Использование проектного метода в профилактике речевого недоразвития у детей младшего дошкольного возраста

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Рубрика: Методика

Дата публикации: 05.07.2016

Статья просмотрена: 466 раз

Библиографическое описание:

Бочарова, Е. Н. Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО / Е. Н. Бочарова, И. А. Дубяга. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1137/ (дата обращения: 07.01.2021).

Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет высокие требования к выбору методов обучения, выдвигая в ряде основных принципов «полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития, формирование познавательных интересов и познавательных действий вразличных видах деятельности, возрастную адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований и методов возрасту и особенностям развития)».

Вводить новое содержание в образовательный процесс, активизировать мыслительную и познавательную деятельность ребенка дошкольного возраста, менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска, планировать и проводить последовательную систематическую работу позволяет метод проектной деятельности. Ребенок учится аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, что создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей дошкольного возраста.

Метод проектирования в работе педагогов ДОО становится перспективным средством непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Этот метод принадлежит к числу эффективных средств, все чаще применяемых в педагогике, которое помогает достижению максимально возможных успехов в преодолении тех или иных трудностей у дошкольников. Эффект применения метода проектной деятельности зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему образовательного процесса, создавая психоэмоциональный комфорт детям, предусматривающий «ситуацию уверенности» в своих силах. Подобный подход к процессу обучения — это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний.

Проектный метод в дошкольном учреждении стал одним из основных компонентов в организации непрерывной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму» — так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, решая поставленную задачу методом проб и ошибок, ребенок приобретает знания и опыт.

Как и в педагогике, в логопедии «обучение … рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств», Л. С. Волкова [1, 74].

И в современной логопедии, как педагогическая наука, также происходит постоянный активный поиск путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для дошкольников с нарушениями речи.

Речь — одна из важнейших психических функций человека, а чистая, правильная речь — одно из главных условий его нормального психического развития. Овладение речью, речевое общение порождает социальные контакты, с помощью которых формируются и совершенствуются представления ребенка об окружающем. При помощи речи, общения ребенок узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. Речевое общение создает условие для планирования самостоятельной деятельности и участия в ней. В процессе речевого развития он начинает осознавать собственное поведение, приобретает способность регулировать его.

Речь в жизни человека играет огромную роль, соответственно любые речевые отклонения в разной степени отрицательно влияют на все составляющие психического развития. Неполноценное речевое развитие ребенка накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имея в целом полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными дошкольному возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, испытывают трудности в овладении навыками анализа и синтеза, в умении сравнивать, обобщать. Недостаточное развитие речевых средств порождает специфические черты речевого поведения: неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу, затрудняет общение как со взрослыми, так и со сверстниками, способствует возникновению специфических качеств личности: замкнутости, стеснительности, в некоторых случаях напротив — порождает негативизм, агрессию и ведёт к снижению познавательной активности детей.

Все вторичные нарушения ведут к снижению мотивации к обучению, тормозят развитие обобщающей, регулирующей функции речи и, как следствие, личности в целом. В свою очередь, низкий уровень общения и трудности в обучении замедляют темп развития речи и основных психических процессов. Речевые отклонения затрудняют построение отношений в социуме и особенно болезненно затрагивают процесс формирования высших уровней познавательной деятельности, что не может не сказываться на качестве школьного обучения.

К сожалению, в наши дни в дошкольные образовательные организации все больше поступает детей с различными нарушениями речи, которые резко ограничивают возможность общения детей с окружающими их сверстниками и взрослыми.

В связи с этим, работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является метод проектирования, который используется в логопедии наряду с традиционными методами и является эффективной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения дошкольников с речевыми нарушениями.

Применение в непрерывной образовательной деятельности проектирования позволяет педагогу оптимизировать логопедическую работу с детьми, повысить её эффективность и продуктивность.

Но возникает вопрос, а так ли необходим проектный метод учителю-логопеду ДОО для работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии? Как показывает практика, использование в лого-коррекционной образовательной деятельности метода проекта не только возможно, но и необходимо. Как раз такие дети, может, даже больше остальных нуждаются в применении в работе с ними проектного метода, который позволяет повысить интерес к усвоению предложенного материала, мотивирует их на познавательную активность, так как они, зачастую, снижены у детей с нарушениями речи. Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дошкольники с недоразвитием речи обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, общаться с окружающими.

Одним из существенных преимуществ использования метода проекта в деятельности учителя-логопеда является возможность приблизить коррекционную среду к ситуации стихийного формирования речи — ребенок говорит, чтобы выразить себя, найти контакт, изучить что-либо. Навыки и знания, полученные в ходе спонтанного формирования, имеют больший спектр применения, быстрее автоматизируются.

Проектная деятельность в организации коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками, имеющими нарушения речи может использоваться педагогом и с другими целями:

– для установления контакта с ребенком;

– пробуждения интереса к себе, к взаимодействию;

– сплочения группы детей, участвующих в выполнении задания.

Метод проектной деятельности становится все более актуальным и эффективным в организации коррекционного процесса с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Проектная деятельность в решении проблемы коррекции речевых нарушений в работе с детьми выступает как эффективное инновационное средство, помогающее учителю-логопеду ДОО выстраивать свою работу системно и поэтапно. Важно отметить, что учитель-логопед заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т. е. педагог ненавязчиво направляет работу детей в осуществлении проектной деятельности:

– помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

– подсказывает, какие материалы можно использовать;

– планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

– определяет, кого из взрослых можно привлечь к совместной с детьми деятельности;

– координирует весь процесс коррекционной деятельности;

– помогает детям в поиске источников информации;

– сам становится источником информации;

– поддерживает и поощряет активность детей в работе над проектом.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности непосредственно на самого педагога. Проектирование заставляет учителя-логопеда постоянно находиться в пространстве возможностей, что требует ежедневного творческого, личностного роста, изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий. В результате реализации проекта повышается и профессиональная компетентность всех педагогов ДОО: в ходе организации консультаций, семинарских и открытых занятий, они получают дополнительные знания в вопросах использования метода проектной деятельности в коррекционном и педагогическом процессе.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Дети открываются родителям с новой стороны, ребенок оказывается интересен им, поскольку начинает выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется необычным содержанием, приобретает иной смысл. Взрослые замечают, как у детей активизируются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого. Совместное переживание происходящего, формирование интереса к выполнению заданий вырабатывает положительное отношение к занятиям, улучшает эмоциональный фон, поднимает общую активность, позволяет вырабатывать устойчивые формы поведения. Повышается психолого-педагогическая грамотность и самих родителей: они могут знакомиться с методами и приёмами коррекции речевых нарушений, их ролью в развитии ребенка и применять данный практический опыт в семейном воспитании. Грамотная организация речевой среды дома обеспечивает закрепление навыков, полученных на занятиях, введение их в свободную речь и использование их в различных ситуациях общения.

Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем традиционных педагогических технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия учителя-логопеда и ребёнка, формирует интерес к занятиям, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Как показывает практика, дети приобретают не только речевые умения и навыки, но и способы осуществления коммуникативной и познавательной деятельности, у них повышается уровень произвольной регуляции поведения и обучаемости в целом, что является основными предпосылками формирования учебной деятельности

Общие показатели результатов психоречевого, моторно-двигательного и эмоционального развития детей свидетельствуют о появлении позитивных изменений и высокой продуктивности коррекционной работы. Исходя из данных полученных результатов деятельности учителя-логопеда с использованием метода проекта становится очевидным, что данный метод является современным продуктивным и актуальным средством развивающего обучения и может активно применяться в целях коррекции речевых нарушений различной этиологии у дошкольников.

  1. Волкова Л. С. Логопедия. Издание пятое, переработанное и дополненное.//Владос, Москва,2004

Коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников

Содержимое публикации

Коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников

“Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев”.

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу, необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах и используя различные методы и приемы. И поэтому данный подход в коррекционно-профилактической работе имеет особое значение.

При нормальных условиях воспитания, когда ребенок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводиться систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни.

У детей с различными нарушениями речи имеются существенные отклонения от нормы в речевом и психомоторном развитии. Могут отмечаться несформированость мелкой и артикуляторной моторики, слухоречевого ритма, при несформированности общей моторики может быть повышен мышечный тонус, нарушены статистическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики, мимической, мелкой и артикуляторной и оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической), затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность. В настоящее время в современной педагогике существует мнение, что устранять дефекты речи необходимо у детей как можно раньше, в дошкольном возрасте, так как любое нарушение речи в дальнейшем может отразиться не только на речевом развитии, но и на поведении ребенка.

По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений, в том числе и тяжёлых речевых нарушений, принимает глобальный характер.

На современном этапе система дошкольного воспитания строится на передаче дошкольникам знаний и сохранении здоровья, в том числе психологического благополучия. Поэтому необходимо развивать речь через развитие познавательных процессов, используя как традиционные методы, приёмы и игры, так и различные здоровьесберегающие технологии.

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.

“При поражении нижне-лобных отделов сенсо-моторной области коры фонематические нарушения характеризуются недостаточным пониманием речи окружающих. Моторика при этом нарушена по кортикальному типу, преобладают тормозные реакции”. Речевая активность недостаточна, словарный запас беден, фраза короткая. Фонематические нарушения характеризуются искажениями или заменами звуков.

“При поражении нижне-теменных отделов сенсо-моторной области коры возникает алалический синдром по афферентному типу”. При этом фонематичекий слух не сформирован, наблюдается нечеткость, смазанность речи, нестойкие звуковые замены и поиски артикуляции. Наблюдаются ускоренный темп речи, нарушение плавности речевого потока, спотыкание.

“При поражении верхне-височных отделов коры головного мозга чувство ритма грубо нарушено, трудно сочетать речь с движением”. При развивающейся большой речевой активности наблюдается замена и потеря слоговых элементов, замены звуков, перестановки и пропуски слогов, нарушение ритмической структуры слова.

Н.И.Жинкин отмечал: “Управление речевыми органами никогда не наладиться, если сами не будут сообщать в управляющий цент, что ими делается…Таким образом, кинестезии не что иное, как обратная связь. По которой центральное управление осведомляется, что выполнено из тех приказов, которые посланы на исполнение…” Ребенок с легкими проявлениями дизартрии плохо воспринимает состояние напряженности или расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные движения. Он испытывает значительные затруднения при выполнении заданных движений и поз, так как не может правильно и точно определить положение и состояние органов движения. Кроме того, снижение обратной кинестетической афферентации может задерживать интеграцию различных функциональных систем, таких как слуховая и зрительная, имеющих отношение к речевому процессу.

Читайте также:  Использование песочной терапии во внеклассной работе с учащимися младших классов

По словам В.А.Сухомлинского: “Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”. Истоки пальчиковых игр лежат в народной педагогике. Многие ученые (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова-Фомина и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Было установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Такая успешная коррекционная работа может быть осуществлена только при наличии достаточно высокой познавательно-коррекционной активности, при высоком уровне развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, достаточном уровне сформированности пространственной ориентации на себе.

Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.

Для достижения этой цели должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

Главная цель в воспитании и образовании дошкольников – это сохранение здоровья. Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса.

В своей работе можно использовать следующие виды здоровьсберегающих

технологий: медико-профилактические;физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика т.д. выявил возможность и необходимость сочетания в коррекции речевой патологии у детей различных способов вариативности традиционных и нетрадиционных: таких как кинезиологии, биоэнергопластики и Су Джок.

Предполагаемые результаты нетрадиционной работы

Биоэнергопластика

Кинезиология

Су Джок приемы

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развиваются гибкость отдельных частей речевого аппарата, развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное; левое – математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Под влиянием кинезологических тренировок межполушарного взаимодействия складывается единство мозга из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи).

Регулярное и опосредованное стимулирование систем соответствия по Су Джок ,особенно большого пальца(система соответствия голове), массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей стоп (участки соответствия головному мозгу),способствуют созреванию нервных клеток и активном функционировании коры головного мозга, тем самым оказывают лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказываются на исправлении речи детей.

Вариативность воздействия на речевые зоны коры головного мозга заключается в использовании комплексов кинезиологии, бионергопластики и пальчиковых игр, Су Джок. При планировании работы, предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также использование элементов самостоятельной деятельности детей (например, самомассаж.)

В работе с детьми с общим недоразвитием речи, разработано 9 комплексов. Каждый комплекс разучивается в течении недели, затем повторяется.

Комплекс состоит из 8 упражнений:

– кинезиологических тренировок межполушарного взаимодействия (обе руки работают одновременно – синхронно;

– биоэнергокомплексов (артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ;

Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети воспроизводят соответствующие движения. При повторении потешки необходимо побуждать их к договариванию слов потешки, назывании действий пальчиков. Затем дети заучивают потешку наизусть и в дальнейшем говорят ее, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работают одновременно – синхронно.

Работа начинается с простых упражнений, типа “ Мальчик-пальчик, где ты был?”. Этот вид упражнений – прикосновение большого пальца каждому другому пальцу на этой руке – можно провести под разными названиями. В сентябре пальчики у большинства детей непослушные или слишком напряженные. Недели две повторяется этот вид упражнений.

