Конспект логопедического индивидуального занятия (Дифференциация звуков, букв С-Ц в словах, словосочетаниях)

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Тема урока: «Дифференциация звуков [с]-[ц]»

Цели:-научить различать звуки с-ц в слогах, словах, предложениях, тексте;

-развивать фонематический слух, внимание, наблюдательность; обогащать словарный запас;

-воспитывать аккуратность, любовь к языку.

Оборудование: профили артикуляции звуков, зеркала для каждого учащегося, предметные картинки, таблички с заданиями, интерактивная доска, компьютер, колонки.

Объявление темы урока.

Произношение изолированных звуков.

Анализ артикуляции звуков.

Связь звука с буквой.

Развитие фонематического слуха.

Дифференциация звуков в слогах.

Дифференциация звуков в словах.

Дифференциация звуков в предложениях.

Дифференциация звуков в тексте.

Оценка работ учащихся.

-Мы будем разговаривать,

Мы будем проговаривать,

Чтоб правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

-Ребята, я предлагаю вам под сказку потренировать наши язычки.

За алыми губами, за белыми зубами в глубине рта жил-был веселый язычок. Он крепко спал в своем домике, укрывшись белым одеялом – зубами.

Каждое утро он просыпался, широко открывал окошко и выглядывал посмотреть, какая на улице погода. Язычок смотрел на небо, на землю, направо, налево и хотел узнать, который час.

Затем веселый язычок лег на нижнюю губку и поднял свой кончик вверх, опустил вниз, вверх-вниз.

Чтобы зубки не болели, язычок каждое утро и вечер чистил их зубной щеткой. Привел язычок себя в порядок и сел завтракать. Самовар кипит, просит чай пить. А чай горячий! Подуем на него. Ах, как пахнет! Ах, какой ароматный, душистый чай!

Напился язычок чаю, посмотрел не себя в зеркало, и увидел, что его губы выпачканы вареньем. Оближем вкусное варенье!

Наелся язычок и принялся за работу: красить забор (высунуть язык, рот приоткрыт, облизываем сначала верхнюю губу по кругу, потом нижнюю губу по кругу).

Кончил дело – гуляй смело! И язычок побежал качаться с Васей на качелях (высунуть узкий язык и тянуться им попеременно то к носу, то к подбородку).

-Ребята, как вы думаете, вы очень внимательны?

-Давайте мы это проверим. Слушайте внимательно!

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

-Какой звук больше всех прозвучал?

-Молодцы! А в следующем предложении:

Цапля важная, носатая,

Целый день стоит как статуя.

-Какие вы все внимательные! Сегодня, ребятки, мы научимся различать эти звуки, звуки С и Ц.

-А теперь, ребята, я предлагаю вам немножко поиграть. По моему сигналу вы будете произносить звуки. Если я подниму правую руку, первый ряд произнесет звук С. А если подниму левую руку, второй ряд произнесет звук Ц. А теперь наоборот!

-Сейчас каждый из вас произнесет эти звуки.

-Ребята, мы с вами произнесли звуки. Давайте вспомним, в каком положении находятся наши губы, зубы, язычок при произношении звука С? Губы что делают?

+Зубы сближены, между ними небольшая щель.

-Что происходит с нашим язычком?

+Кончик языка упирается за нижние зубки.

-Поднесите ладонь ко рту, произнесите звук С. Какая воздушная струя?

+Холодная, длинная, можно тянуть.

-Верно. А теперь произнесите звук Ц. Что делают губки, зубки, язычок?

+Губы улыбаются, зубы сближены, язычок прячется сначала за верхние зубки, а затем за нижние.

-При произнесении звука Ц идет какая струя воздуха?

-Правильно. Воздушная струя короткая, толчкообразная. Так что же общего и в чем различия в произношении звуков С и Ц? Общее?

+Губы улыбаются, зубы сближены.

-А в чем отличия?

+Когда мы произносим звук С наш язычок лежит внизу, за нижними зубами. А когда произносим звук Ц он сначала прячется за верхние зубы, а потом за нижние, язычок прыгает.

+При произнесении звука С идет длинная, холодная воздушная струя, а когда произносим звук Ц воздушная струя короткая.

-Ребята, а какие это звуки: гласные или согласные, глухие или звонкие, твердые или мягкие?

-Итак произнесите звук С. Какой он?

+Согласный, глухой, твердый

-Значит каким сигналом мы его обозначим?

-Верно!А звук Ц какой?

+Согласный, твердый, глухой.

-Правильно. Запомните: звук Ц всегда твердый. Ц не может быть мягким. Обозначим его сигналом. Молодцы!

-Ребята, звук С мы произнесли. А на что похожа буква С?

-Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом

-Значит буква С похожа на …

-Вот какая буква Ц:

С ноготочком на конце

Как кошачьи лапки.

-А теперь немножко отдохнем! Встали, ребята!

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел

Взвился вверх и улетел.

-А теперь изобразите:

…цаплю, стоящую на одной ноге, на другой ноге.

-А сейчас, ребята, я раздам вам таблички. Если вы услышите слово со звуком С, поднимите табличку с прямой стрелкой. А если услышите слово со звуком Ц, поднимите табличку с дугообразной стрелкой.

-Ребята! Я буду говорить чистоговорку, а вы должны ее закончить, добавляя слоги. Отвечаем все вместе, хором.

-Са-са-са- у Сони длинная ко…

-Со-со-со – ножка вертит коле…

-Ца-ца-ца – есть картинка без ли…

-Су-су-су – волки съели колба…

-Цы-цы-цы – мы сегодня молод…

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наоборот». Я буду каждому из вас кидать слог со звуком С, а вы мне тот же слог, но только со звуком Ц. И наоборот – я вам – слог со звуком Ц, а вы мне – слог со звуком С.

-Молодцы! Идем дальше!

-Ребята посмотрите на интерактивную доску. Здесь картинки. Назовите их.

+Яйцо, носки, ножницы, пылесос, цыплята, аист.

-Запомните эти картинки.

-А теперь закройте глаза.

Вы должны назвать их в том порядке, в каком они были.

-Молодцы! Разберем слова «ножницы» и «носки». Сколько слогов в слове «ножницы»?

+3 слога: нож-ни-цы

-Где находится звук Ц: в в начале слова, в середине или в конце?

+В середине слова

-Какой по счету звук Ц?

-Обозначим это слово сигналами

-Сколько слогов в слове «носки»?

-Где находится звук С?

+В середине слова

-Какой он по счету?

-Встали. Сделаем разминку.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

-Ребятки, а теперь послушайте предложение и скажите, в каких словах спрятались звуки С и Ц. Будьте внимательны!

Наши старые жильцы.

