Конспект занятия ‘Звуки и буквы Ш-Ж’

Звуки и буквы “Ш-Ж”
план-конспект занятия по теме

Занятие по логопедии

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt.odt21.24 КБ

Предварительный просмотр:

I. Организация начала урока.

Цель: развитие фонематического восприятия и слухового внимания.

Задание: прочитайте стихотворение и подчеркните букву, которая встречается чаще всего.

Камышам шуршала мышь:

Ветер вам нарушил тишь!

Шепчут тихо камыши:

Тихо, мышка, не шурши!

– Назовите букву, которая встречается чаще всего («Ш»).

– Назовите парный согласный для звука «Ш».

II. Сообщение темы занятия.

1. Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки и буквы «Ш» – «Ж». Давайте дадим характеристику каждому звуку.

2. Знакомство с героями занятия.

Задание: составьте имена героев занятия по первым буквам слов-картинок.

Ряды картинок: мак, арбуз, шар, абрикос — Маша

жук, оса, ракушка, аист — Жора

– Герои сегодняшнего занятия — жук Жора и букашка Маша. Они просят, чтобы вы выполнили упражнения для языка и губ.

III. Артикуляционная гимнастика.

Цель: укрепить мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка, вырабатывать движения языка вверх.

Пирожки в печи пекла

Извела на пирожки

На качелях я качаюсь,

Я все выше поднимаюсь,

Язык широкий положи,

А края приподними.

Чашку в рот мы занесем,

Её бока к зубам прижмем.

Маляры пришли втроём,

Обновили старый дом:

Был облезлый, скучный, голый,

Стал нарядный и веселый.

IV. Дыхательная гимнастика.

Цель: выработать сильную воздушную струю.

Задание: зафиксируйте кончик языка между зубами и произведите длительный выдох.

Как-то раз над камышом

Вдруг её зеленая

Потому что на обед

К лягушке не хотела.

V. Дифференциация «Ш» – «Ж» в словах.

Цель: научить различать звуки «Ш» – «Ж» в словах.

1. Работа со сказкой.

Цель: развитие слуховой памяти.

Задание: послушайте сказку и запомните слова со звуками «Ш-Ж».

«Жили-были жук Жора и букашка Маша. Один раз Жора упал с дерева — ушиб лапку и повредил крылышко. Маша полетела за доктором — желтокрылой жужелицей. Жужелица прожужжала, что на крылышко нужно делать примочки из листьев шиповника и жасмина. Маша выполнила все указания доктора. Она нежно ухаживала за Жорой. Через некоторое время жуку стало лучше».

Задание: назовите слова для букашки Маши и жука Жоры и определите позицию звуков.

2. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слова.

«Вскоре жук почувствовал себя лучше. Но больное крылышко все еще напоминало о себе. Букашка Маша решила слетать за новыми листочками. Помогите ей сорвать листочки. На них написаны слоги, составьте из них слова.

Слоги: шко-ла, ба-гаж, жа-ло, жур-нал, шу-ба, шаш-ки, э-та-жи, шо-ко-лад.

«После тяжелой работы жук и букашка решили немного отдохнуть. Уселись под кустом шиповника и хотят вам предложить игру «Один в один». Кто лучше других изобразит мимикой то задание, которое они придумают, тот получит сладкий приз».

– Ты стал кислым как лимон.

– Ты превратился в хитрую лисичку.

– Ты стал колючим и сердитым ежиком.

– Ты превратился в ласковое летнее солнышко.

«Они не смогли выбрать лучшего, потому что все были хороши! После занятия все получат призы».

VI. Дифференциация звуков «Ш-Ж» в словосочетаниях.

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания.

«После лечения Маша и Жора захотели навестить своих друзей муравьев. Они побежали по дорожке. Навстречу им спешат муравьи. Они несут к муравейнику длинные соломинки. Помогите муравьям: составьте словосочетания из слов левого и правого столбиков.

– Ребята, а как можно назвать одним словом: жука, пчелу, букашку. (насекомые). А каких насекомых вы еще знаете?

– В названии, каких насекомых мы слышим звуки «Ш», «Ж»?

VII. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие точной координации движений.

Прилетела к нам вчера

А за нею шмель — шмелек

И веселый мотылек.

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

От усталости упали.

На каждое название насекомого загибают пальчики.

Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.

Машут ладошками и роняют на стол.

VIII. Работа в тетрадях. Запись числа, дня недели.

Задание: списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы Ш-Ж.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г.

Урок изучения и закрепления нового материала (2 ч). Задача учителя – вместе с учениками отчетить на вопрос: что является источником звука; познакомить учащихся с характеристиками звука и с помощью вит.

Подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению заданного звука: массаж языка, артикуляционные упражнения, развитие фонематического слуха.

Урок по физике для 9 класса по теме Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.Целью урока являются:Познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; показать, что любое к.

Данная презентация можно использовать для изучения новой темы “Звук”.

План конспект открытого урока можно использовть для изучения новой темы “Звуковые колебания”.

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися 2-го класса по теме “Дифференциация звуков (Ш)–(Ж)”

ЦЕЛЬ: учить различать звуки [ш] – [ж] изолированно, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

ЗАДАЧИ:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Формировать навыки языкового анализа и синтеза:

а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
б) анализа и синтеза предложений из 10-15 слов.

