Весна идёт — весне дорогу’ – конспект

Конспект занятия “Весна идет, весне дорогу”

Конспект занятия

по формированию целостной картины мира по теме

«Весна идет, весне дорогу»

в старшей группе детей с ОВЗ

Тема занятия: Весна.

Тип занятия: объяснение нового материала

Оборудование: музыкальный центр, фонограмма «Звуки весны», кукла Весна, игрушечный снеговик, картинка «Снеговик» в конверте, схемы – алгоритмы для рассказа о признаках весны, конверты с карточками с изображением признаков времен года (по числу детей), фланелеграф, картинки для фланелеграфа, «снежинки» для развития направленного выдоха (сдувания), массажные коврики «Комфорт», 2 одинаковые емкости: пустая, с водой, бумажные цветочки – подснежники.

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие (формирование готовности к совместной деятельности, формирование первичных представлений о явлениях окружающего мира, развитие познавательной мотивации, речевого общения детей в ходе непрерывной непосредственно образовательной деятельности)
  • художественно-эстетическое развитие (создание комфортного микроклимата, формирование восприятия мира природы, формирование элементов музыкальной культуры, развитие сенсорного восприятия)
  • физическое развитие (создание доступных условий для развития двигательной активности, развития общей и мелкой моторики, дыхания)
  • Формировать у детей представление о времени года «Весна» на основе ознакомления с существенными признаками сезона.
    Задачи:
    Обучающие
  • Расширять и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в природе весной, выделяя существенные признаки.
  • Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающего мира.
    Коррекционно-развивающие
  • Активизировать познавательную деятельность, речевые процессы, развивать коммуникативные навыки.
  • Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, сенсорные способности, пространственную ориентацию.
  • Развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание.
    Воспитывающие
  • Воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающей природе.
  • Формировать положительную установку к участию в непосредственно образовательной деятельности, потребность в общении и желание взаимодействовать.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия “Весна идет, весне дорогу”»

по формированию целостной картины мира по теме

«Весна идет, весне дорогу»

в старшей группе детей с ОВЗ

Тип занятия: объяснение нового материала

Оборудование: музыкальный центр, фонограмма «Звуки весны», кукла Весна, игрушечный снеговик, картинка «Снеговик» в конверте, схемы – алгоритмы для рассказа о признаках весны, конверты с карточками с изображением признаков времен года (по числу детей), фланелеграф, картинки для фланелеграфа, «снежинки» для развития направленного выдоха (сдувания), массажные коврики «Комфорт», 2 одинаковые емкости: пустая, с водой, бумажные цветочки – подснежники.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие (формирование готовности к совместной деятельности, формирование первичных представлений о явлениях окружающего мира, развитие познавательной мотивации, речевого общения детей в ходе непрерывной непосредственно образовательной деятельности)

художественно-эстетическое развитие (создание комфортного микроклимата, формирование восприятия мира природы, формирование элементов музыкальной культуры, развитие сенсорного восприятия)

физическое развитие (создание доступных условий для развития двигательной активности, развития общей и мелкой моторики, дыхания)

Формировать у детей представление о времени года «Весна» на основе ознакомления с существенными признаками сезона.

Расширять и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в природе весной, выделяя существенные признаки.

Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающего мира.

Активизировать познавательную деятельность, речевые процессы, развивать коммуникативные навыки.

Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, сенсорные способности, пространственную ориентацию.

Развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание.

Воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающей природе.

Формировать положительную установку к участию в непосредственно образовательной деятельности, потребность в общении и желание взаимодействовать.

Словарная работа: уточнять и расширять словарь по теме – ласковое, греет, капель, тает, журчит, расцветают, набухают, почки, подснежник, первоцветы, пробуждается/просыпается.

Предварительная работа: первичные наблюдения на прогулках в ДОУ и с родителями, рассматривание иллюстраций, просмотр видеопрезентации «Весна» из цикла «Времена года», мультфильмов «Летний Снеговик», «12 месяцев», «Снегурочка», «Маша и медведь. Весна пришла».

Звучит музыкальное сопровождение (звуки весны). Учитель-дефектолог предлагает каждому из детей сесть за столы, называя каждому определенный цвет конверта, лежащего на столе.

– Ребята, прислушайтесь. Скажите, какие звуки вы слышите? (поют птички, капают сосульки, играет красивая музыка).

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня утром я шла в детский сад и промочила ноги. Откуда же столько воды под ногами? (тает снег)

– Да. А почему он тает? (На улице стало теплее, солнце греет)

Учитель-дефектолог читает стихотворение – загадку:

– Звенят под крышами капели,

Медведь со снежной встал постели.

Светает рано по утрам,

Проталины и тут, и там.

Скворцы к скворечнику летят.

