Конспект занятия Деление слов на слоги, Перенос слов

Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

Конспект урока

по русскому языку

Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

школа 21 века 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.

1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слова, на которые оно делится при произношении.

2. Развивать умение различать в слове количество слогов по количеству гласных звуков. Учиться переносить слова с одной строки на другую.

3. Развивать у ребят логическое мышление, кругозор, внимание и память.

4. Воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма.

  1. Организационный момент.

Улыбнёмся друг другу и начнём урок.

Выполним упражнение, которое улучшит ваше внимание и речь: вы должны мягко завернуть ушки от верхней точки до мочки 3 раза.

Разминка «Да» или «Нет».

– В алфавите 33 буквы.

– В неделе 8 дней.

– Гласный звук образует слог.

– В радуге 7 цветов.

-В слове конь 3 буквы.

– В слове цветы ударение падает на первый слог.

  1. Объявление темы урока.

Сегодня будем продолжать учиться делить слова на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков, учиться списывать слова, произнося их по слогам.

  1. Словарно-орфографическая работа.

К рзина, яг да, м рковь, в робей, п суда, м роз, гор д,

– Какое слово лишнее и почему?

– Какая орфограмма в слове живёт?

– Что общего у остальных слов? (Во всех словах пропущена буква О).

– Какие это слова?

– Почему мы должны их выучить наизусть?

Вам предстоит записать в тетрадь слова в алфавитном порядке.

Поднимите руки, кто не уверен в своих силах, что справиться с заданием и ему перед выполнением работы нужно повторить алфавит?

Поставьте ударение, подчеркните буквы, которые надо запомнить.

Обратите внимание на каллиграфию письма.

– С какими орфограммами мы работали?

Вывод. Мы работали с безударными гласными, непроверяемыми ударением. Это словарные слова, правописание их надо запомнить.

Проверка по готовому образцу .

Поднимите руки, кто записал слова без ошибок?

  1. Усвоение нового материала, построенное как развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса .

– Какое сейчас время года?

– Чья картина перед вами?

– Как она называется?

Мы с вами знаем, что многие известные художники, писатели и поэты любили это прекрасное время года и посвятили осени свои замечательные произведения.

И мы сегодня на уроке снова поговорим об осени.

1. Зрительный диктант.

Осенью я шёл по лесной тропинке.

Внимательно прочитайте предложение и запомните его.

Закройте глаза и представьте предложение зрительно (запись на доске закрывается).

Запишите предложение по памяти.

Проверка. (Открывается запись предложения на доске).

– На какие орфограммы мы должны обратить внимание? Проверку будем делать с конца предложения.

(Дети называют орфограммы, опираясь на алгоритм правописания безударных гласных в корне).

– В какой части слова пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? Выделите корень в именах существительных.

2. Формирование цели урока.

Прежде чем выполнить следующее задание скажите, что нужно знать, чтобы переносить слова? ( Уметь делить на слоги ).

На что обращаем внимание, когда делим слова на слоги? ( На гласный ).

Гласные звуки слог перенос слов

– О чём вы должны помнить? (В слове столько слогов, сколько гласных).

– Может ли слог состоять только из одного звука?

– Да может, но только из гласного звука. Любой слог образует только гласный.

– Есть ли такое слово в нашем предложении? (О-сень).

Вывод. Вы правы, все слова «держатся» на гласных. Значит, гласный звук – главный в слове.

– А теперь скажите, можем ли мы перенести слова с одной строки на другую так, как мы разделили их на слоги? (Нет, не можем).

– Почему? ( Потому что есть определённые правила, как надо переносить слова с одной строки на другую).

-Какие правила переноса мы знаем?

Нельзя оставлять и переносить на другую строку одну букву. Например:………..

Букву Й при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы. Например…………

Букву Ь при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы. Например…………

Если в слове есть удвоенные согласные…

По ходу выполнения упражнений будем закреплять наши знания.

(Открывается запись на доске).

Под н гамии тихо трещ ли опавшие лист я.

– Сейчас мы с вами будем учиться заменять слова более точными и выразительными. Прочитайте предложение.

– Какие орфограммы пропущены? (Устный разбор слов с пропущенными орфограммами.

-Какие другие орфограммы встречаются в других словах?

( Устный разбор слов с пропущенными орфограммами ).

– Может, кто-то из вас заметил и скажет: все ли слова точно передают мысль? Давайте поразмышляем…

«Опавшие листья трещали…» «Трещат» не листья, а дрова в печи или лёд на реке. «Шелестят» тоже не подходит. Шелестят листья на деревьях под ветром. И слово «хрустят» тоже не годится: хрустят сухие ветки, а опавшие листья именно шуршат.

(Стирается слово «трещали» и записывается «шуршали»).

– Запишите предложение. Вставьте пропущенные буквы.

– Что вы записали? Докажите, что это предложение. Дайте ему характеристику.

-Над какими орфограммами работали?

– Вызвало ли что-то у вас затруднения?

-Как проверяли написание безударной гласной?

Задание. Подчеркните главные члены предложения, сверху напишите, какой частью речи они выражены. (Ученик работает у доски).

– Разделите слова на слоги.

– В каком слове гласный образует слог? (о-павшие)

– Как можно перенести это слово с одной стороны на другую? (опав-шие).

– Ребята, давайте устно добавим несколько предложений к двум предложениям на доске:

Осенью я шёл по лесной тропинке. Под ногами тихо шуршали опавшие листья.

(Дети добавляют свои предложения).

Например: Они были золотыми, как солнышко. Полетели листочки по ветру. Зашумел в лесу золотой дождь).

– Что у нас получилось? (текст).

– Докажите, что это текст.

– Как можно его озаглавить?

(«В осеннем лесу», «золотой дождь», «Листопад»).

3. Психологическая физминутка.

Тихо звучит музыка А.Вивальди «Времена года».

– Сядьте прямо, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы в осеннем лесу, и послушайте музыку леса.

– Давайте улыбнёмся друг другу и продолжим наш урок.

IV. Развитие умений.

– А теперь выполним упражнение. Вам понадобятся и внимание, и память, и умение быть сосредоточенными.

Внимательно прочитайте записанные на доске пары слов, постарайтесь запомнить их. Через полторы минуты я сотру вторые слова каждой пары, а вы, опираясь на первое слово, запишите в столбик по памяти вторые слова с чёрточкой для переноса слов.

– Подберите к ним проверочные слова и напишите их, подчеркните орфограммы, выделите корень.

Проверка. Дети по очереди комментируют с места написание орфограмм, учитель на доске записывает слова.

– Разделите все слова на слоги вертикальной линией.

– Подчеркните слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую. (шум, мост)

Какую задачу мы ставили перед собой? (Научиться делить слова на слоги и переносить их с одной стороны на другую).

  1. Дифференцированная работа.

Сейчас у нас будет работа по карточкам.

Поставьте на полях знак самооценки:

уверен в своих силах – плюс;

сомневаешься – знак вопроса;

не уверен – минус.

Перед вами на столе лежит по 2 карточки и вы должны выбрать одну на выбор по своим силам.

Кто выбрал карточку №1? (Вызвать одного ученика к доске из этой группы).

Кто выбрал карточку №2? (Вызвать одного ученика из этой группы).

(Дети выполняют работу.)

Проверка заданий у детей, работающих у доски. Остальные сигналят «светофорами», верно выполнено задание или нет.

Проверка работ у всех детей.

– Кто поставил себе плюс и не сделал ошибок? Правильная самооценка. Молодцы!

– Кто поставил знак вопроса, но не сделал ошибок? Тоже молодцы, внимательно работали.