  • Развивать память, внимание, мышление, сукцессивные функции.
  • Расширять сенсомоторный репертуар.
  • Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки-символы с изображением жука и шарика, таблица “Характеристика звуков”, слоговые таблицы, мяч, на каждого ребенка звуковые линейки и карточки с буквами ш и ж.

1. Организационный момент и повторение пройденного материала.

Игра “Пятый – лишний” (слова написаны на доске, дети вставляют буквы и вычеркивают лишнее слово; 2 варианта ответов):

(З)еркало, обе(з)ьяна, ка(с)ета, га(з)ета, кор(з)ина.

2. Знакомство с новым материалом.

Дифференциация изолированных звуков [ш] – [ж]

– А сейчас послушайте сказку и догадайтесь, какие звуки мы будем сравнивать на занятии?

В одном самом обыкновенном городе, на самой обыкновенной улице жил-был воздушный шарик, только не обыкновенный, а говорящий. Однажды ранним утром Шарик вылетел из дома и отправился на прогулку в ближайший сквер. Солнышко ласково освещало кроны деревьев, а теплый ветерок слегка покачивал их. Шарику так захотелось покататься на верхушке дерева, что он не смог удержаться. Зацепившись за веточку, Шарик стал раскачиваться все сильнее и сильнее, все выше и выше! Ему было так весело! Но тут ветер стих, и Шарик понял, что он не сможет вернуться домой, потому, что его ниточка запуталась в ветках дерева. Шарик испугался и стал звать на помощь: “Ш-Ш-Ш!” Но его никто не слышал. Почему? (звук шарика – глухой, голосовые складки не работают, голоса нет).

В это время недалеко от дерева, на котором висел Шарик, пролетал по своим делам важный и добрый Жук. У него было прекрасное настроение, и он пел на лету свою любимую песенку.

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый, добрый друг.

“Ж – ЖА – ЖО (ЖЁ) – ЖУ – ЖИ – ЖЕ!”

Голос у него был звонкий, его песенка слышалась повсюду. Почему? (звук жука – звонкий, голосовые складки вибрируют, голос есть!)

Жук поднимался все выше и выше и, наконец, услышал зов Шарика и увидел, что тот попал в беду. Жук помог Шарику освободиться, и они стали друзьями. Добрый Жук даже сочинил для Шарика песенку.

Шарик, шарик я воздушный,
Непоседа непослушный!
Я из рук рванулся сразу –
Видно, плохо был привязан.
Я уже над самой крышей.
И лечу все выше, выше!

Ш – ША – ШО (ШЁ) – ШИ – ШЕ!

Кто догадался, какая тема нашего занятия?

Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Звук [ш] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук [ш] твердый, глухой.

Звук [ж] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки вибрируют, голос есть. Звук [ж] твердый, звонкий.

Оба они согласные, твердые.

Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий.

Звонкость – глухость проверяем двумя способами (1 – руку на горло, 2 – закрыть уши).

Слева на строчке синей ручкой нарисовали портрет Шарика. Не забудьте, что у него ниточка в виде буквы ш! А справа на строке рисуем портрет Жука, каким цветом? А лапки у жука – как у буквы ж! Под рисунком пишем характеристики звуков.

Отличия заключаются в красную рамку. Обращаем внимание на то, что эти звуки всегда твердые.

Дифференциация [ш] – [ж] в слогах.

На доске слоговая таблица

а) Работа со слоговыми таблицами.

Давайте еще раз прочитаем слоговые песенки Шарика и Жука. Что необычного вы заметили?

Слог ШО так же, как и ЖО пишется в двух вариантах: ШО – ШЁ; ЖО – ЖЁ

Слоги ШИ – ЖИ пиши с буквой И.

Слоги ШЕ – ЖЕ пиши с буквой Е.

У звуков [ш] и [ж] нет парных мягких звуков.

б) Чтение слогов по слоговой таблице.

А теперь читаем слог Шарика и сразу же слог Жука: ша – жа; шо – жо…

А теперь наоборот: жа – ша …

На доску вывешивается вторая слоговая таблица.

А теперь читаем слоги в этой таблице слева – направо и справа – налево.

шаш – жашшва – жва
шош – жошшпо – жбо
шуш – жушшку – жгу
шиш – жишшты – жды
шеш – жешшмэ – жмэ

Шарик и Жук расшалились и стали менять звук [ш] на [ж] или [ж] на [ш] в слогах и словах. Давайте к ним присоединимся и тоже также пошалим!

Ша – (жа), шо – …, жу – …, ша, жа – (жа, ша), жи, ши – …, шар – (жар), жить – …, шаль – …, жест – …, шесть – …, шарит – …, машет – …, наживка – …

Дифференциация [ш] – [ж] в словах.

а) Игра “Кто внимательный?”

Шарик и Жук прилетели на волшебную лужайку, на которой веселились и танцевали разные животные. Если вы услышите в названиях звук [ж], делайте рукой такое движение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [ш], то закрывайте уши руками, как будто надеваете наушники.

