Логопедическое занятие на тему ‘Добротой себя измерь’, 2 класс

Конспект урока самопознание «Добротой себя измерь» для учащихся 2 класса
план-конспект урока (2 класс) по теме

Конспект урока

самопознание «Добротой себя измерь» для учащихся 2 класса

Тема урока: «Добротой себя измерь»

Цель урока: углубление представлений учащихся о понятии «доброта».

Задачи:

– Формировать осознанное стремление быть добрым;

– Развивать способность осмысливать и оценивать различные жизненные ситуации;

– Воспитывать доброе и внимательное отношение к окружающим.

Оборудование:

• запись песен «Дорогою Добра» ( Ю. Энтин, Минков), песня о доброте из м/ф «Приключения Фунтика»

Скачать:

ВложениеРазмер
dlya_sayta_samopoznanie_t_office_word.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тиканова Актолкын Кенесовна, ГУ «СШ №44» учитель

начальных классов, Республика Казахстан г. Астана

Конспект урока по

самопознанию «Добротой себя измерь» для учащихся 2 класса

Тема урока : «Добротой себя измерь»

Цель урока: углубление представлений учащихся о понятии «доброта».

  • Формировать осознанное стремление быть добрым;
  • Развивать способность осмысливать и оценивать различные жизненные ситуации;
  • Воспитывать доброе и внимательное отношение к окружающим.

• запись песен «Дорогою Добра» ( Ю. Энтин, Минков), песня о доброте из м/ф «Приключения Фунтика»

1.Организационный момент. Психологический настрой.

(мероприятие проходит во 2 А классе, украшенный в соответствии с темой)

Все ученики класса сидят полукругом.

Учитель: – Ребята, день у нас сегодня совсем необычный! В наш дом пришло много гостей. Они нечаянная радость для нас! Умножим эту радость. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Что вы почувствовали? Пусть это настроение сохранится до конца нашего занятия.

Учитель: – Ребята, я приглашаю вас в круг и поприветствовать друг друга, сказав что-нибудь приятное.

Высказываются все желающие.

Учитель обращается к ученикам.

– Как изменилось настроение? Скажите, что вы почувствовали, когда услышали приятные слова в свой адрес? Подводя итоги, учитель говорит о том, что услышать добрые слова приятно – это улучшает настроение. Но еще приятнее от того, что вы поделитесь своей добротой друг с другом.

2.Знакомство с темой и целью нового урока.

Учитель: – Ребята, мы начнем наше занятие с одной удивительной песни. Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш урок самопознания (Дети слушают аудиозапись песни «О доброте» из м/ф «Приключение поросенка Фунтика»)

Учитель: – Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о доброте…..).

Учителем сообщается тема урока («Добротой себя измерь»). Выясним значение доброты в жизни человека.

Посмотрите, на доске не просто солнышко – это Солнышко доброты , которое своими лучами согревает всех нас. Каждый лучик обозначает то, из чего складывается доброта:

  • милосердие (готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь)
  • доброжелательность (доброжелательное отношение к людям)
  • отзывчивость (готовность откликнуться на чужую нужду)
  • терпимость (умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению)
  • забота (деятельность, направленная к благополучию кого-либо)
  • сопереживание (сочувствие к другому )
  • взаимопомощь (помощь друг другу)
  • добронравие (хорошее поведение, хороший нрав )

Так в процессе работы дополняются чувства которые будут возникать.

3.Изучение нового материала.

Определение по толковому словарю к слову доброта .

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Работа по учебнику.

Учитель: Ребята, откройте учебник на странице 68. Послушайте, замечательное стихотворение о доброте ( Чтение учителем стихотворения)

Беседа. (Детям предлагается сформулировать тему урока и прочитать вопросы, помещенные в рубрике учебника «Беседуем» стр. 68.

(Что такое доброта? – Какого человека можно назвать добрым? Доброму человеку не лень говорить добрые слова, делать добрые дела. – Расскажите о добром человеке? – А что приносит доброта людям? – А как вы понимаете строчку из стихотворения . И взамен не требует награды. – Как вы понимаете бескорыстная помощь?

Учитель: – Ребята, а как вы можете подарить радость и доброту другим? (Ответы учащихся).

Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться

«Доброе утро». Боревич Арина уч. 1

«Доброе утро – солнцу и птицам»,

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу

Кузнецу, врачу, ткачу,

«С добрым утром!»- я кричу.

«Добрый день!» – кричу я вслед

Всем идущим на обед

«Добрый вечер!» – так встречаю

Всех домой идущих к чаю. Грицман Леонид 2 уч.

Чтение текста. Чтение и анализ текста «Просто старушка» (стр. 73 учебника).

Учитель: – А если среди нас такие ребята, которые могут прийти на помощь в трудную минуту, поднимите руки? – Прекрасно! Я рада, что в вашей жизни уже были ситуации, в которых вы совершали добрые поступки.

-Добрый день!- тебе сказали,

-Добрый день!- ответил ты

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты. Аубакир Радмир 3 уч.

А вы припомнить не смогли бы:

Кому сказали? Сколько раз?

Будьте добры, – это я говорю без секрета.

Будьте добры,- и не ждите за это конфету.

Будьте добры, – без игры и во время игры

будьте почаще добры. Смирнова Милана

Работа в группах. (Класс делится на 3 группы)

1 группа заполняют корзину фруктами вырезанных их цветных бумаг. Учащиеся на них пишут добрые дела совершенные за последнюю две недели.

2 группа – «Как поступить правильно?» – решение проблемных ситуаций. Два мальчика встретились в дверях: одному – 5 лет, другому – 12 лет. Какой мальчик должен уступить дорогу? (вежливый, воспитанный.)
Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, который час?». Он допустил ошибки. Какие? (не сказал «пожалуйста», «будьте добры».)
Одна девочка жаловалась маме: «У нас во дворе мальчишка невежливый, зовет меня Танькой!». «А ты как его зовешь?» – спросила мама. «А я его вообще никак не зову, я ему кричу: «Эй, ты!». Как помочь детям?

3 группа собирает пословицы. Ваша задача найти начало и конец каждой пословицы.

Злой не верит, что есть добрый

Добрая слава лежит, а худая бежит

Добрые вести прибавят чести

Доброе слово лечит, злое калечит

Делай другим добро – будешь сам без беды

Живи добрее, будешь всем милее

Учитель: Наше занятие подходит к концу. И так, что же после этого занятия для вас означает слово « доброта»?

