Конспект логопедического индивидуального занятия (Дифференциация звуков, букв С-Ц в словах, словосочетаниях)

Конспект логопедического занятия по теме “Дифференциация звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях”

Разделы: Логопедия

Цели занятия:

  • Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ц].
  • Дифференцировать звуки [С] – [Ц] в слогах, словах и предложениях, выделять звуки в начале, середине и конце слова.
  • Уточнять и обогащать словарь детей, упражнять в подборе родственных слов.
  • Упражнять детей в умении работать с таблицами.
  • Упражнять в умении составлять предложения.
  • Развивать речевой слух, психические процессы: память, внимание, мышление.
  • Воспитывать умение работать сообща.

Оборудование: соговые таблицы (демонстрационные), зеркала (индивидуальные), грамматические карточки, предметные картинки, карточки со слогами, карточки со схемой слова (начало, середина, конец слова), карточки с буквами.

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовёт одно слово со звуком [С] и одно слово со звуком [Ц].

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

б) «Киска сердится»

Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

в) «Почистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

г) «Заморозим подбородок»

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
(Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал.)

3. Уточнение артикуляции звуков.

– Произнесём звук [С]. Какое положение принимают губы при произнесении звука [С]? (При звуке [Ц]?)
– В каком положении верхние и нижние зубы? (При звуке Ц?)
– Как работает язык? Где он находится? (При звуке [Ц]?)
– Приложите ладони тыльной стороной к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?
– Если поднести ладони ко рту и произносить звук [С], мы ощущаем холод или тепло? (При звуке [Ц]?)

(При работе используются индивидуальные зеркала.)

Вывод: звуки [С] и [Ц] согласные, глухие.

4. Игра «Повторяй за мной» (воспроизведение слоговых рядов)

Игра проводится устно. Логопед называет слоговой ряд, ребёнок отвечает (стоя, с закрытыми глазами). Затем называются чистоговорки, дети повторяют хором.

АС-АС-АЦ УЦ-УЦ-УС УС-УС-УЦ
ЦИ-ЦИ-СИ СУ-СУ-ЦУ СО-ЦО-ЦО
АЦ-АЦ-АС СЕ-ЦЕ-СЕ ЦА-ЦА-СА

ЦА-ЦА-ЦА – Нигде нет продавца.
СА-СА-СА – В лесу бегает лиса.
СО-СО-СО – У Вовы колесо.
ЦО-ЦО-ЦО – Выйти на крыльцо.

5. «Прочитай слово»

Детям предлагаются две таблицы. Дети читают, составляют слова и по очереди называют их.

(ЦА – пуговица, цари, курица, овца, умница, птица, хлебница, царапина; СА – самолёт, полоса, сало, крыса, лиса, коса, самокат, роса)

6. Игра «Отгадай загадку»

Детям раздаются карточки со схемой слова и карточки с буквами [С], [Ц].

– Я загадаю загадки, а вы их отгадайте. В словах-отгадках выделите звуки [С] и [Ц] и покажите место их расположения в слове с помощью предложенных вам карточек и букв.

1) Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку. (Коса.)

2) Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ту-у». (Пылесос.)

3) Летом – в огороде, свежие, зелёные,
А зимою – в бочке, жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы.)

4) Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)

5) На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его… (Скворец.)

6) Все следы находит точно,
Охраняет склады ночью.
Уши чуткие и нос –
Это друг наш верный… (пёс.)

7) Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыплёнок.)

8) Белая бочка, нет в ней
Ни сучочка. (Яйцо.)

7. Физминутка

Раз – подняться, подтянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

8. Грамматические карточки

Детям раздаются карточки, на которых написаны однокоренные слова двух групп (свет, цвет). Логопед показывает первую карточку-корень. Дети должны по очереди выкладывать карточки с однокоренными словами, называя слово и объясняя его значение. Когда заканчиваются карточки на этот корень, берётся второе слово-корень. Игра продолжается до последней карточки. Тот, у кого останется карточка, считается проигравшим.

СВЕТ – освещать, светлый, световой, засветить, освещение, свеча, рассветает, просвещать.
ЦВЕТ – цветущий, цветник, расцветать, цветочный, цветной, отцветать, цветок, цветастый.

9. Игра «Добавь нужный слог»

Детям предлагаются две таблицы. Нужно составить слово, правильно подобрав слог. Записать получившиеся слова.

(Лицо, колесо, яйцо, просо, кольцо; село, цена, целый, серебро, серый, сено, цепи)

В конце работы проводится проверка. Дети по цепочке читают записанные ими слова и по ходу чтения показывают карточку с нужным слогом (СО или ЦО, СЕ или ЦЕ).

