. Дети повторяют слогоряд: ти-та-ду; ди-да-то; ту-ту-да.

«Звук убежал».

Дети должны добавить к слову звук [т] или звук [д] и назвать, что

получилось:. уча,. ача,. ыква,. опор,. ым.

4. Этап усвоения нового материала и новых способов действий

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

Акустико-артикуляционные характеристика звуков Т и Д

-Посмотрите в зеркала, произнесите звук Т. а потом Д. Обратить внимание на положение губ, языка и на голосовые связки. Положение одинаковое или разное? Участвует ли голос при произнесении этих звуков?

На доске картинки с изображением звуков Т и Д. Дети раскладывают

картинки со звуками [д], [т]:

помидор, ведро, одуванчик, дуб, домик («дятел»)

тыква, тарелка, астра, тополь, матрешка («молоток»)

• Дидактическая игра «Составь предложение».

Логопед предлагает детям составить

предложение по картинкам:

— На огороде растут помидоры и тыква.

«Дружба» (пальчиковая гимнастика)

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Раз, два, три, четыре, пять—

Начинаем мы считать. Соединяют пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять—

Мы закончили считать. Хлопают в ладоши.

5. Закрепление в памяти учащихся знаний, умений, необходимых для самостоятельной работы

Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действий.

Дети рассматривают иллюстрации с изображением мебели, называют

предметы, говорят об их назначении (стол— за ним едят, стул— на нем сидят, кровать— на ней спят и т. д.).

Логопед объясняет, как образуется сравнительная степень

Дети должны изменить слова по образцу (стул мягкий, а кресло еще. мягче.

Диван широкий, а кровать еще. шире. Тумбочка высокая, а шкаф еще. выше).

6. Обобщение полученных знаний. Рефлексия.

Дидактическая задача: выявить уровень усвоения учебного материала.

– Какие звуки были главными на занятии? Это гласные или согласные звуки? В чём их сходство? В чём различие?

Назовите слово со звуком Т. Назовите слово со звуком Д.

Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности обучения и достижений учащихся и наметить перспективу последующей работы.

– Вы сегодня работали хорошо с заданием справились.

На следующем уроке мы будем изучать другие звуки, и наши знания нам помогут двигаться дальше.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [г]-[к]» Цели занятия: – развивать слуховую дифференциацию звуков К и Г; – развивать умение соотносить звуки К, Г с буквами К и Г, – развивать фонематический.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» План-конспект индивидуального занятия Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях. Цели • уточнить артикуляцию звуков.

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [К] — [Х]» (подготовительная группа). Цель: занятия: дифференциация согласных звуков К – Г. Задачи. Коррекционно-образовательные: – учить дифференцировать звуки.

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению «Дифференциация звуков [Л] и [Л’]» КОНСПЕКТ подгруппового занятия по звукопроизношению Дифференциация звуков Л, ЛЬ Составила и провела Учитель – логопед ГБОУ.

Конспект проведения занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [п]-[б], [п΄]-[б΄]» Программное содержание: Учить детей составлять слова из слогов-слияний. Продолжать учить определять и называть количество слогов в словах,.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [л], [л’]» Конспект занятия «Дифференциация звуков [л – ль]» Цели: закрепление навыка различия звуков (л, ль) в слогах, словах, фразах. Анализ и синтез.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]» Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе. Составила: учитель – логопед Шамова Татьяна Викторовна.

Конспект занятия по логопедии «Дифференциация звуков [Т], [К]» 1. Игра «Повтори слоги» та-ка-та ка-ка-та ка-ка-ка-та ак-ат-ак то-ко-то то-ко-ко ко-то-то-ко ок-от-от ку-ту-ку ту-ку-ку ту-ку-ту-ку ут-ут-ук.

Конспект занятия в старшей группе по ЗКР «Дифференциация звуков [З], [С]» Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с в старшей группе. Цель: дифференциация звуков з – с. Задачи: 1. Упражнять в сравнении.

«Дифференциация звуков “д-т”, д’-т’»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Логопедическая тема: Дифференциация звуков [д]-[т], [д’]-[т’].

Грамматическая тема: Предлоги К, ОТ, ДО.

Лексическая тема: Обогащение словаря по теме «Транспорт».

Форма проведения: урок-путешествие.

Тип занятия: объяснение нового материала.

Группа: обучающие 1 класса, имеющие НВ ОНР.

Продолжительность урока: 45 минут (второе полугодие)

Цель занятия: дифференциация звуков [д] – [т], [д’] – [т’] в слогах, словах и предложениях с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнить артикуляционный уклад при произношении звуков [д] -[т], [д’]-[т’];
  • дифференцировать звуки [д] – [т], [д’] – [т’] в слогах, словах, предложениях и обозначение их на письме соответствующими буквами;
  • активизировать, уточнить и обогатить словарный запас обучающихся;
  • уточнить конкретное значение предлогов к, от, до;
  • упражнять в правильном употреблении предлогов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • упражнять в употреблении слов сложной слоговой структуры;
  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать и тренировать двигательно-моторную координацию, зрительно – пространственный гнозис и праксис;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать в заданном темпе;
  • воспитывать умение работать в группе;
  • воспитывать культуру произношения;
  • способствовать воспитанию усидчивости и внимательности;
  • формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование занятия: магнитная доска, маркер, цветные магниты, рабочие тетради, ручки, карандаши; экран, проектор, компьютер.

Дидактический материал: изображение транспорта.

