Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексической теме Зимние рисунки

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексической теме “Одежда и обувь”

Задачи:

  1. упражнять детей в образовании относительных прилагательных;
  2. упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;
  3. упражнять в правильном употреблении предложно-падежных форм;
  4. обучать пересказу небольшого текста с опорой на серию сюжетных картин;
  5. развивать память, мышления, внимания, общую и мелкую моторику.

Оборудование:

  1. игра «Чего нет?» с предметами одежды;
  2. предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов;
  3. конверты с письмами от сказочных героев;
  4. мнемодорожки для составления предложений;
  5. сюжетные картинки «Помоги Незнайке найти его шляпы», «Помоги Незнайке найти его вещи»;
  6. мнемозагадки об одежде, обуви, головных уборах;
  7. сундучок;
  8. игра «Магазин»
  9. мнемотаблица к отрывку из стихотворения З.Александровой «Мой мишка»;
  10. шаблоны «штанишки», карандаши, листы бумаги по количеству детей;
  11. серия сюжетных картинок «Таня шьет штанишки»

Ход занятия:

I. Оргмомент
Игра «Чего нет?» – образование Р.п.мн.ч.
Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:

  • У меня нет платьев.
  • У меня нет брюк. И т.д.

Картинки с изображением предметов одежды, которых нет на столах у детей, помещаются на фланелеграф (Рисунок1)

II. Сообщение темы и задач занятия

  • О чем мы будем сегодня говорить?
  • Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки об одежде и обуви.
  • Я сегодня утром проверяла почту и нашла в почтовом ящике письма от сказочных персонажей и даже одну посылку. Хотите узнать, что они пишут?

III. Выполнение лексико-грамматических упражнений
1. Игра «Письмо от Незнайки»
а) упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций.
Логопед достает первое письмо от Незнайки.

  • Незнайка прислал нам фотографии своего дома. Он просит вас подсказать, куда подевались его вещи. (Рисунок2)

(картинка из книги Ткаченко Т.А. Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. – М.: Книголюб, 2008. – 32с)

Дети рассматривают картинку и составляют предложения о том, где лежат Незнайкины вещи:

  • Портфель стоит под столом.
  • Свитер лежит на диване.

б) Упражнение в составлении предложений по мнемодорожкам (Рисунок3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6)

  • Друзья подарили Незнайке много разноцветных шляп.
  • Какие шляпы подарили Незнайке друзья?

Дети составляют предложения по мнемодорожкам о том, кто какую шляпу подарил Незнайке: Знайка подарил голубую шляпу и т.д.

в) Упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций

  • Но Незнайка носил только голубую шляпу, а остальные просто разбрасывал по комнате. Однажды он решил собрать все шляпы, но не смог. Давайте поможем Незнайке. Рассмотрите картинку, найдите все шляпы в комнате и составьте предложения: «Красная шляпа под столом. Незнайка достал красную шляпу из-под стола» (Рисунок7)

(картинка из книги Теремковой Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2. – М.: ГНОМ и Д, 2007. – 32с.)

2. Игра «Письмо от портного Ежика» – упражнение в образовании относительных прилагательных

  • Следующее письмо пришло нам от портного ежика. Он решил для лесного народа сшить одежду. Хотите узнать, кому какую одежду сшил ежик?

Дети составляют предложения по мнемодорожкам. (в пустые клеточки приклеиваются кусочки материала, дети определяют, какой это материал и составляют предложения) (Рисунок8, Рисунок9, Рисунок10, Рисунок 11)
(В случае необходимости логопед подсказывает название материала:

  • Ежик сшил белке юбку из трикотажа. Какую юбку сшил ежик для белки?)

IV. Составление рассказов-описаний одежды по плану-мнемотаблице – Игра «Письмо от Василисы Премудрой»

  • Василиса Премудрая, как всегда, прислала нам свои мудреные загадки. На этот раз они о предметах одежды, обуви и головных уборах. (Рисунок12, Рисунок13, Рисунок14, Рисунок15)

Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались
( Примерный рассказ по мнемотаблице: Я думаю это ботинки, потому что они бывают коричневого, черного и серого цвета. Они сделаны из кожи, они кожаные. У них есть шнурки, язычок, маленький каблучок, подошва. Ботинки носят осенью, зимой и весной. Ботинки – это мужская обувь)

Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

V. Игра «Магазин» – упражнение в употреблении относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными, образовании Р.п.мн.ч. существительных.
А еще нам пришла посылка. Интересно, что в ней.
Логопед достает из сундук.

  • Кто же его прислал? (Али-Баба)
  • Хотите посмотреть, что в нем лежит?
  • Это же деньги для покупок в нашем волшебном магазине.

Логопед раздает детям «деньги». (Рисунок16)

  • Посмотрите внимательно, что можно «купить» в нашем магазине на эти деньги.