Шакал, жираф, шерстокрыл, жеребенок, шимпанзе, шипохвост…

Далее идет слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, маршируют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять упражнение.

… ежи, ишак, кошка, кожан, моржи, лошадь, джейран, кашалот, ушан, тушканчик, кинкажу, слепыш, слепушонка, мунтжак, медвежонок, шиншилла, широкоушка, лошадь Пржевальского, кожан большой, кошка Жоффруа, тушканчик, пеструшка желтая, медвежонок белуджистанский, мышь жесткошерстая.

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара.

Речь с движениями.

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый, добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал!
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг и я твой друг,
Старый верный друг!
Полюбили мы жука,
Старика, добряка, –
Очень уж душа легка
У него весельчака!

б) Развитие мелкой моторики.

Ладони выпрямлены, напряжены, большой палец отведен немного в сторону. Пальцы, начиная с указательного, друг за другом тянутся к основанию ладони. Последним сгибается мизинец.

“Заводные машинки”

Играющие сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. У ведущего в руках ключ. Он “заводит” машины тремя поворотами ключа. Вдох – машины трогаются с места со звуком “ж-ж-ж”. Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Та машина, чей завод закончится позднее всех, выигрывает.

в) Глазодвигательные упражнения.

г) Анализ и синтез слов.

Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.

Послушайте слова и определите, на каком месте по счету находится звук [ш] или [ж], и положите букву ш или ж на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Хлопчатобумажный, слепыш, широкоушка, жонглерша, шантажист, жесткошерстная, жаропонижающий, шарикоподшипник, тяжеловооруженный.

д) Составить словосочетания и записать в тетрадь, вставляя пропущенные буквы ш или ж в слова.

– Все веселье было по поводу Мартышкиного Дня рождения. Она приготовила много

всего вкусного. Но так как писать она не умеет, давайте поможем Мартышке составить меню. Соедините по смыслу слова первого и второго столбика. Чтобы было красиво, пишите тремя цветами.

Е(ж)евичный(ж)еле
Пы(ш)ныегру(ш)
Возду(ш)ныедю(ш)ес
(Ж)елтыепиро(ж)ные
Су(ш)еныйд(ж)ем
(Ш)ипучийморо(ж)еное
(Ш)околадноеплю(ш)ки
Ви(ш)невоеин(ж)ир

Дифференциация [ш] – [ж] в предложениях.

Анализ и синтез предложения.

Но вот настало время возвращаться домой. Провожая Шарика и Жука, Мартышка дала им по сверточку, приговаривая:

Хорош пирожок, внутри творожок,
Ты скушай на ужин его, мой дружок!
Так что же было в сверточках?

Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз скороговорку с изменением тембра, высоты и силы голоса. Например, как бы эту скороговорку произнесли три медведя из одноименной сказки.

Затем каждый ребенок повторяет ее самостоятельно голосом одного из героев, и по памяти записывает в тетрадь.

3. Итог занятия.

  1. Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
  2. Чем они похожи и чем отличаются?
  3. В чем особенность этих звуков?

Конспект ООД «Звуки [ш] — [ж]. Буквы Ш — Ж. Слоги ШИ — ЖИ»

Елена Пышнограева
Конспект ООД «Звуки [ш] — [ж]. Буквы Ш — Ж. Слоги ШИ — ЖИ»

• Уточнить и сравнить артикуляцию и звучание звуков [ш] и [ж].

• Развивать навыки звукобуквенного анализа.

• Совершенствовать умение составлять словосочетания с предложенными словами.

• Расширять и уточнять словарный запас.

• Развивать фонематическое восприятие звуков [ш] и [ж].

• Развивать зрительное восприятие букв Ш – Ж.

• Развивать слуховое внимание, слуховую память, логическое мышление.

• Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу.

• Повышать мотивацию детей к обучению.

Оборудование: картинки, мяч, схемы слов, фишки, су-джок.

Ход ООД

– Гимнастика для ума

Солнце с неба посылает лучик, лучик, лучик (движения по лбу от середины к вискам)

И им смело разгоняет тучи, тучи, тучи (плавные зигзагообразные движения по лбу)

Лучик нежно согревает щёчки, щёчки, щёчки (потирают щёчки)

Солнышко на носик ставит точки, точки, точки (постукивают пальцем по носу и щёчкам)

Золотят веснушки деток очень нравится им это (спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)

– Сядет тот, кто правильно произнесет слова:

игра «Один – много»

нож — ножи лужа — лужи груша — груши ёж — ежи лыжа — лыжи крыша — крыши уж — ужи кожа — кожи каша — каши

– Какие звуки услышали в словах?

II. Работа по теме ООД

– Выполним гимнастику для языка:

Погулять язык собрался: (открыть рот)

Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся, (провести языкам по губам – «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз – и в ротике исчез. (спрятать язык во рту)

– Рассмотрите картинки. Произнесите слова.

– Картинки с [ш] положите в 1 конверт, с [ж] – во 2 конверт. (Шапка, жук, шмель, жираф, шлем, жилет.)

– Охарактеризуйте звуки [ш] – [ж].

Где же вы ее найдете? Ну конечно же, в болоте!

Зелена, как трава, Говорит: ква, ква, ква! (жаба)

– Составьте схему слова ЖАБА. Охарактеризуйте.

