Игровые упражнения в коррекционно-логопедической работе по развитию связной речи

Игровые упражнения в коррекционно-логопедической работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

В процессе проведения коррекционных занятий по формированию связной речи необходимо проводить углубленную работу по обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи, а также по развитию психических процессов и моторной деятельности. Необходимым условием эффективности логопедических занятий является систематичность применения речевых игровых упражнений и их вариативность.

Одним из необходимых условий успешного результата обучения детей является создание мотивации речевой деятельности.

Известно, что процесс развития связной речи детей протекает под руководством взрослого. При этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

Логопеду важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность в процессе специально организованного обучения. Для этого необходимо использовать на занятиях более эффективные, интересные, занимательные для детей методические приемы, методы, средства.

Игровые упражнения в коррекционно-логопедической работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста способны создать интерес к занятию с первых минут и удерживать этот интерес на всем его протяжении, а также помогут добиться качественного выполнения заданий по поставленным целям занятия.

Дети достаточно трудно осваивают умения и навыки связной речи. Как правило, большие затруднения у них вызывает подбор точных слов, передающих эмоциональное состояние, поведение героев, их внешний вид, повадки, поступки и т.д., а также построение разных видов предложений.

Конечно, работу по обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи необходимо проводить и во внеурочное время, но на специально организованном занятии эти задачи решаются эффективней, так как само построение занятия, его структура, организация дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу и им легче усвоить образцы, нормы речи.

Поэтому на каждом занятии необходимо проводить упражнения, подобранные в соответствии с тематикой занятия, которые можно назвать «тренировочными». Система подобных упражнений носит подготовительный характер и может проводиться как на изолированных словах, так и словах, взятых из текста или составляемого рассказа.

Игровые упражнения в коррекционно-логопедической работе по развитию связной речи

Лексические упражнения:

связаны с разнообразными заданиями на нахождение:

  • любого слова к заданному (развитие ассоциаций, тренировка быстроты реакции);
  • слов, близких по смыслу к заданному (антонимы, родственные, однокоренные): «Пара к паре», «Вспомни и назови»…
  • слов, противоположных по значению (синонимы): «Скажи по-другому», «Скажи наоборот», «Слова-неприятели» …
  • слов, объединенных тематическим признаком (все слова «про лес», «улицу»)
  • слов, относящихся к одной лексико-грамматической группе (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия);
  • слова по ряду заданных («Кому нужны для работы кисти, краски, ведро, лестница?»): «Угадай», «Отгадай и назови»…
  • слов для правильного завершения смысла высказывания («Витя закинул удочку и вытащил …окуня, червяка, консервную банку») и др.

Лексико-грамматические упражнения:

  • дополнение предложений нужным по смыслу словом: «Закончи фразу», «Я начну, а ты продолжи», «Подумай и договори»…
  • составление предложений–ответов на вопросы: «Подумай и ответь!»…
  • составление предложений по опорным словам;
  • составление предложений с данным словом;
  • распространение начальной структуры предложения по вопросам и путем наращивания слов по цепочке;
  • преобразование предложений путем изменения лица, числа, времени, замены слов синонимами и т.д.;
  • преобразование деформированной фразы;
  • составление расширенного значения знакомого словосочетания (громадный дом – очень большой дом или дом, который выше всех других домов).

Задания на развитие мышления, внимания, памяти, восприятия:

В соответствии с принципом взаимосвязи речи с другими психическими процессами, необходимо в структуру занятия включать задания на развитие мышления, внимания, памяти, восприятия. Такие задания, как: «Умное эхо», «Кто самый внимательный?», «Сложи картинку», «Исключение лишнего», «Отчего и почему?», «Охотники за подробностями», «Почему это произошло?», «Что изменилось?»…

Игровые упражнения на совершенствование моторной деятельности:

Особое место занимает развитие и совершенствование моторной деятельности, которая оказывает благотворное влияние, как на речевое развитие, так и на психическое (в том числе и на укрепление нервной системы).

Можно использовать: мимические упражнения, динамические упражнения, логоритмические упражнения, упражнения по методике «Расскажи стихи руками», пальчиковые игры, разнообразные игровые приемы по развитию мелкой моторики у детей — рисование пальцем на песке и в воздухе, обводка контуров по трафарету и по клеткам, закрашивание и штриховка, обрывание лишней бумаги по контуру, нанизывание бус на нитку, конструирование (из геометрических форм, спичек, мозаики), наматывание клубков, сортировка круп, работа с ножницами и так далее.

Таким образом, обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений. Необходимым условием эффективности логопедических занятий являются систематичность применения речевых упражнений и их вариативность.

Уколова Ольга Анатольевна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ №10 СПДС «Ягодка»,
г.о. Жигулёвск

Картотека логопедических игр и упражнений
картотека по развитию речи на тему

Картотека игр для воспитателей коррекционных групп. Данные игры развивают дикцию, слуховое и речевое внимание, память, активизирую словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
логопедические игры и упражнения55 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека логопедических игры

Развитие слухового внимания

Цель: развитие слухового внимания, умение точно выполнять задание взрослого.

1. Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово – «Просьба».

Просьба: подними руки вверх.

Просьба: руки в стороны.

Попрыгай на одной ноге.

Просьба: похлопай в ладоши.

Просьба: топни правой ногой.

Сделай наклон головы вправо и влево.

Поставь руки ан пояс и попрыгай.

Просьба: руки на плечи.

2. Исправь ошибки в описании сказочных героев.

Колобок залез на дерево.

Карлсон надел пальто и полетел на крышу.

Красная Шапочка сняла свою белую панамку.

Золушка нагрубила своем мачехе и отказалась убираться в доме.

Буратино достал из огня золотой ключик.

Дюймовочка зашла в автобус и опустилась на сиденье.

3. Объясни, могут ли происходить в жизни перечисленные события.

Рыба бежит к морю.

Муравей тащит бревно.

Носорог залез в нору.

Соловей ловит медведя.

4. Реши загадки-шутки.

Наташа сорвала в саду 3 сливы, 2 груши и 2 моркови. Сколько фруктов набрала Наташа?

Сколько стаканов воды можно принести дуршлагом?

Мама несет арбуз. Сын говорит: «Мама, ты возьми меня на руки, а я понесу арбуз». Поможет сын матери?

На балконе сидели 3 голубя и 2 воробья. К ним прилетела одна бабочка. Сколько стало птиц?

Мама младше дочки.

В холодильнике жарятся котлеты.

Мальчики играют в баскетбол.

Пингвин ударил леопарда своим рогом.

Петя, Нина, Надя, Вова и Юра играли в прятки. Кого было больше: мальчиков или девочек?

Что едят жирафы, когда земля покрыта снегом?

В группе детского сада лыжи есть у пяти детей. Наступило лето. Сколько детей смогут покататься на лыжах?

Малыш бросил в ванну ложку, вилку и нож. Сколько предметов поплывет по воде?

На елке 8 веток. На каждой ветке выросло по одному плоду. Сколько всего выросло яблок?

5. Из трех объектов выбери один лишний. Объясни ход рассуждений.

Глаз – нос – брови

Стол – полка – стул

Сковорода – блюдце – кастрюля

Слива – персик – груша

Простыня – пододеяльник – наволочка

Ночник – торшер – свеча

Автобус – троллейбус – трамвай

Огурец – морковь – свеча

Юбка – брюки – шорты

Коза – свинья – корова

  1. Назови еще 5 предметов такого же цвета. Считай слова, загибая пальцы на руке.

