Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [C] в слогах и словах”
Цель урока: автоматизация произношения звука [C]
Задачи урока:
Зашумленный рисунок с изображением осы, зеркало, разрезая картинка, мяч, бумажные модели ос, игрушка Звукознайка, картинки по правилам поведения в кабинете логопеда, шарик Су-джок.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Л.: Здравствуй, ты помнишь, кто здесь тебя ждет.
Л.: Правильно Звукознайка поздороваемся с ним.
Скажем “здравствуйте” руками,
Скажем “здравствуйте” глазами,
Скажем “здравствуйте” мы ртом.
Ребенок и Звукознайка здороваются друг с другом.
Л.: Звукознайка очень скучал, и многое хочет тебе рассказать и показать.
Л.: Но для начала давай вспомним наши правила, что это за знаки у нас на стене и что они обозначают.
Знаки логопедического кабинета: 1. Не бери руки в рот
2. Слушай внимательно логопеда
Л.: Молодец в гостях у Звукознайки нельзя брать руки в рот, а так же надо внимательно слушать.
У Звукознайки сегодня гостья, а кто это попробуй угадать.
Внимательно посмотри на картинку и послушай загадку.
Звукознайка ел варенье
Да как выпучит глаза
к нему в гости прилетела
полосатая ….
Кто же в гостях у Звукознайки?
Л.: Правильно это полосатая оса.
Какой звук мы слышим в середине слова оса.
Л.: Вот зеркало оно поможет нам изобразить, как же встретился Звукознайка с осой:
Л.: – Звукознайка ел варенье
– Да как выпучил глаза
Теперь изобразим удивление
– К нему в гости прилетела полосатая оса.
Покажем как Звукознайка обрадовался гостье.
Л.: Молодец у тебя отлично получилось.
2. Артикуляционная гимнастика
Л.: А теперь давай покажем Звукознайке и его гостье, что умеет делать наш язычок.
- “Качели”.
Улыбнуться.
Открыть рот.
На счет 1 – кончик языка за верхние зубы.
На счет 2 – кончик языка за нижние зубы.
- “Горка”.
Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.
- “Почистим зубы”.
“Почистить” кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.
- “Катушка”.
Кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперед и убирать вглубь рта.
- “Заборчик”.
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
3. Упражнение на формирование правильной воздушной струи.
“Поможем пчелки взлететь”.
Над столом подвешены “бумажные пчелки” плавно подуем на них. Следить, чтоб ребенок, выполняя упражнение не надувал щеки.
4. Работа со слогами.
Л.: Хорошо полетала полосатая оса, и пока она отдыхает, мы поиграем в интересную игру “Мячик”.
Л.: Мяч бросай и слог повторяй.
Логопед говорит слог, ребенок ответно повторят услышанный слог.
са – со – су – сы | ас – ос – ус – ыс |
ста – сто – сту – сты | аст – ост – уст – ыст |
сто – сту – сты – ста | ост – уст – ыст – аст |
сту – сты – ста – сто | уст – ыст – аст – ост |
сты – ста – сто – сту | ыст – аст – ост – уст |
5. Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика с применением су-джок терапии.
Л.: Молодец, ну а теперь пришло время поиграть с нашими волшебными колечками и шариками.
Прилетела к нам вчера Полосатая оса | Проговаривая слова, прокатываем колечко, по каждому пальчику начиная с большого |
А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, | |
Два жука и стрекоза | |
Как фонарики глаза | |
Пожужжали, полетали, | |
От усталости упали. | опустить руки на стол |
6. Работа с разрезными картинками.
Л.: Оса несла в подарок Звукознайке картинку, но нечаянно порвала, помоги собрать ее.
Л.: Ты отлично справился и с этим заданием, молодец.
7. Разучивание чистоговорки – перечислялки.
Л.: А еще Звукознайка приготовил нам интересные чистоговорки. Давай вместе проговорим их, внимательно следи за звуком [С], он должен звучать четко и красиво.
Са-са-са, са-са-са —
Побросали пояса.
Са-са-са, са-са-са —
Искусала пса оса.
Са-са-са, са-са-са —
Набросал косарь овса.
Са-са-са, са-са-са —
Записали адреса.
Са-са-са, са-са-са —
У Оксаны колбаса.
8. Фонематическое восприятие.
Игра “ Поймай звук”.
Л.: Я буду говорить слова, а ты как услышишь звук [С] хлопни.
Бас, стул, конь, квас, стадо, оса, книга.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Пришло время прощаться со Звукознайкой ему очень понравилось играть с тобой. Вспомни, кто сегодня приходил в гости к Звукознайке?
Что принесла с собой оса? С каким звуком мы играли?
Молодец, Звукознайка будет ждать тебя в гости.
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях»
Конспект подгруппового логопедического занятия для дошкольников подготовительной группы
«Автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях». Лексическая тема “Осень”
Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях»»
Малолеткова Марина Владимировна
Конспект подгруппового логопедического занятия
для дошкольников подготовительной группы
«Автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях»
Цель: Закрепить произношение звука [С] в слогах, словах и предложениях.
Коррекционно-обучающие:
– уточнить артикуляцию и характеристику звука [С];
– формировать навыки согласования числительного с существительным; прилагательного с существительным в мужском, женском и среднем роде;
– формировать навыки согласования слов в предложении;
– закрепить представления по лексической теме «Осень».