10. Пальчиковая гимнастика «Игра на музыкальных инструментах»

Дети, сидя за партами, напевают мотив знакомой песни с помощью слогов (например, са-са-са-са…). При этом пальцами имитируют игру на музыкальных инструментах (фортепиано, дудочка, барабан, гармошка и другие).

11. Игра «Составь предложение»

Каждому ребёнку даются две карточки с картинками. Они составляют по ним одно предложение, называют его и записывают в тетрадях.

ОСЫ – ЦВЕТЫ ЯЙЦО – ПТЕНЦЫ
СУМКА – ОГУРЦЫ СОВА – ЦАПЛЯ
КУРИЦА – ЦЫПЛЁНОК КОЛЬЦО – БУСЫ

12. Итог

– О каких звуках мы говорили на занятии?
– Что вы можете сказать о них?
– Что вам больше всего понравилось?

Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков с – ц в слогах и словах”
план-конспект занятия на тему

Конспект логопедицеского занятия на тему “Дифференциация звуков с-ц в слогах и словах” предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
zvuki_s_-_ts.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков с – ц в слогах и словах.

Конспект логопедического занятия во втором классе.

Цель: учить различать звуки с – ц

  1. Развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  2. Упражнять в умении дифференцировать звуки с – ц на слух и буквы с,ц на письме.
  3. Развивать слуховое и зрительное внимание, слуховую память, общую и мелкую моторику.

Оборудование: зеркала на каждого учащегося, предметные картинки, сигнальные карточки с буквами, слоги, запись голосов птиц, тетради.

Логопед: Сядет то , кто скажет, какое сейчас время года, какой месяц, какое число.

Вы правильно сказали, что сейчас весна. А какие изменения в жизни птиц происходят весной? (прилетают из теплых стран)

Сегодня гостями нашего занятия будут птицы. А какие, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Всю ночь летает, На одной ноге стоит

Мышей добывает В воду пристально глядит.

А станет светло Тычет клювом наугад

Спать летит в дупло (сова) Ищет в речке лягушат (цапля)

( На доску вывешиваются картинки птиц)

Логопед: Поспорили сова и цапля. Сова доказывает, что слова «сова» и «цапля» начинаются с одного и того же звука, а цапля не согласна с ней. Целый день спорят, никто их не рассудит. Давайте поможем им. Послушайте внимательно и скажите, с какого звука начинается слово «сова» ( со звука [с]). А слово цапля ( со звука [ц]).

Произнесите эти звуки перед зеркалом. Чем похожи эти звуки.

Когда мы произносим эти звуки губы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами, по середине языка идёт воздушная струя. Но при произношении звука [с] воздушная струя плавная, а звука [ц] – отрывистая, воздух выходит толчками.

Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [с-ц ] в слогах и словах.

  1. Дифференциация звуков [с – ц]

Логопед: Давайте поиграем. Будем подносит палец к губам, если услышим звук [ц] ( «ребенок спит») и будем открывать кран с водой, если услышим звук [с].

Логопед произносит цепочку звуков.

  1. а)Дифференциация звуков [с – ц] в слогах.

Логопед: У вас на столах лежат сигнальные карточки с буквами с и ц. Я буду произносит слоги, а вы поднимите карточку с нужной буквой.

б) Образование слогов.

Логопед: А теперь вы сами будете образовывать слоги и читать их.

Из букв разрезной азбуки дети образовывают прямые и обратные слоги и читают их.

в) Добавление слогов в слова.

Логопед: Сова и цапля несли нам слова со своими любимыми звуками, но по дороге слова рассыпались. Давайте поможем птицам их собрать. Добавим в слова выпавшие слоги, соберем слова, прочитаем их.

больни…, сини…, ко…. поло…,

бу…, ве…, леден…, паль….

коле…, ли…., коль…., про… .

  1. Дифференциация звуков [c-ц] в словах.

а) Распределение картинок.

Логопед: У вас на столах в конвертах лежат картинки. Давайте подарим их сове и цапле. Картинки, в названии которых есть звук [с] – сове, а картинки, в названии которых есть звук [ц] – цапле.

б) Составление слов из слогов, запись их в тетрадях.

Логопед: Наши птицы проголодались. Подумайте и скажите, чем мы их можем накормить (зерном, мошками). У вас на столах находятся коробочки с зернышками. Но эти зернышки необычные. Это слоги, из которых нужно составить слова. Получившиеся слова запишем в тетрадь, в два столбика: в первый столбик слова с буквой с, во второй – с буквой ц.