Работа с тетрадью. Задание 1. Творческая деятельность.

Учитель предлагает детям пофантазировать, на что похоже добро и нарисовать в тетради рисунок, который можно было бы соотнести с этим словом.

После выполнения задания дети демострируют рисунки и объясняют свой выбор.

Поведение итогов урока.

-Ребята, чему каждый из вас научился?

– А пригодятся ли вам полученные знания в жизни?

Учитель:- Добро творить может каждый человек. Он делает это, ничего не ожидая взамен. Ведь на трудно донести сумку старому человеку, уступить место в транспорте, защитить слабого, не обижать тех, кто окружает тебя. А еще покормить птиц зимой, не губить растения, посадить деревце у себя во дворе – это и называется добром. Человек, который делает добрые дела, счастливее всех. Он может радоваться своими успехами и успехами других. И, наверное, самое главное помогать своим родителям не за очередной подарок, а потому, что вам это приятно. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.

6.Домашнее задание. Информация о домашнем задании. Ученикам раздаются листы на которых дано домашнее задание.

– Спасибо за занятие. Я говорю вам огромное спасибо за вашу работу. И желаю вам, чтобы доброта всегда жила в ваших сердцах.

(Песня «Дорога добра») Но прежде, чем отправиться нам домой, я хотела бы подарить вам песню. Звучит песня «Дорога добра» (сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова), дети подпевают.

Поурочный план по самопознанию “Добротой себя измерь” 2 класс

Содержимое публикации

Саба қ жоспары «Өзін-өзі тану»

План урока «Самопознание»

Город: Петропавловск. Школа №21. Дата ____ ____ ____, урок № 9

Тақырып/тема : ДОБРОТОЙ СЕБЯ ИЗМЕРЬ

Құны/ценность: любовь

Қасиеті/качества: любовь в семье, умение делиться, дружба, уважение к старшим

Мұғалім/педагог: Прасолова Светлана Юрьевна.

Оқушылар саны/количество учащихся –

Мақсат/цель: дать определение понятия «семья» через проявление ценности любовь

Тапсырма/задачи:

раскрытие смысла понятия «дружная семья»

развивать стремление проявлять любовь в семье

воспитывать уважение к старшим

Ход урока

Анализ хода урока

Позитивный настрой

«Мысленное путешествие в подводное царство»

(Попросите учеников сесть в круг, руки положить на колени или на стол. Ноги не скрещивать. Следите за тем, чтобы они держали спинку прямо. Включите негромкую спокойную музыку).

Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда… это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя (Учитель может помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите ещё раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на свое место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

Проверка дом. задания.

Цитата урока.

«От доброго человека, как и от доброго дела – всем польза»

-Как вы понимаете смысл этой цитаты?

Подарок учителя.

Чтение рассказа «Добротой себя измерь», автор К.Абаилдаева

Отвечаем на вопросы

Творческая деятельность.

Стр. 41 в учебнике, задание 1. Прочитайте начало пословиц. Найдите окончание каждой из них. Какие пословицы у вас получились? О чём они?

Стр. 42 в учебнике, задание 2. Предложите своё решение ситуаций и разыграйте их. Помогите друг другу добрыми делами и ободрительными словами.

Групповое пение

Стр. 44-45 песня «Песня кота Леопольда», слова А.Хайта, музыка Б.Савельева. Учащиеся слушают песню.

Домашнее задание.

– Стр. 24 в тетради, задание 1. Выберите из предложенных слов только те, которые характеризуют доброго человека и запишите в тетрадь. «Доброго человека характеризуют его отзывчивость, сердечность и т.д.»

Заключительная минута тишины.

– А теперь сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните всё хорошее, что было на этом уроке, все прекрасные слова которые мы с вами говорили на уроке, поместите эту любовь в своё сердце и живите с ней! А теперь откройте глаза, спасибо за работу. Урок окончен.

Внеклассное мероприятие “Добротой себя измерь” 2 класс

Внеклассное мероприятие “Добротой себя измерь” 2 класс.

Содержимое разработки

Внеклассное мероприятие «Добротой себя измерь» 2 класс

Цель: сформировать в сознании детей понятие «доброта», расширить знания учащихся о доброте и её роли в жизни человека, формировать позитивное восприятие мира, развивать навыки доброжелательного и заботливого отношения, побуждать стремление к добрым поступкам, воспитывать умение приносить радость себе и окружающим.

Оборудование: презентация; карточки с рисунком солнышка; толковый словарь С.Ожегова; таблички с надписями: добрый, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добронравный, добродушный, достойный, добропорядочный; запись тихой, спокойной мелодии; запись песни «Дорогою добра».

Для работы в паре, в группах: текст рассказа В.Осеевой «Просто старушка», картинки с добрыми и плохими поступками.

Ход мероприятия:

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как маленькое солнышко, которое согревает всех своими лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете мое сердце и сердца окружающих.

У вас на партах лежит рисунок солнышка, на котором написаны слова пожелания. Прочитайте, что же мы сегодня будем делать на нашем занятии

( искать, шутить, прощать, дружить, выдумывать, играть, фантазировать, грустить, думать, любить, мечтать, ошибаться, сомневаться….). Я очень надеюсь, что сегодняшнее мероприятие пройдет очень весело и хорошо. Сегодня мы поговорим об одном человеческом качестве, без которого человек не может называться человеком.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды!

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети!

-О каком человеческом качестве говорится в стихотворении? (Доброта)

-Я приглашаю всех встать и давайте скажем друг другу добрые пожелания. (Желаю счастья, желаю здоровья, желаю чистого неба над головой, желаю мира, желаю исполнения желаний…….).

-Услышать добрые слова приятно – это улучшает настроение. Но ещё приятнее оттого, что вы поделились своей добротой друг с другом, сказав добрые, хорошие слова.

Слайд №3 – Ребята, что такое «доброта»? (ответы детей)

Слайд №4 – В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово “доброта” определяется как “Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать людям добро”.

Слово “доброта” – это старое слово. Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, что люди, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились. Так ли это? (Ответы ребят)

Слайд №5 -Ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать добрый человек? (Ответ ребят) (доброта, отзывчивость, терпимость, радость, переживание, милосердие, сострадание, деликатность).

Делать добро людям – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.

Как вы думаете, чего же больше в людях: добра или зла? (Ответы ребят)

-Ребята, Вы правильно сделали, что обратили внимание на то, что рядом с добром часто употребляется зло. Но добро всегда противодействует злу, борется с ним.

