Использование проектного метода в профилактике речевого недоразвития у детей младшего дошкольного возраста

Использование проектной деятельности у детей раннего возраста с целью преодоления задержки речевого развития
статья по логопедии на тему

Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. Как показывает практика, внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_proektnoy_deyatelnosti_u_detey_rannego_vozrasta_s_tselyu_preodoleniya_zaderzhki_rechevogo_razvitiya_2.rar19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребёнка – детский сад “Сказка”

Использование проектной деятельности у детей раннего возраста с целью преодоления задержки речевого развития

Учитель логопед Федорова Е. С.

Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка.

Метод проектов в работе с дошкольниками становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений, он позволяет развивать познавательную мотивацию, способствует формированию навыков сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.

Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка.

Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Очевидна значимость ранней профилактической и пропедевтической работы с детьми. Исправить речевые недостатки в старшем возрасте значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

К сожалению современные коррекционные программы ориентированы, прежде всего, на работу с детьми с 5 – 6 летнего возраста и коррекционная работа направлена на исправление уже имеющегося речевого нарушения, а не на их предупреждение.

В связи с этим мы стараемся определить проблему, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.

Цель и задачи проектов развития речи имеют направленность на комплексное решение основных задач, указанных в ФГОС: речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Целью нашего проекта является создание эффективного комплексного взаимодействия воспитателей, специалистов ДОУ и родителей, направленного на профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачами нашего проекта являются: создание модели коррекционно-развивающей деятельности воспитателей, специалистов ДОУ и родителей, подбор дидактических и методических материалов с учётом возрастных особенностей детей, развитие всех сторон речи детей: звукопроизношения, обогащения словаря, развития связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, речевых игр и упражнений. Работа по профилактике речевых нарушений ведётся с детьми от 2 до 4 лет без проведения специальных занятий. Так процесс проходит с минимальными затратами времени, что ведёт к оптимизации образовательной деятельности и не перегружает его. К тому же, помощь оказывается комплексно и единовременно большому количеству детей.

В течение года я реализовала проект на тему «Учимся говорить красиво».

Для успешного осуществления проекта вся наша работа была разделена на несколько этапов:

На подготовительном этапе работы были определены цели и задачи проекта, составлен план по его реализации. На этом этапе проекта готовим артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над простыми по произношению звуками, развиваем длительность речевого выдоха, развиваем подражание речевым звукам, мелкую моторику. Воспитываем у детей интерес к артикуляционной и пальчиковой гимнастике, учим выражать свои чувства и эмоции, воспитываем слуховое внимание и усидчивость. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Хорошо известная логопедам «Сказка о веселом язычке» в различных вариациях, обязательно с использованием красочных картинок, вызывает у детей большой интерес к упражнениям. Мотивирует их к новым сказочным историям о Язычке.

На основном этапе работы использовали следующие формы:

С детьми. В начале учебного года обследование подвижности органов артикуляционного аппарата, звукопроизношения детей, диагностика речевого развития детей, диагностика развития мелкой моторики. В соответствии с изучаемыми лексическими темами развивать мелкую моторику рук, формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания и т.д. обязательное использование пальчиковой гимнастики.

С учителем-логопедом. Разработать и внедрить проект – «Учимся говорить красиво», перспективный план работы с детьми, подготовить диагностику на начало и конец учебного года. Один раз в неделю учителем- логопедом и каждый день воспитателем проводить в режимных моментах игры для формирования правильного звукопроизношения, артикуляционные упражнения, игры-звукоподражания. Оформить картотеки артикуляционных упражнений.

С родителями. Беседы с родителями о проекте, изучение родителями методической литературы по развитию артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Приобщение родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения. Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику. Консультации «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

3. Итоговый этап. Это этап анализа проведенной работы. Была представлена презентация проекта для педагогов и родителей;

Как показала практика, внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. К тому же, технологии проектной деятельности позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

  1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 240 с.;
  2. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит: Книга для тех, кому интересно / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2004.– 48 с.
  3. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» – М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
  4. Жукова Н.С. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева // Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: Кн. для логопеда. Серия: учимся играя. – Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.– с. 24-26;
  5. Жильгильдина А.А., Левшина Н.И. Использование проектной деятельности для развития речи дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. – С. 418-419;
  6. Максаков А.И. Как развивается речь ребенка. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) / А. И. Максаков // Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.: Просвещение, 1983. – с. 32-35;
  7. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада.– 2-е изд., испр. и доп./ А. И. Максаков, Г. А. Тумакова – М.: Просвещение, 1983.– 144 с.;
  8. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда / С. А. Миронова – М.: Просвещение, 1991.– 208 с.
  9. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 1999.– 112 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье кратко раскрываются основные целми и этапы коррекционной работы по формированию речевой системы у детей раннего возраста.