Пример: радуга- картина, ковер, набор красок, обложка журнала, лоскутное одеяло, салют.

  1. Подбери названия пяти предметов к каждому сочетанию слов.
  1. Закончи фразу, каждый раз подбирая новые слова.
  • Каждый знает, что желтым бывает…
  • Каждый знает, что сильным бывает…
  • Каждый знает, что новым бывает…
  • Каждый знает, что легким бывает…
  • Каждый знает, что круглым бывает…
  • Каждый знает, огромным бывает…
  • Каждый знает, тяжелым бывает…
  • Каждый знает, тяжелым бывает…
  • Каждый знает, глубоким бывает…
  • Каждый знает, полезным бывает…
  1. Назови слово с противоположным значением, то есть слово-противник.

Не друг, а … Не мелкий, а …

Не рассвет, а… Не грустный, а …

Не холод, а … Не узкий, а …

Не сахар, а… Не знаменитый, а …

Не конец, а … Не уродливый, а …

Не верх, а … Не зажигать, а …

Не беда, а … Не ловить, а

Не яма, а … Не отнимать, а …

Не вход, а … Не придвигать, а …

Не шершавый, а … Не кричать, а …

Не высокий, а … Не кричать, а …

Не бедный, а… Не спрашивать, а …

Не сухой, а … Не ссориться, а …

Не пушистый, а … Не ломать, а …

Не длинный, а … Не ругать, а …

Не добрый, а … Не плакать, а …

  1. Помоги Незнайке закончить свою мысль.
  • Такой же пушистый, как…
  • Такой же веселый, как…
  • Такой же колючий, как…
  • Какой же хитрый, как…
  • Такой же смелый, как…
  • Такой же добрый, как…
  • Такой же шершавый, как…
  • Такой же глубокий, как…
  • Такой же толстый, как…
  • Такой же шустрый, как…
  • Такой же высокий, как…
  • Такой же ровный, как…
  • Такой же светлый, как…
  • Такой же гладкий, как…
  • Такой же блестящий, как…
  • Такой же сильный, как…
  • Такой же быстрый, как…
  1. Дополни каждую фразу, быстро подбирая нужное слово. Считай количество слов, загибая пальцы на руке.
  • Я знаю 5 молочных продуктов…
  • Я зная 5 крупных птиц…
  • Я знаю 5 лиственных деревьев…
  • Я знаю 5 умывальных принадлежностей…
  • Я знаю 5 головных уборов…
  • Я знаю 5 мелких животных…
  • Я знаю 5 музыкальных инструментов…
  • Я знаю 5 видов спорта…
  • Я знаю 5 летающих насекомых…
  • Я знаю 5 животных севера…
  1. Перечисли 3-4 действия, характерных для обоих объектов.

Пример: трактор, строитель – тянет, тащит, шумит, двигается, разворачивается.

  • Девочка, кошка.
  • Трактор, строитель.
  • Телевизор, бабушка.
  • Пчела, папа.
  • Оркестр, стая ворон.
  • Слон, пылесос.
  • Солнце, костер.
  1. Пофантазируй, а затем подробно расскажи о поступке ребенка с указанной чертой характера. Отметь – положительное это качество или отрицательное.
  • Смелость. Послушание.
  • Капризность. Чистоплотность.
  • Жадность. Храбрость.
  • Честность. Драчливость.
  • Аккуратность. Замкнутость.
  • Леность. Осторожность.
  • Хитрость. Дружелюбие.
  • Доброжелательность Обидчивость
  • Жизнерадостность. Трусость.
  • Сообразительность. Вежливость.
  • Уверенность в себе. Жестокость.
  • Общительностью Трудолюбие.

9. Назови как можно больше животных (рыб, птиц, насекомых и пр.), которые живут в указанных местах. Пример: в траве живут – кузнечики, пауки, жуки, бабочки, пчелы, шмели, осы, мотыльки, стрекозы, комары, мухи, сверчки, муравьи и др.

  1. Нора.
  2. Сарай.
  3. Море.
  4. Гнездо.
  5. Пруд.
  6. Скворечник.
  7. Дупло.
  8. Река.
  9. Квартира.
  10. Клетка.
  11. Земля.
  12. Подвал.
  13. Лист дерева.
  1. Объясни. Называя только слова-действия.

Пример. Как открыть консервную банку? Поставить, взять, приставить, ударить, проткнуть, продвигать, приподнять, отогнуть.

  • Как открыть консервную банку.
  • Как пожарить яичницу.
  • Как сварить борщ.
  • Как собраться в школу.
  • Как вырастить большую яблоню.
  • Как сделать салат.
  • Как накрыть праздничный стол.
  • Как убрать комнату.
  • Как помыть окно.
  • Как поменять постельное белье.
  • Как заменить колесу у машины.
  • Как из салфетки сделать снежинку.
  1. Подробно расскажи – что ты будешь делать, если:
  • У твоей бабушки заболело сердце;
  • Незнакомец входит с тобой в лифт;
  • Ты почувствовал запах газа в доме;
  • Вечером в твоей квартире отключили электричество;
  • Сестренка поранила ногу на улице;
  • За тобой с лаем бежит чужая собака;
  • В лесу, где ты гуляешь, началась сильная гроза;
  • Ты потерял деньги, когда ходил в магазин;
  • Ты нашел у подъезда больного котенка.

Развитие речевого внимания и памяти

  1. Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое.
  • Муравей.
  • Птица.
  • Слон.
  • Бегемот.
  • Булавка.
  • Комната.
  • Капля.
  • Божья коровка.
  • Дом.
  • Гусеница.
  • Муха.
  • Ванна.
  • Бассейн.
  • Пчела.
  • Монета.
  • Компьютер.
  • Кухня.
  • Мел.
  • Ластик.
  • Иголка.
  • Шкаф.
  • Пуговица.
  • Жук.
  • Конфета.
  • Дверь.
  • Кнопка.
  • Таракан.
  • Озеро.
  • Изюм.
  • Море.
  1. Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.
  • Картошка. Ложка. Окрошка.
  • Апельсин. Длин. Мандарин.
  • Конфета. Котлета. Ракета.
  • Миска. Сосиска. Ириска.
  • Банан. Диван. Барабан.
  • Пироги. Сапоги. Утюги.
  • Лимон. Вагон. Бульон.
  • Мед. Компот. Плот.
  • Виноград. Мармелад. Фотоаппарат.
  • Пирожок. Творожок. Горшок.
  • Солянка. Полянка. Склянка.
  • Булочка. Будочка. Дудочка.
  • Кабачок. Крючок. Бачок.
  • Ананас. Квас. Контрабас.
  • Салат. Халат. Мармелад.
  • Калач. Кулич. Циркач.
  • Торты. Шорты. Корты.
  • Пломбир. Кефир. Сыр.
  • Жакет. Букет. Пакет.
  • Суп. Зуб. Дуб.
  1. Послушай, какие плоды растут в сказочном королевстве. Объясни- из каких знакомых слов составлены их названия.
  • Огорбузы.
  • Помидыни.
  • Баклачок.
  • Укрушка.
  • Грумидоры.
  • Чеслук.
  • Слижовник.
  • Моркофель.
  • Вишбрикос.
  1. Трижды повтори каждую рифмовку с легко произносимыми звуками. Говори четко, громко, не торопясь.
  • Вновь Агата едет куда-то.
  • К деду, Вика, подойди-ка.
  • В океане вода тиха иногда.
  • Опять у буфета одна конфета.
  • В темноте гамак не найти никак.
  • Какие-то коты мяукают до темноты.
  • Кабаны, кабаны, не попадите в капканы.
  • Дали Петеньки пятак, не найдет его никак.
  • У дубка дубы, под дубком пеньки.
  • Этот дом с одним окном.
  • Фаина и Нина купили пианино?
  • Над мухой у деда вновь победа.
  • Этот хомяк копает так!
  • Темка, Темка, не ходи в потемках.
  1. Произнеси рифмовку из п.1. так, как будто их говорит робот. Чтобы получились механические рифмовки, все слова произноси ровным, резким, одинаковым голосом.
  1. Произнеси рифмовки – трудно говорки* четко, громко, сначала не торопясь. Затем постепенно убыстряй темп, но сохраняй громкость и четкость произношения. У тебя получатся скороговорки.