Лексический материал: слоги, слова, предложения насыщенные изучаемыми звуками.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.
  3. Сравнительная характеристика звуков. Формулировка темы занятия.
    1. Сопоставление по артикуляции.
    2. Характеристика звуков, соотнесение с символами для их обозначения.
  4. Артикуляционная гимнастика
  5. Речевая зарядка
  6. Развитие фонематического восприятия.
  7. Физкультминутка «Паровозик»
  8. Звуковой и слоговой анализ.
  9. Дифференциация в слогах: Определение слога со звуками д–т, д’-т’ в словах.
  10. Физкультминутка «Как живешь?».
  11. Дифференциация д–т, д’-т’ в словах: Преобразование слов. Работа с омонимами.
  12. Дифференциация д–т, д’-т’ в предложениях: Работа с предлогами К, ОТ, ДО.
  13. Итог занятия.

Презентация выполнена для фронтальной работы. Каждый слайд состоит из заданий, смена которых происходит по щелчку мыши или автоматически после предыдущего слайда. При необходимости установить на компьютер шрифт Propisi.TTF (включен в пакет презентации).

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Ребята, назовите по порядку дни недели. Сколько дней в неделе? Какой сегодня день недели? Какое время года? Что наступит после зимы, после весны? Какое время года перед осенью? И т.п.

II. Введение в тему.

– Сегодня мы будем путешествовать, поэтому давайте соберем вещи, которые понадобятся нам в пути (кеды, чемодан, телефон, вода, зонт, зубные щётки). (Слайд 2)

Анализ слов: наличие звуков д – т в словах, место звука (начало, середина, конец).

– Какие звуки мы находили в словах? (звуки Д – Т, Д ‘ – Т ‘)

III. Сравнительная характеристика звуков. Формулировка темы занятия.

1. Сопоставление по артикуляции

– Посмотрите в зеркало и определите, что помогает нам произносить звуки [д] – [т]. Когда мы их произносим, наш язычок и губы ведут себя совершенно одинаково. Разница лишь в том, что при произнесении звука [д] участвуют голосовые связки, то есть горлышко наше работает, мы произносим звук с голосом. Приложите ручку к горлу тыльной стороной и ощутите сами. А при произнесении звука [т] горлышко не работает, то есть, звук произносится без голоса.

– Какой вывод мы можем сделать? (звук Д произносится с голосом, значит он звонкий, а звук Т произносится без голоса – значит, он глухой).

– Какими буквами обозначаются эти звуки? (буквами Дэ и Тэ).

– Вспомним, как они пишутся. (Слайд 3, 4)

2. Характеристика звуков, соотнесение с символами для их обозначения.

– Сейчас мы дадим характеристику звукам:

  • [д] – согласный, звонкий, твердый, его символ – синий квадратик с колокольчиком;
  • [д’] – согласный, звонкий, мягкий, его символ – зеленый квадратик с колокольчиком;
  • [т] – согласный, глухой, твердый, его символ – синий квадратик;
  • [т’] – согласный, глухой, мягкий, его символ – зеленый квадратик. (слайд 5, 6)

– Сегодня мы будем учиться различать звуки Д – Т, Д ‘ – Т ‘.

(Дети записывают строчные и заглавные буквы Д и Т в тетрадях.)

IV. Артикуляционная гимнастика.

– Проведем гимнастику для язычка.

Упражнения для язычка: «Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Часики».

V. Речевая зарядка.

– В пути всегда веселее, когда поешь песни. Давайте, потренируемся.

ТА-ДА-ДА ДИМ-ДИМ-ТИМ ТУ-ДУ-ДУ. (отвечаем)

ТИ-ДИ-ТИ ДОМ-КОМ-ТОМ ДЫ-ТЫ-ДЫ! (удивляемся)

VI. Развитие фонематического восприятия.

– Ну, вот, теперь мы готовы к путешествию. Ребята, посмотрите на доску, назовите то, что изображено одним словом (транспорт). Какие виды транспорта вы здесь видите? (наземный пассажирский и грузовой; подземный пассажирский; водный пассажирский и грузовой; воздушный пассажирский).

– Какой вид транспорта вы не назвали? (если дети не называют какой-либо транспорт, логопед объясняет)

– Мы с вами будем путешествовать на наземном пассажирском транспорте, в названии которого есть звуки [Т] или [Д]. Назовите транспорт, который нам понадобится (автобус, трамвай, автомобиль, поезд) (Слайд 9).

– Давайте отхлопаем, сколько слогов в этих словах. Определим, в каком слоге находятся наши звуки. Дайте характеристику этим звукам.

VII. Физкультминутка «Паровозик».

– Первый вид транспорта, на котором мы будем путешествовать, это поезд. Давайте, представим, что мы едем на паровозе.

Едет, едет паровозик:Вращаем обеими руками поочерёдно в локтевом суставе;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.«кулак-ребро-ладонь» под счёт 2 раза;
По домам ребят развозит:повторить движение «паровозик»;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.«кулак-ребро-ладонь» 2 раза;
Мимо сосен и рябинок:«паровозик», ускоряем темп;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.«кулак-ребро-ладонь» 2 раза;
Мимо ёлок и осинок:«паровозик» в быстром темпе;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.«кулак-ребро-ладонь» 2 раза, быстрый темп;
Остановка на лужайке:медленно развести руки в стороны, потянуться;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.«кулак-ребро-ладонь» 2 раза, замедляем темп;
Мы, попрыгаем, как зайки:руки на поясе, прыжки на двух ногах;
Раз-два-три, раз-два-три.прыжки поочерёдно на левой-правой ноге;
Поиграем, порезвимсяпрыжки с поворотами влево-вправо;
И в автобус мы садимся.маршируем на месте. (Слайд 10)

VIII. Звуковой и слоговой анализ.

– А теперь отхлопаем, сколько слогов в слове «автобус» (3 слога). Нарисуйте схему слова в тетрадях. Какой первый слог? (ав) Наполняем первый слог цветными кружками. (Аналогично проводится работа со 2 и 3 слогами. Один ученик составляет у доски с магнитами)

– Давайте позовём слово «автобус» и выделим ударный слог. Поставим ударение в схеме над гласным.