-В каких словах есть звук С?

-В какой части слова спрятался этот звук?

-Еще в каких словах?

+Скворцы, старые. В начале слова.

-А какие слова со звуком Ц?

+Скворцы, жильцы. В середине слова.

-Сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ. Слушайте внимательно!

Во дворе жили птицы: утки, индюк, петух. Жила там курица с цыплятами. Повела курица цыплят гулять. А там лиса.-«Береги, курица, цыплят. Лиса близко!».

-Вы прослушали текст. Какие слова со звуком С вы услышали?

-А слова со звуком Ц?

+Курица, птицы, цыплята.

-Итак, ребята, над какими звуками мы с вами работали?

-Какие это звуки?

-Какие слова со звуками Си Ц вы услышали сегодня на уроке?

-Ребятки, вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы! Урок окончен. Отдыхайте.

Учитель настраивает обучающихся

У детей зеркала

Губы улыбаются, язык лежит на нижней губе, верхние зубы видны. Зевнуть, раскрыть рот, зубы видны.

«Вкусное варенье»(язык кверху и слизать варенье с верхней губы)

Учитель делает ударение в словах на звуке С

Учитель делает ударение в словах на звуке Ц

Конспект логопедического занятия “Дифференциация звуков с – ц в слогах и словах”
план-конспект занятия на тему

Конспект логопедицеского занятия на тему “Дифференциация звуков с-ц в слогах и словах” предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
zvuki_s_-_ts.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков с – ц в слогах и словах.

Конспект логопедического занятия во втором классе.

Цель: учить различать звуки с – ц

  1. Развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  2. Упражнять в умении дифференцировать звуки с – ц на слух и буквы с,ц на письме.
  3. Развивать слуховое и зрительное внимание, слуховую память, общую и мелкую моторику.

Оборудование: зеркала на каждого учащегося, предметные картинки, сигнальные карточки с буквами, слоги, запись голосов птиц, тетради.

  1. Организационный момент.

Логопед: Сядет то , кто скажет, какое сейчас время года, какой месяц, какое число.

Вы правильно сказали, что сейчас весна. А какие изменения в жизни птиц происходят весной? (прилетают из теплых стран)

Сегодня гостями нашего занятия будут птицы. А какие, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Всю ночь летает, На одной ноге стоит

Мышей добывает В воду пристально глядит.

А станет светло Тычет клювом наугад

Спать летит в дупло (сова) Ищет в речке лягушат (цапля)

( На доску вывешиваются картинки птиц)

Логопед: Поспорили сова и цапля. Сова доказывает, что слова «сова» и «цапля» начинаются с одного и того же звука, а цапля не согласна с ней. Целый день спорят, никто их не рассудит. Давайте поможем им. Послушайте внимательно и скажите, с какого звука начинается слово «сова» ( со звука [с]). А слово цапля ( со звука [ц]).

Произнесите эти звуки перед зеркалом. Чем похожи эти звуки.

Когда мы произносим эти звуки губы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами, по середине языка идёт воздушная струя. Но при произношении звука [с] воздушная струя плавная, а звука [ц] – отрывистая, воздух выходит толчками.

  1. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [с-ц ] в слогах и словах.

  1. Дифференциация звуков [с – ц]

Логопед: Давайте поиграем. Будем подносит палец к губам, если услышим звук [ц] ( «ребенок спит») и будем открывать кран с водой, если услышим звук [с].

Логопед произносит цепочку звуков.

  1. а)Дифференциация звуков [с – ц] в слогах.

Логопед: У вас на столах лежат сигнальные карточки с буквами с и ц. Я буду произносит слоги, а вы поднимите карточку с нужной буквой.

б) Образование слогов.

Логопед: А теперь вы сами будете образовывать слоги и читать их.

Из букв разрезной азбуки дети образовывают прямые и обратные слоги и читают их.

в) Добавление слогов в слова.

Логопед: Сова и цапля несли нам слова со своими любимыми звуками, но по дороге слова рассыпались. Давайте поможем птицам их собрать. Добавим в слова выпавшие слоги, соберем слова, прочитаем их.

больни…, сини…, ко…. поло…,

бу…, ве…, леден…, паль….

коле…, ли…., коль…., про… .

  1. Дифференциация звуков [c-ц] в словах.

а) Распределение картинок.

Логопед: У вас на столах в конвертах лежат картинки. Давайте подарим их сове и цапле. Картинки, в названии которых есть звук [с] – сове, а картинки, в названии которых есть звук [ц] – цапле.

б) Составление слов из слогов, запись их в тетрадях.

Логопед: Наши птицы проголодались. Подумайте и скажите, чем мы их можем накормить (зерном, мошками). У вас на столах находятся коробочки с зернышками. Но эти зернышки необычные. Это слоги, из которых нужно составить слова. Получившиеся слова запишем в тетрадь, в два столбика: в первый столбик слова с буквой с, во второй – с буквой ц.

В лесу темно Лишь сова не спит.

Все спят давно. Совушка – сова, большая голова.

Все птицы спят На суку сидит, головой вертит

Лишь сова не спит. Во все стороны глядит.

в) Работа с деформированными словами. Логопед: Сова и цапля получили приглашение на бал и в нем был список приглашенных гостей. Но, когда они прочитали, кто приглашен на бал, они растерялись и решили, что на бал они не пойдут. Ведь никого из приглашенных они не знают (логопед читает деформированные слова: сини…а, …оловей, клее…т, скворе…, ла…точка и т.д.)

Давайте вставим в слова пропущенные буквы с и ц и узнаем, кто же идет на бал.

Давайте прочитаем слова, которые у вас получились. (Дети читают получившиеся слова, логопед вывешивает картинки с изображение птиц.)

  1. Расширение, обогащение словаря.

Логопед: Ребята, а ведь многие из этих птиц вам хорошо знакомы. Вы их встречали летом, могли видеть и зимой в парке или около дома. Как вы думаете, как можно назвать птиц, которые не улетают от нас на юг, а остаются зимовать? (зимующие)

Логопед: А как называются птицы, которые на зиму улетают от нас в тёплые края? (перелетные).

Дети повторяют новые слова : зимующие, перелетные.

  1. Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много»

Логопед: Сова и цапля среди птиц нашли себе друзей. Была одна сова, а теперь их стало много и о них мы скажем « совы», одна – цапля, а много – цапли.

А теперь скажите вы. Один – соловей, а много – это …

Дети: ласточки и т.д.

  1. Подведение итогов занятия.

Логопед: Ребята, а вы слышали когда – нибудь голоса совы и цапли? Давайте их послушаем. Как вы думаете, о чём они могут говорить (дети высказывают свои предположения)

А мне кажется, в их голосах слышится радость, оттого, что мы им помогли.