Дети выходят к фланелеграфу и «покупают» предметы одежды, обуви, головные уборы, составляют предложения:

  • Дайте мне много платьев.
  • Дайте мне синюю юбку.
  • Дайте мне джинсовый сарафан.

VI. Динамическая пауза. Игра «Письмо от неряхи»

  • Наша почта еще не кончилась. От кого же это письмо? Оно такое грязное.
  • Это письмо от неряхи. Он просит нам помочь постирать его одежду.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.

VII. Игра «Письмо от Тани»
1. Рассказывание стихотворения по мнемотаблице (Рисунок17)

  • Нам письмо прислала Таня. Послушайте, я его прочитаю.
  • Давайте вместе его прочитаем.
  • Кто хочет прочитать все письмо полностью?

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.

2. Пересказ текста по серии сюжетных картинок. (Рисунок18)

  • Таня просит нас помочь ей сшить штанишки для мишки.
    • Что нужно сделать сначала? (выкройку)
    • Давайте сделаем выкройку: обводим по шаблону штанишки.
    • Теперь выкройка готова. Как вы думаете что Таня должна сделать дальше?
    • Выкроить штанишки из ткани.

Логопед выставляет на фланелеграф первую картинку.

  • Что сделала Таня.
  • Таня выкроила штанишки из ткани.
  • Что нужно сделать потом?

Логопед выставляет на фланелеграф вторую картинку.

  • Что делала Таня после?
  • Таня строчила на швейной машинке.
  • А что делал мишка в это время?
  • Мишка внимательно следил за Таниной работой.
  • Как вы думаете, что произошло дальше?

Дети высказывают свои предположения.
Логопед выставляет следующие картинки.

  • Таня примеряет штанишки и сажает мишку за стол

3. Послушайте, как Таня сшила обновку
Однажды Таня решила сшить мишке новые штанишки. Она выкроила их из ткани. Потом строчила на швейной машинке. Мишка внимательно следил за Таниной работой. Шортики готовы! Таня примерила мишке обновку и усадила его за стол.

4. Рассказы детей

VIII. Подведение итогов занятия
Оформление сундучка знаний в групповой комнате: Дети рассказывают о том, чему они научились на занятии, а логопед помещает на стенки сундучка мнемотаблицы, серию сюжетных картинок.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Зимняя сказка»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Зимняя сказка»

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyatie_no2.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Зимняя сказка»

Цель: Закрепить у детей умение рисовать пейзажи, используя различные художественные материалы.

  • Развивать у детей эстетическое восприятие цвета, его тональности.
  • Формировать умение устанавливать связь между настроением живописного произведения (рисунка) и его цветовым решением.
  • Формировать умение смешивать краски и получать новые оттенки с помощью белой и синей краски.
  • Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды.
  • Развивать интеллектуальные действия анализа, сравнения.
  • Развивать диалогическую и монологическую речь.
  • Закрепить знания о профессии художника – пейзажиста, поэта, композитора.
  • рассматривание репродукций произведений художников по теме “Зимний пейзаж”, иллюстраций
  • дидактические игры с цветом;
  • наблюдения в природе, экскурсия в лесопарк;
  • чтение и заучивание стихов о зиме;
  • рисование различными художественными материалами.

Материал к занятию : бумага формата А4, гуашь, краски, палитры, кисти, ватные палочки, поролоновые шарики.

Демонстративный материал: репродукции, иллюстрации, фотографии; дидактическая игра «Волшебный клубочек», мяч.

(Дети встают полукругом.)

1.Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

Дети : Здравствуйте!
Воспитател ь: А как еще можно поздороваться?
Дети : Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

Воспитател ь: Какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей.)

2. Игра «Волшебный клубочек»

Воспитатель : И у меня тоже хорошее настроение.Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. (Дети передают клубочек друг другу из рук в руки и говорят пожелания.) Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.

3 . Воспитатель : Дети послушайте загадку :

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром. (Зима)

Воспитатель .- Молодцы, ребята, конечно, это зима.

Без зубов, а кусает. ( Мороз)

Какой первый звук в слове «мороз»? .

Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, верчу, знать ничего не хочу .(Метель)

Какой первый звук в слове «метель»? .

Молодцы! Какой первый звук в слове «молодцы»? «М»

Ну что ж, отправляемся в путешествие в зимний лес.
А чтобы в пути у нас не замерзли губы, давайте их разомнем.

Ма – ма – ма наступила зима. Ме – ме – ме рады мы зиме.
Ду – ду – ду в зимний лес иду. Та – та – та кругом красота.
Сы – сы – сы мерзнут носы.

Воспитател ь. – Дети, давайте оденемся потеплее (дети выполняют движения, имитирующие одевание)
А теперь закройте глаза, представьте, что шагнули в лес.