– Кто поставил минус и допустил некоторые ошибки? Вы правильно оценили свои силы, видите свои проблемы, и это поможет вам их ликвидировать.

– Чем мы занимались на уроке?

– Что нужно делать для того, чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую?

А теперь проверим, чему вы научились на уроке, и выполним небольшой тест.

Проверить и оценить наши работы поручим родителям.

Тема урока: Слог. Перенос слова.

Тема урока: Слог. Перенос слова.

Цели: Продолжить знакомство учащихся с правилами переноса слов и систематизация известных знаний.

· Закреплять умение делить слова на слоги.

· Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.

· Учиться переносить слова с одной строки на другую.

  • Развивать правильную грамотную устную речь, мышление, память, воображение.
  • Развивать умение различать в слове количество слогов по количеству гласных звуков.
  • Воспитывать интерес к родному языку, изучению русского языка, умение слушать и слышать других, заботу о своем здоровье.
  • Воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма.

Личностные: – проявление творческого отношения к процессу обучения;

– проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. Познавательные: – умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

– находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные: – умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

– умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

– умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: – умение слушать и понимать других;

– умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

– умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Методы: частично-поисковый

  • проблемный
  • – репродуктивный- работа с книгой, тетрадью.

Формы работы: парная работа;

  • групповая работа.

Оборудование : учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина “Русский язык”, 2класс;- рабочая тетрадь;

  • карточки;
  • – мультимедийный проектор, экран;
  • – компьютер;
  • электронное приложение к учебнику

– I. Организационный момент.

Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность.

Учитель: Прозвенел звонок и смолк,

Нам пора начать урок.

Дети: Рады слышать мы звонок,

Интересно нам читать,

Думать, спорить, рассуждать!

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Мы приветствуем гостей

Добрый день, добрый час!

А, сейчас, ребята, проверьте свое рабочее место, все ль готово к уроку русского языка?

Тихо сели, спинку прямо.

II. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

1. Игра «Наоборот». Слоги – на, то, ру, гы, мэ, ло, ду, ва

Нё, сю, пе, фю, мя, зи, бё, вя

-Замечательно. Скажите, а что мы с вами произносили? (Слоги)

-Что скажете о них?

-Что помогает им меняться? Гласные буквы.

-Какие гласные буквы показывают мягкость согласного?

2. Чистописание. – Теперь откройте ваши тетрадки. (Посадка).

Напишите дату, классная работа.

На доске: (т, п, к, я, н). Внимательно посмотрите на доску, скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните, почему? Расскажите про неё. (Буква гласная, обозначает мягкость согласного, образует слог.)

Физминутка. РАЗОТРУ ЛАДОШКИ.

Показ учителя на доске: Вспомним, как правильно писать буквы Я, я. ( Ставлю ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Веду вниз, закругляю, веду вверх наклонную линию, не доводя до верхней линии рабочей строки, веду влево и пишу овал. Довожу до верхней линии рабочей строки, возвращаюсь вниз, веду наклонную линию с закруглением внизу вправо).

На доске : Посмотрите на показ яЯя, яЯяя , яЯяяя, установите закономерность. Какое следующее сочетание букв? Записываем в тетради.

Тетрадь влево наклоню,

ручку правильно держу,

сижу прямо не согнусь,

на пятёрку потружусь.

3. Словарно-орфографическая работа.

  • Запишите словарные слова, которые начинаются с этой буквы. Выделите слоги, поставьте знак ударения. (Самостоятельная работа учащихся)

Январь, яблоко, язык, ягода.

  • Проверьте себя по доске. Поставьте себе оценку.

проверка с помощью шкалы знаков: !,+,- Покажитесь, кто у нас молодцы? + встают и повернулись ко всем и кивнули, + встали и поклонились, – встали и покачали головой.

4. Работа по учебнику.

– В словах вы выделяли слоги.

А что называем слогом? (ответы детей)

Давайте проверим наши выводы. Прочитайте, что говорит нам профессор Самоваров? Стр. 80 учебник.

Учитель : Слово делится на части

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

5. Рабочая тетр. стр 72 упр 71 . Будете составлять слова из частей. Запишите первый столбик те, у кого имя начинается на гласную букву, а второй столбик, те, у кого начинается на согласную букву.

– Проверка. Читают и называют, сколько слогов в слове.

– Как узнать, сколько слогов в слове?

(Прочитать слова, сосчитать, сколько гласных в слове, столько и слогов.)

Давайте проверим свое мнение, выслушав сообщение проф Самоварова.

Электронное приложение анимация 2. Послушать профессора Самоварова.

III. Тема и цели урока

А теперь послушайте стихотворение Шибаева. Читает ученик.

Мы изучаем перенос.

Вот как я слова перенес:

Едва я перенес – е-два И получил за это «два».

Укол я перенес: у-кол И получил за это «кол».

Опять я перенес – о-пять. Теперь, наверное, будет «пять».

– А вы как думаете, ребята, какую оценку получит ученик? Почему? А какое из этих слов можно перенести?

– Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (учиться переносить слова с одной строки на другую.)

Какова тема нашего урока? (Ответы детей, открываю запись темы урока на доске)

-Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или можно их переносить, как кому захочется?

IV. Работа в группе.

– Иногда слово не помещается на строке, тогда мы пользуемся переносом. Но чтобы это сделать, надо знать правила переноса.

Я хочу напомнить одно из главных правил переноса слов.

А другие правила переноса вы вспомните сами и расскажете нам. Для этого надо поработать в группах.

По какому плану будем работать?

1. Вспомним правило переноса.

2. Поупражняемся в переносе слов.

3. Будем учиться применять новое знание.

Работа в группах:

  • Карточки со словами: Пальто, арбуз, подъезд, русский, горох, майка, группа, ягода, лейка, Россия, огурец, стройка, коньки, сумма, отъезд, чайка.
  • Инструкция: « Шаги к умению» Как перенести слово.

1.Прочитать слово 2.Устно разделить его на слоги 3.Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записать в тетрадь, разделив для переноса.5. Написать на бумаге одно слово, разделив для переноса.6. Нарисовать схему к вашему правилу. 7. Рассказать правило переноса друг другу.

  • Задания для каждой группы: 1 группа переносим слова названия растений;

2 группа перенос слов с ь и ъ

3 группа перенос слов с й

4 группа перенос слов с удвоенными согласными

Защита: Написать по одному слову на каждое правило на доске. Объяснить правило переноса. Выходят из групп желающие.

V . Если в слове два слога, то можно его переносить? (Ответы детей)

– Игра «Мои друзья». (У некоторых учащихся на партах карточки со словами. По заданию учителя дети встают у доски по группам. Остальные проверяют их)

– У вас карточки со словами. Если ваше слово отвечает заданному условию, вы его называете и показываете. (Дети становятся в группы)

1. – Мои друзья те слова, в которых первая буква гласная. (экскаватор, эскалатор)

2. – Мои друзья те слова, в которых есть буква й. Как перенесём эти слова? (Чайник)

3. – Мои друзья те слова, которые нельзя переносить. (класс, вдруг, отец, язык)

4. – Мои друзья те, в которых 3 слога; (деревня, огород)

-Итак, можно ли переносить все слова, в которых два слога? Почему?

-Встаньте по группам односложные слова, двусложные слова, трехсложные слова, четырехсложные слова. (Дети переходят из групп в группы по заданному условию).

-Ребята, почему я так назвала эти группы?

В домашнем задании встретятся эти слова.

VI. Закрепление пройденного материала .

Цель: включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях.

