Кинезиология в логопедии

Использование средств кинезиологии в логопедии для устранения дислексии

Аннотация: В данной статье описывается возможность использования в логопедических занятиях кинезиологических упражнений. Под влиянием кинезиологических упражнений (двигательные, дыхательные упражнения, растяжки, пальчиковая гимнастика и т.д.) в организме проходят положительные структурные изменения, в том числе, происходит развитие речи.

Использование средств кинезиологии в логопедии для устранения дислексии

Чтение играет большую роль в процессе усвоения различных знаний. Ошибки, допущенные при чтении, считаются достаточно распространенными у детей младшего школьного возраста. Ученик, страдающий нарушениями чтения, не всегда правильно осознает прочитанные задания на уроках, что влечет за собой стойкую неуспеваемость в учебе.

Изучая исследования отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения чтения у детей, следует выделить такие имена: М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева и др. Нарушения чтения оказывает отрицательное воздействие на все обучение в целом, на психическое и речевое развитие ребенка.

Своевременное выявление этих дефектов, четкое определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дислексии от нарушений чтения другого характера, очень необходимо для подборки системы логопедической работы с детьми.

Традиционные, общепринятые педагогические методы коррекции не всегда являются эффективными.

При дизонтогенетическом (нарушенном) развитии ребенка необходимо устранить дефект при помощи нейропсихологических коррекционных мероприятий.

Одним из составляющих такой работы может являться кинезиологическая коррекция.

Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения (Л.Ф.Васильева ).

Как используется кинезиология в логопедии

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Возраст до 10 лет благоприятный период для интеллектуального развития, так как кора больших полушарий ещё до конца не сформирована. Р.Е. Левина в своих работах выделяет, что речевая активность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, которые протекают в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.

Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает найти оптимальные пути воздействия на психические процессы, которые участвуют в образовании речевого нарушения. Многие психические процессы будут формироваться благодаря развитию пальчиковой моторики.

В исследовательских работах И.М. Сеченова, П.Н. Анохина, А.Р. Лурия, В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, было доказано влияние манипуляций рук, мелкой моторики на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Следовательно, направление развивающей работы должно быть от движения к мышлению, а не наоборот.

А.Л. Сиротюк указывает, что под влиянием кинезиологических упражнений (двигательные, дыхательные упражнения, растяжки, пальчиковая гимнастика и т.д.) в организме проходят положительные структурные изменения. При этом, изменения будут более значительными, если будут интенсивные нагрузки (но оптимальна для данных условий).

Успех в обучении детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, которые учитывают индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий.

Функциональная асимметрия полушарий — это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левыми полушариями.

Психофизиологии выделяют 32 типа функциональной организации мозга. А.Р.Лурией было выделено три основных типа организации мозга:

  1. – левополушарный тип — определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие отвечает за письмо, счёт, способность к анализу, абстрактное, концептуальное, двумерное мышление. Информация, которая поступает в левое полушарие, обрабатывается достаточно медленно.
  2. – правополушарный тип — определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения.
  3. – равнополушарный тип — отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одарённости.

Основой развития интеллекта является интегрированное межполушарное взаимодействие, которое служит для передачи информации из одного полушария в другое.

В последнее время возросло количество детей с различными дефектами в развитии, с трудностями в обучении и адаптации. Необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы для устранения нарушений, которые у детей имеются, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья.

Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция. Использование данного метода в работе позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Применение кинезиологических тренировок на логопедических занятиях помогает улучшить почерк, повысить работоспособность, активизировать интеллектуальные и познавательные процессы.

Для учащихся со специфическими ошибками чтения и письма характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Затруднения в обучении у таких детей возникают в связи с тем, что не созрели определенные функции, происходит дисгармония созревания головного мозга и нарушения межполушарного взаимодействия.

Следует выделить, что сложности в освоении чтения и письма у учащихся связаны с нарушением оптимального межполушарного взаимодействия. У первоклассников в начале учебного года отмечается функциональное преимущество правого полушария над левым. В конце первого года обучения основным полушарием становится левое. При данных условиях развития усвоение чтения и письма проходит без затруднений.

Дислексия и дисграфия возникают у детей тогда, когда они начинают обучение с левым доминирующим по уровню активности полушарием. Из-за этого резко замедляется темп чтения, но допускаются незначительные ошибки.

То же происходит с теми учащимися, у кого смены активности полушарий к концу года не произошло. В таком случае, ошибок при чтении встречается много, но темп чтения при этом относительно высокий.

В норме смена ведущего по активности полушария должна происходить с правого на левое в течение года.

Необходимость подобной реверсии межполушарного баланса связана с тем, что на начальном этапе освоения грамоты, графической символики функционально наибольшая нагрузка падает на системы мозга, ответственные за перцептивную обработку зрительно-пространственной информации (усвоение графем).

К завершению первого года обучения эти трудности становятся менее важны: на передний план по значимости выступают языковые операции, необходимые для кодирования словосочетаний и фраз. В этом случае необходима дифференциальная коррекция дислексии путём избирательного развития левого или правого полушария.

Кинезиологические тренировки развивают внимание и память, пространственные представления. Упражнения направлены на устранение патологических синкинезий, преодоление дезадаптации в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

Кинезиологические упражнения на логопедических занятиях

Из большого количества разнообразия упражнений на логопедических занятиях целесообразно включать следующие, предусмотренные для различных этапов урока.

Для начала занятия:

Глазодвигательные упражнения

Расширяют поле зрения, улучшают восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, которые контролируют мышление, речь и поведение, активизируют процесс коррекции.

1. Движения по четырём направлениям и диагоналям. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7с) с фиксацией в крайних положениях.

2. Движения по четырём направлениям и диагоналям с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами, затем, удерживая в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом.

3. Движения глазами по четырём направлениям с привлечением движения языка (глаза и язык вправо—вдох, пауза, в исходное положение—выдох и т.д.).

Двигательные упражнения

Позволяют развивать мелкую моторику.

Чем больше в занятиях задействуют мелкие мышцы тела, тем лучше включаются в работу нервные пути между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкенезии).

1. Составление «колечек»

2. Соединение «колечек»;

3. Поочередное соприкосновение кончиков пальцев двух ладоней;

4. При прижатии ладоней друг к другу, поочередное разведение и соединения пар пальцев;

5. Упражнение «Рамка» (Большой палец левой руки соединяется с указательным правой, большой палец правой руки соединяется с указательной левой. Затем ладонь вращаются в противоположную сторону и большой палец левой руки соединяется со средним пальцем правой. Поочередно переставляю пальцы, мы «двигаемся» к мизинцу);

6. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»;

7. Передача мяча из одной ладони в другую (предплечье одной руки стоит на месте, а другая рука тянется к ней).

8. Лезгинка. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе так, что большой палец указывает налево. Правая рука вытянутыми пальцами прикасается к мизинцу левой руки, ладонь смотрит вниз. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций, темп с каждым разом возрастает.

Упражнения на дыхание

Позволяют развивать ритмику организма, самоконтроль и произвольность.

1. Ныряльщик. Встать, сделать глубокий вдох, задержать дыхание и закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Счет идет до пяти и встать—открыть нос и сделать выдох.

2. Кулачки. Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большие пальцы. На выдохе – сжать кулак с усилием. Затем, ослабить усилие, сделать вдох. Повторить несколько раз с закрытыми глазами.

