Конспект логопедического речевого праздника для учащихся начальной школы VIII вида (Мы любим родной язык и изучаем его)

Внеклассное логопедическое мероприятие в рамках проведения недели письма. Для обучающихся 1 классов школы 8 вида
план-конспект по теме

Данное занятие было проведено в рамках предметной недели по письму. Для обучающихся 1 классов вспомогательной школы. Занятие построено на основе сказочного сюжета.

Скачать:

ВложениеРазмер
meropriyatie.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное логопедическое мероприятие в рамках проведения недели письма.

Для обучающихся 1 классов школы 8 вида

Тема : «Сказочное путешествие».

Цель : развитие слогового анализа и синтеза

  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать речевое дыхание на основе выполнения упражнения «Сказочный лес»;
  • развивать зрительное восприятие;
  • продолжить работу по образованию относительных прилагательных;
  • упражнять в изменении существительных в Р.п. мн. ч.
  • формировать социально-коммуникативные речевые умения.
  • плоскостные фигурки камешков с буквами, слогами, словами;
  • магнитофон;
  • плоскостные фигурки зайца, сороки, лягушки, белки, ёжика, паука;
  • нарисованная паутина;
  • буквы.
  • картинки деревьев.

1. Организационный момент.

Наступил новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы ласковы и приветливы. А теперь подарите свои улыбки гостям. Ну, а гости подарят нам сейчас свои улыбки. Посмотрите, как засияла наша комната.

/Создание социально благостной среды./

2. Сообщение темы.

Сегодня мы отправимся с вами в сказку и поможем её героям.

В сказку ведут три дороги:

  • одна дорожка ровная и, идти по ней будет легко. Она даст волшебную силу.
  • другая дорожка ведёт по кочкам и частички слов, которые будут вам попадаться на пути нужно произносить то громко, то тихо, это трудная дорожка, но и силы волшебной она даст много.
  • а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слова произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко. Самая трудная дорога. И сила волшебная будет огромная.

Гора сказка душа вера

Подумайте, какую дорожку вы выберите, чтобы отправиться в сказку.

Почувствуете, как от ступней и до кончиков мизинцев мы наполняемся волшебной силой.

3. Развитие речевого дыхания и речевой моторики «Сказочный лес»:

Вот мы в волшебном сказочном лесу.

Почувствуйте, какой здесь волшебный воздух!

Сейчас вдохнём его, а выдохнем обиды и огорчения.

Вдох носом – выдох ртом

Выдыхаем огорчения ——————- Аааааааа

Мы так хорошо дышали, волшебный лес забеспокоился, с добрыми ли намерениями мы пожаловали в сказку?

  • Налетел небольшой ветерок ———————ФФФФФФФФ
  • Зашумели деревья ————————-С-Ш-С-Ш-С-Ш
  • Ветер становился всё сильнее и сильнее, и деревья зашелестели своими листьями————————-С-Ш-С-Ш-С-Ш
  • Но сказочный ветерок понял, что мы пришли в сказку с добром и успокоился ———————————-ФФФФФФФФ

4. Развитие слухового восприятия, фонематического синтеза, слогового анализа и синтеза

Жил – был заяц. Звали его Ушастик. Эх, и лентяй он был. Ничего не хотел делать. Подлетела к нему сорока

– Ты, что ЗАЯЦ, такой хмурый?

– Да…Тоска меня берёт, ничего интересного вокруг не вижу.

– Да ты что, заяц! Я по лесу почту разношу, столько интересного встречаю. Вот целый мешок интересного. Рассмотри, что в нём? Отвернулся заяц, нахмурился. Ничего не хочет, ничего ему не интересно.

– Ну, а нам с вами интересно? Давайте посмотрим, что в мешке у сороки.

Да, тут рассыпались слова. Непорядок. Ловите звуки и составляйте слова.

Конспект логопедического праздника в начальной школе с презентацией

Логопед:
– Дорогие гости и ребята, я приглашаю всех вас на логопедический праздник .
Мы повторим многие темы, которые проходили на занятиях, покажем как красиво умеем говорить трудные звуки и конечно поиграем.
Солнце ярче светит
Дует тёплый ветер
Птицы весело поют,
Нас скорей гулять зовут
По лесным тропинкам.

Выходит ребёнок в шапочке вороны
Каркуша:
-Кар-кар-кар! Я Каркуша, я тоже хочу на ваш праздник! Я научилась говорить звук Р!

Логопед:
– Конечно, Каркуша, оставайся с нами.
Чтобы нам оказаться в лесу нужно встать, взять друг друга за руки, закрыть глаза. (Звучит музыка весеннего леса)
Откройте глаза, мы в лесу. (Слайд 2)
Посмотрите как красиво!
Под ногами зелёная травка (посмотрели вниз)
В небе тёплое солнышко (посмотрели вверх)
Справа и слева стоят деревья (посмотрели по сторонам)

Дети садятся на стулья.

Каркуша:
-Как красиво! А вот тропинка. Веселее гулять по тропинке с песенкой!
Дети встали, идут по «тропинке», поют цепочку гласных звуков на одном выдохе.(Слайд 3)
-А – О – У, И – А -У, У- О – А.

Логопед:
– Лесная тропинка привела нас к заколдованным буквам. Чтобы их расколдовать, нужно среди деревьев найти все буквы силуэты которых вы видите на строке. (Игра “Букварик-смешарик”)

Логопед:
Молодцы, все буквы нашли!

Посмотрите,около тропинки дуб, а под ним норка. Кто в ней живет? Угадайте.(Слайд 5)
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной.

Выходит ребёнок в шапочке ёжика
Ёжик
– Я – ёжик, четверо ножек
По лесу иду песенку пою:
фуф-ты, фуф-ты, фуф-ты, фу
самый сильный я в лесу.

Ребёнок в шапочке ёжика раздаёт детям шарики Су-Джок и предлагает поиграть.
Дети катают Су-Джок по ладошкам и проговаривают.

Что ж ты ёж такой колючий?
Это я на всякий случай,
Знаешь кто мои соседи,
Лисы, волки и медведи.

