Конспект занятия Деление слов на слоги, Перенос слов

Конспект урока по теме “Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую”
план-конспект занятия на тему

Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_delenie_slov_na_slogi.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую.

(2 класс. НВОНР, нарушение чтения и письма)

Цель: формирование умения различать слово и слог, делить слова на слоги и для переноса.

– расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги и правилах переноса;

– научить выделять слоги в словах;

– активизировать и расширять словарный запас учащихся;

– создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

I. Организационный момент.

1.Какое сегодня число?

2.Какой по счёту месяц в году?

3.Какой день недели? Какой по счёту день недели? Время года?

II. Чтение слоговой таблицы. (Приложение №1)

Внимательно слушайте мою инструкцию.

– в красном квадрате;

-слева от красного квадрата;

-слог, который находится в зелёном квадрате;

-справа от жёлтого квадрата;

вторая строка сверху, второй квадрат справа и т.д.

Дети самостоятельно составляют слоговые загадки по слоговой таблице. (Приложение №2)

III.Составь слог по схеме (Приложение № 3).

IV.Сегодня мы будем раскрывать тайны слогов. Мы знаем секрет правильного деления слов на слоги. Вспомним его. ( Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Вывод : чтобы правильно делить слова на слоги, надо хорошо знать гласные.

V.Прочитайте слова, назовите гласные и разделите слова хлопками на слоги.

Рысь, узор, капелька, дождь, заноза. (Дети по очереди читают слово, называют гласные, затем делят слова на слоги хлопками)

VI. Расселяем слова в домики. (Приложение №4)

Слова: стул, шкаф, кровать, диван, тарелка, кастрюля, сковорода.

Подберите обобщающее слово к словам в первого и второго столбика? К словам третьего столбика. Какое слово лишнее? Почему? К какой группе его можно отнести?

VII. Работа в тетрадях.

Запись под диктовку слов в три столбика: 1 столбик – слова, состоящие из одного слога, 2 столбик – из двух слогов,3 столбик – из трёх слогов.

Слова: стол, рыба, уронил, мяч, пружина, трава, школа, сухари, бант.

Самостоятельно запишите по одному слову в каждый столбик.

VIII. Упражнение в словообразовании.

По образцу: бант-бантик – бантики

ключ, гвоздь, шарф.

Вывод : слог-это часть слова.

IX. Запись слогов.

Я буду называть слово и цифру, которая обозначает номер слога. Вы записывайте этот слог.

Например: конфета – 3, записываем слог «та».

Слова: лимон – 2, картина – 3, крыша – 1, ели – 1, мячик – 2.

X. Упражнение «Разрушенные слова».

Слоги в словах перепутались: ка, бул; док,гу; зы,ка,му; буш, из, ка.

Расставьте слоги в правильном порядке и запишите слова.

Вывод : если из слова убрать слог или переставить слоги местами, то слово разрушится.

Тайна образования слов из слогов состоит в том, что каждый слог должен быть на своем месте.

XI. Правило переноса слов с одной строки на другую.

На доске: коле- ко-

Для чего нужно уметь правильно делить слова на слоги?

Вывод: чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую.

XII. Работа у доски и в тетради.

Разделите слова для переноса: ав- авто- ра- рабо- стул ежи

тобус бус бота та

Почему слова «стул» и «ежи» записали на одной строке.

Вывод: эти слова не делятся для переноса.

Вывод: слова с одной строки на другую переносятся по слогам.

XIII. Игра «Найди лишнее слово»

Слова: чайка, ужи, лодка, бегемот (лишнее слово ужи, т.к.это слово не делится для переноса)

Слова: кот, юла, сом, лось (лишнее слово юла, т.к. в слове юла два слога)

Что общего в этих словах? ( все слова не делятся для переноса)

XIV. Игра «Найди ошибку»

На доске: пал-ьто, карт-ина, ма-йка, со-ба-ка.

Дети хлопками делят слова на слоги и делают вывод о том, как переносятся слова с ь, и й.

Вывод: ь знак и «й» отрывать от буквы и переносить на другую строку нельзя.

XV. Самостоятельная работа.

Слова «мальчик» и «двойка» разделите для переноса.