Река шумит, как водопад.

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время года знает? (весна)

– Конечно, это весна. Сегодня мы поговорим о весне.

3. Сообщение нового материала.

Раздается стук. На пороге за дверью стоит Весна (кукла).

– Какая красивая девочка. Проходи, пожалуйста. Ребята, давайте с ней поздороваемся и познакомимся. (Дети называют свои имена)

– А это – Весна. Она заглянула к нам в гости и хочет остаться здесь. Весна, присаживайся на стульчик и послушай нас.

– У каждого из вас на столе есть карточки с картинками. Давайте внимательно посмотрим на них и вспомним, о чем говорилось в стихотворении. Поставьте пальчик в верхний левый уголок карточки, а потом следите за красными стрелочками.

Учитель-дефектолог рассказывает по схеме-алгоритму, дети работают на местах.

1. Ласковое солнышко согревает нас и все вокруг своими лучами 2. На крышах домов появились сосульки, звенит капель 3. Тает снег и на земле появляются темные проталинки 4. На речке трещит и лопается лед. 5. На деревьях набухают почки, скоро появятся первые зеленые листочки 6. Из-под снега выглядывают подснежники 7. Из теплых краев домой прилетели птицы и стали вить гнезда 8. Люди помогают птицам и делают для них скворечники. 9. Весной природа пробуждается, даже медведь проснулся и вышел из своей берлоги.

Что такое капель? (тают и капают сосульки)

– Что такое проталинки? (видно землю там, где тает снег)

– Почему появляются первые листочки? (просыпаются деревья)

– Как люди помогают птицам весной? (делают домики)

– Кто бы это мог быть? (дети в недоумении)

На пороге за дверью стоит снеговик, около него лежит конверт.

– Ребята, это Снеговик. Он принес нам какое-то письмо. Как вы думаете, от кого оно? (из леса, от зайчика, от Весны, от деда Мороза, от Зимы).

Учитель-дефектолог открывает конверт белого цвета со снежинками, достает из него картинку с изображением снеговика. Переворачивает конверт, с другой стороны на нем изображение Зимы.

– Ребята, кто это? (Зима). Значит, от кого это письмо? (от Зимы)

– Помните, как зимой мы вместе лепили снеговика? Пока весь снег не растаял, давайте поиграем в снежки. Вставайте на коврики в кружок.

Раз, два, три, четыре, движения ладошками, как будто

мы с тобой снежок слепили. «лепят снежок»

Круглый, круговые движения небольшого диаметра

крепкий, сжимают ладошки

очень гладкий одна ладошка гладит другую

и совсем-совсем не сладкий. грозят пальчиком

Раз – подбросим, два – поймаем, «подбрасывают», «ловят»

три – уроним и сломаем. «роняют», «топчут ногами»

Повторяют 3 раза, каждый раз интонационно голосом обозначая размер снежка, при этом увеличивая размах рук и высоту подъема коленей.

5. Развитие дыхания, выработка направленной воздушной струи.

Учитель-дефектолог достает снежинки из конверта, кладет каждому ребенку на руку, уточняя, что это «правая ладонь».

– Возьмите снежинки. Какие же они холодные! Чтобы руки не замерзли, сдуйте их с ладошки. Вдохните носом, подуйте, не надувая щек: пфф-ф-ф.

Дети «сдувают» снежинки 3-4 раза.

– Ребята, в детском саду не должно быть снега, давайте соберем снежинки. Собирают снежинки и снеговика и складывают в емкость, которую

учитель-дефектолог ставит за ширму на окно.

– Весна каждому из вас тоже отправила письмо. Откройте свои конверты.

Дети открывают конверты. В них по 4 картинки для фланелеграфа с изображением разных примет разных времен года.

– Ой! Все картинки перепутались… Помогите нашей гостье, чтобы она не расстраивалась. Вам нужно выбрать только те, которые относятся к весне. (Дети работают на местах самостоятельно, д/игра)

7. Коллективная работа на фланелеграфе.

– Какие вы молодцы! Весна подарила вам такие красивые картинки. А я думаю, что вы сможете «нарисовать» из них весеннюю картину для нее.

Дети берут картинки (яркое солнышко, голубое облако, ручеек, подснежники, дерево со скворечником, серый зайчик, стайка птиц, медведица с медвежатами и т.п.) и располагают их на фланелеграфе, коллективно создавая общий весенний сюжет, договариваясь друг с другом.

– Какая красивая картина у нас получилась! Только снеговик не видел вашу картину и совсем загрустил на окошке. Давайте покажем ему?

8. Подведение итога.

Элементарное экспериментирование (свойства снега, бумаги).

Учитель-дефектолог достает из-за ширмы емкость, аналогичную первой, но наполненную примерно на 1/3 водой.