Логопед:
– Пойдём ёжик вместе с нами гулять по тропинке.
– Ребята, пропинка привела нас к реке. Речку можно перейти по мостику, только мостик поломан, чтобы его
отремонтировать нужно вставить в слова пропущенные буквы. (Слайд 6)
Молодцы! Назовите буквы которые мы вставили в слова, что это за звуки?
(Гласные)
Теперь можно перейти через речку.

Выходит ребёнок – мотылёк и плачет
Логопед:
– Мотылёк, почему ты плачешь, что случилось?

Мотылёк
– Я летала и крылышком зацепилась за колючку. Крылышко порвалось и я теперь не могу летать и веселиться.

Логопед:
-Что же делать? Кто может помочь мотыльку?

Выходит ребёнок в шапочке доктора
Я-доктор Айболит, кому нужна моя помощь? (Слайд 7)

Логопед:
– Доктор Айболит,помоги мотыльку.

Для доктора Айболита на доске картинка мотылька с недостающей частью крылышка, нужно найти недостающую часть.
Для каждого ребёнка такое же задание на карточках.

Мотылёк
– Спасибо, теперь я могу летать и веселиться!

Логопед:
– Пойдём мотылёк с нами, мы тоже любим играть и веселиться.

Физминутка.

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики погрели.
Мотыльки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора букет собрать.
Раз присели, два присели,
Вот букет собрать успели.

Выходит ребёнок в шапочке лягушонка
Лягушонок
– Ква-ква-ква! Здравствуйте! Я – лягушонок поэт. Только у меня рифма потерялась.
Я не могу без рифмы сочинять стихи.
– Ребята, поможем лягушонку найти рифму.

Сидит на веточке комарик
У него воздушный …(шарик)

В норке мышка,
Под сосною…(шишка)

Рада тётушка Бурёнка
Молоком поить…(телёнка)

На лапке у лисы
Новые …(часы)

Му-му- мычит …(корова) (Слайд 8)
Я сегодня не здорова.
Укусила муха в ухо
У меня потеря . (слуха).

Логопед:
– Ребята, тропинка привела нас к станции. Лосяш собирает самые необходимые вещи для прогулки, вот-вот
отправится поезд, а Лосяш ещё не все вещи успел загрузить.
Нужно помочь Лосяшу. Если в слове один слог, то этот предмет грузим в первый вагон, если два, то во второй, а если три – в третий. (Игра “Букварик-смешарик”)

Логопед:
– Ребята, нам в пути встретились смешарики Крош и Нюша. Смешарики просят вас им помочь выйти из леса.
Продолжить наш путь мы можем только в том направлении куда указывает стрелка на которой написана первая буква
предмета который лежит рядом. (Игра “Букварик-смешарик”)
Мы вышли из леса! И ещё нашли сундук, наверное в нём что-то спрятано. Чтобы открыть сендук нужно набрать
слово-код.
В сундуке лежит карта нового увлекательного путешествия в которое мы отправимся в следующий раз.
Дети исполняют песню о дружбе(«Если с другом вышел в путь»). (Слайд 9)

Публикации на логопедические темы

Здесь любой логопед может опубликовать свою статью.

Конспект открытого логопедического занятия для учащихся с ОНР средней степени 6 класса школы VIII вида

Автор: Ростовская Татьяна Викторовна, учитель-логопед школы №7 VIII вида г.Воркуты

Тема занятия: «Склонение имен прилагательных во множественном числе».

Тип занятия: закрепление.

Лексическая тема: « Путешествие в весенний лес».

Цель занятия: учить правильному и точному выбору прилагательных во множественном числе при работе над описанием весеннего леса.

Задачи занятия:

-совершенствовать умение склонять имена прилагательные во множественном числе, определять их падеж, правильно писать окончания

-развивать речевые умения, практические умения употребления имен прилагательных во множественном числе в речи ,память, мыслительные операции(аналогию ,обобщение ),коммуникативные способности ,познавательный интерес ,орфографическую зоркость.

-воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности и к живой природе.

-умению общаться друг с другом.

Карточки для речевой разминки, карточки- словосочетания ,памятки с правилами ,разрезные картинки-пазлы ,готовые таблицы для самостоятельной работы, коврик «проталины», аромалампа, украшения «цветы», перфоконверты, сюрпризы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Подготовительный этап.

Цель: приветствие , положительный настрой на занятие, подготовка к речевой разминке.

— Здравствуйте ребята, здравствуйте гости! Сегодня замечательный день, весенний день !на улице:

-Пусть ваше настроение будет таким же живым и радостным ,как наш пейзаж за окном!

-Вы знаете ,что на логопедическом занятие ,мы учимся и стараемся говорить-четко ,громко и полными фразами.

2.Речевая гимнастика.

Цель: активизация мышц артикуляционного аппарата, составление из слогов слов и словосочетаний.

(отдельно,на одном дыхании,под ударением).

-Назовите в первом ряду слово –предмет.

-Составьте слово из слогов.

-Какое словосочетание у нас получится

Ответы детей: (Читают данные слоги).

3.Постанока целей и темы занятия.

-Сегодня мы совершим виртуальное путешествие в весенний лес ,повторим приметы весны, вспомним часть речи «прилагательное».

Основная часть

-Сегодня мы совершим виртуальное путешествие в весенний лес ,повторим приметы весны, вспомним часть речи «прилагательное».

Повторение пройденного материала. -задание: Ребята во время просмотра, будьте внимательны ,и обратите внимание ,на признаки весны ,которые встретятся вам во время просмотра видеоролика.

-Готовы,смотрим.(просмотр видеоролика «Весенний лес».)

Просмотр видеоролика.

-сейчас все внимание на доску ,здесь записаны

слова-предметы.(сосульки,проталины,ручьи,листья,цветы,грибы,ягоды,птицы,животные).Все ли эти слова встретились вам во время видео-экскурсии?

-В каком числе выражены слова?(Во множественном, дети по очереди стирают с доски лишние слова.)

-Какую часть речи мы изучали на прошлом занятие?(имя прилагательное)

-Кто скажет определение имени прилагательного?( Имя прилагательное –это часть речи которая обозначает признак придмета и отвечает на воросы: какой ?какая? какое?какие?)