Знание закономерностей речевог развития необходимо для правильной диагностики нарушений речи.

теоретический материал для воспитателей о проектном методе в работе с детьми.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст.

Методические рекомендации для педагогов и родителей.

Методический материал для учителей-логопедов,дефектологов , педагогов и родителей.

Представлена рабочая программа по профилактики ЗРР у детей младшего дошкольного возраста.

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МБДОУ Канесева И.Г.,Кошкина П.Н.

МБДОУ №17 ГО Химки

ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

речевые нарушения, развитие, формирование, накопление, активизация речи

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Речь – это важная психическая функция, которая влияет на увеличение объема и развития потенциала мышления, памяти, восприятия. Но за последние годы мы стали сталкиваться с проблемой дефицита живого полноценного общения родителей с детьми, что ведет к увеличению патологии речевого и интеллектуального развития. Ежегодные ПМПК показывают постоянный рост числа детей с речевой патологией. Статистика утверждает, что только 10% детей не нуждается в логопедической помощи. В целях профилактики речевых нарушений, нами была разработана программа речевого развития, предназначенная для детей 3-4 лет. Предварительно было проведено логопедическое обследование в младшей группе, которое выявило основные проблемы речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования – разработка комплекса педагогических техник, методов и приемов, направленных на задействование всех сенсорных систем и активизацию компенсаторных возможностей мозговых структур для формирования предпосылок к овладению правильной речью детьми младшего дошкольного возраста. Субъект исследования – дети младшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: мы предположили, что при специальной организации коррекционной логопедической работы нами будут достигнуты поставленные цели и задачи: Целью наших занятий является речевое и эмоционально-интеллектуальное развитие детей. Задачи: 1. Развитие психологической базы речи (внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций). 2. Развитие понимания речи (лексических значений, грамматических категорий). 3. Накопление и активизация словарного запаса. 4. Поэтапное формирование фразовой речи, практическое усвоение грамматических конструкций. 5. Развитие дыхания, артикуляционной моторики, голоса. 6. Развитие общей и мелкой моторики. 7. Музыкальное развитие, развитие психоэмоциональной сферы. 8. Развитие коммуникативных навыков. Предполагаем, что занятия помогут развитию у детей правильной речи, лексики, логики, мышления и кругозора, уверенности в себе и других положительных качеств психической деятельности. Методика апробировалась на базе МДОУ №17 г. Химки Московской области. В исследовании было задействовано 24 ребенка младшего дошкольного возраста, которые разбивались на две группы по 12 человек. Программа рассчитана на два года, с целью снижения процента дошкольников с диагнозом ОНР. В соответствии с данной программой, занятия проводились 2 раза в неделю по 25 минут. Первое занятие – ознакомление с новым материалом. Второе занятие – повторение и закрепление. Занятия предусматривали частую смену различных видов деятельности, так как только таким способом возможно удержать внимание ребят достаточно длительное время. Кроме того, для поддержания необходимого уровня работоспособности детей, на занятиях проводились физкультминутки, подвижные игры, упражнения с речью и движениями. Каждое занятие проводилось по одной сюжетной линии, то есть все игры и задания, входящие в занятие, взаимосвязаны и вытекают одно из другого. На занятиях использовались сюжетные и предметные картинки, необычные пособия, большое количество рифмовок. Все это обеспечивает большой интерес ребенка к учебной деятельности. Многие занятия включают в себя такой элемент, как сказка-инсценировка. Тексты сказок просты, часто зарифмованы. Это побуждает ребенка к активному речевому высказыванию: договариванию, повторению. Сказки пробуждают у ребенка интерес к слову, развивают творческое воображение, помогают усваивать связь между причиной и следствием. Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малышей являются игры с пальчиками и ручной труд. На кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний. Информация от них постоянно передается в мозг, оказывая на него стимулирующее воздействие. Когда малыш повторяет вслед за взрослым слова стихотворения, и одновременно, с помощью движений пальчиков иллюстрирует их, то не только улучшает подвижность пальчиков, но и происходит активизация коры головного мозга, что способствует увеличению числа новых нейронных соединений. Для развития слухового и зрительного внимания и восприятия мы включили в методику: 1. Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки. 2. Воспитание слухового внимания, чувства ритма в играх и упражнениях со звучащими игрушками. 3. Развитие зрительного внимания, умения различать контрастные по размеру и цвету игрушки, предметы. 