XVI.Игра «Новые слова»

(Составь новое слово из слогов, обозначенных цифрами)

  1. Вес (1) +ванна (2) = весна
  2. Тарелка (1) + думает (3) = тает
  3. Самовар (1) + воробей (2) + розы (2) = морозы
  4. Дерево (2) + картина (2) = дети
  5. Луна (1) + пружина (2) = лужи

Прочитайте полученные слова.

Из данных слов устно составьте предложения.

На дорогах лужи.

Дети рады весне.

Сегодня мы раскрыли тайны слогов:

1 тайна: чтобы правильно делить слова на слоги надо знать гласные.

Вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.

2 тайна: переставлять слоги местами или пропускать слог нельзя – слово разрушится.

Вывод: слог-это часть слова.

3 тайна: слова с одной строки на другую переносятся по слогам.

4 тайна :букву Й и Ь при переносе отделять нельзя.

Урок русского языка по теме “Деление слов на слоги. Перенос слов”, 1 класс

Методическая разработка содержит конспект урока с презентацией. Урок составлен по программе Зелениной.

Просмотр содержимого документа
«Деление слов на слоги.Перенос слов.»

Тема: «Деление слов на слоги. Перенос слов».

Цели: 1) уточнить знания учащихся об особенностях деления слов на слоги;

2) познакомить учащихся с правилами переноса слов.

Задачи: 1) развивать умение делить слово на слоги и переносить с учётом особенностей слогов;

2)вывести правила переноса слов, закрепить применение их на практике;

3)развивать у детей орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память;

4)воспитывать любовь и уважение к родному языку, чувство взаимопомощи, аккуратность.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте, всё в порядке

Книги, ручки и тетрадки?

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

– Вспомните, чему были посвящены наши последние уроки русского языка? (Слайд 1 )

– Сегодня мы продолжим работу по этой теме и откроем новое знание.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

– С чего начнём работать? (С повторения и подготовки руки к письму)

Для минутки чистописания я приготовила загадку. Первая буква в отгадке и будет именинницей на чистописании. (Слайд 2)

Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит.

(барабан) (Слайд 3, 4)

– Итак, мы повторяем написание буквы Б, б. Какие звуки обозначает эта буква. (запись заглавной и строчной букв Б, б). (Слайд 5,6,7)

(Слайд 8) Подчеркните гласные в слове барабан. Отметьте ударные и безударные гласные. Написание безударных гласных в этом слове нужно запомнить. Найдите это слово в своих словариках, отметьте «опасные» при письме места. (Подготовленный ученик читает толкование слов по толковому словарю)

Встречалось ли вам это слово в другом значении? Сделайте вывод о слове барабан. (Многозначное) Составьте красивое предложение с этим словом.

– Определите количество слогов в слове барабан.

Как определили? (воспользовались правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов)

Воспользуемся этим правилом для определения количества слогов в словах машина, арбуз пень (дети сами подчёркивают гласные, определяют количество слогов, проверяют) (Слайд 9)

Составление предложений с этими словами (по рядам)

– Наш помощник Карандаш тоже составил и записал для вас предложения, посмотрите (Слайд 10)

-Ребята, посмотрите, у Карандаша не хватило места для написания последнего слова в предложении. Как же быть? Если мы уже начали писать какое–то слово на строке, и оно не умещается? (Нужно перенести слово с одной строки на другую)

Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Переносить слова) Слайд11.

-А как нужно переносить слова, как захочется? (По определённым правилам)

Сегодня мы попытаемся эти правила открыть.

3.Выявление места и причины затруднения.

-Итак, как же нам поступить со словом МАШИНА? (перенести с одной строки на другую) В чём наше затруднение? (не знаем правил переноса)

4.Построение проекта выхода из затруднения.

-Какова же цель нашего урока? (открыть правила переноса)

-Как бы вы перенесли? (выслушиваются варианты детей, проверяется по слайду 12)

(Запись предложений по рядам).

-Как переносили слова с одной строки на другую? (по слогам) Модель правила на доску.

5.Реализация построенного проекта.

– Чтобы не ошибаться в переносе слов, предлагаю разработать памятку. (Слайд13)

Шаги для переноса слова с одной строки на другую.

6.Первичное закрепление во внешней речи.

Каждое слово в данном предложении разбить на две части для переноса, соблюдая разработанные шаги. (1 уч-к у доски с комментированием) Бродит стадо по лугам.