* Трудноговорками данные рифмовки называются не из-за звуков, входящих в состав. Напротив, все звуки в рифмовке легко произносимые. Однако сочетание похожих слов делает рифмовки трудными для быстрого повторения.

  • Ткет кто-то ткани на юбку Тане.
  • У Вани фантик, у Фани бантик.
  • От тополя до тополя много пуха по полю.
  • Пеликан – великан, не попади в капкан.
  • Дед делит дыню, дольку Диме, дольку Дине.
  • Мы топали, топали, дотопали до тополя, до тополя дотопали, а ноги-то оттопали.
  • На мели мы видели налима, а налим, видимо, глядел мимо.
  • По небу вата едет куда-то. Что-то ваты в небе многовато.
  • На фото Фома в фуфайке, а Фаина в кофтайке.

Список используемой литературы

  1. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического слуха. Альбом дошкольника.
  2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения.
  3. Цвынтарный В.А. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья посвещена использованию подвижных игр со скакалкой на логопедических занятиях с детьми подготовительной группы, имеющими фонетическое нарушение речи.

С обычными играми и игрушками можно с увлечением учиться различать и анализировать звуки родного языка. Ваши дети в школе не станут делать “глупых” ошибок на письме.

Игры и упражнения для стимуляции речевой активности, выразительности речи, расширения словаря у детей дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека по развитию мелкой моторики руки представляет собой набор пальчиковых игр с использованием предметов (прищепок, счётных палочек, бигуди, массажных мячей, носовых платочков) и без них. .

Материал предназначен для родителей и воспитателей, которые хотят закрепить правильное произношение звуков у детей.

Картотека дидактических игр и упражнений для логопедических групп по лексической теме “Новый год&quot.

Игры и речевые упражнения в коррекционной работе логопеда ДОУ

Наряду с ранее существующей клинической классификацией речевых нарушений Левиной Р.Е. была создана психолого-педагогическая классификация . Согласно этой классификации ОНР – это не форма дефекта, а состояние речевой системы, внутри которой могут быть различные клинически формы. ОНР включает в себя алалию, ринолалию, дизартрию с ее стертыми формами, часть детей с причиной так называемого неясного генеза.

Коррекция ОНР – длительный процесс, который должен устранить нарушение всех компонентов речи. Для того, чтобы коррекционная работа осуществлялась эффективно, была интересна детям с дефицитами развития, учитель-логопед должен использовать в работе различные технологии, многофункциональный дидактический материал, вносить коррективы в наглядность при проведении образовательной деятельности.

В своей работе я хочу поделиться некоторыми упражнениями, играми, которые успешно использую в коррекции общего недоразвития речи у детей шестого года жизни. При выборе дидактического материала руководствуюсь тем, что в основу коррекционной работы положена такая единица устной речи, как предложение, с учетом закономерности его развития. Гвоздев А.Н писал, что предложение в развитии детской речи ребенка играет огромную роль, оно является основной единицей речи, как орудие мышления.

Осуществляя коррекционную работу при формировании умения выделять признаки предметов и усвоению родовой принадлежности прилагательных мужского, женского и среднего рода использую следующие упражнения: предъявляю ребенку две картинки с изображением раскрашенного и нераскрашенного петуха. Задаю вопрос: «Какой этот петух?». Ребенок подбирает определения – красивый, разноцветный, яркий, пестрый (в отличие от нераскрашенного петуха). Обращаем внимание на окончание имен прилагательных.

Далее можно предложить вид работы, развивающий мышление детей. Предлагаю отгадать загадку, ориентируясь на одно слово-признак. На двух картинках изображены волк и заяц. «Про кого скажу дикий, серый, пугливый, а про кого дикий, серый, злой? Почему ты отгадал, какое слово тебе помогло?» Такое же упражнение проводится с парой картиной белка-лиса (дикая, рыжая, пугливая; дикая, рыжая, хитрая).

Наибольшую трудность для детей представляет средний род, при его изучении целесообразно дать сразу маленький рассказ, который составляется с детьми с опорой на предметные картинки. Использую короткий текст.

«Летом мы были на море. Оно чистое и прозрачное. Небо чистое, ясное, голубое. Над морем светит яркое солнце. Набежало маленькое облачко и солнышко спряталось». Дети отвечают на вопросы, четко проговаривая окончания прилагательных ( Какое небо? Какая вода? Какое солнце? Какое облачко?).

Изучение слов-антонимов начинаю с чтения стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», каждый раз задавая вопрос: «Какой это мальчик?». Можно составить рассказ о двух мальчиках Ване и Мите. Использую предметные картинки или компьютерную презентацию.

«Жили два мальчика – Ваня и Митя. Ваня был неряшливый, а Митя чистоплотный. Ваня бросил на пол апельсиновые корки, Митя подмел их. Ваня драчливый, злой, а Митя заботливый, добрый. Ваня дернул за косичку Машу, она заплакала. Митя пожалел Машу и дал ей яблоко». Дети отвечают на вопросы, используя противительный союз «а». (Ваня злой, а Митя добрый).

В ходе образовательной деятельности с нейротипичными детьми использую следующие упражнения . Предъявляю картинки (или макет) с изображением забора, деревьев, дома, человека, ягоды, собаки, молока. Про кого и про что можно сказать высокий-низкий(дом, забор, человек, дерево), добрый-злой(человек, собака), ловкий-неуклюжий (человек), кислая-сладкая (ягода), теплое-холодное ( молоко)?

Образовательную деятельность по усвоению падежных конструкций начинаю с винительного падежа без предлога с окончаниями существительных на у-ю, а-я.

Дети любят играть в игру «Поймай рыбку». В аквариуме, который стилизован под озеро, находятся игрушки: рыбка, кукольная туфелька, бутылочка, баночка и др. Дети удочкой с магнитом вылавливают из озера предметы и оречевляют свои действия: «Я поймал рыбку, туфлю, банку, бутылку».

Игра «Доктор Айболит» может быть представлена как компьютерная презентация или организована с помощью пальчикового театра. К доктору Айболиту приходят, приплывают, приползают, прилетают разные звери, птицы, насекомые. Кого будет лечить Айболит? (Айболит будет лечить лису, волка, собаку, кита, лягушку, змею). Аналогично можно организовать игру «На прогулке». Дети идут в лес и увидят там муравья, бабочку, кузнечика. В реке они увидят карася, щуку, рака. На болоте увидят комара, лягушку, ужа.