3. Свеча. Выполняется сидя на стуле. Необходимо представить, что стоит большая свеча. Нужно сделать глубокий вдох и одним выдохом задуть свечу. Затем представить 5 маленьких свечек. Сделать глубокий вдох и задуть эти свечки маленькими порциями воздуха.

Для середины урока

Перекрёстные движения

Способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

1. Ухо—нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой—за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос и хлопнуть в ладоши. Поменять положение рук.

2. Мельница. Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперёд, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения одна-две минуты.

3. Перекрёстное марширование. Медленно шагать попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена.

Для конца урока

Релаксация телесная

Способствует снижению тонуса скелетной мускулатуры.

1. Огонь и лёд. Команда «огонь» производятся интенсивные движения телом, команда «лёд» — замереть, сильно напрягая мышцы. Повторить несколько раз.

2. Сорви яблоко. Выполняется стоя. Представить, что растет яблоня. Над головой висит большое спелое яблоко, его необходимо достать. Встать на носочки, сделать резкий вдох и потянуться правой рукой. Сорвав яблочко, с выдохом кладем его в корзинку, которая стоит на земле, наклоняемся. То же самое проводим для левой руки.

3. Тряпичная кукла и солдат. Встать как солдат, напрячь мышцы, застыть в позе и не двигаться. Затем сделать наклон вперед и расставить руки, чтобы они болтались как тряпки. Нужно стать мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Теперь снова встать как солдат и напрячь мышцы. Повторить несколько раз чередуя солдата и тряпичную куклу.

Наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребенка, поэтому кинезиологические упражнения необходимо проводить в доброжелательной обстановке.

Если логопедическая работа будет систематичной и кропотливой, то результат занятий будет продуктивнее.

В занятия включаются игры и упражнения как индивидуальные, так и групповые. С каждым разом упражнения усложняются, объём заданий возрастает, темп выполнения заданий увеличивается. Расширение зоны ближайшего развития влечет за собой переход в зону актуального развития.

Необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическими упражнениями, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно.

Кинезиологические упражнения рекомендуется применять перед началом работы тогда, когда ученикам предстоит умственная нагрузка, которая требует раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества. Это можно объяснить тем, что творческая деятельность, связанная с работой правого полушария и целостного восприятия, должна выполняться при полном погружении в проблему.

Деятельность, связанная с логикой, знаками, то есть с работой левого полушария, может прерываться выполнением специальных тренировок.

Выводы:

1. Современный взгляд на проблемы нарушений чтения основывается на понимании сложной психо-физиологической структуры процесса чтения и особенностей усвоения этого навыка детьми в норме.

2. От степени недоразвития фонематического восприятия зависит уровень сформированности действий по определению последовательности фонем в слове и умения сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова.

3. Степень развития речи у детей совпадает со степенью развития движений пальцев. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

4. Кинезиологические тренировки способствуют развитию мозолистого тела, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, развивают память и внимание, пространственные представления, формируют процесс чтения и письма, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.

1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем/П.К. Ананьев. — М.: Наука, 1973.- С.5-61.

2. Васильева Л.Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. М.: ТЦ Сфера, 2007, 156 с.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь/Л.С.Выготский.- М.: Лабиринт, 1996.- С. 298-315.

4. Ефименкова Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте/Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко.- М.: Просвещение, 1991.- С.42-45.

5. Корнев А.Н. О медико-психологических принципах предупреждения дислексии у детей/А.Н. Корнев. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1988.-С.54-58

6. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников/ Р.И.Лалаева, Л.В. Венедиктова.- СПб.: Союз, 2001.- С. 3-88.

7. Левина Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма/Р.Е.Левина. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.- С. 3-18.

8. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера, 2003, 288 с.

9. Хватцев М.Е. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

Слово педагога

Автор: Ларенкова Елена Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ № 193
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: “Кинезиология в коррекционно – развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ”
Дата публикации: 24.01.2018
Раздел: дошкольное образование

«Кинезиология в коррекционно – развивающей работе с детьми

старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

В федеральном государственном образовательном

физического и психического здоровья детей, в том числе и

благополучия». До ка з а н о ,

волевых усилий. Поэтому дефектологу, логопеду, воспитателю коррекционной

исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое

Кинезиология – наука о движении («кинезис» – движение, «логос» –

Известно, что единство мозга складывается из деятельности двух его

взаимодействия является основой развития интеллекта.

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у

Читайте также:  Весна идёт — весне дорогу' - конспект

концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у

многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к

обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Все движения кинезиологически упражнений воздействуют на различные

системы управления организмом. Все их можно разделить на три блока:

Уп р а ж н е н и я ,

у в ел и ч и ва ю щ и е

г о л о в н о г о

точек), упражнения повышают энергетику коры головного мозга.

межполушарные связи и функциональную асимметрию мозга.

У п р а ж н е н и я ,

у л у ч ш а ю щ и е

к о н т р о л ь

р е г у л я ц и ю

деятельности (движения и позы перекрёстного характера), которые

человека, снимают эмоциональный стресс.

Выполнение кинезиологических упражнений требует осмысленности и

высокого уровня саморегуляции. Осуществление таких движений и доведение

их до автоматизма возможно только при условии создания в коре головного

мозга новых нейронных сетей, что в свою очередь расширяют резервные

о с н о в н ы е

т р е б о в а н и я

и с п о л ь з о в а н и и специальных

Педагог обязан сначала сам освоить все

выполнять движения и приемы, получив обратную информацию о специфике

Познакомившись с работами А.Л. Сиротюк,

я стала использовать

кинезиологические упражнения и коммуникативные игры на занятиях ивне

В своей работе с детьми я использую следующие кинезиологические

упражнения, телесные упражнения, развитие тонких движений пальцев рук,

упражнения для релаксации.

Растяжки – они нормализуют тонус мышц.

гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.

нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание,

нарушены двигательные и психические реакции.

процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых

усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать

почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на

Дыхательные

потребность тела. Дыхание впроцессе речи, или так называемое речевое

состоянии имеет существенные отличия, обусловленными требованиями,

сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность.

Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль

над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для

коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Глазодвигательные

повышают энергедизацию всего организма. Известно, что движение глаз

активизируют процесс обучения.

Телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное

( н е п р о и з в о л ь н ы е ,

непреднамеренные движения) имышечные зажимы. Интересно отметить,

что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления

мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе,

покачивании ногой, постукиванием карандашом по столу. В результате

нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном

Развитие тонких движений пальцев рук, стимулирует общее развитие

областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук),

пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148

разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на

мочке уха – голове.

Кинезиологические занятия обладают как быстрым, так и накапительным

под спокойную музыку. Результативность занятий зависит от

упражнения в соответствие с лексической темой недели.

Игра «Повар Вася»

Повар Вася очень ловко

(Дети поднимают над головой ладони, «колпак»)

Чистит ножиком морковку,

(Одна ладонь раскрыта пальцами вниз, вторая ладонь зажата в кулаке,

имитация чистки моркови)

Взад – вперед, да взад – вперед.

Сыр на крупной терке трет:

(Поменять руки, и направить пальцы вниз)

Суп мешает поварешкой

(Одна рука согнута в локте «кастрюля», а вторая рука «мешает»)

И толкушкой мнет картошку,

(Поменять руки, и с напряжением кулачок двигается вверх, вниз)

Режет ножиком укроп:

(Раскрытые ладони направлены напротив друг друга, двигать в

Вжик – вжик – вжик, и в миску, оп!

