Конспект: Звук и буква Ц

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»

Анна Смирнова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»

-продолжать учить детей отгадывать загадки.

– познакомить с согласным, твёрдым звуком [Ц].

– закрепить навык произношения звука [ц];

– умение слышать в звуках, в слогах и в словах, выделять и называть звук;

– упражнять в определении места звука в слове,

– познакомить с буквой «Ц»;

– закреплять у детей навык образования существительных с уменьшительно –ласкательным значением при помощи суффиксов –ец-, иц-, -ц-.

– совершенствовать навык чтения.

– Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу.

– развивать логическое мышление, память, внимание.

Оборудование: картинки со звуком в начале, середине и конце слова, буквы Ц, шарики со слогами, тетради, карандаши, раскраски с буквами.

Организационный момент. «Назови слово на заданную букву».

(показываю букву, а дети по очереди называют слово на заданную букву).

– А вы любите загадки? Сейчас я вам их загадаю, а вы попытайтесь их отгадать и попробуйте догадаться с каким звуком мы сегодня с вами познакомимся.

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.»(Цветы)

«Явился в жёлтой шубке,

Прощайте две скорлупки.» (Цыплёнок)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад. –

Ищет в речке лягушат. (цапля)

– Вы догадались о каком звуке сегодня на занятии будет идти речь?

– Правильно, мы сегодня будем изучать звук Ц.

Ц – это имя звука. А каждое имя надо произносить чётко и правильно. Скажите, а что участвует в произношении звука (губы, язык, зубы)

– Произнесите звук Ц. (Губы улыбаются, зубы видны и язык за верхними зубами).

Звук Ц гласный или согласный? (согласный) Почему? (он не поётся и во рту появляется преграда зубы и язык).

– Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук Ц. Наше горлышко спит или работает? (Горлышко спит).

– Если горлышко спит, значит звук Ц какой? (Звук [Ц] глухой).

– А ещё я вам открою секрет, что это т звук всегда твёрдый.

– Итак, звук Ц согласный, твёрдый, глухой.

Игра «Внимательные ушки».

– Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ц], слог со звуком [Ц], слово со звуком [Ц].

А, Д, Ц, И, Ц, К, Р, Ц.

Теперь в слогах:

На, Цу, До, Зи, Ац, Цы

Цапля, аист, ведро, яйцо, цыплёнок, роза, цветок, буквы, цифры.

Определение места звука в слове.

Звуков много мы узнали,

Добрались до звука Ц.

Есть слова, где Ц – в начале,

В середине и в конце.

– в начале слова: цапля, цветок, цыплёнок.

– в середине: пуговица, курица, кольцо.

– в конце: заяц, огурец, колодец.

Физ. минутка «Цапля»

Очень трудно так стоять:

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Знакомство с буквой Ц.

– У каждого звука есть буква. У звука Ц, какая буква?

– Ребята, а на что похожа буква Ц? (показываю букву)

Вот такая буква Ц:

С коготочком на конце.

Как кошачья лапка.

Написание буквы Ц в воздухе.

– Сейчас приготовьте указательные пальцы. Мы напишем букву Ц в воздухе.

– А теперь напишите букву Ц на столе.

Работа в тетрадях. Задания на закрепление буквы Ц.

– Напишите букву Ц по точкам в слоговом шарике, а затем самостоятельно в шариках перед гласными. (один ребёнок выполняет это задание у доски и все вместе читают слоги в шариках, затем индивидуально)

– Работа в тетради. Буквы рассыпались, но надо каждую букву написать в свой квадрат и прочитать слова, а помогут выполнить это задание картинки вверху. (один ребёнок выполняет это задание у доски и вместе проверяют).

Игра с мячом «Скажи ласково»

– Найди букву Ц среди других букв и закрась. (задание на отдельных листках)

– С каким звуком и буквой сегодня познакомились?

– Какой это звук?

– Как считаете, вы сегодня все справились? А кому было сложно?

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И] и буква И» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве И. Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком И, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [П] и буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве П Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Т Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Н] и буква «Н» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Н Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ж Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект НОД знакомство с буквами “Звук [Ц ] и буква Ц”.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.

Программное содержание:

Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова, в конце слова), дать понятие, что звук «Ц» согласный, развивать умение отличать гласные звкки от согласных, учить составлять предложения из трёх слов, называть первое, второе, третье слово.

Развивающие задачи:

Развивать умение отличать гласный звук от согласного, развивать фонематическое восприятие.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Развивать инициативу.

Скачать:

ВложениеРазмер
nod_zvuk_i_bukva_ts.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

непрерывной образовательной деятельности

по знакомству с буквами в старшей группе

детского сада «Светлячок» п. Калашниково

Воспитатель: Королёва Зинаида Андреевна

Тема: Звук [Ц] и буква «Ц».

Направление: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Тип НОД : интегрированное

Цель : познакомит с новым звуком «Ц», его характеристикой .

Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова, в конце слова), дать понятие, что звук «Ц» согласный, развивать умение отличать гласные звкки от согласных, учить составлять предложения из трёх слов, называть первое, второе, третье слово.

Развивать умение отличать гласный звук от согласного, развивать фонематическое восприятие.

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Развивать инициативу.

Раздаточное: карточки для индивидуальных заданий, счетные палочки.

Демонстративное: картинки с изображением буквы Ц и изображения предметов и животных со звуком [Ц] .

Ребята. Я хочу рассказать вам одну сказку.

«В одном волшебном лесу живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (гласные звуки). Другие звуки при произношение встречают преграду. Какие это звуки? ( согласные звуки).»

Сегодня мы познакомимся с новым звуком, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

Цапля бродит по лугу:

Цыц, лягушки, ни гу-гу.

Цветёт у птенчика цветок_

Цветёт на паре тонких ног.

Цветок пушист и звонок…

Цветок, ты кто? – Цыплёнок!