Развивая образное мышление детей, рассматриваем сюжетную картинку, где девочка идет по лесу и заглядывает под елку. Кого и что она может увидеть там? ( Ежа, ягоду, шишку). Составляем вместе с детьми короткий рассказ «Воскресенье». «Сегодня воскресенье. Все заняты делом. Папа чистит рыбу. Дедушка режет мясо. Вова чистит картошку. Мама варит уху. Бабушка жарит рыбу»

При работе с существительными в дательном падеже (окончания у-ю-е) закрепляется словарь из лексических тем “Домашние птицы и животные”, “Профессии”. Дети упражняются в правильных ответах на вопросы кому? чему? Снегурочка принесла домашним птицам и животным подарки. Кому и что мы дадим? Косточку – собаке, зерно – птичке, молоко – кошке и так далее. Какие предметы нужны врачу, учителю, шоферу, парикмахеру, повару? (термометр дадим врачу, половник – повару, руль шоферу, половник – повару, ножницы парикмахеру).

С помощью интерактивной доски отправляемся с детьми на ярмарку. Там продают различные игрушки – Красную Шапочку, Незнайку, Кота в сапогах. Вдруг подул сильный ветер и унес с каждой игрушки какой-то предмет, это плащ, шляпа, шапка, корзинка. Кому и что надо вернуть? Дети составляют предложения: « Синюю шляпу отдадим Незнайке, корзинку – Красной шапочке, плащ и шапку Коту в сапогах».

Учим составлять предложения из слов, данных в начальной форме. Упражнение «Подружи слова» развивают слуховую память, учат согласованию слов в предложении. Например, налей (вода, собака), принеси полотенце (брат, сестра, бабушка).

Отрабатывая родительный падеж существительных с окончаниями ы-и, а-я, предлагаю начать с родительного падежа отрицания. Выполняем упражнения: рассматриваем пары сюжетных картинок, сравниваем их и отвечаем на вопрос: «Чего не стало у Оли, Вовы?» ( У Оли нет куклы, у Вовы нет танка); работаем с настольным театром по сказке «Репка». Дети выстраивают персонажей сказки по порядку, закрывают глаза, логопед убирает одну фигурку и спрашивает: «Кого не стало?» ( Игра «День и ночь»).

Далее переходим к родительному падежу части и целого. Целесообразно использовать название мелких частей предмета, которые недостаточно актуализированы в речи детей. У чайника нет носика, у кастрюли нет крышки, у самолета нет крыла, у кресла нет подлокотника.

Играя в игру «Загадай желание», логопед предлагает отгадать загаданное желание. Перед детьми предметные картинки: колбаса, сыр, хлеб, молоко, чай, кефир, сок, сахар, соль. Надо правильно ответить на вопросы: я отрежу кусочек чего? (сыра, колбасы), я выпью стакан чего? (сока, молока)», я куплю пачку чего? (соли, сахара).

Изучая родительный падеж принадлежности, упражняемся в ответах на вопросы: чья вещь? кого вещь? чье жилище? (карандаш Вовы, сумка мамы, копыто лошади, хвост лисы, клетка попугая, дупло белки).

Для нейротипичных детей трудность представляет творительный падеж существительных с флексиями ом (ем) , ой(ей). Предлагаем вопросы: чем рубят, пилят дрова? копают землю? Усложняем упражнение и даем пары картинок хлеб-нож, руки-полотенце, платье-утюг. Надо составить предложение, назвав пропущенное слово. Творительный падеж целесообразно изучать при употреблении обозначения профессий (Кто кем работает, кто кем хочет быть?). Игра «У Мухи-цокотухи день рождения», организованная в форме театрализованной деятельности, способствует правильному построению предложений с употреблением необходимых окончаний имен существительных в творительном падеже. На столе у хозяйки самовар, чай, торт, печенье, шоколад, сок. Чем угостит Муха-цокотуха гостей? Аналогично можно провести игру «Накорми животных» (Чем угостим зайца, белочку, птичку?).

Используя в образовательной деятельности различные игры и упражнения, учитель-логопед руководствуется тем, что дети с ОНР зачастую имеют наглядное мышление, поэтому в работе необходимо чередовать наглядность и виды деятельности. Используем плоскостные картинки, муляжи, натуральные предметы, театрализованную деятельность, современные компьютерные технологии. При такой организации образовательной деятельности у детей эффективнее формируется речевая функция, и развиваются высшие психические функции.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей-дошкольников с нарушением речи (из опыта работы коррекционной работы учителя-логопеда)

  1. Коррекция нарушения плавности речи у детей с заиканием. Логоритмика в коррекции речевых нарушений.
  2. Способы формирования интонационной и выразительной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии.
  3. Использование театральной деятельности в формировании эмоциональной лексики у дошкольников с речевой патологией.
  4. Игры и упражнения на занятиях учителя-логопеда.

В логоритмическом воспитании можно выделить 2 основных звена:

1. Развитие восприятия и коррекция неречевых процессов, а именно:

  • слухового внимания;
  • слуховой памяти;
  • пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движения;
  • чувство темпа и ритма движения.

2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений:

  • Воспитание темпа и ритма, дыхания и речи, орального праксиса,
  • фонематического слуха, коррекция речевых нарушений в зависимости этиологии механизмов,
  • симптоматики, расстройства и методики его устранения.

Система логоритмического воздействия предлагает:

Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания (особенно у заикающихся, с тахилалией, брадилалией, спотыканием, дизартрией.

Темп и ритм дыхания воспроизводится в процессе двигательных упражнений с начала без речи, а затем с речью. Например, спокойная ходьба на полной ступне по кругу, по сигналу педагога поднять руки вверх (вдох) – руки вниз (вправо); другое движение – развести руки в стороны (вдох), соединить их перед собой (выдох). Это же упражнение можно провести с речью, начиная с произношения отдельных гласных и их сочетаний, затем с использованием ритмичной речи, перечисление счета, спряжения.

Например, в ходьбе по кругу по сигналу – поднять руки вверх (вдох), опустить вниз (произносить протяжно -а-), сочетание а-и, а-и, а-и, счет –1-2-3, дни недели и.т.д.

1. Развитие орального праксиса.

Для совершенствования орального праксиса добиваться на основе подражания и упражнения – динамичности, скорости выполнения общих движений туловища, рук, ног, головы, развиваются моторные и сенсомоторные координации, доводя движения до автоматизма. На этой основе осуществляются движения и на артикуляционной позе.

Например, предлагается показать мимикой веселого или грустного человека, человека, пробующего кислый лимон, сладкое яблоко.

В процессе развития мимических мышц задания усложняются: предлагается показать гнев, боль, радость, горе, равнодушие, брезгливость под соответствующую музыку. По мере выполнения упражнений необходимо включать звукоподражание, выражающие восклицание (ах, ох), сожаления (ай, ай), удивления (о, у), боль (ай, ой, ей).

Используются артикуляционные упражнения.

Например, на 1 раз – губы в улыбке, на 2 раз – вытянуть.

На логоритмических занятиях, артикуляционные упражнения полезно сочетать с движениями рук.

Например, руки развести в стороны и пропеть звук (а), соединить их перед собой в форме обруча (о).

2. Развитие просодики.

Развитие просодики строится на основе воспитания темпа и ритма, дыхания, голоса, артикул. аппарата, речевого слуха. Обращать внимание на наличие акцента. Самое эффективное – пение.

3. Развитие фонематического восприятия.