4.Путешествие в лес.

Воспитатель .– Раз… и мы в лесу, открывайте глаза, ребята. (Звучит спокойная музыка) Чтобы лес нам показал свою красоту, послушайте стихотворение:

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

(Дети рассматривают выставку картин)

Воспитатель : – Зима не только очень веселое время года, но и удивительно красивое. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение, ее красоту и рассказывают об этом. Поэт – словами.

Композиторы рассказывают о зиме звуками. Мы сегодня послушаем музыку. (звучит аудиозапись П. Чайковского «Декабрь»)

А художники красками.

Воспитатель . Кто пишет стихи?- поэты

Воспитатель Кто пишет музыку?- композиторы

Воспитатель : – А кто пишет картины? – Художники.

Воспитатель . А кто помнит как называются картины на которых изображена природа?

Ребенок: Если видишь на картине

Нарисована река, или ель и белый иней,

Или сад и облака, или снежная равнина,

Или поле и шалаш

Все дети : Обязательно картина называется «Пейзаж»!

Воспитатель . Дети, а как художник рассказывает о красоте зимы? Какие основные средства выразительности он использует?
Дети: Краски, цвет.

Воспитатель . Какие основные цвета использовал художник?
Дети : Белый, голубой и т. д.

Воспитатель . Как можно еще назвать цвета, которыми пользуется художник?
Дети: Холодные.

Воспитатель. Что за прелесть, эти пейзажи! Что вы чувствуете, когда глядите на них? Какое настроение у вас возникает?
Дети : Печальное, радостное, тихое, спокойное.

Воспитатель . А может кто-то из вас знает стихотворение о зимушке-зиме?

Дети рассказывают стихи.

1 ребенок: И,Суриков «Первый снег»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

И под утро снегом

Точно пеленою
Все его одело.

2 ребенок: Темный лес, что шапкой

И заснул под нею

Божьи дни коротки.

Солнце светит мало

Вот пришли морозы.

Воспитатель . Замечательные стихотворения о зиме! Правда, ребята?

Перед вами несколько пейзажей.

-Посмотрите как художники нарисовали зимний пейзаж. Все они разные. Как вы думаете от чего это зависит?

2. Постановка задачи.

: Воспитатель – А вы хотите нарисовать зимний пейзаж?

3. Руководство выполнением задания

Воспитатель : – Мы уже знаем, что рисование любого пейзажа начинается с линии горизонта: вверху – небо, внизу – земля. Какой краской лучше нарисовать небо? Почему?

Дети : – Акварелью, потому что небо легкое, прозрачное.

Воспитатель : – А какой краской будем рисовать землю, укрытую снегом? Почему?

Дети : -Гуашью, потому что снег плотный, лежит на земле как пуховое одеяло.

Воспитатель – Какого цвета небо?

Воспитатель – Давайте посмотрим, как художники изображают небо в своих картинах.

Воспитатель – Небо, освещенное лучами восходящего солнца, может приобрести желтоватый оттенок, в ясные морозные дни бывает ярко-голубым, а иногда даже изумрудно-зеленым. В хмурый денек становится серым, а когда падает снег, небо бывает светлым, почти белым. Сильные морозы и заходящее солнце окрашивают небо в розовато-сиреневые оттенки. А ночью? Ночью небо темное, черное, темно-синее. Зимой на небе можно увидеть необычное явление – это северное сияние осветило небосвод своими огнями. Цвет неба постоянно меняется. Небо прямо-таки разноцветное! (воспитатель сопровождает свой рассказ демонстрацией репродукций картин или фотографий или слайдами)

Воспитатель : – Небо бывает разного цвета. Давайте подумаем, отчего это зависит.

Дети : – От погоды, от времени суток…

Воспитатель : – Подумайте, каким будет зимнее небо на вашем рисунке: ясное, пасмурное с тяжелыми тучами или освещенное солнечными лучами. Подумайте, какие краски заиграют на нем.

Посмотрите, как красивы деревья зимой!
Особенно красива березка зимой – это символ России . поэты воспевали березку в своих стихах. Давайте вспомним стихотворение С. Есенина «Береза»
Чтение детьми стихотворения «Берёза»
Представьте, что мы осторожно приподняли еловые веточки, какую лесную картину можно там увидеть? Посмотрите внимательно, но пока не говорите, что увидели, держите в секрете, запомните. А когда мы вернемся из леса, каждый нарисует то, что увидел! Пора прощаться с лесом.
Ребенок : Лес волшебный, до свидания!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Воспитатель : А нам, ребята, пора возвращаться. Закроем глаза и шагнем обратно. Раз. Все на месте. Тогда раздеваемся, отряхиваем снег, погреем руки и за дело!
4.Физминутка «Солнышко»

Воспитатель : – Ребята у вас получились чудесные зимние пейзажи. Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, то вы нарисовали:
Чародейкою-Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой,
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Воспитатель : выберите солнышко с улыбкой, если вы считаете, что справились с работой.

