“Нормативно-правовая база деятельности

Нормативно-правовая база предприятия

Введение

Производственная практика является неотъемлемой частью профессионального обучения студентов, так как во время практики прохождения производственной практики студент применяет полученные им теоретические знания на производстве. Осваивает свою профессию, закрепляет навыки, полученные в процессе обучения.

В период с 28.03.2016 по 24.04.2016 студентка проходила производственную практику в отделе земельного кадастра ООО «СпитакСтрой» г.Тюмень.

Руководителем практики от организации назначена Григорян С.С.

Целью преддипломной практики является ознакомление с производственным процессом в учреждении, приобретение и закрепление теоретических знаний в условиях производственно-хозяйственной деятельности учреждения в процессе самостоятельной работы, сбор необходимого материала.

На основании вышеизложенного были поставлены следующие задачи прохождения производственной практики:

-знакомство со структурой и сферой деятельностиООО «СпитакСтрой»,

знакомство с работой отдела земельного кадастра.

-знакомство с должностными обязанностями специалиста в соответствии

с задачами и функциями, предусмотренными Положением об отделе.

-ознакомление с нормативно-правовыми документами организации.

Организация деятельности базы практики

Общество с ограниченной ответственностью «СпитакСтрой»-одна из крупных строительных организаций Тюменской области. Главный офис организации находится в г. Тюмень. Однако организация«СпитакСтрой» производит свои работы и в других городах, например, Курган, Омск, Екатеринбург. У организации имеется большое колличество тяжелой техники и оборудования для выполнения строительных работ, все это хранится на больших складах в г.Тюмень.

Основные виды деятельности организации:

– осуществление деятельности по проектированию зданий и сооружений, архитектурная деятельность, градостроительство;

-производство строительно-монтажных работ;

-производство ремонтно-строительных работ;

-выполнение реставрационных, ремонтно-восстановительных, пуско-наладочных и других работ и оказание услуг;

-подготовка и переподготовка кадров, организация и проведение конференций, семинаров;

-услуги склада временного хранения;

Рисунок 1. Структура организации ООО «СпитакСтрой»

Одной из важных отделов организации является отдел земельного кадастра. Во время прохождения производственной практики я выполняла обязанности инженера.

Структура отдела земельного кадастра

Рисунок 2. Структура отдела земельного кадастра

Основные виды деятельности отдела земельного кадастра:

– выполнение землеотвода для выполнения инженерных изысканий и строительно-монтажных работ.

– сдача рекультивированных земель их правообладателям.

– исполнение Комплексной программы и плана проектно-изыскательных работ в соответствии с проектами решениями и соблюдением бюджетных средств, в части земельных отношений.

– координирование работ по оформлению прав на земельные участки под объектами программ технического перевооружения и реконструкции, капитального ремонта, инвестиционных программ и ремонтно-эксплуатационных нужд ООО «СпитакСтрой».

– контроль над выполнением геодезических работ по объектам комплексной программы.

Нормативно-правовая база предприятия

Нормативно-правовая база – это совокупность официальных письменных (изданных) документов, которые принимаются в определенной форме правотворческим органом. Под правовой нормой следует понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера.

Основное назначение нормативно-правовых документов состоит в закреплении правовой информации, в придании словам юридического значения и в доведении правил поведения до адресата.

Общество с ограниченной ответственностью «СпитакСтрой» осуществляет свою деятельность на основании:

– Конституции Российской Федерации;

– Федеральных законов Российской Федерации;

– Гражданским кодексом Российской Федерации;

– Градостроительным кодексом Российской Федерации;

– Земельным кодексом Российской Федерации;

– Нормативными правовыми актами администрации города Тюмень.

По вопросам, входящим в компетенцию отдела, отдел земельного кадастра имеет право:

-предоставлять в установленном порядке ООО «СпитакСтрой» материалы в другие организации по вопросам, входящим в их компенсацию.

-требовать исполнения проектными, строительно-монтажными организациями указаний органов государственного контроля и надзор по исполнению земельного и лесного законодательства.

-запрашивать в установленном порядке и получать от отдела и служб аппарата управления и филиалов ООО «СпитакСтрой» необходимую информацию и документы для своевременного и качественного выполнения функций, возложенных на отдел.

-давать отделам и службам аппарата управления и филиалами ООО «СпитакСтрой»разъяснения и указания по вопросам ,входящим в компетенцию отдела.

-вустановленном порядке направлять в филиалы ООО «СпитакСтрой» обязательные для выполнения документы по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

-привлекать в установленном порядке работников других служб и отделов ООО «СпитакСтрой» и филиалов ООО «СпитакСтрой» к решению задач, возложенных на отдел.

-принимать участие в проводимой ООО «СпитакСтрой» работе по подготовке проектов нормативных документов, в проведении совещаний и других мероприятий по вопросам,связанных с деятельностью отдела.

-учувствовать в работе по подготовке, заключено и контролю за выполнением договоров, соглашений и контрактов, связанных с деятельностью отдела.

-принимать участие в работе по подготовке проектов приказов ,указаний, писем и других документов , по вопросам, связанных с деятельностью отдела.

-вносить предложения руководству ООО «СпитакСтрой» о перемещении работников отдела, их поощрении за успешную работу, а также предложения о наложении взысканий на работников отдела, нарушающих трудовую дисциплину.

Структура предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «СпитакСтрой» было образовано в 2008 году.Организация работает свыше 9 лет.За время работы организация «СпитакСтрой» смогла завоевать статус современного, конкурентоспособного предприятия с развитой технической базой и штатом специалистов, обладающим большим потенциалом

Общество с ограниченной ответственностью «СпитакСтрой» находится по адресу:г. Тюмень, ул. Пермякова, 68/1-46;Режим работы установлен с понедельника по пятницу с 08:00 до 18:00, суббота и воскресенье-выходные дни.Генеральный директор ООО «СпитакСтрой» -Григорян ВарданСанасарович.