Давайте повторим еще раз, с каких звуков начинаются слова «сова» и «цапля».

Что было для вас самым интересным на нашем занятии.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с] -[ц]»

Тема занятия: Дифференциация звуков [с]-[ц].

Цель: 1. Научить различать звук [с]и [ц] в речи;

2. Развивать общую, мелкую, артикуляторную моторику; фонематический слух детей и совершенствовать произношение звуков [с]-[ц] в слогах, словах и в предложении;

3. Воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: рисунки для артикуляционных упражнений, зеркало 6 шт., профили звуков [с]-[ц], сюжетные и предметные картинки.

План занятия:

3. Сообщение темы занятия.

4. Характеристика звуков, сравнение.

6.Произношение звуков в слогах.

7.Произношение звуков в словах.

8.Произношение звуков в предложениях.

9.Подведение итогов занятия.

– Смотрите на картинки и выполняйте за мной…

– За нижнюю губу заложен язык.

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

– За верхнюю губу заложен язык

Бульдог уступать никому не привык.

– Обезьяна и бульдог

Всем покажет язычок.

– Вот толстяк надует щеки

И, наверно, руки в боки

Вот худышка щеки впали:

Видно есть ему не дали.

– Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу как большой самовар

– Молодцы ребята, теперь приступим к занятию.

– Ребята, сегодня мы будем изучать звуки [с]и [ц], и научимся их различать.

– Скажите, как пищит цыпленок?

– А, как движется змея по траве?

– Давайте, ребята, вспомним, чем же эти звуки отличаются в произношении и артикуляции.

– Обратите внимание на артикуляцию звука [с]. Какие у нас губы?

– А как расположены зубы?

+ Между зубами небольшое расстояние, зубы обнажены.

– Как расположен кончик языка?

+ Кончик языка упирается в нижние резцы.

+ Приподнята к небу.

– Как мы можем показать расположение языка при произношении звука [с]?

– Положите руку к горлу, голос вибрирует?

– Теперь посмотрите звук [ц]. обратите внимание на артикуляцию звука [ц], какие губы?

– А как расположены зубы?

+ Между зубами небольшое расстояние, зубы обнажены.

– Кончик языка упирается в нижние резцы. А спинка языка?

+ Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам, с которыми производит смычку.

– А как мы покажем руками?

– Боковые его края прижаты к коренным зубам, звук заканчивается щелевым элементом, как при звуке [с’], который звучит очень кратко.

– Приложите руку к горлу, голос вибрирует?

– Молодцы, вы хорошо поработали.

– Вы, наверно, устали, давайте, проделаем физкультминутку:

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

– Молодцы, вот и отдохнули, теперь можем продолжать наше занятие.

– А теперь я проверю, насколько хорошо вы произносите звуки. Повторяйте за мной.

– Хорошо, а теперь эти слоги…

– Прочитайте слоги и звукосочетания парами.

Са-ца Ца-са Аса-аца Исы-ицы

Со-цо Цо-со Осо-оцо Осе-оце

Сы-цы Цу-су Усу-уцу Усе-уце

– Назовите картинки, которые изображены на доске.

Спица, лисица, синица

Гусеница, столица, цыпленок

Огурец, самолет, самокат.

– Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов.

Цвет-свет, цел-сел, светик-цветик.

– Ребята, я вам буду говорить предложения, а вы договаривайте пропущенные слова.

Сахар хранится в …

Москва – …. Нашего государства

Детеныш птицы называется …

– Ребята, какие слова звуками [с]и [ц] вы запомнили?

– Чем мы занимались на занятии?

– Что больше всего понравилось?

– Все молодцы! Занятие окончено.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с] -[ц]»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

«Рябинушка» с. Старобалтачево муниципального района Балтачевский район

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

“Дифференциация звуков [С] и [Сь]. Буква С” НОД в подг. группе

Гурина Ирина Алексеевна

МАДОУ детский сад № 162 города Тюмени

Конспект НОД (занятия) по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе

“Дифференциация звуков [С] и [Сь]. Буква С”

Цели:

Коррекционно-образовательные:

– совершенствовать умение дифференцировать звуки [С] и [Сь];

– учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

– познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и Сь, её графическим изображением.

Коррекционно-развивающие:

– развивать фонематический слух; зрительную, слуховую память и внимание; артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

– формировать навыки сотрудничества, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Ноутбук. Раздаточный материал на каждого ребенка: индивидуальные зеркала, фишки, схемы для определения места звука в слове, предметные картинки, наборы букв из наждачной бумаги и флиса, шнурки, индивидуальные тетради.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед встречает детей в кабинете, организует приветствие, предлагает детям встать в круг и хором повторить:

– Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Логопед: Сейчас вы сядете за столы, спинки прямые.

Послушайте, пожалуйста, слова и постарайтесь услышать первый звук в этих словах. Стол, сова, собака, санки

А сейчас я ещё раз повторю эти слова, а вы скажите, с какого одинакового звука они начинаются ? (Ответы детей)

Теперь я произнесу другие слова, а вы так же выделите первый звук в них: сено, синица, серый. (Ответы детей)

Логопед: Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [С] и [Сь] и познакомимся с буквой, их обозначающей

Артикуляционная гимнастика.

-Чтобы правильно произнести звук [С] и [Сь], нужно сделать гимнастику для языка. Возьмите зеркала, слушайте сказку и выполняйте упражнения.

На основе А. С. Анищенкова “Артикуляционная гимнастика”
Этот маленький дружок
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Серенькая кошка. (Упражнение ” Кошечка сердится”.)

Светит солнышко с утра

– В гости к тётушке пора! ( Упражнение “Дятел”. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков “дддд” и “тттт”)

Тетушка Щёчка
Племянника ждёт,
Блинчики с маком
К обеду печёт. ( Упражнение ” Блинчик”)

На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка –
Цок, цок, цок, цок, цок,. ( Упражнение ” Лошадка”)

Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает. ( Упражнение ” Вкусное варенье”)

Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя – пя – пя
Отдыхаем все, друзья! ( Упражнение “Непослушный язычок”)

Логопед: Молодцы!

Упражнения в правильном произношении звуков [С] – [Сь].

– А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь , покажите зубы, чтобы они были похожи на заборчик.Между зубами оставьте маленькую щель , кончик языка положите за нижние зубы , спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.

Произнесём ССССС. (Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.)

Произнесём СьСьСьСь. (Дети произносят звук хором, по одному.)

Подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – горячий или холодный?

Характеристика звука

Логопед: – Дайте характеристику звуку [С].