1. На доске: Осень, ветер, клен, касса, долька, Юля, сорт, ягода, пень, лайка, этаж.

Мальчики записывают слова, которые можно перенести, разделив для переноса.

Девочки, слова, которые нельзя переносить.

VII. Какие правила переноса слов мы сегодня повторили?

– Где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке?

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

1. Задание: продолжить предложения: Больше всего мне понравилось (не понравилось… Я узнал, что … Самым полезным для меня было… Я затруднялся… – Оцените своё настроение смайликами.

IX. Домашнее задание. – Раб. тетр стр 40 у 72 в этом упражнении 5 заданий. Можно выбрать, кто, сколько пожелает заданий, но не меньше двух.

Учитель: Вот и кончился урок,

Снова прозвенел звонок.

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Конспект урока русского языка “Перенос слова”

Цель:

  • познакомить учащихся с правилом переноса слов;

Задачи:

  • развивать умение делить слово на слоги и переносить с учетом особенности слогов;
  • ознакомить с правилами переноса слова с мягким знаком, й в середине слова;
  • развивать речь, внимание и память;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.

Ход урока

I. Самоопределение.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Чистописание.

– Какую букву будем писать на минутке чистописания? Она обозначает согласный, твердый, непарный, звонкий звук в данных словах

Трава, дрова, сорока, труд

Рр

III. Словарная работа

Великая радость – работа,

В полях, за станком, за столом!

Работа до жаркого пота!

Работай без лишнего счёта,

Всё счастье земли – за трудом! (В. Бирюков)

– О чем говориться в стихотворении?

– Объясните, как вы понимаете, что такое работа?

* Нахождение в действии

* Занятие, труд, деятельность

* Служба, занятие как источник заработка

* Продукт труда, готовое изделие

– Слово – помощник – «раб» – подневольный человек, занимающийся тяжелым трудом.

Подберите слово близкое по значению слову работа (труд)

– Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

Работе – время, потехе ч…с.

– Какая буква пропущена? Объясни.

– Спиши, поставь в словах ударение. Раздели слова на слоги.

IV. Актуализация знаний.

– Сколько букв в русском алфавите? (33).

– Что такое буква?

– Какие бывают буквы? (Письменные и печатные, строчные и заглавные).

(Ученик читает стихотворение)

Буквы можем мы читать
И в тетрадку записать.
В алфавите, посмотри,
Их всего лишь 33.

– Какие бываю речевые звуки? (Гласные и согласные).

– Чем отличаются при произношении гласные звуки от согласных?

– Сколько всего звуков в русском языке?

Звуков целых 42!
Ах, кружится голова.
Какие они разные:
Гласные, согласные!

– Как определить, сколько слогов в слове?

Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.

V. Постановка проблемного вопроса.

– Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?

– Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий? Что бы вы предложили?

– Сегодня мы узнаем правила переноса, потренируемся в переносе слов.

VI. Знакомство с новым материалом.

1. – Запишите предложение.

Бродит стадо по лугам . (Под диктовку с комментированием).

– Разделите каждое слово на слоги. Вот так можно перенести эти слова с одной строки на другую. (На доске: Бро-дит ста-до по лу-гам).

Как надо переносить слова? (По слогам).

Запомните это правило:

Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.

– Прочитайте правило в учебнике. Что вы ещё узнали?

Не переноси: Переноси правильно:

осёл мо – роз

яма кни – га

мост во – ро – бей

Помните, что одну букву, даже если она составляет слог, оставлять на строке или переносить нельзя!

2. Упражнение 81 ( у доски работает ученик)

VII. Физминутка.

Вы старались, вы писали
И немножечко устали
Вверх поднимем ручки
И дотянемся до тучки.

Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас, детей. (Прогоняют).
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло!

3. – Рассмотрите таблицу “Правила переноса слов” на доске и сформулируйте правила.

Переноси правильно:

груп-па

паль-то

чай-ник

тон-на

подъ-ехал

зай-ка

(Из удвоенных согласных букв одна оставляется на строке, другая переносится. Не разрешается при переносе отрывать ъ, ь, й от предшествующей буквы.)

– Я прочитаю рассказ первоклассника «Как я перенёс слова». А вы ответьте, какую отметку получил мальчик?

Мы изучаем перенос,

Вот как слова я перенёс:

Едва я перенёс Е – ДВА,

Как получил за это «ДВА»,

Укол я перенёс У – КОЛ –

И получил за это «КОЛ».

Опять я перенёс: О – ПЯТЬ,

Теперь, наверно, будет «ПЯТЬ»!

– Какую отметку получит мальчик?

VIII. Итог урока.

– Как же переносятся слова? (по слогам)

– Какие особенности переноса мы должны помнить?

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Базовый учебник: Русский язык (УМК “Начальная школа 21 века”, авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.) часть 1, раздел “Как устроен наш язык”, с.53-54.

Тема урока: Главные члены предложения

Цель урока: введение понятий “подлежащее”, “сказуемое”; отработка алгоритма поиска главных членов предложения.

Задачи урока:

обучающие: формировать умение находить главные члены в предложениях,

развивающие: развивать речь, мышление, умение работать с ЭОР;

развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые
знания: находить ответы на вопросы используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, познавательную активность учащихся, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебник, компьютер, проектор, ПК на каждой парте.

Конспект занятия на тему «Деление слов на слоги, Перенос слов»

Конспект занятия «Деление слов на слоги, Перенос слов» предусмотрен для фронтальных занятий с учащимися 2-3 классов, имеющих заключение НЧП, обусловленное НВОНР (1 год обучения).

Конспект занятия на тему: Деление слов на слоги. Перенос.

Цель: Совершенствовать умение детей делить слова для переноса.

Задачи:

  • Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза слов.
  • Совершенствовать знания детей о правилах переноса слов.
  • Упражнять в правильном переносе слов.
  • Совершенствовать навыки анализа и синтеза.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Совершенствовать координацию движений.
  • Развивать логическое мышление.
  • Продолжать формировать положительное отношение к занятиям.
  • Развивать навык сотрудничества в парах.

Оборудование: картинки, разрезанные на части; карточки с цифрами 1, 2, 3,4 на каждого; ножницы 4 шт.; простые карандаши, цветные ручки; напечатанные слова: берлога, дельфин, густой, пассажиры; конверты с этими словами и листочками в линеечку; схемы слов; правила переноса; карточки с картинками; индивидуальные карточки с предложениями; карточки для графического диктанта.

Ход занятия:

Оргмомент.

Упражнения на координацию движений.

– Покажи левой рукой правое ухо, правой рукой левое ухо. Давайте выполним упражнение «Ухо-нос».

Называние частей тела.

– Покажите, где у вас находится затылок, бедро, голень, локоть.

Составление картинки, разрезанной на части.

– Вам сейчас нужно соединить, собрать картинку. Что вы сейчас делали? (составляли целое из частей). А что больше — часть или целое? (целое).

– Значит, у картинки части – это те детали, из которых вы ее собрали.

Основная часть.

Определение темы занятия.

Работа проводится в парах.

– Сейчас вы объединитесь в пары. Я вам раздам листочки со словами. Но слова эти непростые, в них буквы перепутались. Вы должны их поставить на место и определить, что это за слова.

Одной группе слово согли, второй – пренос.

– Что у вас получилось? (слоги), (перенос).

– Эти слова вам помогут определить, что мы с вами будем делать на занятии? Подумайте. (Делить слова на слоги и для переноса).

2. Деление слов на слоги на слух.