Рисунок 3. Структура организации «СпитакСтрой»

Одной из важных отделов организации является отдел земельного кадастра. Во время прохождения производственной практики я выполняла обязанности инженера.

Структура отдела земельного кадастра

Рисунок 4. Структура отдела земельного кадастра

В организационной структуре отдела земельного кадастра находятся семь человек:

1. Начальник отдела землеустройства и кадастра – Григорян С.С.

“Нормативно-правовая база деятельности

Нормативно-правовая база документационного обеспечения управления – это совокупность законов, нормативно-правовых актов, организационных и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности организации или учреждения.

Нормативно-правовую базу ДОУ составляют:

1. Законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации;

2. Постановления и распоряжения Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, агентств и др.), регламентирующих вопросы документационного обеспечения управления на федеральном уровне;

3. Государственная система документационного обеспечения управления;

4. Правовые акты органов правительственной и исполнительной власти субъектов РФ и их территориальных образований, регламентирующих вопросы ДОУ;

5. Правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические документы по ДОУ различных организаций;

6. Государственные стандарты и документацию;

7. Унифицированные системы документации;

8. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

9. Нормативные документы по организации и охране управленческого труда служащих службы ДОУ;

10. Нормативные документы по организации архивного хранения документов.

Государственное регулирование распространяется не только на сферу документирования, но и на организацию работы с документами, таким образом, оно охватывает всю область документационного обеспечения управления.

До недавнего времени государственное регулирование делопроизводства осуществляла Федеральная архивная служба России (Росархив), которая в соответствии с Положением об Архивном фонде Российской Федерации и Положением о Федеральной архивной службе России осуществляла межотраслевое организационно-методическое руководство и контроль за организацией документов в делопроизводстве федеральных органов государственной власти, координируя развитие государственной системы делопроизводства и унифицированных систем документации. В настоящий момент эти функции переданы Федеральному архивному агентству.

Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской федерации, включая работы по унификации и стандартизации документов и систем документации, разработке, внедрению и ведению общероссийских классификаторов технико-экономической и социально информации. Нормативные и методические документы по делопроизводству в учреждении разрабатываются на основе соответствующих законодательных и нормативных правовых актов, принимаемых на государственном уровне, а также соответствующими министерствами и ведомствами.

Из действующих на сегодняшний день законодательных актов и нормативно-методических документов, регулирующих вопросы работы с документами в РФ надо знать следующие:

Законодательные акты РФ:

1. Конституция РФ;

2. Гражданский кодекс РФ;

3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208–ФЗ от 26.12.1995;

4. Федеральный закон от 08 февраля 1998 г. № 14–ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г.);

5. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24–ФЗ;

6. Федеральный закон «О стандартизации» № 5154–1 от 10 июля 1993 г.;

7. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129–ФЗ от 21 ноября 1996 г.;

8. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 25.03.2011 № 63–ФЗ;

9. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125–ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации;

10. Закон РФ «О языках народов Российской Федерации». № 1807–1 от 25 октября 1991 г.;

11. Положение «Об Архивном фонде РФ». Указ Президента РФ 17.12.1994 № 552;

12. Положение «О порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утв. постановлением ФКЦБ» 16.07.2003 № 03 – 33/пс.

Нормативные и методические документы:

1. ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения;

2. ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов;

3. ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;

4. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения;

5. Основные правила работы ведомственных архивов;

6. Типовая инструкция по делопроизводству в Федеральных органах исполнительной власти РФ;

7. Укрупненные нормативы времени на работу по делопроизводственному обслуживанию;

8. Основные правила работы архивов организации;

9. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления;

10. Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93;

11. Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения;

12. Управленческие документы постоянного срока хранения, образующихся в деятельности негосударственных коммерческих организаций (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов). Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков хранения.

Основу гражданского законодательства составляет Гражданский кодекс РФ, который устанавливает виды и разновидности документов, создаваемых в целях фиксации актов гражданских взаимоотношений, регистрации фактов их возникновения или прекращения, подтверждения правоотношений и др. Поэтому квалифицированный секретарь, так же как и документовед, должен знать, что ст.№ 51 и последующие статьи главы 4 ГК РФ устанавливают виды документов, применяемых при создании, регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица. При этом дальнейшее развитие этих положений Гражданского кодекса РФ было фундаментально изложено в соответствующих Федеральных законах: «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Если организация осуществляет свою деятельность на территории субъекта федерации, где делопроизводство ведется не только на русском, но и на национальном языке, необходимо также руководствоваться Законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации». Не знать данный документ нельзя, поскольку очень часто организация, имеющая обширные международные связи и взаимоотношения забывает о требованиях законодательства в части использования языка документирования.

Работу с документами ограниченного доступа регламентируют:

– Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485 «О государственной тайне»;

– Указ Президента Российской федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений отнесенных к государственной тайне» (с изменениями от 24 января 1998 г.);

– Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»;

– Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»;

– Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870 «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».

Закон Российской Федерации «О стандартизации» от 10 июля 1993 г. № 5145-1 устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, обязательные для всех органов управления, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации в области документационного обеспечения управления.

Уже упоминавшийся Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» устанавливает, что информационные ресурсы (документы и массивы документов) являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства и защищаются законом, наряду с другими ресурсами. Законом устанавливается правовой режим создания, хранения и использования информационных ресурсов. Настоящий закон также регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. Закон содержит определения, касающиеся информации и ее документирования.

Одним из наиболее важных законов в области работы с документами является Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи». Целью настоящего закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. В этом законе определены условия использования электронной цифровой подписи, особенности ее использования. В законе дано не только определение понятия «электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме», но и определения электронной цифровой подписи: «реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе», специальная глава закона (Глава 2) раскрывает условия использования электронной цифровой подписи, при которых ЭЦП в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

С 1994 года в РФ действует Положение «Об Архивном фонде Российской Федерации», утвержденное указом Президента РФ от 17.03.1994 № 552. Данный документ важен для нас тем, что он установил правовые основы хранения документов в нашей стране, закрепив государственное регулирование всех вопросов, связанных с хранением и использованием документов, которые могут быть отнесены к Архивному фонду Российской Федерации. Работникам негосударственных организаций в связи с этим важно знать, что даже документы, являющиеся собственностью частной компании, являются негосударственной частью Архивного фонда РФ.