В клевере моя постель – Прожужжал усатый. (шмель)

– Составьте схему слова ШМЕЛЬ. Охарактеризуйте.

1. Нужны человеку и животному чтобы слышать. (уши)

2. Кто ходит в иголках? (ежик)

3. Маленькая, серенькая живет в норке. (мышка)

4. Она вскакивает на лбу, когда сильно ударишься. (шишка)

5. Ее надевают на голову в холодное время года. (шапка)

6. Пятнистое животное с длинной шеей. (жираф)

Хлопья белые летят. (Лёгкий бег на месте.) Холоднее стало, (Приседания.)

Только, зимушка, ребят (Наклоны туловища влево-вправо.)

Ты не испугала. (Прыжки на месте.)

Не боимся мы пороши, любим снег – хлопок в ладоши. Руки в стороны, по швам, хватит снега вам и нам. Мы теперь метатели, бьём по неприятелю! Размахнись рукой – бросок! Прямо в цель летит снежок!

Игра «Тук – тук – тук» (Координация речи с движением)

Тук – тук – тук. Строим дом. (Дети ударяют кулачком о кулачок.)

Дом высокий. Дом с окном. (Поднимают руки вверх, разводят в стороны.)

С острой крышей и трубой. (Соединяют руки над головой, поднимают одну руку вверх.) В доме я живу с тобой. (Показывают на себя и на соседа.)

Игра с мячом «Назови ласково»:

Шапка, жук, шоколад, живот, подушка, нож

– Прочитайте слоги: ША, ШО, ШУ, ШИ – ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ

Игра «Произнеси правильно» ([ж], [ш]):

Ска, напи, пока., но., Ната., е., лы., мы., ды., камы., малы…

– Разделите слова на слоги.

Игра «Четвертый лишний»

• кувшин, кошка, лошадь, жук;

• желудь, чашка, жук, жираф.

Игра «Скажи наоборот»: лучше – хуже шире – уже дальше – ближе выше – ниже потушил – зажег

Конспект занятия в подготовительной группе «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звуко-фонематического ряда» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №89 Приморского района Санкт-Петербурга. Конспект открытого.

Конспект занятия «Цветик-Семицветик. Звуки [с]-[ц]; буквы С-Ц» Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и предложениях; учить дифференцировать буквы с-ц при чтении и на письме; закрепить.

Домашние задания по обучению детей грамоте «Гласные звуки и буквы» Карточка 1. Звук и буква А, а 1. Звук «А» — гласный (он образуется с помощью голоса, его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает.

Конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с ФФН «Звуки [Ч], [Щ] и буквы Ч, Щ» Конспект логопедического занятия с детьми 1 класса (ФФН) на тему: «Звуки и буквы Ч, Щ» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект ОД «Обучение грамоте» в подготовительной группе «Согласные звуки [м, м’], буквы М, м» Ход занятия. 1. Орг. момент. Приветствие. – Придумано кем – то просто и мудро При встрече здороваться – «Доброе утро». Доброе утро! Я рада.

Конспект урока. Обучение грамоте. 1 класс. Тема «Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п» Тема: “Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п”. Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами П, п,.

Конспект занятия «Звуки А У и буквы А, У» Цели: Коррекционно –образовательные: • Учить четко произносить и давать характеристику звукам [а] [у] • Выделять ударные и безударные звуки.

НОД по обучению грамоте: «Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, У, Э, Ы» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: • Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [у], [э]. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки и буквы» ЗВУКИ И БУКВЫ. Цели: Познакомить: – с понятием звуки и буквы; – дать понятие гласный звук, согласный звук; – с обозначением звуков на письме.

Подгрупповое занятие в старшей группе «Звуки [а]-[у] и Буквы А, У» Организация непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме звуки а, у. Буквы А,У. Автор конспекта непрерывной.

Дифференциация звуков и букв Ж – Ш

Описание разработки

Цели:

Коррекционные: уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [ш] – [ж], установить различия по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции, учить дифференцировать звуки и буквы [ж] – [ш] по звонкости-глухости изолированно, в слогах и словах;

Развивающие: развивать фонематические процессы (слух, восприятие, представление), уточнять и обогащать словарь, развивать навыки образования существительных при помощи суффиксов – ОНОК -, -ЁНОК -; развивать звуковой анализ.

Воспитательные: формировать положительную мотивацию к учению.

Оборудование: плакат парные согласные звуки, символы твердости, звонкости – глухости, предметные картинки, «загадочная таблица», схемы анализа артикуляции звуков Ж, Ш, карточки с заданием по количеству учеников.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок, Начинается урок.

А девиз у нас каков? (Больше дела, меньше слов).

Пожелайте друг другу успехов на занятии.

Игра – пожелание «Удачи тебе!»

Учащиеся поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

-Желаю (соприкасаются большими пальцами)

– во всём (безымянными)

-и везде (мизинцами)

-Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями)

2. Введение в тему. Повторение.

Парные согласные в гости к нам пришли

Чётко их по парам ты произнеси: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж- ш, з-с.

Ладошку к горлу подставляй,

Глухой и звонкий различай.

-Приложите ладонь к горлышку и произнесите сначала согласные звуки, у которых есть голос, потом согласные без голоса.