– Давайте попробуем. Я вам буду говорить слова, а вы определять, сколько в слове слогов? А как это определить, сколько в слове слогов на слух? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).

– Давайте поиграем в игру и проверим, как вы умеете слушать. Игра называется «Молчанка». Я называю слово, а вы поднимаете цифру в зависимости от того, сколько в слове слогов.

– Тротуар, носорог, трамвай, ухо, мост, сапог, красивая.

Если кто-то показывает неправильно, то проводится с этим словом следующая работа:

  • давайте выделим в слове тротуар гласные звуки, сколько их? (3), какие? (о,у,а);
  • а как еще можно проверить сколько в слове слогов? (отхлопать слово);
  • давайте отхлопаем (тро-ту-ар).

3. Составление слов из слогов-названий картинок.

– Давайте поиграем в игру «Составь слово». Объединяемся в пары.

– Я вам раздам листочки с картинками. Вам нужно будет составить новое слово. Для этого вам нужно будет разделить слово-название картинки по слогам. Выделить первый слог из каждого названия картинки и составить новое слово.

луна, кошка, колокольчик (лукошко)

снежинка, голубь, виктория (снеговик)

карандаш, радуга, мельница (карамель)

молоток, лошадь, колос (молоко)

4. Деление написанных слов на слоги и подбор слов к схеме.

– Мы с вами делили слова на слоги на слух, составляли новые слова, а теперь давайте попробуем разделить на слоги записанные слова. Ваша задача будет разделить слова на слоги, поставить ударение и найти подходящую схему для этого слова.

Слова: берлога, дельфин, густой, пассажиры.

Дети по одному приглашаются к доске. На доске висят схемы слов.

– «Берлога». Сколько в этом слове слогов? Как определить? (Сколько гласных букв, столько и слогов).

(3 слога, потому что здесь 3 гласные буквы: е, о, а).

– Подбери подходящую схему. Слово поставь под схемой.

– Для чего мы делим слова на слоги? (Для переноса слов).

– А какие правила переноса вы знаете?

  • Слово переносится по слогам.
  • Букву «й» нельзя отрывать от предыдущего слога.
  • Одну букву нельзя оставлять и переносить.
  • «Ь», «ъ» нельзя переносить отдельно на следующую строку.
  • Слова с двойной согласной: одну букву оставляем, другую переносим.

Правила вывешиваются на доску в левый верхний угол.

– Теперь давайте разделим эти слова для переноса.

Дети по одному выходят к доске. На местах работают самостоятельно.

– У каждого из вас есть конверт со словами и листочками в линеечку, а также ножницы.

– Давайте разрежем слово «берлога» на слоги. А теперь кто на доске, а кто на листочках покажите, как можно перенести это слово? А по-другому можно? Как?

И так все слова.

5. Закрепление навыков деления слов на слоги и для переноса. Отгадывание ребусов.

– Посмотрите на доску, здесь записаны слова: «мальчик», «дождевые». Разделите сова на слоги и для переноса.

Дети по очереди выходят к доске. На местах работают в тетрадях.

– Открываем тетради, записываем число. В тетрадях делим на слоги и для переноса карандашом.

Дугами делят на слоги, вертикальными палочками для переноса.

– А вот следующие слова зашифрованы. Их сначала надо отгадать.

Ребусы: И100РИЯ, КО100ЧКА, С3Ж, РАС100ЯНИЕ, ОСЕЕЕ, изограф утюг.

– Слово отгадали, запишите, разделите на слоги и для переноса.

Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире, развернули на четыре.
С силой их к бокам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Офтальмогимнастика: закрыть глаза, расслабиться, открыть глаза, посмотреть прямо, вверх, вниз, на свой нос и на меня.

7. Деление слов на слоги и для переноса в предложении.

Задание на карточках по степени сложности.

– Вам нужно составить правильно предложения. Каждое слово в предложении разделить на слоги и для переноса.

1 карточка. (Ти, де) надели (зи, ре, но, вую) обувь. (Де, ны, е, жур) (би, ра, у, ли) класс.

2 карточка. Точкилас мяткор ихсво цовптен. (У, тель, чи, ца, ни) (ва, ли, пох, ла) (де, ных, жур).

3 карточка. Они (ли, ва, по, ли) цветы и (ме, под, та, ли) пол.

4 карточка. (бя, та, ре) (ках, конь). Составь предложение с этими словами и запиши его.

– Предложения записывайте в тетрадь.

8. Графический диктант.

– Левая часть нарисована, нарисуй правую.

III. Заключительная часть.

– Что мы сегодня с вами учились делать?

– Что вам было непонятно, трудно выполнять?

– Какие задания понравились?

– В тетрадях нарисуйте кружок. Выберите цвет.

  • Ручка зеленого цвета, если вам было все понятно, легко;
  • красного цвета – если были трудности при выполнении заданий, ошибки;
  • черного цвета – если занятие не понравилось, вам было что-то непонятно и нужна помощь.

– Занятие закончено. Спасибо! До свидания!

Куклева Ирина Михайловна,
учитель-логопед,
МБОУ Воротынская СОШ,
р.п. Воротынец Нижегородской области

Конспект урока по русскому языку на тему: «Деление на слоги. Перенос слова».

Конспект урока по русскому языку на тему: «Деление на слоги. Перенос слова».

  1. Место и роль урока в изучаемой теме: урок повторения;

7.Цель урока: Повторить правила переноса слов и деления слов на слоги.

8.Задачи:

Образовательные: Сформировать умение делить слова на слоги, ставить в них ударение, учить

Развивающие: Способствовать развитию устной и письменной речи, пополнению словарного запаса детей;

Воспитательные: Способствовать воспитанию интереса к родному языку, изучению русского языка, умению слушать и слышать других.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: «Деление на слоги. Перенос слова».»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Технологическая карта

по русскому языку

Тема урока: «Деление на слоги. Перенос слова».

(4 «З» класс, программа «Перспектива»).

Подготовила студентка группы 3«Е»

Постнова Светлана Сергеевна
Специальность:

44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

Методист: Ситникова Т.В.________________

Классный руководитель: Новикова Н.В.________________

Волгоград, 2019 г.

Технологическая карта урока «Деление на слоги. Перенос слова»

Ф.И.О. учителя: Постнова Светлана Сергеевна

Дата: 27.09.2019г.

Предмет: русский язык;

Тема урока: «Деление на слоги. Перенос слова»;

Место и роль урока в изучаемой теме: урок повторения;

7.Цель урока: Повторить правила переноса слов и деления слов на слоги.

Образовательные: Сформировать умение делить слова на слоги, ставить в них ударение, учить

Развивающие: Способствовать развитию устной и письменной речи, пополнению словарного запаса детей;

Воспитательные: Способствовать воспитанию интереса к родному языку, изучению русского языка, умению слушать и слышать других.

9.Дидактические средства:

для учителя – технологическая карта, учебник , средства ИКТ (презентация), наглядный материал;

для обучающегося – тетрадь, учебник, карточки с заданиями;

Название этапа,

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. Цель: – Включить детей в деятельность. -Организовать самооценку предстоящей деятельности. – Воспитывать культуру поведения на уроке.

Подготовка к уроку, приветствие.

– Прозвенел уже звонок,

Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Сергеевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Садитесь.

Занимают свои места.

(Р) волевая саморегуляция

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности. -Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.

– Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нём говорится?

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

– О каком времени года это стихотворение?

– А как вы догадались?

Верно, к нам пришла в гости Осень и решила от нас спрятать слово. Мы сможем его открыть, только выполнив все задания, за каждое правильно выполненное задание, мы получим букву. Вы готовы?