Сейчас прочитайте рассказ В.Осеевой «Просто старушка» (работа в паре)

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

– Это твоя бабушка?

– Нет, – отвечал мальчик.

– Мама? – удивилась подружка.

– Ну, тётя? Или знакомая?

– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.

-Что вы можете сказать о поступке мальчика?

-Каким он оказался человеком?

-Почему девочка удивилась?

-Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас?

-Чему учит этот случай?

Слайд №6 -Кого из мультипликационных героев можно назвать добрым?

Слайд №7 (Айболит и волк из «Ну, погоди!)

Слайд №8 (Мыши и Кот Леопольд)

Слайд №9 (Шапокляк и Крокодил Гена)

Я предлагаю совершить путешествие в сказочную страну (звучит тихая, спокойная музыка). Сели поудобнее, закрыли глазки.
Итак, мы отправляемся с вами в сказочную страну. Эта страна особая, потому что она удивительная и красива. В этой стране живет много маленьких волшебников.
Маленькие волшебники – это (перечисляю имена детей). Они очень заботливые и любят творить добрые дела. Пожилым людям помогают перейти дорогу, сделать покупки в магазине маленьким детям – помогают одеться, гуляют и играют с ними.
Взрослые люди этой сказочной страны очень любят этих волшебников за их добрые сердца и большую заботу.

-Вы почувствовали себя волшебником сказочной страны?

-Представьте себе, что у нас появилась волшебная палочка и вы стали добрым волшебником.
-Подумайте, какое бы доброе дело вы совершили.

(Учитель читает стихотворение)

Стать добрым волшебником,

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого-
Одно удовольствие,
Честное слово!
(Дети, передавая волшебную палочку, друг другу, называют вслух, какое бы доброе дело они совершили)
Почувствуйте, как приятно быть маленьким волшебником и дарить людям радость, свою заботу.
Добрый и заботливый человек всегда необходим людям и очень нужен миру, планете, на которой мы с вами живем.

Работа в группах

-Сейчас я предлагаю вам выбрать нужную картинку. 1 группа будет выбирать картинки с добрыми, хорошими поступками. А 2 группа – наоборот с плохими, с теми, которые человек не должен делать.

-Вы совершили столько много добрых дел, что благодаря вам посмотрите, какой стала Баба-Яга. (Слайд № 10)

-Почему она была злой и некрасивой, а стала милой и доброй тётушкой?

-Наверное, только светлые, благородные мысли и поступки помогли Бабе-Яге стать такой.

-Давайте вместе подумаем. Какие же добрые поступки она могла совершить?

Все считают, что Яга

А мне кажется, она

Если ей причёску сделать,

Макияж ей нанести,

Зубы вставить побелее

И букет преподнести,

Да ещё сказать : «Бабуля,

Любим мы тебя как мать»,

Так изменится Ягуля,

Будет бабу не узнать.

Станет доброй и красивой,

Вас не будет обижать.

Хочет быть Яга любимой,

Это надо понимать!

-Её даже не хочется теперь называть Бабой-Ягой.

-Как бы вы изменили её имя? (Бабушка-Ягуля, Бабулечка-Ягулечка, Бабуленька-Ягуленька……)

« Инсценировка стихотворения М.Садовского « Доброе сердце».
Посмотрите выступление детей, и подумайте, что же можно сказать, о героях этого стихотворения?
« Доброе сердце»
Мальчик:
Я как то в дом принёс щенка
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу
Мама:
Ну что ж – сказала мама.
Пусть поживёт немножко.
В глазах его такая грусть,
Найдётся супа ложка.
Мальчик:
Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого.
Его принёс я тоже в дом,
Сказала мама строго.
Мама:
Ну что ж – сказала мама.
Пусть поживёт немножко.
В глазах его такая грусть,
Найдётся каши ложка.
Мальчик:
Я под гнездом нашёл птенца
Над ним вороны вились.
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
Мама:
Ну что ж – сказала мама.
Пусть поживёт немножко.
В глазах его такая грусть,
Найдётся хлеба крошка.
Мальчик:
Однажды я принёс ежа, ужа и черепаху
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Мама:
Ну что ж – сказала мама.
Пусть живут.
В квартире так чудесно,
А если потесниться тут,
И нам найдётся место.

-Что можете сказать о мальчике? маме?
-Как бы вы поступили на месте наших героев?

– Слушая вас, я убедилась, что у вас действительно добрые сердца.
В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды светить.

-Давайте составим азбуку добрых слов, вспомним добрые слова на букву «Д»
( учитель вывешивает на доску карточку со словом «Доброта»)
Дети предлагают свои варианты «добрых слов»: (добрый, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добронравный, добродушный, достойный, добропорядочный).
Составление кластера к слову «Доброта»
– Я очень рада, что наша азбука пополнилась хорошими словами!

Я сегодня всех благодарю за тёплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Поделитесь своей добротой с другими (слайд № 11) ( слова благодарности от детей)

Исполняется песня «Дорогою добра», дети разукрашивают свои солнышки в тот цвет, какое у них настроение.

Содержимое разработки

Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды! Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет, Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети!

– Что такое доброта?

  • В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово “доброта” определяется как -“Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать людям добро”.

Какими качествами должен обладать добрый человек?

-Кого из мультипликационных героев можно назвать добрым?

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Новости

Русский язык в мире

Новости ГЛЭДИС

Новости Тотального диктанта

О чём говорят и пишут

Ближайшие конференции

Грамотный календарь

Новости

Подведены итоги конкурса «Живой словарь»

21–22 октября в Москве, в конференц-зале «Ярославль» отеля «Золотое кольцо», прошла торжественная церемония подведения итогов и награждения победителей конкурса видеосюжетов по русскому языку « Живой словарь », организованного справочно-информационным порталом ГРАМОТА.РУ при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Напомним: конкурс стартовал 31 мая 2011 года. Организаторы предложили участникам создать короткий видеосюжет, который бы объяснял значение того или иного фразеологического выражения ( бить баклуши, втирать очки, оставить с носом, бабушка надвое сказала и др.) и представлял собой, таким образом, словарную статью в видеоформате. К участию в конкурсе мы пригласили школьников, студентов, преподавателей, журналистов, специалистов-филологов, профессионалов-операторов, маститых режиссеров. – всех, кто любит меткое русское слово, кому интересна история русского языка.