Согласно Положению об Архивном фонде РФ в состав негосударственной части входят документы, являющиеся собственностью негосударственных объединений (корпораций, ассоциаций, акционерных обществ), учреждений, организаций и предприятий промышленности, сельского хозяйства, других отраслей экономики, науки, культуры, социальной сферы, средств массовой информации. Таким образом, документы коммерческих структур после экспертизы их ценности, проводимой совместно с органами и учреждениями Федерального архивного агентства, могут быть отнесены к архивным документам негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации. В связи с этим на данные документы будут распространены действия законодательства об Архивном фонде Российской Федерации, в частности обязанности по обеспечению их сохранности. Закон закрепил право юридических и физических лиц на создание архивов. Дальнейшее развитие норм, установленных данным Положением, отражено в недавно изданном Федеральном законе от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Одним из системообразующих нормативно-методических документов нашей отрасли является ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Настоящий стандарт является важным этапом обновления нормативно-методической базы делопроизводства и архивного дела в соответствии с федеральным законодательством и современным уровнем развития данной отрасли. Термины, установленные настоящим стандартом, должны быть использованы во всех видах документации.

ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» – является основным документом в ДОУ и может быть рекомендован в качестве настольной книги секретаря и делопроизводителя. Документ разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) Федеральной архивной службы России, принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст. Настоящий стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации, постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др., включенные в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации». Данный стандарт устанавливает: состав реквизитов; требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам документов, включая бланки документов с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Качественно и наглядно представлены схемы расположения реквизитов документов, образцы бланков документов. Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти способствует решению технологических задач документирования. Указанный нормативно-методических документ устанавливает правила оформления организационно-распорядительных документов, которые фиксируют решения административных и организационных вопросов.

Читайте также:  Конспект НОД 'Звук Р'

Типовая инструкция, предъявляя требования к унификации элементов оформления документации, в значительной степени облегчает создание типовых, унифицированных и единых процессов как традиционного, так и автоматизированного документирования, хранения и передачи документированной информации.

К нормативно-методическим документам, ряд положений которых может применяться и в настоящее время, относятся Единая государственная система делопроизводства и Государственная система документационного обеспечения управления.

Последний из названных документов на сегодняшний день составлен основу ДОУ. В этой системе установлены единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях, в учреждениях и общественных организациях. Изложенные требования относятся ко всем документам независимо от того, созданы они традиционным способом или при помощи компьютерной техники.

Одним из «настольных» нормативных документов работников делопроизводственной сферы является «Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков хранения». Перечень включает в себя документы, образующиеся при документировании однотипных (общих для всех) управленческих функций, выполняемых учреждениями, организациями и предприятиями, независимо от их функций, уровня и масштаба деятельности, форм собственности. Перечень служит целям сохранения, организации и пополнения Архивного фонда Российской Федерации, предназначен для определения сроков хранения документов, отбора их на постоянное хранение или уничтожение. Он должен использоваться также при подготовке номенклатур дел, формировании дел, при разработке схем классификации документов при создании поисковых систем в делопроизводстве. Столь глобальные задачи, безусловно, относятся к компетенции службы ДОУ, но поскольку формирование дел производится в каждом структурном подразделении, работающей с документами, то Перечень окажет неоценимую помощь при определении критериев формирования документов в дела.

Полный текст вышеперечисленных документов Вы найдете в разделе «Нормативные акты».

Резюмируя представленный обзор основных нормативно-методических документов по делопроизводству и работе с документами в РФ, необходимо отметить, что технология в работе с документацией в нашей стране является хорошо продуманной системой, организованной на рациональных и обоснованных принципах. Квалифицированный секретарь или делопроизводитель, владеющий этой технологией и имеющий соответствующие знания о нормативных требованиях, окажется более полезен своей организации, нежели тот, который каждый раз «изобретает колесо» на свой страх и риск. Кроме того, получив информацию о существующих нормах работы с документами, секретарь или делопроизводитель станет эффективно работающим звеном системы документационного обеспечения управления своей организации.

Нормативно-правовая основа деятельности работодателя

Нормативно-правовая основа деятельности работодателя представляет собой совокупность нормативных актов, являющихся источниками трудового права.

Классификация нормативных актов в Российской Федерации, в том числе в сфере трудового права, имеет следующие особенности.

Приоритетное положение имеют международные договоры. Об их роли в национальном законодательстве будет сказано ниже. Далее высшим нормативным актом в Российской Федерации является Конституция, имеющая приоритетное значение над всеми другими актами национального законодательства. Потом следует текущее законодательство, в которое входят федеральные законы в области труда, а также подзаконные акты, включающие в свой состав указы Президента, постановления Правительства и других органов исполнительной власти в сфере труда. Таким образом, в общем виде можно определить такую классификацию актов, являющихся основой в деятельности работодателя и работника:

1) международные акты (Конвенции, Соглашения, Договоры);

2) Конституция РФ;

3) Трудовой кодекс РФ;

4) федеральные законы, к которым можно отнести: Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” (с изм. и доп. от 6 ноября, 30 декабря 2001 г.); Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (с изм. и доп. от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.); Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ “Об альтернативной гражданской службе” (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.) и другие федеральные законы;

5) Законы Российской Федерации, примером которых могут служить следующие акты: Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (с изм. и доп. от 15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.); Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 “О милиции” (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г.) и другие;

6) Указы Президента, например Указ Президента РФ от 9 декабря 1994 г. N 2167 “О нерабочем дне 12 декабря”; Указ Президента РФ от 8 мая 1998 г. N 499 “О мерах по стабилизации социально-экономической обстановки в угледобывающих регионах”;