Коррекционно-развивающие:
– развивать целостное восприятие, слухо-речевую память, внимание, фонематический слух;
– развивать грамматический строй речи, навыки словоизменения;
– развивать зрительно-пространственные представления;
– развивать общую моторику, координацию движений;
– развивать дыхание, высоту и силу голоса, мимику.
Коррекционно-воспитательные:
– способствовать формированию положительных эмоций;
– содействовать формированию самооценки;
– умение контролировать собственную речь.
Оборудование: карточки для артикуляционной гимнастикой, индивидуальные зеркала, дидактическое пособие для дыхательной гимнастики, разрезные картинки, магнитные буквы и цифры, цифровая схема, дидактическое пособие к игре «Послушай, выложи, проверь!», мяч, предметные картинки, раскраски.
Ход занятия
1. Организационный этап.
1) Психологический настрой.
– Здравствуйте, ребята. При помочи мяча выскажем пожелания друг другу на сегодняшний день. (Дети по очереди говорят пожелания.)
-Я желаю вам удачного дня, пусть все у вас сегодня получиться.
2) Создание мотивационного поля.
– Ребята, посмотрите на картинку. Как вы считаете, какое время года на ней изображено? Почему вы так решили? Чего не хватает на картинке? (Красок)
– А краски, каких цветов нужны, чтобы осень стала красивой.
– Предлагаю, вам сегодня вернуть краски осени. Чтобы вернуть краски осени, вам придётся потрудиться. Вы должны будете говорить так правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Готовы?
2. Основная часть
-Ребята, посмотрите, какую первую краску вы можете вернуть осени. Желтую. Что осенью желтого цвета? Нужна ли осени желтая краска?
– Чтобы вернуть желтую краску вам, нужно сделать артикуляционную гимнастику и дыхательную.
1) Артикуляционная гимнастика.
«Заборчик», «Горка», «Почистим нижние зубки», «Крокодил»
(Дети выполняют артикуляционную гимнастику, используя индивидуальные зеркала.)
2) Дыхательная гимнастика.
– Будем дуть как осенний ветер, а ветер осенний какой?
– Подуйте на листочки плавно, так, чтобы они слетели с грибка.
– Подуйте так, чтобы листочки закружились.
(Дети дуют на листик плавно и длительно.)
– Как вы считаете, с заданием справились? Оцените себя. Денис, у тебя были трудности? А у тебя Максим?
– Возьмите по желтой краске.
3) Сообщение темы и цели занятия.
– Какую следующую краску будем возвращать осени? Красную. Что осенью бывает красного цвета? Нужна ли осени красная краска?
– Чтобы вернуть красную краску, вам надо внимательно меня слушать, подумать, а потом отвечать.
– Послушайте внимательно слова и определите, какой одинаковый звук встречается во всех словах: лес, сапоги, лист, сосны.
– Правильно, это звук [С]. Тема нашего занятия: звук [С]. Сегодня вы будете определять звук [С] на слух, а также учиться произносить звук [С], в слогах, словах и предложениях.
4) Характеристика звука [С].
– Скажите, в каком положении должны быть губы, зубы, язык, чтобы правильно произнести звук [С]. Возьмите зеркала, произнесите звук [С]. Воздушная струя тёплая или холодная при произношении звука [С]?
– Звук [С] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?
(Дети дают характеристику звуку [С] с опорой на схему и тактильным ощущениям).
– Подведём итог. Максим, как ты считаешь, у тебя все получилось, а у тебя Денис? Вернём осени красную краску.
5) Развитие фонематического слуха
– Какого цвета будет следующая краска? Оранжевая. Что осенью будет оранжевого цвета? Нужна ли осени оранжевая краска?
– Чтобы вернуть оранжевую краску, вы должны быть очень внимательными. Вам нужно услышать звук [С] в слогах и словах.
Игра «Хлопай, не зевай»
– Как только услышите звук [С] в слоге, хлопните в ладоши.
Са, мы, со, зу, на, сы, ру, до, сэ, ус, ыб, ас, ус, ос.
Игра «Послушай, выложи, проверь!»
– Я буду произносить слова, а вы, как только услышите в слове звук [С]
заполните игровое поле картинкой (насос, самолет).
Слова: сундук, таблетка, коляска, лес, тетрадь, пол, лиса, компас, работа.
– Как справились с заданием, оцените себя. Получите оранжевую краску.
6) Автоматизация звука [С] в открытых и закрытых слогах.
– Какую краску будем возвращать? Коричневую. Что осенью будет коричневого цвета? Нужна коричневая краска?
– Вам придется потрудиться и правильно произнести слоги со звуком [С]
– По цифровой схеме повторите заданное количество раз слоги:
2-1 СЭСЭ-СЭ 1-2 СЭ-СЭСЭ
2-2 СОСО-СОСО 2-2 СОСО-СОСО
3-1 СУСУСУ-СУ 1-3 СУ-СУСУСУ
2-3 СЫСЫ-СЫСЫСЫ 3-2 СЫСЫСЫ-СЫСЫ
1-2 СА-САСА 2-1 САСА-СА
– Прочитать слоги. Максим выделяет слог ЫС, а Денис слог ОС.
А
О
У С
Ы
(Дети читают слоги и выделяют при помощи силы голоса заданный слог)
– Как справились с заданием, оцените себя. Возвращаем коричневую краску.
Физминутка Игра «Рисуем осень»
– Большую часть красок вернули. Давайте, нарисуем признаки осени руками.
Мы рисуем серое, хмурое небо.
(Поднять руки вверх, кистями рук «раскрашивают» небо вправо-влево.)