Самоанализ занятия по художественному творчеству «Зимняя сказка»

Цель: Закрепить у детей умение рисовать пейзажи используя различные художественные материалы.

Формировать умение устанавливать связь между настроением живописного произведения (рисунка) и его цветовым решением.

Формировать умение смешивать краски и получать новые оттенки с помощью белой и синей краски.

Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды.

Закрепить знания о профессии художника – пейзажиста, поэта, композитора.

Развивать художественное восприятие, мышление, память, воображение. Продолжать развивать чувство композиции (красиво располагать предметы на столе), чувство цвета, колорита.

Развивать аналитические способности: умение сравнивать предметы, выделять особенности. Воспитывать стремление действовать согласованно.

Использовать элементы здоровьесберегающих технологий на занятиях: формировать положительные эмоции у детей, развивать мелкую моторику пальцев, обучать простейшим элементам самомассажа.

Развивать у детей эстетическое восприятие цвета, его тональности.

Развивать интеллектуальные действия анализа, сравнения.

Развивать диалогическую и монологическую речь.

Использовать элементы здоровьесберегающих технологий на занятиях: формировать положительные эмоции у детей, развивать мелкую моторику пальцев, обучать простейшим элементам самомассажа.

Воспитывать интерес к профессиям художника, композитора, поэта.

Воспитывать любовь к природе, к родному краю.

  • рассматривание репродукций произведений художников по теме “Зимний пейзаж”, иллюстраций
  • дидактические игры с цветом;
  • наблюдения в природе, экскурсия в лесопарк;
  • чтение и заучивание стихов о зиме;
  • проведено занятие по подготовке подмалёвок;
  • знакомство с нетрадиционными способами рисования (ватными палочками, губкой, восковыми мелками и др.)

Данные задачи направлены на формирование познавательных УДД.
Коммуникативных УДД формировала через – развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Личностные УДД – через воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, отзывчивости, сопереживания.
Все поставленные задачи взаимосвязаны и соответствуют возрастным особенностям детей, теме занятия.
В ходе занятия осуществлялась интеграция таких образовательных областей, как коммуникация, познание, чтение художественной литературы, физическая культура, социализация. Занятие имело следующую структуру: вводная часть направлена на заинтересованность детей предстоящей деятельностью. Основная часть построена на выполнении различных заданий: отгадывание загадок, дидактическая игра «Волшебный клубочек», физическая разминка. Заключительная часть основана на подведение итога и результата занятия.
Содержательная часть проходила через организацию игровой ситуации «Путешествие в зимний лес». Дети рассматривали лес, читали стихи Пушкина, Есенина, Сурикова; слушали музыку Чайковского «Времена года». Дидактический анализ: цели мы достигли. Дети достигли результатов, мы научили их целеполаганию. Содержание занятия было доступно детям, интересно, соответствовало возрасту. Дети использовали в своей работе нетрадиционные способы рисования. Проведён организационный момент, который располагает, настроил детей на работу, чтобы им было комфортно. Было уделено внимание на здоровьесберегающий аспект – пальчиковая гимнастика, физкультминутка, чередование видов деятельности.
В конце занятия был сделан самоанализ детьми своей работы, затем дети выбирали на выставку работы других детей, оценивая их.
Весь материал был эстетически красив и соответствовал гигиеническим требованиям.
Я считаю, что занятие прошло продуктивно. Дети с заданиями справились. Поставленная цель достигнута, задачи выполнены

Нетрадиционное рисование. Подготовительная группа. Тема: «Зима. Зимний лес».
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Нетрадиционное рисование в подготовительной группе капустным листом, губкой , ватными палочками, стразами.

Скачать:

ВложениеРазмер
zima._zimniy_les2015g.zanyatie.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционное рисование. Подготовительная группа. Тема: «Зима. Зимний лес».

Тема: «Зима. Зимний лес».

Интеграция образовательных областей: « Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, продуктивная.

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования, сформировать у детей обобщённое представление о зиме как времени года.

-Учить прижимать капустный лист к тонированной (голубой) бумаге и наносить оттиск на бумагу;

-Познакомить с приемом – отпечаток (оттиск) капустным листом, рисование ватной палочкой, губкой, украшать стразами.

-Учить находить слова для описания красоты природы, время действия.

-Развивать творческую индивидуальность, память.

– Развивать мелкую моторику рук.

– Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.

-Воспитывать в детях чувство прекрасного , любовь к родному краю через изобразительное искусство , музыку, поэзию.

– Воспитывать аккуратность при работе с красками.

