Использование графического рисунка как приема коррекционной работы логопеда

Рисовать, чтобы говорить. Из опыта работы учителя-логопеда.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Значение рисования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Сенсорно – перцептивные возможности изодеятельности позволяют использовать ее в развивающей работе. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
risovat.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рисовать, чтобы говорить. Из опыта работы учителя-логопеда.

У детей с общим недоразвитием речи страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение, – все то, что необходимо для овладения навыками рисования.

К тому же, дети с речевыми нарушениями редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы, что выражается в неумении держать карандаш, кисточку, обводить контуры, раскрашивать рисунок.

Значение рисования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Сенсорно – перцептивные возможности изодеятельности позволяют использовать ее в развивающей работе. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

Что такое для ребенка рисование? И что такое – рисовать? Это для него, как говорить, даже точнее, как дышать. Когда ребенок до года еще не умеет говорить, он кричит, чтоб взрослые его услышали и обратили внимание. Когда же он уже начинает разговаривать, в силу маленького словарного запаса и крохотного социального опыта, он не может выразить, всего, того, что видит чувствует, понимает, осознает, какие выводы делает из всего этого. Поэтому почти все дети дошкольного возраста любят рисовать и тянутся к изобразительным материалам, чтобы выразить себя.

Существуют разные методики развития речи детей. Например, доказано, что существенно способствует этому процессу развитие мелкой моторики. Некоторые дети, поступая в группу, не выговаривали больше десятка звуков и не могли удерживать в руках предметы. И именно с этими детьми мы с воспитателями решили заняться …. рисованием. И не просто рисованием, а освоить очень серьезную, требующую большой сосредоточенности, терпения и хороших моторных навыков методике рисования штрихом.

Штрих –это лишь черта, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу. А еще с помощью штриха можно многое рассказать о своих любимых сказочных героях: пушистая шерсть у котенка, красивое оперенье у птиц, колючая хвоя у ели…

Родители первоклассников знают, как трудно их детям выполнить простейшие упражнения в прописи: нарисовать ряд «палочек» или «крючков». А сколько таких «палочек» нужно, чтобы изобразить на листе белой бумаги сову с совенком, кошку, цыпленка.

«Хочу заметить, – написала в тетрадке отзывов одного из воспитанников, что раньше Максим без желания занимался рисованием, в основном просил у меня помощи. Теперь же у него появился огромный интерес, большое желание заниматься рисованием при помощи штриха. Ведь работы получаются интересные, необычные. Максим стал увереннее держать карандаш, самостоятельно наносит линии при изображении предметов. Хотя Максим младше других ребят в группе, он с большим желанием, старанием и терпением выполнял работу, смог дорисовать до конца и рассказать о том, что нарисовал».

«Рассказать о том, что нарисовал» – тоже важная составная часть работы. Почему «волшебный грибок» – основу любой работы – нужно располагать именно в центре листа? Почему есть «правильная композиция», а есть «неправильная»?

Выслушивая ответы детей воспитатели и логопед обращают внимание на правильное произношение. Каждое занятие с дошкольниками заканчивается обсуждением рисунков.

Для развития устной и письменной речи нужно выстраивать работу таким образом, чтобы «вхождение» ребенка в письменную речь происходило как «переход от рисования вещей к рисованию речи» [Выготский 1994: ], так как в генетической линии развития знаковых и символических средств рисование предшествует письменной речи.

В самом начале своей работы базой послужила книга В.А.Грека «Рисуем штрихом» 1992 года издания и ксерокопии из журнала «Дошкольное воспитание» за 1997 год.

Многое пришлось разрабатывать самим. Например, уже на первых занятиях заметили, что не следует давать детям большие альбомные листы: покрыть их ровным штрихом за отпущенное время трудно, дети быстро утомляются, начинают скучать. Теперь на занятиях в группе им выдают маленькие листы. Обязательно звучит негромкая спокойная музыка. Для удобства и помощи в работе имеются таблички с разными видами штриха – дети могут выбрать любой, какой им понравиться.

Карандашом создается линейная форма. При рисовании карандашом развивается ритмичность движений, тренируются пальцы кистей рук и зрительная координация. Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, замкнутые формы, вогнутые линии. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается.

Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых, уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Это упражнение для отработки движений кисти, слева направо и справа налево. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка, развивает планирующую функцию речи. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

Наибольшие трудности в первом классе вызывает обучение письму. Одна из причин этого кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кисти рук к выполнению графических упражнений.

Дети приобретают графические навыки с помощью системы специальных игр и упражнений:

  • «Нарисуй узор по клеточкам»
  • «Соедини точки»
  • Попади в цель»
  • «Дорожки»
  • «Лабиринты»
  • «Закончи рисунок»
  • Выполнение штриховок
  • Графический диктант

«Наблюдая за своим ребенком, я заметила, что он не только с радостью выполняет эту работу в детском саду, но и с большим желанием рисует дома. И сама я, когда было предложено выполнить совместную работу с ребенком по этой методике, с большим удовольствием под руководством своего сына это выполнила» (Из «тетради отзывов»).

И воспитатели и родители замечают, как всего за год изменились дети. В отзывах родителей часто встречается фраза: «Моему ребенку очень нравиться рисовать, а теперь даже получается хорошо разговаривать»

Через рисунок дети входят в мир, который когда-нибудь станет их миром, в котором они учатся быть своими, к встрече с которым, благодаря полученным навыкам, воспитанным упорству и усидчивости, они будут готовы.

На занятиях мы играем и рисуем. Речь — это не только средство общения, которое всегда непосредственно связано с его практической деятельностью, но и одно из главных средств мыслительной деятельности. Игра и рисунок в развитии ребенка — это особые формы мышления, в которых через обозначение собственных представлений об окружающей действительности происходит многократное воспроизведение образов действительности, их обобщение и понимание.

Родители должны всегда помнит, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личности будет более гармонично развита.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

Коррекция нарушений речи у дошкольников через развивающие возможности детского рисования

Автор: Пуханова Тамара Степанвна
учитель-логопед, г.Владивосток

Оригинал: скачать.

Система образования в школе, независимо от того, какая технология (программа) обучения выбрана, рассчитана на то, что дошкольник должен прийти в школу без каких-либо нарушений речи и мыслительной деятельности.