Циркач умеет гарцевать,

Зверей и птиц дрессировать,

И на трапеции вертется,

И на канате танцевать!

– И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в

путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и

буквой Ц. Нас ожидает много нового: интересные задания, и конечно, игры. А начнём наше путешествие с игры «Четвёртый лишний». Из четыре названных слов (картинки) выделить лишнее и объяснить почему.

1 Свинья, собака, заяц , кошка.

2 Груша, апельсин, яблоко, огурец.

3 Щенок, козлёнок, телёнок, циплёнок.

4 Полотенце , рубашка, платье, брюки. – Какой звук есть в словах, которые оказались лишними? (Ц).

– Однажды в город пршла незнакомая буква. У неё был острый коготок. Когда буква шла по каменной дорожке, коготок звонко цокал: ц-ц-ц!

Вот и имя у тебя есть, – встретили её жители города Букв, – Буква Ц.

– Давайте произнесем звук Ц.

Характеристика звука Ц – согласный , глухой, свистящий, твердый.

Знакомство с буквой.

– Звук Ц обозначается буквой Ц . (показать изображение буквы Ц).

А теперь давайте поиграем в игру «Назови ласково» ( с мячом).

Д/и «Составь предложение».

А теперь вам нужно придумать предложение по картинке из трёх слов.

На первой картинке – птенец сидит в гнезде.

На второй – курица гуляет с цыплятами.

На третьей – бабочка сидит на цветке.

Дети придумывают предложения и называют первое, второе и третье слово в предложении.

Д/и «Определи место положения звука Ц в слове». (цветок, огурец, цапля, скворец, курица, умница, цирк, циплёнок).

Д/ «Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ц». (сова, хомяк, цапля, кот, курица, еденица, ракета, яйцо).

В следующем задании вам нужно выбрать из картинок в карточке слова, в которых есть звук Ц и обвести эту картинку карандашом. (каждый ребёнок выполняет задание на карточке).

-Давайте проверим, какие картинки вы обвели. (дети называют картинки, которые они обвели).

Давайте еще раз посмотрим на изображение буквы Ц и что бы лучше запомнить её, выложим букву Ц из палочек. (дети выкладывают букву из палочек)

А теперь давайте попробуем напечатать букву Ц в тетрадях. (воспитатель показывает, как печатается буква, дети обводят по точкам, затем пробуют самостоятельно).

Ребята, скажите вам понравилось сегодня на занятие? Что понравилось больше всего? А может что – то вам показалось сложным? Запомнили букву «Ц»?

У меня есть для вас вот такая буква Ц, которая хочет, чтобы вы её сделали красивой. (раскраска).

Конспект урока обучения грамоте. Тема урока: “Знакомство с буквой Ц, ц”

Класс: 1

Ключевые слова: обучение грамоте , буквы Ц ц

Цель урока: формирование умения слышать звук в словах. Организация работы по ознакомлению с буквой Ц, ц. Определение особенностей звука [ц], использование схем и моделей звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов, содействие формированию навыка чтения слов, предложений, развитию речи, фонематического слуха.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Знакомство с буквой Ц, ц, обучение чтению с буквой Ц, ц и ранее изученными буквами. Характеристика звука [ц].
  • Определение места звука в словах.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, формировать умение моделировать;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • развивать умение строить речевые высказывания, познавательный интерес, творческие способности;
  • осуществлять поиск необходимой информации.

Воспитательные:

  • Уметь слушать собеседника и согласовывать свои действия.
  • Воспитывать интерес к учебной деятельности.
  • Расширять кругозор.

Регулятивные УУД:

  • учиться использовать речь для регуляции свои действий;
  • сравнивать свой ответ с ответом одноклассников.

Познавательные: УУД:

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и слышать одноклассников и учителя;
  • взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: учебник «Букварь» Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать» М.И.Кузнецова, электронный вариант учебника «Букварь», интерактивная доска, картинки птиц, модели слов, фишки.

Структура и ход урока

Организационный момент

– Садитесь те, у кого полное имя начинается с гласной буквы.

– Садитесь те, у кого имя начинается с согласной буквы.

Актуализация знаний

– Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним, что мы уже знаем и умеем.

– Буквы мы…. (пишем, читаем, видим).

– Звуки мы….( слышим, произносим).

– На какие две группы делятся все звуки? ( гласные и согласные).

– Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

– А сколько гласных букв? (10)

– Какие гласные дружат с твёрдыми согласными? ( А, О, У, Э, Ы)

– Какие гласные дружат с мягкими согласными? (Я, Ё, Ю, Е, И)

– На какие группы делятся согласные звуки? (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)

Постановка темы урока

Отгадайте загадки.

На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (огурец)

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Такое тёплое,
Такое пушистое и золотое. (цыплёнок)

– Какой звук слышится в конце слова огурец? ([ц])

– Какой звук слышится вначале слова цыплёнок? ([ц])

– Какой буквой обозначаются эти звук, кто знает? (Буквой Ц,ц)

– Назовите тему нашего сегодняшнего урока? (Знакомство с буквой Ц,Ц)

Целеполагание.

– Откройте Буквари на с. 138-141, найдите уроки 120-121 и предположите, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? (Дети листают страницы урока и говорят, чем будут заниматься на уроке).

Звуковой анализ слов.

– Чтобы узнать, какие звуки обозначаются с помощью буквы Ц, что нужно сделать? (Звуковой анализ слов синица и цапля).

– Как одним словом можно назвать синицу и цаплю? (Это птицы).

– На протяжении сегодняшнего урока мы узнаем кое-что интересное об этих птицах.

– А сейчас приготовьте фишки и выложите звуки в данных словах. (Дети работают самостоятельно).

– Давайте сделаем звуковой анализ этих слов на доске.

– Первое слово пойдёт выложит… (Даёт полную характеристику каждого звука).

– Второе слово пойдёт выложит…

– Помощники, проверьте, все ли на вашем ряду справились с этим заданием.