Игра «Мы тесто месим…»

Мы тесто месили, мы тесто месили:

(Левая рука в кулаке нажимает с усилием в открытую ладонь правой руки)

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим, сколько не мнем,

(Правая рука в кулаке нажимает с усилием в открытую ладонь левой руки)

Комочки опять и опять достаем.

Игра «Мы варили суп…»

Мы варили суп – суп

(Потираем ладошки друг об друга)

Из перловых круп – круп

(Переворачиваем ладошки, одна вверх, другая вниз)

То – то горе наше.

(Хватаемся за голову, наклоняем голову в стороны)

(Стучим кулачками по столу или по коленкам)

А оно не с места!

(Ставим руки на пояс, делаем злое лицо).

Игра «На моей тарелочке»

На моей тарелочке –

(Вытянуть руки вперед, пальцы в «замок»)

(Большие пальцы поочередно прячутся за «замочек»)

Чтоб была она видна –

Все съедаю я до дна.

(Одна рука вытянута вперед, чуть согнута в локте, пальцы прижать между

собой, другая рука сжата в кулаке, вращательные движения «ложкой»).

Игра «Поварята отдыхают, весело играют»

Это упражнение можно выполнять сидя или стоя. Два положения руки

последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак

ладонь, положение ладони ребром. Выполняется сначала правой рукой, затем

левой рукой, потом двумя руками вместе противоположные движения.

Дети маршируют перекрестными шагами под счет: 1-2-3-4, одновременно

вместо произнесения числа, например: один, дети делают хлопок перед собой,

маршировать 1- хлопок -3- 4 и т. д.

Рисование различных предметов, цифр, букв на

своей ладони, на спине

своего друга пальчиком, это не только любимая игра наших воспитанников, но

и увлекательные упражнения, как и другие кинезиологические игры, которые

Использование кинезиологии в логоритмике

Статью “Использование кинезиологии в логоритмике” с конспектом непосредственно образовательной деятельности по логоритмике «Перелетные птицы» прислала учитель-логопед Каменских Ирина Борисовна МБДОУ «Детский сад № 373» г. Перми.

Анализ анамнеза показывает, что у детей с ОНР запаздывает раннее психомоторное развитие, речевое развитие задержано, дети соматически ослаблены. По результатам диагностики выявлены грубые нарушения в координации движений в общей моторике у 30%детей, неточность движений у 50%, незначительные нарушения у 20%детей. У всех детей логогруппы нарушена мелкая и артикуляционная моторика. Из 19 человек у 9 детей отмечена задержка психического развития, страдает внимание, память, все виды мышления. Диагностика всех сторон речи подтвердила диагнозы – дизартрия у 15 человек, логоневроз – 2человека, алалия – 1человек, СДВГ – 5человек. Поскольку логоритмика является одной из форм воздействия на двигательную сферу, мы решили включить в неё кинезиологически е упражнения.

Цель наших занятий: подавить патологические двигательные реакции, улучшить координацию движений, регулировать дыхание, мышечный тонус, сформировать межполушарное взаимодействие. Именно при нарушении координации левого и правого полушария у детей затруднена координация движений, при этом страдает процесс анализа информации, не развиваются психические функции. Кинезиологически е упражнения включаются в основные движения – маршировка с одноимёнными движениями рук, ходьба с перекрёстным хлопком по колену, динамическая гимнастика ,пальчиковые игры, дыхательные упражнения, глазодвигательны е, артикуляционная гимнастика, массаж, релаксационные упражнения. Кинезиологически е упражнения в стихах предварительно проговариваются в утреннее время перед занятиями, т. к. детям очень сложно совмещать движение и речь.

  1. Развитие общей моторики (бег, ходьба, прыжки); регулировка мышечного тонуса.
  2. Координация левого и правого полушария в кинезиологически х упражнениях.
  3. Развитие подвижноси речевого аппарата.
  4. Координация речи и движений под музыку.

МАТЕРИАЛ: панно с картинами птиц.

  1. Стихи с движением «Осень»

Опустел скворечник – соединить пальцы

Улетели птицы – скрестить кисти

Листьям на деревьях – волнообразные движения

Тоже не сидится

Целый день сегодня все летят, летят

Видно тоже в Африку улететь хотят.

  1. Ходьба – птицы собираются улетать. Шаг левой ноги сопровождается взмахом левой руки.

«Цапля шагает по болоту» – левой рукой касаемся правого бедра. Бег –птицы полетели – машем руками как крыльями.

Ходьба полуприсяди – «по гусиному», «по утиному» – вперевалочку.

  1. «Птицы прощаются» (педагоги: голос то тихо, то громко)

курик – курик – курик

  1. Танец «Утят» (дети танцуют)
  1. Пальчиковая игра

– летят лениво журавли – скрещенные кисти

летят они, прощаются с елками зелетными – упражнение «колечки»

с березками и кленами, с домиками, озерами с родными просторами.

  1. Артикуляционная гимнастика у зеркала.

– Дыхание. Вдох левой ноздрей правую зажать, вдох правой – левую зажать.

– «Ухо-нос» – левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью «наоборот».

– «Погладь, похлопай» – птицы строят гнезда правой рукой хлопаем по голове, а левой гладим по животу.

– «Горизонтальная восьмерка глазами» – птицы оглядываются по сторонам.

– Движения языком влево-вправо, вверх-вниз – чистим клювики.

тса-тса-тса – улетела птица

тцу-цу-цу – каждой птице по яйцу

тцы-цы-цы – в гнезде птенцы.

8. Речь с движением.

Топ, топ – ладошки хлопают.

Прыг-прыг – кулачки стучат.

Чики-брики – ладони по очереди.

Птицы песенки поют – ладони перекрестно

Зернышки везде клюют пальчики поочередно касаются ладони

Тут клюют и там клюют скрестно машут

9. «Песня про скворушку» -1 куплет

10. Подвижная игра «Кошка и птицы»

11. Релакс (голоса птиц).

Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

Использование метода кинезиологии в логопедии. статья

Противопоказания для кинезитерапии

1. Злокачественные заболевания 3-4 стадии;

2. Злокачественные системные заболевания крови;

1. Повышение артериального давления (систолического — выше 180 мм рт.ст., диастолического — выше 100 мм рт.ст.), частые гипертонические и гипотонические кризисы;

2. Синусовая тахикардия более 100 уд/ мин., брадикардия меньше 50 уд/мин.;

3. Нарушения сердечного ритма: частые приступы пароксизмальной или мерцательной тахикардии, экстрасистолы с частотой более чем 1:10; атриовентрикулярная блокада II-III ст.;

4. Отрицательная динамика ЭКГ, которая свидетельствует об ухудшении коронарного кровообращения;

5. Угроза кровотечения и тромбоэмболии;

6. Анемия со снижением числа эритроцитов до 2,5-3 млн., СОЭ выше 2025 мм/час, выраженный лейкоцитоз.

7. Лихорадка выше 38°С;

8. Острый период заболевания или нарастания симптомов заболевания, выраженная интоксикация;

9. Усиление болевого синдрома;

10. Признаки декомпенсации сердечнососудистой, дыхательной, печеночной, почечной недостаточности;

Противопоказания к физическим упражнениям в воде. 1. Открытые гранулирующие раны, трофические язвы, послеоперационные, травматические разрывы нервных стволов и сосудов, злокачественные новообразования. 2. Острые и хронические заболевания кожи (экзема, грибковые и инфекционные поражения). 3. Заболевания глаз (конъюнктивит, блефариты, кератиты, повышенная чувствительность к хлору). 4.