Внимательно слушают учителя

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Постановка проблемы.

– Добиться понимание и принятия учебной задачи урока.

Составление плана учебной деятельности.

Ребята, в выполнении заданий вам поможет –Карандаш.

– Наш помощник Карандаш, предлагает вам составить красивое предложение с использованием слова Осень.

-Определите сколько слогов в слове осень?

(Считают гласные – 2 гласные – 2 слога.)

– Как определили, сколько слогов в слове?
– Наш помощник Карандаш тоже составил и записал для вас предложение, посмотрите:

«Пришла осенняя по-ра!

-Ребята, у Карандаша не хватило места для написания последнего слова в предложении.

-Как же быть? Если мы уже начали писать какое–то слово на строке, и оно не умещается?

Я пишу: «Мычит корова»

Белым мелом на доске.

Что же делать, если слову

Мало места на строке?

Мне ответит на вопрос

Мой помощник-перенос.

-Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

-А какую же цель мы с вами поставим?

– Что будем повторять на уроке?

-Итак, открываем тетради. Записываем число, классная работа.

-Ребята, как же нам поступить со словом ПОРА?

Послушайте стихотворение-шутку А. Шибаева «Как я перенёс слова».

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенёс:

Как получил за это «ДВА».

-Как вы думаете, будет у ученика «пять»?

-Почему? Какое правило забыл мальчик?

-Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или можно их переносить, как кому захочется?

-Верно, есть правила переноса, давайте их повторим перед тем, как приступить к заданиям.

-Как определить, сколько в слове слогов?

Правила деления слов на слоги в русском языке

В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «прикрепляются» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

Дети прикладывают ладошку тыльной стороной к подбородку, проговаривают слово осень – 2 слога.

воспользовались правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов

Нужно перенести слово с одной строки на другую

«Деление на слоги. Перенос слова»

Будем повторять правила переноса слова и деления слов на слоги.

-Запись числа в тетрадь

-Перенести с одной строки на другую

Он не знает правила переноса.

Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.

По определённым правилам

-Вспоминают правила деления на слоги

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

Проектирование и фиксация нового знания.

– построить проект совместно с учащимися для выхода из затруднения с использованием необходимых ресурсов знаний.

Фиксирование нового содержания урока.

-Отлично, мы с вами вспомнили правила деления на слоги и перенос словами теперь готовы с вами выполнять задания Осени. Для того чтобы отгадать первую букву слова, нужно поиграть в игру на странице 48, которая называется «Слова из слова».

-Все молодцы, вы очень креативные и первая буква нашего слова «О»

-Ребята, вы настолько хорошо справились с предыдущим заданием, что Осень решила вам сделать другое, но посложнее, для этого вам нужно будет поработать в парах.

– Вы получили карточки с заданиями. Вам необходимо рассмотреть предложенные слова, сформулировать и озвучить правила переноса.

Рассмотреть предложенные слова: пень, осень, ёж, края, гром, дуб.

Сформулировать и озвучить правило переноса.

Вывод: Нельзя переносить односложные слова и слова, которые имеют иметь слог, состоящий из одной буквы в конце или в начале слова.

Рассмотреть предложенные слова: пеньки, подъезд, коньки, деньки, отъезд.

Сформулировать и озвучить правило переноса.

Вывод: ь и ъ не переносятся на другую строку.

Рассмотреть предложенные слова: зайка, лейка, чайка, змейка, чайник.

Сформулировать и озвучить правило переноса.

Вывод: буква й остаётся на предыдущей строке

Вместе: Рассмотреть предложенные слова: касса, Алла, тонна, аллея, русский

Сформулировать и озвучить правило переноса.

Вывод: удвоенные согласные разделяются

-Вы не оставляете Осени шансов и она вам открывает ещё одну букву «О»!

-После повторения правил переноса слов, выполним задание 63 на странице 48. И получим за него нашу 3 букву.

до-гна-ла-(до-гнала, дог-нала, догна-ла)

о-вес- (Правило переноса: нельзя отрывать от слова только одну гласную букву.)

май-ка-(май-ка) Правило переноса: буква й всегда примыкает к предыдущему слогу, то есть перенос всегда ставят после й.

Правило деления на слоги: й всегда примыкает к предшествующей гласной.

ю-ла-(Правило переноса: нельзя отрывать от слова только одну гласную букву.)

объ-е-хать- (объ-ехать, объе-хать) Правило переноса: буквы ь, ъ всегда примыкают к предыдущему слогу, то есть знак переноса всегда ставят после них.

Правило деления на слоги: ъ всегда примыкает к предшествующей согласной.

при-ня-ла- (при-няла, приня-ла)

мор-ковь- (мо-рковь, мор-ковь)

-Вы это упражнение выполнили с лёгкостью, за это вам Осень дарит 3 букву «Ы»!

-Давайте с вами немного разомнёмся и проведём небольшую физ. минутку.

-Вот мы и размялись, тем временем, наша гостья Осень приготовила нам ещё одно задание и на кону 4 буква нашего слова.

-Давайте постараемся выполнить задание верно, чтобы получить нашу букву.

Упражнение 64 на странице 48

-Отлично, вот мы и исправили ошибки и за наше задание мы получили букву «Д»!

-Чтобы посмотреть, какая же следующая буква нужно правильно распределить слова на имена существительные и глаголы на странице 48 в упражнении 65

Нельзя перенести: уже, что, её, она, как.

Имена существительные: месяц, Каштанка, вечер, обедом, она, незнакомцу, сожителям, жизнь, маслу

Глаголы: прошёл, привыкла, кормили, звали, потекла.

-Ура! Почти все буквы собраны. Осень решила отдать вам предпоследнюю букву за самое сложное задание, которое вы должны будете выполнить самостоятельно.

Выполняют задания в учебнике

Выполняют задания в парах

Задания в учебнике

Задания в учебнике

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5–6 мин)

– организовать самостоятельную деятельность учащихся.

Самостоятельная деятельность учащихся

-А теперь давайте проведём небольшую самостоятельную работу. Сейчас я раздам вам листочки, на них не забудьте написать имя и фамилию.

– Разделим на слоги и для переноса слова:

Перенести нельзя! аист

Перенести нель­зя! ежи

Сдаём листочки

Слушают инструкцию по выполнению задания

Выполняют задания самостоятельно

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию собственной учебной деятельности;

-Вы почти собрали слово и многие уже догадываются, какое оно. Но перед тем как открыть последнюю букву, давайте вспомним:

– Над какой темой вы работали сегодня на уроке?

-Что мы повторили на уроке?

– Из каких частей состоят слова?

– Как определить, сколько в слове слогов?

– Ребята, а если часть слова не помещается на строке, что нужно сделать? (Перенести ее на другую строку.)

– Как правильно нужно переносить слова?

– Как нужно переносить слова с Ь, Ъ и Й?

-Какие задания вызвали у вас затруднения?

-Итак, ребята, давайте прочтём телеграмму от Осени и узнаем последнюю букву в слове.

-Осень раскрыла свой секрет, и открыло нам слово, которое спрятала.

-Раздели слова на слоги, и собери новое слово

Лимоны (2 слог) лодка (1слог) огурцы (3 слог)

-Какое слово прислала Осень? МОЛОДЦЫ!

-Да, действительно, вы молодцы, справились со всеми заданиями и отгадали слово.

Осень так впечатлилась вашими правильными ответами, что хочет знать, как прошёл ваш урок. Для этого она вам приготовила большое дерево и листочки.

Приклейте красный листочек к дереву, если у вас возникали затруднения на уроке.

Жёлтый – было трудно, но я справлялся.