Техника: Рисование отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной палочкой, губкой, украшение стразами.

Оборудование : мольберт, султанчики, иллюстрации с изображением зимы, проигрыватель, гуашь белого цвета; листы тонированной бумаги голубого цвета, кисти, баночки с водой, салфетки, ватные палочки, губка, капустные листы, снежный ком с сюрпризом внутри, мячик-снежок.

Обогащение и активизация словаря:

Старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей;

Ребята, предлагаю вам совершить путешествие в царство зимней природы…

Крепче за руки возьмёмся ,

И друг другу улыбнёмся ,

Повернёмся , шире круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Воспитатель: ребята, я хочу начать наше с вами занятие со стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: Ребята, скажите, какое время года описано в стихотворении? (Зима). – (выставляю картинку с изображением зимы).

Да, но зима, к сожалению, заканчивается, и я бы хотела, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили о зиме и поговорили об этом замечательном времени года.

У каждого времени года есть свои 3 месяца. А вы знаете зимние месяца? Назовите их, пожалуйста.

Декабрь, январь, февраль.

Ребята, а вы знаете, что в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, дни стоят хмурыми и бессолнечными.

А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. Февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, и именно в это время выпадает больше всего снега.

В: А в какие игры зимой больше всего любят играть дети?

Я предлагаю вам сыграть в снежки, я буду кидать вам снежный ком,(мячик), а вы должны дать характеристику зимы одним словом. Например: «Какая зима? – снежная, холодная…» и кинуть снежный ком обратно.

Скажите, пожалуйста, какая же у нас зима?

Белая, холодная, снежная, красивая, пушистая, вьюжная, загадочная, волшебная, сверкающая, суровая, морозная, серебристая, студённая, неожиданная, сказочная, непредсказуемая, неожиданная.

Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

Поэты, художники, композиторы очень часто в своих произведениях любят рассказывать нам о зиме. Поэты – в словах (стихи, рассказы), композиторы – в звуках (музыка), художники – в красках (картинах).

Композиторы в своих произведениях передают характер, настроение зимы в музыке. Я предлагаю станцевать вам импровизированный танец под музыку Свиридова «Метель. Вальс» и создать образы, где мальчики будут зимние деревья, а девочки снег.

(Детям раздают султанчики и «дождик», дети исполняют импровизированный танец под музыку Г. Свиридова «Метель. Вальс». По окончании музыки дети садятся на стульчики и убирают атрибуты.

Молодцы ребята вы замечательно танцуете.

3. РАССМАТРИВАНИЕ ОДНОЙ ИЗ КАРТИН.

Давайте полюбуемся на картину: Шишкина «Зимний лес»

Из чего нам понятно, что изображена зима?
Что изобразил художник?
Какого цвета краски использовал художник?
Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?

Ребята, но ведь мы и сами можем передать характер, настроение зимы. Давайте сами попробуем нарисовать картину на зимнюю тему.

4.ОБЪЯСНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ У ДОСКИ.

Посмотрите, что необычного лежит у вас на столах? (капустный лист и ватные палочки, губка, стразы)

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас необычной техникой рисования. Техника рисования, с которой я вас сегодня познакомлю, называется отпечаток (оттиск) капустным листом, рисование ватной палочкой, губкой. Посмотрите, как выполняется работа по этой технике.

Сначала нужно выбрать более рельефную, выпуклую сторону капустного листа. С помощью кисти наносим белую краску на капустный лист.

Дерево почти готово! Потом прорисуем ствол и веточки чуть по- ярче и выразительнее.

Можно взять несколько холодных оттенков, мы решили взять синий и тоже нанести его на капустный лист, получается очень интересно.

В конце можно нарисовать запорошенную снегом землю-сугробы(губкой)

И используя ватную палочку, рисуем снежок. Сначала окунаем ватную палочку в воду, затем в краску. Рисуем снежинки, а в конце свою работу украсим голубыми стразами, наклеивая их на работу.

Но сначала подготовим пальчики к работе.

Закрутились, завертелись белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки.

(руки вверх-вниз, шевеля пальцами)

Чуть затихла злая вьюга – улеглись повсюду.

Заблистали словно жемчуг – все дивятся чуду.

(пальцы в щепотку, разжать)

Заспешили на прогулку дети и старушки.

(пальцами одной руки проходим по ладони другой)

Ребята, с чего мы начнём? (закрепляется последовательность выполнения работы)

Ребята, я предлагаю вам выставить все работы на доску в один ряд и полюбоваться бесконечным, зимним лесом.

Как вы думаете, у кого получилась самая заснеженная работа?

У кого самый густой лес? У кого самые красивые и правильные зимние деревья? Кто как он считает, справился со своей работой? У кого сегодня работа не получилась?

