Логоритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В настоящее время система дошкольного образования претерпевает существенные изменения. Среди проблем дошкольного образования главными являются вопросы изменения содержания дошкольного образования, форм и условий работы с детьми дошкольного возраста и необходимой подготовки педагогических кадров, способных осуществлять эту работу.

Одной из актуальных задач системы дошкольного образования на современном этапе является совершенствование коррекционно-педагогической и социально-психологической помощи детям. О важности раннего выявления и коррекции недостатков в психофизическом развитии ребенка говорится много. Но такая коррекционно-педагогическая деятельность так и не стала приоритетной в реальной практике системы дошкольного образования.

По мнению В.И. Селиверстова, система коррекционно-педагогической помощи не охватывает значительную часть нуждающихся в ней детей дошкольного возраста. Сеть дошкольных учреждений (групп) компенсирующего вида осуществляет помощь лишь детям с выраженными отклонениями в психофизическом развитии (не более 2,5-3 % от всех детей дошкольного возраста). Вместе с тем, по разным причинам, в остальных видах детских садов среди нормально развивающихся сверстников оказывается большое количество детей с так называемыми «стертыми», слабо выраженными формами нарушений. Такие дети не получают специальной помощи и испытывают значительные трудности в усвоении образовательной программы, а в последствии в адаптации к новому виду деятельности – школьному обучению, потенциально составляя своеобразную «группу риска» в системе начального общего образования.

В сферу нашей деятельности, как педагогов-логопедов входит: профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, специальное педагогическое просвещение, участие в психологической и психотерапевтической помощи, образовательная и социально-педагогическая деятельность, научно-исследовательская деятельность в области специальной педагогики.

Педагог-логопед учится всю жизнь. Он развивает и совершенствует свой профессиональный опыт, делится им с коллегами, единомышленниками.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют, побуждают педагогов к поиску новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов коррекционного обучения в соответствии с требованиями жизни.

В этой связи передо мной встала задача своевременного успешного предупреждения и преодоления недостатков психофизического развития детей в процессе организованной коррекционно-педагогической помощи детям, с так называемыми «стертыми», слабо выраженными формами нарушений.

В своей педагогической деятельности я стараюсь вести целенаправленную систематическую работу по формированию специальных мотивов, потребности в употреблении полученных знаний на занятиях, на материале, выходящем за рамки обучения, используя в работе эффективные, интересные, занимательные для детей приемы.

На мой взгляд, перспективным направлением совершенствования коррекционно-педагогического процесса детей общеобразовательных учреждений является использование логоритмических средств и приемов на логопедических занятиях.

Внимание детей всегда привлекает новизна, необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы.
Но при этом эффективность педагогического воздействия также зависит от активности, заинтересованности ребенка на занятиях. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

В ходе диагностики детей, проводимой в стенах дошкольного учреждения, ежедневных наблюдений за ними на занятиях и в свободной деятельности, подтверждается тот факт, что у детей, так называемых, массовых групп присутствуют:

  • вариативное нарушение компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, мимики, мелодико-интонационной стороны речи;
  • отмечаются стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи;
  • внимание, восприятие, память и мышление ниже возрастного минимума;
  • выявляются нарушения, как общей моторики, так и недостаточность тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

Поэтому дети, при формировании чистой и правильной речи, нуждаются во вспомогательных средствах и приемах логоритмики, которые облегчают, направляют, вовлекают детей в процесс становления базовых основ речевой деятельности, тем самым, способствуя корригированию самой речи. О чем в свое время писали: Г.А.Волкова, Н.А.Тугова, Н.А Рычкова, В.А.Гринер, Е.В.Оганесян, Г.Р.Шашкина и другие авторы.

Поэтому, я считаю необходимым разрабатывание и усовершенствование приемов и методов использования средств и приемов логопедической ритмики на логопедических занятиях.

Итак, ЛОГОРИТМИКА!

Логопедическая ритмика – это ветвь лечебной ритмики, которая является одной из форм активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Всё, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале ХХ века. Создателем системы был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Сущность метода Э. Жак-Далькроза заключается в том, что при помощи сочетания ритма, музыки и движения он решал задачу ” воспитания ритма” сначала у музыкантов, а затем, используя специально подобранные упражнения, автор начал заниматься с детьми дошкольного возраста, развивая у них музыкальный слух, память, внимание, ритмичность и пластическую выразительность движений. Дальнейшее развитие система Жак-Далькроза получила в работах его учеников и последователей. Большая заслуга в этом принадлежит Н.Г. Александровой и В.А. Гринер. Из системы занятий ритмической гимнастикой и музыкального ритмического воздействия выделяется лечебная ритмика. Формируется особое направление ритмического воздействия на людей с речевой патологией в реабилитационных целях – логопедическая ритмика. Первоначально логопедическая ритмика использовалась в работе с заикающимися дошкольниками по инициативе В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой.

Логопедическая ритмика с тех пор занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Объектом логопедической ритмики является человек (ребёнок) с речевой патологией.

Предметом – многообразные нарушения психомоторных функций людей с речевой патологией и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Целью – преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

Все направления логоритмической работы условно можно разделить на две части – на развитие речевых процессов и на развитие неречевых процессов. Тем, кто проводит занятия с элементами логоритмики, хорошо известны эти направления:

Я не буду их перечислять. Все они отражены на экране.

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

Мы же определили для себя основные ступени таким образом:

Слышать,
Видеть,
Понимать
И пространство ощущать.
Петь, дышать,
Играть ритмично-громко, тихо, высоко, низко, в темпе и легко,
Самому придумать что-то,
Изменяя ход игры.
Вот тогда достигнем цели –
Чистой речи детворы!