-Давайте сегодня продолжим тренироваться в склонении прилагательного во множественном числе.

-Что значит склонение?( Изменение по падежам. )

Давайте вспомним на какие вопросы отвечает прилагательное во множественном числе.( Дети повторяют вопросы.)

2.Работа у доски. -Подберем к данным словам- предметам,слова признаки.(уч-ся предлагается выбрать из набора слов подходящее по смыслу,и составить словосочетание).

Слова:первые,большие,звонкие,перелетные. Уч-ся работают у доски.(подбирают слова и читают словосочетания).

3.Складывают разрезную картинку (Уч-ся собирают пазлы.)

4.Письменная работа.

Вид работы :таблица.

Цель: Закрепить навык склонение прилагательного.

-Сейчас нам предстоит ,письменное задание ,но начало выполним практическую работу.

Задание : надо собрать картинку с весенним пейзажем ,где вы сможете увидеть природу весной ,а самое главное вы разработайте кисти рук и пальцы ,и подготовите руки к письму.

-Что интересного вы увидели ?Какие признаки весны на картинке?

Далее дети выполняют работу в таблице,на три словосочетания,один уч-ся работает у доски ,все участвуют в обсуждениях.

Вывод: назовите окончания прилагательных. Уч-ся собирают пазлы.

Уч-ся повторяют окончани прилагательных и закрепляют знания .

5.Динамическая пауза.

Цель: снятие мышечного напряжения ,предупреждение усталости уч-ся.

-Мы много работали,поэтому надо отдохнуть и совершить прогулку по весеннему лесу.

-Весной просыпается природа, возвращаются птицы ,а как вы думаете ,кто в живой природе еще просыпается?( Первые насекомые.) -Давайте последим за ними.

Дети следят глазами за бабочками.

2.Физ.минутка.(на полу лежит «коврик-проталины»).

-Пройдем друг за другом, наступая на каждую проталину, не толкаемся п.ч. кругом снег, лужи, ручьи, болота и сугробы. Кто прошел по проталинам, остановитесь и сделайте глубокий вдох, будем вдыхать свежий весенний воздух.( Дети выполняют задания по инструкции логопеда.)

-Почувствуйте какой приятный аромат ,делаем вдох ,выдох ,закройте глаза и наполняйтесь свежестью первых цветов.

(Дети выполняют задания по инструкции логопеда.)

Задание на внимание. Словарная работа.

-Откроем глаза, сосредоточимся и посмотрим вокруг.

Задание: каждому нужно найти в классе первый цветок.

( Дети ищут в классе цветы.)

-Ребята садимся на свои места и запишем название этих цветов

(мать и мачеха ,первоцвет).

. Записывают в тетрадь название этих цветов ,произносят.

Какие первые цветы вы еще знаете?

-Запомните эти названия первых цветов, они открывают весну.

Пожалуйста подберите к данным цветам слова признаки

Заключительная часть.

-Мы хорошо отдохнули, и далее вернемся к нашей теме занятия и выполним индивидуальное задание ,где вы сможете оценить себя и свои знания.

-Перед вами билеты-лепестки с заданием ,я попрошу каждого вытянуть свой билет и сесть на свои места.(логопед раздает перфоконверты и обьясняет задание).

(Дети вытягивают билеты и выполняют индивидуальную(проверочную) работу.По окончанию работы ,уч-ся сами себя проверяют и оценивают.)

-Ребята в заключение нашего занятия хочется подвести итог.

-Какую часть речи мы сегодня повторили на занятии?(имя прилагательное).

-Как по другому называется изменение частей речи по падежам?(склонение по падежам).

-Какие падежи существуют в русском языке?

-Какую часть речи и в каком числе мы склоняли?

-Назовите вопросы на которые отвечают имена прилагательные во множественном числе?

-Как вы себя оцениваете?(ответы детей)

— Вы все молодцы. Мне хочется завершить наше занятие таким стихотворением:

Я ЗНАЮ ЧТО ЭТОТ УРОК ПОРАДОВАЛ ВСЕХ

И КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ОЩУТИЛ СВОЙ УСПЕХ. Спасибо! Наше занятие подошло к концу.

День родного языка

Тема: День родного языка

Цель: показать роль языка в жизни человека и в жизни общества.

Задачи:

  • формирование культуры личности, гражданственности;
  • развитие языкового вкуса;
  • формирование культуры общения, как части общей культуры человека;
  • оживление интереса к родному языку, привлечение внимания к проблемам современного русского языка;
  • сплочение детей и родителей;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • привитие любви и уважения к окружающим людям, к родному языку, родному краю, через совместную творческую деятельность.

Форма: познавательно-игровая программа

Место проведения: кабинет начальных классов

Возраст учащихся: 10 – 11 лет

Оборудование:

  • медиапроектор;
  • компьютер;
  • 3 магнитные доски (белые);
  • пять сарафанов для девочек;
  • народные костюмы (башкиры, украинцы, коми)
  • нарисованное лицо человека (А1);
  • нарисованные части к лицу: нос, глаза, рот, уши;
  • 3 картинки стволов деревьев;
  • карточки: КОМИ ЯЗЫК, РУССКИЙ ЯЗЫК;
  • карточки с пословицами;
  • листья к деревьям (на обратной стороне написаны слова);
  • Атлас языков мира;
  • фраза на зеленом листе бумаги (Если мы будем хорошо знать язык, то сможем …);
  • фразы на желтых листах бумаги (писать без ошибок; лучше понимать прочитанное; лучше понимать друг друга; правильно говорить, познавать мир, быть интересным собеседником, творить, общаться, сохранять обычаи и традиции своего народа, знать историю своего народа, передавать знания из поколения в поколения)

План мероприятия

  1. Вступительное слово.
  2. История происхождения праздника.
  3. Атлас языков мира.
  4. Государственный язык огромной страны.
  5. Достоинства русского языка.
  6. Выступления на родном языке:
    • Исполнение народной песни башкирами.
    • Чтение стихотворений украинцами.
    • Инсценирование коми басни.
  1. Изучаем слова на коми языке. Игра.
  2. Работа по группам «Особый характер слов».
  3. Подведение итогов.