Итак, ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили? Каким новым способом мы рисовали деревья? С помощью чего мы изображали падающий снег? Сугробы? Чем мы украшали свою работу?

Закончить наше сегодняшнее занятие я хотела бы стихотворением поэта С. Есенина:

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес – что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

– я хочу, чтобы частичка нашего занятия осталась в вашем сердце, и чтобы вот этот необычный волшебный, снежный комочек вас порадовал. (дети самостоятельно разбивают снежный ком и достают подарки)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма организации детей на занятии :малые группы(компании).На этом занятии дети обобщают имеющиеся знания о обитателях леса( диких животных), их повадках, способах зимовки и т.д.Раскрывыют знани.

Нетрадиционное рисование. Подготовительная группа. Тема: «Зима. Зимний лес».

Конспект занятия по нетрадиционному рисованиюстаршая группаТема «Сказочный лес» рисование солью Программные задачи: Учить детей создавать образ зимней природы, предавать ее красоту, разно.

Закреплять навык дифференцирования звуков, умение оперировать понятиями « буква», «слог», « слово», знание букв, их графических образов.Совершенствовать навык слогового и звукового анализа слов.

Данный материал предназначен для работы с детьми подготовительной группы.Цель работы: Создание образа зимы на основе имеющихся знаний (с использованием нетрадиционных техник).

календарное планирование помощь воспитателям.

1. Учить детей отмечать в рисунке признаки зимы и её красоту.2. Продолжать знакомить детей с зимнем пейзажем, подвести к пониманию того, что природа прекрасна в любое время года.3. Продолжать учить.

Занятие по рисованию в логопедической подготовительной к школе группе «Зимний лес»

Елена Сергеева
Занятие по рисованию в логопедической подготовительной к школе группе «Зимний лес»

по образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей «Познание», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», в группе компенсирующей направленности подготовительной к школе группе с ОНР по рисованию на тему: «Зимний лес».

Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающей родной природе. Развивать у детей познавательный интерес; чуткость и восприятие красоты зимнего пейзажа. Обогащать словарь образной лексикой. Учить рисовать зимний лес, используя метод тычка. Формировать у детей изобразительные навыки и умения.

Материал к занятию:

Листы бумаги голубого или синего цвета, две кисти (одна обязательно жесткая, другая тонкая, Каждому ребенку нужен также небольшой лист бумаги для проверки тычка и правильности выбора цвета, гуашь, простой карандаш, баночки с водой, тряпочки, слайды или иллюстрации с зимними пейзажами.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение С. Есенина:

Дремлет лес под сказкой сна.

Словно белою косынкой

Вопросы к детям:

Какое время года описано в стихотворении С. Есенина?

Что это за белая косынка на сосне? (снег)

С чем еще можно сравнить пушистый снег на ветвях деревьев? (с шапкой, шубой, покрывалом).

Воспитатель читает детям рассказ.

«Пробушевала метель и волшебно преобразился лес…

На полянке особняком красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, Как пригожи! Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Снизу – ни сучка, а на макушке – пышная снежная шапка.

Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно-розовой тонкой берестой. Прекрасен дуб в зимнем наряде. Косматая изморозь застыла на его мощных ветвях, закурчавились в узорах пушистой изморози редкие листья – остатки летнего убранства. Этими листьями и округлой кроной отличается дуб от других деревьев. Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Глубокий зимний сон природы…

Выпавший снег расскажет о событиях в зимнем лесу. На лесной поляне вьется след лисицы. Пробороздил сугроб долговязый лось. Проскакал беляк.

Сверкает снег. Вспыхивают и гаснут искры – блестки. Хорош лес в зимнем уборе

(Убор – это то, во что одеваются. Во что одет лес зимой)

Воспитатель: «Знаете ли вы, как отличить одно дерево от другого? (Ответы детей)

Зимой деревья отличаются по цвету коры, расположению веток, по почкам, плодам. Легче других деревьев узнать зимой березу. Ее светлая с черными пятнышками кора видна издалека. У березы крупные боковые ветки прижаты к стволу, а молодые веточки свисают вниз. Весной на них появятся сережки.

Нетрудно узнать зимой липу. Боковые ветви от ствола спускаются книзу, наверху опять поднимаются. На некоторых ветках сохраняются плоды – орешки, снабженные липучками.

У ольхи серый ствол, а на ветках видны многочисленные сережки и черные прошлогодние шишечки. У осины кора гладко – зеленая и внизу сплошь усажена желто-оранжевыми пятнами. Лиственницу можно узнать по шишкам на ветках.

Вспомните, какие еще деревья легко узнать зимой?» (Елку, сосну, пихту по зеленым иголкам).

Воспитатель предлагает нарисовать зимний лес.