Первая задача, которую нужно решать, – это учить слушать и слышать, слышать логопеда, звучащие предметы, музыку.
Затем – видеть, концентрировать внимание на ведущем. Реагировать на него, видеть предметы, с которыми необходимо выполнять действия.
Понимать просьбу, инструкцию – следующая ступень работы.
Ощущать пространство, учить ориентироваться в нем, не наталкиваясь друг на друга, на предметы – очередной шаг в работе.
Многократное повторение движений – это залог успеха. «То, что постоянно повторяется, переходит в привычку».
Параллельно поем, развивая вокально-певческие навыки, вырабатываем длительный плавный выдох, играем на музыкальных инструментах.
Научить ребенка проявлять творчество, фантазировать, включать воображение, находить решение самостоятельно – это одна из самых сложных задач для педагога.

Логоритмическое воздействие осуществляется поэтапно, в соответствии с логопедической коррекцией. С этой целью используются следующие средства логопедической ритмики:

  • ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус: общеразвивающие и коррекционные.

Общеразвивающие воздействуют на мышцы спины, плечевого пояса, рук, ног. По характеру выполнения они делятся на упражнения с предметами (флажки, мячи, кубики, ленты и пр.) и без предметов.

Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития чувства равновесия, формирования правильной осанки;

  • упражнения и игры для развития общей, тонкой моторки;
  • для развития мимики, пантомимики;
  • упражнения, активизирующие внимание;
  • ритмические упражнения;
  • пение;
  • подвижные игры: несюжетные, сюжетные подвижные игры, игры с элементами спорта;
  • упражнения и игры для развития творческой инициативы;
  • заключительные упражнения.

В работе логопеда с детьми выделяются: подготовительный этап; этап формирования первичных произносительных умений и навыков; этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Таким образом, задачи логоритмического воздействия на подготовительном этапе:

  • развитие музыкального, звуковысотного, тембрового слуха;
  • певческого диапазона голоса;
  • чувства ритма;
  • слухового внимания;
  • пространственной организации движений;
  • общей и тонкой моторики, мимики;
  • артикуляционная моторика для формирования базы звуков.

Задачи логоритмического воздействия на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков(постановка звука, автоматизация, дифференциации звуков)

  • Продолжение развития неречевых функций, указанных на под. этапе. Особое внимание обращаем на: совершенствование речевой моторики (переключаемость, координация, точность выполнения движения)
  • Развитие мыслительных операций:
  • сравнения и обобщения;
  • звуковысотного слуха;
  • фонематического восприятия;
  • воспитания связи между звуком и его музыкальным образом.

Задачи логоритмического воздействия на этапе формирования коммуникативных умений и навыков:

  • закрепление двигательных умений, выработка двигательного навыка;
  • дальнейшее развитие музыкального слуха;
  • певческого диапазона голоса;
  • мимики, пантомимики;
  • артикуляционной моторики;
  • просодии речи;
  • фонематического восприятия;
  • формирования навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Таким образом, логопедическое занятие, с элементами логоритмики включает в себя следующие элементы:

Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук.Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с предметами, музыкальными инструментами.Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве.
Развитие чувства ритма.
Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.
Развитие певческих данных.
Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонетические упражнения.Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.
Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы.Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.
Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям.Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.
Упражнение на развитие словотворчества.Расширение активного запаса детей.

В структуру занятия я не всегда включаю все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

К проведению логопедического занятия с элементами логоритмики, как и к любому другому, предъявляются определенные требования:

  • Занятия составляются с опорой на лексические темы.
  • Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
  • Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
  • В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Работая с детьми, мы обозначали для себя некоторые правила, которые являются залогом успеха и определяют личностно-ориентированный подход к решению педагогических проблем.

Правила успеха:

  • Помним, что «один в поле не воин», поэтому, чем больше специалистов и родителей будет работать с ребенком, тем быстрее и эффективнее пойдет процесс становления речи.
  • Ребенок заговорит тогда, когда мы захотим его слушать.
  • Мы очень терпеливы и понимаем: если ребенок не выполняет задание, он не издевается над нами, он просто не может этого сделать.
  • Играя с ребенком, мы присаживаемся на низкий стул, давая возможность видеть свое лицо, четкую дикцию, говорим медленно нараспев.
  • Наши занятия – это не уроки в школе. Даже самый сложный материал легче усваивается в игре. Занятия со сказочным сюжетом стимулируют развитие воображения, речи и внимания.
  • Играя с ребенком, нужно выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребенок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено.
  • Мы не сравниваем детей с друг другом, а принимаем их такими, какие они есть.

Безусловно, лучшим способом организации работы является сотрудничество. Мы избрали для себя междисциплинарную форму. У каждого свой вид деятельности, но цель общая – развитие и воспитание ребенка. Логопед составляет конспект занятия, задает лексическую тему, организует остальных специалистов, проводит занятие. Музыкальный руководитель подбирает музыку, рекомендует музыкально-дидактические игры, упражнения, песни, участвует в проведении занятий. Воспитатели проводят подготовительную работу по заданию логопеда, разучивают стихи и движения. Психолог проводит на занятии игры по развитию психических процессов, согласно лексической теме. Он же осуществляет наблюдения за детьми и за отношениями между детьми и взрослыми. Семья проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивают стихи и движения.

«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Консультация для педагогов

«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Составил: учитель – логопед

Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Три кита, на которых стоит логоритмика – это движение, музыка и речь.

Логопедическая ритмика – это вид активной терапии движениями, который способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких, как ОНР, заикание и алалия.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:
1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики,

координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного

Читайте также:  Обучение детей с ОНР рассказыванию по картинке

тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей;

активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа

включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и

ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической

моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного

звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Цель логоритмики – коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии речи ребёнка, посредством движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
logoritmika_statya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Составил: учитель – логопед

МДОУ “ЦРР д/с 102”

Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Три кита, на которых стоит логоритмика – это движение, музыка и речь.