Мы рисуем большие холодные лужи.
(Наклоняются и свободно двигающимися руками внизу «рисуют круги».)
Мы рисуем мелкий моросящий дождик.
(Хаотично двигают пальцами, опуская руки сверху вниз, до самого пола.)
Развитие мимических мышц.
– Осенью погода в течение дня может меняться. Представьте, что набежала хмурая серая туча, и закапал дождик, покажите, как люди огорчаются, ёжатся от холода и ветра. Покажите, как люди радуются, когда снова выглянуло солнышко, стало теплее.
(Дети выполняют задание при помощи мимики и символических движений.)
7) Автоматизация звука [С] в словах.
– Какого цвета будет следующая краска? Серая. Что осенью будет серого цвета? Нужна осени серая краска?
– Чтобы вернуть осени серую краску, нужно правильно и четко произносить слова со звуком [С].
Игра «Один – Много» с мячом.
– Поиграем в игру «Один-много», я говорю один предмет вы много и наоборот.
Нос-носы, автобус-автобусы, поднос-подносы, ананас-ананасы, лисы-лиса, кокосы-кокос.
– Составьте словосочетания со словами носок, самолёт, собака, оса по образцу.
Образец: одна сайка, две сайки, пять саек, девять саек.
– Как справились с заданием, оцените себя. Как вы считаете, вы правильно и четко произносили слова? Получите серую краску.
8) Автоматизация звука [С] в предложениях.
– Какого цвета будет следующая краска? Зелёная. Нужна ли осени зеленая краска?
– Чтобы вернуть зелёную краску, нужно правильно и четко произносить слова со звуком [С] в предложениях. Только предложения будут заколдованные, вам нужно их расколдовать.
Сапоги надели Саню.
Бусы носят Соню.
Сосна сидит на сове.
Астры посадили садовника.
Кусок мяса кусает собаку.
На посуду поставили стол.
– Как справились с заданием, оцените себя, все предложения расколдовали; были трудности или все получилось с первого раза?
– Получите зеленую краску.
3. Рефлексия.
– Все краски осени вернули. Молодцы, ребята!
– Вам бы хотелось увидеть осень красивую, красочную? Тогда переверните карточки с красками, соберите картинку. Одинаковые картинки у вас получились? Найдите различия.
– Какой звук сегодня учились произносить?
– Какое задание понравилось больше всего?
– Какие были трудности?
4. Домашнее задание.
– Осень приготовила для вас раскраски, какими цветами раскрасите осень дома?
Конспект индивидуального занятия “Автоматизация звука [С] в слогах и словах”
план-конспект занятия по логопедии на тему
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С]
Цель: автоматизация звука [С]
Задачи:
Коррекционно – обучающие: автоматизировать звук [С] в слогах и словах; упражнять в выделении звука из слов.
Коррекционно – развивающие: развивать подвижность артикуляционного аппарата; продолжить формировать фонематический слух и восприятие; развивать память, мышление, внимание; развивать тонкую моторику.
Коррекционно – воспитательные: формировать положительную мотивацию, желание правильно произносить звук [С]; воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: зеркало, картинный материал, картинка в виде бабочки, рисунок по точкам «Собака», раскраска «Бабочка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizacia_zvuka_s.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Автоматизация звука [С]
в слогах и словах»
г. Саратов, 2015 г.
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С]
Цель: автоматизация звука [С]
Коррекционно – обучающие: автоматизировать звук [С] в слогах и словах; упражнять в выделении звука из слов.
Коррекционно – развивающие: развивать подвижность артикуляционного аппарата; продолжить формировать фонематический слух и восприятие; развивать память, мышление, внимание; развивать тонкую моторику.
Коррекционно – воспитательные: формировать положительную мотивацию, желание правильно произносить звук [С]; воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: зеркало, картинный материал, картинка в виде бабочки, рисунок по точкам «Собака», раскраска «Бабочка» .
1. Организационный момент.
Логопед: К нам в гости прилетела бабочка. Давай покажем бабочке как наш язычок умеет заниматься и какие упражнения знает.
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Свои зубки покажи и заборчиком держи.
Упражнение «Заборчик». Упражнение «Трубочка».
Чередование «Заборчик-Трубочка». Упражнение «Качели».
Упражнение «Лопатка». Упражнение «Киска сердится».
Упражнение «Часики». Упражнение «Чистим зубки».
Упражнение «Посчитаем зубки». Упражнение «Хрустим язычком».
3. Воздушная струя.
Логопед: Пока мы делали упражнения, бабочка сидела на цветочке. Давай поможем ей взлететь.
4. Изолированное произнесение звука [с].
Логопед: Чтобы летать, бабочке нужен ветерок. Покажи как дует ветерок.
Ребенок: (произносит длительно) С-с-с-с-с-с-с-с-с
5. Автоматизация в слогах
Логопед: Пока наша бабочка летала, совсем забыла все слова, которые знала. Давай ей поможем их вспомнить. Я буду говорить начало слова, а ты будешь добавлять окончание.
Логопед: Ли…Ко… О… Ве… Ча… Бу… У… Абрик… Какт… Глоб… Подн… Автоб…
Ребенок: са…са… са…сы… сы… сы… сы… ос… ус… ус…ос…ус
6. Д/и «Поймай звук»
Логопед: я буду произносить звуки (слоги, слова). Как только услышишь звук [c], поймай его – хлопни в ладоши».