Прием работ на конкурс продолжался ровно 4 месяца и был завершен 30 сентября 2011 года. Из присланных сюжетов только 28 полностью соответствовали условиям конкурса; все они опубликованы на сайте «Живого словаря». Среди конкурсных работ – не только видеоролики, но и анимационные сюжеты. Отрадно, что большинство работ выполнены школьниками и студентами. По мнению организаторов конкурса и их партнеров, это вселяет надежду на то, что «Живой словарь» внесет свой вклад в формирование нового молодого поколения людей, которые ценят, любят и знают русский язык.

Жюри, состоящее из 7 человек (специалистов по русскому языку, экспертов в области сценарного искусства, режиссерского и операторского мастерства), определило 10 финалистов, которые и были приглашены в Москву.

И вот – долгожданные итоги конкурса.

Главным сюрпризом «Живого словаря» (в том числе и для его организаторов) стало то, что у конкурса не оказалось. победителЯ. Именно так – в единственном числе. Когда оценки, выставленные всеми 7 членами жюри (голосовавшими независимо друг от друга), были суммированы, выяснилось, что 2 участника набрали одинаковое максимальное количество баллов. Поэтому у конкурса нет победителЯ, зато есть победителИ! Ими стали Татьяна Попадьёва (Москва) и Алексей Дюков (Пенза). Каждый из них получил из рук председателя жюри конкурса, ректора Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина д. ф. н., д. п. н., проф. Ю. Е. Прохорова главный приз – Apple iPhone 4.

Серебряным призером конкурса и обладателем Apple iPad 2 стал хорошо знакомый постоянным посетителям ГРАМОТЫ.РУ Иван Голубев из Санкт-Петербурга. Иван уже не в первый раз принимает участие в конкурсах, проводимых нашим порталом: в 2007 году он стал финалистом Международной интернет-олимпиады «Интерактивный русский». На этот раз в конкурсе «Живой словарь» участвовала вся семья Голубевых: отец Ивана Юрий Голубев также вошел в число финалистов конкурса.

Третье место заняли Николай Сухарев и Дина Шагимулина из Кемерова. Ребята увозят домой Apple iPod touch 4.

Двум финалистам конкурса были вручены поощрительные призы – электронные книги PocketBook. Ими были награждены Алина Ландина из Оренбурга и Лилия Аксёнова (с. Павловск, Алтайский край). Жюри отметило творческий подход Алины Ландиной к составлению «Живого словаря»: Алина и другие участницы конкурса, представители школы-студии журналистики «Незаменимые», вышли с микрофонами на улицы Оренбурга и провели опрос прохожих: знакомы ли им те или иные фразеологические выражения и знают ли они историю возникновения оборотов. Результаты опроса заставляют задуматься. Ну а Лилия Аксёнова получила приз за fair play: при подготовке своего сюжета она невольно воспользовалась тем же фрагментом из кинофильма, что и другой участник конкурса, работа которого уже была опубликована на сайте. Лилия переделала свой ролик, что было достойно оценено жюри.

Все финалисты также получили призы от партнеров конкурса – комплекты словарей русского языка от культурно-просветительской программы «Словари XXI века» и собрание сочинений А. П. Чехова в аудиоформате от Гуманитарного фонда «Чеховский центр» .

Собственно награждение победителей «Живого словаря» стало кульминацией мероприятия, проходившего в «Золотом кольце» в течение двух дней. А до этого финалистам конкурса и гостям церемонии были предложены мастер-классы и лекции видных лингвистов, посвященные вопросам культуры речи и актуальным проблемам современного русского языка. О том, с какими сложностями сталкиваются ведущие теле- и радиопередач, посвященных «великому и могучему», рассказала О. И. Северская , к. ф. н., старший научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, одна из ведущих передачи «Говорим по-русски» на радиостанции «Эхо Москвы». Вопросам кодификации литературной нормы был посвящен мастер-класс директора Института лингвистики РГГУ д. ф. н., проф. М. А. Кронгауза , а проблемам языка в правовом аспекте – лекция председателя правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам д. ф. н., проф. М. В. Горбаневского. Об использовании журналистами фразеологизмов (и о штампах, которыми злоупотребляют сотрудники СМИ) говорили О. И. Северская во втором своем мастер-классе, а также преподаватель стилистики русского языка факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, ведущая передачи «Московский типун» на радиостанции «Сити ФМ» к. ф. н. К. Д. Туркова (Кирия) . Своими взглядами на особенности развития Сети и общества поделился с собравшимися журналист, блогер, продюсер, член Общественной палаты РФ А. В. Коробков-Землянский.

Программа церемонии подведения итогов «Живого словаря» включала в себя не только мастер-классы лингвистов и награждение победителей конкурса. 21 октября состоялся сеанс скайп-связи между Москвой и Киевом, где в это время проходил VI Форум творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ. В форуме принимали участие член редакционного совета ГРАМОТЫ.РУ В. В. Свинцов , руководитель проекта «Словари XXI века» К. С. Деревянко , а также обладатели приза зрительских симпатий конкурса «Живой словарь» сестры Александра и Мария Телятник из Запорожья. Этот приз К. С. Деревянко и В. В. Свинцов и вручили девушкам в «прямом эфире».

ГРАМОТА.РУ благодарит партнеров «Живого словаря» – Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, культурно-просветительскую программу «Словари XXI века», Гуманитарный фонд «Чеховский центр» и рекламное агентство «Информинвест» – за помощь в организации и проведении конкурса. Благодарим всех участников и еще раз поздравляем победителей и призеров!

P. S. Организаторы и гости мероприятия почтили память основателя корпорации Apple Стива Джобса: ведь призами конкурса были именно «яблочные» гаджеты. Церемонию награждения победителей предваряла демонстрация фрагмента из знаменитой речи Стива Джобса перед выпускниками Cтэнфордского университета. Его слова стали своеобразным напутствием и финалистам конкурса, почти все из которых – школьники и студенты:

«Ваше время ограниченно, поэтому не растрачивайте его, проживая чью-то чужую жизнь. Не попадайте в плен догм, которые велят вам жить мыслями других людей. Не позволяйте шуму чужих мнений заглушать ваш внутренний голос. И, что самое важное, имейте смелость следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают, кем вы хотите стать на самом деле. Всё остальное вторично».

anatol52

ЖИЗНЬ как она ЕСТЬ

Жизнь прожить – не поле перейти!