Дети: Звук [С] – согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Игра «Будь внимательным»

Логопед: – Если услышите звук [С] в словах поднимите синий квадрат, а звук [Сь] – зеленый. (Лиса, сентябрь, солнце, лист, лось, синица, собака, аист).

Динамическая пауза

Самолёт (Логопед: – Какой звук слышим в начале слова Самолёт?)
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны — в полёт (Руки разводим)
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд, (Правая рука вперёд)
Левое крыло вперёд. (Левая рука вперёд)
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Имитация полёта самолёта)

Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.

Определение места звуков [С] – [Сь] в слове.

Логопед: – Сейчас мы будем определять место звуков [С] и [Сь] в словах. Перед вами лежат “Звуковые” вагончики и фишки. На доске вы видите картинки. Нужно самостоятельно определить какой звук в слове [С] или [Сь] и в какой части слова он находится и положить нужную фишку (синюю или зелёную) в нужное окошко вагончика. (На доске поочерёдно логопед помещает картинки: Аист, сом, рысь, синица.

Знакомство с буквой С.

Логопед: -Вспомните, чем отличается звук от буквы?

– Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [С] и [Сь]. Это буква С (называем как звук). Рассмотрите букву С. На что она похожа?

Буква С возникла вдруг.

Прорисовываем в воздухе букву С, выкладываем из шнурков.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в парах: Логопед: – А сейчас возьмите карточки с буквами С ( из наждачной бумаги и флиса) и потрогайте ладошками, обведите пальцами и ощупайте эту букву. Поменяйтесь буквами с соседом и снова потрогайте букву. Какая это буква? Молодцы!

Работа в тетрадях. Штриховка буквы С и прописывание (простыми карандашами) по образцу.

Дидактическая игра: “Придумай слово”

Логопед кидает мяч детям называет слоги -са, -сы, -со, -си, -су. Дети придумывают слова с этими слогами

Итог занятия

Логопед: – С какими звуками мы работали сегодня на занятии? Чем обозначается звук на письме? С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие задания было интересно выполнять.

Оценивание деятельности учащихся.

Список используемой литературы:

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 245 с.

  1. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.-М.: «Мозаика – Синтез», 2006.-96с.
  1. 3. https://www.maam.ru
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya

“Свидетельство о публикации в СМИ” Серия А № 0005337

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Наглядно-информационный материал по лексической теме «Животные юга и севера»
картотека по окружающему миру на тему