Приемы биоэнергоплатики и кинезиологии используются на утренней гимнастике (1,5-2 минуты), на фронтальных занятиях (2-3 минуты), на индивидуальных, чередуются в зависимости от этапов логопедической работы и тематики занятий. На первом занятии проводиться 2-3 артикуляционных упражнения. Демонстрируя их, мы сочетаем артикуляционные упражнения с движениями кистей рук. При этом особое внимание детей обращается на необходимость четкого выполнения каждого движения. Это касается не только артикуляционных упражнений, но и упражнений для развития речевого дыхания, мимической деятельности и т.п. Если у ребенка в силу каких-либо причин не получается упражнение, то оно отрабатывается индивидуально перед зеркалом. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделяется тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.

В результате использования комплексов усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развивается гибкость отдельных частей речевого аппарата, развивается координация движений и мелкая моторика, произвольность поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Авторские сказки с использованием Су Джок массажеров, семянотерапии, жгутотерапии используются с целью воздействия на систему соотвествия биологически активных точек и стимуляции речевых зон коры головного мозга.

Для создания успешной коррекционно-развивающей деятельности необходимо установить взаимосвязь логопеда с педагогами и это заключается в логопедизации режимных моментов и занятий. Воспитатели в утреннее и вечернее время систематически развивают у детей мелкую моторику кисти и артикуляционного аппарата, используя также элементы кинезиологии, биоэнергопласти и Су Джок. Эта работа проводиться в игровой форме, с использованием наглядного материала. Вместе с психологом проводиться психогимнастика, с музыкальным руководителем – логоритмика, инструктором по плаванию – дыхательные и общеукрепляющие упражнения.

Использование проектной деятельности у детей раннего возраста с целью преодоления задержки речевого развития
статья по логопедии на тему

Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. Как показывает практика, внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_proektnoy_deyatelnosti_u_detey_rannego_vozrasta_s_tselyu_preodoleniya_zaderzhki_rechevogo_razvitiya_2.rar19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребёнка – детский сад “Сказка”

Использование проектной деятельности у детей раннего возраста с целью преодоления задержки речевого развития

Учитель логопед Федорова Е. С.

Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка.

Метод проектов в работе с дошкольниками становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений, он позволяет развивать познавательную мотивацию, способствует формированию навыков сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.

Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка.

Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Очевидна значимость ранней профилактической и пропедевтической работы с детьми. Исправить речевые недостатки в старшем возрасте значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

К сожалению современные коррекционные программы ориентированы, прежде всего, на работу с детьми с 5 – 6 летнего возраста и коррекционная работа направлена на исправление уже имеющегося речевого нарушения, а не на их предупреждение.

В связи с этим мы стараемся определить проблему, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.

Цель и задачи проектов развития речи имеют направленность на комплексное решение основных задач, указанных в ФГОС: речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Целью нашего проекта является создание эффективного комплексного взаимодействия воспитателей, специалистов ДОУ и родителей, направленного на профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачами нашего проекта являются: создание модели коррекционно-развивающей деятельности воспитателей, специалистов ДОУ и родителей, подбор дидактических и методических материалов с учётом возрастных особенностей детей, развитие всех сторон речи детей: звукопроизношения, обогащения словаря, развития связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, речевых игр и упражнений. Работа по профилактике речевых нарушений ведётся с детьми от 2 до 4 лет без проведения специальных занятий. Так процесс проходит с минимальными затратами времени, что ведёт к оптимизации образовательной деятельности и не перегружает его. К тому же, помощь оказывается комплексно и единовременно большому количеству детей.

В течение года я реализовала проект на тему «Учимся говорить красиво».

Для успешного осуществления проекта вся наша работа была разделена на несколько этапов:

На подготовительном этапе работы были определены цели и задачи проекта, составлен план по его реализации. На этом этапе проекта готовим артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над простыми по произношению звуками, развиваем длительность речевого выдоха, развиваем подражание речевым звукам, мелкую моторику. Воспитываем у детей интерес к артикуляционной и пальчиковой гимнастике, учим выражать свои чувства и эмоции, воспитываем слуховое внимание и усидчивость. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Хорошо известная логопедам «Сказка о веселом язычке» в различных вариациях, обязательно с использованием красочных картинок, вызывает у детей большой интерес к упражнениям. Мотивирует их к новым сказочным историям о Язычке.

На основном этапе работы использовали следующие формы:

С детьми. В начале учебного года обследование подвижности органов артикуляционного аппарата, звукопроизношения детей, диагностика речевого развития детей, диагностика развития мелкой моторики. В соответствии с изучаемыми лексическими темами развивать мелкую моторику рук, формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания и т.д. обязательное использование пальчиковой гимнастики.

С учителем-логопедом. Разработать и внедрить проект – «Учимся говорить красиво», перспективный план работы с детьми, подготовить диагностику на начало и конец учебного года. Один раз в неделю учителем- логопедом и каждый день воспитателем проводить в режимных моментах игры для формирования правильного звукопроизношения, артикуляционные упражнения, игры-звукоподражания. Оформить картотеки артикуляционных упражнений.

С родителями. Беседы с родителями о проекте, изучение родителями методической литературы по развитию артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Приобщение родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения. Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику. Консультации «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

3. Итоговый этап. Это этап анализа проведенной работы. Была представлена презентация проекта для педагогов и родителей;

Как показала практика, внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. К тому же, технологии проектной деятельности позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

  1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 240 с.;
  2. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит: Книга для тех, кому интересно / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2004.– 48 с.
  3. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» – М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
  4. Жукова Н.С. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева // Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: Кн. для логопеда. Серия: учимся играя. – Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.– с. 24-26;
  5. Жильгильдина А.А., Левшина Н.И. Использование проектной деятельности для развития речи дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. – С. 418-419;
  6. Максаков А.И. Как развивается речь ребенка. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) / А. И. Максаков // Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.: Просвещение, 1983. – с. 32-35;
  7. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада.– 2-е изд., испр. и доп./ А. И. Максаков, Г. А. Тумакова – М.: Просвещение, 1983.– 144 с.;
  8. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда / С. А. Миронова – М.: Просвещение, 1991.– 208 с.
  9. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 1999.– 112 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье кратко раскрываются основные целми и этапы коррекционной работы по формированию речевой системы у детей раннего возраста.

Знание закономерностей речевог развития необходимо для правильной диагностики нарушений речи.

теоретический материал для воспитателей о проектном методе в работе с детьми.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст.

Методический материал для учителей-логопедов,дефектологов , педагогов и родителей.