4. Воспитание слухового внимания при слушании тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи. 5. Развитие внимания к ритмической основе, слоговой структуре слова. 6. Развитие чувства темпа и ритма. 7. Воспитание слухоречевой памяти. 8. Воспитание зрительного внимания и памяти. Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков: 1. Развитие длительного речевого выдоха (2-3 сек) на материале гласных и их сочетаний. 2. Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса на мате-риале звукоподражаний. Для формирования и совершенствования лексического состава языка мы разработали годовой план, который предусматривал неделю работы по лексическим темам, которым придерживались и воспитатели, и родители воспитанников. Развитие импрессивной речи: 1. Формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции. 2. Расширение понимания речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понимания слов, обозначающих части тела и лица, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. 3. Обучение пониманию обобщающих слов по лексической теме. 4. Обучение соотнесению предметов и действий с их словесным обозначением. 5. Развитие пассивного предикативного словаря. Обучение пониманию смысла сюжетных картинок, на которых люди совершают различные действия. 6. Обучение выполнению одно- и двухступенчатых инструкций. Развитие экспрессивной речи: 1. Преодоление речевого негативизма. Вызывание желания говорить. 2. Формирование речи как средства общения. Воспитание потребности в речевом общении. 3. Активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения. Формирование и совершенствование грамматического строя речи: 1. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей. 2. Обучение правильному построению двухсловных предложений: Вот мама. Дай мяч. Катя, иди! 3. Формирование умения отвечать на вопросы кто это? что делает? 4. Развитие умения согласовывать прилагательные и числительное. 5. Обучение употреблению предлогов. 6. Обучение самостоятельному изменению числа существительных, глаголов, местоимений по демонстрации действия. Развитие мелкой моторики, художественно-творческая деятельность: 1. Развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (2-3 части с горизонтальным и вертикальным разрезами). 2. Развитие мелкой моторики в упражнениях с дидактическими игрушками и пальчиковых гимнастиках. 3. Обучение играм со строительным материалом. Сооружение несложных построек по образцу и представлению. 4. Развитие сенсорного восприятия форм, размеров, цветовых сочетаний, пропорций. Освоение умения отражать простые предметы и явления в лепке, аппликации, рисовании, конструировании. 5. Формирование умения правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, промывать и осушать ее. Обучение проведению карандашом и кистью длинных и коротких линий, штрихов, точек. Обучение рисованию предметов с помощью прямых и округлых линий. 6. Развитие зрительной и двигательной памяти, формирование умения управлять своими движениями при вырезывании. Боепитание интереса к аппликации. Формирование умения наносить кистью клей на готовую форму. Обучение наклеиванию готовых форм. 7. Воспитание интереса к лепке. Освоение приемов лепки: раскатывание комка между ладонями, сплющивание комка ладонями, растирания подушечками пальцев. Музыкальное развитие: 1. Обогащение двигательного опыта детей. Развитие координации движений при ходьбе, маршировке. Воспитание чувства ритма и выразительности движений. 2. Воспитание музыкально-ритмических навыков, умения выполнять движения в общем для всех темпе. 3. Развитие слухового внимания, обучение реакции на начало и конец музыки, также движениям, соответствующим ее характеру, тембру. 4. Развитие у детей подражательности, речевого подражания. Обучение пению попевок со звукоподражаниями. Физическое развитие: 1. Формирование правильной осанки. Развитие глазомера, ловкости. 2. Коррекция нарушений основных движений с целью укрепления и развития мышц, обогащение двигательного опыта детей. 3. Отработка четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе ритме. 4. Обучение детей ходьбе и бегу в колонне, по кругу, с изменением направления. Развитие устойчивости и равновесия при ходьбе и беге. 5. Обучение детей прыжкам на носках на двух ногах, прыжкам с продвижением, высоты; закрепление навыка приземления на полусогнутые ноги. 6. Обучение детей катанию мяча. Формирование умения ловить и бросать мяч. Благодаря данной методике нами была достигнута динамика развития детей, которая представлена на гистограмме. Нами были сделаны следующие выводы: В процессе использования нашей методики, мы выяснили, что формирование хорошей речи у детей младшего дошкольного возраста, требует четко сформированного и целостного подхода. При планировании групповой работы необходимо продумывать каждый предлагаемый вид деятельности. Таким образом, реализация методики максимально сократит численность детей с тяжелыми нарушениями речи, обогатит словарный запас детей , улучшит эмоционально-интеллектуальное развитие.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