– Ой, что это такое? Куда же подевался снеговик и снежинки? (они растаяли, на окошке тепло от весеннего солнышка)

– Ребята, Весна пришла к нам не с пустыми руками. Она хочет подарить вам подснежники.

Учитель-дефектолог достает свернутые бумажные цветочки.

– Это самые первые весенние цветы, их называют первоцветы. Как вы думаете, можно их срывать? Правильно, можно только смотреть глазками и любоваться на них. Они еще не распустились, давайте им поможем.

Каждый ребенок опускает свой цветочек в емкость с водой, цветы распускаются на глазах у детей.

– Спасибо вам, ребята, вы молодцы. Давайте и мы потянемся к солнышку, как цветочки.

Тянут руки вверх, потом опускают их, «бросая» вдоль туловища 2-3 раза.

9. Итог занятия. Рефлексия.

– Что на нашем занятии было самое интересное? Было ли что-то трудное?

Читайте также:  Музыкотерапия в коррекции речевых нарушений дошкольников

Что вам особенно понравилось на сегодняшнем занятии? (ответы детей)

– А мне очень понравилось, как вы внимательно слушали и наблюдали, как выбирали правильные картинки, собрали все снежинки, как дружно вы нарисовали весеннюю картину и т.д.

– Сегодня на прогулке найдите, пожалуйста, приметы весны на участке. А дома вспомните, о чем мы говорили и расскажите родителям то, что вы узнали о весне.

Учитель-дефектолог и Весна благодарят детей и прощаются с ними.

Конспект занятия “Весна идет, весне дорогу!”

Цель: активизация мыслительных способностей детей через различные виды деятельности.

Задачи:

  • закрепить знания о геометрических фигурах по характерным признакам (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • учить конструировать из геометрических фигур домик, машину, лодочку;
  • уточнить представление детей о признаках весны: таяние снега, оттепель, солнечные лучи, сосульки и их таяние, появление цветущих растений и первоцветах, об одежде людей весной.
  • учить детей подбирать слова-определения к слову солнце, продолжать учить детей разгадывать загадки о птицах.
  • развивать внимание, память, творческое воображение.
  • воспитывать любовь к природе, развивать чувство сопереживания, развивать коммуникативность.

Ход занятия

Вводная часть.

Ребята, когда вы сегодня шли в детских сад обратили внимание на погоду?

Какая погода сегодня на улице?

Правильно, на улице холодно, пасмурно, идет снег.

А по календарю уже должна наступить весна.

Интересно, почему же ее до сих пор нет.

Давайте отправимся в гости к Весне и узнаем, что же случилось.

Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (на машине)

Правильно, на машине.

А сделаем мы с вами машину из геометрических фигур.

Посмотрите, какие фигуры лежат перед вами и подумайте из каких фигур можно сделать машину (индивидуальная работа).

Молодцы! Какие у всех замечательные получились автомобили.

Садитесь в машины, и отправимся в путешествие (воспитатель и дети поют песню М.Михалкова “Мы едем, едем, едем…”)

Ой, ребята, посмотрите, впереди озеро, дальше на машине ехать невозможно. Что же делать? На какой транспорт можно пересесть, чтобы переплыть это озеро.

Правильно на лодочку.

Как вы думаете, из каких геометрических фигур можно сконструировать лодочку? (индивидуальная работа).

И не забудьте, чтобы наша лодка плыла быстрее, ей необходим парус.

Лодочки готовы? Тогда надуваем паруса, (дети дуют, изображая ветер).

Переплыли озеро. А что это там на берегу?

Да это же домик или волшебный дворец?

Пусть каждый из вас придумает сам.

Какие геометрические фигуры вы будете использовать для строительства.

(самостоятельная работа детей).

Замечательные получились дворцы.

Как вы думаете, кто там живет?

Давайте постучим, и узнаем (дети стучат).

Основная часть.

Кто это там так громко стучит?

Это мы, пришли за тобой. Зима никак не хочет уходить от нас.

Ребята, для того чтобы прогнать зиму, мне нужна ваша помощь.

Зима спрятала и заморозила моих помощников, а без них я никак не могу к вам прийти. Хотите узнать кто мои помощники?

Скажите, без чего не может наступить весна? (без солнышка)

Вот оно солнышко, оно светит, но не греет, зима заморозила его и чтобы солнышко растаяло, давайте расскажем, какое солнышко вы любите (теплое, лучистое, золотое, яркое, весенние, веселое, ласковое, красное и т.д. отвечает тот ребенок, которому бросают мяч).

Молодцы, с каждым словом наше солнышко становится все теплее и ярче и ледяная корочка сейчас уже исчезнет.

Солнышко ясное нарядись,
Солнышко красное покажись.