На практике это далеко не так. Общеизвестно, что в последние годы количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, постоянно растёт. Недостатки речевого развития вызывают много трудностей в усвоении школьной программы в полном её объёме, в частности, в обучении чтению и письму, приводят к затруднению в общении между детьми и дальнейшей их социализации. Большое количество учащихся первых классов с различными речевыми нарушениями побудило искать дополнительные, наиболее действенные способы коррекции речевых недостатков.

Поиск привёл к включению детского рисования на логопедических занятиях. Была поставлена ЦЕЛЬ – доказательство эффективности коррекционных возможностей детского рисования в логопедическом воздействии.

Для изучения данной проблемы использовались следующие ПРИЁМЫ и МЕТОДЫ: наблюдение, сравнение, анализ продуктов деятельности учащихся, обобщение, систематизация, концентрический принцип построения творческих задач, диагностика.

Детское рисование, как один из видов продуктивной деятельности, заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного, графо-моторного, эмоционально-эстетического, волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются и развиваются все психические функции.

Для детского рисования характерна тенденция к закреплению графических образов, превращающихся при определённых условиях в застывшие шаблоны. Эти шаблоны представляют собой прочные образования, отвечающие элементарным требованиям изображения. Это оказывается полезным при начале обучения письму.

Системность в предъявлении заданий и упражнений по рисованию определяет эффективность их применения в коррекции речевых нарушений у младших школьников. В моей работе сложилась определенная система в предъявлении заданий и упражнений по рисованию на логопедических занятиях. Она основана на дидактическом принципе предъявления задач: от простого к сложному и на концентрическом типе построения художественно-творческих задач, где каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности. Эта сформировавшаяся система обосновала целесообразность выполнения рисунков в порядке, описанном ниже.

1. Рисование линий.

Проведение различных линий, в разном направлении, различной конфигурации сначала на листе в клеточку, затем на чистом листе. Этот вид заданий знакомит ребёнка с тетрадным листом в крупную клетку; учит ориентировке в клетке, вести волнообразные линии, не отрывая карандаша или ручки от листа бумаги, что способствует развитию кистевых движений.

2. Работа с трафаретами.

Виды заданий: обведение рисунков – трафаретов, штриховка трафаретных рисунков, заполнение картинки – трафарета той буквой, обозначающей звук,
на который начинается название картинки. Своеобразная штриховка рисунка буквами.
Первоначальное использование трафаретов, а не собственно самостоятельных рисунков, помогает детям научиться рисовать видеть и не выходить за границы предмета.

3. Работа с геометрическими объектами.

Виды заданий: обведение сплошной линией пунктирного изображения геометрических фигур с последующей их закраской разными яркими цветами; использование в рисунке только одного вида геометрических фигур, например: кругов, квадратов, треугольников; использование в рисунке разных геометрических форм; рисование симметричных рисунков, где даётся для дорисовки половина геометрической фигурки или рисунка; повторение предложенного рисунка в зеркальном отражении; творческое задание на продуцирование множества образов из множества кругов или других геометрических фигур.

Выполняя эти упражнения и задания, дети знакомятся или закрепляют понятия о геометрических фигурах, дифференцируют их между собой. При выполнении этих заданий у детей формируется навык планирования хода выполнения рисунка, развивается сенсорная сфера.

4. Использование рисунков для развития фонематических представлений, расширения словарного запаса, развития связной речи.

4.1. Знакомство с определённым звуком и буквой его обозначающей.

Виды заданий: выбор картинок на заданный звук, представленных на наборном полотне с последующей их зарисовкой в тетрадях (на следующем этапе дети самостоятельно придумывают рисунки на определённые звуки). Затем:
1-й этап работы – написание в центре каждой картинки одной большой буквы, обозначающей звук, на который начинается название этой картинки. 2-й этап работы – плотное заполнение всей картинки буквами (своеобразная штриховка буквами), обозначающими звук, на который начинается название этой картинки.

Принципиально важно в этих заданий прописывание сначала крупных, а затем мелких букв в рисунках. Это соотносится с развитием у ребёнка сначала крупной, а затем только мелкой моторики.

4.2. Помощь рисования в дифференциации звуков и букв по различным основаниям.

Виды заданий: выбор и дифференциация картинок представленных на наборном полотне и последующее срисовывание их в тетрадь по различению – парных гласных звуков; кинестетически сходных букв; твёрдых и мягких согласных звуков; парных согласных звуков по глухости – звонкости; звуков – аффрикат «Ч» и «Ц».

При выполнении задания предлагается заполнить рисунки буквами, обозначающими звуки, на которые начинаются названия этих картинок. Аналогичное задание, выполненное самостоятельно (без зрительной опоры).

4.3. Анализ и синтез звукового состава слова.

Виды заданий: придумать и нарисовать такие картинки, чтобы по первым (или по последним) звукам их названий можно было составить новое слово, затем нарисовать его.

5. Применение рисунков для развития словарного запаса и связной речи.

Виды заданий: составление предложений по картинкам, нарисованным учениками; составляя, и записывая предложение, заменить одно или два слова (как правило, ключевых) в нём рисунками; разнообразное сочинение коллективных и индивидуальных рассказов с опорой на собственные сюжетные рисунки по определённой теме.

На этом этапе работы с рисунками дети «оречевляют» свои творческие замыслы.

6. Использование рисунков для развития памяти.

Виды заданий: кодировка (рисование картинок-символов, обозначающих ключевые слова) стихотворений при их заучивании.

Здесь рисунки играют роль наглядного плана или подсказки в заучивании стихов.

Таким образом, ДЕТСКИЙ РИСУНОК на логопедических занятиях:

· успешно восполняет «психологическую базу речи»;

· является средством умственного, графо-моторного, эмоционально- эстетического, волевого развития детей;

· это продление детства ребёнка, комфортный переход к учебной деятельности после детского сада;

· выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, обеспечивая эмоционально-положительное состояние;

· способствует развитию и совершенствованию средней и мелкой моторики движения;

· помогает осуществлять связь между школьными предметами;

· снимает авторитарный стиль ведения занятия;

· помогает самореализации личности ребёнка в процессе рисования;

· эффективно помогает коррекции имеющихся у детей нарушений и недоразвития устной и письменной речи.

Использование графического рисунка как приема коррекционной работы логопеда

В статье выяснены особенности коррекционной работы логопеда, раскрыта возможность психического развития и формирования правильного звукопроизношения у детей посредством использования графических рисунков.

Основные понятия статьи – коррекционная работа, логопедические приемы, звукопроизношение, графический рисунок.