Развитие нравственных качеств детей через литературные произведения.

Педразвитие

Автор: Каримова Назира Карамовна
Должность: Учитель – логопед
Учебное заведение: ГБОУ “Альметьевская школа–интернат для детей с ОВЗ”
Населённый пункт: город Альметьевск, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Дата публикации: 09.03.2019
Раздел: дошкольное образование

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи,

увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению

(профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в

профилактике играет совместная работа логопедов и воспитателей детских

дошкольных учреждений. Предупреждать речевые нарушения у детей

необходимо с раннего возраста, в каждой возрастной параллели свои

в раннем возрасте (до 3 лет) – предупреждение недоразвития речи соц.

характера, так как речь ребенка формируется по подражанию, то есть в

процессе общения с окружающими его взрослыми и неправильное

речевое окружение и воспитание может являться причиной

возникновения у детей дефектов речи. Нарушения речи, возникшие в

дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд

вторичных нарушений речи, которые в той или иной степени могут

повлиять на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так

важно заботиться о своевременной профилактике нарушений и уделять

внимание развитию речи детей.

в младшем и среднем возрасте (3-5 лет) – предупреждение дефектов

Правильное звукопроизношение складывается из:

– хорошо развитого фонематического слуха;

– нормального речевого дыхания;

– развитой артикуляционной и мелкой моторики.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы,

благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию:

рак – лак – мак, угол – уголь. Хорошо развитый фонематический слух

обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и

внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами.

Сформированность фонематического слуха является необходимым условием

обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к

овладению чтением и письмом.

1. Узнавание неречевых звуков – игры со звучащими игрушками, баночки-

2. Игры, направленные на восприятие ритма;

3. Различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игры

«Три медведя», «Как семья разговаривает»;

4. Различение близких по звуковому составу слов – работа с оппозиционными

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота

произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного

аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные

С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно,

чтобы дети усвоили простейшие навыки движения («блинчик», «лошадка»,

В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за

умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на

другую. Артикуляционная гимнастика проводится сидя, спина прямая,

ребенок расслаблен. Усадить ребенка нужно так, чтобы он видел лицо

воспитателя и воспитатель мог отследить выполнение упражнений ребенком.

Проводить гимнастику систематически, тогда будет эффект.

Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные

упражнения должны проводится систематически. Обыгрывание с детьми

потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые

гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на

манке, штриховки вальдорфские узоры, шнуровки и многое другое

способствует развитию мелкой моторики рук. Немало важным является

развитие силы рук.

Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более

глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.

Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:

Ослабленный вдох и выдох, как следствие – тихая речь, затруднение

произнесения длинных фраз;

нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению

плавности речи, недоговариванию слов и фраз;

произнесение фраз на вдохе – судорожной, нечеткой речи;

неравномерный выдох – речь то громкая, то тихая

Конечно, нарушение речевого дыхания может быть как следствие:

общей физической ослабленности;

Игры направленные на удлинение, развитие силы и плавности воздушной

струи: «мыльные пузыри», «дутье на кораблики», надувание игрушек, возд

шариков, «буря в стакане воды», упрямая свеча, перышки, снежинки.

Внимание: дуть не в щеки, следить чтобы голова не закружилась. Проводить

систематически, 2-3 минуты.

1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине

2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.

3. Сделай вдох через нос.

4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая

интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии

развития голоса встречаются достаточно редко.

Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты

тормозные процессы в коре головного мозга. В это время уделить внимание

детям с тихим и крикливым голосом.

Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь.

В лесу причу: «ау, ау».

А мне в ответ: «ау, ау».

Горе кричу: «ау, ау».

Гора в ответ: «ау, ау»

3. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса:

Мне мила моя работа (тихо)

Я доволен, я горжусь (громко)

Тихий голос – игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием или

Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели,

ушками захлопали, ножками затопали.

Гуси начали опять по-гусиному кричать: га-га-га.

Кошки замурлыкали: мур-мур-мур, Птички зачирикали: …. ,

Лошади заржали: …. , Мухи зажужжали: … .,

Лягушата квакают: …. , А утята крякают:…. ,

Поросята хрюкают: …. , Мурочку баюкают.

Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха,

артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает

благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи

Открытое логопедическое занятие в старшей группе на тему «Ярмарка»

Цель: В процессе творческих подходов в режимных моментах приобщать детей к народным обычаям, народным промыслам.

Задачи:

  • расширить знания о народных обычаях; народных промыслах;
  • приобщать к истокам и традициям русского народа;
  • совершенствовать умение работать в коллективе;
  • формировать четкие, энергичные движения губ, языка, необходимые для выработки дикции.
  • развивать мимическую мускулатуру языка, обогащать слова и активизировать речь детей;
  • развивать тонкую моторику рук посредством изобразительной деятельности;
  • развивать творческие способности;
  • развивать слуховое восприятие, внимание, память.
  • воспитывать коммуникативные навыки общения;
  • познакомить с разными жанрами театра, поддерживать интерес к театрализации, поощрять желание к творчеству;
  • прививать любовь и уважение к русским традициям.

Методы и приемы:

Практический, наглядный, словесный, игровой.

Оборудование.

Дети в народных костюмах, музыка, индивидуальные зеркала, фотографии и репродукции с изображением различных ярмарок; набор логопедический «Пчелки в дупле», деревянные ложки, кисти, гуашь, баночки с водой (по количеству детей), экспонаты народных промыслов, угощение для детей, кукла – перчатка Петрушка.

Предварительная работа.

Беседа, что такое «Ярмарка». Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова. Рассматривали фотографии и репродукции с изображением различных ярмарок, экспонаты народных промыслов. Разучивали массаж, стихотворения.

Ход мероприятия

Организационный момент.

Дети входят в русских народных костюмах в группу и рассаживаются полукругом на стулья.

Логопед. Здравствуйте, ребята и вы гости дорогие. Низкий вам поклон. Приглашаю вас сегодня совершить путешествие в волшебную страну под названием Ярмарка. А что же такое ярмарка?

Дети. Ярмарка это веселье, хорошее настроение, игры.

Логопед. Ярмарку всегда очень ждали, это было важное событие в жизни людей. Туда везли самые лучшие товары, там можно было купить много полезных и красивых вещей. А еще ярмарка славилась весельем, хорошим настроением и праздничной атмосферой. На ярмарках показывали кукольные, театральные спектакли, выступали скоморохи и ростовые куклы. Вот так интересно проходили ярмарки.

Во время рассказа логопед демонстрирует детям фотографии и репродукции, которые заранее размещены на магнитной переносной доске.