Логопедическая ритмика – это вид активной терапии движениями, который способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких, как ОНР, заикание и алалия.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:
1. Развитие неречевых процессов : совершенствование общей моторики,

координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного

тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей;

активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений . Эта работа

включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и

ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической

моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного

звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Цель логоритмики – коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии речи ребёнка , посредством движения.

  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики с помощью логоритмических игр, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, логопедических попевок.
  • формирование правильного дыхания (умение делать глубокий вдох и длительный выдох).
  • развитие способности ориентироваться в пространстве (музыкальные игры).
  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью (хороводы, игры с пением).
  • развитие фонематического слуха, просодических компонентов речи (высота, сила, тембр голоса) с помощью дидактических игр «Угадай-ка» (определение соответствия музыки, движения, голоса с образом животных, «Угадай, на чем играю» и т. д.)

К методическим приемам относятся:

  • показ упражнений
  • совместное выполнение движений
  • словесная инструкция
  • пояснение с конкретным показом движения

Занятия с элементами логоритмики осуществляются в тесном контакте с логопедом, который консультирует, на какие звуки следует подбирать речевой и песенный материал. Особенность применения этих упражнений заключается в том, что, кроме развития голосовых данных и мышечного аппарата ребенка, развиваются детские эмоции, пробуждается его мысль и фантазия.

Ритмопластика – своеобразный музыкально-ритмический психотренинг. «Музыкальный» означает, что ребенок учится двигаться и владеть своим телом под музыку.

«Ритмический» – значит, что ребенок осуществляет движения в такт музыке, тренируются все психические процессы: восприятие, внимание, память, эмоции и чувства, мышление и речь, творческие способности и воображение, музыкальные способности, координация движений.

Ребенок приобретает умение держать спину, у него появляется красивая осанка, выправляется и становится изящной походка, а помимо удовольствия от занятий он приобретает еще и здоровье.

Ритмопластика доступна всем детям без исключения. Ведь в основе феномена ритмопластики лежат разнообразные движения, которые делят на танцевальные, имитирующие, гимнастические, общеразвивающие и др.

Через танцевальные движения дети знакомятся с основными элементами классического, народного и современного танца, учатся легко ориентироваться в пространстве.

Хорошо известно, что танец способствует раскрытию внутреннего мира ребенка через эмоции, к тому же это еще и самый доступный способ самовыражения ребенка, когда ему еще трудно словами сказать, что он чувствует и что с ним происходит.

Значение танца для ребенка заключается в том, что он помогает снять эмоциональное напряжение безопасным способом. Ведь не всегда малыш может высказать и адекватно выразить свои негативные чувства: гнев, обиду и т. п.

Основная цель программы «ритмопластика» – это психологическое раскрепощение каждого ребенка.

Важными задачами ритмического воспитания являются:

  • Развитие музыкальности
  • Развитие пластичности
  • Развитие умения творчески выразить свое восприятие музыки в движениях

Практика показала, что регулярное включение элементов логоритмики и ритмопластики в процесс музыкального воспитания дошкольников способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

В результате этого у детей:

  • нормализуются психические процессы и свойства;
  • быстрее формируются двигательные навыки;
  • чище и грамотнее станет речь;
  • эффективнее будут развиваться музыкальные и творческие способности.

Примерные упражнения для логоритмики:

Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)

Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! (круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево)

Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)

Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп! Лады – лады, ладушки, горячи оладушки! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки)

Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках),

Потянулись (встают, потягиваются).

Встали прямо (опускают руки вниз)

Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)

Новый начался денек!

Вместе весело живем – хорошо быть муравьем! (шагают на месте)

Птица: кар, кар, кар! (крылья)

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)

Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают ногами попеременно)

Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)

Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)

Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)

Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)

Надувают шарик быстро (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга),

Он становится большой (медленно развести руки в стороны).

Вдруг шар лопнул (хлопок в ладоши),

Воздух вышел (подуть на ладони),

Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку).

– Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)

Это ты в ветвях повис? (потряхивают кистями рук)

-Тс-с-с! (приложить пальчик к губам)

– Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)

Это ты в траве шуршишь?

– ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)

– Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)

Не боюсь твоих «шу-шу» ( погрозить пальчиком)

– У-ку-шу! (сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев).

Вот мостик горбатый (ладонь на ладонь),

Вот козлик рогатый (указательный палец и мизинец выставить вперед).

На мостике встретил он серого брата (указательный палец и мизинец левой руки выставить вперед).

Упрямцу с упрямцем опасно встречаться, И козлики наши стали бодаться (указательные пальцы и мизинцы «встречаются» и «расходятся» 8 раз).

Бодались, бодались, сражались, сражались (пальчики «встречаются» крест – накрест).

И в речке глубокой вдвоем оказались (пальчики «ныряют» вниз, на колени).

Мой пальчик – непоседа,

Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)

А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо пальчиком до носика, ушка, животика, ножки …)

Раз, два, три, четыре, пять , (прыжки на двух ногах)

Вышел дождик погулять! (марш)

Шел неспешно по привычке.

А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)

Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением головы)

«По газону не ходить!» (отрицание – головой)

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие – на выдохе)

И ушел. Газон засох . (присесть)

Эта ручка – правая!

Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю ! (сжимать – разжимать кулачки)

Будет сильной правая!

Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)

Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)

«Шел по берегу петух»

Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной)

Поскользнулся, в речку – бух ! (круговые движения руками, затем приседают)

Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком)

Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)

Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну

Затем руки я помою, («моют»)

Пальчик в пальчик я вложу («замок»)

На замочек их закрою и тепло поберегу…

Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и перебирать ими)

«Деревцо»
Ветер дует нам в лицо (махать руками ладошками к себе),
Закачалось деревцо (руки подняты, покачивание туловищем из стороны в сторону).
Ветер тише, тише, тише (плавно опускают руки).
Деревцо всё выше, выше (поднять руки и потянуться вверх).

Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические.

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но .

составила учитель-логопед Тихонова М.А.

Перед нами, специалистами, работающими с такими детьми, встала проблема – создать оптимальные условия одновременно для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфе.

Сообщение из опыта работы по теме «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников» с презентацией.

У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) наряду с недоразвитием всех речевых компонентов отмечаются проблемы психомоторного развития, которые характеризуются как мануальная диспраксия. Одним из .

Логоритмика как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Хоменко Марина Сергеевна

Учитель-дефектолог, МБОУ “Московская СОШ им. А.П. Кыштымова” СПДО д/с “Зоренька”, Республика Хакасия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хоменко М.С. Логоритмика как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 28.02.2020).

Орф-педагогика была основана и развита немецким композитором Карлом Орфом (1895–1982) и его коллегой в 20-е годы прошлого века. Орф-подход, являющийся основой этой педагогики и служит для обучения музыке. Он соединяет музыку, движение, драму и речь в уроки, которые похожи на мир детской игры. Главный принцип этой педагогики — «учимся, делая и творя» — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования. До конца своей жизни Карл Орф продолжал развивать и распространять свой педагогический метод. В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и в организации особого педагогического процесса.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее успешно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять основу для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Именно на этой закономерности основан один из методов логопедической работы по развитию речи ребёнка – логоритмика. Она связывает воедино слово, музыку и движение.

В последние годы все чаще можно видеть детей, имеющих не простые речевые нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в сочетании с нарушениями двигательной сферы. Для профилактики и устранения таких нарушений и комплексной коррекции развития ребенка свою эффективность показали логоритмические занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

В логоритмике применяется интегративный принцип, позволяющий исправлять речевые нарушения за счет развития двигательной сферы, и корректировать двигательные нарушения за счет включения в двигательные процессы речевого контроля. Логоритмические занятия представляют собой ряд приемов, в основе которых лежит принцип сочетания движения, музыки и речи, что повышает эффективность всей коррекционной работы как у детей с речевыми проблемами, так и у детей с нарушениями двигательной сферы. Как видим, в основе этого подхода лежит основной принцип орф-педагогики.

При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления. Первое направление логоритмической работы – развитие неречевых процессов. Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. Второе направление – развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как: И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувствие, но и поднять «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая – лечебная, а потом и узкоспециализированная – логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания.

Логоритмика состоит из следующих элементов:

  • логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
  • пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
  • упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
  • песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.

В структуру логопедических занятиях можно включать элементы логоритмики. Причём логоритмические игры и упражнения можно использовать на любом этапе логопедического занятия. Такие упражнения учат детей чувствовать темп, выдерживать ритм, координировать движение и слово, развивают слуховое внимание, речевое дыхание и фонематический слух. Мы можем использовать движения всем телом для развития общей моторики ребенка или пальчиковые упражнения для развития мелкой моторики.

С логоритмическими упражнениями, как выяснилось, мы знакомы с раннего детства. Первый раз мы занимались логоритмикой, когда на песенку своей бабушки «кыш, полетели, на головку сели…» подняли вверх руки.

Вспомните все детские потешки и присказки, сопровождающиеся движениями:

«По кочкам, по кочкам,

по гладенькой дорожке,

А физминутки на школьных уроках:

«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…».

Нарушен фонематический слух. И снова мы возьмем на вооружение логоритмические приемы, и попросим детей напевать самые простые двустишья: СА-СА-СА – вот ЛИ-СА, НА-НА-НА – вот СТЕ-НА. Это поможет нам услышать последний слог в слове и произнести его четко и ясно.

Поставив звук и введя его в речь ребенка, опытный логопед обязательно попросит совместить стишок с этим звуком с движениями руками.

Это тоже логоритмические упражнения. Они могут проводится, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Прекрасно использовать для таких коммуникативных игр бубен, дудочку или барабан.

Будьте уверены, что стихотворение, рассказанное с движениями рук или пальчиков, навсегда врежется в память малыша. Ребенок буквально «прочувствует» поставленный звук всем телом, и этот звук, с которым проведена такая глубокая автоматизация, никогда не будет путать ни в устной, ни в последующей письменной речи.

(И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе.)

Мы снежинки, мы пушинки, (Наклон головы вправо и влево.)

Покружиться мы не прочь. (Поворот на 360°.)

Мы снежинки-балеринки. (Наклоны туловища вправо и влево.)

Мы танцуем день и ночь. (Приставной шаг вправо и влево.)

Мы деревья побелили. (Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и. п.)

Землю бархатом укрыли. (Приседание с разведением рук.)

И от стужи сберегли. (Руки в стороны, вниз и возврат в и.п.)

Для профилактики ошибок чтения и письма одним из самых прекрасных логопедических приемов будет совместить сложные движения обеих рук (читай обоих полушарий головного мозга) с произнесением стихотворения. Такая скоординированная с речью работа обоих полушарий самым действенным образом подготавливает речевые зоны головного мозга к первым годам обучения в школе.

Овладение основами музыки предполагает не только основательное приобретение каких-то знаний, но, главное, умение ими активно и творчески оперировать. Поэтому большое значение в данном контексте приобретают простые музыкальные средства – хлопки, шлепки, притопы, и те инструменты, которые обязаны им своим происхождением – в первую очередь ударные.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что логоритмика (в основе которой лежит орф-педагогика) в различных своих проявлениях может красной нитью украсить и обогатить нашу жизнь от рождения до самого преклонного возраста.