2). Какую работу нужно ещё делать с данными словами. Посмотрите на подсказку слева в учебнике. (Разделить на слоги и поставить ударение)

– А сейчас из мира интересного.

– В России всегда считалось, что нельзя убивать синичку, иначе не будет удачи в разведении домашнего скота.

– Какое правило надо знать, чтобы правильно разделить слова на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

– Первое слово выполнит…

– Второе слово выполнит…

– Цапля- символ бдительности и спокойствия.

Физминутка

Шёл цыплёнок по дорожке,
Прыгал он на правой ножке.
А ещё крутился смело.
Крыльями махал умело.
Он спешил к себе домой,
К милой мамочке родной. (2 раза)

Сравнение схем слов.

– Давайте сравним схемы данных слов.

– Что у них общего? (Есть гласные и согласные звуки, последние звуки гласные, есть твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные).

– Чем отличаются данные схемы?

( Количеством слогов, ударением, количеством звуков, количеством гласных звуков, твёрдых согласных и мягких согласных).

Длина тела цапли от 28 до 140 см. Длина крыла около50 см, вес около 2 кг.

Игра «Живые звуки»

– А сейчас давайте поиграем в игру «Живые звуки» со словом синица.

Учитель даёт характеристику звука, тот ученик, который называет звук правильно выходит к доске и берёт фишку данного звука.

– Назовите первый мягкий согласный в слове синица [с ‘].

– Назовите второй мягкий согласный в слове синица [н ‘].

– Назовите ударный гласный в слове синица [ и].

– Назовите первый безударный гласный в слове синца [и].

– Назовите твёрдый согласный в слове синица [ц].

– Назовите второй безударный гласный в слове синица [а].

– Звуки выстроились. Можем прочитать слово? Почему? (Звуки стоят не по порядку).

– Звуки, выстроились по порядку. Давайте прочитаем слово хором.

– Теперь давайте поставим наши фишки на место так, чтобы получилось слово и каждый звук сядет на своё место.

– Садится на место ударный гласный в слове синица.

– Первый мягкий согласный.

– Первый безударный гласный.

– Твёрдый согласный звук.

– Второй мягкий согласный.

– Второй безударный гласный.

– Читаем хором слово.

– Молодцы, Живые звуки.

В природе синицы живут в среднем 5 лет, а в хороших условиях эта птичка может дожить до 10 лет.

Выделение звука [ц] в cловах.

– Посмотрите на данные стрелочки внизу каждого слова, что они обозначают? (Нужно выделить данные звуки в словах, дать им характеристику и сравнить).

– В слове синица какой по счёту звук мы должны выделить (пятый).

– Произнесите слово хором, интонационно выделяя этот звук.

– Дайте характеристику этого звука (Звук [ц] согласный, твёрдый, глухой).

– Какой по счёту звук нужно выделить в слове цапля? (первый).

– Произнесите слово хором, интонационно выделяя этот звук.

– Дайте характеристику этого звука ( Звук [ц] согласный, твёрдый, глухой).

– Одинаковые эти звуки или разные? (Одинаковые).

– Какие они, дайте ещё раз характеристику.

– попробуйте подобрать слова, в которых бы звук [ц] произносился мягко.

– Смогли подобрать такие слова? (Нет).

– Какой вывод сделаем? (У звука [ц] нет мягкой пары).

– Прочитайте правило в учебнике на с. 138. (Читает один учащийся, хором).

-Среди насекомых, поедаемых большой синицей, преобладают вредные для хозяйства виды.

Физминутка.

– А сейчас немного отдохнём, но с пользой.

– Поиграем в игру «Поймай звук».

– Я произношу слова, а вы, если слышите звук [ц] в слове- хлопаете в ладоши, а если не слышите- топаете. Будьте внимательны.

Цапля, капля, птица, спица, сена, курица, свеча, умница, цирк, звездочёт, циркуль, конец, дача, цифра, синица, девочка, овца.

– Сделаем глубокий вдох-выдох (3 раза), тихо сядем на свои места и настроимся на дальнейшую работу.

– Где может стоять звук [ц] в слове? (Вначале, середине и в конце).

Закрепление образа букв Ц,ц.

1) -Какой буквой обозначается звук [ц] на письме?

– Посмотрите внимательно на печатные буквы Ц,ц и пофантазируйте, на что они похожи.

– Буква Ц- смотрите сами,

Как скамейка вверх ногами.

– Откройте тетради « Я учусь писать и читать» на с. 71.

– Сколько букв Ц написано вверху страницы? Почему?

– Зачем нам нужна заглавная буква Ц?

– Раскрасьте те участки рисунка, на которых написана буква Ц.

– Что получилось? (Цветы).

– Определите место звука [ц] в слове цветы (В начале слова).

– Закройте тетради и положите их на край парты.

– Существует 66 видов цапель. Живут они по всему свету, кроме полярных стран, особенно много- в жарких странах.

Чтение слогов, слов, предложений со звуком [ц].

1)- А сейчас внимательно посмотрите на доску.

– Что написано на доске? (Слоги).

– Давайте прочитаем эти слоги

– с радостью
– с удивлением
– с грустью
– пропоём
– с вопросом

– Прочитайте слог с мягкими согласными звуками.

– Почему не читаете? ( Звук [ц] всегда твёрдый, у него нет мягкой пары).

2) – Дальше поработаем в парах.

– Для этого откройте учебники на с 140. Что нужно сделать (Составить пар слов по смыслу).

– Кто сделает, берётся в парах за руки и показывает мне домики.

– Проверим. Прочитайте 1 пару…

3) – Следующий этап урока мы проведём, разделившись на две группы.

– Дети, которые уже бегло читают. Открывают Букварь на с. 140-141 и читают про себя интересное произведение.

А остальные ребята работают со мной по доске и учебнику.