Цель конкурса – стимулировать интерес к фразеологии как особому пласту русского языка, требующему от его носителей точного и свободного владения реалиями языка и не менее точного и уместного употребления фразеологических единиц как в живой разговорной, так и в письменной речи.

Конкурс предлагает интернет-пользователям расширить границы знаний о русской идиоматике и призван содействовать распространению научных знаний о происхождении фразеологических единиц русского языка.

Сроки проведения конкурса

Начало проведения конкурса – 31 мая 2011 года. Последний день приёма работ – 08 сентября 2011 года – Международный день грамотности. Церемония подведения итогов и награждения победителей состоится в Москве в первой декаде октября 2011 года.

Правила участия в конкурсе

Вниманию участников конкурса предлагается список следующих фразеологических единиц русского языка:

быть не в своей тарелке

гнаться за длинным рублем

ломиться в открытую дверь

обвести вокруг пальца

делать из мухи слона

разводить турусы на колесах

оставить с носом

бабушка надвое сказала

бежать впереди паровоза (специальная номинация «самый экстремальный видеосюжет» 🙂

Для участия в конкурсе необходимо:

Выбрать из предлагаемого списка одно или несколько выражений.

Написать творческую работу, в которой должны быть приведены основные научные версии возникновения фразеологизма (с обязательным указанием лингвистических источников, проанализированных участником конкурса), а также предложен сценарий видеосюжета, раскрывающего значение оборота.

Создать короткий видеосюжет, объясняющий значение фразеологического выражения и представляющий собой, таким образом, словарную статью в живом доступном видеоформате.

Отправить творческую работу и видеосюжет организаторам конкурса.

Для выполнения конкурсного задания участники могут пользоваться любыми справочными материалами.

К участию в конкурсе приглашаются все пользователи Интернета: школьники, студенты, преподаватели, журналисты, специалисты-филологи, профессионалы-операторы, маститые режиссёры. – все, кто любит меткое русское слово, кому интересна история русского языка.

И, разумеется, в числе участников конкурса мы ожидаем увидеть не только жителей России: география нашего конкурса – весь мир.

К сожалению, к участию в конкурсе не допускаются сотрудники ГРАМОТЫ.РУ, их родственники, а также члены жюри и их родственники.

Требования к конкурсным работам

Творческая работа должна состоять из двух частей: 1) краткий обзор основных научных версий возникновения фразеологизма (с обязательным указанием лингвистических источников); 2) сценарий видеосюжета, раскрывающего значение оборота. Творческая работа представляет собой текстовый документ со следующими характеристиками: шрифт Times New Roman – 12, формат A4, объем документа – не более 5 страниц.

Продолжительность видеосюжета – не более 3 минут. Сведение звука не обязательно.

Прием конкурсных работ

Отправить работы на конкурс можно 2 способами (способ отправки выбирается участником конкурса).

Способ 1. Видеосюжеты присылаются посредством почтовой связи («традиционной» почтой) на одном из следующих носителей (по желанию участника):

цифровые видеокассеты формата Mini DV или DVCAM;

видеокассеты стандарта VHS;

CD или DVD в одном из распространенных форматов (таких как MPEG-1, 2, DivX, Windows Media и т. д.);

Мы не отправим назад и профессиональные кассеты формата Betacam.

Творческая работа в этом случае присылается обычной почтой (тем же почтовым отправлением) или электронной почтой (с обязательным указанием ФИО и почтового адреса участника конкурса, с указанием названия видеосюжета).

Способ 2. Видеосюжеты размещаются участником непосредственно на сайте конкурса (соответствующая опция скоро появится на сайте). Творческая работа в этом случае присылается электронной почтой (с обязательным указанием ФИО и почтового адреса участника конкурса, с указанием названия видеосюжета).

Формат видеоролика, размещаемого на сайте участником конкурса самостоятельно, – 4:3.

Работы участников конкурса размещаются в сети Интернет в открытом доступе на интернет-площадке (веб-сайте) с мультимедийными возможностями и системой рейтинга/голосования.

Размещение видеосюжетов, соответствующих условиям конкурса, осуществляется только после их предварительного просмотра административной группой. Видеосюжеты, которые не соответствуют тематике конкурса или содержание которых противоречит действующему законодательству Российской Федерации, к участию в конкурсе не допускаются.

Предоставляя видеосюжет на конкурс, участник тем самым подтверждает свои авторские права на созданное произведение (видеосюжет).

Факт участия в конкурсе подразумевает передачу участником прав на созданное им произведение организаторам конкурса (включая: право на воспроизведение, распространение, импорт, публичный показ, передачу в эфир, сообщение для всеобщего сведения по кабелю).

Перед публикацией административная группа осуществляет редактирование материалов (монтаж, перекодировку и т. д.). Присылая видеосюжеты на конкурс, участники тем самым дают согласие на их редактирование перед публикацией на интернет-площадке.

Голосовать за понравившийся видеосюжет могут все пользователи Интернета (как участвующие, так и не участвующие в конкурсе).

Работа жюри и отбор финалистов конкурса

Оценки конкурсным работам выставляет жюри, состоящее из 7 человек (специалистов по русскому языку, экспертов в области сценарного искусства, режиссёрского и операторского мастерства).

Жюри определяет 10 финалистов конкурса, которые будут приглашены в Москву (за счет организаторов) на торжественную церемонию подведения итогов конкурса и награждения победителей. На церемонии будут объявлены победитель и призеры конкурса.

Победители и призеры

Участники, занявшие по итогам конкурса первое, второе и третье место, будут награждены ценными призами. Приз за первое место – интернет-планшет Apple iPad, приз за второе место – Apple iPhone, приз за третье место – Apple iPod. Призы вручаются победителям на церемонии награждения.

Организаторы конкурса оставляют за собой право учредить дополнительные призовые места и предложить лучшим участникам дополнительные призы и дипломы.

Искренне желаем всем участникам конкурса творческих успехов. Остаётся дождаться, когда накатит «потный вал вдохновения» – и «дело в шляпе»!
Почтовый адрес: 127282, Москва, Чермянский проезд, д. 7, стр. 1, ГРАМОТА.РУ

План работы с детьми инвалидами

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Эжанская средняя общеобразовательная школа»

Директор МБОУ «Эжанская СОШ»

План социально-психологической службы школы по работе с детьми инвалидами

На 2015-2016 год

Раздел 1. Социально-педагогическое сопровождение

детей-инвалидов

Этапы работы с семьей.