11. Денисова Юлия Петровна,магистрант педагогического факультета ФБГОУ ВО «Курганский государственный университет» Курган, Россия;

ОТ НАСТАВНИЧЕСТВА К ТЬЮТОРСТВУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ТРУДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА

12. Сумарокова Наталия Геннадьевна, магистрант 1-го курса очной формы обучения педагогического факультета ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» Курган, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

13. Самойлова Эльвира Ерсаиновна, магистрант педагогического факультета ФБГОУ ВО «Курганский государственный университет» Курган, Россия;

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГА

14. Кошуева Кайратгул Баатырбековна,старший преподаватель Ошского гуманитарно-педагогического института, Ош, Кыргызская Республика.

ПРОБЛЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ АГРАРНОГО СЕКТОРА КЫРГЫСТАНА

15. Маклакова Светлана Андреевна,магистрант педагогического факультета ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет Курган, Россия;

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

16. Еманова Светлана Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Курганский государственный университет, г. Курган.

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В КУРГАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

17. Кондратьева Алена Викторовна,магистрант, заведующий Филиала МБДОУ – детского сада «Детство», Детский сад №371

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОО

Секция №4 «Образование взрослых как объект системного управления» ауд.3-Д

Руководители:

Кружкова Ольга Владимировна

Кандидат психологических наук,

зав.кафедрой философии и акмеологии

Уральского государственного педагогического университета

Шевелёва Наталья Леонидовна

Кандидат педагогических наук,

доцент кафедры экономики и менеджмента

Уральского государственного педагогического университета

Доклады

1. Лоськов Сергей Евгеньевич, магистрант педагогического факультета ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» Курган, Россия;

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

2. Бутакова Наталия Владимировна,магистрант 1 курса института менеджмента и права УрГПУ, г. Екатеринбург.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

3. Воробьева Елена Александровна, магистрант педагогического факультета ФБГОУ ВО «Курганский государственный университет» Курган, Россия

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

4. Ромашкина Ольга Владимировна,студентка 4 курса Института Менеджмента и Права Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург

УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

5. ОсмоноваТинатин Кулматовна, Ошский гуманитарно-педагогический институт, г. Ош, Кыргызстан.

ОСОБЕННОСТИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6. Бакирова Гулназым Митальевна, старший преподаватель Ошского гуманитарно-педагогического института Койчубай кызы Жумакан, преподаватель Ошского гуманитарно-педагогического института.

РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ

7. Чудова Вероника Евгеньевна,студентка 4 курса Института менеджмента и права Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург;

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

8. Миниярова Лиана Ильшатовна,магистрант, 2 курс, ФГБОУ ВО УрГПУ, г. Екатеринбург

ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В УПФР

9. Иванчикова Елизавета Александровна,магистрант педагогического факультета ФБГОУ ВО «Курганский государственный университет» Курган, Россия

ОСОБЕННОСТИ ЗАРУБЕЖНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

10. Аникина Ксения Михайловна,магистрант педагогического факультета ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет» Курган, Россия

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Использование проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми ОНР

Алена Вуковчан
Использование проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми ОНР

Использование проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми ОНР

Подготовила воспитатель логопедической группы: Вуковчан Е. С.

Использование проектного метода в коррекционно-развивающей

работе с детьми ОНР

Подготовила воспитатель логопедической группы: Вуковчан Е. С.

Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Происходит переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания развития, обучения и воспитания дошкольников. Это находит свое отражение в переходе на личностно-ориентированную модель работы с детьми. В связи с этим возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса.

Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни – требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий, что открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из более эффективных в наши дни стал метод проектов.

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С. Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской педагогике.

Метод проектов в России приобрел популярность с конца девяностых годов прошлого века. Педагогов привлекала возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении воспитанникам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт.

В настоящее время педагогические проекты классифицируются:

• по составу участников;

• по целевой установке,

• по срокам реализации.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить основные этапы:

1. Целеполагание – педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза).

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

• Исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации и т. п. ;

• ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;

• Творческие (оформление результата проекта в виде детского праздника, детского дизайна и др.

• Иформационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.

Учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, координация проектов должна быть гибкой, т. е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя этапы проекта.