Дети рисуют простым карандашом на альбомном листе голубого или синего цвета большие и маленькие ели (треугольники, стволы и ветки деревьев. Вначале рисуют тычками зеленым цветом все елочки, снег на деревьях и земле.

Дети выходят из-за столов

Игра «На опушке леса»

Воспитатель предлагает сделать ожившую картину «Если б я был деревом…»

Дети:, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд, воображая, что они корнями вросли в землю. Затем рассказывают, что они испытали, будучи деревьями.

Дидактическая игра «Подбери словечко».

– В яркий солнечный морозный день, каким вам кажется снег? (сверкающим, искристым, блестящим, серебристым, хрустящим, холодным)

-Мы говорим: «Снег идет». А снежинки?. Подберите слова (Порхают, окружаться, летят.)

– Когда идет сильный снег, как это можно назвать? (Снегопад, вьюга, метель)

После паузы дети мягкой кистью рисуют шишки на елках, закрашивают стволы деревьев; тычками рисуют снег на елках и снегопад.

Вместо анализа прочитать детям стихотворение:

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полон сказок и чудес.

Календарные планы воспитателей первой младшей группы Календарные планы для воспитателей первой младшей группы. Основная воспитательно – образовательная деятельность воспитателя и воспитанников.

Сетка организованной образовательной деятельности на 2014–2015 учебный год Сетка организованной образовательной деятельности в первой младшей группе «Гномики» Понедельник 1) Комплексное (ИЗО/Конструирование/Ручной.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексической теме Зимние рисунки

Автор: учитель – логопед Клокова Светлана Вячеславовна

МБДОУ д/с № 39, г. Арзамас, Нижегородская область

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о зиме, зимних забавах.

Коррекционно-образовательные задачи.

  • Актуализация и активизация словаря по теме «Зима. Зимние забавы».
  • Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображённом на ней.
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже).
  • Совершенствование навыка чтения слов.
  • Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков.

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развитие связной речи, мышления, всех видов восприятия, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи.

  • Воспитание эмоционального отклика на изображённое на картине, инициативности, самостоятельности.

Оборудование. Снеговик, карточки со словами, карточки с цифрами, картина «Зимние забавы».

1. Логопед: Ребята, к нам на занятие пришёл снеговик и принёс карточки. На карточках написаны слова. Давайте прочитаем их и узнаем, о чём мы будем сегодня говорить.

Дети читают слова: СНЕГ, ЗИМА, ЛЫЖИ, САНКИ, ЛЁД.

К какому времени года относятся эти слова? (К зиме).

Сейчас мы продолжим говорить о чудесном, интересном времени года – зиме!

2. А что вы любите делать зимой? (Я люблю зимой кататься на лыжах. Я люблю зимой лепить снеговика. И т.д.)

3. Как вы думаете, ребята: Какая зима? (Зима снежная, белая, красивая, морозная, весёлая и т.д.)
Давайте посмотрим, потрогаем и сравним снег и лёд (лежат на подносах)

  • Какой зимой снег? (Белый, липкий, пушистый, мохнатый, красивый…)
  • Какой зимой лёд? (Твёрдый, скользкий, блестящий, холодный, гладкий…)

4. Пальчиковая гимнастика.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с гор, (Всеми пальцами проводят сверху вниз)
Мы любим забавы холодной поры! ( Сжимаем и разжимаем кулачки)

5. А сейчас вы составите рассказ по картине «Зимние забавы».

Используйте такой план:

  1. Какое время года изображено на картине.
  2. Кто вышел гулять на улицу.
  3. Какое у них настроение.
  4. Что делает каждая группа ребят.
  5. Как относятся дети к зиме.

Дети рассказывают рассказ по частям.

На этой картине нарисована зима. Дети вышли на улицу гулять. Им весело. Мальчишки играют в снежки. Они прячутся за снежную крепость. Маленькие детки слепили весёлого снеговика. Вместо рук они воткнули ветки. Вместо носа – морковку. Вместо шапки на голову надели коробку. Мальчик мчится с горы на санках. Другие ребята свалились с санок в снег. Девочка хочет на лыжах скатиться с высокой горы. Мальчик уже съехал на лыжах с горки. Он радостно машет девочке руками. Хорошо детям зимой!

6.Физкультурная пауза. (Подвижная игра с движением.)

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

7. Упражнение «Поиграем – посчитаем». ( Логопед показывает цифры от 1 до 10)

Мы не ели, мы не пили, мы снеговиков лепили.
Посмотрите и сосчитайте сколько весёлых снеговиков слепили дети.
Мы не ели, мы не пили, целый день снежки лепили.
Посмотрите и сосчитайте сколько крепких снежков слепили дети.
Мы не ели, мы не пили, а снежинки мы ловили.
Посмотрите и сосчитайте сколько красивых снежинок поймали дети.