Знает ли Ваш ребёнок: Животных, обитающих в жарких странах, на севере, в Австралии, в океане? Части тела животных и чем они покрыты? Названия детенышей животных? Где можно увидеть тигра, льва, белого медведя и других животных юга, севера, океана в Москве? (в зоопарке, в цирке, в океанариуме) Как называют людей, которые работают с животными в цирке? (дрессировщики) Кто лечит животных? (ветеринары) Прочитайте детям стихи и рассказы: С.Маршак «Обезьяна», «Где обедал, воробей?», «Детки в клетке», А.Барто «Олень», Э.Мошковская «Зоопарк», К.Чуковский «Крокодил», Г. Остер «Зарядка для хвоста», «Привет мартышке», «Куда идёт слонёнок», Р. Киплинг «Слонёнок», «Рикки-Тикки-Тави», «Как леопард стал пятнистым», Д. Биссет «Сказки», Э. Успенский «Про Веру и Анфису», А.Михайлов «Как я подружился с дельфином», Б.Заходер «Кит», М.Лукашина «Стать бы китом», А.Барто «Если б я была дельфином», Н.Шемякина «Сказка про кита», Ю.Яковлев «Умка» «Изучаем, рассказываем, обсуждаем» Рассмотрите с детьми иллюстра-ции, картины, фотографии с изо-бражением природы (тундра, джунгли, саванна), животных юга и севера. Каких животных можно встретить на севере? (северный олень, морж, тюлень, белый медведь, полярный волк, песец). Обсудите с детьми их внешний вид, повадки. Почему тюлени и моржи лучше чувствуют себя в воде? Почему медведи и волки на севере белые? Каких животных можно встретить в жарких странах, в Австралии? (тигр, лев, слон, зебра, жираф, носорог, бегемот, кенгуру и т.д.) Обсудите их внешний вид и по-вадки. Какое животное называют «царем зверей»? Какая особен-ность есть у кенгуру? Почему но-сорога так называют? Какие животные обитают в океане? Как дельфины помогают людям? У каждого дикого животного есть свои характерные черты. О ком говорят: длинношеий, полосатый, сумчатый, пятнистый, большеухий, четверорукая? Подберите слова-признаки о раз-ных животных. Сходите с детьми в цирк, зоопарк, зоологический музей, дельфинарий. Обсудите, как люди ухаживают за животными в вольерах зоопарка. Расскажите, кто лечит животных. Как нужно вести себя в зоопарке? Расскажите детям о животных севера. Белый медведь — самый крупный хищник в мире. Шкура этого медведя очень плотная, непромокаемая и абсолютно белого цвета, поэтому его очень трудно заметить на снегу или льдине. Он замечательно плавает — этому способствует перепонка, которой соединены между собой подушечки его лап. У котиков, тюленей и моржей — огромные ноздри, и за короткое время они могут вдохнуть количество воздуха, необходимое, чтобы оставаться под водой около 10 минут. Они питаются рыбой, едят раков, моллюсков, креветок. У моржей массивное морщинис-тое тело, покрытое редкой щети-ной и длинные клыки. Морж за-щищается клыками от врагов, с помощью клыков он вскарабки-вается на берег и передвигается по льдине или земле. Длина клыков у крупных моржей дости-гает одного метра. Сильный голос моржа напоминает одновременно и рев льва, и мычание быка; во время сна, на льдине или в воде, он звучно похрапывает. Может часами отдыхать, развалившись на солнце. Морж раздражителен и строптив, однако он не замедлит прийти на помощь своему собрату, которого атакуют охотники. Под кожей моржа толстый слой жира – замечательная защита от холода. У северного оленя длинная, густая шерсть, ветвистые рога, длинные ноги, маленький хвост. Олень питается травой, грибами, лишай-ником. Когда лежит снег, он по за-паху определяет, где растет ягель, передними копытами разгребает снег и достаёт замороженный лишайник. Песец похож на лисицу. У него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост. Только цвет песцовой шубки не рыжий, а желтовато – серый. А зимой – снежно-белый, иногда с голубым отливом. Так песец летом маскируется под цвет земли, а зимой под цвет снега. «Играем и запоминаем»: «Семейка» Папа – олень, мама – олениха, детеныш – олененок Слон – слониха – слонёнок Тигр – тигрица – тигренок Лев – львица – львенок Медведь – медведица – медвежонок Кенгуру – кенгуру – кенгуренок и т.д. «Сравни животных» Белый медведь – это северное животное, а жираф — южное. Медведь — животное хищное, а жираф – травоядное. Медведь питается рыбой и тюленями, а жираф – травой и листьями. Медведь белый, а жираф рыжий с темными пятнышками. У медведя толстая шкура, а у жирафа тонкая. У медведя короткая шея, а у жирафа длинная. У медведя на ногах когти, а у жирафа копыта. Предложите ребёнку сравнить льва и дельфина, оленя и слона. «Чей хвост, чья голова?» У льва – львиный хвост, львиная голова. У тигра – У кенгуру – У дельфина – У оленя – У моржа – У обезьяны – «Объясни слово». двугорбый верблюд носорог одногорбый верблюд быстроногий леопард сумчатый кенгуру полярный волк «Подбери слово». О ком можно сказать: южные? Северные? (полосатые, хищные, травоядные, длинношеие, четверорукие, быстроногие, длиннорогие, гордые, спокойные, умные, сумчатые, морские) Играем и запоминаем: «Играем со звуками» Названия каких животных юга, севера, океана начинаются со звука А? Бь? Дь? С? Вь? В? Зь? Ж? Ть? Ль? М? К? Кь? Н? П? «Сравни этих животных» Слон высокий, а жираф ещё … (выше) Бегемот тяжёлый, а слон ещё … Лошадь выносливая, верблюд ещё … Заяц прыгает далеко, а кенгуру ещё … «Закончи слова» В жарких странах живут сло …, бе …, зе …, обе …, лео …, ти …, жи …, вер …, носо …, кен …. На севере живут ме…, мо…, тю…, пе… «Быстрее, сильнее, выше» Кто быстрее, гепард или лев? Кто тяжелее, носорог или тюлень? Кто сильнее, тигр или зебра? Кто больше, слон или белый медведь? Кто выше, жираф или тигр? «Что у кого?» Слон и лев. У кого хобот, а у кого грива? Жираф и морж. У кого бивни, а у кого пятна? Бегемот и верблюд. У кого огромная пасть, а у кого два горба? Тигр и леопард. У кого пятна, а у кого полоски? Кенгуру и носорог. У кого на животе сумка, а у кого на носу рог? Тюлень и кенгуру. Кто умеет прыгать, а кто быстро плавает? «Расскажи!» Помогите ребёнку рассказать об одном из животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
zanimaemsya_po_teme.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Занимаемся по теме «Животные юга и севера» Знает ли Ваш ребёнок: Животных, обитающих в жарких странах, на севере, в Австралии, в океане? Части тела животных и чем они покрыты? Названия детенышей животных? Где можно увидеть тигра, льва, белого медведя и других животных юга, севера, океана в Москве? (в зоопарке, в цирке, в океанариуме) Как называют людей, которые работают с животными в цирке? (дрессировщики) Кто лечит животных? (ветеринары) Прочитайте детям стихи и рассказы: С.Маршак «Обезьяна», «Где обедал, воробей?», «Детки в клетке», А.Барто «Олень», Э.Мошковская «Зоопарк», К.Чуковский «Крокодил», Г. Остер «Зарядка для хвоста», «Привет мартышке», «Куда идёт слонёнок», Р. Киплинг «Слонёнок», «Рикки-Тикки-Тави», «Как леопард стал пятнистым», Д. Биссет «Сказки», Э. Успенский «Про Веру и Анфису», А.Михайлов «Как я подружился с дельфином», Б.Заходер «Кит», М.Лукашина «Стать бы китом», А.Барто «Если б я была дельфином», Н.Шемякина «Сказка про кита», Ю.Яковлев «Умка»
«Изучаем, рассказываем, обсуждаем» Рассмотрите с детьми иллюстра-ции, картины, фотографии с изо-бражением природы (тундра, джунгли, саванна), животных юга и севера. Каких животных можно встретить на севере? (северный олень, морж, тюлень, белый медведь, полярный волк, песец). Обсудите с детьми их внешний вид, повадки. Почему тюлени и моржи лучше чувствуют себя в воде? Почему медведи и волки на севере белые? Каких животных можно встретить в жарких странах, в Австралии? (тигр, лев, слон, зебра, жираф, носорог, бегемот, кенгуру и т.д.) Обсудите их внешний вид и по-вадки. Какое животное называют «царем зверей»? Какая особен-ность есть у кенгуру? Почему но-сорога так называют? Какие животные обитают в океане? Как дельфины помогают людям? У каждого дикого животного есть свои характерные черты. О ком говорят: длинношеий, полосатый, сумчатый, пятнистый, большеухий, четверорукая? Подберите слова-признаки о раз-ных животных. Сходите с детьми в цирк, зоопарк, зоологический музей, дельфинарий. Обсудите, как люди ухаживают за животными в вольерах зоопарка. Расскажите, кто лечит животных. Как нужно вести себя в зоопарке? Расскажите детям о животных севера. Белый медведь — самый крупный хищник в мире. Шкура этого медведя очень плотная, непромокаемая и абсолютно белого цвета, поэтому его очень трудно заметить на снегу или льдине. Он замечательно плавает — этому способствует перепонка, которой соединены между собой подушечки его лап. У котиков, тюленей и моржей — огромные ноздри, и за короткое время они могут вдохнуть количество воздуха, необходимое, чтобы оставаться под водой около 10 минут. Они питаются рыбой, едят раков, моллюсков, креветок. У моржей массивное морщинис-тое тело, покрытое редкой щети-ной и длинные клыки. Морж за-щищается клыками от врагов, с помощью клыков он вскарабки-вается на берег и передвигается по льдине или земле. Длина клыков у крупных моржей дости-гает одного метра. Сильный голос моржа напоминает одновременно и рев льва, и мычание быка; во время сна, на льдине или в воде, он звучно похрапывает. Может часами отдыхать, развалившись на солнце. Морж раздражителен и строптив, однако он не замедлит прийти на помощь своему собрату, которого атакуют охотники. Под кожей моржа толстый слой жира – замечательная защита от холода. У северного оленя длинная, густая шерсть, ветвистые рога, длинные ноги, маленький хвост. Олень питается травой, грибами, лишай-ником. Когда лежит снег, он по за-паху определяет, где растет ягель, передними копытами разгребает снег и достаёт замороженный лишайник. Песец похож на лисицу. У него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост. Только цвет песцовой шубки не рыжий, а желтовато – серый. А зимой – снежно-белый, иногда с голубым отливом. Так песец летом маскируется под цвет земли, а зимой под цвет снега. «Играем и запоминаем»: «Семейка» Папа – олень, мама – олениха, детеныш – олененок Слон – слониха – слонёнок Тигр – тигрица – тигренок Лев – львица – львенок Медведь – медведица – медвежонок Кенгуру – кенгуру – кенгуренок и т.д. «Сравни животных» Белый медведь – это северное животное, а жираф — южное. Медведь — животное хищное, а жираф – травоядное. Медведь питается рыбой и тюленями, а жираф – травой и листьями. Медведь белый, а жираф рыжий с темными пятнышками. У медведя толстая шкура, а у жирафа тонкая. У медведя короткая шея, а у жирафа длинная. У медведя на ногах когти, а у жирафа копыта. Предложите ребёнку сравнить льва и дельфина, оленя и слона. «Чей хвост, чья голова?» У льва – львиный хвост, львиная голова. У тигра – У кенгуру – У дельфина – У оленя – У моржа – У обезьяны – «Объясни слово». двугорбый верблюд носорог одногорбый верблюд быстроногий леопард сумчатый кенгуру полярный волк «Подбери слово». О ком можно сказать: южные? Северные? (полосатые, хищные, травоядные, длинношеие, четверорукие, быстроногие, длиннорогие, гордые, спокойные, умные, сумчатые, морские) Играем и запоминаем: «Играем со звуками» Названия каких животных юга, севера, океана начинаются со звука А? Бь? Дь? С? Вь? В? Зь? Ж? Ть? Ль? М? К? Кь? Н? П? «Сравни этих животных» Слон высокий, а жираф ещё … (выше) Бегемот тяжёлый, а слон ещё … Лошадь выносливая, верблюд ещё … Заяц прыгает далеко, а кенгуру ещё … «Закончи слова» В жарких странах живут сло …, бе …, зе …, обе …, лео …, ти …, жи …, вер …, носо …, кен …. На севере живут ме…, мо…, тю…, пе… «Быстрее, сильнее, выше» Кто быстрее, гепард или лев? Кто тяжелее, носорог или тюлень? Кто сильнее, тигр или зебра? Кто больше, слон или белый медведь? Кто выше, жираф или тигр? «Что у кого?» Слон и лев. У кого хобот, а у кого грива? Жираф и морж. У кого бивни, а у кого пятна? Бегемот и верблюд. У кого огромная пасть, а у кого два горба? Тигр и леопард. У кого пятна, а у кого полоски? Кенгуру и носорог. У кого на животе сумка, а у кого на носу рог? Тюлень и кенгуру. Кто умеет прыгать, а кто быстро плавает? «Расскажи!» Помогите ребёнку рассказать об одном из животных.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал предназначен для знакомства детей с темой “Животные жарких стран” и закрепления знаний детей по данной темеПрограммное содержание: Познакомить детей с животными : жираф, слон, обезьяна.