The article clarified the correctional work of the logopedist, revealed the possibility of mental development and the formation of correct sound pronunciation in children through the use of graphic images.

Basic concepts of article – correctional work, speech techniques, pronunciation and articulation, graphic design.

Анализ научной проблемы.

В педагогической науке доказано, что нарушение речи связано с проблемами развития моторики кисти руки, а тренировка тонких движений пальцев рук имеет большое значение не только на развитие письменных навыков, но и на овладение им правильным произношением. Работая с графическими рисунками на логопедических занятиях, дети развивают зрительно-моторные координации, происходит развитие памяти и внимания, а у младших школьников формируется навык четкого и быстрого письма.

По моему мнению, при коррекции нарушений звукопроизношения следует учитывать тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики.

Я полагаю, что использование приема графического рисунка в коррекционной работе логопеда должна вестись комплексно и зависеть от общей подготовленности детей-логопатов, их индивидуальных особенностей.

Успешная коррекционно-логопедическая работа осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы. Эффективность логопедической работы в значительной мере определяется соблюдением общепедагогических и специальных коррекционных условий.

Считаю целесообразным использовать прием графического рисунка в коррекционной работе логопеда, так как опора на зрительные образы повышает эффективность логопедической работы благодаря тому, что их использование делает усвоение речевых умений и навыков более конкретными и доступными, создается благоприятный эмоциональный фон для проведения коррекционной логопедической работы.

Осмысление последних исследований и публикаций. Речевое развитие у детей дошкольного и младшего школьного возраста всегда находилось под пристальным вниманием педагогов и психологов. Логопедия на протяжении многих десятилетий вырабатывала различные методы и приемы по речевому развитию, и преуспела в этом. Доказано, что развитие графических навыков в процессе коррекционных логопедических занятий вызывает активизацию высших психических функций. Использование наглядных пособий, благодаря развитости и ведущей роли в восприятии информации зрительного анализатора, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Также, наглядные средства позволяют сделать коррекционно-логопедическую работу для ребенка интересным, формируя в его сознании «физиологический образ звука». С помощью рисунков-символов дети могут увидеть и понять артикуляционный уклад при произнесении звуков, узнать, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха и пр. Графические рисунки-символы позволяют ребенку-логопату осознанно относиться к артикуляционным упражнениям и «подстраивать» свою артикуляцию до получения отрабатываемого звука.

Доказано, что активная включенность ребенка в процесс занятия и осознанность выполняемых действий, повышает эффективность коррекционно-логопедической работы. Особенно графические рисунки-символы актуально использовать при всех формах дислалии, в особенности – при стертой форме дизартрии. Это доказано Л.В. Лопатиной [4], исследования которой показали наличие у дошкольников со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляторных образов, что приводит к стиранию грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков. В то же время отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Поэтому в коррекционно-логопедической работе при формировании фонетической стороны речи дошкольников актуально применение наглядных зрительных опор.

Цель статьи: показать особенности использования графического рисунка как эффективного приема в коррекционной работе логопеда.

Основной материал. Логопед для коррекции речевых нарушений в своей работе применяет различные методы и приемы работы, зависящие от цели и индивидуальных особенностей занимающихся. В связи с тем, что 90% информации человек получает через зрение, одним из ведущих методов в логопедической работе является метод наглядности.

Использование рисунков в работе логопеда может иметь различные цели:

  • коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, фоне, величине и т.д.);
  • развитие фонематического восприятия (например, на рисунке найти предметы, в названиях которых имеется определенный звук);
  • развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков);
  • закрепление правильного произношения, развитие лексического запаса слов, грамматического строя, связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

Так как формирование правильного звукопроизношения тесно связано с мелкой моторикой кистей рук, коррекционная работа логопеда может включать в себя развитие графических навыков.

На первом этапе работы ребенок учится ориентироваться на плоскости листа, приобретая простейшие графические навыки, что приводит к развитию пространственного мышления, внимания, слухового восприятия и функции самоконтроля.

На втором этапе помощь логопеда эпизодическая, так как акцент делается на формировании умения ребенка самостоятельно работать с графическим материалом. Задания, в зависимости от успехов занимающегося, усложняются. Предлагается не только, например, скопировать графический материал, но и изобразить его зеркально. Подобные задания, которые предполагают самостоятельную работу ребенка при активном пространственном восприятии, формируют и укрепляют взаимодействие полушарий головного мозга. Завершив задание, ребенок по желанию может дорисовать и раскрасить свою работу, что позволяет развить его воображение, возбуждает фантазию, индивидуализирует цветовую гамму ребенка и побуждает к творчеству.

Третий этап требует большей самостоятельности и ответственности ребенка, дает возможность самовыражения и самореализации. Здесь происходит аккумуляция и реализация наработанных ранее навыков. Ребенок, помимо улучшения своего произношения, учится облекать свои мысли в приемлемую и понятную для окружающих форму с помощью, к примеру, устного рассказа по скопированной и дорисованной картинке или мини-сочинения. Некоторые дети пытаются самостоятельно составлять графические рисунки.

Приведем примеры использования графического рисунка с различными целями направленности. Например, на логопедических занятиях по развитию фонематического восприятия, анализа, синтеза логопед подбирает сюжет по теме отрабатываемых звуков и создает схематичный «меловой рисунок». Дети, внимательно его рассмотрев, должны найти слова по заданной теме. Например, отрабатывая звуки [Д], [Д’], логопед на рисунке изображает следующие предметы: дом, девочка, мальчик, дудочка, дерево, забор из досок, дрова. Детям сначала предлагается задание найти слова со звуком [Д], а затем со звуком [Д’]. Слова, которые можно найти со звуком [Д]: дом, дача, дверь, доски, дудочка, друзья, со звуком [Д’]: девочка, дерево, дети. В процессе работы на начальных этапах занимающиеся часто ошибаются, испытывая трудности при дифференциации твердых и мягких согласных. Но, проводя подобный прием регулярно, постепенно фонематическое восприятие развивается, и дети легче справляются с подобными заданиями. В процессе выполнения данного задания с помощью рисунков не только реализуется цель коррекционного занятия, но и развиваются внимание, память, мышление.