Процесс развития происходит через восприятие музыки, различного настроения, громкости ритма, воспитание соответствующих ассоциаций между звуком и мелодией, улучшает различие звука на слух. Произношение под музыку текста способствует развитию слуха произ-ой дифференциации фонем.

4. Коррекция речевых нарушений.

Осуществляется как с учетом двигательных возможностей детей, так и при целенаправленной подборке речевого материала для логоритмических или музыкально-ритмических занятий, моторной сферы и членораздельной речи (возраст), при устранении функциональной дислалии, обращается внимание на степень сформированности звукопроизношения и наличие нарушений фонематического восприятия.

Основными задачами логоритмических упражнений являются:

  • уточнение артикуляции – положение губ, языка, зубов при произношении звука;
  • развитие фонематического восприятия и фонематиеских представлений:
  • расширение лексического запаса;
  • развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • разработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Особое значение в коррекционной работе мы уделяем детям, страдающим заиканием, т.к. исследования показывают:

  • моторные нарушения являются одним из главных симптомов, характерезуюших заикание.

При заикании нарушены в основном:

  • статическая, динамическая координация движений, соразмерность, согласованность движений
  • степень тяжести моторных нарушений при заикании зависит от наличия органического компонента расстройства.

В связи с этим различают физритмическую дизартрию, когда происходят сбои на уровне ритмизованного слогоделения, при переходе от одного слога к другому. Это сочетается с двигательными дискоординациями при ходьбе, беге.

При другом расстройстве запинки обусловлены несоблюдением речевого такта, запинки наблюдаются при произнесении ударных слогов, что служит припятствием для перехода к фразовой прозаической речи (у наших детей плохой музыкальный слух, ритм. осложнены ритмические движения под музыку) Этот вид можно обозначить как дизритмическая диспросодия. А так как нарушены слоговой ритм, задача коррекционного обучения сводится к его выработке.

Отсюда вытекает содержание логоритмических занятий:

– ходьба, маршировка в разных направлениях;
– упражнения на развитие дыхания и голоса;
– упражнения, регулирующие мышечный тонус;
– упражнения, активизирующие внимание и память;
– счетные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
– ритмические упражнения;
– пение;
– упражнения на музыкальных инструментах;
– самостоятельная музыкальная деятельность;
– игровая деятельность;
– упражнения на развитие творческой инициативы.

Элементами логоритмики должны пользоваться все специалисты ДОУ (кто-то в большей степени, кто-то в меньшей).

Способы формирования интонационной и выразительной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: – О! Как же ты красива!
Е. Щукина

Еще в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже сейчас, слушая незнакомую речь и не понимая ее смысла, мы с легкостью определяем, как относится к нам этот человек, можем понять его чувства и переживания.

Даже ребенок, который едва стоит на ногах, может “рассказать” о многом: хорошо ли выспался? Рад чему-либо? расстроен чем-то? А замечательная способность младенца угадывать голос матери среди других голосов, понимать, сердится она или довольна им!

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации.

Основной целью обучения детей становится развитие дошкольников умения воспроизводить различные типы интонационного оформления высказываний. При этом они должны научиться произвольно использовать инновационные средства в соответствии с коммуникативной направленностью, со смыслом высказывания и его эмоциональным значением.

В процессе коррекционно-логопедического воздействия большое внимание уделяется формированию физиологических механизмов интонирования.

Логопедическая работа предусматривает реализацию следующих задач:

  • развитие речевого дыхания;
  • обучение произвольному изменению силы и высоты голоса, расширение его мелодического (частотного) диапазона;
  • развитие дикции и артикуляции;
  • развитие ритмической способности, восприятия и воспроизведения разнообразных ритмических структур.

Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности:

  1. Формирование диафрагмального (нижнереберного дыхания).
  2. Отработка правильного соотношения вдоха и выдоха, направленности выдоха.
  3. Увеличение длительности речевого выдоха.
  4. Воспитание умения пользоваться добором воздуха на паузах.
  5. Развитие силы, высоты, модуляции голоса, расширение его диапазона, улучшение речевого тембра.

В качестве упражнений используются следующие:

  • повышение и понижение голоса при произношении гласных звуков;
  • повышение и понижение голоса при произношении сочетаний из двух и трех гласных звуков;
  • пропевание знакомых мелодий без слов, с изменением высоты голоса.

6. Тренировка дикции.
7. Ритмические упражнения.

Ритмические упражнения подготавливают детей к воспроизведению интонационной выразительности, создают предпосылки для усвоения словесного, фразового и логического ударения.

Результаты логопедической работы свидетельствует о том, что сформированные навыки правильного речевого дыхания, голосоведения, дикции и артикуляции создают благоприятные предпосылки для развития возможности детей точно использовать интонационные средства в процессе коммуникативной деятельности.

Литературный материал очень заинтересовывает детей, они с удовольствием и увлечением слушают, пересказывают, разыгрывают инсценировки. Подобное сочетание речи с движением развивает и укрепляет звучание голоса, обогащает его методико – интонационную окраску. Сказки оказывают положительное воспитательное воздействие на ребенка, учат его отличать добро от зла, смелость от трусости, правду от лжи.

Использование театральной деятельности в формировании эмоциональной лексики у дошкольников с речевой патологией.

Нам приятен розовощекий улыбающийся карапуз, а не злючка с посиневшим от крика лицом. Вот мы и говорим: “Прекрати, не смей так себя вести, будешь наказан!”, “Не шуми, бабушка спит!”, “Хватит скакать, хватит ныть!” и т. п. Однако спрятанные эмоции всегда найдут выход. Но какой? У детей нередко нарушается речь, они быстро утомляются, заболевают…

Взрослым кажется, что никаких особых переживаний и проблем у ребенка не должно быть, и мы отказываем ему в праве гневаться, ревновать или печалиться. Но ребенок тоже попадает в тяжелые ситуации, а значит, имеет право на чувства.

  • Заниматься автоматизацией поставленных звуков в связной диалогической и монологической речи.
  • Развивать умение слушать и слышать ребенка и взрослого, работать в коллективе детей, активно включаться в создание образов единой сюжетной линии, используя лингвистические и паралингвистические средства общения.
  • Работать над эмоциональной выразительностью речи.
  • Формировать навыки произвольной концентрации и переключения внимания (с помощью смены образов, сольного и хорового пения).
  • Совершенствовать чувство ритма при исполнения стихотворений, песен, прозаического монолога.
  • Развивать навыки просодических компонентов речи при проговаривании и пении.
  • Учить координировать речь и движения ребенка.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве, формировать пространственное воображение.

Эмоциональная напряженность чаще возникает, когда необходимо принять ответственное решение, при этом меняются характеристики речи:

1. – Громкость речи может повышаться или понижаться;
– убыстрение или замедление темпа речи;
– на 50% повышается количество пауз;
– речь прерывается вздохами, фразы не завершены.

2. – Изменения в грамматике:
– возрастает количество существительных и глаголов;
– используются более короткие слова;
– появляются слова – паразиты, неологизмы, парафазии;
– частота употребления лексики, выражающей эмоции в устной речи
– при составлении рассказов по сюжетным картинкам и серий картин для детей с нарушением речи характерна однотипность построения фраз, невыразительность звучащей речи и скудность эмоциональной лексики;
– дошкольники с нарушениями речи смешивают различные эмоции: грусти, злости, страха, удивления (могут определить только состояние радости);
– особенно трудно нашим детям мимическими средствами передать на своем лице эмоции злости, испуга, удивления.