(Воспитатель поворачивает солнце “лицом”).

Вот и наше солнышко взошло,
Стало здесь нам всем тепло.

Ребята, когда появляется солнышко, что происходит со снегом? (тает)

Правильно, тает, бегут веселые ручейки, а с крыш капает…. (капель).

Но что-то я не слышу звона капели. Давайте ее разбудим.

Я буду говорить, что происходит весной, и если так бывает вы звонко хлопаете в ладоши. Но если так не бывает, то топать ногами. Словесно-дидактическая игра “Бывает – не бывает”

– Весной ярко светит солнышко.

– Весной на деревьях распускаются желтые листочки.

– Весной тает снег.

– Весной в лесу собирают грибы.

– Весной люди снимают теплую одежду и одевают более легкую.

– Весной идет дождь.

Дети хлопают – звенит капель (звучит металлофон).

Вы слышите? Это звенит капель. Какие вы молодцы, все сделали правильно и ваши звонкие ладошки.

Хорошо, вот мы расколдовали солнышко, оно растопило снег, зазвенела капель. И кто же этому радуется и звонко распевает песни? (птички)

Да вот же они спрятаны в клетке. Но эта клетка не простая, она выпускает только ту птичку, про которую правильно отгадаете загадку.

Прыг да скок, серая рубашка
Бурый пиджачок.
Что это за пташка? (Воробей)

И сильна и хитра,
Кар кричит она с утра.
Поживиться серая
Прилетела первая. (Ворона)

Непоседа, невеличка,
Желтогруденькая птичка,
Любит сало и пшеничку,
А зовут ее (синичка)

В лесу у нас живет,
Птица не простая.
Верещунья, белобока
А зовут ее (сорока)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Прилетает к нам опять. (Снегирь)

Дети называют птичку, и названную птичку сажаем в кормушку.

– После долгого заточения в клетке птичку необходимо покормить и для этого мы посадим ее в кормушку.

– Какие же вы молодцы, освободили всех птичек! Теперь мы будем слушать за окном звонкое пение птиц (звучит фонограмма “Звуки леса”)

Солнышко греет, снег тает, звенит капель, птицы весело щебечут и на пригорках, самых солнечных местах, скоро появятся первые цветы.

Но зима заморозила их, давайте им поможем прорасти.

А для этого нам необходимо составить схему-модель.

Мы ямку раскопаем,
Семечко посадим,
Дождичек польет,
Оно прорастет,
Сначала стебелек,
А затем цветок.

Ну, вот и появился первый весенний росток. Ребята, а какие вы знаете первоцветы (мать-и-мачеха, подснежник).

Молодцы ребятки, вы справились со всеми заданиями, и помогли мне, скоро зима уйдет и в нашем городе наступит весна.

Заключительная часть.

Дети благодарят Весну и приглашают ее поиграть в подвижную игру “Сугроб тает” (чтение стихотворения сопровождается действиями детей):

Дети стоят, обнявшись за плечи, пояс, изображая сугроб.

Конспект на тему “Весна идет-весне дорога!”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_razvitie_rechi.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Весна идет — весне дорогу!.

Интегрируемые образовательные области : художественно-эстетическая (художественное творчество, музыка, ознакомление с художественной литературой), физическое развитие (физическая культура), познавательное развитие( познание), речевое развитие (коммуникация).

Цель: развитие связной речи у детей.

Задачи : закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно—следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками). Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

Предварительная работа: заучивание стихотворений о весне, проговаривание чистоговорок, загадывание загадок, знакомство с жизнью лесных животных весной, проведение дидактических игр «доскажи словечко», «детеныши животных».

Словарная работа: подснежник, весняночка, веснушки, капель.

Воспитатель: – Ребята, какое настало время года? Отгадайте.

Солнце ярко светит

Дует теплый ветер

Птицы с юга прилетели

Звонко капают капели

Вот и кончилась зима

К нам опять пришла.

Сюрпризный момент. Стук в дверь (письмо).

Воспитатель:- Ребята нам письмо. Интересно от кого оно?

Читает: Дорогие ребята, помогите мне, я никак не пойму, пришла весна или еще продолжается. Пора ли мне менять белую шубу на серую?

Подпись: с уважением, Заяц.

Воспитатель: Что же нам делать, ребята?

Дети: Нужно помочь Зайцу.

Воспитатель: – Для этого нам нужно отправиться в лес, вы согласны? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (Дети – «Да!»). Тогда отправимся вот по этой тропинке.

-В лес по сказочной тропинке

Попадем мы прямиком.

Но, идя по тропинке, Вы должны быть очень внимательными, во все всматриваться, ко всему прислушиваться. Когда придем, вы мне обо всем расскажите. Звучит музыка. Воспитатель берет шерстяную нить, сматывая попутно руками клубок вместе с детьми, проходят по «тропинке».