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. В этой связи, педагоги стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач. По нашему мнению, одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.

Педагогическое проектирование позволяет нам интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Образовательная деятельность становится не только более результативной, но и интересной. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

При использовании педагогического проектирования нами было отмечено повышение качества работы в образовательном пространстве ДОУ:

• произошло обогащение предметно – развивающей среды;

• повысилась активность и творческо-поисковая деятельность всего педагогического коллектива;

• сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности;

• было пополнено программно – методическое обеспечение.

Проектная деятельность – это коллективная деятельность, в которой участвуют: дети – педагоги – родители. Данная деятельность предполагает совместное, коллективное продумывание, организацию, реализацию плана действия, где сохраняется индивидуальность каждого участвующего.

Роль проектной деятельности в коррекционной работе с детьми ОНР

В условиях модернизации образования приоритетной задачей становится развитие личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемый результат.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы постоянно ищем такие, которые позволили бы ускорить процесс автоматизации поставленных звуков, а в целом способствовали формированию всех компонентов речи, развивали коммуникативные навыки у дошкольников. Пристального внимания учителей-логопедов, заслуживает технология проектной деятельности, как одной из самых оптимальных форм взаимодействия учителя-логопеда, специалистов, воспитателей, родителей и воспитанников.

Этот вид деятельности помогает не только дошкольникам проявить себя, раскрыть свои способности, реализовать познавательные потребности, но и предоставляет широкие возможности сотрудничества для всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод в системе дошкольного образования, способствующий всестороннему развитию личности ребенка и коррекции речевых нарушений детей в частности. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Основная цель проектного метода в ДОУ — развитие свободной творческой личности ребенка, что подразумевает:

обеспечение психологического благополучия и здоровья;

развитие познавательных способностей;

творческого воображения и мышления;

Предпосылками использования проектной деятельности в детском саду являются следующие моменты:

– видоизменение и совершенствование развивающей среды;

– потребность педагогов в инновационной деятельности;

– активное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

– осуществление многофункционального взаимодействия с социумом.

Виды проектов по срокам реализации:

краткосрочный (одно или несколько занятий);

долгосрочный (на учебный год).

Этапы проектной деятельности:

разработка плана;

практическая часть (выполнение проекта);

Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Главное – помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал он сам.

Всем известно, что ребёнок лучше всего развивается в игровой деятельности, а именно процесс реализации проектов подразумевает активное включение детей в различные виды деятельности в едином тематическом пространстве (проекте).

Многие проекты вызывают у детей восторг и долгие воспоминания. Участниками совместных проектов чаще являются дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте у дошкольников активно развивается интерес к проектной работе. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.

Трудиться (участвовать) над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Начинать использование данной деятельности целесо-образно с ролево-игровых проектов. Такой проект можно начать уже во второй половине года в младшей группе для детей с ОНР. Это, по сути, творческая игра с определенным сюжетом. Дети могут подготовить и разыграть небольшую сказку. Или это будет сюжетно-ролевая игра «Магазин», атрибутику для которой дети смастерят со своими родителями.

В средней группе малыши уже овладевают фразовой речью и могут быть вовлечены в творческие и информационно-практико-ориентированные проекты. Воспитатель и учитель-логопед начинают формирование первых предпосылок к поисковой деятельности у детей четырехлетнего возраста.

В старшей и подготовительной группах проекты служат для развития интеллектуальной инициативы дошкольников, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого (а затем, по возможности, самостоятельно). Решая в ходе проектирования различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с проблемами в речевом развитии обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, адекватно общаться с окружающими.

Работа над проектом в группе для детей с ОНР должна осуществляться при участии воспитателя и учителя-логопеда, приветствуется также привлечение других специалистов (психолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре).

Заканчивается проект всегда презентацией (оформление альбома, стенгазеты, плакатов, фотовыставки; творческий отчет детей, спектакль, мультфильм, клип, открытое занятие, досуг, изготовление кормушек для птиц, макетов и др.).

Таким образом, проектная деятельность в настоящее время – является перспективной формой работы, содержат в себе большие потенциальные возможности и способствует качественным изменениям в развитии речевых способностей детей дошкольного возраста. Использование данной технологии приводит к положительной динамике речемыслительной деятельности у дошкольников, обеспечивает условия для формирования гармонично развитой личности, позволяет в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей решать важные задачи речевого, социального и интеллектуального развития дошкольников.

Алгоритм разработки проекта

Этапы Задачи Деятельность проектной группы

Начальный Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление.

Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

Защита проекта Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для сам. выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

проекта Деятельность педагога Деятельность детей

подготовительный 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежёстко). 1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

Практический 4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

Заключительный 7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

Презентационный 9. Подготовка к презентации.

10. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Мастер-класс “Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста”

МАДОУ «Платошинский д/с «Солнышко»

Мастер-класс (для педагогов)

Тема:«Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста».

Цель:повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста.

Обобщить знания педагогов по развитию речи в младшем дошкольном возрасте.

Познакомить с приёмами развития речи в младшем дошкольном возрасте.

Продемонстрировать игры, пособия, необходимые для развития мелкой моторики рук и губ.

Материал:пособия для развития мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, речевого дыхания.

Упражнение «ДАВАЙТЕ ПОРАДУЕМСЯ».

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам.

И всем, кто живет на этой планете,

«Доброе утро!» скажем мы вместе.

«Доброе утро!» — Маше и Ване.

«Доброе утро!» — останется с нами.

Поднимают руки вверх.

Улыбаются друг другу.

Выполняют махи сцепленными руками

Проблема развития речи ребёнка – одна из актуальных проблем в наше время. С каждым годом растёт количество детей, имеющих какие-либо нарушения речи и отстающих в общем развитии.

Наша с вами задача: как можно раньше начать работу по профилактике речевых нарушений у детей.

В младших группах педагогическая работа с детьми по развитию речи направлена на:

Воспитание правильного физиологического дыхания.

Уточнение произношения гласных и некоторых согласных звуков.

Уточнение произношения в звукоподражаниях.

Систематическое проведение упражнений артикуляционной гимнастики.

Развитие мелкой моторики рук через специальные игровые упражнения.

Залогом чёткого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленноеречевое дыхание. Для этого в своей работе мной используются такие пособия, как «Горячий чай» и бутылочки с наполнителем, игровые упражнения «Птички улетели», «Сколько пчёл осталось» (педагог демонстрирует пособия).

Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом.

В своей работе для развития фонематического слуха мной используются музыкальные инструменты, шумящие коробочки, т.е. неречевые звуки. В игре «Угадай, что звенит» дети учатся различать звучание музыкальных инструментов. В игре с колокольчиком «Угадай-ка» взрослый звенит колокольчиком, а дети, сидящие спиной ко взрослому, должны повернуться в ту сторону, где звенел колокольчик.

Для того, чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Для этого с детьми ежедневно мной проводится артикуляционная гимнастика. Она помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Для проведения артикуляционной гимнастики используются яркие иллюстрации. Каждое артикуляционное упражнение повторяется несколько раз.

В группе есть логопедическая змейка, которая используется для знакомства со строением артикуляционного аппарата и проведения артикуляционных упражнений.

Развитие движения пальцев рук подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Одним из способов развития мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Гимнастика включает в себя:

Массаж, самомассаж (без предметов, с предметами),

Упражнения для кистей рук («Семья», «Мы капусту рубим, рубим…»),

Статистические упражнения (удержание пальцами определённой позы: кольцо, коза, заяц),

Динамические упражнения (развитие подвижности пальцев, переключение с одной позиции на другую: кулак-ребро-ладонь; ножницы-собака-лошадь).

Для самомассажа мной используются грецкие орехи. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность мышц. Грецкий орех кладётся между ладонями, выполняются круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

– Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,

А потом обратно, чтобы стало мне приятно.

Также используются зубные щётки.

Упражнение «Моя семья».

Дети берут в руки зубную щётку, растирают щёткой ладони, затем подушечки пальцев, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

– Раз, два, три, четыре,

Кто живёт в моей квартире.

Раз, два, три, четыре, пять,

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щенок, щегол и я!

Вот и вся моя семья!

С помощью гранёных карандашей массируются запястье, кисти рук; пальцы, ладони, тыльная поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Такие упражнения как «Утюжок», «Добывание огня», «Догонялочка», «Качели», «Ладошка» стимулируют речевое развитие ребёнка, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают кровоснабжение пальцев рук.

Другим, не менее важным способом развития мелкой моторики, мной используемые, являются пальчиковые игры: это «Игры с пуговицами», «Игры с прищепками», «Игры с крупами», «Игры с крышками», «Собери цепочку», «Лабиринты», различные шнуровки, мозаики. Пальчиковые игры увлекательны и способствуют развитию речи и творческой деятельности.