Все это говорит о необходимости своевременного коррекционного воздействия, задачами которого является:

  • изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту;
  • развитие невербальных средств общения (мимики, пантомимики);
  • формирование эмоциональной лексики;
  • развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.

Одним из наиболее важных приемов мы считаем театрализованную деятельность.

Эту работу мы начинаем с ясельных групп.

У каждого из нас в детстве были свои любимые куклы, и все что мы что мы с ними проделываем и было своего рода театром: игрушки говорили, общались и попадали в разные жизненные ситуации, когда плюшевый любимец или кукла оживают и отвечают на все вопросы, их язык более доступен и понятен детям, чем объяснения взрослого. Вот и сейчас используем пальчиковые куклы, конусные, перчаточные, куклы – варежки, напольные куклы, плоскостные рисованные куклы.

Работа состоит из трех основных этапов:

1-й этап – направлен на создание у детей положительной мотивации к процессу общения с взрослыми. Все занятия проводились в максимально привлекательной и доступной форме – форме театра и во – вторых, во взаимодействии взрослого и ребенка включался дополнительный коммуникант (театральная кукла), с помощью которого и налаживаются контакты между взрослыми и детьми.

2-й этап – формирование у детей потребности в общении со взрослым. Для этого в занятия включаются задания на основе знакомых детям игр, которые требуют обращения за помощью к взрослым.

3-й этап коррекционной работы связан с формированием у детей активности и инициативности в процессе общения с взрослыми. Необходимо создать такую ситуацию, в которой взрослый демонстрирует свою неспешность и потребность в обращении за помощью к детям. Важно, чтобы дети сами стремились оказать помощь.

Коррекционная работа с детьми невозможна без совместной работы всех специалистов МДОУ: воспитателей, логопедов, хореографа, психолога, специалиста по изодеятельности.

57 упражнений для запуска речи у малышей

15.05.2019 | Анна Новик 12 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее


В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. По первому образованию Анна – учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму – возрастной психолог, преподаватель психологии.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Reader Interactions

Обсуждение

Отличная статья.Спасибо Анне.

Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.

Очень актуальная тема ,все так хорошо подготовленно бери и используй,большое спасибо,желаю творческих успехов и здоровья

Спасибо !! Статья очень полезная!

Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо

Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!

Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!

Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

За все движения,совершаемые человеком,отвечает двигательная зона.Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений,настолько сложны и многообразны,что что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проэкция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом.Двигательная зона расположена очень близко от речевой.Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления,внимания,памяти,то есть интеллекта.

РАЗВИВАЯ ТОНКУЮ МОТОРИКУ,ПРЕДОСТАВЛЯЯ МАЛЫШУ СВОБОДУ,НУЖНО ИГРАТЬ С НИМ ОБЪЯСНЯЯ, ПОКАЗЫВАЯ,УВЛЕКАЯ. НО РОДИТЕЛЯМ НУЖНО БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМИ.
Итак.чем же нужно заниматься?
*Работа с шариками.Ставится коробочка на некотором расстоянии от ребенка.Катить шарик,чтобы он ударился о коробочку.
*Работа с кольцами.На деревянный стержень надевать кольца(желательно одинаковых по размеру).
*Работа с кубиками.Из кубиков строить башенку,поезд,стульчик,домик.
*Работа с о складными деревянными матрешками,пирамидками,коробками.
*Поставить емкость и бросать в нее шарики(левой и правой рукой).
*Берется картонка, в которой в определенной последовательности сделаны отверстия. Задания;
-протянуть шерстяную нитку через все отверстия:
-протянуть нитку,пропуская одну дырочку;
-выполнять обычную шнуровку, как в обуви.
*Легко нажимать на грушу пульверизатора(или на обычную спринцовку),направлять при этом получаемую струю на ватку,чтобы она двигалась по столу.
*Плавно вращать карандаш указательным и большим пальцами.
*Работа с мозаикой,с пазлами.
*Нанизывать на леску бусинки,пуговицы.Чередовать большие и маленькие.
*Играть на воображаемом пианино.
*Поиграть в «Золушку».Разобрать смешанные фасоль и горох,чечевицу и горох,рис и гречку.
*Играть с мягкой проволочкой,из нее можно сделать интересные игрушки.
*Застегивать пуговички,крючки,замочки.
*Различные пальчиковые игры.
*Переливание воды из стакана в стакан,из заварного чайника в чашку.
*Воду из одной емкости можно переносить при помощи одноразового шприца.
*Чистка зеркал металла,обуви.
*Подметание пола.Нарисовать на полу квадрат.Возле него рассыпать «мусор»,например,косточки,семечки,сметать мусор в центр квадрата.
*Складывание салфеток.
*Используя безопасную овощечистку,учить чистить овощи и фрукты.
*Мытье посуды щеткой,не важно настоящей или игрушечной.
*Подвесить где-нибудь нитки,Заплетать косички.
*Налить в неглубокую миску воды и бросить в нее теннисные шарики или «скорлупки» от киндер-сюрприза. Вылавливать их при помощи ложки с прорезями и складывать их в другую миску.
*Нарезать кусочки поролона и наломать пробки(чтобы были неровные края).Сложить все в тарелочку, рядом поставить
другую.Перекладывать с помощью пинцета из одной тарелочки в другую.
*На край плотного картона нацепить прищепки(можно сделать «солнышко с лучиками» или «ежика с иголками»).Прищепки снять и опять одеть на край.
*Взять кусок плотного пенопласта и с помощью маленького молотка разрешить забивать гвоздики с широкими шляпками.
*Чистить стеклянные бутылки при помощи «ершика».
*Нарвать вместе с ребенком в коробку бумагу и спрятать игрушку.Найти на ощупь.
*Запускать пальцами мелкие волчки.
*Разминать пальцами пластилин ,глину.
* Рисование в воздухе.
* мять руками поролоновые шарики, губку.
*»Волшебный мешочек».Сложить в «мешочек» 2-3 знакомые мелкие игрушки.Находить на ощупь заданную игрушку.
*В коробку сложить мелкие орешки,спрятать в них игру игрушку,найти на ощупь.
*Работа с бумагой.Складывать ее,разворачивать,скатывать,скручивать,перелистывать.
*Рисовать красками.Можно сделать густые краски.
Рецепт краски:крахмал+ пищевой краситель+вода +мыльная стружка.
*Работа с пластилином.Лепить колбаску,колобка бублик и т,д.Можно сделать тесто
.Рецепт; смешать 1стакан соли+2 стакана муки+1 стакан подкрашенной воды.Чтобы тесто не засыхало добавить 2 столовые ложки подсолнечного масла.Перед работой его лучше подогреть.
*Приготовить разные по размеру бутылки из-под воды шампуня,пузырьки от духов и т. д.Отвинчивать и навинчивать пробки,подбирая по диаметру.
*Рисовать пальчиками по стеклу красками.Рисовать по зеркалу,предварительно наносить пудру на него.
*Ловить мяч двумя руками,одной рукой.
*Ловить мяч после удара по полу.
*Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель.
*Перекатывать мяч из одной руки в другую.
*Ходить в определенном направлении(по пряиой, по кругу) под заданный темп.
*Стоять попеременно на правой и ли на левой ноге.
*Подпрыгивать на двух ногах,затем на правой(левой) ноге.
*Вставать,приседать под счет.
Все вышеизложенные задания необходимо выполнять постепенно, усложняя их повторяя их ,заинтересовывая ребенка. Эти упражнения можно использовать в различных игровых ситуациях в зависимости от возраста ребенка.