Заболевания ЛОР-органов (острые и хронические гнойные отиты, перфорации барабанной перепонки, экзема наружного слухового прохода, вестибулярные нарушения и др.). 5. Состояние после перенесенных инфекционных заболеваний и хронические инфекционные болезни при наличии бациллоносительства. 6. Венерические болезни.

Трихомонадный кольпит, наличие трихомонад в моче. 7. Эпилепсия и психические заболевания, при которых невозможен вербальный контакт с больным. 8. Вертебробазилярная недостаточность с внезапной потерей сознания в анамнезе. 9. Корешковый и болевые синдромы, плекситы, невралгии, невриты в фазе обострения. 10.

Острые и подострые заболевания верхних дыхательных путей, особенно при повышенной чувствительности к хлору. 11. Недержание мочи и кала, наличие фистулы с гнойным отделяемым, обильное выделение мокроты и др. 12. Туберкулез легких в активной стадии и другие острые инфекционные заболевания. 13. Ревматические поражения сердца в стадии обострения. 14.

Хронические неспецифические заболевания легких в III стадии. 15. Обострение хронической коронарной недостаточности. Стенокардия напряжения III-IV ФК. 16. Другие заболевания сердечнососудистой и легочной системы в стадии декомпенсации. Гипертоническая болезнь со стабильно повышенным диастолическим давлением выше 110 мм рт. ст. 17. Желче- и мочекаменная болезнь. 18. Острые воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей.

Противопоказания к механотерапии: заболевания и повреждения органов движения при реактивных явлениях в тканях (повышение общей и местной температуры, выраженный болевой синдром, повышенная рефлекторная возбудимость мышц и др.), рефлекторные контрактуры, гнойные процессы в тканях, значительная стойкая малоподвижность суставов, резкое ослабление мышечной силы (невозможность преодолеть тяжесть сегмента конечности), деформация суставов, обусловленная выраженным нарушением конгруэнтности суставных поверхностей или смещением осей суставов, которые сочленяются (подвывихи); недостаточная консолидация костной мозоли при переломах, наличие синергий.)

Абсолютные противопоказания к упражнениям на тренажерах: клинически выраженная недостаточность кровообращения; обострение хронической коронарной недостаточности; инфаркт миокарда давностью менее 12 месяцев; аневризма сердца и аорты; угроза тромбоэмболий (обострение тромбофлебита); угроза кровотечений (кавернозный туберкулез легких, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки с кровотечением в анамнезе, цирроз печени);

органические заболевания нервной системы с нарушением ее функции; заболевания крови, включая анемии; злокачественные новообразования; желчно- и мочекаменная болезни с частыми болевыми приступами; острые воспалительные заболевания почек; миокардит любой этиологии; большинство пороков сердца (как врожденных, так и приобретенных);

острые инфекционные заболевания; синусовая тахикардия с ЧСС больше 100 в 1 мин; тяжелые нарушения ритма и проводимости; артериальная гипертензия (АД 180/100 мм рт. ст. и выше) с ретинопатией; гипертрофия сердца вследствие стойкого высокого (более 180/100 мм рт. ст.) АД; появление при небольшой физической нагрузке нарушений ритма и проводимости, стенокардия ФК34, снижение АД, легочная недостаточность с уменьшением жизненной емкости легких на 50% и более от надлежащей величины; беременность сроком свыше 22 недель; ожирение III-IV ст.; значительная близорукость с изменением глазного дна; сахарный диабет (тяжелая форма).

Относительные противопоказания к упражнениям на тренажерах: синусовая тахикардия с ЧСС 90-100 в 1 мин; нарушения ритма (экстрасистолия с частотой не больше 4:40) и проводимости (нарушение предсердно-желудочковой проводимости 2 ст., синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта); некоторые виды пороков: врожденных (дефект межжелудочковой перегородки) и приобретенных (умеренная недостаточность митрального клапана);

недавние внутренние кровотечения; хронические воспалительные заболевания почек; повышение артериального давления, которое не снижается при лечении ниже 150/90 мм рт. ст.; хронические заболевания органов дыхания со снижением жизненной емкости легких на 30-50% от надлежащей величины; нарушение менструальной функции; сахарный диабет средней степени тяжести; облитерирующий эндартериит с болями при движениях; хронические артриты в стадии обострения.

Относительным противопоказанием к механотерапии является выраженный экссудативный компонент воспаления в пораженном суставе. В этих случаях, на первом этапе, допускается применение механотерапии для других суставов конечности. При выраженном экссудативном компоненте, механотерапию можно назначить только после 4-6 процедур лечебной гимнастики и противовоспалительной терапии.

Читайте также:  Индивидуальное логопедическое занятие 'Постановка звука (С)'

Опубликовал Константин Моканов

В настоящее время лечение кинезитерапией применяется при широком спектре заболеваний. В первую очередь это патологии опорно-двигательного аппарата, такие как остеохондроз позвоночника и остеоартроз крупных суставов верхних и нижних конечностей.

Помимо этого, показания для лечения кинезиотерапией включают в себя следующие состояния:

  • парезы, параличи, параплегии и нарушение речевой, мимической функции у пациентов, перенесших инсульт;
  • после клещевого энцефалита, полиомиелита и других инфекций спинного мозга и паутинных церебральных оболочек;
  • после серьезных травм, приводящих к длительному периоду иммобилизации (обездвиженности);
  • спондилоартроз, унковертебральные артроз и другие болезни суставов позвоночника;
  • после растяжения связочного сухожильного и мышечного состояния;
  • нарушение логопедического и психологического развития у малышей;
  • неправильная постановка стопы с развитием продольного или поперченного плоскостопия, косолапости;
  • после рахита с деформацией костного скелета;
  • вегетососудистые дистонии по гипертоническому, гипотоническому, кардиальному и смешанному типу;
  • застойные явления в лимфатической системе;
  • недостаточность сосудистого тонуса, в том числе и в коронарной системе кровоснабжения;
  • гиподинамия и ведение малоподвижного образа жизни;
  • ожирение алиментарного и эндокринного типа;
  • повышенный уровень различных гормонов в крови, в том числе и нарушение резистентности к глюкозе.

Необходимо уточнять показания для лечения тех или иных заболеваний методами кинезитерапии у своего лечащего врача.

Не существует таких противопоказаний для кинезитерапии, которые были бы абсолютными и постоянными. Чаще всего методика не применяется в следующих ситуациях:

  • у пациента в настоящее время имеются травмы, например, переломы, которые препятствуют совершению определенных движений;
  • острая стадия течения онкологического процесса;
  • острая стадия любого инфекционного заболевания, сопровождающаяся высокой температурой тела, многократным жидким стулом, тошнотой и рвотой;
  • высокий уровень артериального давления;
  • острая сердечная или дыхательная недостаточность;
  • массированная кровопотеря;
  • открытая форма туберкулеза;
  • психические заболевания, вызывающие неадекватное поведение пациентов.

Определить наличие или отсутствие противопоказаний для кинезитерапии сможет толкьо опытный врач. При обращении на консультацию обязано приносите с собой всю имеющуюся медицинскую документацию. Амбулаторная карта должна быть у пациента при себе. Изучив этот документ, доктор сможет сделать правильный выбор подходящей методики терапевтического воздействия на организм больного.