Логопед. Ребята, а вы бывали на настоящей ярмарке? Давайте сейчас туда отправимся. Но чтобы туда попасть, нужно выполнить задание.

Основная часть.

Логопед: Ребята, приготовьте ладони для выполнения массажа. Сядьте прямо, глубоко вдохните носом воздух и плавно выдохните через рот, затем резко выдохните, как бы освободившись от всего воздуха, быстро вдохните и сильно выдохните (фиксированный выдох). Плечи не поднимайте, сидеть нужно свободно. После дыхательной разминки ладони слегка разотрите, надавливая на подушечки пальцев, подготавливая их к самомассажу, а заодно и массажу кистей рук.

Самомассаж (поглаживание, похлопывание, поглаживание)

Мы умоем глазки,
Чисто вытрем нос,
Нарумяним щеки,
Подрисуем бровь –
Правую и левую,
А теперь вот так (обе),
Проведем вдоль уха
И погладим шею,
Водой чуть-чуть побрызгаем.
Шлепают подушечками пальцев.
И вытремся скорее.

– Ну что ж, можно и на ярмарку.

Только нужно нарядиться,
Так на ярмарку идти –
Ну просто не годиться.

Дети смотрятся в зеркало, улыбаются, поправляют девочки платочки, а мальчики кушаки.

Ознакомление с народными промыслами.

Дети проходят за логопедом в зону устройства «Ярмарки». Одна часть детей становится «покупателями», другая – «продавцами». «Продавцы» встают за столики, на которых разложены разные предметы народных промыслов. Логопед и «покупатели» переходят от одного столика к другому и разглядывают предлагаемый товар. Логопед хвалит промыслы, фиксируя внимание детей на разнообразие представленного материала и его самобытности. Освободившиеся «продавцы» постепенно присоединяются к логопеду и «покупателям».

К нам на Ярмарку спешите,
Очень рады видеть вас,
Не стесняйтесь, подходите,
Все товары здесь – для вас!

А на Ярмарке у нас
Все товары – высший класс!

Приглашаем, подходите,
На товары поглядите.

Подходите, поглядите
И чего–нибудь купите!

Промыслы народные
Все очень благородные:
Дымка, гжель и хохлома,
Углич, Жостов, Кострома –
Все на Ярмарку у нас,
Приглашаем в гости вас.

5–й ребенок (продавец):

Пряники печатные
Очень ароматные.
В тесто добавляя мед,
Пекарь пряники печет.
Подходи, не зевай,
Себе пряник покупай!

6–й ребенок (продавец):

А вот поделки из глины!
Промысел очень старинный.
Есть горшки, кувшины, кружки
И забавные игрушки.

7–й ребенок (продавец):

Посмотрите, что за диво, –
Как все сине и красиво!
Как удобно в применении –
И для чая, и варенья,
Для конфет и для печенья.
Мимо вы не проходите,
Гжель скорей себе купите!

8-й ребенок (продавец):

А вот хохлома, сюда поспешите!
На дереве роспись себе вы купите.
Солонки и блюда, красивые утки.
И даже, глядите,
Есть плюшки – малютки.

9–й ребенок (продавец):

А кому подносы?
Привезли из Жостова.
Мастерицы постарались,
Красоту нарисовали:
Что не букет, то летний сад,
Покупке нашей будешь рад!

10–й ребенок (продавец):

Гусь – Хрустальный
Весь сверкает.
Подходи, честной народ,
Кто сейчас не прозевает,
Без покупки не уйдет!

11–й ребенок (продавец):

Есть старинный русский град –
Это Павловский Посад.
Знаменит Посад шарфами
И красивыми платками.
Что ни платок, то чудо сад,
Такому каждый будет рад.

Так вот откуда мой платок,
Теперь я буду знать.
И каждому о промыслах
Смогу я рассказать.

Ай да Ярмарка!
Вот чудо,
Побывав — не позабудешь!
Но на Ярмарке у нас
И забавы есть для вас.

Дети подходят к столам, садятся на стульчики и делают артикуляционную гимнастику (упражнения «Трубочка», «Лопатка», «Иголочка», «Часики», «Чашечка», «Лошадка», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр»)

После артикуляционной разминки логопед предлагает детям вновь прийти на Ярмарку и посмотреть, что там еще интересного. Все дети подходят к дереву, на котором дупло.

Логопед: Ой, ребята, поглядите, что за чудо – дерево с дуплом появилось? Тук — тук, кто в дупле живет? (Подходит ближе к дереву и делает вид, что слушает.) Да это же Пчелки – жужжалочки – звукоповторялочки! И как я раньше не догадалась! Пчелки, вылетайте, а вы, ребята, пальчики подставляйте. С ними поиграем – что загадают, отгадаем.

Дети надевают пчелок на указательные пальцы. Дети встают полукругом.

– Ну что, готовы? Начинаем. Звуки произносите четко, хорошо работайте губами, языком и голосом. Слушайте загадку, потом скажите все отгадку.

Громко звук мне назовите,
Как дятел по дереву вы постучите (д – д – д).

А теперь – комар летит,
Очень звонко он звенит (з – з – з).

Как корова, помычим,
Молока дать всем хотим (м – м – м).

Шею тянет грозный гусь,
Он шипит, его боюсь (ш – ш – ш).

Над цветком летает жук,
Громкий издает он звук (ж – ж – ж).

Сидит за печкою сверчок.
Что ни звук, то щелчок (чк – чк – чк).

Молодцы, все угадали,
Звуки правильно назвали.

Проходите вот сюда.
Это кто же здесь у нас?
Вдруг там страшный
Карабас?
Тук – тук — тук, нам покажись,
На Ярмарке с нами повеселись.

Не хочу я веселиться,
Мне сегодня лишь грустится…

Логопед (обращаясь к ребятам):

Давайте вместе скажем:
«Мы тебе поможем,
Развеселить тебя мы сможем,

Показывается Петрушка (в руках он держит куклу – перчатку Петрушку).

На стульчики присядем,
Послушаем Петрушку,
И, может быть, мы сможем
Развеселить Петрушку.

Дети рассаживаются на стульчики.

Что, Петрушка, загрустил?
Или наш товар не мил?
Что на Ярмарке не так?
Может, потерял пятак?
Может, кто тебя обидел?
Или праздника не видел?
Почему же ты грустишь?
Все вздыхаешь и молчишь.

Вас хотел я удивить,
На спектакль всех пригласить.
Но всех кукол потерял,
Ах, пропал, пропал, пропал…

Кукол потерял? Каких?

Театральных, не простых.

Наши ребята тоже кукол знают,
С ними часто они играют.