Воспитатель: Вот мы и пришли в лес.

Здравствуй лес, прекрасный лес

Полон сказочных чудес,

Что в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица

Все от нас не утаи

Ты же знаешь мы свои

Воспитатель: Ну что ребятки. Расскажите кто и что по дороге заметил?( ответы детей)

(Подходят к картинам)

Воспитатель:-Какое время года изображено на картинках?

Воспитатель:- Почему Вы так решили? На этой картине лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь вижу цветы. Может быть, это лето? С чего начинается весна?

Ответы детей (солнышко стало пригревать сильнее, стало тепло)

Воспитатель: -Произошли ли какие-то изменения со снегом по сравнению с зимой? (Да, снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины, ручейки побежали).

Изменились ли деревья? (Деревья стали голые, но снега на них нет. На ветках можно заметить набухшие почки).

Дети доказывают, что на картине изображена весна, называют весенние признаки.

Воспитатель: -Да, действительно это признаки весны. Весну прославляли в песнях и стихах многие поэты.

Дети:- И мы знаем стихи о весне( дети рассказывают стихи).

Теплеет ветер за окном

Дерево без листьев,

Воробей сидит на нем

Погляжу на воробья

Понимаем он и я

Что зима кончается

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи

А сегодня прямиком

Шлепает по лужам,

Гонит талые снега

С гомоном и звоном

Чтобы выстелить луга

Скоро, скоро быть теплу!

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапой верба.

Здравствуй ,милый мой цветок

Леса гость весенний!

Как красиво ты расцвел

Здесь, в уединение!

И с тобой играет

Солнце целый день тебя

Воспитатель: -Вот теперь я вижу на всех картинках улыбку весны. А что дарит весне улыбку?

Воспитатель: Чтобы солнышко ярко светило, мы добавим ему лучиков.

Если речка голубая (руки через стороны вверх)

Пробудилась ото сна( потянулись)

И бежит в полях сверкая(бег на месте)

Значит к нам пришла весна (хлопки в ладоши)

Если снег везде растаял (приседания)

И трава в лесу видна (помахивания руками в стороны)

И поет пичужек стая (хлопки в ладоши)

Значит, к нам пришла весна (наклоны головы вправо или влево)

Если солнце разрумянит наши щеки до красна (потереть щеки руками)

Нам еще приятней станет (обнять себя)

Значит, к нам пришла весна (хлопки в ладоши)

Воспитатель: – Ребята, мы теперь уверены, что наступила весна. А как же нам об этом сообщить зайчику?

Дети: – Отправит письмо!

Воспитатель: – Молодцы ребята, правильно, давайте отправим зайчику письмо.

А вы запомнили, сколько месяцев продлится весна?

Игра «Доскажи словечко»

И каждый рад. Спешит весна,

За ним стучится в дверь,

Он называется (апрель!)

И третий месяц вспоминай

И называется он. (май!)

Воспитатель: – Ребята, вы знаете, что у каждого слова есть слова — родственники. Это зимой было много снега. Слова — родственники слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т. д.), о чем можно сказать «весенний? (ручей, дождь, день, сад).

«Весенняя? (вода, лужа, капель, проталинка, река).

« Весеннее (облако, настроение, солнце, небо, утро).

Ребята, хотите еще поиграть?

Игра « Какая весна» (дети встают в круг, ведущий кидает мяч, тот кто ловит мяч называет определение к слову весна).

Весной солнышко пригревает. Как можно назвать солнце ласково? (солнышко)

Воспитатель: – Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили.

Какая птица открывает весну? (загадывание загадки на фоне «пения птиц»)

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей

Целый день по пашне вскачь

И зовется птица. грач

Почему в народе так говорят:

«Грач открывает весну»?

Ребята, а тех птиц, которые улетают, а потом возвращаются, как называют? (ответы детей)

Давайте посмотрим сюда. Вспомним перелетных птиц.

Каких весенних певцов вы знаете еще?

На шесте — дворец,

Во дворе — певец.

А зовут его … (скворец)

Воспитатель: – Ребята, как называется домик у скворца?

А кто его делает? Сами птицы? Посмотрите, какой формы скворечник? Из чего он состоит, из каких геометрических фигур? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята я вам предлагаю пройти за столы и сделать скворечники. ( Дети делают скворечники из полосок картона).

-Как меняется жизнь у животных весной? (У них появляются детки)

Давайте поиграем в игру. Я буду называть вам животных, а вы их детенышей. (Весной у лосихе появился. (лосенок), у волчицы. (волчонок), у зайчихи. (зайчонок), у медведицы. (медвежонок), у лисицы. (лисенок), у белки. (бельчонок), у барсучихи. (барсучонок)

  • Воспитатель: – Молодцы ребята. А теперь закройте глаза и прислушайтесь, о чем говорит лес?