Эта система зарекомендовала себя как эффективный метод лечения многих заболеваний позвоночника и суставов, восстановления после травм и операций, а также для поддержания здоровья тела и его хорошей физической формы:

  • Искривления позвоночника (лордоз, сколиоз, кифоз).
  • Заболевания суставов и хрящевой ткани (коксартроз, гонартроз).
  • Болевой синдром (дорсалгия, люмбалгия, ишиалгия).
  • Остеохондроз позвоночника.
  • Грыжа межпозвоночного диска, протрузия.
  • Нестабильность позвоночных сегментов (шейных, пояснично-крестцовых).
  • Патология свода стопы (плоскостопие).
  • Реабилитация после компрессионного перелома позвоночника.
  • Анкилозирующий спондилоартрит (болезнь Бехтерева).
  • Профилактика болезней сердечнососудистой системы.
  • Предупреждения развития остеопороза.
  • Грыжа Шморля.

К занятиям не допускаются пациенты с общими противопоказания к физическим нагрузкам, такими как гипертоническая болезнь в стадии обострения, обострения других хронических заболеваний, острые периоды респираторных заболеваний с высокой температурой, общее истощение организма, заболевания сосудов и сердца. Занятия в зале кинезитерапии разрешаются только после консультации с лечащим врачом.

При помощи кинезитерапии огромное количество пациентов сумели избавиться от болей в спине и суставах, устранить грыжи и протрузии позвоночника без хирургического вмешательства.

Кинезиотерапия после инсульта

В настоящее время кинезиотерапия после инсульта активно назначается неврологами и реабилитологами. Комплекс упражнений позволяет восстановить мышечную двигательную активность и вернуть пациента к полноценной жизни.

Инсульт – это нарушение мозгового кровообращения по геморрагическому или ишемическому типу. При этом нарушается двигательная активность определённых групп мышц. Чаще всего последствия инсульта проявляются в виде паралича верхней и нижней конечности, с одной стороны. При этом может наблюдаться нарушение работы мимических мышц, частичная утрата речевой функции.

Кинезитерапия после инсульта позволяет добиться следующих результатов:

  • пациент возвращает себе утраченные навыки самообслуживания;
  • восстанавливается мышечная сила парализованных конечностей;
  • улучшается речевая функция;
  • практически полностью возвращается мимика;
  • ускоряется процесс регенерации структур головного мозга, поскольку существует доказанная обратная нейронная связь, при которой головной мозг реагирует на совершаемые движения различными частями тела.

Вернуть мышечную память парализованным конечностям позволяют принудительные движения. Парализованным пациентам рекомендуется больше гулять, делать специальные комплексы упражнений. Опытный врач реабилитолог с помощью кинезитерапии может вернуть полную функциональность пациентам после перенесенного инсульта.

Преимущества кинезитерапии

Укрепляет мышечно-связочный аппарат. Кроссоверная система декомпрессионных тренажеров, на которых проходят занятия, помогает уменьшить нагрузку на суставы, минимизировать риск стирания хрящей и выполнять упражнения в безопасном режиме.

Не имеет побочных эффектов. Для восстановления используется только комплекс физических упражнений, никакие медицинские препараты не применяются.

Естественна для человеческого тела. Все движения, которые выполняются пациентом в ходе процедур, физиологичны для опорно-двигательного аппарата, поэтому не могут принести вреда или стать причиной травм.

Позволяет избежать оперативного вмешательства. Двигательная активность обеспечит максимальную эффективность лечения и ускорит восстановление.

Имеет минимум противопоказаний. Подходит пациентам любого возраста, с заболеваниями любой этиологии. Методы кинезиотерапии имеют минимальные противопоказания.

Способствует профилактике заболеваний. Устраняет болевой синдром и снижает риск повторного развития патологического состояния, а также лечит сопутствующие болезни.

Улучшает общее самочувствие. Способствует улучшению настроения, нормализации обменных процессов, стабилизации периодов сна и бодрствования, повышает иммунитет, снижает риск развития хронических заболеваний.

Что такое современная кинезиотерапия?

Современная кинезитерапия включает в себя несколько аспектов научно обоснованного воздействия на все системы и органы человеческого тела. Уже существуют научно подтвержденные данные о том, что даже уровень гормонов в крови можно регулировать с помощью эффективной работы миоцитов. Мышцы рассматриваются физиологами как огромные потенциальные резервы, которые обеспечивают правильное функционирование сосудистой и неровной систем.

Отмечается, что примерно 92 % случаев диагностированной вегетососудистой дистонии как у подростков, так и взрослых людей, связано с недостаточной работой мышечной стенки сосудов. Нарушение иннервации не является первичным фактором. Отсутствие регулярных физических нагрузок, улучшающих тонус сосудов – это главная причина вегетососудистой дистонии. Избежать заболевания и его грозных осложнение можно с помощью методик современной кинезиотерапии.

Для того, чтобы понять, что это такое, стоит принять во внимание, что физическая активность дает следующие выраженные эффекты:

  1. восстановление мышечного тонуса;
  2. усиление микроциркуляции крови;
  3. отведение лимфатической жидкости от всех клеток организма;
  4. улучшение кровоснабжения и повышение уровня выведения свободных радикалов;
  5. быстрая переработка глюкозы и избыточных углеводов;
  6. накопление гликогена, который обеспечивает организм быстрыми поступлениями энергии в случае экстренной необходимости;
  7. распад кортизолов, выделяемых надпочечниками во время действия физических и психогенных стрессовых факторов;
  8. улучшение питания и гидратации межпозвоночных хрящевых дисков и всех крупных суставов тела;
  9. улучшение состояния фасций и сухожильного связочного аппарата, что повышает гибкость и выносливость человеческого тела.

Кинезитерапия – это совокупность методик физического воздействия, способствующих восстановлению двигательной активности, повышению жизненного тонуса и устранения причин развития практически всех соматических заболеваний. И это не является преувеличением. Стоит понимать, что желудок – это всего лишь мышечный мешок, а самым главным фактором развития желчнокаменной болезни является дискинезия (т.е.

Без полноценного движения сохранить здоровье человека невозможно. Так же, как и вылечить любое заболевание без лечебной физкультуры очень сложно. Движение – это лучшее на свете лекарство. А современная кинезиотерапия помогает вернуть утраченную свободу движения даже тем пациентам, которые лишились её в силу действия патогенных факторов.

Кинезитерапия суставов

Комплексная кинезитерапия суставов используется при следующих патологиях:

  • артрозы и деформирующие остеоартрозы;
  • лигаментозы и ограничение подвижности при развитии контрактур;
  • бурситы и тендовагиниты;
  • воспалительные процессы в полости сустава ((в качестве вспомогательной терапии);
  • последствия травматического воздействия (растяжения связок и сухожилий, ушибы, переломы, вывихи).

При заболеваниях суставов физическая активность должна быть дозированной и осуществляться под контролем со стороны опытного врача. Важно учитывать, что частыми причинами разрушения хрящевой ткани суставов нижних конечностей является слабость мышц, нарушение кровоснабжения, избыточная масса тела. Соответственно, перед тем, как начинать проводить кинезиотерапию, врач дает пациенту ряд рекомендаций, связанных с устранением потенциальных причин развития выявленного заболевания.

Постепенное снижение массы тела с увеличением оказываемой физической нагрузки приводит к укреплению мышц нижних конечностей. По мере усиления кровоснабжения мышц ускоряется процесс восстановления поврежденных суставных тканей.