Коррекция речи и логоритмические упражнения

Логоритмика – это комплекс упражнений на движения, с помощью которых человек одновременно двигается и произносить определенные звуки или высказывания.

Эта терапия активного типа. Она позволяет преодолевать речевые нарушения с помощью формирования и коррекции речевого развития, что позволяет человеку адаптироваться к внешним и внутренним условиям.

Как проходят занятия логоритмикой?

Задания на движения сопровождаются речевым материалом. При этом логоритмика для детей призвана следить за качеством этого материала. Важно так подбирать музыку, чтобы она не просто выполняла функцию сопровождающей, но и была своего рода руководящим началом.

Под воздействием регулярных занятий по логопедической ритмике, у детей перестраивается работа сердечно-сосудистой системы. Положительное влияние оказывается и на дыхание, и на движения, и на сенсорику, и на речедвигательную систему. Также подобные занятия позитивно влияют на эмоциональные и волевые качества человека.

Цель и задачи логоритмических занятий

Цель занятий: профилактировать возможные речевые расстройства у дошкольников до пяти лет во время выполнения упражнений на движения совместно с музыкой.

В результате этого можно реализовать такие задачи:

  • уточнить артикуляцию;
  • сформировать восприятие фонематики;
  • обогатить лексический запас;
  • формировать слуховое внимание;
  • развивать моторику;
  • вырабатывать координацию движений с речью;
  • формировать интонацию;
  • учить детей фантазировать и воображать.

Также у логопедической ритмики есть то, что позволяет формировать память человека, его внимание, его слух, моторику, речь, произношение звуков.

На занятиях используются игры с пальчиками, упражнения для глаз, ходьба или бег с музыкальным сопровождением, создание стихов, упражнения на развитие мимики, релаксационные занятия, чистоговорки, игры с использованием речи и музыки.

С какого возраста можно заниматься логоритмикой?

Если дошкольник в возрасте двух лет до сих пор не начал говорить, нужно организовать занятия по логоритмике. Этот возраст характерен тем, что очень сложно организовать правильное логопедическое воздействие на малыша. Ведь дети быстро утомляются и не способны выполнять многие артикуляционные упражнения.

Дошкольникам постарше, которые уже находятся под наблюдением у логопеда, логоритмика для детей помогает закреплять произношение сложных звуков, отрабатывать навыки плавной речи, совершенствовать координацию движения, обучать детей навыкам коммуникации.

Логоритмика – это методика работы коррекционного типа, с помощью которой можно положительно влиять на динамику развития речи у детей с разными аномалиями в развитии с помощью речи, музыки и движения. Логоритмика – это составная часть коррекционной работы, которая непосредственно влияет на речь и моторику.

Главная задача логоритмики – это преодоление нарушений речи с помощью формирования двигательной сферы. Согласно этой цели подбираются и задачи логоритмических занятий: корректировать речь детей, воспитывать их и предоставлять им образование.

Коррекционные задания: устранение главного речевого нарушения, формирование дыхания, развитие голоса, работа с артикуляцией, совершенствования качеств психомоторики во всех типах моторики.

Воспитательно-образовательное направление логоритмических упражнений

  1. К образовательным задачам относятся: знакомство ребенка с разнообразными движениями, развитие навыков движения, понятие об организации тела в пространстве, о существующих в музыке терминах.
  2. К воспитательным задачам относят: развитие ритма при прослушивании музыкальных композиций, формирования ритма во время движений ребенка, развитие его навыков ритмичного движения под музыку, формирование способности критически воспринимать свои движения и оценивать свою речь адекватно.

На что влияют логоритмические упражнения?

На занятиях по логоритмике формирование моторики и психики происходит на неосознанном уровне. Благодаря тому, что развивается двигательная сфера, формируется речь ребенка. Любые навыки, которые были получены во время логоритмических занятий, могут быть закреплены в речевом материале.

Чтобы понять, что включается в содержание логоритмики, нужно определить, что вообще представляет из себя ритмика и зачем она нужна.

Организм людей постоянно находится в динамическом развитии. Особенно это касается детей. Совершенствуется структура организма, функциональность отдельных органов, ребенок учится приспосабливаться к внешней среде. Одно из важных направлений развития – это формирование двигательных навыков и умений.

Двигательные умения – это степень того, как ребенок овладел техникой дейсвтия. При этом для овладения необходимыми движениями нужно максимально концентрировать свое внимание на тех или иных частях совершаемого движения, а также на способах решения двигательных задач.

Навык движения – это такая степень владения техникой движения, которая позволяет автоматически им управлять с высокой надежностью.

Любое движение человек совершает в соответствии с ритмом. При этом слово «ритм» может иметь широкое значение. Сюда входят ритм сердца и дыхания. Но это может быть ритм музыкального произведения или стиха. Ритм – понятие, затрагивающее множество сфер жизни и окружающего мира. ритм обладает основным признаком – это определенный порядок предметов и явлений.

Логоритмика в педагогическом понимании

С точки зрения педагогики ритмика – это комплекс упражнений физического характера, которые основаны на движениях с музыкальным сопровождением. На занятиях по ритмике формируется чувство ритма – это способность человека улавливать то, как чередуются сильные и слабые доли музыкального метра.

Ребенок учится в согласии с ритмом двигать ногами, головой или руками. Если ребенок не научится ощущать ритм музыки телесно, он не сможет воспринимать этот ритм в полной мере. Ведь ритм обладает эмоциональной и моторной природой.

Воспитание ритмике основано на формировании ритмического музыкального чувства – способности человека активно воспринимать и отражать ритм музыкального произведения.