3. Объявление темы.

На доске: Зс, Бп, Вф, Гк, Дт

-Какая здесь закономерность? (Буквы, которые обозначают парные согласные).

-Какой пары не хватает? (Ж-Ш)

-Сегодня на занятии мы будем учится различать звуки и буквы [Ж]- [Ш] среди звуков, в слогах и словах.

Кто будет выполнять задания верно, красиво и правильно писать в тетради, то в конце урока получит наклейку-оценку в тетрадь (отлично, хорошо, старайся).

Откройте тетради, запишите число, и тему: Различай Ж – Ш.

4. Сравнение звуков по артикуляции и по характеристикам.

Ребята, давайте сравним произношение звуков [Ж] и [Ш]. Произнесите эти звуки. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково).

В каком положении находятся зубы? (Зубы сближены, но не соприкасаются).

Где находится кончик языка? (Кончик широкого языка поднят вверх, язык принимает форму «чашечки»).

Какая воздушная струя? (Тёплая).

Положите руку на горлышко, дрожит ли горлышко при произнесении звука [Ж]? (Дрожит).

С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).

А теперь произнесите звук [Ш] и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении этого звука? (Не дрожит).

Звук [Ж] произносится с голосом, он звонкий. А звук [Ш] произносится без голоса, он глухой.

Вывод (по схемам артикуляции): два звука, одинаковые по артикуляции, но отличающиеся наличием или отсутствием голоса называются парными.

Дайте характеристику звуку [ш].

Дайте характеристику звуку [ж].

Что общего у этих звуков? (Оба они согласные, всегда твёрдые, одинаковые по артикуляции)

Чем отличаются? (Звук [ш] – глухой, а звук [ж] – звонкий).

5. Связь звука с буквой.

-Какими буквами обозначаются звуки на письме? (Ша, ЖЕ)

На что они похожи?

Весь материал – в документе.

Содержимое разработки

Конспект фронтального группового логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв Ж – Ш»

Коррекционные: уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [ш] – [ж], установить различия по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции, учить дифференцировать звуки и буквы [ж] – [ш] по звонкости-глухости изолированно, в слогах и словах;

Развивающие: развивать фонематические процессы (слух, восприятие, представление), уточнять и обогащать словарь, развивать навыки образования существительных при помощи суффиксов – ОНОК -, -ЁНОК -; развивать звуковой анализ.

Воспитательные: формировать положительную мотивацию к учению.

Оборудование: плакат парные согласные звуки, символы твердости, звонкости – глухости, предметные картинки, «загадочная таблица», схемы анализа артикуляции звуков Ж, Ш, карточки с заданием по количеству учеников.

Долгожданный дан звонок, Начинается урок.

А девиз у нас каков? (Больше дела, меньше слов).

Пожелайте друг другу успехов на занятии.

Игра – пожелание «Удачи тебе!»

Учащиеся поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

-Желаю (соприкасаются большими пальцами)

– во всём (безымянными)

-и везде (мизинцами)

-Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями)

2. Введение в тему. Повторение.

Парные согласные в гости к нам пришли

Чётко их по парам ты произнеси: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж- ш, з-с.

Ладошку к горлу подставляй,

Глухой и звонкий различай.

-Приложите ладонь к горлышку и произнесите сначала согласные звуки, у которых есть голос, потом согласные без голоса.

3. Объявление темы.

На доске: Зс, Бп, Вф, Гк, Дт

-Какая здесь закономерность? (Буквы, которые обозначают парные согласные).

-Какой пары не хватает? (Ж-Ш)

-Сегодня на занятии мы будем учится различать звуки и буквы [Ж]- [Ш] среди звуков, в слогах и словах.

Кто будет выполнять задания верно, красиво и правильно писать в тетради, то в конце урока получит наклейку-оценку в тетрадь (отлично, хорошо, старайся).

Откройте тетради, запишите число, и тему: Различай Ж – Ш.

4. Сравнение звуков по артикуляции и по характеристикам.

Ребята, давайте сравним произношение звуков [Ж] и [Ш]. Произнесите эти звуки. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково).

В каком положении находятся зубы? (Зубы сближены, но не соприкасаются).

Где находится кончик языка? (Кончик широкого языка поднят вверх, язык принимает форму «чашечки»).

Какая воздушная струя? (Тёплая).

Положите руку на горлышко, дрожит ли горлышко при произнесении звука [Ж]? (Дрожит).

С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).

А теперь произнесите звук [Ш] и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении этого звука? (Не дрожит).

Звук [Ж] произносится с голосом, он звонкий. А звук [Ш] произносится без голоса, он глухой.

Вывод (по схемам артикуляции): два звука, одинаковые по артикуляции, но отличающиеся наличием или отсутствием голоса называются парными.

Дайте характеристику звуку [ш].

Дайте характеристику звуку [ж].

Что общего у этих звуков? (Оба они согласные, всегда твёрдые, одинаковые по артикуляции)

Чем отличаются? (Звук [ш] – глухой, а звук [ж] – звонкий).

5. Связь звука с буквой.

-Какими буквами обозначаются звуки на письме? (Ша, ЖЕ)

На что они похожи?