Лечение суставов позвоночника требует сочетания кинезиотерапии с акупунктурой, массажем, остеопатией и другими методами терапевтического воздействия. необходимо выполнять все рекомендации врача, поскольку без изменения привычного образа жизни, организации спального и рабочего места по всем правилам эргономики вылечить заболевания опорно-двигательного аппарата не получится.

Презентация, доклад Кинезиология в логопедии

Презентация Кинезиология в логопедии, предмет презентации: Педагогика . Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 12 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях!

  • Главная
  • Педагогика
  • Презентация Кинезиология в логопедии

Слайды и текст этой презентации

Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад № 71»
Топчиева Ирина Павловна

Использование кинезиологии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Кинезиология и биоэнергопластика

Цель:
развитие координации движений артикуляционного аппарата , мелкой моторики пальцев рук
активизация интеллектуальной деятельности ребенка
развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи
формирование умения действовать по словесным инструкциям

Первый этап
Обследование строения и подвижности органов
артикуляции, подбор комплекса упражнений с учётом
нарушенных звуков.
Способ выполнения.
Повторить за учителем – логопедом, рука в упражнения не
включается.
Второй этап Знакомство с артикуляционными органами, выполнение гимнастики по традиционной методике. Способ выполнения. Тот же. Повторить за учителем–логопедом движения,
Третий этап
Педагог включает в упражнения свою ведущую руку для иллюстрации артикуляционных движений .

Четвёртый этап Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием ведущей руки ребёнка). Способ выполнения. Повторить за учителем – логопедом, педагог показывает движения и включает в упражнения ведущую руку ребёнка

Пятый этап Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием другой руки ребёнка). Способ выполнения. Повторить за учителем – логопедом, педагог показывает движения и включает в упражнения другую руку ребёнка

Шестой этап Формирование сенсомоторных взаимодействий при выполнении артикуляционной гимнастики
Способ выполнения. Повторить за учителем – логопедом, педагог показывает движения и включает движения языка с одновременным движением рук , сначала в ту же сторону, что и язык, а затем в противоположную ему сторону. Те же движения сочетать с движениями глаз. Обязательное условие начинать и заканчивать упражнения перекрестными движениями.

Дополнительные эффекты биоэнергопластики

Преодоление синкинезий
Два основных пути преодоления:
Синкинезии переводятся из непроизвольного движения в произвольное
Фиксация патологически связанного движения с параллельной нагрузкой на другой сенсорный канал

Способ выполнения. Снятие зажима с височного нижнечелюстного сустава
Сопровождение графических паттернов движений рук звучанием
Отслеживание длительности выдоха
Формирование произвольных по длительности дыхательных движений

Формирование сенсомоторных взаимодействий при автоматизации звуков
Способ выполнения. Рисование на листе бумаги, доске, стене (ребенку даются образцы графических паттернов) сначала каждой рукой, а затем обеими, и отслеживания длительного выдоха
Чрезвычайно важно, чтобы синхронно двигались обе руки- в одну сторону, в противоположные, навстречу друг другу.
Сначала ребенок обводит прямые линии, наклонные, затем разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях и произносит автоматизируемый звук .

Развитие интерсенсорной координации тонкой моторики рук и дифференциация звуков
Развитие координации движений рук с постепенно нарастающей сложностью двигательной программы, которая состоит из трех этапов:
синхронные одновременные движения,
попеременно левой и правой рукой,
одновременно сменяющиеся асинхронные или перекрестные движения

Кинезиология в логопедии

‘ alt=” onclick=”javascript:flipBox(‘Кодвнутри->’)”>Код внутри ->

Нигде не найти покоя тому,
кто не нашел его в себе самом.
Франсуа де Ларошфуко
Нужно ли учителю-логопеду быть психотерапевтом ? Какие методы психотерапии можно взять в логопедическую практику? Как быстро и качественно получить от ребёнка обратную связь на проведённую коррекцию? Здесь нам ответ может дать образовательная кинезиология – наука о движении, которая представляет собой одно из самых быстро развивающихся и наиболее динамичных направлений современной психокоррекции. Основная цель которой – вернуть человеку состояние выбора, в тех областях жизни, где, как ему кажется, никакого выбора нет и быть не может. А помогает в этом мышечное тестирование в качестве и диагностики и комбинации разнообразных техник, для помощи детям с нарушением речи.

1. Два взгляда на дислексию.

Подход к дислексии – нарушению чтения и письма в логопедии и психотерапии несколько отличаются.
Одной из проблем в изучении и преодолении дисграфии в настоящее время является некоторый разрыв между логопедической теорией и потребностями практической деятельности логопедов. Теоретической основой профессиональной подготовки логопедов по проблеме нарушений письма является педагогическая классификация дисграфии, охарактеризованная в учебнике «Логопедия» под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской (1998) и других пособиях. Эта классификация соответствует позиции понимания дисграфии как специфического, прежде всего, языкового нарушения.
Педагогическая классификация выделяет ведущие механизмы языковых затруднений и нарушений у детей с дисграфией и предлагает пять главных педагогических стратегий ее коррекции, сочетать, разнообразить или индивидуализировать походы к проблеме речи, которые позволяет профессиональная подготовка и опыт логопеда. Недостаточность неязыковых функций, входящих в сложную системную организацию письма, за исключением оптико-пространственных, в структуре дисграфии не выделяется и не рассматривается.
В методических рекомендациях к логопедической работе, как и в методиках обучения детей письму, мало учитывается то, что письменная речь отличается от устной и обладает другой психологической структурой. При обучении детей письму и при коррекции дисграфии письменная речь не формируется как специфическая форма речи, имеющая свои задачи и средства для их выполнения. Она развивается как параллельная и дополняющая устную речь (В.И. Ляудис, И.П. Негурэ, 1994; Л.С. Цветкова, 1997).
За пределами логопедической классификации и рекомендаций по преодолению дисграфии остаются психологические особенности многих детей с дисграфией: низкое внимание, неполноценная слухоречевая память, недостаточный уровень развития абстрактного мышления, эмоциональная незрелость.
Ухудшение здоровья современных младших школьников, недостаточность или неравномерность развития у многих учащихся общеобразовательных школ высших психических функций, обеспечивающих готовность к овладению письменной речью, приводят к увеличению распространенности детской дисграфии, к большому разнообразию ее этиопатогенетических механизмов. Во многих случаях это обусловливает наличие у ребенка с дисграфией симптомокомплекса, ограничить который ошибками в письме было бы некорректно, тем более что ошибки одного вида (например, замены, пропуски и перестановки букв и слогов; искажения окончаний слов; недописания окончаний и др.) часто имеют различные механизмы возникновения.
Такие понятия как минимальная мозговая дисфункция, психический инфантилизм, церебрастения, гиперактивность, синдром дефицита внимания, психическая депривация, школьная дезадаптация и возможные другие расстройства прочно вошли в практику логопеда не только коррекционной, но и общеобразовательной школы, однако почти никак не учитываются в имеющихся на сегодняшний день методических рекомендациях к логопедической коррекции. Между тем известно, что прогноз и эффективность работы с ребенком во многом зависят от учета его психофизиологических особенностей и нейропсихической организации. В практике логопеду часто приходится сталкиваться со сложными вариантами нарушений письма, механизмы которых не всегда понятны, а традиционные методы воздействия недостаточно эффективны. Существующее положение, а именно некоторую ограниченность логопедической теории, рассматривающей дисграфию только в аспекте понимания ее как специфического языкового нарушения, позволяют исправить исследования и рекомендации специалистов из смежных областей знаний. В частности, публикации Цветковой (1997, 2001), Т.В. Ахутиной (2001), А.Н. Корнева (1995, 1997, 2003), А.В. Семенович (2002), А.Л. Сиротюк (2003) дополняют представления логопедов о дисграфии и возможных методах ее преодоления. В них представлены анализ этиологии и нейропсихологических механизмов возникновения затруднений в письме, характеристика клинической симптоматики, сопровождающей нарушения письма, а также даны рекомендации по организации диагностики, профилактики и коррекции нарушений письменной речи.
Кинезиологический взгляд на дислексию раскрывает психологическую проблематику нарушения обучению письму и чтению, так и обучения в целом.
В своей работе « Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграции мозга» Гордон Стокс и Даниел Уайтсайд отмечают, что дислексия развивается в результате эмоционального стресса во время обучения, настолько интенсивного, что индивидуальные программы оказываются в мертвой точке развития навыков обучения в результате боязни, страха боли или боли как таковой.
Кроме случаев, когда она вызвана действительной физической травмой ткани мозга, дислексия возникает в результате отрицания возможности обучения в специфической зоне жизненного опыта. Это отрицание исходит из сознательного ВЫБОРА, сделанного в момент интенсивного эмоционального стресса. Это простая неврологическая функция, а совсем не «дисфункция»! Дислексия не ограничивает жизненные возможности. Даже в случаях, когда дислексия имеет клиническую причину (физическая травма), когда человеческий разум может найти путь обхода таких мертвых точек восприятия. Общеизвестно, что большинство страдающих дислексией становятся удивительно творческими людьми, когда ставятся перед необходимостью решать (не говоря уже скрывать) «проблему».
Конечно, подобное отрицание нечего не дает для исправления ситуации. Фактически, отрицание одной проблемы является ВЫБОРОМ, который настраивает на отрицание ВСЕХ проблем. К тому же, большинство людей скорее смирятся с ограничением возможностей, чем публично признают какой-то непорядок, для того, чтобы получить помощь, в которой они нуждаются
В ОСНОВЕ ДИСЛЕКСИИ лежит Страх, Боль или Страх Боли, которые заставили кого-либо вычеркнуть «ТОГДА», и Система Убеждений, которая поддерживает это состояние как неотъемлемую часть представления о себе «СЕЙЧАС».

