Рабочая учебная программа по логопедическим занятиям в 1 классе

Рабочая учебная программа по логопедическим занятиям в 1 классе

Документальный фильм Минобрнауки России

  • Основные сведения
  • Структура и органы образовательной организацией
  • Органы управления образовательным учреждением
  • Документы
    • Лицензия
    • Локальные и нормативные акты
    • Свидетельство о государственной аккредитации
    • Устав образовательного учреждения
    • Коллективный договор
    • Публичный доклад
    • Предписания контролирующих органов
    • Отчёты о результатах самобследования
  • Образование
    • Учебный план
    • Основные образовательные программы
    • Аннотации к рабочим программам
    • ДОП Образование
    • Рабочие программы по предметам
    • Коррекционная работа в школе
    • Элективные курсы
    • Документы ГИА-ЕГЭ
    • График основных занятий
    • Внеурочная деятельность
    • ПМП консилиум школы
    • Служба школьной медиации
    • Методическая работа
    • Внутришкольный контроль
    • Численность обучающихся
  • Образовательные стандарты
  • Администрация школы
  • Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образоватльного процесса
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Библиотека
  • Вакантные места для приема (перевода)
  • Условия питания и охраны здоровья обучающихся
  • Медицинское обслуживание
  • Информация о трудоустройстве выпускников
  • Вакансии


    • Клюев Евгений Александрович – учитель года 2018
      • О себе
      • Мои достижения
      • Рабочие программы
      • Ученикам
      • Родителям
      • ГТО
      • Эссе

    • Нормативные документы
    • Рекомендации родителям
    • РЕКОМЕНДАЦИИ
    • Рекомендации для учителей
    • Рекомендации для учащихся
    • Рекомендации администрации
    • Саморазвитие и воспитательная работа
    • Министерство образования Калининградской области
    • Рекомендации классным руководителям
    • Информация о расписании занятий
    • Текущий контроль

    • Нормативно-правовое обеспечение
    • Рекомендации педагога-психолога
    • Рекомендации по организации режима дня учащегося
    • Саморазвитие и воспитательная работа
    • Оперативно-профилактическая операция “Дети России-2020”
    • Памятки родителям и детям
    • Горячая линия

    • Главная страница
    • Новости
    • Документы
    • Материалы

    • Информация о приеме в 10 класс
    • Положение о приеме в 10 класс

    • Организация учебного процесса в новых образовательных условиях (НОУ)
      • Нормативно-правовые документы
      • Режим работы школы
      • Расписание звонков и график посещения столовой
      • Календарный учебный график
      • Расписание уроков
      • Расписание внеурочной деятельности
      • Организация питания для обучающихся
      • Контроль питания
      • Организация праздничных мероприятий
      • Инструкции
      • Памятки
    • Всероссийская Олимпиада Школьников
    • Всероссиские Проверочные Работы
    • Живая классика
    • Успех каждого ребенка
    • Точка роста
      • Ход проекта
      • Рабочие программы ТР
      • Документы “ТР”

    Рабочие программы по предметам

    Рабочие программы начальное общее обраование с 1 -го по 4-ый класс

    Физическая культура

    Образовательные модули начальное общее образование

    С 1-го по 4-ый класс

    “Занимательная грамматика” 1-4 класс

    “Занимательная математика” 1-4 класс

    “Мой родной край” 1-4 класс

    “Занимательная математика” 1-4 классы

    “Читалочка” 1-4 класс

    “Читалочка” 1-4 классы

    “Природа наш дом” 1-4 кл

    “Радужный мир цвета”

    “Волшебный мир книги”

    “Народное творчество”“Информатика в играх и задачах”

    Внутрипредметные модули начальное общее образование

    по физич. культуре “Олимпийские игры от Древней

    Греции до современности”

    “Волшебная сила слова”“Чудо мастера”“Безопасность вокруг нас”“Читай-ка”

    “Что рассказывает музыкальный зал”“Радость творчества”“Удивительная азбука”“Секреты орфографии”“Знатоки языка”“Юный математик”“Волшебная кисточка”“Знакомство с информатикой”” Школа мудрецов”“Увлекательная грамматика”“Читалочка”“Мы исследователи” 1 класс“Занимательное азбуковедение”“Разноцветная капель” 1 класс“Грамотейка”

    Основное общее образование 5 – 9 классы

    Среднее общее образование

    Биология 10-11 классы

    Технология 5-8 мальчики

    Образовательные модули основное общее образование

    С 5-го по 9-ый класс, 10 класс

    Адаптированные рабочие программы начального общего образования для обучающихся с учётом особенностей психофизического развития и возможностей слабовидящих Вариант 4.2

    Адаптированные рабочие программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития Вариант 7.1

    Адаптированные рабочие программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития Вариант 7.2

    Рабочая программа по курсу «Логопедические занятия» 1-3 класс (в соответствии с ФГОС ОВЗ)

    автор: Хорхордина Алина Александровна

    учитель-логопед МБОУ «ОШ № 23 для обучающихся с ОВЗ»

    Рабочая программа по курсу «Логопедические занятия» 1-3 класс (в соответствии с ФГОС ОВЗ)

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по курсу «Логопедические занятия» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598) , федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599). В соответствии с требованиями ФГОС одним из разделов АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является коррекционно-развивающая работа, в которой немалое место отводится развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся. Нарушения речевого развития у детей данной категории носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Практически все обучающиеся 1 класса имеют нарушения фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения, поэтому такой предмет как «Логопедические занятия» является очень актуальным.

    Название учебно-методического комплекта

    Учебно-методического комплекта по предмету «Логопедические занятия» нет в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом от 31 марта 2014 года № 253.