В лесу темно Лишь сова не спит.

Все спят давно. Совушка – сова, большая голова.

Все птицы спят На суку сидит, головой вертит

Лишь сова не спит. Во все стороны глядит.

в) Работа с деформированными словами. Логопед: Сова и цапля получили приглашение на бал и в нем был список приглашенных гостей. Но, когда они прочитали, кто приглашен на бал, они растерялись и решили, что на бал они не пойдут. Ведь никого из приглашенных они не знают (логопед читает деформированные слова: сини…а, …оловей, клее…т, скворе…, ла…точка и т.д.)

Давайте вставим в слова пропущенные буквы с и ц и узнаем, кто же идет на бал.

Давайте прочитаем слова, которые у вас получились. (Дети читают получившиеся слова, логопед вывешивает картинки с изображение птиц.)

  1. Расширение, обогащение словаря.

Логопед: Ребята, а ведь многие из этих птиц вам хорошо знакомы. Вы их встречали летом, могли видеть и зимой в парке или около дома. Как вы думаете, как можно назвать птиц, которые не улетают от нас на юг, а остаются зимовать? (зимующие)

Логопед: А как называются птицы, которые на зиму улетают от нас в тёплые края? (перелетные).

Дети повторяют новые слова : зимующие, перелетные.

  1. Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много»

Логопед: Сова и цапля среди птиц нашли себе друзей. Была одна сова, а теперь их стало много и о них мы скажем « совы», одна – цапля, а много – цапли.

А теперь скажите вы. Один – соловей, а много – это …

Дети: ласточки и т.д.

  1. Подведение итогов занятия.

Логопед: Ребята, а вы слышали когда – нибудь голоса совы и цапли? Давайте их послушаем. Как вы думаете, о чём они могут говорить (дети высказывают свои предположения)

А мне кажется, в их голосах слышится радость, оттого, что мы им помогли.

Давайте повторим еще раз, с каких звуков начинаются слова «сова» и «цапля».

Что было для вас самым интересным на нашем занятии.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Елена Сторожинская
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Задачи:

1. Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [ c ]-[ Ц ].

2. Продолжать совершенствовать навыки звуко – слогового анализа и синтеза, развивать чувство ритма и языковое чутьё.

3. Учить выделять из предложения слова с заданным звуком.

4. Упражнять в словообразовании и словоизменении.

5. Повторить словарь по теме «посуда».

6. Тренировать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование и материалы:

2. картинки, в названии которых содержатся звуки [c],[ц].

3. картинки с изображением предметов посуды.

4. счётные палочки

5. карточки с буквами С и Ц.

6. кассы звуков и букв.

Ход занятия:

1. Дифференциация звуков [ c – ц ].

• На доске картинки: автобус, ананас, парус.

Логопед: каким одинаковым звуком заканчиваются эти слова? (с)

Огурец, колодец, палец (ц)

Логопед: звук [ c ] какой? Охарактеризуйте.

Дети: согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: охарактеризуйте звук [ ц ], какой он?

Дети: согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: чем отличаются звуки?

Дети: когда произносим [ c ], воздух идёт по центру языка, когда произносим [ ц ], язычок сначала «встречается» с верхними зубами, а затем между ними образуется щель, через которую идёт воздух.

2. Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ c ]».

Логопед: С, Ц, Ц,С,С; СА, ЦА, ЦЫ, СУ, СЫ; АС, ОЦ, УЦ, ОС; САНКИ, ЦИРК, ОГУРЕЦ, НОС, СУП.

3. Упражнение «Скажи наоборот».

Логопед: если я произнесу слог со звуком [ c ], то вы должны произнести слог со звуком [ ц ], и наоборот:

СА – ЦА, СО – ЦО, СУ – ЦУ;

АС – АЦ, ОС – ОЦ, ИС – ИЦ;

ЦО – СО, ЦИ – СЫ, АС – АЦ, УЦ – УС.

4. Упражнение «Закончи слово».

Логопед: я произнесу начало слова, а вы подумайте какой слог надо поставить в конце и произнесите всё слово:

ЦА (СА): мельни, кузни, поло, умни, колба, актри…

ЦО (СО): коле, коль…

ЦЫ (СЫ): воло, огур…

5. Упражнение «найди лишнее слово».

Логопед: санки, цирк, суп, сок.

Логопед: правильно, почему?

Дети: это слово начинается со звука [ ц ], а остальные слова со звука [ c ].

Логопед: огурец, молодец, нос, палец.

Курица, мельница, лиса, лицо.

Логопед: ребята, давайте немного отдохнём и представим, что мы отправились на прогулку, а заодно вспомним, как надо переходить дорогу.