(Повторное проговаривание правила)

Здесь порядок очень строгий

Делим все слова на слоги

Переносим по слогам:

Бро-дит ста-до по лу-гам.

-Разобрались? Молодцы! Как проверить, усвоили вы новое знание или нет? (Слайд 14)

Как правильно перенести слово с одной строки на другую?

Я-года или Яго-да? (высказывания детей)

-А вот как об этом пишет А. Шибаев в стихотворении «Обидели».

Какое новое правило переноса теперь знаем? (одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую строку) (Слайд 15) Модели правил на доску.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Проверь, какие слова правильно разделены для переноса, выпиши их в тетрадь. (Слайд 16)

Проверь себя (Слайд 17)

8.Включение в систему знаний и повторение.

-Скажите, ребята, где мы будем применять наши знания?

Попробуем включить новые знания в копилку уже пройденного материала.

У вас на столах лежат слоги, попробуйте составить из них слова. (наша, школа, дарит, детям, знания). Проверка (Слайд18)

Составьте предложение из данных слов. Запишите.

9.Рефлексия учебной деятельности.

-Что нового узнали на уроке? Проверим, как запомнили правила. (По моделям рассказать правила переноса).

Работа с сигнальными карточками:

-Я запомнил правила переноса слов с одной строки на другую.

-Я не умею переносить слова с одной строки на другую.

-Я не допущу ошибки в написании слова барабан.

Тема урока: “Перенос слов по слогам”. 2-й класс

Класс: 2

Цели урока:
Образовательные:

  • Обобщение знаний о правилах переноса слов.
  • Формировать умение переносить слова с учетом особенности слогов.
  • Развивать у детей орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память.
  • Воспитывать любовь к родному языку, трудолюбие.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный этап.
– Приветствие учащихся.
Ребята , здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.

II. Минутка чистописания.
1. На доске напечатаны буквы: Жж
Посмотрите , какую букву мы будем сегодня писать . Дайте характеристику звуку [ж].
Напишите строчку ,чередуя эти буквы.

2. На доске запись: Жизнь дана на добрые дела.
Прочитайте пословицу , запишите её на следующей строчке.
Подумай те ,как понимаете смысл этой пословицы каждый .
А теперь обсудим в группах по кругу .(Сингл раунд робин)Начинаем обсуждение с партнёра №1.Проверяем.Отвечает стол № .. партнёр№…

III. Словарно-орфографическая работа.
1. Игра– Пока Незнайка нес нам слова, он потерял самые важные буквы.
К . рандаш, п . нал, м . шина, д . журный.
Задания.
– Запишите слова в тетради, подчеркните все гласные в словах. Какое “лишнее” слово? (пенал). Подчеркните его..
Проверка:
Обсудим в группах .Каждый называет 1 слово и называет гласные ,которые подчеркнул . Начинаем с партнёра №…
– Почему пенал “лишнее” слово? (2 слога.)
– Сколько гласных, сколько слогов?
Вывод: Сколько гласных, столько и слогов.

2. Работа над развитием речи со словарными словами.
Составление предложения со словарным словом пенал. Запишите своё предложение .Поделитесь сначала с партнёром по лицу, а потом с партнёром по плечу.Выберите самое интересное предложение в вашей группе .Какой стол желает озвучить своё предложение.

IV. Закрепление пройденного материала.
– Незнайка часто спешил, не доводил начатого до конца и очень часто ошибался. Друзья – коротышки над ним смеялись, а, слушая его, говорили, что такого не бывает.
Игра “Так бывает?”
1. – Незнайка написал предложение со словом пенал, допустив ошибку. Найдите ее.
Карандаш положу в пен-ал.
– Какую вы нашли ошибку?
– Как можно перенести слово?
– Чтобы еще лучше закрепить правило, послушай-ка Незнайка стихотворение – игру.
(Стихотворение читает подготовленный ученик.)
Я сейчас расскажу,

Как слова переношу:
Зима – зи – ма,
Пожар – по – жар,
Коза – ко – за,
Комар – ко – мар.
Здесь порядок очень строгий,
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам.

– Первую тайну письма мы открыли Незнайке.

Задание.
– Вот вам слова, разделите их для переноса.
Дуб, лист, гриб, куст.
– Слова из 1-го слога не переносятся, одна буква не остается на строке и не переносится.
Задание.
– Измените, слова так, чтобы их можно было перенести.
Образец: Дуб – ду-бы. (по карточкам)Карточки проверяет учитель после урока.