2. Дислексия и память.

При включении кинезиологических приемов в коррекционные логопедические занятия необходимо учитывать основные положения современного теоретического и практического знания о памяти:
1. Запоминание информации лежит в основе процессов научения и формирования индивидуального опыта.
2. Сохранение в памяти информации связано со степенью ее необходимости.
3. Процесс поступления информации в память носит избирательный характер, фиксируются не все впечатления, а только те из них, которые значимы для управления поведением и обучением.
4. Значимые впечатления интегрируются и хранятся в памяти не изолированно друг от друга, а в виде некоторой целостной структуры, в которой отражаются объективные взаимосвязи внешних объектов.
5. Человеческая память, а в первую очередь детская, не пассивный хранитель информации — это активная деятельность.
Если целью психокоррекционной работы кинезиологическими методами является гармонизация психоэмоционального состояния, формирование положительных установок в сознании детей логопатов и их родителей, то задачами становятся:
1. создание безопасного пространства и возможности для отреагирования травматичного материала посредством использования различных средств;
2. осознание чувств и переживаний, связанных с травматическим опытом, и дистанцирование от связанных с травмами переживаний, обусловленных трудностями обучения ;
3. содействие усвоению учениками новой информации и изменению системы их представлений о себе и окружающем мире, а также характера их переживаний;
4. развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров, мешающих полному самовыражению и снятию страха обучения;
5. накопление эмоционально-положительного опыта;
6. формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

3. Применение методов кинезиологии и направлений в школе.

Для мозга ребёнка любое движение отзывается образованием каскадом нейронных связей между полушариями, между верхними и нижними, передними и задними отделами. Каждое движение мгновенно отражается в первичных зонах коры головного мозга. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение (вижу, слышу, чувствую).
Обучение методам образовательной кинезиологии проводится по нескольким направлениям :
Первое направление-обучение перекрестно-латеральным движениям с целью налаживания коммуникативных связей между полушариями и отдельными областями головного мозга для создания новых нейронных связей и упрочения уже имеющихся.
Упражнения:
а) ножницы- перекрёстные движения руками перед собой, меняя правую
и левую руки;
б) поза Наполеона- обхватываем себя руками, меняя то правую, то левую
руки в верхнем и нижнем положении;
в) нос- уши- правая рука касается носа, левая- правого уха, потом поменять
руки.
г) классическая ходьба- маршировка (правая нога- левая рука).Этим упражнением нужно заканчивать любой вид ходьбы. д).Иноходь-ходьба(правая нога – правая рука и наоборот), е).Перекрёстно-латеральные движения:
-правый локоть касается левой коленки и наоборот; правый локоть касается правой коленки и наоборот;
– правая ладонь касается левой коленки и наоборот, правая ладонь касается правой коленки и наоборот; Данные упражнения способствуют развитию концентрации внимания, сосредоточенности, эмоциональной устойчивости , перемещение энергии во все отделы мозга.
Второе направление работы – упражнения, направленные на повышение
жизненного тонуса организма, оптимизацию процесса обучения, повышение уровня энергетики организма:
а) пить больше воды для улучшения работы лимфатической системы, обогащения мозга кислородом, а организм энергией;
б) энергетическое подключение № 1 .Представить в правой руке мячик, поставить руку вокруг пупка (большой палец над пупком), левой рукой массировать ямочки под ключицами, кончик языка прижать к нёбу. Находиться в таком положении 2 мин.
в) энергетическое подключение №2.Продолжать правую руку держать вокруг пупка, кончик языка у нёба, а левой рукой массировать точки над и под верхней и нижней губами;
г)выполнять перечисленные выше перекрёстно-латеральные движения.
Третье направление работы- упражнения для преодоления стрессовых невральных реакций :
а)массаж позитивных точек. Потереть руки, приставить их ко лбу над бровями и слегка оттягивать кожу наверх. В это время думать о хорошем. Положительные образы поступают сразу в подсознание. Это упражнение рекомендовано выполнять, если захотите запомнить правило, необходимый материал и т.д.
б)трассировка меридианов. Потереть руки, поставить их перед лбом, проводить руками медленно вдоль тела вниз до пупка (5 раз). Потом проводить от пупка вверх до лба (5 раз).
в) поляризованное дыхание. Выполнять вдох правой ноздрёй ( левая зажата пальцем), а выдох левой ноздрёй (правая зажата пальцем). Потом поменять ноздри, т.е. вдох левой ноздрёй, а выдох правой.
г) полезно зевать. Минутки зевания детоксицируют и оживляют мозг.