Ход мероприятия

Ведущий учитель + весь класс: Здравствуйте! Добрый день! Мы рады приветствовать сегодня в этом классе наших замечательных гостей и любящих родителей. Мы рады всем вам! У всех у нас прекрасное настроение. И мы думаем, что такое же у вас!

– Тогда мы начинаем? (класс отвечает – начинаем). Сегодня вместе с ребятами активное участие принимают родители. Спасибо вам большое за сотрудничество!

– Тема нашего сегодняшнего классного мероприятия посвящена Дню родного языка. Сегодня мы узнаем, что это за праздник и для чего он отмечается.

Ведущий ребенок:

Что за праздник нынче мы отмечаем,
Все вместе, радостно встречаем?

Ведущий учитель: Международный день родного языка – праздник необычный, но очень важный. Он создан совсем недавно с 2000 года и отмечается 21 февраля во всем мире. Провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

– Каждый народ – это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Ученые предполагают, что речевые навыки у человека появились около 100 000 лет назад. Давайте попробуем представить, как могли общаться люди, не имея речевых навыков. Кто хочет попробовать пообщаться без слов? (выбор 3– 4 детей)

Задание: Вам предлагается пригласить своего соседа на охоту на мамонта (задание произносится детям на ушко)

– О чем пытались договориться эти люди? (класс пробуют ответить)

– Оказывается, как трудно, тяжело было объяснить без слов и понять друг друга.

– А вот письменные формы языка появились только около 5 000 лет назад. Поэтому дорога к языку была длиной и трудной. И говорим мы во всех уголках нашей планеты на разных языках. В Германии – на немецком, во Франции – на французском, в Англии – на английском, а в России? (на русском языке).

Ведущий ребенок: Интересно, а сколько языков на нашей планете?

Ведущий учитель: Когда-то насчитывалось от 7000 до 8000 самостоятельных языков. Сегодня известно примерно 6000 языков. Многообразие языков является огромным достоянием человеческого наследия. Самыми распространенными языками в современном мире являются китайский, английский, русский, испанский, арабский, португальский, французский. На этих языках разговаривает большая часть человечества.

Ведущий ребенок: Вот это да! Столько языков! А откуда их так много появилось?

Ведущий учитель: Вы действительно это хотите знать? (дети хором: ДА!)

– Существует легенда. Согласно этой легенде, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. И вот люди возгордились и задумали построить в Вавилоне гигантскую башню высотой до самых небес. Долго строили её, используя труд разных людей. Боги испугались, что их могущество будет нарушено и задумали помешать строительству башни. Для этого они сделали так, что люди стали говорить на разных языках. Из-за этого на стройке возникла неразбериха, строители перестали понимать друг – друга и башня разрушилась, так и не достигнув небес. Смешение языков остановило работу по строительству башни и разбросало людей по разным частям земли. Вот такая легенда.

Ведущий ребенок: А почему возникла идея создания такого дня?

Ведущий учитель: Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача это важная и актуальная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.

– В 1996 году в США умер человек по имени Красная Грозовая Туча. Он был последним, кто знал язык индейского племени Сиу. Правда перед смертью он успел записать речевые образцы и обрядовые песни своего народа, чем оказал огромную услугу науке. К сожалению, такое бывает редко. Чаще всего, язык умирает тихо и незаметно вместе со своими последними носителями.

Ведущий ребенок: Да… Как и исчезающие виды животных, языки стремительно вымирают, и, чтобы выжить нуждаются в нашей поддержке и заинтересованности.

Ведущий учитель: Языковеды пытаются не упустить время и успеть задокументировать то множество языков, которое пока еще сохраняется. Ведь, по мнению ученых через сто лет исчезнут от 3 до 6 тысяч ныне существующих языков. Международный день родного языка отмечается с целью сохранения и развития исчезающих языков, а также повышения осведомлённости о языковых и культурных традициях.

Ведущий ребенок: Исчезающие виды животных и растений заносят в Красную книгу. А куда заносят исчезающие виды языков?

Ведущий учитель: Существует Атлас языков мира и Красная книга языков России. Они представляют языки, которым угрожает исчезновение. В настоящее время насчитывается почти 500 языков, которые могут исчезнуть.

Вот некоторые примеры: (показ книги)

Африка

Северная Америка

Россия

язык бикиа – говорит 1 человек

язык элмоло – говорят 8 человек

язык чинук – говорят 12 человек

язык керек – говорят 2 человека

язык удэге – говорят 100 человек

– А чтобы выжить языку необходимо, чтобы на нем говорило 100 000 человек. Исчезают языки. В России в 1917 году насчитывалось – 193 языка. Сейчас -174.

Ведущий ребенок: Тогда наша задача – сохранить находящиеся под угрозой исчезновения языки и бережно относиться ко всему разнообразию человеческих культур.

Ведущий учитель: Да, ведь именно благодаря языку продолжают жить традиции народов, пробуждается интерес к познанию мира. Именно язык объединяет людей независимо от места и времени их проживания.

Ведущий ребенок: А что объединяет нас?

Ведущий учитель: Действительно, что нас может объединять? (ответы детей: учимся в одной школе, живем в одном городе, стране, говорим на одном языке – русском).

– Правильно, но главным, объединяющим нас элементом, является именно язык – русский язык.

– Кстати, примите к сведению: во всем мире более 350 млн. человек понимает по-русски, из них для 170 млн. он является родным. Кроме того, в настоящее время около 180 млн. иностранцев изучает русский язык. Он – язык общения более 160 народов и национальностей мира. Он – язык великой литературы. Он – язык, на котором были произнесены первые слова в космосе. Он – язык великой нации с тысячелетней историей. Русский язык сумел возглавить «языковой союз» на всей территории России и стал государственным языком огромной страны.

Ученик 1

Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык.
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.