Этапы

Определение необходимости и возможности работы с обучающимися и его семьей.

Установление доброжелательного контакта, создание ясных представлений о методах работы.

Обследование жилищно-бытовых условий.

3. Вхождение в семью.

Организация работы с семьей.

Установление доброжелательного контакта, создание ясных представлений о методах работы.

Обследование жилищно-бытовых условий семьи.

4. Изучение семьи ребенка – инвалида

Предложение членам семьи, окружающим более адекватное отношение к ребенку, его болезни и статусу в семье, к собственному образу жизни и к будущему в целом.

Сбор сведений о семье. Формирование представлений о разных аспектах функционирования семьи.

Беседа, анкетирование, тестирование, тренинги.

5. Анализ информации.

Выбор направлений, способов и средств работы.

Обработка информации и выбор форм и методов работы.

Обсуждение в сети взаимодействия.

6. Организация работы с семьей и ребенком инвалидом.

Организация совместной деятельности и общения со здоровыми сверстниками.

Предложения друзьям, одноклассникам, учителям поддерживать его самостоятельность и инициативу.

Организация консультаций для детей – инвалидов и их семьей.

Организация досуга детей (кружки, секции), развития творческих способностей.

Помощь детям – инвалидам в учебе и личном росте.

7. Помощь в реабилитации ребенка.

Организация совместных усилий социальной, медицинской, педагогической поддержки.

Решение конкретных проблем семьи.

Оказание материальной помощи через УСЗН.

Этапы работы с детьми – инвалидами

Формы работы

Метод индивидуальной работы

Ответственные

1. Знакомство с детьми-инвалидами

1). Беседа с классным руководителем

2). Беседа с медицинским работником школы.

3). Индивидуальная беседа с обучающимся.

1). Анкетирование, тестирование, социометрия.

1). Вовлечение в кружки, секции по интересам, учреждения дополнительного образования, факультативы.

2) Оказание помощи в учебной деятельности, выработка единых педагогических требований в работе с каждым ребенком-инвалидом.

3). Групповая работа в микросоциуме (ролевые игры, направленные на преодоление трудности в общении).

4). Вовлечение детей-инвалидов в общественную жизнь школы, города, класса, конкурсы, фестивали, конференции, семинары, спортивные конкурсы, спартакиады.

4. Оказание социальной помощи и поддержки.

1). Ходатайства в УСЗН, УО, общественные организации.

2) Санаторно – курортное лечение, медицинское обследование, оздоровительный лагерь.

5. Правовая поддержка.

Соблюдение прав ребенка, социально правовое консультирование.

Характеристика

(алгоритм составления характеристики)

Число, месяц, год рождения ______________________________________________

Постоянное место жительства ____________________________________________

Фамилия, имя, отчество родителей, место работы ___________________________

В каком классе обучается (лся), с какого года ______________________________

Переводился ли из школы в школу (причина)______________________________

Каково отношение к учебе, выполнению заданий, успеваемость______________

Какими предметами интересуется, в каких кружках, секциях занимается____________________________________________________________

Какое участие принимает в общественной жизни школы____________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности поведения в школе, дома, в общественных местах _________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние здоровья: (состоял ли на учете в психоневрологическом диспансере, с какого времени, по какой причине) ______________________________________

С кем дружит, как характеризуется_______________________________________

Имеет ли вредные привычки, наклонности ____________________________

Совершал ли правонарушения, имеет ли приводы в полицию ____________

Причина отклонения от поведения _______________________________________

Взаимоотношения между членами семьи, имеются ли в семье отклонения от норм поведения (алкоголизм, хулиганство, судимость) ______________________________________________________________________

Характер влияния семьи на несовершеннолетнего ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие меры воспитательного воздействия применялись, кем, когда, какие

Директор школы ___________________

Классный руководитель ______________

«_____» ____________________ 20___г.

Социальный паспорт семьи ребенка-инвалида

Фамилия, имя, отчество подростка_________________________________________

Дата рождения _______________________________класс_____________________

Домашний адрес _______________________________________________________

Дата постановки на контроль_____________Дата заполнения паспорта__________

Причина постановки на контроль _________________________________________

Классный руководитель _________________________________________________

Общие сведения о родителях и других членах семьи

Специальность, место работы, учебы

Тип семьи _____________________________________________________________

Материальное обеспечение семьи _________________________________________

Жилищно-бытовые условия семьи_________________________________________

Что мешает родителям в воспитании детей (недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых требований в воспитании, отсутствие желания заниматься детьми) ____________________________________

Какие проблемы существуют у ребенка в образовательном учреждении ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Взаимоотношения учащегося с родителями и другими членами семьи ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности семейного воспитания __________________________________________________________________

В каких видах помощи нуждается семья __________________________________________________________________

Заключение (цель и задачи, основные направления работы с семьей): ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальный педагог МБОУ «Эжанская СОШ» __________________________________________________________________

Акт изучения условий жизни семьи

(указывается ФИО, год рождения)

от «___»__________ _____года

Проведено обследование жилищно-бытовых условий в связи, с тем что_______________________________________________________________

Обследованием установлено, что семья состоит из ______ человек.

(указывается Ф.И.О., год рождения, место работы, должность)

В доме имеется_________________________________________________________

(указывается размер площади жилого помещения)

Характеристика условий жизни подростка________________________________________________

(указать наличие места для сна, уроков, санитарное состояние, необходимая мебель)

Материальное обеспечение семьи_______________________________________________

Наличие подсобного хозяйства____________________________________________

(полноценное, неполноценное, наличие необходимых продуктов)

Взаимоотношения между членами семьи__________________________________________________________

(указать какие меры требуется принять к родителям или другим лицам, создавшим неблагополучную обстановку в семье)

социально – педагогического сопровождения ребенка-инвалида

Формы и содержание работы

Отслеживание результатов социально-педагогического воздействия

Раздел 2. Социально-педагогическое сопровождение подростков, вступивших в конфликт с законом.

Перечень документов

для карты социального сопровождения

подростка, вступившего в конфликт с законом, предоставляемых образовательным учреждением

в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Информация органов и учреждений образования в отношении несовершеннолетнего, вступившего в конфликт с законом (Приложение 8.1).

Примерная схема психолого-педагогической характеристики несовершеннолетнего (Приложение 8.2).

ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ____________________________________

В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО, ВСТУПИВШЕГО В КОНФЛИКТ С ЗАКОНОМ

Дата и место рождения ________________________________________________________________________

Место жительства, телефон ________________________________________________________________________

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

(или законных представителях)

Ф.И.О. матери (или законного представителя) __________________________________________

Возраст _______________________ образование ________________________________________

Место жительства, телефон__________________________________________________________

Место работы ______________________________________________________________________

Ф.И.О. отца (или законного представителя) ____________________________________________

Возраст _______________________ образование ________________________________________

Место жительства, телефон__________________________________________________________

Место работы ______________________________________________________________________

Состав семьи ______________________________________________________________________

Характеристика близких родственников _______________________________________________

Кто фактически занимается воспитание несовершеннолетнего ____________________________________________________________________________

Взаимоотношения в семье (между родителями и членами семьи)_______________________________________________________________________

Имеет ли подросток имущество или самостоятельный заработок и в каком размере ____________________________________________________________________________

Наличие регистрации по месту жительства, тип и правовой статус жилья ___________________

Наличие и место нахождения паспорта несовершеннолетнего _____________________________

Имеется ли отдельная комната у подростка, созданы ли условия для учебы и отдыха

Иные данные об особенностях проживания _____________________________________________________________________________

В какой школе (обычной или вспомогательной) ранее учился (переезды, переводы, причины переводов) ________________________________________________________________________

В какой школе (обычной или вспомогательной) учится ____________________________________________________________________________

В каком классе и какова успеваемость, поведение _____________________________________­­­­­­­­________________________________________

Принимал (ет) ли участие в общественной жизни школы _____________________________________________________________________________

С кем дружит ______________________________________________________________________

Применялись ли к несовершеннолетнему меры воспитательного характера и за какие проступки _____________________________________________________________________________

Если подросток в момент совершения преступления не учился и не работал, выясняется: _____________________________________________________________________________

когда и по каким причинам он оставил учебу или работу _____________________________________________________________________________

Был ли факт оставления учебы или работы известен семье, если да, то какая реакция на это членов семьи ____________________________________________________________________________

Где и как проводит свободное время ____________________________________________________________________________

Связи подростка (характеристика ближайшего окружения: возраст, количество, имена) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Взаимоотношения со сверстниками _____________________________________________________________________________

Круг знакомых, отрицательно влияющих на подростка ____________________________________________________________________________

Интересы, склонности, способности _____________________________________________________________________________

Профессиональная ориентированность _____________________________________________________________________________

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВОВАВШИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Источники возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек _____________________________________________________________________________

Отношение подростка к содеянному _____________________________________________________________________________

Мотивы совершения преступления (специфические возрастные мотивы: реакции эмансипации, аутоагрессивные, протестные реакции, мотивы выживания, самосохранения)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Личностные особенности _____________________________________________________________________________

Особенности эмоционально-волевой сферы _____________________________________________________________________________

Особенности коммуникативной сферы _____________________________________________________________________________

Примерная схема психолого-педагогической характеристики несовершеннолетнего

Наименование учреждения __________________________________________

1. Основные данные на несовершеннолетнего: дата и место рождения, место жительства, телефон, образование.

2. Сведения о семье: состав семьи, Ф.И.О., возраст родителей, образо­ вание, место работы, телефон, социально-бытовые условия.

3. Специфика внешнего вида и поведения несовершеннолетнего: кон тактность, характер его эмоционального реагирования, адекватность поведения.

4. Особенности личности: сформированность морально-нравственных взглядов, установок. Ценностные ориентации: интересы, склонности, способно­сти. Выраженное своеобразие, утрированность, ригидность и другие проявления со стороны интересов и способностей несовершеннолетнего, приводящие к ос ложнениям социальной адаптации. Подверженность влиянию окружения. Прояв ление доминантных, лидерских черт характера, упрямство, обидчивость. Адек ватность самооценки, критичность. Способность к осознанию вины.

5. Уровень развития эмоционально-волевой сферы: общая мотивация, особенности проявления эмоций и чувств (преобладающий тип настроения), спо собность к волевому усилию, уверенность в себе. Потребность в самоутвержде нии и самореализации. Повышенная эмоциональная возбудимость, агрессивность и другие проявления этого ряда. Асоциальные, суицидальные тенденции.

6. Коммуникативная сфера: взаимоотношения со сверстниками, в се­мье, контактность, чувствительность к обратной связи. Стремление быть в центре внимания, черты негативизма, протестные реакции. Трудности в обще­ нии со сверстниками, явления изолированности или противопоставления себя коллективу.

7. Интеллектуальная сфера: отставание несовершеннолетнего в интел лектуальном развитии; трудности формирования и автоматизации учебных навы­ ков, умений и знаний. Учебно-познавательная активность.

8. Рекомендации по дальнейшему сопровождению несовершеннолетне­ го с использованием выявленных ресурсов и потенциала личности, оптимизации его жизнедеятельности, стабилизации психо-эмоционального состояния.

«_______»___________ 20 _____ г.

Перечень документов

для карты социально- педагогического сопровождения

ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Характеристика ребенка с ОВЗ (Приложение 1.7.

Социальный паспорт семьи ребенка с ОВЗ (Приложение 2.7).

Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи ребенка с ОВЗ

Дневник социально-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (Приложение 4.7).

Программа родительского всеобуча семей, воспитывающих детей-инвалидов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.

Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.

Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами – это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.

Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях ГООУ ЦПМСС, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида с множественными нарушениями, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу.

Задачи программы:

  • обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
  • формирование эффективной родительской позиции,
  • оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
  • формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
  • формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.

Целевая группа – родители, воспитывающие детей-инвалидов с множественными нарушениями в возрасте от 4 до 12 лет.

Сроки реализации:

  • 18 часов с периодичностью занятий 1-2 раза в месяц.
  • Продолжительность занятия – 3 часа.

Формы и методы работы:

  • Количество участников в группе не более 5-7 человек.
  • В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса.
  • Формы работы варьируются в зависимости от типа семейного воспитания, вида образовательного учреждения, от времени пребывания в нем ребенка, условий содержания, от характера и степени нарушений развития ребенка.
  • Практические занятия организуются с каждой семьёй индивидуально, совместно с родителями и детьми-инвалидами.
  • Методы работы: семинар, лекция, групповой тренинг, практические занятия в группах и индивидуально.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
  2. Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
  3. Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
  4. Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
  5. Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.

Основные требования к реализации программы:

Цели родительского образования и просвещения в образовательном учреждении значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в образовательном учреждении в ряду других субъектов воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.