V. Микс пэа шэа
Встали задвинули стульчики. Двигаемся по музыку.Создаём пару. Отвечаем на вопросы поставленные учителем.( 10 секунд)

Сколько букв может быть в слоге?
Слог может состоять из одной буквы, но обязательно гласной, а из согласной – никогда. Слог может состоять и из двух, трех и нескольких букв, но гласная буква обязательно одна и есть в каждом слоге.
Гласный звук образует слог.

Как определить количество слогов в слове?
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Например:
Лист, коа, деео, лист-вен-ниа, при-клюеие

Как называются слова, в которых один слог, два слога, три слога?
Слова, в которых один слог, называются односложными,
слова, в которых два слога, — двусложными,
слова, в которых три слога, — трёхсложными.

Как слова делятся для переноса?
Для переноса слова делятся на две части.
Делить слова для переноса можно только по слогам, но при этом одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.

Какие слова переносить нельзя?
Слова, состоящие из одного слога, и слог, состоящий из одной буквы, переносить нельзя.
Например: класс, осы, юла.

Как можно перенести слова с буквами Й,Ь,Ъ?
Буква Й при переносе не отделяется от гласной.
Например: май – ка, зай – ка.
Буквы Ь и Ъ при переносе не отделяется от согласной.
Например: боль – шой, подъ – езд.

VI. Работа по учебнику.
Перенос слов. Стр. 8 упр.121 Работа в группах (Континиус Раунд Робин)Записываем слова , деля их на слоги начинает партнёр№ 4. Если кто не согласен со своим партнёром ,обоснуйте почему .

VII. Итог урока.
1. Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса слов.
Задача: сформулировать и озвучить правила переноса слов.
3-й уровень 1–2-й уровень
Ре-бя-та;
Пас-тух;
Сол-ныш-ко.
Вывод: Слова переносятся по слогам.

Ася – яма;
Ава-рия;
Яго-да.
Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

2. Вывод.
– Какие “тайны” переноса слов мы раскрыли?
– Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.
Если вы считаете, что усвоили тему на “отлично”, покажите улыбающегося человечка.
Если где – то в чем – то не уверены, то покажите задумчивого человечка.

Деление слогов на слоги. Перенос

ГРУППОВОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО ТЕМЕ: «СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ.
ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА (2-3 КЛАССЫ)»

Задачи:
повторить отличительные признаки гласных и согласных через дидактическую игру «Мяч»;
развивать умение слышать и выделять гласные звуки из слов, дифференцировать звуки и слоги через работу по карточкам «Волшебный ананас»;
закреплять навык выделения 1-2-3-сложных и многосложных слов на слух; совершенствовать умение определять количество, порядок и последовательность слогов в словах с опорой на вспомогательные средства и в умственном плане;
закреплять умение изменять в словах количество слогов.
закреплять полученные знания в письменной речи.
учить дифференцировать слова из одного, двух, трех слогов, соотносить их со слоговой схемой через работу с графическими схемами и игру «Волшебный мешочек»;
закреплять навыки переноса слов через практическую работу на занятии;
способствовать расширению и обогащению словаря через работу по речевой теме «Овощи, фрукты, ягоды», «Наш сад»;
закрепить навыки образования притяжательных и относительных прилагательных через дидактические игры «Мяч» и «Чьё это?» и работу с предметными картинками;
развивать способности к анализу, синтезу, логическому мышлению через работу в упражнениях на аналитико – синтетическую деятельность;
способствовать развитию умения расчленять задания по частям и планировать работу поэтапно;
способствовать развитию зрительно – моторной координации и пространственной ориентировки на этапе структурирования слов;
способствовать воспитанию мотивацию обучающихся к получению новых знаний посредством практической направленности заданий;
способствовать воспитанию критичности и адекватности отношения к результатам своей деятельности; умению слушать и слышать речь учителя и товарищей; способствовать воспитанию взаимопомощи при выполнении различных видов деятельности;
содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через использование двигательной активности для различных групп мышц; соблюдение охранительного педагогического режима.
Оборудование: мяч, предметные картинки, карточки с текстом, картинки с ананасом, карточки со схемами, предметные картинки, слоговые таблицы, карточки-подсказки для самопроверки, дидактическое пособие «Паровозик», полоски бумаги. ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Орг. момент
-Настроимся на работу, помогите закончить стихотворение:
Говорим всегда ….. (красиво),Чётко и неторопливо,Вспоминаем обязательно,Что учили ….(на занятиях).
– Чем будем заниматься на занятии? Определи по схемам.
________ _____/_______ _______/_______/_______
– Какие задачи себе поставим?
2. Повторение ранее изученного.
-На какие группы делятся звуки?
-А согласные?
Игра «Мяч» (учитель-логопед кидает мяч ребёнку, он его возвращает с ответом) – назови гласные буквы, звуки; согласные- звонкие, глухие, мягкие, твёрдые, парные непарные. Преврати мягкий звук в твёрдый и наоборот.
3.Слоговой анализ и синтез слов.
а). Деление слов на слоги.
-Из первых букв слов-картинок собери слово: собака, лось, осень, гриб (слог).
– Что знаете о слогах? Что образует слог?
– Как узнать, сколько слогов в слове? Какие бывают слоги?
Дидактическая игра «Волшебный ананас» (на картинке найти и раскрасить жёлтым цветом только слоги). Дополни слог до слова, запиши его.
Проверка слов.