С. 138, читаем пары слов.

1. – Значение всех прочитанных слов вам понятно?

Цукаты – это целые плоды или их кусочки, сваренные в сахарном сиропе и подсушенные, покрытые сахарной корочкой. Наверняка вы все их пробовали.

– Давайте прочитаем первые слова каждой пары. Что заметили? (Все слова обозначают много предметов).

– Давайте прочитаем вторые слова каждой пары. Что заметили? (Обозначают один предмет).

2. – Далее хором читаем слова по слогам.

– Что общего у всех этих слов? (Оканчиваются на -цы).

– Что общего у лов 1 столбика? (Во всех два слога).

– Что общего у слов второго столбика? (Во всех три слога)

– Как определяем количество слогов в словах?

3. – Давайте разгадаем кроссворд. Загадки я вам читала вначале урока. Ориентируемся на иллюстрации.

– Какое слово спряталось по горизонтали? По вертикале?

4. – Ну а сейчас послушаем учеников, которые самостоятельно читали произведение.

– Кто автор данного произведения?

– Как называется произведение?

– К какому жанру относится?

– Докажите, что вы прочитали сказку.

– Кто главный герой этой сказки?

– С кем встретился Цып, когда вылупился из яйца? (С цветком, гусеницей и цаплей).

– Что общего у этих слов? (Есть буква ц и звук [ц]).

Итог урока

– Закройте глаза и вспомните всё, что было у нас сегодня на уроке.

– С какой буквой познакомились на уроке?

– Какой звук обозначается с помощью буквы Ц,ц?

– Дайте характеристику этому звуку.

– С каким правилом познакомились?

– Что ещё интересного узнали на уроке?

Рефлексия

– А теперь, если вам было интересно, всё понятно, то покажите зелёную фишку.

– Если вам было интересно, но вы затруднялись в каких-то вопросах, покажите жёлтую фишку.

– И если вам был интересно, но вы не поняли тему нашего урока, то покажите красную фишку.

Открытое фронтальное логопедическое занятие на тему: «Звук и буква Ц. Цыпленок Цып и его друзья»

Открытое фронтальное логопедическое занятие

Содержимое разработки

Открытое фронтальное логопедическое занятие

Цыпленок Цып и его друзья»

Цель: Закрепить изолированное произношение звука «Ц» в заданном ритме. От­рабатывать четкое произношение звука в слогах, словах и предложениях. Уп­ражнять в умении определять позицию звука в слове с опорой на наг­ляд­ность и слух. Закрепить умение делить слова на слоги, используя игровое за­да­ние. Совершенствовать грамматический строй речи. Обогащать словарный за­пас существительными, прививать навыки образования новых слов. Уп­раж­нять детей в составлении предложений с опорой на картинку и используя де­формированную фразу. Продолжать обучение детей анализу словесного сос­тава предложения и работе со схемой. Учить выполнять звуковой анализ и син­тез односложных слов и составлять схему слов. Познакомить с буквой Ц, уточ­нить внешний вид буквы, провести работу по профилактике дисграфии. Уп­ражнять в чтении прямых слогов (ца, цо, цу, цы) и односложных слов. Спо­собствовать дальнейшему развитию фоне­матического слуха, памяти, во­об­ражения. Развивать мелкую моторику и совершенствовать координацию дви­жений. Закрепить навыки учебной деятельности: уметь слушать и по­ни­мать вопрос, правильно на него отвечать; слушать ответы товарищей, поп­рав­лять или дополнять в случае необходимости.

Оборудование: игрушки и картинки (цыпленок, бельчонок, синица, кот, пес, царь, царица, дворец, мельница, колодец, яйца, цыплята, и др. картинки на звук Ц); схема анализа звука, символ звука, зеркала, игра «клювик, крылышко и хвостик», волшебная палочка, игра «зоопарк» с картинками животных, чашки с блюдцами, сюжетные картинки, доска, указка, фишки для звукового анализа слов, желтая краска (гуашь), салфетки, бумага, буква Ц и ее портрет, гусеница с буквами «Ц» на туловище, рамка для чтения слогов, ларец, пуговицы, коврик с буквами для чтения слов.

Ход занятия:

1. Оргмомент: – Дети, отгадайте загадку:

Домик круглый, домик белый

Домик был сначала целый

А как треснул наконец

Так и выскочил жилец –

Очень худ и тонок

Психогимнастика: изобразите цыпленка, сидящего в яйце. Покажите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул голову, потом правое крыло, затем левое.

– К нам в гости пришел цыпленок, его зовут Цып. Какой звук слышится в словах цыпленок, Цып?

Сегодня мы будем слушать, произносить, играть со звуком «Ц» и познакомимся с буквой «Ц». Цыпленок Цып приглашает вас к себе в гости и хочет познакомить вас со своими друзьями.

2. – Вот мы и очутились в некотором царстве-государстве, где живет цыпленок Цып с друзьями и звук «Ц».

«Ц-ц-ц», – прижали к губке пальчик,

Успокойся, шумный мальчик!

Сели тихо на места…

Это видно неспроста!

Новый звук сейчас услышим…

Все замерли, не дышим…

В наступившей тишине

Звук пришел к тебе и мне: ц-ц-ц (показ символа).

– Произнесите звук: ц-ц-ц. Посмотрите в зеркало. Когда мы произносим звук «Ц», губы растянуты в улыбке, зубки сближены, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка сильно выгнута и прикасается к бугоркам за верхними зубами.

– Звук «Ц» произносится очень быстро, отрывисто, пропеть, протянуть его невозможно. Значит звук «Ц» – … какой звук? Согласный. Послушайте, дрожит ли горлышко, когда произносим звук «Ц». Нет, значит звук «Ц» – … глухой. А как он звучит твердо, сердито или мягко и нежно? Твердо.

Звук «Ц» – согласный, глухой и твердый. Младшего братца мягкого звука у него нет. (схема).