ряд звуков: [ с , ш, р, с , т, м, с , л, с , …],
Ряд слогов: ла, са , ры, вы, сы , мо, со , ру, …
Ряд простых слов: с ок, дом, с анки, с умка, кот, и т.д.
7. Автоматизация в словах.
Логопед: Бабочка принесла нам картинки. Давай посмотрим и назовем что это:
Ребенок: Сани, сапоги, сундук, сумка, собака.
Логопед: А теперь назови каждое слово ласково.
Ребенок: Саночки, сапожки, сундучок, сумочка, собачка.
Утром бабочка проснулась (тянем ручки вверх)
Улыбнулась, потянулась (улыбаемся друг другу)
Раз – росой она умылась (показываем как она умывается)
Два – изящно покружилась (делаем круг вокруг своей оси)
Три – нагнулась и присела (нагибаемся и присядем)
На четыре – улетела (машем ручками, показывая как бабочка летит).
7. Мелкая моторика.
Логопед: Бабочка принесла тебе задание. Обведи по точкам и назови кто это. Ребенок: Собака.
Логопед: бабочка хочет знать слова со звуком [С] ты научился произносить на занятии. Давай вспомним.
Вручается картинка бабочки и предлагается дома раскрасить ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]. В конспекте кроме речевого материала для закрепления звука в речи, отражены задания для развития мелкой моторики рук.
В данном занятии показаны способы автоматизации звука Л закрытых в слогах, даны упражнения на развитие мелкой и общей моторики, грамматических категорий.
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с Жарковым Ильейна тему:« Звук Ш в слогах, в словах».
конспект индивидуального занятия для детей с общим недоразвитием речи.
Конспект подгруппового занятия.Тема: «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах».
Предлагаю Вашему вниманию Конспект индивидуального занятия по постановке звука “Ш”на тему:« Звук Ш в слогах, в словах».
Конспект занятия для работы с детьми с фонетическим недоразвитием речи в старшей группе.
Конспект коррекционно – развивающего занятия «Автоматизация звука С в словах и предложениях»
Автоматизация звука [С].
Автор: Изгагина Наталья Михайловна, учитель – логопед
Место работы: Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Капелька»
Конспект коррекционно – логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слове и предложении».
Цель: закрепить нормированное произношение звука [С] в словах и предложениях.
Образовательные:
уточнение артикуляционного профиля звука [С];
закрепить навык правильного произношения свистящего звука [С] на материале слов и предложений;
Уметь давать описательную характеристику звука [С];
Уметь определять место звука [С] в слове;
Образование существительных уменьшительно –ласкательной формы;
Проводить анализ мнемосхем, уметь составлять предложения по ним.
Развивающие:
Развить сильный, целенаправленный, речевой выдох;
Развить артикуляционную моторику;
Развить навыки звукового анализа;
Развить умение отвечать полным ответом на вопросы;
развить понимание логико – грамматических конструкций;
развить внимание, мышление, воображение и память.
Воспитательные:
Воспитать положительный интерес, эмоционально благоприятный настрой к логопедическим занятиям.
Образовательная область: речевое развитие.
Тип занятия: закрепление.
Форма проведения: индивидуальная.
Возрастная группа: 5-6 лет.
Оборудование: предметные картинки, карточки для проведения артикуляционной гимнастики, логопедическая мягкая игрушка – лягушка, карточки артикуляционной гимнастики, схема – характеристики звука, звуковая решётка, дорожка слов, фигурка собаки Сони, мнемодорожки, значок сыщика.
Ход занятия
1.Организационный момент
– Здравствуй Никита, давай настроимся, зарядимся теплой энергией нашего солнышка.
Ручки тянем, ручки греем,
Заряжаем теплой лаской,
Доброй сказочной улыбкой и конечно красотой .
Глазки смотрят – не моргают,
Ушки наши замирают.
Будем слушать, не зевать,
На вопросы отвечать.
Логопед:– Посмотри на картинку кого ты видишь?
Ребёнок:– Я вижу на картинке девочку.
Логопед: -Девочку зовут Света. Что делает Света?
Ребёнок: -Света плачет?
Логопед: -Никита как ты думаешь, почему плачет Света?
Ребёнок: -Девочка Света расстроена.
Логопед: -Молодец Никита, ты очень внимательный, Света плачет, потому что у нее пропала собака Соня и девочка не может найти свою любимицу.
-Давай поможем Свете, сегодня мы превратимся в сыщиков и отыщем собаку.
– Кто такие сыщики?
Ребёнок: -Сыщик это человек, который что то или кого то ищет. Это его работа.
Логопед: -Отправимся по следу, а в дороге потренируемся произносить наш звук [С].
Дыхательная гимнастика
Вдох носом , выдох через рот (губы трубочкой). Дуем на дорожку, чтобы сдуть пыль и найти собачьи следы.
-Мы смогли найти первые следы, теперь пойдем прямо по дорожке и посмотрим куда она нас выведет.
Артикуляционная гимнастика
-Посмотри на дорожке лужа а в луже сидит лягушка “прожорливое брюшко”, спросим её не пробегала ли тут Соня.
-Лягушка сказала ,что покажет нам дорогу, если мы научим её делать артикуляционную гимнастику.
-Рада лягушка, что её язык станет сильным и ловким, теперь она сможет поймать много комаров, а комары любимое лакомство -лягушек.
Выполнение артикуляционных упражнений «Улыбка» ,«Печем блинчики», «Лопата» «Иголка», «Качели», «Чистим нижние зубки», «Горка», «Дуем с горки»
Характеристика звука [С] (составление схемы и её анализ)
-Никита ты хочешь показать лягушке, как красиво умеешь свистеть.