Коррекционно-образовательные задачи:Уточнять, активизировать и актуализировать словарь по теме «Животные Севера».Закреплять навык правильного составления сложноподчиненных предложени.

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Животные севера»Задачи:Систематизировать знания детей о животных Севера: их место обитания, повадки, питание. Активизировать словарь детей сущест.

У детей дошкольного возраста необходимо формировать способности понимать и любить окружающий мир, бережно к нему относиться.

Готовый материал в родительский уголок для родителей детей речевой подготовительной группы.

Дидактический материал по лексической теме “Животные Африки” в детском саду.

Дидактический материал по лексической теме “Животные Севера” в детском саду.

Методическая разработка: Наглядно-информационный материал по лексической теме «Животные юга и севера»

Успешная коррекция речевых нарушений возможна только при сохранении тесной связи между всеми участниками коррекционного процесса — педагогами, детьми, родителями. Красочное, интересное оформление логопедического уголка неизменно привлекает внимание родителей, побуждает их активно участвовать в развитии наших воспитанников.

Наглядно-информационный материал «Животные юга и севера» предназначен для оформлении уголка логопеда в подготовительной к школе группе. В нем содержатся рекомендации родителями по проведению бесед с ребенком и чтению художественной литературы, игры, направленные на формирование лексико-грамматический категорий, развитие навыков звукового анализа, связной речи, словесно-логического мышления, формирование тонкой моторики пальцев.

Занимаемся по теме «Животные юга и севера»

Знает ли Ваш ребёнок:

  • Животных, обитающих в жарких странах, на севере, в Австралии, в океане?
  • Части тела животных и чем они покрыты?
  • Названия детенышей животных?
  • Где можно увидеть тигра, льва, белого медведя и других животных юга, севера, океана в Москве? (в зоопарке, в цирке, в океанариуме)
  • Как называют людей, которые работают с животными в цирке? (дрессировщики)
  • Кто лечит животных? (ветеринары)

Прочитайте детям стихи и рассказы:

С.Маршак «Обезьяна», «Где обедал, воробей?», «Детки в клетке», А.Барто «Олень», Э.Мошковская «Зоопарк», К.Чуковский «Крокодил», Г. Остер «Зарядка для хвоста», «Привет мартышке», «Куда идёт слонёнок», Р. Киплинг «Слонёнок», «Рикки-Тикки-Тави», «Как леопард стал пятнистым», Д. Биссет «Сказки», Э. Успенский «Про Веру и Анфису», А.Михайлов «Как я подружился с дельфином», Б.Заходер «Кит», М.Лукашина «Стать бы китом»,
А.Барто «Если б я была дельфином», Н.Шемякина «Сказка про кита», Ю.Яковлев «Умка»

«Изучаем, рассказываем, обсуждаем»

  1. Рассмотрите с детьми иллюстра-ции, картины, фотографии с изо-бражением природы (тундра, джунгли, саванна), животных юга и севера.
  2. Каких животных можно встретить на севере? (северный олень, морж, тюлень, белый медведь, полярный волк, песец). Обсудите с детьми их внешний вид, повадки. Почему тюлени и моржи лучше чувствуют себя в воде? Почему медведи и волки на севере белые?
  3. Каких животных можно встретить в жарких странах, в Австралии? (тигр, лев, слон, зебра, жираф, носорог, бегемот, кенгуру и т.д.) Обсудите их внешний вид и по-вадки. Какое животное называют «царем зверей»? Какая особен-ность есть у кенгуру? Почему но-сорога так называют?
  4. Какие животные обитают в океане? Как дельфины помогают людям?
  5. У каждого дикого животного есть свои характерные черты. О ком говорят: длинношеий, полосатый, сумчатый, пятнистый, большеухий, четверорукая? Подберите слова-признаки о раз-ных животных.
  6. Сходите с детьми в цирк, зоопарк, зоологический музей, дельфинарий.
  7. Обсудите, как люди ухаживают за животными в вольерах зоопарка. Расскажите, кто лечит животных. Как нужно вести себя в зоопарке?

Расскажите детям о животных севера.