– Какой по счёту звук [т]? (звук [т] третий по счёту)

– Проверим, правильно ли вы сделали.

IX. Дифференциация д–т, д’-т’ в слогах.

Определение слога со звуками д–т, д’-т’ в словах.

– Когда мы путешествовали на автобусе, то вдоль дороги мы увидели много интересного. – Кто запомнил, что мы видели? (деревья, дома, цветы).

– Я вам буду называть слова, а вы будете записывать в свои тетради только слог, в котором есть звукид – т, д’-т’.

Слова: дубы, сосны, тополь, берёза, домик, дача, деревня, телега.

– Проверим, какие слоги вы записали. (ду, то, до, да, де, те)

(Проводится коллективная проверка)

X. Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика. «Как живешь?»

– Как живёшь? – Вот так (показывают большой палец)

– Как идешь? Вот так (прошагать двумя пальцами по ладони)

– А бежишь? – Вот так (согнуть руки в локтях и сделать движения, как при беге)

– Ночью спишь? – Вот так (руки под щеку, нагнуть голову)

– Как берешь – Вот так (ладонь согнуть в кулачок)

– Как даешь? – Вот так (ладонь раскрыть)

– Как молчишь? – Вот так (Прикрыть ладонь рукой)

– А грозишь? – Вот так (погрозить соседу пальцем).

XI. Дифференциация д–т, д’-т’ в словах.

Работа с омонимами.

– Чтобы вам было не скучно путешествовать, предлагаю поиграть в игру «Назови слово». (Слайд 12–15)

– Перед вами зашифрованные слова. Давайте разгадаем первое слово. Какой третий звук, в слове «ведро»; какой звук перед звуком М в слове «сом»; третий звук в слове «чемодан»? (Слайд 12)

– Какое слово получилось? (слово «дом»).

Второе слово аналогично разбирается по заданию (слово «том») (Слайд 13).

– Каким звуком отличаются слова? (отличаются звуками Т – Д) (Слайд 14)

– Запишем слова ДОМ, ТОМ в столбик в тетради. Замените в слове ДОМ гласную О на Ы. Какое получится слово? (ДЫМ) Запишите это слово в тетрадь, отступив вправо от слова ДОМ.

-Замените в слове ТОМ гласную О на А. Какое получится слово? (ТАМ).

– Запишите его в тетрадь, отступив вправо от слова ТОМ. Подчеркните одной чертой т, а двумя – д.

– Чем отличаются слова уточка – удочка?

(в слове удочка второй звук [д], а в слове уточка второй звук [т]) (Слайд 15).

XII. Дифференциация д–т, д’-т’ в предложениях.

Работа с предлогами К, ОТ, ДО.

– Чтобы доехать до дома, нам нужно пересесть на другой пассажирский транспорт. Отгадайте загадку и узнаете, на каком транспорте поедем дальше.

Он по рельсам едет звонко,
И звенит: “Эй, не зевай!”
Отдохнет на остановке,
И поедет вновь . (трамвай)

– Наше путешествие подходит к концу, поэтому нам пора отправляться домой. Посмотрите на экран. До какого места доехал трамвай?

(Трамвай доехал до дома). (Слайд 16)

– Сколько слов в предложении? (четыре) Слово «до» пишется отдельно, потому что это предлог.

– Составьте предложение со словом «автомобиль» и « трактор».

(Автомобиль подъехал к подъезду. Трактор отъехал от дома.) (Слайд 16)

– Назовите предлоги в этих предложениях. (предлоги к и от).

– Запишем схему предложения «Трактор отъехал от дома» в тетради.

– Давайте найдем в словах и впишем в схему буквы Дэ и Тэ. Запишите предлог ОТ в схему.

– Проверьте, правильно ли вы записали. (Слайд 17)

– Запишем схему предложения «Автомобиль подъехал к подъезду».

(Предложение разбирается аналогично. Один ученик записывает на доске.)

– Какие вы молодцы! Все верно сделали!

XIII. Итог занятия.

– Вот путешествие наше и закончилось. Итак, что мы сегодня делали на занятии? Какие звуки учились выделять из слогов и слов, какие буквы писали, что узнали нового? (мы учились выделять звуки [д]-[т] и [д’]-[т’]. Писали буквы «Дэ» «Тэ». Мы учились правильно использовать маленькие слова – предлоги, вспомнили все виды транспорта. Записывали слоги и слова со звуками [д]-[т]. Составляли схемы предложений.

– Молодцы, до свидания!

Логопед благодарит всех детей за работу, особо отмечая отдельных учеников. Прощается с группой.

Список литературы:

  1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.
  2. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
  3. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М: КОГИТО – ЦЕНТР, 1996.– (Министерство образования Российской Федерации. Республиканский институт повышения квалификации работников образования).

Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация звуков т – д.
учебно-методический материал на тему

Данный материал объясняет основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и ее устранение (на примере дифференциации т – д).