Воспитатель прячется за ширмой, и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы — надламывая толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву.

ЗАТЕМ ПРЕДЛАГАЕТ ДЕТЯМ ВЫССКАЗАТЬСЯ, ЧТО БЫ ЭТО МОГЛО БЫТЬ.

Ответы детей — заяц пробежал, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.

Воспитатель: -Молодцы! Вы все правильно отгадали. Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу?

Дети: -Конечно знаем (рассказывают)

Воспитатель: -Молодцы ребята, вы все правильно рассказали. Встретим приход весны закличкой.

(берутся за руки, становятся в круг)

Весна — весна да по Заречью шла

Ой-ли , ой — люли, да по Заречью шла

Да по Заречью шла, что ж ты нам несла

Ой — ли, ой -люли, что ты нам несла

А я вам несла ой да три вестушки

Ой — ли, ой — люли да три вестушки

Первая вестушка _ ясно солнышко

Ой – ли , ой _люли ясно солнышко

Другая вестушка — тепло летичко

Ой-ли, ой-люли, тепло летечко,

Третья вестушка — соловей поет,

Ой — ли, ой — люли, соловей да с перепелкою.

Итог занятия. Воспитатель: – Ребята, наше путешествие в лес подошло к концу пора возвращаться. (Дети берут клубочки и возвращаются в группу). Музыка.

Что нового вы узнали? (Ответы детей). Что запомнилось?

Ребята, вы сегодня очень старались. Показали свои знания, были дружными и помогли зайцу понять, что наступила весна.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Весна идет, весне дорогу!»

ОЛЬГА СЫЧЕВА
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Весна идет, весне дорогу!»

• Расширять и закреплять знания детей о весенних изменениях в природе, весенних месяцев, их последовательности, последовательности времен года.

• Расширять представления об изменениях в жизни животных и птиц с приходом весны;

• Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах;

• Формировать интерес к художественному слову с яркими описаниями, сравнениями, характеризующими явления и объекты природы.

• Упражнять в количественном счёте в пределах 10.

• Закреплять понятие «длинный-короткий»

• Упражнять в подборе и согласовании прилагательных и глаголов к существительному.

• Активизировать словарь детей по теме «Весна».

• Развивать мелкую моторику рук в процессе выполнения практического задания.

• Стимулировать мыслительную и речевую активность детей

• Развивать коммуникативные способности детей в общении с воспитателем и друг с другом.

• Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Предварительная работа: наблюдения за изменением природы. Рассматривание с детьми пейзажной живописи русских художников и художников-фотографов. Разучивание музыкального репертуара, закличек, стихов, загадок, слушание классической музыки, рассматривание иллюстраций с животными, птицами, чтение литературы о весне, птицах, животных.

Оборудование: мультимедийные презентации, ноутбук с мультимедийным оборудованием, колонки, магнитная доска, силуэт солнца.

Методы и приемы:

Словесные (художественное слово, объяснение, указание, вопрос-ответ и др).

Игровые (дидактические игры, музыкальные игры, сюрпризный момент).

личностно-ориентированная модель обучения и воспитания детей, здоровьесберегающая технология: физ. минутка, двигательная активность в течение всего занятия, информационно-коммуникационные технологии (показ слайдов).

Ход занятия:

Дети входят в группу. Становятся полукругом.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, к нам сегодня пришли гости, чтобы посмотреть чему вы научились.

Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите на гостей – улыбнулись. Давайте поздороваемся друг с другом.

Исполняется песня «Добрый день».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Здравствуйте, дети! Наша беседа совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Зима)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сколько месяцев у зимы? (3) Как они называются? (Декабрь, Январь, Февраль) Какой по счету февраль? (3).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Скажите, ребята, какое время года идет после зимы? (Весна).

– Правильно, дети! Всего два денька отделяет нас от весны.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, сейчас я вам прочту стихотворение. Попробуйте догадаться, о каком времени года пойдет речь. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ВЕСНА»)

Зиме пришел уже конец,

Запел на веточке скворец,

И бегут, журчат ручьи,

С неба солнце льется,

Танцует и смеется.

ВОСПИТАТЕЛЬ: О каком времени года говорится в стихотворении? Как вы догадались? Какие приметы весны я перечислила? А какие еще приметы вы можете назвать?

ДЕТИ: Тает снег, стало теплее, прилетают птицы, светит солнце, набухают почки на деревьях и т. д.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята подумайте и назовите главную примету весны. Это то, что мы редко видим зимой и нам его очень не хватает.