Звук «Ц» – любимый звук цыпленка Цыпа, но он никак не может его поймать. Помогите ему.

Игра «Поймай звук»: телефон, цена, сетка, чемодан, цепь, сито, тина, цирк, часы, цапля.

– Услышал бельчонок Цок, как мы играем и ловим звук «Ц» и предлагает всем попрыгать с ветки на ветку и цокать вместе с ним в заданном ритме:

3) Ой, к нам в окно кто-то стучится. Кто это? Это синица, она голодная. Давайте дадам ей хлебных крошек. Наклевалась синица хлебных крошек и запела свою песенку. Кто запомнил ее песенку – повтори.

Игра «Запомни – повтори»:

Ца – цо – цу – цы ац – оц – уц – иц

Цу – цы – ца – цо уц – иц – ац – оц.

3. У Цыпа есть сестренка Цыпонька. Она еще маленькая и то и дело теряет звук «Ц» в словах. Подставьте звук «Ц» и закончите слово.

Игра «Закончи слово»: зая…, коне…, тане…, певе…, оте…, бое…, пале…, ледене…

Игра «Будь внимателен, смотри в слове слог договори»: со слогом ца – води…, умни…, ули…, деви…, кури…, певи…, лиси…, больни…

Со слогом цы – паль…, кон…, зай…, тан…, ов…, пев…

4. – Звуков мы узнали много

Добрались до звука Ц

Есть слова, где Ц – в начале

В середине и конце.

– Птенцы синицы хотят поиграть с нами

1) в игру «Клювик, крылышко и хвостик»: певец, молодцы, цапля. Дети находят место звука Ц в словах.

2) Цыпленок Цып и его подруга Цапля любят иногда похвастаться какие они хорошие, умные, умелые.

Игра «Хвастунишки»:

Цып умник, а цапля … умница

Цып певец, а цапля …

Цып охотник, а цапля …

Цып модник, а цапля …

Цып фокусник, а цапля …

– «Да, я настоящая фокусница, у меня даже волшебная палочка есть» – говорит цапля. Показ волшебной палочки.

– Дети тоже – фокусники, они могут превратить любой предмет из большого в маленький:

– Цыпленку тоже захотелось поиграть в цирк.

5. Физминутка «Цирк»

Сюда, сюда скорее

Здесь будет цирк у нас шаги на месте

Веселое сейчас руки развести в стороны

Циркач здесь будет гарцевать

Зверей и птиц дрессировать имитация движений

И на трапеции вертеться

И на канате танцевать

Есть в цирке звери и птицы

Львицы, лисицы, зайцы, куницы.

Цапли, синицы, скворцы.

– Кого увидел Цып в цирке? Волчицу, львицу, лисицу и т.д.

Игра «Кто где находится?» – кто находится справа от зайца, слева от львицы, между волчицей и львицей и т.д.

6. – Ребята, вы помогаете маме по дому? Цыпленок Цып тоже помогает. Он вымыл блюдца, вытер их, но не может подобрать чашку к блюдцу. Чашку с картинкой в названии которой 1 слог надо поставить на блюдце с цифрой 1, чашку с картинкой в названии 2 слога – на блюдце с цифрой 2 и т.д.

Игра «Подбери чашку к блюдцу»

– Ну вот, сделал дело – гуляй смело, – решил цыпленок и пошел на улицу. А там пес Цыбик рассматривает картинки. Стали они вместе смотреть. И мы можем посмотреть и даже поиграть.

Игра «Закончи предложение» (по картинке)

Мальчик забинтовал … палец

Клоун выступает в … цирке

На крючке висит … полотенце

Мама пришила … пуговицу

Мама режет … огурцы.

– Знаешь, цыпленок, наши дети умеют еще и составлять правильные красивые предложения.

Игра «Путаница»:

Поляна, на, цветы, цвести.

Водица, цыпленок, пить, блюдце, из.

Пенек, сидеть, на, птенец.

Анализ последнего предложения: Птенец сидит на пеньке. Какое первое слово в этом предложении? Второе слово? Третье? Следующее слово? Сколько всего слов в предложении? Чертим схему на доске. Назовите это слово (указать указкой), это …, это …. Назовите маленькое слово в предложении (на). На каком месте стоит это слово? (на третьем).

7. – А вот и кот Цыган наконец пожаловал. Где это он был, как вы думаете? Он говорит, мыши расшалились, а он их успокаивал, а потом ловил. А как он это делал, вы узнаете, если поймаете звуки и соедините их в слова.

Игра «Собери слово»:

Ц, ы, ц – цыц, так кот Цыган мышей успокаивал

Ц, а, п – цап, так он ловил мышей.

– Ловил, ловил кот Цыган мышей, да не поймал ни одной. Проголодался он бедный и пошел домой. Меня дома, говорит, пицца ждет.

– Повторите это слово: пицца. Звуковой анализ слова: Сколько слогов в слове пицца? Назовите первый слог, назовите второй слог. Назовите гласные звуки, согласные. 1, 2, 3 – звуки по-порядку назови: п’, и, ц, а. Сколько всего звуков? Выложите схему этого слова:

8. – Цыпленок Цып предлагает порисовать. Но сначала давайте разомнем пальцы.

Пальчиковая гимнастика:

Кольцо с кольцом соединяем

Цепь из пальцев составляем.

– Рисовать мы будем указательным пальцем правой руки и соединять кольцо с кольцом в цепи. Что получилось? Да, получилась буква Ц. Это любимая буква Цыпленка.

Вот какая буква Ц

С коготочком на конце

Как кошачья лапка.

– На что похожа буква Ц? Куда смотрит коготок, вправо или влево?

– Давайте покажем букву «Ц» пальцами.

Вверх поднимем ушки зайцу

Это правой руки пальцы.

Красиво и старательно

Хвостик зайчику приставим.

Посмотрев на построенье

Видим «Ц» у нас творенье.