– Ты, Петрушка, спроси у них, они тебе расскажут, какие куклы есть у нас.

Петрушка. И какие же куклы у вас есть?

1–й ребенок: Вот такие – пальчиковые. Очень интересные, красивые. Их на палец надевают надевают и сказки разные изображают.

Хороши, но все не так.
Не удивлю я вас никак.

2–й ребенок: А еще у нас есть куклы – перчатки. С ними тоже удобно показывать спектакли.

Петрушка: Нет, не то! Я и сам такой. Что тут удивительного?

Да, Петрушка, незадача…
Но встреча с нами – вот удача.

Мы тебе сейчас поможем.
Кукол смастерить мы сможем.

Петрушка: Смастерить, но из чего?

Мы, Петрушка, ложкари,
Сколько ложек, посмотри!

Да какой от ложек прок,
Я же вам не скоморох!

Дети смеются над Петрушкой.

Вам смешно,
А мне хоть плачь…

Дети (обступают Петрушку): Не грусти.

Верно, хватит горевать,
Ложковый театр
Мы будем создавать!

Ну, ребята, всем за дело!
Распишем ложки с вами смело.

Кисти, краски и гуашь
И, конечно, карандаш.

Нарисуем персонажи
И Петрушке их покажем!

Развитие творческих способностей детей.

Логопед: Ребята, вы молодцы! Как интересно придумали.

Дети подходят к столам, где приготовлены деревянные ложки, баночки с водой, краски, гуашь, кисти.

Гости дорогие,
Кто хочет, к нам
Присоединяйтесь,
На ложках деревянных
Свой образ создавайте
Для театра ложкарей –
Чем персонажей больше,
Тем будет веселей.

Закончив рисование, дети показывают свои работы и называют персонаж и сказку, из которой этот персонаж.

Ой, спасибо вам, друзья,
Вижу, что грустил я зря.

Бублики и калачи
Мы достали из печи.

Сушки, сдобное печенье –
Всем сегодня угощенье!

Дети угощают гостей, логопед угощает детей.

Плут Светлана Николаевна,
учитель-логопед I кв. категории,
МБДОУ Краснозерский детский сад № 6,
р. п. Краснозерское

Конспект логопедического занятия «Ярмарка»

Анна Сергеевна
Конспект логопедического занятия «Ярмарка»

Ход ЗАНЯТИЯ.

Дети заходят в зал в русских народных костюмах в зал. Зал оформлен, как русская ярмарка.

Л: Дети, как вы думаете, куда мы попали сегодня?

Д: На ярмарку!

Л: Конечно, ярмарку. Ребята, а кто скажет, что такое ярмарка?

Д: Ярмарка-это шумный, веселый базар, на котором торговали своими товарами! Много веселились, проводили разные конкурсы и соревнования скоморохи!

Л: Молодцы! Одним из развлечений на ярмарке был кукольный театр с Петрушкой и множеством других героев! И на нашей ярмарке есть театр, давайте пойдем и посмотрим!

Дети садятся. Появляется Петрушка.Обращается к детям:

Пожалуйте все сюда!

Ярмарка открывается.

Собрались тут игры разные, разнообразные,

Из русской старины,

Из Российской страны.

Подходи, выбирай в любую играй!

Угадайте, какой инструмент сейчас будет играть за ширмой?

Угадает тот, кто самый внимательный.

Я покажу вам мои любимые упражнения для пальчиков, я всегда их делаю, что бы быть умным и сообразительным. Будете делать их вместе со мной?

П: Приготовили ручки, разминаем каждую фалангу пальчика!

«Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка,

Мы урожай собирали,

Им мы друзей угощали,

Квасили, ели, солили.

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,

Наш друг огород!»

Молодцы! Справились! А теперь еще одно! (пальчики здороваются»Птичка»)

Ищет птичка везде….

Л: Спасибо, Петрушка! Нам было очень интересно! А мы можем научить тебя делать упражнения для щечек, губ и язычка, что бы ты смог выговаривать самые сложные слова без запинок!

Повторяй за нами!

П: Я смотрю веселиться вы умеете! А про покупки-то забыли!

Л: И правда, забыли! (логопед достает записку, в которой обозначено, что надо купить. Показывает детям) Ребята, пошли скорее на ярмарку!

Дети смотрят на записку, определяют, что нужно купить в первую очередь. Подходят к прилавку.

Ребенок 1: Дорогой коробейник, нам травка нужна коровушку кормить.

К: Вот вам картинки, из начальных букв в названии картинок составьте слово «СКОМОРОХ».

(каждому ребенку выдается карточка с изображением предмета:

Логопед просит каждого ребенка выделить первый звук в слове (в названии картинок) и дать ему характеристику. Дети выписывают на мольберте начальные буквы и составляют слово и говорят его коробейнику.

К: Вот ваша травка (кладет ее в лукошко).

Ребенок 2: А теперь нам нужны волшебные ежики.

К: Составьте предложение со словом скоморох и схемы к приложениям (дети составляют предложения и выкладывают схемы на мольберте).

К: Какие вы молодцы (кладет в лукошко волшебные ежики).

Ребенок 3: Продайте нам, пожалуйста, волшебные пружинки.

К:У меня здесь много всего: баранки и бараночки, ложки и ложечки.

Назовите весь мой товар ласково и волшебные пружинки будут ваши.

Коробейник выходит из-за прилавка с мячом и играет с детьми.

Превращаемся в карусель, ярмарочного медведя и т. д.

Дети подходят к прилавку.

Ребенок 4: Будьте добры, нам нужны прищепки.

К: Помогите мне произвести учет товара.

(Выдает детям карточки с изображениями товаров и их количества).

Коробейник спрашивает у каждого ребенка: сколько баранок, сколько карандашей, сколько платков?

Какие вы молодцы, помогли мне большое дело сделать, вот вам прищепочки.

Ребенок 5: Ну и напоследок, нам нужны крышки.

К: Заштрихуйте аккуратно контуры (каждому ребенку выдается контур и дети садятся за столы).

После окончания работы, логопед собирает контуры и отдает их коробейнику.Он смотрит и оценивает работы ребят: молодцы, постарались на славу!

Возьмите свои крышечки.

Л: Ну вот мы и купили все, отправляемся домой.

Логопед берет лукошко и проходит с ребятами мимо ширмы с Петрушкой.

Петрушка смотрит на лукошко и начинает смеяться: люди на ярмарку за продуктами, за курами да поросятами идут. А вы чего понабрали?

Л: А ты не смейся, Петрушка, мы с ребятами покажем, для чего нам нужны эти вещи.

Дети садятся за столы и начинают делать упражнения:

1. Упражнение с ковриком.