спасибо огромное за полезную информацию, еще многое для себя подчерпнула для занятия с малышом)

Анализ работы за год учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида

В статье представлен анализ работы за год учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида.

В ходе осуществления и решения задач коррекционной логопедической работы за данный период велась плановая работа по следующим направлениям:

  • диагностическое;
  • коррекционно-развивающее;
  • консультативное;
  • организационное;
  • методическое.

Диагностическая работа

В начале учебного года было проведено комплексное обследование устной и письменной речи учащихся 1 – 7 классов с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи. Изучалось состояние неречевых процессов (мышления, памяти, воображения, творческих способностей, умения ориентироваться в пространстве и времени), уровень сформированности учебных навыков. Изучение велось путем обследования, наблюдения, тестирования.

Организационная работа

На логопедические занятия было принято 19 учащихся, из них:

  • 4 учащихся 1 класса,
  • 4 учащихся 3 класса,
  • 4 учащихся 4 класса,
  • 6 учащихся 5 классов,
  • 1 учащийся 7 класса.

На каждого ребёнка была оформлена вся необходимая документация, в том числе индивидуальный план развития ребёнка.

Дети-логопаты были укомплектованы в группы и подгруппы. Было составлено расписание занятий, определён перспективный план работы с каждой группой. В зависимости от речевого нарушения были сформированы группы и подгруппы со следующими речевыми патологиями:

п/п

ФИ учащегося

Группа

Логопедическое заключение

Системное недоразвитие речи легкой степени

З. СтаниславП. АнастасияС. АлександрП. Виктория

Системное недоразвитие речи средней степени

Ч. АлександрЛ. ВикторияПодгруппа №3

Системное недоразвитие речи тяжелой степени

Подгруппа №4

Дисграфия, обусловленная нарушением различных форм языкового анализа и синтеза

Подгруппа №5

Оптическая дисграфия

Подгруппа № 6

Аграмматическая дисграфия

Х. ЕкатеринаПодгруппа №7

Акустическая дисграфия

Расписание занятий составлялось с учетом классного расписания уроков и утверждено директором школы.

Коррекционная работа

Коррекционно-развивающая работа планировалась на основе результатов обследования, с учетом программного материала и индивидуальных возможностей учащихся. Результаты отражались в специальной речевой карте.
Согласно расписанию проводились групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия.

Индивидуальные и подгрупповые занятия старалась строить с учетом индивидуальных особенностей детей и их диагноза. На занятиях использовались дидактические игры для развития и закрепления словарного запаса детей, развития мелкой моторики и психических процессов.

Организация индивидуальной работы с учащимися

ФИ учащегося

Дни занятий

С улучшениями год закончили следующие учащиеся:

-расширился словарный запас;-стали реже наблюдаться нарушения грамматической

Таким образом, 10 учащихся по окончанию учебного года имеют улучшения, что составляет 52% всех детей посещающих занятия.

Консультационно-просветительская деятельность

В течение 2015-2016 года проводилась консультативно-просветительская работа:

1. Выступления на педсовете школы «Организация логопедического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ», на заседании школьной ПМПк «Характеристика речи вновь поступивших детей в 2015-2016 учебном году».

2. Консультации, беседы педагогам школы «Роль учителя в формировании грамматически правильной речи», «Виды речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение чтением, письмом», «Использование логопедических приемов на уроках русского языка, чтения, и развития речи», «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков», «Развитие навыков звукобуквенного анализа у учащихся младших классов».

3. Консультации, беседы родителям «Информирование родителей о результатах логопедического обследования», «Обучение некоторым логопедическим приемам работы в семье», «Речевая подготовка детей к школе в семье», «Почему ребенок говорит неправильно, «Родителям о речи ребенка», «Что такое звуковой анализ и синтез и зачем они нужны?», «Учим детей рассказывать», «Развитие речи детей через общение и игру».

Самообразование

Индивидуальная тема самообразования: «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда».

На четвертом этапе в 2015 – 2016 учебном году была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логопедической работе:

1. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчеты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.

2. Систематизированы по папкам картинки и презентации для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развития грамматического строя и связной речи учащихся.

3. Создан банк данных компьютерных развивающих логопедических программ и игр.

4. Подготовлены и размещены на образовательные сайты следующие материалы:

Интернет-ресурс

Название материала

Серия, № публикации

5. Принято участие в Международной педагогической конференции «Современные информационные технологии в практике работы педагога» на Всероссийском образовательном Портале «Продленка.орг». Название работы «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в коррекционной школе VIII вида»

Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета.

  1. Приобретение наглядных пособий «Ягоды», «Домашние животные».
  2. Изготовление картотеки дыхательной гимнастики.
  3. Пополнение раздаточного материала по коррекции акустической, оптической, аграмматической дисграфий.
  4. Пополнение раздаточного материала по развитию психических процессов.

Проанализировав логопедическую работу учителя-логопеда за 2015-2016 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.

Положительных результатов в логопедической работе удалось достичь благодаря тщательному логопедическому обследованию, установлению причин речевых нарушений, правильному логопедическому заключению, чёткому планированию логопедической работы в целом и составлению индивидуальных программ логопедического сопровождения, совместной работе с воспитателями и учителями, использованию в работе современных образовательных технологий и методик.

Анализ логопедического обследования на начало и конец 2015-1216 учебного года, а также проведённая логопедическая работа позволили сформулировать задачи на 2016-2017 учебный год:

  1. Продолжить коррекционную работу с учащимися, имеющими речевые нарушения, по своевременному предупреждению и преодолению трудностей в усвоении школьной программы.
  2. Подготовить сообщение о преодолении трудностей при обучении учащихся с дизорфографией с рекомендациями для родителей и педагогов.
  3. Продолжить разъяснение специальных знаний по логопедии через сайт школы среди педагогов и родителей обучающихся.

Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда за 2019-2020 учебный год
материал

Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

за 2019-2020 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
analiz_logopedicheskoy_raboty_2019-20_uch_g.docx187.53 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

Малышевой Елены Андреевны

за 2019-2020 учебный год

Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

Малышевой Елены Андреевны

за 2019-2020 учебный год

В 2019-2020 учебном году коррекционно-логопедическая работа строилась на основе перспективного плана работы. Коррекционное воздействие осуществляется на основе чётко запланированной работы.

Цель логопедической работы – своевременное выявление, предупреждение и преодоление различных форм нарушений устной и письменной речи, содействие педагогическому коллективу в создании ситуации коррекции и развития, соответствующей индивидуальности обучения и обеспечивающей необходимые условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся воспитанников для их наиболее полной социализации.

В начале года ставила перед собой следующие задачи:

  1. Диагностика и анализ нарушений устной и письменной речи учащихся. Исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка.
  2. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся, принятых на логопедические занятия.
  3. Оказание квалифицированной логопедической реабилитации детям с различными видами речевых нарушений.
  4. Разработка тестовой методики мониторинга устной речи обучающихся специальных (коррекционных) школ и проведение мониторинга эффективности логопедической работы с целью адекватной корректировки образовательного маршрута.
  5. Систематизация компьютерных коррекционно-развивающих игр и программ.
  6. Консультирование родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей

Основные направления работы:

✓ создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и логопедический массаж, развитие речевого дыхания, , коррекция звукопроизношения);

✓ развитие речеслухового внимания;

✓ развитие фонематического слуха;

✓ подготовка к анализу и анализ звукового состава слова (формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова);

✓ развитие слоговой структуры слова;

✓ расширение пассивного и активного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой (уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования);

✓ развитие грамматического строя речи (уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций);

✓ развитие фразовой и связной речи

✓ развитие коммуникативных умений и навыков (умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям; умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

✓ развитие общей и мелкой моторики;

✓ развитие психологических предпосылок к обучению (устойчивость и переключаемость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, навыки и приемы самоконтроля, развитие познавательной активности);

В первые две недели сентября мною были проведены:

1. Первичная диагностика (фронтальное обследование детей)

2.Изучена документации детей, вновь принятых на логопедические занятия, были собраны анамнестические данные, проведены беседы с родителями, заполнен журнал первичного обследования.