– Ой, а кто это к нам ползет?

В листьях прячется она

Хоть и много ножек

Бегать все ж не может (гусеница).

– Найдите на гусенице неправильные буквы «Ц» и зачеркните.

– Давайте теперь составим и прочтем слоги с новой буквой. Чтение слогов: ца, цо, цу, цы. (пособие «рамка слогов»).

9. Итог занятия.

– Ну вот и все, ребята, нам пора домой. На прощанье царь и царица царства звука «Ц» дарят нам ларец для слов, чтобы мы «пришив» к пуговице слово со звуком «Ц» запомнили и взяли с собой в детский сад. (Дети называют слово со звуком «Ц» и кладут пуговицу в ларец).

Предлагаю встать и сделать полукруг на ковре.

– Попрощайтесь с цыпленком и его друзьями, помашите рукой.

Вот волшебная дорога

В детский сад нас приведет

Но чтоб в дороге не скучать

Ты попробуй-ка, дружочек,

Слова на ней все прочитать.

Чтение односложных слов с новой и ранее выученными буквами: цып, цок, зонт, дом, сад.

Педразвитие

Автор: Вахренева Надежда Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ “Синеглазка”
Населённый пункт: Ямало – Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе “Звук Ц и буква Ц”
Дата публикации: 19.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

«Синеглазка» города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа

Воспитатель: Вахренева Н.М.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Ц»

Тема: “ Звук и буква “Ц”,Ц

Цель: Закрепление правильного произношения звука “ц” в слогах, словах, фразах,

– Формирование фонематического восприятия.

– Закрепление навыков звукового анализа слова, определения места звука в слове.

– Закрепление понятий: звук, буква, слог, слово.

– Закрепление навыка звуко – буквенного анализа слов.

– Совершенствование навыков чтения слогов.

– Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.

воспитание языкового чутья.

схемы, буквы, наборное полотно, таблица, карандаши, картинки,

Вводная часть. Дети стоят в кругу, изображают солнце.

Улыбнемся друг другу

Пожелаем всем нам.

– Ребята, мы сегодня снова будем обучаться грамоте, поговорим о звуках и буквах.

Упражнение «Лучики солнца»

– Мы каждый день совершаем маленькие открытия. Каждое открытие для нас, как

лучик солнца! Посмотрите на картинку, что вы видите?

Воспитатель: На лучиках для вас задания.

Воспитатель: Почему буквы в разных по цвету кружках?

Дети: Гласные и согласные.

Воспитатель: Назовите гласные и согласные звуки?

Дети: Произносят гласные и согласные.

Воспитатель: Какие звуки живут в зеленых кружочках?

Дети: Мягкие звуки.

Воспитатель: Что, кричит нам колокольчик?

Что, шепчет нам телефон?

Дети: Звонкие и глухие звуки.

Основная часть. Упражнение « Прочитай, слог»

КА, ГО, БУ, ПЫ, ВО, ВА, ФИ, ФУ, АШ,АП…, (карточки)

Воспитатель: – Ребята, посмотрите на лучик, что вы видите?

Воспитатель: Каждый лучик солнца открытие нового. Сегодня, я вам хочу рассказать

сказку. Но для начала, отгадайте загадку.

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

Явился в желтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

Воспитатель: В одной скорлупке жил цыпленок, в нем ему стало тесно, скучно и он

захотел появиться на свет. Давайте изобразим цыпленка, сидящего, в яйце и покажем,

как он появляется из скорлупки: сначала голову, потом – правое крылышко, затем

-левое. И вот он на свободе. И тихо, …(дети договаривают предложения)

Цып – цып –цып. «Какой прекрасный мир!» – сказал цыпленок.

– Ребята, а давайте пригласим цыпленка в страну звуков. Страна, в которой живут звуки

3.Знакомство с новым звуком «Ц»

Воспитатель: Вы, любите загадки?

Воспитатель: Отгадка, вам подскажет с каким звуком, мы познакомимся.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат (Цапля)

Проживают в трудной книжке

Десть их, но братья эти

Сосчитают, все на свете. (Цифры)

Воспитатель: Вы, догадались, с каким звуком познакомимся. Какой звук слышится в

начале слов отгадки?

4.Учимся произносить звук «ц»

– Что делают губы? (улыбаются)

– Произносим звук «ц» (зубы видны)

– Что делает кончик языка (упирается в верхние зубы)

-Произнесли звук тихо, громче, снова тихо.

-Как вы считаете, звук «ц» гласный или согласный и почему?

-Какие бывают согласные звуки? (твердые, мягкие)

-Звук «ц» всегда бывает только твердый. Какой вы знаете еще звук, который бывает

– Определить звук «ц» глухой или звонкий?

Вывод: Звук «ц» – согласный, твердый, глухой, шипящий.

5.Звуковой анализ слова «цып». (Раздаточный материал – схемы)

– Один ребенок выполняет у доски, остальные в листе.

-Сколько гласных? Сколько слогов? Почему так считаете?

Игра «Внимательные ушки»

– Хлопни один раз, если услышишь звук «ц»

– Хлопни два раза, если услышишь в слогах звук «ц»

АС АЦ УС СУ СТА ЦЛА АСТ ОЦТ ЦТА

– Правильно, за мной повтори:

ЦА ЦА ЦА – цапля, курица, пыльца

ЦЕ ЦЕ ЦЕ – пловец, мудрец, молодец

– Определи место звука в слове: Цветы, огурец, кольцо

– Закончи слово звуком «ц»: Дворе – ц, продаве –ц, плове –ц

– Закончи слогом ЦА: води –ца, кури- ца, ули- ца

Игра «Большой – маленький» (словообразование)

Дерево – деревцо, блюдо – блюдце, зеркало – зеркальцо, мыло – мыльце

6. Знакомство с буквой:

Вот какая буква Ц –

С коготочком на конце.