Ученик 2

Жизнь идет, словарь опережая.
Сколько новых дел, событий, чувств!
Мысль свою, на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Ученик 3

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Ученик 4

Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

Ведущий учитель: Русский язык обладает всеми достоинствами других языков. Он мелодичен, как итальянский, повелителен, как немецкий, точен, как английский. Но только русский язык обладает такой палитрой красок и такой многогранностью. Иностранцы, слушая русскую речь, говорят, что она льется, как песня. Давайте вслушаемся в звучание стихотворения Александра Сергеевича Пушкина с описанием зимнего вечера.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

– Красоту и многогранность русского языка мы можем увидеть и в народном творчестве. Вот как народ воспевал приход весны (девочки исполняют народную песню)

Весна, весна красная!
Приди весна, с радостью,
С радостью, с радостью.
С великой милостью:
С льном высоким, с корнем глубоким.
С дождями, ливнями,
С хлебами обильными!

У меня ль во садочке,
У меня ль во прекрасном.
Люшеньки люли, Люшеньки люли,
Хорошо пташки пели,
Хорошо распевали.
Люшеньки люли, Люшеньки люли.

– Роль языка, как средства общения людей, замечательно определена в русском народном творчестве. Одним из видов такого творчества являются пословицы и поговорки. У всякого народа множество пословиц, призванных выражать основные жизненные принципы. И все-таки, одними из самых метких, поучительных являются русские пословицы.

Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! – говорил А.С.Пушкин.

Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы, продолжите их, объясните смысл (ребята работают по группам)

  1. Хочешь есть калачи – …. (не сиди на печи)
  2. Красна птица пером, … (а человек умом)
  3. Нет лучше дружка, … (чем родная матушка)

Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки.

  1. дело – смело (Кончил дело, гуляй смело.)
  2. перо – топор (Что написано пером, не вырубишь топором)
  3. дело – время (Делу – время, потехе – час.)

– Молодцы! Действительно, «Пословицы наши краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги» так писал о русских пословицах М.Горький. Не случайно язык называют кладовой знаний и мудрости народа.

– Еще одно из лучших свойств русского языка – возможность выразить тонкие оттенки с помощью бесчисленного количества суффиксов, чего нет в других языках.

– Например, возьмем слово «ЛОШАДЬ». И попробуем добавить к данному слову разные суффиксы.

  • маленькое, веселое, очаровательное существо – ЛОШАДКА
  • усталая рабочая лошадь, весьма пожилая – ЛОШАДЁНКА
  • ласково лошадь мы назовем – ЛОШАДУШКА

– Так, что нам с вами остаётся гордиться, что русский – наш родной язык.

– В мире много народов, все они говорят на разных языках, но каждый человек ценит свой родной язык, бережёт его, лелеет и каждый имеет право свободно говорить на своем родном языке.

– Согласно Конституции Российской Федерации ст.68 всем её народам гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

– В настоящее время стало бесспорным утверждение, что главным богатством любой территории является её население. На территории Республики Коми проживает более 80 народов. В нашем классном коллективе встречаются представители разных национальностей: башкиры, татары, украинцы, коми, чуваши, мордвины, русские. И у каждой свой неповторимый по красоте и звучанию язык. Некоторые семьи подготовили выступление на своем родном языке. Давайте послушаем их.

БАШКИРЫ – исполняют народную песню.

Физминутка: движения башкирского танца

УКРАИНЦЫ – читают стихи на родном языке.

КОМИ – инсценируют басню на коми языке.

– Ребята, вы узнали этот язык? Правильно, это язык коми народа – коренного населения Республики, в которой мы с вами живем. Кстати, примите к сведению. В Республике проживает 975 000 человек, из них только коренного населения 264 464 человека. 2009 год в Республике был объявлен годом коми языка, и это не случайно, ведь по Конституции Республики Коми государственными языками являются не только русский, но и коми.

– Ребята, вы обращали внимание, что на зданиях города имеются вывески, написанные на двух языках – русском и коми (да, нет).

– Давайте посмотрим на некоторые из них (показ вывесок: на здании администрации города, на жилых домах, на здании школы, на здании хлебного магазина).

– А сейчас мы с вами попробуем выучить несколько слов на коми языке (учим слова: рот, глаза, нос, уши). Показываем на себе часть лица, о которой идет речь, и произносим это слово по коми.

голова – ЮР, рот – ВОМ, нос – НЫР, ухо – ПЕЛЬ, глаз – ЩИН

Игра «Создаём лицо» (учитель называет часть лица по коми, тот, кто вспомнил, что значит это слово, прикрепляет часть к лицу на доске).

– Обычно под родным языком, понимается язык, который человек усваивает с раннего детства. Когда мы изучаем язык, мы запоминаем, прежде всего, слова этого языка, а их великое множество. Как мы не можем сосчитать листья на дереве, так и трудно подсчитать количество слов. Но у каждого слова есть свой особый характер, свое значение.

(Класс работает по группам. В каждой группе присутствуют родители).

– У каждой группы есть небольшое деревце. «Озеленить» его вам помогут листочки со словами разного значения и характера. Будьте внимательны при выборе слов для своего дерева.

1 группа (существительные)

2 группа (прилагательные)

3 группа

(глаголы)

Солнце, мама, тепло, Родина, добро, друзья, дом, семья, мир,

Красивый, ласковая, теплый, счастливая, умный, солнечный, торжественный, родной, вежливые, уважающий,

Дружить, возводить, читать, сиять, учиться, сострадать, жалеть, помогать, переживать, любить.

Ябеда, оружие, слезы, войны, предательство.

Ужасный, завистливый, разъяренный, трусливый, наглый.

Бояться, обижать, врать, ненавидеть, оскорблять.

(каждая группа зачитывает слова)

– Почему вы выбрали именно эти слова? – каждая группа дает свой ответ (добрые; понравились; хотим, чтобы эти слова чаще встречались в нашей жизни; вызывают положительные эмоции; приятно проговаривать; можно нарисовать только светлыми красками; хочу, чтобы все эти слова относились ко мне…).

– А какие слова вы не взяли? (ответы)

– Чем больше в нашей речи будет красивых и теплых слов, тем мы с вами будем добрее…

– К сожалению, в современном мире все чаще и чаще используются грубые, матерные слова, которые засоряют наш язык.

Ученик

О мой родной, святой язык!
Тебя корежить я привык,
Тебя привык я обижать,
Людей тобою унижать.
Тобою Пушкин говорил, –
Тобою Лермонтов творил,
А я обидел. Я предал,
На поругание отдал.
А кто я? Просто глупый сын.
И, к сожаленью, не один.
Но ты прости нас. Не кори.
Своим сияньем озари,
И сохраним мы как завет
В своих речах культуры свет!