Работа по группам:
1 группа (работает совместно с учителем–логопедом)
Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (на ощупь вытащить овощ, фрукт, ягоду) и записать в соответствующий столбик: с 1-м слогом, с 2-мя слогами, с 3-мя слогами, многосложные слова. Выполнить графическую схему слова. Поставить ударение, выделить гласные красным стержнем, выделить ударный слог (дугой).
-Отхлопать это слово (ударный слог сильнее).
Например:
1 сл. 2сл. 3сл. Многосл.
малина
/
2310765163195 __а _/__и___/__а___

2 группа (работает самостоятельно)
Дидактическая игра «Паровозик» (распределить картинки по вагончикам -в зависимости от количества слогов). Выполнить графическую схему слов. Поставить ударение, выделить гласные красным стержнем, выделить ударный слог (дугой).
Взаимопроверка

-На какие группы можно разделить эти слова? Что это? (овощи, фрукты, ягоды).
– Какой сок, компот и какое варенье можно из них приготовить? (игра «Мяч»- устно: груша, яблоко, мандарин, виноград, томат (помидор), вишня, персик; яблок, ананас, груша, банан, вишня, апельсин).
б). Перенос слова. Работа в парах.
– Назовите правила переноса слов.
– На доске записаны «заколдованные слова», в каждом слове лишний слог. Нужно «расколдовать» слова, в подарок – вкусное слово, которое получилось. Его записать для переноса.
КОРАНФЕТЫ БУРИБЛИКИ ПЕРЕЧЕНЬЕ ХАРАЛВА МАРМЕРИЛАД БАЛИРАНКИ ПИНОРОЖКИ СУГРОХАРИ СМОКАРОДИНА МЕСЛИВА ЕЖЕМЯВИКА АРФУБУЗ
в). АНИМАЦИОННАЯ ФИЗМИНУТКА «ВЕСЁЛЫЕ МАРТЫШКИ»
г). Работа со слоговыми таблицами. Дидактическая игра «Угадай, чьё это?».
– С помощью слоговых таблиц (Приложение 1) зашифруй на листочках три своих любимых сладких слова. Положи полоски бумаги в вазу (учитель-логопед достаёт полоску, ребята угадывают слово и обучающиеся определяют, чьё это сладкое слово).
Например:
74РТ
67Н-35-113
26-55Р

д). Работа с текстом.
-Выпиши ту часть рассказа, в которой говорится о том времени года, которое у нас сейчас. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни многосложные слова. Запиши слова с ь для переноса.
-Как такие слова переносим?
Самопроверка по карточкам-подсказкам.
Наш сад.
Хорошо в нашем саду. Весной распускаются белые и розовые цветы на вишнях и яблонях. Летом на деревьях и кустарниках созревают фрукты и ягоды. Мы собираем вкусные вишни, яблоки, груш… и малину. Осен…ю лист..я на дерев…ях желтеют и облетают. Сад тих и прозрачен. Зимой метель оденет дерев…я в белые пуш….стые шубы. Укроет снежными шапками кусты.
4.Итог занятия. Рефлексия.
5.Пароль на выход.
Работа по карточкам: подпиши слово к его схеме.