Зелёный – всё получалось на уроке, задания не вызывали трудностей.

Вот и кончился урок,

Снова прозвенел звонок.

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Домашнее задание: Ещё раз повтори «Правила деления на слоги и перенос слова».

-«Деление на слоги. Перенос слова»

-Сколько в слове гласных букв, столько и слогов.

-По слогам. Но одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.

-Буквы Ь, Ъ, Й нельзя отделять от предшествующей буквы.

Делят слова на слоги

Клеят листочки к дереву

рефлексия способов и условий действия (П);

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

самооценка на основе критерия успешности (Л);

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К);

Дидактический материал к уроку русского языка «Правила переноса и деления на слоги»

Замша Элла Константиновна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№23» г.Абакана

«Правила переноса и деления на слоги»

Определение слога:

Слоги – это части слова, на которые оно делится при произнесении.

Например: Во–да, по-ля-на, де-ре-во.

Сколько букв может быть в слоге?

Слог может состоять из одной буквы, но обязательно гласной, а из согласной – никогда. Слог может состоять и из двух, трех и нескольких букв, но гласная буква обязательно одна и есть в каждом слоге.

Гласный звук образует слог.

Как определить количество слогов в слове?

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Например: М о ст, г оа , л ииа , н аеоые.

Как называются слова, в которых один слог, два слога, три слога?

Слова, в которых один слог, называются односложными,

слова, в которых два слога, — двусложными,

слова, в которых три слога, — трёхсложными.

Как слова делятся для переноса?

Для переноса слова делятся на две части.

Делить слова для переноса можно только по слогам, но при этом одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.

Какие слова переносить нельзя?

Слова, состоящие из одного слога, и слог, состоящий из одной буквы, переносить нельзя.

Например: лист, обед, фея.

Как можно перенести слова с буквами Й,Ь,Ъ?

Буква Й при переносе не отделяется от гласной.

Например: лай – ка, гай – ка, май-ка.

Буквы Ь и Ъ при переносе не отделяется от согласной.

Например: пис-мо, подъ — езд.

Как можно перенести слова с двойными согласными буквами?

При переносе слова с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.

Например: шос-се, утрен-ний.

1.Выбери правильный ответ:

Слоги – это части слова, на которые оно делится при произношении.

Слоги – это части речи, на которые оно делится при произношении.

Слоги – это части предложения, на которые оно делится при произношении.

2. Какая буква обязательно должна быть в каждом слоге.

3.Выбери правильный ответ.

Для переноса слова делятся на несколько частей.

Для переноса слова делятся на две части.

Для переноса слова делятся на три части.

3.Выбери строку, где слова нельзя не перенести.

Береза, якорь, книга.

Боль, гора, тетрадь.

4. Выбери строку, где слова можно перенести.

Мяч, парта, уголь.

Ручка, машина, линия.

Крыша, лес, трава.

5.Укажи строку, где правильно разделили для переноса слова с буквой й посередине.

Ма-йка, лей-ка, лай-ка

Рейк-а, ч-айка, мой-ка

Сой-ка, крой-ка, гай-ка

5.Укажи строку, где правильно разделили для переноса слова с буквами ь и ъ посередине.

Стель-ка, бел-ьченок, об-ъезд, ма-льчик.

Стуль-чик, паль-чик, галь-ка, подъ-ем.

Мыл-ьница, кольц-о, мель-ница, объ-явление.

6. Укажи строку, где правильно разделены слова с удвоенными согласными для переноса.

Трас-са, кас-са, тон-на.

Мас-са, ал-лея, субб-ота.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2021 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Конспект итоговой НОД в средней группе по теме «Пять ключей»

Автор: Гордеева Светлана Леонидовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» с. Александровское, Томской области.

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Пять ключей». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Этот конспект итогового занятия, который проводится в конце учебного года. На нём закрепляется пройденный материал по областям «Познание», «Коммуникация».

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему «Пять ключей»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».

Цель: формировать математические, конструктивные способности, коммуникативные навыки, расширять активный словарь детей.

Задачи:

– закреплять знания о частях суток;

– закреплять умение различать и называть времена года;

– закреплять в памяти названия весенних месяцев;

– совершенствовать общую моторику (выполнять движения по схематическому изображению и быстро переключаться с одного движения на другое);

– продолжать развивать конструктивные навыки (складывать разрезные картинки по сказкам);

– закреплять знания о цифрах от 1 до 5;

– закреплять знание о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник);

– закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;

– закреплять цвета (розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, светло-зелёный);

– развивать внимание и память;

– развивать логическое мышление (продолжать учить отгадывать загадки описательного характера).

– продолжать расширять словарь за счёт имён существительных (повадки, дупло, берлога, логово, нора); имён прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, пушистый, голодный и др.); глаголов (прятаться, охотиться, и т.д.);

– закреплять в речи относительные прилагательные (резиновый, пластмассовый, стеклянный, бумажная и т.д.);

– закреплять умение правильно пользоваться обобщающими понятиями (классификация).

– воспитывать у детей эмпатию, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.

Демонстрационный материал:

Сундучок, пять ключей разного размера, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой, ребристая дорожка (мостик), дорожка «Цветочная поляна», голубая ткань (озеро), пять рыбок разного цвета с цифрами от 1 до 5, схематические изображения к физминутке «Весёлые человечки», ширма, мягкие игрушки на руку (волк, заяц, белка, лиса, медведь, ёж), телефон.

Раздаточный материал:

Альбомные листы по количеству детей, набор геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), разрезные картинки по сказкам.

Методические приёмы:

Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, физминутка «Весёлые человечки», конструктивная деятельность, эксперимент с водой в баночке, анализ, подведение итогов.

Секретный эксперимент с водой. Чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки густую гуашь. После того, как вы встряхнёте или поболтаете закрытую баночку, в ней появится цветная вода.

Ход НОД:

В группу входит доктор Айболит. Дети стоят полукругом.

Айболит. Ребята, помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель. А что случилось?

Айболит. Представляете, мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал. В Африке заболели все зверята. Я взял волшебную воду и уже, было собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня волшебную воду! Они закрыли её в сундук, а ключ бросили в глубокое озеро.

Воспитатель. Как мы можем помочь? Что нужно делать?

Айболит. Вам предстоит выполнить пять заданий. За каждое правильно выполненное задание вы от рыбки получите ключ. Если наберёте пять ключей, то сможете открыть ларец с волшебной водой. Я бы и сам с вами отправился в путь, но меня ждут другие больные зверята.

Воспитатель. Поможем, ребята? Надо отправляться в путь. Но сначала мы проверим, сможете ли вы помочь Айболиту.

Игра «Части суток» («Закончи предложение»)

– Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)

– Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)

– Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)

– Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)

– Сколько частей в сутках? (4). Назовите их. Скажите, а когда начинается наше путешествие, в какое время суток?

– А какое сейчас время года? (Весна) Назовите весенние месяцы (март, апрель и май – их не забывай).

Воспитатель. Молодцы! Доктор Айболит, может, и ты хочешь проверить детей? Задай им какой-нибудь вопрос.

Игра «В какое время года?»

– В какое время года все купаются и загорают?

– В какое время года птички улетают на юг?

– В какое время года расцветают подснежники?

– В какое время года играют в снежки?

– В какое время года тает снег?

– В какое время года с деревьев опадают листья?

– В какое время года появляются проталины?

Айболит. Молодцы! Я думаю, что вы справитесь и достанете все ключи.

Воспитатель. Тогда отправляемся в путь к озеру. Идём по дорожке, а теперь по мостику.