Загадка*(если не назовут)

Большой подсолнух в небе

Цветет он много лет

Цветет весной и летом

А семечек все нет. (солнце)

Правильно солнышко. Каждый, кто ответит на мой вопрос, получит лучик, а затем мы все вместе составим наше весеннее солнышко.

Солнце весной (какое)

Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Тема: «Весна идет, весне дорогу»

Конспект открытого занятия

в подготовительной группе

Тема: «Весна идет, весне дорогу»

Образовательная область «Познание»

Направление – «Познавательно-речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т. д.).

2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, пословицы); развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Планируемые результаты: Дети имеют представления о характерных признаках весны (сильнее греет солнце, увеличивается день, тает снег, возвращаются перелетные птицы); умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.

· Картинки к ребусу «Весна», набор букв, картинки с изображением 4-х времен года.

· Картинки с изображением примет весны.

1. Рассматривание с детьми иллюстраций о весне, весенних изменениях в природе.

2. Беседы с детьми о бережном отношении к природе.

3. Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о признаках весны, почему наступает весна.

4. Чтение художественной литературы.

5. Заучивание стихов о весне, о весенних месяцах, загадывание загадок, поговорок и пословиц.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем говорить о замечательном времени года. О каком – вы догадайтесь сами. Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.

Прослушивание мелодии «Весенняя капель».

Воспитатель: Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.

Воспитатель: Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

Дидактическая игра «Составь слово»: Из названий картинок вы должны выделить первый звук и составить из них слово.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Какое слово получилось?

Воспитатель: Она приходит ласково.

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

Воспитатель: И говорить мы сегодня будем о весне.

Воспитатель: Ответьте на вопросы:

– После какого времени года наступает весна?

– А перед каким временем года?

– Все времена года идут друг за другом, а сколько их всего?

Воспитатель: Дети, давайте вспомним приметы весны, а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слова «Весной…».

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему тает снег, лед, бегут ручьи?

Дети: Снег тает, потому что солнышко стало сильнее пригревать.

Воспитатель: Наступит ли весна, если солнце не будет светить и пригревать?

Дети: Нет, солнце – главный помощник весны.

Дети: Что-то загрустило наше солнышко.

– Давайте придумаем красивые слова к солнышку и будем расправлять его лучики.

Дидактическая игра «Подбери слово»

– Солнце, какое? (ласковое, желтое, теплое, яркое, лучистое, золотое, красивое, доброе, светлое)

– Есть такая пословица: «При матушке добро, а при солнышке тепло»

– Какое красивое солнышко получилось, оно улыбается нам, а мы улыбнемся ему.

Улыбаются все люди,

Весна! Весна! Весна!

Она везде она повсюду,

Красна! Красна! Красна!

По лугу, лесу и полянке,

На солнышке зовёт погреться,

Скорей! Скорей! Скорей!

И ручеёк бежит задорно,

Звенит! Звенит! Звенит!

По камушкам река широко,

Журчит! Журчит! Журчит!

И запахи кругом повсюду,

Цветы! Цветы! Цветы!

И всё живое сразу слышит,

Воспитатель: Ребята, ответьте на вопросы:

– Какая погода бывает весной?

– Какие облака весной?

– Какая весной капель?

– Какое небо весной?

– В какую одежду одеваются весной люди?

– Какая весной вырастает травка?

Скажите со словом «Весенний» – день, погода, настроение, гроза, солнце, трава, месяцы.

Воспитатель: Послушайте загадки:

1. Дует теплый южный ветер.

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (МАРТ)

2. Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (АПРЕЛЬ)

3. Зеленеет даль полей,

В белый цвет оделся сад,

Птицы первые летят.

Гром грохочет, угадай,

Что за месяц это? (МАЙ)

Дети повторяют все месяцы весны.

Воспитатель: А сейчас мы с вами проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

1. Какие деревья ранней весной украшают себя первыми? (ива или верба)

2. А какие деревья ранней весной остаются зелёными? (ель и сосна)

3. Где лежит прошлогодний снег? (на земле, под новым снегом)

4. Где быстрее тает снег-в поле или в лесу?

5. Почему вокруг деревьев весной образуются воронки?

6. Где гнездятся скворцы, если нет скворечников (под крышами домов, в дуплах птиц)

7. Для чего скворцы садятся на животных весной (коров, лошадей)? (чтобы нащипать шерсти для гнезда)

8. Почему птицы летят за тракторами и садятся на вспаханную землю? (после пахоты ищут червячков)

Игра «Исправь ошибку»

– Весенние месяцы – декабрь, январь, февраль?

-Весной идет листопад?

– Звери делают запасы весной?

– Весной на юг улетают птицы.