-Что делают наши органы артикуляции когда мы произносим звук [С]?
Ребёнок:- Губки улыбаются, зубки приоткрыли дверь – между ними небольшое расстояние;
язык прячется за нижние зубки и превращается в «горку»;
воздушная струя плавная , длинная, холодная как снежинка;
звук [С] живет в букве С.
Логопед:-Какой характер у этого звука?
Ребёнок: -Когда мы свистим, звук преодолевает преграду – язычок и зубки, значит звук согласный;
горлышко молчит, у звука [С] нет звоночка, звук глухой;
голосок строгий , звук твердый как кубик.
Логопед: -Молодец, Никита, научил лягушку тренировать язык, а она нам, дала подсказку – Соня отправилась ловить бабочку.
– А тебе хочется увидеть маленькую, яркую бабочку?
Развитие фонематических процессов
Логопед: А вот и бабочка, но поймать её не легко, мы должны определить место звука [С] в словах, тогда узнаем куда побежала Соня дальше.
Работа со звуковой решёткой
Слова для анализа – солнце, куст, мост, нос, лиса, лист, свет.
Логопед: -Бабочка рассказала, что Соня хотела сходить в гости к звукарикам, пойдём и мы к ним.
-Звукарики просят поиграть с ними в игру «Секретики», нам нужно зашифровать слова , с помощью звукариков.
Звуковой анализ слов – Соня, собака, Света.
Ребенок:[С] – согласный, глухой, твердый;
[Нꞌ] – согласный , звонкий, мягкий;
Разбор остальных слов, выполняется аналогично.
Логопед: –Умница, Никита, справился с заданием. Мы смогли узнать что собачка из гостей побежала на цветочную поляну, ей захотелось спрятать косточку, которой угостили её звукарики.
Вот какая красивая поляна!
Игра «Потеряшки»
-На поляне чьи то следы, пойдем по ним? Ой смотри ,чего тут только нет, давай пофантазируем, кто мог тут оставить эти вещи. Может большие следы – это следы великанов, а маленькие – гномов.
«Гномики и великаны» (на внимание).
Логопед показывает , как можно изобразить гнома и великана (гном – присесть, великан – поднять руки вверх).
Затем, акцентирует внимание на том, чтобы ребёнок внимательно слушал команду и выполнял упражнение по голосовой команде педагога, а не по его движению (игра проводится 5-7 раз).
Может все эти вещи потерял великан или гном, как думаешь ты?
– Какие вещи потерял гном , какие великан?
Великан оставил самокат, гномик самокатик
Великан оставил сумку , гномик сумочку
Великан оставил сома, гномик сомика
Слова для проговаривания – (самокат, сумка, сом, сахар, косынка, пояс, кокос, ананас, абрикос).
Развитие навыка отвечать на вопросы полным ответом
– Посмотри а вот и Соня, она спряталась на нашей чудесной поляне в кустах.
– Никита, ты рад что мы её нашли?
Логопед:- Где собака Соня ?
Ребёнок: -Вот собака Соня.
Логопед: -Где спряталась собака Соня?
Ребёнок: -Собака Соня спряталась в кустах.
Логопед: -Что спрятала Соня в кустах?
Ребёнок: –Соня спрятала в кустах вкусную косточку.
Логопед: –Кто сидит на носу у собаки Сони ?
Ребёнок: -На носу у собаки Сони сидит оса.
Заучивание скороговорки
Логопед: -Соня как долго мы тебя искали, идём скорее домой! Никита чтобы возвращаться была не скучно, может придумаем какое нибудь развлечение, расскажем скороговорку про осу, которая сидела у Сони на носу.
У Сони на носу видели осу, та оса боса и без пояса.
-Что значит боса? Это значит, что у осы нет обуви на лапках, то есть она голыми (босыми) лапками.
-Мы снова вернулись в кабинет.
Развитие понимания логико – грамматических конструкций
-Где Сонина Света?
-А где Светина Соня?
-Никита, посмотри на Свету, какая она теперь?
Ребёнок: -Света счастливая, радостная, красивая.
Работа по мнемосхемам
Логопед:-Давай прочитаем мнемосхемы.
Ребёнок:– У Светы на сумке нарисован ананасы.
-У Светы в сумке масло.
-У Светы красная косынка и бусы.
-У Светы на сарафане узкий пояс.
Логопед: -Какое замечательное приключение у нас получилось, скажем Соне и Свете спасибо. Не теряйте больше друг друга!
-Никита , ты молодец!
– Света и Соня тоже благодарят тебя, и хотят тебе подарить – значок сыщика.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах»
Олеся Александровна Вишнякова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах»
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах»
Учитель-логопед Вишнякова О. А.
автоматизировать звук [с] в слогах, словах.
– закрепить навыки образования существительных единственного числа, винительного падежа;
– закрепить понятие о механизме образования звука С.
– тренировать мышцы артикуляционного аппарата;
– развивать умение плавного длительного выдоха, распределения силы и направленности ротового выдоха;
– развивать общую, мелкую моторику;
– упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах, словах – в начале, середине и конце;
– развивать фонематический слух;
– учить звуковому анализу, определять наличие звука в слове.
– воспитывать самоконтроль во время произношения звука.
Этап работы: автоматизация звука.