6. Развитие фонематических процессов.

Послушайте звуки, слоги и слова, поднимите карточки, если услышите звуки [Ш] или [Ж].

Звуки: ж, н, г, ш, щ, л, т, ж, ш, ф, з, с.

Слоги: жо, то, зы, жа, ша, жа, ща, жи, ши, уж, иш, еж.

В словах: шапка, жук, щенок, школа, кошка, жаба, карандаш, усы.

Придумайте слово на звук [Ш].

Придумайте слова на звук [Ж].

Звуковой диктант, записываем слова в тетрадь : шуба, кошка, жук, школа, лыжи, карандаш.

8. Динамическая пауза.

9. Знакомство с героями занятия.

-Отгадайте имена героев занятия по предложенным слогам: – ЖО -, -ШО – и описанию. Первый гость – косолапый, бурый, неуклюжий, питается грибами, ягодами, особенно любит полакомиться мёдом. Второй – маленький, серенький, любит сыр… (Медвежонок, мышонок).

-Медвежонок и мышонок нарисовали для вас дорожки из звуков [Ш] и [Ж]. Пройдите по ней. Произнесите эти звуки, включая и выключая голос. Молодцы!

– Медвежонок и мышонок много времени проводили вместе. Однажды, гуляя в лесу, друзья наткнулись на загадочную табличку. Друзья долго пытались разобраться, что на ней написано, но так и не смогли ничего прочитать. Они принесли табличку нам. Прочитайте запись на табличке и объясните свой ответ. (Замените символы буквами Ж и Ш). Прочитайте и запишите слова

Дифференциация [ж] – [ш] в словах. Развитие навыка образования существительных при помощи суффиксов –ОНОК-, -ЕНОК-.

-Медвежонок и мышонок благодарят вас за помощь. Они приглашают вас на день рождения. У них много знакомых детёнышей животных и птиц. Но гостей всегда собирается так много, что в этом году друзья решили поступить так: если в названии птенца или детёныша животного есть звук [ш], то он идёт к медвежонку. А если в его названии звук [ш] – к мышонку.

Проводите каждого малыша в «свой» домик (домики закреплены на доске.

Картинки: жеребёнок, кукушонок, мышонок, ужонок, верблюжонок, медвежонок, лягушонок.

Образец ответа: Это жеребёнок. В слове звук [ж] стоит в начале слова. Звук [ж] звонкий. Значит, он идёт на день рождение к медвежонку.

10. Работа с паронимами. Сравнение слов по плану.

Прочитайте слова. Сходство. Различие.

Одинаковые буквы. (Назвать их). Разные буквы (прочитать их, указать среди них звонкие и глухие согласные).

Значение слова (Объяснить).

Лужа – 1)углубление со скопившейся водой (После дождя на улице лужи); «) пролитая на поверхность жидкость (Лужа на столе); 3) сесть в лужу (прост.) – оказаться в глупом положении.

Луша – женское имя.

Задание: Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

После дождя большая…

11. Самостоятельная работа (по карточкам). Проверка.

Вставьте пропущенную букву. Запишите слова в два столбика.

Слова: …орты, …уба, …илет, …еребёнок, мы…онок, …ук.

12. Итог занятия.

-Какие звуки мы сравнивали на занятии?

-Чем они похожи и чем отличаются?

Что особенно запомнилось на занятии?

Выставление оценок-наклеек за работу на занятии (на поля в тетрадь).

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в слогах, словах, словосочетаниях»

Занятие может быть полезно при коррекции акустической дисграфии.

Цель: научить детей дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж при написании слогов, слов, словосочетаний.

Задачи:

1)Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [ш] и [ж].

2)Развитие навыков звукобуквенного анализа.

3)Повторение правила правописания жи – ши.

4)Совершенствование умения составлять словосочетания с предложенными словами.

5)Расширение и уточнение словарного запаса.

1)Развитие фонематического восприятия звуков [ш] и [ж].

2)Развитие зрительного восприятия букв Ш-Ж.

3)Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления.

1)Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу.

2)Повышать мотивацию детей к обучению.

Формируемые универсальные учебные действия:

1)Нахождение ошибок, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

2)Доведение начатого до конца.

a.Выделять и формулировать познавательную цель.

b.Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

a.Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать свою точку зрения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в слогах, словах, словосочетаниях»»

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в слогах, словах, словосочетаниях»

Цель: научить детей дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж при написании слогов, слов, словосочетаний.

Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [ш] и [ж].

Развитие навыков звукобуквенного анализа.

Повторение правила правописания жи – ши.

Совершенствование умения составлять словосочетания с предложенными словами.

Расширение и уточнение словарного запаса.

Развитие фонематического восприятия звуков [ш] и [ж].

Развитие зрительного восприятия букв Ш-Ж..

Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления.

Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу.

Повышать мотивацию детей к обучению.

Формируемые универсальные учебные действия:

Нахождение ошибок, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

Доведение начатого до конца.

Выделять и формулировать познавательную цель.

Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: карточки с описанием героев занятия на каждого ребёнка; картинка лягушонка и ёжика (или игрушки); символьное изображение согласных, гласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных; лесенки для рефлексии детей; раскраски с рисунком ёжика и лягушонка.