Гладила мама-ежиха ежат,

Что за пригожие детки лежат.

2. Упражнение с массажным мячом «ежик»:

3.Упражнение с прищепками:

Вот проснулся, встал гусенок

Пальцы щиплет он спросонок,

Дай хозяйка корма мне,

Больше чем моей родне.

4.Упражнение с пружинками:

Шел мишутка топ да топ,

Вдоль звериных тайных троп,

Вот устал и сел на пень

И ему подняться лень.

5.Упражнение с крышками:

Л: Вот Петрушка для чего нам нужны были все эти предметы.

Научишься делать эти упражнения и ты будешь ловкий, умелый и очень сообразительный, как наши ребята.

П: Спасибо вам большое! С ярмарки никогда и никто не уходил без угощений.

Вот вам пряник печатный за ваши старания. (Дарит пряник)

Л: До свидания, мы отправляемся домой.

Л: Ребята, вам понравилась сегодняшняя ярмарка? А что особенно понравилось?

А угостимся мы в группе, после того как помоем руки.

Конспект логопедического занятия «Строим дом» Логопед: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и улыбнемся. С добрым утром. Начат день, Первым делом гоним лень,.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с мордовским фольклором «Весенняя ярмарка (Тундань ярмарка)» Программное содержание: -закрепить знания детей о различных жанрах устного народного творчества: песнях, сказках, загадках; -развивать у.

Конспект комплексного занятия «Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка!» Конспект комплексного занятия: «Ярмарка,ярмарка, широкая ярмарка!». Адресат: воспитанники подготовительной группы. Цель: обобщить имеющиеся.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Русская ярмарка» Интеграция образовательных областей: Область «Познавательное развитие», Область «Речевое развитие», Область «Социально- коммуникативное»,.

Конспект занятия «Дымковская ярмарка» Тема. “Дымковская ярмарка” Задачи. Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке.

Конспект занятия по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Ярмарка» Цель: познакомить детей с музыкальными инструментами и их звучанием; расширять музыкальный кругозор; развивать познавательный интерес к.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Ярмарка. Роспись каргопольской игрушки» Конспект занятия по рисованию «Ярмарка. Роспись каргопольской игрушки» Подготовительная группа Составила воспитатель первой квалификационной.

Конспект занятия в подготовительной группе: «Ярмарка» Конспект занятия в подготовительной группе: «Ярмарка» Цель занятия: приобщить детей к русской народной культуре, вовлечь детей в фольклорное.

Конспект логопедического занятия «Звуки [Р]-[Л]» НОД. Тема: Звуки Р-Л. Цели: 1. Закрепление произношения и различение звуков Р-Л. 2. Обогащение лексики родственными словами. 3. Составление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Веселая ярмарка» Цель: приобщение детей к русской культуре, духовному богатству, мудрости и трудолюбию родного народа. Задачи: развивать интерес к народному.

Конспект логопедического занятия “Русская ярмарка”

Петренко Светлана Валентиновна

МДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида»

Л О Г О П Е Д И Ч Е С К О Е З А Н Я Т И Е

1.Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Русские народные сказки» и «Русское народное творчество».

2.Закрепление навыка диалогической речи.

3.Закрепление четкого правильного произношения поставленных звуков.

4.Закрепление умения классифицировать предметы.

1.Развитие просодической стороны речи, выразительное чтение стихов и потешек.

2.Развитие фонематического слуха и восприятия.

3.Развитие мелкой и общей моторики, координация речи с движением.

4.Развитие мышления, памяти, внимания.

5.Развитие связной речи детей через полные ответы на вопросы логопеда.

1.Воспитание любви к Родине, ее культуре, самобытному народному языку.

2.Воспитание бережного отношения к культурному наследию (сказки, потешки, песни, танцы, русские народные промыслы).

3.Воспитание любви и уважения к русским праздникам и традициям.

4.Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, умения работать в коллективе.

ОБОРУДОВАНИЕ: Картинки или СД для звукоподражания, Петрушка-игрушка, маски сказочных животных, картина или СД «Ярмарка», овощи-фрукты, дикие и домашние животные (игрушки), костюмы –косынки для девочек, кушаки для мальчиков.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: выучить стихи, с музыкальным руководителем подготовить песню «Во поле березонька..», танцы «Русские матрешки» и «Танец с ложками».

Петрушка –игрушка: Ай, да ярмарка!
Вот так ярмарка!
Приглашаю вас, ребята, на Ярмарку!

Логопед: -Ребята, куда приглашает нас Петрушка?

-А что такое Ярмарка, вы знаете?

Логопед: Ярмарку всегда очень ждали, это было важное событие в жизни русских людей. Туда везли самые лучшие товары.. там можно было купить много полезных и красивых вещей. А еще Ярмарка – это праздник, веселье! На Ярмарке выступали скоморохи и другие артисты!

-Хотите отправиться на Ярмарку?

2.Артикуляционная гимнастика и самомассаж.

Логопед: -Чтобы попасть на Ярмарку нужно подготовиться. Давайте сделаем массаж, разогреемся хорошо.
-Приготовьте ладони, они должны быть теплыми (дети растирают ладони).

МЫ УМОЕМ ГЛАЗКИ,
ЧИСТО ВЫТРЕМ НОС,
НАРУМЯНИМ ЩЕКИ,
ПОДРИСУЕМ БРОВЬ –
ПРАВУЮ И ЛЕВУЮ,
А ТЕПЕРЬ ВОТ ТАК (ОБЕ),
МЫ ПОГЛАДИМ ШЕЮ,
ВЫТРЕМСЯ СКОРЕЕ!

Логопед: -Ну что ж, можно и на Ярмарку,
Только нужно нарядиться,
Так на Ярмарку идти –
Просто не годится!

Дети надевают : девочки- косынки, мальчики-кушаки, а логопед набрасывает на плечи яркий платок.

3.Упражнение «Скажи четко, выразительно».

На столах поделки, русские народные промыслы, надпись «ЯРМАРКА».
Логопед: -А родители сидите,
На детей своих смотрите,
КАК умеем говорить,
И играть, и танцевать!

Дети встают за свои столы и читают стихи.

Логопед: К НАМ НА ЯРМАРКУ СПЕШИТЕ,
ОЧЕНЬ РАДЫ ВИДЕТЬ ВАС,
НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ, ПРОХОДИТЕ,
ВСЕ ТОВАРЫ ЗДЕСЬ –ДЛЯ ВАС!

1-й ребенок: А НА ЯРМАРКЕ У НАС
ВСЕ ТОВАРЫ – ВЫСШИЙ КЛАСС!