    Цель и задачи специального (коррекционного) курса

    Цель — формирование у обучающихся устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.

    ∙ формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы восприятия устной речи;

    • формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа слов;
    • коррекция дефектного произношения звуков родного языка;

    ∙ развитие навыков самоконтроля произносительной стороной речи;

    ∙ формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.);

    ∙ развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия.

    Количество учебных часов

    Коррекция нарушений речи учащихся требует организации специальной коррекционной логопедической работы, поэтому в учебном плане образовательного учреждения предусмотрены часы коррекционных логопедических занятий.

    На коррекционные логопедические занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. На занятие с учащимися отводится 15-20 минут.

    В 1 классах – 3 раза в неделю;

    Во 2х классах — 3 раза в неделю.

    3 классах -3 раза в неделю.

    Общее количество часов – 99 (102 ч. для 2-3 классов).

    Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

    Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта учащихся. Эффективность коррекционных логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

    Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).

    Основные направления коррекционно-педагогической работы:

    • Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

    — оптимального для речи типа физиологического дыхания;

    — функций фонематической системы.

    • Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта.
    • Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
    • Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
    • Профилактика нарушений чтения и письма.

    Требования к уровню подготовки учащихся

    Личностными результатами являются:

    ∙ развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;

    ∙ желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;

    ∙ умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;

    ∙ наличие мотивации к овладению устной речью

    Предметными результатами являются:

    ∙ развитие речевого слуха — различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;

    • овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
    • формирование правильного звукопроизношения;
    • умение правильно использовать поставленные звуки;
    • развитие умения контролировать собственную речь.

    Тематический план

    1, 1 дополнительный класс

    Наименование раздела, темаКоличество часов
    1Диагностика18
    2Формирование артикуляторной базы звуков12
    3Постановка звуков28
    4Автоматизация звуков26
    5Дифференциация звуков15

    Тематический план

    Наименование раздела, темаКоличество часов
    1Диагностика18
    2Формирование артикуляторной базы звуков12
    3Постановка звуков28
    4Автоматизация звуков26
    5Дифференциация звуков15

    Тематический план

    Наименование раздела, темаКоличество часов
    1Диагностика12
    2Формирование артикуляторной базы звуков8
    3Звуки и буквы27
    4Обогащения словаря по лексическим темам11
    5Письмо слогов, слов с ранее изученными буквами25
    6Составление предложений21

    Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины

    Индивидуальные занятия являются одной из важных организационных форм обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика. Специальная (коррекционная) работа по курсу «Логопедические занятия», проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.

    Курс состоит из трёх разделов

    I раздел – диагностический

    Данный раздел включает в себя:

    • сбор анамнестических данных
    • обследование состояния общей и артикуляционной моторики
    • обследование неречевых психических функций
    • диагностика уровня сформированности фонематического восприятия
    • обследование состояния произносительных навыков

    II раздел – подготовительный. Он включает в себя:

    • формирование артикуляторной базы
    • развитие органов артикуляционного аппарата
    • развитие мелкой моторики пальцев рук
    • развитие слухового внимания и слухового контроля

    III раздел – коррекционно-развивающий, включает в себя:

    • постановку и автоматизацию нарушенных звуков
    • дифференциацию смешиваемых звуков
    • введение звуков в самостоятельную речь
    • развитие фонематического восприятия
    • развитие навыков фонематического анализа и синтеза

    Примечание : коррекционная работа по преодолению недостатков произношения и развитию фонематического восприятия продолжается во 2-3 классе. Названия тем и количество часов примерны, могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития обучающегося и успешности усвоения учебного материала.

    Форма и средства контроля

    Перечень учебно-методических средств

    • Справочник учителя-логопеда школы. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
    • Современный логопедический урок. Технологии, методы, приёмы обучения и коррекции речи. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
    • Формирование связной речи детей 4-6 лет. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
    • Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия. 1-3 классы. Волгоград
    • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 1. М., 2011
    • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1 «Дифференциация гласных». М., 2011
    • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 2 «Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011
    • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3 «Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р». М., 2011
    • М.Е.Качанова «Произношение». М., «Просвещение». 2006
    • Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
    • Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
    • Ишимова О.А., Юсов И.Е. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016

    Использование оборудования в рамках реализации государственной

    программы «Доступная среда»

    С целью создание системы комплексной помощи учащимся, эффективности их реабилитации, коррекционно-развивающая работа ведётся с использованием оборудования, полученного в рамках государственной программы «Доступная среда». В рамках реализации программы используется следующее оборудование:

    Рабочая программа по курсу «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» для учащихся 3 «б» класса ТНР на 2015-2016 учебный год

    Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сургутская специальная (коррекционная) начальная школа – д/с I, V вида»

    Рассмотрено Согласовано Утверждаю

    на заседании МО_______ зам. директора по УВР директор образовательной организации

    Руководитель МО_______ _____ __________

    от «____»_________2015 г. «___»____________2015 г. «____»_________2015 г.

    Рабочая программа по курсу

    «Индивидуальные и групповые логопедические занятия»

    для учащихся 3 «б» класса ТНР

    на 2015-2016 учебный год

    Кашапова Рамуза Раисовна

    учитель-логопед высшей квалификационной категории

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по курсу «Индивидуальная логопедическая работа» для 3 «б» класса учащихся с ОНР разработана разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 000 (для ОО, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в пилотном режиме), на основе следующих документов:

    · Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Москва. Просвещение 1987 года.

    · методических разработок «Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов». 2-е издание, исправленное. (Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России, Рекомендовано Министерством образования и науки Самарской области). М.: издательство ГНОМиД. 2008г.

    · Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

    · Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году (Приложение к инструктивно-методическому письму Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 августа 2015 г № 000).

    · Учебный план образовательной организации ХМАО – Югры «Сургутская школа –детский сад», реализующей адаптированные программы для детей с ОВЗ (для обучающихся с ТНР, участвующей в апробации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Вариант 5.2) на 2015-2016 уч. год.

    · Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

    · Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 01.01.2001 N 99-ФЗ, от 01.01.2001 N 203-ФЗ).

    · Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10

    · Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

    Название курса – индивидуальная логопедическая работа, которая включает в себя:

    – коррекцию акустической дисграфии

    Название курса – индивидуальная логопедическая работа, которая включает в себя:

    – коррекцию акустической дисграфии.

    -коррекцию зву произношения

    Рабочая программа рассчитана на 4 ч. в неделю, 136 ч. в год, из них на обследование письменной речи (сентябрь, май) – 8 часов; на обследование звукопроизношения (сентябрь, май) – 8 часов; на коррекцию акустической дисграфии – 60 часов, на коррекцию звукопроизношения – 60 часов.

    Цель курса:

    Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.

    1. Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

    2. Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.

    3. Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.

    Основные методы работы на занятии – методы обучения в группе:

    Принципы логопедической работы:

    Формы организации деятельности учащихся:

    Программа составлена для обучающихся: 3 « в» класса, со сложной структурой речевого дефекта (общее недоразвитие речи 11 и III уровня, псевдобульбарная дизартрия легкой и средней степени тяжести, моторная алалия, ДЦП, нейросенсорная тугоухость, кохлеарная имплантация).

    Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

    Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

    Исходя из механизмов каждого вида дисграфии авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (, . , , и др.), предлагают различные методики коррекционной работы.

    Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при акустической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований. Логопедам-практикам пособия помогут вести коррекционную работу целенаправленно и планомерно, так как в них отражен системный подход, который определяет содержание коррекционной работы.

    При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая (дифференциация, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность д слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. Иногда у детей с этой формой дисграфии отмечается неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.

    Анализируя работы детей с данной формой дисграфии, можно сделать вывод о том, то у детей данной группы встречаются следующие замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству:

    звонкие – глухие согласные (Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, 3 – С, Ж-Ш); лабиализованные гласные (О – У, Ё – Ю); соноры (Л, М, Н, Р, Й);

    свистящие и шипящие звуки (С – Ш, 3 – Ж, СЬ – Щ);

    аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч – Щ, Ч – Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч–Ш, Ц-ТС).

    К концу обучения дети должны, знать:

    · термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, звук, буква,

    · артикуляция и т. д.;

    · все буквы и звуки родного языка;

    · отличительные признаки гласных и согласных звуков;

    · гласные и согласные звуки;

    · твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

    · пары гласных запасов; пары согласных звуков по твердости – мягкости, по звонкости – глухости;

    К концу обучения дети должны уметь:

    · узнавать и различать гласные и согласные звуки;

    · обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

    · использовать гласные буквы II ряда или Ь для обозначения мягкости согласных на письме; различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

    · производить фонетический разбор слова;

    · производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

    · писать слова с гласными II ряда, а также буквами Ь и Ъ;

    · подбирать слова на заданный звук;

    · сравнивать слова со сходными звуками;

    · строить звуковые схемы слогов и слов;

    · составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

    · восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

    · самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

    Предлагаемая последовательность ознакомления со звуками и буквами отличается от традиционной школьной программы и опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифференцируются гласные звуки, затем согласные (сначала свистящие, а затем – шипящие, аффрикаты и соноры).

    Работу над мягкими и твердыми согласными связывают с дифференциацией гласных I и II ряда. Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начи­нать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Строить ее нужно в следующей последовательности: 3 – С, Ж – Ш, В – Ф, Б – П, Д – Т. Г – К.

    В процессе работы дети овладевают анализом все более и более сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие.

    Форма занятий может быть фронтальной и подгрупповой, но также не исключена возможность частичного или полного использования предлагаемого материала на индивидуальных занятиях по устранению акустической дисграфии.

    В каждое занятие включены задания по развитию высших психических функций и физминутки, содержание которых связано с темой занятия.

    Большое внимание в ходе предлагаемых занятий уделяется припоминанию литературных произведений, герои которых «присутствуют» на занятии, все это помогает параллельно вести работу по развитию связной речи.

    Выполнение заданий на доске, на карточках, в рабочих альбомах создает условия для решения специальных задач.

    1. Обогащение зрительных представлений.

    2. Развитие зрительно-двигательной координации.

    3. Стимуляция познавательной активности.

    4. Включение мыслительных операций.

    5. Развитие неречевых процессов.

    Коррекционно-логопедическая работа традиционно проводится в три этапа.

    Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.

    1. Развитие слухового и зрительного внимания.

    2. Развитие слуховых дифференцировок.

    3. Развитие фонематического восприятия.

    4. необходимости проводится коррекция звукопроизношения. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане.

    Основные задачи и направления работы основного этапа.

    1. Развитие слухового и зрительного внимания;

    2. Развитие фонематического анализа и синтеза;

    3. Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных ^ков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).

    Основные задачи и направления работы заключительного этапа.

    1.Закрепление полученных знаний.

    2.Перенос; полученных умений и знаний на другие виды деятельности.

    Предлагаемая методика обучения строится с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.

    Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии являются следующие.

    1. Развитие фонематического восприятия.

    2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.

    3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а же на тактильные и кинестетические ощущения.

    4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения текста.

    5. Определение положения звука по отношению к другим.