Скачать:

ВложениеРазмер
differentsiatsiya_t_-_d.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практический материал по коррекции акустической дисграфии.

Дифференциация звуков т – д.

Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии являются:

  • развитие фонематического восприятия;
  • обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
  • уточнение и сопоставление произносимых звуков с опорой на слуховое и зрительное восприятие, на тактильные и кинестетические ощущения;
  • выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;
  • определение положения звука по отношению к другим.

К концу коррекционного обучения дети должны знать:

  • термины (речь, звук, буква, артикуляция);
  • гласные и согласные звуки, их отличительные признаки;
  • твердые и мягкие согласные, буквы, для обозначение мягкости на письме;
  • парные согласные по звонкости – глухости, твердости – мягкости;
  • пары гласных звуков.

Дифференциация звуков т – д в словах.

1. Выделение парных согласных по предметной картинке:

– сравнить по артикуляции;

– сопоставление с графическим изображением.

2. Наличие и место звуков т, д в названиях картинок.

3. Записать слоги с буквами т, д (и смягчающие гласные):

дыни, тело, дело, дыши, душа, тише, диван, духи, тебе, туман, сады, соты,

коты, иду, следы, иди, следи, радуга, победа, затихло, труба, трава, стена,

дракон, метла, другой, трудно, темень, тростинка, стадион, родители,

тундра, простуда, дрындулет, туалет.

4. Сравнить по смыслу и звучанию:

том – дом день – тень

тачка – дачка доска – тоска

точка – дочка стул – сдул

тушь – душ сдал – стал

уточка – удочка затушил – задушил

плоты – плоды тело – дело

Вписать пропущенные буквы, составить предложения со словами:

— ом; с — ул; с — ал; — оска; — очка; ка — ушка; — ачка.

  1. Место звука в слове (с опорой на цифровой ряд):

Т тракторист, стрела, стрелять, тетради, табурет, торопит, тревожить,

поступит, придут, приведут, дует, дремота, стыдно, продукты, тронут,

оттуда, подросток, терпеть, терять, отдушина, трубить, страдания,

дымоход, натюрморт, добродетель, топтать;

Д борода, дудочка, градусник, заводной, дрозды, дождался, додумался,

дожидались, дожди, добыча, раздобыл, отобедал, трудно, простуда,

водосток, водопроводный, подбородок, держать, бутерброд, тундра,

подробность, задёргать, проститься, родители, стадион, достаток,

диктант, доставка, достоверность, додумать.

7. Записать в 3 столбика слова:

  • туда, трудно, тетрадь, дата, дотронулся, дотянулся, ветер, туча, подул,

стук, нарядный, отодвинулся, страны, ударил, туман, дотащил, двери,

задремал, свисток, труба, подруга, трава, следопыт;

  • ведро, ветра, туча, подул, стук, нарядный, страны, ударил, туман, задремал, двери, свисток, труба, подруга, трава, дудочка, дрожит.

8. Выборочная запись слов :

  • только с буквой т
  • только с буквой д

9. Удлини слово (2-3 слога):

дом, пот, тень, куст, танк, хвост, мост, дым, тишь.

10. Рассыпушки (сложи слово из слогов):

ста – гу – я, лу – би – го, лис – ки – точ, доч – ду – ки, боч – тум – ки,

то – ло – зо, поч – ки – та, дус – гра – ник, га – ду – ра, да – ро – бо, он – ди –

ста, ро – во – та, ток – ло – мо, о – я – де – ло, гвоз – ки – ди, пус – та – ка.

11 . Измените слова, добавив слог те . Запишите получившиеся слова по

иди – …, уйди – …, приди – …, отойди – …, найди – …, зайди – …,

отодвинь – …, надень – …, думай – …, стирай – … .

12. Составить схемы слов. Выделить буквы т, д, надписать над схемой:

тарелка, бидон, подруга, работа, пальто, твёрдый, трудный, дотронулся, путник, дотянулся, радио, сутулый, заводы, командир, радуга, салфетка, ведро, фартук, лопата, тыква.

13. Добавить недостающий слог ( с мячом ):

лопа – мач – посу – забо – – бун

приро – боро – глухо – холо – – та

ребя – гуся – свобо – бесе – – кой

воро – темно – просту – кар – – ры

горо – меч – звез – добро – – ют

– ман за – мал забу –

– май за – шил зае –

– ча прос – да при –

– гой по – шка доме –

де – бан – ки – хо

во – вой – те – кий

уй – лю – ки – хий

лю – во – тель – ванн

тетра – ро – тели – шина

14 . Вставьте пропущенную букву д, т:

трак – ор, боро – а, с – рела, воро – а, гра – усник, заво – ной, ве – ка, ве – ро,

пого – а, желу – и, моло – ок, о – еяло, ве – ер, капус – а, пар – а, у – очка,

– е – ра – ь, – ож – ик, с – а – о, – ру – но.

15. Вставьте пропущенную букву д, т, объясните почему:

  • утка – у…очка, ягода – яго…ка, погода – пого…ка, селёдочка – селё…ка, лодочка – ло…ка, шуточка – шу…ка, тетрадочка – тетра…ка, веточка – ве…ка, деточка – де…ка, подкладочка – подкла…ка;
  • сладок – сла…кий, меток – ме…кий, гладок – гла…кий, редок – ре…кий, краток – кра…кий;
  • гряда – гря…ка, платок – пла…ки, заплата – запла…ка, пряди – пря…ка.