2-й ребенок: ПРИГЛАШАЕМ, ПОДХОДИТЕ,
НА ТОВАРЫ ПОГЛЯДИТЕ.

3-й ребенок: ПОДХОДИТЕ, ПОГЛЯДИТЕ
И ЧЕГО-НИБУДЬ КУПИТЕ!

4-й ребенок: ПРОМЫСЛЫ НАРОДНЫЕ
ВСЕ ОЧЕНЬ БЛАГОРОДНЫЕ:
ДЫМКА, ГЖЕЛЬ И ХОХЛОМА,
ВСЕ ТОВАРЫ У МЕНЯ!

5-й ребенок: ПРЯНИКИ ПЕЧАТНЫЕ,
ОЧЕНЬ АРОМАТНЫЕ,
ПОДХОДИ, НЕ ЗЕВАЙ,
СЕБЕ ПРЯНИК ПОКУПАЙ!

6-й ребенок: А ВОТ ПОДЕЛКИ ИЗ ГЛИНЫ!
ЕСТЬ ГОРШКИ, КУВШИНЫ,
КРУЖКИ
И ЗАБАВНЫЕ ИГРУШКИ!

7-й ребенок: МИМО ВЫ НЕ ПРОХОДИТЕ,
ГЖЕЛЬ СЕБЕ КУПИТЕ!
ДЛЯ КОНФЕТ И ДЛЯ ПЕЧЕНЬЯ
И ДЛЯ СЛАДКОГО ВАРЕНЬЯ!

8-й ребенок: А ВОТ ХОХЛОМА,
СЮДА СПЕШИТЕ!
ЭТУ РОСПИСЬ ВЫ КУПИТЕ!

4.Упражнение «Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика».

Логопед: -Какие русские народные сказки мы с вами прочитали?

Логопед: А ВОТ ЗДЕСЬ У НАС ДЛЯ СКАЗКИ
ПРОДАЮТ АРТИСТАМ МАСКИ.
А ЦЕНА ВСЕМУ ПЯТАК,
НО МОЖЕМ ВАМ ОТДАТЬ И ТАК!

Дети надевают маски и выполняют артикуляционные упражнения, повторяя движения за логопедом.

«ТРУБОЧКА» «ЛОПАТОЧКА» «ИГОЛОЧКА» «ЧАСИКИ»
«ЧАШЕЧКА» «МАЛЯР» «ЛОШАДКА»

Дети отгадывают звук , и на экране появляется картинка-символ.

Логопед: ПОИГРАЕМ В ОТГАДАЛКИ, НА ГУБЫ МОИ ГЛЯДИТЕ
ПОИГРАЕМ В ПОВТОРЯЛКИ. И ЗВУКИ СКОРЕЙ ПОВТОРИТЕ.

Логопед: АА – ОО – УУ – ИИ – ЫЫ

-Как называются эти звуки? (гласные звуки)

Логопед: ВСТАНЬТЕ ,ДЕТИ, БЫСТРО В КРУГ,
ОТГАДАЙТЕ, ДЕТИ, ЗВУК!

ГРОМКО ЗВУК ВЫ НАЗОВИТЕ, Сложить ладони и
КАК ДЯТЕЛ ПО ДЕРЕВУ ВЫ ПОСТУЧИТЕ (Д-Д-Д). «постучать».

А ТЕПЕРЬ КОМАР ЛЕТИТ, Руки в стороны, летим.
ОЧЕНЬ ГРОМКО ОН ЗВЕНИТ (З-З-З).

КАК КОРОВА ПОМЫЧИМ, Делаем «рожки».
МОЛОКА ДАТЬ ВСЕМ ХОТИМ (М-М-М).

ПЫХТИТ, ПОДХОДИТ ТЕСТО, Руки на пояс, топаем.
В КАСТРЮЛЕ МАЛО МЕСТА.

ШЕЮ ТЯНЕТ ГРОЗНЫЙ ГУСЬ, Руки назад, тянем шею
Он шипит, его боюсь (Ш-Ш-Ш). вперед.

НАД ЦВЕТКОМ ЛЕТАЕТ ЖУК, Руки в стороны, летим.
ГРОМКИЙ ИЗДАЕТ ОН ЗВУК (Ж-Ж-Ж).

СИДИТ ЗА ПЕЧКОЮ СВЕРЧОК, Присели.
ЧТО НИ ЗВУК, ТО ЩЕЛЧОК.

6.Упражнение «Развеселим Петрушку».

Логопед: ЧТО ПЕТРУШКА ЗАГРУСТИЛ?
ИЛИ НАШ ТОВАР НЕ МИЛ?
ЧТО НА ЯРМАРКЕ НЕ ТАК?
МОЖЕТ, ПОТЕРЯЛ ПЯТАК?
МОЖЕТ , КТО ТЕБЯ ОБИДЕЛ?
ИЛИ ПРАЗДНИКА НЕ ВИДЕЛ?

-Ребята, давайте развеселим Петрушку!

Дети танцуют. Девочки водят хоровод «Во поле березонька…», мальчики танцуют «Плясовую с ложками».

Петрушка: ОЙ, СПАСИБО ВАМ, ДРУЗЬЯ,
ВИЖУ, ЧТО ГРУСТИЛ Я ЗРЯ!

7.Игра «Собери правильно».

Логопед: МЫ ПЕТРУШКУ РАССМЕШИЛИ,
ВСЕХ ГОСТЕЙ ПОВЕСЕЛИЛИ,
А СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ
ПОИГРАЕМ САМИ!

Дети делятся на две команды. Собирают в корзинки ОВОЩИ и ФРУКТЫ,
затем разбирают животных ДОМАШНИХ и ДИКИХ.

8.Итог и сюрпризный момент.

Логопед: АЙ, КАКИЕ МОЛОДЦЫ!
И ВО ВСЕМ ВЫ УДАЛЬЦЫ!
ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ИГРАТЬ? ДА!
ВЕСЕЛИТЬСЯ И ПЛЯСАТЬ? ДА!

НУ И ДЕТИ, МОЛОДЦЫ!
ПОЛУЧАЙТЕ ЛЕДЕНЦЫ!

Детей угощают логопед и Петрушка петушками – леденцами.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1.Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным творчеством. – С.Петербург.: «Детство-Пресс»,2013, 352 с.

2.Гаврилова И.Г. Истоки детской народной культуры в детском саду. – С.Петербург.: «Детство – Пресс», 2008, 160 с.

3.Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей. Занятия на основе сказок. – Волгоград.: «Учитель»,2011, 151 с.

4.Журнал «Логопед», №4, 2012. Статья Демидовой Г.Ю.

Ссылка на основную публикацию