Белый медведь — самый крупный хищник в мире. Шкура этого медведя очень плотная, непромокаемая и абсолютно белого цвета, поэтому его очень трудно заметить на снегу или льдине. Он замечательно плавает — этому способствует перепонка, которой соединены между собой подушечки его лап.

У котиков, тюленей и моржей — огромные ноздри, и за короткое время они могут вдохнуть количество воздуха, необходимое, чтобы оставаться под водой около 10 минут. Они питаются рыбой, едят раков, моллюсков, креветок.

У моржей массивное морщинис-тое тело, покрытое редкой щети-ной и длинные клыки. Морж за-щищается клыками от врагов, с помощью клыков он вскарабки-вается на берег и передвигается по льдине или земле. Длина клыков у крупных моржей дости-гает одного метра.

Сильный голос моржа напоминает одновременно и рев льва, и мычание быка; во время сна, на льдине или в воде, он звучно похрапывает. Может часами отдыхать, развалившись на солнце. Морж раздражителен и строптив, однако он не замедлит прийти на помощь своему собрату, которого атакуют охотники. Под кожей моржа толстый слой жира – замечательная защита от холода.

У северного оленя длинная, густая шерсть, ветвистые рога, длинные ноги, маленький хвост. Олень питается травой, грибами, лишай-ником. Когда лежит снег, он по за-паху определяет, где растет ягель, передними копытами разгребает снег и достаёт замороженный лишайник.

Песец похож на лисицу. У него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост. Только цвет песцовой шубки не рыжий, а желтовато – серый. А зимой – снежно-белый, иногда с голубым отливом. Так песец летом маскируется под цвет земли, а зимой под цвет снега.

«Играем и запоминаем»:

«Семейка»

Папа – олень, мама – олениха, детеныш – олененок
Слон – слониха – слонёнок
Тигр – тигрица – тигренок
Лев – львица – львенок
Медведь – медведица – медвежонок
Кенгуру – кенгуру – кенгуренок и т.д.

«Сравни животных»

Белый медведь – это северное животное, а жираф — южное. Медведь — животное хищное, а жираф – травоядное. Медведь питается рыбой и тюленями, а жираф – травой и листьями. Медведь белый, а жираф рыжий с темными пятнышками. У медведя толстая шкура, а у жирафа тонкая. У медведя короткая шея, а у жирафа длинная. У медведя на ногах когти, а у жирафа копыта.

Предложите ребёнку сравнить льва и дельфина, оленя и слона.

«Чей хвост, чья голова?»

У льва – львиный хвост, львиная голова.
У тигра –
У кенгуру –
У дельфина –
У оленя –
У моржа –
У обезьяны –

«Объясни слово».

двугорбый верблюд
носорог
одногорбый верблюд
быстроногий леопард
сумчатый кенгуру
полярный волк

«Подбери слово».

О ком можно сказать: южные? Северные? (полосатые, хищные, травоядные, длинношеие, четверорукие, быстроногие, длиннорогие, гордые, спокойные, умные, сумчатые, морские)

Играем и запоминаем:

«Играем со звуками»

Названия каких животных юга, севера, океана начинаются со звука А? Бь? Дь? С? Вь? В? Зь? Ж? Ть? Ль? М? К? Кь? Н? П?

«Сравни этих животных»

Слон высокий, а жираф ещё … (выше)
Бегемот тяжёлый, а слон ещё …
Лошадь выносливая, верблюд ещё …
Заяц прыгает далеко, а кенгуру ещё …

«Закончи слова»

В жарких странах живут сло …, бе …, зе …, обе …, лео …, ти …, жи …, вер …, носо …, кен …. На севере живут ме…, мо…, тю…, пе…

«Быстрее, сильнее, выше»

Кто быстрее, гепард или лев?
Кто тяжелее, носорог или тюлень?
Кто сильнее, тигр или зебра?
Кто больше, слон или белый медведь?
Кто выше, жираф или тигр?

«Что у кого?»

Слон и лев. У кого хобот, а у кого грива? Жираф и морж. У кого бивни, а у кого пятна? Бегемот и верблюд. У кого огромная пасть, а у кого два горба? Тигр и леопард. У кого пятна, а у кого полоски?
Кенгуру и носорог. У кого на животе сумка, а у кого на носу рог?
Тюлень и кенгуру. Кто умеет прыгать, а кто быстро плавает?

«Расскажи!»

Помогите ребёнку рассказать об одном из животных.

Это тигр. Он живёт в жарких странах. Я видел его в зоопарке. Он большой, рыжий, полосатый. У него круглая голова, мощные лапы с когтями и длинный хвост. У тигра зоркие глаза, чуткие уши и острые зубы. Он охотится на других животных. Его детёныши — тигрята.

Скачать наглядно-информационный материал
«Животные юга и севера»

Жураковская Янина Викторовна,
учитель-логопед высшей категории,
ГБОУ школа № 1494 (детский сад № 864),
г.Москва

Животные юга и севера – наглядно-информационный материал по лексической теме

Успешная коррекция речевых нарушений возможна при только сохранении тесной связи между участниками всеми коррекционного процесса — педагогами, детьми, Красочное. родителями, интересное оформление логопедического уголка привлекает неизменно внимание родителей, побуждает их активно развитии в участвовать наших воспитанников.

Наглядно-информационный Животные «материал юга и севера» предназначен для уголка оформлении логопеда в подготовительной к школе группе. В содержатся нем рекомендации родителями по проведению бесед с чтению и ребенком художественной литературы, игры, направленные на лексико формирование-грамматический категорий, развитие навыков анализа звукового, связной речи, словесно-логического формирование, мышления тонкой моторики пальцев.

Занимаемся по Животные «теме юга и севера»

Знает ли Ваш Животных:

  • ребёнок, обитающих в жарких странах, на севере, в океане?, в Австралии
  • Части тела животных и чем покрыты? они
  • Названия детенышей животных?
  • Где увидеть можно тигра, льва, белого медведя и животных других юга, севера, океана в Москве? (в цирке, в зоопарке, в океанариуме)
  • Как называют людей, работают которые с животными в цирке? (дрессировщики)
  • Кто животных? лечит (ветеринары)

Прочитайте детям стихи и Маршак:

С.рассказы «Обезьяна», «Где обедал, воробей?», «клетке в Детки», А.Барто «Олень», Э.Мошковская «Зоопарк», К.Крокодил «Чуковский», Г. Остер «Зарядка для хвоста», «мартышке Привет», «Куда идёт слонёнок», Р. Киплинг «Рикки», «Слонёнок-Тикки-Тави», «Как леопард пятнистым стал», Д. Биссет «Сказки», Э. Успенский «Про Анфису и Веру», А.Михайлов «Как я подружился с дельфином», Б.Кит «Заходер», М.Лукашина «Стать бы китом»,
А.Барто «была б я Если дельфином», Н.Шемякина «Сказка про Яковлев», Ю.кита «Умка»