7) постановления Правительства, например, Постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 “О федеральной инспекции труда” (с изм. и доп. от 8 января 2003 г.) // Российская газета. 2000. 10 февраля;

8) акты органов исполнительной власти в сфере труда. К ним можно отнести: Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2004 г. N 65 “Об отмене Приказа Минобразования России от 1 марта 2004 г. N 945 “О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений”; Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей”; Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 10 июня 2004 г. N 175 “Об утверждении Инструкции о порядке предоставления отпусков сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ”;

9) также работодатель руководствуется локальными актами, принятыми в организации;

10) что касается судебной практики, то она, как правило, не является нормативным источником российского права, в том числе и трудового, так как в РФ судебный прецедент не является нормативным источником, однако постановления судов разъясняют положения отдельных споров, создавая прецедент, о котором должен знать работодатель во избежание нарушения прав работников, а также с целью построения правильной позиции при защите своих интересов в суде.

В своей деятельности работодатель руководствуется, конечно, нормами трудового законодательства, в частности Трудового кодекса, однако необходимо заметить, что Трудовой кодекс как федеральный закон не должен противоречить основному закону страны – Конституции РФ, которая является основополагающим актом, устанавливающим принципы деятельности в области трудового права.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

“Труд свободен” – определяется в ст. 37 Конституции РФ. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

До рассмотрения трудового спора трудовым арбитражем или с помощью посредника применяются примирительные процедуры, под которыми законодатель понимает рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже. За уклонение от участия в примирительных процедурах предусмотрена ответственность.

Представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставляющие помещения для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований или препятствующие его проведению, подвергаются дисциплинарному взысканию. Также подвергаются дисциплинарному взысканию представители работодателя, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры.

Представителями работодателей являются руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы (Федеральный закон “О порядке разрешения коллективных трудовых споров”).

Не менее важным является гарантированное Конституцией РФ положение об отдыхе. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

В своей деятельности работодатель также обязан руководствоваться международным законодательством в области труда. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры, ратифицированные Россией, являются частью ее национальной правовой системы. Причем в случае коллизии норм международного и национального права действуют нормы международного права, которые являются приоритетными по отношению к национальным нормам.

Примером международных актов могут служить:

1) Конвенция Международной организации труда N 105 об упразднении принудительного труда (Женева, 25 июня 1957 г.);

2) Конвенция Международной организации труда N 77 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности (Монреаль, 9 октября 1946 г.);

3) Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (Женева, 1 июля 1970 г.), устанавливающее правила автомобильных перевозок, совершаемых любым транспортом, зарегистрированным на территории государства, являющегося договаривающейся стороной. Оно определяет, что каждая Договаривающаяся Сторона должна применять на своей территории к международным автомобильным перевозкам, совершаемым любым транспортным средством, зарегистрированным на территории государства, не являющегося Договаривающейся Стороной настоящего Соглашения, положения не менее строгие, чем установлены Соглашением;

4) Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на период 1998 – 1999 гг. (Женева, 26 марта 1998 г.) определила одной из своих целей:

А) повышение значимости и действенности законодательства, которое включает: реформирование трудового законодательства, социального страхования, пенсионного обеспечения и системы охраны труда, обеспечение эффективной выплаты заработной платы и создание соответствующих механизмов контроля за соблюдением правовых норм;

Б) содействие занятости в форме:

– содействия созданию полной и продуктивной занятости;

– помощи в развитии предприятий и людских ресурсов;

– реализации программ создания и сохранения рабочих мест;

– предотвращения массового высвобождения рабочей силы в кризисных районах и разработке мер по преодолению дискриминации на рынке;

5) Административная инструкция к Евразийской патентной конвенции (утв. Административным советом Евразийской патентной организации на втором (первом очередном) заседании 1 декабря 1995 г.) (Изменения и дополнения утверждены на четвертом (третьем очередном) заседании Административного совета ЕАПО 23 января 1997 г.);

6) Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (Москва, 9 сентября 1994 г.);

7) другие международные акты.

Проблема принудительного труда до сих пор остается важным неразрешенным элементом в трудовых отношениях сторон трудового договора. Хотя Трудовой кодекс определил понятие принудительного труда, регламентировал, что стоит или, наоборот, не стоит относить к принудительному труду.

Принудительный труд по Трудовому кодексу РФ представляет собой выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

1) в целях поддержания трудовой дисциплины;

2) в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

3) в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

4) в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

5) в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Именно такие формы принудительного труда закреплены в Конвенции Международной организации труда N 105 об упразднении принудительного труда. Как видно, они реципированы Трудовым кодексом РФ.

Трудовой кодекс РФ определил дополнительные условия, при наличии которых труд относится к категории принудительного. Так, к принудительному труду относятся:

1) нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;

2) требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

Однако Трудовой кодекс также регламентировал условия, при которых труд не будет относиться к принудительному. Согласно ТК РФ принудительный труд не включает в себя:

1) работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

2) работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

3) работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Если работодатель обязал работника трудиться в условиях, не отвечающих нормальным требованиям, в результате чего работнику было причинено увечье либо иным образом повреждено здоровье, то работодатель обязан возместить вред работнику вследствие трудового увечья, иного повреждения здоровья (в том числе при наступлении потери трудоспособности в результате несчастного случая на производстве, связанного с исполнением работником трудовых обязанностей, после переезда пострадавшего на территорию другого государства), смерти. Возмещение вреда производится работодателем государства, законодательство которого распространялось на работника в момент получения увечья, иного повреждения здоровья, смерти.

Судебная коллегия по гражданским делам в своем Определении от 16 сентября 2003 г. регламентировала, что дела о возмещении вреда, причиненного истцам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, компетентны рассматривать суды государства, на территории которого имело место действие, послужившее основанием для требования о возмещении вреда, или суды государства, на территории которого проживают лица, имеющие право на возмещение вреда.