    Представленное перспективное планирование и конспекты занятий могут быть рекомендованы для работы с детьми младшего школьного возраста независимо от программы, по которой работает логопед.

    Конспекты фронтальных логопедических занятий базируются на современных в логопедии требованиях, которые распространяются на все виды фронтальных (групповых) и подгрупповых занятий:

    – тема и цель занятия пронизывает все этапы работы;

    – максимальное насыщение занятий изучаемыми звуками, лексическим и грамматическим материалом;

    – на занятиях сочетаются учебные и игровые методы работы;

    – проводится систематическая работа по развитию памяти, мышления, внимания, восприятия;

    – происходит постоянный звукобуквенный анализ и синтез на материале правильно произносимых звуков речи.

    Параллельно ведется работа по обогащению словаря и развитию грамматического строя речи; развитию связной речи; закреплению навыков чтения и письма.

    В представленном плане дан приблизительный перечень тем коррекционных занятий, Количество часов может меняться как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону в зависимости от степени тяжести нарушения. Учитель-логопед самостоятельно намечает темы и определяет количество часов для каждой темы после проведения обследования устной и письменной речи младших школьников.

    В данном пособии не представлены конспекты по некоторым обобщающим темам.

    УМК учителя –

    · Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. Москва 2008г.

    · «Логопедия. Учебник для вузов», под ред. С М., изд. третье, переработанное и дополненное .М.: «Владос»1999г..

    · «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда». М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС 2001г.

    · И «Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. Пособие для учителя-логопеда ». М., 1999г.

    · « Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия 1-3 классы. Волгоград «Учитель» 2011 г

    «УМК обучающегося

    · рабочие тетради серия Азбука письма «30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 3-4 классы» С.-П.: Издательский дом «Литера»; индивидуальные речевые карты учащихся.

    · « Акустическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь № 1, № 2. М. 2004 г.

    Распределение часов по курсу индивидуальной логопедической работы

    на 2015-2016 учебный год.

    Публикации на логопедические темы

    Здесь любой логопед может опубликовать свою статью.

    Дифференциация звуков С-Сь. Буква С. Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа)

    Автор: Краюшкина И.А. – учитель-логопед МБДОУ д/с №138 «Песенка» г.Брянск.

    Задачи:

    Закрепить знания о звуках с-сь, букве С,с, полученные ранее;

    • Упражнять в дифференциации звуков с-сь в слогах, словах, предложениях, связной речи;
    • Продолжать работу по определению позиции звука в слове;
    • Отрабатывать навык чтения в словах;
    • Упражнять в употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа;
    • Продолжать работу над дикцией;
    • Развивать фонематический слух, мышление, внимание, память, зрительное восприятие, общую моторику;
    • Воспитывать интерес детей к театрализованной деятельности.

    Оборудование:

    картинки: сова, листья, осень, лиса, предметные картинки со звуками с, сь; пособие «Найди домик»; пособие «Путаница»; печатные материал: слова; карандаши, маски диких животных, силуэты ваз (синяя и зеленая вазы), кассета с записью звуков осеннего леса; декорации: деревья, пни, листья

    Ход занятия

    1.Организационный момент

    Самомассаж мышц головы и шеи:

    «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

    1. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки Удержать в течение 3 — 5 с.
    2. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
    3. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от

    середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

    Артикуляционная гимнастика:

    1. «Почистим нижние зубки»
    2. «Заборчик»

    2. Введение в тему занятия

    Загадки.

    Пусты поля, мокнет земля,

    Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

    А осенью опадают. (Листья)

    Рыжая, с пушистым хвостом,

    Живет в лесу под кустом. (Лиса)

    Всю ночь летает — мышей добывает.

    А станет светло — спать летит в дупло. (Сова)

    Педагог спрашивает у детей:

    — Какие звуки чаще других слышны в словах-отгадках? (С,Сь)

    -Расскажите об этих звуках? (Характеристика звука, артикуляционный уклад)

    Логопед сообщает детям о том, что сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки С-Сь и для этого отправимся на прогулку в осенний лес.

    Звучит аудиозапись: звуки осеннего леса. Дети перемещаются на лесную поляну.

    3.Речевая игра «Эхо».

    Логопед предлагает детям поиграть в игру «Эхо».

    Ес-ес-ес — мы идем в лес.

    Са-са-са – в лесу живет лиса.

    Ось-ось-ось – важно ходит лось.

    Сну-сну-сну – видим мы сосну.

    Стья – стья –стья –на земле листья.

    Дети повторяют чистоговорки.

    4. Д/и «Осенний букет» (дифференциация звуков с-сь)

    Педагог декламирует стихотворение и раздает детям предметные картинки в виде кленовых листьев:

    Листья с осин осыпаются осенью,

    Листья и с клёна слетят,

    Осень оставит одетыми сосенки —

    Пусть до весны постоят.

    -Давайте составим из листьев осенние букеты. Около синей вазы разместите предметные картинки со звуком «с», около зеленой – картинки со звуком «сь».

    Вывешиваются контурные изображения: синяя и зеленая вазы.

    -Дети распределяют листья по вазам.

    5.Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

    Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать и разжимать кулачки)

    Будем листья собирать

    Листья клена, (Поочерёдно загибать пальцы, начиная с мизинца)

    Листики дуба мы соберём,

    Маме осенний букет отнесём. (Вытянуть вперёд ладошки)

    6. Упражнение «Найди свой домик»

    Дети садятся за столы. На столах индивидуальные листы к упражнению «Найди свой домик».

    -Определите позицию звуков с,сь в словах-названиях лесных обитателей (лиса, барсук, сорока, лось), соедините картинки с домиком (позиции звуков отмечены синими и зеленой фишкой).