– А задумывались ли вы, зачем нам необходимо изучать язык? (ученики делают свои выводы и ответы прикрепляют на доску).

Если мы будем хорошо знать язык, то сможем…(на доске)

(писать без ошибок; лучше понимать прочитанное; лучше понимать друг друга; правильно говорить, познавать мир, быть интересным собеседником, творить, общаться, сохранять обычаи и традиции своего народа, знать историю своего народа, передавать знания из поколения в поколения)

– Правильно. Язык – духовное богатство народа. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, искусство, жизнь.

– День родного языка мы будем праздновать? (21 февраля)

– А для чего так необходим этот день? (чтобы люди вспомнили о языках, родном языке, чтобы уважали другие языки, берегли его, не дали исчезнуть, чтобы язык жил для других поколений)

– Язык – это учитель, который нас учит, и будет учить, если бережно к нему относиться и прилежно изучать. Языки у народов разные, но отмечая 21 февраля Международный День родного языка, хочется сделать такой вывод:

Ученик:

Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка,
Нету человека!

Ученик:

Мы поем им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку,
Должно быть большое рвенье!

– Относитесь к родному языку бережно и с любовью, думайте о нем, любите его, изучайте его!

Конспект группового логопедического занятия для 5-го класса коррекционной школы VIII вида “Анализ и синтез разных речевых единиц”

Цели урока:

  • Логопедическая: развитие анализа и синтеза на уровне слова, предложения, текста.
  • Лексическая: уточнение и расширение словаря по теме “Профессии”.
  • Грамматическая: закрепление понятия “имя существительное”.
  • Коррекционно-развивающая: развитие зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, мелкой моторики, процессов анализа, синтеза, запоминания; совершенствование навыка самоконтроля.

Оборудование:

  1. Иллюстрация “Путаница”.
  2. Индивидуальные карточки с изображением контура инструментов.
  3. Индивидуальные карточки с пословицей.
  4. Индивидуальные карточки с текстом (стихотворение).
  5. Индивидуальные карточки с филвордом.
  6. Картинка “Девочка Смешинка”.
  7. Макеты цветов с двигающимися разноцветными лепестками.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Беседа (название занятия, какой урок по счёту).

2. Создание положительного настроя на занятие: учитель вывешивает на доску картинку с изображением лица улыбающейся девочки Смешинки, просит определить настроение девочки, поставить перед собой зеркало и улыбнуться так же, как Смешинка, желает сохранять хорошее настроение, а в конце занятия самим определить своё самочувствие и показать его, выбрав лепесток по цвету. А цветок подарить девочке Смешинке.

II. Разминка.

1. Упражнение развивающей кинезиологической программы.

Левой рукой взять кончик носа, правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук “с точностью до наоборот”.

2. Психогимнастическое упражнение.

Повторить за логопедом фразу: “Все профессии важны, все профессии нужны”несколько раз. В первый раз произносим вслух всю фразу, кроме последнего слова; последнее слово произносим “про себя”, хлопая при этом один раз в ладоши. Во второй раз произносим вслух фразу, заменяя хлопками два последних слова и т. д.

Все – профессии – важны – все – профессии – нужны.

Все – профессии – важны – все – профессии –хлопок.

Все – профессии – важны – все – хлопок – хлопок.

Все – профессии – важны – хлопок – хлопок – хлопок.

Все – профессии – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.

Все – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.

Хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.

III. Закрепление лексического материала.

1. Работа с иллюстрацией “Путаница”.

а) Рассмотреть иллюстрацию и сказать, что перепутал художник (какой предмет кому должен принадлежать: ракетка – спортсмену, автомат – солдату, мастерок – строителю, шприц – врачу, мел – учителю).

б) Повторить названия предметов (ракетка, автомат, мастерок, шприц, мел).

Рассказать, какие инструменты или орудия труда необходимы для работы: швее, столяру, повару, бухгалтеру и т.д.

2. Упражнение “Отгадай слово”.

Логопед произносит ряд звуков. Учащиеся должны запомнить каждый 2-ой звук, соединить их в слово. (б п а о ф в ы а л р)

3. Задание “Нарисуй по клеткам”.

На листе бумаги в клетку нарисовать точно по клеткам инструменты: пилу, молоток, топор, гаечный ключ по образцу правой рукой. (Приложение №1) выполнить штриховку каждого предмета левой рукой в разном направлении по инструкции учителя.

4. Выяснение обобщающего понятия.

– Так о чём мы будем рассказывать, выполнять задания? (о профессиях)

IV.Определение логопедической темы.

На занятии мы будем определять место звуков в словах, отгадывать по звукам и буквам слова, составлять предложения.

V. Упражнения для коррекции и развития процессов анализа и синтеза слов; совершенствование техники чтения.

1. Звуки, буквы, слова.

а) Логопед называет слово (название профессии или инструмента). Даёт задание: назвать определённый по счёту звук в слове.

б) Прочитать на доске названия профессий (порядок букв в словах нарушен). (Приложеие №2)

(Доярка, рабочий, повар, строитель, музыкант).

Определить, в каком слове звук [я] предшествует звуку [р]; звук [ы] после звука [з]; звук [в] между звуками [о] и [а].

в)Найти эти слова в филворде (на карточке). (Приложение № 3)

г) Отгадать название инструмента по цифрам и буквам на доске.

4 8 1 9 2 5 3 7 6
н у т а о и р к б

Логопед называет цифры (3, 8, 6, 9, 4, 2, 7), учащиеся запоминают соответствующие буквы, соединяют устно в слово (рубанок).

VI. Закрепление программного грамматического материала.

К какой части речи относятся слова, которые отгадывали в заданиях?

Вспомнить помогут слоги на доске.

тви но су тель щес е

Правильно, это – существительное.

2. Вспомнить определение имени существительного.

3. Выяснить, что в заданиях использовались имена существительные, которые обозначают людей, вещи.

VII. Упражнения для коррекции и развития процессов анализа и синтеза предложения, текста.

1. Работа с предложением.