Следующий прием с использованием графического рисунка – это пиктограммы. Например, занимаясь на этапе дифференциации свистящих и шипящих звуков, дети учат стихотворение вида «частушек-нескладушек», состоящего из набора не связанных друг с другом частей. Дети должны перефразировать его, правильно переставив слова в предложениях. Для успешного самостоятельного выполнения ребенком задания можно предложить ему его выполнить с помощью пиктограмм. С опорой на зрительное восприятие ребенку без особых проблем удается вспомнить и повторить стихотворение, при этом он старается правильно проговорить все свистящие и шипящие звуки. Без помощи логопеда занимающийся, смотря на пиктограмму, в состоянии повторить предложения с предлогами, и назвать те предлоги, которые в них использовались.

Так же с использованием графической деятельности логопед может работать над предложением, рассказом или диалогом. В частности, дети дорисовывают конец предложения, зарисовывают сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, работают с предложениями, из которых «убежали» предлоги, или в которых «все слова перепутались», рисуют предложения со словами на заданный звук.

Также графический рисунок как прием зрительного показа целесообразно использовать при формировании звукопроизношения. Например, при демонстрации артикуляции звуков, внимание ребенка обращается на положение и движения артикуляторных органов, для чего используются разнообразные артикуляционные схемы, «полные» и «частичные» профили артикуляций.

Например, при показе артикуляционного уклада звука «с» предъявляется карточка-символ «насос», при этом логопед обращает внимание ребенка на наличие преград (зубы) при произнесении звука. Делается сравнение звучания данного согласного звука с неречевыми звуками с использованием картинок – льется вода из крана; посвистывает ветер, насос накачивает шину велосипеда. Для закрепления упражнения применяются условные знаки-символы когда ребенок, уточняя положение губ при произнесении звука, находит соответствующую карточку-символ «Улыбка». Для определения положения языка логопед демонстрирует ладонь, сложенную горочкой, обозначая упор языка в нижние зубы при артикуляции звука, после чего ребенок находит карточку со стрелкой, направленной вниз, символизирующей положение языка у нижних резцов. Далее, ребенок выбирает графический символ, когда логопед отмечает, что посредине язычка находится «желобок», по которому дует ветерок. Ребенок выбирает символ.

Для определения характера выдыхаемой струи выбирается символ графический символ «снежинка», а символ «широкая стрелка» появляется при выдыхании сильной и длительной воздушной струи.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Прием графического рисунка в коррекционной работе логопед может использовать на всех этапах занятий, так как опора на зрительное восприятие помогает быстрее, легче и эффективнее справиться с заданиями. Использование графического рисунка в коррекционно-логопедической работе предполагает учет возрастных и психологических особенностей каждого ребенка, соответствуя задачам логопедической работы на данном этапе коррекции.

Использование приема графического рисунка в коррекционной работе логопеда создает благоприятные условия не только для формирования правильного звукопроизношения, но и развивает психические процессы, то есть носит комплексный характер.

Использование графических рисунков в виде символов позволяет ребенку осознанно относиться к выработке различных артикуляционных укладов, «подстраивать» артикуляцию до получения нужного звука.

Описание артикуляции с опорой на графическую схему звука, составленную на основе рисунков-символов, позволяет ребенку осознать выполняемые артикуляционные действия, а личностная включенность ребенка в коррекционный процесс в значительной мере повышает эффективность логопедической работы.

  1. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте : Метод. пособие / авт. Кондратенко И. Ю. и др. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 219 с. – (Библиотека логопеда-практика).
  2. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть I. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под редакцией Л.С. Сековец. – М.: АРКТИ, 2005.
  3. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
  4. Лопатина, Л.В. Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Логопедия. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. – М.: Владос, 2006.
  5. Машкова, Н.П. Формирование у дошкольников правильного звукопроизношения с использованием условных знаков-символов / Н.П. Машкова // Логопед. – 2010. № 1.
  6. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

Использование рисуночных методик в коррекционно-развивающей практике логопеда

Наталья Гордиенко
Использование рисуночных методик в коррекционно-развивающей практике логопеда

Использование рисуночных методик в коррекционно-развивающей практике логопеда

Для специалистов привычным стало разделение методов работы с детьми на вербальные и невербальные. Логопед часто ассоциируется с человеком, который по преимуществу развивает речь ребенка. Однако вербальные средства редко становятся самоцелью развивающей и коррекционной работы. Они должны быть включены в общий контекст развития ребенка, помочь в общем формировании его личности. К сожалению, специалист не всегда может «добраться» до проблем речи, если дело касается застенчивого ребенка, ребенка с опытом психотравмы и т. д.

Целостный подход, при котором развитие речи включается в общий план оптимизации развития ребенка 5— 8 лет, может осуществляться разными путями. Один из них активное включение в практику логопеда рисуночных методик.

Рисуночные методики можно использовать с разными целями:

— для установления контакта с ребенком;

— пробуждения интереса к себе, к взаимодействию;

— сплочения группы детей, участвующих в занятиях;

— изучения динамики коррекционного процесса и т. д.

Рисуночные методики могут быть элементом занятия, а могут составить содержание отдельной программы, например, для развития языка эмоций и чувств. Одним из главных преимуществ использования рисуночных методик в работе логопеда становится возможность приблизить развивающую среду к ситуации стихийного формирования речи — когда ребенок говорит, чтобы выразить себя, найти контакт, изучить что-то, т. е. когда речь ребенка встроена в его общее развитие и жизнь. Навыки и знания, полученные в ходе спонтанного формирования, имеют более широкий спектр применения, быстрее автоматизируются, но остаются открытыми для анализа и рефлексии. Этот довод представляется важным для включения рисуночных методик в работу логопеда.

Оптимальным путем освоения рисуночных методик в практике логопеда представляется изучение базовых рисуночных упражнений. Их можно модифицировать относительно разных целей работы логопеда.

Рисуночные упражнения

Свободный полет (закорючки)

Это упражнение упоминается в работах многих западных и отечественных психологов (Е. Е. Кравцова, К. Виттакер). Оно позволяет установить контакт с замкнутым ребенком, постепенно разговорить его, включить механизмы использования речи.