    7.Упражнение «Путаница»

    Вывешивается плакат «Дикие животные» (наложенные картинки).

    Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть картинку и назвать диких животных, изображенных на ней.

    8. Динамическая пауза

    Ходьба с высоким подъемом колена, скрестив руки над го­ловой, пальцы раздвинуты.

    Ходит лось в лесу густом.

    Семенит мышонок в дом.

    И по-заячьи зайчишка

    Все спешит запутать след.

    Прыжки на двух ногах вправо-влево.

    По-медвежьи ходит мишка,

    Косолап он с детских лет. (В. Степанов)

    Ходьба на внешнем своде стопы.

    9. Театрализованная деятельность «Как звери готовились к зиме?»

    Педагог предлагает детям превратиться в лесных обитателей и рассказать о том, как они подготовились к зиме.

    Дети надевают маски, разыгрывают сценку (см. приложение).

    10. Чтение

    На доске вывешивается печатный материал – слова с пропущенной буквой «С» (буква «с»закрыта снежинкой).

    -Давайте прочитаем слова, которые написала для нас Ученая сова.

    Дети читают слова.

    11.Подведение итогов занятия

    -Где мы сегодня побывали?

    -Какие звуки научились различать?

    -Какой буквой они обозначаются?

    Приложение

    Драматизация «Как звери готовились к зиме»

    Автор

    По завалам, по оврагам шел медведь хозяйским шагом.

    Медведь

    -Отвечайте, звери, мне

    — Вы готовы ли к зиме?

    Все вместе: да!

    Автор

    -Вот ответили лисицы.

    Лисицы

    — Мы связали рукавицы.

    Автор:

    Отвечали заиньки.

    Зайцы

    -А у нас есть валенки.

    Что нам вьюга, да метель.

    Хочешь, Мишенька, примерь.

    Автор

    И мышата не зевали.

    Мышата

    -В норку зерна мы таскали.

    Если есть еда зимой,

    Не замерзнем мы с тобой.

    Автор

    -Вылез еж из-под листвы.

    Ежик

    —Про меня забыли вы.
    Здесь, в кустах, моя избушка,
    А в избе — грибов кадушка.

    Автор

    — Смотрит белка из дупла.

    Белка

    -Я орешков припасла.
    Высоко мое дупло.
    В нем и сухо, и тепло.

    Автор:

    -И у ос медведь спросил.

    1-я оса

    -Осы осенью желтее, полосатее и злее.

    Вкусный бабушкин компот нам покоя не дает.

    2-я оса

    -И варенье и повидло есть у вас,

    Автор

    Обошел медведь весь лес и в берлогу спать залез, в пасть засунул лапу он и увидел сладкий сон.

    Список литературы

    1. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду -М.: «Сфера»,2004.
    2. Бобылева З.Т.Игры с парными картинками. Звуки С,З,Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. – М.:ООО «Издательство Гном и Д»,2007.
    3. Интернет ресурсы:

    Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Звуки С – СЬ. Буква С»

    Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР на тему:

    «Звуки С – СЬ. Буква С»

    • Закрепить представления детей о звуках С – СЬ и познакомить с буквой С.

    1. Учить детей воспроизводить слоговые ряды.

    2. Уточнить артикуляцию и характеристику звуков С – СЬ.

    3. Учить определять место заданного звука в слове.

    4. Продолжать учить дифференцировать звук С и звук СЬ.

    5. Вспомнить схему слова, учить выкладывать схему слов: сок, Сима. Формировать навыки анализа данных слов.

    6. Познакомить с буквой С.

    7. Упражнять в зрительном восприятии буквы С.

    8. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения.

    9. Учить печатать букву С изолированно и в слогах.

    • Резиновый мяч, предметные картинки + две картинки (сок и Сима), слоговые схемы, касса букв на наборном полотне, предметная картинка «самолетик», волшебная картинка с буквами, магнитная доска, индивидуальные тетради детей и цветные ручки.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент:

    Упражнение проводится с мячом.

    – Сядет тот, кто правильно повторит:

    са – со – су су – са – со ус – ис – ос

    си – се – ся ся – си – сю усь – ась – ось

    со – су – сы ас – ос – ус ос – ас – ис

    сю – си – се ась – ось – усь ись – усь – ась

    2. Повторение артикуляции и характеристики звуков С, СЬ.

    – О каких звуках мы сегодня будем говорить? (О звуках С и СЬ).

    – Что делают губы, когда мы произносим звук «С»? (Улыбаются)

    – Где находится язык? (Внизу, за нижними зубами).

    – Какой ветерок (или воздушная струя)? (Холодный).

    Звук С – Какой? (Согласный, глухой, твердый).

    Звук СЬ – Какой? (Согласный, глухой, мягкий).

    2. Выделение звука на слух:

    – Вспомните и назовите слова, которые начинаются на звук С или СЬ.

    – Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся в середине слова.

    – Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся на конце слова.

    Дети называют слово и уточняют, какой звук слышится в слове.

    – Стул. В начале слова слышится твердый звук С.

    – Письмо. В середине слова слышится мягкий звук СЬ.

    4. Работа со слоговыми схемами.

    Попросить детей положить пред собой слоговые схемы.

    – Каким цветом мы обозначаем звук С? (синим) Почему? (Потому что звук С твердый согласный).

    – Каким цветом мы обозначаем звук СЬ (зеленым) Почему? (Потому что звук СЬ мягкий согласный).

    Предложить детям взять синий и зеленый квадратики.

    Показать детям поочередно предметные картинки, в названии которых есть звук С или СЬ (Стол, семь, гусь, капуста, пылесос, апельсин, лиса). Дети называют картинку и определяют, какой звук (мягкий или твердый) спрятался в слове, поднимают вверх соответствующий квадратик (твердый звук – синий квадратик, мягкий звук – зеленый квадратик).