Так, М. обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с ходатайством о разрешении принудительного исполнения на территории Российской Федерации решения Липоводолинского суда Сумской области Республики Украина.

Определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 мая 2003 г. в принудительном исполнении решения Липоводолинского суда Сумской области Республики Украина от 7 октября 2002 г. о возмещении ущерба, причиненного повреждением здоровья на территории Российской Федерации, отказано.

В частной жалобе М. просил отменить это определение и направить дело на новое рассмотрение, считая, что судом неправильно применен закон, регулирующий принудительное исполнение решений иностранных судов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 16 сентября 2003 г. жалобу удовлетворила по следующим основаниям: в соответствии со ст. 55 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. в признании судебного решения или разрешении исполнения может быть отказано, если согласно положениям настоящей Конвенции, а в случаях, не предусмотренных ею, согласно законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой должно быть признано и исполнено судебное решение, дело относится к исключительной компетенции ее учреждений юстиции.

Читайте также:  Ознакомление старших дошкольников с профессиями

Отказывая в удовлетворении заявленного ходатайства, суд ссылался на названную Конвенцию, считая, что ею определено, что дела о возмещении вреда, причиненного истцу трудовым увечьем, компетентны рассматривать суды того государства, на территории которого имело место причинение вреда или на территории которого находится ответчик.

Между тем с таким выводом нельзя согласиться, поскольку согласно ст. 8 Соглашения о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, от 9 сентября 1994 г. по делам, предусмотренным в настоящем Соглашении, компетентен суд Стороны, на территории которой имело место действие, послужившее основанием для требования о возмещении вреда, или суд Стороны, на территории которой проживают лица, имеющие право на возмещение вреда, по выбору пострадавшего.

Как видно из дела, несчастный случай на производстве произошел 20 июня 1997 г. в поселке Ямбург Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа, местом нахождения организации является г. Надым Ямало-Ненецкого автономного округа. Однако пострадавший проживает на Украине и в качестве компетентного суда правомерно выбрал суд Украины.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 мая 2003 г. отменила, а дело направила на новое рассмотрение в тот же суд.

Работодатель, ответственный за причинение вреда, производит его возмещение в соответствии со своим национальным законодательством.

Такие положения предусматривает Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.

Оно также регламентирует, что возмещение вреда производится работодателем Стороны, законодательство которой распространялось на работника во время его трудовой деятельности, вызвавшей профессиональное заболевание, и в том случае, если указанное заболевание впервые было выявлено на территории другой Стороны.

В тех случаях, когда работник, получивший профессиональное заболевание, работал на территории нескольких Сторон в условиях и областях деятельности, которые могли вызвать профессиональное заболевание, возмещение вреда осуществляется работодателем Стороны, на территории которой в последний раз выполнялась указанная работа.

Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, определяет, что стороны обеспечивают в приоритетном порядке свободный перевод и выплату денежных средств по возмещению вреда работникам (а в случае их смерти – лицам, имеющим право на возмещение вреда), постоянно или временно пребывающим на их территории, через банки и (или) учреждения почтовой связи.

Перевод денежных средств по возмещению вреда осуществляется в порядке, устанавливаемом межправительственным Соглашением о переводе денежных средств гражданам по социально значимым неторговым платежам, за счет работодателя.

В случае ликвидации предприятия, ответственного за вред, причиненный работникам, и отсутствия его правопреемника Сторона, на территории которой ликвидировано предприятие, гарантирует возмещение вреда этим работникам в соответствии с национальным законодательством.

Основным актом трудового законодательства является Трудовой кодекс. Он определяет права, обязанности работников и работодателей, порядок заключения трудовых договоров, режим рабочего времени и отдыха, порядок разрешения трудовых споров, положения об оплате труда и другие не менее важные аспекты трудовых отношений между работодателем и работником.

В своей деятельности работодатель должен руководствоваться локальными актами, принятыми в данной организации, такими как: приказ о приеме работников на работу, учетная карточка работника; приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу; график отпусков; приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку; приказ (распоряжение) о поощрении работника и другие.

“Нормативно-правовая база деятельности

Говоря о внутригосударственном законодательстве РФ, закрепляющем и конкретизирующем право человека и гражданина на образование, необходимо отметить, что, по мнению Д.А. Ягофарова, образовательное законодательство России представляет собой весьма сложную и разветвленную нормативную систему, включающую в себя нормативно-правовые акты различной юридической силы и компетенции: акты федерального уровня, акты регионального уровня (субъектов РФ) и акты органов местного самоуправления [12].

Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации федеральная правовая система включает Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты палат Федерального Собрания, указы Президента, постановления Правительства, акты органов исполнительной власти. В статье 37 Конституции РФ прописаны права человека и гражданина, а именно:

  • Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  • Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  • Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Далее в статье 43 Конституции РФ можно выделить особенность трактовки подпунктов относительно права гражданина на образование:

  • Каждый имеет право на образование.
  • Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  • Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  • Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

При разногласиях и спорах, возникших при каких-либо решениях руководителей или должностных лиц и не урегулированных в рабочем порядке, применяется статья 46 Конституции РФ:

  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты [3].

Трудовой кодекс РФ не содержит порядок установления оценки профессиональной деятельности и аттестации персонала, он лишь только регулирует, при сложившихся обстоятельствах (трудовых спорах), действия на законодательном уровне. Например, при приеме гражданина на работу оформляется трудовой договор, где работодатель устанавливает испытательный срок, и по окончании его необходимо пройти аттестацию и подтвердить соответствие работника занимаемой должности (в соответствии со ст. 8 ТК РФ, ст. 68 ТК РФ).

Что касается подготовки и дополнительного образования работников, то здесь вступают в силу следующие статьи ТК РФ:

Статья 195. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта. Дается определение термина «квалификация работника» – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников. Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ).

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. (часть вторая в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ).

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.часть третья в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ).

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ).

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором [1].

Статья 197. Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ).

Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.

Статья 207. Права и обязанности учеников по окончании ученичества. Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается.

В случае если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством [10].