16 . К данным словам подберите проверочные слова так, чтобы после

согласных д, т появился гласный. Запишите эти слова.

холод – … лед – … билет – … куст – …

халат – … завод – … рекорд – … голод – …

город – … гвоздь – … медведь – … кнут – …

пруд – … обед – … ледоход – … прут – …

мост – … привет – … прут – … град – …

след – … парад – … груздь – … виноград – …

крот – … год – … брат – … шоколад – …

енот – … самолёт – … град – … мармелад -…

17. Вставьте в слова пропущенную букву д или т . В скобках запишите

сле…, голо…, кну…, пру…, гра…, салю…, заво…, пило…, огоро…,

са…, виногра…, сала…, плака…, комо…, слё…, шокола…, дроз…,

18. Изменить слово, добавив приставку от :

таял – давил – дежурил –

дал – тянул – делился –

19. Измените слова, добавив слог те .

войти – войдите проследи –

20. Объединить слова в группу, подчеркнув слова каждой группы другим

цветом. Запиши группы, выделив т, д . Какие слова лишние.

(холод, холодный, холодно).

пруд холодный следопыт

мосты мостик годик

следы наследить следовать

град годовой городок

тепло тёплый городище

года городской запруда

города парадный запрудить

парады прудик замостить

мост мостить холодно

холод потепление радовать

21. Объединить слова в группы по каком – либо признаку:

Слова: мёд, улей, кусты, деревья, грибы, лес, пчела, уха, город, рыболов,

ягоды, дома, деревня, изба, вода, берега, теченье, тротуар, толпа,

дороги, колодец, сарай, озеро, река, мост, рыба, цветы, коровы,

Вывод : пчела – мёд, улей, цветы; лес – кусты, деревья, ягоды, грибы; город-

дома, тротуар, дороги, толпа; деревня – изба, колодец, сарай, коровы;

рыбалка – река, рыба, вода, теченье, рыболов, уха.

22. Кроссворд (Ефименкова, стр.240)

Дифференциация т – д в словосочетаниях и предложениях.

1. К словам из пункта а подберите по смыслу слова из пункта б .

а) холодный, густая, тяжёлое, медная, младшая, старинная;

б) мелодия, ведро, трава, сестра, труба, ветер;

а) товарные, летний, медная, лебединая, студеная, ягодные;

б) дождик, поезда, места, труба, стая, вода.

2. Закончите предложения, подобрав подходящее по смыслу слово.

дачка – тачка Летом мы жили на маленькой… .

Толя возил кирпичики на… .

дочка – точка В конце предложения надо поставить… .

Мама вела за руку маленькую… .

душ – тушь Для чертежей нужна… .

Холодный … полезен всем.

удочка – уточка На озере плавала серенькая… .

Рыболову нужна хорошая… .

плоды – плоты В саду созрели вкусные… .

день – тень Под деревом… .

доска – тоска У сестрицы Алёнушки на сердце… .

В заборе сгнила… .

стул – сдул Ветер … последние листья.

Придвинь гостю … Подвинь … ближе.

сдал – стал Коля … инженером.

Брат… последний экзамен.

3. Вставить пропущенные буквы.

  • У На…аши ес…ь цве…ные каран…аши.

…е…ушка копае… в огоро…е кар…ошку.

…я…я Коля лови… на озере рыбу.

…аша с…ирает на озере бельё.

Ан…рей копае… за сараем червей …ля рыбалки.

Ан…он взял у…очку и пошёл на пру… лови… рыбу.

  • Де…и гос…или у тё…и в …еревне.

…ё…я угос…ила …е…ей ме…ом.

Ребя…ишки пус…или ло…очку по во…е.

Скоро при…ет ле…о, де…и пой…ут в лес за яго…ами.

Тоня ви…ела на …ереве …я…ла.

У Ан…она …линная у…очка. …евочка кормила у…очку.

  • …ень был …ёплый. …има и Воло…я гуляли около сосе…ской …ачи. Ребя…а по…ошли к высокому раски…ис…ому …ереву. У его корней уви…ели ро…ник. Они ла…онями с…али пи…ь холо…ную с…у…ёную во…у. Мальчики быс…ро у…олили жаж…у и пошли обра…но.

4. Исправь ошибки:

трутное тело будерброт с тжемом

чисдая детрать нарятная отежда

слаткий торд талеко шагадь

самотельный сдул сдарый горот

тенисдый сатик посатки капусды

дубовые сдолбы трутный похот

глаткий лёт разноцветная ратуга

сдарый холотильник тунул на отуванчик

друтная затача строяд метро

тяжёлое ветро послетний тень

пронзидельный ветер поставил рекорт

послетние листья протолбил лёт

тушистый лантыш ударидь потбороток

кородкие тни построидь сдадион

холотные тожди дащил тобычу

бревенчадый колотец почистил тымоход

тушистая драва растуд яготы

тлинная уточка цветной каранташ

утарил молодком заторная мелодия

духовой оркесдр итёд летохот

праздничный обет наступил холот

построгал прудик талёкие страны

отправил бантероль тедёныши гепарда

падают плоты сесдра тимы

5. Придумай предложения со словосочетаниями:

трудное дело чистая тетрадь

сладкий торт самодельный стул

трудная задача тяжёлое ведро

проточная водица тенистый сад

гладкий лёд старый холодильник

последние листья душистый ландыш

бревенчатый колодец давить виноград

задорные девчата дательный падеж

6. Зашифровать предложения.

Тарантул – ядовитый паук, который строит дом под землёй.