    На доску выставляются две картинки: Сок и Сима. После этого предложить детям составить схемы данных слов.

    – Сок. Сколько слогов в слове сок? (Один слог) Сколько звуков в слове Сок? (Три звука) Какой первый звук? (С) Какой последний звук? (К) Какой звук слышится в середине слова? (О). Каким цветом обозначается звук О? Почему? и т. д.

    Аналогично составляется схема слова Сима. Спросить всех детей вместе и индивидуально.

    5. Знакомство с буквой С.

    Объяснить детям, что звуки С и СЬ произносятся по-разному, но на письме они обозначаются одной буквой С. Выставить на доску символ буквы С.

    – Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы видим, читаем и пишем, а звуки – слышим и произносим).

    С – как серп рисуем с вами:

    С – свернулся сом с усами.

    На снегу – подкован след.

    С – сверкает силуэт.

    С – С – С – салют сверкает,

    Искры вниз, светясь, слетают.

    Искры падают с небес,

    След от них – как буква С.

    – Для того, чтобы узнать, как вы хорошо запомнили букву С, нам поможет волшебный самолетик, который привез с собой интересную картинку. Посмотрите на нее внимательно. Вам надо определить, сколько букв С спряталось на этой картинке, а для этого их нужно найти среди других букв. Кто нашел, тот показывает и называет найденную букву С.

    После выполнения упражнения, дети подсчитывают количество букв С.

    6. Динамическая пауза:

    У нас славная осанка –

    Мы свели лопатки.

    Мы шагаем на носках

    И пойдём на пятках.

    Пойдём мягко, как лисята,

    Ну а если надоест, то пойдём

    Мы косолапо, как медведи ходят в лес.

    7. Печатание и чтение буквы С изолированно и в слогах.

    1) Попросить детей приготовить на столе тетради и цветные ручки.

    – Вы знаете, что буквы бывают большими и маленькими. Например, слово Сок пишется с маленькой буквы с, а слово Сима – с большой буквы С. Почему? В каких еще случаях пишется большая буква С?

    Объяснить детям, как пишется буква С.

    – Начинаем от середины правой стенки клеточки и ведем вверх, закругляя верхний правый угол, закругляем верхний левый угол, ведем по стеночки вниз, закругляем нижний левый угол, закругляем нижний правый угол.

    Уточняю, что большая буква С пишется в две клетки, а маленькая буква с пишется в одну клетку.

    – Прорисуем букву С в воздухе.

    Печатание большой и маленькой буквы С в тетрадях.

    2) Синтез слогов осуществляется с помощью кассы букв на наборном полотне.

    – Если мы к звуку А прибавим звук С, что получится?

    Как вы думаете, какие буквы мне надо взять из кассы букв, чтобы получился слог АС?

    Что надо сделать с буквами, чтобы получился слог СА?

    Какую букву надо прибавить к букве О, чтобы получился слог ОС?

    Какую букву надо поставить первой, чтобы получился слог СО?

    Если первая буква У, а вторая буква С, какой получился слог?

    Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СУ).

    Если первая буква И, а вторая буква С, какой получится слог?

    Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СИ)

    После каждого проговаривания слога, дети печатают его в тетради. Уточняем, что гласные буквы печатаются красной ручкой, а буква С, которая стоит перед буквой И печатается зеленой ручкой. При этом осуществляется индивидуальный подход, оказание помощи.

    3) Чтение слогов.

    8. Итог занятия. Оценка детей.

    – Какие звуки мы сегодня повторяли?

    – С какой буквой мы сегодня знакомились?

    Учитель-логопед
    Гурина Анна Евгеньевна

    Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки С, Сь. Буква С» (подготовительная группа).
    план-конспект занятия по логопедии на тему

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    zvuk_i_bukva_s.docx19.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки С, Сь. Буква С» (подготовительная группа).

    уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику, учить дифференциации звуков С и СЬ в словах, учить определять место звука в слове ( начало, конец, середина), учить звукослоговому анализу слов, познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.

    развивать фонематический и речевой слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, речь, исправлять недостатки произношения детей в процессе занятия способом «по – подражанию».

    воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения

    МАТЕРИАЛ : простые карандаши, символы согласных звуков, звуковые дорожки, звуковые кассы, мяч, картинки с изображением овощей или муляжи, пуговицы, «смайлики» – индикаторы настроения.

    Литратура: Е. Бортникова «Чудо-читайка. Путешествие в страну звуков букв». – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур, 2007; И.А. Морозова, М.И. Пушкарева «Подготовка к обучению грамоте. Для работы с детьми 6-7 лет», Издательство «Мозаика-Синтез», М. 2008.

    1. Организационный момент. Путешествие в Звукобуквию.

    (Дети проговаривают текст, прокатывая карандаш между ладонями)

    ЗВУКИ ГОВОРИМ И СЛЫШИМ

    БУКВЫ ВИДИМ МЫ И ПИШЕМ.

    1. Основная часть. Тема. Знакомство со звуками.

    – Мы не можем попасть в страну. Кто-то там стоит в дозоре и нас не пропускает. Слышите, они кричат: СТОЙ! СЕКРЕТ!

    Кто же это? А, я догадалась! Это два новых звука-братика, с которыми мы сегодня познакомимся.

    Они говорят, что злой волшебник Нечитайка очень часто стал пробираться в страну Звукобуквию и делать там всякие пакости, вот наши знакомые звуки и выставили дозорных. Они нас пропустят только тогда, когда вы отгадаете их имена, которые зашифрованы в первом звуке слова СТОЙ и СЕКРЕТ.