Как кошачья лапка.

-Чем отличается звук от буквы? Звук «ц» обозначается буквой «це». Сравнить большую

и маленькую. На что похожа? Придумайте слова, которые начинаются на звук «ц».

Написание буквы ц в воздухе, на листе.

Игра «Буквы заблудились»

-Что можно составить из букв? (слово)

-Давайте из этих букв составим слово. У, А, Р, Ц, К, И

7. Чтение слогов:

С какой буквой познакомились? Что узнали о звуке «ц»?

Воспитатель: Вы все сегодня постарались, молодцы, ребята! Вы были внимательными и

активными. Мне было очень приятно с вами работать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Глухой согласный звук [Ц], буква Ц

Рябова Любовь Юрьевна

МАДОУ ГЦРР д/с№4 «Ёлочка»

Цель: – познакомить детей с глухим согласным звуком [Ц] и буквой Ц; продолжать учить детей определять место звука в трёх позициях; учить составлять схему слова.

Развивающая среда: разрезная азбука большого и малого формата, сюжетные картинки, слоговая таблица, игрушка или плоскостное изображение цыпленка; предметные картинки с изображением овец, гусениц, синиц, скворцов, лисицы, куницы, медведицы, волчицы, цапли, мотоцикла, цветов, колодца.

Содержание

– Сегодня ребята мы снова отправимся за новыми знаниями в Царство «Азбуки». Но для начала, отгадайте загадку: «Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки». Кто это? (Цыплёнок).

-Как подзывают цыплят? (Цып-цып-цып)

(Изобразить цыплёнка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом- правое крыло, затем -левое.)

Анализ звука даёт воспитатель.

-Вы наверное уже догадались о каком звуке и букве пойдёт речь ( мы будем слушать и произносить звук [Ц]).

-Звук [Ц], произносится всегда твёрдо. Преграда образуется передней частью стенки языка. Звук [Ц] сложный, он состоит из звуков Т и С, которые произносятся быстро один за другим. Если поднести руку тыльной стороной ладони ко рту, то при произнесении звука [Ц] ощущается один удар воздушной струи, а не два, как при ТЭС или ТЫС.

3. Определение на слух слова со звуком [Ц] в четверостишии:

– А сейчас, послушайте четверостишие и назовите слова со звуком [Ц]:

Любовалась цыплятками курица:

Что не цыплёнок- то умница!

Очень ценный птенец! (цыплятками, курица, цыплёнок, умница, молодец, удалец, ценный птенец)

-Произнесём звук [Ц] в слогах: Посмотрел Цып вокруг и удивился: «Ац-оц-уц, иц-оц-ац!».

Увидел овцу, испугался: «Ца-цо-цу!» (выразить мимикой испуг)

Курица успокоила его: «Ца-цо-ца». (произнести более низким голосом)

  1. В народе, ребята о цыплятах есть такая пословица. Цыплят по осени считают.

– Как вы думаете, что она означает? (говорится тогда, когда преждевременно судят о результатах чего-либо). Давайте произнесём ещё раз и запомним.

5. Физ.минутка «Цапля»

Очень трудно так стоять:

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

-Ребята, определите место звука [Ц], в трёх позициях:

в начале слова: цапля, цветок, цель.

в середине: пуговица, курица, кольцо.

– в конце: заяц, певец, немец.

(Приведите свои примеры: огурец, скворец, мудрец, молодец и т.д.)

6. Характеристика звука. (согласный, глухой, твёрдый)

7. Ребята, а на что похожа буква Ц?

Вот такая буква Ц:

С коготочками на конце.

Как кошачья лапка.

8. Место буквы в алфавите: – Ребята назовите соседей буквы Ц. ( Х, Ч)

9. Чтение слоговой таблицы и слов.

Задание: из разложенных на полу слогов нужно составить слова и прочитать их.

ПА РЫ ПАРЫ

ЦА РИ ПАРИ

ЦЕ НЫ ЦАРИЦА

ЦЕНЫ

РЫЦАРИ

ПАНЫ

10. Итог: – С каким звуком познакомились? Дайте характеристику.

– С какой буквой? На что она похожа?

Показ презентации “Буква Ц”

Список использованной литературы:

1.Бондаренко Т.М. 2006 г. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада».

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002166 дата отправки заказной бандероли 6 сентября 2013г. № квитанции (почтовый идентификатор) 62502663120182

2.Пожиленко Е.А.1999 г. «Волшебный мир звуков и слов» Пособие для логопедов

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Семейная гостиная: «Буду чисто говорить!»

Родительское собрание, которое проводит учитель-логопед в виде семинара-практикума, направленно на автоматизацию звуков в речи.

Задачи:

  • Показать родителям необходимость для ребенка иметь правильное звукопроизношение для успешного овладения чистой речью.
  • Заинтересовать родителей играми, направленными на автоматизацию звуков
  • Помочь родителям сформировать у детей интерес к «языку и его законам».

Ход родительского собрания

Уважаемые родители! Сегодня я пригласила вас посетить нашу семейную гостиную. Главная задача нашего сбора настроится на диалог и на творчество!

Как часто мы видим, насколько трудно донести до маленького человека то, к чему не лежит его душа!

Итак, главная задача сделать так, чтобы детям хотелось заниматься. А это бывает тогда, когда занятия вплетены в жизнь ребенка, привязаны к его интересам, которыми он живет, когда учебные задания вырастают из главных дел. А главное дело в жизни дошкольника – что? (игра). В какую игру можно вплести любое наше задание? Может быть он любит самолеты? Поиграем в пилотов которые летят на самолете. Расправили крылья, приготовили язык и полетели. Л-Л-ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ, наш рейс пуст, соберем пассажиров. Дети и взрослые, пофантазируйте и придумайте пассажиров, в названии которых есть звук Л…

Вот мы придумали, обучающую игру, которая поможет автоматизировать поставленные звуки…

Сегодня мне хотелось бы предложить для ознакомления игры, которые помогут Вашему ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее. А как вы их преподнесете ребенку зависит от интересов ребенка и от вас.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня и самое главное- по дороге домой, чтобы не отвлекаться вечером от домашних дел!