«Изучаем, рассказываем, обсуждаем»

  1. детьми с Рассмотрите иллюстра-ции, картины, фотографии с бражением-изо природы (тундра, джунгли, саванна), юга животных и севера.
  2. Каких животных можно севере? на встретить (северный олень, морж, тюлень, медведь белый, полярный волк, песец). Обсудите с внешний их детьми вид, повадки. Почему тюлени и лучше моржи чувствуют себя в воде? Почему волки и медведи на севере белые?
  3. Каких животных встретить можно в жарких странах, в Австралии? (тигр, слон, лев, зебра, жираф, носорог, бегемот, Обсудите и т.д.) кенгуру их внешний вид и по-вадки. Какое называют животное «царем зверей»? Какая особен-есть ность у кенгуру? Почему но-сорога так Какие
  4. называют? животные обитают в океане? Как помогают дельфины людям?
  5. У каждого дикого животного свои есть характерные черты. О ком говорят: полосатый, длинношеий, сумчатый, пятнистый, большеухий, четверорукая? слова Подберите-признаки о раз-ных животных.
  6. детьми с Сходите в цирк, зоопарк, зоологический музей, Обсудите.
  7. дельфинарий, как люди ухаживают за животными в зоопарка вольерах. Расскажите, кто лечит животных. нужно Как вести себя в зоопарке?

Расскажите животных о детям севера.

Белый медведь — самый хищник крупный в мире. Шкура этого медведя плотная очень, непромокаемая и абсолютно белого цвета, его поэтому очень трудно заметить на снегу льдине или. Он замечательно плавает — этому способствует которой, перепонка соединены между собой подушечки лап его.

У котиков, тюленей и моржей — огромные короткое, и за ноздри время они могут вдохнуть воздуха количество, необходимое, чтобы оставаться под около водой 10 минут. Они питаются рыбой, раков едят, моллюсков, креветок.

У моржей массивное тое-морщинис тело, покрытое редкой щети-длинные и ной клыки. Морж за-щищается клыками от помощью, с врагов клыков он вскарабки-вается на берег и льдине по передвигается или земле. Длина клыков у моржей крупных дости-гает одного метра.

голос Сильный моржа напоминает одновременно и рев мычание, и льва быка; во время сна, на льдине воде в или, он звучно похрапывает. Может часами развалившись, отдыхать на солнце. Морж раздражителен и строптив, замедлит он не однако прийти на помощь своему собрату, атакуют которого охотники. Под кожей моржа слой толстый жира – замечательная защита от холода.

У оленя северного длинная, густая шерсть, ветвистые длинные, рога ноги, маленький хвост. Олень травой питается, грибами, лишай-ником. Когда снег лежит, он по за-паху определяет, где растет передними, ягель копытами разгребает снег и достаёт лишайник замороженный.

Песец похож на лисицу. У него пышная же такая меховая шубка, пушистый хвост. цвет Только песцовой шубки не рыжий, а желтовато – зимой. А серый – снежно-белый, иногда с голубым Так. отливом песец летом маскируется под земли цвет, а зимой под цвет снега.

«запоминаем и Играем»:

«Семейка»

Папа – олень, мама – детеныш, олениха – олененок
Слон – слониха – слонёнок
тигрица – Тигр – тигренок
Лев – львица – львенок
медведица – Медведь – медвежонок
Кенгуру – кенгуру – кенгуренок и т.д.

«животных Сравни»

Белый медведь – это северное жираф, а животное — южное. Медведь — животное хищное, а травоядное – жираф. Медведь питается рыбой и тюленями, а травой – жираф и листьями. Медведь белый, а жираф темными с рыжий пятнышками. У медведя толстая шкура, а у тонкая жирафа. У медведя короткая шея, а у жирафа медведя. У длинная на ногах когти, а у жирафа копыта.

ребёнку Предложите сравнить льва и дельфина, оленя и Чей.

«слона хвост, чья голова?»

У льва – хвост львиный, львиная голова.
У тигра –
У кенгуру –
У оленя –
У дельфина –
У моржа –
У обезьяны –

«Объясни слово».

верблюд двугорбый
носорог
одногорбый верблюд
быстроногий сумчатый
леопард кенгуру
полярный волк

«Подбери ком».

О слово можно сказать: южные? Северные? (хищные, полосатые, травоядные, длинношеие, четверорукие, быстроногие, гордые, длиннорогие, спокойные, умные, сумчатые, морские)

запоминаем и Играем:

«Играем со звуками»

Названия каких юга животных, севера, океана начинаются со звука А? Дь? Бь? С? Вь? В? Зь? Ж? Ть? Ль? М? К? Сравни Н? П?

«Кь? этих животных»

Слон высокий, а ещё жираф … (выше)
Бегемот тяжёлый, а слон Лошадь …
ещё выносливая, верблюд ещё …
Заяц далеко прыгает, а кенгуру ещё …

«Закончи слова»

В странах жарких живут сло …, бе …, зе …, обе …, лео …, ти …, жи …, носо …, вер …, кен …. На севере живут ме…, мо…, тю…, пе…

«Быстрее, выше, сильнее»

Кто быстрее, гепард или Кто
лев? тяжелее, носорог или тюлень?
сильнее Кто, тигр или зебра?
Кто слон, больше или белый медведь?
Кто жираф, выше или тигр?

«Что у кого?»

лев и Слон. У кого хобот, а у кого грива? морж и Жираф. У кого бивни, а у кого пятна? верблюд и Бегемот. У кого огромная пасть, а у кого горба? два Тигр и леопард. У кого пятна, а у полоски? кого
Кенгуру и носорог. У кого на животе кого, а у сумка на носу рог?
Тюлень и кенгуру. умеет Кто прыгать, а кто быстро плавает?

«Помогите!»

Расскажи ребёнку рассказать об одном из животных.

тигр Это. Он живёт в жарких странах. Я видел зоопарке в его. Он большой, рыжий, полосатый. У него голова круглая, мощные лапы с когтями и длинный тигра. У хвост зоркие глаза, чуткие уши и зубы острые. Он охотится на других животных. Его тигрята — детёныши.

Скачать наглядно-информационный материал
«юга Животные и севера»

Жураковская Янина Викторовна,
логопед-учитель высшей категории,
ГБОУ школа № детский (1494 сад № 864),
г.Москва

Читайте также:  Рабочая учебная программа по логопедическим занятиям в 1 классе
Ссылка на основную публикацию