Логопед просит ребенка нарисовать на чистом листе бумаги любую линию, и затем дорисовывает ее до чего-нибудь осмысленного. Потом логопед предлагает ребенку рисовать друг другу разные закорючки и без слов продолжать их, а затем описывать рисунки друг друга. Важно использовать два карандаша разного цвета, чтобы видеть исходную линию и то, что дорисовывает партнер по игре. Условия можно варьировать. На начальных этапах логопед рисует свое продолжение до тех пор, пока рисует ребенок: даже если он все нарисовал, продолжает делать незначительные штрихи, чтобы ребенок успел максимально раскрыться. Случается и так, что ребенок стремительно дорисовывает линию — например полукруг взрослого превращает в колесо. Постепенно логопед может вводить ограничение времени, но с согласия ребенка. Следует показывать ему,как продумывается план рисования: поворачивать лист с закорючкой, примеряться к тому, что будет нарисовано.Можно также сказать: «Сначала продумай, что ты хочешь нарисовать, посмотри на линию с разных сторон и представь рисунок, который собираешься сделать».

Упражнение может проводиться и в группе. Логопед делит детей на пары и дает каждому по 2—3 листа бумаги и карандашу так, чтобы в одной паре дети рисовали разными цветами. Дети сгибают листы пополам и еще раз пополам (по вертикали и горизонтали, а затем разворачивают их. Каждый рисунок будет помещаться в одну из четвертинок. Затем логопед объясняет задание: «Один из вас рисует другому любую линию. Другой делает то же самое. После этого вы продолжаете рисунок так, как вам захочется. По-старайтесь ничего не говорить — когда вы закончите рисовать, обменяйтесь рисунками и обсудите, что получилось у каждого».

Логопед в ходе индивидуальных занятий с ребенком может раскрыть его творческие способности и выявить возможные проблемы развития. Для этого важно соблюдать несколько условий.

— Показывать разные приемы использования линий, заданных партнером. Логопед может изменять направление рисунка, рисовать разную перспективу, используя линию как главный или второстепенный элемент своего рисунка. Например, прямая по диагонали листа может быть частью дороги или забором, по одну сторону логопед изобразит сад, а по другую — воришку, который утащил оттуда яблоки.

Использовать разные сюжеты — например, рисовать что-то живое, если ребенок по преимуществу рисует предметы и неживую природу. Можно нарисовать настоящую сюжетную картинку — например из полукруга сделать меч и схематически изобразить битву двух самураев.

Логопеду не нужно стараться рисовать очень хорошо, пусть рисунки будут четкими, но достаточно простыми.

— Рисовать детям линии разных конфигураций и в разных местах отведенного пространства. Можно использовать и такой прием, как рисование, например, черточки в одной части листа, а зигзага — совсем в другой. Тогда ребенку придется продумывать весь план картинки.

— Рисовать несколько раз в качестве первоначальной закорючки одну и ту же линию, чтобы ребенку пришлось придумывать разные сюжеты для ее продолжения.

— При отгадывании рисунка ребенка следует давать допустимый, но необычный ответ. Например, если он рисует кошку, логопед может добавить определение ее настроения (озадаченная кошка, кошка, которая убежала от собаки и т. д.). Понимание рисунка не должно выходить за пределы того, что изобразил ребенок.

— Затрагивать необычные (возможно, неизвестные ребенку) темы. Например, незнакомых животных, необычные ситуации, фантастические виды транспорта и т. д. Пусть ребенок потрудится и расскажет как можно больше о рисунке. Логопед может задавать ему наводящие вопросы.

— Уделять внимание анализу рисунков ребенка: как он использует линию логопеда, ломает, перечеркивает или закрывает ее собственным рисунком (это признак напряжения его в общении с педагогом):

— как меняются сюжеты ребенка (повторы и однообразие могут отражать как проблемы интеллектуальной сферы, так и эмоциональное неблагополучие в момент рисования);

— существует ли рассогласование между рисунком и его описанием (ребенок может давать весьма необычное описание при абсолютно ординарном рисунке).

— Подчеркивать реальные успехи ребенка. Например, если не нравится рисунок целиком, можно отметить его необычный ракурс; если рисунок не очень тщательно выполнен, следует отметить интересную идею юного художника.

Использовать ситуацию соревнования, особенно если ребенок сам втягивает логопеда, рисуя большое (почти на весь лист) зачерченное пятно и т. д. С одной стороны, нужно показать, что это трудная задача, похожая на самый настоящий вызов, с другой — придумать какой- то выход (например, нарисовать испорченный телевизор — просто дополнить рамкой это пятно)

Это упражнение можно проводить в группе от 3 до 5 человек. Его суть —в развитии двух умений: передавать другому человеку свой замысел и понимать замысел другого без слов. Каждый участник получает лист бумаги и один из цветных карандашей. Важно, чтобы все рисовали разными цветами. Каждый придумывает, что бы он хотел нарисовать. После этого по команде логопеда все приступают к работе, но через 10—20 с (по усмотрению логопеда) рисунок прерывается и передается соседу по кругу. Без слов и комментариев другой продолжает рисунок, затем по истечении того же отрезка времени рисунок передается дальше, и так до конца, пока не дойдет до того, кто начал рисовать. Первый автор имеет право что-то дорисовать и изменить, но не может ни менять, ни зачеркивать уже выполненный рисунок. После этого каждый сообщает, что он хотел нарисовать, и что из этого вышло. Если полученное изображение сильно отличается от первоначального плана, нужно обсудить,

что помешало его реализовать (кто-то невнимательно посмотрел на рисунок, замысел был обозначен неточно и т. д.). Важно, чтобы дети проговорили, что уровень понимания замысла другого и умение донести свою мысль до других тесно взаимосвязаны. После пробного рисунка можно повторить упражнение,усложнив правила игры: ограничить детей определенной темой («Живая природа», «Неживая природа», «Дом» и т. д., уменьшить время рисования и т. д.

По ходу выполнения упражнения следует обсудить с детьми и такие темы:

— в чем соблазн простых рисунков (легче передать замысел, но и примитивную мысль высказать легче, чем что-то более сложное);

— что чувствуешь, когда тебя не поняли;

— как нужно оформить свой замысел, чтобы другой тебя понял;

— как нужно изучать рисунок другого, чтобы как можно лучше его понять;

— кто несет ответственность за непонимание.

Основным итогом данного упражнения становится принятие детьми обоюдной ответственности общающихся людей за взаимопонимание: часто тот, кто хочет быть понятым, считает, что другой должен понять его сам по себе, если он любит и хочет помочь, но часто бывает так, что нужно постараться обеим сторонам.