8. Снеговик предлагает поиграть в последнюю игру «4 лишний». Назовите, что лишнее и почему.

  • Лыжи, мак, санки, коньки.
  • Пальто, кормушка, шуба, шарф.
  • Лето, зима, вторник, весна.

Конспект фронтального занятия по формированию связной речи с дошкольниками с ОНР – III уровня (подготовительная группа)
Тема: «Зима»

Цель: закрепить знания по лексической теме «Зима».

1. Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах;

2. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;

3. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций;

4. Совершенствовать умение составлять предложения из деформированного текста;

5. Продолжать учить детей пересказывать текст.

Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания, координации речи с движением.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация к занятию, мяч, снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

– наблюдение примет зимы в природе;

– загадывание загадок о зиме; чтение стихотворений;

– беседы о зиме, зимних месяцах;

– наблюдение за изменениями в природе, дидактические игры;

– рассматривание зимних пейзажей А. Пластова, П. Кузнецова.

I. Организационный момент:

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима.)

II. Основная часть.

Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года – зиме. Обратите внимание на зимние картины и подумайте, какая бывает зима.

– Как люди ласково называют зиму? (Зимушка.)

– На дворе зима, а как же называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.)

– Какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

– Зима (какая?) – (морозная, вьюжная, метельная, суровая, лютая, снежная, холодная, долгая, студеная, продолжительная, длинная, затяжная, теплая, белоснежная).

– А что бывает только зимой? (Снег.)

– Какой бывает снег? (Он бывает легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный.)

– Что снег делает? (Идет, падает, кружится, ложится, летает, летит)

– Снежинка (какая?) – (маленькая, легкая, нежная, пушистая, белая, холодная, ломкая, хрупкая, узорчатая, лучистая, игольчатая, кружевная, резная).

Упражнение «Снежинки»

Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они.

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

Пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять.Идут по столу указательным и средним пальчиком
Бабу снежную лепили,«Лепят» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили,«Крошат» хлеб всеми пальчиками
С горки мы потом катались,Ведут указательным пальцем по ладони
А еще в снегу валялись.Ладошки кладут на стол одной и другой стороной.
Все в снегу домой пришли.Отряхивают ладошки
Съели суп и спать легли.«Едят ложкой» суп.

Дидактическая игра: «Найди лишнюю картинку» Логопед предлагает детям картинки с родственными словами, среди которых одна лишняя. Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя.

С неба всё скользят пушинки

Словно в белый пуховик

Рядом снежная фигура

Это девочка … Снегурка.

На снегу то посмотри

С красной грудкой …снегири.

Из-под снега расцветает,

Весну встречает. (Подснежник.)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Зимний леденец – (Сосулька.)

Лишняя сосулька, потому, что слова снежинка, снеговик, Снегурочка, подснежник образованы от слова снег.

Логопед. Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.

Логопед. Какую бабу слепили из снега?

Логопед. Каким станет парк, если его занесет снегом?

Логопед. Когда идет сильный снег, как мы это называем?

Здравствуй Зимушка-зима!(кланяемся)
Что в подарок принесла?(разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый,(приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый(встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки,(имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки!(поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Дидактическая игра: «Назови ласково» (с мячом)

Дидактическая игра: «Составь предложение»

Снег, белый, выпал, пушистый.

Холодная, зима, наступила, снежная.

Из, дети, горку, снега, сделали.

Дорожки, ребята, от, чистят, снега.

Окно, мороз, узор, на, нарисовал

Саша, на, катание, фигурное, заниматься, каток.

Чтение рассказа «Зима»

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Зимой солнышко хотя и светит, но мало греет. Оно недолго остается на небе. Зимние дни гораздо короче летних, a ночи длиннее. Реки и озера замерзают так, что по льду можно xoдить и ездить. Земля покрывается толстым слоем снега.

Беседа по тексту:

1. Какое время года наступило?

2. Что стало с деревьями?

3. Как светит солнышко зимой?

4. Какие зимой дни и ночи?

5. Чем покрыты реки, озера и земля?

Повторное чтение рассказа.

Пересказ рассказа детьми (2-3 ребенка)

III. Заключительная часть.

Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

Что мы делали на занятии?

  1. В. В.Коноваленко, С. В. Коноваленко, Развитие связной речи /фронтальные логопедические занятия по лексико – семантической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, Москва, 2001
  2. Е. Л. Малиованова, Развитие речевых способностей (Лексико – граматическая тема «Зима»), Москва, 2005.
  3. Н. Н. Гусарова. Беседы по картинке. Времена года – СПб.: Детство – Пресс, 1998.
  4. Л. Е. Кыласова. Развитие речи. Конспекты занятий в подготовительной группе.

Читайте также:  Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся школ 8 вида
Ссылка на основную публикацию