    – Назовите первые звук в слове СТОЙ.

    – Какой он – согласный или гласный?

    – Звонкий или глухой?

    – Твердый или мягкий? (картинка-символ)

    – Назовите первый звук в слове СЕКРЕТ. Какой он? (картинка-символ)

    1. Работа со звуком С.

    – Посмотрите внимательно друг на друга и произнесите звук С.

    – Губы открыты или сомкнуты ?

    – Зубы плотно стиснуты или между ними есть небольшое расстояние?

    – Где находится кончик языка за нижними или за верхними зубами?

    – Язык лежит во рту плоско или приподнят горочкой?

    ( далее логопед даёт артикуляционную характеристику звука С)

    – Каким цветов мы обозначим звук С? Зук Сь? Покажите нужные квадратики. Нужны ли колокольчики для этих звуков? Проверим. (Закрываем ушки, прикладываем руку к горлышку).

    4. Артикуляционная гимнастика.

    – Чтобы правильно произнести звук С, нужно сделать гимнастику для языка. Слушайте сказку и выполняйте упражнения.

    Сказка о весёлом язычке.

    Проснулся язычок рано утром. Открыл окно («Окошко»), увидел солнышко и улыбнулся («Улыбка»).

    Захотелось ему погреться на солнышке, он открыл дверь («Окошко») и вышел на крылечко, немного постоял там (« Лопатка»).

    И тут язычок вспомнил, что он не почистил зубы. Быстро вернулся домой и стал чистить зубы («Почистим зубки»).

    Язычок заспешил на улицу и нечаянно наступил кошке на хвост («Поймай мышку за хвостик»).

    Кошка рассердилась (« Киска сердится»).

    Язычок погладил кошку (Поглаживание языка губами),

    улыбнулся ( «Улыбка») и они вместе пошли гулять.

    5. Упр. в правильном произношении звуков С- СЬ.

    – А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь , оголите зубы, чтобы они были похожи на заборчик, оставьте между зубами маленькую щель, заведите кончик языка за нижние зубы, спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.

    Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.

    ( дети произносят звук хором, по одному, парами)

    – В момент выдоха подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – горячий или холодный?

    – Поднимите синий квадратик, если услышите твердый звук С, и зеленый – если услышите мягкий звук Сь.

    С Сь Сь Сь С С Сь

    СО СУ СИ СЕ СЮ СЫ СА АСЬ ОС УСЬ ЫСЬ ЫС

    СОК, СЫР, СИЛА, СТОЛ, СЕМЬ, САХАР, СЕЛ, САМОЛЕТ, СЕЛО.

    7. Физкультминутка «Раз поднялись, потянулись».

    – Какой звук мы слышим в конце слов: поднялись? Потянулись? Согнулись? Разогнулись? (Ответы детей – звук Сь – согласный мягкий глухой)

    8. Упр. на развитие звукового анализа и синтеза . Игра « Поварята».

    – Угадайте , как называется холодное кушанье из различных овощей, порезанных кусочками и приправленных маслом или майонезом? (Салат). Правильно. Это самое любимое блюдо наших новых друзей – звуков С и Сь.

    Произнесите это слово так, чтобы ясно слышался первый звук. Какой это звук?

    – Давайте приготовим салат. У меня в корзинке много овощей. Давайте выберем из них те, в названии которых есть звук С, чтобы приготовить салат.

    (капуста, салат, лук, картошка, чеснок, свекла, редис и т.д.).

    – А сейчас давайте попробуем определить, где спрятался звук С в этих словах.

    ( работа со звуковыми дорожками)

    Редис Свекла Капуста

    9. Игра с мячом «Вкусняшки» ( развитие фонематического слуха).

    – Давайте сыграем в игру с нашими новыми друзьями и узнаем, какие еще вкусняшки они любят. Я бросаю мячик и называю слово. Если в слове есть звук С или Сь, вы повторяете его, возвращая мне мяч.

    Суп, молоко, масло, сухари, соль, шоколад, арахис, торт, сметана, кекс, абрикос, ананас, колбаса, варенье, мясо, рыба, сахар, сыр.

    10 . Знакомство с буквой С.

    – Вспомните, чем отличается звук от буквы?

    Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки С, СЬ .Это буква С.

    Нарисуем полукруг – буква С возникла вдруг.

    11 . Пальчиковая гимнастика.

    Нарисуйте букву С в воздухе.

    На своей ладошке

    На спине соседа

    Большим пальцами двумя руками в воздухе.

    Изобразим букву С пальчиками.

    12.Выкладывание буквы С из пуговиц.

    13 . Заключительная часть. Итог занятия.

    – Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими новыми друзьями и скажем им «До ссс виданья! До новых в ссс треч!» Расскажите мне, какая игра-задание вам понравилась сегодня больше всего? Если вам все было понятно и интересно, покажите веселый смайлик, если были трудности или вам что-то не понравилось – грустный. В этом случае на индивидуальном занятии мы позовем наших новых друзей снова в гости и сыграем в другие интересные игры.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему “Звук и буква Р” разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее.

    Данное занятие проводится у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Его цель – дифференциация звуков “Ж” и”Ш” на слух, закрепление навыка правильного произношения у детей на речевом материале.

    Занятие проводится в подготовительной группе для детей с ФФН на этапе обучения грамоте.

    Совместное интегрированное занятие руководителя по физическому воспитанию с логопедом, на тему “Транспорт” в подготовительной группе.

    Цель: решение задач по коррекции речи через составление рассказа по образцу с опорой на картинки и мнемотаблицы.