Цвет для передачи настроения и чувства

Это упражнение основано на использовании цвета для изображения оттенков одного и того же чувства, разных настроений, ситуаций и т. д. Ребенок получает набор карандашей и задание логопеда: «Сейчас я буду описывать какую-то ситуацию — попробуй изобразить ее цветом, на обратной стороне рисунка поставь ее номер. Не рисуй картинку, рисуй только свое настроение». После того как ребенок изобразит все ситуации в цвете, логопед просит его перемешать рисунки и зачитывает ситуации в другом порядке. Затем он просит ребенка вспомнить настроение и найти рисунок, а потом по номеру на обратной стороне проверить себя. Пусть сам ребенок решит, что стоит изменить в рисунке, если допущена ошибка. Это упражнение может проводиться в группе. Тогда рисунки всех участников складываются вместе и определение того, где какой рисунок, происходит сообща. При обсуждении можно предложить детям давать названия чувствам и ситуациям, которые они зарисовывают.

Цель упражнения — учить детей находить определения различным эмоциям и переживаниям, различать их.

Ситуации «Вся гамма чувств»

— Ты идешь в зоопарк и смотришь на игры обезьян.

— Сегодня — твой день рождения, тебе дают коробку. Ты открываешь ее.

— Начался дождь — это значит, вы не пойдете в поход, которого ты так долго ждал.

— Сломалась твоя любимая игрушка (телевизор — в тот самый момент, когда должен был начаться интересный фильм).

— Неожиданно на улице на тебя гавкает большая собака.

— Ты случайно задел малыша — тот начал плакать.

— Твои друзья обещали пригласить тебя на день рождения, но потом забыли сделать это.

— Учитель приносит в класс стопку проверенных тетрадей — сейчас ты узнаешь оценку за диктант.

Упражнения могут варьировать и дополняться разными заданиями. В зависимости от возраста ребенка и. целей занятий можно использовать тематические рисунки и ситуации для рисования.

«Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» На сегодняшний день существует тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети нуждаются в полноценной.

Использование продуктивных видов деятельности в коррекционно-развивающей работе по развитию когнитивных процессов у детей Когнитивные процессы- познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.

Использование игры в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Использование игры в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда. Учитель-логопед – Романова Маргарита Александровна ГБДОУ детский.

Использование логосказки в коррекционно-развивающей деятельности с детьми младшего и среднего возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Светлячок» Использование логосказки в коррекционно-развивающей.

Использование приемов образовательной кинезиологии как современного метода коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР Кинезиология, как здоровьесберегающая технология в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР. В настоящее время происходит становление.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога Цель здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку: – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада;.

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности Обеспечить воспитание.

Отчёт об итогах выполнения календарно-тематического планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда Отчёт об итогах календарно-тематического планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 6-7 лет с ОНР III уровень.

Проект «Преодоление страхов у детей 5–7 лет с использованием рисуночных методик» Страх – древний спутник человечества. И некоторые страхи старше нас самих. Страхи бывают разные – объяснимые и иррациональные, оправданные.

Доклад: «Создание ситуаций успеха на логопедических занятиях у детей ОВЗ с ОНР с использованием графических диктантов»

Доклад на областной логопедической конференции

«Создание ситуаций успеха на логопедических занятиях у детей ОВЗ с ОНР с использованием графических диктантов»

В настоящее время в общеобразовательных школах обучаются дети, в анамнезе которых присутствует термин – ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и как правило у таких деток есть различные речевые расстройства, от фонематических недоразвития (ФН) до общего недоразвития речи (ОНР) разной степени выраженности. Естественно эти обучающиеся сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе. Речевая патология отрицательно влияет на развитие познавательной деятельности, на само формирование деятельности ребёнка. Важнейшим условием школьной адаптации является успешное овладение орфографически правильным письмом. Овладение орфографическими навыками и умениями предполагает высокий уровень сформированности языковых (фонематических, синтексических, морфологических) обобщений и психологическую готовность к учебной деятельности.

У таких учеников наблюдается плохая ориентация на плоскости листа, неусвоенные понятия «верх – низ», «лево – право», смешение сходных по начертанию букв, зеркальное написание элементов и букв. В результате формируется оптическая дисграфия, страдает успеваемость.

Данная категория школьников, требуют особого внимания. Логопедические занятия с такими детьми я провожу по индивидуальным программам, где взято за основу взаимодействия взрослого и ребенка. Вопрос о повышении эффективности коррекционно – педагогической работы по профилактике оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста является актуальным, а использование в коррекционной работе графических диктантов по клеткам – один из резервов логопедического воздействия.

Для решения данной проблемы на своих логопедических занятиях, я пользуюсь графическими диктантами по клеткам.

Так же мною была предложена памятка – рекомендации по проведению этих диктантов, применение которых позволят мне оптимизировать коррекционно – педагогический процесс обучения детей с речевой патологией и реализовать ряд целей:

  • Сформировать слуховое восприятие и память;
  • Развить зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез;
  • Улучшить зрительно-моторную координацию;
  • Укрепить зрительную память;
  • Научить ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • Активизировать и укрепить мелкую мускулатуру пальцев рук;
  • Продолжить работу по закреплению речевых навыков

Памятка для проведения графического диктанта по клеткам от исходной точки

  • Загадывание загадки о предмете (объекте) рисования;
  • Рассматривание натурального предмета, игрушки или репродукции;
  • Беседа о предмете (объекте) рисования (название группы, свойств, качеств);
  • Активизация мышц мелкой мускулатуры посредством проведения комплекса пальчиковой гимнастики;
  • Актуализация пространственных понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз»;
  • Определение исходной точки рисования;
  • Диктант. Указание направления движения линии и количества клеток в изображаемом отрезке;
  • Промежуточный контроль за точностью и аккуратностью выполнения задания, своевременное исправление ошибок;
  • Дорисовывание недостающих деталей фигуры по инструкции или образцу;
  • Оценка результатов графического диктанта;
  • Динамическая пауза с проговариванием чистоговорок о предмете;
  • Самостоятельное копирование полученных схем рисунков;
  • Оценка самостоятельной работы;
  • Подведение итога.

Итогом выполнения графического диктанта является схематическое изображение предмета, что поможет организовать деятельность обучающегося в занимательной форме. Этому же будет способствовать специально составленный, подобранный или адаптированный для каждой фигуры занимательный материал, предложенный в виде речевых игровых приёмов: пальчиковых игр, чистоговорок, логоритмических упражнений, загадок и коротких стихов, пр., который позволит учителю – логопеду продолжить отработку тех или иных навыков правильного произношения звуков, пополнения словарного запаса за границами традиционных логопедических занятий и обеспечит вариативность коррекционно – педагогической работы.