По телевидению показывали интересную передачу о театре.

На тихоходном пароме мы добрались до другого берега.

Трубадур – герой знаменитого мультфильма.

Тридцать три богатыря выходили из вод морских.

На десерт подали пирог с фруктовым повидлом и замечательный торт.

Трудолюбивый ученик добросовестно написал диктант.

Девчата пустились танцевать под задорную детскую мелодию.

Есть интересная детская сказка «Городок в табакерке».

В тридесятом царстве, в тридесятом государстве жил двенадцатиголовый

Стадо слонов отправилось в далёкий путь.

В борщ надо добавить томат.

Денис сделал табурет для младшей сестрёнки.

Таксист быстро довёз туристов на другой конец города.

У старого трактора перегрелся двигатель.

Ребята отдохнули в дороге в тенистом саду.

Толе на контрольной досталась трудная задача.

Ребята радостно катались по гладкому льду, затянувшему пруд.

Детвора любовалась полянкой с душистыми ландышами.

У бабушки в деревне в бревенчатом колодце ледяная проточная водица.

Старая крепость оказалась недоступной.

(Садовникова стр. 151, №15)

  1. Выпиши из предложения словосочетания с д, т .

Солнце светит тускло. Дует холодный ветер. Часто идут холодные дожди. С деревьев опадают последние листья. Птицы улетели в тёплые страны. Дни стали короткие. У Димы всегда чистые тетради. Ученики писали трудный диктант. Алёша заболел, ему поставили градусник. Холодный душ полезен. У пруда стояла старенькая дачка. Набрала девица студёной водицы из деревянного колодца.

  1. Закончите предложения, изменяя слова, данные в скобках, по смыслу.

Даша рисует цветными …(карандаши).

Дети сидят за …(парта).

Толя забежал за…(дома).

Мальчик бежит за …(девочка).

Дедушка заплатил за …(тапочки).

Дима спрятался за …(штора).

На лугу растут сочная …(трава).

Сено сложили в …(стог).

В лесу растут разные (ягоды).

На опушке леса растут…(дубы).

  1. Вставьте пропущенные слова в буквой д или т . Выпишите предложения.

Толя … до одуванчика, и он облетел. Лена встала на носочки и … до перекладины. Даша быстро …до станции. Дети помогли бабушке …тяжёлую сумку до дома. …ветер, и полил сильный … . Солнце спряталось за … . Дети решили трудную … .

Справка : дотронулся, дотянулась, дошла, донести, подул, дождь, тучу, задачу.

  1. Вставьте в предложения пропущенные слова. Подбери проверочные.

На реке крепкий лёд (ледок).

На реке крепкий … . На зиму … забирается в берлогу. Москва – очень большой … . весной на реке начинается … . В городе строится металлургический … . Рыболов ловит … рыбу. Порвалась …, и рыба уплыла. По реке плывёт пассажирский … .

  1. Вставьте в предложения пропущенный предлог от или до .

Лодка отплыла … берега. Плот незаметно доплыл … берега. … станции …

деревни было недалеко. … понедельника … вторника один день. Дима

помог маме донести сумку … дома. Поезд отошёл … станции. …Москвы

… Петропавловска лучше лететь на самолёте. Малыш добрался …верхней

  1. Вставьте в слова пропущенные буквы. К выделенным словам подберите

Собака взяла сле … . Наш горо … стои … на берегу реки. Пожел…ел и опус…ел наш са … . Лена купила биле … в кино. Наш пру … замёрз. Мы пой…ём на бале… . По реке плывё… …еплохо … . Турис…ы пошли в похо … . Гра … побил наши поса…ки . Кто люби… тру …, того лю…и чту… . Пионеры иду… на пара … . Этот пру … богат рыбой. Толя сломал пру… . На тропинке мы уви…ели сле… . Весной пионеры вскопали огоро… . У Тимы есть бра… . К станции по…хо…ил поез… . Бабушка приго…овила вкусный обе … .

  1. Составь и запиши предложения.
  • Дятел, долбить, клюв, дерево, острый, и, жуки, искать.
  • Дима, таскал, смородина, капуста, редиска, ведро, тяжёлые, огороде, на, поливать, и.
  • Покрыто, ступенька, снег, крыши, дерево, дома, дорога.
  • Лёд, покрыть, старый, толстый, пруд.
  • Проверять, самолёт, билет, стюардесса, у, трап, пассажиры, у.
  • Затянуто, туман, дымкой, всё, сизой.
  • Денис, записал, домашний, забыл, задание, дневник, в.
  • Тима, точка, предложение, никогда, конец, в, не, ставит.
  • Вкусная, колодец, студёная, из, вода, деревянный, в, день, жаркий, летний.
  • Идти, Таня, вместе, в, театр, завтра, с, Даша.
  • Дуть, в, холодный, октябрь, пронзительный, ветры.
  • Падать, листья, с, последний, деревья, жёлтый.
  • Готовы, утки, к, другие, и, птица, дальним, перелёты.
  • Ты, красная, соблюдать, в, тетрадь, строка, должен.
  • Зима, становятся, короткий, день, ночь, а, длиннее.
  • Стадо, телята, два, пас, пастуха, молодой.
  • Белки, любить, жёлудь, орех, гриб, собирать, и, сушить, на, ветки.
  • Ребятишки, строгать, из, лодочка, дерево, пустить, вода, по.
  1. Ответь на вопросы полным предложением. Запиши.

В чём жарят картошку? Где растут фрукты?

На чём растут жёлуди? Кто долбит клювом кору?