  • delenie_slogov_na_slogi._perenos
    Размер файла: 926 kB Загрузок: 7

Конспект урока русского языка: «Перенос слов»

Цели:

1. Подвести учеников к выводу о том, как переносим слова с одной строки на другую;

2. Познакомить с основными случаями переноса слов;

3. Учить рассуждать, сравнивать, анализировать, группировать, вычленять;

1. веер гласных букв,

2. красные фломастеры, для обозначения гласных,

3. цветные карандаши,

4. зелёные ручки.

1. ноутбук, проектор, экран,

2. карточки со словарными словами,

3. карточки «Незнайка»,

4. Карточки для работы в группах,

5. Опорные схемы для разных случаев переноса слов,

Ход урока русского языка в начальной школе

2. Массаж пальцев и кисти руки.

Раз, два, три, четыре, пять (смыкание пальцев обеих рук и выгибание «от себя»)

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый первый, (растирают большой палец)

Самый длинный и большой.

Этот пальчик для того,

чтоб показывать его. (растирают указательный палец)

Этот пальчик самый длинный

и стоит он в середине. (растирают средний палец)

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый. (растирают средний палец)

А мизинчик хоть и мал,

Зато ловок и удал. (растирают мизинец)

«Я тетрадочку открою,

И как надо положу.

Я от вас, друзья не скрою

Ручку правильно держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я берусь!»

1). –Рассмотрите рисунок.

– Куда спешит улитка? Интересно, кто её там ждёт?

– Нарисуем улитку на строке (показ).

2). – Назовите буквы алфавита с которых не начинаются слова в русском языке. (ь,ъ,ы)

– Какие общие элементы есть в написании этих букв?

3). Прочитайте слова «про себя», обозначьте гласные буквы красными точками.

– Разделите слова на слоги вертикальными линиями.

– Назовите слова из 1 слога, из 2-х слогов, из 3-х слогов.

– Как определить количество слогов в слове?

– Какую роль в данных словах выполняет «ь» и «ъ» знаки?

4) Самооценка написанного.

– Лучшую букву записать в окошке домика.

– Вот куда спешила улитка, к красиво и правильно написанной букве.

3. Словарная работа.

учит.ль, дев.чка, с.поги, л.мон, р.бята (дети показывают пропущенную букву веером гласных букв.)

4. Физминутка для глаз.

(Находят по классу кружки заданного цвета)

5. Актуализация знаний.

– Сколько букв в русском алфавите?

– Что такое буква?

– Какие бывают буквы?

(Ученик читает стихотворение:

«Буквы можем мы читать,

И в тетрадку записать.

В алфавите, посмотри,

Их всего лишь 33».)

– Какие бывают звуки?

– Какие звуки речевые?

– Сколько всего звуков в русском языке?

(Ученик читает стихотворение:

«Звуков целых 42!

Ах, кружится голова.

Какие они разные:

– Как определить, сколько в слове слогов?

(Ученик читает стихотворение:

Сколько в слове гласных,

Столько и слогов,

Это знает каждый

6. Постановка проблемного вопроса.

1. Просмотр фрагмента мультфильма (Незнайка записывает: «Я – поэт. Зовусь Не»…и у него заканчивается страница. Он не знает что ему делать дальше).

– Что же делать Незнайке, ребята? Давайте ему поможем. (высказывание мнений).

2. Работа в парах. (Каждой паре раздаётся карточка «Незнайка».

Задание: Поставьте знак переноса там, где считаете нужным.

(Сбор карточек, просматриваю, выбираю разные способы, предложенные детьми, и вывешиваю на доску.)

– Посмотрите, что получилось?

– Какое было задание?

-Задание было одно?

– А что получилось?

– Что же мы должны сегодня узнать?

– Какая же будет тема урока?

(Слайд «Перенос слов»).

7. Поиск решения проблемы.

Задание: Разделите слова на слоги для переноса в тетради (в это время 2 человека работают с обратной стороны доски, выполняя это же задание).

Сравнение своих записей с правилом в учебнике (П.1, 3)

Вывешиваю опорные схемы для этих случаев переноса:

(Слова надо переносить по слогам. о – о

«Здесь порядок очень строгий:

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам:

Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву.) (опорные схемы)

«Скучает буковка одна,

Стоит оторвана от слова…

Кем так обижена она

Несправедливо и сурово?