Третье направление связано с четвертым – поддержание эмоционального баланса, уравновешенности организма.
Упражнения:
а) крюк Кука №1 .Сесть на стул, левую пятку положить на правое ко-ленно, правой рукой обхватить лодыжку , а левой рукой обхватить пятку, кончик языка поднять к нёбу; посидеть 2 мин.
б) не убирая кончика языка от нёба, сесть прямо , расставить ноги, а руки соединить перед грудью. В таком положении посидеть 2 мин.
в). крюк Кука №3. Стоя левую голень завести за правую, руки сложить в замочек, развернуть и прижать к груди, кончик языка у нёба. Постоять в таком положении 2 мин.
г) упражнения для шейно-плечевого пояса: – «Голова-рука»- голову наклонить вправо, левую руку завести за спину как можно дальше, потом поменять руки.
«Сова»-правую руку положить на левое плечо, сделать вдох, на выдохе наклонить голову вправо, потом поменять руки;
«Старославянская методика»- втянуть голову в плечи и расслабиться , опустив руки вниз. Выполнять несколько раз.
упражнения сидя за столом. Руки ладонями положить на стол, голову наклонить на стол между руками, приподнять нос, как будто на нём мячик и поднимать голову наверх. Запрокинуть голову назад к спине, поставить прямо. Вдох и наклонить голову к груди- выдох.
Пятое направление -упражнения, направленные на улучшение вербальной памяти и внимания:
а) растягивание ушных раковин;
б) массаж кистей рук и лица;
в) «Фокус»- качаться вперёд-назад.
г) латеральность- качаться из стороны в сторону.
Шестое направление- упражнения для глаз :
а)ленивые 8 для глаз- вытянуть большой палец правой руки и описывать в воздухе лежачую 8.Потом вытянуть большой палец левой руки и описывать лежачую 8.Далее вытянуть оба больших пальца и описывать лежачую 8. Во время этих упражнений глазами следить за
пальцами, не поворачивая головы.
б) лальминг- «мини – отпуск для глаз»- потереть руки и тёплыми приложить к глазам. В это время думать о хорошем, представлять красивые образы.
в) массаж затылочных точек – сзади головы у основания черепа массировать выемки, тем самым активизируются зрительные области коры головного мозга.
Упражнения для глаз улучшают навыки письма и чтения, что подтверждено множественными исследованиями.
Седьмое направление- упражнения для улучшения письма и чтения:
а) ленивые 8 для письма- во время письменных работ, экзаменов рекомендуется периодически на листочке писать лежачие 8 правой рукой, левой и обеими руками;
б) алфавитные 8 – написать ленивую 8 , а в ней рисовать буквы алфавита: в правой части буквы, смотрящие направо, в левой части буквы, смотрящие налево , а внизу симметричные буквы.
г) клеверный лист- рисовать на листочке бумаги клеверный лист (две 8 -горизонтальную и вертикальную).Периодически их рисовать во время письменных работ.

4. Никогда не рано, никогда не поздно.

Установлено , что систематическое занятие кинезиологическими упражнениями способствуют функциональном развитию головного мозга, увеличению количества невральных связей и улучшению обучения в школе.
Профилактические и коррекционные занятия, основанные на принципе ВЫБОРА, проводимые в рамках логопедического сопровождения учащихся, приводят к стабильной динамике улучшения качества устной и письменной речи логопатов. У них заметно повышается мотивация к учению, активному “оречевлению” материала, появляется стремление к речевому творчеству.

1.Стокс Г., Уайтсайд Д. «Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграции головного мозга». 2003г. – 218 с.

2. А.Л. Сиротюк « Коррекция обучения и развития школьников» – Москва , 2002 г.

3.Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам /под редакцией Ж.М. Глозман. -М.: Эксмо, 2010.- 288с.- (Новейший справочник психолога).

4. Уайтсайд Д. Барометр поведения. Толкование значений используемых слов. Пер. с англ., – М, кинезис, 1998 г. – 43 с.

Опубликовал Елена 09 Февраля 2011, 02:41:0712976 Прочтений

Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Кинезиология в логопедии. Кинезиология, как метод коррекции недостатков речевого развития у детей

  • Am 27 Aug 2020 veröffentlicht
  • Кинезиология в логопедии. Кинезиология, как метод коррекции недостатков речевого развития у детей. Неразрывная связь кинезиологии и логопедии
    Больше о моих услугах можно узнать здесь 👉 taplink.cc/solovevnv
    🎬 В ЭТОМ ВИДЕО:
    Расскажу о неразрывной связи кинезиологии и логопедии. Определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Использование кинезиологических практик влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, а также позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики, способствует развитию и коррекции проблем в развитии речи ребёнка, повысить речевую активность, облегчить процесс чтения и письма. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма.
    #кинезиология #основыкинезиологии #прикладнаякинезиология
    #логопедия #нарушениеречи #речевоеразвитие #кинезиологическиеупражнения #речь
    ►►►
    Поделитесь этим видео с друзьями:
    👉 declips.net/video/8B78DYok_zw/video.html – Средства коррекции веса
    👉 declips.net/video/o0efoqzECPE/video.html – Первые шаги на пути к здоровью. С чего начать.
    ===============
    Подписывайтесь на мой канал: 👉 declips.net/user/NikolaiSolovev
    ===============
    ►►►
    Добавляйте меня в соцсетях:
    💡 Я в Instagram solovevnv
    💡 Я в Vkontakte id337870484
    💡 Я в Vkontakte (паблик) solovev_kineziolog
    💡 Моя почта: snb-69@yandex.ru
    💡 Мой телефон: +7-903-990-61-11
    Смотрите интересные видео:
    ✅ Мотивация для ЗОЖ. Где ее взять: declips.net/video/b1A7-GqV9Fc/video.html
    ✅ Паразиты и микрофлора кишечника: declips.net/video/hgbL-II4I1Q/video.html
    ✅ Что мы едим. Для чего и почему: declips.net/video/66u6bXSSLOE/video.html
    ✅ Пищевые привычки и зависимости: declips.net/video/wNO8hMYdjIM/video.html
    ✅ Важность контроля за кишечной флорой. Методы определения кишечных инвазий и паразитов: declips.net/video/EDO12z3bV_E/video.html
    #физическоездоровье #душевноеравновесие #ШКОЛАОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХПРАКТИКНиколаяСоловьев #НиколайСоловьев #NikolaiSolovev
    _____________________
    👨‍💻 Немного обо мне:
    Николай Соловьев – специалист прикладной кинезиологии, натуропат.
    Ко мне вы можете обратиться:
    ► как к специалисту, ведущему персональные приёмы (в Барнауле, в Сочи, в Москве, в Шанхае);
    ► как к наставнику и преподавателю прикладной кинезиологии.
    Мои ученики получают не просто навыки самопомощи – многие из них идут дальше – становятся специалистами прикладной кинезиологии, продолжают развиваться и обретают новую интересную и ОЧЕНЬ НУЖНУЮ профессию.
    ===============
    Боли в спине и в шее, родовые травмы, коррекция веса, психосоматика.
    НАШЕ ЗДОРОВЬЕ СОСТОИТ ИЗ ТРЁХ СОСТАВЛЯЮЩИХ:
    1. Физическое здоровье (структура)
    2. Обмен веществ (биохимия)
    3. Душевное равновесие (Душа)
    Все составляющие этой системы неразрывно связаны между собой определенным образом.

KOMMENTARE • 8

Больше о моих услугах можно узнать здесь 👉 taplink.cc/solovevnv

Хорошо, что сейчас появляются новые специальности, и есть, где искать поддержки. Я же, когда начинала свою деятельность логопедом, действовала одна. Но тогда и таких родовых травм не было. Дети рождались здоровыми. Что произошло? Удачи Вам!

Ирина Панина. Много чего поменялось. лучше пока не будет.

Ссылка на основную публикацию