а) На карточке в напечатанной фразе вычеркнуть все встречающиеся слова – название материала, из которого изготавливают швейные изделия (платья, блузки, рубашки)?

(шёлк); соединить оставшиеся части в слова, прочитать пословицу о труде. (Приложение №4)

б) Записать пословицу в тетрадь по памяти, проверить написание (открыть на доске).

Дело мастера боится.

в) Найти в пословице и назвать существительные (дело, мастер), их значение.

2. Работа с текстом.

а) Раздать карточки со стихотворением учащимся. (Приложение №5).

“Я прочту стихотворение, а вы запомните, о какой оно профессии, какие инструменты упоминаются”. (О столяре; рубанок, топор, молоток). Логопед медленно читает стихотворение во второй раз; учащиеся карандашом на карточке вставляют в словах все пропущенные гласные буквы (в первом четверостишии), некоторые пропущенные согласные буквы (во втором четверостишии). Затем учащиеся вслух читают стихотворение.

б) Сосчитать количество предложений в тексте; найти и прочитать третье предложение. Прочитать по цепочке каждое слово в предложении; прочитать по цепочке предложение через слово; причитать по цепочке каждое слово предложения в обратном направлении (от последней буквы к первой; например: столяр – рялотс т. д.)

в) Прочитать это предложение еще раз “про себя”; забрать карточки; записать его в тетрадь по памяти. Раздать карточки, проверить написание.

г) Найти в стихотворении и назвать существительные, определить их значение (люди, вещи), выделить в тексте (сущ.).

Бежит рубанок по доске,
Как будто лодка по реке.
У столяра топор в руке,
Доска подогнана к доске.
Столяр доволен, он поёт
И в руки молоток берёт.
Доска сколочена с доской,
И новый стол уже готов.

VIII. Итог занятия.

1.Какие задания выполняли со словами предложениями, текстом?

2. О чём были все задания? (о профессиях)

3. Какую часть речи повторили? (существительное)

4. Проанализировать и оценить работу на занятии каждого ученика.

5. Выбрать по цвету лепесток цветка, соответствующий вашему настроению, поставить цветы в вазу. Подарить букет цветов девочке Смешинке.

Конспект логопедического речевого праздника для учащихся начальной школы VIII вида (Мы любим родной язык и изучаем его)

Лапшина Е.В., учитель-логопед специальной (коррекционной) школы VIII вида, г. Челябинск
Нарушения умственного развития детей могут быть сглажены, компенсированы при осуществлении системы коррекционно-воспитательных занятий. Одним из условий коррекции является логопедическая работа, которая способствует развитию не только мыслительно-речевой деятельности, но и личности аномального ребенка. В результате занятий наблюдается повышение речевой и коммуникабельной активности детей-логопатов.
Одной из эффективных форм подведения итогов прошедших логопедических занятий является детский КВН. Используемый при этом речевой материал зависит от состава команд учащихся, их возраста, глубины проявления у них речевого дефекта.
Участниками логопедического КВН могут быть учащиеся 2-5-го классов, посещающих занятия логопеда, и некоторые учащиеся 1-го класса.
В специальной коррекционной школе VIII вида КВН проводится для привития интереса к изучению русского языка и логопедическим занятиям, закрепления навыков звуковой автоматизации, воспитания товарищества и коллективизма через умение играть в команде.
Логопедический праздник
в форме КВН
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Прививать интерес к логопедическим занятиям.
• Развивать навыки выразительного чтения.
• Развивать фонематический слух.
• Совершенствовать навыки постановки ударения, отрабатывать правильное литературное произношение.
• Воспитывать коллективизм.
ОБОРУДОВАНИЕ
Атрибуты к сценкам. Вода. Стакан. Игла. Украшенная доска. Магнитофон. Кассета.
* * *
Организационный момент
Логопед. Дорогие дети, гости, уважаемое жюри и учителя, начинаем логопедический праздник.
Сегодня ребята будут соревноваться в двух командах на лучшее знание скороговорок, загадок, на составление слов. Вы услышите веселые частушки и увидите две сценки.
Вас, ребята, очень много, поэтому прошу вас быть организованными, не кричать и не шуметь. Вести себя тихо. Итак, начинаем.
Конкурсная программа
1 конкурс.
Представление команд
2 конкурс. Фонетические загадки
Илья Муромец или Алеша Попович. Кто из них грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать?
В имени богатырей гласных звуков больше, чем согласных.
Ученик читает стихотворение.
Гимн звукам
родного языка
Гласные тянутся в песне
звонкой,
Могут заплакать
и закричать,
Могут в кроватке баюкать
ребенка,
Но не желают свистеть и
ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать,
скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
С. Маршак
3 конкурс.
Конкурс скороговорок
Музыкальная пауза – частушки в исполнении учащихся
Мы, ребята-малыши,
Вам частушки пропоем.
Мы в своей любимой
школе
Замечательно живем.

Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису,
А теперь читаем сами
Про любовь и про луну.

Все науки одолеем,
Все у нас получится,
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся.

Мы за лето отдохнем,
Сил поднаберемся,
А в начале сентября
Снова соберемся.
Мы частушки вам
пропели –
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.