Ах, потеряли мы покой

От бесконечного вопроса!

Не первоклассник ли какой

Не знает правил переноса?»

Работа в группах по 4 человека.

Задание: Узнать остальные правила переноса слов, опираясь на таблицу в тетради.

Задание для 1 группы:

«Узнать, как переносятся слова с двумя одинаковыми буквами в середине слова.

Разделите слова для переноса: касса, ванна, жужжит, каллы.»

(Сравнение вывода детей с правилом. Чтение пункта правила, который соответствует этому случаю переноса: «Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом.

Вывешиваю опорную схему.)

Учитель: «Две согласных, словно в сказке–переносятся по-братски.»

Задание для 2 группы.

«Узнать, как переносятся слова с ь в середине слова.

Разделите слова для переноса: деньки, кульки, письмо, кольцо.»

(Сравнение вывода детей с правилом. Чтение пункта правила, который соответствует этому случаю переноса: «Буква ь , ъ, й не переносятся на следующую строку.» (Вывешиваю опорную схему.)

Задание для 3 группы

«Узнать, как переносятся слова с разделительным ъ

Разделите слова для переноса: подъезд, объём, отъезд, подъём.

(Сравнение вывода детей с правилом. Чтение пункта правила, который соответствует этому случаю переноса: «Буква ь , ъ, й не переносятся на следующую строку.» ( Вывешиваю опорную схему.)

Задание для 4 группы

«Узнать, как переносятся слова с буквой й в середине слова.

Разделите слова для переноса: рейка, змейка, сойка, майка.»

(Сравнение вывода детей с правилом. Чтение пункта правила, который соответствует этому случаю переноса: «Буква ь , ъ, й не переносятся на следующую строку.» ( Вывешиваю опорную схему.)

Вывод: – Как же нужно переносить слова?

(по опорным схемам проговаривание правил переноса).

(Возвращаемся к слову «Незнайка» и переносим его разными способами по правилу).

8. Физминутка (музыкальная).

9. Первичное закрепление

Выполнение задания на экране. (Даются по 3 слова, нужно найти слово, которое нельзя перенести).- устная работа. (ЭОР №2)

10. Самостоятельная работа

1. Выполнение задания в учебнике–упр.21. (по вариантам). (Спиши, раздели слова для переноса.)

2. Взаимопроверка выполненного задания.

Проговаривание правил переноса слов по опорным схемам.

12. Домашнее задание.

Подготовить по 3 слова для переноса (для товарища)

Тема: Правила переноса слов

Тема: Правила переноса слов

Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык, 1 класс.

УМК «Школа России»

Тема: Перенос слов.

Цель: Ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.

Задачи:

1. Формирование предметных умений:

– делить слова на части для переноса;

– оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения);

– делить слова на слоги, ставить ударение;

– правильно списывать слова и предложения; проверять написанное, сравнивая с образцом.

2. Формирование метапредметных умений:

– принимать и осваивать социальную роль ученика;

– устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

– определять общие для всех правила поведения;

– осознавать роль языка и речи жизни людей;

– готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

– определять и формулировать цель деятельности на уроке;

– проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

– высказывать свое предположение на основе учебного материала;

– отличать верно выполненное задание от неверного;

– совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

– ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

– проводить анализ учебного материала;

– сравнивать и группировать буквы, слова;

– делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

– слушать и понимать речь других;

– учиться работать в паре.

Ход урока

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

На уроке не зевать,

А работать и писать.

– Проверьте, все ли у вас готово для работы: учебник русского языка, тетрадь, письменные принадлежности. Все ли на своих местах?

II . Актуализация знаний.

-Отгадайте загадки. Определите количество слогов в словах-отгадках.

На минуту в землю врос

Мост высокий без перил.

(Радуга)

Вот по нему мчится конь –

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит.

(Гроза).

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Пока он не пройдет.

( дождь)

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда: из мешков бежит вода.

Мотивация

– Какую тему изучали на прошлом уроке? Чему учились?

(Тема: Слово и слог. Мы учились определять сколько в слове слогов.

– как определить количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов)

Самоопределение к деятельности.

– ( запись предложения под диктовку)

Дедушка купил внуку подарок.