Зеркало, массажные мячики, артикуляционная гимнастика в картинках, предметные картинки (абрикос, стол, собака, чеснок, капуста, сыр, ласточка, оса, кактус, сковорода, сова, ананас, вертушка для развития плавной и длительной воздушной струи, сюжетная картинка с изображением совы. Сюжетная картинка для домашнего задания. Ноутбук, диск с дидактическими играми.
План проведения занятия:
1. Организационный момент.
2. Самомассаж пальчиков с помощью массажных мячиков.
3. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.
4. Дыхательная гимнастика «Вертушка».
5. Артикуляционный профиль звука.
6. Автоматизация звука в слогах прямых, обратных.
7. Игра «Найди картинки, в которых звук [с] стоит в начале и конце слова».
8. Игра «Что видит сова во сне?»
9. Физминутка «Летела сова».
10. Интерактивная игра «Веселые рыбаки» на дифференциацию звуков [с– з].
11. Объяснение домашнего задания по сюжетной картинке.
12. Итог занятия.
Логопед: Здравствуй, Маша! К нам сегодня спешит гость. Перед тем, как его встретить, давай сначала разомнем наши пальчики (Проводится самомассаж пальцев с использованием массажных мячиков. Прижимаем обеими руками мячики к парте. Движения вперед-назад, круговые).
Логопед: Сова на дереве сидела,
И во все глаза глядела:
Может быть, упала шишка,
Или пробежала мышка.
Не мешало бы опять
Мышку на обед поймать.
Какая птица упоминается в этом стихотворении?
Логопед: Правильно! Вот и сегодня к нам в гости пришла сова. Давай покажем ей, как мы с тобой правильно научились говорить звук С. Но для этого нам нужно сделать нашу веселую гимнастику для язычка.
(Выполнение артикуляционных упражнений для свистящих звуков с демонстрацией соответствующей карточки)
Упражнение «Улыбка» (Выполняем упражнение 5 раз, губы растянуты в улыбке, сомкнуты)
Логопед: Утром встану, улыбнусь,
Радостью своей делюсь.
Как прекрасно в мире жить,
Улыбаться и дружить.
Упражнение «Заборчик» (губы растянуты в улыбке, обнаженные зубы сомкнуты)
Логопед: Ровный, беленький забор
Нам построил дед Егор.
Все дощечки в ряд стоят,
Словно боевой отряд.
Упражнение «Блинчик» (открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу)
Логопед: Сковородку я возьму,
Блин румяный испеку.
Гладкий, ровный и душистый.
Съем его я очень быстро.
Упражнение «Тесто» (открыть рот, расслабленный язык пошлепать губами)
Логопед: Пя-пя-пя, я тесто мну,
Пя-пя-пя, пирог пеку.
Угощу своих друзей,
Упражнение «Чищу зубы» (открыть рот, кончиком языка «почистить» нижние зубы)
Логопед: Чистить зубы каждый день
Мне уже совсем не лень.
Щетку пастой заряжаю,
Прямо к зубкам отправляю.
Упражнение «Горка» (открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка выгнуть, чтобы боковые края языка поднялись вверх)
Логопед: Спинка язычка у нас
Станет горочкой сейчас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!
Логопед: Молодец, Маша! Наш язычок уже почти готов к правильному произношению звука С, но для этого нам еще нужно правильно подуть на кончик языка. Ты помнишь какая воздушная струя должна быть?
Маша: Узкая, холодная, сильная.
Логопед: Верно. Давай заведем нашу вертушку. Сначала я подую на нее, потом ты. (Логопед демонстрирует как правильно выполнять упражнение). Ребенок дует на вертушку 4-5 раз плавно и длительно.
Логопед: Здорово! Молодец! А теперь вспомним какое положение губ и зубов должно быть, когда мы произносим звук С?
Маша: Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком.
Логопед: Правильно. А кончик языка?
Маша: Он «спрятан в домике» и упирается в нижние зубы.
Логопед: Воздушная струя?
Маша: Узкая, проходит посередине языка.
Логопед: Все верно. Покажем нашей сове, как мы поем песенку водички С-С-С… Отлично! Давай звук С подружим с гласными звуками.
(ребенок отраженно за логопедом повторяет прямые слоги, при этом на каждый слог пальцы правой руки поочередно здороваются с большим пальцем)
СА, СЭ, СО, СУ.
(аналогично проговариваем обратные слоги, проделывая те же движения на левой руке)
АС, ЭС, ОС, УС.
Логопед: Молодец, Маша! Смотри, что нам принесла сова (показываем предметные картинки, в названиях которых есть звук С) Давай их назовем. (Ребенок произносит названия картинок (сыр, сковорода, стол, кактус, абрикос, ласточка, капуста, чеснок, костер, четко выделяя звук С)
Логопед: Маша, дай мне, пожалуйста, только те картинки, в названиях которых звук С стоит в начале слова (ребенок, отбирая картинки еще раз называет их). А теперь положи в коробку только те картинки, в названиях которых звук С стоит в конце слова (ребенок выполняет). Назови картинки, которые у нас остались (ребенок называет). – Скажи, почему ты их не отобрала?
Маша: Потому что в этих словах звук С стоит в середине.
Логопед: Правильно! Пока мы с тобой играли со словами, наша сова уснула (показываем картинку «Совиные сны» со спящей совой и предметами, обведенными в круг). Сова спит и видит сны. Назови, что видит сова во сне? (ребенок называет слово в единственном числе винительном падеже)
Маша: Сова видит лису, сова видит посуду, сова видит собаку, сова видит самолет, сова видит сапоги, сова видит апельсиновый сок.