Дети встают около своих мест.

Я на дорогу выхожу (дети маршируют)

Сперва – налево погляжу (показывают рукой)

Потом – направо и вперёд (показывают рукой)

И ты – умелый пешеход (друг другу).

Ну вот прогулялись, проголодались, а дома нас ждёт обед. А что нам нужно, чтобы приготовить обед и красиво подать его на стол?

6. Дидактическая игра «Назови посуду».

Логопед показывает картинку с изображением предметов посуды, дети называют её, говорят, в каком слове слышам звук [c] или [ ц ] и где он находится (в начале, в середине или в конце слова).

Логопед: а теперь давайте назовём эти предметы, если их будет много:

Сахарница – сахарницы и т. д.

Логопед: а сейчас, давайте назовём эти предметы, если они будут маленького размера (напр. кастрюлька, сковородочка, стаканчик, блюдечко и т. д.)

7. Дидактическая игра «засели домик»

На доске изображения двух домиков с кармашками – вкладышами. Рядом на столе вперемешку картинки, в названии которых встречаются звуки [c],[ц].

Логопед: ребята, надо «заселить» картинки в домики. К доске вызываются два ребёнка. Один собирает картинки со звуком [c] и вставляет в кармашки соответствующего домика, др. собирает картинки со звуком [ц]. Когда дети готовы, проверяют все вместе. Ребёнок показывает картинку, называет её и говорит, где в слове находится звук (с, ц).

8. упражнение «найди в предложении слова со звуками [c],[ц]».

логопед читает предложения:

Лариса идёт на улицу.

У Сони тёплые рукавицы.

В лесу живут зайцы.

Саня поцарапал палец.

Соня купила яйца.

После каждого предложения дети называют слова с искомыми звуками, говорят, какой звук они услышали в данном слове и где в слове он находится (в начале, в середине или в конце).

9. Игры с буквами С и Ц.

• Выложить счётными палочками буквы С и Ц.

• Работа с карточками (у каждого ребёнка две карточки с буквами С, Ц). Логопед называет слово, дети поднимают карточку с соответствующей буквой.

Суп, цирк, цыган, сова.

• Звуко – слоговой анализ слов, чтение, составление из букв разрезной азбуки:

Суп, супы, цып, цыпа.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференцирование звуков [Ч]-[Т’]» Цели: коррекционно-образовательная: – дать детям понятие о механизме образования звуков Ч — Ть в сравнительном плане; – формировать навыки.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]» Индивидуальное логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков [Л-Р]. Цель: Дифференцировать звуки [Л-Р] в слогах, словах и предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: продолжать учить ребенка различать на слух [Р].

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ш].

Конспект логопедического занятия «Транспорт. Дифференциация звуков [С] и [С’]» Тема: «Транспорт. Дифферннциация звуков «С» и «Сь» Задачи: Коррекционно-образовательные: Продолжать работу со звуками «С» «СЬ», закреплять.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФН «Дифференциация [В]-[Ф]. Зимующие птицы» Тема: «Дифференциация звуков В-Ф, зимующие птицы» Цели :1. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики 2. Дифференциация звуков В.

Конспект НОД «Дифференциация звуков [С]-[З]» для детей подготовительной группы Составила учитель-логопед МКДОУ ” Детский сад ” Колокольчик” Акчурина Ольга Александровна Задачи: 1. Коррекционно-образовательные:1. Учить.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста с ФФНР «Дифференциация звуков [л]-[л`]» Цель: Учить дифференцировать звуки [л] – [л`] по твердости-мягкости в слогах и словах на слух и в произношении; отрабатывать дикцию; совершенствовать.

Конспект занятия по логоритмике в подготовительной группе. Дифференциация звуков [С]-[Ш] Занятие №6 «Учим Петрушку говорить». Цели: • закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой.

План-конспект логопедического занятия на тему «дифференциация звуков к и К’» Конспект логопедического занятия «Дифференциация К и К’» Программное содержание Коррекционно-образовательные задачи: 1. Познакомить детей.

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков [Т – Д]

Конспект логопедического занятия со следующими задачами: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [т], [д]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков; установить связь между артикуляционным укладом и акустическими характеристиками этих звуков в рамках развития фонематического слуха; развитие фонематического слуха при дифференциации звуков; развитие общей моторики.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков [Т – Д]»

индивидуального логопедического занятия

Тема: «Дифференциация букв и звуков [Т – Д]

Цель: выработка умения дифференцировать буквы и звуки [Т – Д].

Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звуков [т], [д], соотнести с соответствующими графемами; учить дифференцировать звуки; учить составлять предложения по заданным словам; активизация словаря.

Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [т], [д]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков; установить связь между артикуляционным укладом и акустическими характеристиками этих звуков в рамках развития фонематического слуха; развитие фонематического слуха при дифференциации звуков; развитие общей моторики.

Коррекционно-воспитательные: воспитание речевой культуры общения.

Зеркало (настенное); таблица с обозначением акустической характеристики звуков; элементы букв Т и Д; элементы слов и предлогов для составления предложений; доска; мел.

Этап и деятельность логопеда

Предположительные ответы ребенка

I. Организационный момент.

– Как твое настроение?

-Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.

– Приготовь тетрадь, пенал.

II. Артикуляционная гимнастика.

– Сели ровно, плечи расправили.

– Зафиксировали спинку и положили руки на парту, чтобы они не мешали.

1. «Удивились – рассердились» (чередуем 5 раз).

2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем 5 раз).

3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем 5 раз).

4. «Построили заборчик – сломали заборчик»(чередуем 5 раз).

2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звуков [т – д]:

1. – Сделаем упражнение «Дворник»: широко открыли ротик и кончиком языка поглаживаемнижние зубки изнутри (под счет до 10 по 5 подходов).

2. – А теперь («Дворник») будем поглаживать язычком верхние зубки точно также в разные стороны (10 раз по 5 подходов).

– Молодец, отдохни, проглоти слюнки.

3. – А сейчас сделаем упражнение «Маляр»: широко открыли рот, кончиком языка поглаживаем «небушко» (верхнее небо) от верхних зубов как можно дальше к горлышку и обратно, так чтобы «небушку» было щекотно (10 раз по 5 подходов).

III. Подведение к теме занятия.

– Послушай и отгадай загадки:

1. Кто у постели больного сидит

И как лечится, он всем говорит?

Кто болен – он капли

Тому, кто здоров –

2. Удивительный вагон!

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

3. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Пока он не уйдет.

4. Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

– Назови все отгадки и выдели первые звуки в этих словах.

– Правильно. Сегодня будем работать со звуками [т] и [д], и учиться их отличать.

– Придумай самостоятельно слова с этими звуками.

– Объясни значения слов:

IV. Характеристика звуков [Т – Д].

– Произносим звук [т] и смотрим на себя в зеркало.

– Когда мы произносим звук [т], в каком положении находятся губки?

– Правильно, в «улыбке».

– А теперь снова произнесем звук [т] и постараемся почувствовать, где язычок.

– В каком положении язычок, когда мы произносим звук [т]?

– А теперь приложи руку к горлышку, и постарайся почувствовать, голосовые связки вибрируют или нет при звуке [т].

– А если голосовые складки не вибрируют, какой это звук? Звонкий или глухой?

– Дай характеристику звука [т], смотри на таблицу (с характеристикой звуков).

– А когда произносим звук [д], в каком положении губки?

– В каком положении язычок, когда мы произносим звук [т]?

– Голосовые складки вибрируют или нет?

– Молодец, а если голосовые складки вибрируют, какой это звук? Звонкий или глухой?

– А теперь дай характеристику звука [д], также смотри на таблицу.

– Чем похожи звуки [т – д]?

– А еще, чем, похожи?

– А чем же отличаются?

V. Упражнение на развитие фонематического слуха:

– Приготовь свои ушки и ладошки.

Дифференциация звуков в слогах:

Я буду говорить слоги, ты должен очень внимательно меня слушать, если услышишь среди слогов слог со звуком [т], хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [д] – поднимешь руку; если же не услышишь ни того, ни другого звука – сидишь спокойно.

– Приготовились: хлопок – на звук [т]; ручка на звук[д].

Слоги: за, но, ду, ка, ты, зы, до, лу, зу, та, зэ, да, по, то, сы.

Дифференциация звуков в словах:

А теперь среди слов, точно также: если услышишь в слове звук [т], хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [д] – поднимешь руку; если же не услышишь ни того, ни другого звука – сидишь спокойно.

Слова: Слон, петух, дом, ручка, щенок, ток, снеговик, дорога, стол, барабан, зайка, аист, дача, игра, собака, лиса, коза, нота, зонт, шапка, дата.

Дифференциация звуков в словосочетаниях:

– Я сейчас буду говорить словосочетания, а ты, если услышишь звук [т] среди слов, хлопнешь в ладоши, а, если услышишь звук [д] – поднимешь руку. Приготовились: на звук [т] – хлопаем, на звук [д] – поднимаем руку.