(один ученик записывает предложение на доске. Слово подарок не помещается полностью на строке. Возникает проблема).

– что нужно делать, если слово полностью не входит на строку? (перенести на другую строку).

-а как можно перенести слово на другую строку?

ответ)

– назовите тему урока. (перенос слов)

Построение проекта

– Определите цель нашего урока. (Научиться переносить слова.)

– Какая будет тема урока? (Перенос слов.)

– По какому плану будем работать? (Узнаем правила, поупражняемся в переносе слов, будем учиться применять новое знание при письме предложений.)

Открытие нового знания

– Как же нам перенести слово? ( Дети: при переносе слова его надо поделить на 2 части. Мы уже умеем делить слова на части – на слоги. Значит, можно предположить, что слово надо переносить по слогам.)

– То есть, как можно перенести слово подарок? (по-дарок, пода-рок, по-да-рок)

– Давайте проверим. Запишем предложение.

По небу плывет пушистое облако.

– Разделите каждое слово на слоги

(Учащиеся карандашом проводят вертикальные линии.)

– Вот так можно перенести слова с одной строки на другую.

( Учитель показывает запись, выполненную заранее:

По не-бу плы-вет пушис-тое об-локо.)

– Сформулируйте по записи на доске правило переноса. ( Чтобы перенести слово с одной строки на другую, надо разделить слова на слоги.)

( Учитель предлагает прочитать правило переноса в стихах и запомнить его.)

Перенос веди толково,

Чтобы дело шло на лад,

Раздели на слоги слово

Как на дольки шо-ко-лад.

Первичное закрепление

(Дети получают карточку для самостоятельной работы.)

Задание. Раздели слова для переноса.

Арбуз, армия, полка, земля, красный, сладкий, храбрый, Денис, гроза.

(Фронтально разбираются 3 слова; следующие три слова разбираются в парах; следующие 3 слова – самостоятельно._

Проверка по образцу.

Ар – буз, ар – мия, пол – кА, зем – ля, крас – ный, слад – кий, храб – рый, Де – нис, гро – за

Физкультминутка

У жирафа

Проблемный вопрос

– Можно ли перенести с одной строки на другую слово кит? (нет, т.к. в слове кит1 слог.)

– Можно ли перенести слово осень? (2 мнения: можно: о-сень; нельзя: 1 буква на строке не остается.)

– Послушайте стихотворение и сделайте вывод.

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенес:

И получил за это «два»,

И получил за это «кол»,

Опять я перенес:

Тепер, наверное, будет «пять»?!

– Так получит мальчик оценку «пять»? (Нет.)

– Почему? Объясните. (Из стихотворения мы поняли, что одну букву нельзя оставлять на строке.)

(На доске появляется второе правило переноса.)

Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строчку.

– Придумайте подобные слова, которые нельзя переносить. ( Аня, Оля, ежик, оса и т.д.)

Применение нового знания

  1. Упражнение в делении слов для переноса.

Работа по учебнику стр. 37 упр. 3.

Посмотри, как разделены слова для переноса.

Колоколь-чик, ро-машка, васи-лек.

А как можно еще перенести эти слова с одной строки на другую? Напиши любое слово столько раз, сколько есть способов переноса этого слова.

Образец: Ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик.

(Учащиеся выполняют на доске и в тетрадях с объяснением и проговариванием правила.)

– Чтобы убедиться, что мы овладели новыми знаниями что вы должны выполнить теперь? (Самостоятельную работу.)

– Из каждой пары слов выбери только одно слово, которое можно переносить.

Ольга – Оля, Ирина – Ира, Петр – Петя, елка – ель, шары – шар

(Взаимопроверка после выполнения задания.)

  1. Верно ли поставлен знак переноса:

Ст – ол, ру – ки, ма – лина, пена – л, у – рок, ст – риж

(Проверка по образцу.)

-составьте из букв слова и разделите их для переноса.

Рефлексия

– Какая была цель урока? (Научиться делить слова для переноса.)

– Достигли мы ее? (Достигли.)

– Как это доказать? (Знаем правила. )

(Рассказывают изученные правила)

– Как вы открыли новое знание? (Составили план.)

– Оцените свою деятельность на уроке.

( На доске с помощью веселых и грустных Смайликов)

Читайте также:  Предлоги - конспект занятия
Ссылка на основную публикацию