3.Составление списков детей, имеющих речевые нарушения.

4.Заполнены речевые карты.

5.Составление списка детей, посещающих логопедические занятия.

6.Составление расписания логопедических занятий и согласование его с администрацией школы.

Были составлены и утверждены рабочие программы. Составлено календарно-тематическое планирование групповых и индивидуальных занятий. Составлены индивидуальные планы работы.

Все выше перечисленные работы были выполнены в срок до 15.09. 2019г.

Кроме нарушения речи, у детей были выявлены вторичные недостатки развития ВПФ (неустойчивость внимания, трудности запоминания и воспроизведения пройденного материала, сниженная мыслительная деятельность, трудности при решении задач разной направленности). У большинства детей наблюдались недостаточная сформированность просодических компонентов речи: громкость, темп, четкость, логическое ударение.

Данные логопедического обследования были зафиксированы в речевых картах, заполняемых на каждого ребёнка. Результаты наблюдений за динамикой речевого развития отмечаются также в речевых картах.

Занятия в течение года проводились регулярно, согласно утвержденному расписанию, как система работы по коррекции и устранению различных форм речевых нарушений. Зачислено на занятия 18 учащихся.

Из зачисленных детей были сформированы 4 групповых занятий, и 6 индивидуальных занятий.

Мирошникова Инна -Системное недоразвитие речи легкой степени.

Душко Арина .- по программе «Альтернативная коммуникация»

Групповое занятие.- Системное недоразвитие речи легкой степени, нарушением языкового анализа.

Групповое занятие.- Системное недоразвитие речи легкой степени.

Данилова Карина, Гетманов Данил.-Системное недоразвитие речи легкой степени, осложненное ФФН.

Групповые занятия: Системное недоразвитие речи легкой степени

Прашунин А, Иващенко В

Кобцев В, Гаркушин А

Индивидуальные занятия: Клейн М , Архипов А.

В течение года при обследовании, при подготовке к занятиям использовала в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные методы, технологии, приемы и средства выявления, устранения речевых нарушений, коррекции высших психических функций, личностных особенностей. На занятиях использовались различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, направленные на реализацию его природного потенциала. При проведении занятий применялись активные формы обучения и коррекции. Были использованы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, элементы логоритмических занятий, , технологии моделирования и проигрывания сказок, информационно-коммуникативные технологии, элементы Су-Джок терапии, сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук (кинезеология), компьютерные развивающие программы, а также традиционные логопедические:

• Технология логопедического обследования. (Схемы логопедического обследования ребёнка с ОНР и ФФНР Г.А. Волковой; методическое пособие Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов»; Диагностический комплект логопедического обследования младших школьников О.И. Азова)

• Технология коррекции звукопроизношения.

• Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

• Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.

• Технология развития интонационной стороны речи.

• Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

• Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

• Технология логопедического массажа.

Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.

На логопедических занятиях использовала различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

В процессе коррекционно-педагогической деятельности я использую современные интерактивные игры портала «Мерсибо» .

Использование ИК технологии в коррекционном процессе с детьми, имеющими нарушения речи, возможно как в групповых, так и в индивидуальных формах работы.

Обучение правильной речи с использованием ИКТ имеет большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами, научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором – «мышь». Также важным моментом подготовки детей к овладению письмом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

В течение года, в соответствии с годовым планом работы по взаимодействию принимала участие в заседаниях коррекционного МО. Принимала участие в работе ПМПк школы.

-выступила с докладами по темам:

1. Современные требования к проведению коррекционных занятий в соответствии с требованиями ФГОС.

В процессе работы были посещены уроки и занятия:

1 класс индивидуальное занятие по теме «Автоматизация изолированного произношения звука У. БукваУ»,

3 класс логопедическое групповое занятие на тему «Дифференциация гласных первого и второго ряда»,

7 класс логопедическое групповое занятие на тему «Предлоги и приставки».

В течение года вела работу по теме самообразования «Развитие связной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Выступления и промежуточные отчеты по теме самообразования были заслушаны на заседаниях МО 1 ступени. Материалы, подтверждающие выполнения плана самообразования находятся в личном портфолио. Работа с педагогами.

В течение 2019-2020 учебного года осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, учителями-предметниками, педагогами-психологами):

Проводилось: ознакомление воспитателей и специалистов с итогами диагностики детей, посещающих логопедические занятия; информирование участников образовательного процесса о задачах обучения; совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий учителей и специалистов ОУ с учетом возрастных психофизических возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению. В консультативной деятельности ставились и решались следующие задачи:

– оказание помощи учителям, воспитателям в выборе методов для осуществления логопедической работы;

– разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи, направленной на преодоление логопедических проблем, возникающих у участников образовательного процесса.

Консультации проводились в индивидуальном режиме. Воспитатели и учителя обращались по различным интересующим их проблемам. В ходе консультирования воспитателям и педагогам давались конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставлялась методическая литература для повышения логопедической компетентности и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком.

В конце года (с 15 по 30 мая) было проведено обследование учащихся, посещавших в течение года логопедические занятия. Проведена оценка результативности коррекционной работы. Подведены итоги работы за год.

Для мониторинга развития устной и письменной речи учащихся проводилась входная и итоговая диагностика. Обследование состоит из пяти блоков, направленных на исследование:

• уровня фонематического восприятия;

• уровня связной речи;

• грамматической стороны речи;

При оценке результатов были получены следующие данные:

Сергей Б.

Роман Г.

Сергей Д.

Наталья Б.

Карина Д.

Андрей П.

Владимир И.

Иван К.

Артем Г.

Данил Г.

Таким образом, по результатам исследования на конец 2019 – 2020 учебного года отмечается положительная динамика устной речи у детей.

Запланированная работа на 2019 – 2020 учебный год считаю выполненной в полном объеме.

Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты

Положительными моментами в работе считаю следующее:

1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.

2. Положительный настрой учащихся на проведение логопедических занятий, желание детей выполнять задания, интерес к работе логопеда.

3. Хорошо оборудованный кабинет, наличие развивающих пособий.

4. Значительная положительная динамика развития устной и письменной речи учащихся.

5. Активное взаимодействие всех членов образовательного процесса.

Отрицательными моментами считаю:

1. Для достижения положительных результатов в работе логопеда необходимо, чтобы дети ежедневно выполняли комплекс артикуляционной гимнастики, регулярно посещали занятия в соответствие с расписанием. Но из-за болезни, пропусков занятий по другим причинам, даже уважительным, возможно замедление темпов положительной динамики коррекционного логопедического воздействия, незначительная динамика речевого развития, допуск прежних ошибок.

Читайте также:  Формирование звукопроизношения у двуязычных детей билингвов
Ссылка на основную публикацию