Словосочетания: дорогой костюм, журчанье реки, чистая вода, смешанный лес, новые карандаши, длинный забор, золотое кольцо, том книги, алые розы, читаю книгу, высокий дом.

– Молодец, очень внимательный.

– Давай немного отдохнем.

– Сначала посмотри на меня и послушай, я говорю и показываю движения, а потом сделаем вместе:

Ветер северный подул

Поднять руки вверх – «изобразить» ветер, а потом подуть на пальцы.

И на землю опустились.

Пошевелить руками в разные стороны и медленно положить их на стол.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап – кап – кап, кап – кап – кап». –

Постучать указательным пальцем по ладошке.

Град по ним заколотил

Листья все насквозь пробил. –

Постучать кулаком по ладошке.

Снег потом припорошил. –

Плавные движения кистями рук.

Ладони крепко прижать к столу.

VII. Составление букв Т и Д из отдельных элементов.

– Составь буквы Т и Д из элементов, которые я тебе дала.

– Как выполнишь задание, поднимешь руку, поставишь на локоток.

VIII. Составление предложений из отдельных элементов (слов и предлогов):

– Составь предложения из элементов (слов и предлогов), которые я тебе дала.

– Прочитай, какие предложения у тебя получились.

– Найди в предложениях слова со звуком [т]. Назови эти слова.

– Сколько всего слов со звуком [т] ты нашел?

– Найди в предложениях слова со звуком [д].

– Назови эти слова.

– Сколько слов со звуком [д] у тебя получилось?

– Каких слов больше со звуком [т] или со звуком [д]?

– Давай запишем эти слова в тетрадь.

– Отступаем четыре клетки вниз, записываем по середине число.

– Я на доске, а ты в тетради записываешь слова под диктовку с новой строки.

– Называй слово, и вместе пишем.

– С какими звуками мы сегодня работали?

– Дай характеристику звука [т].

– Дай характеристику звука [д].

– Чем эти звуки похожи?

– Что тебе сегодня на уроке не понравилось?

Конспект подгруппового логопедического занятия “Дифференциация звуков [ц], [с] в словах, словосочетаниях”

Логопед: Посмотрите на соседа справа. Улыбнитесь ему. Посмотрите на соседа слева, улыбнитесь и ему тоже. Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было хорошее настроение.

Актуализация темы.

Логопед: Ребята, послушайте и отгадайте загадки:

И, конечно, огурец.

Скажи, какой в словах конец? (Звук [Ц] в конце каждого слова)

Сова, сорока, сокол, соловей

Летят, кричат, толкаются.

Ответьте, дети, поскорей

С какого звука они все начинаются? (Со звука [С])

Логопед: Вы уже догадались, с какими звуками и буквами мы сегодня будем работать? (Ответы учащихся).

– Зачем нам нужно учиться различать эти звуки и буквы? (Ответы учащихся).

– Запишите в тетради тему: Звуки [ц], [с], буквы ц, с. Тема – это маленькое предложение, ставим точку.

II. Основная часть

  1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам (работа с зеркалом).

Логопед: Чтобы правильно писать буквы Ц и С, нужно уметь различать эти звуки. Возьмите зеркало. Вначале произнесём звук [Ц].

– Какое положение принимают губы? (улыбаются)

– Где находится язычок? (за нижними зубами)

– Какой «ветерок дует»? (холодный)

– Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?

– Этот звук мы произносим кратко или долго? (кратко)

– Саша, напиши характеристику звука [Ц] на доске. (Остальные учащиеся заполняют свои таблицы-карточки – см.Приложение 1).

– А сейчас снова возьмите зеркало и произнесите звук [С].

– Какое положение принимают губы? (улыбаются)

– Где находится язык? (за нижними зубами)

– Приложите ладони к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?

– Какой «ветерок дует»? (холодный)

– Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?

– Этот звук мы произносим кратко или долго? (долго)

– Софья, напиши характеристику звука [С] на доске. (Остальные учащиеся заполняют свои таблицы-карточки – см.Приложение 1).

Вывод:

[Ц] – согласный, твёрдый, глухой, сложный

[C] – согласный, твердый, глухой, простой

  1. Соотнесение звуков [Ц], [С] с соответствующими буквами.

Логопед: На письме звуки обозначаются буквами. Какими? (ответы учащихся).

Указательным пальцем «напишите» букву Ц на парте, напишите в тетради строчку заглавных и строчных букв Ц. Указательным пальцем «напишите» букву С на парте, напишите в тетради строчку заглавных и строчных букв С. Найдите самую красивую букву Ц, обведите её в кружок. Найдите самую красивую букву С, обведите её в кружок. Ещё раз посмотрите на эти буквы, так мы и будем их писать на каждом занятии.