Так как данная форма работы с младшими школьниками являются элементом пропедевтической работы по предупреждению возникновения оптической дисграфии у детей ОВЗ с речевой патологией, то выполнение предлагаемых заданий поможет повысить качественный уровень к обучению и взаимодействию с изучаемыми предметами.

При организации своих занятий мне важно выбрать формы и методы работы, позволяющие решать следующие задачи:

  • Развитие самостоятельности, самоконтроля, умения планировать, организовывать и адекватно оценивать свою работу, синхронизировать её с работой учителя;
  • формированию коммуникативных навыков в процессе учебной деятельности и навыков сотрудничества;
  • повышению мотивации к обучению, формированию положительной концепции посредством создания ситуаций успех

Создание ситуации успеха в общеобразовательной шко ­ ле для детей ОВЗ предполагает:

добровольность включения ребен ­ ка в социально значимую деятельность:

– доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели;

оптимистическая стратегия в оп ­ ределении воспитательных задач;

– предупреждение негативных по ­ следствий в процессе педагогического
воздействия;

– учет актуальных и потенциаль ­ ных интересов, и потребностей уча ­ щихся, их индивидуальных вкусов;

– формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов при осознании своей соци ­ альной защищенности.

Ситуации успеха учеников в логопедическом процессе создаются по ­ степенно, поэтапно. Выделяется шесть шагов, которые составляют модель де ­ ятельности учителя по созданию си ­ туаций успеха.

Первый шаг : осуществление пси ­ холого-педагогической диагностики школьников и написание на этом ос ­ новании их педагогических портре ­ тов. Обязательным условием состав ­ ления подобных портретов является содружество педагогов, психологов, родителей.

Второй шаг : целеполагание и раз ­ работка программы индивидуализиро ­ ванной педагогической помощи школь ­ нику в его развитии и социальной адаптации (реабилитации).

Третий шаг : выбор педагогом на основе составленной им программы помощи школьникам форм, методов и приемов, которые могут привести к успеху в учебной, трудовой, коммуни ­ кативной и других видах деятельнос ­ ти, к их личностному росту.

Четвертый шаг : моделирование си ­ туации успеха для каждого школьника.

Пятый шаг : создание ситуации ус ­ пеха в учебном процессе.

Шестой шаг: итоговый анализ, рефлексия деятельности по созданию ситуации успеха, оценка результатив ­ ности той или иной ситуации успеха, ее воспитывающего потенциала для каждого ученика.

А сейчас я хочу поделиться приёмами ситуаций успеха на своих логопедических занятиях:

Похвала . Внушить ребенку веру в себя, быть с ним на равных – в этом и есть залог успешного воспитания.

Эмоциональное поглаживание . Логопед с легкостью раздаёт комплименты. За каждое выполненное (даже не до конца) задание говорить «молодец», «умница», «я тобой горжусь». Кто-то может сказать, что к доброму потоку ласкающих слух слов дети привыкнут и перестанут их замечать. Могу вас заверить, что ребёнок начинает старается из-за того, что поверил учителю.

Авансирование . Речь идёт о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о проверке его знаний. Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет сделать школьник (разгадать загадку и графически нарисовать ответ). Для тех, кто сомневается в себе такая подготовка создаёт психологическую установку на успех.

Эврика. Суть этого педагогического приёма состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающийся, выполняя логопедическое задание. Неожиданно для себя пришёл бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга учителя-логопеда поставить перед учеником новые, более серьёзные задачи, вдохновлять на их решение.

Ценность данного подхода со ­ стоит в том, что ребенок, включается в коррекционно-логопедическую деятельность и процесс включения в работу. Порой неверный результат, но добытый соб ­ ственным трудом, более ценен, чем заимствованный у других. Мудрость учителя заключается в том, чтобы, включая различные механизмы сти ­ мулирования и поощрений, макси ­ мально использовать природный ре ­ сурс ребенка по приобретению им самостоятельных умений и навыков.

Следует отметить, что вовлечение ученика с нарушениями раз ­ вития в иное для него образователь ­ ное пространство накладывает огром ­ ную ответственность на организаторов такой формы обучения и имеет специфические особенности, связанные с созданием определенных условий. От качественного обеспечения условий со ­ вместного обучения зависит качество жизнедеятельности ребенка с особен ­ ностями психофизического и умственного развития, качество его развития и адекватное его возможностям качество усвоения знаний, успешность формирования со ­ циальных умений и навыков.

И в заключении хочется сказать. По мере того как, наше общество становится более сложным, детям все труднее усваивать связь с жизнью, данная категория учащихся все чаще не может адаптироваться в жизни. Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил, рождающих энергию для преодоления трудностей. Они испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашней успех в жизни! Если продолжить мысль, то можно сказать, что успех школьнику может создать учитель.

Основные направления коррекционной работы

Основные направления коррекционной работы логопеда:

1. Формирование правильного звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков;

2. Развитие речевого дыхания;

3. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза;

4. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, совершенствование грамматического строя речи;

5. Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, восприятия, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания);

6. Развитие связной речи;

7. Совершенствование пространственно-временных ориентировок;

8. Развитие мелкой моторики;

9. Развитие графических навыков, зрительно-моторной координации.

Правильное произношение различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. От силы, точности, дифференцированности этих движений зависит внятность речи. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Упражнения подбираются целенаправленно в зависимости от дефекта. Заниматься артикуляционной гимнастикой можно и в 2, и в 4 года. Начинать занятия можно уже с 8 месяцев. До 5 лет она работает как вспомогательная гимнастика для развития речи, а в 5 — 6 лет с ее помощью можно наладить уже возникшие недостатки звукопроизношения. Залог эффективности гимнастики — в ее регулярности.

Для правильного произношения также нужно и хорошо развитое дыхание. Специальные дыхательные упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания, а также влияют на продолжительность и силу выдоха. Если систематически заниматься дыхательной гимнастикой, сформируется правильное речевое дыхание, что позволит при выдохе произносить различные по длине фразы.

Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений, т.е. формируется словарь. Развивая речь детей нужно заботиться не только о том, чтобы они произносили как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые они слышат и произносят сами, были наполнены для детей живыми образами, конкретным действенным содержанием. Поэтому к приёмам обогащения и уточнения словаря относятся следующие:

– показ с названием,

– многократное повторение нового слова,

– объяснение назначения предмета,

– использование взрослыми нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами,

– поручения, предполагающие ответ действием,

– договаривание детьми слов,

– сочетание показа и объяснений взрослого с игрой детей,

– поручения, требующие от детей развёрнутого высказывания.

Чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчётливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, пользоваться интонационными средствами выразительности, необходимо прежде всего научить их слышать и слушать речь окружающих, т. е. развивать слуховое восприятие и фонематический слух. Развитие слухового восприятия является важной предпосылкой для формирования звуковой стороны речи. Благодаря хорошо развитому слуховому восприятию ребёнок овладевает умением слышать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и скорость их произнесения. Развивая слуховое восприятие, следует обращать внимание детей на то, что одни и те же звуки, звукосочетания, слова и фразы можно произносить громко и тихо, быстро и медленно.

Дошкольники «погружаются» в звуковую действительность языка: учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные. Дети получают представления о протяженности слов (короткие и длинные), знакомятся со слоговым делением слов на основе выделения гласных звуков.

Исследования ученых подтверждают связь развития мелкой моторики пальцев рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Это различные пальчиковые, жестовые игры, массаж пальцев рук, т.е. разминание, растирание, использование современных пособий для развития мелкой моторики: шнуровки, мозайки, пазлы, лего, конструкторы, а также рисование, аппликация, вырезание, лепка, перебирание мелких предметов, нанизывание бус, бисера, пуговиц и тому подобное, способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук.

Главным показателем умственного развития ребёнка является развитость его связной речи. Дети должны понимать речь взрослых, отвечать на вопросы, рассказывать в 2-4 фразах о нарисованном, увиденном.

Для развития связной речи детей можно предложить следующие виды работ на занятиях, начиная с младших групп:

– чтение потешек, стишков, небольших сказок;

– заучивание потешек и стишков;

– обыгрывание их игрушками, на фланелеграфе;

– инсценировки сказок и потешек ;

– рассматривание сюжетных картинок, серий сюжетных картинок и составление небольших описательных рассказов по ним;

– составление описательных рассказов по мнемотаблицам;

– разговор взрослых с детьми;

– чтение литературных произведений дает детям образцы диалогического взаимодействия;

– разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации). Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и др. Словесные дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное.

Работа по развитию связной речи должна начинаться с более простого и как бы «обрастая» некоторыми подробностями должна усложняться. При составлении описательных рассказов необходимо следить за правильностью грамматического состава речи и исправлять аграмматические ошибки.

Речь, по сути, – основа существования человека в обществе, основа его успешности. Недаром говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». А речь – это показатель ума человека, уровня его мышления. Если нам невозможно увидеть, как человек думает, то речь его мы слышим. И по тому, как человек разговаривает, какие слова использует, уместны ли они в той или иной беседе, насколько логична и последовательна речь, насколько она богата и разнообразна, мы непроизвольно оцениваем его умственные способности. Поэтому, готовя детей к обучению в школе, мы, взрослые должны начинать развивать речь с самого рождения ребенка.

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда.
статья по логопедии на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
innovatsionnye_tehnologii_v_rabote_logopeda.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Медведевский детский сад №2 «Солнышко»

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

( Из опыта работы )

Автор: Курбатова О.П.

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии.

Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Инновационные технологии — это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
— Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
— Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
— Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:

  • арт-терапевтические технологии;
  • современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
  • современные технологии сенсорного воспитания;
  • телесноориентированные техники;
  • Су-Джок терапия;
  • информационные технологии.

Положительные результаты приносит включение в коррекционно-развивающий процесс арттерапии (арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.), основными функциями которой являются катарсистическая (очищающая, освобождающая от отрицательных состояний) и регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов).

  • музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
  • кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
  • сказкотерапия;
  • мнемотехника;
  • креативная игротерапия (песочная терапия).

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии:

  • Прослушивание музыкальных произведений.
  • Ритмические движения под музыку.
  • Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.
  • Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.
  • Музыкотерапевтическое направление работы способствует:
  • Улучшению общего состояния детей;
  • Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
  • Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
  • Стимуляции речевой функции;
  • Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).
  • нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
  • стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
  • улучшение общего состояния детей;
  • улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
  • коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
  • стимуляции речевой функции;
  • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
  • формирование навыков словообразования;
  • формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

  • растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
  • упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
  • дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
– это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие:

  • развивают мозолистое тело,
  • повышают стрессоустойчивость,
  • улучшают мыслительную деятельность,
  • способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

Однако приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую практику. Однако становится ясно, что логопедический массаж, как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник. С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе, с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звуков.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

  • массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
  • прищепочный массаж;
  • массаж орехами, каштанами;
  • массаж шестигранными карандашами;
  • массаж чётками;
  • массаж зондами, зондозаменителями;
  • массаж приборами Су-Джок терапии.
  • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка;
  • совершенствование звуковой стороны речи;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • эффективность игровой мотивации детской речи;
  • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
  • создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
  • приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно использую в работе. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использую мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи , что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Мнемотехника помогает в развитии:

  • связной речи;
  • ассоциативного мышления;
  • зрительной и слуховой памяти;
  • зрительного и слухового внимания;
  • воображения;
  • ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Задачи, которые решаю на занятиях:

  • Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ способствует:

  • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • обогащению словарного запаса;
  • развитию связной речи;
  • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
  • развитию фантазии и образного мышления.

При играх с песком:

— Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.

— Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.

— У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.

— Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Приоритетная задача применения компьютера в работе состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

На занятиях компьютер помогает провести физминутку, зарядку для глаз, провести интерактивные игры для развития фонематических процессов.

Заключение: Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям.

1. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82.

2. Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. – Литера, 2008 – С. 32.

3. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О.А. Новиковская – М. АСТ, 2007 С. 94

4. Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г.А – КАРО, 2008 – С. 160

5. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак – Су Джок Академия, 2009 – С. 208

6. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связан.

Доклад выступления на спец совете учреждения.

Текст выступления.Данные методики и спользуются в работе учителя-логопеда.

Презентация. Использование нновационных технологий в работе учителя- логопеда. Мнемотехника.

Логопедические инновационные технологии.

Применение в работе учителя-логопеда Одной из методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи.

Читайте также:  Игровые упражнения в коррекционно-логопедической работе по развитию связной речи
Ссылка на основную публикацию