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» направлен на урегулирование системы общественных отношений, складывающихся в образовании. В нем регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации: общие нормы и принципы, действующие в сфере образования, государственные гарантии прав граждан на образование, формы получение образования, их виды и ступени образования и др. Также уделено внимание социальным гарантиям реализации прав граждан на образование [11].

В данном нормативном акте даются основные понятия и определения касаемо системы образования, а в частности в статье 2 Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Что касается профессионального обучения, то в главе 9 закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ст. 73 трактуется:

  • Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.
  • Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
  • Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации [11].

Всякое обучение заканчивается подведением итогов, то есть проверкой знаний и проведением аттестации, квалификационных экзаменов. В соответствии со ст. 74 Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ» регламентируется:

  1. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена [2].
  2. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.
  3. Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.

При получении дополнительного профессионального образования также действует Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ», глава 10, ст. 76, где отдельными пунктами закреплены нормы подведения итогов обучения, и в частности:

  • Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
  • Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
  • При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации [11].

Для осуществления мероприятий по оценке профессиональной деятельности работников необходимо наличие нормативно-правовой базы, которая будет регламентировать данный процесс, и к ней относятся следующие нормативные документы:

Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов».

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов определяет задачи и структуру данного учреждения, порядок осуществления им деятельности, регламентирует вопросы управления учреждением и осуществления контроля, закрепляет права и обязанности работников учреждения, а также слушателей, устанавливает порядок учреждения, реорганизации и ликвидации отдельных категорий образовательных учреждений дополнительного профессионального образования.

Постановление Госпрофобра СССР, Госкомтруда СССР, секретариата ВЦСПС от 13.07.1987 № 9/426/21-59 «Об утверждении Положения о порядке аттестации и присвоении квалификации лицам, овладевающим профессиями рабочих в различных формах обучения».

Положение о порядке аттестации и присвоении квалификации лицам, овладевающим профессиями рабочих в различных формах обучения. Данное положение разработано в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. № 315 «О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышения ее роли в подготовке квалификационных рабочих кадров» и определяет порядок аттестации и присвоения квалификации лицам, овладевающим профессиями рабочих в учебных центрах, на предприятиях и в организациях министерств и ведомств, кооперативных и других общественных организациях, а также в средних специальных учебных заведениях [5].

Постановление от 13 января 2000 г. «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» (в ред. Постановления Минтруда РФ N 17, Минобразования РФ N 1 от 08.02.2001). Данное положение говорит о том, что профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения заканчивается их аттестацией, проводимой в установленном порядке образовательными учреждениями, организациями. По профессиям, специальностям, видам работ, подконтрольным надзорным органам за соблюдением правил по безопасному ведению работ, аттестация проводится в соответствии с правилами, утверждаемыми указанными органами. Форма аттестации (квалификационные экзамены, зачеты, защита рефератов, выпускных письменных работ и др.) определяется профессиональными образовательными программами. Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию после обучения, образовательными учреждениями, организациями выдаются документы установленного образца [4; 6].

Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи (утв. Постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5 октября 1973 г. № 470/267, в ред. от 22 октября 1979 г., с изменениями от 14 ноября 1986 г.). В этом Положении предусматривается ограничение по категориям работников, не подлежащих аттестации: женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (их аттестация проводится не ранее чем через один год после выхода из отпуска); молодые специалисты в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебного заведения [6]. Согласно Положению 1973 года аттестация должна проводиться периодически, 1 раз в 3-5 лет. При установлении периодичности проведения аттестации желательно определить дату начала течения этого срока с момента издания руководителем приказа (распоряжения) о проведении аттестации или же с даты, указанной в приказе (распоряжении). Затем следует определить срок, который отводится на проведение аттестации до установления итогов (от начала). Этот срок устанавливается каждой организацией самостоятельно, исходя из штатной численности, состава аттестационной комиссии и количества этих комиссий, квалификационного состава аттестуемых и др. Данным Положением установлено, что руководитель организации с учетом рекомендаций аттестационных комиссий в установленном порядке применяет к работникам соответствующие меры поощрения и в надлежащих случаях, в срок не более 2 месяцев со дня аттестации, может принять решение о переводе работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия. Далее в Положении говорится о том, что по истечении 2-месячного срока перевод работника на другую работу или расторжение с ним трудового договора по результатам данной аттестации не допускается.

Читайте также:  Комплексы упражнений логопедического массажа

Положение о порядке аттестации и присвоения квалификации лицам, овладевающим профессиями (специальностями) в учебных центрах службы занятости (утверждено Приказом ФСЗ № 117 от 25 августа 1994 г.). Данное Положение носит рекомендательных характер и определяет порядок аттестации и присвоения квалификации безработным гражданам и незанятому населению, овладевающим профессиями рабочих (служащих) в учебных центрах. Работники, прошедшие курс обучения по профессии (специальности), должны пройти аттестацию, где комиссией будет оцениваться объем и уровень знаний и практических навыков, полученных в процессе курсового, группового или индивидуального обучения. Поэтому предъявляемые требования на экзамене должны соответствовать требованиям квалификационной характеристики по профессии и квалификационному разряду (классу, категории) согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (далее ЕТКС). Справочник обязателен для применения на предприятиях и в организациях всех отраслей, предназначен для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, а также для составления программ по подготовке и повышению квалификации рабочих на предприятии. ЕТКС содержит характеристики профессий рабочих, сгруппированные в разделы по производствам и видам работ, независимо от того, на предприятиях или в организациях [8, с. 4].

Типовая инструкция об организации проведения квалификационных экзаменов при профессиональном обучении рабочих на производстве (утверждено Приказом Госпрофобра СССР от 24 сентября 1981 г № 135). В содержательной части инструкции описан порядок проведения квалификационных экзаменов на производстве: подготовка к экзаменам: подбор и выполнение квалификационных (пробных) работ; содержание работы квалификационных комиссий. Данная Типовая инструкция рекомендована в целях дальнейшего совершенствования методической документации по профессиональному обучению рабочих [10].