Логопед: Сядет тот, кто назовёт первый звук в слове: сом, зонт, сено, зебра.

Формулирование цели занятия.

Логопед: Ребята, прочитайте описание героев нашего занятия и отгадайте кто они:

Первый герой – колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы. (ёжик)

Второй – зелёный, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух. (лягушонок)

Когда дети отгадают героев, логопед показывает картинки ёжика и лягушонка или игрушки.

Развитие зрительного восприятия букв Ж-Ш

Логопед: Ёжик и лягушонок подготовили для вас задание. Скажите, элементы какой буквы написал ёжик, а какой лягушонок? (логопед вывешивает на доску изображение элементов букв Ж и Ш)

Логопед: Правильно. Скажите, какие буквы мы будем учиться различать сегодня?

Дети: мы будем учиться различать буквы Ш и Ж.

Логопед: Правильно. Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.

Дети: звуки [ш] и [ж].

Логопед: Молодцы. Откройте тетради, запишите число и пропишите буквы Ш и Ж .

Логопед записывает на доске тему занятия «Шш – Жж».

Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «ш» и «ж».

Логопед: Давайте произнесём звук [ш], теперь [ж].

Логопед: Как расположены губы, когда вы произнесли эти звуки?

Дети: в виде круга (бубликом, рупором и т.д.)

Логопед: А в как расположен язык?

Дети: за зубами, чашечкой.

Логопед: Хорошо, раз воздух встречает преграду при произнесении звуков [ш] и [ж], значит, они гласные или согласные?

Логопед: Правильно. Теперь положите ладонь на горлышко и произносите по очереди звуки [ш] и [ж]? При произнесении какого звука горлышко дрожит?

Дети: при произнесении звука [ж].

Логопед: А при произнесении какого звука горлышко не дрожит?

Дети: при произнесении звука [ш].

Логопед: Хорошо, значит, какой из них будет звонким, а какой глухим?

Дети: звук [ж] – звонкий, звук [ш] – глухой.

Логопед: Правильно. Напомните мне, пожалуйста, звуки [ш] и [ж] – твёрдые или мягкие?

Логопед: Замечательно, Егор, выбери из символов вывешенных на доске те, которые подойдут к звукам занятия? (синий домик, синий колокольчик, синие наушники).

Логопед: Ребята, а как вы думаете, почему именно ёжик и лягушонок будут героями занятия?

Дети: Потому что в их названии есть звуки [ш] и [ж].

Дифференциация звуков [ш] – [ж] на слух в слоговых рядах и воспроизведение их по памяти.

Логопед: Молодцы! А сейчас я буду называть вам слоговые ряды, вы должны их внимательно послушать, запомнить и записать слоги через тире. Ёжик и лягушонок будут следить, чтобы вы не подсматривали друг к другу в тетрадь. Готовы?

Логопед называет слоговые ряды:

Ша – жа – жа, жу – шу – жу, ши – ши – жи.

Логопед: Хорошо, скажите, какое орфографическое правило повторяется в последнем слоговом ряду?

Дети: Жи-ши пишу с буквой «и».

Логопед: Скажите, какой гласный звук слышится в слогах «жи» – «ши»?

Логопед: Правильно, а какую гласную пишем?

Логопед: Молодцы, поэтому мы и учим правило, что слоги «жи» – «ши» пишем с гласной [и], да? Ну-ка я посмотрю, все ли правильно написали.

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке. (Ходьба на месте.)

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте и вертикальные движения ладонями перед собой)

А навстречу лягушонок,

Скачет, вытянувши ножки.

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте.)

Под кусток и молчок. (Присесть и поднести указательный палец ко рту)

Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в словах.

А) Развитие навыков звукобуквенного анализа.

Логопед: Очень хорошо. Ёжик с лягушонком любят играть в школу. Они записывают слова со звуками [ш] и [ж] каждый на своей доске. Давайте поиграем вместе с ними и поможем сделать им правильный выбор. Выходите к доске. Я буду называть слова, а вы записывать их или к ёжику на доску или к лягушонку.

Слова: Лыжи, шина, шиповник, жираф, машина, пружина, живот, ширма, жилет, кувшин, пушинка, жизнь.

Логопед: Молодцы, скажите, какое орфографическое правило снова повторяется во всех словах?

Дети: Жи-ши пишу с буквой «и».

Б) Совершенствование умения составлять словосочетания с предложенными словами.

Логопед: Чудесно, а ещё ёжик с лягушонком любят описывать предметы, то есть подбирать к предметам признаки. Тогда у них получаются словосочетания. Хотите попробовать составить словосочетания?

Логопед: Хорошо, садитесь на свои места, выберете себе по 3 слова из написанных на доске, составьте с ними словосочетания и запишите их через запятую в тетрадь.

Дети записывают в тетрадь словосочетания, например: новые лыжи, резиновая шина, душистый шиповник, пятнистый жираф, грузовая машина, железная пружина, большой живот, театральная ширма, папин жилет, разбитый кувшин, лёгкая пушинка, интересная жизнь.

Логопед: давайте прочитаем, какие словосочетания вы составили.

Дети по очереди читают словосочетания.