Методы исследования воздействия логоритмики на организм

Методика формирования ритмических способностей впервые была описана в 1912 году. Ее изучал Эмиль Жак-Далькроз. Этот музыкант считал, что ритм можно использовать в качестве самостоятельной сущности. При этом ритм может быть музыкальным, может быть двигательным или поэтическим.

Логоритмика впервые была использована в качестве методики борьбы с заиканиями в 1932 году. Эти упражнения разработал В.А. Гиляровский, за что получил высокую экспертную оценку.

В.А. Гринер в 1936 году написал объемную статью, посвященную логоритмике. Он поставил задачу разработать специальные логоритмические занятия для борьбы с заиканиями и улучшения речи. Материал для подобных занятий использовался Н.С. Самойленко в ее статье, написанной в 1941 году.

Она провела классификацию упражнений, разделенных на разные категории трудности так, чтобы учитывать имеющиеся у детей нарушения моторики. Также она заложила основные принципы, по которым должно проводиться занятие.

В.А. Гринером был разработан практический материал, который бы позволил проводить серьезную работу с заикающимися дошкольниками. Она читала, что главное отличие логопедической ритмика заключается в том, что в отличии от ритмического воспитания здесь особое внимание уделено слову.

В 40-е годы логоритмика в нашей стране стала восприниматься, как важная часть работы с больными афазией. Логопедическая ритмика позволяла победить расстройства музической грани речи.

В середине 20 века стали появляться работы, посвященные логоритмике, как инструменту борьбы с заиканиями у дошкольников. Наиболее полно раскрывает эту тему переизданный в 1958 году труд В. А. Гринева.

Два года спустя еще один исследователь В.И. Рождественская разрабатывает упражнения на сочетание движений и слов. Согласно автору благодаря ритму во время движения удается нормализовать речь ребенка. Е.Ф. Шершнева позволяет использовать логопедическую ритмику для коррекции заикания у дошкольников старшего возраста.

Логоритмика для детей при коррекции заикания

Развитие направления в 80-е годы полностью основано на работе с детьми, страдающими заиканиями.

Н.А. Тугова выпускает работу с разработанной системой упражнений коррекционно-воспитательного характера. Эти упражнения подразумевают активное использование ритма и музыки во время занятий для воспитания у детей произвольного внимания.

Еще один исследователь, внесший вклад в развитие этой области – В.И. Дресвянников. Он сосредоточился на детях, учащихся в классах с шестого по восьмой. При этом он заметил, какая существует зависимость между экспрессивной речью и моторикой.

Также он заметил, что степень дефектов моторики напрямую влияет на степень нарушений речи. Он предложил целую систему занятий, которые бы помогли полностью устранить проблему заикания у школьников подросткового возраста.

Г.А. Волкова представила множество логоритмических материалов, которые отлично подходят для реабилитационной работы. Его книга, посвященная логопедической ритмике, позволяет бороться с разными видами речевых нарушений.

Логоритмику предлагает использовать во время коррекционных занятий и Н.А. Рычкова, которая разработала методику обследования моторики у детей с заиканиями.

Также широко раскрыта эта тема в трудах Е.В. Оганесяна, который описывал коррекцию невротического заикания у людей зрелого возраста.

Музыка на логопедических занятиях

В основу современного музыкального ритмического направления легли работы Э. Жака-Далькроза.

Не территории детского сада формирование ритмики осуществляется во время музыкальных занятий. А формирование моторики осуществляется за счет занятий по физкультуре.

Во время музыкальных уроков воспитатели стремятся формировать музыкальные способности всех детей. При этом дошкольники тренируются в разных видах деятельности: они учатся петь, внимательно слушать музыку, выполнять ритмические упражнения, играть на разных музыкальных инструментах.

Главные задачи занятий по музыке – это развитие интереса к музыкальному искусству разных жанров. Дети развивают мелодический слух, учатся различать высоту звуков, формируют навыки в пении, а также учатся красиво двигаться под музыку.

Музыкальные ритмические движения связаны с движениями общего плана. Эту особенность использует педагог физического воспитания.

Главная задача занятий физкультуры – формирование качеств моторики. Дети развивают мышечный тонус, учатся осуществлять координацию движений, переключаться с одного движения на другое. Они учатся владеть своим телом, ходить, бегать и прыгать, а также заниматься перестроением и играть в спортивные игры.

Задачи по формированию физических навыков у дошкольников решаются на протяжении всего дошкольного периода.

Это позволяет подготовить детей к большим нагрузкам в школе. Занятия по музыке и по физкультуре формируют психомоторные функции у детей, что хорошо влияет на их обучаемость в начальных классах.

У дошкольников, страдающих нарушениями речи, в отличии от остальных детей, наблюдаются отклонения в развитии речи и психомоторики.

Коррекционные воздействия логоритмики на нарушения речи

В группе дошкольников, страдающих недоразвитием фонематической составляющей речи, находятся ребята с диагнозом «дислалия». Также есть и дети с диагнозом «стертая дизартрия».

У них не наблюдаются серьезные нарушения в общей моторике. Однако их мелкая моторика и артикуляция имеет некоторые нарушения.

Дошкольники, страдающие стертой дизартрией, обладают недостаточно развитой общей моторикой. Их мышечный тонус повышен, однако координация движений нарушена, есть трудности в переключаемости движений, в ритме и темпе.

Это затрагивает всю моторную систему: от общей до артикуляционной. Страдает и мелкая моторика, и мимика детей.

У дошкольников, страдающих общим низким развитием речи, дефекты моторики проявляются в ее недоразвитии, в неловкости, в нарушениях пространственного восприятия. Главные навыки движения развиты недостаточно хорошо, они не подчинены ритмике, дети быстро двигательно истощаются, их внимание и память снижается.