Для осуществления мероприятий по оценке профессиональной деятельности работников конкретных предприятий необходимо наличие определенной нормативно-правовой и локальной нормативно-методической базы, которая будет регламентировать данный процесс. А именно необходимо:

  • разработать положение и график проведения аттестации, подготовить приказ о проведении аттестации, утвердить аттестационные комиссии, а также подготовить представления на аттестуемых работников, затем проинформировать аттестуемых работников о сроках и особенностях аттестации и оценке профессиональной деятельности сотрудников;
  • организовать работу аттестационных комиссий по подразделениям предприятия, оценить индивидуальный вклад работников, заполнить анкеты посредством аттестационных листов и произвести компьютерную обработку результатов;
  • подвести итоги аттестации, принять персональные решения о продвижении работников, по потребности направить на учебу, переместить или уволить сотрудников, не прошедших аттестацию.

Нормативно-правовая база деятельности государственной власти

Нормативно-правовую базу, регулирующую структуру и функционирование органов государственной власти, образуют в совокупности законы, документы, принятые и действующие в РФ.

Основным таким законом является Конституция; содержание ни одного другого закона, документа не должно противоречить закрепленным в ней положениям. Нормативно-правовую базу составляют также федеральные законы, конституции (уставы) субъектов РФ, законы, нормативные правовые акты, принятые и действуют в субъектах РФ.

В соответствии с нормативно-правовой базой происходит формирование органов государственной власти, как региональных, так и федеральных, определяются их полномочия, устанавливается ответственность, утверждается порядок и принципы их взаимодействия, осуществляется их деятельность.

Нормативно-правовая база основывается на принципе приоритетности одних законов и необходимости согласования с ними других, однако это не означает, что региональные законы менее важны, чем конституция, так как именно они являются основой для деятельности региональных органов власти. Приоритет же федеральных законов говорит о том, что в случае противоречия региональных законов федеральным, действительными признаются положения федеральных законов.

Основное содержание нормативно-правовой базы (конституционно закрепленные положения):

– государственная власть осуществляется органами исполнительной, законодательной, судебной властью;

– управление субъектами РФ осуществляют образованные в них органы государственной власти

– между региональными и федеральными государственными органами существует распределение предметов ведения полномочий.

На федеральном уровне исполнительная власть осуществляется президентом РФ, правительством РФ, законодательная – Федеральным Собранием, состоящим, в свою очередь, из Совета Федерации и Государственной Думы, высшим органом судебной власти является Верховный суд РФ. На президента возложена функция обеспечения соблюдения Конституции РФ, как главного закона страны, отражающего все основные принципы функционирования государства. На региональном уровне происходит самостоятельное утверждение органов государственной власти, в субъектах действует законодательные, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие свою деятельности в соответствии с конституциями (уставами) и другими документами, действующими в субъектах РФ.

Важным аспектом, во многом предопределяющем сферы деятельности и полномочия органов государственной власти федерального и регионального уровней, является законодательно закрепленное разграничение предметов их ведения, а так же определение принадлежащих им полномочий.

Деятельность федеральных органов власти может быть самостоятельной в отношении ее предметов ведения. Органы государственной власти, функционирующие на региональном уровне, могут проявлять самостоятельность решении проблем, которые согласно формулировкам законов находятся в их ведении. Также существуют сферы, деятельность в отношении которых должна быть согласована между федеральными и региональными властными структурами.

Полномочия субъектов РФ

Законодательно полномочия РФ и субъектов РФ закреплены в Конституции РФ, однако в ней нет четкого перечисления полномочий субъектов РФ, зафиксировано лишь, что они обладают всей полнотой власти относительно ситуаций, предметов, процессов, не находящихся в ведении РФ и в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Отсутствие четкого законодательного закрепления полномочий, которыми обладают субъекты РФ, обусловлено широким кругом их деятельность.

Субъекты РФ в определенной степени обладают самостоятельностью. При этом все субъекты федерации равноправны по отношению к органам государственной власти федерального уровня. Собственные конституции и законодательства имеют республики, свои уставы и законодательства имеют края, области, автономные области и округа, а так же города федерального значения, однако функционирование властных структур субъектов РФ, их законодательств, конституций, уставов не должно противоречить позициям конституции РФ, решениям и действиям федеральных властных структур.

Субъекты РФ осуществляют собственную политику, в их пределах функционируют все основные сферы жизнедеятельности граждан – экономическая, социальная, культурная и др., над которыми в субъектах РФ осуществляется контроль.

В конституции РФ перечислены пункты, отражающие сферы, которые находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Эти пункты также отражают полномочия субъектов РФ, однако при этом учитывается, что он не могут решать те или иные вопросы без одобрения центральной власти.

Субъекты РФ могут осуществлять свои полномочия по согласованию с центром в следующих сферах:

– в обеспечении функционирования собственных конституций, уставов, законодательств

– при защите прав и свобод своих граждан, при защите прав народов

– при поддержании правопорядка

– в вопросах владения, распоряжения, пользования природными ресурсами, землями

– в вопросах природопользования, охраны окружающей среды

– при обеспечении экологической безопасности

– в вопросах образования, воспитания, науки, культуры, здравоохранения

– в вопросах социальной защиты населения

– при принятии мер по борьбе со стихийными бедствиями, катастрофами и т.п.

– при установлении налогов

– при организации системы местного управления

– в вопросах международных, внешнеэкономических взаимосвязей.

Перечисленные положения находятся в компетенции как субъектов, так и центральной власти РФ. Компетенция в данном случае определяется как круг полномочий и ответственности.

Субъекты РФ обладают достаточно широким кругом полномочий. Вмешательство центральной власти в деятельности властей субъектов РФ осуществляется в случаях, когда субъекты РФ нарушают конституционные нормы, противоречат политики государства или в случае проявления субъектами РФ не способности к эффективному управлению происходящими процессами. Круг предоставленных субъектам федерации полномочий сужается только в случае противоречия политики субъектами интересам государства или самого субъекта.