  1. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Звуковой волшебник»

Логопед: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Звуковой волшебник». Я буду называть слово со звуком [С], а вы замените звук [С] на звук [Ц] и назовите новое слово.

Полный текст материала Конспект подгруппового логопедического занятия “Дифференциация звуков [ц], [с] в словах, словосочетаниях” смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Автор: Куляшева Оксана Игоревна → Оксана1734

–> 20.04.2015 0 3358 400

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Программа Word подчеркивает красным слова с орфографическими ошибками и опечатками, то есть те, что написаны, по мнению Ворда, неправильно. При этом она сверяет каждое слово со своим словарем: если слова в словаре нет, оно подчеркивается красным. Но как быть если все слова в тексте подчеркиваются красным?

Образные приёмы рефлексии в конце урока отлично подходят для учеников начальной школы, они просты и понятны для детей. Также их можно использовать и в работе с более взрослыми ребятами.

В этой статье мы расскажем вам об интересных мобильных приложениях для педагогов.

Оформление тетрадей в начальной школе по ФГОС: правила, требования, примеры

Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
Подпишитесь на рассылку E-mail
Установите приложение на Android

2007-2020 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

сервис вебинаров

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Тема урока: «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Цели:-научить различать звуки с-ц в слогах, словах, предложениях, тексте;

-развивать фонематический слух, внимание, наблюдательность; обогащать словарный запас;

-воспитывать аккуратность, любовь к языку.

Оборудование: профили артикуляции звуков, зеркала для каждого учащегося, предметные картинки, таблички с заданиями, интерактивная доска, компьютер, колонки.

Объявление темы урока.

Произношение изолированных звуков.

Анализ артикуляции звуков.

Связь звука с буквой.

Развитие фонематического слуха.

Дифференциация звуков в слогах.

Дифференциация звуков в словах.

Дифференциация звуков в предложениях.

Дифференциация звуков в тексте.

Оценка работ учащихся.

-Мы будем разговаривать,

Мы будем проговаривать,

Чтоб правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

-Ребята, я предлагаю вам под сказку потренировать наши язычки.

За алыми губами, за белыми зубами в глубине рта жил-был веселый язычок. Он крепко спал в своем домике, укрывшись белым одеялом – зубами.

Каждое утро он просыпался, широко открывал окошко и выглядывал посмотреть, какая на улице погода. Язычок смотрел на небо, на землю, направо, налево и хотел узнать, который час.

Затем веселый язычок лег на нижнюю губку и поднял свой кончик вверх, опустил вниз, вверх-вниз.

Чтобы зубки не болели, язычок каждое утро и вечер чистил их зубной щеткой. Привел язычок себя в порядок и сел завтракать. Самовар кипит, просит чай пить. А чай горячий! Подуем на него. Ах, как пахнет! Ах, какой ароматный, душистый чай!

Напился язычок чаю, посмотрел не себя в зеркало, и увидел, что его губы выпачканы вареньем. Оближем вкусное варенье!

Наелся язычок и принялся за работу: красить забор (высунуть язык, рот приоткрыт, облизываем сначала верхнюю губу по кругу, потом нижнюю губу по кругу).

Кончил дело – гуляй смело! И язычок побежал качаться с Васей на качелях (высунуть узкий язык и тянуться им попеременно то к носу, то к подбородку).

-Ребята, как вы думаете, вы очень внимательны?

-Давайте мы это проверим. Слушайте внимательно!

Стоя спать умеет он.

-Какой звук больше всех прозвучал?

-Молодцы! А в следующем предложении:

Цапля важная, носатая,

Целый день стоит как статуя.

-Какие вы все внимательные! Сегодня, ребятки, мы научимся различать эти звуки, звуки С и Ц.

-А теперь, ребята, я предлагаю вам немножко поиграть. По моему сигналу вы будете произносить звуки. Если я подниму правую руку, первый ряд произнесет звук С. А если подниму левую руку, второй ряд произнесет звук Ц. А теперь наоборот!

-Сейчас каждый из вас произнесет эти звуки.

-Ребята, мы с вами произнесли звуки. Давайте вспомним, в каком положении находятся наши губы, зубы, язычок при произношении звука С? Губы что делают?

+Зубы сближены, между ними небольшая щель.

-Что происходит с нашим язычком?

+Кончик языка упирается за нижние зубки.

-Поднесите ладонь ко рту, произнесите звук С. Какая воздушная струя?

+Холодная, длинная, можно тянуть.