У дошкольников, страдающих заиканием, нарушен тем движений. Также недостаточно развита координация движений.

На занятиях по физкультуре не решаются основные коррекционные задачи по формированию психомоторных функций. Более полезным приемом для работы с дошкольниками, страдающими речевыми нарушениями, является логопедическая ритмика.

Лечение с помощью движения осуществляется путем использования разных видов движений. С помощью комплекса физических упражнений, выполняемых под музыку, формируется чувство ритма. Это позволяет оказывать коррекционно-лечебную помощь.

Логоритмика позволяет связать движения, музыку и слова. Согласно Г.А. Волковой, логоритмика для детей – это одна из активных форм терапии, которая может быть использована в разных реабилитационных методиках, в лечении людей, которые обладают разными аномальными развитиями.

Таким образом, логопедическая ритмика – это методика работы с дефектами речи, которая опирается на связь слов с движениями и музыкой посредством ритма.

Логоритмика как эффективное средство коррекции речи

(из опыта реализации коррекционной программы «Логоритмика» в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество»)
Синякина Е.В., методист

В последнее время, к сожалению, увеличивается количество детей с различными патологиями, в том числе с нарушением речи. Одним из средств коррекции речи является логопедическая ритмика (логоритмика).

В Отделе реабилитации МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара педагогом Лучкиной С.С., дипломантом городского конкурс молодых педагогов системы дополнительного образования детей (2012г.), реализуется коррекционная дополнительная образовательная программа «Логоритмика». Программа рассчитана на три года обучения и ориентирована на детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 4 до 12 лет.

Занятия по данной программе находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия.

У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика. Движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, внимания, координации движения. Развитие общей моторики способствует развитию речи. Ритмичные, четкие упражнения для ног, рук, туловища и головы совершенствуют движения артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т.д., а также стимулируют развитие мозга, соответственно и речи.

Реализация программы «Логоритмика» способствует коррекции заикания, развитию речи, фонетико-фонематических нарушений и алалии, снижению психоэмоционального напряжения, укреплению здоровья детей.

Программа направлена на преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и адаптацию ребенка к условиям внешней и внутренней среды. В рамках программы педагогом решается ряд учебных, воспитательных,развивающих и коррекционных задач.

Подробно остановлюсь на развивающих и коррекционных задачах. Это развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; развитие двигательных умений и навыков; развитие способности ориентироваться в пространстве; развитие фонематического слуха; формирование навыков релаксации; развитие и коррекция музыкально-ритмических движений; развитие произвольного внимания, слуховой и зрительной памяти; развитие творческих способностей в импровизации.

Педагог избирает комбинированный тип занятий. Основой всех методов и приемов обучения по программе «Логоритмика» является избираемый педагогом способ регулирования двигательной и речевой нагрузки, ее сочетание с отдыхом и другими видами занятий в коррекционно-воспитательном процессе (логопедическими, психотерапевтическими, воспитательными и т. п.).

Педагогом используются наглядные, словесные и практические методы.

  • Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.
  • Словесные методы обращены к сознанию занимающихся, они помогают осмыслению поставленной задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений.
  • Практические методы связаны с практической деятельностью, они обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.

Содержание каждого занятия программы напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе.

Увлекательный сюжетный ход, игровая форма занятий в сочетании с широким использованием наглядного материала, подбираемого педагогом, стимулируют у воспитанников потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик.

В основную часть каждого занятия педагогом обязательно включаются упражнения:

  • на регуляцию мышечного тонуса;
  • на развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика);
  • на развитие мимических мышц;
  • на развитие дыхания;
  • на развитие чувства темпа и ритма;
  • на развитие координации речи с движением;
  • пение.

Музыкально-ритмические упражнения, используемые на занятиях, направлены на формирование навыков ритмичного движения в соответствии с характером музыки, на обучение менять движения в соответствии с двухчастной и трёхчастной формой музыки, на совершенствование навыков основных движений (ходьбы, бега), на обучение ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), на развитие эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений с использованием мимики.

Артикуляционная (логопедическая) гимнастика укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность, растягивает подъязычную связку (уздечку), обучает равномерному и продолжительному выдоху, отрабатывает движение верхней губы вверх и вниз, учит удерживать губы и язык в заданном положении, развивает силу выдоха, укрепляет мускулатуру языка и щёк, укрепляет жевательно-артикуляторные мышцы.

Фонопедические упражнения укрепляют гортань и прививают навыки речевого дыхания. Пениеспособствует формированию умения петь протяжно, подвижно, согласованно, брать дыхание между короткими музыкальными фразами, учит смягчать концы фраз, чётко произносить слова, петь мелодию, передавая характер музыки, петь с инструментальным сопровождением и с помощью музыкального руководителя.

Игра на детских музыкальных инструментах приносит воспитанникам особое удовольствие.Дети учатся подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане, металлофоне, ксилофоне, маракасах.

Особая роль педагогом отводится коммуникативным играм и танцам, так как они развивают эмоциональность и позитивное самоощущение, что особенно важно для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. А упражнения на релаксацию снимают эмоциональное и физическое напряжение.

На занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья особо важно поддерживать высокий уровень обратной связи со всеми воспитанниками.

Эффективность контроля за работой воспитанников в рамках программы «Логоритмика» достигается вербальным (похвалой, одобрением, рекомендациями, указанием на соответствие или, тактично, несоответствие образцу) и невербальным (взглядом, жестом) способами. Педагог во время занятия учитывает возрастные и индивидуальные психологические особенности воспитанников, своевременно осуществляя при необходимости психолого-педагогическую поддержку воспитанников.