При рассмотрении полномочий субъектов федерации относительно основных сфер жизни общества можно отметить, что фактически наибольшими полномочиями они обладают в культурной и образовательной сферах, также их полномочия весьма весомы относительно экономической и социальной сфер, определенная самостоятельность предоставлена и в политическом управлении, однако данная сфера является наиболее контролируемой со стороны государства, именно через нее осуществляется регулирование действий субъектов в других сферах.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

Нормативно – правовая база регулирующая деятельность ООО «Экотехком»

За время прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ООО «Экотехком» я изучила нормативно – правовую базу регулирующую деятельность общества; ознакомилась с общими требованиями, предъявляемыми к работникам юридического отдела, а также проанализировала их должностные обязанности; исследовала правосубъектность общества; проработала судебную практику в области разрешения корпоративных споров.

Общество с ограниченной ответственностью «Экотехком» создано несколькими физическими лицами для участия в предпринимательской деятельности и извлечения прибыли. Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность ООО в РФ являются Гражданский кодекс Российской Федерации и профильный Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015) “Об обществах с ограниченной ответственностью”.

ООО «Экотехком» учреждено путем создания, с уставным капиталом в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей, который оплачен учредителями.

Общество действует на основании утвержденного его учредителями Устава, что предусмотрено п.1 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015) “Об обществах с ограниченной ответственностью”.

Помимо устава, учредителями подписан договор об учреждении ООО «Экотехком», в котором содержаться сведения, предусмотренные п. 5 ст.11Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015) “Об обществах с ограниченной ответственностью”.

Ключевой сферой деятельности общества являетсясбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I – IV классов опасности. Согласно п. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) “О лицензировании отдельных видов деятельности” данный вид деятельности подлежит лицензированию.

Нормативно – правовой базой для ООО «Экотехком» выступают:

· Конституция РФ от 12.12.1993 г.,

· Гражданский Кодекс РФ,

· Налоговый кодекс РФ,

· Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ,

· Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”,определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

· Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,который регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров – единого государственного реестра юридических лиц.

· Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,который регулирует отношения, возникающие междуфедеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным настоящим законом.

· Закон РФ от 11.03.1992 г. № 2488-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»,в котором частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

· Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объёме требованиям кредитора.

· Внутренними нормативными документами ООО «Экотехком» являются Устав общества, Учетная политика, Закон «О бухгалтерском учете».

2.Организация работы юридического отдела: общие требования, должностные обязанности

Юридический отдел является самостоятельным структурным подразделением в ООО «Экотехком». Главной задачей юридического отдела является соблюдение законности в деятельности фирмы, защита ее правовых интересов, информирование обо всех изменениях в законодательстве, консультирование руководящего состава, предстовляет интересы в судах.

Начальник юридического отдела назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора предприятия. На должность Начальника юридического отдела назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы по специальности.

Начальник юридического отдела должен знать: законодательные акты, регламентирующие производственно – хозяйственную и финансовую деятельность предприятия; методические и нормативные материалы по правовой деятельности; гражданское, трудовое, финансовое, административное право; налоговое законодательство; экологическое законодательство; порядок ведения учета и составления отчетности о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия; порядок заключения и оформления хозяйственных договоров, коллективных договоров, тарифных соглашений; порядок систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий; основы экономики, организации труда, производства и управления; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; правила и нормы охраны труда.

Обязанности начальника юридического отдела:

– Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и защиту его правовых интересов;

– Осуществляет правовую экспертизу проектов приказов, инструкций, положений, стандартов и других актов правового характера, подготавливаемых на предприятии, визирует их, а также участвует, в необходимых случаях, в подготовке этих документов;

– Принимает меры по изменению или отмене правовых актов, изданных с нарушением действующего законодательства;

– Организует подготовку заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия, а также проектам нормативных актов, поступающих на отзыв предприятию;

– Обеспечивает методическое руководство правовой работой на предприятии, разъяснение действующего законодательства и порядок его применения, оказание правовой помощи структурным подразделениям в претензионной работе, подготовку и передачу необходимых материалов в судебные и арбитражные органы;

– Представляет интересы предприятия в суде, арбитражном суде, а также в государственных и общественных организациях при рассмотрении правовых вопросов, осуществляет ведение судебных и арбитражных дел;

– Возглавляет работу по анализу и обобщению результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел, а также практики заключения и исполнения хозяйственных договоров;

– Руководит подготовкой материалов о хищениях, растратах, недостачах, нарушении экологического законодательства и иных правонарушениях для передачи их следственным и судебным органам, принимает меры по возмещению ущерба, причиненного предприятию;

– Подготавливает заключения по предложениям о привлечении работников предприятия к дисциплинарной и материальной ответственности. Участвует в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания, обеспечивает подготовку заключений по предложениям о списании безнадежной задолженности.

Функции юридического отдела:

1. Юридическая служба:

– Разработка и юридическая экспертиза договоров;

– Оформление операций с недвижимостью;

– Функции в сфере трудового права;

– Ведение дел в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах;

– Представительство в органах уголовной юрисдикции.

2. Служба взыскателей:

– Разрешение проблем, препятствующих своевременному исполнению обязательств контрагентами компании;

– Сохранение отношений с контрагентами компании после взыскания просроченной дебиторской задолженности.

В ООО «Экотехком» имеется хорошая нормативно-правовая база, представленная как в печатном виде, так и в электронном виде. Важную роль при обеспечении нормативно-правовой базы играют электронные правовые базы, такие как «Консультант плюс», которые еженедельно обновляются, что дает возможность оперативно найти необходимые нормативно-правовые акты, образцы документов, статьи в профильных журналах и иную информацию.

В процессе практики я приобрела навыки работы с электронной правовой системой, научился эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Она мне помогала найти ответы на возникающие в процессе деятельности вопросы, такие как поиск источников регулирования определенных гражданско-правовых отношений

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Ссылка на основную публикацию