Посмотрите, в озере плавают рыбки. Чтобы узнать, какое задание первое, а какое второе и т.д., нам нужно рыбок расположить по порядку. (Каждый ребёнок раскладывает в обруче рыбок с цифрами от 1 до 5). Найдите рыбку с цифрой 1.

– Молодцы! Вот первая рыбка и задание 1.

1 ЗАДАНИЕ – Игра «Скажи одним словом» (обобщение) с мячом.

– Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты).

– Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель).

– Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные).

– Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники – семья).

– Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки).

– Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь).

– Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые).

– Самолёт, вертолёт, ракета – … (воздушный транспорт).

Игра «Из чего сделаны предметы?»

– Мяч из резины – … резиновый.

– Мяч из пластмассы – … пластмассовый.

– Стакан из стекла – … стеклянный.

– Матрёшка из дерева – … деревянная.

– Утка из резины – … резиновая.

– Игрушка из меха – … меховая.

– Поделка из бумаги – … бумажная.

– Гвоздь из железа – … железный.

Воспитатель. Молодцы! Вот от рыбки ключик за правильные ответы. Найдите рыбку с цифрой 2. Молодцы.

Дети садятся полукругом возле ширмы.

2 ЗАДАНИЕ – Игра «Описываем животное».

Воспитатель. Если отгадаете животное, то на ширме появится этот зверь.

– У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется под кустом (заяц).

– Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков (ёж).

– Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу и ищет мёд и малину (медведь).

– Она рыжая и хитрая. У неё пушистый хвост. Живёт в норе. Ловит мышей и зайцев (лиса).

– Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живёт в логове (волк).

– Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живёт в дупле. Грызёт шишки и орешки (белка).

Воспитатель. Ребята, а как называются эти животные? Правильно, дикие животные. За правильные ответы рыбка даёт нам второй ключ. А где третья рыбка? (Дети находят рыбку с цифрой 3).

Задание 3. Она предлагает нам просто отдохнуть.

3 ЗАДАНИЕ – Физминутка «Весёлые человечки».

Воспитатель показывает карточку, а дети выполняют соответствующее движение.

Воспитатель. От рыбки получаем ещё один ключ. Следующее задание 4. (Садятся за столы).

4 ЗАДАНИЕ – Игра «Что где находится?»

Детям предлагается расположить на альбомном листе геометрические фигуры.

В середине – кружок.

В правом верхнем углу – квадрат.

В левом нижнем углу – овал.

В правом нижнем углу – треугольник.

В левом верхнем углу – прямоугольник.

Воспитатель. Хорошо. Все правильно сделали? Рыбка даёт нам четвёртый ключ. И посмотрим последнее задание. Осталась одна рыбка. Какая цифра? Правильно, 5.

5 ЗАДАНИЕ – Разрезные картинки по сказкам.

Дети собирают разрезные картинки и называют сказку.

Воспитатель. Молодцы! Рыбка даёт нам ещё один ключ. Итак, сколько у нас ключей? (Пять). Пора звонить доктору Айболиту.

Звонят доктору. Заходит Айболит.

Айболит. У вас 5 ключей. Сейчас вам предстоит подобрать ключ к ларцу, открыть его и достать волшебную воду.

Дети с воспитателем подбирают ключ. Открывают и достают волшебную воду. (Она прозрачная).

Воспитатель. По-моему, это обыкновенная вода.

Айболит. А вот и нет! Смотрите. (Айболит накрывает банку тканью, болтает, получается цветная вода.) Самая настоящая волшебная вода!

Спасибо за помощь! Скорее отправляюсь в Африку лечить зверей. А вам от меня сюрприз в ларце, чтобы вы не болели. До свидания.

Воспитатель и дети находят в ларце витамины.

Конспект итогового занятия по развитию речи и ФЦКМ.

Конспект итогового занятия по развитию речи детей в средней группе.

Программное содержание:
Выявить уровень знаний детей.
Развивать связную речь детей.
Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в составлении предложений. Продолжать учить детей рассказыванию по картине.
Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
Корзина с яблоками на которых записаны задания ; картина для составления рассказа, игрушка медведь.
Ход занятия
Дети, мы с вами в течение года добросовестно трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, сочинять интересные рассказы.
Говорим всегда красиво, Четко и неторопливо Вспомним обязательно, Все, что узнали на занятиях.
Сегодня по дороге в детский сад я нашла корзинку с яблоками,и записку от Незнайки, я ему позвонила и он сказал мне что хочет научиться красиво говорить, но вечно делает ошибки, и просит что бы мы помогли ему справиться со всеми заданиями и тогда его возьмут в школу. Поможем ему?

1 словарь,грамматический строй речи.

1.Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.
Большой –
Мягкий –
Жара –
Тяжелый –
Светлый –
Ложиться –
Грязный –
Говорить –
Добро –
2.Дидактическая игра « Назови три слова»
Воспитатель предлагает обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова.
Животные –
Одежда –
Растения –
Продукты питания –
Транспорт –
3.Дидактическая игра «Один – много»
Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его во множественное число.
Муравей – много муравьев.
Машина – много машин.
Тюльпан – много тюльпанов.
Стол – много столов.
Сын – много сыновей.
Кот – много котов.
Дом – много домов.
4.Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Воспитатель произносит предложения, а дети находят в нем ошибку.
Цветы стоят на вазе.
Юркий воробей собирать крошки.
В лесу растут сосна.
На черной небе блестят звезды.
Свойства предметов
Однажды вместо сахара он положил в чай соль. Почему Незнайка перепутал? Как узнать вкус; соль это или сахар? Какая на вкус соль? А какой на вкус сахар?
Он сделал себе дом из бумаги. Подул ветер, и дом развалился. Почему? Как узнать — прочный материал или не прочный? Посоветуй Незнайке, из чего лучше построить дом.
Вместо подушки он положил под голову деревянный кубик и всю ночь не мог уснуть. Почему? Как узнать — твердый предмет или мяг­кий?
Педагог. По твоему совету Незнайка построил прочный дом. Те­перь ему нужно сходить в магазины и купить в дом все необходимое. Подскажи, что в каком магазине он может купить.
Что можно купить в мебельном магазине?
В магазине посуды?
В магазине одежды?
Теперь он пошел за продуктами в универсам. Что он купит в отделе «Фрукты»? В овощном отделе? В молочном отделе?

Педагог. У Незнайки появилось много друзей. Но иногда они на него обижаются, потому что он не знает волшебных слов, которые помогают общаться друг с другом. А ты знаешь такие слова? Научи Лунтика.
Какие слова ты скажешь, если:
— ты пришел в гости или встретил друга. (здравствуйте, добрый день, рад вас видеть, как ты поживаешь?);
— тебе оказали помощь, услугу (спасибо, благодарю);
— ты нечаянно кого-либо обидел (извините, простите).

2.Связная речь
Рассказ по картине(собака со щенятами),и по представлению.
Про кого эта картина?
Как зовут собаку?
Как называются ее детеныши?
Почему собака не убегает?
Чем занимаются щенки?
Какого цвета шерсть у щенка?
Кто из щенков больше нравится? Почему?
Есть ли у тебя животное дома (у бабушки)? Расскажи о нем.

Динамическая пауза «Медведь по лесу бродит»
(с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания)
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.
(Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
(Изображать, как медведь достает и ест мед.)
Облизывает лапу
Сластена косолапый.
(Имитировать как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигая им снизу вверх.)
А пчелы налетают, сердятся,
Жужжат, медведя прогоняют.
(Звукоподражание: «Жжжж». Отвести руку вперед и поочередно касаться указательным пальцем носа, щек и т.п.)