Главным результатом реализации программы «Логоритмика» является стабилизация или устойчивая положительная динамика общего физического и речевого развития воспитанников, которая фиксируется в их индивидуальных медицинских картах медико-психолого-педагогическим консилиумом.

Под влиянием регулярных логоритмических занятий происходят позитивные перемены в функционировании различных систем организма ребенка: сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной и др.

Реализация программы также способствует совершенствованию речи ребёнка, овладению им двигательными навыками, умению ориентироваться в окружающем мире, пониманию смысла предлагаемых заданий, формированию умения преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Кроме того, у детей формируется чувство общности в коллективе, что очень важно для воспитанников отдела реабилитации, так как они, как правило, не посещают детского сада.

В 2011-2012 учебном году воспитанники Отдела реабилитации, обучающиеся по программе «Логоритмика», стали дипломантами II степени Областного фестиваля детей и молодёжи с ограниченными возможностями «Зимняя сказка» в номинации «Театральное творчество».

Это свидетельствует о том, что реализация коррекционной программы «Логоритмика» МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» является эффективным средством коррекции речи у детей с ограниченными возможностями.

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

Дата публикации: 16.05.2019 2019-05-16

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Дмитриченко Л. Г., Серова О. А., Шеховцова Н. Г. Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий // Молодой ученый. — 2019. — №20. — С. 471-472. — URL https://moluch.ru/archive/258/59082/ (дата обращения: 28.02.2020).

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В последнее время возрастает число детей с различными нарушениями речи. Логоритмические занятия способствуют нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, создают хороший эмоциональный настрой, способствуют более открытому общению со сверстниками.

Ключевые слова: логоритмика, дошкольный возраст, развитие речи, упражнения.

Введение

Формирование всесторонне развитой личности ребенка – основная задача программ детских садов, которые учитывают развитие дошкольника через систематическое общение со сверстниками и педагогами. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы обучить ребенка формулировать собственные мысли правильным, грамотным литературным языком, хорошо пользоваться разговорной речью, воспитывать звуковую культуру речи. Правильная речь — важное условие удачного обучения в школе. Речь дошкольников на этапе ее формирования иногда изобилует дефектами звукопроизношения. Слабая сформированность речевого или же фонематического слуха – это отсутствие возможности понимания на слух, слабая дифференциация звуков речи. Здесь особенно важно, чтобы речевая среда дошкольника была грамотно сформирована. Логоритмика — это вид коррекционной работы, в которой преодоление речевых нарушений идет методом соединения двигательной активности ребенка в сочетании с текстом и музыкой.

Основная часть

Именно дети с нарушением речи часто страдают и от нарушения общей моторики. Обычно мы наблюдаем у таких детей нарушение чувства ритма, внимания и недостаточную координацию. Развитие общей моторики способствует развитию речи. Четкие упражнения для рук, ног, туловища и головы развивают общую моторику, что в свою очередь стимулирует мозговые процессы, а соответственно и речь дошкольника.

Цель логоритмики: исправление речевого нарушения путём коррекции двигательной сферы.

Методы логоритмики:

Содержание иформы работы по логоритмике.

  1. Художественное слово
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Артикуляционная гимнастика
  4. Речевые игры
  5. Подвижные игры
  6. Общие физические упражнения
  7. Музыкальная ритмика
  8. Пение
  9. Релаксация.

Приведенные логоритмические формы невозможно выполнить за одно занятие, здесь мы приводим их для ориентировки системной работы, однако, есть обязательные части, которые должны присутствовать в каждом занятии: художественное слово, музыкальная ритмика и релаксация. Если систематически проводить эти занятия, которые замечательно воспринимаются детьми, то можно добиться результатов значительно быстрее. Логоритмические занятия способствуют не только улучшению речи ребенка, но и его всестороннему развитию: улучшается умение ориентироваться в окружающем мире, появляется ответственность к выполнению творческих заданий, способность преодолевать проблемы, раскрывается творческий потенциал ребенка.

Повседневное выполнение логоритмических упражнений в свободное время и по желанию ребенка (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с перемещением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с перемещением и т. д.) приучает детей к режиму, способствует перестройке систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной и др. Логоритмика включает в себя:

– ходьбу в разных направлениях;

– упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

– упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

– речевые упражнения без музыкального сопровождения;

– упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

– упражнения на развитие мелкой моторики.

Раскрывая возможности логоритмических занятий для детей, авторы постарались доказать их важность для воспитания в ребенке не только грамотной речи, как основной задачи, но и чувства доброжелательности и взаимопомощи, развития духовно-эстетического мира ребенка. Подражательность, самостоятельность и коллективизм – это немногие личностные качества, которым помогает проявиться логоритмика. Ожидаемые результаты работы от системных занятий – это положительная динамика правильного звукопроизношения; постановка правильного темпа речи, ритма дыхания; развитие речевого выдоха; улучшение речевой памяти; способность к выполнению артикуляционных, дыхательных и пальчиковых упражнений в едином ритме; развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением. Комплекс логоритмических упражнений способствует снижению психоэмоционального напряжения, укреплению здоровья детей и общей нормализации речи.

Вывод

Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Эти упражнения создают положительный эмоциональный настрой, мотивацию к выполнению логопедических упражнений. Выполняемые под музыку, они формируют у детей чувство ритма, внимания, координации, а многократное повторение простых звучаний является полезным для развития речи ребёнка. Систематические занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения.

  1. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»; СПб, КАРО-2006г.
  2. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб.; Детство-пресс, 2014г.
  3. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г. А. Волковой — СПб.: КАРО, 2005. — (Коррекционноая педагогика).
  4. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г.
  5. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии
Ссылка на основную публикацию