-Верно. А теперь произнесите звук Ц. Что делают губки, зубки, язычок?

+Губы улыбаются, зубы сближены, язычок прячется сначала за верхние зубки, а затем за нижние.

-При произнесении звука Ц идет какая струя воздуха?

-Правильно. Воздушная струя короткая, толчкообразная. Так что же общего и в чем различия в произношении звуков С и Ц? Общее?

+Губы улыбаются, зубы сближены.

-А в чем отличия?

+Когда мы произносим звук С наш язычок лежит внизу, за нижними зубами. А когда произносим звук Ц он сначала прячется за верхние зубы, а потом за нижние, язычок прыгает.

+При произнесении звука С идет длинная, холодная воздушная струя, а когда произносим звук Ц воздушная струя короткая.

-Ребята, а какие это звуки: гласные или согласные, глухие или звонкие, твердые или мягкие?

-Итак произнесите звук С. Какой он?

+Согласный, глухой, твердый

-Значит каким сигналом мы его обозначим?

-Верно!А звук Ц какой?

+Согласный, твердый, глухой.

-Правильно. Запомните: звук Ц всегда твердый. Ц не может быть мягким. Обозначим его сигналом. Молодцы!

-Ребята, звук С мы произнесли. А на что похожа буква С?

-Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом

-Значит буква С похожа на …

-Вот какая буква Ц:

С ноготочком на конце

Как кошачьи лапки.

-А теперь немножко отдохнем! Встали, ребята!

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел

Взвился вверх и улетел.

-А теперь изобразите:

…цаплю, стоящую на одной ноге, на другой ноге.

-А сейчас, ребята, я раздам вам таблички. Если вы услышите слово со звуком С, поднимите табличку с прямой стрелкой. А если услышите слово со звуком Ц, поднимите табличку с дугообразной стрелкой.

-Ребята! Я буду говорить чистоговорку, а вы должны ее закончить, добавляя слоги. Отвечаем все вместе, хором.

-Са-са-са- у Сони длинная ко…

-Со-со-со – ножка вертит коле…

-Ца-ца-ца – есть картинка без ли…

-Су-су-су – волки съели колба…

-Цы-цы-цы – мы сегодня молод…

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наоборот». Я буду каждому из вас кидать слог со звуком С, а вы мне тот же слог, но только со звуком Ц. И наоборот – я вам – слог со звуком Ц, а вы мне – слог со звуком С.

-Молодцы! Идем дальше!

-Ребята посмотрите на интерактивную доску. Здесь картинки. Назовите их.

+Яйцо, носки, ножницы, пылесос, цыплята, аист.

-Запомните эти картинки.

-А теперь закройте глаза.

Вы должны назвать их в том порядке, в каком они были.

-Молодцы! Разберем слова «ножницы» и «носки». Сколько слогов в слове «ножницы»?

+3 слога: нож-ни-цы

-Где находится звук Ц: в в начале слова, в середине или в конце?

+В середине слова

-Какой по счету звук Ц?

-Обозначим это слово сигналами

-Сколько слогов в слове «носки»?

-Где находится звук С?

+В середине слова

-Какой он по счету?

-Встали. Сделаем разминку.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

-Ребятки, а теперь послушайте предложение и скажите, в каких словах спрятались звуки С и Ц. Будьте внимательны!

Наши старые жильцы.

-В каких словах есть звук С?

-В какой части слова спрятался этот звук?

-Еще в каких словах?

+Скворцы, старые. В начале слова.

-А какие слова со звуком Ц?

+Скворцы, жильцы. В середине слова.

-Сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ. Слушайте внимательно!

Во дворе жили птицы: утки, индюк, петух. Жила там курица с цыплятами. Повела курица цыплят гулять. А там лиса.-«Береги, курица, цыплят. Лиса близко!».

-Вы прослушали текст. Какие слова со звуком С вы услышали?

-А слова со звуком Ц?

+Курица, птицы, цыплята.

-Итак, ребята, над какими звуками мы с вами работали?

-Какие это звуки?

-Какие слова со звуками Си Ц вы услышали сегодня на уроке?

-Ребятки, вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы! Урок окончен. Отдыхайте.

Учитель настраивает обучающихся

У детей зеркала

Губы улыбаются, язык лежит на нижней губе, верхние зубы видны. Зевнуть, раскрыть рот, зубы видны.

«Вкусное варенье»(язык кверху и слизать варенье с верхней губы)

Учитель делает ударение в словах на звуке С

Учитель делает ударение в словах на звуке Ц

Читайте также:  Конспект логопедического развлечения для детей с ОНР
Ссылка на основную публикацию