На ком ездят верхом? Сколько дней в неделе?

Где растут овощи? Куда ты записываешь домашние задания?

Дифференциация т – д в текстах.

Прочитай предложения, составь из них рассказ, запиши. Выдели т, д.

Дюймовочка улетела с ласточкой в тёплые края. Из цветка появилась красивая маленькая девочка. Майский жук унёс девочку на дерево. Там она встретила принца и стала, наконец, счастлива. Мышка приютила Дюймовочку. Жуки прогнали её. Жабы украли спящую Дюймовочку. Крот увидел прекрасную незнакомку и решил на ней жениться. Женщина посадила цветок.

Женщина посадила цветок. Из цветка появилась красивая маленькая девочка. Жабы украли спящую Дюймовочку. Майский жук унёс девочку на дерево. Жуки прогнали её. Мышка приютила Дюймовочку. Крот увидел прекрасную незнакомку и решил на ней жениться. Дюймовочка улетела с ласточкой в тёплые края. Там она встретила принца и стала, наконец, счастлива.

Долго стоит в средней полосе тоскливая осень. Дожди, ветры, холода. Всё задёрнуто сизой дымкой тумана. Всё живое ждёт, когда же придёт матушка – зима.

Володя шёл на пасеку к дедушке. Стало темнеть. Видит Володя: что-то под деревом. Он подумал, что это медведь, а это был кустик. Смешно стало Володе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии в 2 классе. Тема: Дифференциация гласных А – Я. Цели: Образовательная: формировать умение выделять и различать звуки [а], [я]; сове.

Проблемами развития фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. Логопеды в основном используют учебный по.

Данный материал объясняет, что необходимо для проведения эффективной коррекционной работы при оптической дисграфии. Предложены упражнения для устранения специфического нарушения речи (на примере диффе.

Данный материал объясняет, что необходимо для проведения эффективной коррекционной работы при оптической форме дисграфии. Предложены упражнения для устранения специфического нарушения речи (на примере.

В данном материале даны основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и предложены упражнения для ее устранения (на примере дифференциации ч – ц).

Данный материал раскрывает основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и ее устранение (на примере дифференциации с – ш).

Презентация к логопедическому занятию по коррекции акустической дисграфии “Звуки С, Сь и буква С”.

Дифференциация звуков К-Т-Г-Д

Дифференциация звуков К-Т-Г-Д

«Кизильский детский сад №3»

При нормальном развитии речи звуки «раннего онтогенеза» К, Г, Т, Д усваиваются дошкольниками к 2-3 годам.

Одним из распространенных дефектов в произношении является замена звуков К, Г на звуки Т, Д.

В литературе достаточно внимания уделено постановке и автоматизации заднеязычных звуков К, Г (, , ),

Однако в практике работы за последние годы все чаще приходится встречаться со случаями замены звуков Т, Д на звуки К, Г детьми дошкольного возраста.

При работе с такими детьми возникли трудности в поиске лексического материала на автоматизацию звуков Т, Д и их дифференциацию со звуками К, Г.

Для решения этой проблемы нами был подобран лексический материал по коррекции звуков Т, Д

1.Формирование восприятия звуков Т, Д.

-“Хлопни (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь звук Т, Д)”.

Звуки называются вперемежку с любыми звуками, кроме Г, К.

– “Хлопни, (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слог (та, ту, от, ды, до)”.

Один из данных слогов называется вперемежку с любыми другими слогами, не содержащими звуков Г, Д.

– “Хлопни в ладоши (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слово со звуком Т: (работа, лото, туча, туман, рот, стол)»

– “Хлопни в ладоши (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слово со звуком Д»

(сады, дыня, дым, дочь, наряды)

Одно из данных слов называется вперемежку с любыми другими словами.

2. Изолированное произношение звука Т, Д).

Многократное изолированное произношение звука с опорой на символы или картинки (дятел и колеса)

“Как стучат колеса поезда? – т-т-т,

Как стучит по дереву дятел? – д-д-д.

Педагог поочередно показывает картинки – ребенок произносит звуки Т или Д

3.Автоматизация звука Т в сло гах

та-та-та, то-то-то, ту-ту-ту, ты-ты-ты, та-ту-то, ту-та-ты, то-ты-ту,

ат-ят-ут, ют-ет-ит, ат-ат-ат, ут-ут-ут, ит-ит-ит, ят-ят-ят, ют-ют-ют, ет-ет-ет и т. д.

4. Автоматизация звука Д в слогах

да-да-да, ды-ды-ды, до-до-до, ду-ду-ду, дэ-дэ-дэ

да-ды-до, дэ-до-ду, ада-ода-уду, уда-ода-ида и т. д.

5. Автоматизация звука Т в словах.

там, том, Таня. Толя, Тоня, Тома, Тамара, туфли, тумба, топор, труба, тут, туча;

салат, халат, салют, свет, привет, рот, крот, билет, брат, лист, пишет, пищит, летит,

полет, пилот, самолет, воет, поет, рисует, лепит, бьет, спит, шьет, несет, везет, сидит, делает, лежит, стирает, читает, лижет, обижает;

старый, штора, трудно, ноты, стол, стул, автобус, волчата, ребята, девчата, телята, ягнята, цыплята, утята, поросята, лисята, гусята, щенята

6. Автоматизация звука Д в словах.