Описание предмета
К нам пришел в гости медведь расскажи какой он?
Здравствуйте ребята! Очень рад вас видеть! Я хочу, чтобы вы рассказали обо мне.
– Какая у медведя шуба? (коричневая, теплая, густая)
– Какие лапы у него? (большие, толстые, косолапые)
– Что у медведя на голове, на морде? (на голове у него большие, закругленные уши, а на морде небольшие глаза желтого цвета и черный нос)
– Как вы думаете, какой медведь по характеру? (добрый, веселый, любит мед и ягоды)
– А как медведь зимует? (сидит в берлоге и сосет лапу) молодцы! Послушайте, какой получился рассказ. Обобщаю все сказанное. Кто хочет рассказать все про медведя? (ответы детей)
Пересказ.
Чтение рассказа «Наши ежи». (Педагог читает рассказ и выставляет картинки схемы)

Дети гуляли в лесу.

Ребята нашли ежа.

Дети принесли ежика домой.

Они дали ежу молока.

Ежик стал лакать молоко.

4. Вопросы к детям (обращается внимание детей на полный ответ)
– Где гуляли дели?
– Кого они нашли?
– Куда дети отнесли ежика?
– Чем они его напоили?
– Что он стал делать с молоком?
– Что значит лакать? Правильно. Лакать, значит пить. Давайте повторим, что стал делать ежик? Лакать. Повторите…….
А закончим мы стихотворением которое учили на прошлом занятии,кто хочет рассказать.

МОЛОДЦЫ,ТЕПЕРЬ Я ЗАПИШУ ВСЕ ВАШИ ОТВЕТЫ И ОТПРАВЛЮ НЕЗНАЙКЕ,ЕГО ТОЧНО ВОЗЬМУТ В ШКОЛУ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект итогового занятия по развитию речи и ФЦКМ.»

Конспект итогового занятия по развитию речи детей в средней группе.

Программное содержание:
Выявить уровень знаний детей.
Развивать связную речь детей.
Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в составлении предложений. Продолжать учить детей рассказыванию по картине.
Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
Корзина с яблоками на которых записаны задания ; картина для составления рассказа, игрушка медведь.
Ход занятия
Дети, мы с вами в течение года добросовестно трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, сочинять интересные рассказы.
Говорим всегда красиво, Четко и неторопливо Вспомним обязательно, Все, что узнали на занятиях.
Сегодня по дороге в детский сад я нашла корзинку с яблоками ,и записку от Незнайки, я ему позвонила и он сказал мне что хочет научиться красиво говорить, но вечно делает ошибки, и просит что бы мы помогли ему справиться со всеми заданиями и тогда его возьмут в школу. Поможем ему?

1 словарь,грамматический строй речи.

1.Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.
Большой –
Мягкий –
Жара –
Тяжелый –
Светлый –
Ложиться –
Грязный –
Говорить –
Добро –
2.Дидактическая игра « Назови три слова»
Воспитатель предлагает обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова.
Животные –
Одежда –
Растения –
Продукты питания –
Транспорт –
3.Дидактическая игра «Один – много»
Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его во множественное число.
Муравей – много муравьев.
Машина – много машин.
Тюльпан – много тюльпанов.
Стол – много столов.
Сын – много сыновей.
Кот – много котов.
Дом – много домов.
4.Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Воспитатель произносит предложения, а дети находят в нем ошибку.
Цветы стоят на вазе.
Юркий воробей собирать крошки.
В лесу растут сосна.
На черной небе блестят звезды.
Свойства предметов
Однажды вместо сахара он положил в чай соль. Почему Незнайка перепутал? Как узнать вкус; соль это или сахар? Какая на вкус соль? А какой на вкус сахар?
Он сделал себе дом из бумаги. Подул ветер, и дом развалился. Почему? Как узнать — прочный материал или не прочный? Посоветуй Незнайке, из чего лучше построить дом.
Вместо подушки он положил под голову деревянный кубик и всю ночь не мог уснуть. Почему? Как узнать — твердый предмет или мяг­кий?
Педагог. По твоему совету Незнайка построил прочный дом. Те­перь ему нужно сходить в магазины и купить в дом все необходимое. Подскажи, что в каком магазине он может купить.
Что можно купить в мебельном магазине?
В магазине посуды?
В магазине одежды?
Теперь он пошел за продуктами в универсам. Что он купит в отделе «Фрукты»? В овощном отделе? В молочном отделе?

Педагог. У Незнайки появилось много друзей. Но иногда они на него обижаются, потому что он не знает волшебных слов, которые помогают общаться друг с другом. А ты знаешь такие слова? Научи Лунтика.
Какие слова ты скажешь, если:
— ты пришел в гости или встретил друга. (здравствуйте, добрый день, рад вас видеть, как ты поживаешь?);
— тебе оказали помощь, услугу (спасибо, благодарю);
— ты нечаянно кого-либо обидел (извините, простите).

2.Связная речь
Рассказ по картине(собака со щенятами),и по представлению.
Про кого эта картина?
Как зовут собаку?
Как называются ее детеныши?
Почему собака не убегает?
Чем занимаются щенки?
Какого цвета шерсть у щенка?
Кто из щенков больше нравится? Почему?
Есть ли у тебя животное дома (у бабушки)? Расскажи о нем.

Динамическая пауза «Медведь по лесу бродит»
(с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания)
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.
(Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
(Изображать, как медведь достает и ест мед.)
Облизывает лапу
Сластена косолапый.
(Имитировать как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигая им снизу вверх.)
А пчелы налетают, сердятся,
Жужжат, медведя прогоняют.
(Звукоподражание: «Жжжж». Отвести руку вперед и поочередно касаться указательным пальцем носа, щек и т.п.)

Описание предмета
К нам пришел в гости медведь расскажи какой он?
Здравствуйте ребята! Очень рад вас видеть! Я хочу, чтобы вы рассказали обо мне.
– Какая у медведя шуба? (коричневая, теплая, густая)
– Какие лапы у него? (большие, толстые, косолапые)
– Что у медведя на голове, на морде? (на голове у него большие, закругленные уши, а на морде небольшие глаза желтого цвета и черный нос)
– Как вы думаете, какой медведь по характеру? (добрый, веселый, любит мед и ягоды)
– А как медведь зимует? (сидит в берлоге и сосет лапу) молодцы! Послушайте, какой получился рассказ. Обобщаю все сказанное. Кто хочет рассказать все про медведя? (ответы детей)
Пересказ.
Чтение рассказа «Наши ежи». (Педагог читает рассказ и выставляет картинки схемы)

Дети гуляли в лесу.

Ребята нашли ежа.

Дети принесли ежика домой.

Они дали ежу молока.

Ежик стал лакать молоко.

4. Вопросы к детям (обращается внимание детей на полный ответ)
– Где гуляли дели?
– Кого они нашли?
– Куда дети отнесли ежика?
– Чем они его напоили?
– Что он стал делать с молоком?
– Что значит лакать? Правильно. Лакать, значит пить. Давайте повторим, что стал делать ежик? Лакать. Повторите……..
А закончим мы стихотворением которое учили на прошлом занятии ,кто хочет рассказать.

МОЛОДЦЫ,ТЕПЕРЬ Я ЗАПИШУ ВСЕ ВАШИ ОТВЕТЫ И ОТПРАВЛЮ НЕЗНАЙКЕ,ЕГО ТОЧНО ВОЗЬМУТ В ШКОЛУ.

Читайте также:  Игровые технологиии в развитии фонематических процессов у дошкольников
Ссылка на основную публикацию