– Дети весной надевают весеннюю одежду

Воспитатель: Молодцы! О чем мы сегодня говорили на занятии? (о весне, о приметах весны, отгадывали загадки и т. д.)

Конспект занятия «Весна идёт, весне дорогу!» по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ

Содержимое разработки

«Весна идет, весне дорогу!»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Весна идет, весне дорогу! »

Занятие по лексической теме «Весна» создано с учетом психолого-педагогических характеристик детей. Занятие и презентация могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период (становится теплее, снег тает, образуется много воды, которая впитывается в землю, начинают набухать почки на деревьях и кустарниках, появляется трава, крапива, мать-и-мачеха).

Формировать реалистические представления о жизни лесных животных (от спячки просыпается еж, из берлоги выходит бурый медведь, заяц и белка линяют – меняют шерсть (заяц становится серым, белка – рыжей) ; все звери выводят потомство (зайчат, бельчат, медвежат, волчат, лисят, птицы поют, строят гнезда; в весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью).

Воспитывать бережное отношение к природе – растениям, зверькам. Учить поддерживать воображаемую ситуацию.

1. Активизировать лексический материал по теме «Весна».

2. Углубить представления детей о сезонных изменениях в природе.

3. Закрепить названия весенних месяцев, праздников весны.

4. Повторить последовательность времен года.

5. Наладить психологический климат в группе.

6. Отработать навыки работы в команде.

7. Активизировать познавательную активность детей.

Ноутбук или компьютер с мультимедийным оборудованием, колонки.

Картины из серии С. Н. Николаевой, Н. Н. Мещеряковой «Картины из жизни диких животных» (М., 1990) : «Заяц на лежке», «Белки строят гнезда», «Семья волков летом», «Медведи весной», «Семья ежей», кукла Незнайка; аудиозапись с пением птиц; самодельные игрушки.

Развивающая игра «Времена года».

Предварительная работа с детьми:

Наблюдение за изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, составление рассказа по картинке.

1. Воспитатель (читает стихотворение):

На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи…

О каком времени года говорится в стихотворении? Как вы догадались, что в нем говорится о весне?

Воспитатель: Давайте посмотрим слайды о весне. Посмотрите, как великие художники изображали это время года.

В группе появляется Незнайка (кукла. Можно прикрепить па доску) и предлагает детям отправиться в весенний лес. Воспитатель вводит детей в воображаемую игровую ситуацию «прогулки в лес»

Воспитатель: Давайте с вами оденемся и «отправимся» на прогулку в весенний лес. Но вначале давайте вспомним главные правила поведения в лесу:

идти осторожно и тихо, чтобы не спугнуть животных,

слушать пение птиц, замечать интересные явления.

1. Какими стали дни весной?

2. Как светит солнце?

3. Почему растаял снег и лед на реках?

4. Какой из весенних месяцев был самым холодным, а какой – самым теплым?

5. Какие изменения произошли весной с растениями?

6. Почему весной начала расти трава?

7. Почему зазеленели деревья и кустарники?

8. Какие цветы расцвели первыми? Где вы их видели?

9. Каких насекомых увидели первыми?

10. Почему появились насекомые?

11. Какие птицы прилетели?

12. Почему они вернулись к нам?

13. Как изменилась жизнь диких животных с наступлением весны?

14. Что делают люди весной на полях, в огородах?

15. Почему весной все хорошо растет? (Много света, тепла, влаги.)

Воспитатель уточняет и обобщает ответы детей.

На протяжении всей «прогулки» воспитатель постоянно поддерживает воображаемую ситуацию, разговаривает с куклой, вводит рассказы о животных, рассматривание картин и «естественные» встречи с лесными обитателями (медведями, белками, ежом, волчатами).

Воспитатель: Обратите внимание на деревья, кустарники и травы. (Они зазеленели, появились молодые листочки, расцвели первые весенние цветы). Появились насекомые: мухи, пчелы, бабочки. Из теплых стран вернулись птицы и сразу принялись за постройку и ремонт гнезд. Воспитатель просит детей прислушаться к пению птиц.

Много забот у людей весной: вскапывают землю, сеют в клумбы семена цветов, сажают рассаду, в грядки сеют семена овощей. Весна – щедрое на радость время года. Любуйся красотой, слушай пение птиц и наслаждайся чудными весенними запахами.

Свой рассказ воспитатель сопровождает показом слайдов

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

2. Дидактическая игра «Поможем Незнайке».

Цель: Закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев в году.

Воспитатель читает стихотворение – шутку.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли…

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник-посмотри-

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель: А теперь поиграем так: я буду называть какой-нибудь месяц, а вы отгадывайте, какой был до него и какой будет следующий (игра проходит в соревновательном характере.)

Дети вместе с воспитателем обобщают полученные знания.

Ссылка на основную публикацию