дом, дым, дам, Данил, дуют, дают, дыня, дыра, думают, дрова, дубы, двор, дочь, дача, даль, дарит, дверь, двор, Даша, дарю,

сады, кидает, наряды, дыня, борода, холодно, выдать, посуда, вода, сюда, беда, медаль, педаль, льды, надо, ряды, рядом, ладони, обеды, победа, команда, пирамида, душ, дупло, духи,

7.Автоматизация звуков Т, Д в словосочетаниях и предложениях

(допускается одновременное произношение звуков Т и Д)

Таня делает салат. У Тамары новые туфли. Тоня и Толя рисуют. Там летают самолеты. Тоня шьет халат и шторы. Топор и труба лежат около тумбы. Ребята и девчата сидят в автобусе. Самолет летит за тучей. Брат сидит на стуле у стола. Даша подарила Данилу новые карандаши. Из трубы идет дым. Там фонтан.

В лесу спрятались волчата и лисята. Дым идет из трубы. Дом у Данилы стоит далеко от садов. Толя и Даша идут обедать. Открыли дверь, стало холодно. Данил и Толя моют ладони, они будут обедать. В ведре налита холодная вода. У Тамары самолет, улетает он в полет. Тут сады, а там дома.

Там Таня. Тут Тома. Вот твои туфли. Я думаю, Даня спит. Зайчата оставили следы. Тома берет помаду. В саду спят поросята. Папа завинчивает винт. Ребята играют в лото. Таня достает домино. Жеребята стоят у дома. Дед рубит дрова. У деда борода. Бельчата сидят в дупле. В душе идет вода. Друзья едят дыню. Толя идет по мосту.

8.Дифференциация звуков К-Т,

Дифференциация звуков К-Т на слух.

1. Попеременное называние изолированных звуков. Игра “Дождик – поезд”. Инструкция: “Когда я говорю «дождик», ты произносишь звук К, когда я говорю «поезд», ты произносишь звук Т”.

Ребенок показывает ладонь, если услышит слог со звуком Т, сжимает ладонь в кулак, если слышит слог со звуком К.

Дифференциация звуков К-Т в слогах

Повторение по одному, по два и по три слога со звуками К-Т.

ка – та – ка, та-та – ка, та-ка, ка-та, ко-то, то-ко, ту-ку, ку-ту, ат-ак, ат-ак, ут-ук, ук – ут

то-то-ко, ту-ту-ку, ко-то-ко, то-то-ко, ак-ат-ак, ят-як-ят, от-ок-ок,

ты-кы-кы, ит-ик-ик, ик-ит-ик, ка-та-ка, ку-ку-ту, ака-ата, ото-око,

ита-ика, тла-кла, анк-ант, инк-инт, фта-фка и тд.

. Дифференциация звуков К-Т в словах

танк, кот, травка, кроватка, калитка, куст, капитан, ток, канат, кисточка, ласточка, платок, петрушка, ватрушка, шутка, кушетка, молоток, косточка, тарелка, ток, скачет, скулит, тыква, кабинет

красит, капот, катает, копает, таскает, ветка, утка, комната, копыта, каток, моток, так, клетка, картошка, конфеты, кофта, стук, молоток, лодка.

9.Дифференциация звуков Г-Д

Дифференциация звуков Г-Д на слух.

1. Попеременное называние изолированных звуков. Игра “Гуси-дятел”. Инструкция: “Когда я говорю «Гуси», ты произносишь звук Г, когда я говорю «Дятел», ты произносишь звук «Д”.

Ребенок показывает ладонь, если услышит слог со звуком Г, сжимает ладонь в кулак, если слышит слог со звуком Д.

Дифференциация звуков Г-Д в слогах

Повторение по одному, по два и по три слога со звуками Г-Д.

Га-да, ды-гы, го-до, до-го-до, ду-ду-гу, гы-ды-гы, ога-ода, ода-ога-ога, гна-дна, гра-дра-дра, длы-глы-глы и т. д.

Дифференциация звуков Г-Д в словах

догоняет, города, ягода, подруга, радуга, огороды, дорога, гадает, погода, угадает

10.Дифференциация звуков К-Т, Г-Д в предложениях

У Кати красная кофта. Зайка ест морковку. Данил играет танком. Это подарок его друга Сергея. На тарелках лежат косточки. Щенок скулит около огорода. Корова ест травку. Даша гуляет с Таней. Толя читает газету и книгу. На тарелках лежит петрушка. Галя с подругой работает в огороде. Молоток лежит на столе. Под кустом прыгает зайчик. Дорога идет вдоль огорода. Галя красит домик. После дождя видна радуга. Гром гремит над домом. В сказке говорится о добром гноме. Ребята идут на каток. Толя и Галя катаются на коньках на катке. Катя читает сказку «Кот в сапогах». Наташу укусил комарик. Кот Васька любит молоко и сметану. Коля тащит удочкой огромную щуку из реки. Радуга видна над городом. Попугай сидит в клетке. На карточке нарисованы кот и кит. В огороде растет картошка. Далеко пасутся гуси.

Катя собирает букет. В комнате летает муха. В доме два этажа. Коля ест торт. На столе стоит кактус. Моряк смотрит в бинокль. Я иду в аптеку за ватой. Таня надевает кофту. В комнате стоит комод. Мама надевает платок. На тарелке лежат конфеты. Дед тянет репку. Высоко гнездо аиста. На остановке стоит автобус. На окне сидит кот. Паук плетет паутину. У Кати красивый бант. Дедушка видит бегемота.

11.Дифференциация звуков К-Т, Г-Д чистоговорках

Читайте также:  Словарный запас у детей дошкольного возраста
Ссылка на основную публикацию