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование следующих игр и упражнений, в которые мы сейчас и поиграем.

Участниками будете вы и дети.

Предлагаются игры для проигрывания со взрослыми и детьми:

«Волшебная палочка», которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.(Скажи РА столько раз, сколько ты услышишь хлопков.).

“Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз с заданной мелодией.

РА-РА-РА-РА-РА,
РО-РО-РО-РО-РО
РУ-РУ-РУ-РУ-РУ
РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ

А затем все 5 “песенок”-слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

“Проведи слог по звуковой дорожке”.

Одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая дорожка ведёт по кочкам, и слоги произносятся то громко, то тихо. Третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

В силу того, что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок с трудом пользуется поставленным звуком. Выполнять задания необходимо регулярно. Упражнения на проговаривание выполнять в течение 5-10 минут.

Можно использовать такие игровые приемы, как «повтори столько раз, сколько ты услышал хлопков», «брось мяч и повтори за мной…».

Игры на автоматизацию звуков в словах

Итак, следующие игры направлены на автоматизацию звуков в словах:

Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова».

Данная игра будет способствовать автоматизации звуков в словах и слогах.

Логопед говорит детям: «Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни». Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят мяч и, бросая его обратно, назывют целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Игра «Всезнайка».

Эта игра поможет развить связную речь, быстроту мышления.

Дети должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука, например со звука [л].

Как тебя зовут?
Где ты живешь?
Что ты любишь кушать?
Каких ты знаешь животных на звук [л]?
Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.

Основной смысл данных игр и игровых приёмов состоит в том, чтобы выработать у детей умение контролировать собственную речь. И довести новое правильное произношение звука до автоматических движений. От того, насколько качественно построена работа по автоматизации звуков в речи, будут зависеть навыки грамотного письма в школьном периоде, скорость овладения навыками чтения, а, значит, успешность адаптации ребенка в школе.

Игры со скороговорками

Скороговорки – отличное упражнение для улучшения дикции, автоматизации звука в речи.

Детям очень нравятся стишки-скороговорки, потому что в них уже заложен какой-то сюжет. И ребенок, проговаривая такую скороговорку, в голове представляет себе, о чем там говорится.

Итак, игра со скороговорками заключается в следующем: нам нужна шахматная доска и фишки для каждого игрока (мы используем маленькие фигурки из киндер-сюрпризов). Для игры нам еще необходимы скороговорки. Выбирайте скороговорки, соответственно возрасту детей и не очень сложные, чтобы со второго, третьего раза ребенок мог такую скороговорку произнести достаточно хорошо.

Мама, или любой другой взрослый — это судья. Дети – игроки.

Игроки ставят свои фишки на любой угол шахматной доски — это наш старт. По ходу игры игроки будут передвигаться на определенное количество клеточек по кругу. И кто первым пройдет круг, тот и победитель. Для большего интереса можно условиться пройти не один круг, а, например, пять. Итак, начинаем игру.

Мама говорит первую скороговорку. Первый игрок повторяет ее. Если ребенок сказал скороговорку очень хорошо, мама говорит ему, что он может перейти на 3 хода вперед. Если средненько – то на 2, ну а если совсем плохо – то на 1. Вы, как судья, можете дать возможность игроку исправиться: еще раз повторить скороговорку, но не более трех раз.

Затем ход переходит ко второму игроку. Он повторяет ту же скороговорку и также получает мамину оценку. Вот поэтому-то и желательно, чтобы первым ходил старший, тогда у младшего будет время повторить эту скороговорку про себя, пока ходит его соперник.

Дальше мама говорит вторую скороговорку и так далее, пока у вас не кончатся скороговорки или пока игроки не пройдут определенное число кругов..

Итак, игра начинается.

Игра «Паровозик».

На каждого участника ведущий игры распределяет по одному слову из выбранной скороговорки, после этого вся группа должна постараться, последовательно называя каждый свое слово, как можно быстрее произнести свою скороговорку целиком.

Игра «Эхо».

Участники игры друг за другом произносят за ведущим отдельно каждое слово скороговорки. Непременное условие: каждый следующий участник должен повторить слово тише, чем предыдущий.

Игра «Проговори стихотворение, скороговорку».

Цель: развитие просодической стороны речи (темпа, высоты, силы голоса, интонации), автоматизация звуков.

Проговорить скороговорку или стихотворение медленно, быстро, громко, тихо, как иностранец, голосом лисы, голосом волка.

Купила бабуся бусы Марусе.
Бобр добр до бобрят.
Три сороки тараторки тараторили на горке.

Игра «Выключи звук».

Ведущий медленными движениями губ и при необходимости языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников — угадать какую скороговорку произнес ведущий.

Игра «Распускающийся цветок».

Представьте, что рука — это стебель нашего цветка. По мере проговаривания цветок растет и распускается.

Вы сегодня меня порадовали играми, своим актерским мастерством, фантазией, поэтому я решила преподнести вам сюрприз вам и вашим детям.

Если вам понравилось игры, у вас хорошее настроение и вы будете применять их на практике возьмите красные шары, если у вас есть стремление проявлять фантазию в играх с вашими детьми возьмите синие шары.

А еще я дарю буклеты, в которых содержится практический материал необходимый для автоматизации звуков.

Можно придумать множество подходов, но самый лучший, будет свой неповторимый — Ваш и Вашего ребенка. Желаю вам светлых и радостных минут!

Сафонова Татьяна Дмитриевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «ЦРР – детский сад №20 «Сказка»,
г. Ханты-Мансийск

Читайте также:  Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики пальцев рук
Ссылка на основную публикацию