Подведение итогов занятия:

Логопед: Замечательно, ребята! Итак, какие буквы мы повторили?

Логопед: Правильно. Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.

Дети: звуки [ш] и [ж].

Логопед: Охарактеризуйте звук Ж .

Дети: Звук Ж – согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Охарактеризуйте звук Ш.

Дети: Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: Правильно! Вспомните героев занятия

Дети: ёжик и лягушонок

Логопед: Молодцы! Я вам раздаю картинки с нарисованной лесенкой. Нарисуйте себя на одной из трёх ступенек: Я работал отлично, я работал хорошо, я буду стараться. Сдайте лесенки. Вы сегодня хорошо поработали, хотя и допускали ошибки. Но ёжику и лягушонку понравилось с вами играть и в подарок они дарят вам свои портреты, которые вы сможете раскрасить. Спасибо. Занятие окончено.

Конспект Дифференциация звуков [Ш-Ж]

Конспект интегрированного подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе

Подготовила учитель–логопед Шлянина О. П.

МБДОУ№1 г. Курганинска Краснодарского края

Тема: Дифференциация звуков [Ш -Ж]

Цели: закрепить навык различия звуков [ш–ж] в слогах, словах, фразах; закрепить умение делить слова на слоги; продолжать учить составлять слова из слогов, букв; продолжать работу над деформированной фразой, оставлять схему предложения, выделять предлог; закрепить правило написания жи – ши; развивать фонематический слух, внимание, мышление, мелкую моторику рук; создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта коллективной работы.

Ход занятия

Организационный момент. Эта история произошла в одном сказочном городе, в котором, жили такие дети как и вы. Они все хотели знать, и прилежно учились. Но в соседнем городе жила злая волшебница, и ей не нравилась любознательность этих детей. Разозлилась она, и заколдовала их, забрав имена.

Но оставила такой наказ: «Расколдовать сможет тот, кто приложит много умения и старания, выполнив все задания». За правильное выполнение, вы получите буквы, из которых составите имена детей. А в путь мы отправимся по лестнице.

  1. Введение в тему. Чтобы узнать в кого превратила колдунья детей, мы должны найти разрезные картинки и сложить их. А искать будем с помощью вот этих подсказок. Логопед предлагает детям ориентироваться на схематически изображенный предлог и предмет. Каждый получает карточку – схему.
  2. Сложи картинку. (дети складывают 2 картинки: жаба и кошка)

– какой первый звук в слове жаба? [Ж]

– какой третий звук в слове кошка? [Ш]

(за выполнения задания дети получают букву Ж)

Работа с индивидуальными зеркалами. Перед зеркалами выполняют артикуляцию звука, и дают характеристику.

[Ш] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка. Звук согласный, твердый, глухой.

[Ж] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка, работают голосовые связки. Звук согласный, твердый, звонкий.

Речевая зарядка (логопед задает ритм хлопками)

жа – жа – жа – жа – мы увидели ужа

ша – ша – ша – ша – мама моет малыша

жу – жу – жу – жу – поспешим скорей к ежу

шу – шу – шу – шу – Жанне я письмо пишу

(за выполнение дети получают букву О)

Разложи предметы. Злая колдунья не только заколдовала детей, но и перемешала все предметы. Вам предстоит разобраться в каком слове звук [Ж], а в каком [Ш].

машина, жаба, одежда, флажок, журавли, ножи, жук, шар, шкаф, вишни, мышка, кукушка. (за выполнение получают букву О).

Деление слов на слоги. –каждый ребенок берет карточку, определяет кол – во слогов выполняет шаги, и рисует точки по кол. слогов.

(получают букву А)

Составить слово из слогов.

ма – ши – на, туш – ка – ка, шах – ты – ма, пи – ма – жа, пру – на –жи, ки – жу.

(получают букву М)

Вставь букву в слово. На белую рома_ку сел _ук.

Бабу_ка вя_ет теплый _арф.

Весной из берлоги вы_ел медве_онок.

Ма_а видела в лесу у_ей.

На лу_айке прыгали лягу_ки.

В _кафу висит _илет.

(Вставив букву, читают предложение. Получают букву А)

Деформированная фраза.

Женя мыть уши вода.

В сад мыши жить.

Катя бежать с кошка рыжая.

Маша в жакет шкаф вешать.

В писать Женя школа буквы.

На стол лежать желтая груша.

– составить схему предложения.

На столе лежит желтая груша.

(получают букву Ш)

Кроссворд. Давайте вспомним правописание жи – ши.

1. Нужны человеку и животному чтобы слышать. (уши)

2.Кто ходит в иголках? (ежик)

3.Маленькая, серенькая, живет в норке. (мышка)

4.Она вскакивает на лбу, когда сильно ударишься. (шишка)

5.Ее одевают на голову, в холодное время года. (шапка)

6.Пятнистое животное с длинной шеей. (жираф)

(получают букву А)

Итог занятия. (Дети составляют из букв имена Жора, Маша, логопед показывает картинки детей). Вот и закончилось путешествие по лесенки – знаний, вы помогли разрушить колдовские чары, и спасли Жору и Машу.

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Читайте также:  Картотека логопеда ‘Учимся говорить’ (второй период обучения)
Ссылка на основную публикацию