Логопед: Молодец, Маша! Вот проснулась наша сова и полетела в лес (логопед и ребенок встают и выполняют динамическую разминку)
Летела сова, большая голова (взмахи руками в стороны)
Летела, летела, на пенечек села. (приседаем на корточки, руки опущены)
Глазками поморгала, (моргаем глазами)
Лапками потоптала, (встаем и топаем ногами)
Головою повертела, повертела (поворачиваем голову вправо, влево, руки на поясе)
И дальше полетела (взмахи руками в стороны)
Присаживаемся за парту.
Логопед: Маша, вот летит сова и видит на реке, как два рыбака ловят рыбу. Давай им поможем рыбку поймать. У одного рыбака ведерко с буквой С, а у другого З. Давай посмотрим, кто из них больше рыбы поймает.
(Логопед проводит интерактивную игру «Веселые рыбаки». Задача игры: назвать предложенную предметную картинку и определить, какой звук есть в этом слове С или З и соотнести звук с буквой).
Логопед: Маша, ты сегодня хорошо занималась. Я даю тебе вот такую картинку (с напечатанным сюжетным рисунком). Ты дома ее рассмотри и раскрась только те предметы, в названиях которых есть звук С.
Итог занятия. Нам каким звуком работали, и что понравилось больше всего?
Удачи вам, уважаемые коллеги!
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах. Наш гость — Лунтик» Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ Л] в слогах,.
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Тема: Автоматизация звука.
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Постановка и автоматизация в слогах звука [Л]» Автор-составитель Фаустова И. А. Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: Звук [Л]. Этап: Постановка звука [Л], автоматизация.
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах» Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: – закреплять правильное произношение звука [р].
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах. («В гостях у жука Жана») Цель: автоматизация звука [Ж] в cлогах, словах. Задачи: коррекционно – образовательные: уточнить артикуляцию и изолированное произношение.
Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Цель: Коррекция произношения звука [р] Коррекционно-образовательные задачи: – закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах,.
Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Цели: – закрепить артикуляционный уклад и изолированное произнесение звука «Ш»; – автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, предложениях;.
Конспект логопедического индивидуального занятия для детей 5–6 лет «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: «Космос» Цель: Формирование правильного произношения звука [ш] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: • формировать представления.
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях». Цель занятия:.
Конспект подгруппового логопедического занятия. Автоматизация звука [Л] в слогах, словах Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» Цели: Коррекционно-образовательные: – учить четкому звукопроизношению и правильному употреблению.
Конспект занятия “Автоматизация звука [с] в слогах”
Тема: Автоматизация звука [с] в слогах
• Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].
• Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.
• Продолжать учить произносить звук [с] в прямых слогах.
• Упражнять в определении наличия звука в слогах.
• Закрепить названия основных и оттеночных цветов.
• Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.
Оборудование: конверты с заданиями; картинки-символы к артикуляционным упражнениям; схема артикуляции звука [с]; карточки для упражнения «Доскажи словечко»; картинка «Соня»; трафарет «Пузыри» (разные по размеру круги); картинки-половинки: лиса, бусы, коса, весы, оса, часы, колесо.
1. Организационный момент.
– Мне сегодня передали конверт и сказали открыть на занятии. Давай узнаем, что же в этом конверте? Может, это письмо от кого-нибудь?
2. Открываем конверт. Но что это?! В нем еще конверт, синего цвета! А в этом конверте. какие-то картинки. Что же они означают? Посмотри-ка, язычок твой обрадовался: «Я знаю! Это для меня упражнения!» Давай сделаем гимнастику для язычка и посмотрим, что будет дальше (ребенок выполняет упражнения, символы к которым показывает логопед: «За
бор», «Лопата», «Подуем на лопату», «Желобок», «Чистим нижние зубки», «Горка», «Ветерок летит с горки», «Язычок отдыхает» ).
3. Тут еще один конверт. Какого он цвета? (Желтого.)
Откроем его. В нем схема. Нужно попытаться эту схему прочитать.
Поставь зубки заборчиком, язык спрячь в кроватку за нижние зубки, приподними язычок горкой и спусти с горки ветерок. Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и произносит звук [с].) Правильно, получилась песенка насоса —с-с-с. Повтори ее еще раз.
4. Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Оранжевого.) Открой его аккуратно: с-с-с. Из конверта высыпались карточки. Давай попробуем с ними разобраться. Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное,
нужно слово закончить, а поможет тебе звук [с]. Итак, я читаю слово, а ты в конце произносишь звук [с]. (Логопед, проговаривая слово без последнего звука, выкладывает перед ребенком карточки с картинками: глобус, автобус, насос, ананас, абрикос, пылесос.) Чтобы звук больше не терялся, поймай его и крепко сожми в кулачке. Слушай внимательно. Как только услышишь
звук [с], сожми крепко кулачок: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо. Какой звук ты сейчас ловил?
5. – Достань из большого конверта красный конверт. Что в нем лежит? (Фотография.) На фотографии Соня пускает пузыри. Я хочу тебя научить пускать пузыри. Нужно обвести трафарет и произнести: с-са. Вот и получился первый пузырь (аналогично отрабатываются слоги с-сы, с-сэ, с-со, с-су).
6. А это какой конверт? (Голубой.) Посмотри, здесь какие-то половинки. Давай попробуем из них составить целые картинки. Я начну, а ты мне поможешь. Вот первая половинка: бу. Клади вторую половинку и договаривай слово: сы. Теперь соберем следующую картинку:
ве — сы коле — со ко — са ча — сы
Логопед выкладывает половинку картинки и проговаривает начало слова, а ребенок, собрав целую картинку, договаривает слово слогом.
7. Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Фиолетового.) Ой, сколько картинок из него высыпалось! Давай их рассмотрим (картинки: комод, стакан, ягода, иголка, яблоко, ножницы, конфета, замок, хлеб, ведро, матрешка, лампочка). Найди среди этих предметов только железные (красные, острые, тяжелые, деревянные, съедобные, хрупкие).
Ребенок показывает картинки по словесной инструкции логопеда.
8. – У нас остался последний конверт розового цвета, а в нем шнурок с узелками. Чтобы каждый шнурок развязать, нужно произнести волшебные слова:
са — са со — со сы — сы сэ — сэ сэ — сэ
су — су са — са со — со сы — сы су — су
Ребенок, развязывая узелки, повторяет за логопедом пары слогов с ударением то на первом, то на втором слоге.
9. Большой конверт пустой. Осталось узнать, кто же прислал нам все эти задания? Узнать не сложно.
У кого длинный нос?
Дружит он с Пьеро, с Мальвиной.
Кто же это. (Буратино).
Логопед разворачивает конверт, на внутренней стороне которого изображен Буратино.
10. Итог занятия.
Логопед. Оказывается, Буратино решил проверить, справишься ли ты с его заданиями. Но у тебя был замечательный помощник — звук, который ты так красиво сегодня произносил. Какой это звук?
Начальный этап работы по воспитанию высших форм фонематического анализа
Начальный этап работы по воспитанию высших форм фонематического анализа.
Статья может быть полезна начинающим логопедам и родителям, которые сами учат детей грамоте.
Коррекция фонематических процессов, как составная часть работы по развитию языкового анализа и синтеза, тесно переплетена с работой над всеми сторонами речи. Понятно, что фонематический слух нужен и для понимания речи, и для хорошей самостоятельной речи, и для нормализации ее произносительной стороны.
«Работа над речью должна протекать по трем разделам: ни одному из них не следует оказывать преимущества перед другими. Работа должна идти развернутым фронтом – в этом залог успеха» (Н.Н. Трауготт)
В этой статье я хочу рассказать о некоторых приемах работы по воспитанию полного фонематического анализа.
I. Самое главное – научить ребенка различать изолированный звук и два звука (ГГ, ГС и, наиболее сложное, СГ)
– Подними столько пальчиков, сколько звуков говорит:
Волк «У», малыш «УА», тигр «Р», Машенька в лесу «АУ», коза «МЕ», барашек «БЕ», жук «Ж», сова «УХ», змея «Ш», собачка «АМ»,корова «МУ»
Утрированно артикулирую и поочередно подношу пальцы к губам.
Когда ребенок уже слышит, два звука произнесены или один, это еще не значит, что он назовет отдельно первый и второй. Здесь нужна работа по формированию понятия «ряд» – с игрушками, картинками, символами звуков; уточнение (развитие) временных и пространственных ориентировок, так как речь звучит во времени, а символы располагаем в пространстве, слева направо. Учим ребенка понимать вопросы и инструкции:
– Сколько всего звуков ты слышишь?
– Назови первый, второй.
– Который по счету звук М? звук А?
Таким образом, развитие фонематических процессов тесно связано с формированием элементарных математических представлений.
Когда ребенок научится называть первый и второй звуки в слоге-слиянии, хорошо поиграть в «Заменялки» с мячом. Например: замени М на МЬ, а гласный звук оставь на своем месте АМ-АМЬ, ОМ-ОМЬ, МУ-МЮ, МЭ-МЕ.
Во время знакомства с буквами эту игру усложняем. (Воспитание высших форм фонематического анализа заканчивается в букварный период (в момент знакомства с буквами)). Теперь она называется «Волшебники». Играем с магнитными буквами на доске.
– АМ. Сколько звуков ты слышишь? Какой первый? Второй?
– Какую букву возьмем сначала? Поставь.
– Какую букву возьмем потом? Поставь.
– Прочитай. Получилось «волшебство»?
В дальнейшем играем и с гласными второго ряда.
– С какого ряда берем гласную букву? Какой звук слышишь? Какую букву видишь?
Дети любят эту игру.
II. Когда ребенок научился анализировать слог-слияние, переходим к формированию умения услышать гласный на фоне односложных слов. Наличие или отсутствие стечения согласных здесь не важно, главное, что гласный слышится хорошо.
В дальнейшем каждое занятие по развитию фонематического слуха начинаем с игры «Назови гласные звуки» с мячом (слоговую структуру слов постепенно усложняем):
МАК – А ЛУК — У СТОЛ – О
МЯЧ – А ЛЮК – У КРЕМ — Э
В начале игры вопросы типа:
– Чем похожи все гласные звуки?
– Сколько всего гласных звуков в русском языке?
– Назови гласные звуки.
Сначала гласные произношу утрированно, выделяю их голосом, тяну, потом необходимость в этом отпадает.
Слова подбираю так, чтобы гласные слышались наиболее близко к своим фонемам. Последовательность слов для обучения примерно такая:
- Односложные.
- Осы, козы, игры, Эля.
- Мячик, домик, кофта, столик, ловит, мальчик.
- Малина, работа, кастрюля.
- Заходит, кузнечик.
- Четырехсложные слова.
На каждом этапе работы слова берем аналогичные по слоговой структуре.
Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБДОУ №73 кировского района,
г.Санкт-Петербург