Кроме пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр, развитие мелкой моторики происходит и в других видах деятельности: при работе с пластилином, бумагой, картоном, при конструировании из разных видов конструкторов, рисовании и раскрашивании рисунков.

Педагоги знакомятся с пособиями для развития речевого дыхания и выполняют дыхательную гимнастику.

Педагоги знакомятся с пособиями на развитие фонематического слуха и участвуют в играх.

Педагоги выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалами.

Педагоги знакомятся с пособиями для развития мелкой моторики рук; делают самомассаж с орехом, зубной щёткой, карандашом. Знакомятся с пальчиковыми играми, проигрывая некоторые из них.

Таким образом: чем больше ребёнок работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики и тем раньше и лучше развивается его речь, т.к. уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

Я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие ребёнка, у детей повысилась работоспособность, улучшилось качество образовательного процесса.

А сейчас я предлагаю вам оформить наше дерево цветными листочками.

Рефлексия «Светофор». Зелёными листочками – было интересно, мне понравилось, жёлтыми – не очень интересно,

красными – зря потрачено время.

Педагоги оформляют дерево листочками соответствующего цвета.

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Дата публикации: 05.07.2016

Статья просмотрена: 303 раза

Библиографическое описание:

Бочарова Е. Н., Дубяга И. А. Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 151-153. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1137/ (дата обращения: 28.02.2020).

Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет высокие требования к выбору методов обучения, выдвигая в ряде основных принципов «полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития, формирование познавательных интересов и познавательных действий вразличных видах деятельности, возрастную адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований и методов возрасту и особенностям развития)».

Вводить новое содержание в образовательный процесс, активизировать мыслительную и познавательную деятельность ребенка дошкольного возраста, менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска, планировать и проводить последовательную систематическую работу позволяет метод проектной деятельности. Ребенок учится аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, что создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей дошкольного возраста.

Метод проектирования в работе педагогов ДОО становится перспективным средством непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Этот метод принадлежит к числу эффективных средств, все чаще применяемых в педагогике, которое помогает достижению максимально возможных успехов в преодолении тех или иных трудностей у дошкольников. Эффект применения метода проектной деятельности зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему образовательного процесса, создавая психоэмоциональный комфорт детям, предусматривающий «ситуацию уверенности» в своих силах. Подобный подход к процессу обучения — это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний.

Проектный метод в дошкольном учреждении стал одним из основных компонентов в организации непрерывной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму» — так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, решая поставленную задачу методом проб и ошибок, ребенок приобретает знания и опыт.

Как и в педагогике, в логопедии «обучение … рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств», Л. С. Волкова [1, 74].

И в современной логопедии, как педагогическая наука, также происходит постоянный активный поиск путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для дошкольников с нарушениями речи.

Речь — одна из важнейших психических функций человека, а чистая, правильная речь — одно из главных условий его нормального психического развития. Овладение речью, речевое общение порождает социальные контакты, с помощью которых формируются и совершенствуются представления ребенка об окружающем. При помощи речи, общения ребенок узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. Речевое общение создает условие для планирования самостоятельной деятельности и участия в ней. В процессе речевого развития он начинает осознавать собственное поведение, приобретает способность регулировать его.

Речь в жизни человека играет огромную роль, соответственно любые речевые отклонения в разной степени отрицательно влияют на все составляющие психического развития. Неполноценное речевое развитие ребенка накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имея в целом полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными дошкольному возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, испытывают трудности в овладении навыками анализа и синтеза, в умении сравнивать, обобщать. Недостаточное развитие речевых средств порождает специфические черты речевого поведения: неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу, затрудняет общение как со взрослыми, так и со сверстниками, способствует возникновению специфических качеств личности: замкнутости, стеснительности, в некоторых случаях напротив — порождает негативизм, агрессию и ведёт к снижению познавательной активности детей.

Все вторичные нарушения ведут к снижению мотивации к обучению, тормозят развитие обобщающей, регулирующей функции речи и, как следствие, личности в целом. В свою очередь, низкий уровень общения и трудности в обучении замедляют темп развития речи и основных психических процессов. Речевые отклонения затрудняют построение отношений в социуме и особенно болезненно затрагивают процесс формирования высших уровней познавательной деятельности, что не может не сказываться на качестве школьного обучения.

К сожалению, в наши дни в дошкольные образовательные организации все больше поступает детей с различными нарушениями речи, которые резко ограничивают возможность общения детей с окружающими их сверстниками и взрослыми.