    Конспект логопедического занятия сс подгруппой детей подготовительной группы по теме “Здоровей-ка”.

    Тема: « Сказка о весёлом язычке». Цели:1. Дать детям представление о частях и функциях артикуляционного аппарата на материале “ Сказки о Весёлом язычке”.2. Отр.

    Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФН по теме “Дифференциация звуков с–сь”

    Цель: учить ребенка различать звуки[с]-[сь] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно их использовать.

    Задачи:развивать фонематическое восприятие, память, мышление, мелкую моторику, учить правильно обозначать мягкость согласного кружком соответствующего цвета; формировать навыки звукового анализа.

    Оборудование: картинки с изображением язычка, большого насоса и маленьких насосиков, дедушки, девочки с бусами, лист бумаги с контурным изображением больших и маленьких насосов, карандаши, таблица из трех пустых окошечек, кружки зеленого и синего цветов, тетрадь.

    1. Организационный момент с пальчиковой гимнастикой.

    – Отгадай, кто так кричит:

    “Кря – кря – кря”?
    Раз – два – шли утята.
    Три – четыре – за водой.
    А за ними плелся пятый,
    Позади бежал шестой.
    А седьмой от них отстал.
    А восьмой уже устал.
    А девятый всех догнал.
    А десятый испугался _
    Громко – громко запищал:
    – Пи -пи -пи – не пищи!
    – Мы тут рядом, поищи!

    Поочередно сгибать и разгибать все пальцы правой (затем левой) руки,

    Начиная с большого, а со звуков “Пи – пи – пи:” – ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

    2. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.

    – Пальчики размяли, теперь

    “Научим язычок слушаться”.

    Пошлепаем непослушный язычок. Приоткрыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Пошлепывая язык губами, произносить “пя, пя, пя” на одном выдохе.

    – Посмотри, какой ленивый язычок. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык на губе, так, чтобы края касались уголков рта. Удерживать так язычок под счет до 5(10). Долго он может так лежать?

    – Ну – ка, язычок, почисти зубки. Улыбнуться и поводить языком по внутренней стороне нижних зубов из стороны в сторону, потом вверх – вниз.Вот, какие чистые стали зубки.

    – Язычок стал сильным. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, язык упирается в зубы. Напрягать язык. Повторить 3 – 5 раз.

    3. Дыхательная гимнастика.

    – Но тут прилетел Ветерок, он хочет поиграть с тобой в футбол. Вот это мяч (ватный комок).

    “Загоним мяч в ворота”.

    Вытянуть губы трубочкой, дуть на ватку, стараясь загнать его в ворота. Струя воздуха непрерывная, длительная.

    4. Характеристика звуков [С]-[СЬ] по их артикуляционным и акустическим признакам.

    Наш насос, наш насос
    Надувает колесо:
    С -С – С, С -С -С !
    Как надует – так поедем
    С другом на велосипеде.

    (Выкладывается картинка большого насоса)

    – Это папа – насос. Давай вместе споем песенку большого насоса. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубки. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку по – середине языка. Звук [С] – твердый, глухой. Давай вместе споем песенку большого насоса.

    (Выкладываются картинки с изображением маленьких насосиков)

    А для маленьких колесиков

    Звал сыночков он – насосиков.

    – Губы улыбаются. Кончик языка внизу, упирается в передние зубки. Средняя часть язычка поднимается вперед вверх. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку по – середине языка. Звук [СЬ] – мягкий, глухой. Повтори звук [СЬ].

    5. Дифференциация изолированных звуков [С] – [СЬ].

    – Подними большой насос, если услышишь звук [С], маленький насосик, если звук [СЬ].

    С, С, СЬ, С, СЬ, СЬ, С, СЬ.

    6. Дифференциация звуков [С] – [СЬ] в слогах.

    (Перед ребенком выкладывается лист бумаги с контурными изображениями больших и маленьких насосов, расположенных в два ряда).

    – Насосики очень любят рисовать.

    – Слушай внимательно слоги, повторяй и раскрашивай большой насос синим цветом, если услышишь звук [С], маленький насосик – зеленым, если услышишь звук [СЬ].

    (Произносятся слоги с гласными а,о,у,ы,и,у,е,я,ю).

    7. Дифференциация звуков [С] – [СЬ] в словах.

    – Маленькие насосики предлагают тебе поиграть с ними в игру

    (Подвижная игра “Прыгай, приседай”). Услышишь в слове [С] – повтори, присядь и встань, а звук [СЬ] – повтори, а потом прыгай на месте.

    Сытый, синий, доска, кисель, гусята, полоса, брось, трос, лось, лис.

    “Сделай так”. Ребенку предлагается схематичное изображение человека в различных позах, нужно повторить положение рук и ног (5-6 изображений).

    9. Определение места звука в слове.

    – Хозяин насосов – дедушкалюбит рассматривать картинки и играть в игры с картинками.

    – Послушай слова и определи, на каком месте находится звук [С] или [СЬ]: в начале, середине или конце слова, и положи кружок нужного цвета в соответствующую клетку.Песенку папы – насоса будем обозначать кружочком синего цвета. А песенку насосиков кружками зеленого цвета.

    (Перед ребенком таблица из трех окошек, поочередно выкладываются картинки).

    Сом, сито, пес, хвост, осина, нос.

    Ребенок определяет какой в слове звук, выбирает нужный кружок, кладет в клетку.

    10. Звуки [С], [СЬ] в предложениях.

    Разучивание скороговорки. Ребенок проговаривает скороговорку с изменением интонации (. ).

    Читайте также:  Психолого-педагогическое сопровождение учащихся младших классов в рамках ФГОС
Ссылка на основную публикацию