4 конкурс. Конкурс капитанов
За 1 мин придумать как можно больше слов, используя буквы слова «транспорт». Побеждает тот, кто назовет по-следнее слово (спорт, сорт, рот, нос, сор, спор, трос, сорт, порт, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа).
5 конкурс. Фонетические головоломки
На предлагаемую загадку есть две отгадки: одинаковые слова с разным ударением и значением.
6 конкурс.
«Слова-паронимы»
7 конкурс. «Будь внимательным»
В слова нужно вставить пропущенные буквы.
Инсценировки учащихся 3 и 4-го классов
Русские народные сказки «Рифмы», «Как Иван-дурак дверь стерег».
Подведение итога праздника
Подведение итога жюри, награждение команды победителей, поощрение участников подарками.
Логопедический праздник
«Путешествие
в страну логопедии»
ЦЕЛИ
• Прививать интерес к логопедическим занятиям.
• Развивать навыки выразительного чтения учащихся-логопатов, связную речь, словарный запас.
• Воспитывать умение слушать товарища, вести себя культурно на празднике.
• Поощрять речевую активность детей-логопатов.
ОБОРУДОВАНИЕ
Пластинка «Бременские музыканты». Проигрыватель. Картинки островов, корабля, инструментов. Костюм королевы логопедии. Короны – знаки препинания. Герои сказки «Колобок». Ширма. Призы участникам.
* * *
Звучит песня из мультфильма «Бременские музыканты».
Логопед. Дети, из какого мультфильма прозвучала песня?
Дети. «Бременские музыканты».
Логопед. Что делали герои песни?
Дети. Путешествовали, бродили, давали концерты, веселили людей.
Логопед. А кем они были?
Дети. Артистами, музыкантами.
Логопед. А вы хотите отправиться в путешествие?
Дети. Да.
Логопед. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну логопедии.
А вот на чем мы сможем путешествовать, я не знаю. Пофантазируйте, на чем можно путешествовать?
Дети. На машине, на поезде, на самолете…
Логопед. Мы поплывем с вами на пароходе. Пароход гудит «ы-ы-ы» и мы отчаливаем от берега. Каким у вас должно быть настроение во время пути?
Дети. Веселым, радостным, счастливым, жизнерадостным, замечательным, прекрасным.
Логопед. Давайте споем песню «От улыбки хмурый день светлей».
Дети исполняют.
Перед нами остров Рифмы. Здесь жители не договаривают конец предложений, но они говорят так складно, что можно подобрать рифму.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом
Очень дружные
сестрички –
Золотистые … (лисички).

Я в красной шапочке
расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту
Зовусь я … (подосиновик).

На бахче у нас растет,
Как разрежешь – сок
течет.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется … (арбуз).

Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы.)

Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождей я не
размокла.
Крупна, кругла, сладка на
вкус,
Узнали вы меня? Я …
(свекла).

Ла-ла-ла – муха денежку … (нашла).
Ло-ло-ло – в лодку бросили … (весло).
Лу-лу-лу – стоит сумка на … (полу).
Лы-лы-лы – наши деточки … (малы).
Логопед. Молодцы! Поплыли дальше. Пароход гудит «ы-ы-ы». И вот приплыли на остров Забытые инструменты. Какие инструменты вы знаете?
Дети называют инструменты. На доске выставляются картинки.
Скороговорки
Лесорубы лес рубили топором, топором.
Лес в дровишки превратили топором, топором.
До поры остры топоры.
Топоры остры до поры.
А что делают другими инструментами (ножницами, топором, лопатой, иглой, пилой, молотком)?
Дети отвечают.
Логопед. Молодцы! Поплыли дальше. Пароход гудит «ы-ы-ы». Приплыли на остров Знаки препинания.
Дети инсценируют стихотворение С. Маршака «Знаки препинания».
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
– Ура! Долой!
Караул! Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задает он всем вопросы:
– Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые,
Девицы занятые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие
И прочие, и прочие, и
прочие…

Заявили запятые:
– Мы особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.

– Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой.
Отозвалась с той же строчки
Тетя точка с запятой.

Двоеточие, мигая,
закричало:
– Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
– Нет, – сказало
многоточие,
Еле глазками ворочая,
– Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие.
Вопросительный знак удивился:
– То есть как?
Восклицательный знак возмутился:
– То есть как!
– Так, – сказала точка,
Точка-одноточка.
– Мной кончается рассказ, значит я важнее вас.
Логопед. Молодцы! Но нам нужно торопиться на следующий остров. Пароход гудит «ы-ы-ы».
Мы приплыли на остров Кроссворды. Ребята, вам нужно назвать слово по его толкованию.
• Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, кому и куда посылают письмо, посылку, телеграмму. (Адрес.)
• Место, где приготавливают и продают лекарства. (Аптека.)
• Сильная метель, снежная буря. (Вьюга.)
• Часть суток от конца дня до начала ночи. (Вечер.)
• Загородный дом для летнего отдыха. (Дача.)
• Детеныш овцы. (Ягненок.)
• Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье.)
• Помещение для стоянки автомобиля. (Гараж.)
• Лиственное дерево с белой корой. (Береза.)
• Ломтик хлеба с колбасой, маслом и т.д. (Бутерброд.)
Логопед. Молодцы! Мы отгадали кроссворд и плывем дальше. Пароход гудит «ы-ы-ы».
И вот перед нами остров Словечки-колечки.
Учащиеся инсценируют стихотворение Ю. Тувима «Артисты» (мальчик Ежи, апельсин, колечко, сосна).
Грустный, сонный,
невеселый
Ежи наш пришел из
школы,
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.

Тут явились три словечка:
«Апельсин», «сосна»,
«колечко».

Подошли они все трое,
И сказали: – Что такое?
Что ты Ежи сделал с
нами?
Мы пожалуемся маме.

Я, – воскликнул
«апельсин», –
Никакой не «опельсин!»
Я, – расплакалось
«колечко»,
Никакая не «калечка».
Я, – разгневалась «сосна»,
Я до слез возмущена!
Можно только лишь со сна
Написать, что я «сасна».

Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Ежи, Ежи! Брось лениться,
Так учиться не годится!
Невозможно без внимания
Получить образование!
Будет поздно! Так и знай!
Станет неучем лентяй!
Если ты еще хоть раз
Искалечишь, мальчик,
нас –
Мы с тобой поступим
круто.
Нашей честью дорожа,
Имя Ежи в полминуты
Переделаем в Ежа!
Будешь ты ежом колючим,
Вот как мы тебя проучим!

Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся,
Подавил зевоту,
Взялся за работу.

Логопед. Спасибо, ребята, за представление. Поплыли дальше, пароход гудит «ы-ы-ы» и подходит к острову Сказки. Здесь живут разные герои. Какие сказки вы знаете?
Дети. Народные, автор-ские.
Логопед. Какие сказки из народных вы любите?
Дети отвечают, выполняя инсценировку сказки «Колобок».
Спасибо. Теперь поплывем обратно. Пароход гудит «ы-ы-ы».
Участникам путешествия вручаются призы.

Читайте также:  Итоговое занятие по теме "Транспорт"
Ссылка на основную публикацию