В связи с этим, работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является метод проектирования, который используется в логопедии наряду с традиционными методами и является эффективной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения дошкольников с речевыми нарушениями.

Применение в непрерывной образовательной деятельности проектирования позволяет педагогу оптимизировать логопедическую работу с детьми, повысить её эффективность и продуктивность.

Но возникает вопрос, а так ли необходим проектный метод учителю-логопеду ДОО для работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии? Как показывает практика, использование в лого-коррекционной образовательной деятельности метода проекта не только возможно, но и необходимо. Как раз такие дети, может, даже больше остальных нуждаются в применении в работе с ними проектного метода, который позволяет повысить интерес к усвоению предложенного материала, мотивирует их на познавательную активность, так как они, зачастую, снижены у детей с нарушениями речи. Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дошкольники с недоразвитием речи обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, общаться с окружающими.

Одним из существенных преимуществ использования метода проекта в деятельности учителя-логопеда является возможность приблизить коррекционную среду к ситуации стихийного формирования речи — ребенок говорит, чтобы выразить себя, найти контакт, изучить что-либо. Навыки и знания, полученные в ходе спонтанного формирования, имеют больший спектр применения, быстрее автоматизируются.

Проектная деятельность в организации коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками, имеющими нарушения речи может использоваться педагогом и с другими целями:

– для установления контакта с ребенком;

– пробуждения интереса к себе, к взаимодействию;

– сплочения группы детей, участвующих в выполнении задания.

Метод проектной деятельности становится все более актуальным и эффективным в организации коррекционного процесса с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Проектная деятельность в решении проблемы коррекции речевых нарушений в работе с детьми выступает как эффективное инновационное средство, помогающее учителю-логопеду ДОО выстраивать свою работу системно и поэтапно. Важно отметить, что учитель-логопед заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т. е. педагог ненавязчиво направляет работу детей в осуществлении проектной деятельности:

– помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

– подсказывает, какие материалы можно использовать;

– планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

– определяет, кого из взрослых можно привлечь к совместной с детьми деятельности;

– координирует весь процесс коррекционной деятельности;

– помогает детям в поиске источников информации;

– сам становится источником информации;

– поддерживает и поощряет активность детей в работе над проектом.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности непосредственно на самого педагога. Проектирование заставляет учителя-логопеда постоянно находиться в пространстве возможностей, что требует ежедневного творческого, личностного роста, изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий. В результате реализации проекта повышается и профессиональная компетентность всех педагогов ДОО: в ходе организации консультаций, семинарских и открытых занятий, они получают дополнительные знания в вопросах использования метода проектной деятельности в коррекционном и педагогическом процессе.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Дети открываются родителям с новой стороны, ребенок оказывается интересен им, поскольку начинает выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется необычным содержанием, приобретает иной смысл. Взрослые замечают, как у детей активизируются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого. Совместное переживание происходящего, формирование интереса к выполнению заданий вырабатывает положительное отношение к занятиям, улучшает эмоциональный фон, поднимает общую активность, позволяет вырабатывать устойчивые формы поведения. Повышается психолого-педагогическая грамотность и самих родителей: они могут знакомиться с методами и приёмами коррекции речевых нарушений, их ролью в развитии ребенка и применять данный практический опыт в семейном воспитании. Грамотная организация речевой среды дома обеспечивает закрепление навыков, полученных на занятиях, введение их в свободную речь и использование их в различных ситуациях общения.

Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем традиционных педагогических технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия учителя-логопеда и ребёнка, формирует интерес к занятиям, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Как показывает практика, дети приобретают не только речевые умения и навыки, но и способы осуществления коммуникативной и познавательной деятельности, у них повышается уровень произвольной регуляции поведения и обучаемости в целом, что является основными предпосылками формирования учебной деятельности

Общие показатели результатов психоречевого, моторно-двигательного и эмоционального развития детей свидетельствуют о появлении позитивных изменений и высокой продуктивности коррекционной работы. Исходя из данных полученных результатов деятельности учителя-логопеда с использованием метода проекта становится очевидным, что данный метод является современным продуктивным и актуальным средством развивающего обучения и может активно применяться в целях коррекции речевых нарушений различной этиологии у дошкольников.

  1. Волкова Л. С. Логопедия. Издание пятое, переработанное и дополненное.//Владос, Москва,2004

Читайте также:  Домашние животные - конспект занятия в старшей логопедической группе
Ссылка на основную публикацию