Образование и просвещение родителей детей-инвалидов ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с множественными нарушениями, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа или сад, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ.

Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.

Для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, врачи-специалисты, социальные педагоги, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА

п/пТема мероприятияКол-во часовОрганизационная формаЗадачи мероприятия
1.Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения.3СеминарПовышение уровня родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, выработка единого взгляда образовательного учреждения и семьи на сущность процесса психолого-медико-педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.
2.Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ2ЛекцияЗнакомство с психологическим климатом в семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
3.Взрослые и дети Приложение 13Групповой тренинг
(1 занятие)
Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями. Мотивами, потребностями, поведением. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка. Сплочение группы.
4.Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления2ЛекцияЗнакомство с возможностями семьи в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития.
5.Общение с ребенком Приложение 23Групповой тренинг
(1 занятие)
Введение понятия «принятие».
Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей.
Улучшение эмоционального состояния участников.
6.Покажи мне любовь Приложение 33Групповой тренинг
(1 занятие)
Формирование представлений о безусловном принятии как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви. Развитие навыков выражения негативных эмоций в адрес ребенка.
7.Методы педагогического воздействия на ребенка в семье1Индивидуальная консультация
8.Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов2Круглый столПовышение уровня родительской компетентности в юридических и правовых вопросах
9.Тренинг «Родительская эффективность»9Групповой тренинг
(3 занятия)
Формирование доверительных отношений. Осознание родительской позиции и целей воспитания. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине.
Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком. Оказание эмоциональной поддержки родителям.
«Я – родитель» Приложение 4
«Учимся требовать и контролировать» Приложение 5
«Счастливая семья» Приложение 6
10.Тематический практикум«Класс родительского мастерства»10Практическо езанятие
(5 занятий)
Повышение общепедагогической компетенции родителей (законных представителей), формирование практических навыков развития, обучения и воспитания детей-инвалидов.
«Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ »
«Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов»
«Формирование психических процессов у детей с ОВЗ»
«Формирование игровой деятельности у детей»
«Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста»

На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Мероприятие 1. Практико-оиентированный семинар «Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения»

  1. Презентация программы.
  2. Понятие «психолого-медико-педагогического сопровождения». Трехуровневая система помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в Мурманской области. Основные принципы, цели и задачи психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного коррекционно-развивающего процесса. Гарантия прав родителей, воспитывающих детей-инвалидов, имеющих множественные нарушения, на организацию индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения в рамках образовательного процесса.
  3. Анкетирование родителей с целью определения уровня гражданско-правовой компетенции в рамках реализации образовательного коррекционно-развивающего процесса.
  4. Семья и образовательное учреждение – партнеры в воспитании и развитии ребенка.
  5. Информация о типах образовательных учреждений и формах коррекционно-развивающего обучения.

Мероприятие 2. Круглый стол на тему «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка»

  1. Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
  2. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.
  3. Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) – необходимое условие нормального развития ребенка.

Мероприятие 3. Групповой тренинг «Взрослые и дети»

  1. Разминка «Цветок настроения».
  2. Выработка и принятие правил группы.
  3. Упражнение «Знакомство с семьей».
  4. Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».
  5. Информативный блок.
  6. Упражнение «Пойми чувства ребенка».
  7. Упражнение «Я-сообщение».
  8. Рефлексия, обратная связь.
  9. Домашнее задание.

Мероприятие 4. Лекция на тему «Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления»

  1. Возможности семьи в развитии детей с нарушениями интеллектуального развития.
  2. Показатели успеха коррекционно-педагогической работы.
  3. Семейное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития (умственное воспитание, трудовое воспитание, эмоционально-личностное развитие, физическое воспитание)
  4. Семейное воспитание детей школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
  5. Вопросы и задания.

Мероприятие 5. Групповой тренинг «Общение с ребенком»

  1. Приветствие «Комплимент».
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Информационный блок.
  4. Упражнение «Активное слушание».
  5. Упражнение «Никто не знает, что…».
  6. Творческая работа «Портрет моего ребенка».
  7. Рефлексия чувств.
  8. Домашнее задание.

Мероприятие 6. Групповой тренинг «Покажи мне любовь»

  1. Приветствие.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Информационный блок.
  4. Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию».
  5. Упражнение «Искатели».
  6. Упражнение «Мне в тебе нравится…».
  7. Рефлексия.

Мероприятие 8. Круглый стол на тему «Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов»

  1. Информационный блок по юридическим и правовым аспектам.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Дискуссия по основным проблемам инвалидности.
  4. Роль общественных объединений родителей детей-инвалидов.

Мероприятие 9. Групповой тренинг «Родительская эффективность»

Занятие № 1 «Я – родитель»

  1. Приветствие «Знакомство руками».
  2. Упражнение «Пантомима».
  3. Групповая работа «Цели воспитания».
  4. Упражнение «Родитель-ребенок».
  5. Упражнение «Слепой и поводырь».
  6. Упражнение «Возрастная регрессия».
  7. Упражнение «Диалог сторон моего Я».
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия занятия.

Занятие № 2 «Учимся требовать и контролировать»

  1. Разминка «Ассоциации».
  2. Упражнение «Разожми кулак».
  3. Обсуждение домашнего задания.
  4. Информационный блок.
  5. Работа в парах «Зоны контроля».
  6. Упражнение «Родительские требования».
  7. Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».
  8. Упражнение «Испорченный телефон».
  9. Домашнее задание.
  10. Рефлексия.

Занятие № 3 «Счастливая семья»

  1. Упражнение «Ластик».
  2. Упражнение «Привет».
  3. Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка».
  4. Упражнение «Я – ребенок».
  5. Упражнение «Безоценочное восприятие».
  6. Упражнение «Я забочусь …».
  7. Упражнение «Я-высказывание».
  8. Упражнение «Передай сигнал».
  9. Арт-терапия «Мой ребенок».
  10. Музыкальная релаксация.
  11. Работа по подгруппам «Права родителей и детей».
  12. Рефлексия занятия. Прощание.

Мероприятие 10. Тематический практикум «Класс родительского мастерства» (5 занятий)

  1. «Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ».
  2. «Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов».
  3. «Формирование психических процессов у детей с ОВЗ».
  4. «Формирование игровой деятельности у детей».
  5. «Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста».
Читайте также:  Конспект логоритмического занятия для подготовительной логопедической группы
Ссылка на основную публикацию